Путешествие в мир красоты природы, поэзии и музыки. «Природа в музыке. Романс» план-конспект занятия (2 класс) на тему Какие есть романсы о природе 3

Тема урока: «Природа в музыке. Романс»

Цель: помочь обуч-ся воспринимать красоту природы через музыкальные образы романсов.

Задачи:

  1. познакомить школьников с понятиями «романс», отличиями романса от песни, закрепить знания понятий «аккомпанемент, мелодия»;
  2. развивать умение анализировать музыкальное произведение, способность вслушиваться и сравнивать образы и характер произведений; развивать певческие навыки;
  3. Воспитывать эмоциональный отклик на музыку, любовь к родной природе, интерес к национальной музыкальной культуре.

Оборудование: фортепиано, компьютер.

Музыкальный репертуар: М.И. Глинка «Жаворонок», С.В. Рахманинов «Весенние воды»,

Ход урока

  1. Орг. момент. Приветствие.
  2. Введение в тему урока.

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг –

Небо светло-голубое, солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Птичка в небе пропевает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это всё вокруг - …….. (природа)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке ? (о природе).

Мы увидим, как композиторы показали природу в музыке. А поможет нам в этом один вокальный жанр.

Для того, чтобы узнать этот жанр, вам надо отгадать загадки и из первых букв ответов составить слово.

1. Он церковный наш служитель.

Был для Баха вдохновитель.

Целый оркестр он заменит один.

Как называется тот господин? (Орган)

2. Я стою на трёх ногах,

Ноги в чёрных сапогах.

Зубы белые, педаль.

Как зовут меня?.. (Рояль)

4. Как ясен звуков перелив

В них радость и улыбка

Звучит мечтательный мотив,

Его названье... (Скрипка)

5. Вот клавиши, как на рояле,
Но чтобы они заиграли,
Чтобы песня была неплоха
Растягивать надо меха. (Аккордеон)

6. Он похож на погремушку,
Только это не игрушка! (Маракас)

Какое слово получилось? (Романс). Сегодня мы послушаем романсы русских композиторов. Будем учиться анализировать и сравнивать музыкальные произведения.

Как вы думаете, а что такое романс? Прослушайте варианты и выберите правильный.

1. Музыкально-поэтическое творчество народа , неотъемлемая часть народного творчества , существующего, как правило, в устной форме, передаваемого из поколения в поколение (Народная музыка)

2. Музыкальные произведения, связанные с текстами религиозного характера, предназначенные для исполнения во время церковной службы или в быту (Духовная музыка)

3. Это небольшое вокальное произведение с инструментальным сопровождением. Такое произведение пишется на основе лирической поэзии. (РОМАНС)

Романсом называют произведение, написанное для голоса в сопровождении ансамбля или одного инструмента. «Романс» – это испанское слово, означающее «по-испански», то есть исполняется, как в Испании. Термин этот появился в средние века. Он означал, что вокальное произведение исполняется испанским певцом в испанском стиле. Вскоре весь мир стал называть светскую песню «романсом». В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее в сопровождении фортепиано.

Главное отличие романса от песни заключается в том, что в первом мелодия очень тесно связана с литературным текстом. Каждое слово подчеркивается мелодией, ритмом и характером музыки, тогда как в песне музыка служит лишь сопровождением. Поэтому в романсе аккомпанемент является не менее важным, чем вокальная партия.

В 18 веке началось широкое увлечение романсом. Это произошло благодаря тому, что великие поэты создавали свои произведения именно в это время. На стихи И. В. Гете, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. А. Фета было написано очень много романсов.


В России появился совершенно новый вид романса – «цыганский романс». Естественно, что рассчитан он на простой аккомпанемент гитары и скрипки, а также на непрофессиональное пение исполнителя. Тем не менее, цыганский романс стал весьма популярен в 19 веке и сохранился и в наше время. Романсы сочиняли многие русские композиторы: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, С.С. Прокофьев и многие другие отдали дань этому прекрасному вокальному жанру.

  1. Слушание.

А чем же отличается романс от песни? В романсе отсутствует припев, а мелодия и аккомпанемент более сложные по сравнению с песней. В романсе глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни и природе. Поэтому большинство романсов о любви и природе.

Что такое «аккомпанемент» (сопровождение мелодии на музыкальном инструменте).

Сейчас вы услышите знаменитый романс русского композитора Михаила Ивановича Глинки «Жаворонок». Этот романс написан на стихи русского поэта Кукольника. Послушайте и подберите слова, которые подходят к характеристике мелодии романса. (Слушание произведения)

Какими словами можно описать мелодию романса «Жаворонок»? (плавная, грустная, печальная, протяжная, тоскливая…)

Какую картину вы представили под эту музыку?

Мы с вами помним, что когда поёт один человек, то мы называем его «солистом».

Прозвучит ещё один романс тоже русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова «Весенние воды». Послушайте его и сравните с романсом Глинки. (Слушание)

Чем отличаются романсы? (Характером…….)

Что общего в романсах? (изображены картины природы)

Что хотел показать Рахманинов в своём романсе? (приход весны, просыпается природа….)

Сегодня на уроке мы убедились, что к образам природы обращались в своём творчестве не только поэты и художники, но и композиторы, которые с помощью музыкальных звуков рисовали природу в своих произведениях.

4. Вокально-хоровая работа.

Распевание. «Андрей – воробей не гоняй голубей», «Не летай соловей у окошечка». Разучивание и исполнение всем классом и по рядам.

Разучивание песни «Колыбельная медведицы».

Наверное многие из вас знают эту песню, но всё же послушайте её и придумайте своё название. (Слушание).

Как бы вы назвали эту песню? (Ответы)

А композитор назвал эту песню «Колыбельная медведицы».

О ком и о чём говорится в этой песне? (Ответы)

Разучим её по фразам.

(Обращаю внимание на чистоту интонирования мелодии, чёткий текст, активную артикуляцию, выразительное исполнение куплета)

На следующем уроке мы продолжим учить эту песню.

5. Итог урока.

С каким вокальным жанром вы сегодня познакомились? Какие романсы, прозвучавшие на уроке, вы запомнили? О чём эти романсы?

Кто написал музыку к этим романсам?

6. Оценивание.

7. Домашнее задание. Нарисовать картину к одному из понравившихся романсов.


Комплект урока по музык 3 класс, 2 урок Е.Д.Критская "Природа и музыка-романс"

Просмотр содержимого документа
«Природа и музыка-романс»

Дата:

Класс: 3

Номер урока и четверть: 2:1

Тема раздела: “Россия-Родина моя”.

Тема урока: «Природа и музыка-романс».

Цель урока:

Задачи - Образовательная:

    Воспитательная:

    Развивающая:

Музыкальный материал:

    Романс Чайковского «Благославляю вас леса»

    романс «Я помню чудное мгновенье» М.Глинка

    «Жаворонок» М.И.Глинки.

Оборудование:

    магнитофон, колонки;

    Презентация

ХОД УРОКА

1 этап. Организационный момент.

Вход под музыку.

Музыкальное приветствие.

2 этап подготовка к новому материалу.

Мы продолжаем с вами путешествие в мир музыки.

Ребята мы с вами знаем, что песня относиться к вокальному искусству. А какие отличительные особенности песен вы знаете? (Исполняет хор, певцы. Аккомпанирует пианино. Веселые, грустные, о маме, о Родине, о жизни. Народные, композиторские).

Сегодня мы познакомимся с еще одним видом вокального искусства… Каким? В этом нам поможет кроссворд, разгадав его, мы узнаем, Слайд 2

2. громко, тихо.
Кто наигрывает мне?

Без ошибки, без изъяна,
Ну, конечно... (фортепиано)

3 Птичьи трели это-…

И капели это -… (музыка)

4. Шаляпин всем на зависть пел,
Талант огромный он имел,
Всё потому, что изучал
Искусство, что зовут... (вокал)

5. Нужно, чтобы меня спеть,
Музыкальный слух иметь.
Чтобы лучше прозвучало,
Выучи слова сначала . (песня)

6. Низким голосом медведь может громко зареветь.
Слышно льва, хоть он не близко. Его голос тоже низкий.
Назовите мне сейчас самый низкий голос ... (бас).

Наверно вы уже догадались, что речь сегодня пойдет? (о РОМАНСЕ)

3 этап. Изучение нового материала.

Слайд 3

Ребята, дома вы нарисовали картины к Четвертой Симфонии П.И. Чайковского.

Что вы изобразили на своих картинах? (Демонстрация картин под музыку П.И. Чайковского)

Почему именно природу? (потому что мелодия второй части Четвертой симфонии помогает нам увидеть картины природы.)

Что такое мелодия?

слайд 4 - Ребята, сегодня мы продолжим знакомство с творчеством великого русского композитора П.И. Чайковским и послушаем его романс «Благословляю вас, леса» на стихи русского поэта А. Толстого.

Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Первые вокальные пьесы, и среди них романс "Мой гений, мой ангел, мой друг" на слова А.Фета , вышли из-под пера юноши Чайковского - ученика Училища Правоведения во второй половине 50-х, и это были первые известные нам опыты композиции. Всего композитор написал 103 романса и песни, семь вокальных ансамблей (дуэтов и трио).

Романсом называют сольную песню с инструментальным сопровождением. Слово это испанское, и первоначально оно обозначало песню, исполняемую по-романски, то есть по-испански. В старину романс пели под аккомпанемент гитары, лютни, клавесина, позднее- в сопровождении фортепиано. В романсе особенно тонко и глубоко раскрываются чувства человека, его душевный мир, отношение к жизни, к природе. Романсами называют и инструментальные пьесы с выразительной песенной мелодией.

Слушаем романс Чайковского «Благословляю вас, леса»

О чем поется в романсе?

- Кто исполняет романс?

Какая по характеру мелодия романса?

О чем нам рассказала музыка этого романса?

О какой природе мы сегодня слушали романс?

Как он называется?

Кто написал этот романс?

Как вы думаете, чем песня отличается от романса? (Песня связана с жизнью, с настроением, а романсы-с чувствами. Романс отличает более тонкий поэтический текст. Обязательно сольное исполнение с инструментальным сопровождением).

А по звучанию, исполнению ? (Плавные, лиричные, красивые, мелодичные, трепетные)

Давайте ближе познакомимся с романсом.

Слайд 5-7. Романс - это вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, (часто на тему любви) для голоса с инструментальным сопровождением.

Слово «романс» пришло из Испании

Романсом называли народную песню лирического или героического содержания.

Слайд 8 Музыкальные поэты. Огромное влияние на развитие русского романса оказала поэзия. Обратите внимание на музыкальных поэтов.

Слайд 9 Композиторы. Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения (слайд).

-Давайте послушаем еще один романс всем нам известного композитора М.И.Глинки

-Слайд 10 Слушаем романс «Я помню чудное мгновенье» М.Глинка-А.Пушкин(фрагмент)

Какие чувства вызвала у вас эта музыка? Что вы можете сказать о ней?

Романс «Жаворонок» Слайд 11-12

Слушание музыки

О чем этот романс, кто исполнял, ин-т. Какие изобразительные моменты вы услышали в романсе ? (о птице, которая должна улететь, грустная, красивая мелодия, сопрано, фортепьяно)

Посмотрите на репродукции картин, и скажите какая картина больше всего подходит именно к романсу «Жаворонок»? Почему? Слайд 13-14

Исполняем романс.

4 этап. Подведение итогов урока.

Слайд 15 Блиц-опрос: что такое романс?

Слайд 16 Вывод на экране Жанровые признаки романса:

Каким цветом вы бы изобразили свои ощущения, после прослушивания романсов? (Дети рисуют на листочках и в конце урока прикрепляют на доску).

Ответы ребят…

6 этап. Д\З

Слайд 17 Домашним заданием будет следующее: нарисовать иллюстрацию к романсу М.Глинки «Жаворонок».

Просмотр содержимого презентации
«Презентация к конспекту урока - "Романс"»



Сегодня я нисколько не боюсь,

С двадцатым веком временно расстаться,

Позвольте, я в любви вам объяснюсь

Высоким слогом русского романса.


П.И. Чайковским романс -«Благословляю вас, леса» на стихи русского поэта А. Толстого.

Всего композитор написал:

103 романса и песни, семь вокальных ансамблей (дуэтов и трио).



В России романс первоначально возникает в дворянской столичной среде и носит салонный характер.

Он предназначен для узкого круга лиц, которые собираются на вечера.


  • Слово «романс» пришло из Испании , где первоначально обозначало стихотворение на испанском ("романском") языке , рассчитанное на музыкальное исполнение с инструментальным сопровождением.
  • Романсом называли народную песню лирического или героического содержания. Распространившись в других странах, музыкальный термин «романс» стал обозначать вокальный жанр.

А.Н.Плещеев

М.Ю. Лермонтов

А.К.Толстой

А.С.Пушкин

И.С.Тургенев

А.А. Фет

Н.А.Некрасов

Ф.И.Тютчев


А.Е.Варламов

А. А. Алябьев

М.И. Глинка

Н.А.Римский - Корсаков

С.В. Рахманинов

П.И.Чайковский


Я помню чудное мгновенье.

А.С. Пушкин

М.И. Глинка


Романс «Жаворонок»

М.И.Глинка – Н.В. Кукольник


Между небом и землей песня раздается,

Неисходною струей громче, громче льется.

Не видать певца полей, где поет так громко

Над подруженькой своей, жаворонок звонкий

Ветер песенку несет, а кому, не знает…

Та, кому она, поймет, от кого узнает.

Лейся песенка моя, песнь надежды сладкой,.

Кто то вспомнит про меня и вздохнет украдкой.


Илларион Прянишников «Жестокие романсы»

Василий Тропинин « Гитарист»

Сергей Судейкин «Романс Глинки»



  • 1 Что такое романс?
  • 2Какие композиторы и поэты писали романсы?
  • 3 Какие инструменты сопровождают пение романсов?

Жанровые признаки романса:

  • содержание романса всегда лирично;
  • Текст посвящён какому-либо переживанию, обычно любовному;
  • В романсе мелодия сложнее тесно связана со стихом;
  • отсутствие куплетно -припевной формы;

  • Нарисовать иллюстрацию к романсу «Жаворонок» М. Глинки

Природа удивительно разнообразна красками и формами. А сколько красоты в лесу, на лугу, среди поля, у реки, у озера! А сколько в природе звуков, целые многоголосия хоров насекомых, птиц, и других животных!

Природа-настоящий храм красоты, и не случайно все поэты, художники, музыканты черпали свои замыслы, наблюдая их в окружении природы.
Музыка и стихи - это то прекрасное, без чего человек не может жить. Многие композиторы, поэты сочиняли прекрасные произведения о красоте природы. В природе есть душа, в ней есть язык, и каждому дано услышать этот язык, понять его. Многим талантливым людям, поэтам, музыкантам удалось понять язык природы и всем сердцем полюбить ее, поэтому, и создали они много прекрасных произведений.
Звуки природы послужили основой для создания многих музыкальных произведений. Природа мощно звучит в музыке. Музыка была уже у древних людей. Первобытные люди стремились изучать звуки окружающего мира, они помогали им ориентироваться, узнавать об опасности, охотится. Наблюдая за предметами и явлениями природы, они создали первые музыкальные инструменты - барабан, арфу, флейту. Музыканты всегда учились у природы. Даже звуки колокола, которые раздаются в церковные праздники, звучат благодоря тому, что колокол создали по подобию цветка колокольчика.
В 1500 в Италии был сделан медный цветок, случайно его ударили, и раздался мелодичный звон, колоколом заинтересовались служители религиозного культа и вот он звучит, радуя прихожан своим звоном. Учились у природы и великие музыканты: Чайковский не выходил из леса, когда писал детские песенки о природе и цикл “Времена года”. Лес подсказывал ему настроение и мотивы музыкального произведения.

Особое место у нас в репертуаре заняли романсы Сергея Васильевича Рахманинова.

Его отличают чуткость к поэтическому тексту, которая рождала мелодию, полную живой «дышащей» фразировки.
Одним из самых лучших романсов Рахманинова на слова Ф. Тютчева является "Весенние воды", полный будоражащей силы пробуждения природы, молодости, радости и оптимизма.

Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят.
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят..
Они гласят во все концы:
"Весна идёт, весна идёт!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперёд!"

Рахманинов. "Весенние воды".


Рахманинов. Романс "Весенние воды".


Стихи великого русского поэта Федора Ивановича Тютчева с детских лет известны всем русским людям. Еще не научившись читать и писать, мы наизусть помним его проникновенные строки.

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

В жизни поэта любовь и природа занимают особое место.

. И. Тютчева принято называть певцом любви и природы. Он был действительно мастером стихотворных пейзажей, но его вдохновенные стихи начисто лишены пустого и бездумного любования, они глубоко философичны. Для Тютчева природа отождествляется с человеком, природа для него - разумное существо, наделенное способностью любить, страдать, ненавидеть, восхищать и восхищаться:

Федор Тютчев. Стихотворения.


Тема природы впервые с такой силой и пафосом прозвучала в лирике Чайковского. Этот романс - одно из самых совершенных творений Чайковского. Он относится к числу сравнительно немногих страниц его музыки, исполненных внутренней гармонии, полноты счастья.

.П. Чайковский находился под обаянием лиризма стихов А. Толстого, их яркой открытой эмоциональности. Эти их художественные качества помогли Чайковскому создать серию шедевров вокальной лирики на стихи А. Толстого - 11 лирических романсов и 2 дуэта, вобравших в себя целую гамму человеческих чувств, Романс «Благословляю вас, леса» стал выражением собственных мыслей композитора о природе и мироздании.

Благословляю вас, леса,
Долины, нивы, горы, воды,
Благословляю я свободу
И голубые небеса.
И посох мой благословляю,
И эту бедную суму,
И степь от краю и до краю,
И солнца свет, и ночи тьму,
И одинокую тропинку,
По коей, нищий, я иду,
И в поле каждую былинку,
И в небе каждую звезду.
О, если б мог всю жизнь смешать я,
Всю душу вместе с вами слить;
О, если б мог в мои объятья
Я вас, враги, друзья и братья,
И всю природу заключить!

Чайковский. Романс "Благославляю вас леса".


Русский композитор Римский-Корсаков знал о море не понаслышке. Гардемарином, а потом мичманом на клипере «Алмаз» он проделал далёкий путь к североамериканскому побережью. Любимые им морские образы возникают во многих его творениях.
Такова, например, тема «океана-моря синего» в опере «Садко». Буквально в нескольких звуках автор передаёт скрытую мощь океана, и этот мотив пронизывает всю оперу.

Римский - Корсаков. Вступление к опере "Садко".


Ещё одна любимая тема музыкальных произведений о природе - восход солнца. Тут сразу приходят на ум две самые известные утренние темы, чем-то перекликающиеся между собой. Каждая по-своему точно передаёт пробуждение природы. Это романтическое «Утро» Э. Грига и торжественный «Рассвет на Москве-реке» М. П. Мусоргского.
Рассвет Мусоргского начинается с пастушьей мелодии, в крепнущее оркестровое звучание словно вплетается звон колоколов, и над рекой всё выше поднимается солнце, покрывая воду золотой рябью.


Мусоргский. "Рассвет на Москве реке".



Среди музыкальных произведений о природе особняком стоит «большая зоологическая фантазия» Сен-Санса для камерного ансамбля. Несерьёзность замысла определила судьбу произведения: «Карнавал», партитуру которого Сен-Санс даже запретил публиковать при жизни, полностью исполнялся только в кругу друзей композитора.». Единственный номер цикла, опубликованный и исполнявшийся публично при жизни Сен-Санса, - знаменитый «Лебедь», ставший в 1907 году и шедевром балетного искусства в исполнении великой Анны Павловой.

Сен-Санс. "Лебедь"


Гайдн, как и его предшественник, широко использует возможности разных инструментов для передачи звуков природы, например летней грозы, стрекотания кузнечиков и лягушачьего хора. У Гайдна музыкальные произведения о природе связываются с жизнью людей - они почти всегда присутствуют на его «картинах». Так, например, в финале 103-ей симфонии мы словно находимся в лесу и слышим сигналы охотников, для изображения которых композитор прибегает к известному средству - золотому ходу валторн. Послушайте:

Гайдн. Симфония № 103, финал.


Текст составлен из разных источников.