Происхождение имени человека: история возникновения, виды по происхождению. Происхождение имен на руси Современные имена в России

Доброго времени суток, Надежда Михайловна! С удовольствием познакомилась с Вашим ресурсом! Тема урока актуальна, познавательна, социально направлена, ориентирована на перспективу. Всегда задаюсь вопросом: "Как знания, умения, полученные на уроке, могут пригодиться школьнику в повседневной жизни?" После ознакомления с данным ресурсом у меня такого вопроса не возникло, т.к. урок ориентирован на зону ближайшего развития. Не скрою,я сама систематизировала и расширила знания и представления по данной тематике. Цель, которая поставлена, в полной мере определила логику изучения содержания материала и характер взаимодействия учителя с учениками. Выдержаны этапы урока, в ходе которых формулировались проблемы и способы их решения, развивалось умение работать по плану, умение делать выводы. Прекрасно организовано действие учащихся по принятию цели урока. Были использованы словесно-наглядные, практические, частично-поисковые методы обучения, которые способствовали мотивации, обеспечивали диалог в обучении. Понравился этап актуализации знаний через деятельность с лентой времени. Подобран интересный литературный ряд: с глубоким содержанием и смыслом загадки про имя, отрывок из "Одиссеи" Гомера (здорово, что уже третьеклассники знакомятся с таким серьезным произведением), "Святцы", "Конвенция о правах ребенка", "Толковый словарь русского языка" С.И. Ожегова, рассказ Л. Успенского "Тяжелый случай" (хорошо, что читается подготовленным учеником - это придало правильный эмоциональный настрой для принятия идеи рассказа), который определенно смотивировал на изучение темы. Этап открытия нового знания представлен в виде мини-исследований в группах. Такая форма организации познавательной деятельности способствует обеспечению сотрудничества между учащимися, включению каждого ученика в деятельность по достижению цели. Информация для исследований представлена ёмкая, содержательная, что на мой взгляд, оправданно. Это и элемент опережающего обучения, и обучение на высоком теоретическом уровне. Дети должны сталкиваться с трудностью, уметь извлекать нужную информацию, обобщать её. Учитель предлагает домашнее задание на выбор - это позволит отрефлексировать свою педагогическую деятельность на данном занятии. На уроке прослеживается воспитание у детей самоконтроля за своей деятельностью, дети учатся рефлексировать свои действия. Однако, мне кажется, что прием задавания одних и тех же вопросов каждому ученику не совсем удачный. Дети понимают какой ответ необходим и приспосабливаются - выдают тот, который, как они думают, от них хотят услышать. Много рефлексивных приемов описано в литературе, я бы посоветовала воспользоваться приемом незаконченного предложения, "Синквейн", "Кластер", различными символами и только на добровольной основе. Согласна с коллегами, меня тоже смутил этап мотивации - он смотивировал ребят, но скорее посредством принуждения. Впечатлила презентация - интерактивная, качественная, стильная, которая послужила прекрасным дополнением к уроку. Беру себе на заметку этап выхода на новую тему - учитель грамотно подвел детей к изучению следующей темы; это, безусловно, смотивирует некоторых ребят на подготовительную работу к уроку - кто-то обязательно захочет узнать информацию о своей или других фамилиях.
Урок получился продуктивным! Все подобранные задания способствуют достижению поставленной цели и соответствуют содержанию учебного материала. Надежда Михайловна, спасибо за ресурс! Беру его в свою копилку и посоветую коллегам. Ресурс будет актуален на уроках окружающего мира других УМК, также на уроках литературного чтения, русского языка, кружках исторической, краеведческой направленности.
Желаю Вам дальнейших творческих успехов! C уважением, Наталья Витальевна

Инструкция

Имена появились тогда, когда люди стали издавать крики и прочие звуки, чтобы идентифицировать себя. У каждого человека был обозначающий его звук. Более сложные слова стали использовать позднее, когда все племя или семья выбирали человеку имя, или человек выбирал его сам. Имена менялись по мере взросления людей. Это сопровождалось специальными ритуалами и церемониями.

Фамилии впервые появились в Китае около 2850 года до н.э. согласно императорскому декрету. У китайцев в полном имени обычно три слова, при этом на первом месте стоит фамилия. Второе имя называют именем поколения. Оно выбирается всей семьей из стихотворения. На последнем месте стоит собственно имя.

Древние римляне использовали только одно имя, чтобы называть человека. Затем они переключились на три составляющих, потом снова на одну. Во времена Юлия Цезаря использовалось три слова в имени: Гай Юлий Цезарь, Марк Лициний Красс.

В в Европе стали использовать в полном имени человека фамилию. Это было особенного актуально для людей высших сословий, которым было важно отличаться от остальных членов общества.

Люди благородных кровей передавали свои фамилии младшим поколениям. Впервые эта традиция зародилась в Италии, а затем распространилась по всей Европе.

Фамилии были разного происхождения. Одни происходили от названий городов, другие от названия рода занятий, третьи от наименований животных, четвертые заимствовались у предыдущих поколений. У англосаксонцев, например, такие фамилии давались по имени отца. Так, фамилия Johnson означала «сын Джона», O’Rourke означало «сын Рурка».

Последними обычай использовать фамилии переняли евреи. Очень часто еврейские кланы жили по-отдельности, и фамилии им просто не требовались. У Иисуса Христа также не было фамилии. Христос, как многие ошибочно полагают, - не фамилия, а своего рода звание. Христос означает «тот, кто находится в единстве с Богом и предстает как учитель».

Но в 1800 году появились законы, требующие от каждой еврейской семьи наличия фамилии. Тогда евреи стали выбирать приятно звучащие фамилии: Голдберг («золотая гора»), Розенталь («долина роз»), или библейские имена: Вениамин, Леви.

Русские фамилии тоже появились не сразу. Во времена князя Игоря (12 век) фамилий не было. Знаменитого полководца называли просто по имени Игорь или по имени-отчеству Игорь Святославлевич. Хотя он относился к роду Рюриковичей, фамилией Рюрикович считать нельзя. Это обращение по имени родоначальника, каковым был Рюрик. Такое обращение можно прочитать и в Библии: «сын Иосифов, Илиев», не более, чем упоминание об отце или ином предке, что-то наподобие отчества. Словосочетание Иван Грозный – тоже не имя с фамилией, так как Грозный – скорее прозвище. Русским правителям до определенных пор народ давал разного рода прозвища. У династии Романовых, напротив, фамилия была.

На Руси имянаречение младенца не было делом простым и обыденным. Когда родители давали новорожденному имя, они буквально «прописывали» его судьбу. По этой причине к выбору имени относились очень серьезно и скрупулезно. Мать и отец хотели счастья своему ребенку, поэтому подыскивали имя, которое уберегло бы его от болезней, несчастий и даже преждевременной смерти.

Традиции имянаречения и прямое имя

Обычно в русских семьях малышу давали по нескольку имен. Одно из них считалось прямым, то есть данным при рождении. Им мать называла только что рожденное дитя, исходя из своих ожиданий или пожеланий сыну/дочери. Древнерусские прямые имена звучали красиво и очень содержательно: Ждан (долгожданный, трепетно ожидаемый ребенок), Любава (любимая, дорогая дочь), Любим (любимый ребенок), Смеяна (радостная, смеющаяся девочка), Голуб (кроткий, как голубок) и пр.

Старинные имена очень часто состояли из двух частей, каждая из которых выражала определенное понятие. Например: Святополк (святой полк, священное воинство), Владимир (владеющий миром), Радогост (рад гостям, гостеприимный), Болемысл (радеющий за познание, любознательный, мудрый) и пр. Если малыши в семье часто умирали, родители выбирали новорожденному старинное или какое-то достаточно редкое имя (Адам, Гордей, Ева и пр.). Для защиты ребенка ему нередко давали имя дедушки или бабушки, проживших долгую жизнь.

Если же в семье росло многочисленное и к тому же здоровое потомство, родители могли особо не заботиться о выборе очередного имени для новорожденного. Детей нередко называли по порядку рождения, характеру, а то и просто по времени года или погоде на улице. Среди таких древнерусских имен можно упомянуть следующие: Май (рожденные в месяце мае), Пискун (крикливый, голосистый младенец), Неждан (незапланированный ребенок), Шестой (по порядку рождения шестой в семье малыш), Мороз (рожденный в сильный мороз) и пр.

Крестильное имя

После принятия Русью христианства прямое имя, данное при рождении, стало считаться временным. После обряда крещения младенец получал свое второе – крестильное – имя. Традиционно его выбирали по календарю христианских праздников и собственно наименованию святого, в день которого происходило крещение малыша в церкви.

Так на Руси появились дети с именами греческого происхождения: Агафья (в переводе с греческого означает «добрая»), Дмитрий (от имени древнегреческой богини плодородия Деметры), Евдоким («славный»), Ефросинья («радость»), Ирина («мирная», «спокойная»), Ксения («гостеприимная»), Макар («благословенный»), Пантелеймон («милостивый»), Поликарп («плодородный») и др. Отсюда пошла традиция называть детей двойными именами. Например, Владимир-Георгий («Владимир» – старославянское имя, «Георгий» – греческого происхождения).

Защитное имя

Но и на двух – прямом и крестильном - именах для ребенка на Руси не останавливались. Существовало еще и третье имя – защитное. Оно считалось «публичным» и было призвано защищать человека от сглаза, порчи и зависти злых сил. Если мать при рождении малыша называла его нежно Жданом, под этим именем его знали в кругу семьи, но называли так очень редко.

При посторонних ребенка прозывали как-то смешно, иногда даже уничижительно, чтобы не вызывать зависти. Защитных имен было множество и практически все они имени негативный оттенок. Например: Погорелец, Толстой, Тетеря, Хромой, Кудря, Репа, Шило, Висло, Некрас, Злоба и пр.

У славян существовал очень древний обряд, при котором малышу давали защитное имя. Ребенка, названного при рождении «Жданом», отец выносил из избы. Затем он заносил сына назад, и с этих пор малыша при людях именовали «Гнилозубом» или «Кудрей". Так родители защищали свою кровинку от несчастий, болезней и других бед.

Происхождение имен уходит своими корнями в глубокую древность и покрыто слоем разных легенд. Точного времени, когда начали выделять группу «имена собственные», не известно, но уже в III веке до нашей эры философ Хрисипп относил их к отдельной группе слов.

Представьте то время, когда люди жили в пещерах, вели совместное хозяйство, ничего не знали о медицине и мире вне своих поселений. Когда человек только начал давать название окружающим его вещам, удивлялся и изучал природу бытия.

Первые имена не были придуманы специально для обозначения конкретного человека, люди использовали для этого различные слова: названия животных, природных явлений, растений, времен года, небесных тел, богов и т. д. (Ива, Река, Волк, Дождь). Но древние загадочные имена довольно часто давались людям, исходя: из черт характера, внешности, образа жизни, особенностей, поведения и т. п. (Нос, Говорун, Блуждалец). Так, самый высокий человек в поселении мог зваться – Скала, а самый тихий – Мышь.

Люди еще в древности стали понимать, что имя, данное человеку, может влиять на его судьбу различным образом. Тогда они начали выбирать имена, которые обозначали бы что-то хорошее. В африканских и индейских племенах детей называли так, чтобы имя звучало отталкивающе, отпугивая злых духов и нечисть.

Также в истории довольно частым было явление, когда у ребенка было два имени: одно знали только он и родители, а другое – общее, которым могли называть все.

Мало кто знает, что в Китае ребенок получал свое первое имя при рождении, второе – когда поступал в школу, а третье (взрослое) – после совершеннолетия.

В древней Греции родители именовали младенцев в честь героев, богов и важных лиц в истории. Они верили, что тогда ребенок унаследует их величие, силу и те качества, которыми обладали герои. Но люди, называя ребенка как одного из богов, часто боялись всевышнего. Поэтому для каждодневного обращения к богам они употребляли разнообразные эпитеты, от которых произошли некоторые известные нам имена: Александр – «защитник», Виктор – «победитель», Лавр – «в честь Марса», носящего лавровую ветвь, или же Стефан, в славянских языках превратившийся в Степана, что значит «увенчанный», поскольку многие боги носили венки.

Иногда все же детей назвали так же, как и богов, но не главных, а второстепенных: Аврора, Муза. Суеверные язычники надеялись на то, что лучшие качества и способности этих богов перейдут к их ребенку вместе с именем. И, возможно, надеялись, что боги даже принесут дар их семье в виде хорошего урожая или крепкого здоровья.

История происхождения имен не всегда такая простая, какой кажется. Мы не всегда знаем откуда произошло то или иное имя. Даже если сами являемся его носителями.

Многие думают, будто такие имена, как: Мария (Маша), Иван (Ваня) являются исконно русскими. Это заблуждение, ведь они, как и многие другие, привычные слуху, пришли из других языков и народов.

Среди широко используемых имен много тех, которые имеют греческие, скандинавские, еврейские, латинские и другие корни.

После принятия христианства и ухода язычества в нашу культуру стало проникать все больше иностранных имен, имеющих глубокое значение: Никита – «победитель», Алексей – «защитник», Елена – «светлая», Евгений – «благородный» и так далее.

Возможно, мы считаем их исконно русскими, так как они часто употребляются в фольклоре, сказках и легендах, знакомых нам с детства.

Но есть и большое разнообразие исконно русских имен, дошедших до сегодняшнего времени: Людмила – «милая людям», Ярослав – «славящий Ярилу», Владимир – «владеющий миром», Всеволод – «владеющий всем», Злата – «золотая» и еще огромное количество таких примеров можно найти, изучив историю Руси. Сегодня эти имена вновь приобретают популярность, ведь многие хотят вернуться к аутентичности семейных ценностей и истории своего народа.

Интересно и важно знать, что люди со странными или очень смешными именами чаще остальных страдают разнообразными психическими заболеваниями.

Помните: всегда будет полезно выяснить происхождение, значение и тайный смысл прозвания. Знание исторических имен, возможно, поможет понять себя самого немного лучше. Вы будете знать, на что способны, а, главное, сможете подобрать имя с хорошей историей для своего ребенка. Не стоит забывать, что назвав ребенка, вы наделяете его определенными качествами, поэтому следует внимательно подходить к выбору имени и разобраться, откуда оно произошло.


Как и когда появились имена людей?
Как получилось, что когда-то некоторых девочек называли Дорогой, Субботой или Досадой, а мальчиков - Орлом, Волком или даже… Бараньей головой?
Как мы узнаем, что имя Петр означает «камень», Клавдия - «хромая», а Филипп - «любитель коней»?
Что означають имена Чипка, Педа и фамилии Гриневич, Ящук, Мацько? Когда людям давали фамилии принудительно?
Чье имя … «расстреляли»?

Имя… Оно стало Верном другом человека. В бесконечном ряде живых существ Человек наделен правом: он, только он, имеет право выбирать имена - себе, детям своим, всему тому, что его окружает, городам, селам, животным, растениям, планетам, частицам атома. Как свидетельствует Ветхий завет, даже всемогущий Бог, за один день вылепил из глины животных и птиц, но не осмелился дать им названий, а привел их к человеку, чтобы увидеть, как он их назовет. Так что, дать имя не такое уже и легкое дело. Поэтому и не удивительно, что история человеческого имени прошла очень трудный путь.

Наши далекие предки все имена людей, животных, растений, гор, рек, небесных тел, очевидно, считали именами собственными, похожими на наши нынешние названия. (Недаром же в некоторых языках, например, в немецком, кроме давнего, и сейчас все существительные имена пишутся с большой буквы). Наши предки могли легко выбирать из окружающего их мира различные названия, которые им заменяли имя, фамилию и отчество: Камень, Дуб, Орел, Медведь, Лось, Олень, Лето, Зима и т.д. Странный выбор Вы скажете. Конечно, сегодня он кажется странным. Но в те давние времена он был вполне нормальным.

Однако выбирали родители-язычники имена для своих детей не просто так. Они - люди, что верили в заклинания, в талисманы, всегда старались выбрать из тысячи названий и имен одно, наиболее подходящее для ребенка. Именно то, которое будет помогать, их детям стать счастливыми, оберегало бы от злых духов, и было бы примером в их жизни.

Одними из первых таких имен, очевидно, были имена - целые фразеологизмы, предложения-пожелания, предложения-заклинания. Такие имена уже много тысяч лет назад имели, скажем, давние шумеры (Енму-дугга - мой господин (будь) добр), семитские народности (Небу-булит - о небо, дай мне жизнь). Такие имена имеют и таджики (Кизлярбас - хватит, не надо (больше) девочек). Немало таких имен было и у древних славян. Отголосок таких имен ощущается и сейчас (Богдан - богом данный (сын), Дзедумила - дедушке милая, Станислав - приказ: «Стань славным!» и т.д.).

Стремление «наградить» ребенка именем-талисманом воспитывало у наших предков всего мира уважение к сильным животным. Родители считали, что вместе с именем на ребенка «перейдет» выносливость и смелость зверя. На Востоке издавна таким названием было имя Лев, а у нас - Волк. Последним называли своих детей: сербы (Вук), поляки (Вильк), немцы (Вольф), румыны (Лупул), Восточные славяне (Вовк, Волк). Об этом свидетельствуют и нынешние имена (Вук Караджич, Вольфганг), это имя Гете поляки когда-то даже перевели как Вильколаз (т.е. Волкоход).

Рубрики:

В католических странах, например, в Польше, младенец в день крещения получал не одно, а два, три и даже больше имен. В некоторых странах, например, в Испании и Португалии, количество имен ребенка зависит от социального положения или титула родителей. Обычному дворянину-идальго позволено там иметь шесть имен, дворянам-грандам – двенадцать, а более высоким сановникам – сколько хочет. Даже жена известного художника Гои официально подписывалась такими (и это еще не все) именами: Мария дель Пилар-Тереза-Катаена-Фелиция-Луиза-Каталина-Антонина-Изабелла; но в жизни ее называли просто Катаена. Еще больше имен имеют японцы.

Много нового в наши имена внес 1917-й год и первые пятилетки социалистического строительства. Родились новые имена, иногда очень странные (Трактор, Сталь, Идея, Иртыш и т.д.). Иногда появлялись имена, связанные с какими-то событиями, произошедшими в стране, например, славные полеты Валерия Чкалова и героические подвиги космонавтов умножили в тот час рождения Юриев, Германов, Валентин.…Какая-то польская мама в 1966 году назвала свою дочь именем…Гагаринка.

Иногда рой новых имен появлялся после выхода какого-то интересного фильма, книжки или спектакля. Как-то, например, В Перми после постановки оперы «Аида» в свидетельствах о рождении очень много появилось имен Аид.

Очень часто на появление новых имен, не типичных для определенного народа, влияет мода. В 19 веке появилась мода на иностранные имена, которые выбирались из французских, английских и немецких журналов. Именно от сюда к нам пришли имена: Эльвира, Улиса, Эвелина, Луиза, Пальмира, Жанетта, Эмилия, Лала, Стела, Эдуард, Ричард, Альбина, Жоржета и др.

Эта мода не прошла и теперь. На Урале, в Свердловске в прошлом веке было зафиксировано имя Пегас. Некоторые эти имена прижились благодаря прежнему носителю этого имени. Например, фамилия Пушкин (т.е. сын отца, фамилия которого была Пушка) в свое время считалась простой и непонятной. Но вот появился гениальный творец «Евгения Онегина» и фамилия зазвучала по-новому.

Бывает и наоборот. Например, хорошее значение и звуковая форма в имени Пульхерия (прекрасная) или Евдокия (добрая, счастливая) совсем вышли из моды и практически не встречаются.

Ответить С цитатой В цитатник