Откупиться получится. Как правильно общаться с налоговой инспекцией? Как договориться с налоговой

Политика в отношении обработки персональных данных

1. Термины и принятые сокращения

1. Персональные данные (ПД) – любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту ПД).

2. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

3. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники.

4. Информационная система персональных данных (ИСПД) – совокупность содержащихся в базах данных персональных данных и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств.

5. Персональные данные, сделанные общедоступными субъектом персональных данных, – ПД, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе.

6. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных).

7. Уничтожение персональных данных – действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.

8. Cookie – это часть данных, автоматически располагающаяся на жестком диске компьютера при каждом посещении веб-сайта. Таким образом, cookie – это уникальный идентификатор браузера для веб-сайта. Cookie дают возможность хранить информацию на сервере и помогают легче ориентироваться в веб-пространстве, а также позволяют осуществлять анализ сайта и оценку результатов. Большинство веб-браузеров разрешают использование cookie, однако можно изменить настройки для отказа от работы с cookie или отслеживания пути их рассылки. При этом некоторые ресурсы могут работать некорректно, если работа cookie в браузере будет запрещена.

9. Веб-отметки. На определенных веб-страницах или электронных письмах Оператор может использовать распространенную в Интернете технологию «веб-отметки» (также известную как «тэги» или «точная GIF-технология»). Веб-отметки помогают анализировать эффективность веб-сайтов, например, с помощью измерения числа посетителей сайта или количества «кликов», сделанных на ключевых позициях страницы сайта.

10. Оператор – организация, самостоятельно или совместно с другими лицами организующая и (или) осуществляющая обработку персональных данных, а также определяющая цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

11. Пользователь – пользователь сети Интернет.

12. Сайт – это веб ресурс https://lc-dv.ru, принадлежащий Обществу с ограниченной ответственностью «Правовой центр»

2. Общие положения

1. Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) составлена в соответствии с пунктом 2 статьи 18.1 Федерального закона «О персональных данных» №152-ФЗ от 27 июля 2006 г., а также иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации в области защиты и обработки персональных данных и действует в отношении всех персональных данных, которые Оператор может получить от Пользователя во время использования им в сети Интернет Сайта.

2. Оператор обеспечивает защиту обрабатываемых персональных данных от несанкционированного доступа и разглашения, неправомерного использования или утраты в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

3. Оператор имеет право вносить изменения в настоящую Политику. При внесении изменений в заголовке Политики указывается дата последнего обновления редакции. Новая редакция Политики вступает в силу с момента ее размещения на сайте, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики.

3. Принципы обработки персональных данных

1. Обработка персональных данных у Оператора осуществляется на основе следующих принципов:

2. законности и справедливой основы;

3. ограничения обработки персональных данных достижением конкретных, заранее определенных и законных целей;

4. недопущения обработки персональных данных, несовместимой с целями сбора персональных данных;

5. недопущения объединения баз данных, содержащих персональные данные, обработка которых осуществляется в целях, несовместимых между собой;

6. обработки только тех персональных данных, которые отвечают целям их обработки;

7. соответствия содержания и объема обрабатываемых персональных данных заявленным целям обработки;

8. недопущения обработки персональных данных, избыточных по отношению к заявленным целям их обработки;

9. обеспечения точности, достаточности и актуальности персональных данных по отношению к целям обработки персональных данных;

10. уничтожения либо обезличивания персональных данных по достижении целей их обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей, при невозможности устранения Оператором допущенных нарушений персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

4. Обработка персональных данных

1. Получение ПД.

1. Все ПД следует получать от самого субъекта ПД. Если ПД субъекта можно получить только у третьей стороны, то субъект должен быть уведомлен об этом или от него должно быть получено согласие.

2. Оператор должен сообщить субъекту ПД о целях, предполагаемых источниках и способах получения ПД, характере подлежащих получению ПД, перечне действий с ПД, сроке, в течение которого действует согласие, и порядке его отзыва, а также о последствиях отказа субъекта ПД дать письменное согласие на их получение.

3. Документы, содержащие ПД, создаются путем получения ПД по сети Интернет от субъекта ПД во время использования им Сайта.

2. Оператор производит обработку ПД при наличии хотя бы одного из следующих условий:

1. Обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

2. Обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей;

3. Обработка персональных данных необходима для осуществления правосудия, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, подлежащих исполнению в соответствии с законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве;

4. Обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем;

5. Обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных;

6. Осуществляется обработка персональных данных, доступ неограниченного круга лиц к которым предоставлен субъектом персональных данных либо по его просьбе (далее - общедоступные персональные данные);

7. Осуществляется обработка персональных данных, подлежащих опубликованию или обязательному раскрытию в соответствии с федеральным законом.

3. Оператор может обрабатывать ПД в следующих целях:

1. повышения осведомленности субъекта ПД о продуктах и услугах Оператора;

2. заключения с субъектом ПД договоров и их исполнения;

3. информирования субъекта ПД о новостях и предложениях Оператора;

4. идентификации субъекта ПД на Сайте;

5. обеспечение соблюдения законов и иных нормативных правовых актов в области персональных данных.

1. Физические лица, состоящие с Оператором в гражданско-правовых отношениях;

2. Физические лица, являющиеся Пользователями Сайта;

5. ПД, обрабатываемые Оператором, - данные, полученные от Пользователей Сайта.

6. Обработка персональных данных ведется:

1. – с использованием средств автоматизации;

2. – без использования средств автоматизации.

7. Хранение ПД.

1. ПД субъектов могут быть получены, проходить дальнейшую обработку и передаваться на хранение как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

2. ПД, зафиксированные на бумажных носителях, хранятся в запираемых шкафах либо в запираемых помещениях с ограниченным правом доступа.

3. ПД субъектов, обрабатываемые с использованием средств автоматизации в разных целях, хранятся в разных папках.

4. Не допускается хранение и размещение документов, содержащих ПД, в открытых электронных каталогах (файлообменниках) в ИСПД.

5. Хранение ПД в форме, позволяющей определить субъекта ПД, осуществляется не дольше, чем этого требуют цели их обработки, и они подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в их достижении.

8. Уничтожение ПД.

1. Уничтожение документов (носителей), содержащих ПД, производится путем сожжения, дробления (измельчения), химического разложения, превращения в бесформенную массу или порошок. Для уничтожения бумажных документов допускается применение шредера.

2. ПД на электронных носителях уничтожаются путем стирания или форматирования носителя.

3. Факт уничтожения ПД подтверждается документально актом об уничтожении носителей.

9. Передача ПД.

1. Оператор передает ПД третьим лицам в следующих случаях:
– субъект выразил свое согласие на такие действия;
– передача предусмотрена российским или иным применимым законодательством в рамках установленной законодательством процедуры.

2. Перечень лиц, которым передаются ПД.

Третьи лица, которым передаются ПД:
Оператор передает ПД ООО «Правовой центр» (который находится по адресу: г. Хабаровск, 680020, ул. Гамарника, 72, офис 301) для целей, указанных в п. 4.3 настоящей политики. Оператор поручает обработку ПД ООО «Правовой центр» с согласия субъекта ПД, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этими лицами договора. ООО «Правовой центр» осуществляют обработку персональных данных по поручению Оператора, обязаны соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные ФЗ-152.

5. Защита персональных данных

1. В соответствии с требованиями нормативных документов Оператором создана система защиты персональных данных (СЗПД), состоящая из подсистем правовой, организационной и технической защиты.

2. Подсистема правовой защиты представляет собой комплекс правовых, организационно-распорядительных и нормативных документов, обеспечивающих создание, функционирование и совершенствование СЗПД.

3. Подсистема организационной защиты включает в себя организацию структуры управления СЗПД, разрешительной системы, защиты информации при работе с сотрудниками, партнерами и сторонними лицами.

4. Подсистема технической защиты включает в себя комплекс технических, программных, программно-аппаратных средств, обеспечивающих защиту ПД.

5. Основными мерами защиты ПД, используемыми Оператором, являются:

1. Назначение лица, ответственного за обработку ПД, которое осуществляет организацию обработки ПД, обучение и инструктаж, внутренний контроль за соблюдением учреждением и его работниками требований к защите ПД.

2. Определение актуальных угроз безопасности ПД при их обработке в ИСПД и разработка мер и мероприятий по защите ПД.

3. Разработка политики в отношении обработки персональных данных.

4. Установление правил доступа к ПД, обрабатываемым в ИСПД, а также обеспечение регистрации и учета всех действий, совершаемых с ПД в ИСПД.

5. Установление индивидуальных паролей доступа сотрудников в информационную систему в соответствии с их производственными обязанностями.

6. Применение средств защиты информации, прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия.

7. Сертифицированное антивирусное программное обеспечение с регулярно обновляемыми базами.

8. Соблюдение условий, обеспечивающих сохранность ПД и исключающих несанкционированный к ним доступ.

9. Обнаружение фактов несанкционированного доступа к персональным данным и принятие мер.

10. Восстановление ПД, модифицированных или уничтоженных вследствие несанкционированного доступа к ним.

11. Обучение работников Оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, положениям законодательства РФ о персональных данных, в том числе требованиям к защите персональных данных, документам, определяющим политику Оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам по вопросам обработки персональных данных.

12. Осуществление внутреннего контроля и аудита.

6. Основные права субъекта ПД и обязанности Оператора

1. Основные права субъекта ПД.

Субъект имеет право на доступ к его персональным данным и следующим сведениям:

1. подтверждение факта обработки ПД Оператором;

2. правовые основания и цели обработки ПД;

3. цели и применяемые Оператором способы обработки ПД;

4. наименование и местонахождения Оператора, сведения о лицах (за исключением работников Оператора), которые имеют доступ к ПД или которым могут быть раскрыты ПД на основании договора с Оператором или на основании федерального закона;

5. сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

6. порядок осуществления субъектом ПД прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

7. наименование или фамилия, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку ПД по поручению Оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

8. обращение к Оператору и направление ему запросов;

9. обжалование действий или бездействия Оператора.

10. Пользователь Сайта может в любое время отозвать свое согласие на обработку ПД, направив электронное сообщение по адресу электронной почты: [email protected] , либо направив письменное уведомление по адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Гамарника, дом 72, офис 301

11. . После получения такого сообщения обработка ПД Пользователя будет прекращена, а его ПД будут удалены, за исключением случаев, когда обработка может быть продолжена в соответствии с законодательством.

12. Обязанности Оператора.

Оператор обязан:

1. при сборе ПД предоставить информацию об обработке ПД;

2. в случаях если ПД были получены не от субъекта ПД, уведомить субъекта;

3. при отказе субъекта в предоставлении ПД субъекту разъясняются последствия такого отказа;

5. принимать необходимые правовые, организационные и технические меры или обеспечивать их принятие для защиты ПД от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения ПД, а также от иных неправомерных действий в отношении ПД;

6. давать ответы на запросы и обращения субъектов ПД, их представителей и уполномоченного органа по защите прав субъектов ПД.

7. Особенности обработки и защиты данных, собираемых с использованием сети Интернет

1. Существуют два основных способа, с помощью которых Оператор получает данные с помощью сети Интернет:

1. Предоставление ПД субъектами ПД путем заполнения форм Сайта;

2. Автоматически собираемая информация.

Оператор может собирать и обрабатывать сведения, не являющимися ПД:

3. информацию об интересах Пользователей на Сайте на основе введенных поисковых запросов пользователей Сайта о реализуемых и предлагаемых к продаже услуг, товаров с целью предоставления актуальной информации Пользователям при использовании Сайта, а также обобщения и анализа информации, о том какие разделы Сайта, услуги, товары пользуются наибольшим спросом у Пользователей Сайта;

4. обработка и хранение поисковых запросов Пользователей Сайта с целью обобщения и создания статистики об использовании разделов Сайта.

2. Оператор автоматически получает некоторые виды информации, получаемой в процессе взаимодействия Пользователей с Сайтом, переписки по электронной почте и т. п. Речь идет о технологиях и сервисах, таких как сookie, Веб-отметки, а также приложения и инструменты Пользователя.

3. При этом Веб-отметки, сookie и другие мониторинговые технологии не дают возможность автоматически получать ПД. Если Пользователь Сайта по своему усмотрению предоставляет свои ПД, например, при заполнении формы обратной связи, то только тогда запускаются процессы автоматического сбора подробной информации для удобства пользования Сайтом и/или для совершенствования взаимодействия с Пользователями.

8. Заключительные положения

1. Настоящая Политика является локальным нормативным актом Оператора.

2. Настоящая Политика является общедоступной. Общедоступность настоящей Политики обеспечивается публикацией на Сайте Оператора.

3. Настоящая Политика может быть пересмотрена в любом из следующих случаев:

1. при изменении законодательства Российской Федерации в области обработки и защиты персональных данных;

2. в случаях получения предписаний от компетентных государственных органов на устранение несоответствий, затрагивающих область действия Политики

3. по решению Оператора;

4. при изменении целей и сроков обработки ПД;

5. при изменении организационной структуры, структуры информационных и/или телекоммуникационных систем (или введении новых);

6. при применении новых технологий обработки и защиты ПД (в т. ч. передачи, хранения);

7. при появлении необходимости в изменении процесса обработки ПД, связанной с деятельностью Оператора.

4. В случае неисполнения положений настоящей Политики Компания и ее работники несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5. Контроль исполнения требований настоящей Политики осуществляется лицами, ответственными за организацию обработки Данных Компании, а также за безопасность персональных данных.

М.Г. Мошкович, юрист

Инспектор, может, договоримся?

Как и зачем заключают с налоговиками мировое соглашение

Примирение сторон в налоговом споре, казалось бы, противоречит основному назначению налоговой службы - собирать побольше налогов в бюджет. Однако закон мировую с налоговиками не запрещае тст. 190 АПК РФ . Поскольку в последнее время такие мировые соглашения появились на практик еПостановления Президиума ВАС от 26.06.2012 № 16370/11 ; ФАС МО от 22.03.2013 № А40-41103/12-91-228 , а ФНС рекомендовала налоговикам на местах эту практику учитыват ьПисьмо ФНС от 02.10.2013 № СА-4-7/17648 , мы решили рассказать вам о том, как это должно происходить.

Что такое мировое соглашение

Устные договоренности с инспекторами во время выездной проверки, наверное, знакомы многим. Однако к мировым соглашениям они никакого отношения не имеют. Мировое соглашение - это письменный документ, в котором стороны судебного спора оговаривают условия его прекращения. То есть вопрос о подписании соглашения может возникнуть, только если обжалование решения инспекции в УФНС уже позади, ваша организация подала заявление в суд и оно принято к рассмотрению.

Напоминаем, что с 1 января 2014 г. любые решения ИФНС необходимо будет до суда обжаловать в вышестоящем налоговом органе (в том числе «беспроверочные» и «процедурные»).

Мировая - дело добровольное, и условия примирения стороны определяют самостоятельно. Суд лишь оценивает готовый проект соглашения на предме тч. 3 ст. 139 АПК РФ :

  • нарушения прав других лиц;
  • противоречия закону.

Если ничего такого суд в соглашении не увидит, то утвердит его, и на этом разбирательство закончитс яч. 2 ст. 150 АПК РФ .

Свою позицию по делу суд в таком случае не озвучивает, он лишь фиксирует ваши договоренности с налоговиками. Поэтому не удивляйтесь, если, например, принятое по другому аналогичному спору решение будет отличаться от итогов вашего мирового соглашения.

Когда и зачем заключают мировое соглашение

Подписать соглашение можно на любой стадии рассмотрения дела, и даже на этапе исполнения судебного решени яч. 1 ст. 139 АПК РФ . К примеру, в 2012 г. соглашение по налоговому спору утвердил ВАС, то есть его заключили уже после того, как спор рассмотрели суды трех инстанций.

Что же касается смысла мирового соглашения, то предполагается, что каждая из сторон должна получить какую-то выгоду для себя. Кроме того, и вы, и налоговики сэкономите время и финансы, которые пришлось бы тратить на дальнейшее судебное разбирательство.

О чем можно поторговаться с налоговиками

В обычном хозяйственном споре, например о невыполнении условий договора поставки или оказания услуг, стороны при заключении мирового соглашения вправе идти на любые уступки друг другу. Договориться об отсрочке или совсем простить долг, отказаться от неустойки и так далее. С налоговыми обязанностями все значительно сложнее - они предписаны законо мп. 1 ст. 3 НК РФ . Но, как показала практика, некоторые вопросы все же стоит обсуждать.

Трактовка налоговых норм

ИФНС никогда не согласится с тем, что вы не будете платить недоимку, образовавшуюся из-за явного нарушения НК. К примеру, если неопытный бухгалтер попросту забудет перечислить налог вовремя.

РАССКАЗЫВАЕМ РУКОВОДИТЕЛЮ

Предлагая мировое соглашение, не стоит настаивать на отказе инспекции от бесспорных требований. А вот со спорными моментами можно «поиграть».

В то же время в НК полно неоднозначных норм, трактовка которых меняется в зависимости от позиций Минфина (ФНС) и судебной практики. Если суды не согласны с позицией контролирующих органов по конкретному вопросу, то инспекция может и проиграть. В этом случае можно предложить налоговикам сделку: они признают свою неправоту (и поэтому отказываются от доначислений, пеней и штрафов) по одной части оспариваемого решения, а вы соглашаетесь с их позицией в остальной части. Так, ФАС МО утвердил мировое соглашение, в котором, в частност ипп. 1, 2 резолютивной части Постановления ФАС МО от 22.03.2013 № А40-41103/12-91-228 :

  • налоговый орган признал правомерной позицию организации по эпизодам, связанным с учетом курсовых разниц в составе «прибыльных» доходов и расходов и принятием НДС к вычету по расходам будущих периодов (в части стоимости фактически оказанной услуги в текущем периоде);
  • организация согласилась с выводами проверки о незаконности уменьшения «прибыльной» базы на сумму убытков из-за отсутствия необходимых документов.

Отметим, что данному соглашению предшествовали два судебных решения (первой и апелляционной инстанций), которые именно так и оценили ситуацию.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Судья Высшего арбитражного суда РФ, кандидат юридических наук, доцент

“ Налоговые органы должны учитывать судебную практику уже на досудебной стадии спора. Поэтому отказ от доначислений при заключении мирового соглашения (с учетом сложившейся практики) - это всего лишь исправление допущенной налоговыми органами ошибки. Более поздние судебные решения, безусловно, тоже можно учитыват ь” .

Период начисления пеней

Пени начисляются за каждый день просрочки в уплате налог ап. 3 ст. 75 НК РФ . Казалось бы, «торг здесь неуместен» - если есть просрочка, то должны быть и пени. Но вот в одном из недавно утвержденных мировых соглашений ИФНС обязалась не начислять пени за период с даты принятия «проверочного» решения до даты утверждения мирового соглашения судо мПостановление Президиума ВАС от 26.06.2012 № 16370/11 .

В данном деле основания для доначисления налога были неоднозначны. Можно предположить, что налоговики пошли на отказ от пеней, чтобы закрепить свою позицию, избежать риска негативного решения ВАС.

Подробнее об этом деле мы писали:

Так что торгуйтесь - может получиться.

Напомним, что от пеней вас полностью освобождает следование разъяснениям Минфин ап. 8 ст. 75 НК РФ . Но организациям иногда бывает сложно доказать, что эти разъяснения имеют отношения именно к их проблеме. В мировом соглашении налоговики взамен на ваши уступки могут это признать. Ваша задача - предоставить им все более-менее подходящие разъяснения, которые можно подтянуть к спорной ситуации.

Отсрочка (рассрочка)

По закону ИФНС вправе принимать решение об отсрочке (рассрочке) только в отношении НДФЛ, когда обязанность заплатить этот налог возлагается на граждан-непредпринимателе йподп. 6 п. 1 ст. 63 , п. 8 ст. 61 НК РФ ; пп. 15- 17 Порядка, утв. Приказом ФНС от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@ . В остальных случаях вопрос находится в компетенции ФНС или УФНС. В судебной практике есть пример отказа в утверждении мирового соглашения с условием об отсрочке по уплате налого вПостановление ФАС ВСО от 10.12.2003 № А69-883/03-8-Ф02-4285/03-С1 . Возможно ли будет договориться с инспекцией об этом в будущем? Пока неясно.

ОБМЕН ОПЫТОМ

Руководитель российской налоговой практики компании «Линклейтерз», ответственный секретарь российского отделения Международной налоговой ассоциации

“ Вопрос о предоставлении налогоплательщику отсрочки (рассрочки) по уплате недоимки разрешается в порядке, установленном Налоговым кодексом. Это самостоятельный процесс, и предоставление такой отсрочки (рассрочки) в рамках мирового соглашения при судебном оспаривании налогоплательщиком решения налогового органа, по моему мнению, представляется необоснованны м” .

Иное мнение высказала судья ВАС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Договориться об отсрочке (рассрочке) в рамках мирового соглашения между налогоплательщиком и налоговым органом возможно. Об этом свидетельствует практика заключения мировых соглашени й” .

ВАС РФ

Сумма штрафа

Уменьшение штрафа - подходящий предмет для переговоров. Налоговики вправе признавать смягчающими самые разные обстоятельства, пределы уменьшения штрафа также не ограничен ыподп. 3 п. 1 ст. 112 , п. 3 ст. 114 НК РФ .

Ваш отказ от законных требований

В отношении уступок организация (как и ИП) в более выигрышном положении, чем налоговики, - она может легко отказаться от своих требований. Этим нужно пользоваться. Например, вы оспариваете отказ в возмещении НДС и требуете проценты за просрочку возврата. Сагитируйте инспекторов подписать соглашение, в котором они признают правомерность возмещения налога в обмен на ваш отказ от законных процентов.

Аналогично и с судебными издержками. Если вы выиграете, инспекции придется их возместить. Практика последних лет показывает, что суды обязывают налоговиков выплачивать организациям-победителям порой очень большие суммы. Так, в 2012 г. с одной из московских ИФНС было взыскано почти 3 млн руб. расходов организации на судебных представителе йПостановление Президиума ВАС от 15.03.2012 № 16067/11 . В другом деле с инспекции взыскали более 3,6 млн руб. для компенсации расходов по оплате банковской гарантии, взятой ЗАО в качестве встречного обеспечени яПостановление ФАС МО от 20.08.2013 № А40-43967/10-129-228 . Все это бюджетные потери, а налоговая служба заинтересована в том, чтобы их избегать. Поэтому вы можете полностью или частично отказаться от получения компенсации судебных издержек в обмен на то, что инспекторы согласятся с вашей позицией и откажутся от доначислений.

Каков порядок заключения мирового соглашения

Предложить мировую вправе как вы, так и налоговики. Кстати, на этапе подготовки дела к разбирательству и судья должен попытаться подтолкнуть стороны к примирени юподп. 2 ч. 1 ст. 135 , ч. 1 ст. 138 АПК РФ .

Чтобы диалог был более предметным, лучше сразу подготовить свой вариант соглашения (в письменной форме). Это задача юриста, а вы просто подскажите руководителю, что у вас есть такая возможность. Разъясните также, в каких вопросах у инспекторов слабая позиция (чтобы спланировать тактику торга).

Подготовленный проект направьте инспекции и послушайте предложения налоговиков. Если договоритесь, то на очередном судебном заседании представитель вашей организации должен подать ходатайство об утверждении мирового соглашения и представить суду его текст, подписанный и вашим представителем, и представителем ИФНС.

Форма мирового соглашения строго не регламентирована, но к нему есть ряд обязательных требований. Рассмотрим их на примере.

Общество с ограниченной ответственностью «Ромашка» в лице представителя Сергеева Игоря Александровича, действующего на основании доверенностич. 2 ст. 62 , ч. 1 ст. 140 АПК РФ б/н от 26.08.2013, именуемое в дальнейшем Истец, и Инспекция Федеральной налоговой службы г. Москвы № 14 в лице представителя Пономаревой Анны Анатольевны, действующей на основании доверенностиВ доверенностях представителей вашей организации и ИФНС должно быть прямое указание на право заключать мировое соглашени еч. 2 ст. 62 , ч. 1 ст. 140 АПК РФ № 23 от 02.09.2013, именуемая в дальнейшем Ответчик, являющиеся сторонами по делу № А63-1540/2012, находящемуся в производстве Арбитражного суда г. Москвы, заключили настоящее мировое соглашение о нижеследующем:

1. Ответчик признает, что Истец правомерно применил налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость на основании счетов-фактур от 01.06.2012 № 7737- 7739, выставленных ОАО «Хим-снаб-сер-вис».

2. Ответчик признает, что Истец имеет право на возврат налога на добавленную стоимость в сумме 1 690 674 (один миллион шестьсот девяносто тысяч шестьсот семьдесят четыре) рубля и обязуется возвратить эту сумму в срок до 20.12.2013.

3. Истец отказывается от требования процентов за просрочку возврата налога на добавленную стоимость.

4. Истец не будет претендовать на возмещение судебных расходов по данному делу.

В соглашении должны быть указаны точные сведения о договоренностях сторон (суммы, сроки, условия и прочее)ч. 2 ст. 140 АПК РФ

5. Настоящее мировое соглашение составлено в трех экземплярах,Соглашение составляется в письменной форме в количестве экземпляров по числу подписавших его сторон плюс еще один экземпляр для суд ач. 4 ст. 140 АПК РФ имеющих равную юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон и один экземпляр для приобщения к материалам дела.

подп. 13 п. 1 ст. 265 , подп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ ; Письмо Минфина от 18.03.2008 № 03-03-06/2/27 . Ведь определение об утверждении мирового соглашения вступает в законную силу немедленн оч. 8 ст. 141 АПК РФ .

Если налоговики компенсируют вам судебные расходы, то это ваш внереализационный доход.

Отметим также, что само по себе заключение мирового соглашения не сделает решение ИФНС частично недействующим, если это не будет прямо предусмотрено в тексте соглашения. Попробуйте предложить такое условие налоговикам, однако не факт, что они согласятся. Но беспокоиться по этому поводу не стоит, сохранение решения в силе не должно повлиять на вашу «налоговую» репутацию. Любые справки о налогоплательщике (для кредитов, тендеров, аукционов и т. д.) должны учитывать положения мирового соглашения, то есть информации о задолженностях по налогам, пеням, штрафам, снятых мировым соглашением, в них не должно быть. А если она вдруг там будет, вы вправе требовать, чтобы ее убрали.

Помните, что выполнять условия мирового соглашения необходимо полностью и в оговоренные сроки. В противном случае суд выдаст стороне исполнительный лист и соглашение будет исполнено принудительн оч. 2 ст. 142 АПК РФ .

Очевидно, что всерьез рассчитывать на заключение мирового соглашения можно только при слабой позиции ИФНС (хотя бы в части требований).

Что касается деталей, то мы надеемся, что порядок примирения сторон скоро урегулируют в НК. Тогда и инспекторы, и организации будут четко знать, по каким вопросам они могут пойти на мировую, а по каким - нет. А пока что ФНС обязала инспекции согласовывать все проекты мировых соглашений с налогоплательщиками со своим Правовым управление м

Представитель Истца (по доверенности) Представитель Ответчика (по доверенности)

«К нам пришли налоговики с выездной проверкой и сразу дали понять, какую сумму доначислений хотят получить — около миллиона. Это нормально? У кого-нибудь такое было?» -- спрашивает один из предпринимателей на популярном форуме klerk.ru.

Как оказалось, такое было у многих. Например, Ольга, организации, чья деятельность связана со спортом, рассказала Forbes, что две выездные проверки из трех прошли у нее именно по такой схеме: «Если налоговики адекватные люди и готовы договариваться, то мы только рады. Суммы в обоих случаях были меньше миллиона». На ее взгляд, ничего зазорного в подобных «джентльменских» соглашениях нет: ведь инспекторы кладут деньги не себе в карман, а перечисляют в бюджет.

На условиях анонимности бывший налоговый инспектор рассказал Forbes, как он и его коллеги определяли, с кем из предпринимателей можно договориться: «Такие приемы практикуются со «сговорчивыми» компаниями, которые боятся выявления серьезных нарушений или просто не хотят ссориться с налоговой. Самый простой способ — якобы потерять «первичку», то есть акты приемки-передачи товаров, работ или услуг, накладные или счета-фактуры. В отдельных случаях проект акта выездной налоговой проверки готовит компании, которому проще «найти нарушения» на заранее оговоренную сумму».

Особенно распространенной эта практика стала в последние три года. Дело в том, что в мае 2007 года руководство Федеральной налоговой службы разработало Концепцию планирования выездных проверок. Суть документа сводится к тому, что инспекторы, руководствуясь специальными критериями, должны из всей массы компаний выбирать только подозрительные и именно им назначать ревизию. Критериев одиннадцать, и они также официально опубликованы. Среди них — низкие зарплаты в организации, убытки, значительная доля налоговых вычетов (относительно выручки), выстраивание цепочки посредников, частая «миграция» компании между разными инспекциями и даже регионами.

Чиновники очень довольны своей концепцией. Теперь они наказывают налоговиков, чьи проверки не принесли бюджету больших денег — ведь это значит, что ревизоры ошиблись с объектом. Очень быстро призыв начальства «Идите туда, где есть нарушения» в территориальных инспекциях трансформировался в «Раз пошли, возвращайтесь с деньгами».

«Руководство ФНС, видимо, представляет себе этаких яйцеголовых инспекторов-интеллектуалов, которые щелкают по клавиатуре и математически точно выявляют нарушителей. Но это совершенная утопия! — говорит Михаил Орлов, налоговый адвокат, председатель экспертного совета при Комитете Госдумы по бюджету и налогам. — На «территориях» сидят люди, интеллект которых заставляет усомниться, что у них есть высшее или даже среднее образование. Какой предпроверочный анализ, вы о чем? Они «методом тыка» выбирают компанию из базы, говорят себе: «я здесь должен получить 5 млн согласно разнарядке» — и бодро идут. Понятно, что идут в приличные фирмы. Потом, согласитесь, куда лучше сидеть в офисе солидной компании и перебирать аккуратные подшивки первичных документов или изучать изготовленные в электронном виде налоговые регистры, чем искать подпольную фабрику водки, которая налогов не платит вообще, а ее директор имеет вид уголовника и с которой живыми они не выйдут».

Формально зарплата инспектора не зависит от итогов ревизии. Но только формально. Кроме оклада существуют так называемые средства материального стимулирования сотрудников» У тех, кто работает в отделе выездных или камеральных проверок, повышающие коэффициенты напрямую зависят от величины найденных недоимок. Размер «материального стимулирования» может во много раз превышать основную зарплату.

Сколько получают инспекторы? Например, государственный налоговый инспектор в отделе выездных проверок московской ИФНС №6 получает до 12 000 рублей (данные сайта nalog.superjob.ru). Очевидно, что средства «материального стимулирования» — единственная причина работать на такой должности. Чтобы получить премию, налоговик должен выполнить план по недоимкам. И эти цифры спускаются ему «сверху». По информации журнала «Главбух», в 2009 году в отношении инспекторов, доначисливших меньше миллиона рублей по итогам одной проверки, даже применялись меры вплоть до служебного расследования.

«У нас очень странная система. Сначала Минэкономразвития делает прогноз, каким будет развитие экономики в следующем году. Условно, пусть это будет 1%. Затем Минфин «накладывает» налоговое законодательство на прогноз и говорит, я подчеркиваю, условно — при росте экономики 10% налоговые поступления увеличатся на 1 млрд рублей, — объясняет Орлов. — А потом эта цифра, 1 млрд рублей, разбрасывается по региональным управлениям. Грубо говоря, Москва должна дать на 200 млн больше, чем в прошлом году, Тюмень — на 100 и т. д. То есть каждая инспекция получает конкретное задание. Трагедия в том, что, если сумма не набегает, причин может быть две: либо инспекторы плохо поработали, либо Минэкономразвития и Минфин допустили ошибки в расчетах, сделали ошибочный прогноз. Но вторая версия никогда не рассматривается: в недоборе налогов всегда винована налоговая служба».

На этом фоне предложение налоговиков о «джентльменском» соглашении выглядит вполне дружелюбно. Ведь если компания откажется, инспекторы все равно взыщут эти деньги, пусть даже потребуется придумать какие-то мнимые нарушения. Как рассказывают налоговые адвокаты, в последнее время в ходу формулировка «экономически необоснованные расходы». Это значит, ревизоры отказываются признавать затратами покупку заводом оборудования за границей на том основании, что в России аналогичное оборудование можно было приобрести дешевле. «Если инспекторы предложили договориться и сумма адекватная, очевидно, что изберет именно этот путь. Если речь о сумме в пределах 3-5 млн рублей, на мой взгляд, лучше согласиться, — продолжает Орлов. — «Пустыми» налоговики все равно не уйдут, а даже несправедливое решение придется долгие месяцы оспаривать в суде».

Инспекторы не боятся писать в акте самые нелепые основания, поскольку дальнейшая отмена решения судом уже практически не повлияет на их зарплату. Арбитраж может тянуться до полутора-двух лет. И если налоговики успеют взыскать деньги (у них есть право делать это до решения суда, после проверки в бесспорном порядке по инкассовому поручению в банк), до окончания судебного процесса компания может просто «не дожить», обанкротившись.

Однако, несмотря на все доводы, некоторые бизнесмены принципиально не соглашаются на подобные схемы. Владимиру, главбуху небольшой подмосковной компании в сфере строительства, предложили «потерять» счета-фактуры, то есть отказаться от вычета по НДС, на сумму немного больше миллиона рублей. Он категорически отказался. Инспекторы обиделись, обвинили компанию в «нелепых», как говорит Владимир, правонарушениях и попытались доначислить почти три миллиона. Сейчас идет суд. Такие случаи единичны…

И инспекцией всегда были и будут продолжаться. Разрешая данные конфликты, стороны должны руководствоваться как положениями налогового законодательства, так и нормами Арбитражного процессуального кодекса.

Так, Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 153-ФЗ введена обязательная процедура досудебного обжалования практически всех ненормативных актов налоговых органонов, а также действий (бездействия) их которые по мнению налогоплательщика ущемляют либо нарушают его права. Из данного правила существуют следующие исключения:

  • ненормативные акты а также действий (бездействия) ее должностных лиц могут обжаловаться только в суде;
  • ненорамативные акты, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), на выбор налогоплательщика могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган либо в судебном порядке.

Но даже при наличии данного порядка не все налоговые споры возможно решить мирно. Много неурегулированных попадают на рассмотрение арбитрам. Инициатором обращения в суд может быть как налогоплательщик, так и инспекция.

Спорщики на любой стадии процесса или при исполнении судебного решения могут прибегнуть к примирительным процедурам, самой из которых является заключение мирового соглашения.

Судебный процесс, независимо от причины спора (например, о взыскании недоимки), всегда отнимает много сил и времени, а также приносит существенные денежные затраты. Арбитры, прежде чем принять решение, должны изучить все представленные в материалы дела документы, соотнести их содержание с положениями законодательства, а при необходимости назначить различные экспертизы (например, почерковедческую). И даже вынесенное постановление не показатель, что разногласия урегулированы, поскольку сторона спора, не согласная с решением, имеет право его обжаловать.

В связи с этим сторонам, участвующим в разбирательстве, законодательством предоставлена возможность урегулировать спорный вопрос самостоятельно. Так, спорщики на любой стадии арбитражного процесса или при исполнении судебного решения могут прибегнуть к примирительным процедурам, самой распространенной из которых является заключение мирового соглашения. Оно может быть заключено по любому делу (например, банкротство), если иное не предусмотрено положениями Арбитражного процессуального кодекса и иным федеральным законом. При рассмотрении налогового спора к данной процедуре обращались крайне редко, поскольку до сих пор не было ясно, имеет ли налоговая право заключать такие соглашения. Однако на сегодняшний день ФНС разъяснила, что заключение мирового соглашения межу налоговой и налогоплательщиком возможно (письмо ФНС России от 2 октября 2013 г. № СА-4-7/17648).

Торг уместен

Налоговая обязана исполнять предписания закона, а также стоять на страже интересов государства. Соответственно, инспекция никогда не согласится пойти на уступки, противоречащие налоговому законодательству. Однако в некоторых вопросах все же можно прийти к компромиссу.

Во-первых, налоговая возможно согласится предоставить отсрочку (рассрочку) по В данном случае налогоплательщику скорее всего придется уплатить все имеющиеся недоимки, пени и штрафы, поскольку условие об отсрочке само по себе уже будет являться большой уступкой со стороны ФНС.

Во-вторых, договориться об уменьшении суммы пени, а точнее о сокращении периода, за который они будут начислены. Инспекция вряд ли откажется от полного неначисления пени, если у налогоплательщика имеется просрочка по уплате налогов. Однако можно прийти, например, к такому варианту урегулирования спора: налогоплательщик обязуется уплатить всю задолженность по налогам, а инспекция в свою очередь начисляет пени только за период с даты принятия решения по итогам проверки и до момента направления требований в в арбитражный суд.

В-третьих, договориться о снижении штрафа. В налоговом законодательстве прописана возможность уменьшить сумму штрафа не менее чем в два раза по сравнению с размером, который для различных налоговых правонарушений. При этом следует обратить внимание на то, что налоговая, установив смягчающие обстоятельства, практически всегда уменьшает штраф только в два раза, но не более (подробней см. статью «Смягчим вину обстоятельствами» в журнале «Практическая бухгалтерия» № 2, 2013).

К смягчающим относятся следующие основания (ст. 112 НК РФ):

  • личные (семейные) обстоятельства;
  • наличие угрозы или принуждения (в силу материальной, служебной или иной зависимости);
  • тяжелое материальное положение физлица, привлекаемого к налоговой

Данный список не является закрытым, поэтому к основаниям, которые могут помочь уменьшить сумму штрафа, могут быть отнесены и иные обстоятельства.

Так, можно ссылаться на следующие обстоятельства: самостоятельное выявление и исправление ошибок в декларации; уплата налога и в период проведения проверки; совершенное правонарушение не повлекло каких-либо негативных последствий; тяжелое положение организации и т. п. Также можно попробовать договориться о снижении штрафа более чем в два раза. Налоговое законодательство не содержит положений, которые четко регламентируют, во сколько раз штраф может быть уменьшен.

Таким образом, есть немало вариантов того, о чем можно договориться с инспекцией. Главное, чтобы диалог был конструктивным, и в нем присутствовало взаимопонимание и желание найти компромисс.

Порядок заключения «мировой»

Мировое соглашение является документом, в котором содержатся условия примирения сторон и прекращения спора. Инициатором заключения соглашения может выступить как налогоплательщик, так и налоговая.

Приняв решение о заключении соглашения, стороны обсуждают все условия, которые будут в него включены, а также уступки, на которые они готовы пойти. При этом его положения не должны нарушать права и законные интересы других лиц и противоречить закону.

При заключении «мировой» в налоговом споре порядок утверждения отличается от общеустановленного. Так, проект соглашения сначала направляется в Правовое управление ФНС России на согласование и только после его получения выносится на утверждение судом. В случае отсутствия согласования соглашения не заключаются.

После согласования всех вопросов, стороны составляют соглашение, в котором в обязательном порядке указываются сведения об условиях, о размере и о сроках исполнения обязательств друг перед другом или одной стороной перед другой. Также в него могут быть включены условия:

  • об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств ответчиком;
  • об уступке прав требования;
  • о полном или частичном прощении либо признании долга;
  • о распределении судебных расходов и т. п.

Так, проект соглашения сперва надо направить в Правовое управление ФНС России на согласование. В случае отсутствия согласования мировые соглашения не заключаются.

Если же соглашение согласовали, то на очередном судебном заседании необходимо подать ходатайство об утверждении мирового соглашения и представить суду его текст, подписанный налогоплательщиком (его представителем) и налоговой.

Мировое соглашение составляется и подписывается для каждой стороны его заключающей, а также еще один экземпляр для суда. После утверждения судом мирового соглашения дополнительный экземпляр приобщается к материалам дела.

Суд, после того, как получил подписанный вариант документа, проверяет, не нарушает ли он права других лиц и соответствует ли закону. При отсутствии противоречий соглашение утверждается, и суд фиксирует достигнутые договоренности.

В случае, когда мировое соглашение заключается в процессе исполнения судебного решения, его надо представить на утверждение в арбитражный суд первой инстанции по месту исполнения судебного акта или же в суд, который вынес решение.

Поскольку мировое соглашение является прямым отражением договоренности сторон, то и его исполнение должно происходить добровольно, а также в те сроки и на тех условиях, которые предусмотрены в нем. Если соглашение не исполняется добровольно, то пострадавшая сторона имеет право потребовать принудительного исполнения договоренности. В данном случае в суд подается ходатайство о выдаче исполнительного листа, на основании которого соглашение подлежит принудительному исполнению.

Мировое соглашение не может быть расторгнуто или признано недействительным. Повторное рассмотрение дела между теми же сторонами и по тем же основаниям после заключения «мировой» не допускается.

И.Д. Шилов, для журнала «Практическая бухгалтерия»

Кадр оперативной съемки

Выездная налоговая проверка - это забота не только руководства компании и ее бухгалтерии, но и юристов, которые играют в этом далеко не последнюю роль. Эксперты рассказали, как определить риск проведения проверки, почему собирать доказательства осмотрительности при выборе контрагента надо заранее, и какие методы давления - законные и не очень - использует налоговая при допросах. Их процедура регламентирована не так подробно, как в уголовном процессе, но у допрашиваемых есть права, о которых необходимо помнить. Также вы узнаете, какие нарушения могут стать поводом отменить доначисления.

1. Как работает налоговая инспекция по выездным налоговым проверкам?

В последние годы проверяют все меньше, а доначисляют все больше. По данным ФНС, число выездных налоговых проверок в 2016 году снизилось на 15%, а в результате в бюджет поступило 173 млрд рублей, что на 21% больше, чем в 2015 году. Добиться таких результатов удалось в том числе благодаря предварительному анализу: в план выездных проверок попадают компании с наибольшей возможной суммой реальных доначислений. А перед тем, как выезжать на проверку (это недешевое удовольствие для бюджета), налогоплательщику могут предложить доплатить «миром»

Всего в бюджеты всех уровней в 2016-м удалось принудительно взыскать почти 770 млрд руб. - это на 14% больше, чем в 2015-м, рапортовал замруководителя ФНС Даниил Егоров . Ведомство все эффективнее защищает права бюджета в судах: в 2017 году в его пользу разрешились дела на 82% всех доначислений, сообщал замруководителя ФНС Сергей Аракелов . При этом если брать количество дел, то окажется, что ФНС победила примерно в половине, уточняет юрист департамента налогового и юридического консультирования в России и СНГ Александр Гринько . Чем больше сумма претензий в деле, тем больше стараются инспекторы, объясняет он. С одной стороны, налоговые органы стали работать лучше, признает Галина Акчурина, партнер , директор департамента налоговых споров . Но, с другой стороны, продолжает она, судебный контроль за чиновниками стал менее тщательным. На недостатки в их доказательствах суды нередко смотрят сквозь пальцы, говорит Акчурина.

2. Как определить риск проведения выездной проверки?

Риск можно оценить самостоятельно на основании критериев, разработанных Федеральной налоговой службой. Например, она считает подозрительным, когда фирма уплачивает в среднем меньше налогов, чем ее конкуренты в этой же сфере, отчитывается об убытках на протяжении нескольких периодов подряд, имеет значительные налоговые вычеты и так далее (ст. 4 ). При этом налоговый орган оценивает возможность или факт получения необоснованной налоговой выгоды, уточняется в приказе.

Однако изложенные в нем подходы базовые, а поводы для проверки сейчас могут быть и другие - например, налоговый орган увидел схему «дробления» бизнеса, делится адвокат налоговой практики Семен Дергачев . Предвестником проверки может служить расширенное требование о предоставлении документов за периоды, которые ранее не проверялись, добавляет Гринько. Надо следить и за контрагентами - не попал ли кто-то из них в поле зрения ИФНС как недобросовестный.

3. Что можно сделать до проверки, чтобы она прошла успешно?

Разумеется, нужно вести документацию в соответствии с законом о бухучете и требованиями других норм. Особое внимание следует уделить бумагам, которые связаны с налоговыми льготами, ведь это одно из оснований налоговой проверки, напоминает управляющий партнер бюро Роман Терехин . Он советует заранее собирать доказательства должной осмотрительности при выборе контрагента, потому что «ни налоговики, ни суд на слово потом не поверят». Терехин рекомендует сохранять страницы сайтов контрагентов и их коммерческие предложения, журналы пропусков в офис, переписку с должностными лицами и копии паспортов руководителей. «В идеале - проводить конкурс по выбору контрагента на основе локальных нормативных актов», - говорит Терехин.

Компания должна проверить сама себя, правильно ли она исчислила обязательные платежи. Практика по налоговым спорам постоянно меняется, а в судах во многом преобладает пробюджетный подход, предупреждает Акчурина. Если до проверки исправить свои ошибки и подать уточненные декларации, это позволит избежать штрафов (от 20% до 40% от неуплаченной суммы) и дополнительных пеней, говорит Акчурина. Она обращает внимание на то, что с 1 октября 2017 года размер пени повышается. При просрочке уплаты налога более чем на 30 дней он составит не 1/300, а 1/150 ставки рефинансирования (п. 4 ст. 75 НК).

4. Как правильно вести себя при обмене документами с налоговиками?

Действовать нужно строго по закону. Надо требовать у проверяющих оформлять все просьбы на бумаге, а в ответах подробно указывать перечень приложений, говорит Терехин. Описи станут доказательством, что документы не нужно предоставлять повторно - даже в рамках других мероприятий, отмечает Акчурина. Терехин также рекомендует фиксировать нарушение сроков проверки - чтобы было на что ссылаться, если истечет время на взыскание недоимки.

По словам Дергачева, налоговики могут запросить документы, которые имеют очень отдаленное отношение к расчету налогов, например, копии трудовых книжек или табели учета рабочего времени. Здесь Дергачев советует попробовать узнать, зачем нужны такие бумаги и строить позицию исходя из ответа. Кроме того, инспекция может потребовать, чтобы налогоплательщик сам составил реестры или таблицы сведений по форме, которая удобна для чиновников. Но они не вправе перекладывать на других свою работу, подчеркивает Дергачев.

Бывает, что налоговый орган требует большой объем документов, который нельзя предоставить в течение 10 дней. Тогда нужно в тот же день, когда получено требование (или следующий за ним) направить мотивированное заявление о продлении сроков, рекомендует Акчурина. По ее словам, это даст возможность оспорить наказание по ст. 126 НК за несвоевременное предоставление документов.

5. Как проходят налоговые допросы и какие права есть у допрашиваемых?

Значительное число претензий сейчас основано именно на показаниях свидетелей, говорит Акчурина. По ее утверждению, допросить могут не только руководителя или главного бухгалтера, но и водителей должностных лиц, сотрудников, которые расписываются в приемке документов, техперсонал и так далее. Налоговики сейчас нередко выезжают для допроса домой или на дачу к сотруднику (часто в сопровождении сотрудников правоохранительных органов), говорит юрист ФБК. В этом случае, по ее словам, можно требовать официального вызова повесткой. Допрос в такой "неформальной" обстановке - это своего рода психологическое давление на человека, который может подписать предложенные бумаги не читая, предупреждает Акчурина.

Желательно, чтобы при допросе работника сопровождал юрист (особенно если в мероприятии участвует сотрудник «экономической» полиции (ОЭБиПК). Некоторые налоговые органы разрешают только адвокатов, ведь НК, в отличие от УПК, не регламентирует четко допрос свидетелей, отмечает Дергачев. В любом случае присутствие квалифицированного юриста обычно урезонивает налоговиков, которые в разговоре нередко выходят за рамки дозволенного. Это признают сразу несколько экспертов.

Давать показания следует только по фактическим обстоятельствам. Гринько делится общими советами:

Лучше отвечать примерно, без идеальной точности, раскрывать вопросы без деталей, подчеркивая деловую цель для компании;

В ответ на вопросы о конкретных сделках можно отсылать к текстам договоров и первичных документов;

Не рассказывать больше, чем должно быть известно в силу должности (даже если у налогового инспектора свое понимание должностных обязанностей);

Если допрашиваемый не знает или не уверен - не стоит стесняться об этом сказать.

Акчурина напоминает, что сам налогоплательщик в рамках проверки может занимать активную позицию: ходатайствовать о вызове тех лиц, которые могут высказаться в его защиту. Если чиновники уклоняются от их вызова, компания может сама инициировать допрос в рамках процедуры обеспечения доказательств у нотариуса, подсказывает Акчурина. Туда надо обязательно пригласить представителей налоговой, говорит она.

6. Какие нарушения часто встречаются в ходе допросов?

По словам Дергачева, чиновники нередко пытаются задавать «компрометирующие» вопросы: «Являетесь ли Вы номинальным директором?», «Вы считаете себя добросовестным налогоплательщиком?». Но, по его словам, такие провокации незаконны: они основаны на субъективной оценке «номинальности» и «добросовестности», тогда как показания дают только по фактам. Как добавляет Терехин, проверяющие не имеют права требовать от свидетелей образцы почерка. Угрозы "уголовкой" не стоит воспринимать всерьез - это просто способ давления, считает Акчурина. Ст. 128 Налогового кодекса карает неявку на допрос по официальному вызову штрафом в 1 000 руб., а неправомерный отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний - 3 000 руб.

В отличие от получения объяснений, допрос предполагает фиксацию заданных вопросов и ответов. Если вопросы записаны нечетко, а изложение показаний ведется свободно - это часто позволяет искажать суть показаний и свободно их толковать, предупреждает Акчурина. Она советует следить за тем, как слова свидетеля отражаются в протоколе, по необходимости приносить на него замечания и даже по своей инициативе дополнять теми обстоятельствами, которые могут быть полезны для защиты.

7. Какие нарушения достаточно серьезны, чтобы признать результат проверки недействительным?

Если налогоплательщику не позволили участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично или через представителя - это повод отменить доначисления. То же касается и ситуации, когда проверяемому не дали возможности представить объяснения, гласит п. 14 ст. 101 Налогового кодекса. Статья включает в перечень существенных недостатков и другие, которые "привели или могли привести к принятию неправильного решения", например, ненадлежащее извещение. Но откровенно грубые просчеты налоговая сейчас допускает редко, признают сразу несколько юристов.

Список нарушений продолжает Терехин:

  • недопустимо, когда сумма доначисленного налога в решении превышает цифру в акте проверки или нарушение в решении значительно переквалифицировано;
  • доначисление могут признать незаконным, если основным доказательством для него являются бумаги, полученные в нарушение закона (например, заключения экспертов, полученные без ведома налогоплательщика, или документы от правоохранителей, которые не отвечают требованиям закона «Об оперативно-разыскной деятельности»).

Гринько советует всегда проверять вычисления в акте проверки. «Зачастую в них могут быть ошибки, даже если указано, что расчеты ведутся на основании бухгалтерских или налоговых регистров, которые предоставила компания», - объясняет Гринько. При подаче возражений цифры надо подробно комментировать, советует юрист.