Почему чеченцы рыжие и голубоглазые. Кто такие чеченцы на самом деле? Правильная чеченская борода как выглядит

Кавказ издревле был полем массовых миграций. Здесь сталкивались народы, через горы проходили многотысячные армии. Нередко пришлые оседали в регионе. Так возникло разнообразие фенотипов - вплоть до того, что среди смуглых и черноволосых кавказцев попадаются голубоглазые блондины.

Кавказ был заселен уже с эпохи неолита, причем сразу двумя ветвями европеоидной расы. Кроме пришедших сюда в разное время народов, не являющихся по происхождению кавказцами (русские, украинцы, курды, ассирийцы, греки, татары, евреи), можно выделить три местных языковых семьи: кавказская (грузины, мингрелы, сваны, абхазы, ингуши, чеченцы, кабардинцы, черкесы, абхазы, адыги), алтайская (азербайджанцы, карачаевцы, кумыки, ногайцы), индоевропейская (осетины, езиды, горские евреи, курды, талыши и таты).

Кавказцы и скифы

Существует мнение, что современные уроженцы Кавказа - в основном черноглазые, смуглые и черноволосые. Однако среди чеченцев и аваров широко распространены светлые или рыжие волосы, светлая кожа и голубые или зеленые глаза. При этом такая внешность отмечалась этнографами на протяжении нескольких веков. В XIX веке известный исследователь И. И. Пантюхов в работе “Антропологические типы Кавказа” описывал светловолосых и светлоглазых кавказцев. “Процент беспигментных серых и голубых глаз колеблется по народностям между 2–15 %. Оттенки беспигментных глаз весьма разнообразны - у осетин глаза встречаются почти синие, у мингрельцев наблюдались цвета золы, у абхазцев – ярко-желтые, но особенно часты разнообразные оттенки зеленого цвета. У сванетов зеленые глаза составляют 20–30 %, у некоторых лезгин 15–20 %”.

Патриархальный уклад и некоторая замкнутость, а также традиция регулировать брачные союзы и избегать смешения с другими народностями позволила кавказцам сохранять этот фенотип из поколения в поколение в течение столетий.

Возможно, с исконными жителями Кавказа когда-то смешались племена, члены которых были светловолосыми и светлоглазыми. Есть гипотеза, что в числе таких пришельцев могли быть кочевники-скифы, жившие на территории между Доном и Дунаем. В середине I тысячелетия до н. э. кавказский регион лежал на пути миграций многих племен. Те же скифы мигрировали в предкавказские степи из-за засухи и демографического взрыва, других оттесняли набеги более воинственных соседей. На Кавказе обнаружены плиты с петроглифами, которые могут относиться именно к скифам.

«Кавказская Албания»

Незадолго до начала нашей эры античные историки начали упоминать албанов, живших на Кавказе. Албаны были господствующим народом в союзе племен. Они жили между Иберией и Каспием, населяли территорию Дагестана и предгорья Кавказа. Их государственное образование просуществовало (с перерывами) до 705 г. и было уничтожено арабами.

Античные историки описывают жителей Албании как высокорослых, светловолосых и светлоглазых людей. Само название страны в источниках возможно происходит от латинского albus – «белый». Антропологи полагают, что современный главенствующий на территории каспийский тип людей появился там позже.

Удивительное открытие

Есть и еще одна гипотеза, связанная с исходной светловолосостью жителей Кавказа. В конце XX столетия на Северном Кавказе были обнаружены мумии. Ученые датируют их возраст примерно 2000 г. до н. э. Находка, сделанная в пустыне Такла-Макан и рядом с рекой Тарим, вызвала сенсацию. Мумифицированные тела были светловолосыми, с европеоидными чертами. У них были выступающие скулы, удлиненные носы, глубоко посаженные глаза.

Шерстяные ткани, в которые были одеты мумии, были с рисунком – на них была изображена клетка. Профессор лингвистики и археологии Западного колледжа в Лос-Анджелесе доктор Элизабет Барбер исследовала текстиль, найденный в бассейне реки Тарим, и обнаружила поразительное сходство с кельтским тартаном, который традиционно ассоциируется с кельтами, расселившимися в Ирландию, Уэльс и Шотландию.

Исследовательница выдвинула версию о том, что материал, найденный в могилах таримских мумий, и европейский тартан имеют общее происхождение. Согласно существующим свидетельствам изначально этот узор появился в районе Кавказских гор, по крайней мере, 5000 лет назад.

Генетические исследования показали наличие у мумий восточно-евразийской гаплогруппы С4, которая встречается и на Кавказе. Таким образом родилась одна из гипотез, связывающая начало миграции светлоглазого и светловолосого народа в Европу и Азию откуда-то из района северного Кавказа.
Кавказ тысячелетиями был большим котлом, в котором смешивались разные народности. Сейчас сложно сказать, кто из светловолосых людей является отдаленным потомком когда-то живших на этой территории древних народов, а кто получил свою необычную для этой местности внешность от более близких предков. С ускорением процессов глобализации разнообразие типов внешности будет только увеличиваться.

Чеченцы испокон веков славились как выносливые, сильные, ловкие, изобретательные, суровые и умелые воины. Основными чертами представителей данной нации всегда были: гордость, бесстрашие, умение справляться с любыми жизненными трудностями, а также высокое почтение к кровному родству. Представители чеченского народа: Рамзан Кадыров , Джохар Дудаев .

Забери к себе:

Происхождение чеченцев

Существует несколько версий происхождения названия чеченской нации:

  • Большинство ученых склоняется к тому, что таким образом народ стали именовать примерно в 13 веке, по имени села Большой Чечень. Уже позже так стали называть не только жителей данного населенного пункта, но и всех соседних селений аналогичного типа.
  • По другому мнению, название «чеченцы» появилось благодаря кабардинцам, которые именовали данный народ «шашан». И, якобы, представители России просто немного переиначили данное название, сделав его более удобным и благозвучным для нашего языка, а со временем оно прижилось и данный народ стали называть чеченцами не только в России, но и в других государствах.
  • Есть и третья версия – по ней другие кавказские народности изначально называли жителей современной Чечни чеченцами.

Кстати, само слово «вайнах» в переводе с нахского на русский язык звучит как «свой народ» или «наши люди».

Если говорить о происхождении самой нации, то принято считать, что чеченцы никогда не были кочевым народом и их история тесно связана с кавказскими землями. Правда некоторые ученные утверждают, что в древние времена представители данной нации занимали более крупные территории на северо-восточном Кавказе, и уже потом массово мигрировали на север Казвказа. Сам факт такого перебазирования народа особых сомнений не вызывает, а вот мотивы переезда, ученым не известны.

По одной из версий, которая отчасти подтверждается грузинскими источниками, чеченцы в определенный момент просто решили занять северокавсказское пространство, где на тот момент никто не жил. Более того, есть мнение, что и само название Кавказ, имеет также вайнахское происхождение. Якобы в давние времена так звали чеченского правителя, и территория получила свое название по его имени «Кавказ».

Поселившись на Северном Кавказе, чеченцы вели оседлый образ жизни и не покидали родные места без крайней на то необходимости. Они прожили на этой территории не одну сотню лет (примерно с 13 века).

Даже когда в 1944 году практически все коренное население было депортировано в связи с несправедливым обвинением в оказании поддержки фашистам – чеченцы не стали оставаться на «чужой» земле и вернулись на свою родину.

Кавказская война

Зимой 1781 года Чечня официально вошла в состав России. Соответствующий документ был подписан многими почтенными старейшинами наиболее крупных чеченских селений, которые не просто ставили свою роспись на бумаге, но и клялись на Коране, что принимают подданство России.

Но при этом, большинство представителей нации считали данный документ простой формальностью и по факту собирались продолжать свое автономное существование. Одним из наиболее ярых противников вхождения Чечни в состав России был Шейх Мансур, имевший огромное влияние на своих соплеменников, так как он являлся не только проповедником Ислама, но и был первым имамом Северного Кавказа. Многие чеченцы поддерживали Мансура, что в последствии помогло ему стать лидером освободительного движения и объединить в одну силу всех недовольных горцев.

Таким образом и началась Кавказская война, которая продлилась без малого пятьдесят лет. В конечном итоге российским военным силам удалось подавить сопротивление горцев, правда, меры для этого предпринимались крайне жесткие, вплоть до сжигания враждебно настроенных аулов. Также в тот период была построена Сунжинская (по названию реки Сунжа) линия укреплений.

Однако окончание войны было весьма условным. Установившийся мир был крайне шатким. Ситуацию осложнил и тот факт, что на территории Чечни были обнаружены нефтерождения, дохода от которых чеченцы практически не получали. Еще одна сложность заключалась в местном менталитете, который сильно отличался от российского.

Чеченцы и потом неоднократно устраивали различные восстания. Но несмотря на все сложности, Россия очень ценила представителей данной народности. Дело в том, что мужчины чеченской национальности были замечательными воинами и отличались не только физической силой, но и храбростью, а также несгибаемым боевым духом. Во время первой мировой войны был создан элитный полк, состоящий из одних чеченцев и названный «Дикой дивизией».

Чеченцы действительно всегда считались замечательными воинами, в которых хладнокровие удивительным образом сочетается с храбростью и волей к победе. Физические данные у представителей данной национальности также безукоризненны. Для чеченских мужчин характерны: сила, выносливость, ловкость и т.д.

С одной стороны это объясняется тем, что они жили в достаточно суровых условиях, где физически слабому человеку было крайне сложно существовать, а с другой — тем, что практически вся история этого народа связана с постоянной борьбой и необходимостью отстаивать свои интересы с оружием в руках. Ведь если мы посмотрим на события, происходившие на Кавказе, как в древнее, так и в наше время, то увидим, что чеченский народ всегда оставался достаточно автономным и в случае недовольства теми или иными обстоятельствами, легко переходил в состояние войны.

При этом боевая наука у чеченцев всегда была очень развита и отцы с раннего детства обучали сыновей владеть оружием и ездить верхом. Древним чеченцам удалось сделать практически невозможное и создать свою непобедимую горную конную кавалерию. Также именно они считаются родоначальниками таких военных приемов как кочующие батареи, техника завала противника или вывод в бой «ползающих» войск. В основе их военной тактики испокон веков была внезапность, за которой следовала массированная атака на противника. Более того, многие эксперты сходятся во мнении, что именно чеченцы, а не казаки, являются родоначальниками партизанского метода ведения боевых действий.

Национальные особенности

Чеченский язык относится к нахско-дагестанской ветви и имеет более девяти диалектов, которые используются в устной и письменной речи. Но основным диалектом считается плоскостной, который в 20 веке лег в основу литературного наречия данного народа.

Что касается религиозных взглядов, то подавляющее большинство чеченцев исповедуют Ислам.

Большое значение у чеченцев придается и соблюдению национального кодекса чести «Къонахалла». Данные этические правила поведения были разработаны в древнейшие времена. И этот нравственный кодекс, если говорить крайне упрощенно, повествует о том, как должен вести себя мужчина для того, чтобы считаться достойным своего народа и своих предков.

Кстати, для чеченцев также характерна очень сильная родственность. Изначально культура данного народа сложилась таким образом, что общество было разделено на различные тейпы (рода), принадлежность к которым имела для вайнахов огромное значение. Отношение к тому или иному роду всегда определялось по отцу. Более того, представители этого народа и по сей день, знакомясь с новым человеком, зачастую спрашивают, откуда он и из какого тейпа.

Другим типом объединения является «тукхум». Так называли сообщества тейпов, создаваемые для той или иной цели: совместная охота, земледелие, охрана территорий, отражение атаки врагов и т.д.

Чеченка. Лезгинка.

Особого внимания заслуживает и национальная чеченская кухня, по праву считающаяся одной из наиболее древних на Кавказе. Испокон веков основными продуктами, которые использовали чеченцы для приготовления блюд, были: мясо, сыр, творог, а также тыква, черемша (дикий чеснок) и кукуруза. Особое значение здесь также придается специям, которые, как правило, используются в огромных количествах.

Традиции чеченцев

Проживание в суровых условиях горной местности наложило свой отпечаток и на культуру чеченцев, их традиции. Жизнь здесь была в разы тяжелее, чем на равнине.

Например, горцы нередко обрабатывали землю на склонах вершин и чтобы исключить несчастные случаи, им приходилось работать большими группами, обязывая себя одной веревкой. Иначе кто–то из них легко мог упасть в пропасть и погибнуть. Нередко для проведения таких работ собиралась половина аула. Поэтому, для истинного чеченца – святы добропорядочные соседские отношения. И если в семье у людей, живущих рядом, случалось горе, то это горе – всей деревни. Если в соседнем доме теряли кормильца, то его вдову или мать поддерживали всем аулом, делясь с ней едой или другими необходимыми вещами.

Из-за того, что работа в горах, как правило, очень тяжелая, чеченцы всегда старались ограждать от нее представителей старшего поколения. И даже обычное приветствие здесь строится на том, что с возрастным человеком сначала здороваются, а потом спрашивают, не нужно ли ему чем-то помочь. Также в Чечне считается дурным тоном, если молодой мужчина пройдет мимо пожилого, выполняющего тяжелую работу и не предложит свою помощь.

Огромную роль для чеченцев играет и гостеприимство. В давние времена человек легко мог заблудиться в горах и умереть от голода либо нападения волка или медведя. Именно поэтому для чеченцев всегда было немыслимо не пустить в дом незнакомца, который просит помощи. Не важно, как зовут гостя и знаком ли он с хозяевами, если он попал в беду, то ему предоставят и пищу и ночлег.

Забери к себе:

Особое значение в чеченской культуре имеет и взаимоуважение. В давние времена горцы передвигались в основном по тонким тропам, опоясывающим вершины и ущелья. Из-за этого людям, порой, было сложно разойтись на таких дорожках. А малейшее неаккуратное движение могло стать причиной падения с горы и гибели человека. Именно поэтому чеченцев, с раннего детства приучали к уважительному отношению к другим людям, а особенно к женщинам и старикам.

Расовый облик чеченцев

Чеченский народ, пободно всем другим народам, не представляет единого целого в расовом плане. Но как и среди большинства народов у них образовался определенный антропологический тип, который воспринимается в качестве типичного. Этот тип относится бесспорно к переднеазиатской расе. В этом плане чеченцы не отличаются от других кавказских народов, антропологическая основа которых также относится к вышеописанной расе. Ее характерные черты общеизвестны. Речь идет о крепких людях среднего и высокого телосложения с неудлиненной, короткой формой головы, ярко выраженным орлиным носом и обычно темными волосами и глазами.

Но и среди переднеазиатской расы, которая распространена на огромной территории, необходимо различать подвиды, подобно тому как мы это делаем и среди светлой северозападноевропейской расы. Среди известных мне народов с переднеазиатской расовой основой - северных армян, восточных грузин с пшавами и хевсурами, азербайджанских татар, ряда дагестанских народов, ингушей и незначительного числа кумыков и осетин - я также по моему мнению обнаружил различные варианты этой расы.

Чтобы описать чеченского переднеазиата, я хочу сначала негативно выразиться. Его профиль не имеет тех чрезмерных переднеазиатских форм, которые например часто наблюдаются у армян. Подобный профиль армянина, примерно тот что был опубликован вон Лушаном и был растиражирован в различных книгах по расоведению, среди чеченцев вообще не встречается. Однако по моим наблюдениям и среди армян такой тип является редкостью. Сфотографированный мною чеченец (изображение 5 и 6 справа) имеет, пожалуй, наиболее экстремальные переднеазиатские формы среди своего народа.

Обычный чеченский антропологический тип изображен на фотографии №7. Это, следовательно, вполне умеренный переднеазиатский профиль хоть и с большим, но все же лишь немного изогнутым и не мясистым носом и со сносно образованным подбородком. Последнее особенно бросается в глаза в сравнении с изображением № 5, на котором, как в общем у явных переднеазиатских профилей, подбородок отступает дальше и сам по себе более плоский, чем то что соответствует нашему идеалу красоты. Профиль на изображении № 7 не бросается в глаза, он отбалансированный и приятен засчет своего размаха и смелых, крупных очертаний. Также справа сидящий мужчина (изображение № 8) относится к этой категории. Часто распространены антропологические формы почти не напоминающие о подобном хищной птице переднеазиатском происхождении, а напротив имеющие почти прямые и тонкие носы и у которых лишь короткие черепа напоминают о переднеазиатском наследии. Эти правильные черты лица были причиной былой славы кавказской красоты и побудившие в свое время Блюменбаха ввести понятие кавказской расы. Раньше, особенно в эпоху Кавказских войн, когда еще Боденштедт находился на Кавказе, кавказские народы слишком идеализировались, особенно это касается их телесной красоты. Позже, напротив ударились в другую крайность. В заблуждение вводят антропологические публикации, в которых отображены наиболее экстремальные типы лица. Это относится к, например, фотографии опубликованной в расоведении Гюнтера. На ней изображен имеретинец из Кутаиси, являющийся пожалуй самый уродливым мужчиной которого можно было найти в этом городе.

Что касается телосложения, то я заметил что среди армян, восточных грузин, хевсур и дагестанцев в основном распространены люди среднего роста и крепкого телосложения, чаще коренастые, нежели стройные, но ни в коем случае не высокие; частично рост очень маленький, например в некоторых областях Дагестана (Казикумух, Гумбет). По сравнению с ними чеченцы бросаются в глаза из-за их роста. Достаточно перейти из последнего хевсурского поселения Шатил в кистинское Джарего и изумляться резкому антропологическому изменению: среди хевсур коренастые, широкие фигуры, среди кистин высокие, стройные, даже сказал бы элегантные внешности. Это мое наблюдение было также подтверждено сообщениями Радде.

Полнота, которую я наблюдал среди армян и восточных грузин, как среди мужчин, так и женщин, особенно в преклонном возрасте, практически полностью отсутствует; распространена стройность и худощавость.

Высокими чеченцы кажутся лишь по сравнению со своими соседями; средние показатели едва ли сравнятся с северонемецкими. Людей ростом выше 1,85 м я с уверенностью видел только дважды. Один был кистинец (подразумевается горец) из Мелхисты, другой, самый высокий чеченец вообще, был уже упомянутый великий везирь бывшего Эмирата - Дишнинский. К слову, это обстоятельство играло не последнюю роль в деле увеличения его авторитета среди простых горцев. Он был вполне аристократической личностью, соединившей в себе как все достоинства своей расы, так же как и разумеется её недостатки.

В вышеизложенном расовая основа чеченского народа была названа переднеазиатской, но с таким же правом её можно назвать и динарской. Динаридов я встречал в большом количестве среди военнопленных сербов во время моего путушествия по Каринтии и Штирии (исторические области Австрии) и если я их сравниваю с доминантной расой среди чеченцев, то я не вижу никаких значимых различий, чтобы говорить в противовес динарской расы о какой-то особой разновидности переднеазиатской. Для армян и некоторых дагестанцев может это и правильно говорить о особой подветви переднеазиатской расы, но и то только в том смысле, что отличительные признаки динарской расы среди них слишком чрезмерно выражены, (тем самым это отдаляет их от динаридов); форма головы тяготеет к форме "башенного черепа", нос некрасиво большой, рост частично ниже стандарта. Для чеченцев это как раз-таки в целом не характерно, также не характерно для ингушей и осетин, а также по общепринятому представлению для черкесов. Таким образом, лишь с этими оговорками я отношу чеченцев к переднеазиатской расе.

Особое положение чеченского переднеазиата будет еще доказано цветом волос, глаз и кожи. Люди с чисто черными волосами, очень темными глазами, как у армян и частично грузин, среди чеченцев не часто встречаются, в любом случае нет такого чтобы оба признака совпадали. Поэтому можно лишь говорить о антропологическом типе, который в целом темный. Чаще всего темными (а также и черными) бывают волосы головы, глаза же напротив карие или цвета, который трудно с точностью описать. Его наверное можно назвать светлокарим, с небольшой примесью зеленого. Ясные, просвечивающиеся светло-карие глаза я чаще наблюдал у женщин, нежели мужчин. Но то, что в первую очередь бросается в глаза путешественнику, это большое количество блондинов и светлоглазых, в основном последних из перечисленных. Трудно сказать какой именно тон преобладает: распространены как серые, так и серозеленые глаза, так же распространены и чисто голубые, небесноголубые глаза, которые и в Северной Германии не могли бы быть более ясными.

Несколько реже светлых глаз встречаются светлые волосы. Но тут причина в очень сильном постепенном потемнении. Среди детей значительно больше светлых, нежеле чем среди взрослых и темноволосые взрослые уверяли меня, что в детстве были со светлыми волосами. Я обратил внимание на раннее поседение у мужчин; обычно у тридцатилетних седина явно заметна. Наверняка одна из причин это постоянное ношение папахи. Бритые налысо мужчины тоже не редкость. Изучение цвета волос естественно утрудняется из-за этого обычая. И вообще нужно пойти переночевать у людей чтобы увидеть непокрытые головы; людей с обнаженной головой под открытым небом не увидеть: без разницы мужчина, женщина или ребенок. Никогда.

Также я многократно видел и рыжеволосых; цвет их глаз был светлокарим.
Чаще чем светлые волосы, встречаются светлые бороды, причем мне запомнился буро-красный тон, так же и у мужчин с темными волосами и карими глазами. Бороды обильны и ровны, их носят с определенной аккуратностью. Также распространены развевающиеся рыжие как у Барбароссы бороды, причем нужно отметить что хна не используется. Но большинство мужчин носят только усы.

Кожа светлых чеченцев нежна и хрупка, у молодых девушек прекрасный цвет лица. У мужчин лицо покрасневшее от ветра и непогоды, а не смуглое, обстоятельство особенно характерное для нордической расы. Тело же белое в самом лучшем смысле. Я однажды наблюдал это в Мелхисте. Какое-то число кистин (имеется ввиду горцев) было занято переправкой дерева по Аргуну, они сами стоя в воде, переправляли несвязанные стволы деревьев, буксировали их в нужном направлении держа в мускулистых кулаках длинные шесты и направляя бревна между омываемыми пеной волн валунами. Хотя они не были одеты, они не смущались нашей приблежающейся грузинской колонны. Подобные случаи больше со мною в остальном мусульманском Кавказе не случались. Крайняя щепетильность мешает мужчинам показываться неодетыми. Также им неприятен вид хотя бы частично оголённого тела других; я убеждался в этом многократно, когда зимой 1919/1920 целый месяц лежал тяжелобольным в частном доме в Ботлихе (андийский Дагестан), я не мог уговорить ни одного мужчину хоть как-то помочь мне. Когда я пытался приподняться все покидали несмотря на мои возражения комнату. Я не думаю, что это связано с какими-нибудь суевериями, вроде боязни заражения.

Более свободные взгляды чеченцев отражается и на более свободном положении женщин, которые свободно передвигаются не закрываясь вуалью, которым разрешено открыто говорить с мужчинами, что во внутреннем Дагестане едва ли наблюдается.

Для более доступного описания чеченского блондина, я хочу сравнить его со светлыми североевропейцами. С. Паудлер в своем труде о светлых расах четко различал между дальской кроманьонской расой и обычными долихоцефалическими (т.е. длинноголовыми) представителями нордической расы. Из двух этих рас для сравнения подходит лишь последняя. Светлые кавказцы похожи на неё из-за большей плавности и ровности линий, более полных губ и более округлых разрезов глаз. Жесткие, грубые черты лица, которые например часто встречаются среди жителей Вестфалии (область в Германии), отсуствуют судя по моим наблюдениям. Не говоря уже о опубликованных Паудлером экстремальных дальских антропологических типах из Скандинавии. На сколько я знаю они не встречаются и среди других кавказских народов. Сравнение со светлыми северозападоевропейскими долихоцефалами допустимо лишь в отношении цвета и форм лица. В строении черепа чеченские блондины не отличаются от своих земляков-брюнетов. И там и здесь те же короткие, прямые черепа, те же орлиные носы.

Эта стройная, брахицефалическая (т.е. короткоголовая), большеносая раса, встречающаяся в совокупности как в темном, так и в светлом виде, настолько преобладает среди чеченцев, что остальные имеющиеся составные расовые части не могут изменить общей картины. Доминантный среди остальных антропологических типов подобен альпийской расе. То есть чаще всего речь идет о темных, низких людях с бесформенным телесложением и грубым сложением черепа. На изображение №5 и 6 показан представитель этой расы, у которого всё же сравнительно правильные черты лица, особенно довольно-таки изящный нос, в то время как в основном лица альпийцев кажутся некрасивыми. Судя по моим наблюдениям, чеченскому альпийцу не достаёт округлых форм свойственных альпийцам Центральной и Западной Европы. Тело скорее подтянутое и угловатое, что скорее всего связано с образом жизни. Я не могу сказать, что заметил значительное число смешанных между высоким переднеазиатским и альпийским антропологическими типами. Оба сосуществуют скорее одновременно: я не припомню чтобы встречал высокого чеченца с громоздкой головой и коротким носом и плоским профилем лица или наоборот низкого и коренастого с переднеазиатской формой лица и черепа. Оба мужчины на изображении № 5 и 6 сфотографированны сидя и кажутся одного роста. На самом делее переднеазиат справа был на голову выше, чем альпиец слева.

Что касается вопроса географического распространения отдельных антропологических типов, то я могу с некоторой долей уверенности говорить лишь о распространении блондинов. И в этом плане я могу сказать, что отдельные регионы показывают большие различия.

Вне всякого сомнения в западной части Чечни процентное соотношение блондинов выше, чем на востоке. На западе есть местности, в которых население можно назвать в основном светлым.

В первую очередь это территория вдоль Чанты-Аргуна начиная с Мелхисты до Шатоя. Особенно в этих местах я был удивлен большому числу в целом нордических внешностей, тем более что светлые волосы сочетаются с исключительно хорошим ростом. В Майстах, соседнем от Мелхисты округе, это было менее заметно* (* среди детей я заметил некоторые явно еврейские черты лица). Из-за правильных черт лица мне еще запомнилось населения долины хочарой. А о шатойских девушках я уже писал. Далее следует назвать верховье Шаро-Аргуна, хотя и в меньшей степени чем Шатой. В Чаберлое я был только в восточных и западных селениях, Чобах-кинерой и Хой, где я не заметил значительного количества блондинов, хотя именно Чеберлой описывался мне некоторыми чеченцами как территория с в основном светлым населением. Вообще нужно сказать, что некоторые много путешествовавшие чеченцы были хорошо осведомлены о антропологических особенностях того или иного региона, как например о высоком росте жителей Мелхисты. Мои наблюдения о распространении светлого населения были ими в целом подтверждены. На мой вопрос о причине различий, мне без особых раздумий ответили, что в таком-то районе больше блондинов, а в таком-то больше брюнетов. Изчезновение светлого элемента на востоке особенно ощущается в Южном Аухе и после пересечения андийского водораздела на дагестанской территории уже доминирует темный элемент, как в Гумбете, так и в Анди. Одновременно увеличивается число грубых и некрасивых лиц. Наиболее выразительно это проявляется в селении Беной. Хотел бы еще добавить, что среди остальных чеченцев и особенно среди гумбетцев, которые скупают у них кукурузу, у жителей Беноя довольна плохая репутация.

Факт преобладания светлого элемента на западе особенно интересен, если взглянуть на историю заселения территории. Выясняется, что на территориях заселенных судя по преданиям в первую очередь больше блондинов, чем на позже освоенных на востоке землях. Напрашивается мысль, что причину нужно искать в более поздней колонизации восточных областей, и как уже говорилось, в возможном поглощении другого населения.

На равнине я не заметил явного преобладания светлого либо темного антропологического типа. Тут также (как и в горах) преобладают высокие, стройные люди с орлиными носами.

Среди известных мне кавказских народов, несомненно, наибольшее число блондинов именно среди чеченцев. В этнографических работах, а также и в литературе по Кавказу, в основном пишут о осетинах. В принципе причина ясна. Осетины - это индогерманский народ и в эпоху индогерманских исследований им уделяли большое внимание. На самом же деле, процентное соотношение блондинов среди осетин вряд ли выше, чем среди чеченцев.

Всё же у меня сложилось впечатление, что черты и выражение лица у осетин, более сходны с европейскими, нежели у чеченцев и ингушей. У осетинских хозяев гостиницы во Владикавказе, блондинов, мне прямо-таки мешал совершенно незнакомый язык из их уст; мне казалось, что передо мною немцы. Возможно сыграло роль и то, что осетины в основном христиане, в такой же степени может причина и в более многочисленной интеллигенции, чем у их восточных соседей.

Фон Экерт антропологически исследовавший 70 чеченцев (список использованной литературы, № 12) писал в конце публикации, что все имели темные волосы. Это заключение очень необычно, если предположить что показания сделаны на основе точных наблюдений. Но речь идет исключительно о жителях Ауха, то есть чеченского востока.

Bruno Plaetschke, 1929 г.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Сами чеченцы называют себя Нохчи. Некоторые переводят это, как народ Ноя. Представители этого народа проживают не только на территории Чечни, но и в некоторых районах Дагестана, Ингушетии и Грузии. Всего в мире насчитывается более полутора миллионов чеченцев.

Наименование «чеченец» появилось еще задолго до революции. Но в дореволюционную эпоху и в первые десятилетия советской власти чеченцами часто называли и некоторые другие малые кавказские народы – например, ингушей, бацбийцев, грузинских кистин. Есть мнение, что это в сущности один и тот же народ, отдельные группы которого в силу исторических обстоятельств оказались изолированы друг от друга.

Как родилось слово «чеченец»?

Версий происхождения слова «чеченец» несколько. Согласно одной из них, оно является русской транслитерацией слова «шашан», которым обозначали этот народ соседи-кабардинцы. Впервые же он упоминается как «народ сасан» в персидской летописи XIII-XIV веков под авторством Рашида-ад-Дина, где речь идет о войне с татаро-монголами.

По другой версии, это обозначение происходит от названия селения Большой Чечень, где в конце XVII века русские впервые столкнулись с чеченцами. Что же касается названия селения, то оно восходит к XIII веку, когда здесь находилась ставка монгольского хана Сечена.

Начиная с XVIII века этноним «чеченцы» появился в официальных источниках на русском и грузинском, а впоследствии его позаимствовали и другие народы. В состав России Чечня вошла 21 января 1781 года.

Между тем, ряд исследователей, в частности, А. Вагапов, полагают, что данный этноним использовался соседями чеченцев задолго до появления русских на Кавказе.

Откуда пошёл чеченский народ?

Ранний этап истории формирования чеченского народа остается сокрыт от нас мраком истории. Возможно, предки вайнахов (так именуют носителей нахских языков, например, чеченцев и ингушей) мигрировали из Закавказья на север Кавказа, но это лишь гипотеза.

Вот какую версию выдвигает доктор исторических наук Георгий Анчабадзе:
«Чеченцы - древнейший коренной народ Кавказа, их правитель носил имя “Кавказ”, от которого и произошло название местности. В грузинской историографической традиции также считается, что Кавказ и его брат Лек, предок дагестанцев, заселили безлюдные на тот момент территории Северного Кавказа от гор до устья реки Волги».

Есть и альтернативные версии. Одна из них гласит, что вайнахи - потомки ушедших на север хурритских племен, заселивших Грузию и Северный Кавказ. Подтверждением этому является сходство языков и культуры.

Не исключено также, что предками вайнахов являлись тигриды – народ, обитавший в Месопотамии (в районе реки Тигр). Если верить старинным чеченским хроникам - тептарам, точка исхода вайнахских племен находилась в Шемааре (Шемаре), откуда они расселились на Север и Северо-Восток Грузии и на Северный Кавказ. Но, скорее всего, это относится лишь к части тухкумов (чеченских сообществ), так как есть свидетельства о расселении по другим маршрутам.

Большинство современных кавказоведов склоняются к тому, что чеченская нация сформировалась в XVI-XVIII веках в результате объединения вайнахских народов, осваивающих предгорья Кавказа. Важнейшим объединяющим фактором для них стала исламизация, происходившая параллельно с заселением кавказских земель. Так или иначе, нельзя отрицать, что ядром чеченского этноса являются восточные вайнахские этногруппы.

От Каспия до Западной Европы

Чеченцы не всегда жили на одном месте. Так, самые ранние их племена обитали в местности, простиравшейся от гор неподалеку от Эндери до самого Каспийского моря. Но, поскольку они часто воровали у гребенских и донских казаков скот и лошадей, в 1718 году те напали на них, многих порубили, а остальных отогнали подальше.

После окончания кавказской войны в 1865 году около 5 000 чеченских семей переселились на территорию Османской империи. Их стали называть мухаджирами. Сегодня их потомки представляют основную часть чеченских диаспор Турции, Сирии и Иордании.
В феврале 1944 года более полумиллиона чеченцев были депортированы по приказу Сталина в районы Средней Азии. 9 января 1957 года они получили разрешение вернуться на прежнее место жительства, но некоторое количество переселенцев так и остались на новой родине – в Киргизии и Казахстане.

Первая и вторая чеченские войны привели к тому, что значительное количество чеченцев переселились в страны Западной Европы, Турцию и арабские страны. Увеличилась чеченская диаспора и в России.

Проживает гордый, любящий независимость и Родину народ. Его представители обладают особенными чертами внешности, характера, воспитания. Чеченцы, внешность которых очень узнаваема, расположились и далеко за пределами своей Родины.

Религия чеченцев

До прихода ислама этот народ поклонялся группе богов, связанных с природой и бытом. И только в XIII веке ислам начинает распространяться на территории Чечни. К концу XVIII века Чечня станет полностью мусульманской.

Сейчас преобладающая религия в Чечне - ислам. В основном это учения суфизма - надири или накшбанди. Они же, в свою очередь, делятся на вирдовые братства, которых насчитывается больше 30.

Самая крупная группа - зикристы. Они являются последователями шейха Кунта-Хаджи Кишиева.

Жизнь и быт кавказского народа

Основные поселения чеченского народа - это аулы. Турлучные дома, в которых самое главное - это непротекающая крыша, внутри очень чистые и светлые. У тех, кто живет в горах, это не так заметно. Там нет рам у окон, а только ставни и навес перед дверью для защиты от погодных условий.

Во дворе каждого дома строится специальная печь, в которой выпекают очень вкусный домашний хлеб.

На самом деле горцы совершенно неприхотливы в еде, довольствуются лепешками, кукурузной кашей, шашлыком или похлебкой.

Основной деятельностью народа являются:

  • скотоводство;
  • пчеловодство;
  • хлебопашество;
  • охота.

Женское занятие - воспитание детей, уход за домом, настрой быта. Кроме того, они ткут очень красивые ковры, шьют платья и обувь.

Внешность мужчин

По антропологическим данным чеченцы не являются каким-либо цельным типом. Внешность чеченцев можно отнести к переднеазиатской расе.

Им свойственны средний или высокий рост, крепкое телосложение, вздернутый или орлиный нос, волевой подбородок, густые брови. У смешанного типа волосы могут быть и угольно-черными, и светло-русыми. Так же и с глазами, встречаются люди и с темно-карими глазами, и со светло-зелеными.

Основная особенность внешности чеченцев - долихоцефалия, то есть форма головы у них более длинная, чем у других кавказских народов. Многие мужчины носят бороду или усы, что придает им еще больше мужественности.

Присущие мужчинам грозность, сила и храбрость в какой-то мере отражаются и на внешности чеченцев. Твердый и прямой взгляд показывает несгибаемую волю и упрямство этих красивых горцев.

Характерные черты внешности чеченцев - это чуть выступающий вперед, и строгие очертания лица.

Внешность женщин

В Чечне много очень красивых женщин. "Инстаграм" заполнен селфи красивых, молодых и ухоженных девушек.

У них большие глаза, начиная с черных и заканчивая светло-зелеными, идеальной формы брови, заметный нос, широкое, с изящными контурами, лицо, красиво очерченные губы и длинные волосы. Правда к старости лицо грубеет и становится очень жестким.

Как правило, женщины покрывают голову, но в последнее время много молодых девушек позволяют себе ходить с непокрытой головой. По крайней мере до замужества.

Несмотря на то что мусульманки соседних стран позволяют себе надевать брюки или джинсы, чеченские девушки на это не решаются, отдавая предпочтение длинным юбкам и платьям.

Уже со школы молодых девушек обязывают носить платки на голове, которые позже они сменяют на красивые хиджабы и палантины.

Особое внимание современные девушки уделяют аксессуарам. Если это сумка, то обязательно от известного бренда. Если обувь, то кроссовки хорошего качества.

Пожалуй, самые известные и красивые чеченки - это:

  • Зарема Ирзаханова;
  • Амина Хакишева;
  • Замира Джабраилова;
  • Макка Сагаипова;
  • Тамила Эльдарханова и многие-многие другие.

Характер народа

Нохчалла - именно так можно охарактеризовать одним словом всю сущность чеченца. Внешность, внутреннее ощущение себя как человека с достоинством, отношение к жизни и к людям - все это входит в слово "нохчо".

То есть это своего рода честь чеченца. То, как они строят отношения в семье, в любви, в дружбе, на работе - это и есть нохчалла.

Чеченцы настолько почитают дружеские отношения, что за друга могут отдать свою жизнь. Дружба для них - святое. Горцы поддерживают друга в любом положении.

Отношение к женскому полу особенное. Они всегда ведут себя сдержанно в присутствии женщин, встают при встрече и не позволяют сказать что-то лишнее.

Никогда чеченский мужчина не позволит себе ударить женщину или тем более ребенка. В детях они не хотят воспитать трусость, поэтому физическое наказание полностью отсутствует. Если же горец ударит девушку, то в ответе за это будет вся его семья.

Если же так случится, что жена изменила мужу, то он имеет право выгнать ее из своего жилища, потребовав калым к возврату.

Чеченцы - веселый гостеприимный народ. Да, внешность чеченцев-мужчин иногда вселяет страх в сердца людей другой национальности, но это не значит, что они на самом деле такие жестокие.

Хотя справедливости ради стоит сказать, что все-таки вековая борьба за земли выработала в них бесстрашие, смелость, ловкость, неукротимость и выносливость. Даже враги этого народа не могут это не признать.

Чеченские традиции

Традиции чеченцев берут свое начало еще с давних времен, и большинство из них и по сей день соблюдаются.

Например, мужчина обязан вставать, когда пожилая женщина входит дом. Если он выходит с женщиной на улицу, то должен идти на шаг вперед, чтобы в случае опасности удар пришелся на него.

Если девушка выходит замуж, то дальнейшей ее судьбой управляет семья мужа. Свекровь воспитывает ее так, как считает нужным, передавая все домашние дела в ее руки.

Большим оскорблением считается прикосновение к головному убору мужчин.

Чеченцы не привыкли проявлять чувства на всеобщее обозрение. По отношению к любому человеку чеченец обязан вести себя уважительно.