Описание пимена из бориса годунова. Летописец пимен в трагедии борис годунов пушкина сочинение про монаха. Окончательный вариант текста

Пимен — монах Чудова монастыря в Москве, старец кроткий и смиренный. Надо полагать, что только дворянское происхождение давало ему возможность в молодости видеть «двор и роскошь Иоанна», и «пировать за царскою трапезой». Прошлая жизнь его в трагедии едва намечена, но можно предположить, что это один из тех сподвижников первой половины царствования Иоанна Грозного, когда лучшие сыны Руси своим мечем помогали царю расширять пределы родины. Григорий, знакомый, очевидно, с биографией Пимена, завидует ему:

Ты воевал под башнями Казани,

Ты видел двор и роскошь Иоанна!

Ты рать Литвы при Шуйском отражал!

Но Пимен не был рядовым воином, из которых составлялись рати воевод; своим образованием он сильно выдвигается даже из числа бояр. Так, Игумен замечает, что он весьма грамотен, читал монастырские летописи, сочинял каноны святым, а это доказывает образование, известную интеллигентность и даже некоторый поэтический дар. На написание своей летописи Пимен смотрит как на подвиг, исполнить который ему назначено Богом:

Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил.

Свою летопись он оканчивает сказанием о смерти царевича Димитрия; далее совесть не позволяет ему повествовать, так как с тех пор он мало «вникал в дела мирские», а описывать только по темным слухам что-либо он не решается. По его мнению, летописец должен описывать, «не мудрствуя лукаво», только то, чему в жизни был свидетелем:

Войну и мир, управу государей,

Угодников святые чудеса,

Пророчества и знаменья небесны …

Пимен пишет свою летопись, но по внешнему виду невозможно узнать, о чем он повествует. Страсти в нем давно улеглись, и он может писать о темном владычестве татар или о свирепых казнях Иоанна, или о бурном новгородском вече, или о славе отечества спокойно, как посторонний человек: летописец должен рассказывать о выдающихся событиях, чтобы потомки могли знать правду о политической жизни своих предков, чтобы они могли вспомнить с умилением своих великих царей за их добро, а за грехи и промахи за них молиться.

Пимен любит свою работу, потому что благодаря ей он в старости, как бы «сызнова» живет. Его волнует дальнейшая судьба летописи: хотелось бы передать ее в умелые, способные руки, которые могли бы продолжать его работу:

Брат Григорий,

Ты грамотой свой разум просветил,

Тебе свой труд передаю …

Он дает Григорию наставление о том, как следует продолжать работу, полагая, что тот весь свой век проведет в монастыре. Когда Григорий жалуется Пимену на свою несчастную долю, которая с малых лет привела его в обитель, Пимен успокаивает послушника, уверяя, что людей только издали может пленять «слава, роскошь и женская лукавая любовь». В «мире» нельзя найти успокоения:

Я долго жил и многим насладился,

Но с той поры лишь ведаю блаженство,

Как в монастырь Господь меня привел.

Пимен рассказывает Григорию, что даже цари, для которых, казалось бы, жизнь складывается самым лучшим образом, только в схиме надеялись найти себе покой. Царь Иоанн, припадши к стопам «святого отца», говорил игумену «и всей братье», что примет честную схиму. Царь же Феодор на престоле мечтал о тихой жизни молчальника. Его не прельщали ни власть, ни богатство; даже царские покои он превратил в келью, где тяжелое время правления государством не возмущало его святой души; подвижническая жизнь царя, по мнению Пимена, была причиной того, что в час его кончины «свершил ося невиданное чудо». Простым же смертным и подавно не следует жалеть грешный свет, где так много всякого рода искушений. Нигде нельзя с таким усердием молиться и смирять плоть постом, как в монастыре, а только этим способом можно избавиться от лукавых мыслей и тяжелых снов.

Пимен проникнут религиозным чувством, которое так соответствует его природной кротости. Он никого не осуждает, ничем не возмущается, во всем видит перст Бога. В своей незлобивой душе Пимен не осуждает царей за грехи, за темные деяния, а скорее готов умолять Спасителя: «Да ниспошлет Господь любовь и мир его душе страдающей и бурной». В бедствиях, которые случились в царствование Бориса Годунова, Пимен видит наказание Божие за то, что Собор избрал в цари цареубийцу: Прогневали мы Бога, согрешили: О страшное, невиданное горе! Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли. А между тем царь в представлении Пимена — это помазанник Божий, выше которого, кроме Бога, никого нет; а раз так, то царь имеет право делать все, что ему угодно. Эту же самую мысль мы находим в переписке Иоанна Грозного с князем Курбским. Несправедливости, исходящие от владыки, следует переносить со смирением и видеть в них только испытание; поэтому-то Пимен замечает: «Кто смеет противу них? Никто». Он с истинным благоговением вспоминает Иоанна, хотя, конечно, как современник, знал все зверства царя, оставшиеся навсегда в памяти народа. Изображению Пимена Пушкин отвел в трагедии немного места, но образ летописца стоит перед читателем как живой. Рассказывают, что, когда историк Погодин услышал сцену в Чудовом монастыре из уст самого автора, он, пораженный ее жизненностью и исторической достоверностью, воскликнул: «Мне показалось, что мой родной и любезный Нестор поднялся из могилы и говорит устами Пимена. Мне послышался живой голос русского древнего летописателя».

В прочитанной вами сцене "Ночь. Келья в Чудовом монастыре" изображен летописец-монах Пимен. Охарактеризуйте его как человека и летописца. Как относится он к историческим событиям, которые описывает, и обязанностям летописца? Приведите примеры из текста.

Пушкин писал, что в характере летописца Пимена он собрал черты, которыми дышат древние летописи: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, отсутствие суетности, пристрастия.

Летописец Пимен сознательно ограничил свою жизнь кельей: выключившись из мирской суеты, он видит то, что неведомо большинству, ибо судит, согласуясь с совестью, с нравственными законами. Его цель как летописца - поведать потомкам правду о событиях, произошедших на родной земле.

Когда-нибудь монах трудолюбивыйНайдет мой труд усердный, безымянный…Правдивые сказанья перепишет, -Да ведают потомки православныхЗемли родной минувшую судьбу,Своих царей великих поминаютЗа их труды, за славу, за добро… Как воспринимает Григорий своего наставника, его духовный облик и летописный труд? Прав ли он, что Пимен Спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева?

Григорий уважает Пимена за трудолюбие, спокойствие, смиренность и величавость. Он говорит о том, что ни одна дума не отражается на его челе, и делает ошибочный вывод, что старец равнодушен к тому, что описывает в своих трудах. Ведь Пимен первым скажет о тяжком грехе народа русского, способствовавшего воцарению Бориса. В его образе проявляется совестливость, обостренное чувство личной ответственности за происходящее.

В чем видит Пимен достоинство власти и властителя? О чем, с его точки зрения, говорит известный исторический факт, что "царь Иоанн искал успокоенья в подобии монашеских трудов"?

Властителей должны помнить за труды, за славу, за добро - считает Пимен. Стремление царя Иоанна (Ивана IV Грозного) искать успокоения в вере, монашеских трудах, его обращение к Господу свидетельствует о его раскаянии, об осознании своих грехов, о том, что бремя власти становилось слитком тяжким для него.

Как рассказывает Пимен об убийстве царевича Димитрия? Сопоставьте этот рассказ, его стилистические особенности, с монологом "Еще одно, последнее сказанье…" с рассказом о царях. Какие характеристики дает летописец действующим лицам этой сцены? Как это характеризует самого Пимена как историка-летописца, который "сей повестью плачевной" собирается заключить свою летопись?

Бесстрастность покидает Пимена, рассказывающего о кровавом преступлении, его рассказ эмоционален, насыщен оценочными комментариями: злое дело, в отчаянье, беспамятстве, свиреп, от злости бледен, злодей; образными глаголами - волочат, затрепетал, завопил. Стиль его повествования становится разговорным.

Увиденное "злое дело" так потрясло летописца, что с тех пор он мало вникает в дела мирские и хочет отойти от трудов, передав другим право описывать грехи человеческие. Отношение Пимена к рассказанному характеризует его как гражданина.

В диалоге Пимена и Григория противопоставляется суетное, мирское (пиры, битвы, честолюбивые замыслы и т. д.) и божественное, духовное. В чем смысл этого противопоставления? Почему Пимен отдает преимущество монастырской жизни перед славой, роскошью и "женскою лукавою любовью"?

Мирская жизнь содержит много искушений для человека. Они будоражат кровь и заставляют совершать грешные поступки. Монастырская жизнь смиряет дух и плоть, дарует внутреннюю гармонию и спокойствие. Человек, твердый в вере, постигает вечное, не держится за сиюминутное. Испытав много в своей жизни, Пимен удалился от мирской суеты в монастырь, где обрел блаженство и в трудах и благочестии проводит свои дни.

Перечитайте заключительную реплику Григория. В чем смысл его пророчества? Кому, по-вашему, оно принадлежит в большей степени - Григорию или автору трагедии?

Григорий произносит:

И не уйдешь ты от суда мирского,Как не уйдешь от Божьего суда.

Власть, данная ценой преступления, приведет правителя к гибели - такова мысль Пушкина, выраженная в словах Григория.

Какие проблемы - исторические и нравственные - рассматриваются Пушкиным в прочитанной вами сцене из трагедии "Борис Годунов"? Какое значение имеют они для нашей современности?

При создании "Бориса Годунова" Пушкин опирался на книгу "История государства Российского" Н. М. Карамзина. Поэт высоко оценивал труд историка, однако у него вызывал протест убежденный монархизм автора "Истории…", провозгласившего, что "история народа принадлежит государю". Эта формулировка отразила историко-философскую концепцию

Карамзина: мощь, устойчивость - в сильном государстве; государственность - движущая сила истории. "История народа принадлежит народу", - утверждал декабрист Никита Муравьев. Возникший спор - историко-философский, а не просто политический, и Пушкин вступил в него. Трагедия "Борис Годунов" о роли народа в истории и о природе тиранической власти. Власть, данную ценой преступления, нельзя употребить во благо; она не принесет счастья ни правителю, ни народу, и такой правитель неизбежно сделается тираном. Раскрывая историческую обреченность антинародной власти, Пушкин одновременно показал глубокую противоречивость позиции народа, сочетающего силу и слабость. Народ, избравший детоубийцу, тоже обречен.

Пимен (пишет перед лампадой)

    Еще одно, последнее сказанье -
    И летопись окончена моя,
    Исполнен долг, завещанный от Бога
    Мне, грешному. Недаром многих лет
    Свидетелем Господь меня поставил
    И книжному искусству вразумил;
    Когда-нибудь монах трудолюбивый
    Найдет мой труд усердный, безымянный,


      Засветит он, как я, свою лампаду -
      И, пыль веков от хартий 1 отряхнув,
      Правдивые сказанья перепишет,
      Да ведают потомки православных
      Земли родной минувшую судьбу,
      Своих царей великих поминают
      За их труды, за славу, за добро -
      А за грехи, за темные деянья
      Спасителя смиренно умоляют.
      На старости я сызнова живу,
      Минувшее проходит предо мною -
      Давно ль оно неслось событий полно,
      Волнуяся, как море-окиян?
      Теперь оно безмолвно и спокойно,
      Немного лиц мне память сохранила,
      Немного слов доходят до меня,
      А прочее погибло невозвратно...
      Но близок день, лампада догорает -
      Еще одно, последнее сказанье. (Пишет.)

«Борис Годунов». Гравюра С.Галактионова

    Григорий (пробуждается)

      Все тот же сон! возможно ль? в третий раз!
      Проклятый сон!.. А все перед лампадой
      Старик сидит да пишет - и дремотой
      Знать во всю ночь он не смыкал очей.

      Когда, душой в минувшем погруженный
      Он летопись свою ведет; и часто
      Я угадать хотел, о чем он пишет?
      О темном ли владычестве татар?
      О казнях ли свирепых Иоанна?
      О бурном ли новогородском вече 2 ?
      О славе ли отечества? напрасно.
      Ни на челе высоком, ни во взорах
      Нельзя прочесть его сокрытых дум;
      Все тот же вид смиренный, величавый.
      Так точно дьяк 3 , в приказах 4 поседелый,
      Спокойно зрит на правых и виновных,
      Добру и злу внимая равнодушно,
      Не ведая ни жалости, ни гнева.

    Пимен

      Проснулся, брат?

    Григорий

      Благослови меня,
      Честный отец.

    Пимен

      Благослови Господь
      Тебя и днесь, и присно, и вовеки.

    Григорий


      Ты все писал и сном не позабылся,
      А мой покой бесовское мечтанье
      Тревожило, и враг меня мутил.
      Мне снилося, что лестница крутая
      Меня вела на башню; с высоты
      Мне виделась Москва, что муравейник;
      Внизу народ на площади кипел
      И на меня указывал со смехом,
      И стыдно мне и страшно становилось -
      И, падая стремглав, я пробуждался...
      И три раза мне снился тот же сон.
      Не чудно ли?

    Пимен

      Младая кровь играет;
      Смиряй себя молитвой и постом 5 ,
      И сны твои видений легких будут
      Исполнены. Доныне - если я,
      Невольною дремотой обессилен,
      Не сотворю молитвы долгой к ночи -
      Мой старый сон не тих и не безгрешен,
      Мне чудятся то шумные пиры,
      То ратный стан, то схватки боевые,
      Безумные потехи юных лет!

    Григорий

      Как весело провел свою ты младость!
      Ты воевал под башнями Казани,
      Ты рать Литвы при Шуйском отражал,
      Ты видел двор и роскошь Иоанна!
      Счастлив! а я от отроческих лет
      По келиям скитаюсь, бедный инок!
      Зачем и мне не тешиться в боях,
      Не пировать за царскою трапезой?
      Успел бы я, как ты, на старость лет
      От суеты, от мира отложиться,
      Произнести монашества обет
      И в тихую обитель затвориться.

    Пимен

      Не сетуй, брат, что рано грешный свет
      Покинул ты, что мало искушений
      Послал тебе Всевышний. Верь ты мне:
      Нас издали пленяет слава, роскошь
      И женская лукавая любовь.
      Я долго жил и многим насладился;
      Но с той поры лишь ведаю блаженство,
      Как в монастырь Господь меня привел.
      Подумай, сын, ты о царях великих.
      Кто выше их? Единый Бог. Кто смеет
      Противу их? Никто. А что же? Часто
      Златый венец тяжел им становился:
      Они его меняли на клобук.
      Царь Иоанн искал успокоенья
      В подобии монашеских трудов.
      Его дворец, любимцев гордых полный,
      Монастыря вид новый принимал:
      Кромешники в тафьях и власяницах 6
      Послушными являлись чернецами,
      А грозный царь игуменом смиренным.
      Я видел здесь - вот в этой самой келье
      (В ней жил тогда Кирилл многострадальный,
      Муж праведный. Тогда уж и меня
      Сподобил Бог уразуметь ничтожность
      Мирских сует), здесь видел я царя,
      Усталого от гневных дум и казней.
      Задумчив, тих сидел меж нами Грозный,
      Мы перед ним недвижимо стояли,
      И тихо он беседу с нами вел.
      Он говорил игумену 7 и братьи:
      «Отцы мои, желанный день придет,
      Предстану здесь алкающий 8 спасенья.
      Ты, Никодим, ты, Сергий, ты, Кирилл,
      Вы все - обет 9 примите мой духовный:
      Прииду к вам, преступник окаянный,
      И схиму 10 здесь честную восприму,
      К стопам твоим, святый отец, припадши».
      Так говорил державный государь,
      И сладко речь из уст его лилася,
      И плакал он. А мы в слезах молились,
      Да ниспошлет Господь любовь и мир
      Его душе страдающей и бурной.
      А сын его Феодор? На престоле
      Он воздыхал о мирном житии
      Молчальника. Он царские чертоги
      Преобратил в молитвенную келью;
      Там тяжкие, державные печали
      Святой души его не возмущали.
      Бог возлюбил смирение царя,
      И Русь при нем во славе безмятежной
      Утешилась - а в час его кончины
      Сверши лося неслыханное чудо:
      К его одру, царю едину зримый,
      Явился муж необычайно светел,
      И начал с ним беседовать Феодор
      И называть великим патриархом.
      И все кругом объяты были страхом,
      Уразумев небесное виденье,
      Зане 11 святый владыка пред царем
      Во храмине тогда не находился.
      Когда же он преставился, палаты
      Исполнились святым благоуханьем,
      И лик его как солнце просиял -
      Уж не видать такого нам царя.
      О страшное, невиданное горе!
      Прогневали мы Бога, согрешили:
      Владыкою себе цареубийцу
      Мы нарекли.

    Григорий

      Давно, честный отец,
      Хотелось мне тебя спросить о смерти
      Димитрия царевича; в то время
      Ты, говорят, был в Угличе.

    Пимен

      Ох, помню!
      Привел меня Бог видеть злое дело,
      Кровавый грех. Тогда я в дальний Углич
      На некое был послан послушанье;
      Пришел я в ночь. Наутро в час обедни
      Вдруг слышу звон, ударили в набат,
      Крик, шум. Бегут на двор царицы.
      Я Спешу туда ж - а там уже весь город.
      Гляжу: лежит зарезанный царевич;
      Царица-мать в беспамятстве над ним,
      Кормилица в отчаянье рыдает,
      А тут народ, остервенясь, волочит
      Безбожную предательницу-мамку...
      Вдруг между их, свиреп, от злости бледен
      Является Иуда Битяговский.
      «Вот, вот злодей!» - раздался общий вопль.
      И вмиг его не стало. Тут народ
      Вслед бросился бежавшим трем убийцам;
      Укрывшихся злодеев захватили
      И привели пред теплый труп младенца,
      И чудо - вдруг мертвец затрепетал.
      «Покайтеся!» - народ им завопил:
      И в ужасе под топором злодеи
      Покаялись - и назвали Бориса.

    Григорий

      Каких был лет царевич убиенный?

    Пимен

      Да лет семи; ему бы ныне было -
      (Тому прошло уж десять лет... нет, больше:
      Двенадцать лет) - он был бы твой ровесник
      И царствовал; но Бог судил иное.
      Сей повестью плачевной заключу
      Я летопись мою; с тех пор я мало
      Вникал в дела мирские. Брат Григорий,
      Ты грамотой свой разум просветил,
      Тебе свой труд передаю. В часы,
      Свободные от подвигов духовных,
      Описывай, не мудрствуя лукаво,
      Все то, чему свидетель в жизни будешь:
      Войну и мир, управу государей,
      Угодников святые чудеса,
      Пророчества и знаменья небесны -
      А мне пора, пора уж отдохнуть
      И погасить лампаду... Но звонят
      К заутрене... благослови, Господь,
      Своих рабов... подай костыль, Григорий.
      (Уходит.)

    Григорий

      Борис, Борис! Все пред тобой трепещет,
      Никто тебе не смеет и напомнить
      О жребии несчастного младенца, -
      А между тем отшельник в темной келье
      Здесь на тебя донос ужасный пишет:
      И не уйдешь ты от суда мирского,
      Как не уйдешь от Божьего суда.

Вопросы и задания

  1. Пушкин подчеркивает: «Характер Пимена не есть мое изобретение. В нем собрал я черты, пленившие меня в наших старых летописях: простодушие, умилительная кротость, нечто младенческое и вместе с тем мудрое, усердие, можно сказать набожное к власти царя, данной ему Богом, совершенное отсутствие суетности, пристрастия - дышат в сих драгоценных памятниках времен давно минувших... Мне казалось, что сей характер всё вместе - нов и знаком для русского сердца». Как проявились характеры Пимена и Григория (Самозванца) в сцене «Келья в Чудовом монастыре»?
  2. Что вспоминает о Грозном Пимен? Как называет себя сам царь? Кого противопоставляет Грозному рассказчик?
  3. Сравните:

      Начальный вариант текста

      Как я люблю его смиренный лик,
      И тихий взор и важное смиренье
      (И важный взор и тихое смиренье,
      И ясный взор и хладное терпенье).

      Окончательный вариант текста

      Как я люблю его спокойный вид,
      Когда, душой в минувшем погруженный,
      Он летопись свою ведет...

    Подумайте, что хотел усилить, уточнить поэт в окончательной редакции.

    Почему эпитетам «смиренный», «тихий», «ясный» автор предпочел слова «спокойный вид»?

  4. Почему Пушкин обращается к фольклору и к истории России?

Обогащайте свою речь

  1. Подготовьтесь к инсценированному чтению этого небольшого отрывка. Подумайте, какие интонации требуются для каждого из героев. Найдите в конце учебника рассказ о том, как читал Пушкин «Бориса Годунова».
  2. Составьте небольшой словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена, например: «воздыхал о мирном житие», «Бог возлюбил смирение», «обет» и пр.
  3. К драме «Борис Годунов» создано много иллюстраций. Среди авторов - известные русские художники В. И. Суриков, В. А. Фаворский, В. Г. Перов и др. Рассмотрите рисунки к прочитанной вами в классе сцене. Так ли вы представляли себе героев и келью?

    Сцена «В келье Пимена» особенно интересно представлена художником С. Галактионовым. Эта иллюстрация появилась в 1827 году, с первой публикацией «Бориса Годунова». По свидетельству искусствоведов, она передает величие духа летописца, значительность совершаемого им под сводами кельи. Согласны ли вы с этим суждением? Обоснуйте свой ответ.

    Подготовьте небольшой очерк в школьную газету «Произведения А. С. Пушкина и иллюстрации к ним в учебнике для 7 класса».

1 Хартия - старинная рукопись, документ.
2 Вёче - в Древней Руси собрание горожан.
3 Дьяк - в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения.
4 Приказ - в Московском государстве XVI-XVII веков учреждение.
5 Пост - по церковному обычаю, предписанию, отказ от мясной и молочной пищи.
6 Кромешники в тафьях и власяницах - опричники (по старинным понятиям грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад) в ермолках (тюбетейках) и грубой шерстяной одежде, носимой на голом теле.
7 Игумен - настоятель монастыря.
8 Алкающий, алкать - сильно желать.
9 Обет - торжественное обещание, обязательство.
10 Схима - монашеский чин, налагающий самые строгие правила.
11 Зане - потому что, так как.

Урок литературы

Тема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Роль языковых средств в изображении летописца Пимена.

Цели урока:

Образовательная : углубление и примение на практике знания художественных средств выразительности языка. Умение определять главную мысль текста.

Воспитательная : воспитывать патриотическое отношение к своей Родине.

Развивающая : познакомить семиклассников с одним из музыкальных жанров оперой

Оборудование : примение ИКТ.(Просмотр и оценка проектов учеников)

Х о д у р о к а.

«Ещё одно последнее сказанье…»

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Н.П. Кончаловская.

I ,Подготовка к восприятию нового материала.

Этими словами я хочу начать работу над величайшим художественным созданием А.С. Пушкина – исторической народной драмой-трагедией «Борис Годунов».Создана она о периоде русской истории, называемом «Смутное время».

Сообщение «историков» с показом презентации. Приложение №1

Итак мы видим, что в течение 14 лет Россией правили 4 царя, вспыхнуло несколько восстаний, разразилась гражданская война, началась интервенция со стороны Польши и Швеции. Россия могла потерять свою независимость, перестать существовать как самостоятельное государство.

И только благодаря героическим усилиям русского народа, патриотической деятельности Минина и Пожарского, России удалось сохранить государственность.

Эта тема интересовала и интересует русское общество до сих пор, начиная с Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Фаворского, М.Мусоргского,Ф.Шаляпина и других деятелей искусства.

Сообщение «литературоведов» о Н.М.Карамзине и его труде «История государства Российского» с показом презентации. Приложение №2

«История государства Российского» (первые тома) вышла в 1818 году. В это время А.С. Пушкин закончил Царскосельский лицей. За месяц в книжных лавках были раскуплены все тома.

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили»,- писал А.С. Пушкин.

Карамзин-историограф остановился на событиях Смутного времени, начале 17 века, написав X, XI тома, посвятив их царствованию Бориса Годунова

Продолжение работы «литературоведов» с показом презентации «Михайловское». Приложение № 3.

Почему же изучая «Историю государства Российского», работая в книгохранилищах Святогорского монастыря, зная о событиях и лицах Смутного времени, Пушкину нужен был в ы м ы с е л , необходимо было создать художественное произведение о Смутном времени?

В разрешении этого вопроса нам опять помогут строки из стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» (1830 год):

…Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья.

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Какое слово из интересующих нас на уроке сегодня встретилось в стихотворении? (Вымысел)

Скажите, вы когда-нибудь плакали над учебником истории?

А над произведениями литературы?

Почему?

Почему Пушкин не записал нравственные уроки драмы-трагедии в виде памятки, - коротко, четко, прочитал, запомнил?

II . Работа над сценой «Ночь. Келья в Чудовом монастыре».

Выразительное чтение-инсценирование. (Монолог Пимена и Григория.)

К какому стилю относится текст? Почему? Что характерно для художественного стиля? (Образы)

Какие образы увидели в первых монологах Пимена и Григория? (заполнение левой части таблицы «Образы»)

Идейно-образный уровень

Какие художественные средства выразительности использует А.С. Пушкин для создания образа летописца Пимена?

Заполнение таблицы «Стилистический уровень».

Стилистический уровень.

Художественный стиль. Образ летописца Пимена.

Синтаксис.

1. Устаревшая лексика:

лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый, дьяк, минувшее.

2.Эпитеты :

труд усердный, безымянный, правдивые сказанья, вид смиренный, величавый, спокойный вид.

3.Сравнения :

точно дьяк.

1.Обратный порядок слов:

Книжному искусству вразумил.

2.Инверсия:

Монах трудолюбивый; труд усердный, безымянный.

3.Антитеза:

Событий полно –безмолвно спокойно;

Память сохранила – прочее погибло.

4.Анафора :

Немного лиц…

Немного слов…

5.Умолчание :

А прочее погибло невозвратно…

6.Бессоюзие :

а)На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною-

Давно ль оно неслось событий полно…

б)Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье.

В какой период жизни изображен Пимен?

Что мы узнаем о Пимене из его первого монолога? (Пимен пишет летопись. И этот труд он определяет как исполнение долга, завещанного Богом.

Исполнен труд, завещанный от Бога

Мне, грешному.

Каким видит Пимена Григорий?

Пимен – монах, летописец. Он с нравственной, праведной высоты обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения. Обратите внимание на оценку, которую дает летописец (в диалоге с Григорием) трем царям, которых он знал лично. Какую? Кому?

(Ивану Грозному

О Федоре Ивановиче

О Борисе Годунове

Каким, по мнению летописца Пимена, должно быть отношение народа к царям

Чему учит Пимен молодого инока, понимая, что его «свеча догорает»?

Согласны ли вы с оценкой Григория, которую он дает монаху-летописцу?

И т о г о в ы й в о п р о с:

Заполняем левую часть таблицы «Идейно-образный уровень».

К эпиграфу урока: Великое дело летописцев – оставить православным потомкам летопись православного народа.

III .Подведение итога урока.

Какой бы жестокой не представала русская история в произведениях А.Пушкина. нельзя забывать признание поэта: « Хотя я лично сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора- меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой нам Бог ее дал».

В жизни есть вечные понятия: долг, честь, совесть, любовь к Родине – патриотизм. В литературе есть вечные образы, среди них и летописец Пимен. Есть вечные произведения Среди них и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Это классика. Они будут жить вечно.

В Большом театре в декабре идет опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в четырех действиях..

Сообщение с показом презентации «искусствоведов». Презентация «Опера «Борис Годунов». Приложение № 4.

Прослушивание арии Пимена в МР3 «Сцена в келье Чудова монастыря».

IV .Домашнее задание: написать сочинение о летописце Пимене на тему «Еще одно, последнее сказанье…»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 8

Города Конаково

Конспект

Открытого урока литературы в 7 классе

По теме «Роль языковых средств в изображении летописца Пимена» (по трегедии А.С.Пушкина «Борис Годунов»)

МБОУ СОШ №8 г.Конаково

Коваленко Инна Геннадьевна.

2011год.

Город Конаково Тверской области, ул. Энергетиков, д. 38

Урок литературы

Тема: Анализ трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов».

Роль языковых средств в изображении летописца Пимена .

Цели урока:

Образовательная : углубление и примение на практике знания художественных средств выразительности языка. Умение определять главную мысль текста.

Воспитательная : воспитывать патриотическое отношение к своей Родине.

Развивающая : познакомить семиклассников с одним из музыкальных жанров оперой

Оборудование : примение ИКТ.(Просмотр и оценка проектов учеников)

Х о д у р о к а.

«Ещё одно последнее сказанье…»

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Н.П. Кончаловская.

I,Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель.

Этими словами я хочу начать работу над величайшим художественным созданием А.С. Пушкина – исторической народной драмой-трагедией «Борис Годунов».Создана она о периоде русской истории, называемом «Смутное время».

Сообщение «историков» с показом презентации. Приложение №1

Учитель.

Итак мы видим, что в течение 14 лет Россией правили 4 царя, вспыхнуло несколько восстаний, разразилась гражданская война, началась интервенция со стороны Польши и Швеции. Россия могла потерять свою независимость, перестать существовать как самостоятельное государство.

И только благодаря героическим усилиям русского народа, патриотической деятельности Минина и Пожарского, России удалось сохранить государственность.

Эта тема интересовала и интересует русское общество до сих пор, начиная с Н.М.Карамзина, А.С.Пушкина, Фаворского, М.Мусоргского,Ф.Шаляпина и других деятелей искусства.

Сообщение «литературоведов» о Н.М.Карамзине и его труде «История государства Российского» с показом презентации. Приложение №2

Учитель.

«История государства Российского» (первые тома) вышла в 1818 году. В это время А.С. Пушкин закончил Царскосельский лицей. За месяц в книжных лавках были раскуплены все тома.

«Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка – Колумбом. Несколько времени ни о чем ином не говорили»,- писал А.С. Пушкин.

Карамзин-историограф остановился на событиях Смутного времени, начале 17 века, написав X, XI тома, посвятив их царствованию Бориса Годунова

Продолжение работы «литературоведов» с показом презентации «Михайловское». Приложение № 3.

Учитель.

Почему же изучая «Историю государства Российского», работая в книгохранилищах Святогорского монастыря, зная и с т о р и ч е с к у ю п р а в д у о событиях и лицах Смутного времени, Пушкину нужен был в ы м ы с е л , необходимо было создать художественное произведение о Смутном времени?

В разрешении этого вопроса нам опять помогут строки из стихотворения А.С. Пушкина «Элегия» (1830 год):

…Но не хочу, о други, умирать;

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

И ведаю, мне будут наслажденья.

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь…

Какое слово из интересующих нас на уроке сегодня встретилось в стихотворении? (Вымысел)

Скажите, вы когда-нибудь плакали над учебником истории?

А над произведениями литературы? (Да, Муму, Маруся из «Детей подземелья»)

Почему? (потому что произведения литературы воздействуют не только на наш разум, но и на чувства, заставляют переживать вместе с героями происходящее с ними, чему-то учиться.)

Но зачем нам учиться у участников событий XVI века? Какое дело до них нам, людям XXI века?(Каждый человек связан с историей, живет в ней, а значит, опыт другого человека, которому пришлось оказаться в гуще событий, нам тоже интересен).

Почему Пушкин не записал нравственные уроки драмы-трагедии в виде памятки, - коротко, четко, прочитал, запомнил? (Только пережив вместе с героями их злоключения, радости, мы можем проникнуться необходимостью усвоения этих уроков.)

II. Работа над сценой «Ночь. Келья в Чудовом монастыре».

Выразительное чтение-инсценирование. (Монолог Пимена и Григория.)

Учитель.

К какому стилю относится текст? Почему? Что характерно для художественного стиля? (Образы)

Какие образы увидели в первых монологах Пимена и Григория? (заполнение левой части таблицы «Образы»)

Идейно-образный уровень

Какие художественные средства выразительности использует А.С. Пушкин для создания образа летописца Пимена?

Заполнение таблицы «Стилистический уровень».

Стилистический уровень.

Художественный стиль. Образ летописца Пимена.

Лексика.

Синтаксис.

1. Устаревшая лексика:

лампада, хартии, поминают, вече, взор, зрит, внимая, ведая, на челе, очей, владычество, сокрытые, смиренный, величавый, дьяк, минувшее.

2.Эпитеты :

труд усердный, безымянный, правдивые сказанья, вид смиренный, величавый, спокойный вид.

3.Сравнения :

точно дьяк.

1.Обратный порядок слов:

Книжному искусству вразумил.

2.Инверсия:

Монах трудолюбивый; труд усердный, безымянный.

3.Антитеза:

Событий полно –безмолвно спокойно;

Память сохранила – прочее погибло.

4.Анафора :

Немного лиц…

Немного слов…

5.Умолчание :

А прочее погибло невозвратно…

6.Бессоюзие :

А)На старости я сызнова живу,

Минувшее проходит предо мною-

Давно ль оно неслось событий полно…

б)Но близок день, лампада догорает –

Ещё одно, последнее сказанье.

В какой период жизни изображен Пимен? (В период, когда ему пора «отдохнуть», «погасить свечу», он чувствует близость собственной смерти, т.е. он осознает скорое предстояние перед Всевышним. Это придает уго речам особую убедительность.)

Через что прошел Пимен, прежде, чем нашел истинные ценности? (Познав безумные потехи юных лет, схватки боевые, шумные пиры, роскошь и женскую лукавую любовь, Пимен находит истинные ценности в служении Богу.)

Что мы узнаем о Пимене из его первого монолога? (Пимен пишет летопись. И этот труд он определяет как исполнение долга, завещанного Богом.

Исполнен труд, завещанный от Бога

Мне, грешному.

Каким видит Пимена Григорий? («Как я люблю его спокойный вид вид,//Когда, душой в минувшем погруженный,//Он летопись свою ведет.» На челе высоком… нельзя прочесть сокрытых дум, вид смиренный, величавый; спокойно зрит. В этих определениях выразилось стремление Пушкина отразить типичные, любимые им свойства русских поэтов-летописцев. Смиренный, величавый облик праведника, монаха запечатлен и на иконах, во внешности святых строгость, сосредоточенность, духовная просветленность. «Спокойно зрит на правых и виновных»).

Пимен – монах, летописец. Он с нравственной, праведной высоты обозревает остальных персонажей, их действия, поступки, мотивы поведения. Обратите внимание на оценку, которую дает летописец (в диалоге с Григорием) трем царям, которых он знал лично. Какую? Кому?

(Ивану Грозному . Несмотря на то, что на счету Ивана Грозного много жестоких преступлений, Пимен ценит в нем стремление к церковному покаянию за содеянное и с явной симпатией и состраданием воспринимает настроение «грозного царя», уставшего от гневных дум и казней, мечтающего о принятии схимы и смиренных молитвах в обители.

«И сладко речь его из уст лилася…»

О Федоре Ивановиче . Особое теплое чувство вызывает у Пимена царь Федор Иванович, старший сын Ивана Грозного, своим смирением (одно из основных христианских добродетелей), душевной святостью, пристрастием к молитвам. За это Господь, по свидетельству летописца, возлюбил и смиренного самодержца и Святую Русь. «И Русь при нем во славе безмятежной// Утешилась…»Кончина Федора Ивановича обрисована, как кончина святого.

О Борисе Годунове . Неожиданно резко меняется интонация монаха-летописца, когда он говорит о нынешнем царе. Его речь становится одновременно и скорбной и обвинительной. Приговор земного суда соединяется с небесным. Это приговор злодею –цареубийце и народу, ответственному за воцарение преступника: «О страшное, невиданное горе!// Прогневали мы Бога, согрешили://Владыкою себе цареубийцу // Мы нарекли.»)

Каким, по мнению летописца Пимена, должно быть отношение народа к царям ? (За труды, за славу, за добро - поминание; за грехи, за темные деяния – молитва к Спасителю о вразумлении царя.

Чему учит Пимен молодого инока, понимая, что его «свеча догорает»? (Символ: догоревшая свеча – конец жизни». Не мудрствуя лукаво – не своевольничай, не привноси своей личной воли в описываемое. «Все то, чему свидетель в жизни будешь://Войну и мир, управу государей,// Угодников святые чудеса…»)

Согласны ли вы с оценкой Григория, которую он дает монаху-летописцу? (Ошибался Григорий Отрепьев, что Пимен, работая над летописью, «спокойно зрит на правых и виновных, Добру и злу внимая равнодушно, Не ведая ни жалости, ни гнева». Летописец как гражданин своего отечества, истинный патриот не равнодушен к судьбе страны.

И т о г о в ы й в о п р о с:

Какова цель Пименовой летописи? В чем видит свое предназначение летописец?

(Поведать потомкам правду истории.

Да (пусть) ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу).

Заполняем левую часть таблицы «Идейно-образный уровень».

К эпиграфу урока: Великое дело летописцев – оставить православным потомкам летопись православного народа.

III.Подведение итога урока.

Какой бы жестокой не представала русская история в произведениях А.Пушкина. нельзя забывать признание поэта: « Хотя я лично сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь всем, что вижу вокруг себя; как литератора- меня раздражают, как человек с предрассудками – я оскорблен, - но клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой какой нам Бог ее дал».

В жизни есть вечные понятия: долг, честь, совесть, любовь к Родине – патриотизм. В литературе есть вечные образы, среди них и летописец Пимен. Есть вечные произведения Среди них и трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов». Это классика. Они будут жить вечно.

В Большом театре в декабре идет опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» в четырех действиях..

Сообщение с показом презентации «искусствоведов». Презентация «Опера «Борис Годунов». Приложение № 4.

Прослушивание арии Пимена в МР3 «Сцена в келье Чудова монастыря».

IV.Домашнее задание: написать сочинение о летописце Пимене на тему «Еще одно, последнее сказанье…»

Подписи к слайдам:

Борис Годунов. Борис Федорович Годунов (1551 - 1605) – царь России с 1598 по 1605, боярин. Родился Борис Годунов в Москве в 1551 году. Женился, в 1580 году стал боярином, постепенно занял важное положение среди знати. После смерти Ивана Грозного в 1584 году вместе с Бельским объявил о кончине государя народу. Когда новым царем стал Федор Иванович, в биографии Бориса Годунова была занята важная роль в совете. С 1587 года он являлся фактическим правителем, поскольку сам царь Федор не мог управлять страной. Благодаря деятельности Годунова был избран первый патриарх, построен водопровод в Москве, началось активное строительство, была установлена крепостная зависимость. После смерти наследника Дмитрия и царя Федора династия правителей Рюриковичей оборвалась. А 17 февраля 1598 года в биографии Бориса Годунова состоялось весьма важное событие. На Земском соборе его избрали царем. Однако страшный голод и кризис в стране в 1601-1602 годах пошатнул популярность царя. Вскоре начались бунты среди народа. Затем, если рассматривать краткую биографию Годунова, последовало разбитие небольшого войска Лжедмитрия. Здоровье Годунова постепенно ухудшалось, а 13 апреля 1605 года царь скончался.

Иван Грозный Иван Грозный (1530 -1584) – Великий Князь, царь всея Руси. В январе 1547 года в биографии Ивана Грозного прошла церемония венчания, в которой он принял царский титул. Иван Грозный был жестоким правителем. После московского восстания 1547 года, внутренняя политика Грозного, управление страной проходило при помощи Избранной рады. В 1549 году он вместе с Боярской думой ввел новый сборник законов – Судебник. В нем политика Грозного относительно крестьян состояла в том, что общинам давали право самоуправления, наведения порядка, раскладки податей.. Что же касается внешней политики Грозного, то ему пришлось воевать с новым казанским ханом Сафа-Гиреем, было предпринято 3 похода.. Для повиновения Астраханского царства, совершено 2 похода. Кроме того внешняя политика Ивана Грозного опиралась на войны с Крымским ханством, Швецией, Ливонией.

Лжедмитрий I. Лжедимитрий I - царь Московский в 1605 - 1606 годах. В июне 1605 года разношерстное войско самозванца беспрепятственно вступило в Москву. Но горожане пожелали убедиться, что перед ними настоящий царевич Дмитрий, и потребовали встречи Марии Нагой с > сыном. Лжедмитрий, ловко разыграл перед многотысячной толпой сцену встречи > с матерью. Запуганная вдова Ивана Грозного растерялась – этого было достаточно, чтобы присутствующие поверили в истинность > . Лжедмитрий был провозглашен царем. На первых порах новый царь пытался заигрывать с народом, лично выслушивал все жалобы и просьбы, отменил казни, начал борьбу с поборами и взятками. Но он забыл свое главное обещание – дать полную свободу крестьянам. Молодой царь не считался с русскими обычаями и традициями: он носил польское платье, ходил по улицам Москвы без свиты, перед обедом не молился, а после обеда не умывал рук и не спал. Чашу терпения переполнила свадьба Лжедмитрия с дочерью польского воеводы Мариной Мнишек. Приглашенные на свадьбу поляки вели себя вызывающе: входили в церковь, не снимая шапок, громко смеялись и разговаривали; избивали и грабили жителей.

«Роль языковых средств в изображении летописца Пимена»

(по трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов»)

Драма-трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов не изучается в школьной программе глубоко. Я считаю, что в ней богатейший материал для реализации многих задач, стоящих перед учителем литературы. Это работа над понятиями «историческая правда» и «художественный вымысел», работа над языком произведения, а самое главное – над средствами создания образов.

Разбирая «Сцену в Чудовом монастыре», работая над образом Пимена, очень хорошо можно показать роль лексических и синтаксических средств в изображении главных персонажей этого отрывка. Ученики 7 в класса уже знакомы с методикой работы над образами героев и на стилистическом уровне справляются с этой работой самостоятельно. И этот момент на данном уроке был сделан хорошо.

Удачным моментом считаю решение включить в финальную часть урока арию Пимена из оперы М.Мусоргского «Борис Годунов». Она явилась завершающим аккордом в понимании роли и значении образа летописца Пимена в трагедии.

Работа группы «искусствоведов» и их презентация «Опера «Борис Годунов» тоже была удачной на этом уроке. Связь урока литературы с уроками Мировой художественной культуры просто необходима.

Слабым звеном в уроке считаю работу группы «историков». Хотя исторический экскурс был вполне по теме (заслуга учеников), но форма его подачи могла быть другой (упущение учителя). Здесь возможен и более оправдан был бы сравнительный анализ образов исторических деятелей, взятых из учебников истории и художественных образов произведения А.С.Пушкина.

Большой упор при подготовке к этому уроку делала на воспитательный момент, связанный с чувством патриотизма. Поэтому акцент всего урока делался на деятельность Пимена: «Да (пусть) ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу». А также на отношение А.С.Пушкина к истории своей страны. Думаю, у ребят навсегда останутся в памяти слова писателя о том, что можно быть несогласным с проводимой политикой самодержца, но к Родине отношение должно быть святым.

Ученики получили задание на дом написать сочинение о летописце Пимене. Проверяя работы, я поняла, что цели, поставленной перед уроком, я добилась. В работах звучали мысли о необходимости более глубокого изучения русской истории, о желании перечитать всю трагедию А.С. Пушкина до конца самостоятельно. Ребят увлекла и самостоятельность в выборе темы для выступления на уроке.

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №8 г. Конаково Коваленко И.Г.