Описание картины Исаака Левитана «Март. Сочинение по картине И.И.Левитана "Март"

Картина Левитана «Март» - неожиданный пейзаж в творчестве художника, потому что он не любил рисовать снег и зиму, предпочитая осень и лето.

Тверская губерния

В поисках подходящей натуры художник вместе с С. П. Кувшинниковой приехал в Тверскую губернию в 1893 году и остановился в усадьбе Островно. Его приняли очень радушно и поселили на втором этаже в светлых комнатах с прекрасными видами на озеро и закат. Живописец много и плодотворно работал.

Здесь в Удомле он написал свой шедевр - «Над вечным покоем»: на бугре стоит деревянная церквушка, вросшая в землю, и заросшее, заброшенное, забытое кладбище с покосившимися крестами. Картина Левитана «Март» даже еще не была задумана. Жизнь в усадьбе текла размеренно и мирно: катались на лодке на озере, ходили за грибами, вечерами С. Кувшинникова играла на рояле Бетховена, Грига, Листа, Шумана.

Визит соседей Турчаниновых

В середине лета 1894 года из соседней усадьбы Горки, которая была всего в двух верстах от Островно по другую сторону озера, приехали соседи якобы с визитом к Софье Петровне, но в действительности им хотелось познакомиться с И. Левитаном. Глава семейства И. Н. Турчанинов был сенатором в Петербурге. Его супруга Анна Николаевна 39 лет от роду была настоящей выдержанной светской дамой в корректных туалетах, у которой подрастали три дочери. Она на 4 года была старше Левитана, что не помешало ему глубоко увлечься Анной Николаевной. Он переехал в Горки и вдруг стал писать натюрморты с цветами.

Они так хороши изысканностью и свежестью. Шло лето, и картина Левитана «Март» ему еще даже не приходила в голову. Зато букетов цветов Левитан написал невиданно много. Потому что художник просто потерял голову от стильной, утонченной и умной Анны Николаевны. «Васильки» он подарил Варе, старшей дочери Турчаниновой, которая влюбилась в художника первой пылкой любовью, что ему очень мешало. Ни до Горок, ни после художник не обратится к теме натюрмотов.

События в доме Турчаниновых

Чтобы у Левитана было отдельное помещение для работы, его поселили в обустроенной под мастерскую баньке. В Горках пейзажист прожил до глубокой осени 1894 года. Это был плодотворный период. Кроме натюрмортов с цветами, он изобразит пастелью двухэтажный дом Турчаниновых с мезонином в произведении «Осень. Усадьба» (1894 год).

Картина Левитана «Март» также покажет линию его фронтона. В 1895 году, в середине марта, художник снова приезжает в Горки и за кратчайшее время пишет полотно «Март» - невероятную новаторскую картину. До него никто не видел ни такого снега, ни синих теней от деревьев, ни яркого солнечного неба поразительной голубизны. Картина Левитана «Март» стала образцом для многих русских художников. Они в своих пейзажах использовали ее мотивы.

Левитан, «Март»: описание картины

Свежий холодный воздух и начинающаяся радостная весна, казалось, хлынули с полотна. Мажорна по своему настроению картина Левитана «Март». Фото (репродукция) показывает ликование природы. Перефразируя самого Исаака Ильича, можно коротко сказать, что пейзаж - это часть природы, которая прошла через характер и чувства художника. Так надо рассматривать это произведение. Картина Исаака Левитана «Март» - это его чудесное открытие, ранее никем не замеченное. Солнышко уже пригревает по-весеннему. Растаял снег на дороге, которая подходит к дому.

Рядом стоит лошадь, запряженная в сани, и мирно греется под теплыми лучами. Зима не хочет сдаваться весне и уходить. Еще глубоки сугробы под деревьями, но вся природа с нетерпением ждет пробуждения. Сосны темны, от них падают насыщенные ультрамариновые тени. По контрасту с ними сияют светлые стволы осин, залитые солнечным светом, к которому они тянутся.

Тему пробуждения природы художник развивал не раз. Тревожное пробуждение, встречу «утра года» показывает этюд «Весна. Последний снег». Он появился в то же время, когда Левитан написал картину «Март».

Колористическое решение и композиция

Колорит предвещает уход зимы. Наезженный путь, прописанный охрой, первый подчеркивает скорое избавление от нее. Лежащие рядом тяжелые яркие белоснежные снеговые сугробы с синими тенями лишь подчеркивают мажорное настроение, которое овладело художником. Они написаны густыми мазками, в противоположность небу, которое покрыто тонким слоем краски.

Весна во всем: в ярком голубом небе, в скворечнике, который ждет гостей, в купающемся в солнечных лучах светло-желтом деревянном доме, в снеговой шапке, которая вот-вот соскользнет с козырька.

Колорит выдержан в белых, зеленых и синих тонах. Анализ картины Левитана «Март» следует продолжить, сказав о ее композиции. Она смела своей простотой. Четырехугольник двора художник ограничивает стеной дома с одной стороны и снегом с другой. Снеговая поляна перед лесом делит полотно пополам. Получается, что перед зрителем талый снег, а перед лесом еще стойко держится зима. Весна не за горами. Движение, изгиб дороги помогают «войти в март» и почувствовать прелесть этого тихого, безветренного, теплого места.

Приступ неврастении

Когда наступила цветущая весна, то Левитан совсем запутался в своих отношениях с матерью и дочерью. Варвара упрашивала его убежать с ней. В муках меланхолии художник выходит из дома и в июне на озере стреляется. Это была имитация самоубийства, потому что художник вернулся в дом и, как на сцене, бросил под ноги хозяйке убитую им чайку. Это видел сам А. Чехов, который прибыл по приглашению Анны Николаевны поддержать Исаака Ильича и привести его нервы в порядок. Писатель-врач, однако, не нашел ничего серьезного, особенно в той ране, на которую жаловался И. Левитан. Жизнь и драмы в Горках он позже описал в повести «Дом с мезонином» и комедии «Чайка». Писатель никому не назовет, кто был прообразом Тригорина и Аркадиной, но окружение и так все поняло. Левитан впоследствии очень обидится, увидев себя вновь в произведении Чехова, но позже, как всегда, помирится с Антоном Павловичем. Более того, увидев «Чайку» на сцене, он оценил ее глубину и правдивость. В имении Чехов пробыл пять дней и очень скучал. Его ждали неотложные дела в Лопасне. Писатель приглашал друга к себе в Мелихово, но тот отказался. Его увлек новый сюжет «Ненюфары».

Смерть И. Левитана

В конце концов его больное сердце не выдержало тех волнений, в которых он постоянно пребывал. Отпечаток на болезнь сердца наложил вторично перенесенный тиф в 1896 году. К 39 годам он ходил, задыхаясь, с палкой в руках. Анна Николаевна за ним ухаживала, но сделать уже было ничего невозможно. Так он и умер у нее на руках, оставив в мастерской десятки незаконченных картин и сотни этюдов.

Прах Левитана теперь покоится на Новодевичьем кладбище неподалеку от его друга, который пережил его лишь на четыре года. В кабинете А. Чехова в Мелихово висит этюд Левитана «Озеро Островно».

Холст, масло. 60x75 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва

Наверное, описание пейзажей Левитана М.Алпатовым наиболее полны и интересны. Но то ли Алпатов не подозревает о метафорическом смысле картины, то ли не желает углубляться в суть ее (скорее всего, первое), но смысл произведения он не раскрыл. Некоторые важные детали картины искусствоведом не схвачены, не привлекли его внимания, а в результате не получили выхода в идею картины.

"Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, не заявились в наших краях.

(Очень важная неточность: в лесу холодно и нетронутый теплом снег, но "ни одно дерево осенью не сбросило листву").

Но уже солнышко пригревает на припеке, снег ослепительно блестит в его лучах, тени наливаются лиловатой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней – все предвещает весну; вся природа, все предметы – "все пронизано ожиданием". Это состояние ожидания по-своему выражает и смиренная деревенская лошадка с санями, которая стоит, не шелохнувшись, на пригреве у крыльца и терпеливо дожидается своего хозяина".

Нет ожидания ни в одном предмете. Этот замечание кажется не очень существенным, тем не менее, позволяет войти в картину. Лошадь не ждет хозяина: она всем телом на теплом свету, глаза слепит солнце, и она прикрыла их веками. Перед глазами стоят разноцветные круги, по голове разливается теплый туман, и лошадь полностью отключилась от всего вокруг.

"Построение "Марта" отличается исключительной простотой, ясностью и точностью. Край деревянного дома с его уходящими в глубь картины досками, а также широкая полоса оттаявшей дороги вовлекают зрителя в картину, помогают мысленно в нее войти, но от большинства других пейзажей Левитана "Март" отличается более замкнутым, уютным характером; движение внутрь несколько ослабляется созвучными с очертаниями дороги линиями стройно изогнутых, расходящихся веером белых стволов, которые, трепетно изгибаясь, выделяются на синем небе и на темной хвойной зелени. "Горизонтальный край" снежного поля делит картину на две равные части и вносит в нее нотку спокойствия. Эти простейшие соотношения линий не навязчивы: все кажется простым, естественным и даже незамысловатым, и все же выделение этих композиционных линий придает скромному уголку и законченность и завершенность".

Вряд ли короткая стена дома и крыльцо способствуют вовлечению в картину. Но, кажется, художник и не предполагает вхождения зрителя в картину: он сразу ставит перед нами квадрат двора, ограниченного снегом слева, стеной дома справа, лошадью и голыми деревьями со сближающимися вершинами сзади нее.

Алпатов отмечает существеннейший элемент картины – горизонтальный край поля, который делит картину пополам. Логично теперь сопоставить получившиеся две части картины, но исследователь не делает этого. В передней части – теплое томление: разогретая желтая стена деревянного дома, желтые теплые части крыльца, разогретая крыша крыльца и тающий на ней снег, согретая коричневая дорога, разомлевшая лошадь, теплый снег и раскинувшиеся веером на солнце обнаженные деревья. Совсем иное видим на задней половине: темные хмурые деревья не радуются солнцу, березы не сбросили в предзимье листву, не потревоженный ничем снег и холодные синие тени на нем.

Отсюда простая идея картины. Не все к новой весне пережило старым и освободилось от него. Не всем удалось сбросить груз накопившихся тягот, забот и подготовиться к "обновлению, возрождению", быть готовым начать строить новое. Упущено было время, когда все жадно хватало каждую минуту бытия, каждую крупицу влаги, тепла и света, набухало, торопилось цвести и плодоносить. Может быть чаща леса, плохая почва, недостаток влаги не позволили использовать отпущенное время, первые холода заморозили жизнь: деревья не успели отцвести и завершить жизненный цикл. Нарушен ритм жизни, ее естественное течение. Не радуется поэтому лесное дерево новому солнцу и новому теплу.

Если человеческую жизнь разделить на несколько периодов, то к каждому из них условно можно отнести слова Пушкина: "Блажен, кто смолоду был молод, блажен, кто вовремя созрел…" Всему свое время и необходимо его плодотворно использовать. Иначе – жизненные трагедии, бедные, безрадостные жизни.
С.Сандомирский

«Март» 1895 г. 60 x 75 см. Масло, холст. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Левитана И.И. «Март»

Картина «Март», написанная Исааком Левитаном в начале 1895 года, ныне находится в Третьяковской галерее в Москве.

Ландшафт зимы не часто прельщал музу Левитана, но на этом холсте зимний пейзаж отступает перед первыми признаками весны.

Яркое весеннее солнце светит, снег тает, становится рыхлым. Художник изумительно изобразил зиму, сверкание снега, в левитановском «Марте» деревья еще не проснулись от зимней стужи.

Лошадь, запряженная в сани, стоит у дверей дома, греясь под первыми теплыми и еще робкими лучами солнца.

На заднем плане картины изображены еще угрюмые деревья. На березах кое-где еще не сброшена осенняя листва.

В глубине леса еще виднеется много снега, в воздухе витает морозец. Перелетных птиц еще не видно, но уже заметно, что солнце хорошо пригревает, снег в последний раз ярко сверкает на солнце. Вся природа замерла в ожидании весны.

Картина наполняет ее созерцателей радостью и ожиданием перемен, благодаря тому, что художник на картине применяет светлые тона красок.

Лучшие картины Левитана И.И.

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Алексей Иванович Корзухин родился 11 марта 1835 года в селе Уктус Пермской губернии. Его отец был крепостным промывальщиком золота. Способности к рисованию у мальчика проявились еще в ранние годы. Он брал уроки рисования у местных иконописцев, писал портреты родственников. Корзухин в этот период принимал участие в создании икон для Преображенской церкви.
Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию. Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера.
2012-09-11

Вариант 1. 3-4 класс

На картине «Март» мы видим самое начало весны. Ярко светит солнце. Снег начинает таять. Он стал рыхлым и истоптанным. Кое-где на дороге уже проглядывает земля.

Во дворе деревянного дома стоит лошадка с пустыми санями. Дом окружен деревьями. Это белые березки и вечнозеленые ели.

Вариант 2. 6-7 класс

На картине Исаака Левитана «Март» изображено время прихода весны. Это солнечный мартовский день среди русской природы. Мы видим двор двухэтажного деревянного дома, окруженного деревьями. Может быть,это дом в каком-нибудь лесничестве.

У дома навесное крыльцо на четырех столбиках, а на навесе еще лежит снег. Вокруг вздымаются деревья: тоненькие березы и вечнозеленые сосны с раскидистыми кронами. Они отбрасывают на снег четкие тени, которые кажутся голубыми.

Небо уже ярко-голубое. Тает снег. Он стал мягким и рыхлым. На картине видно, что снег вокруг дома уже весь изрыт и истоптан людьми и повозками. В некоторых местах, на которых по нему больше всего топтались, он уже сошел, видна сырая коричневая земля.

Беленькие березки стоят еще без листьев. Точнее, на них кое-где еще висят рыжие прошлогодние листочки. На верхушке одной из берез белеет скворечник. Пройдет немного времени, и его заселят пернатые жильцы.

Во дворе стоит рыженькая лошадка, запряженная в деревянные сани. Светлая стена дома гармонирует с белоснежными стволами берез. Вообще цвета на картине, хотя они и совсем неяркие, невероятно сочетаются друг с другом. Это белый, рыже-коричневый, темно-зеленый, голубой. А стволы березок, тянущиеся к солнцу, еще и создают неповторимо красивый рисунок линий на картине. Исаак Левитан - действительно непревзойденный мастер изображения пейзажей России.