Патриотизм в войне и мире. Как Л. Н. Толстой понимает патриотизм? (по роману «Война и мир»). Истинный и ложный патриотизм в романе «Война и мир»

Патриотизм, по мнению Л. Н. Толстого, не громкие слова, не шумная деятельность и суетливость, а простое и естественное чувство «потребности жертвы и сострадания при сознании общего несчастия». Это чувство — общее у Наташи и Пьера, оно владело Петей Ростовым, когда он ликовал, что попал в Москву, где скоро будет сражение; то же чувство влекло толпу к дому обманувшего ее графа Растопчина, потому что люди из толпы хотели сражаться с Наполеоном. В основе всех этих поступков, при всей их разности, лежало одно чувство — патриотизм.

Никто не заставлял москвичей уезжать, наоборот, граф Растопчин уговаривал остаться и называл трусами тех, кто покидает город. Но они ехали, «потому что для русских людей не могло быть вопроса: хорошо ли или дурно будет под управлением французов в Москве? Под французами нельзя было быть: это было хуже всего...»

Как выяснилось, пишет автор, при трагических обстоятельствах люди все-таки оказываются лучше, чем можно было бы подумать: «Наполеону не покорюсь», — говорили те, от которых никто не ожидал такого поведения. И когда Наполеон 2 сентября 1812 года стоял на Поклонной горе, ожидая депутацию бояр с ключами от Москвы, он не мог себе представить, что она пуста.

Нет, не пошла Москва моя К нему с повинной головою. Не праздник, не приемный дар, Она готовила пожар Нетерпеливому герою... —

так писал А. С. Пушкин.

По дороге к Бородинскому полю, где готовилось решающее сражение, Пьер Безухов многое увидел и услышал. Слова были простые и понятные, их говорил ополченец: «Всем народом навалиться хотят...»

Толстой считает, что патриотизм — это естественное чувство людей, живущих жизнью своего народа. Поэтому он отказывает в нем Бергу, Курагиным, Растопчину.

Наташа не может и не хочет понять мать, которая «в такую минуту» думает об имуществе и запрещает разгружать подводы, на которых хочет вывезти из Москвы «оставшееся добро». Дочь думает о раненых, которых нельзя оставить французам. Думать о себе было «дико и неестественно». «Графиня поняла это и устыдилась», — пишет Толстой.

Описание Бородинского сражения, которое занимает двадцать глав третьего тома романа, это — центр произведения, решающий момент в жизни всей страны и многих героев книги. Здесь скрестятся все пути, здесь каждый характер раскроется по-новому и здесь появится громадная сила: народ, «мужики в белых рубахах» — сила, выигравшая войну. На лицах людей, которых видел Пьер, было «выражение сознания торжественности наступающей минуты», была «скрытая теплота патриотизма... которая объясняла, зачем эти люди спокойно и как будто легкомысленно готовились к смерти».

Что же решило эту победу? Толстой считает: не распоряжения командования, не планы, а множество простых, естественных поступков отдельных людей: то, что мужики Карп и Влас не везли сено в Москву за хорошие деньги, а жгли его, то, что партизаны уничтожали великую армию Наполеона по частям, что партизанских отрядов «различных величин и характеров были сотни...»

Толстой совершенно точно понял значение того чувства, под влиянием которого началась партизанская война: патриотизм народа. Выросшая из этого чувства «дубина народной войны поднялась со всей грозной и величественной силой и, не разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Это ли не великое чувство патриотизма, проявленное народом в Отечественной войне 1812 года?

Л. Н. Толстой открыл читателям столько пружин человеческого поведения, в частности патриотизма, о котором сегодня просто не говорят или говорят стыдливо. А ведь это гордое чувство, которое позволяет человеку ощутить свою причастность ко времени, к событиям, жизни, определить свою позицию в ней. Материал с сайта

Казалось бы, что общего между тем временем, о котором писал Л. Н. Толстой, и нашим, между войной 1812 года и 1941-го? В 1812 году не было ни бомб, ни самолетов, не было ужасов и зверств Майданека, Бухенвальда, Маутхаузена — лагерей смерти. Но почему же тогда в землянках и госпиталях сорок первого, при блокадных коптилках люди читали «Войну и мир» как самую «сегодняшнюю» для них книгу, почему любимым стихотворением — от первоклассника до генерала долгие четыре года войны было лермонтовское «Бородино»?

Л. Н. Толстой писал и о нас, потому что знал про человека такое, чего хватило на сто с лишним лет. И когда началась Великая Отечественная война, оказалось, что Толстой сказал о каждом человеке что-то очень важное, и люди бросились к нему. Нам еще черпать и черпать из неиссякаемого источника его книги душевные силы, стойкость и то сложное чувство, которое называется патриотизмом.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как л.толстой понимает слово народ
  • патриотизм проявленный пьером в войне с наполеоном
  • краткий ответ патриотизм в понимании толстого
  • скрытая теплота патриотизма в романе война и мир
  • скрытая теплота патриотизма л толстой
- 200.73 Кб

МОУ Ловецкая средняя общеобразовательная школа

Реферат

по литературе.

Тема: « Идея патриотизма в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Выполнила: ученица 11 класса Давыдова Анна.

Руководитель: Симакова Л.Г.

Рецензент: Кротова Е.Н.

2007г.

План:

1.Введение.

2.Истинный и ложный патриотизм в романе.

3.Значение Кутузова как предводителя русской армии.

4.Подлинные герои 1812 года.

5.Заключение.

Введение.

Роман « Война и мир » создавался с 1863 по 1869 гг. В нем более 600 действующих лиц. Судьбы героев прослеживаются на протяжении 15 лет в мирных условиях и в условиях войны.

Во всей мировой литературе не много книг, которые по богатству содержания и художественной силе могли бы сравниться с « Войной и миром» Л.Н.Толстого. Исторические события громадного значения, самые глубокие основы национальной жизни России, её природа, судьба лучших её людей, народная масса, приведённая в движение ходом истории, богатство нашего прекрасного языка - всё это воплотилось на страницах великой эпопеи. Сам Толстой говорил: « Без ложной скромности, это - как «Илиада», т. е. сравнивал свою книгу с величайшим созданием древнегреческого эпоса.

« Война и мир » - это один из самых увлекательных и захватывающих романов мировой литературы. Действие его совершается то в зареве московского пожара, заливающего трагическим светом неисчислимые толпы народа, то при восковых свечах в великосветских салонах, в гостиных и кабинетах Ростовых, Безуховых, Болконских, Курагиных, то при свете лучины в крестьянской избе, то при отблесках партизанского костра в зимнем лесу, то при свете солнца, освещающего деревенские избы и барские особняки, поля сражений и поля посевов, города, леса, деревни, дороги России.

Необозрим горизонт огромной книги, где мир и жизнь преодолевают смерть и войну, где с такой глубиной, с такой проницательностью прослежена история души человеческой - той « загадочной русской души » с её страстями и заблуждениями, с неистовой жаждой справедливости и терпеливой верой в добро, о которой столько писали во всём мире и до Толстого и после него, но после - уже со ссылками на него, с цитатами из книги. « Война и мир » - книга предельно эмоциональная, горячая, полная насмешки, полемики и любви. Она создана « умом сердца » , который так высоко ценил Толстой в людях и в искусстве. В этом плане « Война и мир » принципиально отлична от « объективной » исторической прозы и представляет явление небывалое в жанре исторического романа.

Это великая книга жизни, где рассказ об отдельных людях, о самых глубоких, скрытых от внешнего взгляда движениях их души соединяется, « сопрягается» с повествованием и размышлением о судьбах поколений, народов, всего мира. Толстой стремился к целостному отображению истории и жизни, для себя единственною целью считал правду, ибо « одна низкая истина дороже для нас тьмы возвышающих обманов» . Шолохов сказал как-то, что писать правду нелегко, но этим не ограничивается писательское предназначение, - сложнее писать истину. Истина же - в глубинном постижении народного характера.

Толстой писал войну без приукрас, и так же, в свойственной ему манере, он описывал народный патриотизм. Именно любовь к Родине, способность пожертвовать ради неё всем самым ценным, в том числе и жизнью, так ярко раскрыл автор в своём романе. В «Войне и мире» мы можем увидеть настоящих героев, истинных защитников земли Русской.

Многих героев романа «Война и мир» можно назвать образцами для подражания, и это особенно важно именно сейчас, когда подрастающему поколению просто необходимы новые нравственные идеалы. В свое время советская идеология с её духовными ценностями была сломлена, а новая, к сожалению, так и не создалась.

Лишённая нравственных ориентиров, молодёжь пошла по иному пути развития и сейчас у неё другие ценности, как то: деньги, влияние, престиж. О патриотизме сейчас многие даже не задумываются. Если раньше служение Отечеству было священным долгом каждого гражданина, то сегодня ребята идут в армию только если не удастся «откосить».

Да, взгляды на патриотизм у нынешних подростков коренным образом отличаются от тех, что были в советские времена. Но это можно и нужно изменить! И нет лучшего помощника в этом деле, чем классическая русская литература. Во все времена литературные произведения оказывали большое влияние на умы молодёжи, и я считаю, что это самый действенный способ «достучаться» до подростков. Именно проверенные временем книги помогают нам сформировать свою систему ценностей, привносят первые представления о добре и зле, прививают нравственно-духовные идеалы.

Роман «Война и мир» идеально подходит для этих целей. На фоне нынешней безнравственности и бездуховности эта книга остаётся настоящим памятником народного патриотизма.

Истинный и ложный патриотизм в романе.

Отечественная война 1812 года со стороны России была освободительной, Россия отстаивала свою независимость, русские люди защищали свое Отечество. Естественно, поэтому автор затрагивает в своем романе проблему патриотизма, но рассматривает ее неоднозначно.

Писатель изображает патриотизм истинный и патриотизм ложный. Настоящий патриотизм - это прежде всего священный долг, подвиг во имя Отечества, умение в решающую для Родины минуту подняться над личным, проникнуться чувством ответственности за судьбу народа.

Ложный патриотизм - это чувство, отталкивающее своей фальшью, эгоизмом и лицемерием. В « Войне и мире » великолепно показано, насколько пуста и ничтожна и умственная, и нравственная жизнь Курагиных и Карагиных. Очень наигранно ведут себя светские вельможи на обеде в честь Багратиона: при чтении стихов о войне « все встали, чувствуя, что обед был важнее стихов ».

Лжепатриотическая атмосфера царит в салоне Анны Павловны Шерер, Элен Безуховой и в других петербургских салонах; «...спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по - старому! ; и из - за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги. Только в самых высших кругах делались усилия для того, чтобы напоминать трудность настоящего положения » . Действительно, вышеупомянутые персонажи были далеки от осознания общероссийских проблем, от понимания великой беды своего народа.
Лжепатриотизм проявляет и граф Растопчин, который расклеивает по Москве глупые « афишки » , призывает жителей города не оставлять столицы, а затем, спасаясь от народного гнева, сознательно отправляет на смерть безвинного сына купца Верещагина. Подлость и предательство сочетаются с самомнением, надутостью: « Ему не только казалось, что он управлял внешними действиями жителей Москвы, но ему казалось, что он руководит их настроением посредством своих воззваний и афиш, писанных тем ерническим языком, который в своей среде презирает народ и которого он не понимает, когда слышит его сверху » .

Таким лжепатриотом является в романе Берг, который в минуту всеобщего смятения ищет случая поживиться и озабочен покупкой шифоньерочки и туалета « с аглицким секретом » . Ему и в голову не приходит, что сейчас стыдно думать о шифоньерочках. Таков, наконец, Друбецкой, который, подобно другим штабным офицерам, думает о наградах и продвижении по службе, желает « устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии».

Накануне Бородинской битвы Пьер заметил на лицах офицеров оживление. Он понимал, что «причина возбуждения, выражавшегося на некоторых из этих лиц, лежала больше в вопросах личного успеха, и у него не выходило из головы то другое выражение возбуждения, которое он видел на других лицах и которое говорило о вопросах не личных, а общих, вопросах жизни и смерти. »

Все они - лжепатриоты. В то время, как простые солдаты отдавали свои жизни, защищая Россию, московская элита ела вместо французских блюд русские щи и перестала употреблять в разговоре французские слова. Можно ли сопоставить эти «жертвы» с жертвами солдат? Думаю, ответ очевиден.

С. П. Бычков писал: "По мысли Толстого, чем ближе дворяне стоят к народу, тем острее и ярче их патриотические чувства, богаче и содержательнее их духовная жизнь. И, напротив, чем дальше они от народа, тем суше и черствее их души, тем непривлекательнее их моральные принципы".

Значение Кутузова как предводителя русской армии.

Кутузов в « Войне и мире » явился настоящим историческим и художественным открытием Толстого. Именно он, а не Александр I, сыграл важную роль в победе над французами. Российский император представлен в романе слабым, тщеславным человеком, который верил австрийцам больше, чем Кутузову, и своими распоряжениями немало мешал ему.

Рисуя образ Кутузова, Толстой не побоялся показать его старческую слабость. « В длинном сюртуке на огромном толщиной теле, с сутуловатой спиной, с открытой белой головой и с вытекшим, белым глазом на оплывшем лице » - таков был Кутузов перед Бородином. Опустившись на колени перед иконой, он потом «долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости ». Эта многократно подчёркнутая Толстым физическая немощность главнокомандующего только усиливает впечатление духовной мощи, исходящей от него. «Сегодня, перед сражением, он преклоняет колени перед иконой - так же, как люди, которых он завтра пошлёт в бой. » Эта немаловажная деталь также указывает на близость Кутузова к народу, одухотворённость его тем самым « народным чувством » , которое так ценил Толстой.

Он всегда скромен и прост. Выигрышная поза, актёрство ему чужды. Кутузов накануне Бородинского сражения читал сентиментальный французский роман мадам Жанлис "Рыцари Лебедя". Он не хотел казаться великим человеком -- он был им.

Кутузов возвеличивается в нашем сознании как полководец, умеющий подчинять все мысли и действия народному чувству.

Во время Бородинской битвы, от исхода которой многое зависело для русских, Кутузов « не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему ». В этой кажущейся пассивности проявляются глубокий ум полководца, его мудрость. Сказанное подтверждают и проницательные суждения Андрея Болконского: «Он всё выслушает, всё запомнит, всё поставит на своё место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, -- это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое ». Кутузов знал, что « решают участь сраженья не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти ». Сплоченность с народом, единение с простыми людьми делают Кутузова для писателя идеалом исторического деятеля и идеалом человека.

Кутузов в романе -- выразитель народной мудрости. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. О себе он не думает. Поэтому на совете в Филях для него существует один вопрос: «Спасенье России в армии. Выгоднее ли рисковать потерею армии и Москвы, приняв сражение, или отдать Москву без сражения? » И даже зная, что его будут обвинять во всех смертных грехах, Кутузов принял решение об отступлении. Правота Кутузова в его споре с Бенигсеном на совете в Филях как бы подкрепляется тем, что на стороне « дедушки » Кутузова симпатии крестьянской девочки Малаши.

С. П. Бычков писал: "Толстой, с присущей ему огромной проницательностью художника, правильно угадал и великолепно запечатлел главные черты характера великого русского полководца Кутузова: его глубокие патриотические чувства, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату". Содержание

1.Введение.
2.Истинный и ложный патриотизм в романе.
3.Значение Кутузова как предводителя русской армии.
4.Подлинные герои 1812 года.
5.Заключение.

Тема патриотизма глубоко волновала Толстого. В своем произведении он постарался раскрыть данную тему по максимуму. Ложный и истинный патриотизм в романе «Война и мир» противопоставлены друг другу. Лжепатриоты, преследующие корыстные цели, действующие в угоду собственных интересов и настоящие защитники Отечества, для которых долг, честь и совесть превыше всего. Война сорвала с лиц людей маски, обнажив их сущность и вывернув наизнанку душу каждого.

Истинный патриотизм

Истинный патриотизм - это настоящие поступки, когда, прежде всего, думаешь о народе, его судьбе. Когда, не задумываясь жизнь отдашь ради Родины. Толстой был убежден, что русский народ глубоко патриотичен. Он способен непобедимой стеной встать, защищая своих. Война коснулась каждого, кто оказался в то время и в том месте. Она не выбирала, кто перед ней богатый или бедный. Разные слои населения попали под ее жернова. Каждый как мог в силу своих возможностей пытался внести свою лепту в общую победу над врагом.

Когда французы заняли Смоленск, крестьяне сжигали сено, лишь бы оно не досталось врагам. Купец Ферапонтов решил по-своему проявить патриотичность. Он собственноручно спалил свою торговую лавку, чтобы она не попала в руки французов. Жители Москвы тоже не остались в стороне. Народ не желал оставаться под гнетом самозванцев. Они покидали свои дома, уходя из родного города.

С любовью и гордостью Толстой описывает русских солдат. Бои под Смоленском, Шенграбеном, Аустерлицем, Бородинское сражение пример достойный уважения. Именно в бою проявились их лучшие качества: сила духа, железный характер, готовность самопожертвования, мужество. Каждый осознавал, что очередной бой может унести жизнь любого из них, но никто не собирался отступать или сдаваться. Они не стремились выглядеть героями, не бравировали своими победами. Они действовали искренне. В каждом шаге чувствовалась любовь к Родине и Отечеству.

Примером настоящего патриотизма стал полководец Кутузов. Против его назначения командующим был сам царь, но Кутузову удалось оправдать возложенное на него доверие. Кутузов чувствовал и понимал солдат. Жил их интересами, заботился о каждом, как о собственном сыне. Для него все были родными и любимыми.

Самым сложным решением в жизни Кутузова во время войны был приказ отступить. Далеко не каждый рискнул бы взять на себя такую ответственность. Трудный был выбор. С одной стороны Москва, с другой вся Россия. Отступая из Москвы, он сумел сохранить армию, количество солдат которой значительно уступало наполеоновской. Другое проявление патриотизма Кутузова в его отказе воевать за пределами России. Он был убежден, что народ выполнил гражданский долг перед Родиной и рисковать жизнью лишний раз нет необходимости.

Толстой не обошел вниманием партизан, сравнивая партизанские отряды с крепкой дубиной «поднявшейся со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая ничьих вкусов и правил…гвоздившей французов…пока не погибло все нашествие».

Ложный патриотизм

Ложный патриотизм весь пропитан фальшью. Поступки этих людей показные, патриотические слова, слетающие с уст пусты. Все, что они делают, только себе во благо, в угоду собственных интересов. В то время, когда настоящие патриоты сражались за Родину, лжепатриоты посещали светские мероприятия, ходили в салоны, разговаривали на вражеском языке.

Не только светское общество вызывает гнев Толстого. Он критикует офицерский состав, предпочитающий просиживать пятую точку в штабах, увиливая от боевых сражений, где льется кровь и гибнут люди. Карьеристы, желающие за чужой счет подняться вверх и получить очередной орден нахаляву.

Автор стремился подчеркнуть, что настоящий патриотизм, искренние чувства к Родине способен лучше всего проявить простой народ. В минуты общего горя люди сближаются. В них просыпается неведомая сила, способная стереть в пух и прах любого врага. Донести свою теорию до народа, Толстой попытался через Пьера Безухова, осознавшего, что настоящее счастье состоит в единстве со своим народом. Только когда мы едины, мы непобедимы.

На страницах романа «Война и мир» Л. Н. Толстой показывает патриотизм народных масс, противопос­тавляя ему полное равнодушие к судьбе своей страны и народа представителей высшего света. Война не из­менила роскошной и спокойной жизни столичного дворянства, которая шла по-старому, была насыщена сложной борьбой различных партий, заглушаемой, «как всегда, трубением придворных трутней». «...И из-за хода этой жизни надо было делать большие уси­лия, чтобы сознавать опасность и то трудное положе­ние, в котором находился русский народ».

Толстой разоблачает крикливый патриотизм «растопчинских афишек», написанных псевдонародным языком, лжепатриотизм петербургских салонов, по­сетители которых, воспитанные на французской культуре и утерявшие свой национальный облик, в связи с войной срочно решили не ездить во француз­ский театр, отказаться от французской кухни и пе­рейти на русские щи.

Светское общество было далеко от осмысления уг­розы, нависшей над Россией, оно продолжало жить собственными мелкими интересами: все та же борьба за власть и деньги, все те же интриги и легкий флирт.

Писатель создает яркую картину заседания в Сло­бодском дворце, где «подслеповатые, беззубые, пле­шивые» старики-дворяне, далекие от политической жизни, оторванные от народа, по-настоящему не осве­домленные о состоянии дел, были призваны спасать отечество. Ораторы же из молодых дворян упивались собственным красноречием. Все это очень не похоже на подлинный политический порыв.

Но были среди дворян и настоящие патриоты, та­кие как старик Болконский, энергично собирающий ополчение для борьбы с французами. Его разбивает паралич. Умирающий, он рыдает, оплакивая поги­бель России.

Основная мысль Толстого заключается в том, что близость к народу обогащает, наполняет содержани­ем духовную жизнь. В то время как отдаленность дво­рянского сословия от народных масс свидетельствует о скудности души его представителей, об отсутствии моральных принципов. Чаще всего это лживые и на­сквозь фальшивые придворные типа князя Василия или карьеристы вроде Бориса Друбецкого, желающе­го «устроить себе наилучшее положение, в особенно­сти положение адъютанта при важном лице, казав­шееся ему особенно заманчивым в армии», или особо неприятные персоны лифляндских немцев наподобие Берга, который в минуту всеобщего горя не упускает возможности поживиться и занят покупкой шифонь­ерки и туалета «с аглицким секретом».

Истинных патриотов, близких к народу, мы видим в лице Пьера, князя Андрея, Наташи. «Народная вой­на» 1812 года несла в себе огромную силу, способст­вующую очищению и нравственному перерождению любимых героев Толстого, благодаря чему они расста­лись с сословными предрассудками, стали человечнее и благороднее. Князь Андрей, оставив свою гордыню, сблизился с простыми солдатами, понял, что главное предназначение человека состоит в служении родине, народу. Смерть обрывает его духовные искания, но сын Николенька продолжает благое дело своего отца. Нравственное обновление Пьера тоже происходит че­рез сближение с солдатами. Показывая эволюцию этого героя, Толстой описал его увлечение европей­ской политикой, масонством, благотворительностью, философией. Но ничто не дало ему такого морального удовлетворения, как обретенная через общение с про­стым народом истина, что цель жизни - в самой жиз­ни: «Пока есть жизнь, есть и счастье».

Многих героев романа война приблизила к основам общенационального единства, приобщила к мыслям и чувствам общегосударственного масштаба, благода­ря чему они открыли в своей душе новый мир, обрели свежие, облагораживающие силы.

Примечательна в этом отношении сцена отъезда Ростовых из Москвы, прекрасна Наташа, в патриоти­ческом порыве принявшая решение вывезти раненых на семейных подводах, оставив на поругание врага до­машнее имущество.

Говоря об истинном и ложном патриотизме, нельзя не отметить разоблачение писателем «русского пат­риотизма» немцев. Это, как уже было сказано, и низкое поведение Берга, и презрительные слова Наташи, произнесенные в ответ на распоряжение матери не разгружать подвод для раненых: «...По-моему, это та­кая гадость, такая мерзость, такая... я не знаю. Разве мы немцы какие-нибудь?..» И в других эпизодах при­сутствует обличение тупого солдафонства немцев, со­стоящих на русской службе, отмечается их презри­тельное и высокомерное отношение к людям, стране, в которой они живут. И в этом не только отражение го­рячих патриотических чувств Толстого, но и страст­ная борьба за основы русской национальной культу­ры, ее традиций, переживания за влияние на нее ино­странных веяний, ослабляющих сознательность определенных слоев общества, несущих в себе разру­шительную силу. Ведь только знание своих истоков, истории культуры страны и ее народа делает человека истинным патриотом своей родины.

Истинный и ложный патриотизм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

В процессе реализации своего грандиозного за­ мысла, связанного с созданием романа о дека­бристе, который возвращается из многолетней сибирской ссылки, Л. Н. Толстой намеренно об­ ращается к историческим событиямпамятного всем 1812 года. Это было время, отмеченное осо­ бым подъемом патриотизма и национального са­ мосознания.

Патриотизм - это преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу, и он может проявляться или в способности совершать герои­ ческие поступки, заметные всем, или в повсе­дневной скрытой самоотверженности, часто ни­ кому не заметной. Отбросив соображения корыс­ ти, эгоистические расчеты, тщеславие, настоя­ щим патриотом становился любой человек, для которого интересы общего дела оказываются главными. В этом заключалась нравственная ме­ра, которой Толстой мерил всех своих героев. Об­ ращаясь к историческим событиям прошлого, Толстой стремится прежде всего найти в них эти­ ческое содержание, определить их нравственный смысл. Все герои его повествования, главные и случайные, инициативные и невольные участни­ки великого исторического «действа» 1812 года: Берг, старики Ростовьг, Наташа, смоленский ку­пец Ферапонтов и московский генералгуберна­тор граф Растопчин, Николай, Пьер» князь Анд­ рей, Долохов, Кутузов - все они, от самых «эле­ ментарных» до наиболее интеллектуальных лиц, измерены единой мерой и мера эта нравственная.

Патриотизм может быть истинным и может быть ложным. Истинный патриотизм прежде всего неразрывно связан с чувством ответствен­ ности, которая не перекладывается на чужие плечи. Так, оказавшись перед необходимостью принять роковое решение о сдаче Москвы, Куту­ зов размышляет о своей возможной вине за не­ удачный ход военных действий. Он берет тя­ жесть исторического события на себя не в момент победы и триумфа, когда одной верховной лич­ности так легко присвоить себе плоды тяжкого труда массы. Кутузов делает это в момент гибель­ ный и страшный.

В этом смысле очень интересно поставлена ря­дом с Кутузовым фигура московскогогенералгу

бернатораРастопчина. Оставляя Москву, Растопчин почти теми же словами, что и Кутузов, выразит свою, прямо противоположную сущ­ ность. Он будет думать, что это не он, а другие виноваты в случившемся, что какието изменни­ ки довели дело до краха. Истинный патриот бе­ рет все на себя, псевдопатриот ищет виноватого рядом.

Непримиримость по отношению к врагу, не­ желание идти на какиелибо компромиссы с ним, пока противник полностью не будет поверг­ нут, характеризует истинного патриота. Такое чувство скрыто или явно проявляли многие рус­ ские люди: не только солдаты, непосредственно сражавшиеся в армии, или крестьяне, не желав­ шие продавать французским фуражирам хлеб и сено и развернувшие партизанскую войну против захватчиков, но и княжна Марья, не пожелав­ шая остаться под властью Наполеона на оккупи­ рованной территории, и Ростовы, отдавшие сбои подводы под раненых солдат, и та безымянная барыня» которая хотела во что бы то ни стало уехать из Москвы, бросив свое имущество на про­ извол судьбы, чтобы не оказаться под властью Наполеона. Думать о собственном благополучии, процветании для этих людей было просто невоз­можно, когда отечество находилось в смертель­ной опасности. Смоленский купец Ферапонтов, разбогатевший благодаря протекции Алдатыча, управляющего князя Николая Болконского, был готов раздать и даже сжечь все свое нажитое имущество, чтобы оно только не досталось врагу.

Однако непримиримость, связанная с прямой самозащитой, не противоречит милосердию, ко­ торое необходимо оказывать поверженному про­ тивнику, когда в нем проснется человек, моля­ щий о пощаде. Толстой не раз отметит гуман­ ность в конкретном поведении русских людей, свидетельствующую об истинном патриотизме.

ничего общего не имеющем с ожесточением и

злобой. Так, Толстой противопоставляет Растопчина, умышленно провоцирующего жестокость толпы, которая расправляется с невиннымпова­ромфранцузом перед сдачей Москвы, и Кутузо­ва, призывающего к милости к побежденному врагу в конце освободительной войны. Также от­ ношение Николая Ростова к испуганному голу­ боглазому французу, Пети и партизан Денисова к пленному мальчикубарабанщику, отношение самого Денисова к взятым в плен французам в противоположность Долохову, проявляющему бессмысленную жестокость, отказываясь брать пленных, - все это истинный моральный на­ строй людей, действительно любящих свое отече­ ство не напоказ. Также неприятен князь Андрей Болконский, высказывающий накануне Боро­ динского сражения Пьеру Безухову мысль о том, что пленных брать незачем. Но его ожесточение можно объяснить пережитой им болью, связан­ ной с утратой отца и разорением родового гнезда.

Истинный патриотизм часто проявляется в скрытой форме, а не в героическом деянии, за­метном всем. Так, Николай Ростов с чувством стыда слушает напыщенный рассказ о подвиге генерала Раевского, который вывел двух своих сыновей во время сражения у Салтановской пло­ тины. Ему как опытному офицеру известно, что подобные рассказы не отражают реальность еражения, но он не перечил, потому что знал, что этот рассказ служит для славы русского оружия. Полк князя Андрея, не участвовавший в актив­ных действиях во время Бородинского сраже­ ния, проявил не меньший героизм в том, что просто стоял, не дрогнув, под непрерывным об­стрелом артиллерии.

И наконец, истинное чувство патриотизма не­ совместимо с соображениями корысти и карье­ризма. Борис Друбецкой накануне Бородинского

сражения не был заинтересован в победе рус­ ских, которыми командовал Кутузов, так как он служил при штабе Бенигсена, интриговавшем против главнокомандующегоДля продвижения по служебной лестнице он был готов пожертво­вать удачным исходом сражения. Однако он лов­ ко манипулирует патриотическими чувствами для того, чтобы оказаться в выгодном положении в глазах начальства. Так, он вовремя делает нуж­ ное замечание, которое было услышано Кутузо­вым, об ополченцах, перед сражением надевших чистые рубахи и приготовившихся к смерти.

Игра в патриотизм, а не истинное чувство свойственна тем представителям петербургской аристократии, которые поспешно нанимали учи­ телей русского языка и отказывались ездить во французский театр, чтобы продемонстрировать любовь к отечеству. Также вызывают недоверие у читателей и светские барыни, щипавшие в гос­ тиных корпию, которая не доходила до раненых. Поневоле хочется сравнить их с Тихоном Щерба­ тым, который был одним из самых незаменимых людей в партии Долохова. Он был способен сде­ лать любую «грязную» или опасную работу: раз­ жечь костер во время дождя, ободрать мертвую лошадь, выследить «языка».

Таким образом, перед лицом смертельной опасности, угрожавшей России, большинство русских людей проявляли чудеса истинного пат­ риотизма, оставив всякие соображения личной выгоды, корысти, жертвуя своим имуществом и жизнью, они совершали героические деяния, надолго оставшиеся в памяти потомков. Кризис­ ные шестидесятые годы, в которые был написан роман «Война и мир», дают возможность по новому оценить ту сплоченность и единство, ко­торые достигла нация перед лицом общего вра­ га, сплоченность и единство, принесшие победу всем.