Пересказ и краткая характеристика произведения "Осень" Карамзина М.Н. Слово о писателе и историке. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма

. Слово о писателе и историке. Стихотворение «Осень» как произведение сентиментализма.

Цель : познакомить с личностью и творчеством, дать понятие о сентиментализме как литературном направлении, проанализировать стихотворение как сентиментальное произведение.

Задачи:

Образовательные: -познакомить учащихся с литературным направлением «сентиментализм», показать его особенности, отметить основные черты; - показать учащимся разносторонность личности: писателя, историка, реформатора русского языка .

Развивающие: - развивать умение сравнивать литературные направления, извлекать важную информацию из данного текста.

Воспитательные: - расширять кругозор учащихся (эпоха – литература –история – язык);

Обратить внимание учеников на такие личностные качества Карамзина как: внутренняя независимость, честность, трудолюбие, гуманность.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний.

Мы уже познакомились с творчеством и совершили вместе с его героями путешествие из Петербурга в Москву.

Назовите основные проблемы, которые поставил в своем произведении.

3. Работа над новым материалом.

Сегодня мы начинаем работу над творчеством еще одного писателя, но для начала я предлагаю вам послушать отрывок из произведения, вспомнить его название и автора:

Еще одно, последнее сказанье -

И летопись окончена моя,

Исполнен долг, завещанный от Бога

Мне, грешному. Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

И книжному искусству вразумил;

Когда - нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду -

И, пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет,

Да ведают потомки православных

Земли родной минувшую судьбу,

Своих царей великих поминают

За их труды, за славу, за добро -

А за грехи, за темные деянья

Спасителя смиренно умоляют.

. «Борис Годунов».

О ком идет речь в данном отрывке?

Какова была задача летописца?

Пушкин говорил: «Русская история, казалось, была открыта Карамзиным, как Америка Колумбом». Почему он так сказал?

Дома вы уже знакомились со статьей учебника, посвященной, поэтому многие факты его биографии вам известны.

Что же вы узнали об этом человеке? Чем он знаменит?

Что он оставил нашему поколению?

А сейчас подробнее о его деятельности.

Работа учащихся по индивидуальным карточкам.

Перед вами тексты, в которых рассказывается о достижениях в науке и искусстве. Ваша задача –изучить представленный материал, выбрать основное и рассказать об этом классу.

1. Карамзин – писатель и поэт.

2. Карамзин – историк.

Сообщения учащихся.

Случайно ли мы изучаем жизнь и творчество Карамзина? Кажется, он так далек от нашего времени… Но и сегодня он поражает стремлением к знаниям, трудолюбием, целеустремленностью, вниманием к простым, бедным людям, в которых он видел лучшие черты русского характера: доброту, сердечность, духовность, щедрость, умение преодолевать трудности…Карамзин уводит нас в далекое прошлое. Долгих 23 года он собирал материал для «Истории государства Российского». Это был настоящий подвиг. По словечку, по страничке он собирал материал о нашей Родине, как она создавалась, боролась, мужала, переносила набеги, унижения и опять боролась за свою самостоятельность. Сколько Карамзин обошел, объездил весей, находил тех, кто знал и помнил старину! Сколько перечитал, чтобы собрать все события становления государства Российского!

Мы только прикасаемся к его гигантскому труду, а его нужно читать, размышлять, понимать.

Когда мы рассматривали литературную деятельность, то упоминали сентиментализм. Само название «сентиментализм» указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. Чувство сентименталисты сознательно противопоставляли разуму классицистов.

Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Задача автора – заставить сопереживать, вызвать сострадание, показать внутренние переживания человека. Сентиментализм обращает внимание на «настоящего человека» (с его чувствами, переживаниями), а не на его идеальный образец. Не героическая воля, а искренность поведения становится доблестью в глазах представителей этого направления.

Особенности русского сентиментализма:

Сильная дидактическая установка;

Выраженный просветительский характер;

активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм

4. Чтение и анализ стихотворения «Осень».

А сейчас познакомимся со стихотворением «Осень».

Чтение стихотворения.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.

Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло -
Скрылися птички.

Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.

Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,

Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.

Какие чувства вызывает стихотворение, посвященное осени?

В чем его смысл?

Какое эмоциональное настроение создает автор? (веют осенние ветры, в мрачной дубраве, желтые листья, поле и сад опустели, сетуют холмы, пение…умолкло, скрылися птички, взором унылым, бледная осень, томно вздыхая)

Какую роль играют эпитеты в этом стихотворении?

Как самим ритмом строк передается сложное душевное состояние лирического героя?

В чем необычность ритмики и интонационно-мелодического звучания стиха?

(Карамзин оказался одним из первых русских поэтов, различавших стихотворство и поэзию. Первое, считал он, это – следование метру и точный подбор рифм. Второе – следование внутреннему зову души, когда сама форма стиха начинает служить «сильному и стройному воображению и необыкновенной чувствительности». Он призывал быть «не только стихотворцем, но и Поэтом». Основываясь в «Осени» на заявленной метрической схеме, он тут же преобразует ее, ведомый «воображением и чувствительностью».

Проследим за ритмической организацией «Осени». Она не проста. Поэт соединил в одной строке два разных размера: дактиль и хорей. Ритм помогает объединить в едином всплеске эмоций радостное воодушевление при мысли о вечном обновлении природы и печальное уныние при мысли о неизбежном «увядании» человека.)

С чем сравнивается природа?

Определите жанр, его основные признаки.

Проанализируйте звуковое построение.

В чем вы видите новаторство Карамзина? (Новаторство Карамзина проявлялось во всех направлениях его литературной деятельности. В лирическую поэзию он внес новые жанры и формы, вместо распространенного ямба широко использовал хорей, трехсложные размеры и белый стих. Но главное – Карамзин заставил каждое стихотворение звучать, тонко и точно создавая эмоциональную атмосферу произведения. «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, поэзия внутренняя, задушевная», – писал о Карамзине Вяземский.)

Используя полученные на уроке знания, найдите черты сентиментализма в стихотворении «Осень».

Какое достижение вы считаете наиболее важным и почему?

5. Домашнее задание.

2. Доказать, что это произведение написано в духе сентиментализма.

Н. М. Карамзин, как и многие писатели, поэты русской литературы, славит в произведениях любое проявление природы, подчеркивая тесную связь с ней человека. Природа выступает фоном событий произведений, а ее явления – персонажами.

В жизни известного поэта существовал творческий период, который считается наиболее плодотворным. Именно в это время было написано стихотворение «Осень», посвященное одному из красивейших, ярких времен года, несмотря на то, что сам автор находился в Женеве. Но, несмотря на местоположение, Н. М. Карамзин мысленно находился среди полей родной страны.

Первичное восприятие осени, изображенной Н. М. Карамзиным, представлено унылой картиной этой поры. Ветряная погода, пустые поля, даже «скрылися птички». Излюбленные места он описывает печальными: «унылые», перед глазами лишь дым и туман. За всеми подобными изменениями наблюдает странник. «Томно вздыхая», он с сожалением проводил лето, а теперь воспринимает следующее время года, которое его не радует своим наступлением. Осень воспринимается путешественником как увядание, не приносящее ничего радостного, лишь напоминая об умирании.

Лирический герой в форме призыва старается успокоить и взбодрить странника. Он пытается доказать, что все временно, пройдет и осень, и печаль. Наступит весна, и тогда «снова природа восстанет». Основная мысль заключается в том, что на смену одним поколениям придут другие.

Раскрыть образ мыслей автора помогает мотив уединения, одиночества. Многочисленные олицетворения - «туманы восходят», «сетуют холмы», «природа восстанет» дают полное представление об осени, показывают индивидуальное восприятие ее героем, вызывающее угнетающие чувства, печаль. Эпитеты также дают возможность не просто созерцать уныние и пасмурную погоду, они окунают в глубину размышления о смысле жизни: мрачной, поздние, седые, унылым, бледную, печальный. Однако параллельно с глаголами, вызывающими печальные ноты (сетуют, увянет, умолкло) встречается немало и тех, которые дают надежду на светлое будущее: утешься, оживится.

Звуковое сопровождение в стихотворение играет огромную роль, так как автор создает подражание гула ветра, шуршания листьев, треска («с шумом», «вздыхая»). Все это навеивает пессимистические мысли, тем более последние строки – итог о том, что рано или поздно все закончится. Автор дает понять, что в природе смена природных явлений бесконечна. Это отличает человеческую жизнь, которая рано или поздно обрывается. Именно переход от осени к зиме напоминает старцу о том, что ничто не вечно.

Параллель череды времен года, действующих по законам природы, по мнению Н. М. Карамзина, перекликается с изменениями в жизни каждого человека. Упоминая осень в своем стихотворении, автор лишь привел пример как проявления, связанные с наступлением этой поры, похожи на круговорот событий жизненного пути людей.

Вариант 2

Николай Михайлович Карамзин – это известный русский общественный и политический деятель, публицист, писатель, прозаик, критик. Он прославился благодаря свои восхитительным повестям, хотя немногие знают, что он был еще и прекрасным поэтом. У него есть интересные и запоминающиеся стихотворения, например как то, о котором мы сегодня с вами поговорим, называется оно «Осень». Это стихотворение очень оригинальное и запоминающееся для современного читателя.

Это великолепное стихотворение - лишь одно из целой части невероятно сентиментальных произведений этого автора того времени. Во время написания стихотворения «Осень» Николаем Михайловичем он попал в Европу и описывал он именно европейскую погоду, постоянно сравнивая и анализируя с нашей, родной природой.

Это стихотворение Карамзин поделил на две условные части. В первой части он описывал увядающую осеннюю пору, когда все на планете становится серее, грустнее и мрачнее. Во второй части этого стихотворения мы знакомимся с главным героем, странником, который с грустью наблюдает за гашением природы.

Природа и человек в произведениях Николая Карамзина достаточно тесно связаны, они буквально неотделимы друг от друга. Осень- это олицетворения старости, преклонного возраста человека, который совсем близок к смерти, но стоит немного подождать, и все изменится, придут новые люди, которые будут жить и радоваться этой жизни. Своим восмистрочным произведение Карамзин прекрасно описал «эффект Сансары», когда в жизни происходит постоянный круговорот.

Стихотворение написано в описательном характере. А после описания мрачной осени, полной безысходности, звучат едва слышные нотки того, что за черным- всегда следует белое, а значит, стоит всего немного подождать, прежде чем все заиграет прежними красками, станет даже лучше и ярче, чем было. Автор пытается показать, что все в этом мире взаимосвязано, все повторяется раз за разом, стихотворение, по сравнению с Лермонтовским, написано совсем не для того, чтобы ввести читателя в состояние грусти и хандры, а для того, чтобы показать всю разносторонность нашей жизни.

Несмотря на то, что само по себе стихотворение несет немного пессимистичный характер, его хочется перечитывать еще и еще, ради того, чтобы верить в то, что все связано, а после плохого- обязательно будет что-то доброе, солнечное, радостное.

Анализ стихотворения Осень по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Орина мать солдатская Некрасова 7 класс

    На первой позиции в творчестве Некрасова выступает тема тяжёлой судьбы русской женщины. Безволие и бесправие сопровождали их на протяжении многих лет. Прообразом за всех страдающих женщин

  • Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный

    1823 год стал для А.С.Пушкина не лучшим годом для творчества. Южная ссылка, которую он отбывал из-за того, что написал стихотворение против императора, оставила глубокий след в его жизни и работе.

  • Анализ стихотворения Немые Твардовского

    Это стихотворение посвящено вражеским захватчикам России во время второй Мировой войны – немецким фашистам. Конечно, оно обличает их. Само название - это кличка немцев. В произведении несколько раз повторяется

  • Анализ стихотворения Есенина Поет зима – аукает

    Это одна из первых работ поэта, созданная в 1910г, когда С. Есенину исполнилось всего пятнадцать лет. Но опубликовано было намного позже, поскольку считал свою работу не серьезной, детской. Тем не менее, поэтому очень хорошо

  • Анализ поэмы За далью - даль Твардовского

    Стиль написания поэмы А.Т. Твардовского «За далью – даль» - это записи пассажира поезда, который решил совершить путешествие через всю страну.

Русский литератор Н.М. Карамзин во время долгожданной поездки по странам Европы написал серию стихотворных произведений в стиле сентиментализма. Посещение в 1789 году Швейцарии, а именно – города Женевы, вдохновило его на создание стиха с обыденным неприметным названием – «Осень», но с глубоким философским смыслом.

В содержании произведения можно образно выделить несколько сюжетных линий. Начинается оно со словесной зарисовки пейзажа природы: в темной роще гуляет холодный ветер, срывая наземь пожелтевшую листву; цветущие и плодоносящие не так давно сады приобрели пустынный вид; затих птичий щебет, последние гуси покидают заброшенную природу; невзрачный серый туман окутал долину своей пеленой.

Дальше описание природных изменений резко прерывается и выступает перед читателями следующая сцена: поэт вводит в содержание стихотворения персонажа – загадочного странника. Этот герой, вполне вероятно, является проекцией личности самого стихотворца. Лирический герой пребывает в состоянии

меланхолическом, он погружен в мрачные думы, все в его образе выразительно повествует о подавленном настроении: печальный взгляд на описанную выше картину, унылое вздыхание. Карамзин в следующих строках обращается к тоскливому страннику с жизнеутверждающими речами. Как будто желая пробудить его от навеянного увяданием природы сна, поэт говорит: «утешься!». Ободряющие слова о наступлении весны затем сменяются вновь неутешительными размышлениями. Завершающая сцена – упоминание о старце, для которого зима жизни наступает и весной вопреки возрождению окружающей природы.

«Осень» заставляет читателя оживиться, задуматься о собственной жизни, возрадоваться любому состоянию погоды пока не пришел закат существования – неизбежная старость и смерть. Вечная сменность времен года противопоставляется тленности человеческого жизненного пути.

«Осень» написана белым стихом: отсутствие такой важной составляющей стихотворения как рифма не ощущается благодаря слаженному ритму и чередованию метра. Строки дактиля сменяются хореем. Протяжность трехсложного дактиля и прерывистость двухсложного стихотворного размера позволяет добиться элегического настроения.

Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.

Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло —
Скрылися птички.

Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.

Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.

Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.

Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,

Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.

Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.

Анализ стихотворения «Осень» Карамзина

Любой человек, наблюдая осеннее увядание природы, печалится. Радует его только одно: весной всё вновь воскреснет и обновится. Другое дело - старость, которая приводит людей к увяданию, но, в отличие от природной осени, не приводит к воскрешению. Именно об этом размышляет Н. М. Карамзин в стихотворении «Осень».

Произведение написано Н. М. Карамзиным во время пребывания в Женеве в 1789 году. Тоска по родине и философские размышления привели поэта к созданию этого стихотворения. «Осень» - яркий пример поэзии сентиментализма, чертами которого являются чувственность изображаемого человека и культ природы.

Жанр, тема и идея

По жанру стихотворение можно отнести к пейзажной лирике, содержащей философские размышления. Тема стихотворения заявлена в его названии. Однако автор подразумевает под осенью не «природы увяданье», а этап жизни стареющего человека. Идея автора - предупредить своего читателя о том, что жизнь людская скоротечна и безвозвратна.

Образы и мотивы стихотворения

В «Осени» можно выделить два образа:

  • образ природы, которая увядает осенью и обновляется весной;
  • образ старца, который скоро увянет навеки.

Всё произведение проникнуто грустью и тоской.

Композиция

Стихотворение состоит из 8 строф. В первых 7 четверостишиях автор описывает осеннюю природу, в последнем же он с горечью отмечает, что «Старец весною // Чувствует хладную зиму // Ветхия жизни».

Ритмический строй

Стихотворение написано разностопным дактилем. Рифма в нём отсутствует: оно написано белыми стихами. Перечисленные факты вызывают небольшие затруднения при прочтении.

Художественные средства

  • эпитеты: «мрачной», «седые», «унылым»;
  • олицетворения: «Сетуют холмы», «природа восстанет»;
  • слова, имеющие семантику «цвета»: «жёлтые», «седые», «бледную»;
  • глаголы движения: «валятся», «восходят», «стремятся»;
  • устаревшие формы слов: «несяся», «хладную», «ветхия»;
  • ассонанс: в строке «Веют осенние ветры» повторяются однотипные гласные звуки;
  • инверсию: «С шумом на землю валятся // Жёлтые листья»;
  • риторическое обращение: «Странник печальный, утешься!».

Стихотворение Н. М. Карамзина вызывает тяжёлые философские размышления о быстротечности жизни. Вместе с тем нельзя отказать поэту в мастерстве использования средств языка, так чётко и точно описывающих осеннюю природу.

"Карамзин не открыл впервые для России того сентиментализма, который связывался с его именем. Он добился, однако, величайшей кристаллизации этого стиля, сделал его общим достоянием, добился его победы. Он связал со своим именем целое течение, зародившееся до него, но выразившееся полноценно именно в его творчестве" .

Одной из особенностей русского сентиментализма было особое отношение к природе. Пейзаж в произведениях писателей С. получает эмоциональную характеристику -- это не просто бесстрастный фон, на котором развертываются события, и не декорация, украшающая картину, а кусок живой природы, как бы заново открытой автором, прочувствованной им, воспринятой не умом, не глазами, а сердцем. В полной мере это воспринял и Карамзин. "Едва ли не главная заслуга его заслуга как пейзажиста - осознание глубинной поэтичности самой природы как предмета созерцания и источника вдохновения. Слова "Природа", "Натура" пишутся у Карамзина с прописной буквы: в его творчестве впервые создается поэтический культ природы как таковой, отсюда и значение пейзажа, как средства "воспитания души"" .. У Карамзина впервые поэзия вообще и пейзажная в особенности размышляет о самой себе. Михаил Эпштейн пишет в книге "Природа, мир, тайник вселенной": "Создатель унылого, печального пейзажа, пронизанного мотивами томления, увядания, прощания с жизнью ("Осень", 1789; и др.), Карамзин предвосхитил скорбную, "рыдальческую" линию в развитии русского чувства природы (Н. Некрасов, А. Белый и др.). Введя мотив несоответствия между состояниями природы и души ("Весенняя песнь меланхолика", 1788; "К самому себе", 1795), заложил основу для психологизма в лирике".

Природа у Карамзина - живой единый организм, чьё существование неразрывно слито с существованием Человека. Можно сказать, что одним из признаков для писателя была тесная связь с природой (Лиза - как существо, выросшее среди лугов и полей и Эраст - как дитя города).

"Характерна также деформация, которую претерпел культ природы, свойственный западным сентименталистам, в творчестве Карамзина. Карамзина тянет в природу, красоты которой он умеет и ценить и изображать, подальше от бурь общественной жизни, в мирную обстановку деревни, где помещики -- отцы своих крестьян, и крестьяне благополучны в меру своего трудолюбия, покорности и "добродетели". "Руссоизм" стал для Карамзина не стимулом разрушения феодального уклада, а методом оправдания свободы от политики. Само собой разумеется, что относительная реалистическая зоркость западных сентименталистов была в сильной мере ограничена у Карамзина идеализацией существующего мира, бытовой реализм западных сентименталистов -- орудие вскрытия противоречий жизни -- заменялся у него рисовкой бытовых деталей, наблюденных через розовые очки" .

Единственная подлинная тема такого искусства -- это внутренний мир человека, во всей пестроте индивидуальных переживаний, от возвышенного пафоса и до бытовых случайностей.