Проблема поиска смысла жизни как путь преодоления духовного кризиса в творчестве В. Шукшина. Урок литературы на тему: "Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека" на примере рассказа В.М. Шукшина "Алеша Бесконвойный" Что гово

Урок литературы на тему: "Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека" на примере рассказа В.М. Шукшина "Алеша Бесконвойный"

Не пропустил он момент, когда народу захотелось чего-то сокровенного. И он рассказал о простом, негероическом, близком каждому так же просто, негромким голосом, очень доверительно... Правда - непреложный закон Шукшина.

М.Шолохов

Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье.

П. Проскурин

Цели и задачи урока : создать условия для:

· Приобретения навыков анализа художественного текста;

· Формирования представлений об особенностях индивидуального стиля автора;

· Приобщения учащихся к творчеству В.М.Шукшина;

· Формирования гуманистического мировоззрения.

Оборудование и материалы

· Фотографии В.М.Шукшина

· ИКТ (Компьютер, слайд-шоу)

· Листы с высказываниями

· Листы с практическими заданиями

План

1. Вводное слово

2. Биография писателя

3. Рассказ «Алеша Бесконвойный»

4. Заключение

5. Подведение итогов урока

Ход урока.

1. Вводное слово учителя (3-5 минут).

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Поиски смысла жизни - это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Поэтому лучшие наши писатели всегда напряженно искали художественное решение этого вопроса. Глубоко нравственные и гуманистические проблемы поставлены в произведениях В.М. Шукшина. Снова и снова мы обращаемся к его произведениям, желая узнать, о чем думал писатель, что завещал своим творчеством? Что объединяет героев Шукшина? Какие черты русского национального характера выделяет в них писатель? Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на эти вопросы, а также узнаем, какие художественные приемы использовал писатель в своем творчестве?

Посмотрите, пожалуйста, на доску. Запишите в тетради тему урока: Правда - непреложный закон Шукшина. И эпиграфы, слова М.Шолохова и П.Проскурина.

Звучит под музыку стихотворение Кондакова:

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пьяный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков.

Край сибирский.

Пейзаж неброский,

Бьет о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что

Сростки - это Родина Шукшина.

2. Биография писателя (15-20 минут).

Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края. Его родители: Мария и Макар Шукшины. Когда Василий Макарович родился, отцу было 16, а матери 18 лет. Через 3 года у него родилась сестра Наташа. Василий Макарович был еще совсем маленьким, когда арестовали его отца по обвинению в пособничестве врагам Советской власти. В 1956 году отец был посмертно реабилитирован. Мария Сергеевна вырастила Василия и Наталью одна. Шукшин пронес нежную и трепетную любовь к матери через всю свою жизнь. В 1945 военном году он закончил сельскую семилетку и поступил в Бийский авиатехникум, но вскоре вернулся в Сростки и стал рядовым колхозником, мастером на все руки. С 17-ти лет Шукшин работал на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках в Подмосковье. Он пробовал поступить в военное авиационное училище, автомобильное, но все попытки были неудачными.

В 1949 году Василия Макаровича призвали на военную службу - на флот. Однако прослужить "от звонка до звонка" Шукшину не удалось - в 1953 году у него обнаружилась язвенная болезнь желудка. Вскоре медицинская комиссия Главного военного госпиталя Черноморского флота комиссовала Шукшина. После этого он вернулся в Сростки. Сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости, изрядно помаявшись с математикой, и считал это своим маленьким подвигом. «Такого напряжения сил я больше никогда не испытывал», - говорил Шукшин.

В Сростках не хватало учителей, и Шукшин недолгое время преподавал в вечерней школе русский язык и литературу и сохранил светлую память о том, как благодарно его слушали ученики.

Послушайте, что он пишет по этому поводу: «Учитель я был, честно говоря, неважнецкий (без специального образования, без опыта), но не могу и теперь забыть, как хорошо, благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказывать им что-нибудь важное и интересное. Я любил их в такие минуты. И в глубине души не без гордости и счастья верил: вот теперь, в эти минуты, я делаю настоящее, хорошее дело. Жалко, мало у нас в жизни таких минут. Из них составляется счастье». (Из статьи Шукшина «Монолог на лестнице»)

Весной 1954 года Мария Сергеевна собрала сыну денег на дорогу в Москву. Так летом 1954 года Шукшин оказался в Москве. Одет он был в полувоенный костюм, гимнастерку, из-под которой виднелась тельняшка, на ногах были брюки клеш и сапоги. Придя на сценарный факультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман. Однако чтобы не обижать его, решили посоветовать: "У вас фактурная внешность, идите на актерский". Вот что рассказывал бывший сокурсник Шукшина кинорежиссер А. Митта: "Тут от студентов Шукшин узнал, что есть еще и режиссерский факультет. А он понятия не имел, что есть такая профессия - режиссер. Думал, что для постановки фильма собираются артисты и договариваются между собой, как снимать. Оказалось, что режиссер- хозяин картины, главный человек. Тогда он подал на режиссерский.

Вгиковские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм...

Поступив во ВГИК, Шукшин поселился в общежитии института на Трифоновской улице. В декабре 1955 года, из-за обострения язвы желудка, Шукшин попал в Остроумовскую больницу. В 1956 году состоялся дебют Шукшина в кино: в фильме С. Герасимова "Тихий Дон" (вторая серия) он сыграл в крошечном эпизоде - изобразил выглядывающего из-за плетня матроса. С этого матроса и началась кинематографическая судьба Шукшина-актера. Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 году в журнале "Смена" был опубликован его рассказ "Двое на телеге". В 1963 году в издательстве "Молодая гвардия" вышел первый сборник В. Шукшина под названием "Сельские жители". В том же году в журнале "Новый мир" были напечатаны два его рассказа: "Классный водитель" и "Гринька Малюгин" (цикл "Они с Катуни"). На основе этих рассказов Шукшин вскоре написал сценарий своего первого полнометражного фильма "Живет такой парень".

Съемки картины начались летом того же года на Алтае. Летом 1964 года Шукшин отправился в Судак на съемки фильма "Какое оно, море?" (режиссер Э. Бочаров). И там судьба свела его с 26-летней киноактрисой Лидией Федосеевой. Первая встреча Шукшина и Федосеевой произошла в поезде по дороге в Судак. Она ехала в одном купе со своей дочкой Настей и операторами картины. Шукшин пришел к ним в гости.

В скором времени они поженились, и у них родилась дочь Маша. Через год после рождения Маши в семье Шукшиных на свет родилась еще одна девочка - Оля. Это радостное известие застало Шукшина в окрестностях Владимира на съемках очередной картины - "Странные люди". В основу ее легли три шукшинских рассказа: "Чудик", "Миль пардон, мадам!" и "Думы".

В 1969 году В. Шукшину было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Тем временем Шукшин приступил к съемкам очередной своей картины - "Калина красная". Работа над ней началась весной 1973 года в Вологодской области, под Белозерском. Как и в "Печках-лавочках", Шукшин в этой картине выступил в трех ипостасях: режиссер, сценарист и исполнитель главной роли.

Фильм "Калина красная" вышел на экраны страны в 1974 году и буквально потряс зрителей.

Последний год жизни Шукшина складывался для него на редкость удачно как в плане творческом, так и личном. В 1973 году вместе с семьей он наконец переехал из тесной комнатки на Переяславской улице в новую квартиру на улице Бочкова. В свет выходит новый сборник его рассказов "Характеры". В Большом драматическом театре Г. Товстоногов решается ставить спектакль по пьесе Шукшина "Энергичные люди". (Это было первое сотрудничество Шукшина с театром - до этого он театр не любил, унаследовав эту нелюбовь от своего учителя М. Ромма.)

И, наконец, он ни на день не забывал о своей давней мечте - поставить фильм о Степане Разине. Несмотря на то, что съемки его все время отодвигались на неопределенное время, надежды снять его он не терял. Свое твердое обещание помочь ему в этом деле дал С. Бондарчук, но взамен этой помощи он уговорил Шукшина сняться в его новой картине - "Они сражались за Родину". Шукшину в нем предстояло сыграть роль бронебойщика Лопахина. Съемки должны были проходить в августе - октябре 1974 года на Дону.

Федосеевой-Шукшиной вручили сценарий фильма "Они сражались за Родину", в котором ей предстояло сыграть одну из ролей. И выяснилось, что сыграть ей предстоит... вдову. И это при живом-то муже! "Да ты играй не вдову, а женщину", - успокаивал ее Шукшин. Увы, роль оказалась пророческой.

В тот последний вечер 1 октября с почты Шукшин с друзьями отправился в баню к станичнику Захарову. И надо же! Въезжая во двор, задавили любимого кота хозяина. Шукшин, никогда прежде не замеченный в суеверии, почему-то расстроился: "Это к несчастью!" И через несколько часов его настигла смерть...

В. М. Шукшин скончался в ночь на 2 октября 1974 г. от сердечного приступа в каюте теплохода, служившего плавучей гостиницей для участников съемок фильма «Они сражались за Родину». В 2002 году почитатели творчества Шукшина спасли старый теплоход от списания в металлолом, отремонтировали и дали ему имя «Василий Шукшин». Писатель ненавидел людей самодовольных, сытых, успокоенных, он хотел растревожить нашу душу, показывая правду, а от него требовали красивых героев и благородных жестов. В. М. Шукшин писал: «Как у всякого, что-то делающего в искусстве, у меня с читателями и зрителями есть еще отношения «интимные» - письма. Пишут. Требуют. Требуют красивого героя. Ругают за грубость героев, за их выпивки и т.п. А чего они требуют? Чтобы я выдумывал. У него дьявола, живет за стенкой сосед, который грубит, выпивает по выходным, бывает, ссорится с женой. В него он не верит, отрицает, а поверит, если я навру с три короба: благодарен будет, всплакнет у телевизора, умиленный, и ляжет спать со спокойной душой». Шукшин хотел разбудить нашу совесть, хотел, чтобы мы задумались над тем, что с нами происходит.

3. Работа с рассказом «Алеша Бесконвойный».

1. Заполните таблицу, используя художественный текст рассказа.(10 минут)

Художественные приемы

Сравнения

Метафоры

Вопросы (10-13 минут):

2. Что мы знаем о герое?

3. Что вы думаете о том, что у героя как бы два имени? (Двойственность натуры. Поиск смысла жизни.)

4. Какими чертами характера наделяет Шукшин своих героев? Приведите примеры.

5. В чем, на ваш взгляд, самобытность героев Василия Макаровича?

6. Что занимает основное место в рассказе? (Описание бани).

7. Какой она вам представляется?

8. Почему Шукшин дает такое детальное описание? Что мы можем сказать о самом авторе?

9. Вы прочли описание процесса подготовки бани. Оно очень подробное и красочное. Поработайте с ним. Выделите все, что вам показалось важным и интересным. Представьте весь этот процесс и постарайтесь выразить это на бумаге. Запахи, цвета, действия, прилагательные, существительные, глаголы, темы. Все, что вам показалось интересным и необычным. Вы можете нарисовать, начертить процесс. В общем, делайте с ним все что хотите. Только обязательно объясните, почему вы выбрали именно такой способ работы, выражения. Объединитесь в группы по 2-3 человека и начинайте работать. Я даю вам 10 минут.

10. Хорошо, а обратили ли вы внимание на последнюю песенку в рассказе. Песенку, которую сочинила их маленькая дочь?

11. Как вы думаете, что она значит?

12. А теперь подумайте и представьте, что вам нужно прорекламировать творчество Шукшина. Придумайте рекламу или произведению, или творчеству в целом. Для этого объединитесь в группы по 4 человека. У вас на эту работу 10 минут. Но если кто-то будет готов раньше - пожалуйста.

Молодцы!

4. Заключение (10 минут):

Итак, к какому выводу мы пришли? В чем же своеобразие рассказов и героев Василия Макаровича Шукшина? Какие вопросы он поднимает?

Да, ребята, вы правы: Шукшин не выдумывал своего героя, он брал его из жизни. Василий Шукшин не идеализирует своих странных, “с чудинкой” героев. Но в каждом из них он находит то, что близко ему самому.

Деревенская проза Шукшина отличается глубоким исследованием русского национального характера. Самобытность этого писателя объясняется не только его талантом, но и тем, что он с любовью и уважением рассказал о своих земляках простую правду. Наверное, поэтому герой Шукшина оказался не только незнакомым, а отчасти и непонятным.

Нет с нами больше писателя - В.М.Шукшина. Но остались его книги, его мысли. И каждый его рассказ заставляет нас задуматься о серьезных проблемах современности, о жизни, о поведении человека, его поступках.

И вновь вспоминаются слова писателя: «Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвел в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совесть, доброту. Уверуй, что все было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания. Мы умели жить. Помни об этом. Будь человеком».

Хоронила Москва Шукшина,

Хоронила художника, то есть

Хоронила Москва мужика

И активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,

Недоступный отныне.

Он свою удивленную смерть

Предсказал всенародно в картине.

В каждом городе он лежал

На отвесных российских простынках.

Называлось - не кинозал -

Просто каждый пришел и простился.

Он сегодняшним дням - как двойник.

Когда зябко курил он чинарик,

Также зябла, подняв воротник,

Вся страна в поездах и на нарах.

Он хозяйственно понимал

Край, как дом, где березы и хвойники.

Занавесить бы черным Байкал,

Словно зеркало в доме покойника.

5. Подведение итогов урока (5 минут)

А теперь скажите, вам понравилась работа? Что именно понравилось? А чем вам работа не понравилась? Что бы вы изменили? Какие трудности возникали?

Спасибо за работу. Вы можете быть свободны. До свидания.

Писатель сумел выразить в своих произведениях мир современного человека, сложный, «запутанный» мир эпохи застоя.

Шукшин раскрывает и исследует в своих героях присущие русскому народу качества: честность, доброту, трудолюбие, совестливость. Но это мир, в котором лучшее вынуждено бороться за свое существование в человеческих душах с огромным «давлением» лицемерия, мещанства, равнодушия, лжи.

В рассказах Шукшина всегда чувствуется психологическая глубина, внутренний накал душевного состояния героя. Они невелики по объему, напоминают обычные, всем знакомые житейские сцены, случайно подслушанные обычные разговоры.

Проблему смысла жизни по-своему решают герои Шукшина. Они тоже

задаются вечными вопросами: зачем я родился, для чего живу? Но делают это как-то нелепо, неуклюже, опять же с точки зрения деревенской морали. Например, Алеша Бесконвойный в одноименном рассказе. Звали героя на самом деле Костей Валиковым – «Бесконвойным» его прозвали за неуправляемость характера, хотя слыл в колхозе работником старательным и трудолюбивым, не чурался никакой работы. Но в субботу и воскресенье ни под каким предлогом его нельзя было заставить работать. Суббота вообще для него был святой день – «в субботу он топил баню».

В этот день он размышлял о жизни, вспоминал прошлое, думал о будущем. Сам процесс подготовки бани вызывал у Бесконвойного чувство необычайной радости – душа звенела. Сначала колол дрова и таскал воду, потом по-особому, по-своему, растапливал каменку. Глядя на огонь, философствовал: «Два полена и то сгорают неодинаково, а вы хотите, чтоб люди прожили одинаково». Взволновало и открытие, которое совершил он, глядя на огонь: «Любая головешка, догорая, вспыхнет последним огнем – так и человек перед смертью горит желанием жить». И от этого немудреного открытия становилось спокойно на душе. Никто в деревне и не поверил бы, что Алеша серьезно вдумывался в жизнь, «что в ней за тайна, надо ли ее (жизнь) жалеть». Размышлял, правда, в пределах все тех же бытовых координат, в которых жил. О том, как дети вырастут, заведут свои семьи, будут приезжать к старикам в гости, а он будет гордиться ими. На все эти думы он отводил один субботний день, но это был его день, его личное пространство, войти в которое никому не было дано.

Писатель немало внимания уделяет нравственным и духовным ценностям человека. Поиск своего места в мире нередко сопровождается отторжением тех ценностей, которые были дороги человеку ранее. И это также является трагедией, ведь нравственная деградация человека сказывается не только на нем самом, но и на близких.
Шукшин много внимания уделял так называемой деревенской тематике. В своих произведениях он говорил о том, что крестьяне теряют те ценности, которые были дороги их предкам. Но взамен утраченного ничего не приобретают. Именно поэтому простой человек ударяется в пьянство, разгул. Отсутствие смысла жизни является тому причиной. В творчестве Шукшина затрагивается проблема судьбы. Например, судьбой простого человека, крестьянина, труженика, является труд. Это и обязанность, и одновременно смысл жизни. Оторванный от своих корней, труженик-крестьянин становится несчастным. Но жизнь простых людей отнюдь не печальна и беспросветна. Помимо труда в их жизни есть немало радостей. Возможно, на чей-то взгляд эти радости покажутся простыми и примитивными. Но для самих крестьян они значат очень много. Шукшин часто показывает, какое место в незатейливом быту крестьян занимают праздники.
Шукшин не щадит своих героев. Он подчас ставит их в самые неприятные ситуации. И читатель прекрасно понимает, что эти ситуации не придуманы, они реальны.

Творчество Шукшина первой половины 1960-х гг. - это попытка выразить «логику жизни» в нравственных исканиях конкретных героев; творчество последующих лет - интенция исправить «логику жизни» «логикой искусства» и тем самым помочь человеку. На этом пути писателя ждали многие трудности, разочарования и тупики.

Герои шукшинских рассказов – это в основном люди с неудовлетворенной духовной потребностью. Отсюда и их чудачества, иногда совсем невинные, а иной раз на грани нарушения закона и даже за этой гранью. Сам В. Шукшин постоянно сомневался, мучительно размышлял о нашей жизни, задавал бесконечные вопросы самому себе, часто не находя на них удовлетворительные ответы. И многие его герои похожи на его создателя: мятущиеся, нередко поступающие вопреки здравому смыслу, себе во вред. Но всегда писатель ценил в человеке искренность, прямоту, доброе начало. Даже в самом заблудшем человеке он хотел видеть что-то хорошее, возвышающее его над прозой жизни.

План I. Нравственные проблемы в рассказах писателя. II. Судьбы героев рассказов В. Шукшина. 1. Доброта и жалость – основные человеческие ценности шукшинских героев. 2. Отношения окружающих к поступкам «чудика» из одноименного рассказа. 3. Сила материнского сердца. III. Шукшин и его герои. Нам бы про душу не забыть. Нам бы немножко добрее быть… Мы один раз, уж так случилось, живем на земле. Ну так и будь ты повнимательнее друг к другу, подобрее. В. Шукшин Василий Шукшин – один из тех писателей, которые не просто нужны людям. Его произведения людям крайне необходимы. Произведения этого писателя привлекают остротой постановки извечной проблемы о смысле жизни. «Что с нами происходит?» – как бы хочет спросить В. Шукшин своими рассказами. Внешние события в произведениях В. Шукшина не являются главными. Сюжет у него – только повод, чтобы начать разговор. Чаще героями рассказов писателя выступают люди простые, но всегда неравнодушные. Они задумываются над основами бытия и все чаще обращаются к так называемым «вечным вопросам». Особое место среди человеческих ценностей у Шукшина занимает доброта. Он видел в способности сердца к добру самое дорогое богатство: «Если мы в чем-нибудь сильны и по-настоящему умны, так это в добром поступке». Шукшин считал, что жизнь будет прекрасной только тогда, когда люди будут делать добро, будут радовать друг друга. Так, в «Калине красной» изменения в душе главного героя Прокудина происходят только под влиянием силы «встречного добра». Шукшин верил, что «запасы добра» в человеческой душе безграничны. В рассказах В. Шукшина одно из ведущих мест занимают судьбы людей необычных, со сложными характерами, так называемых «чудиков». «Чудики» – это странные, мечтательные, простодушные люди, которые не могут и не хотят мириться с серой и скучной жизнью. Они стремятся освободиться от всего материального, низменного. Они ищут смысла жизни в чем-то возвышенном, прекрасном. Таков главный герой рассказа «Чудик». Автор настойчиво подчеркивает его чудаковатость, которая отличает героя от других, «правильных» людей. Этот прием помогает раскрыть лучшие человеческие качества Чудика: правдолюбие, совестливость, доброту. Рассказ построен в форме изложения событий, случившихся во время отпускной поездки Чудика «к брату на Урал». Разные истории, которые не были поняты другими, происходили с героем рассказа. Тем не менее, в этих эпизодах раскрываются прекрасные свойства души героя: честность, скромность, застенчивость, желание сделать добро людям. Но что же с нами происходит? Почему же многие люди не могут понять Чудика и считают его странным человеком? Неужели нельзя было простить чудачества главного героя и пожалеть его? Ведь когда, к примеру, он раскрашивал детскую коляску, то думал только о добром, о том, чтобы было красивее и лучше. А вот еще один «чудик» из рассказа «Материнское сердце». Витька Борзенков поехал в город продавать сало, чтобы заработать на свадьбу денег. А потом немного погулял. И когда украли деньги, решил отомстить, жестоко избив нескольких городских, в том числе и милиционера. Мать, узнав о беде, которая стряслась с ее сыном, пытается его оправдать. «Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем». Мать есть мать. Она готова все отдать ради своего сына. Только всегда ли ценят дети самопожертвование матерей, тепло и силу материнского сердца? Сам Василий Шукшин считал мать самым дорогим и близким человеком. Он унаследовал от своей матери редкий дар – сердечное тепло. А позже стремление к «празднику души» унаследовали и шукшинские герои. В последних своих работах В. Шукшин писал: «Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное, вся состоит из жалости… Отними-ка у нее жалость, оставь ей высшее образование, умение воспитывать, уважение… Оставь ей все, а отними жалость… Отчего народ поднимается весь в гневе, когда на пороге враг? Оттого, что всем жалко матерей, детей, родную землю». Герои шукшинских рассказов – это в основном люди с неудовлетворенной духовной потребностью. Отсюда и их чудачества, иногда совсем невинные, а иной раз на грани нарушения закона и даже за этой гранью. Сам В. Шукшин постоянно сомневался, мучительно размышлял о нашей жизни, задавал бесконечные вопросы самому себе, часто не находя на них удовлетворительные ответы. И многие его герои похожи на его создателя: мятущиеся, нередко поступающие вопреки здравому смыслу, себе во вред. Но всегда писатель ценил в человеке искренность, прямоту, доброе начало. Даже в самом заблудшем человеке он хотел видеть что-то хорошее, возвышающее его над прозой жизни.

2. «О смысле жизни»

Летом, в июле, Князев получил отпуск и поехал с семьей отдыхать в деревню. В деревне жили его тесть и теща, молчаливые жадные люди; Князев не любил их, но больше деваться некуда, поэтому он ездил к ним. Но всякий раз предупреждал жену, что в деревне он тоже будет работать - будет писать. Жене его, Алевтине, очень хотелось летом в деревню, она не ругалась и не ехидничала.

Пиши… Хоть запишись вовсе.

Вот так. Чтобы потом не было: «Опять за свое!» Чтобы этого не было.

Пиши, пиши, - говорила Алевтина грустно. Она больно переживала эту неистребимую, несгораемую страсть мужа - писать, писать и писать, чтобы навести порядок в государстве, ненавидела его за это, стыдилась, умоляла - брось! Ничего не помогало. Николай Николаевич сох над тетрадями, всюду с ними совался, ему говорили, что это глупость, бред, пытались отговорить… Много раз хотели отговорить, но все без толку.

У Князева в деревне были знакомые люди, и он, как приехали, пошел их навестить. И в первом же семействе встретил человека, какого и хотела постоянно встретить его неуемная душа. Приехал в то семейство - тоже отдохнуть - некто Сильченко, тоже зять, тоже горожанин и тоже несколько ушибленный общими вопросами. И они сразу сцепились.

Это произошло так.

Князев в хорошем, мирном расположении духа прошелся по деревне, понаблюдал, как возвращаются с работы домой «колхозники-совхозники» (он так называл сельских людей), поздоровался с двумя-тремя… Все спешили, поэтому никто с ним не остановился, только один попросил прийти глянуть телевизор.

Включишь - снег какой-то идет…

Ладно, потом как-нибудь, - пообещал Князев.

И вот пришел он в то семейство, где был Сильченко. Он там знал старика, с которым они говорили. То есть говорил обычно Князев, а старик слушал, он умел слушать, даже любил слушать. Слушал, кивал головой, иногда только удивлялся:

Ишь ты!.. - негромко говорил он. - Это сурьезно. Старик как раз был в ограде, и тот самый Сильченко тоже был в ограде, налаживали удочки.

А-а! - весело сказал старик. - Поудить нету желания? А то мы вот налаживаемся с Юрьем Викторовичем.

Не люблю, - сказал Князев. - Но посижу с вами на бережку.

Рыбалку не любите? - спросил Сильченко, худощавый мужчина таких же примерно лет, что и Князев, - около сорока. - Чего так?

Трата времени.

Сильченко посмотрел на Князева, отметил его нездешний облик - галстук, запонки с желтыми кружочками… Сказал снисходительно:

Отдых есть отдых, не все ли равно, как тратить время.

Существует активный отдых, - отбил Князев эту нелепую попытку учить его, - и пассивный. Активный предполагает вместе с отдыхом какое-нибудь целесообразное мероприятие.

От этих мероприятий и так голова кругом идет, - посмеялся Сильченко.

Я говорю не об «этих мероприятиях», а о целесообразных, - подчеркнул Князев. И посмотрел на Сильченко твердо и спокойно. - Улавливаете разницу?

Сильченке тоже не понравилось, что с ним поучительно разговаривают… Он тоже был человек с мыслями.

Нет, не улавливаю, объяснитесь, сделайте милость.

Вы кто по профессии?

Какое это имеет значение?

Ну все же…

Художник-гример.

Тут Князев вовсе осмелел; синие глаза его загорелись веселым насмешливым огнем; он стал нахально-снисходителен.

Вы в курсе дела, как насыпаются могильные курганы? - спросил он. Чувствовалось удовольствие, с каким он подступает к изложению своих мыслей.

Сильченко никак не ждал этих курганов, он недоумевал.

При чем здесь курганы?

Вы видели когда-нибудь, как их насыпают?

А вы видели?

Ну, в кино-то видели же!

Ну… допустим.

Представление имеете. Я хочу, чтобы вы вызвали умственным взглядом эту картину: как насыпают курган. Идут люди, один за одним, каждый берет горсть земли и бросает. Сперва засыпается яма, потом начинает расти холм… Представили?

Допустим.

Князев все больше воодушевлялся - это были дорогие минуты в его жизни: есть перед глазами слушатель, который хоть ерепенится, но внимает.

Обрати тогда внимание вот на что: на несоответствие величины холма и горстки земли. Что же случилось? Ведь вот - горсть земли, - Князев показал ладонь, сложенную горстью, - а с другой стороны - холм. Что же случилось? Чудо? Никаких чудес: накопление количества. Так создавались государства - от Урарту до современных суперов. Понятно? Что может сделать слабая человеческая рука?.. - Князев огляделся, ему на глаза попалась удочка, он взял ее из рук старика и показал обоим. - Удочка. Вот тоже произведение рук человеческих - удочка. Верно? - он вернул удочку старику. - Это - когда один человек. Но когда они беспрерывно идут друг за другом и бросают по горстке земли - образуется холм. Удочка - и холм, - Князев победно смотрел на Сильченко и на старика тоже, но больше на Сильченко. - Улавливаете?

Не улавливаю, - сказал Сильченко вызывающе. Его эта победность Князева раздражала. - При чем здесь одно и при чем другое? Мы заговорили, как провести свободное время… Я высказал мысль, что чем бы ты ни занимался, но если тебе это нравится, значит, ты отдохнул хорошо.

Бред, галиматья, - сурово и весело сказал Князев. - Рассуждение на уровне каменного века. Как только вы начинаете так рассуждать, вы тем самым автоматически выходите из той беспрерывной цепи человечества, которая идет и накопляет количество. Я же вам дал очень наглядный пример: как насыпается холм! - Князев хоть был возбужден, но был и терпелив. - Вот представьте себе: все прошли и бросили по горстке земли… А вы - не бросили! Тогда я вас спрашиваю: в чем смысл вашей жизни?

Чепуха какая-то. Вот уж действительно галиматья-то. Какой холм? Я вам говорю, вот я приехал отдохнуть… На природу. Мне нравится рыбачить… вот я и буду рыбачить. В чем дело?

И я тоже приехал отдохнуть.

Ну и что, холм, что ли, будете насыпать здесь?

Князев посмеялся снисходительно, но уже и не очень терпеливо, зло.

То нам непонятно, когда мыслят категориями, то не устраивает… Такой уж наглядный пример! - самому Князеву этот пример с холмом, как видно, очень нравился, он наскочил на него случайно и радовался ему, его простоте и разительной наглядности. - В чем смысл нашей жизни вообще? - спросил он прямо.

Это - кому как, - уклонился Сильченко.

Нет, нет, вы ответьте: в чем всеобщий смысл жизни? - Князев подождал ответа, но нетерпение уже целиком овладело им. - Во всеобщей же государственности. Процветает государство - процветаем и мы. Так? Так или не так?

Сильченко пожал плечами… Но согласился - пока, в ожидании, куда затем стрельнет мысль Князева.

Ну, так…

Так. Образно говоря опять же, мы все несем на своих плечах известный груз… Вот представьте себе, - еще больше заволновался Князев от нового наглядного примера, - мы втроем - я, вы, дедушка - несем бревно. Несем - нам его нужно пронести сто метров. Мы пронесли пятьдесят метров, вдруг вы бросаете нести и отходите в сторону. И говорите: «У меня отпуск, я отдыхаю».

Так что же, отпусков не нужно, что ли? - заволновался Сильченко. - Это же тоже бред сивой кобылы.

В данном конкретном случае отпуск возможен, когда мы это бревешко пронесем положенных сто метров и сбросим - тогда отдыхайте.

Не понимаю, чего вы хотите сказать, - сердито заговорил Сильченко. - То холм, то бревно какое-то… Вы приехали отдыхать?

Приехал отдыхать.

Что же, значит, бросил бревно по дороге? Или как… по-вашему-то?

Князев некоторое время смотрел на Сильченко проникновенно и строго.

Вы что, нарочно, что ли, не понимаете?

Да я серьезно не понимаю! Глупость какая-то, бред!.. Бестолочь какая-то! - Сильченко чего-то нервничал и потому говорил много лишнего. - Ну полная же бестолочь!.. Ну, честное слово, ничего же понять нельзя. Ты понимаешь что-нибудь, дед?

Старик с интересом слушал эту умную перепалку. С вопросом его застали врасплох.

А? - встрепенулся он.

Ты понимаешь хоть что-нибудь, что этот… товарищ молотит здесь?

Я слушаю, - сказал дед неопределенно.

А я ничего не понимаю. Ни-чего не понимаю!

Да вы спокойней, спокойней, - снисходительно и недобро посоветовал Князев. - Успокойтесь. Зачем же нервничать-то?

А зачем тут чепуху-то пороть?!

Да ведь вы даже не вошли в суть дела, а уже - чепуха. Да почему же… Когда же мы научимся рассуждать-то логически!

Да вы сами-то…

Раз не понял, значит, - чепуха, бред. Ве-ли-ко-леп-ная логика! Сколько же мы так отмахиваться-то будем!

Хорошо, - взял себя в руки Сильченко. И даже присел на дедов верстак. - Ну-ка, ясно, просто, точно - что вы хотите сказать? Нормальным русским языком. Так?

Вы где живете? - спросил Князев.

В Томске.

Нет, шире… В целом, - Князев широко показал руками.

Не понимаю. Ну, не понимаю! - стал опять нервничать Сильченко. - В каком «в целом»? В чем это? Где?

В государстве живете, - продолжал Князев. - В чем лежат ваши главные интересы? С чем они совпадают?

Не знаю.

С государственными интересами. Ваши интересы совпадают с государственными интересами. Сейчас я понятно говорю?

Ну, ну, ну?

В чем же тогда ваш смысл жизни?

Ну, ну, ну?

Да не «ну», а уже нужна черта: в чем смысл жизни каждого гражданина?

Ну, в чем?.. Чтобы работать, быть честным, - стал перечислять Сильченко, - защищать Родину, когда потребуется…

Князев согласно кивал головой. Но ждал чего-то еще, а чего, Сильченко никак не мог опять уловить.

Это все правильно, - сказал Князев. - Но это все - ответвления. В чем главный смысл? Где главный, так сказать, ствол?

Я вас спрашиваю.

А я не знаю. Ну, не знаю, что хошь делай! Ты просто дурак! Долбо… - и Сильченко матерно выругался. И вскочил с верстака. - Чего тебе от меня надо?! - закричал он. - Чего?! Ты можешь прямо сказать? Или я тебя попру отсюда поленом!.. Дурак ты! Дубина!..

Князеву уже приходилось попадать на таких вот нервных. Он не испугался самого этого психопата, но испугался, что сейчас сбегутся люди, будут таращить глаза, будут… Тьфу!

Тихо, тихо, тихо, - сказал он, отступая назад. И грустно, и безнадежно смотрел на неврастеника-гримера. - Зачем же так? Зачем кричать-то?

Чего вам от меня надо?! - все кричал Сильченко. - Чего?

Из дома на крыльцо вышли люди…

Князев повернулся и пошел вон из ограды.

Сильченко еще что-то кричал вслед ему.

Князев не оглядывался, шел скорым шагом, и в глазах его была грусть и боль.

Хамло, - сказал он негромко. - Ну и хамло же… Разинул пасть, - помолчал и еще проговорил горько: - Мы не поймем - нам не треба. Мы лучше орать будем. Вот же хамло!

На другой день, поутру к Нехорошевым (тесть Князева) пришел здешний председатель сельсовета. Старики Нехорошевы и Князев с женой завтракали.

Приятного аппетита, - сказал председатель. И посмотрел внимательно на Князева. - С приездом вас.

Спасибо, - ответил Князев. У него сжалось сердце от дурного предчувствия. - С нами… не желаете?

Нет, я позавтракал, - председатель присел на лавку. И опять посмотрел на Князева.

Князев окончательно понял: это по его душу. Вылез из-за стола и пошел на улицу. Через минуту-две за ним вышел и председатель.

Слушаю, - сказал Князев. И усмехнулся тоскливо.

Что там у вас случилось-то? - спросил председатель. Один раз (в прошлом году, летом тоже) председатель уже разбирал нечто подобное. Тогда на Князева тоже пожаловались, что он - «пропагандирует». - Опять мне чего-то там рассказывают…

А что рассказывать-то?! - воскликнул Князев. - Боже мой! Что там рассказывать-то! Хотел внушить товарищу… более ясное представление…

Да что должен-то? Что я?.. Не понимаю, ей-богу, что я сделал? Хотел просто объяснить ему… а он заорал, как дурной. Я не знаю… Он нормальный, этот Сильченко?

Товарищ Князев…

Ну, хорошо, хорошо. Хорошо! - Князев нервно сплюнул. - Больше не буду Черт с ними, как хотят, так и пусть живут. Но, боже ж мой!.. - опять изумился он. - Что я такого ему сказал?! Наводил на мысль, чтобы он отчетливее понимал свои задачи в жизни!.. Что тут такого?

Человек отдыхать приехал… Зачем его тревожить. Не надо. Не надо, товарищ Князев, прошу вас.

Хорошо, хорошо. Пусть, как хотят… Ведь он же гример!

Я хотел его подвести к мысли, чтобы он выступил в клубе, рассказал про свою работу…

Да интересно же! Я бы сам с удовольствием послушал. Он же, наверно, артистов гримирует… Про артистов бы рассказал.

А при чем тут… жизненные задачи?

Он бы сделал полезное дело! Я с того и начал вчера: идет вереница людей, каждый берет горсть земли и бросает - образуется холм. Холм тире целесообразное государство. Если допустим, что смысл жизни каждого гражданина в том, чтобы, образно говоря…

Товарищ Князев, - перебил председатель, - мне сейчас некогда: у меня в девять совещание… Я как-нибудь вас с удовольствием послушаю. Но еще раз хочу попросить…

Хорошо, хорошо, - торопливо, грустно сказал Князев. - Идите на совещание. До свиданья. Я не нуждаюсь в вашем слушанье.

Председатель удивился, но ничего не сказал, пошел на совещание.

Князев глядел вслед ему… И проговорил негромко, как он имел привычку говорить про себя:

Он с удовольствием послушает! Обрадовал… Иди заседай! Штаны протрете на ваших заседаниях, заседатели. Одолжение он сделает - послушает…

Сочинение

Каждый, кто писал и говорил о творчестве Василия Шукшина, не мог без удивления и какого-то чувства растерянности не сказать о его почти невероятной разносторонности.

Шукшин-кинематографист органически проникает в Шукшина-писателя, его проза зрима, его фильм литературен в лучшем смысле слова, его нельзя воспринимать \"по разделам\"; читая его книги, мы видим автора на экране, а глядя на экран, вспоминаем его прозу.

Это слияние самых разных качеств и дарований не только в целое, но и в очень определенное, вполне законченное, радует и удивляет нас сегодня, будет радовать и удивлять всегда.

Шукшин принадлежал русскому искусству в той его традиции, в силу которой художник не то чтобы унижал себя, но не замечал себя самого перед лицом проблемы, которую он поднимал в своем произведении, перед лицом того предмета, который становился для него предметом искусства.

Шукшину была не только не свойственна, но и противопоказана всякая демонстрация себя, всякое указание на себя, хотя кому-кому, а ему было что продемонстрировать. Именно это отношение к себе сделало его незабываемым для других.

Последние годы жизни Шукшина были таким периодом, когда все, что его окружало, становилось для него предметом искусства - касалось ли это ссоры с вахтером в больнице или изучения биографии и деяний Степана Разина.

Одно можно сказать: жить среди людей, происшествий, впечатлений, каждое из которых требует своего, причем законного места в искусстве, каждое из которых, расталкивая все другое, рвется через тебя на бумагу, на сцену, на экран, настоятельно требуя и ропща,- это очень трудно.

Вот киноповесть В. Шукшина \"Калина красная\", написанная в 1973 году. Главным героем является Егор Прокудин. Егор непоследователен: то он умиленно-лиричен и обнимает одну за другой березки, то груб, то ершист, то забулдыга, любитель попоек, то добряк, то бандит. И вот уже иных критиков очень смутила эта непоследовательность, и они приняли ее за отсутствие характера и \"правды жизни\".

Критика не сразу заметила, что такой образ до сих пор не удавалось, пожалуй, создать никому - ни одному писателю, ни одному режиссеру, ни одному актеру, а Шукшину потому это и удалось, что он - Шукшин, пронзительно видевший вокруг себя людей, их судьбы, их жизненные перипетии, потому что он и писатель, и режиссер, и актер в одном лице.

Непоследовательность Прокудина вовсе не так уж проста, стихийна и ничем не обусловлена, она отнюдь не пустое место и не отсутствие характера.

Прокудин ведь последовательно непоследователен, а это уже нечто другое. Это уже логика. Его логика - не наша логика, она не может, а наверное, и не должна быть нами принята и разделена, но это вовсе не значит, что ее нет, что она не в состоянии открыться и быть понята.

Не быстро и не тихо, а ровным шагом Егор двигается по только что вспаханной им пашне навстречу своей смерти.

Идет, зная, к чему идет.

Идет, сначала отправив прочь своего подручного на пахоте, чтобы тот не был свидетелем того, что сейчас неминуемо произойдет, чтобы человеку, к судьбе Прокудина никак не причастному, не грозила какая-то опасность, какие-то неприятности свидетеля.

Звучно и продолжительно раздаются удары кирзовых сапог Прокудина по деревянным мосткам, когда он выходит из тюрьмы на волю, но вот он почти неслышно, но в таком же ритме шагает по пашне с воли в свою смерть, и круг замыкается, и нам все становится ясным.

Тут-то мы и понимаем, что этот человек только так и должен был поступить - в этом заговорила вся предыдущая его непоследовательность.

Прокудин ни жалости, ни любви, ни покровительства, ни помощи - ничего он от нас не принял бы, а вот наше понимание ему необходимо. Необходимо по-своему - он ведь все время этому пониманию сопротивляется, недаром он и был столь непоследователен и выкидывал коленца. Но все это потому, что наше понимание было ему необходимо.

И тут же невольно начинаешь думать, что Прокудин дает нам понимание не только самого себя, но и своего художника - Василия Шукшина.

Время не стоит на месте, и родившиеся в год смерти Шукшина сегодня становятся его читателями. Для них он - имя классического ряда. Но годы, что миновали после его кончины, ничуть не стерли исконного смысла слов, которые он писал с большой буквы: Народ, Правда, живая Жизнь.