Лоис лоури посвященный

Лоис Лоури

Детям, в чьих руках наше будущее

До декабря оставалось совсем чуть-чуть, и Джонасу было страшно. Нет. Неправильное слово, подумал Джонас. Страшно - это когда тебе плохо от того, что должно произойти что-то ужасное. Страшно ему было год назад, когда неизвестный самолет дважды пролетел над коммуной. Джонас сначала увидел его, а через секунду - услышал рев двигателя. Затем, почти сразу тот же самолет пронесся обратно.

Джонас замер. Он никогда не видел самолетов так близко: Пилотам запрещалось летать над коммуной. Иногда на посадочную полосу по ту сторону реки приземлялись грузовые самолеты, и дети на велосипедах подъезжали к берегу и, не отрываясь, смотрели, как они сгружают продовольствие, а потом улетают на запад, за пределы коммуны.

Но этот самолет был другим. Остроносый и стремительный, он был совсем не похож на пузатые грузовые суда. Испуганно оглядевшись, Джонас увидел, что остальные - и дети, и взрослые - бросили свои дела и ждут, пока им объяснят, что происходит.

«ВСЕМ ЧЛЕНАМ КОММУНЫ НЕМЕДЛЕННО ЗАЙТИ В БЛИЖАЙШЕЕ ЗДАНИЕ И ОСТАВАТЬСЯ ТАМ! - раздался из громкоговорителей резкий голос. - ВЕЛОСИПЕДЫ ОСТАВИТЬ НА МЕСТЕ».

Джонас тут же бросил велосипед на дорожке возле своего дома и вбежал внутрь. Он был один - родители еще не пришли с работы, а младшая сестра Лили, как всегда после школы, была в Детском Центре.

Джонас посмотрел в окно. Улица опустела: ни Дворников, ни Ландшафтных Рабочих, ни Доставщиков еды, никого из тех, кто обычно заполняет коммуну в дневные часы. Только валяющиеся повсюду велосипеды - у одного еще крутилось колесо.

Вот тогда он испугался. От вида замершей коммуны ему стало нехорошо.

Но оказалось, что ничего страшного не произошло. Уже через несколько минут снова раздался треск громкоговорителей, и голос, теперь гораздо более спокойный, объяснил, что Пилот на Обучении сбился с курса, запаниковал и в надежде скрыть ошибку повернул обратно.

Последнюю фразу Диктор произнес с иронией, как будто речь шла о чем-то забавном. Джонас тоже усмехнулся, хотя отлично знал, что ничего смешного в этом утверждении нет. Для действующего члена коммуны Удаление было страшным наказанием, свидетельством полного провала, приговором.

Даже детей ругали, когда они использовали это слово просто так, например, разозлившись на члена команды, пропустившего мяч, или уронившего эстафетную палочку. Джонас тоже однажды крикнул своему лучшему другу Эшеру: «Ну все! Ты удален!», когда из-за его промаха их команда проиграла. Тренер отвел Джонаса в сторону для серьезного разговора, и он, виновато опустив голову, попросил у Эшера прощения.

Джонас ехал домой вдоль берега и размышлял о чувстве страха. Он вспомнил, как до тошноты испугался пронесшегося над коммуной самолета. Это было совсем не похоже на ощущения, которые вызывал в нем приближающийся декабрь. Он искал правильное слово, чтобы их описать.

Джонас внимательно относился к словам. Не то что его друг Эшер, который говорил слишком быстро и все путал - получалась такая мешанина, что не всегда даже было понятно, о чем речь. Часто выходило очень смешно.

Джонас улыбнулся, вспомнив, как однажды утром запыхавшийся Эшер ворвался в класс, когда все уже пели утренний гимн. Исполнив последний куплет, ученики расселись по местам, а Эшер остался стоять. Он должен был, как и положено, публично извиниться.

Так и не отдышавшись, Эшер протараторил стандартное извинение:

Я приношу извинения за то, что причинил неудобство своим соученикам.

Инструктор и класс терпеливо ждали объяснения. Ученики улыбались - они не раз уже выслушивали объяснения Эшера.

Я вышел из дома вовремя, но когда проезжал мимо инкубатория, залюбовался тем, как разделывают семгу. Я приношу извинения своим одноклассникам, - повторил Эшер, одернул форму и сел.

Мы принимаем твои извинения, Эшер, - класс хором проскандировал стандартный ответ.

При этом многие ученики с трудом сдерживали смех.

Я принимаю твои извинения, - улыбнулся Инструктор. - И хочу сказать тебе спасибо за то, что ты опять даешь мне возможность поговорить с классом о Правильном Употреблении Слов. «Залюбоваться» - слишком сильное слово по отношению к разделыванию семги.

Инструктор повернулся к доске и написал «залюбоваться». А под ним написал «засмотреться».

Джонас улыбнулся этому воспоминанию. Он уже почти подъехал к дому и, ставя велосипед на место, вдруг понял, что не так со словом «страшно». Оно слишком сильное.

Он так давно ждет этого особого декабря. И теперь, когда декабрь так близко, ему не страшно. «Я жду его… с нетерпением, - решил Джонас. - И, конечно, я волнуюсь». Все Одиннадцатилетние были взволнованы этим стремительно приближающимся событием.

И все же всякий раз, когда Джонас думал, что может произойти, ему было не по себе.

«Мне тревожно, - решил Джонас. - Вот что я чувствую».


Это был один из ритуалов - делиться чувствами. Иногда Джонас и Лили спорили, кто будет первым. Их родители, конечно, тоже принимали участие в ритуале, они тоже делились своими чувствами каждый вечер. Но как и все родители и вообще взрослые, они не ссорились. В том числе из-за права начать ритуал.

Давай, Лили, - сказал он, глядя на младшую сестру.

Лили - Семилетняя - ерзала на стуле от нетерпения.

Я сегодня очень разозлилась, - объявила Лили. - Моя группа из Детского Центра была на площадке для игр, и к нам пришли посетители-Семилетние, и они вообще не следовали правилам! Один из них, мужского пола, не знаю, как его зовут, все время забирался на горку без очереди, хотя все остальные ждали. Я так на него разозлилась! Я даже сжала руку в кулак, вот так, - она потрясла кулачком, и вся семья улыбнулась ее смелому жесту.

Как ты думаешь, а почему посетители не следовали правилам? - спросила Мать.

Лили в задумчивости покачала головой:

Я не знаю. Они вели себя как… как…

Звери? - смеясь, подсказал Джонас.

Точно, - рассмеялась Лили. - Как звери.

Дети понятия не имели, что значит это слово, но так часто называли невоспитанных или неловких людей, людей, которые вели себя не так, как все.

А откуда они приехали? - спросил Отец.

Лили задумалась.

Наш староста говорил об этом в приветственной речи, но я не помню. Наверное, я прослушала. Они из другой коммуны. Им пришлось выехать обратно очень рано, они даже обедали в автобусе.

Мать посмотрела на Лили:

А как ты думаешь, может, у них правила другие? И поэтому они просто не знают, какие правила на вашей площадке?

Наверное, - пожала плечами Лили.

А вы разве не посещали другие коммуны? - спросил Джонас. - Моя группа часто это делала.

Лили кивнула:

Да, когда мы были Шестилетними, мы провели целый школьный день с группой Шестилетних из другой коммуны.

И как ты себя там чувствовала?

Лили нахмурилась:

Мне было неуютно. У них другая система. Они уже освоили учебный материал, которого у нас не было, и мы чувствовали себя глупыми.

Отец слушал Лили очень внимательно.

Я все думаю про мальчика, который не следовал правилам. Может, и ему было неуютно, может, и он чувствовал себя глупо? Ведь он тоже был в незнакомом месте с непривычными правилами. Как ты думаешь, Лили?

Лили обдумала его слова.

Да, - сказала она наконец.

А мне его даже жалко, - сказал Джонас. - Хоть я его и не видел. Мне было бы жаль любого, кто оказался там, где ему неуютно и он чувствует себя глупо.

Что ты чувствуешь сейчас, Лили? - спросил Отец. - Все еще злишься?

По-моему, нет, - решила Лили. - По-моему, мне тоже его жалко. И я жалею, что сжала руку в кулак, - сказала Лили. И улыбнулась.

Джонас улыбнулся в ответ. Лилины чувства всегда такие ясные, простые, с ними легко разобраться. Он подумал, что, наверное, когда он был Семилетним, его чувства были такими же.

Он вежливо, но не слишком внимательно слушал, что рассказывает Отец. Тот говорил о чувстве, которое беспокоило его сегодня на работе: он волновался за одного из Младенцев. Отец Джонаса был Воспитателем. Воспитатели должны были заниматься всеми эмоциональными и физическими потребностями детей в первые годы жизни. Джонас понимал, что это очень важная работа, но она его не слишком интересовала.

Какого он пола? - спросила Лили.

Мужского, - сказал Отец. - Очень милый ребенок мужского пола со славным характером. Но он растет медленнее, чем положено, и плохо спит. Мы держим его в отделе дополнительного ухода, но в Комитете уже поговаривают о том, чтобы его удалить.

: раздумывая над покупкой книги для своей 11-летней дочери, нередко останавливаюсь на книгах именно этого издательства. Они интересны и подросткам, и их родителям: нестандартные сюжеты, философские вопросы, повод для разговоров с ребенком во время и после прочтения книг. Большинство имён были мне незнакомы ранее: тем интереснее узнавать новых авторов. Дочка была в восторге от "Страшилки Стеллы" Унни Линделл и Фредерик Скавлан (жаль, что в России вышли только первые две книги из десяти: может быть, кто-то подскажет: реально ли найти эти книги на английском языке? дочь готова читать на английском), я плакала всеми видами слёз (радости, отчаяния, просто от того, что эмоции через край били), читая "Привет, давай поговорим" Шэрон Дрейпер. И — друг за дружкой — мы вместе прочитали "Когда мы встретимся" Ребекки Стед и бурно обменивались впечатлениями. Радует ещё и отличная полиграфия: все книги изданы на хорошей бумаге, очень крупный шрифт, многие оригинально иллюстрированы (взять ту же самую "Стеллу" — ни в одной книге не видела ничего подобного ).

Теперь вот настала очередь книги Лоис Лоури "Дающий". Книгу купила ещё весной, но всё это время она так и стояла на полке: у меня перед ней прямо трепет какой-то был. Казалось, что читать её будет сложно, долго, и содержание — абстрактные рассуждения обо всём понемногу. Реальность оказалась диаметрально противоположной: взяв книгу в руки в воскресенье вечером, от неё трудно было уже оторваться. в понедельник читала везде: в маршрутке, на переменах, в холле Дворца, ожидая дочь с тренировки.

После такого стремительного прочтения, я поняла, что впервые не знаю, как писать отзыв по книге. Дело в том, что все мои предыдущие книги на проекте читались неспешно, а потому часто ловила себя на мысли, что попутно моделирую будущий отзыв. В этом же случае получилось, как вспышка: раз, и готово! Думаю, что ещё долго буду осмысливать эту книгу. А сейчас попробую описать первые впечатления.

  1. Если бы Дж. Оруэлл и Е. Замятин писали для детей, то вместо "1984" и "Мы" из-под их пера вышел бы "Дающий". Грубая аналогия, конечно (особенно если учесть, что и "Мы", и "1984" были прочитаны лет 15 назад, наверное), но книга позиционируется как антиутопия — нечасто встретишь такой жанр в детской литературе. В романе описана жизнь Коммуны, подчинённая строгим правилам. С голосом диктора из громкоговорителей, с ежегодными совместными днями рождения, у каждого из которых своя особая роль: к примеру, на Церемонии Годовалых все младенцы, рождённые в течении года, получают имя и семью, на Церемонии Девятилетних каждый ребёнок, достигший этого возраста, получал велосипед с именной табличкой, на Церемонии Двенадцатилетних все подростки получали Назначение — то дело, которым они будут заниматься всю жизнь и к обучению которых они приступят вслед за церемонией. С Комитетом Старейшин, который занимается жизнью Коммуны — вплоть до подбора супружеских пар. В общем, то, что кажется всем членам Коммуны естественным и способствующим всеобщему благоденствию, а на деле — ограничивающему свободу, вплоть до права на жизнь: за нарушение Правил может последовать наказание, самым жестоким из которых является удаление (в книге не сразу объясняется, что имеется в виду под этим словом, возможно, в силу того, что роман всё-таки детский, но мне сразу стало ясно, что удаление — вариант смертной казни, принятый в Коммуне).
  2. С первых дней проекта взяла в привычку: книгу, которую читаю на текущей неделе, приносить на работу и класть на свой стол в кабинете. Нет-нет, а кто-то из учеников подойдёт и спросит. Но сегодня не искушала судьбу (а вдруг не спросят?), а просто порекомендовала книгу на уроке десятиклассникам (на тот момент прочитано было менее половины, но книга уже зацепила), потому, что к месту—к теме—к слову пришлось: в рамках изучения философии и общественных наук в Новое и Новейшее время, мы касаемся и взглядов социалистов-утопистов. Т. Мор, Т. Кампанелла, А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн — их взгляды на идеальное общественное устройство, на перспективы общественного развития. Роман "Дающий", на первый взгляд, тоже очередная попытка представить такое вот идеальное устройство. При котором люди, опираясь на свою потребность жить в рамках организованного общества, на свои представления о справедливости и равенстве, пришли к "одинаковости", к детальной регламентации не только общественной, но и частной жизни (к примеру, с момента начала полового созревания, каждый член Коммуны ежедневно пьёт специальные таблетки, подавляющие половое влечение: то есть, под контроль ставятся и биологические потребности, Коммуна и в других аспектах идёт против природы).
  3. Однако автор с первых страниц пытается заставить читателя сомневаться в справедливости устройства Коммуны. И, после Церемонии Двенадцатилетних, на которой главный герой романа Джонас был не назначен, а избран , избран Принимающим воспоминания, конфликт личности и общества, пусть долгое время только внутренний, уже очевиден для читателя. Постепенно принимая одно воспоминание за другим, Джонас узнаёт, что мир когда-то давно не был одинаковым, что есть различные цвета, что рельеф не всегда бывает плоским, что существует смена времён года со снежной зимой и солнечным летом. Наконец, он узнаёт, что есть любовь — слово, употребление которого считалось неуместным даже в семье (семейная ячейка Джонаса считает употребление этого слова бессмысленным, предлагая ему заменить вопрос "Вы меня любите?" на "Вы мной довольны?" или "Вы мной гордитесь?").
  4. Почему-то вспомнилось стихотворение Екатерины Горбовской. Оно, правда, посвящено 16-летним, а Джонасу только 12—13. Но он как-то быстро повзрослел по ходу романа.

Когда бездумно пророчит лето,

А человеку шестнадцать лет,

И столько веры в свои победы,
И в то, что Бога на свете нет!
И вечер тёплый, и ветер южный,
И окрыляет избыток сил,
И очень важно, и очень нужно,
Чтоб кто-то бережно объяснил,
Что жизнь проходит, меняет краски,
То зацелует, то отомстит,
Не всё то горе, что нету счастья,
Не всё то золото, что блестит,
Что в мире много таких вопросов,
Где не ответишь начистоту,
Что резать вены — ещё не способ
Свою доказывать правоту.

Хотя, скорее, это ассоциация не про Джонаса, а про Розмари — предыдущую Принимающую Воспоминания, которая, не сумев справиться с ними, сама подала прошение на Удаление. Возможно, именно эта трагедия Дающего (ведь Розмари была его дочерью) оправдывает слишком красивое, на мой взгляд, развитие сюжета романа: нереально красивое, чтобы быть правдой. Дающий помогает Джонасу осознать его истинное предназначение, показывает путь, вместе с ним готовит побег мальчика из Коммуны и, хотя сценарий в конце концов немного изменится, роман заканчивается надеждой. Не только на то, что не только Джонас нашёл лучший мир, где нет одинаковости. Но и на то, что он оставил людям в Коммуне свои воспоминания, приняв которые, они уже не смогут жить по прежнему. Хотя почему это нереально красивое? Реальная история показывает, что тоталитарные режимы, как правило, недолговечны (сама ведь даю своим ученикам написать эссе на эту тему).


В одном из отзывов на "Дающего" прочитала: "Книга для детей 12 —15 лет, но сначала прочитайте ее сами". Прочитала сама. Рекомендую прочитать своей дочери. Рада, что поступила именно так, как рекомендует отзыв. Думаю, что эту книгу, даже дети более старшего возраста должны читать в диалоге с родителями.
И напоследок. Роман открывается посвящением: "Детям, в чьих руках наше будущее" .

Купить в Лабиринте >>>

Роман «Мы» Замятина, написанный в 1920 году, описывает общество далекого будущего, в котором личность подчинена жесткому тоталитарному контролю. Впервые книга была опубликована на английском языке в Нью-Йорке в 1924 году, после чего на родине писателя началась компания по его травле. Антиутопия Замятина была напечатана на русском языке лишь в 1988 году.

Главные герои

Д-503 – инженер, строитель космического корабля «Интеграл», главный герой-рассказчик.

О-90 – женский номер, партнерша Д по «личным» часам.

I-330 – женский номер, соблазнительница Д-503, заговорщица.

Другие персонажи

Ю – женский номер, пожилая контролерша.

R-13 – мужской номер, поэт, юморист.

Доктор – мужской номер, стоящий на стороне заговорщиков.

Хранитель S – хранитель Единого Государства, переметнувшийся на сторону заговорщиков.

Благодетель – бессменный верховный правитель Единого Государства.

Запись 1-ая

На дворе 32 век. Человечество покорилось абсолютной власти Единого Государства во главе с его правителем – Благодетелем. В скором времени завершается строительство космического корабля «Интеграла». Его главная задача заключается в том, чтобы « подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах, - быть может, еще в диком состоянии свободы ».

Над строительством корабля работает Д-503 – « один из математиков Единого Государства ».

Запись 2-ая

Д-503 любуется чистым весенним небом, на котором нет ни облачка. В послеобеденный час за Д заходит « вся кругло обточенная » О-90.

Во время прогулки среди других пронумерованных людей Д-503 встречает незнакомку – тонкую и резкую I-330. Каким-то образом ей удается читать мысли инженера, и она приглашает его в аудиторию 112. Эта женщина действует на Д « неприятно, как случайно затесавшийся в уравнение неразложимый иррациональный член ».

Запись 3-ья

Д-503 дает объяснения таким ключевым понятиям как Личные Часы, Часовая Скрижаль, Зеленая Стена, Материнская Норма, Благодетель.

Со времен далекой Двухсотлетней войны никто не бывал за пределами стеклянной Зеленой Стены, огородившей город от дремучего леса.

Регламентирует работу Единого Государства Часовая Скрижаль, благодаря которой все жители действуют, точно прекрасно слаженный механизм: одновременно просыпаются, приступают к работе и завершают ее, ложатся спать. В сутках есть два личных часа, когда жители города могут по своему усмотрению опустить шторы, погулять или же провести время за письменным столом.

Запись 4-ая

На следующий день Д получает наряд в аудиториум 112, где фонолектор вспоминает музыкантов прошлого, писавших музыку в порыве вдохновения. За роялем в старинной одежде сидит новая знакомая Д – тонкая I-330, и играет отрывок древней музыки.

Д с нетерпением ожидает вечернего личного часа, когда к нему должна прийти О с розовым билетом, дающим право на закрытые шторы.

Запись 5-ая

Д-503 излагает законы, по которым живет Единое Государство. После победы в двухсотлетней войне в живых осталось лишь 0,2 % населения.

« Предки дорогой ценой покорили, наконец, Голод», когда была изобретена « теперешняя, нефтяная пища ». Также жителям Единого Государства удалось избавиться от такого чувства как Любовь, и теперь каждый может предварительно выбрать себе нужный номер, написать заявление, и встретиться с ним в строго регламентированные сексуальные дни. Это очень удобно и практично.

Запись 6-ая

Д с горечью признает, что даже Единому Государству « до идеала - еще несколько ступеней ». Еще есть номера, нарушающие правила, и тогда на главной площади проходит праздник Правосудия.

Впрочем, и сам Д не так уж и чист перед законом. Однажды в личный час он отправился с I в Древний Дом, кардинально отличающийся от привычных блоков с прозрачными стенами, в которых живут номера. Его спутница ненадолго отлучилась, а после вышла « в коротком, старинном ярко-желтом платье, черной шляпе, черных чулках ».

Д-503 опаздывал на лекцию, но I просила его задержаться. Это было немыслимое нарушение всех правил.

Запись 7-ая

Д видит сон и просыпается с ужасом, поскольку знает, что « сны - это серьезная психическая болезнь ». По дороге к «Интегралу» он замечает Хранителя S и пытается ему рассказать о своей встрече с I в Древнем Доме и ее нарушении правил, но в последний момент передумывает.

О считает, что Д болен, и ему нужно показаться врачу. Вечер они проводят, решая « задачи из старинного задачника: это очень успокаивает и очищает мысли ».

Запись 8-ая

Д вспоминает, как в школьные годы его страшили иррациональные числа. Он собирается идти в Бюро Хранителей, но по дороге встречает О и R-13. Спутник милой О не по душе прагматичному Д, поскольку у « у R-13 есть дурная привычка шутить ».

На послеобеденный личный час О записана к R-13, но, поскольку им хватит полчаса, писатель приглашает Д к себе домой. По сути, их любовный неравнобедренный треугольник представляет собой семью, в которой Д комфортно и уютно.

Запись 9-ая

Д находится на главной площади вместе с тысячами других номеров, пришедших на праздник Правосудия. « Тяжкий, каменный, как судьба, Благодетель » руководит Машиной, убивающей преступников тысячами вольт электрического тока. После казни от них остается « только лужа химически-чистой воды, еще минуту назад буйно и красно бившаяся в сердце ».

Запись 10-ая

Д получает извещение, согласно которому I-330 записана на него на сегодняшний вечер. В голове инженера проносится вихрь мыслей, и он понимает, что « будет трудный, нелепый, абсолютно нелогичный разговор ».

I дает понять, что Д находится в ее руках, поскольку тот не сообщил о нарушении Хранителям. После этого свидания Д никак не может уснуть.

Запись 11-ая

Впервые в жизни Д чувствует неуверенность в себе, он не понимает, кем является на самом деле. К нему заходит R-13, который в разговоре мимоходом упоминает о том, что также близко знаком с I.

Эта новость выводит из равновесия Д, который с ужасом осознает, что « все это сумасшествие - любовь, ревность - не только в идиотских древних книжках ».

Запись 12-ая

Д уверен, что тяжело болен, и мечтает выздороветь. Он не сомневается, что скоро пойдет на поправку, поскольку в эту ночь не было « снов или иных болезненных явлений ».

Он читает книгу со стихами R, который принес ему накануне. Вместе с Д стихи читает один из Хранителей.

Запись 13-ая

После крепкого сна без сновидений Д уверен, что полностью здоров. Неожиданный звонок от I нарушает его привычный распорядок дня. Он опаздывает на работу, и его спутница берет справку у знакомого доктора.

Теперь они свободны. Пара направляется в Древний Дом, где предается любви без розовых талонов и разрешений. Д кажется, будто он проваливается в свой « старый сон, такой теперь понятный ».

Запись 14-ая

Д спускается « к дежурному взять право на шторы », поскольку в этот вечер должна прийти О с розовым талоном. Однако свидание не задается с самого начала, поскольку Д остро понимает, « до чего все опустошено, отдано ».

Не выдержав равнодушия Д, горько плачет, а затем убегает. Д осознает, что I отобрала у него и R, и О.

Запись 15-ая

Д приходит к месту строительства «Интеграла». От Второго Строителя он узнает, что, пока он болел, поймали « ненумерованного человека ». Его отвели в Операционное, где работают « лучшие и опытнейшие врачи под непосредственным руководством самого Благодетеля ».

Нарушителя будут пытать при помощи Газового Колокола. Под стеклянный колпак сажают человека и под давлением нагнетают различные газы до тех пор, пока он не выдаст ценную информацию. Но это не бесчеловечная пытка, а исключительно забота « о безопасности Единого Государства, другими словами - о счастии миллионов ».

Запись 16-ая

Д сильно тоскует по I, которую он не видел уже много дней. Однажды « она промелькнула, на секунду заполнила желтый, пустой мир », и так же стремительно исчезла.

Д обращается к доктору, и тот ставит страшный диагноз – у пациента появилась душа. Однако вылечить этот недуг помогут прогулки пешком, в частности, до Древнего Дома. Таким образом доктор напоминает Д, что там его ожидает встреча с I.

Запись 17-ая

Д направляется к Древнему Дому в надежде встретить там I, но ему никак не удается ее отыскать. Во время поисков математик замечает приближающегося хранителя, и в панике прячется в шкаф. Оказавшись в безопасности, он « медленно, мягко поплыл куда-то вниз ».

В подземелье Д встречает знакомого доктора, который обещает привести I. В ожидании встречи у Д « дрожат губы, руки, колени ». Он встречает I в желтом платье, и она назначает ему свидание на послезавтра.

Запись 18-ая

Д ложится спасть и тотчас же опускается « на сонное дно, как перевернувшийся, слишком загруженный корабль ». Ему снится I в розовом платье, за зеркальной дверью его шкафа. Проснувшись, Д пытается определить, что такое душа, но еще больше погружается в пучину хаоса.

По совету доктора Д идет на прогулку. Вечером он получает от О-90 письмо, в котором она признается Д в любви, и вместе с тем отпускает, чтобы он был счастлив с I.

Запись 19-ая

Проходит первый пробный запуск «Интеграла», во время которого погибает « с десяток зазевавшихся нумеров ». Однако на это досадное происшествие никто не обращает внимания, и работа продолжается.

Герой отправляется на лекцию по детоводству, где встречает О. Вечером того же дня О просит Д об одной услуге – оставить ей ребенка. За подобное нарушение положена казнь, но О готова принести себя в жертву, лишь бы почувствовать в себе зарождение новой жизни. Д соглашается.

Запись 20-ая

Д анализирует происшедшее, и приходит к выводу, что готов к смерти в Машине Благодетеля. Если в Операционной О назовет его имя, он будет убит вместе с ней.

Запись 21-ая

I опять не приходит в свой день, вместо нее – лишь « невнятная, ничего не разъясняющая записка ». В надежде отыскать ее, Д отправляется к Древнему Дому. Там он встречает Хранителя S, который просит его вести себя осторожнее.

Вечером Д встречает пожилую контролершу Ю, которая жалуется ему на то, что дети изобразили ее « в каком-то рыбьем виде ». Она, конечно же, любит детей, но не преминула сдать их Хранителям.

Запись 22-ая

Д становится свидетелем шествия – под конвоем ведут трех преступников. Один из них, заметив знакомое лицо в толпе, останавливается, но стражник щелкает « по нем синеватой искрой электрического кнута ». К юноше бросается навстречу девушка, и Д кажется, что это I.

Запись 23-ья

К Д приходит I, и говорит о своей любви к нему. Но она хочет быть уверенной в том, что и ради нее Д готов на все. Математик чувствует, что женщина что-то недоговаривает. Она соглашается все ему рассказать, но только после Дня Единогласия.

Запись 24-ая

Д размышляет о великом Дне Единогласия, во время которого неизменно выбирают одного и того же правителя. При этом « самые выборы имеют значение скорее символическое », и призваны подчеркнуть, что народ Единого Государства – « единый, могучий миллионноклеточный организм ».

Математик предлагает I пойти на главную площадь вместе, но она отказывается.

Запись 25-ая

Звучит торжественный гимн, с небес на аэро спускается « в белых одеждах Благодетель, мудро связавший нас по рукам и ногам благодетельными тенетами счастья ».

По рядам проносится « шелест миллионов рук » – все голосуют «за» Благодетеля, а после « тысячи рук взмахнули вверх - «против»». Начинается страшная паника, I – ранена, и Д на руках уносит ее подальше от обезумевшей толпы.

Запись 26-ая

К большому удивлению Д, привычный мир все еще продолжает существовать. В Единой Государственной Газете сообщается, что, несмотря на происки врагов, в « 48-й раз единогласно избран все тот же, многократно доказавший свою непоколебимую мудрость Благодетель ».

Все улицы в Едином Государстве обклеены листовками Мефи, и Хранители уничтожают их в срочном порядке.

Запись 27-ая

Д встречается с I, и она ведет его за Зеленую Стену. Оказавшись в запретной зоне, математик больше всего поражается солнцу – « это были какие-то живые осколки, непрестанно прыгающие пятна, от которых слепли глаза, голова шла кругом ».

На поляне шумит « толпа в триста-четыреста… человек ». I обращается к ним с призывом захватить «Интеграл» и отправиться на иные планеты, чтобы навсегда разрушить установленные Благодетелем законы и порядки. Многие считают это безумием, но Д поддерживает свою спутницу.

Неожиданно Д замечает в толпе знакомое лицо Хранителя, но I утверждает, что об этом месте никому неизвестно.

Запись 28-ая

К Д приходит I и сообщает, что правительство что-то задумало – « в зданиях аудиториумов что-то готовят, какие-то столы, медики в белом ». Также она предполагает, Д является потомком смешанной расы и является сыном женщины из города и мужчины, что жил за Зеленой Стеной.

I рассказывает математику о Мефи, которые отчаянно борются за свободу. Позже Д получает письмо, в котором его предупреждают о приходе Хранителей. Он успевает спрятать опасные записи, и Хранители уходят ни с чем.

Запись 29-ая

Направляясь в Древний Дом на встречу с I, Д замечает беременную О. Она очень счастлива, и благодарит Д за это счастье. Однако математик обеспокоен – он прекрасно знает, какая участь уготована О-90 за противозаконную беременность.

Д предлагает ей перейти ее за Зеленую Стену и познать истинную радость материнства – видеть, как ребенок « на руках будет расти, круглеть, наливаться, как плод ». Узнав, что это может сделать только I, О решительно отказывается от помощи.

Запись 30-ая

I рассказывает, что « среди сотен, наудачу взятых вчера Хранителями, - попали 12 Мефи », и нужно действовать как можно быстрее и решительнее. Промедление в 2-3 дня может оказаться роковым.

Захват «Интеграла» запланирован на послезавтра – в день его первого пробного полета. И тогда в руках I и ее единомышленников окажется « оружие, которое поможет кончить все сразу, быстро, без боли ».

Запись 31-ая

На следующий день Д читает в Государственной Газете о том, что Единое Государство намерено окончательно сделать людей идеальными, начисто лишив их фантазии. Для этого достаточно провести небольшую операцию, уничтожив « жалкий мозговой узелок » – центр фантазии.

Из-за этой новости запуск «Интеграла» откладывается. Д рад этому, ведь ему не нужно предавать собственное детище. Он возлагает большие надежды на Операцию, надеясь таким образом вернуть свое прежнее спокойствие.

Однако I жестко ставит его перед выбором – « Операция и стопроцентное счастье или… ». Д выбирает второй вариант – неизвестное, пугающее будущее, но вместе с I.

Запись 32-ая

Первые номера, подвергшиеся Операции, со знаменем « Мы первые! Мы - уже оперированы! Все за нами!» пытаются загнать к операционным столам остальные номера. Д вместе со многими другими удается скрыться.

Математик встречает О, которая согласна укрыться за Зеленой Стеной – он не хочет подвергаться операции, после которой не сможет любить своего ребенка. Д дает ей письмо к I, и направляет к Древнему Дому.

Запись 33-ья

На следующий день Д из газеты узнает о приостановлении работ до тех пор, пока все номера не подвергнуться операции. Это обязательное для всех условие, а « неявившиеся - подлежат Машине Благодетеля ».

Запись 34-ая

«Интеграл» готов к испытанию. Он поднимается в воздух и выходит за пределы земной атмосферы. Приближается намеченный час, когда Мефи должны взять бразды правления в свои руки. Однако один из них оказывается Хранителем, и планы по перевороту разрушаются. I подозревает Д в измене.

Запись 35-ая

Чтобы доказать свою невиновность I, математик решает убить контролершу Ю – он уверен, что это по ее вине сорван запланированный переворот. Он ищет ее целый день по городу, но нигде не находит.

Вечером Ю сама является к Д. Тот опускает шторы и замахивается штоком, намереваясь убить ее. Ю уверена, что Д действует так в порыве страсти, и « это было так неожиданно, так глупо », что он опускает шток из руки и начинает хохотать. В тот миг Д понимает, « что смех - самое страшное оружие: смехом можно убить все - даже убийство ».

Ю признается, что она не выдавала I. Звонит звонок – сам Благодетель срочно вызывает к себе Д.

Запись 36-ая

Благодетель раскрывает перед Д правду – изменникам он не интересен сам по себе. Он представляет для них ценность только как строитель «Интеграла». Осмелившись поднять глаза на Благодетеля, Д видит перед собой « лысый, сократовски-лысый человек, и на лысине - мелкие капельки пота » Не в силах сдерживать смех, Д убегает.

Запись 37-ая

Во время завтрака происходит неожиданное происшествие – в небе появляются птицы, влетевшие в Единое Государство через разрушенную Зеленую Стену.

В образовавшейся толчее Д пытается отыскать I, но все безуспешно.

Запись 38-ая

Проснувшись утром от яркого света, Д видит перед собой I. У нее совсем немного времени, и математик пытается оправдаться перед ней. Он рассказывает ей о встрече с Благодетелем. I, ничего не ответив, покидает Д.

Запись 39-ая

Д решает идти в «Бюро Хранителей» и во всем им признаться. Он находит знакомого Хранителя S, и начинает судорожно и сбивчиво, « несуразными комьями, клочьями» рассказывать обо всем происшедшем. Но Хранитель ему признается, что сам принадлежит к заговорщикам, и ему обо всем известно.

Д покидает Бюро и встречает своего соседа-ученого, которому удалось доказать конечность Вселенной.

Запись 40-ая

Математика и его соседа-ученого, « как не имеющих удостоверения об Операции », отправляют на проведение процедуры по удалению фантазии.

На следующий день Д приходит к Благодетелю и все ему рассказывает. Вечером того же дня Д присутствует при пытках « в знаменитой Газовой Комнате ». Туда приводят женщину, которая смутно кого-то напоминает Д. Несмотря на мучения, она, в отличие от своих соратников, не произносит ни слова. Завтра ее вместе с другими казнят в Машине Благодетеля.

Но еще не все спокойно в Едином Государстве, и « в западных кварталах - все еще хаос, рев, трупы, звери ». Номерам удается отгородиться от них временной стеной из высоковольтных волн. Д не сомневается в победе Единого Государства.

Заключение

Антиутопия «Мы» представляет собой противостояние реальности и идеологии. Желая избавиться от всех проблем, жители Единого Государства убивают в себе все человеческое, тем самым лишая себя радости жизни.

Краткий пересказ «Мы» будет особенно полезен для читательского дневника. После его прочтения рекомендуем прочесть полную версию романа.

Тест по роману

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.8 . Всего получено оценок: 583.

Детям, в чьих руках наше будущее

1

До декабря оставалось совсем чуть-чуть, и Джонасу было страшно. Нет. Неправильное слово, подумал Джонас. Страшно — это когда тебе плохо от того, что должно произойти что-то ужасное. Страшно ему было год назад, когда неизвестный самолет дважды пролетел над коммуной. Джонас сначала увидел его, а через секунду — услышал рев двигателя. Затем, почти сразу тот же самолет пронесся обратно.

Джонас замер. Он никогда не видел самолетов так близко: Пилотам запрещалось летать над коммуной. Иногда на посадочную полосу по ту сторону реки приземлялись грузовые самолеты, и дети на велосипедах подъезжали к берегу и, не отрываясь, смотрели, как они сгружают продовольствие, а потом улетают на запад, за пределы коммуны.

Но этот самолет был другим. Остроносый и стремительный, он был совсем не похож на пузатые грузовые суда. Испуганно оглядевшись, Джонас увидел, что остальные — и дети, и взрослые — бросили свои дела и ждут, пока им объяснят, что происходит.

«ВСЕМ ЧЛЕНАМ КОММУНЫ НЕМЕДЛЕННО ЗАЙТИ В БЛИЖАЙШЕЕ ЗДАНИЕ И ОСТАВАТЬСЯ ТАМ! — раздался из громкоговорителей резкий голос. — ВЕЛОСИПЕДЫ ОСТАВИТЬ НА МЕСТЕ».

Джонас тут же бросил велосипед на дорожке возле своего дома и вбежал внутрь. Он был один — родители еще не пришли с работы, а младшая сестра Лили, как всегда после школы, была в Детском Центре.

Джонас посмотрел в окно. Улица опустела: ни Дворников, ни Ландшафтных Рабочих, ни Доставщиков еды, никого из тех, кто обычно заполняет коммуну в дневные часы. Только валяющиеся повсюду велосипеды — у одного еще крутилось колесо.

Вот тогда он испугался. От вида замершей коммуны ему стало нехорошо.

Но оказалось, что ничего страшного не произошло. Уже через несколько минут снова раздался треск громкоговорителей, и голос, теперь гораздо более спокойный, объяснил, что Пилот на Обучении сбился с курса, запаниковал и в надежде скрыть ошибку повернул обратно.

Последнюю фразу Диктор произнес с иронией, как будто речь шла о чем-то забавном. Джонас тоже усмехнулся, хотя отлично знал, что ничего смешного в этом утверждении нет. Для действующего члена коммуны Удаление было страшным наказанием, свидетельством полного провала, приговором.

Даже детей ругали, когда они использовали это слово просто так, например, разозлившись на члена команды, пропустившего мяч, или уронившего эстафетную палочку. Джонас тоже однажды крикнул своему лучшему другу Эшеру: «Ну все! Ты удален!», когда из-за его промаха их команда проиграла. Тренер отвел Джонаса в сторону для серьезного разговора, и он, виновато опустив голову, попросил у Эшера прощения.

Джонас ехал домой вдоль берега и размышлял о чувстве страха. Он вспомнил, как до тошноты испугался пронесшегося над коммуной самолета. Это было совсем не похоже на ощущения, которые вызывал в нем приближающийся декабрь. Он искал правильное слово, чтобы их описать.

Джонас внимательно относился к словам. Не то что его друг Эшер, который говорил слишком быстро и все путал — получалась такая мешанина, что не всегда даже было понятно, о чем речь. Часто выходило очень смешно.

Джонас улыбнулся, вспомнив, как однажды утром запыхавшийся Эшер ворвался в класс, когда все уже пели утренний гимн. Исполнив последний куплет, ученики расселись по местам, а Эшер остался стоять. Он должен был, как и положено, публично извиниться.

Так и не отдышавшись, Эшер протараторил стандартное извинение:

— Я приношу извинения за то, что причинил неудобство своим соученикам.

Инструктор и класс терпеливо ждали объяснения. Ученики улыбались — они не раз уже выслушивали объяснения Эшера.

— Я вышел из дома вовремя, но когда проезжал мимо инкубатория, залюбовался тем, как разделывают семгу.

Лоис Лоури

Детям, в чьих руках наше будущее

До декабря оставалось совсем чуть-чуть, и Джонасу было страшно. Нет. Неправильное слово, подумал Джонас. Страшно - это когда тебе плохо от того, что должно произойти что-то ужасное. Страшно ему было год назад, когда неизвестный самолет дважды пролетел над коммуной. Джонас сначала увидел его, а через секунду - услышал рев двигателя. Затем, почти сразу тот же самолет пронесся обратно.

Джонас замер. Он никогда не видел самолетов так близко: Пилотам запрещалось летать над коммуной. Иногда на посадочную полосу по ту сторону реки приземлялись грузовые самолеты, и дети на велосипедах подъезжали к берегу и, не отрываясь, смотрели, как они сгружают продовольствие, а потом улетают на запад, за пределы коммуны.

Но этот самолет был другим. Остроносый и стремительный, он был совсем не похож на пузатые грузовые суда. Испуганно оглядевшись, Джонас увидел, что остальные - и дети, и взрослые - бросили свои дела и ждут, пока им объяснят, что происходит.

«ВСЕМ ЧЛЕНАМ КОММУНЫ НЕМЕДЛЕННО ЗАЙТИ В БЛИЖАЙШЕЕ ЗДАНИЕ И ОСТАВАТЬСЯ ТАМ! - раздался из громкоговорителей резкий голос. - ВЕЛОСИПЕДЫ ОСТАВИТЬ НА МЕСТЕ».

Джонас тут же бросил велосипед на дорожке возле своего дома и вбежал внутрь. Он был один - родители еще не пришли с работы, а младшая сестра Лили, как всегда после школы, была в Детском Центре.

Джонас посмотрел в окно. Улица опустела: ни Дворников, ни Ландшафтных Рабочих, ни Доставщиков еды, никого из тех, кто обычно заполняет коммуну в дневные часы. Только валяющиеся повсюду велосипеды - у одного еще крутилось колесо.

Вот тогда он испугался. От вида замершей коммуны ему стало нехорошо.

Но оказалось, что ничего страшного не произошло. Уже через несколько минут снова раздался треск громкоговорителей, и голос, теперь гораздо более спокойный, объяснил, что Пилот на Обучении сбился с курса, запаниковал и в надежде скрыть ошибку повернул обратно.

Последнюю фразу Диктор произнес с иронией, как будто речь шла о чем-то забавном. Джонас тоже усмехнулся, хотя отлично знал, что ничего смешного в этом утверждении нет. Для действующего члена коммуны Удаление было страшным наказанием, свидетельством полного провала, приговором.

Даже детей ругали, когда они использовали это слово просто так, например, разозлившись на члена команды, пропустившего мяч, или уронившего эстафетную палочку. Джонас тоже однажды крикнул своему лучшему другу Эшеру: «Ну все! Ты удален!», когда из-за его промаха их команда проиграла. Тренер отвел Джонаса в сторону для серьезного разговора, и он, виновато опустив голову, попросил у Эшера прощения.

Джонас ехал домой вдоль берега и размышлял о чувстве страха. Он вспомнил, как до тошноты испугался пронесшегося над коммуной самолета. Это было совсем не похоже на ощущения, которые вызывал в нем приближающийся декабрь. Он искал правильное слово, чтобы их описать.

Джонас внимательно относился к словам. Не то что его друг Эшер, который говорил слишком быстро и все путал - получалась такая мешанина, что не всегда даже было понятно, о чем речь. Часто выходило очень смешно.

Джонас улыбнулся, вспомнив, как однажды утром запыхавшийся Эшер ворвался в класс, когда все уже пели утренний гимн. Исполнив последний куплет, ученики расселись по местам, а Эшер остался стоять. Он должен был, как и положено, публично извиниться.

Так и не отдышавшись, Эшер протараторил стандартное извинение:

Я приношу извинения за то, что причинил неудобство своим соученикам.

Инструктор и класс терпеливо ждали объяснения. Ученики улыбались - они не раз уже выслушивали объяснения Эшера.

Я вышел из дома вовремя, но когда проезжал мимо инкубатория, залюбовался тем, как разделывают семгу. Я приношу извинения своим одноклассникам, - повторил Эшер, одернул форму и сел.

Мы принимаем твои извинения, Эшер, - класс хором проскандировал стандартный ответ.

При этом многие ученики с трудом сдерживали смех.

Я принимаю твои извинения, - улыбнулся Инструктор. - И хочу сказать тебе спасибо за то, что ты опять даешь мне возможность поговорить с классом о Правильном Употреблении Слов. «Залюбоваться» - слишком сильное слово по отношению к разделыванию семги.

Инструктор повернулся к доске и написал «залюбоваться». А под ним написал «засмотреться».

Джонас улыбнулся этому воспоминанию. Он уже почти подъехал к дому и, ставя велосипед на место, вдруг понял, что не так со словом «страшно». Оно слишком сильное.

Он так давно ждет этого особого декабря. И теперь, когда декабрь так близко, ему не страшно. «Я жду его… с нетерпением, - решил Джонас. - И, конечно, я волнуюсь». Все Одиннадцатилетние были взволнованы этим стремительно приближающимся событием.

И все же всякий раз, когда Джонас думал, что может произойти, ему было не по себе.

«Мне тревожно, - решил Джонас. - Вот что я чувствую».

Это был один из ритуалов - делиться чувствами. Иногда Джонас и Лили спорили, кто будет первым. Их родители, конечно, тоже принимали участие в ритуале, они тоже делились своими чувствами каждый вечер. Но как и все родители и вообще взрослые, они не ссорились. В том числе из-за права начать ритуал.

Давай, Лили, - сказал он, глядя на младшую сестру.

Лили - Семилетняя - ерзала на стуле от нетерпения.

Я сегодня очень разозлилась, - объявила Лили. - Моя группа из Детского Центра была на площадке для игр, и к нам пришли посетители-Семилетние, и они вообще не следовали правилам! Один из них, мужского пола, не знаю, как его зовут, все время забирался на горку без очереди, хотя все остальные ждали. Я так на него разозлилась! Я даже сжала руку в кулак, вот так, - она потрясла кулачком, и вся семья улыбнулась ее смелому жесту.

Как ты думаешь, а почему посетители не следовали правилам? - спросила Мать.

Лили в задумчивости покачала головой:

Я не знаю. Они вели себя как… как…

Звери? - смеясь, подсказал Джонас.

Точно, - рассмеялась Лили. - Как звери.

Дети понятия не имели, что значит это слово, но так часто называли невоспитанных или неловких людей, людей, которые вели себя не так, как все.

А откуда они приехали? - спросил Отец.

Лили задумалась.

Наш староста говорил об этом в приветственной речи, но я не помню. Наверное, я прослушала. Они из другой коммуны. Им пришлось выехать обратно очень рано, они даже обедали в автобусе.

Мать посмотрела на Лили:

А как ты думаешь, может, у них правила другие? И поэтому они просто не знают, какие правила на вашей площадке?

Наверное, - пожала плечами Лили.

А вы разве не посещали другие коммуны? - спросил Джонас. - Моя группа часто это делала.

Лили кивнула:

Да, когда мы были Шестилетними, мы провели целый школьный день с группой Шестилетних из другой коммуны.

И как ты себя там чувствовала?

Лили нахмурилась:

Мне было неуютно. У них другая система. Они уже освоили учебный материал, которого у нас не было, и мы чувствовали себя глупыми.

Отец слушал Лили очень внимательно.

Я все думаю про мальчика, который не следовал правилам. Может, и ему было неуютно, может, и он чувствовал себя глупо? Ведь он тоже был в незнакомом месте с непривычными правилами. Как ты думаешь, Лили?

Лили обдумала его слова.

Да, - сказала она наконец.

А мне его даже жалко, - сказал Джонас. - Хоть я его и не видел. Мне было бы жаль любого, кто оказался там, где ему неуютно и он чувствует себя глупо.