Рассказы о шедеврах живописи. Лучшие картины, пейзажи

Март, 1895

О том, какое влияние имело творчество Левитана на современников, можно по судить по картине "Март". Известно, что Левитан редко изображал зиму и снег, предпочитая осень или весну. Но, однажды, он взялся за зимний пейзаж, и написал эту картину - "Март". Картина произвела переворот в русской живописи. Оказалось, что еще никто до него так живописно и ярко не писал снег, синие тени деревьев и яркое голубое небо. После Левитана подобный мотив стал излюбленным в русской пейзажной живописи, и многие художники, включая Юона и Грабаря, варьировали его в своих работах.

Март, 1895. Картина художника Исаака Левитана. Фото, шедевры русского пейзажа - Исаак Левитан. Официальный сайт. Жизнь и творчество. Живопись, графика, старые фото. - Март, снег, солнце, желтый дом, лошадка, деревья, синее небо. Исаак Левитан, картина, шедевр, рисунки, фото, биография.

Михаил Нестеров об Исааке Левитане:

"Говорить о Левитане мне всегда приятно, но и грустно. Подумать только: ведь он был лишь годом старше меня, а я как-никак еще работаю. Работал бы и Левитан, если бы "злая доля", ранняя смерть не отняла бы у нас, всех знавших и любивших его, всех старых и новых почитателей его таланта, - чудесного художника-поэта. Сколько дивных откровений, сколько не замеченного никем до него в природе показал бы людям его зоркий глаз, его большое чуткое сердце. Левитан был не только прекрасным художником - он был верным товарищем-другом, он был настоящим полноценным человеком..." »

А.А. Федоров-Давыдов об Исааке Левитане:

"Исаак Левитан - один из наиболее значительных не только русских, но и европейских пейзажистов XIX столетия. Его искусство впитало горести и радости своего времени, переплавило то, чем жили люди, и воплотило творческие искания художника в лирических образах родной природы, став убедительным и полноценным выражением достижений русской пейзажной живописи..." »

Александр Бенуа об Исааке Левитане:

"Самым замечательным и драгоценным среди русских художников, внесших в черствый реализм живительный дух поэзии, является безвременно умерший Левитан. В первый раз Левитан обратил на себя внимание на Передвижной выставке 1891 года. Он выставлялся и раньше, и даже несколько лет, но тогда не отличался от других наших пейзажистов, от их общей, серой и вялой массы. Появление же «Тихой обители» произвело, наоборот, удивительно яркое впечатление. Казалось, точно сняли ставни с окон, точно раскрыли их настежь, и струя свежего, душистого воздуха хлынула в спертое выставочное зало, где так гадко пахло от чрезмерного количества тулупов и смазных сапог..."

Картина Левитана «Март» - неожиданный пейзаж в творчестве художника, потому что он не любил рисовать снег и зиму, предпочитая осень и лето.

Тверская губерния

В поисках подходящей натуры художник вместе с С. П. Кувшинниковой приехал в Тверскую губернию в 1893 году и остановился в усадьбе Островно. Его приняли очень радушно и поселили на втором этаже в светлых комнатах с прекрасными видами на озеро и закат. Живописец много и плодотворно работал.

Здесь в Удомле он написал свой шедевр - «Над вечным покоем»: на бугре стоит деревянная церквушка, вросшая в землю, и заросшее, заброшенное, забытое кладбище с покосившимися крестами. Картина Левитана «Март» даже еще не была задумана. Жизнь в усадьбе текла размеренно и мирно: катались на лодке на озере, ходили за грибами, вечерами С. Кувшинникова играла на рояле Бетховена, Грига, Листа, Шумана.

Визит соседей Турчаниновых

В середине лета 1894 года из соседней усадьбы Горки, которая была всего в двух верстах от Островно по другую сторону озера, приехали соседи якобы с визитом к Софье Петровне, но в действительности им хотелось познакомиться с И. Левитаном. Глава семейства И. Н. Турчанинов был сенатором в Петербурге. Его супруга Анна Николаевна 39 лет от роду была настоящей выдержанной светской дамой в корректных туалетах, у которой подрастали три дочери. Она на 4 года была старше Левитана, что не помешало ему глубоко увлечься Анной Николаевной. Он переехал в Горки и вдруг стал писать натюрморты с цветами.

Они так хороши изысканностью и свежестью. Шло лето, и картина Левитана «Март» ему еще даже не приходила в голову. Зато букетов цветов Левитан написал невиданно много. Потому что художник просто потерял голову от стильной, утонченной и умной Анны Николаевны. «Васильки» он подарил Варе, старшей дочери Турчаниновой, которая влюбилась в художника первой пылкой любовью, что ему очень мешало. Ни до Горок, ни после художник не обратится к теме натюрмотов.

События в доме Турчаниновых

Чтобы у Левитана было отдельное помещение для работы, его поселили в обустроенной под мастерскую баньке. В Горках пейзажист прожил до глубокой осени 1894 года. Это был плодотворный период. Кроме натюрмортов с цветами, он изобразит пастелью двухэтажный дом Турчаниновых с мезонином в произведении «Осень. Усадьба» (1894 год).

Картина Левитана «Март» также покажет линию его фронтона. В 1895 году, в середине марта, художник снова приезжает в Горки и за кратчайшее время пишет полотно «Март» - невероятную новаторскую картину. До него никто не видел ни такого снега, ни синих теней от деревьев, ни яркого солнечного неба поразительной голубизны. Картина Левитана «Март» стала образцом для многих русских художников. Они в своих пейзажах использовали ее мотивы.

Левитан, «Март»: описание картины

Свежий холодный воздух и начинающаяся радостная весна, казалось, хлынули с полотна. Мажорна по своему настроению картина Левитана «Март». Фото (репродукция) показывает ликование природы. Перефразируя самого Исаака Ильича, можно коротко сказать, что пейзаж - это часть природы, которая прошла через характер и чувства художника. Так надо рассматривать это произведение. Картина Исаака Левитана «Март» - это его чудесное открытие, ранее никем не замеченное. Солнышко уже пригревает по-весеннему. Растаял снег на дороге, которая подходит к дому.

Рядом стоит лошадь, запряженная в сани, и мирно греется под теплыми лучами. Зима не хочет сдаваться весне и уходить. Еще глубоки сугробы под деревьями, но вся природа с нетерпением ждет пробуждения. Сосны темны, от них падают насыщенные ультрамариновые тени. По контрасту с ними сияют светлые стволы осин, залитые солнечным светом, к которому они тянутся.

Тему пробуждения природы художник развивал не раз. Тревожное пробуждение, встречу «утра года» показывает этюд «Весна. Последний снег». Он появился в то же время, когда Левитан написал картину «Март».

Колористическое решение и композиция

Колорит предвещает уход зимы. Наезженный путь, прописанный охрой, первый подчеркивает скорое избавление от нее. Лежащие рядом тяжелые яркие белоснежные снеговые сугробы с синими тенями лишь подчеркивают мажорное настроение, которое овладело художником. Они написаны густыми мазками, в противоположность небу, которое покрыто тонким слоем краски.

Весна во всем: в ярком голубом небе, в скворечнике, который ждет гостей, в купающемся в солнечных лучах светло-желтом деревянном доме, в снеговой шапке, которая вот-вот соскользнет с козырька.

Колорит выдержан в белых, зеленых и синих тонах. Анализ картины Левитана «Март» следует продолжить, сказав о ее композиции. Она смела своей простотой. Четырехугольник двора художник ограничивает стеной дома с одной стороны и снегом с другой. Снеговая поляна перед лесом делит полотно пополам. Получается, что перед зрителем талый снег, а перед лесом еще стойко держится зима. Весна не за горами. Движение, изгиб дороги помогают «войти в март» и почувствовать прелесть этого тихого, безветренного, теплого места.

Приступ неврастении

Когда наступила цветущая весна, то Левитан совсем запутался в своих отношениях с матерью и дочерью. Варвара упрашивала его убежать с ней. В муках меланхолии художник выходит из дома и в июне на озере стреляется. Это была имитация самоубийства, потому что художник вернулся в дом и, как на сцене, бросил под ноги хозяйке убитую им чайку. Это видел сам А. Чехов, который прибыл по приглашению Анны Николаевны поддержать Исаака Ильича и привести его нервы в порядок. Писатель-врач, однако, не нашел ничего серьезного, особенно в той ране, на которую жаловался И. Левитан. Жизнь и драмы в Горках он позже описал в повести «Дом с мезонином» и комедии «Чайка». Писатель никому не назовет, кто был прообразом Тригорина и Аркадиной, но окружение и так все поняло. Левитан впоследствии очень обидится, увидев себя вновь в произведении Чехова, но позже, как всегда, помирится с Антоном Павловичем. Более того, увидев «Чайку» на сцене, он оценил ее глубину и правдивость. В имении Чехов пробыл пять дней и очень скучал. Его ждали неотложные дела в Лопасне. Писатель приглашал друга к себе в Мелихово, но тот отказался. Его увлек новый сюжет «Ненюфары».

Смерть И. Левитана

В конце концов его больное сердце не выдержало тех волнений, в которых он постоянно пребывал. Отпечаток на болезнь сердца наложил вторично перенесенный тиф в 1896 году. К 39 годам он ходил, задыхаясь, с палкой в руках. Анна Николаевна за ним ухаживала, но сделать уже было ничего невозможно. Так он и умер у нее на руках, оставив в мастерской десятки незаконченных картин и сотни этюдов.

Прах Левитана теперь покоится на Новодевичьем кладбище неподалеку от его друга, который пережил его лишь на четыре года. В кабинете А. Чехова в Мелихово висит этюд Левитана «Озеро Островно».

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

И. И. Левитан - выдающийся художник-пейзажист конца XIX века. Он родился в местечке Кибарты Ковенской губер­нии, в бедной семье. Судьба его была нелёгкой. Лишив­шись родителей, он с ранних лет узнал нужду, горе, уни­жение и нищету. Искусство стало призванием Левитана буквально с самого детства. В двенадцать лет он поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его учителями были А. К. Саврасов и В. Д. Поленов. В девятнадцать лет Левитан написал картину «Осенний день. Сокольники». Она была представлена на выставку и приобретена П. М. Третьяковым для галереи. Период наибольшей зрелости таланта Левитана - нача­ло и середина 1890-х годов. Он пишет ряд выдающихся произведений живописи: «Март», «Золотая осень» и др. Природа была главной темой Левитана. В картинах этого замечательного художника скромная русская природа ожи­ла, запомнилась и полюбилась всем, кто знаком с его твор­чеством. В пейзажных полотнах Левитана почти нигде нет изображения человека. Но своим лирическим восприятием прекрасного художник словно очеловечивает природу.

3 слайд

Описание слайда:

Жил-был грустный художник Исаак Левитан. А грустен он был потому, что уж очень невесёлая была у него жизнь. Родился он в еврейском местечке Кибарты в Литве. В 1873 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Исаак Левитан мечтал стать художником, а на художника учиться ох как долго! У грустного художника не было ни денег, ни родных, которые могли бы ему помочь. Он часто бывал голоден, ходил в старой и рваной одежде и башмаках с оторвавшейся подошвой, а тёплой одежды у него и вовсе не было. Представьте, как он замерзал в холодные зимние дни…

4 слайд

Описание слайда:

В том доме, где он вырос, у него не было даже своего уголка, поэтому студентом он часто оставался ночевать в своём училище. Устраивался под лавкой и старался забиться подальше, чтобы его не заметил и не выгнал злой сторож, которого все боялись и звали “Нечистая сила”, как кого-нибудь лешего или домового.

5 слайд

Описание слайда:

Да, трудно пришлось грустному художнику, но всё же он стал настоящим мастером. Все, кто видел его картины, признавали, что ещё никто не умел изображать природу так, как он. Человек очень робкий, стеснительный и ранимый, Левитан умел отдыхать только наедине с природой. Он умел разговаривать с деревьями и облаками, слышал, как растёт трава, умел показать, что красота есть везде, даже в лужице, в которой отражается небо.

6 слайд

Описание слайда:

Но… Левитан не любил Солнце. Оно казалось ему чересчур ярким, не в меру резким, назойливым, оно мешало ему наслаждаться природой. Поэтому чаще всего он изображал дождливые, пасмурные дни или вечер; или осень, когда Солнца становится совсем мало.

7 слайд

Описание слайда:

Картины художника, начиная с ранних работ, словно говорят зрителю: в России нет броских, ослепительных видов, но очарование её пейзажей в другом. Здесь всё требует неторопливого, вдумчивого любовного взгляда. Зато внимательному зрителю откроется иная красота, может быть, более глубокая и одухотворённая.

8 слайд

Описание слайда:

Смотрите, вот новая картина “Владимирка”! Как она печальна! Видите, дорога. На ней никого нет; только земля и небо. Но мы как будто слышим протяжную песню и звон кандалов. А знаете, почему? Потому что по этой дороге водили арестантов в Сибирь. Художник это знает. И смотрите, как удивительно: арестантов на картине нет, а их тоскливые вздохи и тяжкие мысли остались!

9 слайд

Описание слайда:

А на другой картине “Над вечным покоем” - высокий берег и на нём бедная церквушка. Рядом несколько деревьев и покосившихся крестов на кладбище. Печально, тихо…Грустный художник Левитан увидел это сверху, как летящая птица. Церковь кажется совсем маленькой, крестики - крохотными, а небо и земля огромны и словно о чём-то говорят друг с другом. И каждый, кто посмотрит на эту картину, подумает о том, что люди рождаются и умирают, а вода, земля и небо вечны и остаются такими же всегда. Грустно…

10 слайд

Описание слайда:

Но в 1895 году в душе художника Исаака Левитана произошёл перелом. После неярких печальных полотен он стал писать жизнерадостные, полные торжествующей красоты картины. Художник стал другим. Конечно, он не сделался весельчаком. Но всё же перестал прятаться от Солнечных Лучей, и они то и дело стали появляться на его картинах. Вот свежий ветер надувает паруса залитого Солнцем красавца-корабля на большой реке. В небе бегут пушистые облака, река вся покрыта мелкими быстрыми волнами. Всё так нарядно, бодро, весело! Даже не верится, что эту картину написал Исаак Левитан. Как сказал Константин Георгиевич Паустовский, “картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, но чем дальше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков”.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Судя по названию картины, о каком времени года пойдёт речь? Какие ассоциации возникают у вас при слове "весна"? Тепло, яркое солнце, капель, журчание ручьёв, таяние снега, молодая зелень, проталины, радостное настроение, сосульки, голубое высокое небо, чистый и свежий воздух, долгие светлые дни. Настоящий художник всегда учит особому зрению. Он словно обостряет наши чувства, заставляет видеть необычное в обычном, красоту и поэзию - в привычном и будничном.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Всмотритесь в неё, а я расскажу историю её появления. Начиналась весна, и день стоял солнечный и радостный. Левитан ехал в санях и невесело посматривал по сторонам. “Видно, не придётся сегодня поработать, - подумал он, - слишком светло всё, слишком ярко, как в театре. Как жаль, целый день пропадёт!” Вдруг в синем небе над его головой закричала лесная птица сойка. Услышав её крик, художник вздрогнул от неожиданности, быстро вскинул голову, и его широкополая шляпа отлетела и свалилась в снег. И тут солнечные лучи брызнули ему в глаза и с непривычки Левитан словно ослеп. Он привстал в санях, замахал руками и тоже вывалился в снег. А лошадка на радостях, что сани стали совсем лёгкими, рванулась вперед, да и припустила рысью. Добежала до дома и встала перед крыльцом, как вкопанная. Лежит Левитан в сугробе, ищет шляпу, чтоб скорей нахлобучить, а шляпы-то и нет! Сел он, глаза открыл. С непривычки и смотреть не может, опять зажмурился. Потом протёр глаза, взглянул - и сам себе не поверил. Красота-то, какая!

15 слайд

Описание слайда:

Картина И. И. Левитана «Март» - один из самых поэтич­ных пейзажей в русском искусстве. Художнику удалось пе­редать самые первые мгновения весны, самые первые её шаги. Дыхание весны ощущается во всём: в ноздреватом снеге, в проталине у дома, в капели, в прозрачном воздухе и в голубом, по-весеннему высоком небе. Когда смотришь на картину, возникает ощущение, что зима отступает, не в силах сопротивляться весне. На дороге, что ведёт к дому, снег уже побурел, сугробы осели и потеряли свою белизну. Около дома, где особен­но тепло, снег слоится. Только на лесной поляне, скрытой от солнца кронами сосен, снег лежит, ещё не тронутый. Небо - высокое, нежно-голубое, чистое. Свет солнца тёп­лый, жёлтый. Под действием солнечных лучей снег на кры­ше начал подтаивать и вот-вот, шурша, сползёт с неё. Весна идёт из леса, который нежится под тёплым голу­бым небом. И удивительная тишина вокруг. Полное безлю­дье пейзажа помогает почувствовать эту тишину. Но присутствие человека незримо ощущается в картине: дверь приоткрыта, у крыльца мы видим лошадь. Она пригрелась на солнышке. Картина вызывает чувство приподнятости и радости.

16 слайд

Описание слайда:

Нравится ли вам картина? Какие чувства она у вас вызывает? Смотришь на картину и чувствуешь дыхание весны. Хочется прямо сейчас сесть в сани и проехаться по лесной тропинке, ощутить свежесть и чистоту воздуха. Подставить лицо яркому солнышку и насладиться его теплом.

17 слайд

Описание слайда:

Давайте посмотрим на картину в целом. Что мы видим? Сюжет картины очень прост. Запряжённая в сани лошадка стоит у крыльца деревянного дома, зимняя дорога, оттаивающая от яркого солнца, сугробы снега и деревья - вот и всё, что мы видим. Но при пристальном всматривании обнаруживаются детали, неприметные сначала.

18 слайд

Описание слайда:

Взгляните на небо. Что вы можете сказать о нём? Высокое голубое небо; лазурное, чистое по-настоящему весеннее небо; ясное и безоблачное, кажется, можно разглядеть высоко парящую птицу.

19 слайд

Описание слайда:

А теперь, ребята, попробуйте описать деревья, изображённые на картине. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья, словно купаются в высоком небе; стволы деревьев устремлены вверх; тоненькие гибкие веточки берез переливаются разными цветами; стройные стволы берёз словно светятся, а за ними виднеется тёмная зелень сосен.

20 слайд

Описание слайда:

А каким художник изобразил снег? Снег на крыше крыльца подтаял; на дороге снег потемнел; стал рыхлым; появились проталины.

21 слайд

Описание слайда:

Попробуйте определить цветовую гамму картины. Оттенки каких цветов нашли здесь сочетание и в чём? Цветовая гамма картины строится на сочетании трёх цветов: жёлтого, голубого и зелёного с добавлением белого. Жёлтый - на стене дома, на двери, в верхушках деревьев, в коричневой шерсти лошади. Голубой окрашивает весеннее небо, тени от деревьев слева. Зелёный - в хвое сосен. Белый - в изображении снега. Цветовая гамма необычно звучная и выразительная, как гимн весне, обновлению природы.

22 слайд

Описание слайда:

Настроение картины прежде всего создаётся присутствием солнца. Что вы можете о нём сказать? Солнце ласково пригревает и отражается на жёлтых стенах деревянного дома, в зелени сосен и голубых тенях деревьев; потоки яркого света делают стену дома золотистой, как янтарь; тёплые лучи весеннего солнца растопили снега; ласковое весеннее солнце льёт на землю свет и тепло.

23 слайд

Описание слайда:

Что вы можете сказать о настроении, которое рождается при вглядывании в это произведение искусства? Неброский на первый взгляд сюжет картины рождает ощущение тепла и радости, чувствуется даже запах весны. Будничная картина заставляет переживать чувство радости и праздника. Наряду с радостным настроением мы испытываем чувство лёгкой грусти, ведь с зимой тоже расставаться жалко, да и весна только начинается, будут впереди ещё и холода, и морозы, но верится: обязательно случится что-то хорошее.

24 слайд

Описание слайда:

Картина “Март” - это одно из самых радостных произведений Исаака Левитана. Живописец сумел передать впечатление первого по-настоящему весеннего дня, которое складывается из звона капели и быстрых ручейков талой воды, из слепящих лучей солнца, из необыкновенных голубых теней, которые, кажется, бывают только в марте.

25 слайд

Описание слайда:

Афанасий Фет. 1843. Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой; Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова; Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю, сам что буду Петь,- но только песня зреет.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

Материал к сочинению День: тёплый, солнечный, радостный, яркий, весенний. Небо: светлое, ясное, приветливое, лучезарное. Лес: тёмно-зелёный, мрачный. Капель: звонкая, весёлая, задорная, весенняя. Лошадь: одинокая, рыжая, дремлющая. Деревья: тоненькие рыжие осинки, нежные хрупкие бе­рёзки, тянущиеся к солнцу. Снег: голубоватый, ноздреватый, рыхлый, грязный и под­таявший на дороге, сползающий с крыши дома.

28 слайд

Описание слайда:

Перед нами картина замечательного русского художника Исаака Левитана “Март”. В верхнем углу репродукции мы видим лазурное небо. Оно высокое и по-настоящему весеннее. Стройные стволы берёз словно светятся, за ними виднеются тёмно-зелёные сосны. На земле ещё лежит снег, но уже на тропинке он подтаял, потемнел, стал рыхлым. Солнце ласково пригревает и отражается на жёлтых стенах деревянного дома, в зелени и голубых тенях деревьев. На дороге стоит лошадка, запряжённая в сани. Наверное, она ждёт своего хозяина, который вот-вот выйдет из дома. И.И. Левитан был необыкновенным человеком. Он очень любил природу и сумел передать её красоту и величие.

29 слайд

Описание слайда:

Художник Исаак Левитан - необыкновенный человек. Его картины, на первый взгляд, очень просты, но если вглядеться, тебе откроется совсем другой мир. Картина И.И. Левитана “Март” - первенец его новых ощущений о солнечном свете. В произведении художника мы видим чистое, по-настоящему весеннее небо, и через его безоблачность, кажется, можно разглядеть высоко парящую птицу. Деревья купаются в просторе неба. Они, отбрасывая на снег лиловые тени, неподвижно стоят, приподнимая ветви как можно выше. Немного дальше от светящихся берёз мы видим тёмную зелень сосен. Снег, растопленный ласковым весенним солнцем, слегка потемнел. Всё больше стало появляться проталин. На картине не видно человека, но можно почувствовать его присутствие. На одной из танцующих берёз висит скворечник, это значит, что заботливый хозяин уже побеспокоился о своих перелётных друзьях и с нетерпением ждёт их возвращения. Верная лошадка дожидается своего хозяина и стоит спокойно. Но стоит появиться человеку, и она начнёт переступать с ноги на ногу, собираясь в путь. Исааку Левитану удалось в картине “Март” передать состояние природы в начале весны. Картина позволяет верить в будущее и ожидать новых перемен.

30 слайд

Описание слайда:

Замечательный художник Исаак Левитан известен как автор многих печальных картин. Но в 1895 году в его творчестве появились жизнерадостные картины, одна из которых называется “Март”. На репродукции изображено раннее мартовское утро. На голубом небе нет ни облачка. Ветви стройных берёз тянутся к солнечным лучам. За молодыми берёзками виднеются тёмно-зелёные сосны. От деревьев ложатся тени. Снег уже подтаивает, хотя в лесу ещё лежат рыхлые сугробы. Деревянный дом весь залит солнечным светом. Приоткрыта дверь, на крыше почти не осталось снега. У крыльца дома стоит запряжённая в розвальни лошадь, которая дремлет, пригретая теплом. Я согласен с К.Г. Паустовским, который сказал, что “картины Левитана требуют медленного рассматривания. Они не ошеломляют глаз. Они скромны и точны, но чем дальше вглядываешься в них, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков”.

31 слайд

Описание слайда:

Картину “Март” создал замечательный русский художник Исаак Ильич Левитан. Этот весенний пейзаж прекрасно передаёт настроение художника. Высокое голубое небо. Яркое солнце освещает дом, тропинку, макушки стройных берёз. Деревья отбрасывают на снег лиловые длинные тени. Снег переливается светло-голубым оттенком. Он стал рыхлым. Глубоко в лесу лежат сугробы. Солнце ласкает лучами лошадь, и она, наслаждаясь, стоит неподвижно, запряжённая в сани. Проталины навевают чувство тепла, уюта. Заботливый хозяин постарался для первых скворцов и смастерил небольшой, но уютный скворечник. Скоро прилетят скворцы и начнут музыкальную симфонию. Кругом свежо. Хочется прокатиться с ветерком на бодрой лошадке, почувствовать запах весны, тепла. Художнику И.И. Левитану удалось передать красоту природы, её очарование.

32 слайд

Описание слайда:

На холсте И. И. Левитана «Март» изображён обыкновен­ный пейзаж: смешанный лес, снежная поляна, уголок дома с крылечком, лошадь, впряжённая в сани... Вся картина пронизана тёплыми тонами. Светлая стена дома, оранжевые столбики крыльца, голубые тени на сне­гу, ярко-синяя глубина неба - всё это пронизано солнеч­ным светом. Именно этот мягкий, солнечный свет вызыва­ет ощущение наступления весны. Всё словно замерло вокруг, согретое весенним тёплым солнцем. Не шелохнутся деревья, в ожидании задремала рыжая лошадка у крыльца. Настроение, создаваемое картиной, можно определить одним словом: праздник. В пейзаже «Март» художник показал пробуждение при­роды, весеннее обновление земли.

33 слайд

Описание слайда:

«Март» 1895 г. 60 x 75 см. Масло, холст. Третьяковская галерея, Москва, Россия.

Описание картины Левитана И.И. «Март»

Картина «Март», написанная Исааком Левитаном в начале 1895 года, ныне находится в Третьяковской галерее в Москве.

Ландшафт зимы не часто прельщал музу Левитана, но на этом холсте зимний пейзаж отступает перед первыми признаками весны.

Яркое весеннее солнце светит, снег тает, становится рыхлым. Художник изумительно изобразил зиму, сверкание снега, в левитановском «Марте» деревья еще не проснулись от зимней стужи.

Лошадь, запряженная в сани, стоит у дверей дома, греясь под первыми теплыми и еще робкими лучами солнца.

На заднем плане картины изображены еще угрюмые деревья. На березах кое-где еще не сброшена осенняя листва.

В глубине леса еще виднеется много снега, в воздухе витает морозец. Перелетных птиц еще не видно, но уже заметно, что солнце хорошо пригревает, снег в последний раз ярко сверкает на солнце. Вся природа замерла в ожидании весны.

Картина наполняет ее созерцателей радостью и ожиданием перемен, благодаря тому, что художник на картине применяет светлые тона красок.

Лучшие картины Левитана И.И.

Еще русские художники передвижники. Биографии. Картины

Алексей Иванович Корзухин родился 11 марта 1835 года в селе Уктус Пермской губернии. Его отец был крепостным промывальщиком золота. Способности к рисованию у мальчика проявились еще в ранние годы. Он брал уроки рисования у местных иконописцев, писал портреты родственников. Корзухин в этот период принимал участие в создании икон для Преображенской церкви.
Иван Николаевич Крамской родился 27 мая 1837 года в городе Острогожске Воронежской области. Он окончил Острогожское училище в 1839 году. В это же время умер отец будущего художника, служивший писарем в думе. Крамской также работал писарем, посредником по полюбовному межеванию. Талант Крамского проявился уже в юные годы. На мальчика обратил внимание фотограф Александровский. Вскоре Крамской поступил к нему на службу в качестве ретушера.
2012-09-11

В 1860 году в литовском городе Кибартае родился мальчик, ставший впоследствии уникальным в своем роде художником-модернистом. Назван был Исааком, фамилию Левитан унаследовал от отца. В возрасте 10 лет вместе с семьей переехал в Москву, с тех пор дух России не покидал ни одно его полотно.

Именно поэтому принято считать его исключительно русским художником, несмотря на то, что родился он в другой стране и имел литовские корни. Исаак окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1885 году и еще в течение пяти лет писал исключительно пейзажи, в которых чувствовалась безукоризненная любовь к природе - иногда меланхоличная, иногда истеричная, но всегда искренняя и чистая.

«Март»

Картина Левитана «Март» была написана всецело с натуры, без применения этюдных штрихов. Она считается одним из самых знаменитых полотен художника и занимает особое место в Третьяковской галерее. Описание картины Левитана «Март» позволяет прочувствовать настроение мастера и наиболее подробно провести анализ. На первый взгляд кажется, что на полотне нет ничего особенного - изба, в сани, и лес, деревья которого бросают свою синеватую тень на подтаявший снег. Если присмотреться и на мгновение стоящим на том самом мокром снегу, то можно заметить множество мелочей, из которых и складывается великий дух природы, кропотливо переданный любовью автора.

Описание картины

Картина Исаака Левитана «Март» в буквальном смысле слова обладает чеховской детальностью - на ней не изображено ничего лишнего. Это и маленький яркий скворечник, ожидающий прилета стрижей, и ослепляющее голубое небо, сияние которого усиливается от белого снега, и распахнутые двери деревянного дома, олицетворяющие приход весны, и мокрая земля, пробивающаяся сквозь тонкий слой снега, и сам снег, который уже давно перестал быть белым, он словно из последних сил задерживается на поверхности земли под силой теплого солнца, отчего кажется тяжелым, да и копна его на крыше крыльца вот-вот упадет, не выдержав тяжести от уже растаявшей воды. Картина Левитана "Март" была первым полотном, на котором настолько реалистично и правдиво написан снег. Удивительно еще и то, что Исаак до этой работы крайне редко писал отдавая предпочтение теплым временам года, когда расцветающая природа достигала своего апогея.

Лес

Несомненно, громкие обсуждения вызвала работа, которую написал Левитан - «Март», описание картины всегда было разнообразным, что говорило о ее уникальности, в каждом оставалась особая нотка настроения. Однако при упоминании о картине мало кто одаривал своим вниманием изображенный на ней лес. Подобного рода символизма не было ранее, что только еще раз подчеркивает безукоризненность таланта. Не случайно на дальнем плане деревья более темные, а ближе к центру - светлые, тонкие, тянущиеся к весеннему солнцу. Картина Левитана «Март» зашифровывает за лесомхолодную и мрачную зиму, нарочито убирая ее вдаль, что говорит о наступлении весны - подтверждением могут служить свежие ветки березы, освещенные солнцем, на которых прочно держится белый скворечник. Ветки словно сливаются с небом, олицетворяя единство и силу природы.

Цветовая гамма дома

Картина Левитана «Март», как уже говорилось выше, пропитана символизмом. В первую очередь он отражается в цветовом решении. Если посмотреть на дом, чьи стены окрашены в светлый желтовато-коричневый цвет, то можно судить о зарождении новой жизни, так как желтый цвет считается цветом солнца, мира и природы. Двери дома распахнуты настежь, как бы выпуская надоевший зимний холод и встречая приход весны. Это говорит о том, что оживает не только природа, но и быт людей, яркие теплые краски масла на холсте представляют дом в качестве сгустка радости и уюта. Несмотря на то что дом не расположен по центру, а находится справа от центральной части, он является одним из основных ключевых фрагментов полотна.

Цвет скворечника и снега

О том, что снег на картине особенный, было уже сказано выше. Его исполнение оставило после себя настоящую школу мастерства для российских художников. На дальнем плане снег голубоватого оттенка, что опять же является отражением холода и зимы, но на переднем плане снег белый, смешавшийся с глиной, что указывает не просто на уход одного времени года, но и на слияние двух. Если внимательно рассмотреть картину, то можно заметить одинаковые оттенки цвета снега на переднем плане и скворечника на дереве. С одной стороны, это исчезновение одного, интерпретацию этого можно увидеть именно в местах, где снег сливается с землей, а с другой - начало нового, того нового, что практически заняло лидирующую позицию в виде скворечника, сливающегося с небом. в данном случае - цвет лидирующей, правительствующей ниши, и весна здесь занимает более высокие позиции, нежели уходящая зима.

История

Нет сомнений в гениальности полотна, которое написал Исаак Левитан - «Март». Описание картины наилучшее этому подтверждение. После того как полотно вышло в свет, многие художники-пейзажисты пытались скопировать технику и стиль автора, обучаясь тем самым навыкам написания «холодной природы». Картина стала своеобразной российской живописи, которая до сих пор не утеряла своей актуальности и эстетической ценности. Известно, что автор писал картину в период острой влюбленности и кто знает, может быть, именно это способствовало созданию светлого и мажорного полотна, пропитанного пафосом и чувственностью.