Метод маленьких человечков для решения взрослых задач. Теория об ммч

Метод моделирования маленькими человечками

Одним из эффективных методов снижения психологической инерции мышления является метод моделирования «маленькими человечками» - ММЧ. С помощью этого метода легче представить себе модель системы или процесса. Замена элементов, находящихся в зоне возникновения задачи, живыми существами раскрепощает мышление, делает его более свободным и дает возможность, хотя бы мысленно, совершать самые фантастические действия.Интуитивно этот метод использовался многими исследователями и учеными.

Максвелл, строя свой эксперимент при разработке, динамической теории газов. мысленно поместил в сообщавшиеся между собой сосуды с газами демонов. Эти демоны открывали дверцу для горячих быстрых частиц газа и закрывали ее перед охлажденными, медленными.

Кекуле увидел структурную формулу бензола в виде кольца, образованного из группы обезьян. которые ухватились друг за друга. Выдающийся российский конструктор авиационных двигателей Микулин вспоминал: «Однажды я слушал оперу «Пиковая дама». Когда Герман поднял пистолет, я вдруг увидел в изгибе руки с пистолетом вал с компрессором, а дальше ясно: то, что искал – радиатор. Я тут же выскочил из ложи и набросал на программке схему…»

Образный стиль мышленияприсущ всем людям творческих профессий. Но не всякий образ эффективен. Например, простое графическое изображение детали тоже наглядно, но есть в нем недостаток - оно привязывает нас к прототипу. Маленькие человечки не напоминают нам что-либо известное, но зато показывают картину в полном объеме, и потому мы свободны в своей мыслительной деятельности. Для некоторых процесс рисованиямаленьких человечков может показаться слишком детским, несерьезным, ненаучным.Такое мнение ошибочно. Метод воздействует на самые глубинные и сокровенные процессы мышления, вызывая яркие образы и ассоциации, уводя от стереотипов и привычных действий.

Когда применяют метод моделирования маленькими человечками?

Метод применяют тогда когда возникают трудности при реализации выбранного принципа разрешения физического противоречия.

С чего начинать, применяя метод моделирования маленькими человечками?

Первое: выявить оперативную зону задачи, т. е. место, где возникло физическое противоречие.

Второе: выявить элемент, который испытывает противоречивые требования по своему физическому состоянию, когда к нему предъявляются требования идеальности.

Третье : Запустить в этот элемент маленьких человечков или изобразить его в виде толпы маленьких человечков. Должно быть два рисунка – исходное состояние и требуемое. Рисуя человечков, не жалейте карандаш и время. Человечков должно быть много, и помните, что они могут делать все(!), даже самое фантастическое, самое невероятное. Для них нет невозможного, нет запретов, они всемогущи и выполняют любое ваше желание. Не надо пока думать, как они это сделают, важно выяснить, что они должны делать. Позже, в соответствии с вашими знаниями, вы найдете способ, как достичь то, что показали человечки. Чаще всего приходится изменять прилегающие к оперативной зоне элементы, но вы уже знаете, как делать, потому что вам в этом помогли маленькие человечки.

Теперь посмотрим работу маленьких человечковна небольшомпримере.

Работникам жилищно-коммунального хозяйства в осенне-весенние периоды прибавляется работа по ремонту водосточных труб. Дело в том, что в эти периоды в верхней части водосточных труб скапливается снег, который, многократно оттаивая и замерзая, превращается в ледяные пробки. При очередном потеплении эта ледяная пробка подтаяв, бомбой падает вниз по трубе, ломая и сокрушая ее. Вероятно, вы и сами не раз видели оборванные концы водосточных труб.

Находим оперативную зону, тоесть начало возникновения проблемы – верхняя часть трубы. Находим элемент являющийся причиной проблемы – ледяная пробка.

Составляем ИКР - Ледяная пробка сама не падает вниз, пока не растает полностью. Это возможно если лед будет удерживаться за стенки трубы. но в этом случае ему нельзя.., таять.

Возникло физическое противоречие: - лед должен таять и не должен таять... Как быть?

Запускаем в ледяную пробку, как на поле боя, маленьких человечков.

Их много, они сцепились друг с другом и изо всех сил стараются удержать пробку, не давая ей упасть до той поры, пока она не растает полностью.

Восьмиклассники, которые «рисовали» эту задачу и любовались на человечков, воскликнули: - «Нужно заменить человечков цепью или, еще проще, проволокой. На этой проволоке ледяная пробка и будет держаться, пока не растает полностью!»

Все, задача решена! И, кажется, неплохо. Внедрение этого решения в жизнь не составит больших трудностей. По стоимости оно равно стоимости двух метров проволоки. Найденное ребятами решение следовало бы оформить заявкой на изобретение. Но патентный поиск подтвердил лишь правоту Станислава Лема, который сказал: «Вселенная так велика, что в ней нет ничего такого, чего бы не было». Действительно, всего на год раньше взрослыми изобретателями, работающими в НИИ коммунального хозяйства, было предложено аналогичное решение. Но даже в этом случае стоило поблагодарить маленьких человечков за большую подсказку.

Что же такое ТРИЗ?

Ответ прост – это уникальный инструмент для:

- поиска идей,

- выявления и решения многих творческих проблем,

- выбора перспективных направлений развития,

- развития творческого мышления, формирования творческой личности.

Для овладения ТРИЗ необходимо вложить много труда, как при изучении любой другой науки. Стадии овладения определенными навыками превосходно сформулировал великий русский режиссер Константин Станиславский: " Сложное сделать простым, простое сделать привычным, привычное сделать приятным". И далее он говорит о путях достижения этого: "Далеко не все имеют волю и настойчивость, чтобы добраться до настоящего искусства, только знать систему мало. Надо уметь и мочь. Для этого необходима ежедневная, постоянная тренировка".

Основные функции ТРИЗ:

1. Решение творческих и изобретательских задач любой сложности.

2. Прогнозирование систем (ТС) и получение перспективных решений.

3. Развитие качеств творческой личности.

Вспомогательные функции ТРИЗ :

- Решение исследовательских задач.

- Выявление проблем.

- Выявление причин.

- Эффективное использование ресурсов.

- Объективная оценка решений.

- Систематизирование знаний любых областей деятельности.

- Развитие творческого воображения и мышления.

Принципы построения работы по ТРИЗ.

- Минимум сообщения информации, максимум рассуждений.

- Оптимальная форма организации обсуждения проблемных ситуаций.

- Системный подход

- Включение в процессе познания всех доступных для ребенка мыслительных операций и средств восприятия

- Обязательная активизация творческого воображения.

Таким образом, ТРИЗ, с одной стороны, - занимательная игра, с другой - развит ие умственной активности ребенка через творчество. Что дает творчество ребенку?

- Дает возможность проявить себя.

- Стремление получать новую информацию об окружающем.

- Развивает потребность в познавательной деятельности.

- Дает возможность созидать, творить.

- Способствует развитию аналитических способностей.

- Формировать умение развивать и доказывать свою точку зрения.

Этому помогут приемы и методы ТРИЗ.

Существует несколько методов ТРИЗ:

- Метод контрольных вопросов

- Метод морфологического анализа

- Метод синектики

- Метод мозгового штурма

- Метод ресурсов

- Метод каталога

- Метод проб и ошибок

- Метод маленьких человечков

- Метод фокальных объектов

- Морфологический анализ

- Оператор РВС

- Системный анализ

- Метод противоречий

- Методика обучения разгадыванию и составлению загадок и сказок

Можно выделить положительные стороны ТРИЗ :

- У детей обогащается круг представлений, растет словарный запас, развиваются творческие способности.

- ТРИЗ помогает формировать диалектику и логику, способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; маленький человек учится отстаивать свою точку зрения, а попадая в трудные ситуации самостоятельно находить оригинальные решения.

- ТРИЗ способствует развитию наглядно-образного, причинного, эвристического мышления; памяти, воображения, воздействует на другие психические процессы.

А сейчас на примере метода моделирования маленькими человечками попытаемся с вами разобраться в сути технологии ТРИЗ.

Метод ММЧ

Метод ММЧ – уникален. Уникальность его в том, что с помощь него ребенку можно не только объяснить окружающие его явления, но и наглядно показать его изменения. Для моделирования будем использовать символических заместителей- маленьких человечков. Почему человечков, а не вещества, микробы, атомы? Потому что человечки могут думать, производить действия, вести себя по-разному. Но во всем этом моделировании есть определенные правила, которым нужно следовать:

  • Так как деревянные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством- держать форму, то они держаться за руки, руки опущены вниз.

  • Человечки молока, чая, воды, киселя и т.д.- это человечки капельки, они принимают форму того сосуда, в котором их наливают. Эти человечки не держатся за руки, руки у них на поясе.

  • Воздушные человечки постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят (газ, дым, пар, запах). Обозначения у них любые, главное чтобы они были в движении.

Для моделирования ребенку можно предложить не только картинки с изображением МЧ, но и кубики, где модель будет строиться картинкой к себе, а с другой стороны появится модель-загадка «Что там?»

Детям так же не можно предложить самим нарисовать изображение-обозначение Маленькими человечками.

Можно в роли Маленькими человечками. использовать самих детей. Дети через движения, взаимодействие чувствуют перемены, переход из одной роли в другую, попутно идет отработка мимики, движений, жестов.

С чего начать работу?

  • Построить с детьми простейшими модели, где участвуют человечки одного вещества (например: кирпич, воздушный шар, чашка)

  • Следующий шаг работы - моделирование взаимодействие двух веществ (например: чашка с водой)

  • Освоив эти модели, дети могут моделировать сложные взаимодействия и состояния окружающих предметов, переход из одного состояния в другое (чайник кипит, сосулька растаяла).

Где использовать ММЧ

  • С помощью ММЧ можно обыграть любой режимный момент (Наприме: когда дети моют руки)
  • С использовании ММЧ интересно проводить познавательные занятия, эксперименты, игры по обучению грамоте, ознакомлению с окружающими. (например: эксперимент с чашкой из льда. При обучении грамоте составление слов или словосочетаний из Маленьких. Человечков, где синие человечки согласные, а красные гласные).
  • Использовать моделирование НОД по ФЭМП (например: посвященное изменению длины предметов), где выступают человечками сами дети.
  • ММЧ можно использовать в НОД по художественному творчеству.(смешивание красок)

Петров Владимир Михайлович,
Израиль, Тель-Авив, 2002
[email protected]

Основы
теории решения изобретательских задач

7.1.3. Метод моделирования маленькими человечками ММЧ.

Метод моделирования маленькими человечками (ММЧ) предложил Генрих Альтшуллер .

Уже давно замечено, что решение многих задач облегчает представление их в виде моделей. Такое моделирование мы уже частично рассматривали, излагая прием эмпатии (см. п. 2.3) . Но такое моделирование не всегда приносит успех. Особенно сложно с помощью эмпатии моделировать процессы, где требуется разделить объект на части, и это вполне объяснимо. Человеку не свойственно делить себя на части, а при использовании эмпатии в таких процессах он должен представить свое разделение. Именно поэтому такие задачи достаточно сложно решаются этим способом.

Решая многие задачи, знаменитый физик Максвелл представлял себе исследуемый процесс в виде маленьких гномиков, которые могут делать все, что необходимо. Такие гномики в литературе получили название "гномиков Максвелла". Аналогичный метод моделирования с помощью толпы маленьких человечков предложил Г.Альтдуллер. Любой процесс моделируется с помощью маленьких человечков, которые в нашем воображении могут осуществлять любые действия.

Проиллюстрируем и этот метод.

Задача 7.2. Имеется дозатор жидкости, выполненный в виде устройства, показанного на рис. 7.9. Жидкость поступает в ковш дозатора, Когда наберется установленное количество жидкости, дозатор наклонится влево, жидкость выливается. Левая часть дозатора становится легче, дозатор возвращается в исходное положение.
К сожалению, дозатор работает неточно. При наклоне влево, как только начинается слив жидкости, левая часть дозатора становится легче, дозатор возвращается в исходное положение, хотя в ковше остается часть жидкости. "Недолив" зависит от многих факторов (разность левой и правой частей дозатора, вязкость жидкости, трение оси дозатора и пр.), поэтому нельзя просо взять ковш побольше.
Надо устранить описанный недостаток дозатора. Не предлагайте другие дозаторы: суть задачи в усовершенствовании имеющейся конструкции. Помните: надо сохранить присущую ей простоту.
Представим описанную конструкцию в виде модели с помощью маленьких человечков (рис. 7.10).
Анализ данной модели показывает, что человечки противовеса не отвечают необходимым требованиям.

Здесь возникает обостренное (физическое) противоречие "Человечки противовеса должны быть справа, чтобы возвращать дозатор в исходное положение, и не должен быть справа, чтобы человечки жидкости могли полностью сойти".
Такое противоречие может быть разрешено, если человечки противовеса станут подвижными (рис. 7.11). Технически это можно представить, например, как показано на рис. 7.12. Дозатор выполнен в виде корпуса, посаженного на ось, по одну сторону которой расположена мерная емкость, а по другую - каналы с перемещающимся балластом, например шариком 4 .

Разберем еще одну задачу.

Задача 7.3. В гидростроительстве при перекрытиях русел рек и разного рода отсыпках под воду используют саморазгружающиеся (опрокидывающиеся) баржи, в частности, баржи показанные на рис. 7.13 5 . Они состоят из двух отсеков плавучести 1 и 2 ("нос" и "корма"), которые держат баржу на плаву. Между отсеками плавучести находится грузовой трюм 3, выполненный в виде трехгранной призмы.

Стенки трюма имеют отверстия, в трюм всегда проходит вода (без этого трудно было бы опрокидывать баржу и возвращать ее в исходное положение). Вдоль корпуса с обеих сторон расположены воздушные полости 4. Нижняя часть этих полостей открыта. Когда баржу нагружают, она оседает, вода поджимает воздух в воздушных полостях. Когда надо произвести разгрузку баржи, открывают кран 5, воздух выходит, вода заполняет одну бортовую полость, баржа опрокидывается. После того, как груз высыпался, вращающий момент, создаваемый килем 6, автоматически возвращает баржу в исходное положение.

Такие баржи решено было использовать на строительстве Асуанской плотины. В силу специфических условий потребовалось создать баржи грузоподъемностью 500 т с низкой осадкой, то есть, болев широкие и плоские. Построили модель баржи и обнаружили, что модель не возвращается в исходное положение.
Чтобы возвратить баржу в исходное положение, необходимо было делать киль тяжелее, но тогда придется все время возить "мертвый" груз. Чем тяжелее киль, тем меньше полезная грузоподъемность баржи.
Как быть?
Изобразим описанный процесс в виде модели маленьких человечков (рис. 7.14).
При анализе модели убеждаемся, что не справляются с возвращением баржи в исходное положение человечки противовеса. Идеальная модель данной задачи: "Человечки противовеса сами возвращают баржу в исходное положение, не увеличивая свой вес. Или легкий противовес возвращает баржу в исходное положение".
На первый взгляд такое решение противоречит законам природы. Возникает противоречие: "Человечков противовеса должно быть много, чтобы возвратить баржу в исходное положение, и должно быть мало (или вообще их быть не должно), чтобы не возить ""мертвый" груз".
Выход - увеличивать массу человечков противовеса за счет кого-то другого, имеющегося рядом.
Увеличивая массу за счет человечков груза, мы, конечно, перевернем баржу, но они станут человечками противовеса, и опять придется возить "лишний груз" то есть снижать общую грузоподъемность баржи. Таким образом, человечки груза нам не помогли.

Попробуем использовать человечков жидкости. Если они присоединятся к небольшому количеству человечков противовеса, то они смогут возвращать баржу в исходное положение. В воде же они не будут создавать дополнительной массы. Значит, такое решение годится. Остается только подумать, как задержать человечков жидкости около человечков противовеса (рис. 7.15).
Технически такое решение осуществляется в виде полого киля (рис. 7.16).

Саморазгружающаяся баржа выполнена с балластной килевой цистерной, имеющей отверстия в наружных стенках, постоянно сообщающиеся с забортным пространством 6 . Это может быть, например, труба.

Задача 7.4 7 . Во время Второй Мировой войны возникла проблема, как сделать, что бы противник не обнаружил поставленную подводную мину?
Подводная мина в те времена представляла собой сферу, начиненную взрывчаткой, а взрыватели были выполнены в виде "рожек" (рис. 7.17). Мина имеет положительную плавучесть. Она прикреплялась к якорю с помощью троса (минрепа), так чтобы она оставалась на глубине осадки корабля.
Мины вылавливают с помощью специальных кораблей - тральщиков. Между двумя тральщиками натянут трос (трал).
Трос заглубляется с помощью специальных заглубителей. Трос трала подходит к тросу минрепа (рис.7.18). Когда в трал попадает мина (трос трала движется по тросу минрепа), то специальными ножом или взрывным устройством, обрывается минреп. Мина всплывает и ее расстреливают.

На основе синектики (символической и личной аналогии) разработан метод, позволяющий наглядно увидеть и прочувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов. Это метод моделирования маленькими человечками (ММЧ).

Моделирование маленькими человечками позволяет каждому из играющих испытать на себе, что чувствует моделируемый объект, не только объяснить ребенку окружающие его явления, но и наглядно показать их изменения.

Использование внешних символических заместителей в виде маленьких человечков переходит постепенно в использование заместителей внутренних, образных, что разрешает применять моделирование не только для объяснения окружающих процессов и природных явлений, но и для решения разнообразных задач.

Сущность используемого метода ММЧ состоит в том, что нужно представить себе: все, что нас окружает, состоит из множества маленьких человечков. Почему человечки, а не вещества, микробы, атомы? Потому что человечки могут думать, производить действия, вести себя по-разному. У них разные характеры и привычки, они подчиняются разным командам. При моделировании можно поставить себя на их место, лучше почувствовать и понять через действия, ощущения, взаимодействия.

Сообщите детям, что все окружающее их и даже они сами состоят из маленьких-маленьких человечков. Они не всегда видны, но они есть и очень похожи на детей (людей). Предложите детям подуть на ладошки, и они почувствуют, как бегут по ладошкам воздушные человечки. Посмотрите с детьми, как колышется воздух над горячей плитой, выходит пар из чайника, и они увидят движение горячих человечков. А на тонких тюлевых шторах хорошо видно, как тканевые человечки держатся за руки.

С детьми можно строить различные модели из заранее заготовленных карточек с изображенными на них наиболее часто встречающимися человечками, разными по характеру и свойствам (водные человечки, деревянные, воздушные, каменные и т.д.).



Обозначения целесообразно придумать и нарисовать вместе с детьми, тогда символы лучше запомнятся и будут им понятны. Но есть определенные правила, которым нужно следовать:

Так как деревянные, каменные, стеклянные, тканевые, пластмассовые человечки обладают общим свойством – держать форму, то они держатся за руки, причем человечки камня держатся крепче, чем человечки стекла (на карточках-символах руки этих человечков опущены вниз);

Человечки молока, чая, воды, киселя и т.д. – человечки-капельки – они принимают форму того сосуда, в который их наливают, эти человечки не держаться за руки, руки у них на поясе, но стоят они рядом и двигаются вместе в одном направлении;

Воздушные человечки постоянно в движении: они все время куда-то бегут, летят (газ, дым, пар, запах и т.д.) – обозначения у них могут быть любые, главное, чтобы они были в движении.

Можно изображения человечков нанести на кубики, тогда модели строятся картинкой к себе, а с другой стороны появляется модель-загадка: «Что там?»

Человечков можно рисовать, но обычно дошкольники (особенно девочки) увлекаются подробностями изображения и забывают, что хотели моделировать. Кроме того, каждый ребенок рисует свое изображение – обозначение. Поэтому целесообразно для общего пользования выбрать самое интересное и характерное изображение.

Можно использовать в роли маленьких человечков самих детей. Каждый ребенок берет на себя роль определенного человечка и взаимодействует с другими согласно выбранной роли. Модели становятся динамичными, дети через движение, взаимодействие чувствуют перемены, переходят из одной роли в другую, отражая изменения в модели. Попутно идет отработка мимики, жестов, выразительности движений для театрализованной деятельности. Этот вариант моделирования используют уже в младшей группе.

Если события развиваются во времени, целесообразно сделать несколько последовательных моделей: было – есть – будет.

При построении модели в виде маленьких человечков можно изображать:

Подробную модель, в которой передаются внешние очертания моделируемого предмета;

Модель задачи, в которой необходимо увидеть ближайшие ресурсы;

Модель с изменяемыми элементами;

Минимальное количество человечков, отражающих совокупность внутренних веществ (каждое вещество обозначается одним человечком).

При использовании ММЧ в работе с дошкольниками следует начинать с простейших моделей, в которых участвуют человечки одного вещества. Рассмотрев и проанализировав свойства этого вещества, можно сравнить его с аналогичным. В каждом случае дети становятся сами этим веществом, продумывают соединения, характер, взаимодействия.

Следующий шаг работы – моделирование взаимодействий двух веществ, например, чая с молоком и др.

Освоив эти модели, дети могут моделировать сложные взаимодействия и состояния окружающих предметов, переход их из одного состояния в другое.

С использованием ММЧ интересно проводить познавательные занятия, занятия-эксперименты, занятия–игры по обучению грамоте, ознакомлению с природой, развитию изобразительного творчества и т.д.

Задания:

1. Разработайте модели маленьких человечков для обозначения различных видов веществ: твердых (камень, железо, дерево…), жидких (молоко, вода, сок…), газообразных (воздух, запах, дым…).

2. Изготовьте карточки или кубики с изображением маленьких человечков для работы с детьми дошкольного возраста.

3. Продумайте организацию построения модели какого–либо вещества при использовании в роли маленьких человечков детей.

4. Составьте ряд взаимосвязанных моделей, в которых бы прослеживались изменения, происходящие с веществом в зависимости от условий, в которых это вещество находится.

Заключение

В данных рекомендациях нет как таковой методики применения ТРИЗ в дошкольном образовательном учреждении, нет методов и приемов в привычном понимании этих слов, – есть «инструмент», с помощью которого студенты и воспитатели смогут сами «изобрести свою педагогику»1.

Принципиальное отличие ТРИЗ от каких–либо методик и теорий в том, что это не сборник отдельных приемов, действий, навыков и не их формализация, а попытка создать метод, посредством которого можно решать многие задачи, в том числе и педагогические, находить новые идеи и быть в постоянном творчестве2.

Создатели ТРИЗ стремятся выйти на новый уровень творческой педагогики – не получать лишь отдельные, частные решения, а создать принцип, используя который педагог сможет вместе с детьми находить логичный выход из любой житейской ситуации, а ребенок - правильно и грамотно решать свои проблемы. Хотя в абсолютном значении нет проблем детских и взрослых: их значимость прямо пропорциональна возрастным установкам на жизнь. Обретя навык мышления, отработав принцип решения задач на уровне детских проблем, ребенок и в большую жизнь придет во всеоружии3.

Надеемся, что практическая работа по освоению ТРИЗ помогла вам активизировать свой творческий потенциал, привела к пониманию системности в мышлении, в логике построения мысли, ее закономерности; что умение выделять противоречия в предметах и явлениях окружающей действительности сделают процесс вашего обучения в университете более интересным; что знания о системе и ее взаимосвязях позволят вам грамотно выстраивать логику ответа на семинаре или экзамене, облегчат написание контрольных и курсовых работ.

Список литературы

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991.

2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991.

3. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984.

4. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Педагогика, 1984.

5. Крылов Е. Сказочные задания на занятиях по ТРИЗ //Дошкольное воспитание. – 1995. - №10. – С. 30-34.

6. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1992. - №7-8. –С. 11-20.

7. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1993. - №3. – С. 15-26.

8. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1993. - №6. – С. 14-24.

9. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1993. -№11. – С. 28-38.

10. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1994. - №5. – С. 44-52.

11. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1994. - №10. – С. 28-38.

12. Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. –1992. -№9-10. – С. 11-23.

13. Курбатова Л. ТРИЗ – в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание. – 1993. -№4. –С. 23-26.

14. Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. – Ярославль: Нюанс, 1996.

15. Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. – Владимир: ИУУ, 1995.

16. Страунинг А. Метод фокальных объектов // Дошкольное воспитание. – 1997. - №1. – С. 8-17.

17. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - №3. – С. 46-55.

18. Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - №4. – С. 13-24.

19. Страунинг А. Моделирование меленькими человечками // Дошкольное воспитание. – 1998. - №3. – С. 33-44.

20. Страунинг А.М. Росток. Программа по ТРИЗ – РТВ для детей дошкольного возраста. – Обнинск: б/и, 1995.

Калинковская С.Б. Основы теории решения изобретательских задач и методов развития творческого воображения. Методические рекомендации. Часть I.

План университета 2006 г.,

Редактор А.А. Масленникова


1 См.: Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.: Просвещение, 1991; Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984; Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду. – М.: Педагогика, 1984; Поддъяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. – Ярославль: Нюанс, 1996 и др.

2 См.: Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. – Владимир: ИУУ, 1995; Страунинг А.М. Росток. – Обнинск: б/и, 1995 и др.

3 Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 7-8. – С. 11.

Страунинг А. Метод фокальных объектов // Дошкольное воспитание. – 1997. - №1. – С. 8.

См.: Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991; Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. - №7-8. – С. 14.

Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. - №7-8. – С. 15-16.

1 Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 9-10. – С. 14-15.

2 См.: Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 9-10. – С. 16-18; Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 3. – С. 15.

1 См.: Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1993. - №3. – С. 23.

2 См.: Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1993. - №3. – С. 23 – 25.

1 См.: Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 3. – С. 18 – 19; Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 11. – С. 29; Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1994. - №5. – С. 46; Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1994. - №10. - С. 32.

1 См.: Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 3. – С. 23; Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 5. – С. 45; Страунинг А. Метод фокальных объектов // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 1. – С. 8-17.

1 См.: Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 6. – С. 18 – 19; Крылов Е. Школа творческой личности / Дошкольное воспитание. – 1993. - № 11. – С. 30-31.

1 См.: Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1993. - №3. – С. 21.

Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1993. - № 6. – С. 17 – 18.

1 Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3. – С. 46 – 49.

1 Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3. – С. 49 – 50.

1 Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1994. - №5. – С. 46; Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 3. – С.50-53.

1 Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 5. – С.45 – 46; Страунинг А. Методы активизации творческого мышления //Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. – С.53.

1 Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1994. - № 5. – С. 46; Страунинг А. Методы активизации творческого мышления //Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. – С. 53-55.

1 Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 4. –С. 13.

2 См.: Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 4. – С. 13 - 17.

1 См.: Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 4. – С. 17 - 18.

1 См.: Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 4. – С. 18 - 24.

1 См.: Богат В. Сказочные задачи на занятиях по ТРИЗ // Дошкольное воспитание. – 1995. - № 10. – С. 33; Страунинг А. Моделирование маленькими человечками // Дошкольное воспитание. – 1988. - № 3. – С. 33-44.

1 Крылов Е. Школа творческой личности // Дошкольное воспитание. – 1992. - № 7-8. – С. 12.

2 Крылов Е. Школа творческой личности //Дошкольное воспитание. – 1992. - № 9-10. – С. 11.

Эмпатия и ассоциативные ряды

Эмпатия осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания.

Ассоциативный ряд – это ряд понятий или определений, когда следующий член ряда "всплывает" в связи с тем, что вспоминается по поводу предыдущего.

1. Составить абстрактный портрет собеседника, описать рисунок.

2. Нарисовать абстрактный портрет человека, используя ассоциативный ряд, подчиненных ему образов, описать рисунок.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов.

Теоретической основой МФО является алгоритм из 6 шагов, выполняемых последовательно:

1. Выбирается фокальный объект – то, что необходимо усовершенствовать.

2. Выбираются случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, газеты, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).

3. Записываются свойства случайных объектов.

4. Найденные свойства присоединяются к исходному объекту.

5. Полученные варианты развиваются путём ассоциаций.

6. Варианты оцениваются с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученных решений.

Перенос на исследуемый объект свойств других объектов, никак не связанных с исходным, нередко дает сильные идеи, поскольку позволяет взглянуть на предмет под иным, неочевидным углом. При этом техника применения проста и инвариантна. Ещё одним преимуществом МФО считается содействие развитию ассоциативного мышления. Но он не лишен и недостатков. Применяя метод, нет никакой гарантии, что полученное решение будет сильным. Также слабыми сторонами метода являются непригодность в работе со сложными техническими задачами и отсутствие чёткости при выборе критериев оценки получаемых идей.

Пример:

ФО – кастрюля.

Цель – расширение ассортимента и спроса на продукцию.

Случайные объекты: дерево, лампа, кошка, сигарета.

Их свойства: дерево – высокое, зелёное, с толстыми корнями; лампа – электрическая, светящаяся, разбитая, матовая; кошка – игривая, пушистая, мяукающая; сигарета – дымящаяся, с фильтром, брошенная, отсыревшая.

Поочерёдно присоединяем полученные свойства к кастрюле и развиваем.

Слабые сочетания можно сразу отбросить.

Сильные решения дают: кастрюля с корнями – кастрюля с теплоизолирующим дном; разбитая кастрюля – разделённая на секции для одновременной готовки нескольких блюд; мяукающая кастрюля – подаёт сигнал, когда блюдо готово.

Применить метод фокальных объектов к:

1. рабочему столу;

2. случайному объекту;

3. предмету, связанному с темой диссертации.

Метод синектики

Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов. В методе приветствуется критика, а также активно используются различного рода сравнения и аналогии. В процессе решения поставленной задачи участие принимает группа людей (синектиков), все участники группы должны хорошо знать друг друга, чтобы не чувствовать неловкости высказывая абсурдные идеи и относиться к разным психотипам, что обеспечит разнообразие подходов и выдвигаемых идей. По сути задача синектики превратить незнакомое в знакомое и определить решение или напротив превратить знакомое в незнакомое, тем самым открыв горизонты развития.

Обсуждение по методу синектики состоит из следующих основных этапов:

1. Заслушивается имеющаяся информация по обсуждаемой проблеме.

2. Заказчик определяет проблему и желаемую цель.

3. Генерируется перечень ключевых слов, характеризующих проблему.

4. На основе этого списка с применением четырех методов синектики генерируется первый уровень абсурдных идей, непосредственно касающихся желаний заказчика.

4 метода синектики:

Прямая аналогия – внешние, структурные или функциональные аналоги, существующие в окружающем мире.

Субъективные (личные) аналогии – личные представления, представления собственного тела как части проблемы.

Символическая аналогия – сравнения, аллегории, метафоры, отождествление свойств чего-то одного со свойствами чего-то другого.

Фантастическая аналогия – представление вещей фантастическими и невозможными, вмешательство чудесных сказочных сил, способных решить рассматриваемую проблему.

5. На основе первого уровня формируется второй уровень идей, которые являются максимально практичными, но при этом, не теряют своей оригинальности.

6. Из сформированных вариантов клиентом выбирается наиболее интересная версия.

7. В результате совместного обсуждения идея доводится до стадии практического воплощения.

1. В качестве проблемы предлагается разработать фирменный знак для ИжГТУ имени М.Т. Калашникова в котором буде чувствоваться оружейная тематика.

2. На первоначальном этапе нужно предложить 12 аналогий – по 3 для каждого из 4-х методов синектики (поработать нужно группой – можно в кругу семьи или друзей).

3. На основе получившихся аналогий предложить в виде 2-5 эскизов идеи по оформлению знака.

4. Одну идею оформить как рабочий вариант знака.

Метод маленьких человечков

Суть Метода маленьких человечков в том, чтобы заменять некие сложные системы группами человечков, действующих конкретным образом – в соответствии со свойствами изучаемой системы. Например, если говорить про разные состояния вещества, то их можно выразить следующим образом:

Твердое – это группа человечков, которые стоят близко друг к другу и крепко держатся за руки.

Жидкое – это группа человечков, которые всегда стоят близко друг к другу, но при этом за руки не держатся.

Газообразное – человечки достаточно удалены друг от друга и за руки не держатся.

В итоге становится понятно, что первая группа будет перемещаться только вся целиком. Иначе придется придумать способ, как разделить дружных человечков. Зато с третьей группой в этом проблем не будет, здесь еще придется постараться, чтобы собрать всех человечков в одну кучку, ведь они все время пытаются разбежаться в стороны.

1. Составить 5 орнаментов из держащихся друг за друга человечков (пар, троек, четверок), придав им конкретные качества – пол, возраст, м.б. это семьи, м.б. друзья.

2. На основе двух орнаментов придумать два кованых заборчика, принцип соединения секций которых должен быть обусловлен тем, как человечки держатся за руки.

Требования к отчету:

1. Наличие стандартно оформленного титульного листа.

2. По каждому методу – кратко описать задание и результат его выполнения, привести необходимые рисунки и пояснения к ним.

3. Сделать выводы.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08