Роман «Евгений Онегин. Сочинение на тему: «о чем заставил задуматься роман «Евгений Онегин О чем заставляет задуматься роман евгений онегин

Содержимое:

Евгений Онегин — одно из самых гениальных творений великого русского писателя и поэта А. С. ПушкинА. Пушкин был реалистом своего времени и писал о том что происходило вокруг. Он затрагивал самые обычные темы, выбирая и подчеркивая в них человеческую сущность.

Главный герой произведения Евгений Онегин, «золотая молодежь» того времени. Самовлюбленный, не обделенный вниманием женщин, молодой гуляка. Он вызывает впечатление человека холодного, эгоистичного и черствого. Может это все внешняя оболочка, скорлупа за которой герой прятал свою очень ранимую душу?

На протяжении всего романа читателей мучает один вопрос — сможет ли главный герой полюбить искренне и по настоящему, удаться ли ему освободится от образа лживого интриганта. Но к сожалению, ему этого так и не удалось. Когда его всей душой полюбила обычная девушка — Татьяна, он усмехался над ней и откровенно дал отпор. Как это он, элита Петербуржкой знати и она, скромная, замкнутая девушка, могут быть вместе.

Когда судьба сменила благосклонность к Евгению и заставила пережить ряд потрясений, у него был шанс выбраться...
из уз собственного душевного одиночества. Но он оставался в своем амплуа. Да, он влюбился в Татьяну, сильно и страстно. Эта любовь заставил его страдать и пожалеть о когда-то данном отказе. Но когда он влюбился? В момент душевной пустоты, когда ему было одиноко и плохо и самое главное, когда Татьяна стала светской львицей, и от скромной простушки ни осталось ни следа.

Даже искренняя и чистая любовь у Онегина пробудилась на фоне богатства и власти. И можно ли назвать ее после этого чистой и настоящей?

Люди часто не замечают, что судьба ведет их по нужному направлению, каждый раз подталкивая если оступаются. Но если долго сопротивляться расположению судьбы, может произойти непоправимое. Для спасения никчемной душонки Онегина ему был послан друг Владимир Ленский и Татьяна. Но для него это просто поэт-романтик и простушка.

Меняются времена, общество, правила, но проблемы остаются все те же. Искренние и чистые душой люди обречены на страдание, а холодные и черствые, а им все равно, настоящие чувства им не знакомы.



Творчество А.С. Пушкина является достоянием всего человечества. Читая его произведения, люди погружаются в «мир Пушкина», с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В детстве мы зачитываемся сказками, взрослея, открываем для себя романтические поэмы и «Повести Белкина». Венцом творчества Александра Сергеевича, на мой взгляд, является, роман в стихах «Евгений Онегин». Его я прочел совсем недавно, после того как родители подарили мне двухтомник произведений А.С. Пушкина, подготовленный и изданный в нашем городе к юбилею писателя.
Многое поражает в романе: и широта изображения действительности 19 века, и великолепные картины природы, и взаимоотношения между героями романа. Самое сильное впечатление произвело на меня изображение поэтом главного героя – Евгения Онегина, человека со сложным противоречивым характером.
Автор изображает своего героя, как обыкновенного человека с его достоинствами и недостатками. Являясь центральным героем произведения, Онегин концентрирует вокруг себя основные проблемы романа, заставляет читателя задуматься, положительный ли это герой, лишний ли он человек своего времени. Раздумья автора и читателя можно выразить вопросом Татьяны: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель: мои сомненья разреши».
В начале романа Онегин предстает как человек, типичный для светской петербургской молодежи. В его облике раскрываются характерные черты столичной дворянской среды. Это – «молодой повеса», франт, «как денди лондонский одет», жизнь которого проходит лишь в светских развлечениях и лишена глубокого человеческого содержания. Отчасти это объяснялось воспитанием, оторванным от народной почвы, его окружали иностранные гувернеры и гувернантки, научившие в совершенстве владеть французским, танцевать, непринужденно держаться в обществе. Для света этого было достаточно: «Свет решил, что он умен и очень мил».
Автор подчеркивает в Онегине его «резкий, охлажденный ум», показывая скептика, «философа в осьмнадцать лет»: он увлекается экономическими учениями, в спорах он ироничен, язвителен. Это делает похожим его на Чацкого. С самого начала характеристики Онегина намечается возможность духовной эволюции. Тот образ жизни, который он ведет, несмотря на внешнюю наполненность (бесконечные посещения театров, балов, пирушек), не приносит Онегину удовлетворения, герой не видит цели и смысла жизни. Им владеет «русская хандра»: он разочарован в действительности и, «несмотря на молодость», пресыщен чувствами.
И все-таки в Онегине, «герое своего времени», много пушкинского, автобиографического. В самом характере Онегина, в его «хандре» было много такого, что пережил и сам Пушкин. Автор пишет о своем герое и о себе:
Условий света свергнув бремя,
Как он, отстав от суеты,
С ним подружился я в то время.
Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность,
Неподражательная странность
И резкий, охлажденный ум.
Я был озлоблен, он угрюм;
Томила жизнь обоих нас;
В обоих сердца жар угас;
Обоих ожидала злоба
Слепой фортуны и людей
На самом утре наших дней
(V, 26).

Итак, оба разочарованы в светской суете, оба изведали игру страстей, оба недовольны, озлоблены, холодны. Автор показывает, что «русская хандра» - не мода, а национальная особенность, порожденная русской жизнью, ударами судьбы, которые испытывали лучшие люди.
Постепенно все сильнее ощущается разрыв между Онегиным и петербургским светом; и Онегин уезжает в деревню, где пытается заняться какой-нибудь полезной общественной деятельностью. Он облегчает участь крестьян, заменив тяжкую барщину легким оброком:
Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил,
И раб судьбу благословил.
Этим он вызывает лишь недоброжелательство местных помещиков-крепостников, всех этих Гвоздиных, Пустяковых, которые решили, что Онегин «опаснейший чудак», фармазон, сумасброд. С этими людьми никакого общего языка главный герой не находит. Но, оторванный от светской, дворянской жизни, Онегин оказывается далеким и от народной жизни. Именно этим и объясняется сложность, противоречивость онегинского характера.
Первая встреча Онегина с Татьяной помогает понять, насколько велика его отчужденность от народной жизни. Он слишком привык к «науке страсти нежной», к игре в любовь светских красавиц, чтобы по-настоящему откликнуться на серьезное чувство провинциальной барышни, проникнуть в ее душевный мир. Правда, он поступил с ней по-своему честно и благородно, сказав ей прямо, что думал, не пытаясь вероломно воспользоваться ее доверчивостью. Но внутренний, душевный мир Татьяны остался для него чуждым, равно как и поэзия национальных традиций, «привычек милой старины», деревенской жизни. Узнав, что Ленский бывает у Лариных, Онегин искренне недоумевает: ведь это – «простая русская семья».
В характере Онегина наряду с благородством обнаруживаются черты индивидуализма, горделивого презрения к людям. Когда в душе Татьяны пробудилось чистое чувство любви к Онегину, Пушкин восклицает:
Татьяна, милая Татьяна!
С тобой теперь я слезы лью;
Ты в руки модного тирана
Уж отдала судьбу свою.
Погибнешь, милая …
Но Онегин - страдающий эгоист, он проходит тяжелый путь жизненных и душевных испытаний. Убийство Ленского производит на него сильнейшее впечатление, еще больше усиливая недовольство Онегина самим собой, обостряет тоску и заставляет главного героя отправиться в путешествие по «святой Руси». Герой романа побывал в Новгороде, где он размышляет о древнерусской вольности, на Волге он слышит песни про Степана Разина, побывал он в Астрахани, Одессе. Теперь его мысли занимают героические страницы прошлого России. Именно в этот период намечается тема нравственного обновления Онегина.
После всего виденного и пережитого Онегин вновь встречается с Татьяной. Теперь это уже не легкомысленный светский франт: годы и переживания наложили свою печать, помогли сбросить поверхностное, наносное, пробудили таившиеся в нем большие человеческие чувства. Впервые в своей жизни Онегин испытал настоящую любовь. После глубоких, тяжелых впечатлений он сумел увидеть и оценить душевную прелесть Татьяны, которую не заметил раньше. Доказательством глубины охватившего Онегина чувства является его письмо к Татьяне, о котором Белинский заметил, что оно горит страстью, что в нем нет уже светской маски. Читая его письмо, Татьяна «тихо слезы льет рекой».
Но именно теперь, в конце романа, когда обнаружилось, что герои любят друг друга, пути их к личному счастью отрезаны. Татьяна, страдающая от одиночества в светском обществе и несчастливая в браке, отвергает Онегина, оставаясь верной своему долгу.
Объяснением Онегина с Татьяной заканчивается пушкинский роман. Автор оставляет героя на распутье, в «минуту злую для него». Кажущаяся незавершенность романа приобрела глубокий смысл, подчеркивая трагический характер судьбы героя. Пушкин приводит нас к мысли, что в действительности бывают ситуации, когда счастье недостижимо. Не мог быть по-настоящему счастлив в крепостническом обществе такой мыслящий и чувствующий человек, как Онегин. Отсюда та глубокая грусть, которая пронизывает роман: «А счастье было так возможно, так близко…».
Я считаю, что образ Онегина современен. Более того, это герой вне времени, так как всегда прогрессивной силой общества являются люди мыслящие, независимые, ищущие смыла жизни. Люди должны стремиться к духовному совершенствованию, обновлению. Этот путь бывает не всегда легким, он труден и тернист. Онегин, пройдя этот путь, показал нам, что можно стать новым человеком, способным любить жизнь, людей, свою Родину.
Прочитав роман, я еще раз убедился, в величии таланта Пушкина, который дарит нам радость встречи со своими произведениями и их героями. Творчество Александра Сергеевича Пушкина – это духовное богатство русского народа.

Роман «Евгений Онегин»

Есть книги, которые перечитывают из поколения в поколение... Они напоминают охранные грамоты русского языка, истории, культуры, так как содержат в себе традиции русского народа. Это вечные книги. К таким произведениям относится роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”. Каждый скажет, что читал это всемирно известное произведение. Но кто из читателей берется утверждать, что он уже “прочел”, то есть исчерпал содержание?

Гениальные художественные произведения обладают способностью изменяться вместе со временем, поэтому они всегда, в разные годы, десятилетия и века читаются по-новому и становятся, таким образом, нашими извечными собеседниками. Пушкин сопровождает нас всю жизнь. Он входит в наше сознание с самого раннего детства со сказок о таинственной золотой рыбке, семи богатырях, озорном и лукавом работнике Балде.

Белинский назвал роман Пушкина "Евгений Онегин" "самым задушевным произведением" Александра Сергеевича. Да и сам автор считал этот роман самым лучшим своим творением. Пушкин работал над ним с огромным увлечением, отдавая творчеству всю свою душу, всего себя. И, несомненно, образы главных героев романа очень близки автору. Анализируя роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин», В. Г. Белинский писал: «Онегин есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такой полнотою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина». Роман пленяет своей свежестью, красотой и содержательностью, несмотря на то что прошло 170 лет со времени его создания.

Роман в стихах "Евгений Онегин" ставит много проблем. Одна из них - проблема счастья и долга.

На мой взгляд, эта проблема наиболее ярко освещена в финальном объяснении Евгения Онегина с Татьяной Лариной.

Их прощальная встреча происходит в Москве, в доме мужа Татьяны. Онегин встречает Ларину в Москве, но теперь это уже не "уездная барышня", в которой "все наруже, все на воле", а «равнодушная княгиня", "законодательница зал". И именно в эту особу влюбляется Онегин, надеясь, что он сможет вернуть в ней прежнюю Татьяну. Евгений пишет ей письмо с признанием в любви, но ответа не получает. Он постепенно чахнет и в конце концов решает выяснить все раз и навсегда. Вот в этот-то момент и происходит финальное объяснение.

Эта сцена является кульминацией романа. В ней происходит развязка. Если раньше Онегин с высоты разговаривал с Татьяной, как с маленькой девчонкой, то теперь они поменялись ролями.

Во-первых, мы видим, что нельзя сказать, что теперь она действительно "равнодушная княгиня", не способная испытывать искренние чувства, и что от прежней наивной и робкой Тани не осталось и следа. Чувства есть, просто теперь они хорошо и прочно спрятаны. И та "беспечная прелесть" Татьяны - маска, которую она носит с искусством и естественностью. Свет внес свои коррективы, но только внешние, душа Татьяны осталась прежней. В ней все еще живет та доверчивая "девочка", любящая "русскую зиму", холмы, леса, деревню, готовая отдать "весь этот блеск, и шум, и чад за полку книг, за дикий сад...". Теперь порывистость и безоглядность чувств сменилась в ней самообладанием, которое помогает Тане выдержать тот момент, когда смущенный, "неловкий" Евгений остается с ней один ни один.

Она сама признается, что ей ни к чему весь этот блеск света, что она в душе все та же провинциалка:

«А мне, Онегин, пышность эта,

Постылой жизни мишура,

Мои успехи в вихре света,

Мой модный дом и вечера,

Что в них? Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад,

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище….

После этой сцены мы понимаем, что светская жизнь не испортила Татьяну, мы можем быть спокойны за ее внутренний мир.

А что же с Онегиным?

Он жил, оградив себя от посредственности, но закрыл свою душу и для искренних чувств. Он твердил об этом, и вот расплата: Татьяна сомневается в истинности его чувств. Она считает, что это лишь еще один способ развлечься Она прямо заявляет ему:

«…Вдали от суетной молвы,

Я вам не нравилась… Что ж ныне

Меня преследуете вы?…

Не потому ль, что мой позор

Теперь бы всеми был замечен

И мог бы в обществе принесть

Вам соблазнительную честь?

Она даже позволяет слегка уколоть его, возможно в отместку за ту отповедь, которую она получила в ответ на свое письмо:

Как с вашим сердцем и умом

Быть чувства мелкого рабом?

На мой взгляд, Онегин впервые задумывается о том, что его мировоззрение неправильное, что оно не даст ему покоя и того, чего он в конце концов добивается. “Я думал: вольность и покой замена счастью”, - признается Онегин Татьяне, начиная осознавать, что истинное счастье заключается в стремлении найти родственную душу.

Он понимает, что все его устои пошатнулись. Автор дает нам надежду на нравственное возрождение Онегина.

Но если Евгений сам понимает, что он заблуждался, почему же не соединяются Татьяна и Онегин, наконец-то взаимно любящие друг друга? Почему Татьяна не оставляет мужа, не изменяет ему? Ведь Татьяна не скрывает, что любит Евгения: «Я вас люблю (к чему лукавить)».

Да потому что главное достоинство Татьяны - это душевное благородство, ее истинно русский характер. Татьяна обладает высоким чувством долга и собственного достоинства. Потому что Татьяна выше собственного счастья ставит долг перед мужем, боится опозорить его, сделать ему больно. Именно поэтому она нашла в себе силы подавить свои чувства и сказать Онегину:

Я вас люблю (к чему лукавить?)

Но я другому отдана;

И буду век ему верна

Теперь для неё самое главное - это долг перед мужем, она научилась властвовать собой, смирять себя. Раньше, до замужества, она была готова пожертвовать собой, но она не может пожертвовать честью своего мужа. Татьяна не способна на обман, на сделки со своей совестью. Все это составляет основное свойство характера героини, которое делает ее душевный облик таким привлекательным.

Татьяна не эгоистична, она высокоморальна. Она говорит Онегину, что раньше она "лучше, кажется, была". Но это не так. Духовная красота Татьяны не исказилась, когда она стала богатой, знатной и признанной в обществе дамой, потому что только нравственный человек может предпочесть исполнение долга долгожданному счастью.

Эти самые слова Татьяны являются кульминацией романа, его развязкой.

"Евгений Онегин" - философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимал проблемы бытия, размышлял о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло, смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна - личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, выполнении своего долга перед мужем. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна принуждена была бороться за своё достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу, именно в этом заключались нравственные ценности Татьяны. Татьяна - героиня совести.

Татьяна выступает в романе как символ верности, доброты, любви. Давно всем известно, что счастье для женщин заключается в любви, в заботе о ближнем. Каждая

женщина (будь она политический деятель, учитель или журналист) должна быть любима, любить, растить детей, иметь семью. Для Пушкина Татьяна - идеал молодой русской женщины, которую, встретив, невозможно забыть. Так сильны в ней чувство долга, душевное благородство. Но почему же тогда роман заканчивается так печально? Потому,

что если бы Татьяна Ларина оставила бы мужа, то это была бы уже не Татьяна. Это не был бы милый сердцу идеал, о котором так восторженно говорит поэт. Размышляя над снова и снова прочитанным “Евгением Онегиным”, я понимаю, что Татьяна Ларина всегда будет моим любимым литературным героем.

Пушкин восхищался образом, столь искусно созданным им самим. Он воплотил в Татьяне идеал настоящей русской женщины.

И хотя прошло много лет со дня создания романа, черты характера Татьяны Лариной будут цениться всегда.

При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта http://www.studentu.ru


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Ворчество А. С. Пушкина является достоянием всего человечества. Читая его произведения, люди погружаются в «мир Пушкина», с его неповторимым, ярким языком, вечно современными образами и проблемами. В детстве мы зачитываемся сказками, взрослея, открываем для себя романтические поэмы и «Повести Белкина». Венцом творчества Александра Сергеевича, на мой взгляд, является, роман в стихах «Евгений Онегин». Его я прочел совсем недавно, после того как родители подарили мне двухтомник произведений А. С. Пушкина, подготовленный и изданный в нашем городе к юбилею писателя. Многое поражает в романе: и широта изображения действительности 19 века, и великолепные картины природы, и взаимоотношения между героями романа.

Самое сильное впечатление произвело на меня изображение поэтом главного героя – Евгения Онегина, человека со сложным противоречивым характером. Автор изображает своего героя, как обыкновенного человека с его достоинствами и недостатками. Являясь центральным героем произведения, Онегин концентрирует вокруг себя основные проблемы романа, заставляет читателя задуматься, положительный ли это герой, лишний ли он человек своего времени.

Раздумья автора и читателя можно выразить вопросом Татьяны: «Кто ты, мой ангел ли хранитель, или коварный искуситель: мои сомненья разреши». В начале романа Онегин предстает как человек, типичный для светской петербургской молодежи. В его облике раскрываются характерные черты столичной дворянской среды.

Это – «молодой повеса», франт, «как денди лондонский одет», жизнь которого проходит лишь в светских развлечениях и лишена глубокого человеческого содержания. Отчасти это объяснялось воспитанием, оторванным от народной почвы, его окружали иностранные гувернеры и гувернантки, научившие в совершенстве владеть французским, танцевать, непринужденно держаться в обществе.

Для света этого было достаточно: «Свет решил, что он умен и очень мил». Автор подчеркивает в Онегине его «резкий, охлажденный ум», показывая скептика, «философа в осьмнадцать лет»: он увлекается экономическими учениями, в спорах он ироничен, язвителен. Это делает похожим его на Чацкого. С самого начала характеристики Онегина намечается возможность духовной эволюции. Тот образ жизни, который он ведет, несмотря на внешнюю наполненность (бесконечные посещения театров, балов, пирушек), не приносит Онегину удовлетворения, герой не видит цели и смысла жизни. Им владеет «русская хандра»: он разочарован в действительности и, «несмотря на молодость», пресыщен чувствами.

И все-таки в Онегине, «герое своего времени», много пушкинского, автобиографического. В самом характере Онегина, в его «хандре» было много такого, что пережил и сам Пушкин. Автор пишет о своем герое и о себе: Условий света свергнув бремя, Как он, отстав от суеты, С ним подружился я в то время.

Мне нравились его черты, Мечтам невольная преданность, Неподражательная странность И резкий, охлажденный ум. Я был озлоблен, он угрюм; Томила жизнь обоих нас; В обоих сердца жар угас; Обоих ожидала злоба Слепой фортуны и людей На самом утре наших дней (V, 26). Итак, оба разочарованы в светской суете, оба изведали игру страстей, оба недовольны, озлоблены, холодны. Автор показывает, что «русская хандра» - не мода, а национальная особенность, порожденная русской жизнью, ударами судьбы, которые испытывали лучшие люди. Постепенно все сильнее ощущается разрыв между Онегиным и петербургским светом; и Онегин уезжает в деревню, где пытается заняться какой-нибудь полезной общественной деятельностью.