Вопросы священнику. О слёзах. Почему когда молюсь и что-то прошу у Бога, мне хочется плакать

Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы, как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Ты говоришь: "Я преклонял колена", - но ум твой блуждал далеко; тело твое было внутри церкви, а мысль твоя летала, неведомо где; уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, договоры, условия, поля, владения, общества друзей.

Диавол зол, он знает, что во время молитвы мы делаем великие успехи, потому тогда он и нападает на нас. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим, а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы". Итак, вот первая причина, почему Бог не внемлет молитве нашей, - потому, что мы и сами-то не внимаем словам своей молитвы. Устами читаем молитву, а сердце далече отстоит от Бога.

Вторая причина, почему не получаем просимого, заключается, по учению того же святителя Иоанна Златоуста, в том, что не всегда просим полезного для себя. "Получим ли просимое или не получим, будем прилежать к молитве и благодарить не только тогда, когда получаем, но и когда не получаем. Потому что и неполучение, когда бывает по воле Божией, не менее благотворно, как получение. Ибо мы не знаем, что нам полезно в той мере, в какой Он это знает. Следовательно, получим ли или не получим, мы должны благодарить. И что удивляешься, что мы не знаем полезного для нас? И Павел, муж столь великий и высокий, удостоившийся таких неизреченных (откровений), не знал, что он просил неполезного себе. Видя себя окруженным бедствиями и непрестанными искушениями, он молился об избавлении от них, - и не однажды, не дважды, но многократно, ибо говорит: «трикраты Господа молих: трикраты. Так, трикраты», т.е. многократно, он молил и не получил. Посмотрим же, как он это перевес. Возроптал ли? впал ли в уныние? отчаялся ли? Нет, но что он говорит? «Рече: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается» (2 Кор. 12; 8, 9). Бог не только не освободил его от постигших его бед, но и попустил ему оставаться в них. Пусть так. Но откуда известно, что он не роптал на это? Слушай, что сам Павел говорил, когда узнал, что так угодно Богу. «Сладце убо похвалюся паче в немощех моих», - не только, говорит, не ищу уже освободиться от этих бед, но еще с великим удовольствием хвалюсь ими. Видишь, какая благоприятельная душа, какая любовь к Богу? Послушай, что еще говорит он: «...очесом же помолимся, якоже подобает, не веемы» (Рим. 8; 26), - то есть мы, как люди, не можем знать все обстоятельно. И так должно все предоставить Создателю естества нашего и принимать с веселием и великой радостью все, что ни определит Он, и смотреть не на то, чем кажутся нам происшествия, а на то, что так угодно Богу. Ибо Он, лучше нас зная, что нам полезно, знает и то, как устроить наше спасение".

Впрочем, "хотя Бог иногда и медлит подаянием, но делает это, - говорит святой Златоуст, - не по ненависти и отвращению, а желая медленностью подаяния более удержать тебя при Себе, как поступают и чадолюбивые отцы: и они медленностью подаяния мудро стараются долее удержать при себе нерадивейших детей". А посему, когда просим у Господа в молитве чего-либо из земных благ, то надо иметь в уме: "Если Ты видишь, Господи, что то-то полезно для спасения моего, то даруй мне". Безусловно, прилично просить только духовных благ: покаяния, сохранения решимости жить хорошо, разумения воли Божией, молитвы, терпения и проч. О внешних же благах всегда надлежит молиться условно, а еще лучше, - предавая свою участь в волю Божию" (епископ Феофан).

(Из "Бесед " святителя Иоанна Златоуста)

Недоумение и смущение, беспокоящие вас, касаются вас и детей ваших не только во временной жизни, но простираются и до вечности. Вы же, желая избавиться неудобств в жизни, прибегаете к средствам материальным и просите Бога о ниспослании вам оных; не получая же скоро, доходите до уныния и отчаяния. Я предлагаю вам то, что и вам самим известно: судьбы Божии неисповедимы! «Судеб Твоих бездна многа» (Пс. 35; 7), «...и судьбы Твоя, Господи, по всей земли!» (Пс. 104; 7). И апостол Павел восклицает: «...о глубина богатства и премудрости и разума Божия! Кто испыта ум Господень, или кто советник Ему бысть!» (Рим. 11; 33). Из этого можно заключить, что Промысл Божий есть над всеми нами, и даже птица не падает без Его воли, и влас главы нашея не погибнет (Лк. 21; 18). И ваше настоящее положение не состоит ли в воле Божией? Веруйте твердо, что Бог промышляет о вас, не давайте места сомнению, да не сбудется и на нас слово Писания: «...отъемлются судьбы Твоя от лица его» (Пс. 9; 26). Но вы просите и не получаете, что вас еще более смущает. А как нам известно из истории жизни человеческой и из примеров, пред глазами нашими бывающих, какими несчастными случаями люди бывают поражаемы: семейство лишается иногда отца, муж - жены, жена - любимого мужа, родители - единородного сына, всей их надежды и радости; дети остаются сиротами, без призрения; иной лишается всего богатства, делается нищим, другой терпит различные несчастия, скорби, болезни, лишается чести и проч. Кто же всем этим распоряжает, как не Промысл Всевышнего, попускающий каждому скорби по его мере, силе и устроению для того, чтобы наказать его или испытать и укрепить его веру, или предохранить от грехопадений? Постигнутые несчастием, верно просим избавления и облегчения скорбей, но не получали скоро. А почему? Это знает один Всемогущий Творец и Промыслитель всех. Нам известно, что «Он весть, ихже требуем, прежде прошения нашего» (Мф. 6; 8), и что Он дает нам блага, каких мы и не ожидаем от Него, что Он всегда есть благовременный помощник в скорбях. Один церковный учитель говорит: "Господь, хотя и невидимо, но действительно близок к нам, так что может слышать все наши стенания и подаст нам Свою помощь. Он знает и видит все наши нужды и несчастия, и любвеобильное сердце Его исполнено благости и готовности помогать, которую являл Он, когда обитал на земле, полный благодати и истины".

"Но Господь долго не избавляет меня от несчастия"! - Так, возлюбленный, но время и способ избавления Он положил в Своей власти. Предавайтесь же и вы Его святой воле и изливайте скорбь вашу пред Ним со псаломником: «...пролию пред Ним моление мое, печаль мою пред Ним возвещу. Внегда исчезати от мене духу моему, и Ты познал еси стези моя» (Пс. 141; 3,4), «от конец земли воззвал, внегда уны сердце мое» (Пс. 60; 3), «Бог нам прибежище и сила, Помощник в скорбех, обреших ны зело» (Пс. 45; 2). И ожидайте от всещедрой и милосердой десницы Его помощи в скорбях ваших; но ежели вы долго не получаете желаемого и просимого, то укрепляйте себя вышеизложенным рассуждением, - и веруйте, что и должно быть так, а не иначе. Может быть, этим испытуется ваша вера и любовь к Богу, или просимое вами могло бы быть вам не полезно в нравственном или физическом отношении. Силен Господь утешить вас и другим, Ему Единому сведомым образом. Скорбь ваша, конечно, не забыта пред Богом, испытующим сердца и утробы. Ежели это и наказание, то Священное Писание говорит нам: «егоже любит Господь наказует, биет оке всякаго сына, егоже приемлет» (Притч. 3; 12). И в самых скорбях является милость Божия и даруется духовное утешение. Возверзите «на Господа печаль свою, и Той вас препитает» (Пс. 54; 23).

(Из писем Оптинского старца иеросхимонаха Макария)

Спрашивает Ксения
Отвечает Инна Белоножко, 31.03.2012


Мир Вам, Ксения!

Почему так происходит в Вашем сердце, можете разобраться только Вы. Следует поразмышлять над этим, понаблюдать за своими чувствами, желаниями, мыслями и мотивами. Как часто вообще Вы плачете и по каким причинам.

Почему общение с Господом сопровождается слезами? Причины могут быть разные. Это может быть трепетное волнение от обращения к Великому Господу, имеющему всякую власть и силу; от переполняемой сердце радости и благодарности, что Господь есть Защитник и Спаситель, Верный и Настоящий Друг; от ощущения того, что можно называться и быть по Божьему Слову - дитем Его, такой подарок не может не волновать и вполне может вызвать слезы. Святой Дух может касаться Вашего сердца, и выступающие слезы при этом - как момент близких отношений с Богом.

В том, что Вы изливаете свою душу Богу в тайной молитве и при этом плачете - нет ничего странного и тем более страшного. Верующему человеку понятны слезы в молитве. Он их не сдерживает, он открывается перед Господом, все свои тайники сердца, свои радости, переживания, раны и всякую боль. И разве слезы могут быть только однажды? Они приносят невероятное облегчение в личной молитве, Господь знает и видит каждую слезинку на щеке Его дорогого дитяти. Он самой нежной отцовской любовью хочет высушить слезы горя, одиночества, разочарования и страха. Никто не сможет так по-настоящему утешить, как Бог. Ему очень дороги мы, и все наши переживания есть в Его великом добром сердце.

Ксения, пусть молитва приносит Вам исцеление и мир в сердце. Христос говорит: «Придите ко Мне , все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» ( ). Приходите к Нему со своими чувствами и мыслями, эмоциями и открытым сердцем - и Он успокоит Вас. Помните, как еще написано: "И отрет Бог всякую слезу..." ()? Это действительно так.

Благословений и радости!

С уважением,

Читайте еще по теме "Молитва":

20 июл

? Благословите батюшка! Подскажите, почему когда молишься за человека, то у него обязательно случается какая-то неприятность, а когда не молишься за него, то у него все вроде бы и нормально? И вот какое-то смущение из-за этого приходит... И еще один вопрос, моя мама болеет р.Б. Татьяна, хотела бы причащаться каждую неделю, но ее смущает то, что сказать на исповеди, т.к. новые грехи Господь не дает видение, можно ли повторять один и тот же грех на исповеди (например маловерие), ведь за неделю нельзя измениться и настоящая вера иногда стяжается годами? И вот у нее смущение, что исповедует одни и те же грехи и батюшка скажет что же ты не исправляешься, а ведь эти грехи так быстро и не исправить хоть и очень хотеть, как маловерие, нет любви к ближнему (это же все люди). многогрешная р.Б. Ольга.

Это Ваше наблюдение, р.б. Ольга: «когда молишься за человека, то у него обязательно случается какая-то неприятность...» на чём основано? На каком-то Вашем личном опыте или «люди говорят»? Необычное, если не сказать, странное наблюдение, хотя и в чём-то характерное! Здесь можно выделить три момента. Во-первых, есть такие слова «всякому доброму делу предшествует или последует искушение». Это говорит о том, что дьявол во все времена строит свои козни против рода человеческого. Во-вторых, «результат», так сказать, от молитвы зависит от нашей: а) веры, б) чистоты души, в) характера нашего прошения (что мы просим у Бога), г) духовного состояния человека, за кот.мы просим (полезно ли ему, то, что мы для него просим)..В- третьих, ведь надо молиться не раз и не два, а молиться (непрестанно)- «..толцыте и отверзится вам..» И в-четвёртых, откуда Вы знаете, что то, что «случается какая-то неприятность» не есть для этого человека (его души) во сто крат полезнее нежели, когда «у него все вроде бы и нормально»? Един суд человеческий и един суд Божий!! Эти суды не есть одно и тоже! Мысль эта Ваша – есть следствие какого-то колебания в Вас Вашей веры. Молитва-это же наш духовный воздух. И если мы заболеваем воспалением лёгких –это же не означает, что надо перестать дышать. Теперь о вашей маме. Грехи наши, Вы правильно говорите, бывает сложно изменить за какой-то короткий отрезок времени. Но Господь взирает на наше произволение! Т.е. на наше желание, бороться с грехом. Конечно, трудно любить всех, но пытаться наладить добрые отношения с каким-то одним человеком, вполне возможно для верующего сердца. Я не говорю, что эти отношения сразу наладятся и станут идеальными, но изменить их на один миллиметр к лучшему мы однозначно можем. «Да не зайдёт солнце в гневе вашем» – говорит апостол Павел. Поэтому мы всегда находимся в двух состояниях: либо нас несёт по течению, либо мы ему сопротивляемся. И грех – здесь как некая тяжёлая рана. Её мы сразу моментально вылечить не можем, но лечить можем, и даже должны!! И на исповеди Вам нужно говорить не о том, что Ваша греховная рана до сих пор не зажила и не известно, когда заживёт, а о том, лечили Вы её или нет.