Поликультурный подход как условие приобщения дошкольников к диалогу культур. Дошкольное образование: " современный подход к диалогу культур" Диалог культур поиск универсальных подходов к детству

Ирина Лукьянова
Поликультурный подход как условие приобщения дошкольников к диалогу культур

И. Н. Лукьянова

МБДОУ д/с № 6 «Здоровье» , г. Ставрополь

Аннотация. В статье рассмотрена сущность поликультурного подхода , его особенности в дошкольном образовании ; представлены условия приобщения дошкольников к диалогу культур через поликультурный подход .

Abstract. In the article shows the essence of a multicultural approach, its features for pre-school education; it’s also represents the conditions of preschoolers initiation to the dialogue of cultures through a multicultural approach.

Ключевые слова : поликультурный подход , дошкольник , дошкольное образование , диалог культур .

Keywords: multicultural approach, preschooler, preschool education, dialogue of cultures.

Для нашего многонационального региона вопросы, связанные с воспитанием у подрастающего поколения уважительного отношения к человеческой личности вне зависимости от её этнической, расовой принадлежности, должны рассматриваться в контексте укрепления государственности и сплочения государства.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации стратегические цели образования тесно увязаны с проблемой преодоления духовного кризиса в обществе, с сохранением, распространением и развитием национальной культуры , с развитием у детей культуры межэтнического общения. Придание воспитательному процессу этнопедагогической направленности позволяет с одной стороны сохранять и развивать этнокультурную самобытность , формировать этническое самосознание; с другой, – воспитывать уважительное отношение к окружающим, понимать инаковость, укреплять российское общество.

Поликультурное воспитание в целом понимается как воспитание ребёнка на культуре народов региона , где проживает малыш, с приоритетом культуры его национальности . Раскрывая сущность поликультурного образования , Э. Р. Хакимов подчёркивает, что оно направлено на сохранение и развитие многообразия культурных ценностей , норм и форм деятельности, существующих в данном обществе, и базируется на принципах диалога и взаимодействия разных культур .

Организация, формы и виды поликультурного образования необходимым образом реализуются на основании следующих принципов [напр., 3]: принцип полилингвальности ; принцип дифференциации и разнообразия; принцип креативности; принцип культурной целостности ; принцип объёмной (стереоскопической) картины мира; принцип вариативности; принцип этической актуальности.

Т. И. Куликова отмечает, что поликультурное образование формируется, функционирует и развивается как открытая система, которая помогает удовлетворять интересы граждан, принадлежащих к разным культурам . Именно в этом смысле через цели, задачи и принципы поликультурного образования формируется структура и реализуется подход диалога культур в воспитании и обучении ребёнка .

В последнее время в ходе дискуссий по проблемам поликультурного образования появляются концепции и отдельные теоретические положения, которые условно можно объединить в содержательных границах социально-психологического подхода . Он в полной мере в науке ещё не сформировался, но вместе с тем, уже можно выделить его некоторые отличительные признаки, наиболее важным из которых является рассмотрение поликультурного образования как особого способа формирования социально-установочных и ценностно-ориентационных предрасположенностей, коммуникативных и эмпатических умений, позволяющих ребёнку осуществлять в рамках задач для своего возраста межкультурное взаимодействие и проявлять понимание других культур , а также толерантность по отношению к их носителям .

Поскольку дошкольный возраст – это период, когда начинает формироваться базис личностной культуры , культуры общения и взаимодействия с другими, то это наиболее благоприятное время для развития у ребёнка интереса и уважения к родной культуре , принятия многообразия и специфичности этнических культур , воспитания доброжелательного отношения к людям вне зависимости от их этнической принадлежности .

Современные подходы к дошкольному образованию требуют создания условий для приобщения ребёнка к национальным ценностям, к истории родного края, ориентации его на диалог культур этнических групп в многонациональном дошкольном учреждении .

В дошкольном образовательном процессе можно выделить примерные требования к поликультурной среде ребёнка , формирующие у детей представления о человеке в истории и культуре , которые можно заменить понятием «предметно-развивающая среда» : имеются подборки книг и открыток, игры и игрушки, знакомящие с историей, культурой , трудом и бытом разных народов; имеется уголок краеведения («изба» , комната быта и прочее); имеются образцы народного быта; имеются образцы национальных костюмов (для кукол, детей и взрослых) ; имеется художественная литература (сказки и легенды народов региона) .

Для реализации поликультурного образования и воспитания детей дошкольного возраста должны использоваться разнообразные средства : общение с представителями разных национальностей; устное народное творчество; художественная литература; игра, народная игрушка и национальная кукла; декоративно-прикладное искусство, живопись; музыка; этнические мини-музеи; национальные кушанья .

Таким образом, поликультурный подход в дошкольном образовании выступает как условие для обучения ребёнка в процессе его приобщения к диалогу культур . В дошкольной образовательной организации существуют условия реализации поликультурной среды ребёнка , формирующие у него представления о человеке в истории и культуре , – это учёт совокупности принципов поликультурного образования , обусловливающих достижение цели и решение соответствующих задач, использование многообразия форм и методов работы с детьми, наличие системы взаимодействия с родителями и педагогами образовательного учреждения.

Список литературы :

1. Бакунова И. В. Межличностное общение у детей дошкольного возраста с речевым недоразвитием // Образование. Наука. Научные кадры. – 2015. – № 5. – С. 219-220.

2. Башмакова Н. И., Рыжова Н. И. Поликультурная образовательная среда : генезис и определение понятия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2. Режим доступа : http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12635 .

3. Диалог культур : социальные, политические и ценностные аспекты : материалы Московского форума. – М., 2015. – 616 с.

4. Куликова Т. И. Структурно-содержательная модель поликультурной образовательной среды. [Электронный ресурс] // Прикладная психология и психоанализ : электрон. науч. журн. – 2015. – № 3. URL: http://ppip.idnk.ru

5. Хакимов Э. Р. Сущность поликультурного образования // Вестник ИжГТУ, 2009. – № 3. – С. 189-191.

Публикации по теме:

«Развитие творческих способностей дошкольников посредством приобщения к искусству витража».

Игры и игровые формы приобщения дошкольников к чтению книг Игры и игровые формы приобщения дошкольников к чтению книг. Цель проекта: формирование у ребёнка раннего возраста интереса к книге и чтению.

Музыкальный фольклор как средство приобщения дошкольников к народной культуре Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,.

Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщения их к культурной жизни Организация социокультурных практик как условие позитивной социализации детей и приобщение их к культурной жизни Понятие «социокультурные.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются.

Педагогическая технология В. В. Воскобовича как условие интеллектуального развития дошкольников в ДОУ Процесс модернизации системы образования, предъявляет высокие требования к организации дошкольного образования, диктует поиск новых, более.

Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору Проектная деятельность в ДОУ как средство приобщения дошкольников к национальному фольклору,традиционным русским праздникам. Тип проекта:.

Развитие экспериментальной деятельности у дошкольников как условие успешной социализации Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации (жизнь быстро меняется) от человека требуют не только владеть знаниями, но и.

Сензитивный период приобщения современных дошкольников к декоративно-прикладному искусству Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством приобщения к художественной литературе Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности является одной из важных задач дошкольного образования. Процесс воспитания предполагает.

Библиотека изображений:

1

В данной статье раскрывается культурологический подход как теоретическая основа ментального воспитания будущего учителя, способного эффективно работать в поликультурной образовательной среде; рассматривается концепция «диалога культур», на базе которой возможен анализ современных тенденций развития педагогики высшей школы; обосновывается значение диалогической культуры как важнейшей составляющей профессиональной и личностной компетентности современного специалиста; раскрываются воспитательный потенциал педагогических дисциплин и технологии организации учебно-познавательной деятельности в высшей школе, обеспечивающие эффективную реализацию диалога культур как средства ментального воспитания будущего учителя. Диалог культур в современной высшей школе формирует такие общенаучные и профессиональные компетенции, как способность понимать значение культуры как формы человеческого существования; руководствоваться в своей деятельности современными принципами диалога и сотрудничества; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и этнокультурным традициям различных народов. Диалог культур в исследовании обозначен как средство самоорганизации личностной рефлексии, характеризующейся направленностью на сотрудничество в общении, признанием права партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умением слушать и слышать партнера, готовностью посмотреть на предмет общения с позиции партнера, способностью к сочувствию, сопереживанию.

культура

культурологический подход

концепция «диалога культур»

ментальное воспитание будущего учителя

способы реализации диалога культур в высшей школе

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – 314 с.

3. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. – 245 с.

4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. – Ростов-на-Дону, 2000. – 254 с.

5. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / под общей ред. Е.В. Бондаревской. – М., 1999. –560 с.

6. Ушинский К.Д. О необходимости сделать русские школы русскими // История педагогики в России: хрестоматия для студ. гуманитарных фак. высш. учеб. заведений / сост. С.Ф. Егоров. – М., 2002. – С. 227–230.

7. Чапаев Н.К., Верещагина И.П. Современные проблемы ментального воспитания в свете педагогических идей К.Д. Ушинского // Историко-педагогический журнал. – 2012. – № 1. – С. 118–126.

8. Школа диалога культур: Идеи. Опыт. Проблемы / под общ. ред. В.С. Библера.–Кемерово, 1993. – 414 с.

В условиях социального, культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества подготовка будущего учителя, способного создать в многонациональной и поликультурной школе атмосферу взаимопонимания, диалога и сотрудничества, становится первостепенной задачей высшего профессионально-педагогического образования в Российской Федерации.

Подготовка компетентного специалиста в контексте вышесказанного невозможна без учета культурологического компонента содержания высшего образования. Если обратиться к содержательному анализу понятия «культура», то оно чаще всего выступает синонимом прогрессивных духовных и материальных ценностей как отдельной личности, так и всего человечества. Так, например, Н.А. Бердяев считал, что «культура связана с культом предков, с преданием и традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура, даже материальная, есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа над природными стихиями» .

Сегодня на крутом переломе нашей истории ментальное воспитание будущих учителей как никогда должно основываться на национальных ценностях, традициях и национальной культуре. Еще основоположник отечественной педагогики К.Д. Ушинский сформулировал принцип прямо пропорциональной зависимости между уровнем развития самосознания народа и уровнем заимствований. В соответствии с этим принципом, чем больше национального характера в общественном образовании, тем свободнее оно может заимствовать все, что ему угодно у других народов. Сердцевиной ментального воспитания, по мнению К.Д. Ушинского, должно стать изучение родного языка, отечественной культуры, в том числе религиозной культуры и истории Отечества, а также формирование уважения к своему отечеству . Подчеркивая чрезвычайную важность сохранения и приумножения национальных культурных традиций, К.Д. Ушинский вводит в научный оборот педагогики категорию народности, которая имеет для него выраженную ментальную окраску. По мнению Н.К. Чапаева и И.П. Верещагиной, «…сила гения К.Д. Ушинского проявляет себя в том, что он видит возможности устранения социально-экономических неурядиц не в революционных преобразованиях, не в «возрождении России», не в «построении новой России», а на путях умножения и обогащения знания России и уважения себя» .

В работах педагога-исследователя Е.В. Бондаревской менталитет определяется как характеристика образа жизни нации, социального сообщества, а ментальность - как отражение отношения отдельных людей, их представления о менталитете других людей, о формах их поведения. Ментальность выступает важнейшей характеристикой, раскрывающей культурный, ценностный потенциал личности и определяющей в дальнейшем формирование ее мировоззрения. Ментальность выражает обусловленные коллективными представлениями верования, традиции, содержащие в сознании ценности, установки, мотивы и модели поведения. Знакомство с национальной культурой является одним из важнейших направлений воспитания подрастающего поколения, составляет духовную основу для формирования личности, воспитания её ментальности .

В трактовке тенденций развития современного образования в России и его ментальных характеристик можно встретить несколько точек зрения. Согласно одной из них, российская система образования и воспитания находится в глубоком кризисе. Вторая точка зрения базируется на установке, в соответствии с которой, если интегрировать все лучшее, что создано в отечественной педагогике с тем, что наработано в области образования и воспитания в Западной Европе и США, то мы непременно решим все свои педагогические проблемы. Мы являемся сторонниками точки зрения, согласно которой в условиях многонационального поликультурного общества залогом нашего прогресса в области образования и воспитания является постоянная опора на свои культурно-образовательные и воспитательные ценности и традиции; на критическое осмысление зарубежного опыта в области образования и воспитания; на глубокое знание и усвоение этнопедагогики народов России, в которой заложен огромный духовно-нравственный потенциал, накоплен богатый опыт формирования культуры межнационального общения. Наша страна представляет собой «духовное пространство» для диалога самобытных культур, проживающих на нем различных народов и народностей.

Диалогичность органически присуща человеку на всех этапах его эволюции. «Жизнь по природе диалогична, - считает М.М. Бахтин, - жить - значит участвовать в диалоге: вопрошать, внимать, ответствовать, соглашаться и т.п. В этом диалоге человек участвует весь и всею жизнью: глазами, губами, душой, поступками. Он вкладывает всего себя в слово, и это слово входит в диалектическую ткань человеческой жизни, в мировой симпозиум… Каждая мысль и каждая жизнь вливается в незавершенный диалог» . В.С. Библер, разъясняя особенности своей концепции «Школы диалога культур», отмечает, что «передача современных знаний и развитие культуры мышления, нравственной культуры - это совсем иные задачи. Не готовые знания, умения, навыки, но культура их формирования, трансформации, преобразования - вот чем должен обладать выпускник нашей школы» . В современной социокультурной ситуации личность находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от нее диалогичности, понимания, уважения «культурной идентичности» других людей.

Современные исследования показывают, что реализация концепции «диалога культур» в образовательном пространстве возможна в нескольких направлениях. Во-первых, усиление диалогичности, критичности в постижении окружающего мира, который нас окружает, который мы изучаем, в том числе и посредством включенности в совместную деятельность с другими людьми. Во-вторых, развитие внутреннего диалога человека для углубленного понимания и постижения самого себя. В-третьих, это усиление диалогичности между всеми участниками образовательного процесса .

«Диалог культур» как элемент культурологического и компетентностного подходов в подготовке будущего специалиста призван формировать такие общенаучные и профессиональные компетенции, как

● способность понимать значение культуры как формы человеческого существования;

● руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

● готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям различных народов.

Особое значение для практической организации процесса подготовки будущих учителей в контексте вышеуказанных подходов приобретают исследования Е.В. Бондаревской. Диалогичность в ее исследованиях рассматривается как критерий самоорганизации личностной рефлексии, характеризующейся направленностью на партнерство в общении, признанием права партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умением слушать и слышать партнера, готовностью посмотреть на предмет общения с позиции партнера, способностью к сочувствию, сопереживанию. Использование диалога, по ее мнению, позволит достичь высокого уровня самоорганизации - переход обучаемых в статус субъектов в условиях, если

● диалог станет действительно обменом информацией (содержанием культуры), а не насаждением «правильных» позиций, знание будет трактоваться как часть культуры, а не репродуктивное воспроизведение прочитанного материала;

● будет иметь место «взаимодополнение» мнений, а не ориентир на «единственно верный» ответ преподавателя (учителя);

● преподаватель (учитель) будет побуждать студентов (учащихся) мыслить, критически оценивать, мотивировать, используя при этом косвенные механизмы управления .

Однако умение вести продуктивный диалог со студентами с учетом вышеупомянутых принципов еще не стало профессиональным достоянием каждого вузовского преподавателя. На наш взгляд, это возможно только при одном условии - если преподаватель высшей школы овладеет технологиями обучения, направленными на формирование диалогической культуры будущего специалиста. Особенно эта проблема актуальна при подготовке будущего учителя. Именно в процессе учебно-познавательной деятельности в вузе будущие учителя овладевают способами, формами и культурой организации диалога, приобретают опыт диалогового общения, чтобы в дальнейшем реализовывать его в своей профессиональной деятельности. Кроме того, сотрудничество и диалог в учебном процессе обеспечивают личностно-смысловое развитие субъектов взаимодействия, где вступают в действие механизмы саморазвития, самореализации и самовоспитания личности будущего специалиста.

Многолетний практический опыт преподавательской деятельности в Стерлитамакском филиале Башкирского государственного университета на факультетах, готовящих учителей для работы в многонациональной школе (факультет башкирской филологии, филологический факультет (русское отделение, татарско-русское отделение, чувашско-русское отделение, иностранное отделение)), показывает, что эффективная реализация диалога культур как средства ментального воспитания студентов предполагает включение в содержание педагогического образования таких элементов, как

● расширение этнокультурного и этнопедагогического компонентов за счет усвоения знаний по этнопедагогике и этнопсихологии;

● усвоение содержания, форм и методов педагогики и психологии межнационального общения;

● формирование соответствующих умений и навыков по использованию полученных знаний в практической деятельности в поликультурной образовательной среде;

● развитие и совершенствование необходимых личностных качеств будущего учителя.

Реализация диалога культур как важного средства ментального воспитания будущего учителя возможна при условии эффективной организации таких направлений деятельности преподавателя высшей школы, как

● определение и использование в учебно-воспитательном процессе духовно-нравственного потенциала народной педагогики;

● понимание народной педагогики как мировоззренческой и инструментальной основы профессиональных процессов социализации и становления личности;

● формирование у студентов гордости за свою культуру и в то же время преодоление у них национальных предрассудков и предубеждений;

● использование воспитательного потенциала народной педагогики, в традициях которой заложены неограниченные возможности совершенствования культуры межнациональных отношений;

● формирование у будущих педагогов позитивной мотивации к осуществлению этнокультурного образования и воспитания детей, развитие у них восприимчивости к культурному плюрализму, знание особенностей и традиций воспитания в зарубежной педагогике;

● вооружение педагогов знаниями о социализации детей в различных этнокультурах, об особенностях межэтнического взаимодействия, о моделях и технологиях внедрения этнокультурного компонента в образование воспитанников и подготовка их к эффективному межэтническому взаимодействию;

● усвоение и учет в учебно-воспитательной работе психологических особенностей учащихся различных культур и национальностей;

● вооружение студентов методами диагностики этнопсихологических особенностей учащихся, методами и средствами народной педагогики.

Особое внимание на занятиях по педагогике нами уделяется проблеме взаимодействия людей различных рас, культур и вероисповеданий в историческом и сравнительном аспектах, что позволяет студентам глубже понять сложные проблемы современного образования. Решению поставленных задач способствует изучение таких спецкурсов и курсов по выбору, как «Природосообразная педагогика», «Этнопедагогика и этнопсихология», «Поликультурное образование», «Сравнительная педагогика», «Духовно-нравственное воспитание в современном образовательном пространстве», «Психолого-педагогические детерминанты формирования толерантного сознания личности», «Народная игровая культура» и др.

Эффективными способами реализации диалога культур как средства ментального воспитания в процессе подготовки будущего учителя являются такие, как

● посещение спектаклей, краеведческих музеев, выставочных залов;

● организация праздников (например, «Моя родословная» («Шежере байрамы»)), олимпиад, викторин, конкурсных программ с включением этнопедагогического материала, этнопедагогических экспедиций;

● анализ ситуаций с использованием примеров из практики формирования культуры межнационального общения.

Огромный воспитательный потенциал в плане осуществления диалога культур как средства воспитания заложен также в интерактивных и активных формах и методах работы, формирующих устойчивый интерес к процессу развития личностной диалогической культуры и потребности в саморазвитии, таких как

● работа в микрогруппах по составлению планов-конспектов внеклассных мероприятий, ориентированных на общечеловеческие и национальные ценности;

● творческие, индивидуально-групповые формы работы по изучению, иллюстрированию и драматизации народных национальных обычаев, праздников и традиций;

● «защита проектов», деловые игры, учебные дискуссии, «круглые столы», презентации, направленные на обсуждение проблем формирования культуры межнационального общения;

● исследовательские задания, мастер-классы по сравнительно-сопоставительному анализу различных народных систем воспитания;

● игры-путешествия, ролевые игры («Россия - Родина моя», «Путешествие по Республике Башкортостан» и др.);

● игровые и коммуникативные тренинги по приобретению студентами опыта межнационального общения во время обучения в школе, в семье, в коммуникационной среде.

Значительную роль в реализации диалога культур как средства воспитания в высшей школе играют культурные и спортивные мероприятия с использованием народных обычаев и традиций, в процессе проведения которых складывается особая воспитательная среда, предоставляющая каждому студенту возможность проявить свои творческие способности и возможности в неформальной обстановке.

Проблему реализации диалога культур как средства ментального воспитания будущего учителя необходимо рассматривать комплексно, имея в виду создание в высшем учебном заведении образовательного пространства, способствующего эффективной подготовке будущего специалиста к работе в многонациональной и поликультурной среде.

Рецензенты:

Козлова П.П., д.п.н., профессор кафедры педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак;

Фатыхова А.Л., д.п.н., профессор кафедры педагогики Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, г. Стерлитамак.

Работа поступила в редакцию 29.11.2013.

Библиографическая ссылка

Валеева Р.Р., Абдрахманова М.В. ДИАЛОГ КУЛЬТУР КАК СРЕДСТВО МЕНТАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10-13. – С. 2949-2953;
URL: http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=32942 (дата обращения: 22.06.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик

14–16 апреля Институт иностранных языков Московского городского педагогического университета проводил I Международную научно-практическую конференцию «Диалог культур. Культура диалога: в поисках передовых социогуманитарных практик». В работе конференции приняли участие преподаватели кафедры немецкого языка МГИМО М.Чигашева , А.Ионова , В.Глушак , Н.Меркиш , И.Беляева .

Конференция была посвящена актуальным вопросам теоретического и прикладного характера, связанным с повышением качества подготовки преподавателей языковых и неязыковых вузов, лингвистов, переводчиков, специалистов в области межкультурной коммуникации, учителей иностранных языков общеобразовательных школ. Участниками конференции стали 245 профессоров, докторов и кандидатов наук, докторантов, аспирантов и преподавателей из России, Австрии, Болгарии, Грузии, Италии.

В рамках пленарных заседаний выступили известные российские ученые, занимающиеся различными вопросами межкультурной коммуникации, профессора и доктора наук В.Сафонова, Е.Пассов, С.Тер-Минасова, Е.Тарева, А.Левицкий, Т.Загрязкина, А.Бердичевский, Н.Барышников, В.Карасик, А.Щепилова и доцент Е.Михайлова. Выступающие поделились с участниками конференции результатами своих исследований, связанных с развитием диалога культур и его отражением в современной образовательной парадигме. Они отметили необходимость пересмотра общего подхода к содержанию современного иноязычного образования, обусловленную потребностью государства в высококвалифицированных специалистах разных профилей, готовых осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях межкультурного диалога на паритетных основаниях.

Была организована работа в девяти секциях, посвященных практической реализации диалога культур в условиях обучения школьников и студентов вузов различного профиля: «Диалог культур как объект изучения, описания и овладения», «Культура диалога: лингвистические аспекты», «Перевод в межкультурной парадигме», «Иностранный язык как инструмент межкультурной коммуникации», «Межкультурный подход и передовые образовательные практики», «Межкультурная парадигма как основа современного социогуманитарного знания».

Преподаватели кафедры немецкого языка МГИМО имели возможность выступить с докладами, вызвавшими живой интерес у слушателей. И.Беляева рассматривала в своем выступлении проблемы обучения иностранному языку в рамках интеркультурного подхода. А.Ионова раскрыла роль лингвокультурологических концептов в процессе обучения иноязычному профессиональному общению. В.Глушак представил сценарии смены модуса диалогического общения в повседневной коммуникации немцев. М.Чигашева остановилась на роли имен собственных в политическом дискурсе СМИ и проблеме их перевода. Доклад Н.Меркиш был посвящен возможности использования принципа диалога культур при работе с иноязычными массмедийными текстами.

По окончании работы секций участники конференции получили возможность в рамках организованных круглых столов и мастер-классов подробнее обсудить некоторые вопросы содержания обучения иностранным языкам, обучения переводу, познакомиться с различными стратегиями равностатусной межкультурной коммуникации и передовыми лингвообразовательными практиками.

По результатам работы конференции была отмечена необходимость дальнейшего расширения и углубления профессиональных контактов преподавателей МГИМО с преподавателями других российских и зарубежных вузов, которая будет способствовать обмену опытом и передовыми методиками и технологиями обучения иностранному языку студентов различных направлений подготовки в рамках межкультурного подхода.

В ряду всех трудно понимаемых понятий, всё что связано с “культурой”, наверное, самые непонятные для ребят, которые будут сдавать . А диалог культур, особенно, когда требуется привести примеры такого диалога — так вообще вызывают ступор и шок у многих. В этой статье мы разберем это понятие понятно и доступно, чтобы вы не испытывали ступора на экзамене.

Определение

Диалог культур — означает такое взаимодействие между носителями разных ценностей, при котором одни ценности становятся достоянием представителей другой .

При этом носителем обычно является человек, личность, выросшая в рамках данной системы ценностей. Межкультурное взаимодействие может происходить на разных уровнях, с помощью разного инструментария.

Самый простой такой диалог — это когда вы, россиянин, общаетесь с человеком, выросшим в Германии, Англии, США или Японии. Если у вас есть общий язык общения, то вы, осознавая или нет, будете транслировать ценности той культуры, в которой выросли сами. К примеру, задав вопрос иностранцу, есть ли у них в стране уличный жаргон, вы можете узнать много нового об уличной культуре другой страны, и сравнить ее с вашей.

Другим интересным каналом межкультурной коммуникации может служить искусство. Например, когда вы смотрите любое голливудское семейное или вообще любое другое кино, то вам может показаться странным (даже в дубляже), когда, к примеру, мать семейства говорит отцу: “Майк! Ты почему не свозил сына в выходные на бейсбол?! Ты же обещал!”. При этом отец семейства, краснеет, бледнеет и вообще ведет себя с нашей точки зрения весьма странно. Ведь российский отец просто скажет: “Не срослось!” или “Не мы такие, жизнь — такая” — и уйдет восвояси по своим делам.

Эта, вроде бы мелкая ситуация, показывает, насколько серьезно относятся к обещаниям (читай к своим словам) в заграничной стране и в нашей. Кстати, если не согласны, напишите в комментариях, с чем именно.

Также любые формы массового взаимодействия будут являться примерами такого диалога.

Уровни культурного диалога

Существует всего три уровня такого взаимодействия.

  • Первый уровень этнический , который происходит на уровне этносов, читай народов. Как раз пример, когда вы общаетесь с иностранцем будет пример такого взаимодействия.
  • Второй уровень национальный . По правде, выделять его особо не очень верно, потому как нация тоже является этносом. Лучше говорить — государственный уровень. Такой диалог происходит, когда на государственном уровне выстраивается какой-то культурный диалог. К примеру, в Россию приезжают студенты по обмену из стран ближнего и дальнего зарубежья. В то время как российские студенты отправляются на учебу за границу.
  • Третий уровень — цивилизационный . Что такое цивилизация, смотрите в этой статье. А в этой вы можете ознакомиться с цивилизационным подходом в истории.

Такое взаимодействие возможно вследствие каких цивилизационных процессов. Например вследствие распада СССР многие государства сделали свой цивилизационный выбор. Многие интегрировались в западноевропейскую цивилизацию. Другие стали развиваться самобытно. Примеры, думаю, сами сможете привести, если подумаете.

Кроме этого, можно выделить следующие формы культурного диалога, которые могут проявляться на его уровнях.

Культурная ассимиляция — это такая форма взаимодействия, при которой одни одни ценности уничтожаются, а на смену им приходят другие. К примеру, в СССР были человеческие ценности: дружбы, уважения и пр., что транслировалось в фильмах, мультфильмах (“Ребята! Давайте жить дружно!”). С распадом Союза на смену советским ценностям пришли другие — капиталистические: деньги, карьера, человек человеку волк и все в таком духе. Плюс компьютерные игры, в которых жестокость порой выше, чем на улице, в самом криминальном районе города.

Интеграция — это такая форма, при которой одна система ценностей становится частью другой системы ценностей, возникает как бы взаимопроникновение культур.

К примеру, современная Россия страна — многонациональная, поликультурная, и поликонфессиональная. В такой стране, как наша, не может быть доминирующей культуры, поскольку все они объединены одним государством.

Дивергенция — очень упрощенно, когда одна система ценностей растворяется в другой, и влияет на нее. Например, сквозь территорию нашей страны прокладывали себе путь многие кочевые орды: хазары, печенеги, половцы, и все они осели здесь, и в конце концов растворились в местной системе ценностей, оставив в ней свой вклад. К примеру, словом “диван” изначально назывался малый совет ханов в империи чингизидов, а теперь это просто предмет мебели. Но слово-то сохранилось!

Понятно, что в этом небольшом посте, мы не сможем раскрыть все грани, необходимые для сдачи егэ по обществознанию на высокие баллы. Поэтому приглашаю вас на наши курсы подготовки , на которых мы детально раскрываем все темы и раздела обществознания, а также работаем над разбором тестов. Наши курсы — это полноценная возможность сдать егэ на 100 баллов и поступить в вуз на бюджет!

С уважением, Андрей Пучков