Религия в современном мире. Религиозные объединения и организации в РФ. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации — Гипермаркет знаний

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

добровольное объединение граждан РФ, иных лиц. постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний: обучение религии и воспитание своих последователей (ФЗ РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"). Запрещается создание и деятельность P.O.. цели и действия которых противоречат закону.

Новейшая история РФ знает примеры как жестко репрессивной политики государства по отношению к P.O., так и почти полной бесконтрольности их деятельности, что в обоих случаях приводило к нарушению прав граждан. Декрет от 20 января 1918 г. лишал Православную церковь и другие религиозные общины движимого и недвижимого имущества (им можно было лишь "пользоваться" с разрешения властей): лишал их права юридического лица (таковыми могли быть лишь "двадцатки" мирян): запрещал преподавание религиозных учений. В 1929г. были запрещены любые формы религиозной "пропаганды" и общественной деятельности церкви,кроме "отправления культа" в церковных стенах. К 1941 г. на прежней территории СССР (без Западной Украины и Западной Белоруссии) осталось лишь немногим более 200 православных приходов из 48 тыс. в 1914 г. После Великой Отечественной войны контроль за деятельностью P.O. осуществлял Совет по делам религии при Совмине СССР, вся внутренняя жизнь церкви проходила под надзором КГБ. В 1961 г. приходские священники были лишены административных полномочий; ими могли обладать только светские лица. В 1959-1966 гг. число приходов вновь было сокращено с 22 тыс. до 7,5 тыс., закрыты семинарии и монастыри, ужесточен контроль уполномоченных Совета по делам религии. Без санкции Совета нельзя было ни рукополагать священников, ни переводить их на другое место. Особо преследовались неподконтрольные государству общины - баптистские, религиозно-правозащитные. Лишь в 1990 г. Верховный Совет СССР отменил антицерковные законы 1918 и 1929 гг. и принял новое законодательство, дающее религиозным организациям возможность восстановления.

Либерализация законодательства о P.O. в условиях 90-х гг. привела к массовому распространению в стране так называемых "тоталитарных сект", которые, прикрываясь конституционным правом на свободу совести и вероисповедания, оказывали разрушительное воздействие на психическое и физическое здоровье своих членов, в том числе несовершеннолетних. Закон о свободе совести и религиозных объединениях установил запрет на деятельность иностранных религиозных организаций на территории РФ, им может быть предоставлено лишь право открытия своих представительств. При этом они не могут заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на них не распространяется статус P.O. Другим важным нововведением было разграничение всех P.O. на две неравноправные категории: религиозные группы и религиозные организации.

Религиозной группой признаетсядо-бровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица. Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. Граждане, образовавшие религиозную группу с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие

религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица. С точки зрения гражданского права (ст. 117 ГК РФ) религиозные организации являются некоммерческими организациями.

Религиозные организации могут подразделяться на местные и централизованные. Учредителями местной религиозной организации могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, которая может подтвердить свое существование на протяжении не менее 15 лет (подтверждение выдается органами местного самоуправления) или вхождение в структуру централизованной религиозной организации того же вероисповедания (выдается указанной организацией). Централизованной религиозной организацией признается структура, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из 3 местных религиозных организаций.

Наименование религиозной организации должно содержать указание на ее вероисповедание. Религиозные организации, действовавшие на протяжении не менее 50 лет на момент обращения с заявлением о государственной регистрации, вправе указывать в своем наименовании слова "Россия", "российская" и производные от них.

Религиозной организации может быть отказано в государственной регистрации только в указанных в Законе случаях: противоречие ее деятельности Конституции РФ и действующему законодательству, неправомочие учредителя, непризнание организации религиозной и

ранее состоявшаяся регистрация религиозной организации под тем же наименованием. Отказ может быть обжалован в суд.

Деятельность P.O. может быть запрещена, а сама организация ликвидирована по решению учредителей или органа, уполномоченного на то уставом P.O., или по решению суда, если деятельность объединения противоречит его уставу или действующему законодательству.

Согласно законодательству P.O. вправе: основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний,религиозного почитания (паломничества); организовывать и проводить в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций, публичные богослужения, религиозные обряды и церемонии. P.O. пользуются исключительным правом учреждения организаций, издающих богослужебную литературу и производящих предметы культового значения, создания учреждений профессионального религиозного образования. Они вправе осуществлять благотворительную деятельность, устанавливать и поддерживать международные связи и контакты, обладать правом собственности, заключать трудовые договоры (контракты) с работниками, пользоваться имуществом, являющимся собственностью государства, граждан и их объединений. P.O. вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия.. .

Надзор и контроль за исполнением законодательства о свободе совести и о P.O. осуществляют органы прокуратуры РФ, а в части соблюдения P.O. уставов, целей и порядка их деятельности - органы юстиции.

Додонов В.Н., Колодкин Л.М.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ" в других словарях:

    Религиозное объединение: Содержание 1 В Российской Федерации 2 В СССР 3 См. также … Википедия

    Юридический словарь

    Религиозное объединение - по законодательству РФ добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели… … Бухгалтерская энциклопедия

    Религиозное объединение - (англ. religious association) в РФ вид общественного объединения, добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры… … Энциклопедия права - religinė bendrija statusas Aprobuotas sritis Religinės bendruomenės ir bendrijos apibrėžtis Religinių bendruomenių susivienijimas, siekiantis vienos religijos tikslų. Religinę bendriją sudaro ne mažiau kaip dvi religinės bendruomenės, turinčios… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

    религиозное объединение - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: а)… … Большой юридический словарь

    Религиозное объединение - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее такими соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;… … Административное право. Словарь-справочник

    РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ - добровольное объединение совершеннолетних граждан РФ и иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, и образованное с целью совместного исповедания и распространения веры. Закон запрещает создание Р.о. в органах… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

Тема урока: « Религия в современном мире. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации»

Цель: формирование представления о месте и роли в Российской Федерации таких объединений (групп) населения, которые связаны с религиозными идеями, верой, культом

Задачи:

    Помочь учащимся познакомиться со спецификой религиозных организаций, право на создание которых имеют граждане России; раскрыть сущность правового статуса религиозных объединений, прежде всего их прав, гарантированных законом РФ; помочь понять принципы деятельности официальных религиозных организаций и тоталитарных сект, их положительное и отрицательное влияние на духовно – нравственные основы человеческой жизни

    Содействовать развитию умения работать с текстами законов РФ, выбирать главное, комментировать нужные положения; развивать навык поиска и обработки информации по заданной теме; проводить социологический опроса и обрабатывать данные; содействовать развитию критического мышления, монологической и диалогической речи, умению выражать свои мысли и аргументировать выводы

    Способствовать расширению кругозора, воспитанию основ духовности и религиозности на базе темы урока, воспитанию культуры слушания и говорения

Тип урока: изучение новой темы.

Оборудование: выдержки из Конституции и закона РФ «О свободе совести и религиозных объединениях», подготовленная слайдовая презентация, компьютер с проектором.

Ход урока:

Слайд 1. Тема урока определена на слайде: «Религиозные объединения и организации в РФ». Скажите, о чем должен пойти разговор?

Слайд 2

Учитель. Правовую основу сегодняшнего урока будут представлять следующие юридические документы.

Слайд 3. Цитата 14 статьи Конституции РФ.

Учитель. Итак, Конституция определяет Россию как светское государство. Что значит «светское»? (церковь отделена от государства, она не имеет права вмешиваться в образовательный процесс, не может влиять на принятие политических решений и на вопросы внешней политики, ей не разрешено иметь представительства в официальных органах власти и т.д.)

Слайд 4. Закон о свободе совести и религиозных объединениях.

Учитель. Какие основные положения содержит этот документ?

Закон подтверждает право каждого выбирать и исповедовать любую религию, признает особую роль православия и определяет уважительное отношение к другим конфессиям, а также содержит всю информацию о правовых основах деятельности религиозных объединений.

2 этап. Основное изучение темы через эвристическую беседу

I . Религия как одна из форм культуры

Можете мне сказать, почему до сих пор интерес к религии в нашей стране не снижается?

Что такое религия?

Верите ли вы в Бога?

Часто ли посещаете церковь?

Вывод: Религия – это…

Слайд 5 (таблица)

Мировоззрение, миропонимание, мироощущение, а также соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, сверхъестественного, «духовных существ».

Одна из сфер духовной жизни общества, группы, индивида, способ практически духовного освоения мира.

Свод моральных норм, правил поведения, которым должен следовать человек, как требованиям представляемым ему Богом.

Подведем итог (запись в тетради)

Слайд 6

Религия –совокупность взглядов на мир, основывающихся на вере в Бога, божественное начало

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9 Учитель: для сравнения давайте обратимся к диаграмме:

    II Религиозные организации и объединения в РФ

Учитель: В современной России наибольшее число верующих проповедуют православие. Кроме православия на территории России проживают люди других религиозных конфессий. Религиозным объединением в России признается добровольное объединение граждан РФ, постоянно на законных основаниях проживающих на территории нашей страны. Давайте сформулируем основные отличия религиозных объединений и заполним данную таблицу: «Религиозные объединения в РФ» (работа с учабником)

Слайд 10

Слайд 11

«Религиозные объединения в РФ»

Характеристика

Религиозные группы

Религиозные организации

Общие признаки

Отличия

(После заполнения таблицы обучающиеся называют общие признаки и различия религиозных групп и организаций)

Учитель: Общими признаками являются:

Вероисповедание

Совершенствование богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;

Обучение религии или религиозное воспитание своих последователей.

Различия:

Группа может создаваться без государственной регистрации и обретения статуса юридического лица, а для организации такая регистрация обязательна;

Организации могут быть как местными, так и централизованными, а для религиозных групп такое деление не законом не предусмотрено.

III. Права религиозных организаций (М.П. стр.141 таблица)

Слайды 12, 13, 14, 15


12

Учитель: Ни для кого не секрет, какое большое значение для изучения нравственных основ и формирования подрастающего поколения имеет религиозное воспитание. Не зря же на государственном уровне в школьную программу 4 класса был введен предмет, дающий основы представлений о религиях мира.

Слайд 17

Слайд 18

IV. Домашнее задание: Прочитайте материал § 18. Напишите эссе на основании высказывания Фридриха Шиллера: «В лицах своих богов человек рисует свой собственный портрет»

Cлайд 1

Религия в современном мире. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации

Cлайд 2

План урока 1. Религия как одна из форм культуры 2.Роль религии в жизни общества 3. Мировые религии 4. Свобода совести 5. Религиозные организации и объединения в РФ

Cлайд 3

Одной из древнейших форм культуры является РЕЛИГИЯ. Религия - это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование Бога или богов, сверхъестественное. За время существования человечества было немало религий. Известен: ПАНТЕИЗМ (греч. - всеобщий) - отождествление Бога со всем миром, обожествление природы. ПОЛИТЕИЗ (греч. - многий) - многобожие (античная Греция, Рим, древние славяне, Индия) МОНОТЕИЗМ (греч.- один) единобожие, религиозная система, признающая единого Бога. АТЕИЗМ (греч. - отрицание) - отрицание существования Бога. Отличительные признаки религии верования ритуалы Этос (нравственная позиция) Взгляд на мир Система символов

Cлайд 4

Религия в своём развитии прошла длинный и сложный путь. ТОТЕМИЗМ - поклонение рода, племени животному, растению, предмету, считавшемуся предком. АНИМИЗМ - вера в существование души, духов ФЕТИШИЗМ - вера в сверхъестественные свойства особых предметов МАГИЯ - вера в действенность обрядов, ритуалов Национальные религии: иудаизм индуизм конфуцианство синтоизм Мировые религии Буддизм Христианство Ислам Хинаяна Тантризм Ламаизм Махаяна Православие Католицизм Протестантизм Суннизм Шиизм Хариджизм

Cлайд 5

Cлайд 6

Cлайд 7

Cлайд 8

Таблица. Современные религии (практическая работа) Название религии Основные положения 1 Буддизм: Тантризм Ламаизм 2 Христианство: Православие Католицизм Протестантизм 3 Ислам: Суннизм Шиизм

Cлайд 9

Религия Структура Функции - Религиозное сознание - Религиозный культ - Религиозная организации - Мировоззренческая - Регулятивная - Терапевтическая - Коммуникативная - Культуротранслирующая - Интегрирующая - Легитимизирующая

Cлайд 10

Роль религии в жизни общества Религия - один из способов найти ответы на философские вопросы: "Есть ли душа?" , "Что лежит в основе поступков человека?", "В чём разница между добром и злом?" Некоторые утверждают, что дополнительные силы человеку придавала уверенность в том, что он не один, что у него есть божественные покровители, которые приходят к нему в трудную минуту. Другие считают, что в мире остаётся множество непознанных вещей, тайну которых человек жаждет раскрыть, но не может этого сделать, а когда нет научных ответов на вопросы, их находят в религиозных представлениях. Принадлежность людей к одной религиозной вере, совместное отправление ими религиозных обрядов, сплачивали их в одно целое. Общая религия и совместная религиозная деятельность были мощным объединяющим фактором, способствовали национальной консолидации. Проповедуя моральные (нравственные) заповеди, религия оказала громадное влияние на развитие духовной культуры - священные книги (Веды, Библия, Коран) - источники мудрости, доброты. Архитектура, музыка, живопись, распространение грамотности; мощный источник патриотизма (Сергий Радонежский, Великая Отечественная война)

Cлайд 11

По данным справочника "Религиозные объединения Российской Федерации" на долю Русской православной церкви приходится свыше половины религиозных общин (6709 из 12 тыс.), объединяющих примерно 75% верующих россиян. Мусульманских общин 2349, в них состоит 18% верующих россиян. Религиозной жизнью приверженцев ислама руководит 43 духовных управления мусульман. Кроме того в России действуют 113 буддийских общин (Калмыкия, Тыва, Москва, Краснодар, Санкт-Петербург, Казань, Анапа и др.) Зарегистрированы в России организации и других конфессий: Римско-католической церкви, старообрядцев, евангельских христиан баптистов, христиан веры евангельской -пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иудеев, лютеран и др. Государственная регистрация религиозных организаций осуществляется органами юстиции на основе представленных документов. Государство оставляет за собой право отказать в регистрации религиозной организации. В ст. 12 Федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях" указывает в качестве оснований для отказа противоречие целей и задач религиозной организации Конституции РФ и российскому законодательству; несоответствие устава и других документов требованиям законодательства или недостоверность содержащихся сведений. (1996 г. в Москве было возбуждено уголовное дело против отделения Аум Синрикё по обвинению в антиобщественной деятельности)

Cлайд 12

Конституция Российской Федерации (статья 14) Федеральный закон "О свободе совести и религиозных объединениях" 1997 года Государство представляет своим гражданам право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Религиозным объединением в России признаётся добровольное объединение граждан, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории страны, образованное в целях совместного исповедования и распространения веры. Религиозные объединения Религиозная группа Религиозная организация Секта Церковь Добровольное объединение граждан, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории нашей страны, осуществляет свою деятельность без государственной регистрации

Религия в дословном переводе с латинского означает благочестие, совестливость, богопочитание. Ее идеи доносятся до масс с помощью основных религиозных организаций. Их понятие, сущность и виды будут рассмотрены в рамках данной статьи.

Понятие о религиозных организациях

ФЗ «О свободе совести...» говорит о том, что у нас государство светское и оно полностью отделено от данных экономических субъектов.

Религиозная организация — это объединение различных физических лиц на добровольной основе, которые находятся на территории РФ постоянно и законно, создаваемое для совместного исповедания, а также распространения своего вероучения после регистрации в качестве юридического лица.

Вмешательство государства в деятельность рассматриваемых хозяйствующих субъектов

Предполагается, что государство не возлагает на данные хозяйствующие субъекты выполнение функций исполнительных органов власти, не может вмешиваться в их деятельность, если она не противоречит действующему законодательству, не может создавать религиозные объединения в различных государственных учреждениях и воинских частях, а также не может вводить предметы религиозной направленности в любых образовательных учреждениях, кроме частных.

Однако оно может оказывать помощь в реставрации, в передаче зданий и сооружений с земельными участками и имуществом, относящимися к ним, религиозным объединениям, а также способствовать охране различных архитектурных и исторических памятников, их содержанию. Помимо этого, государство может им предоставлять различные льготы.

Таким образом, религиозная организация — это такое юридическое лицо, которому может оказывать некоторую помощь государство, однако она носит ограниченный характер, и любая другая из них, кроме тех, которые перечислены выше, являются незаконной.

Обязанности рассматриваемых субъектов

Религиозные объединения должны соблюдать принцип отделения от государства, не возлагая на себя функции государственных органов, не принимать участие в различных выборных кампаниях.

За систематические и грубые нарушения законодательства и целей, ради которых данные организации создаются, по решению суда религиозная организация может быть ликвидирована.

При изложении статьи уже неоднократно упоминались не только первые, но и последние субъекты. И если с первым мы немного разобрались, то со вторым понятием нам еще предстоит познакомиться.

Итак, религиозное объединение — это по своей сути та же религиозная организация, но последняя является одним из видов первой. То есть объединение — это целое, а организация — это часть. Вторым видом могут являться религиозные группы.

Последние отличаются от организаций тем, что они не являются юридическими лицами. Религиозные группы были введены с той целью, чтобы лимитировать создание в нашей стране новых движений и сект, которые никогда не были представлены в нашем государстве.

Следовательно, если отбросить последние, то религиозные организации и объединения представляют собой одно и то же.

ФЗ «О свободе совести...» выбрал территориальный критерий для классификации рассматриваемых субъектов. Согласно ему, последние подразделяются на централизованные и местные.

В нашей стране функционируют следующие из первого вида: РПЦ, Союз христиан веры евангельской, Российский союз адвентистов седьмого дня и другие.

Местной религиозной организацией является такая, которая имеет в своем составе не менее 10 совершеннолетних участников, проживающих на близко расположенных территориально пространствах, что позволяет им периодически встречаться для осуществления соответствующих церемоний и обрядов. К этому виду относятся приходы, монастыри, общины милосердия и братства РПЦ. Учредителями местных организаций могут быть только граждане России, а участниками - любые законно и постоянно проживающие лица. В них могут присутствовать такие органы правления, которые не предусматривают единоличного вмешательства учредителя в его дела. В эти органы иностранцы могут входить.

Централизованную религиозную организацию могут учредить от трех местных одного вероисповедания. Их можно охарактеризовать как центры определенной религии и религиозных организаций, относящихся к местным. Они координируют деятельность последних.

Некоторые исследователи считают, что территориальный признак к централизованным организациям не совсем относится, поскольку в их состав могут входить местные хозяйствующие субъекты, расположенные как в одном, так и в разных субъектах федерации. Они предлагают выделять виды религиозных организаций по учредителям, и для этого предлагают создать религиозные организации, которые могут создаваться централизованными. Но для этого необходимо изменить законодательство в части формулировки. По их мнению она должна выглядеть следующим образом: «Религиозная организация — это некоммерческий экономический субъект, создаваемая физическими или юридическими лицами...» (далее предлагается сохранить существующий текст).

Деятельность местных хозяйствующих субъектов в сфере религии

Она должна существовать на определенной территории от 15 лет. Об этом выдается подтверждение местными органами самоуправления. Помимо последнего, оно может носить характер подтверждения о вхождении в структуру централизованного хозяйствующего субъекта того же вероисповедания.

В ее наименовании должна быть указана вера. Деятельность религиозной организации подтверждается каждый год. Как и таковая у любого юридического лица, ее деятельность основана на Уставе, утверждаемом учредителями или централизованной, к которой она принадлежит.

Госрегистрация может занимать от 1 месяца до полугода. Больший срок может быть определен в том случае, если принимается решение о необходимости проведения религиоведческой экспертизы.

Данная организация может:

  • самостоятельно производить либо приобретать как в стране, так и за рубежом различные предметы религиозного назначения;
  • учреждать благотворительные организации для осуществления соответствующей деятельности;
  • создавать иные предприятия;
  • вести предпринимательскую деятельность.

В ее собственности могут находиться различные основные фонды, денежные средства, имущество, в том числе за границей. На то из него, которое предназначено для осуществления богослужения, взыскание по кредиторским претензиям не может быть наложено.

Данная организация может быть ликвидирована, но не может быть реорганизована.

Ликвидация проводится по решению учредителей или уполномоченного по Уставу органа, а также по судебному решению в случае нарушения законодательства. Однако внести представления в суд о произведении данного действия в отношении юридического лица могут органы местного самоуправления, прокуратуры и госрегистрации. Процедура ликвидации в целом совпадает с таковой у других юрлиц.

Основные отличия в деятельности централизованного хозяйствующего субъекта

Последний при действии его структур на территории нашей страны в течение как минимум 50 лет до времени обращения в регистрирующие органы с заявлением о госрегистрации, может использовать в своем наименовании слово Россия, а также производные от него.

Централизованность организации не означает ее обязательного места нахождения в каком-либо административном центре. Главное условие ее создания - чтобы учредителями были не менее трех местных религиозных хозяйствующих субъекта, а располагаться она может где угодно.

Русская Православная Церковь

Рассмотрим деятельность РПЦ как православной религиозной организации централизованного типа. Она включает в себя все местные хозяйствующие субъекты данного вероисповедания. Ее юрисдикция распространяется не только на православных РФ, но и проживающих на территории бывшего СССР, а также Японии, других стран, добровольно входящих в нее.

Высшими органами управления являются Архиерейский и Поместный Соборы, Священный Синод, возглавляемый Патриархом Московским и всея Руси.

У нее есть свой исполнительный (Высший церковный совет) и судебный орган, осуществляющий слушание церковных дел в закрытых заседаниях.

Местными церквями являются епархии, которые возглавляют архиереи. Несколько епархий могут составлять митрополии, а также Митрополичьи округа, Экзархаты (по национально-региональному принципу). В состав Московского патриархата входят автономные и самоуправляемые церкви.

В заключение

Таким образом, религиозная организация — это основная часть такого объединения, которое имеет статус юридического лица. Она может быть местной (при нахождении на определенной близко расположенной территории) или централизованной (образуемой как минимум тремя местными). Их деятельность похожа на таковую у других юридических лиц. Организационно-управленческая структура во многом похожа на светские учреждения, а у таких централизованных организаций как РПЦ даже напоминает государственную. В некоторых случаях в деятельности рассматриваемых хозяйствующих субъектов помощь может оказывать государство, но в основном его деятельность в религии и религиозных организаций разграничена.

  • 2. Религиозный культ: содержание и функции
  • 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций
  • Тема 3. Функции и роль религии в обществе
  • 1. Религия как социальный стабилизатор: мировоззренческая, легитимизирующая, интегрирующая и регулирующая функции религии
  • 2. Религия как фактор социальных изменений
  • 3. Социальная роль религии. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях
  • Тема 4. Происхождение и ранние формы религии
  • 1. Богословско-теологический и научный подходы к вопросу генезиса религии
  • 2. Родоплеменные религии: тотемизм, табу, магия, фетишизм и анимизм
  • Тема 5. Национальные религии
  • 1 .Понятие национально-государственной религии. Религии Древнего Египта и Месопотамии
  • 2. Индуизм - ведущая религия Древней Индии
  • 3. Религии Древнего Китая: культ Шан-ди, культ Неба, даосизм и конфуцианство
  • 4. Религии Древней Греции и Древнего Рима
  • 5. Иудаизм - религия еврейского народа
  • Тема 6. Буддизм
  • 1. Возникновение буддизма. Буддийское вероучение и культ
  • 2. Особенности региональных форм буддизма: чанъ-буддизм и ламаизм
  • Тема 7 Возникновение и эволюция христианства
  • 2. Христианство и иудаизм. Основное содержание новозаветной проповеди
  • 3. Социокультурные предпосылки возникновения христианства
  • 4. Церковь как божественное установление и социальная организация
  • Тема 8 Русская православная церковь: история и современность
  • 1. Православие как разновидность христианства. Православное вероучение и культ.
  • 2. Русская православная церковь: история становления и взаимоотношения с государством.
  • 3. Организация и управление современной Русской православной церкви.
  • 4. Церковные расколы: православные организации «за оградой» Русской православной церкви.
  • Тема 9. Современная Римско-католическая церковь
  • 1. Особенности вероучения и культа католицизма
  • 2. Организация управления Римско-католической церковью
  • 3. Основные направления деятельности и социального учения современной Римско-католической церкви
  • Тема 10. Протестантизм
  • 1. Возникновение протестантизма в ходе Реформации
  • 2. Общее в вероучении и культе протестантских вероисповеданий
  • 3. Основные направления протестантизма.
  • Тема 11. Ислам
  • 1. История возникновения ислама
  • 2. Особенности вероучения и культа ислама
  • 3. Основные направления в исламе. Ислам как основа религиозной и социокультурной общности народов
  • Тема 12. Нетрадиционные религии
  • 1. Понятие, характерные особенности и разновидности нетрадиционных религий
  • 2. Неохристианские объединения: «Церковь объединения» Муна и «Церковь Единой веры» Виссариона
  • 3. Вероучение, культ и организация Международного Общества Сознания Кришны
  • Тема 13. Секуляризация и свободомыслие в западноевропейской культуре
  • 1. Сакрализация и секуляризация как социально-исторические явления. Основные этапы процесса секуляризации
  • 2. Последствия секуляризации в современном обществе. Свободомыслие и его формы
  • Тема 14. Свобода совести. Российское законодательство о религиозных организациях
  • 1 История формирования представлений о свободе совести
  • 2. Законодательное обеспечение свободы совести в современной России
  • Тема 15. Диалог и сотрудничество верующих и неверующих - основа формирования светского характера Российского государства
  • 1. Понятие «диалог», субъекты и цели диалога по религиозному вопросу
  • 2. Гуманизм как ценностная основа диалога верующих и неверующих
  • 3. Религиозные организации. Типы религиозных организаций

    Третье направление в истолковании приоритетов между элемента­ми религиозного комплекса связано с развитием социологии рели­гии. Социологи подчеркивают, что религиозная культовая система - это прежде всего система коллективных действий. Коллектив­ные же действия не могут происходить спонтанно, хаотично. Они нуждаются в упорядочении, организации, поэтому на базе культо­вых действий и отношений формируется религия как социальный институт. Социальные институты - это исторически сложившая­ся устойчивая форма упорядочивания совместной деятельности людей. Становление религии как социального института пред­ставляет собой процесс институционализации религиозных куль­товых систем.

    Первичным звеном института религии является религиозная группа. Она возникает на основе совместного отправления религиоз­ных обрядов, то есть символических действий, в которых воплоща­ются те или иные религиозные представления.

    Историки свидетельствуют, что в первобытном обществе культовые действия были вплетены в процесс материального произ­водства и общественной жизни и не выделялись в самостоятельный вид деятельности. Круг участников культовых действий совпадал с кругом участников трудовых и иных социальных действий. Поэтому религиозная группа по своему объему совпадала с другими социаль­ными группами - племенем, родом, соседской общиной и т. п. Одним из существенных признаков, отделявших один род или племя от другого, было совместное отправление членами данного рода или племени религиозных обрядов.

    Первоначально в культовых действиях участвовали на рав­ных основаниях все члены первобытной общины. Дифференциация их функций при отправлении обрядов происходит лишь по полу и возрасту. В зависимости от уровня развития данных общностей ве­дущую роль в культовой деятельности играют либо женщины, либо мужчины. Однако по мере усложнения общественной жизни выде­ляются специальные люди, которые играют все более важную роль в обрядах. Постепенно в религиозных группах вычленяются специа­листы по проведению культовых действий: колдуны, шаманы. Они образуют своеобразную профессиональную группу, занятую таким видом деятельности, как организация и проведение обрядов.

    Вначале эти профессионалы по-видимому избирались общи­ной и не имели никаких привилегий. Однако, позднее, по мере моно­полизации культовой деятельности, этот профессиональный слой превращается в особую социальную группу и становится частью родовой верхушки. Развитие процесса институциализации рели­гии приводит к формированию такой системы отношений, при ко­торой руководители общин, старейшины племен и другие деятели, осуществляющие в них функции управления, одновременно игра­ли ведущую роль в религиозной жизни общины. Как отмечает не­мецкий историк И. Г. Бахофен, в Древней Греции на стадии разло­жения родового строя военный руководитель являлся одновремен­но и верховным жрецом. Это связано с тем обстоятельством, что вся общественная жизнь на данном этапе была сакрализована. Все на­иболее важные события внутриобщинной жизни и межобщинных отношений сопровождались совершением культовых действий. Однако, здесь еще имеет место совпадение религиозной и социаль­ной общности.

    Становление раннеклассового общества приводит к сущест­венному усложнению общественной жизни, в том числе и религиоз­ных представлений, а также к изменению социальных функций религии. На передний план выходит задача по регулированию по­мыслами и поведением людей в интересах правящих классов, дока­зательству сверхъестественного происхождения власти правите­лей. И тогда начинают формироваться относительно самостоятель­ные системы культовых действий - богослужение и вместе с ним организация служителей культа - жреческие корпорации. Жре­ческая корпорация - это не просто профессиональная организация людей, занятых однотипным трудом, а социальная прослойка или, точнее, сословие. В разных странах и регионах формирование этого сословия происходит не одинаково. В одних странах жреческое со­словие формируется как особое сословие внутри знати, из которой выделяется группа семей, специализирующихся в данной области, и передающая свое знание и социальное положение по наследству.

    других странах это сословие образует замкнутую касту, занимаю­щую господствующее положение в общественной жизни (например, брахманы в Индии).

    Но и на данном этапе вряд ли следует говорить об образовании религиозной организации как самостоятельного социального инсти­тута. Здесь еще осуществляется тесное переплетение хозяйственно-экономической деятельности, государственно-правового регулиро­вания и культовой практики. В раннеклассовых обществах храмы были собственностью государства и в них накапливались огромные богатства. Жреческое сословие в определенной степени является со­ставной частью государственного аппарата. Но экономическая мощь храмов и роль жречества как обладателя и распределителя этого бо­гатства создает основу для его автономии в рамках государства, пре­вращает жречество в своеобразное «государство в государстве».

    В исторической, социологической и философской литературе довольно развернуто показана определяющая роль жрецов в ста­новлении государственной правовой системы общества. Однако эта роль, главным образом, связывается с тем, что жрецы были самым образованным слоем раннеклассового общества. М. Вебер и Э. Дюрк-гейм убедительно показали, что ведущая роль жрецов определялась не только тем, что они были самыми образованными людьми своего времени, а той ролью, которую в общественной жизни раннеклассо­вого общества играл сакральный элемент. Государственно-правовая регламентация в этих обществах являлась составной частью культо­вой системы. Идеологическое регулирование носило синкретичес­кую форму, включающую в себя, наряду с моральными, характер религиозного и государственно-правового регулирования.

    По мере усложнения общественных отношений и представле­ний преобразуется и усложняется вся общественная система, в том числе и религиозная надстройка. Усложнение общественного созна­ния и социальных институтов, связанное также с усложнением ре­лигиозного сознания и культовой деятельности, привело к тому, что последние уже не могут функционировать в рамках прежних синте­тических отношений и институтов. Постепенно вместе с самоопреде­лением других надстроечных систем происходит самоопределение религиозной системы. Этот процесс связан с конституированием ре­лигиозных отношений.

    Важнейшей целью религиозных организаций является нор­мативное воздействие на их членов, формирование у них определен­ных целей, ценностей, идеалов. Осуществление этих целей достига­ется посредством выполнения ряда функций:

    1). Выработка систематизированного вероучения;

    2). Разработка систем его защиты и оправдания;

    3). Руководство и осуществление культовой деятельностью;

    4). Контроль и осуществление санкций за исполнением рели­гиозных норм;

    5). Поддержка связей со светскими организациями, государст­венным аппаратом.

    Появление религиозных организаций объективно обусловле­но развитием процесса институционализации, одним из следствий которого является усиление системных качеств религии, появление собственной формы опредмечивания религиозной деятельности и отношений. Решающую роль в этом процессе сыграло выделение ус­тойчивого социального слоя, противостоящего основной массе ве­рующих - служителей культа, которые становятся во главе рели­гиозных институтов и которые сосредоточивают в своих руках всю деятельность по производству, трансляции религиозного сознания и регуляции поведения массы верующих.

    В развитой форме религиозные организации представляют со­бой сложный социальный институт. Внутренняя структура такого института представляет собой организационно оформленное взаимо­действие различных систем, функционирование каждой из которых связано с формированием социальных организаций, также имеющих статус социальных институтов, В частности, на уровне церкви уже четко разделяются управляющая и управляемая подсистемы. Пер­вая подсистема включает в себя группу людей, занимающихся выра­боткой и переработкой религиозной информации, координацией соб­ственно религиозной деятельности и отношений, контролем за пове­дением, включающим в себя разработку и применение санкций. Вторая, управляемая подсистема включает в себя массу верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформ­ленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осу­ществлять управление религиозной деятельностью.

    Регулирование этих отношений осуществляется при помощи так называемых организационно-институциональных норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о кон­фессиональных организациях. Они определяют структуру этих ор­ганизаций, характер отношения между верующими, священнослу­жителями и руководящими органами религиозных объединений, между священнослужителями различных рангов, между руководя­щими органами организаций и структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

    Исследователи религии выделяют четыре основных типа ре­лигиозных организаций: церковь, секту, харизматический культ и деноминацию. Церковь - это тип религиозной организации со слож­ной строго централизованной и иерархизированной системой взаи­модействия между священнослужителями и верующими, осуще­ствляющей функции выработки, сохранения и передачи религиозной информации, организации и координации религиозной деятель­ности и контроля за поведением людей. Церковь, как правило, имеет большое количество последователей. Принадлежность к церкви оп­ределяется не свободным выбором индивида, а традицией. Фактом своего рождения в той или иной религиозной среде, на основе опре­деленного обряда индивид автоматически включается в данную ре­лигиозную общность. В церкви отсутствует постоянное и строго кон­тролируемое членство.

    Секта же возникает в результате отделения от церкви части верующих и священнослужителей на основе изменения вероучения и культа. Характерными чертами секты являются: сравнительно не­большое количество последователей, добровольное постоянно кон­тролируемое членство, стремление отгородиться от других религи­озных объединений и изолироваться от мирской жизни, претензия на исключительность установок и ценностей, убеждение в «избран­ничестве Божьем», проявление оппозиционности и непримиримости к инакомыслящим, отсутствие деления на священнослужителей и мирян, провозглашение равенства всех членов организации.

    Харизматический культ - можно рассматривать в качестве одной из разновидностей секты. Он имеет те же основные характери­стики. Особенность же харизматического культа связана с процес­сом его формирования. Данная религиозная организация создается на основе объединения приверженцев какой-то конкретной личное" ти, которая признает себя сама и признается другими в качестве но­сителя особых божественных качеств (харизмы). Основатель и руко­водитель такой религиозной организации объявляется либо самим Богом или представителем Бога или какой-либо сверхъестественной силы (например, Сатаны). Харизматический культ, как правило, ма­лочислен, в нем в более яркой степени выражены претензии на ис­ключительность, изоляционизм, фанатизм, мистицизм.

    Деноминация это промежуточный тип религиозной организа­ции, в зависимости от характера образования и тенденции эволюции соединяющей в себе черты церкви и секты. От церкви она заимству­ет относительно высокую систему централизации и иерархический принцип управления, отказ от политики изоляционизма, признание возможности духовного возрождения, а следовательно и спасения души для всех верующих. С сектой же ее сближает принцип добро­вольности, постоянства и строгой контролируемости членства, пре­тензия на исключительность установок и ценностей, идея богоизбранничества. Взаимоотношения различных типов религиозных ор­ганизаций представлено в таблице 1.

    Необходимо иметь в виду: что приведенная классификация религиозных организаций в какой-то мере является условной. Ре­ально в обществе постоянно продолжают идти церковнообразова-

    Церковь

    Деноминация

    Секта

    Культ

    Пример

    Римский католицизм. Англиканская цсрквь.

    Методизм. Конгрсгациа-лизм.

    Свидетели Иеговы; «Христианские науки» (раннего периода)

    Отца небесного; Храм людей; Церковь Единения

    Источник членства

    Все или боль-шинство членов общества преданы церк­ви.

    Набор путем обращения в веру детей чле­нов общины; в некоторой мере обращение в веру новых лю­дей.

    Братство пре­данных верую­щих; обраще­ние в веру на основе убежде­ния

    Братство пре­данных верую­щих; обращение в результате эмоционального кризиса

    Отношение к государству и Другим рели­гиям

    Тесно связана с государством и нерелигиозны­ми организаци­ями

    В нормальных отношениях с государством, но не входит в его структуру

    Выступает против других религий, а так­же государст­венных и свет­ских органов власти

    Отрицание дру­гих религий, а также государ­ственных и светских орга­нов власти

    Тип руковод­ства

    Профессио­нальные свя­щенники, рабо­тающие пол­ный рабочий день.

    Профессио-нальныесвя-щенники

    Непрофессио­нальные лиде­ры, имеющие слабую подго­товку

    Харизматические лидеры

    Тип вероуче­ния

    Формальная теология.

    Терпимость к различным точкам зрения и спорам

    Упор на чисто­ту вероучения и возврат к из­начальным принципам

    Новые принци- пы; откровение и проникнове­ние в духовную сущность

    Вовлечен­ность членов

    Сведено до ми­нимума или совсем не тре­буется для многих членов.

    Незначитель­ная вовлечен­ность,разре-шаетсяиметьи другие обяза­тельства

    Необходимо глубокое чув­ство преданно­сти

    Необходима полная преданность

    Тип религиоз­ного действия

    Наличие ригу* алов.

    Наличие риту­алов, слабая эмоциональная выразитель­ность

    Глубокая эмо­циональность

    Глубокая эмоциональность 1

    Табл 44

    ица 1. Классификация религиозных орган

    изаций |

    тельные и сектообразовательные процессы. Возникающие харизматические культы и секты в процессе своей эволюции могут превра­титься в церкви. Так, например, возникли христианство, ислам. В свою очередь от церквей постоянно отделяются какие-то группы, которые образуют секты. Подробнее эти процессы оцерковливания и сектообразования будут освещены при рассмотрении конкретных религиозных объединений.

    Подводя итог всему вышеизложенному, можно сделать вывод, что развитые религии представляют собой довольно сложное струк­турированное образование, включающее в себя три основных эле­мента - религиозное сознание, культовую деятельность и религи­озные организации. Тесным образом связанные и взаимодействую­щие друг с другом эти элементы образуют целостную религиозную систему. Взаимосвязь и взаимодействие этих элементов осуществ­ляется в процессе их функционирования. Поэтому настало время пе­рейти к анализу этого процесса, посмотреть как воздействует рели­гия на индивида и общество.

    Литература ________

    Борунков Ю. Ф. Структура религиозного сознания. М., 1971, Вебер М. Теория ступеней и направлений религиозного неприятия мира // Ра­ботая М. Вебера по социологии религии и культуре. Вып. 1. М., 1991.

    Добреньков В. И, Радугин А. А. Методологические вопросы исследования рели­гии. М., 1989.

    Левада Ю. Н. Социальная природа религии. М„ 1965. Угрииович Д. М. Введение в религиоведение. М., 1985. Яблоков И. Н. Религия: сущность и явление. М., 1982.