Отношение главных героев к своим гостям обломов. Дать краткую характеристику знакомым Обломова: Тарантьева, Волкова, Алексеева и др. Сочинение Волков в Обломове

Было бы неверно объяснять жизненную пассивность Обломова одним лишь барским воспитанием. Существенны и другие причины, убивающие деятельное начало в герое. Например, это обстоятельства петербургской жизни, к которой он относится отрицательно. Для выяснения сущности этой обстановки важны вторая и третья главы первой части романа, где описываются посетители Обломова. Это Волков, Судьбинский, Пенкин, а также Алексеев и Тарантьев.

Они представляют разные типы петербургского общества, разные сферы его жизни.

Волков – светский франт.

Каждый его день состоит из нескончаемых визитов и всевозможных развлечений. Такая жизнь кажется Обломову пустой и ничтожной. Он размышляет о Волкове: “В десять мест в один день. Несчастный! И это жизнь? Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?” Обломов предпочитает оставаться дома, но не “раздроблять” и не “рассыпать” свою душу в светской суете.

Судьбинский – преуспевающий чиновник. Чиновничья карьера также мало привлекает Обломова. Вот что Обломов думает о Судьбинском: “Увяз, любезный друг, по уши увяз. У нас это называется тоже карьерой. А как мало тут человека-то нужно… И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое-многое… Несчастный… ” Бездуховная жизнь чиновника, по мнению Обломова, так же убивает человеческую душу, как и пустая светская жизнь. Главный герой бережет свою душу и от этого пути: дело здесь, как мы видим, не только в обломовской лени.

Пенкин – модный литератор. В этом образе Гончаров показал представителя обличительной, но поверхностной литературы. Обломов убежден, что, обличая, нельзя забывать о человеке, о его достоинстве: “Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь”. Обличительная литература, по мнению Обломова, направлена на осуждение ближнего, что вредит душе и самого обличителя.

Таким образом, Гончаров обрисовал здесь три среды – светскую, чиновничью и литературную. Ни одна из них не привлекает Обломова.

Критическое отношение героя романа к петербургской жизни выявляется и в споре его со Штольцем. Обломов остро чувствует бездуховность, фальшь, лицемерие жизни Петербурга. Герой предпочитает бездействие деятельной бездуховности.

Картину петербургского окружения Обломова дополняют и другие персонажи, существенные для прояснения сущности характера главного героя и освещения различных сторон его жизни в столице.

Л. И. Матюшенко, А. Г. Матюшенко

Матюшенко Л. И., Матюшенко А. Г. Учебное пособие по истории русской литературы XIX века. – М.: МАКС Пресс, 2009.


Другие работы по этой теме:

  1. Анисья – жена Захара, кухарка Обломова. По словам Гончарова, это “живая, проворная баба”. У нее, как и у Пшеницыной, “никогда не устающие руки”. Анисья и...
  2. Алексеев – мелкий чиновник, ничем не примечательный, но весьма доброжелательный человек. Гончаров так описывает его: “Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной,...
  3. Роман “Обломов” создавался более десяти лет. Он был полностью опубликован в 1859 году в журнале “Отечественные записки”. В своем романе Гончаров воссоздал жизнь России в...
  4. Захар, слуга Обломова, необходим при нем как фигура, дополняющая картину. Он был приставлен вместо няни к молодому барину после того, как последнему исполнилось четырнадцать лет,...
  5. Агафья Матвеевна Пшеницына – вдова мелкого чиновника. Ее образ противопоставлен образу Ольги. Доминанта характера Пшеницыной – самоотверженная любовь в соединении с глубочайшим смирением. Вся ее...
  6. Ольга Ильинская – светская барышня, она, как и Наденька Любецкая, знает жизнь с ее светлой стороны; она обеспечена и не интересуется особенно, откуда берутся ее...
  7. Герой романа Илья Ильич Обломов – человек замечательно добрый, мягкий и нежный. Все его прекрасные стороны можно охарактеризовать одним выражением: он обладает прекрасным сердцем. Это...

Тарантьев - земляк Обломова. Лет 40, принадлежащий к крупной породе, высокий, объемистый в плечах и во всем туловище, с крупными чертами лица, с большой головой, с крепкой, коротенькой шеей, с большими навыкате глазами, толстогубый. Беглый взгляд на этого человека рождал идею о чем-то грубом и неопрятном. Грубиян, чиновник-взяточник. Ненавидел Штольца.

Волков - светский франт. Каждый его день состоит из нескончаемых визитов и всевозможных развлечений. Такая жизнь кажется Обломову пустой и ничтожной. Обломов предпочитает не рассыпать свою душу на светских раутах, а оставаться дома.

Судьбинский - преуспевающий чиновник. Чиновничья карьера также мало привлекает Обломова. Вот что Обломов думает о Судьбинском: «Увяз, любезный друг, по уши увяз. У нас это называется тоже карьерой. А как мало тут человека-то нужно... И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое-многое... Несчастный... » Бездуховная жизнь чиновника, по мнению Обломова, так же убивает человеческую душу, как и пустая светская жизнь. Главный герой бережет свою душу и от этого пути: дело здесь, как мы видим, не только в обломовской лени.

Пенкин - модный литератор. В этом образе Гончаров показал представителя обличительной, но поверхностной литературы. Обломов убежден, что, обличая, нельзя забывать о человеке, о его достоинстве: «Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же не забудь». Обличительная литература, по мнению Обломова, направлена на осуждение ближнего, что вредит душе и самого обличителя.

Алексеев - мелкий чиновник, ничем не примечательный, но весьма доброжелательный человек. Гончаров так описывает его: «Природа не дала ему никакой резкой, заметной черты, ни дурной, ни хорошей». Этот человек настолько незаметен, что никто никогда не помнит ни его имени, ни фамилии. «Присутствие его ничего не придает обществу, так же как отсутствие ничего не отнимет у него», - замечает Гончаров. Никаких особенностей в нем нет, он не отличается ни остроумием, ни оригинальностью. У него даже нет своего мнения. Зато он может любить всех людей, не осуждая их, и это делает его характер привлекательным для Обломова. В период пребывания главного героя на Выборгской стороне Алексеев становится его желанным и необходимым собеседником.

Штольц - друг Обломова. Его противоположность. Он постоянно в движении. Очень деятельный. Его мать была русской, отец – немец. Он боится мечтать, его счастье было в постоянстве. В романе он стал идеалом. Он нажил себе дом, много путешествовал, в финале воспитывал сына Обломова.

Роль второстепенных персонажей в романе И. И. Гончарова «Обломов»

Романом «Обломов» И. А. Гончаров показал, как условия помещичьего быта порождают в главном ге-рое безволие, апатию, бездейственность. Идейную на-правленность своего произведения сам автор опреде-лил так: «Я старался показать в «Обломове», как и от-чего у нас люди превращаются прежде времени в... кисель — климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого об-стоятельства».

В первой части произведения практически нет дви-жения сюжета: читатель видит главного героя лежа-щим на диване в продолжение всего дня. Некоторое разнообразие в сонную атмосферу квартиры Обломо-ва привносят гости Ильи Ильича, в строгом порядке сменяющие друг друга. Автор не случайно ввел в ро-ман таких персонажей, как Волков, Судьбинский и Пенкин. Их деятельность знакома Обломову, и его рассуждения по поводу судьбы каждого из них еще полнее характеризуют главного героя. Мы знаем, что Илья Ильич начинал служить коллежским секрета-рем, выезжал в свет, увлекался поэзией, но государст-венная его деятельность закончилась отставкой, «еще холоднее простился с толпой друзей», чтение книг тоже постепенно надоело. В результате «лениво мах-нул он рукой на все юношеские обманувшие или обма-нутые им надежды...» и погрузился в мысленное со-ставление плана устройства имения, которое он не мог закончить вот уже несколько лет. Появление гос-тей раздвигает пространственно-временные рамки романа и позволяет автору представить различные сферы Петербурга.

Петербург светский представлен Волковым. Это «молодой человек лет двадцати пяти, блещущий здо-ровьем, с смеющимися щеками, губами и глазами... Он был причесан и одет безукоризненно, ослеплял свежестию лица, белья, перчаток и фрака. По жилету лежала изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков». Он востребован в светском обществе, поль-зуется успехом у женщин — и в этом находит радость жизни. Обломов же не видит в таком образе жизни ни-чего привлекательного для себя. «"В десять мест в один день — несчастный!.. И это жизнь!.. Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? Ко-нечно, недурно заглянуть и в театр, и влюбиться в ка-кую-нибудь Лидию... она миленькая! В деревне с ней цветы рвать, кататься — хорошо; да в десять мест в один день — несчастный!" — заключил он, перевер-тываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пус-тых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой».

Следующий герой, Судьбинский — бывший сослу-живец Ильи Ильича. Он символизирует собой бюро-кратический Петербург — канцелярский и департа-ментский. «Это был господин в темно-зеленом фраке с гербовыми пуговицами, гладко выбритый, с темны-ми, ровно окаймлявшими его лицо бакенбардами, с утружденным, но спокойно сознательным выражени-ем в глазах, с сильно потертым лицом, с задумчивой улыбкой». Судьбинский уже добился должности на-чальника отделения, собирается выгодно жениться. И все это на фоне Обломова, который малодушно уво-лился из страха, что начальник объявит ему замеча-ние за неправильно отосланные документы. Обломов даже прислал медицинское свидетельство, которое гласило, что «коллежский секретарь Илья Обломов одержим отолщением сердца с расширением левого желудочка оного,... а равно хронической болью в пе-чени..., угрожающею опасным развитием здоровью и жизни больному, каковые припадки происходят, как надо полагать, от ежедневного хождения в долж-ность...» По поводу Судьбинского у Обломова также есть свое мнение. «Увяз, любезный друг, по уши увяз... И слеп, и глух, и нем для всего остального в мире. А выйдет в люди, будет со временем ворочать делами и чинов нахватает... У нас это называется карьерой! А как мало тут человека нужно: ума его, воли, чувства — зачем это? Роскошь! И проживет свой век, и не пошевелится в нем многое, многое... А между тем работает с двенадцати до пяти в канцелярии, с восьми до двенадцати дома — несчастный!», — думал он и испытывал «чувство мирной радости, что он с де-вяти до трех, с восьми до девяти может пробыть у себя на диване, и гордился, что не надо идти с докладом, писать бумаг, что есть простор его чувствам, вообра-жению».

Петербург литературный представлен образом Пенкина. Это «очень худощавый, черненький госпо-дин, заросший весь бакенбардами, усами и эспаньол-кой», пишущий «о торговле, об эмансипации жен-щин, о прекрасных апрельских днях,... о вновь изо-бретенном составе против пожаров», сумел при своем посещении затронуть какие-то струны в душе Обло-мова. Илья Ильич так воспламеняется в споре с гос-тем о предмете изображения в литературе, что даже встает с дивана. И читатель видит, что еще жива душа в нем. «Изобрази вора, падшую женщину, надутого глупца, да и человека тут же забудь. Где же человеч-ность-то? Вы одной головой хотите писать!.. Вы ду-маете, что для мысли не надо сердца? Нет, она оплодо-творяется любовью. Протяните руку падшему челове-ку, чтобы поднять его, или горько плачьте над ним, если он гибнет, а не глумитесь. Любите его, помните в нем самого себя и обращайтесь с ним, как с собой, — тогда я стану вас читать и склоню пред вами голову... Изображают они вора, падшую женщину,... а челове-ка-то забывают или не умеют изобразить. Какое же тут искусство, какие поэтические краски нашли вы? Обличайте разврат, грязь, только, пожалуйста, без претензии на поэзию... Человека давайте мне!.. люби-те его...» Но порыв этот быстро проходит, Обломов «вдруг смолк, постоял с минуту, зевнул и медленно лег на диван». Илья Ильич искренне сочувствует ли-тератору. «Ночью писать, — думал Обломов, — когда же спать-то? А поди, пять тысяч в год зарабатывает! Это хлеб! Да писать-то все, тратить мысль, душу свою на мелочи, менять убеждения, торговать умом и вооб-ражением, насиловать свою натуру, волноваться, ки-петь, гореть, не знать покоя и все куда-то двигаться... И все писать, все писать, как колесо, как машина: пиши завтра, послезавтра, праздник придет, лето на-станет — а он все пиши? Когда же остановиться и от-дохнуть? Несчастный!»

Конечно, можно согласиться с Обломовым в том, что работа по ночам, ежедневная суета, продвижение по карьерной лестнице — занятия утомительные. Но все же каждый из героев: и Судьбинский, и Волков, и Пенкин — нашли дело по душе, имеют цель в жизни. Пусть эти цели подчас и сугубо личные и герои не стремятся «пострадать» во благо Отечеству, но они действуют, огорчаются, радуются — словом, живут. А Обломов, «как встанет утром с постели, после чая ляжет тотчас на диван, подопрет голову рукой и обду-мывает, не щадя своих сил, до тех пор, пока, наконец, голова утомится от тяжелой работы и когда совесть скажет: довольно сделано сегодня для общего блага». И самое страшное, что Обломов считает нормальной такую жизнь и несчастными тех, кто не может позво-лить себе жить так, как он. Но иногда все же наступают «ясные сознательные минуты», когда ему стано-вится «грустно и больно... за свою неразвитость, оста-новку в росте нравственных сил, за тяжесть, мешающую всему». Ему становилось страшно, когда в душе возникало «живое и ясное представление о че-ловеческой судьбе и назначении,... когда в голове про-сыпались... разные жизненные вопросы». Но несмот-ря на мучащие иногда вопросы, Обломов не может и не хочет ничего менять.

Трудно переоценить роль второстепенных персона-жей в романе, ведь они являются одним из средств ха-рактеристики главного героя. Волков, Судьбинский, Пенкин — своеобразные «двойники» Обломова: каждый из них представляет тот или иной вариант воз-можной судьбы Ильи Ильича.

В конце первой части романа автор ставит вопрос: что же победит в главном герое — жизненные начала или сонная «обломовщина»? Прочитав роман, мы ви-дим, что «обломовщина» в итоге побеждает и Обломов тихо умирает на диване, так и не совершив ничего по-лезного и нужного.

Волков является второстепенным героем романа «Обломов». Волков – это беспечный, веселый, при этом богатый человек. Герою было всего 25 лет. Как и главный герой, Волков имел слабость к своим порокам. Он всегда посещал светские балы и праздники, где собирались все состоятельные люди, и одевался только в дорогие наряды. Поскольку любил, когда им восхищались окружающие. Он был чиновником и ходил на работу раз в несколько недель.

Волков был таким же ленивым, как и Обломов. Разница заключается в том, что Обломов проявляет свою ленивость, лежа на диване. А Волков постоянно развлекается и не хочет работать. Другие молодые люди завидовали внешности Волкова. Он всегда выглядел ослепительно и аккуратно. На руках он всегда носил белые перчатки и шляпу, которые покупал прямо в Париже. Кроме внешности он постоянно хвастался новинками, в особенности заграничными вещами. От незначительного внимания он получал радость.

Обломов воспринимает Волкова как созерцательного человека, склонного к философскому мышлению. Главный герой считал, что молодой человек попусту растрачивает свою жизнь и время. Он считал, свое поведение подобающим, а жизнь более разумной.

Образом Волкова автор изобразил в романе веселую беззаботность и глупость. Волков постоянно пребывал в особом эйфорическом состоянии. Обломов полагал, что молодой парень очень несчастен. Так он чувствовал себя счастливым. Все дни недели Волков посещал мероприятия и был всегда занят. Иногда за день он мог побывать на нескольких светских приемах. Притом он не ощущал никакой усталости.

Кроме бала, герой успевал посетить театр. Волков часто смотрел спектакли, пьесы, балет и слушал оперу. Как и другие дворяне, парень хорошо знал французский язык и публично демонстрировал знание во время бесед. Чтобы знать о самых последних событиях в Петербурге он постоянно читал газету. Если герой не бывал на светских мероприятиях, то обязательно выезжал отдыхать на природу вместе с друзьями. Притом он посещал деревенские балы, которые устраивали помещики.

Герой был влюблен в девушку Лидию. В произведении Волков представлен как веселый и беззаботный человек, тратящий свою жизнь напрасно и не доставляющий обществу пользы.

Образ 2

Волков – человек подверженный порокам не менее чем сам Обломов, при этом он (Волков) тоже является ленивым человеком, только он ленив по-своему. Волков – своеобразная противоположность Обломова, так как много двигается, является активным светским человеком.

Через этот образ Гончаров вводит перед нами образ светского франта, который полностью бесполезен для общества. Волков является чиновником, но только дважды в неделю для видимости появляется на службе. В остальные свои свободные дни он посещает множество светских домов, участвует в различных событиях.

Обломов рассуждает об этом человеке со свойственной ему созерцательностью и склонностью к философствованию. Он видит как Волков разбрасывает себя на множество домов и таким образом, как бы дробит собственную душу на множество частиц и осколков, которые в итоге становятся противоположностью целостности.

По сути, Волков является тем образом, от которого Обломов отталкивается для того чтобы убедиться в собственной правильности выбора. Как считает Обломов, его образ существования является куда более разумным, так как он себя не тратит понапрасну как Волков и не считает такое поведение подобающим. Волков позволяет Обломову утвердится в себе, хотя, возможно, все-таки некоторым образом волнует Обломова своим хвастовством и другими увлеченными рассказами.

Гончаров в образе этого героя описывает веселую беззаботность, которая граничит с глупостью. Для Волкова все «превесело!» каждое событие для него такое и он с удовольствием пребывает в подобной инфантильности. Конечно, он довольно молод, ему только 25 и тут мы можем увидеть некоторое сходство и с представителями современной молодежи, которые зачастую заботятся только о том чтобы искать веселье и радость и ничего более в этом мире.

Волков занимается, в целом, подобающим делом для молодого человека, но такой сознательный выбор не является самым достойным вариантом. К примеру, Штольц в его года активно строил карьеру и развивал собственную личность, не растрачивал бесценные часы и дни на пустые развлечения.

Обломов считает Волкова несчастным, но и для самоуспокоения тоже, чтобы ощущать себя счастливым, а на самом деле этот герой является не более чем простым светским франтом, который из себя ничего особенного не представляет и нужен и в жизни и в романе как своеобразный фон для главных героев.

Сочинение Волков в Обломове

Одним из второстепенных персонажей романа является Волков, который бывает частым гостем в доме главного героя Обломова. Господин Волков – молодой мужчина двадцати пяти лет от роду. Он богат и знатен. От того, что жизнь его легка и беспечна, всегда пребывает в хорошем расположении духа. Всё, чем он занимается, сводится к тому, что этот молодой человек находится в постоянном поиске развлечений.

Все дни недели этого щеголеватого франта были заняты визитами. Он чётко знал, в какой день недели будет светский приём в том или ином доме. Иногда за один день он посещает сразу несколько богатых петербургских домов. Но он не чувствует от этого усталости. Напротив, это доставляет ему удовольствие, веселит его и развлекает.

Для того, чтобы блистать в свете, Волков тщательно следит за своей внешностью. Всё в нём было прекрасно, от причёски до лакированных сапог. Одевался герой изысканно безупречно. Бельё его было свежим и сверкало белизной. Модные шляпы и перчатки он выписывал прямо из Парижа. Мало того, что внешность Волкова бросалась в глаза каждому, он и сам был не прочь похвастать новинками в своём гардеробе. И делал это с упоением. Ему доставляла радость любая, самая незначительная на первый взгляд безделица.

Любит Волков бывать и в театрах. Он часто и с удовольствием бывает в опере и на балете, посещает постановки в театрах на русском и французском языках. Как всякий дворянин, получивший хорошее образование, он вставляет в свою речь французские слова. Для того, чтобы в курсе всего, что происходит вокруг, герой романа по утрам просматривает газеты. Чтобы хоть как-то разнообразить свои развлечения, Волков иногда выезжает к друзьям в деревню. Там он с удовольствием ходит на охоту. Но и балы, которые устраивают местные помещики на природе, тоже не пропускает.

Ничем не обременённый в быту, герой и к государственной службе относится равнодушно. Считая, что ему не обязательно появляться там каждый день, он время от времени показывается там. Куда больше внимания он уделяет своей влюблённости в девушку по имени Лидия. Его может занимать всё, что не требует от него физических и умственных усилий.

Господин Волков – яркий представитель «обломовщины» - человек, проживающий свою жизнь впустую и не приносящий обществу никакой пользы.

Вариант 4

Среди второстепенных персонажей произведения выделяется герой, представленный писателем в образе господина Волкова, одного из приятелей Ильи Обломова, главного героя романа.

Волков описывается в романе в качестве двадцатипятилетнего мужчины, отличающегося веселым нравом, юношеской беспечностью и являющимся весьма обеспеченным человеком. Внешне Волков выглядит изящным франтом, одевающимся в соответствии с последними модными тенденциями, ослепляя окружающих своим свежим оттенком лица и изысканными аксессуарами в виде тончайших батистовых платков, драгоценных цепочек, модных перчаток. Герой предпочитает быть постоянным гостем на всевозможных балах и светских мероприятиях, на которых очаровывает представительниц женского пола.

Молодой человек относится к чиновничьему рангу, однако посещает службу от силы несколько раз в неделю, создавая видимость работы, которую считает ненужным занятием. При этом герой старается быть в курсе происходящих событий в обществе, поэтому каждое утро проводит в чтении свежей газетной прессы, что позволяет ему представлять себя для окружающих в качестве интересного собеседника.

Волков принадлежит к потомственному дворянскому роду и является блестяще образованным человеком, владеющим французским языком, а также поклонником театральных спектаклей, оперы, балета.

Образ Волкова вводит писателем в повествование с целью противопоставления героя Илье Обломову, являющемуся главным персонажем романа и олицетворяющим ленивого человека, не желающего обременять себя работой. В этом оба героя имеют схожесть, однако Волков, в отличие от приятеля, ведет активный образ жизни, постоянно вращаясь в светских кругах и посещая различные мероприятия. Кроме того, он стремится к усовершенствованию своего внешнего вида, стремясь выглядеть безупречно, ослепительно и изысканно.

Главная героиня поэмы Василия Андреевича – это настоящая русская девушка. Светлана также имеет характерные качества: красота, ум, скромность, уважение к религии, покорность, любопытство.

  • Может ли реальность порождать мечту? Итоговое сочинение

    Все зависит от перспективы. Это правда, что мечты - это не более чем желания, которые служат выдающемуся эго в каждом из нас и отвлекают нас от наших отношений с целым миром. Однако, с другой стороны, мечты могут вдохновить человека

  • Характеристика семьи Рудневых в рассказе Тапер Куприна

    Сюжет рассказа Куприна происходит в дореволюционной Москве. В своём произведении автор показывает атмосферу и быт, в которых жили тогда дворяне. События рассказа происходят в доме Рудневых, которым автор уделил большое внимание.

  • Сочинение по творчеству Есенина (Родина, природа и любовь в творчестве)

    Серебряный век русской поэзии пестрит громкими именами, оригинальными стихотворными формами, поэтическими стилями и направлениями. Среди множества талантливых писателей, которым удалось зарифмовать авторский почерк

  • Волков – светский франт, один из гостей в доме Обломова . Это молодой человек лет двадцати пяти, пышущий здоровьем со смеющимися глазами и губами. Его жизнь состоит из бесконечных визитов в петербуржские дома, а также из всевозможных развлечений. Сам Обломов считает такое времяпрепровождение пустым и никчемным. Проводя свои дни дома, он предпочитает не «рассыпаться» впустую в угоду светской жизни. Помимо Волкова, в доме главного героя бывают Судьбинский, Пенкин, Алексеев, Тарантьев . Все эти люди, так или иначе, привносят хоть какое-то разнообразие в Обломовку.

    Если первая глава романа посвящена в основном главному герою, лежащему круглые сутки на диване, то вторая и третья глава посвящены визитам петербургских приятелей. Разговоры Волкова включают рассказы о его постоянных визитах в различные дома, его влюбленность, хвастовство новыми приобретениями, например, фраком или перчатками. В представлении Обломова, Волков – несчастный человек, который пытается успеть попасть в десять домов за один день, как бы «раздробляя» свою душу на части. Слушая своего гостя, он ещё раз убеждается в том, что выбрал правильный образ жизни.­