Развлечение в старшей группе«День народного единства. Сценарий мероприятия в детском саду на день народного единства Праздник светлый у ворот
Конспект непосредственно образовательной деятельности.
Тема: « День народного единства».
Цель : Закреплять представления дошкольников об истории возникновения праздника, его значении для России. Воспитывать чувство патриотизма.
Задачи: Познание: Углублять и уточнять представления детей о Родине – России, о государственных праздниках; элементарные сведения об истории родной страны.
Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
Расширять представления о Москве – главном городе, столице России.
Коммуникация : Продолжать работу по расширению обществоведческого словаря. Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Чтение художественной литературы: Развивать чуткость к поэтическому слову. Совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
Музыка: Закреплять знание мелодии гимна Российской Федерации. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен.
Ход:
Воспитатель: Дети, есть много добрых и хороших слов в русском языке, и есть среди них такие слова, которые всегда вызывают у нас чувство гордости и любви.
"Дом", "Отечество", "Россия"
Да "родная сторона"...
Скажет кто, что означают
Эти громкие слова?
Дети, что значат для вас понятия Россия, Родина?
Дети: Это край, где мы родились, где мы живём, это наш дом, это всё, что нас окружает.
Пшеничное поле, и горы, и лес,
И жаркое солнце с высоких небес,
Склонились берёзки в поклоне земном-
Всё это мы гордо Россией зовём.
Воспитатель: Мы живём самой большой и красивой стране на свете, в России. 4 ноября в нашей стране отмечается праздник «День народного единства» - это праздник единства и взаимопомощи всех российских народов.
Дети читают стихотворени е:
- Едино государство, когда един народ.
Когда великой силой он движется вперед.
- Врага он побеждает,
Встав, как один, на бой,
И Русь освобождает.
И жертвует собой.
- Во славу тех героев
Живем одной судьбой.
И дружно День единства
Мы празднуем с тобой.
Воспитатель и дети исполняют песню
« С чего начинается Родина» (слова М. Матусовского, музыка В . Баснера).
Воспитатель: Дети, давайте вспомним российскую историю. Давным-давно жили на нашей земле русичи. Жили они честно, трудились, растили детей. Но вот пришел недобрый день и час, и навалились на нашу землю русскую беды - несчастья - напали враги. Но, нашелся на земле русской добрый молодец - Козьма Минин. Стал он собирать силы и средства на освобождение Отечества. Понял весь народ, что он крепко- накрепко связан одной бедой. Теперь нужно было выбрать воеводу. Чтобы он вел войско на врага.Выбрали воеводу - князя Дмитрия Пожарского. Тяжело было русским воинам, но всё же победила русская рать. Обессилел враг и сдался.
Позже в память о героях – защитниках Руси на собранные народом средства был поставлен в столице России - Москве памятник Козьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому.
Бегут годы, текут столетья, но подвиг их не забыт.
И в честь этого исторического события был учреждён праздник - День народного единства.
Дети читают стихотворение:
- Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
- Он отмечен годом, днем
И начертано на нем:
«Гражданину Минину и
Князю Пожарскому-
Благодарная Россия».
Воспитатель раздаёт каждому ребёнку по несколько фотографий с достопримечательностями Москвы и предлагает найти фотографию памятника К.Минину и Д.Пожарскому.
Воспитатель: Каждая страна имеет свои государственные символы: флаг, герб и гимн.
Какой флаг у России?
Дети: Трёхцветный, он состоит из трёх полосок - белой, синей, красной.
Воспитатель: Что же они обозначают?
Дети: Белый – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая, она ни на кого не нападает.
Синий цвет - это вера, верность. Народ любит свою страну, защищает её, верен ей.
Красный цвет - цвет силы. Это кровь, пролитая за Родину.
« Собери флаг России».
Воспитатель: Что изображено на гербе России? Что вы видите в центре? Дети: Орла.
Воспитатель: Расскажите о нём, какой он?
Дети: С двумя головами, с поднятыми крыльями.
Воспитатель: Почему же на гербе России изображён орёл?
Дети: Орёл на гербе обозначает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл, сильное и непобедимое.
Воспитатель: Но почему у орла две головы?
Дети: Русское государство очень большое, и головы орла смотрят на запад и на восток, как бы показывая, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей, а не только русские.
Воспитатель: А что-нибудь в этом гербе вам знакомо?
Дети: Да, в центре изображён герб Москвы, так как Москва – столица нашей Родины.
Проводится дидактическая игра « Собери герб России».
Воспитатель: У каждого государства обязательно есть свой гимн.
Дети: Гимн- это торжественная песня. Его исполняют в самых торжественных случаях - во время праздников и других важных событий.
При исполнении гимна все обязательно встают, а мужчины снимают головные уборы.
Воспитатель: Предлагаю всем встать и послушать гимн России.
Слушание гимна России.
Воспитатель: Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Крепко любит народ её. Много сложил о ней пословиц и поговорок. Давайте их вспомним.
Дети:
1. Родина любимая, что мать родимая.
2. Если дружба велика, будет Родина крепка.
3. На чужой стороне, что соловей без песни.
4. Жить - Родине служить.
5. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
6. Родина - мать, умей за неё постоять.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам взяться за руки.
(Дети встают в круг и берутся за руки.)
Воспитатель: Всех нас объединяет чувство гордости за свою страну - Россию, за ее историю. И в День народного единства мы с особенной силой ощущаем, что мы - единый могучий русский народ, у нас одно Отечество - Россия! И мы горячо любим свою Родину.
Дети читают стихотворение В. Маяковского:
" Слышишь песенку ручья - это Родина твоя!
Видишь звёздочки Кремля - это Родина твоя!
Дом, где живут твои друзья - это Родина твоя!
Руки матери твоей, шум ветвей и звон дождей
И в лесу смородина-это тоже Родина!"
для детей подготовительной группы.
Победитель всероссийского конкурса "Самая востребованная статья месяца" НОЯБРЬ 2017
Программное содержание:
1. Расширять представления детей о родной стране, государственных праздниках, углублять
и уточнять представления о Родине-России.
2. Закреплять знания, связанные с событиями 1612 года, поддерживать интерес к изучению истории своей страны.
3. Воспитывать чувство гордости за достижения своей страны, уважение к людям разных национальностей и их обычаям.
4. Вовлечение родителей в активное сотрудничество.
Методы и приёмы: сюрпризный момент, художественное слово, беседа с детьми, выразительное исполнение музыкального сопровождения, рассматривание картин, иллюстраций, индивидуальная работа, игровые приёмы с внесением игрушек, атрибутов, введением живых персонажей в костюмах.
Словарная работа: обогащение и активизация словаря – народное единство, согласие, держава, народное ополчение; использование в речи – собор Василия Блаженного на Красной площади, памятник Минину и Пожарскому.
Предварительная работа:
- Познакомить детей с государственным праздником, историческими событиями 1612 года.
- Организовать экскурсию в детскую библиотеку на выставку «Исторические памятники Древней Руси» с просмотром видеофильма «Наши соотечественники: народное ополчение» .
- Прослушивание музыкального фрагмента «Вставайте, люди русские!» из оперы М. П. Мусоргского «Хованщина» в исполнении мужского и женского хора.
- Разучить музыкально-литературный материал.
- Закрепить танцевально-игровые навыки.
- Подготовка костюмов и атрибутов.
Оборудование: флажки с Российской символикой по количеству детей, дидактическая настольная игра «Угадай и составь слово» , детские костюмы: русские, белорусские, татарские, узбекские, украинские.
Декорации: домик, ширма, народная утварь, бутафорская репа, украшение зала Российской символикой и атрибутами других национальностей.
Действующие лица:
Ведущие – воспитатели и музыкальный руководитель
Россияне – дети подготовительной группы.
Гости из Белоруссии – дети подготовительной группы.
Гости из Татарстана – дети подготовительной группы.
Гости из Узбекистана – дети подготовительной группы.
Гости из Украины – дети подготовительной группы.
Пограничник, полицейский, моряк, врач, повар – дети подготовительной группы.
Ход праздника:
Под музыку «Военного марша» Г. Свиридова дети с флажками с Российской символикой торжественно заходят в зал и встают в полукруг, лицом к гостям.
Воспитатель: День нашей Родины сегодня,
Милей её на свете нет.
В единстве сила всех народов,
А в крепкой дружбе весь секрет!
Воспитатель: Мы важный праздник отмечаем,
К нему готова вся страна
Друзей улыбками встречаем
И пожелаем всем добра!
1 ребёнок: Моя большая Родина
Российская страна
На всей земле огромной
Такая ты одна.
2 ребёнок: Как велика моя земля
Как широки просторы!
Озёра, реки и поля,
Леса и степь, и горы
Раскинулась моя страна
От севера до юга.
Живём мы в радостном краю
И знать его должны мы.
Страну Российскую свою.
Свой светлый край любимый.
3 ребёнок: Цвети же наша Родина,
Любимая страна!
На всей земле огромной
Такая ты одна!
Исполняется «Гимн Российской Федерации» - музыка А. Александрова, слова С. Михалкова.
Воспитатель: Слово «МЫ»
сильней, чем «Я»
Мы – семья, и мы – друзья
МЫ – народ, и мы – ЕДИНЫ.
Вместе мы НЕПОБЕДИМЫ!!!
Под музыку «Военного марша» Г. Свиридова дети маршируют по залу и садятся на стулья.
Воспитатель: Четвёртого ноября вся наша страна отмечается праздник – День народного единства. Знаете ли вы, в память, о каких событиях установлен этот праздник? (ответы детей) .
Ведущий: Правильно, дети. Этот праздник установлен в память о событиях 4 ноября 1612 года когда в едином духовном и ратном порыве народное ополчение под предводительством старосты Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского освободило Москву от врагов. Во все времена русские люди любили свою родину. Слагали о ней песни, пословицы и стихи, во имя родной стороны совершали подвиги.
1 ребёнок: У меня есть Родина – Россия
Это счастье – это жизнь моя.
Это моя будущая сила,
Это моя дружная семья!
2 ребёнок: Если спросят у меня
Кто важнее для меня?
У меня готов ответ:
Мама, папа, баба, дед.
Если спросят меня снова:
Что в твоей душе основа?
Я отвечу им, друзья:
Это Родина моя!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, к чему призывает нас праздник «День народного единства» ?
Дети: К единству россиян.
Воспитатель: Правильно, ведь именно в единстве народа сила России.
Воспитатель: С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг, и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперёд.
Врага он побеждает
Объединившись в бой
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живём одной судьбой,
Сегодня День Единства
Мы празднуем с тобой.
1 ребёнок: Берегите Россию
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть.
Нашей правдой и силой
Всею нашей судьбой
Берегите Россию
Нет России другой.
2 ребёнок: Что за радуга на небе?
Красный, синий, белый цвет –
Это флаг моей России
Красивее флага нет!
Снизу красный – цвет Победы.
В середине – синий
Это цвет великих рек,
Что текут в России.
Ну, а сверху – белый цвет.
Это всякий знает,
Что душевной чистотой
Русь гостей встречает.
Воспитатель: А какие красивые нужные слова вы можете подобрать к слову Родина?
Дети: Славная, сильная, богатая, любимая, чудесная; Россия, держава, единство.
Воспитатель: Очень много красивых и правильных слов вы назвали. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Угадай и составь слово» . (Дети делятся на четыре команды, воспитатель загадывает загадки, а дети составляют из букв ответы) .
Проводится игра «Угадай и составь слово» .
1 загадка: Есть мелодия одна,
Ей подвластна вся страна
Гражданин, отбросив всё
Стоя слушает её. (ответ: Гимн)
2 загадка: Здесь родился, живешь,
Уезжаешь – скучаешь,
Как зовут это место, знаешь? (ответ: Родина)
3 загадка: У него названий много:
Триколор, трёхцветный стяг-
С ветром гонит прочь тревоги
Бело – сине – красный … (ответ: Флаг)
4 загадка: Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны то главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (ответ: Герб)
1 команда составляет слово «Гимн» , 2 – «Родина» , 3 – «Флаг» , 4 – «Герб» .
Воспитатель: Наша Родина – Россия огромная красивая и дружная страна. В ней живут люди раз-
ных национальностей со своими традициями, языком и культурой. Ребята, а какие национальности людей, живущих на территории Российской Федерации, знаете вы? (дети называют) . Правильно, дети, и сегодня у нас на празднике есть представители таких народов. Поприветствуем наших гостей.
Под русскую народную музыку выходят 2 детей (мальчик и девочка) в русских народных костюмах, хороводным шагом идут по залу. Приветствуют всех на русском языке, поздравляют с Днём единства, рассказывают о национальной одежде и демонстрируют её. Аналогично братьям-славянам в музыкальный зал выходят по 2 детей: белорусы, украинцы, татары и узбеки. Они также представляют свою культуру: музыку, танцевальные движении, костюмы, после чего поочерёдно читают стихи:
- пара: Живут в России разные народы с давних пор.
- пара: Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.
- пара: У каждого народа язык свой и наряд.
- пара: Один – черкеску носит, другой надел халат.
- пара: Один рыбак с рождения, другой – оленевод.
- пара: Один - кумыс готовит, другой готовит мёд.
- пара: Одним – милее осень, другим милей – весна.
Все хором: А Родина Россия у нас у всех одна!
Воспитатель: Спасибо нашим ребятам за такие прекрасные слова, а теперь под бурные апплодис-менты занимайте места.
Роса состоит из росинок, из капелек пара – туман,
Песок и мельчайших песчинок, Россия – из россиян.
Главное – вместе! Главное – дружно!
Главное – с сердцем, горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
В единстве – сила, нетерпимость – гони!
Воспитатель: Россия – страна пребольшая…
От края до края…
И всюду ребята живут и играют.
Есть разные игры у разных ребят.
А ходят ребята в один детский сад.
Проводятся игра: русская хороводная «Ай, да, репка!»
Воспитатель: Ребята, сегодня в День народного единства хочется вспомнить, что люди разных
национальностей работают в разных профессиях и друг другу оказывают разную помощь, делятся опытом.
На середину зала выходят дети в костюмах моряка, пограничника, полицейского, врача, повара и рассказывают о профессиях.
Пограничник: Пограничник на посту
Зорко смотрит в темноту.
За спиной его страна
В мирный сон погружена
На границе ночь тревожна
Ночью всякое возможно,
Но спокоен часовой
Потому, что за спиной
Наша армия стоит,
Труд и сон людей хранит,
Что богата и сильна
Наша мирная страна.
Полицейский: Полицейский защищает
Нашу честь и наш покой,
И на службу заступает
В час дневной и в час ночной.
Моряк: Уходят, уходят в морские просторы
Подводные лодки, эсминцы, линкоры.
О чём я, ребята, мечтаю тайком?
О том, чтобы стать моряком.
Врач: Если вдруг со здоровьем случилась беда,
Люди в белых халатах помогут всегда,
Мчатся с красным крестом по дорогам машины,
Для хороших врачей все больные едины..
Повар: Знакомы поварам секреты
Приготовления вкусных блюд.
Спасибо скажем им за это
Быть поваром – нелёгкий труд.
Воспитатель: Чудесный день, и солнце светит,
И город флагами цветёт!
Сегодня праздник – рады дети,
Шумит на улицах народ.
Флажками детский сад украшен,
Гостей встречаем и зовём.
И песню праздничную нашу
Мы звонко, радостно поём!
Исполняется песня «Здравствуй, Родина моя!» - слова К. Ибряева, музыка Ю. Чичкова.
Воспитатель: Ребята, помните: нам надо держаться вместе, помогать друг другу, уметь прощать, забывать обиды.
Главное – вместе!
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушным в жизни не нужно!
Злобу, обиду из детства гони!!!
Дети вместе с родителями и гостями исполняют «Хоровод друзей» - музыка М. Кузьминой.
Воспитатель:
Праздник заканчивается дружеским чаепитием в группе.
Сорокина О.Н., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 20» , город Снежинск
Тамара Степаненко
Цель :
Воспитание патриотических чувств : любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране.
Задачи :
Обобщить и систематизировать знания детей о празднике «День народного единства » .
Развивать словарный запас (единение , патриот, воображение, эстетический вкус, интерес к истории России, к истории своего родного края;
Закрепить знания о символах России.
Дети заходят в зал под песню «С чего начинается Родина» , встают полукругом.
Ведущий :
Добрый день , дорогие гости! 4 ноября вся Россия отмечает День народного единства . Родина и Единство . Глубокий смысл заложен в этом празднике . Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала трудные лихие времена войн и вражды. Наступало тогда для России смутное время.
Ушли в историю года, цари менялись и народы ,
Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда!
Это праздник патриотизма , взаимопомощи и единения всех российских народов . Он связан с событиями 1612 г. Именно 4 ноября 1612 года ополченцы Кузьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву. На улицах Москвы шли бои, город горел. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили! Мы не должны забывать уроков истории : сильна Россия только тогда, когда она едина ! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства .
С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет .
На подвиг и на труд!
Едино государство ,
Когда един народ ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой ,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев.
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой !
В день примирения и согласия
Мы поздравляем всех людей.
И от души желаем счастья
Святой Руси на много дней.
Ах, Россия моя, где слова отыскать,
Чтобы в песне моей о тебе рассказать :
О ромашках, озерах, бескрайних лесах,
О полях, о просторах, о светлых мечтах!
И о том, как крепилась, покуда беда,
И о том, как гордилась сынами всегда.
Так звучи, моя песня, звучи же скорей,
О России, о Родине милой моей.
I. Песня «Служить России»
Ведущий :
Есть большая Родина – Россия. А есть малая Родина… Это край, где мы родились, где мы живем. У каждого человека есть место, где он родился и которое ему очень дорого!
У каждого листочка, у каждого ручья,
Есть главное на свете, есть Родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живем.
Края свои родные мы родиной зовем.
А сколько красивых стихов написано об этом :
1 ребёнок :
Родина моя – бескрайняя Россия.
И Сибирь, и Волга, И Урал…
Все места для русского святые,
Где бы ты в России не бывал.
Каждая березка, кустик каждый,
Задремавшие в снегу поля -
Все напомнит мне о самом важном –
Только здесь родимая земля!
И куда б судьба не заносила,
Не дано забыть нам об одном :
Эта ненаглядная Россия -
Есть единственный наш отчий дом !
2 ребёнок :
Очень много слов на свете, как снежинок у зимы.
Но возьмем, к примеру, эти : слово «Я» и слово «мы» .
«Я» на свете одиноко, в «я» не очень много прока.
Одному или одной трудно справиться с бедой.
Слово «Мы» сильней, чем «Я» .
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ , и мы – едины .
Вместе мы непобедимы!
3 ребенок :
Что мы Родиной зовем?
Край, в котором мы растем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни ,
Теплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Все, что в сердце бережем,
И под небом синим – синим
Флаг России над Кремлем.
II. Танец «Родные места»
Ведущий :
Ребята, вы знаете, что каждое государство имеет свой герб и флаг. Российский флаг трехцветный. Каждый цвет имеет свое значение.
Белый цвет обозначает мир и чистоту души.
Синий цвет обозначает верность и правду.
Красный цвет – смелость, любовь и красоту.
1 ребенок :
Разноцветный флаг родной
Им гордимся мы с тобой.
Все его узнают дети
Самый лучший флаг на свете!
Белый цвет – березки,
Синий – неба цвет,
Красная полоска - солнечный рассвет.
2 ребенок :
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Ведущий :
Но кроме этого каждое государство имеет главную музыку страны, как она называется? (Гимн России.) Мелодию Гимна мы слышим по радио каждое утро в 6 часов. Звуками Гимна начинается день нашей Родины . Это торжественная песня объединяет и сближает граждан всей страны. Когда исполняется гимн, все присутствующие слушают его стоя. Этим они выражают уважение и почтение к стране. Давайте его послушаем стоя.
III. Звучит Гимн Российской Федерации 1 куплет (подпевают дети и гости)
Ведущий :
Есть у России и другие символы, характерные только для нашей страны. Это русская берёзка, русская народная игрушка – матрешка .
Подвижная игра «Собери матрешку»
Ведущий :
Россия! Это наш дом, это все то, что нас окружает. Россия… Какое красивое слово! Прислушайтесь – РОССИЯ! Здесь и роса, и сила, и синие просторы… Только в нашей стране есть и полярный пояс, и тундра, и тайга, и степь, и тропики.
1 ребенок :
Поезжай за моря – океаны.
Надо всею землей пролети :
Есть на свете различные страны,
Но такой, как у нас, не найти.
2 ребенок :
Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей.
Россия, Россия, Россия!
Что может быть сердцу милей.
Ведущий :
В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень, сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. Здесь находится Кремль, где работает самый главный человек в нашей стране – президент. Он управляет страной.
Москва – это Красная площадь, Москва – это башни Кремля,
Москва – это сердце России, Которое любит тебя!
IY. Танец с флажками под песню «Москва - звенят колокола!»
Ведущий :
В России проживают люди самых разных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие, но большая часть россиян – русские.
Россия – единая , могучая, бескрайняя, гостеприимная – протягивает руку дружбы и раскрывает объятья всем народам и соседям , всем, кто желает жить на земле мирно!
1 ребёнок :
В день единства будем рядом ,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах.
2 ребёнок :
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей ,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей.
3 ребёнок :
Наша дружба, наша вера.
С нами будет навсегда,
Наша сила, наша воля.
Не погибнет никогда!
4 ребёнок :
И пока на белом свете
Солнце светит нам во след,
Россиянам всем желаем,
Быть едиными навек !
5 ребёнок :
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать.
Y. Песня «О мире»
Ведущий :
Дорогие друзья! Наша праздничная программа подошла к концу. Мы желаем вам мира, добра и благополучия. Еще раз с праздником – с Днем Народного Единства . Нас всех объединяет Россия , и пусть наша любовь к Отечеству послужит общему благу! Желаем всем крепкого здоровья, счастья, успехов в делах. С праздником !
Сценарий праздника ко Дню народного единства
«Славься Русь – Отчизна моя!»
Для детей подготовительной группы.
Цель. Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, родному краю, толерантность к людям всех национальностей, живущих в нашей стране. Развивать у детей интерес к истории России, к истории родного края.
Зал украшен воздушными шарами в цвета Российского флага, флагом России,по боковой стене выставка кукол в национальных костюмах.
Звучит в записи песня «У моей России» - минус (муз.Г.Струве).
Дети в русских народных костюмах заходят в зал и садятся полукругом на стульчики, лицом к центральной стене.
Ведущая. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 4 Ноября, вся Россия будет отмечать День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.
Ребята, как вы понимаете, что такое – единение? (Единение – это когда все люди вместе.)
А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту.)
Выходят двое детей и читают стихотворение «День народного единства» Н. Майданик.
Дети (по очереди). С историей не спорят, с историей живут,
Она объединяет на подвиг и на труд.
Едино государство, когда един народ,
Когда великой силой он движется вперёд.
Врага он побеждает, встав, как один, на бой,
И Русь освобождает, и жертвует собой.
Во славу тех героев живём одной судьбой,
Сегодня День единства мы празднуем с тобой.
Ведущая. Послушайте, пожалуйста, какие красивые строки о России написала Юлия Друнина:
О, Россия!
С нелёгкой судьбою страна…
У меня ты, Россия,
Как сердце, одна.
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя,
Как без сердца,
Прожить не смогу…
«У моей России», муз. Г. Струве сл. Н. Соловьёвой/ДераскинаЛ.
Ведущая. Ребята, любовь к России у каждого и нас начинается с любви к местам, где ты родился и живёшь. Скажите, пожалуйста, как называется наша малая родина?
Семёнов
А чем знаменит наш город?
- ………
Мы с вами были на обзорной экскурсии по городу, увидели его достопримечательные места, побывали в музеях, на фабрике «Хохломская роспись», познакомились с талантливыми людьми нашего края, к нам в гости приходили поэтесса Наталья Остафейчук, молодой исполнитель песен Алексей Задорин, художница мама Сони Соколовой. На наши встречи мы приглашали ветеранов ВОВ – защитников нашей родины, мы знакомились с творчеством Бориса Корнилова, разучивали песни местных авторов: «Мой Семёнов» Н.Сенковой, «Семёновский вальс» И.Шестерикова.
Стихотворение о Семёнове
Дети встают в центре зала врассыпную и исполняют песню
«Семёновский вальс», муз. И.Шестерикова
Ребенок: Если скажут слово «Родина» – сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина, толстый тополь у ворот,
У реки – берёзка-скромница и ромашковый бугор.
Или степь от маков красная, золотая целина..
Родина бывает разная, но у всех она одна! (3.Александрова)
Ведущая: Ребята, как называется страна, в которой мы живём? (Россия.) Назовите, пожалуйста, главный город нашей страны, столицу России (Москва)
Клип «Москва, звонят колокола»
Ведущая: Какая красивая столица у нашей родины!
Как и все страны мира, существующие на земле, Россия имеет свои флаг и герб. (показывает)
Белый цвет – берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
Герб страны - орёл двухглавый
Гордо крылья распустил,
Держит скипетр и державу,
Он Россию сохранил
Подтверждает герб старинный
Независимость страны
Для народов всей России
Наше символы важны.
Государственный флаг поднимается во время торжественных мероприятий, праздников, и в это время всегда звучит гимн Российской Федерации. Сегодня праздник нашего государства, давайте и мы послушаем торжественный гимн нашей России!
Звучит гимн Российской Федерации
Звучит в записи русская народная мелодия (дудка-пыжатка)
в исполнении ансамбля старинной русской музыки «Русичи»
в зал заходят Алёна и Кузьма в русских народных костюмах.
Алёна. Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, искусные мастера и мастерицы, трудолюбивые землепашцы, храбрые, сильные, благородные воины. Жили они честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали во славу Отечеству.
Кузьма . Но вот пришёл недобрый день и час, навалились беды-несчастья, злые напасти на землю Русскую. Пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры.
Алёна. А в это время пришла новая беда. Заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву. Воевать задумали обманом – царя с собою привели самозваного. Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота.
Кузьма. Однако самозванец и не думал русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!
Алёна. Но нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Козьма Минин. И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое да ум острый.Выбрали нижегородцы Козьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.
Кузьма. Принялся Козьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь стали отдавать на ополчение.
Алёна и Кузьма показывают картину «Воззвание Минина» Маковского (Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям)
Дети обсуждают увиденное.
Собрать деньги - это не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.
Кузьма. Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.
Показ слайдов про богатырские доспехи
Кольчуга (показывает) – старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец.
Шлем (показывает) – старинный металлический защитный воинский головной убор.
Меч (показывает) – старинное холодное оружие с длинным прямым клинком.
Алёна. А народ всё прибывал в Нижний Новгород для защиты святой Руси!
Кузьма. И вот настал день, когда Нижний провожал ратников на битву. Грянули медью колокола.
(Звучит в записи колокольный звон)
Кузьма. Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.
Звучит в записи песня «Богатырская наша сила»
(муз.А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова)
Алёна. Тяжело было русским воинам, осада московского Кремля продолжалась несколько дней. Наконец обессилели враги, сдались войску Минина и Пожарского. Славил народ освободителей земли русской.
Звучит в записи фрагмент хора «Славься»
из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки
Алена. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина. Бегут годы, текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Козьма Минин, такими остались в веках.
Выходят шестеро детей и читают стихотворение
«Не забудет наш народ доблесть наших воевод» Н. Кончаловской.
1. Добрый памятник поставлен
Двум героям всей страной
В знак того, что был избавлен
От бесчестья край родной.
2. Он отмечен годом, днём,
И начертано на нём:
«Гражданину Минину
И князю Пожарскому –
Благодарная Россия».
3. От сверженья власти царской
Столько много лет подряд
Смотрят Минин и Пожарский
На торжественный парад.
4.Указав рукой литою
На величественный вид
И на племя молодое,
Минин словно говорит:
5.«Полюбуйся ныне, княже,
На страны родной дела.
Не могли мы думать даже,
Чтобы Русь такой была!
6.Подивись-ка их военной
Силе необыкновенной,
И послушай эти песни,
И на лица погляди…
Их дела ещё чудесней
Ожидают впереди!»
Кузьма. Вот мы и рассказали вам, что произошло на Руси почти четыреста лет назад, о том, как единение помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Теперь вам понятно название праздника – День Единения России.
Ведущая. Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)
Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.)
Что помогло победить врага? (Единение народа.)
Так как же вы понимаете, что такое единение?
Ребёнок. Единение – это все вместе,
Это значит, что все как один.
Значит все мы для нашей России
Как семья: кто-то дочь, кто-то сын.
И семья наша очень большая,
И свободою вечно дышала -
Жить в согласии, мире должна!
Ведущая: А сейчас я предлагаю вам, Алёна и Кузьма, нашим гостям, всем ребятам встать и взяться крепко за руки. (Все встают и берутся за руки)
Дорогие друзья, всех нас объединяет чувство гордости за свою страну, за её славную историю.
И в этот праздничный день с особенной силой ощущаем, что мы – единый и могучий русский народ, и у нас одно Отечество – Россия.
Ведущая читает стихотворение, а все остальные подхватывают хором его «ключевые слова» Главное – вместе,
Главное – дружно!
Главное – с сердцем горячим в груди!
Нам равнодушных не нужно?
Не нужно!
Злобу, обиду прочь гони! (Все садятся)
Запомните, ребята, это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих предков.
Хоровод «Росиночка-Россия»
Выходят трое детей и
читают стихотворение «Я и Мы» В. Орлова.
- Очень много слов на свете,
Как снежинок у зимы.
Но возьмём, к примеру, эти:
Слово «Я» и слово «Мы».
- «Я» на свете одиноко,
В «Я» не очень много прока.
Одному или одной
Трудно справиться с бедой.
- Слово «Мы» сильней, чем «Я».
Мы – семья, и мы – друзья.
Мы – народ, и мы – едины.
Вместе мы непобедимы.
Дети исполняют песню «Большой хоровод» и садятся на места.
Ведущая. На территории Россиипроживают люди других национальностей. Мы с вами об этом уже говорили на занятиях, знакомились с их национальной одеждой, обычаями.
Ребёнок. Как повезло тебе и мне:
Мы родились в такой стране,
Где люди все – она семья:
Куда ни глянь – кругом друзья!
Ребёнок . Народы как одна семья,
Хотя язык их разный,
Все - дочери и сыновья
Своей страны прекрасной!
Ведущая . Все мы разные: мы говорим на разных языках, поём разные песни у нас различная национальная культура и традиции, но мы одинаково любим землю, на которой живём, и для всех нас Россия является Родиной. Все мы – россияне.
Алена. Берегите Россию -
Нет России другой,
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Кузьма. Берегите Россию,
Без нее нам не жить.
Берегите ее,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Всею нашей судьбой.
Берегите Россию -
Нет России другой.
Ведущая . Дорогие друзья! Наш праздник заканчивается.
Алёна . Мы желаем вам мира, добра и благополучия.
Кузьма . Ещё раз с праздником вас – Днём народного единства!
Алёна и Кузьма вручают детям подарки (маленькие флажки – копии Российского флага)
Песня «МОЯ РОССИЯ» муз. С.Паради
Фотосессия на память
Алёна и Кузьма прощаются с детьми и под звучание русской нар.мелодииуходят из зала.
Дети уходят из зала под звучание в записи песни «Моя Россия» в исполнении гр. «Непоседы»
Анастасия Кириченко
Развлечение «День Народного единства» в старшей группе
Цель : Ознакомить детей с народами России , рассказать о их культуре и обычаях.
Задачи :
1)Воспитательная- воспитать уважение к их культуре и обычаям.
2)Обучающая- новым играм разных народов .
3)развивающая - словарный запас : символика, герб, гимн, национальности, единство .
Ход мероприятия:
"Мы день единства отмечаем . "
Мы день единства отмечаем ,
России праздник молодой,
И всем и каждому желаем,
Стране быть верным всей душой!
Сильна великая держава,
Сынами дочерьми своими.
России не померкнет слава,
Пока мы вместе мы едины .
Ребята 4 ноября вся наша страна отмечает "День народного единства ". И сегодня мы с вами узнаем, что это за праздник.
Во все времена люди любили свою родину, дружили помогали друг другу, объединялись , когда родине грозила беда, и вместе защищали её от врагов. Во имя родной страны совершались подвиги, слагали о ней песни, пословицы и стихи.
"Что мы Родиной зовём?"
Что мы Родиной зовём?
Край, в котором мы растём,
И берёзки вдоль которых
рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
и под небом синим - синим,
Флаг России над Кремлём.
(В. Степанов)
Давайте с вами подберём красивые и нежные слова к слову родина.
Про Россию мы знаем очень много песен, но на нравится очень одна. Давайте её мы и споём.
-"У моей России"-
"Флаг России"
Белый цвет-берёзка,
Синий-неба цвет,
Красная полоска-
Солнечный рассвет.
"Герб России"
У России величавой,
на гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый
Он России дух свободный.
Ребята, а вы знаете, что государство имеет не только герб и флаг, но главную музыку страны? А как она называется? Правильно гимн.
Прослушивание "Гимна Российской Федерации"-
Россия не сразу стала сильным государством, могущество страны постепенно взрастало. В суровых испытаниях и битвах закалялась воля и крепло единство народа .
"Живут в России разные народы "
Живут в России разные народы с давних пор .
Одним - тайга по нраву,
Другим - степной простор,
У каждого народа язык свой и наряд .
Один - черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья ,
Другой - оленевод,
Один - кумыс готовит,
Другой - готовит мёд.
одним - милее осень,
Другим - милей зима.
А родина Россия
У нас у всех одна.
Мы живём в России в самой большой стране на Земле. Когда на одном конце дети просыпаются, то на другом ложатся спать, когда в одном месте нашей страны цветут деревья, то в другом может идти снег. чтобы пересечь нашу страну надо целую неделю ехать на поезде или целый день лететь на самолёте .
СЕВЕР НАШЕЙ СТРАНЫ
Там живут : Ханты, манси, ненцы, буряты,эвенки, чукчи и якуты.
раз в год они собираются на праздник "Оленеводов". И я вам предлагаю по играть в игру.
-"ОЛЕНЬИ УПРЯЖКИ"
понадобится 2 команды по 6 детей. Первая пара один - олень, другой - оленевод. Задание пройти препятствие вернуться назад и отдать оленью упряжку, встать в конце. Чья команда пройдёт эстафету первая та и выиграла.
Там живут : адыги, кумыки, осетины легины, даргинцы. Это край высоких гор, бурных рек, бескрайних пастбищ. Они обладали многими добродетелями и исключительными качествами, включая рыцарство, чувство собственного достоинства, мудрость и интеллект. Они также славились своей храбростью и искусством верховой езды. Национальное воспитание облагораживало их души, закаляло их моральный дух и приучало переносить усталость и трудности войн и долгих путешествий. Сыновья черкесской знати были обязаны уметь занимать гостей, разводить лошадей , спать на открытом воздухе, где подушкой им служило седло. Они жили простой, поистине суровой жизнью, воздерживаясь от всякой чувствительности. Благодаря такому воспитанию, они приобретали моральный иммунитет и стойкость и могли переносить суровые морозы и жару спокойно. В результате, они стали народом , который обладал лучшими человеческими качествами. и у них есть национальные игры и мы в неё сейчас поиграем.
-"НАДЕНЬ ПАПАХУ "-
Для игры нужно двое детей. Один сидит на стуле другой отходит от него на пять шагов назад, ему завязывают глаза и закручивают после дают команду сделать пять шагов обратно и надеть шапку на джигита. Потом меняются местами.
Замечательно поиграли, но нам нужно узнавать о нашей стране дальше.
В НЁМ ЖИВУТ УДМУРТЫ, БАШКИРЫ И ТАТАРЫ.
В прошлом удмурты раз в год проводили крупный праздник с молением, на который собирались жители 10-12 деревень округа. Благодаря этому, круг общения удмурта значительно расширялся, он узнавал многих жителей этих деревень не только в лицо, но и по имени.
Большую роль в традиционной культуре общения играли также повседневные взаимные визиты родственников одной деревни и соседей. Приходили друг к другу без приглашения посоветоваться о каком-нибудь конкретном деле, справиться о здоровье, обменяться деревенскими новостями.
Удмурты в повседневном общении мало пользовались собственными именами, так как считалось, что от частого произношения приписываемая имени оберегавшая функция слабеет. Их игра.