Общественный и государственный строй спарты. Древняя олигархическая спарта

Спартанская община, возникшая в результате слияния родовых общин Лаконии (синойкизма) в IX в. до н.э., в результате войн, грабежей, раздоров, самоуправства оказалась на грани развала. К расцвету Спартанского государства привели законы легендарного Ликурга, благодаря которым Спарта существовала до II в. до н.э.

Ликург был одним из царей Спарты. Он был преемником скоропостижно скончавшегося брата. Узнав, что жена брата беременна, в случае рождения мальчика, обещал последнему престол. После рождения наследника, Ликург, являясь опекуном, выполнял все функции царя и заслужил любовь и уважение народа за свою мудрость и справедливость. Но враги оклеветали Ликурга, говоря о том, что он хочет смерти опекаемого, после чего Ликург покинул родину. Спартанцы не раз просили его вернуться. Заручившись мнением пифии - жрицы Дельфийского оракула (святилища) о том, что его законы будут лучше законов других государств, Ликург возвратился на родину. Слабохарактерный племянник - царь Харилай - как и другие граждане приняли его законы.

Тагунов Д.Е. отмечает, что реформы Ликурга - это целый комплекс преобразований социально-экономического и правового характера, оформленный ретрой - договором о "наилучшем государственном устройстве". Антиаристократическая направленность Ликурговой ретры очевидна. После реформ знать формально исчезла, как бы растворилась в массе демоса. За короткий срок Ликург навёл образцовый порядок, избавил народ от смут и неурядиц; легенды приписывают ему создание таких устоев спартанского общества, которые поражали своей стабильностью.

По словам Печатновой Л.Г., Большая Ретра Ликурга - это знак начавшейся консолидации гражданского коллектива, в котором не аристократия была низведена до народа, а наоборот, весь спартанский народ превратился в правящее сословие. Недаром спартанцы очень рано стали именовать себя гомеями, т.е. равными. Но их равенство было очень своеобразно - это было равенство внутри слоя господ.

По мнению Ильинского Н.И., окончательно "Ликургов строй" сложился в Спарте к концу VII в. до н.э. Ретра о социальном и политическом устройстве государства решала две основные задачи - путём сдерживания имущественной дифференциации обеспечить единство спартанцев и их совместное господство над завоёванным населением. Порядок и единство укрепили Спарту.

Следует отметить, что, конечно, сложившийся государственный строй Спартанского государства не был создан одномоментно, благодаря таланту одного законодателя. Система оттачивалась постепенно, в прежнее Ликургово законодательство вносились поправки. Но всё же именно законы Ликурга являются началом сознательного преобразования всего общества и государства.

Когда законы Ликурга вошли в жизнь, он сообщил народу, что должен сделать очень главное преобразование, но для этого должен посетить Дельфийский оракул. Зарекшись клятвою, что спартанцы ничего не изменят в его законодательстве до его возвращения, он отправился путь. Услышав, от оракула, что Спарта будет процветать, если будет жить по его законам. Он решил умереть, не возвращаясь в Спарту, чтобы спартанцы не узнали о его смерти и не отказались от клятвы.

По словам Ботвинника М.Н., надежды не обманули Ликурга. Пока Спарта придерживалась его законов, в течение нескольких столетий, она оставалась одним из самых сильных государств Греции. Только в конце V в. до н.э., когда в Спарту вместе с золотом и серебром проникли корысть и имущественное неравенство, законам Ликурга был нанесён смертельный удар.

По словам Плутарха, Ликург превосходит славою всех греков, которые когда-либо выступали на государственном поприще. Вот почему Аристотель и утверждает, что Ликург не получил в Лакедемоне всего, что причитается ему по праву, хотя почести, оказываемые спартанцами своему законодателю, чрезвычайно велики: ему воздвигнут храм и ежегодно приносятся жертвы, как богу. Рассказывают, что, когда останки Ликурга были перенесены на родину, в гробницу ударила молния. Впоследствии это не выпадало на долю никому из знаменитых людей, кроме Эврипида, умершего и погребенного в Македонии близ Аретусы. С ним одним случилось после смерти то же, что некогда - с самым чистым и самым любезным богам человеком, и в глазах страстных поклонников Эврипида - это великое знамение, служащее оправданием их пылкой приверженности.

Рассмотрев личность законодателя Ликурга и значимость его реформ, автор курсовой работы далее рассмотрит сущность государственного устройства Спартанского полиса, которое сложилось после проведённых Ликургом реформ.

По мнению Стадуба И.Д., государственный строй рабовладельческой Спарты сформировался в результате преобразования военной демократии в республику, которая со временем приобрела аристократический характер. От первобытнообщинной эпохи здесь уцелели народное собрание (апелла), совет старейшин (герусия) и два царя - архагета.

Верховным органом власти в Спарте была апелла, в которую входили все полноправные спартиаты, достигшие 30-летного возраста и не потерявшие земельный надел. Полноправных же спартиатов вместе с их семьями было не более 10% от всего населения. Члены народного собрания не вносили никаких предложений, а только выступали за или против предложений царей или герусии - совета старейшин. При решении особо важных вопросов расступались в разные стороны и на глаз определялось большинство, в других случаях выражали свое мнениями криком.

Площадь, на которой происходили собрания, была без украшений, не было даже никакой защиты от солнца и ветра, на ней негде было присесть. Это было связано со страхом того, чтобы убранство не сделало ораторов многоречивыми. Плутарх объясняет это тем, что, по мнению Ликурга, ничто подобное не способствует здравости суждений, напротив - причиняет один только вред, занимая ум собравшихся пустяками и вздором, рассеивая их внимание, ибо они, вместо того чтобы заниматься делом, разглядывают статуи, картины или потолок Совета, чересчур пышно изукрашенный.

Апелла решала такие вопросы как выбор руководителя военного похода, избрание должностного лица. Но решения не обсуждались - они либо принимались, либо отвергались.

О царской власти историки уточняют следующее: "община спартиатов возглавлялась двумя царями, принадлежавшим к двум правящим в Спарте династиям - Эврипонтидов и Агиадов. Цари предводительствовали военным ополчением, играли видную роль в культе, но власть их была ограничена герусией, в которую, наряду с царями, входили ещё 28 избираемых пожизненно народным собранием наиболее влиятельных спартиатов, достигших 60-летнего возраста".

Ограниченность царской власти герусией подтверждает и Деревенский Б.Г.: в Спарте правили два царя, каждый из которых передавал свою власть по наследству. Однако реальная власть принадлежала совету старейшин, избираемому из числа знатных спартанцев возрастом не моложе шестидесяти лет. Этот совет решал все государственные дела, в то время как цари командовали войском. Кроме этого цари или архагеты осуществляли судебную власть, были верховными жрецами.

Цари не должны были иметь физических недостатков. Каждые девять лет они проходили религиозное испытание, пройдя которое царствовали следующее девятилетие. Главным делом царей, по словам Ильинского Н.И., было не доказывать свою родовитость и право на трон, а умело командовать войском и мужественно сражаться в бою.

Марк Наумович о царях сообщает следующее: "одновременно с Харилаем, происходившим из рода Еврипонтидов, в Спарте правил Архелай из рода Агиадов. Оба царя ненавидели друг друга: каждый стремился к единоличной неограниченной власти, которую в Греции называли деспотией. Эта вражда ослабляла государственный строй.

По словам Плутарха, из многочисленных нововведений Ликурга первым и самым главным был Совет старейшин. В соединении с горячечной и воспаленной, по слову Платона, царской властью, обладая равным с нею правом голоса при решении важнейших дел, этот Совет стал залогом благополучия и благоразумия. Государство, которое носилось из стороны в сторону, склоняясь то к тирании, когда победу одерживали цари, то к полной демократии, когда верх брала толпа, положив посредине, точно балласт в трюме судна, власть старейшин, обрело равновесие, устойчивость и порядок: двадцать восемь старейшин теперь постоянно поддерживали царей, оказывая сопротивление демократии, но в то же время помогали народу хранить отечество от тирании.

Если цари были моложе 30 лет, в герусии их представляли опекуны из числа царских родственников. После смерти геронта, свою кандидатуру предлагали члены апеллы, достигшие шестидесяти лет. Комиссия по выбору геронта находилась в закрытом помещении, а в это время апелла криком выражала мнение по проходившим мимо помещения кандидатам. За кого кричали громче всего, того и выбирали геронтом.

По словам Ботвинника М.Н., для того чтобы цари, геронты и народ не спорили между собой из-за власти, Ликург составил соглашение между ними - закон о разделении власти. "Пусть, - говорилось в законе, - народ будет разделен и по месту жительства и на племена, пусть в герусию входит вместе с царями 30 человек, а народ время от времени собирается у реки Еврота на собрания. Там пусть народу предлагают решения, которые он может принять или отклонить. У народа пусть будет высшая власть и сила". Однако в спартанской общине происходило расслоение. Так в добавлении к "большой ретре" говорится о том, что в случае принятия неверного решения апеллой, цари и герусия распускают народное собрание и отменяют решение.

Это подтверждает и Крушкол Ю.С.: "заседание только тогда считалось открытым, когда присутствовал кто-нибудь из старейшин. Если же старейшины были не согласны с созывом собрания, они вообще могли не явиться и собрание не открывалось. Спартанское народное собрание на самом деле не имело реальной силы и не решало основных государственных вопросов. Оно иногда собиралось просто по обычаю.

Такой орган управления как эфоры, избираемые народным собранием, появился немного позже. Всего их было пять, и они обладали огромной властью: могли отменять решение царей, занимались финансами и внешнеполитическими отношениями, осуществляли надзор за поведением спартанцев, они вели судебные дела гражданского характера По мнению Ильинского Н.И., эфоры в Спарте появились в результате острых конфликтов между родоплеменными вождями и родовой аристократией. Последняя, получавшая большую долю военной добычи и возможность угнетать свободных общинников, стремилась ограничить пожизненную власть вождей властью избираемых на определённый срок представителей аристократии. Так появились эфоры, которые избирались из "достойных"

Эфоры, как орган контроля над герусией и царями, являлся либо представительством пяти деревень - ком, из которых состоял город Спарта, либо представительством пяти об, на которые делился спартанский полис

Слово "эфор" означает "надзиратель", "наблюдатель". Вначале функции эфоров заключались в следующем: они наблюдали за звёздами с целью узнать, угодны ли правящие цари. Если в это время падала звезда, это означало, что одного царя нужно сместить.

Пикус Н.Н. пишет о том, что эфоры избирались из числа всех спартиатов сроком на один год и обладали высшей контрольной властью, имели право привлекать к ответственности и судить всех спартиатов, в том числе геронтов и царей. Они наблюдали за неукоснительным соблюдением правил спартанского образа жизни, руководили внутренней и внешней политикой и террористическими мероприятиями против илотов.

В своей деятельности эфоры отчитывались только перед своими преемниками. Поэтому отсутствие контроля и юридическая безнаказанность приводили к злоупотреблению властью. Эфоры могли вызвать царя для разговора, и если последний не являлся, его приводили силой

Несмотря на то, что судебные функции выполнял каждый из государственных органов, Стадуб И.Д. чётко определяет компетенцию каждого: уголовные дела, особенно о государственных преступлениях, рассматривала герусия, гражданские споры - эфоры, а споры о пользовании дорогами - архагеты. Илотов наказывали без суда и предварительного следствия. Доказательствами служили клятвы, показания свидетелей, ордалий (суд божий) и поимка с поличным. Наказания назначались по усмотрению судей. Широко были распространены штрафы, изгнание, лишение прав (атимия) и смертная казнь, которая применялась в форме сбрасывания со скалы, удушения.

По мнению Крушкол Ю.С., спартанский строй был самым реакционным среди древнегреческих государств. И сама Спарта, которая имела гегемонию в Пелопоннесском союзе, всегда поддерживала вместе с этим союзом все антидемократические действия и течения, возникшие в древней Греции.

Таким образом, своего могущество Спартанское государство достигло благодаря реформам Ликурга. Законодательство Ликурга основывается на двух основных принципах: во-первых, путём сдерживания имущественной дифференциации обеспечить единство спартанцев; во-вторых, совместное господство спартанцев над завоёванным населением. Государственный строй Спарты - аристократическая республика, государственными органами власти в которой являлись Народное собрание, Совет старейшин, цари и эфоры.

Народное собрание принимало или отменяло решения, выдвинутые герусией. Оно носило формальный характер, так как Совет старейшин мог отклонять их решение. Герусия решала все государственные дела, рассматривала уголовные дела, особенно о государственных преступлениях. Цари командовали войском, руководили религиозным культом, выполняли судебную функцию. Эфоры руководили внутренней и внешней политикой, решали гражданские споры.


Древняя Спарта: законодательство царя Ликурга

Ликургу (IX - VIII вв. до н.э.) - предание приписывает создание госуд. и общественного строя Спарты, сохранявшего свои черты на протяжении 4 - 5 веков. Однако, что в этом строе явилось результатом развития Спарты, которая была основана около 900 г. до н.э., а что - плодом деятельности законодателя - об этом можно лишь догадываться.

Основным источником наших знаний о Ликурге является его жизеописание, созданное Плутархом, который опирался на множество источников, до нас не дошедших.

Согласно Плутарху, Ликург происходил из царского рода (в Спарте с древнейших времен было 2 царя) и занялся законодательством, являясь опекуном (продиком) малолетнего племянника.

Предание гласит, что подготавливая реформу, Ликург объездил ряд стран: Крит, Малую Азию, Египет, где ознакомился с местными обычаями. Вернувшись, он обратился к Оракулу в Дельфах, который дал ему т.н. “Великую ретру” (“ретра” переводится как “договор” и как “изречение оракула”).

Реформы Ликурга:

В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СФЕРЕ:

Созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком;

Создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ:

Разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла).

Разделение граждан на филы и обы;

Замена золотой и серебряной монеты на тяжелую железную, что привело к потере смысла накопления, а также вывело Спарту из внешнего рынка. В самом городе исчезли ремесленники, создающие предметы роскоши.

Введение сисситий - совместных трапез. Спартанцы были обязаны участвовать в совместных обедах, когда вся принесенная еда собиралась в складчину. При этом было запрещено обедать дома, а к трапезам привлекались все, вплоть до базилевсов. За столом собиралось около 15 человек, причем для вступления в это общество было необходимо единогласное одобрение всех членов сисситии.

В СИСТЕМЕ ВОСПИТАНИЯ: Реформа была направлена на воспитание воинов.

Слабых новорожденных кидали в пропасть, крепких же отдавали кормилицам, которые воспитывали в них силу и смелость;

С 7 лет детей записывали в отряды - “агелы”, где их учили гимнастике, воспитывая “беспрекословное послушание, выносливость и науку побеждать”;

–с 14 лет к ним приставляли педономов из достойнейших граждан. Еду юные спартанцы должны были воровать у периэков;

–с 20 лет спартанец принимал участие в походах, где правила поведения были уже менее строгими.

Всю жизнь спартанец принадлежал государству, а его воспитание не заканчивалось со зрелым возрастом.

Законы Ликурга не были записаны. Плутарх отдельно упоминает о трех “ретрах” Ликурга:

2)строительство дома только с помощью топора и пилы;

3)неучастие долгое время в войне с одним и тем же противником (чтобы не научить его военному искусству).

Закат законов Ликурга происходит в царствие Агида (426 г. до н.э.), при котором в Спарту попали золотые деньги, разрушившие строй общества, подчиненного интересам гос-ва.

Государственное устройство Древней Спарты

На основании “Лиркурговой ретры”, которую приводит Плутарх в биографии Ликурга, можно выделить следующие госуд. органы:

Народное собрание (апелла) - состояло из всех женатых спартиатов старше 30 лет. Голосование производилось криком. Высказываться имели право только базилевсы (архагеты) и геронты. Остальные могли голосовать только “за” или “против” законопроекта, внесенного герусией.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 геронтов, достигших 60 лет и 2 архагетов (царей). Геронты заседали пожизненно. Новые геронты избирались апеллой.

Компетенция герусии:

–ведение текущих дел;

–внесение законопроектов в апеллу.

В Спарте была диархия - власть двух царей (один царь пелаег, другой - дориец). Это звание было наследственным, а не выборным. Архагеты исполняли функцию военачальников, причем один из них отправлялся с войском в поход, а другой оставался в Спарте. Также они выполняли функции жрецов, а до появления эфоров, еще и судебные функции.

Позже появились эфоры - высшие должностные лица Древней Спарты. Они избирались сроком на 1 год. Всего избиралось 5 эфоров. Эфоры осуществляли высший надзор за госуд. делами, а также созывали герусию и апеллу; они являлись высшей судебной инстанцией.

В более поздний период 2 эфора сопровождали царя в походе и следили за ним. Эфоры имели право требовать отчета от любого из геронтов и царей.

Разряды населения в древней Спарте

В процессе образования спартанского государства решающую роль сыграли завоевания. Произошло порабощение аборигенов и превращение их в илотов. Завоеватели составили класс полноправных граждан Спарты.

Илоты. Они не были рабами, их положение было очень своеобразно. Илоты являлись собственностью государства. Отдельный спартанец, в распоряжении которого состоял илот, обладал правом полного распоряжения им, но не имел право продать его за границу. Илот собственной земли не имел, а работал на участке, предоставленном спартанцу государством. От урожая с этоц земли илот отдавал около половины своему господину. Илоты несли службу в армии в качестве легковооруженных воинов. Господство над илотами поддерживалось путем систематического террора (криптии). Ежегодно эфоры объявляли войну илотам. Илоты нередко поднимали восстания против спартанцев, используя любые благоприятные обстоятельства, однако всегда терпели поражение не смотря на то, что их было в несколько раз больше спартанцев.

Периэки. Они не пользовались политическими правами, но были лично свободны и правоспособны. Могли совершать сделки и приобретать собственность. Их главным занятием было торговля и ремесло. Периэки несли воинскую повинность, должны были являться в армию в качестве тяжеловооруженного война. За ними осуществляли надзор должностные лица-гармосты. Эфорам было предоставлено право предавать периэков смертной казни в любом количестве без суда.

Спартанцы. Только они обладали политическими правами. Все спартанцы были обеспечены земельными наделами, которые обрабатывали илоты. В общественных порядках спартанцев наблюдался военно-лагерный строй. Граждане обязаны были участвовать в общественных трапезах - сисситиях. На это каждый спартанец ежемесячно делал взносы, кто не мог этого сделать по бедности, переходил в разряд опустившихся - «гипомейонов». Воспитание было делом государства. С семилетнего возраста мальчики проходили обязательную выучку под руководством должностных лиц - педомонов, причем особое мнение обращалось на физическое воспитание. Это воспитание продолжалось до 20-летнего возраста. С 20 до 60 лет каждый спартанец был обязан нести военную службу. Женится ему разрешалось по достижении 30-летнего, когда он признавался совершеннолетним и приобретал политические права.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/

Составил:

профессор, д.и.н. Личман Б.В.

Тема 6: Спарта в период рабовладельческой аристократической республики

(VIII в. до н.э. - середина II в. до н.э.)

План:

    Возникновения государства. Законы Ликурга.

    Государственное устройство.

    Слои населения.

    Право Древней Спарты.

Основные понятия

Народное собрание, в котором участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста.

Архагеты

Два царя Спарты с наследственной властью.

Геруссия

Совет старейшин – орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов, были собственностью государства.

Земельный надел с прикрепленными к нему рабами-илотами.

Легендарный законодатель, царь Спарты (VIII в. до н.э.). Ему предписывается издание важнейших законов. С помощью ретры пытался решить две основные задачи – обеспечить единство спартиатов путем сдерживания их имущественной дифференциации и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.

Жители периферийных горных неплодородных районов Спарты, лично свободные, но не пользовавшиеся политическими правами.

Договор, закрепивший создание основ общественного и государственного строя.

Сиссития

Общественные трапезы, проводимые в целях поддержания единства, организуемые за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов.

Появились в VIII в до н.э., избирались на народном собрании в количестве пяти человек и составляли единую коллегию. Первоначально являлись помощниками царей, позднее их полномочия заметно расширились.

    Возникновения государства. Законы Ликурга.

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., в результате завоевания дорийцами Юга Ереции-Лаконики и Мессении, где проживали ахейские племена.

Установление государственного строя и общества на завоеванных землях, связанное с именем царя Ликурга (VIII в. до н.э.).

В законах Ликург закрепил форму протогосударств «Военную демократию» на 800 лет.

1. Земля принадлежала государству и роздана в равных долях (клер) мужчинам – воинам.

2. Розданная земля обрабатывалась государственными рабами (илотами).

4. Спартиаты жили военно-лагерным строем.

5. Спартиаты питались простой пищей за одним столом.

6. Женщины были на равне с мужчинами.

7. Обязательное обучение военному делу.

Победа Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне привел к появлению роскоши, развитию товарно-денежных отношений и гибели Спарты, как военизированного аристократического рабовладельческого государства во II в. до н.э.

    Государственное устройство.

Государственный строй Спарты – это рабовладельческая – аристократическая республика.

Высший орган – народное собрание (аппела).

В собрании участвовали спартиаты, достигшие 30 лет.

Решало вопросы:

    Избрание должностных лиц.

    Выборы главы военного похода.

    Вопросы войны и мира.

Народное (аппела) собрание имело особенности.

1. Народное собрание (аппела) не играло значительной роли в жизни страны.

2. Законы не обсуждались: они либо принимались, либо отвергались (голосом).

3. Решение собрания неугодное совету старейшин (герусси) отвергалось.

Глава государства

Во главе стояли два наследственных царя (архагеты).

Они были:

    Командующими армиями.

Исполнительная власть

Коллегия эфоров (5 человек) была органом спартанской олигархии.

Они избирались ежегодно народным собранием, но отчитывались перед новым составом эфором.

Функции коллегии эфоров:

    Созывали народное собрание и руководили им.

    Контроль за деятельностью царей.

    Руководили внешней и внутренней политикой.

    Контролировали всех должностных лиц.

Совет старейшин (геруссия)

Орган, унаследованный от родоплеменной организации.

Полномочия герусии были очень широкими.

С усилением власти эфоров (рабовладельческой аристократии) значение герусии (родовой аристократии) уменьшилось.

    Слои населения.

Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков военной демократии.

Спартиаты

Полноправные граждане (завоеватели дорийцы) государства.

Они использовали военную организацию для укрепления своего господства над покоренными народами. Всякий труд, кроме военного дела считали для себя позорным.

Илоты

Порабощенные жители Мессении превращенные в государственных рабов. Особенность в том, что илоты были рабами по завоеванию. Они владели своим имуществом и обязаны были кормить спартиатов, отдавая 50% урожая. Илоты не были товаром подобно рабам и несли военную повинность.

Периэки

Лично свободные жители окрестных мест. Не имели политических прав (не принадлежали к спартанской общине). Несли воинскую повинность во вспомогательных отрядах, платили налоги.

    Право Древней Спарты.

Источники права:

    Обычное право.

    Законодательный опыт других стран.

    Четыре ретры (законодательные изречения Ликурга).

Одна из ретр Ликурга запрещала издавать письменные законы. Отсюда Спартанское право письменно не зафиксированы.

Ретры Ликурга жестоко регламентировали все сферы жизни общества.

Главная цель:

    Достижение мира и согласия.

    Искоренение богатства и бедности.

    Борьба против илотов.

Имущественные отношения

Господствовал натуральный обмен, и отсутствовали товарно-денежные отношения. Указывалось, как можно строить дома, какую одежду носить и какую пищу принимать. Это делалось для того, чтобы не допустить имущественного неравенства.

Семейно-брачные отношения

Заключение брака разрешала община. Мужчины находились в военных подразделениях, домой приходили только ночевать.

Дети не принадлежали родителям. С 7 лет мальчиков воспитывали в военных отрядах.

Вопросы и задания

1. Какую цель преследовал Ликург своими законами?

2. Почему Афины VI в. до н.э. назывались рабовладельческой демократической республикой и Спарта рабовладельческой аристократической республикой?

3. Причины гибели Древней Спарты?

Литература

1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 28-167 с.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 53-217 с.

3. История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов [и др.]; под ред. К.И. Батыра. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008. – 12-119 с.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. /Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2007.

Ресурсы сети Интернет

1. История государства и права зарубежных стран – электронная: учебн. часть 1 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http :// www . yandex . ru ).

2. История государства и права зарубежных стран: учебн. часть 2 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http :// www . yandex . ru ).

3. История государства и права зарубежных стран: учебн. / Гаврилин А.К., Есиков С.А., 2004 г. (http :// www . yandex . ru ).

Принадлежала высшая правительственная и судебная власть, первоначально была, вероятно, «советом старейшин», родоначальников. Спартанцы (как и все вообще дорийцы) делились на три колена (филы ) – гиллеев, диманов и памфилов­, а каждое из трёх этих колен – на 10 родов (об ). Тридцать членов герусии первоначально были, вероятно, старейшины тридцати об. В исторические времена члены герусии, кроме царей, избирались народом; эти избираемые члены назывались геронтами («стариками»). Отсюда и слово «герусия» – «собрание старцев» или «собрание старейшин». Должность геронтов была пожизненная. В герусию могли выбираться только старики, имеющие не менее шестидесяти лет. К двум спартанским царям это не относилось; они были членами герусии по самому своему сану и были в ней представителями двух своих об, считавшихся самыми знатными. Цари были и председателями герусии.

В исторические времена все члены герусии избирались всем спартанским народом (полноправными гражданами, периэки и илоты в выборах геронтов не участвовали), а не каждый своей обой. Кандидаты один за другим шли через площадь народного собрания; народ выражал криком свое сочувствие проходящему; в особом помещении стояли несколько человек, которым не было видно, кто проходит. Они объявляли, в который раз крик был самый громкий, и членом герусии делался тот кандидат, при проходе которого был этот крик.

Власть герусии была очень велика; но верховная власть принадлежала народному собранию, которое в Древней Спарте называлось апеллой. Членами апеллы были все равноправные граждане, то есть все дорийцы, достигшие 30-летнего возраста. Народное собрание происходило в каждое полнолуние. Местом собрания была площадь между речкою Кнакием и мостом Бабикой. Председателями были цари. Они при этом производили военный смотр. Народное собрание выбирало геронтов и других сановников, решало все важные дела, объявляло войну, заключало мир и другие договоры. Ему предлагались на утверждение все важные решения герусии, и они получали силу закона только после его одобрения. Цари или замещавшие их лица объясняли дело народу, он принимал или отвергал решение герусии. Он выражал свое одобрение или неодобрение криком. Если было сомнительно, какие голоса образуют большинство, утвердительные или отрицательные, то народ расходился на две стороны, и сосчитывалось, на которой стороне большинство. Иноземные послы могли, с согласия герусии, сами излагать дело народу; кроме этого случая, право говорить в народном собрании принадлежало только председательствующим на нем; другие спартанцы не могли ни говорить речей, ни вносить предложений.

Герусия и апелла были естественным развитием политического устройства прежних, гомеровских времен . Права аристократии и народа постепенно расширялись. Прежнее монархическое полновластие ослабело после разделения в Спарте власти между двумя царями. После того, прежний обычай, по которому царь созывал вельмож для совещания о делах на пир во дворец, получил такой характер, что созывать членов герусии и подчиняться их мнению стало для царей обязанностью. Совет сделался самостоятельным правительственным учреждением. Прежде народное собрание (апелла) созывалось лишь для того, чтобы выслушивать намерения и решения царя; теперь оно само получило решающий дело голос.

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Государственными институтами Спарты являлись:

Апелла - собрание граждан полиса;

Герусия - совет старейшин;

Эфорат - коллегия 5-ти выборных лиц;

Два архагета - царя.

В Спарте классического периода (VII - V вв до н.э.) сложилась своеобразная система управления государством.

Архит Тарентский в сочинении «О законе и справедливости» считает, что спартанская государственная организация гармонически сочетает в себе элементы трех политических режимов: монархии, олигархии и демократии.

Монархический элемент - царская власть. Ведущей роли в управлении государством она не играла. Оба царя, архагета, как вожди времен военной демократии являлись «верховными главнокомандующими» армией и исполняли жреческие функции: «... в походе царь не имеет других обязанностей, кроме обязанностей жреца и военачальника...».

Царей чтили как героев. В общественной жизни они пользовались привилегиями и почетом.

Особые же почести и права спартиаты предоставляли своим царям вот какие: обе жреческие должности - Зевса Лакедемонского и Зевса Урания (бога неба) и даже право вести войну с любой страной. Ни один спартиат не смеет им противодействовать, в противном случае подлежит проклятию. Сотня отборных воинов служит им в походе телохранителями. Жертвенных животных цари могут брать с собой в поход сколько угодно: от каждой жертвы они получают шкуру и спинную часть мяса. Таковы были особые преимущества царей во время войны.

В мирное время царям полагались особые преимущества. Во время жертвоприношений царь восседал на 1-ом месте на жертвенном пиршестве; по сравнению с остальными участниками им первым подносят угощения и в двойном количестве. При возлиянии царям полагался первый кубок и шкура жертвенного животного. В 1-ый и 7-ой дни начала месяца община доставляет отборное животное, а затем лаконский медимн ячменной муки и лаконскую четверть вина. На всех состязаниях царям принадлежат особые почетные места. Им поручают назначить проксенами любого из граждан и выбирать по 2 пифия (послов в Дельфы, которые обедают вмете с царями на общий счет). Если цари не являлись на пиршество, то им посылают на дом 2 хеника ячменной муки и по котиле вина каждому. А когда они приходят, то им подают все кушания в 2-ном количестве. Такой же почет оказывает им и частный гражданин, приглашая к обеду.

Посмертные же почести царей вот какие. О кончине царя всадники сообщали во все концы Лаконии, а женщины ходят вокруг города и бьют в котлы. Лишь только раздаются эти звуки, в каждом доме 2-е свободных людей - мужчина и женщина - должны облечься в траур. Тех, кто не подчинялся этому приказу, ожидало суровая кара... Всякий раз, когда умирал царь лакедемонян, на погребении обязано присутствовать, кроме спартиатов, так же определенное число периэков. Много тысяч периэков, илотов и спартиатов вместе с женами собирались они яростно били себя в лоб, поднимали громкие вопли и при этом причитали, что покойный царь был самым лучшим из царей. Если же смерть постигла царя на поле боя, то в его доме устанавливали изображение покойного на устланное ложе, выносили. После погребения царя на 10 дней закрыт суд и рынок, а так же не бывают собрания по выборам должностных лиц, но в эти дни все лакедемоняне в трауре.

После кончины царя его наследник, вступая на престол, прощает спартиатам все долги царю или обещания.

Ксенофонт в «Лакедемонской политии» описывает примерно ткие же взаимоотношения между царями и общиной граждан, добавляя некоторые подробности о отношениях сложившихся между царями и эфорами. «При появлении царя встают все, кроме эфоров, которые продолжают сидеть на своих стульях. Эфоры же и царь ежемесячно обмениваются клятвами: эфоры присягают от лица полиса, царь - от своего имени клянется править сообразуясь с законами, установленными в государстве, а полис обязуется сохранять царскую власть неприкосновенной, пока царь верен своей клятве. Таковы почести, воздаваемые царю в Спарте... Они лишь немного отличаются от почестей, оказываемых частным лицам. Действительно, Ликург не желал ни внушать царям стремление к тирании, ни возбудить зависть сограждан к их могуществу. Что касается почестей, воздаваемых царю после смерти, то из законов Ликурга видно. Что лакедемонских царей чтили не как простых людей, но как героев.

В обязанности только царей входили решения по некоторым вопросам. Только одним царям было дано право выносить решения по следующим делам: о выборе мужа для дочери-наследницы и общинных дорогах (охрана безопасности)... если кто пожелает усыновить ребенка, то должен это делать в присутствии царей. Цари также заседали в совете 28 геронтов... каждый имел 2 голоса.

В герусии цари председательствовали. Высшая власть в совещаниях должна принадлежать богоподобным царям, после них - старцами - геронтам.

Цари Спарты были крупными землевладельцами. Помимо земельных участков, выделенных им на землях периэков, они владели плодородными участками, выделенными из государственных земель. Кроме того, им полагались описанные выше приношения «от народа»: жертвенные животные, вино, ячменная мука, т.е. содержание царского дома во многом основывалось на натуральных поставках спартанской общины. Как военачальникам им полагалась часть военной добычи, в то время как остальная добыча становилась собственностью всей общины.

Одновременное правление двух царей, происходивших из рода Агиадов и Эврипонтидов, можно объяснить тем, что знать ахейского общества, поднявшегося до завоевания на более высокий уровень развития культуры, вошла в общину завоевателей.

Царская власть переходила по наследству, от отца к сыну. Но одновременное правление двух царей было обязательным.

Таким образом, цари пользовались экономическими привилегиями и их почитали как героев, но основной функцией царей были военные полномочия. Во время походов цари пользовались неограниченной властью, имея право жизни и смерти любого воина. В походе никто из должностных лиц не имел право вмешиваться в распоряжения царей или не подчиняться им. Все решения выносились царями совместно и лишь в этом случае были обязательны.

Геродот описывает попытку царя Клеомена арестовать жителей Эгины, обвиненных афинянами в сотрудничестве с персами. Некоторые эгинцы оказали ему сопротивление «... заявив, что Клеомен... действует без разрешения спартанских властей... иначе бы он прибыл вместе в другим царем».

После окончания войны власть царей ограничивалась жреческими функциями и еще несколькими обязанностями.

Слабость царской власти, контроль над ней со стороны эфората и соправление царей доказывают, что институт царской власти в Спарте унаследовал много архаичных черт, относящихся ко времени военной демократии.

Во избежание установления тирании царей в Спарте, одной из задач эфората и геронтов было поддержание постоянной вражды между царями, в то время как наиболее важные решения были действительны только при одобрении их обоими царями.

Так, за царями сохранилась власть военного вождя, но политические права были сильно урезаны. Это обстоятельство позволило приспособить институт царской власти к нуждам крупного рабовладельческого государства, основанного на эксплуатации завоеванного населения, а следовательно, нуждающегося в наличии сплоченной армии, с одной стороны, а с другой - заинтересованного в сохранении равенства среди граждан, что невозможно при полной монархии.

В связи с этим герусии и эфорату передавалась часть тех политических прав, которых были лишены цари.

Герусия - совет старейшин. Традиция приписывает создание этого органа управления реформатору Ликургу. Якобы, первых старейшие Ликург назначил из числа тех, кто принимал участие в его замысле. Затем он поставил взамен умерших всякий раз выбирать из граждан, достигших 60 лет, того, кто будет признан самым доблестным.

Ведущую роль в оформлении герусии вряд ли можно признать только за Ликургом. Подобный орган управления существовал у дорийских племен со времен военной демократии, ликургова ретра только узаконила определенной количество геронтов, оставив принцип их избрания мало измененным.

В герусии, кроме двух председательствующих царей, входили 28 старейшин, постоянно поддерживающих царей, оказывавших сопротивлении демократии, но в тоже время помогавших народу хранить отечество от тирании.

Геронты выбирались пожизненно на народном собрании. Причем учет голосов велся весьма условно - спартанцы выносят решение, голосуя криком, а не камешками.

При том, что силу крика, а значит и победу претендента, оценивали особые выборные, находившиеся в момент голосования в закрытом помещении, итоги голосования были неточны и субъективны.

Первоначально герусия была верховным судом общины и хранителем устного права, одновременно она же являлась и верховным советом государства. Её решения касались и внешней и внутренней политики Спарты. Позже государственный суд по уголовным делам и государственным преступлениям.

Таким образом, разделив полномочия с эфоратом, древний родоплеменной орган - совет старейшин приспособился к новым условиям рабовладельческого государства.

Апелла - народное собрание полноправных граждан-спартиатов. Первоначально функции апеллы были широки. Ей принадлежало право принимать и отвергать законы, решать вопросы войны и мира, а также решать наиболее важные дела внутри самой общины. Но после ограничения власти апеллы второй ретрой наиболее важной функцией апеллы был выбор должностных лиц. Прежние широкие полномочия апеллы были сильно ограничены. Члены апеллы не имели права по своей инициативе предлагать рассмотрению народного собрания какие-либо вопросы, а должны были только выражать свое отношение к вопросам, предложенными им герусией и архагетами. Многие это обычно выражали криком или, в спорных случаях, расступались по сторонам, и большинство определялось геронтами на глаз. Этот способ голосования указывает на большую древность существования апеллы; он восходит, вероятно, еще к племенным собраниям дорийцев.

Так как в апелле не происходило обсуждения вопросов от граждан, требовалось только высказать свое мнение путем голосования, а такой архаический способ голосования допускал злоупотребления, то герусия, конечно, могла проводить любые решения. Если большинство спартиатов высказывало против предложенного герусией постановления, то герусия имела право, во второй ретре, распустить собрание. Таким образом, после ограничения роли народного собрания второй ретрой, апелла перестала играть активную роль в жизни спартанского государства и превратилась лишь в совещательный орган при герусии.

Подобное положение апеллы позволило ей просуществовать в условиях рабовладельческого государства долгое время, хотя в сущности она являлась архаизмом. Сохранение столь древнего органа, создавало видимость демократии и позволяло сплотить спартиатов.

Эфорат - должностная коллегия эфоров, состоявшая из 5 человек, ежегодно переизбираемая из состава всей общины спартиатов.

Первоначально эфорат был учрежден для ограничения власти царей и их влияния на государственные дела. Ликург придал государственному управлению смешенный характер, но приемники его, видя, что олигархия все еще чересчур сильна, набрасывает на нее, словно узду, власть эфоров - блюстителей - приблизительно 130 лет спустя после Ликурга, при царе Пеопомпе. Об этом же свидетельствует приведенная ранее взаимная клятва царей и эфоров.

Согласно преданию, раз в 8 лет эфоры проводили ночь вне дома, наблюдая за небом. Если в эту ночь они не видели звезду, падающую в определенном направлении, это значило, что один из царей подлежит смещению, как не соблюдающий данной им клятвы.

Вторая Мессенская война, сопровождающаяся порабощением всего свободного населения долин, привело к усилению эфората.

Важной функцией эфоров стал полицейский надзор за охраной установленной конституции, в связи с чем и гражданский суд был передан из герусии эфорам. В руках эфоров находится власть постановлять свои решения по важным судебным процессам.

Во время войны два члена коллегии эфоров участвовали в походах для постоянного наблюдения за деятельностью царей. Во время войны они не имели право вмешиваться в распоряжения царей, но после войны могли судить царей. Так по возвращению из Аргоса царя Клеомена привлекли к суду эфоров.

Эфорат контролировал все магистратуры государства

Система спартанского воспитания подлежала теперь контролю эфоров. Эфоры же имели право удалять из Спарты иноземцев. В их руки перешло и право контроля за распределением военной добычи, установление налогов и проведение военного набора.

Особенно важным были функции эфоров по контролю за илотами и периэками. Именно они устанавливали время начала криптий. Над периэками они получали право уголовного суда.

Имея право немедленно наказывать любого гражданина, преступившего обычаи Спарты, сами эфоры не подлежали суду и оставались бесконтрольными, казалось, эфорат был учрежден в интересах народа, на самом же деле он послужил к усилению влияния знати.

Таким образом, коллегия эфоров стала постепенно самым влиятельным государственным органом.

В итоге, описав все органы управления древней Спарты, представлявших как упоминалось вначале главы, олигархический, монархический и демократический политические режимы, можно заключить, что реальная власть была сосредоточена в руках эфоров.

Так, в управлении государством принимали участие цари и герусия - два аристократических института власти. Но по причине уравновешивания друг друга, все три института власти создавали особый, присущий Спарте, тип управления - олигархическую республику.

Военный характер спартанского общества способствовал сохранению в среде спартиатов пережитков доклассовых отношений. Таким пережитком была значительная обоществленность быта спартиатов, связанная с их полным устранением от хозяйственной деятельности и со столь же полным превращением их в военный господствующий класс.