О чем меня заставил задуматься гранатовый браслет. Подготовка к сочинению по рассказу «Гранатовый браслет. II. Этапы работы над сочинением

Мне очень понравилось произведение Куприна ""Гранатовый браслет"". Меня поразила история любви княгини Веры Николаевны Шеиной и Желткова. Здесь представлена искренняя и честная любовь, не требующая ничего взамен, которая исходила от Желткова. Он боготворит девушку, считает ее святой. Она для него что-то недоступное и сокровенное, он ценит ее дороже жизни. О такой любви мечтает любая девушка.

Мне жаль, что судьба героя сложилась столь трагически, я думаю, что этого можно было избежать. Герой так искренне и всем сердцем любил Веру, боготворил ее, но не стремился добиться ее расположения, он только изредка писал письма, а ведь каждую минуты думал о ней. Он мог с ней лично познакомиться. Может быть, он бы понял, что это не его человек, разобрался бы в своих чувствах. Она бы узнала внутренний мир этого человека, возможно, тоже влюбилась бы. А он лишь на бумаге писал о чувствах, он следил за ней, точно описывал, где и с кем она была, у девушки складывалось впечатление, что он сумасшедший, и это нормальная реакция на такое внимание. С другой же стороны, можно и критиковать поведение девушки, она видит, что человек явно к ней неравнодушен и мучается, она могла встретиться и познакомиться с ним. Они могли стать друзьями, он мог чаще видеться с ней, и ему было бы ни так одиноко и больно. Также она могла раньше закончить эту переписку, попросив мужа или брата найти этого человека и поговорить с ним. Или она могла объяснить ему, что у нее своя жизнь, она счастлива с мужем и не хочет иметь никаких отношений на стороне. Он не строил бы воздушных замков, оценил бы трезво ситуацию, они нашли бы другой выход.

Девушка слишком поздно решилась познакомиться с тайным поклонником, но ведь решилась, все могло сложиться иначе. Неравное социальное положение, статус сыграли одну из главных ролей, Желтков понимал, что она жена князя, а он простой служащий, у них не было будущего. Но после его смерти, когда она познакомилась с его домом. Узнала, какой Желтков человек, его внутренний мир, она поняла, что именно такого человека она и искала, но эта любовь прошло мимо нее. Меня тронула последняя сцена, в которой Вера слушает тот кусок произведения, о котором писал Желтков. Она мысленно с ним общается и прощается с ним, она понимает, что он простил Веру, Желтков ее ни в чем не винит, видит только счастье в последних минутах на земле, которые провел в мыслях о Вере.

Школьная программа включает в себя множество великих литературных произведений: исключением не является и повесть А.И. Куприна «Гранатовый браслет», по которой обязательно пишет каждый ученик. Она затрагивает множество тесно переплетающихся тем, из-за чего бывает сложно выделить основную из них и написать хорошую работу. Избежать ошибок в сочинении по произведению «Гранатовый браслет» поможет его пример и идейная наполненность, представленная в виде мыслей о прочитанной повести.

Гранатовый браслет: сочинение-рассуждение

Раздражение и маниакальная тяга - две крайности любви, которые показывает Александр Иванович Куприн в повести «Гранатовый браслет». Что есть высшая степень этого истинного чувства? Способны ли люди на любовь? Эти вопросы автор задает через своих героев, позволяя читателю самому найти ответ между строк.

Лейтмотив произведения - чувства между людьми - проявляется задолго до основного сюжетного поворота, связанного с заглавием. Например, еще до начала именин главной героини, княгини Веры, читателю показывается семья ее сестры Анны: «Мужа она терпеть не могла, но родила от него двух детей». Сам же супруг относился к своей жене с высокомерным трепетом. Но, как намекает А.И. Куприн, «Анна вся состояла из […] милых, иногда странных противоречий». Так, оскорбляя мужа и флиртуя со всеми подряд, она ни разу ему не изменяла. Повод задуматься: не показное ли это пренебрежение?

Так или иначе, истинным чувство Анны А.И. Куприн не считает. Выражая свое мнение через генерала Аносова, автор подчеркивает: в повести (как и в жизни героев) только одна «такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины». Это чувства «телеграфиста» Г.С.Ж. к княгине Вере. Он преследовал ее на протяжении восьми лет, трепетно храня каждую деталь: забытый платок и программу, единственное письмо от нее. И если в юности он еще рассчитывал на ответ, то к тридцати пяти годам просто молится о ее счастье. Он живет ей. Поэтому, услышав по телефону просьбу все закончить, Г.С. Желтков немедленно ее исполняет - единственным возможным для себя способом: он накладывает на себя руки. Только тогда Вера понимает: «Мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки».

Автор подчеркнул, что человек способен на нечто высокое, но добровольно от него отказывается. Почему? Любовь по А.И. Куприну - это страдания без шанса на взаимность. Любовь всегда несчастна, всегда жертвенна, ведь человек, ее испытавший, кладет свою жизнь на алтарь предмету своей страсти. Кто добровольно выберет страдания, когда жизнь полна удовольствий, а высокое чувство вполне заменяемо низменным физическим интересом? Только безумец.
Или святой?

Я считаю, что это повесть в первую очередь о сложности судьбы. Герои А.И. Куприна были заранее обречены. Например, получив гранатовый браслет, главная героиня Вера сразу подумала о крови. Дурной знак. Особенно в сочетании с запиской, в которой говорится о даре предвидения, передающемся вместе с редким зеленым гранатом в браслете. Она уже знала, что будет. А меня преследовало гнетущее чувство упущенной жизни еще с первых строк - с описания затухающей природы. Да, как мне кажется, у героев просто не было иного выхода: он, Г.С.Ж., должен был умереть, чтобы она, Вера, продолжила свою «мертвую» жизнь. Не зря автор подчеркивал ее холодность, не зря завершил повесть фразой «все хорошо». Я считаю, Вера никогда не жила, предпочитая ярким эмоциям размеренное существование. И резко «ожить» она не могла. Поэтому то, что она упустила единственную настоящую любовь в своей жизни, - это, как по мне, закономерный итог, неизбежное.

Напишите в ответе здесьЛюбовь... Что она? Где она? Есть ли она? Реален ли образ Желткова?.. Такие вопросы возникли у меня после прочтения повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Ответить на эти вопросы очень трудно, практически невозможно, потому что любые возможные ответы на них правильны и одновременно неверны. Нельзя доказать человеку, уверенному в том, что любви нет, обратное. И бесполезно говорить о неповторимости этого чувства человеку легкомысленному. Но я все же хочу высказать свое мнение о любви Желткова, показать мое видение этого чувства. «Я не виноват, Вера Николаевна, что Богу было угодно послать мне, как громадное счастье, любовь к Вам», - так начал свое письмо Желтков.

Любовь - счастье... Да, громадное счастье, но в определенных обстоятельствах.

И ключевое из них - взаимность, без взаимности громадное счастье превращается в великое горе. Счастлив ли человек, которого «не интересует в жизни ничего: ни политика, ни , ни философия, ни забота о будущем счастье людей - для меня вся жизнь заключается только в Вас»? Я считаю, что нет. Я думаю, нельзя жить так, нельзя только страдать и мечтать о любимой, но недоступной. Жизнь - игра, и каждый из нас обязан отыграть свою роль, успеть это сделать за такой короткий промежуток времени, успеть стать положительным или отрицательным героем, но ни в коем случае не остаться безразличным ко всему, кроме нее, единственной, прекрасной. Желтков думает, что это его судьба - любить безумно, но безответно, что от судьбы невозможно убежать.

Если бы не это последнее, то он, несомненно, пытался бы что-то делать, бежать от обреченного на смерть чувства. Вот слова, которые показывают, что Желтков осознавал свою обреченность страдать и мучиться от несчастной любви: «Подумайте, что мне нужно было делать? Убежать в другой город? Все равно сердце было всегда около Вас, у Ваших ног, каждое мгновение дня заполнено Вами, мыслью о Вас, мечтами о Вас... сладким бредом».

Да, я считаю, что нужно было бежать. Бежать без оглядки. Поставить перед собой далекую цель и окунуться с головой в работу по преодолению препятствий на пути к этой цели. Нужно было заставить себя забыть свою безумную любовь. Необходимо было хотя бы попытаться избежать ее трагического исхода.

Однако, несмотря на печальную развязку, герой произведения Куприна счастлив. Он считает, что осветившая его жизнь любовь - это подлинно прекрасное чувство. И я уже не знаю, так ли наивна и безрассудна эта любовь.

И, может быть, действительно она стоит того, чтобы отдать за нее свою жизнь и желание жизни. Ведь она красива, как луна, чиста, как небо, ярка, как солнце, постоянна, как природа. Такова рыцарская, литературное произведениетическая любовь Желткова к княгине Вере Николаевне, поглотившая все его существо. Желтков уходит из жизни без жалоб, без упреков, произнося, как молитву: «Да святится имя Твое». Нельзя без слез читать эти строки.

И непонятно, почему слезы катятся из глаз. То ли это просто жалость к несчастному Желткову (ведь жизнь могла бы быть прекрасной и для него), то ли восхищение великолепием огромного чувства маленького человека.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема урока: Подготовка к сочинению по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет». Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ БИОКОМБИНАТОВСКАЯ СОШ Щёлковского муниципального района Московской области Лидия Николаевна Белая п. Биокомбината, 2015г.

2 слайд

Описание слайда:

Цели урока: проанализировать этапы подготовки к написанию сочинения: выбор эпиграфа, формулировка главной мысли будущего сочинения, составление плана, использование цитат для доказательства своих мыслей; развивать устную и письменную речь учащихся; воспитывать любовь к художественному слову.

3 слайд

Описание слайда:

Темы сочинений 1.Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет». 2.«...что это было; любовь или сумасшествие?» (По рассказу «Гранатовый браслет») 3.Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях А. И. Куприна 4.Талант любви в произведениях А. И. Куприна. 5.Символическое звучание деталей в прозе А. И. Куприна.

4 слайд

Описание слайда:

Этапы работы над сочинением Обдумывание темы сочинения; определить основную идею сочинения; определить жанр сочинение; подбери материал (цитаты, высказывание, примеры из других произведений); составить план сочинения; обдумать вступление к основной части; продумайте ход размышления основной части; проанализируйте заключение; переписать в чистовик.

5 слайд

Описание слайда:

Примерные результаты анализа выбранной темы сочинения. А)«Я выбираю первую тему. Главное слово в ней, на которое я могу опереться в своей работе над сочинением, - «мысли»: мои мысли о героях и их чувствах. Свое сочинение я буду писать в жанре письма, адресатом которого является автор произведения -А.И. Куприн, так как считаю, что, обращаясь к конкретному человеку, легче высказывать свои мысли». Б)«Я выбрал вторую тему:«... что это было: любовь или сумасшествие?». Она более конкретная, чем первая тема. Это сочинение- рассуждение, поэтому в нем должен быть тезис, т. е. мысль, которую надо доказать, следовательно, необходимы доказательства и вывод. Главное слово в ней или «любовь», или «сумасшествие», в зависимости от того, что буду доказывать».

6 слайд

Описание слайда:

Формулировка идеи сочинения. А)«Чувства бедного телеграфиста Георгия Желткова к Вере Шейной - это любовь, а не сумасшествие». Б)«Редчайший дар высокой любви стал единственным содержанием жизни Желткова»:«Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою Богу было угодно за что-то меня вознаградить». В)«Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере - это не сумасшествие, это любовь, и попытаюсь доказать свое мнение». Г) «Ваша история, уважаемый Александр Иванович, поможет читателям отличить истинную любовь от влюбленности».

7 слайд

Описание слайда:

Выбор и обоснование эпиграфа А)«В качестве эпиграфа к сочинению я решил взять слова В.Шекспира: Нам говорит согласье струн в квартете, Что одинокий путь подобен смерти. Почему я выбрал именно этот эпиграф? Считаю, что данные слова перекликаются с описанной в рассказе трагичной судьбой Желткова».

8 слайд

Описание слайда:

Выбор и обоснование эпиграфа Б) Эпиграф - строки из стихотворения Ф.Тютчева: Любовь, любовь, - гласит преданье, Союз души с душой родной. Их единенье, сочетанье И роковое их слиянье, И поединок роковой. И чем одно из них нежнее, В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее, Любя, страдая, страстно млея, Оно изноет наконец.

9 слайд

Описание слайда:

Выбор и обоснование эпиграфа В)«Мне показалось, - говорил князь, - что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я даже понял, что передо мною мертвый человек» (А. И. Куприн) Г) «Мне понравились слова Омара Хайяма: Словно солнце горит, не сгорая, любовь. Словно птица небесного рая - любовь. Но еще нелюбовь - соловьиные стоны, Не стонать, от любви умирая, - любовь! Именно эти строки, по-моему, как нельзя лучше передают смысл рассказа Куприна «Гранатовый браслет». Они очень точно определяют образ телеграфиста Желткова и его чувства к княгине Вере, вот поэтому я беру их как эпиграф к своему сочинению».

10 слайд

Описание слайда:

Составление плана сочинения А. План - это каркас сочинения. Без него невозможно. выразить свои мысли последовательно и логично. А)I.Вступление. В нем я буду обращаться к писателю со словами приветствия, поскольку свое сочинение я пишу в эпистолярном жанре. II.Основная часть. Я назвал ее так: «Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»: а)генерал Аносов о любви; б)обретенные чувства; в)любовь и письма Желткова; г)бездушные люди; д)последнее письмо; е)соната номер два. III.Заключение. М. Горький о любви. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

11 слайд

Описание слайда:

Составление плана сочинения Б. «Свое сочинение я буду писать по такому плану: I.Вступление. «Тема любви в творчестве писателей и поэтов». II.Основная часть: «Что это было: любовь или сумасшествие?». Главная мысль заключается в следующих словах: «Я считаю, что Желтков не безумец, не маньяк, что его чувства к Вере - это не сумасшествие, а любовь». В качестве доказательства привожу письма Желткова к Вере. Основная часть состоит из пунктов: а)глубина чувств Желткова; б)последнее письмо Желткова; в)отношение мужа Веры к чувствам и письмам Желткова. III.Заключение. Значение рассказа «Гранатовый браслет».

12 слайд

Описание слайда:

I.Вступление. Значение темы любви в жизни современного человека. II.Основная часть. Мои рассуждения о любви, описанной в рассказе «Гранатовый браслет»: 1.Генерал Аносов о любви. 2. Обретенные чувства. 3.Любовь и письма Желткова. 4.Бездушные люди. 5. Последнее письмо. 6.Соната номер два. III. Значение рассказа «Гранатовый браслет» в моей жизни. Составление плана сочинения В.

13 слайд

Описание слайда:

Выбор вступления. Вступление - первый пункт плана сочинения. С него начинается текст. Начало его должно быть ярким, эффектным, вызывающим интерес читателей ко всему сочинению. 1.Историческое вступление (характеризуется эпоха, в которую создавалось произведение, или описывается история его создания). 2.Аналитическое вступление (анализируется, объясняется значение слова из названия сочинения или из произведения). 3.Биографическое (важные сведения из биографии писателя). 4.Сравнительное вступление (сопоставляется подход разных писателей к раскрытию одной и той же темы). 5.Лирическое вступление (на жизненном или на литературном материале).

14 слайд

Описание слайда:

Примеры вступлений: 1.«Листая отрывной календарь, я обратил внимание на небольшую притчу Феликса Кривина. В ней он рассказывает о том, как однажды «Былинка полюбила Солнце... Конечно, на взаимность ей трудно было рассчитывать: у Солнца столько всего на Земле, что где ему заметить маленькую, неказистую Былинку! Да и хороша была бы пара - Былинка и Солнце! Но Былинка думала, что пара была б хороша, и тянулась к Солнцу изо всех сил. Она так упорно к нему тянулась, что вытянулась в высокую стройную Акацию. «Красивая Акация, Чудесная Акация, кто узнает в ней прежнюю Былинку! Вот что делает иногда любовь, даже неразделенная». Какая красивая сказка... - подумал я.-А ведь она мне напоминает какое-то произведение. И вдруг в моей памяти всплыли имена: телеграфист Желтков и княгиня Вера... Былинка - Желтков и Солнце - Вера». (Это лирическое вступление.)

15 слайд

Сочинение на тему:

Мои мысли о прочитанном рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».

Произведения А. И. Куприна написаны, в основном, в романтическо-реалистическом стиле. Они очень чувственные, тонкопсихологические, вызывающие у читателя бурю эмоций. Он переживает, волнуется за судьбу главного героя, сочувствует ему.

В рассказах «Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет» наиболее ярко показано отношение автора к такому возвышенному и необъяснимому чувству как любовь. Любовь, по Куприну, это прекрасное чувство, это яркая вспышка, которая оставляет глубокий след в душе человека на всю его жизнь, но всегда заканчивается трагедией. Как говорил генерал Аносов («Гранатовый браслет»):

«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться».

С этим высказыванием Аносова я могу согласиться лишь частично.

Я не считаю, что любовь должна быть трагедией. Это просто несовместимые понятия, хотя, к сожалению, так так часто сталкивающиеся в жизни. Под любовью я подразумеваю, единый танец душ вне земных забот и расчетов, длившийся всю жизнь у обеих сторон, когда в старости люди могут сказать, что они не привязаны друг к другу, не уважают друг друга, а именно любят друг друга. Да! Именно любят, а любовь – это слишком неземное чувство, и оно не может длиться бесконечно для простых и порочных людей, имеющих такое отвратительное качество как привыкание ко всему .

Произведение Куприна «Гранатовый браслет» поистине великое произведение! Это рассказ о неразделенной любви, любви простого телеграфиста Желткова к представительнице дворянства – Вере Шеиной.

Если судить объективно, то все-таки Желтков любил не саму Веру, а лишь ее образ. Он слал ей письма восемь лет, дарил подарки по праздникам, но никогда не разговаривал с ней с глазу на глаз и не знал какой она человек. Но такая самоотверженная, преданная, ничего не ждущая взамен любовь, говорит о многом. Она определяет все наилучшие черты Желткова: его возвышенную, чистую, непогубленную ни обществом, ни обстановкой душу, открытую навстречу жизни, его доброту, бесхитростность, способность чувствовать и понимать других людей.

Но ведь, что самое интересное, Желткова со стороны можно назвать счастливым человеком, с его способностью к высокому движению души. Я считаю, что счастье – это не только умение радоваться, но и умение огорчаться, переживать, воспринимать самую разнообразную гамму чувств.

Все эти эмоции определяют живую душу, что и является счастьем Желткова, в моем понимании.

Рассказ Куприна позволяет задуматься о сущности любви, о ее вдохновляющей силе, волнующей наилучшие умы человечества: художников, поэтов, писателей, философов…

Для любви не существует никаких рамок, на возвышенные чувства может быть способен любой человек.

Ведь насколько Желтков, бедный телеграфист, превосходит по силе своих чувств Василия Шейна – предводителя дворянства, и тем более его брата, который неспособен не то, что любить, но даже понимать другого человека.

Рассказ «Гранатовый браслет» производит на меня грустное впечатление тем, что Желтков, настолько возвышенной души человек, погибает, не постигнув счастья разделенной любви. Сословные рамки не ограничили силу любви Желткова, но ограничили и не дали развиться любви Веры, воспринимающей Желткова просто как надоедливого поклонника.

Так и прошла любовь Желткова, лишь слегка задев крылом, чувство Веры, которая после его смерти задумалась над тем, что может это, было не сумасшествие, а настоящая любовь, встречающаяся раз в тысячу лет?