Расходы на обеспечение социальной защиты населения. Расходы на социальное обеспечение. Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Госкомстата РФ от 27-11-95 189 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО... Актуально в 2018 году

6. Расходы предприятия (организации) на социальную защиту работников

защиту работников

6.1. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости Российской Федерации.

6.2. Взносы в негосударственные пенсионные фонды.

6.3. Надбавки к пенсиям работающим на предприятии, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, выплачиваемые за счет средств предприятия.

6.4. Страховые платежи (взносы), уплачиваемые предприятием по договорам личного, имущественного и иного страхования в пользу своих работников за счет средств предприятия.

6.5. Взносы на добровольное медицинское страхование работников за счет средств предприятия.

6.6. Расходы по оплате учреждениям и организациям здравоохранения услуг, оказываемых работникам, за счет средств предприятия.

6.7. Оплата путевок работникам и членам их семей на лечение, отдых, за счет средств предприятия.

6.8. Оплата абонементов в группы здоровья, оплата расходов по протезированию и другие подобные расходы.

6.9. Расходы на содержание (включая амортизацию) медпунктов, профилакториев, домов отдыха, находящихся на балансе предприятия (организации) или содержащихся на условиях долевого участия; приобретение медикаментов для лечебно-профилактических учреждений <**>.

<**> В фактически произведенных расходах (по данным первичного учета).

6.10. Компенсации женщинам, находившимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком (без пособий по социальному страхованию).

6.11. Суммы, выплаченные за счет средств предприятия, в возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, а также иждивенцам погибших.

6.12. Компенсация работникам морального вреда, определяемая судом.

6.13. Выходное пособие при прекращении трудового договора.

6.14. Суммы, выплаченные уволенным работникам на период трудоустройства в связи с ликвидацией предприятия, сокращением численности или штата работников.

6.15. Материальная помощь, предоставленная отдельным работникам по семейным обстоятельствам, на погребение и т.п.

6.16. Другие расходы предприятия (организации) на социальную защиту работников.

7. Расходы на профессиональное обучение


Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания граждан.
В этом широком смысле социальное обеспечение включает соответствующее обеспечение всех членов общества независимо от источников образования фондов и организации обеспечения.
Таким образом, социальное обеспечение - это проявление гуманизма, забота общества, государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться.
Основные виды расходов по социальному обеспечению - выплаты денежных пенсий и пособий.
Пенсии - это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан.
Основные виды пенсий:
по старости;
по инвалидности;
за выслугу лет;
по случаю потери кормильца.
Некоторым категориям граждан выплачиваются социальные пенсии (пособия). Основные виды пособий:
по временной нетрудоспособности;
по беременности и родам;
при рождении ребенка;
по уходу за ребенком;
на детей военнослужащих срочной службы;
пособие по безработице;
ритуальные пособия;
социальная помощь малоимущим.
Существуют и другие формы социального обеспечения: профессионально-техническое обучение, переобучение безработных, переобучение и трудоустройство инвалидов, бесплатное содержание нетрудоспособных в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, протезирование и снабжение инвалидов мото- и велоколясками, автомобилями, организация многих видов помощи на дому и т.д.
Социальное обеспечение и социальное страхование. Нельзя признать обоснованной точку зрения о параллельном существовании социального обеспечения и социального страхования как самостоятельных экономических категорий одного порядка, согласно которой к социальному обеспечению относятся мероприятия, осуществляемые за счет прямых ассигнований государственного бюджета, а к социальному страхованию - мероприятия за счет средств фонда социального страхования.
В направлениях расходов за счет прямых ассигнований на социальное обеспечение из государственного бюджета, Пенсионного фонда и Фонда социального страхования нет различий принципиального характера. Как за счет прямых ассигнований, так и за счет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования выплачиваются пенсии по старости, по инвалидности, по выслуге лет, по случаю потери кормильца, пособия по случаю рождения ребенка и на погребение, пособия по беременности и родам и др. Различия состоят только в контингенте обеспечиваемых. Из средств Пенсионного фонда и Фонда социального страхования обеспечиваются рабочие и служащие, научные работники, непосредственно из бюджета - военнослужащие, начальствующий состав органов Министерства внутренних дел, Федеральной службы безопасности, таможенных органов и некоторые другие категории.
Источники социального обеспечения. Важное значение имеет вопрос об экономических источниках социального обеспечения, его связях с прежней трудовой деятельностью граждан. Анализ различных фондов социального обеспечения и выплат из них показывает, что источником одних является необходимый продукт, других - прибавочный. Так, выплаты пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, расходы на обучение и трудовое устройство инвалидов, переобучение безработных своим источником имеют необходимый продукт. Назначение этих выплат - предоставить необходимые жизненные блага работнику в период его временной нетрудоспособности, безработицы. Эти выплаты непосредственно связаны с затратами на воспроизводство рабочей силы.
Иное положение с выплатой пенсий. Это выплаты нетрудоспособным гражданам. В настоящее время в нашей стране численность лиц, получающих пенсии, составляет свыше 38 млн человек.
До начала трудовой деятельности каждое молодое поколение нашей страны содержится как за счет необходимого продукта (в форме оплаты труда родителей), так и за счет прибавочного продукта (в форме льгот и услуг из общественных фондов потребления). С начала трудовой деятельности и до выхода на пенсию (за 35-40 лет) это поколение создает общественный продукт (необходимый и прибавочный) во все увеличивающихся объемах.
Значительно увеличивается часть прибавочного продукта, направленная в фонд накопления. В результате быстро растет объем национального богатства. Следовательно, каждое новое поколение передает последующему значительно больший объем национального богатства (включая основные производственные и непроизводственные фонды), чем само получает от своего предшественника. На этой основе каждое новое поколение своим трудом увеличивает производство валового продукта. При этом возрастает объем как необходимого продукта, используемого на удовлетворение личных потребностей работников материального производства, так и прибавочного продукта, направляемого на развитие производства и на образование общественных фондов потребления, в том числе на содержание нетрудоспособных членов общества.
В экономически развитых государствах выплата пенсий осуществляется из пенсионных фондов, создаваемых в течение многих лет в основном путем вычетов части заработной платы трудящихся. Поэтому там пенсионные фонды представляют собой зарезервированную часть необходимого продукта, которую работник получает после выхода на пенсию по старости или инвалидности.
До 1990 г. в бывшем СССР основным источником социального обеспечения рабочих и служащих являлся бюджет социального стра- ховання, а колхозников - централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников и централизованный союзный фонд социального страхования колхозников. Поскольку средств этих фондов, формируемых за счет страховых взносов, было недостаточно для финансирования всех расходов, значительные дотации в них поступали из государственного бюджета.
В целях совершенствования системы управления средствами, направляемыми на социальное обеспечение, гарантированного финансирования выплат пенсий и пособий в условиях перехода к рыночным отношениям, усиления контроля за поступлением и расходованием средств на эти цели Верховным Советом РСФСР были приняты законы об образовании Пенсионного фонда РСФСР, Фонда социального страхования, а затем, в связи с прогнозируемой безработицей, и Фонда занятости населения. В совокупности средства этих фондов создают условия для социальной защиты населения в современных условиях.
Значительные ассигнования на социальное обеспечение направляются непосредственно из государственного бюджета, минуя указанные фонды. За счет их обеспечиваются пенсиями и пособиями военнослужащие Российской армии, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лица рядового и начальствующего состава органов МВД, ФСБ, службы внешней разведки и их семьи и некоторые другие категории граждан.
Бюджетные средства ассигнуются также на обучение и трудовое устройство инвалидов, содержание домов-интернатов для престарелых инвалидов, на протезирование и приобретение транспортных средств для инвалидов, оказание им санаторно-курортной помощи, выплату пособий на детей. За счет бюджетных средств содержатся врачебно-трудовые экспертные комиссии и органы социальной защиты населения.
Следовательно, за счет бюджетных ассигнований на социальное обеспечение создаются условия для возвращения к труду лиц, потерявших трудоспособность, и гарантируется материальное обеспечение отдельных категорий трудящихся при наступлении нетрудоспособности или других обстоятельств, предусмотренных законом.
Осуществление социального обеспечения возложено на Министерства труда и социального развития РФ, республик в составе РФ и их местные органы. В составе Министерства труда и социального развития функционирует Департамент пенсионного обеспечения, на который возложены: разработка предложений по формированию государственной федеральной политики пенсионного обеспечения и ее реализации во взаимодействии с органами власти субъектов Федерации; организация и методическое обеспечение работы по назначению, перерасчету, выплате и доставке пенсий; обеспечение единообразного применения федерального пенсионного законодательства и подготовка предложений по его совершенствованию, осуществление контроля за правильностью начисления и выплаты пенсий, содействие развитию негосударственных форм пенсионного обеспечения и некоторые другие задачи.
Назначение пенсий и пособий офицерам, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы Российской армии, пограничных войск, железнодорожных войск, внутренних войск МВД, лицам рядового и начальствующего состава органов МВД, Федеральной службы безопасности, службы внешней разведки и их семьям осуществляется соответствующими ведомствами.
Расходы на пенсии и пособия планируются исходя из численности пенсионеров и размеров пенсий в планируемом периоде.
. В, ндщей стране право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца в соответствии с Конституцией РФ гарантируется различными формами социального обеспечения. Трудящиеся из своей заработной платы на свои будущие пенсии вносят 1 % заработка. Фонд для обеспечения нетрудоспособных выделяется и используется ежегодно в процессе распределения внутреннего валового продукта и национального дрхода.
Поскольку неработающие пенсионеры не создают ни необходимого ни прибавочного продукта и в период их трудовой деятельности пенсионный фонд для них не создавался, постольку источником ежегодно образуемого пенсионного фонда является та часть внутреннего валового и национального дохода, которая создана прибавочным трудом работающего поколения, т.е. прибавочный продукт.
Принципы социального обеспечения. Важной особенностью социального обеспечения являются гуманные принципы его построения.
Всеобщность. Принцип заключается в том, что при нетрудоспособности по возрасту или вследствие инвалидности социальная обеспеченность распространяется на всех трудящихся, без каких-либо исключений и независимо от пола, возраста, национальности, расы, характера и места работы, форм ее оплаты. Социальному обеспечению подлежат все нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца: несовершеннолетние дети, братья, сестры, внуки, престарелые или нетрудоспособные жена (муж), отец, дед, бабушка и некоторые другие.
Общедоступность - условия, определяющие право на ту или иную пенсию, доступны для всех. Так, при средней продолжительности жизни в 70 лет право на пенсию по старости возникает у мужчин в возрасте 60 лет, а у женщин - в возрасте 55 лет, а для занятых на тяжелых видах труда пенсионный возраст для мужчин понижен до 50-55 лет, а для женщин до 45-50 лет. Стаж, необходимый для получения этой пей-" сии, установлен для мужчин 25 лет, для женщин - 20 лет, а занятых на тяжелых работах - еще ниже. Следовательно, всем, кто честно трудится, этот стаж доступен еще задолго до наступления старости.
Размер и форма обеспечения зависят от прошлого труда: длительности стажа, условий работы, размера заработной платы, других факторов, связанных с трудовой и общественной деятельностью. Этот принцип находит свое отражение в социальном обеспечении опосредованно, через заработную плату, поскольку пенсии и многие виды пособий исчисляются от заработной платы.
Разнообразие предоставляемых форм обеспечения и услуг - это пенсии и пособия, трудоустройство, разнообразные мероприятия по укреплению здоровья, предупреждению и снижению заболеваемости, помещение в дома-интернаты для инвалидов и престарелых, обеспечение мото- и велоколясками и автомобилями, протезирование и т.д.
Демократический характер организации социального обеспечения и его управления. Особенно велика в этом роль профессиональных союзов, представители которых участвуют в работе комиссий по назначению пенсий и в работе органов медико-социальной экспертизы, принимают непосредственное участие совместно с администрацией в оформлении документов уходящих на пенсию работников через комиссии по пенсионным вопросам при фабричных, заводских местных комитетах профсоюза. Большую работу по социальному обеспечению трудящихся проводят постоянные комиссии по социальному обеспечению и здравоохранению местных органов власти.
Вопросы теории, методологии и практики финансового обеспечения отраслей социальной сферы нашли отражение в следующих монографиях:
В.И. Басов. Общественные фонды потребления и бюджет (1967);
И.А. Гороховер. Планирование и финансирование больниц и поликлиник (1967);
Л.И. Тулъчинский. Финансовые проблемы профессионального образования в СССР (1968);
Г.Н. Соболевский, В.В. Ермаков, В.В. Головтеев. Основы финансирования учреждений здравоохранения (1974);
И.В. Бабановский. Вопросы финансирования здравоохранения в СССР (1976);
Г. И. Ушаков, А. С. Шуру ев. Планирование и финансирование подготовки специалистов (1980);
ЮА. Пешехонов. Ресурсы социального развития в XI пятилетке (1981);
К.И. Субботина. Финансирование народного образования (1985);
Г.Б. Поляк. Финансовое обеспечение социальной сферы (1988);
С.Д. Карастелин, Г.Б. Поляк. Ресурсы социального развития трудовых коллективов (1989).
Вопросы социального обеспечения в СССР и РФ рассмотрены в следующих работах:
B.C. Андреев. Социальное обеспечение в СССР (1986);
В.А. Ачаркан. Государственные пенсии (1967);
И.В. Гущин. Советское право социального обеспечения: вопросы теории (1982);
M.JI. Захаров, Э.Г. Тучкова. Социальное обеспечение и обслуживание пенсионеров (1988);
Г.В. Сулейманова. Социальное обеспечение и социальное страхование (1997);
Л.И. Пронина. Проблемы развития социального обеспечения (1992);
М.С. Ланцев. Социальное обеспечение в СССР (экономический аспект) (1976).
Вопросы для повторения

Система социальной защиты состоит из трех элементов, каждый из которых имеет разный круг субъектов, источники финансирования, условия и цели обеспечения. Система социальной защиты включает следующие формы:

Социальное страхование за счет обязательных страховых и добровольных взносов;

Социальную помощь и социальную поддержку нетрудоспособных граждан

На сегодня насчитывается более 20 различных видов пособий и льгот, а падения их закреплено десятками законов. Система является сложной, отдельные социальные программы не имеют стабильного финансирования или их зао утверждение не предусматривались целевые источники финансирования. Расходы сводного бюджета Украины на социальную защиту и социальное обеспечение с 2002 по 2005 г выросли с 12,6 млрд до почти 40 млрд грн технических ни возможности дальнейшего увеличения социальных трансфертов были исчерпаны уже в 2002 p, когда их доля достигла 17,2%. ВВП и 42,2% государственных расходов. В 2003-2004 pp имелось определенное опережение темп ей рост. ВВП за ростом расходов на образование и здравоохранение. Основные принципы системы социальной защиты населения заложены в. Конституции Украины ст 46-53. Социальная защита обеспечивается с оциальною помощью и социальным страхованиярахуванням.

Социальная защита - это система отношений между государством, хозяйственными структурами с одной стороны и с гражданами с другой, в процессе которых за счет частилы. ВВП образуются и используются фонды фин нансовых ресурсов для материального обеспечения и обслуживания отдельных категорий и групп граждан. Расходы бюджета на социальную защиту населения - это прежде всего расходы, направленные на адресную подт имку малообеспеченных граждан, установление определенного уровня обеспечения прожиточного минимума для различных групп населения, социальная защита лиц, оказавшихся в экстремальных условиях (беженцы, безпритул ьни т.д.).

Расходы бюджета на социальную защиту классифицируются так:

1) по источникам финансирования:

За счет средств государственного бюджета;

За счет средств местного бюджета;

2) за инициатором:

Расходы на реализацию общегосударственных программ;

Расходы на местные программы (решения местных органов власти);

3) по цели использования:

Расходы на социальную защиту в связи с малообеспеченностью;

Выплаты в качестве компенсации утраченного дохода (пособие по беременности и родам);

Компенсация утраченного здоровья или имущества;

Расходы, связанные с оказанием поддержки в обустройстве (приюты для временного содержания беженцев);

Расходы на предоставление льгот и привилегий отдельным категориям граждан;

4) по формам:

Денежные;

Безналичные;

Натуральные

Все формы социальной помощи определяются законами Украины или решениями местных органов власти

Система социальной защиты населения включает следующие формы:

Социальное страхование за счет страховых взносов в фонды социального страхования (государственные или негосударственные);

Государственное обеспечение и предоставление социальных услуг отдельным категориям граждан за счет государственного бюджета;

Социальная помощь и социальная поддержка нетрудоспособных граждан за счет государственного и местных бюджетов

Социальное страхование осуществляется на следующих общих принципах:

1) обязательность социального страхования всех работающих по найму;

2) обеспечение лиц, работающих самостоятельно, только теми видами защиты, в финансировании которых они участвуют;

3) предоставление возможности дополнительного добровольного страхования в системе обязательного социального страхования с целью получения дополнительного материального обеспечения;

4) равноправие всех застрахованных лиц относительно обязательств по финансированию расходов и получаемых в результате этого прав и гарантий;

5) государственная гарантированность выплат по общеобязательному социальному страхованию

Согласно. Закону Украины"О пенсионном обеспечении"граждане после достижения пенсионного возраста имеют право получать пенсию. Кроме того, есть категория граждан, которая имеет право получать пенсию раньше чем после достижения пенсионного возраста (военные, ликвидаторы последствий аварии на. ЧАЭС, лица занятые на вредных производствах и др.). Льготы и помощь гражданам, имеющим особые заслуги перед де ржавые, назначаются на основе действующего законодательства отдельно по каждой категории (законы Украины"О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты","Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине"ян похилого віку в. Україні").

Ветеранам могут предоставляться следующие льготы:

Бесплатный проезд всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта;

Освобождение от платы за землю;

Первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических учреждениях

. Государственное обеспечение - это форма социальной защиты, которая заключается в предоставлении социальных выплат и других социальных услуг отдельным гражданам за счет государственного бюджета. Все такие выплаты, услуги и субъекты определяются отдельным законодательством. Средства государственного бюджета по этой формой социальной защиты направляютсяя:

На пенсионное обеспечение и предоставление социальных услуг военнослужащим и лицам, которые проходят службу в воинских формированиях, созданных в соответствии с законами Украины;

Выплату и повышение пенсий, предоставления льгот участникам войны;

Выплату и повышение пенсий, предоставление льгот гражданам, пострадавшим от техногенно-экологических и природных катастроф;

Выплаты реабилитированным гражданам

Социальная помощь - это установленные законодательством виды материального обеспечения, которые предоставляются гражданам при определенных обстоятельствах и в определенных размерах за счет государственного бюджета. Имущественное положение е получателя не учитываетсяя.

Социальная помощь предоставляется:

При рождении ребенка и по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста;

На детей одиноким матерям;

Родителям, занятым уходом за ребенком-инвалидом;

На детей военнослужащих срочной службы;

На детей многодетным семьям;

Инвалидам и гражданам преклонного возраста, которые по уважительным причинам не приобрели права па пенсию и другие пособия

С помощью сметного финансирования обеспечивается финансирование денежными средствами учреждений и организаций непроизводственной сферы

. Единая смета доходов и расходов бюджетных учреждений - это основной документ, определяющий общий объем целевого поступления и поквартальное распределение бюджета Украины. Формирование единой сметы доходов и расходов осуществляется на основании лимитной к. Справка ассигнований из бюджета, которую вышестоящая организация направляет всем подчиненным учреждениям в двухнедельный срок после утверждения бюджета. Лимитная справка должна учитывать потребности каждого учреждения в идповидно к ее производственных показателей. Единая смета доходов и расходов составляется всеми учреждениями и утверждается руководителями вышестоящей организации. Одновременно со сметами на утверждение представляется ется штатное расзпис.

Единая смета доходов и расходов состоит из трех разделов:

1) бюджетных ассигнований;

2) других средств;

3) расходов за счет специальных и других внебюджетных средств

Каждый из этих разделов делится на доходную и расходную части. К первой относятся плановые объемы бюджетных ассигнований, а также поступления из других доходных источников. Формирование доходной части осуществляемой ся на основании индивидуальных расчетов, а также платежей и отчислений в бюджет. Расходная часть - общая сумма расходов с разбивкой по категориям расходов экономической классификации, а также в ст ановлення расходов, которые планируется профинансировать за счет бюджетных ассигнований и за счет внебюджетных поступлениеень.

В бюджетном финансировании кроме единой сметы доходов и расходов применяются следующие сметы:

Общие сметы, которые составляются по однотипными малыми учреждениями (клубами, библиотеками и др.) с небольшим объемом финансирования, а также за однотипными крупными учреждениями, хозяйственное обслужи тельное которых осуществляется централизованно;

Сводные сметы - это объединенные индивидуальные сметы однотипных учреждений

Сметы составляются на основе производственной программы подразделения соответствующей нормативной базы, а также цен и тарифов на ресурсы. Структурно он может строиться по статьям и элементам затрат

Результатом деятельности отраслей социальной сферы является создание духовных ценностей, социокультурных и бытовых услуг. Как правило, к социально-культурной сферы относятся учреждения образования, подготовки кадров, здравоохранения, науки и культуры в отраслях социальной сферы используются значительные фонды финансовых ресурсов, которые составляют более. ЗО%. ВВП. Кроме того, отрасли социальной сферы ежегодно получают в с вое распоряжение средства при оказании услуги и выполненные робототи.

Планирование расходов, направляемых из бюджета на социальное развитие, происходит на основе экономических нормативов и финансовых норм. Нормативы устанавливаются. Кабинетом. Министров Украины, как правило, на одного ученика, одного жителя, одно учреждение и т.д.. Расходы на указанные цели могут увеличиваться за счет доходов, которые получает организация, или дополнительных источников, найденных местными советамми.

Для улучшения планирования расходов на содержание учреждений социальной сферы является разработка финансовых норм по категориям расходов

. Финансовая норма - это научно обоснованный размер затрат финансовых ресурсов на различные виды деятельности учреждений в расчете на соответствующую единицу

Расчет финансовых норм для бюджетных учреждений таково:

2) на основе индивидуальных норм - разработки укрупненных норм;

3) на основе укрупненных норм - разработка этих норм

Финансовые нормы уточняются и пересматриваются один раз в 5 лет. Индивидуальные нормы используются при планировании на уровне бюджетных учреждений, укрупненные - на уровне министерств и ведомств, возведении нет - государства или області.

Бюджетное учреждение составляет смету доходов и расходов, который является основным плановым документом, подтверждающим полномочия относительно получения доходов и осуществления расходов, определяет объем и направление средств для выполнения ими своих функций и достижения целей, определенных в год соответственно бюджетных назначен.

. Смета - это финансовый документ, в котором в плановом порядке определяются объемы средств на финансирование определенных объектов, программ и мероприятий с определением их целевого назначения и распределением по отдельным пе ериодамы финансирования. Форма сметы утверждается. Министерством финансов Украини.

Смета имеет:

Общий фонд, содержащий объем поступлений из общего фонда бюджета и распределение расходов по полной экономической классификации на выполнение бюджетным учреждением основных функций;

Специальный фонд, который содержит объем поступлений из специального фонда бюджета и их распределение по полной экономической классификации на осуществление расходов специального назначения, а также на реализации ию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением учреждением основных функции.

Помесячная распределение расходов, утвержденных в смете для общего фонда, по сокращенной форме экономической классификации, который регламентирует взятие учреждением обязательств в течение года, называется пла аномий ассигнований.

Ассигнования - это полномочия распорядителю бюджетных средств на взятие обязательств и расходования бюджетных средств

на конкретную цель в процессе выполнения. План ассигнований является неотъемлемой частью сметы и утверждается вместе с ним. Учреждения имеют право брать обязательства и расходовать бюджетные средства на цели т и в установленных утвержденными сметами и планами ассигнований пределах. Руководители учреждений, которым предоставлено право распоряжаться утвержденными для них бюджетными средствами согласно ассигнований, установлен их в сметах и??планах ассигнований, называются распорядителями средств бюджетету.

Бюджетные учреждения могут получать внебюджетные средства - средства сверх ассигнования, выделяемые им из государственного или местного бюджетов

Внебюджетные средства подразделяются по принципу происхождения и использования:

На специальные средства;

Суммы по поручениям;

Депозитные средства;

Другие внебюджетные средства

Развитие социальной инфраструктуры повышает качество жизни населения, что является, в конечном счете, основой роста национальной экономики, а также укрепления социальной стабильности в обществе. Эти проблемы очень актуальны для всех стран мира. Традиционно социальная сфера имеет бюджетное финансирование, что влечет за собой множество проблем, особенно в переходный период.

Нынешнему этапу развития общества и экономики присущи противоречия между необходимостью построения современной социальной системы и отсутствием надлежащих социально-экономических условий; между потребностями в значительных финансовых ресурсах и реальными возможностями государства и территорий по финансированию социальной сферы; между старыми организационными формами, новыми задачами экономической реформы и негативными явлениями в обществе. Своевременное решение всех этих проблем должно стать залогом успешного развития страны в будущем.

Социальная политика представляет собой систему действий органов государственного управления и местного самоуправления, обеспечивающих решение ключевой задачи государства - повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет эффективного использования общественных (государственных и муниципальных) финансов.

Целью социальной защиты должна быть помощь бедным, чтобы они не теряли социальной полноценности, не втягивались в "ловушки бедности" и не шли на уголовные преступления от отчаяния. В развитых странах с рыночной экономикой социальная защита является неотъемлемой частью общей системы стимулов. Для полноценного развития страны необходима прозрачная конкуренция, которая поднимает наверх самых трудолюбивых и способных. Однако нищета и отчаяние не могут быть единственной альтернативой успеха, атома все цивилизованные страны создали своеобразные "предохранительные механизмы", которые поддерживают людей с временными материальными или иными трудностями.

При этом требование возврата к активной жизни (для избежания иждивенчества) всегда является основным требованием поддержки общественным средства.

между тем в Украине современная система социальной защиты является своеобразным гибридом, который состоит из старой системы стимулов советской номенклатуры (льгот) и надстройки, созданной уже во времена независимости для защиты действительно нуждающихся граждан от негатива переходного процесса (адресная социальная помощь).

Как показывает практика, в каждом государстве составляющие социальной защиты могут существенно отличаться по составу и объему социальных выплат, трансфертов, субвенций. Эти характеристики отличаются также в той же стране в разные периоды. То есть социальная защита - категория очень динамичная и подвижная. Она непосредственно связана с социальной политикой государства. В то же время, не смотря на то, что в европейских странах сложились различные системы социальной защиты, они вполне сопоставимы по уровню своего развития.

В таких странах как Ирландия, Великобритания, Скандинавские страны, Португалия применяется универсальный подход, при котором системы социальной защиты включают в себя все организационно-правовые формы предоставления социальных выплат и услуг населению. В эти системы входит не только социальное страхование во всех его видах, но и программы по обеспечению минимального дохода, которые обеспечивают удовлетворение базовых потребностей беднейших слоев населения. Такие пособия не требуют от человека предварительной уплаты взносов, а выполняются местными органами власти за счет налогов или трансфертов из централизованных бюджетов

Системы социальной защиты в странах ЕС имеют долгую историю и сформировались в современном виде довольно давно. На нынешнем этапе важнейшая задача в области развития систем социальной защиты состоит в необходимости приспособления его к изменениям и потребностям современного общества. Одним из направлений является организация защиты от новых рисков, возникающих на рынке труда, связанные с демографическими процессами, социальной интеграцией/дезинтеграцией и занятостью. Почти во всех странах предоставляются социальные пособия в связи с бедностью, которые обычно объединяет общее название "программа по обеспечению минимального дохода". При этом функционируют различные программы, как общие и дополнительные, так и специальные. Например, в Германии Закон о социальной помощи предусматривает два ее вида: пособие на жизнь и помощь по социальным мотивам. Примеры развития программ по обеспечению минимального дохода наглядно показывают, что дело заключается не только в том, чтобы выплачивать социальные пособия, а и в том, чтобы помочь людям интегрироваться в общество.

Следует также заметить, что при организации социальной помощи, как правило, применяется многоуровневый принцип, когда часть пособий предусмотрена национальными стандартами, а часть - имеет дополнительный характер. Так, например, в таких дополнительных пособий, которые обеспечивают минимальный доход, относятся: в Австрии - жилищная помощь и медицинское страхование; в Бельгии - возмещение необходимых расходов, связанных с оплатой жилья и коммунальных услуг, медицинским обслуживанием, также применяются разовые выплаты; В Дании - жилая помощь, стипендия для студентов; в Финляндии - жилая помощь, высоко возмездные услуги по охране здоровья, возмещение расходов, связанных с пребыванием детей в дневных детских учреждениях; во Франции - жилая помощь, бесплатная медицинская помощь; в Германии

Жилая помощь, медицинское страхование и возмещение других расходов, связанных с болезнями, помощь на образование, помощь в экстренных случаях; в Ирландии - жилищная помощь, помощь на одежду и обувь для школьников, обеспечения необходимыми предметами домашнего обихода и топливом; в Люксембурге и в Нидерландах - жилая помощь, бесплатное медицинское страхование; в Португалии - жилая помощь, оплата медицинских услуг для некоторых категорий граждан, гранты на обучение, субсидии на проезд на общественном транспорте; в Испании - экстренная социальная помощь (оплата жилья, мебели, предметов домашнего обихода и бытовой техники); в Швеции - жилищная помощь, помощь для родителей-одиночек; в Великобритании - жилая помощь, бесплатная стоматология, субсидии на очки, обеспечения молоком и витаминами детей младше 5 лет и беременных женщин, бесплатное школьное питание, помощь в оплате услуг на погребение, возмещение оплаты отопления пенсионерам, инвалидам и семьям с ребенком до 5 лет, местные налоговые помощи.

Анализ применения термина "социальная защита" свидетельствует, что он применяется в широком, узком, специальном и дополнительном значениях.

В широком смысле социальная защита составляет содержание социальной функции государства и представляет собой систему экономических, юридических, организационных мероприятий по обеспечению основных социальных прав человека и гражданина в государстве. В таком случае речь идет о все меры государства, направленные на обеспечение ее социальной функции. В этом аспекте элементы социальной защиты присущие различным сферам общественных отношений, в которых реализуются социальные права граждан, - сферам применения труда, социального страхования, социальной помощи, здравоохранения, образования, жилищной политики.

В узком смысле понимание социальной защиты представляет собой собственно социально-защитную деятельность государства по обеспечению населения от негативных последствий социальных рисков.

в Частности, в литературе система социальной защиты населения признается системой более высокого порядка, включающая в себя в качестве составной части систему социального обеспечения, а государственное социальное обеспечение рассматривается как гарантия социальной защиты населения.

В Конституции социальная защита понимается как система мер по защите населения от социальных рисков. Именно такой смысл заложен в статью 46, где установлен "право граждан на социальную защиту, что включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы из независимых от них обстоятельств, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом". По смыслу статьи и учитывая социальные риски, обеспечение которых предусмотрено в ней, право на социальную защиту вроде права на социальное обеспечение. Однако и организационно-правовая система, которая создана в Украине для обеспечения населения от социальных рисков, ни по своему составу, ни по своей сути не дает оснований применять к ней термин "социальное обеспечение".

В Украине заложены правовые и институциональные основы новой системы социальной защиты. Эта система характеризуется следующими чертами.

Во-первых, в Конституции Украины провозглашено право граждан на социальную защиту и установлены государственные гарантии его осуществления.

Во-вторых, создано многочисленное социально-защитное законодательство (срок "законодательство" в данном случае применяется нами в широком смысле), которым предусматривается юридический механизм предоставления населению социальных денежных выплат и социальных услуг в определенных случаях, которые по международно-правовой практикой получили название "социальных рисков".

в-третьих, хотя в этой системе пока не имеет единого правового акта, который закрепил бы общие принципы именно социальной защиты, все же существующий системный характер актов, регулирующих отношения в сфере социальной защиты, и их функциональное группирование, направлено на защиту населения от негативных последствий наступления социальных рисков.

в-четвертых, в институциональном плане национальная система социальной защиты включает в себя: I) все организационно-финансово-правовые формы, через которые непосредственно осуществляются социальные выплаты и предоставляются социальные услуги отдельным гражданам в случае наступления социальных рисков, это - социальное страхование, финансирование за счет налогов, государственная социальная помощь, негосударственное социальное обеспечение; 2) непрямые (косвенные) меры социальной защиты, которые приобретают все более широкого применения.

в-пятых, в Украине создана такая структура социальной защиты:

А. Государственная социальная защита

И. Общая система социальной защиты:

1) общеобязательное государственное социальное страхование;

2) государственная социальная помощь.

П. Специальный социальная защита. III. Дополнительную социальную защиту.

Б. Негосударственное социальное обеспечение

1) негосударственное пенсионное обеспечение;

2) негосударственные социальные услуги.

Таким образом, защита возможно определить как систему юридических, экономических, финансовых и организационных средств и мер в государстве по защите населения от неблагоприятных последствий социальных рисков.

Обобщая, следует подчеркнуть два основных положения, касающиеся системы социальной защиты: во-первых, роль государства как главного организатора системы социальной защиты населения; во-вторых, - феномен социального риска как основание, что выделяет социальную защиту от других способов материального обеспечения граждан.

в настоящее время осуществление права на социальную защиту в Украине организовано в нескольких формах, которые различаются по таким признакам, как 1) круг лиц, подлежащих обеспечению; 2) источники и способы финансирования; 3) виды, условия и размеры обеспечения; 4) органы, предоставляющие обеспечение.

Организационно-правовая форма социальной защиты - это объединенная общими принципами и методами осуществления совокупность юридических, финансовых, организационных средств социальной защиты отдельных категорий населения.

защита - это государственная поддержка слоев населения, которые могут подвергаться негативному влиянию рыночных процессов, с целью обеспечения соответствующего жизненного уровня, то есть меры, включающие предоставление правовой, финансовой, материальной помощи отдельным гражданам (наиболее уязвимым слоям населения), а также создание социальных гарантий для экономически активной части населения; комплекс законодательно закрепленных гарантий, противодействующих дестабилизирующим жизненным факторам (инфляция, спад производства, экономический кризис, безработица и тому подобное). Основные элементы системы социальной защиты.

установление допустимых параметров жизни;

защита населения от роста цен и товарного дефицита:

решение проблемы безработицы и обеспечения эффективной занятости, переподготовка кадров;

пенсионное обеспечение;

социальные трансферты;

социальное обслуживание;

предоставление необходимой медицинской помощи и тому подобное.

Основной организационно-правовой формой в системе социальной защиты выступает общеобязательное государственное социальное страхование - это система прав, обязанностей и гарантий, предусматривающая предоставление социальной защиты, включающей материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы из независимых от них обстоятельств, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страховых взносов владельцем или уполномоченным им органом (далее - работодатель), гражданами, а также бюджетных и других источников, предусмотренных законом.

Социальную защиту включает право на обеспечение граждан в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы из независимых от них обстоятельств, а также по старости и в других случаях, предусмотренных законом .

Если сравнивать социальную защиту с социальным обеспечением, то социальную защиту является более широким понятием. Схематично соотношение между социальной защитой, социальным обеспечением и социальной помощью изображен на рис.9.1.

Рис.9.1. Составляющие социальной политики . К активным относится социальная помощь, которая заключается в том, чтобы помочь людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию, уберечься от нищеты, чтобы не оказаться на обочине общества. Пассивные меры включают: социальное страхование, лечение и профилактику болезней, повышения уровня образования и квалификации, которые направлены на предотвращение ситуаций, которые грозят благосостоянию человека.

В последние десятилетия при оценке уровня развития национальной экономики на первый план стали выходить социальные индикаторы: уровень занятости и безработицы, динамика реальной заработной платы, уровень жизни населения. Социальный климат становится определяющим при создании экономической атмосферы. Вообще, формирование социально-ориентированной экономики - цель любых трансформаций, и в том числе на региональном и местном уровнях. Финансирование социальных мероприятий - главная статья расходов бюджетов любой страны, когда еще не установлено стабильных структурных экономических пропорций и сфера финансирования социальных расходов является наиболее нерегулируемой, а также в период обострения кризисных явлений в социально-экономической сфере.

Расходы на социальную сферу составляют в Украине около 18 % ВВП, однако основная тяжесть социальных расходов лежит сегодня на бюджетах регионов и их местных структур, из которых финансируется примерно 80 % всей социальной сферы.

Расходы на социальную защиту и социальное обеспечение:

а) выплата пенсий военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и членам их семей, пенсий военнослужащим и лицам начальственного и рядового состава органов внутренних дел, другим лицам, определенным законом; уплата в Пенсионный фонд Украины страховых взносов за отдельные категории лиц, предусмотренные законом; выплату доплат, надбавок, повышений к пенсиям, дополнительных пенсий, пенсий за особые заслуги перед Украиной, установленных законом;

б) государственные программы социальной помощи (денежная помощь беженцам; компенсации на медикаменты; программа протезирования; программы и мероприятия из социальной защиты инвалидов, в том числе программы и мероприятия Фонда социальной защиты инвалидов; возмещение убытков, причиненных гражданам; мероприятия, связанные с возвращением в Украину крымскотатарского народа и лиц других национальностей, которые были незаконно депортированы из Украины, и размещением иностранцев и лиц без гражданства, которые незаконно находятся на территории Украины; ежегодная разовая денежная помощь ветеранам войны и жертвам нацистских преследований; пожизненные государственные стипендии; средства, передаваемые в фонды общеобязательного государственного социального страхования; программы социальной защиты граждан, которые пострадали вследствие Чернобыльской катастрофы, государственная социальная помощь лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам, другие виды целевого пособия, установленные законом);

в) государственная поддержка общественных организаций инвалидов и ветеранов, которые имеют статус всеукраинских;

г) государственные программы и мероприятия относительно детей, молодые, женщин, семьи;

г) государственная поддержка молодежных и детских общественных организаций на выполнение программ и мероприятий относительно детей, молодые, женщин, семьи утвержденным Кабинетом Министров Украины;

д) программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан;

обеспечение функционирования всеукраинских, государственных, межрегиональных профессиональной реабилитации инвалидов и государственных центров социальной реабилитации детей-инвалидов в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;

е) другие программы в области социальной защиты и социального обеспечения, обеспечивающие выполнение общегосударственных функций, согласно перечню, утвержденному Кабинетом Министром Украины;

Расходы на социальную защиту населения и социальное обеспечение включают:

государственные специальные пенсионные программы (пенсии военнослужащим рядового, сержантского и старшинского состава срочной службы и членам их семей, пенсии военнослужащим и лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, пенсии, предназначенные за другими пенсионными программами);

Государственные программы социальной помощи (денежная помощь беженцам; компенсации на медикаменты; программа протезирования; программы и мероприятия из социальной защиты инвалидов в том числе программы и мероприятия Фонда Украины социальной защиты инвалидов: мероприятия, связанные с возвращением в Украину крымскотатарского народа и лиц других национальностей, которые были незаконно депортированы из Украины; ежегодная разовая денежная помощь ветеранам Великой Отечественной войны; пожизненная стипендия для участников боевых действий; средства, передаваемые в Фонд социального страхования на случай безработицы; частичное покрытия затрат на выплату задолженности с регрессивных исков шахтеров);

Государственную поддержку общественных организаций инвалидов и ветеранов, имеющих статус всеукраинских;

Государственные программы и мероприятия относительно детей, молодые, женщин, семьи;

Государственную поддержку молодежных общественных организаций на выполнения общегосударственных программ и мероприятий относительно детей, молодые, женщин, семьи;

Государственные программы поддержки строительства (реконструкции) жилья для отдельных категорий граждан.

Осуществление местных программ социальной защиты населения происходит на основе решений органов местного самоуправления. Их финансирование производится за счет средств местных бюджетов.

Относительно расходов на социальную сферу можно сказать следующее: они занимают ведущее место в расходах бюджетов Украины всех уровней. Из всех расходов на социально-культурные мероприятия около трети занимают расходы на социальную защиту и социальное обеспечение населения. Вообще, социальная защита и социальное обеспечение - самая большая расходная статья Государственного бюджета Украины, которая по объему опережает здравоохранение, образование и расходы на экономическую деятельность. На протяжении 2009-2012 годов объем годовых расходов на социальную защиту и социальное обеспечение составил в среднем 58454 млн. грн. или 28,6% общей суммы расходов Государственного бюджета Украины. Если анализировать динамику расходов на социальную защиту и социальное обеспечение государственного бюджета в абсолютном выражении, то наблюдается их рост в 2010-2011 году. Объем расходов Государственного бюджета Украины на социальную защиту составил в 2010 году 63311 млн. грн. что на 11794млн. грн. больше по сравнению с 2009 годом, в 2011 году - 63540 млн. грн., что больше на 12023 млн. грн. по сравнению с 2009 годом, и 229 млн. грн. чем в 2010 году. Уменьшение расходов на социальную защиту и социальное обеспечение произошло в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 8092 млн. грн., но по сравнению с 2009 годом выросли на 3931 млн. грн. (рис. 9.2).

Рис 9.2. Динамика расходов на социальную защиту и социальное обеспечение из Государственного бюджета Украины

Однако, несмотря на значительный объем социальных расходов, качество социальных услуг и других мер социальной защиты в Украине до сих пор остается относительно низкой по сравнению с другими странами, а социальные потребности наиболее уязвимых категорий населения не удовлетворяются в достаточной степени.

Среди основных проблем в сфере социальной защиты населения Украины, которые требуют немедленного решения, можно выделить следующие:

Чрезвычайно высокий уровень участия государства в сфере социальной защиты, чрезвычайно слабое участие в ее функционировании населения; чрезвычайно стремительный рост стоимости услуг, которые предоставляют учреждения здравоохранения, образования, культуры, что не соответствует их качеству;

Неэффективность бюджетного управления имеющимися финансовыми ресурсами как главными распорядителями, так и отдельными социальными учреждениями; недостаточность средств для финансирования мероприятий в сфере социальной защиты населения.

С целью решения рассмотренных проблем, разработана Общегосударственная программа преодоления и предотвращения бедности на 2010-2015 годы, которая предусматривает:

Внедрение системы раннего выявления лиц и семей, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах;

Модернизацию системы социального обслуживания;

Предоставление льготы в объеме, достаточном для обеспечения нормальной жизнедеятельности лица (семьи);

Содействие развитию молодежных инициатив в трудовой сфере, переподготовки и повышения квалификации молодежи, ее профориентации, предотвращения негативных проявлений в молодежной среде;

создание правовых, экономических и социальных условий для функционирования и укрепления семьи, улучшения демографической ситуации, обеспечения равных прав и возможностей мужчин и женщин в украинском обществе.

Основными приоритетными направлениями реформирования и совершенствования механизма системы управления социальной защитой населения в Украине являются:

внедрение комплекса мер по радикальной модернизации действующей пенсионной системы, обеспечение перехода от бюджетного к страховому принципу финансирования значительной части расходов на социальную защиту;

пересмотр системы критериев и оснований, по которым гражданам предоставляют льготы и назначают социальные выплаты;

повышение эффективности выполнения международно-правовых обязательств в сфере совершенствования государственной системы социальной защиты; обеспечение прозрачности и координации во время финансирования всех государственных программ социальной направленности. Следовательно, в условиях социально-рыночной трансформации государство должно выступить социальным амортизатором преобразований и одновременно проводить активную социальную политику на новых, адекватных рыночным требованиям началах, учитывая положительные и отрицательные моменты внедрения тех или иных элементов социальной политики в развитых странах всеобщего благосостояния.

Стабильное экономическое развитие страны невозможно без формирования социально обеспеченного общества. Сочетание проблем развития рыночных отношений с усилением внимания к социальным вопросам создает необходимые предпосылки для экономического оздоровления, стабильного положения человека на протяжении всей трудовой деятельности и после ее завершения. В конце концов, экономический рост и повышение народного благосостояния - взаимосвязанные процессы.

  • 5.Роль бюджета государства в распределении ввп.
  • 7.Бюджетные права представительных и исполнительных органов власти в России.
  • 8.Государственные внебюджетные фонды, их состав и значение.
  • 9.Бюджетное устройство Российской Федерации.
  • 10.Порядок расчета расходов на содержание больниц.
  • 11.Бюджетная система рф, ее структура и характеристика.
  • 12. Характеристика участников бюджетного процесса.
  • 2. Финансовые и налоговые органы.
  • 5. Главные распорядители бюджетных средств.
  • 13.Бюджетный федерализм и его развитие в рф.
  • 14. Сводное финансовое планирование.
  • 16.Межбюджетные отношения в рф.
  • 17.Бюджетный процесс, его содержание.
  • 18.Основные этапы развития бюдж-х отношений в России.
  • 19. Расходные обязательства бюджетов разных уровней.
  • 21.Бюджетная классификация, ее значение и содержание.
  • 25.Роль региональных и местных бюджетов в экономическом и социальном развитии страны.
  • 26.Методы и формы организации расходов бюджетной системы.
  • 27.Порядок составления проекта федерального бюджета.
  • 29. Порядок рассмотрения и утверждения проекта федерального бюджета.
  • 30.Реформирование бюджетного процесса в рф.
  • 31.Бюджетное планирование, его содержание и значение.
  • 32.Финансирование жилищно – коммунального хозяйства.
  • 33.Порядок исполнения федерального бюджета.
  • 34.Доходы и расходы местных бюджетов.
  • 35.Бюджетный профицит и механизм его распределения.
  • 36.Основы планирования доходов бюджетной системы.
  • 37.Государственный и муниципальный долг и его структура. Управление государственным и муниципальным долгом.
  • 38.Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения.
  • Расходы на мероприятия по социальной защите населения
  • 39.Межбюджетные трансферты, их виды и условие предоставления.
  • 40.Расходы бюджетной системы на государственное управление.
  • 41.Бюджетные кредиты, их содержание и порядок предоставления.
  • 42.Состав, финансирование и порядок расчета расходов на содержание общеобразовательных школ.
  • 43.Характеристика налоговой системы рф.
  • 44.Расходы бюджетной системы и их классификация. Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение выполнения задач и функций, возложенных на органы власти.
  • 45.Бюджетное финансирование отраслей экономики в рф.
  • 46.Доходы бюджетной системы и их классификация.
  • 47.Программно - целевые методы бюджетного планирования. Бюджетирование ориентированное на результат (бор).
  • 48.Казначейская система исполнения бюджета. (см лекции – исполнение бюджета)
  • 49.Реформирование бюджетной сферы в рф.
  • 50.Перспективное финансовое планирование.
  • 38.Расходы бюджетной системы на социальное обеспечение и социальную защиту населения.

    Мобилизуемые в бюджет и внебюджетные фонды денежные средства позволяют государству осуществлять социальную политику.

    Пенсионный фонд Рос­сийской Федерации, цель которого - государственное управление пенсионным обеспечением граждан. Пенсионный фонд форми­руется главным образом за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассиг­нований из республиканского бюджета Российской Федерации.

    2. Фонд социального страхования РФ, Цель его - финансирование выплат пособий по временной нетрудоспособ­ности, беременности и родам, при рождении ребенка, уходу за ребенком до полутора лет, финансирование организации санаторно-курортного лечения и отдыха и др.Источниками формирования Фонда социального страхова­ния являются:

    Страховые взносы предприятий и организаций всех форм собственности % от величины начисленной оплаты труда;

    Ассигнования из регионального бюджета РФ;

    Добровольные взносы юридических и физических лиц и др.

    3. Государственный фонд занятости населения РФ. Средства этого Фонда используются для реализации государственной по­литики занятости населения.

    Бюджетные ассигнования - один из важных источников пе­речисленных социальных фондов. Бюджетные средства посту­пают в эти фонды главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан.

    Из федерального бюджета финансируются:

    Выплата пенсий военнослужащим, компенсация Пенси­онному фонду РФ расходов по выплате государственных пенсий и пособий, подлежащих финансированию в соот­ветствии с законодательством РФ за счет федерального бюджета;

    Финансирование федеральных программ: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних», «Организация летнего отдыха детей» и др. Основной объем бюджетных средств, направляемых на соци­альную защиту населения, проходит через региональные и мест­ные бюджеты. Эти средства используются:

    На строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

    На обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами;

    На их обучение и трудовое устройство;

    Оказание им санаторно-курортной помощи;

    Социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям;

    На проведение молодежной политики и др.

    Расходы на мероприятия по социальной защите населения

    Система социального об­служивания населения, предоставляет населению - престаре­лым, инвалидам, многодетным, неполным и молодым семьям, другим категориям нуждающихся граждан - бесплатно или на льготных условиях разные виды социальных услуг.

    Такая деятельность осуществляется через сеть сложившихся учреждений: домов-интернатов, социальных приютов, социально-реабилитационных центров и т.п. и посредством создания новых форм социального обслуживания социальных центров, телефонов доверия, служб срочной психологической помощи и поддержки и др.

    Программно-целевой принцип реализации социальной полити­ки является приоритетным. Для этого разрабатывается ряд про­грамм, например, федеральные программы «Молодежь России», «Планирование семьи», «Дети-сироты» «Дети-инвалиды» и др., основной целью которых является создание организационных, правовых и экономических механизмов реализации социальной политики.В настоящее время во многих субъектах РФ приняты законо­дательные акты о социальных стандартах, в соответствии с кото­рыми каждому жителю предоставляется гарантированный мини­мальный перечень жилищно-бытовых, социально-культурных услуг, представленных в денежном или натуральном выражении.При этом главными должны стать мероприятия по поддерж­ке наименее защищенных слоев населения с соответствующим разграничением ответственности между федеральными и терри­ториальными органами власти и местного самоуправления.