Примеры работ по живописи. Примерный перечень тем курсовых работ (Живопись). Техника старых мастеров

студентам 1 курса специальности «Живопись»

для самостоятельной домашней работы по живописи натюрморта

Перечень домашних заданий

по живописи натюрморта

Задание 1 . Натюрморт из предметов быта в технике гризайли

Задание 2. Натюрморт из предметов быта в цвете.

Задание 3. Натюрморт из предметов быта, близких по цвету

Задание 4. Натюрморт из предметов быта, контрастных по цвету

Задание 5. Натюрморт из белых предметов.

Задание 6. Натюрморт в интерьере.

Задание 7. Натюрморт на пленэре.

Пояснительная записка

В учебной программе по живописи для студентов 1 курса специальности "Живопись" значительное место отведено натюрморту: 36 часов в 1 семестре и 132 часа во 2 семестре. Еще 50% этого времени отводится на самостоятельную домашнюю работу. Предусматривается последовательное освоение натюрмортов, начиная с простых натурных постановок и заканчивая сложными тематическими натюрмортами. В постановках, составленных из предметов быта, решаются задачи, связанные с изучением светотени и тонального решения формы, цветовых отношений и колорита, то есть тех средств выразительности, которыми художник пользуется при создании произведения.

Простые, ясные геометрические формы, лежащие в основе изучения натюрморта, дают возможность студентам 1-го курса познакомиться со средствами и способами построения объёмного изображения на плоскости в связи с окружающей средой.

Овладение техникой акварельной живописи является обязательным требованием программы для 1 курса. Акварель обладает большими изобразительными возможностями, удобна и оперативна, позволяет использовать разнообразные технические приёмы.

Как на аудиторных практических занятиях, так и в самостоятельной домашней работе особое внимание обращается на приобретение знаний и навыков построения формы, умение видеть и передавать разнообразное состояние натуры в зависимости от условий освещения и правильную методическую последовательность ведения работы по живописи натюрморта.

При выполнении этюда натюрморта количество этапов определяется сложностью натурной постановки, однако основными этапами принято считать следующие:

1) композиционное размещение изображения всей группы и отдельных предметов на плоскости листа;

2) линейно-конструктивное решение формы с учетом их пропорций, движения и пространственного положения;

3) определение общего цветового тона; передача общих больших тоновых и цветовых отношений, пропорциональных натуре;

4) моделировка объемной формы предметов, выявление градаций светотени и их живописная проработка с учетом воздушной перспективы;

5) обобщающий этап работы над завершением этюда; выявление главного и второстепенного в цветовом строе этюда; подчинение всех частей изображения целому.

Цикл домашних заданий по живописи натюрморта в тесной связи с домашними заданиями по рисунку и композиции ведёт к развитию художественной наблюдательности, образного мышления, творческого воображения, чувства цвета и цветовых отношений.

В конечном итоге студенты должны обрести прочные знания по живописи натюрморта, необходимые для самостоятельной работы.


Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по МДК.02.02 «Технология разработки и защиты баз данных»

Методические рекомендации к организации самостоятельной работы студентов

Статья поможет спланировать самостоятельную работу студентов, используя предлагаемую таблицу для индивидуальной работы....

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над фортепианными произведениями различных с

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов МДК 01.07 Подготовка педагога доп. образования в области музыкальной деятельности: музыкальный инструмент (фортепиано) «Алгоритмы работы над основными техническими формулами, упраж

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Экономическая теория» для студентов специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов - это планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа студентов, выполняемая во внеаудиторное время по заданию...


1) Выбор темы:

в своей дипломной работе я обратилась к одному из видов изобразительного искусства - живописи. Темой работы был выбран пейзаж. Уместно привести высказывание известного русского художника-пейзажиста И.И. Шишкина: « Картина должна быть полной иллюзией, а это невозможно достигнуть без всестороннего изучения избранных мотивов, к которым художник чувствует наибольшее влечение, которые остались в его воспоминаниях детства, т. е. пейзаж должен быть не только национальным, но и местным.» (Абельдяева И. Г. Школа изобразительного искусства. Вып.5. - М.,1962).

Критерием в выборе темы послужило моё личное отношение к местному морскому пейзажу. Желание передать в картине солнечное состояние, знакомый с детства вид Цемесской бухты, дополненный современными постройками морского порта.

2) Сбор материала:

картина - это создание целостного образа природы, это художественное обобщение, преобразование природы с помощью воображения художника. Невозможно живописно преобразовать то, о чём не имеешь представления. Поэтому созданию пейзажа всегда предшествует длительная работа над этюдами с натуры. «Следует смотреть на природу просто, внимательно, пытаясь понять её общее впечатление, и от него идти к деталям…» (Мастера советского искусства о пейзаже,1965).

Для выполнения работы был проведен сбор подготовительного материала. Это зарисовки, наброски карандашом, живописные кратковременные и длительные этюды, выполненные с натуры.

(Приложение А, рис. А1-А6). Основные достоинства пейзажного этюда - передача определённого состояния освещённости природы, влияния воздушной среды и значительного пространства. Этюды были выполнены в разное время года, разное время суток.

3) композиционно- колористическое решение:

Композиционная целостность живописного этюда зависит от взаимоотношения главного и второстепенного, от увязки всего изображения в единое произведение. При выделении композиционного центра художнику приходится сознательно обобщать детали, ослабить тон и силу цвета удаляющихся от композиционного центра предметов, подчинить главному все тоновые и цветовые отношения.

4) картон(подготовительный рисунок):

уточнив в этюдах и эскизах замысел, найдя линейную и цветовую композицию, нужно приступать к рисованию всей композиции на картоне или бумаге (Приложение А, рис.А7) . Картон выполняется в натуральную величину карандашом, углём. В нём оттачиваются и доводятся до завершённости композиционное решение, характер формы и пропорции предметов, задачи воздушной и линейной перспективы, определяется плановость пейзажа, прорабатывается композиционный центр. После этого рисунок с картона (через кальку или припорохом) переносится на холст.

5) Живопись на холсте:

после композиционных поисков и выполнения картона можно приступить и к живописи на холсте, начав с подмалевка, уточняя тональные и цветовые отношения, прокладывая тени, прорабатывая детали. Далее идет обобщение и завершение работы (Приложение А, рис. А8-А14).

Анна Климова
Проект «Удивительные возможности живописи»

Проект «Удивительные возможности живописи »

Актуальность проекта

Передовой педагогический опыт показывает, что на современном этапе развития общества недостаточно просто чему – либо научить ребенка. Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Реализация самостоятельной, практической и творческой деятельности детей в области художественно – эстетического развития нацелена, прежде всего, на всестороннее развитие личности ребенка.

Влияние искусства на становление личности человека, его развитие очень велико. В. А. Сухомлинский писал : «В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества».

Знакомясь с выдающимися художественными произведениями, дошкольники учатся понимать гармонию природы, познают культуру и историю России, усваивают нормы поведения и духовные ценности, принятые в обществе, знакомятся с бытом и трудом людей в различных сферах деятельности, особое место живопись занимает в развитии речи. С помощью живописи развивается мыслительная деятельность : умение делать обобщение на основе анализа, сравнивать и объяснять, развивать внутреннюю речь (внутренняя речь помогает ребенку спланировать и высказать свои суждения, соотнести умозаключения, возникшие в результате восприятия замысла художника, так же она способствует проявлению собственных интеллектуальных и эмоциональных ассоциаций). Искусство способствует восприятию различных чувств и формированию первоначальных основ мировоззрения. Дети обогащают свой нравственный опыт, у них формируется нравственное сознание. Они учатся сравнивать свой опыт с опытом людей, изображенных художником, и переносить воспринятые в жанровой живописи способы взаимоотношений между людьми в реальные жизненные ситуации.

Важным представляется то, что формирование всесторонне развитой личности дошкольника происходит в едином процессе ознакомления детей с изобразительным искусством, с народным творчеством, культурой, эстетическими ценностями, с природой родного края. Произведение живописи богаты по своему идейному содержанию и совершенны по художественной форме. По этому они формируют художественный вкус дошкольников, способность понять и оценить прекрасное, не только в искусстве, но и в жизни, природе, быту. Живопись воссоздает все богатство и многообразие мира с пространственной глубиной, объемом, цветом, светом и воздухом.

Таким образом, возникает противоречие между возможностями живописи как средства всестороннего развития личности дошкольника и недостаточным его использовании в педагогическом процессе.

Цель проекта : Всестороннее развитие дошкольников в процессе ознакомления с живописью .

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с русскими художниками и их произведениями и вызвать у детей устойчивый интерес к живописи ;

2. Побудить родителей и детей к активному взаимодействию с педагогами, стимулируя желание искать дополнительную информацию по теме;

3. Разработать систему занятий по ознакомлению детей с живописью (перспективное планирование на учебный год) ;

4. Повысить уровень знаний педагогов и родителей о возможностях воздействия живописи на всестороннее развитие ребенка.

Тип проекта

По времени – долгосрочный;

Длительность проекта – сентябрь – апрель (2013-2014 уч. г.)

По доминирующей в проекте деятельности – практико – ориентированный;

По характеру контактов – внутригрупповой;

По количеству участников – коллективный;

Возраст детей – 5-6 лет;

Участники проекта – педагоги , дети старшей группы, родители;

Продукт проектной деятельности – перспективное планирование, цикл занятий, материалы и дополнительная информация по теме.

Ожидаемые результаты

1. Формирование у детей системы знаний о художниках и их произведениях;

2. Систематизация методической информации;

3. Подбор литературы и разработка перспективного плана по ознакомлению детей с живопись ;

4. Систематическое использование в работе циклов занятий по ознакомлению детей с живописью ;

5. Насыщение методической базы дополнительной информацией и материалами к занятиям по ознакомлению детей с живописью .

Основные этапы проекта

1 – создание практико – ориентированной проблемы

Придя на занятие по ознакомлению детей с живописью , выставляю репродукции с изображением осеннего пейзажа. По ходу занятия слушаем музыку, зачитываем отрывки из стихов, которые помогают восприятию живописной картины . Дети соотносят музыкальные и литературные произведения с репродукцией и обосновывают свой выбор, но есть одна репродукция (Саврасов А. К., «Осень. Деревушка у ручья» , к которой нет подходящей музыки и стихотворения. Встает вопрос : «Что же делать?» .

2 – выдвижение гипотез по разрешению проблемы

Дети предлагают привлечь библиотекаря, который еженедельно приходит к ним и попросить его помочь сделать подборку стихов об осени. А так же, обратиться к музыкальному руководителю с просьбой подобрать музыкальные произведения. Неожиданно Валя вспоминает, что не так давно ее сестра – школьница учила очень красивое стихотворение об осени и обещает попросить маму, чтобы она его нам записала и т. д.

3 – распределение на группы

После того как мы определились, что нам необходимо для дальнейшей работы, предлагаю детям обсудить эту проблему дома с родителями и привлечь их к совместному поиску информации, а может быть и дополнению нашего плана решения проблемы. Тем самым, обсудив проблему и пути ее решения еще раз, дети со своими родителями объединяются в микро-группы, для сбора необходимой информации.

4 – практическое разрешение проблемы :

Создание фонотеки классической музыки, детских песен;

Подборка произведений литературы (рассказов и стихов, русского фольклора (пословицы и поговорки) ;

Подборка иллюстраций для рассматривания;

Выставка детских работ по рисованию, аппликации, лепке и ручному труду;

Экскурсии в Выставочный зал, Зимний сад КДЦ «Арктика» ;

Прогулки и экскурсии;

Формирование электронного каталога произведений живописи ;

Конкурс рисунков «Времена года» ;

5 – представление результатов

Вся собранная, с помощью родителей, педагогов, библиотекаря информация накапливалась, обобщалась и систематизировалась. После обработки собранной информации :

Написан перспективный план по ознакомлению детей с живописью , с указанием источников и подборкой дополнительных материалов;

Разработан ряд конспектов занятий : «О чем и как говорит живопись » , «Краски вечерних пейзажей. Рассматривание картины И. И. Левитана «Летний вечер» , «золотая осень. Рассматривание картины И. И. Левитана «Золотая осень» , «Такая разная осень. Рассматривание и сравнение пейзажных картин «Золотая осень» И. И. Левитана и «Октябрь» Е. Е. Волкова», «Зима» И. И. Шишкина» и др. ;

Подготовлены тематические презентации : «Здравствуй осень золотая» , «Приметы Осени» , «Осень глазами художников» , «Русская пейзажная живопись » , «Натюрморт» , «Первобытное искусство» , «Пейзажная живопись . Русские художники пейзажисты» и др. ;

Проведены консультация для педагогов о влиянии живописи на развитие ребенка : «Русская пейзажная живопись » , «Организация восприятия натюрморта детьми дошкольного возраста» , «Осень, воспетая поэтами и живописцами в произведениях искусства» и др. ;

Семинар – практикум для педагогов «Природа зимы в произведениях художников» ;

Тематическая неделя «Зимние забавы» , «Осенние этюды» ;

Для родителей выставлялись папки – передвижки «поэтический образ природы в детском рисунке» , «Искусство и воспитание» , «Учимся наблюдать за природой» и др. ;

Открытое занятие для родителей, с применением собранной информации «Идет волшебница Зима…» ;

Мониторинг обогащения знаний детей и уровня сформированности представлений о живописи .

Список литературы

1. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. -2000. - №1. - С. 8-11.

2. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. / Под ред. Ушаковой О. С., Парамоновой Л. А. - М.: Просвещение, 2001. - 160с.

3. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224с.

4. Дети и пейзажная живопись . Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2004. – с. 272 / Библиотека программы «Детство»

5. Зубарева Н. М. Дети и изобразительное искусство. Натюрморт и пейзаж в эстетическом воспитании детей 5 – 7 лет. М., «Просвещение» , 1969. – 111 с.

6. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М.: Просвещение, 2005. - 146с.

7. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. - М., 2005. - 160 с.

8. Краснушкин Е. В. Изобразительное искусство для дошкольников : натюрморт, пейзаж, портрет. Для работы с детьми 4 -9 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80 с.

9. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку, 1986.

10. Михайлова Т. Чувство и цвет. Технология “ эмоционального настроя” детей в процессе освоения техники живописи . //Искусство в школе. с. 39, 2010.

11. Панксенов Г. И. Живопись . Форма, цвет, изображение : учебное пособие для студ. высш. худ. учебных заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2008.

12. Психология одаренности детей и подростков : Учебное пособие/Ю. Д. Бабаева, Н. С. Лейтес. - М.: “Академия”, 2000.

13. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Просвещение, 2003. - 208с

14. Чумичева Р. М. Дошкольникам о живописи : Кн. для воспитателей дет. сада. – М.: «Просвещение» , 1992. – 126 с., 16 л. ил.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155)

При наличии нескольких изданий по определенной проблеме нужно ознакомиться со всеми изданиями для того, чтобы понять, как изменялась точка зрения на исследуемый вопрос.

Сбор и обработка фактического материала (набросков, зарисовок, этюдов и композиционных поисков)

Сбор фактического материала является ответственным этапом подготовки практической части курсовой работы. Ее качество во многом зависит от того, насколько квалифицированно и полно подобран фактический материал.

дисциплинам предметной подготовки являются зарисовки, этюды, наброски, композиционные поиски пластических форм, декоративных панно, образцы техник исполнения, исходные изображения для компьютерной графики, репродукции произведений искусства.

Фактическим материалом для курсовой работы по общепрофессиональным дисциплинам – это данные экспериментального исследования по итогам практической деятельности в школе.

Сбор и обработка натурного материала (зарисовки, этюды и наброски), композиционные поиски, являются трудоемким этапом в выполнении курсовой работы. В целях ускорения обработки и систематизации материала, успешного выполнения работы студентам представляется право и возможность использовать учебные, научные лаборатории и мастерские, фонды библиотеки и читального зала.


Подготовка к защите и защита курсовой работы

Выполненная и соответственно оформленная курсовая работа сдается руководителю не позднее, чем за две недели до защиты на кафедре. Руководитель работы проверяет работу, подписывает ее и представляет заведующему кафедрой. На основании представленных документов заведующий кафедрой решает вопрос о допуске работы к защите. Разрешение о допуске оформляется на титульном листе курсовой работы и скрепляется подписью заведующего кафедрой. В случае если заведующий кафедрой не сочтет возможным допуск студента к защите, вопрос решается на заседании кафедры с участием руководителя и автора работы.

В этом случае решение о допуске к защите заведующий кафедрой принимает на основе решения членов кафедры.

Допущенная к защите работа возвращается студенту для исправления замечаний и подготовки тезисов к защите.

Защита курсовой работы проводится на открытом заседании кафедры, в котором участвуют научные руководители работ, преподаватели факультета, студенты и др. Все присутствующие могут задавать защищающемуся вопросы по содержанию работы, участвовать в ее обсуждении.

На одно заседание представляется для защиты не более 20 работ. На защиту одной работы отводится не более 15 минут, включая 5-7 минут на доклад студента.

В докладе выпускника (1-1,5 стр.) содержится:

Тема работы;

Цель работы;

Актуальность изучаемой темы, ее обоснование;

Характеристика объема и структуры работы;

Последовательность выполнения практической части;

Заключение.

Доклад излагается свободно, четко; студент не читает текст, а логично представляет свои наблюдения и выводы.

Ответы студента на вопросы присутствующих, их полнота и глубина влияет на оценку курсовой работы.

После выступления автора работы и его ответов на вопросы выступает руководитель со своим отзывом. После обсуждения работы, студенту предоставляется возможность ответить на сделанные замечания. Курсовая работа оценивается по четырех бальной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». При этом члены кафедры руководствуются следующими критериями:

Профессионализм умений и навыков в выполнении практической части;

Защита работы: студент должен показать, насколько глубоко осмыслена им тема, умение ориентироваться в научных проблемах, связанных с темой работы: студент должен проявить умение кратко и четко излагать свои мысли, давать исчерпывающие ответы на вопросы, логично и корректно вести научную полемику;

Оформление работы: соблюдение правил оформления, рекомендованных настоящим положением, орфографическая , пунктуационная и стилистическая грамотность; правильное библиографическое оформление.

Студенту необходимо знать, что оценка складывается из множества показателей, решающим показателем является сама защита. Обсуждение результатов защиты каждой работы проводится на закрытом заседании членов кафедры. Решение об оценке принимается большинством голосов, голос заведующего кафедрой засчитывается за 2 голоса. Результаты защиты курсовых работ объявляются в тот же день после утверждения протокола защиты заведующим кафедрой.

При «неудовлетворительной» оценке студент имеет право повторно защищать работу в пределах последующего семестра после внесения дополнений, исправлений, доработки, но не более одного раза.

Общие итоги защиты курсовых работ обязательно обсуждаются на кафедре. По результатам защиты кафедра может рекомендовать отдельные работы для публикации в сборниках студенческих научных работ .

Теоретическая часть курсовой работы в течение 2-х лет со дня защиты хранится в методическом кабинете факультета, где ею могут пользоваться (на общих основаниях с учебной и научной литературой) студенты, преподаватели, учителя и др. Практическая часть хранится в выставочном фонде и используется для выставок и как методическое пособие на занятиях.

Изъятие материалов, изменения, дополнения в курсовую работу не допускаются. При необходимости автор работы имеет право снять копии с имеющихся в работе материалов.