Российский национальный оркестр откроет новый сезон большим фестивалем. Российский национальный оркестр национализирован Российский национальный симфонический оркестр

Российский национальный оркестр (РНО) был основан в 1990 году Народным артистом России Михаилом Плетнёвым. За свою четвертьвековую историю коллектив обрел международную известность и признание публики и критиков. Подводя итоги 2008 года, самый авторитетный в Европе журнал о музыке Gramophone включил РНО в двадцатку лучших оркестров мира. Оркестр сотрудничал с ведущими мировыми исполнителями, такими как Монтсеррат Кабалье, Лучано Паваротти, Пласидо Доминго, Хосе Каррерас, Гидон Кремер, Ицхак Перлман, Пинхас Цукерман, Вадим Репин, Евгений Кисин, Дмитрий Хворостовский, Максим Венгеров, Белла Давидович, Джошуа Белл и многими другими. С РНО выступают лучшие дирижеры современности: Семен Бычков, Инго Метцмахер, Владимир Юровский, Пааво Ярви, Шарль Дютуа, Клаус Петер Флор, Кристоф Эшенбах, Альберто Дзедда. Коллектив регулярно выступает в лучших залах столицы как под управлением художественного руководителя Михаила Плетнёва, так и с приглашенными дирижерами. РНО - участник знаковых культурных акций. В сентябре 2007 года коллектив дал в Беслане Мемориальный концерт памяти жертв теракта и стал первым, кто после трагедии выступил там по приглашению руководства республики. Весной 2009 года в рамках европейского турне оркестр дал благотворительный концерт в Белграде, приуроченный к десятой годовщине начала военной операции натовских войск в Югославии. Весной 2010 года оркестр стал главным участником уникального международного проекта "Три Рима". Инициаторами этой крупнейшей культурно-просветительской акции выступили Русская Православная и Римско-Католическая Церкви. Она охватила три важнейших для христианской культуры географических центра - Москву, Стамбул (Константинополь) и Рим. Центральным событием проекта стал концерт русской музыки, состоявшийся в знаменитом зале папских аудиенций имени Павла VI в Ватикане, вмещающем пять тысяч человек, в присутствии Папы Римского Бенедикта XVI. В феврале 2014 года концертом РНО под управлением Михаила Плетнёва в Милане официально открылась российская часть перекрестного Года туризма Италии и России. В апреле РНО и Московский Синодальный хор выступили в одном из самых необычных католических соборов мира - Искупительном храме Святого Семейства (La Sagrada Familia) в Барселоне. В рамках перекрестного года культуры России и Великобритании в мае РНО выступил с двумя концертами в Школе Стоуи (Stowe School) в Бекингемшире - старейшей частной школе Британии. В июне РНО во главе со своим художественным руководителем и главным дирижером Михаилом Плетнёвым открыл свой новый грандиозный проект - первый фестиваль музыки Сергея Рахманинова. Совместно со всемирно известной фирмой Deutsche Grammophon, а также с другими звукозаписывающими компаниями, РНО осуществляет успешную программу звукозаписи, в рамках которой выпущено уже более восьмидесяти альбомов. Многие работы получили международные награды. В 2004 году РНО стал первым оркестром в истории российских симфонических коллективов, получившим самую престижную музыкальную награду - премию "Грэмми".

Перемену статуса несколько дней назад мне лично подтвердил Михаил Плетнёв.

Российский национальный оркестр более не является частным и независимым. Теперь он Государственное учреждение культуры, как и любой другой оркестр. В том числе, саркастически добавил Плетнёв, как «оркестр балалаечников».

Еще недавно мы волновались, что РНО вот-вот прекратит существование. Когда я не увидел Сергея Корниенко в группе контрабасов, зато увидел его в оркестровой яме Большого театра, то подумал, что это конец. Корниенко был одним из основателей РНО, вместе с Плетнёвым.

Волновался и Плетнёв.

«Приходишь и думаешь: ну что? Объявить, что оркестр, со всем его накопленным потенциалом, распускается?»

Неопределенности положен конец. Государство протянуло руку помощи. Теперь музыканты ГУК РНО будут получать зарплату из бюджета Министерства культуры.

Такому повороту событий Плетнёв сопротивлялся, сколько мог. Сегодня он не рад и не горд. Он сдался, покорился обстоятельствам.

«Будем государственными, раз иначе нельзя»,

Его слова.

Национализация не первый яркий момент в биографии плетнёвского оркестра. Все двадцать лет существования он попадал на своем творческом пути во всяческие передряги. Само создание РНО было величайшим актом вандализма по отношению к лучшим симфоническим оркестрам Москвы.

Плетнёв жестоким образом обидел Евгения Светланова, Владимира Федосеева и Большой театр, когда увел в РНО по двадцать лучших музыкантов из каждого оркестра. В этих оркестрах уровень качества тут же заметно просел. Зато РНО в короткое время сыгрался и стал играть лучше всех в России. Общественные ожидания этому способствовали.

В конце 80-х - начале 90-х все старое, ветхое, государственное уходило в историю, а вперед рвалось все новое, молодое и независимое. Как объяснил мне однажды музыкант РНО, перешедший к Плетнёву от Светланова, в первые годы перестройки им и его коллегами владело чувство эйфории, когда все надеялись на недалекое прекрасное будущее и несли деньги в банк «Чара».

Государство дало оркестру разрешение взять имя «Российский национальный оркестр». Президент Ельцин дал право частному оркестру выступать в мире от имени нации, радуясь, что больше оркестр ничего не просит.

«Государство нас обеспечить не сможет, у него другие приоритеты. Государство даст сначала всем старым и заслуженным. А Михаил Васильевич ничего не дождется, потому что он молодой»,

Объяснял мне в середине 90-х директор РНО Сергей Марков.

После того как оркестр обрел мировую славу, пошли приключения. Например, появились самозванцы, выступающие под именем РНО, и с ними пришлось судиться. Потом руководить РНО надоело самому Плетнёву; на месте главного дирижера появился Владимир Спиваков, которому, однако же, вскоре дали понять, что он всего лишь наемный работник. Тогда Спиваков повторил дело Плетнёва и создал свой оркестр, уведя в него половину РНО. Тот музыкант, который перешел когда-то к Плетнёву от Светланова и испытывал эйфорию, перешел от Плетнёва к Спивакову, уже никакой эйфории не испытывая.

Были и другие приключения: смена главного дирижера на дирижерскую коллегию, несостоявшееся организационное объединение с оркестром «Русская филармония», несостоявшееся приглашение главным дирижером Владимира Юровского, увольнение директора Маркова и многие другие события, благодаря которым оркестр создавал информационные поводы независимо от своих выступлений, удачных или нет.

Все это время Плетнёв и руководство оркестра надеялись, что государство оценит вклад РНО в дело процветания русской культуры и даст оркестру приличный грант. Но в глазах государства РНО, зарегистрированный как частная инициатива одновременно в двух государствах - РФ и США, был неким бизнес-проектом, поддержки не заслуживающим.

Грант поменьше, от правительства, РНО все-таки получил.

«Была долгая работа», - вздыхает Плетнёв. Сначала РНО в число грантополучателей включили, потом вычеркнули. Об этом Плетнёв рассказал мне следующую историю:

«Я узнал о том, что нас вычеркнули, за день до того, как Путин должен был вручать мне государственную премию. Я сказал: “Владимир Владимирович, как же это понимать? Мне дают премию за мою дирижерскую деятельность, за работу с РНО, а РНО, оказывается, не достоин гранта? Вчера был достоин, а сегодня нет”.

Очевидно, - продолжает Плетнёв, - он отдал распоряжение, и нас, к великому удивлению чиновников ФАККа, снова вписали.

“Как это получилось? - недоумевали они. - Мы же вас вычеркнули. Кто же вас вписал?” И даже немного испугались»,

Заключает Плетнёв.

В последние докризисные годы зарплаты нескольких элитных государственных оркестров выросли настолько, что РНО стал им проигрывать, даже получая правительственный грант. Все шло к тому, чтобы сдаться государству. Причин соединилось несколько.

Во-первых, объективно экономические (кризис, инфляция, падение спроса на компакт-диски - читайте Нормана Лебрехта). Во-вторых, ослабление менеджмента РНО: директором уровня Сергея Маркова бросаться было, конечно, нельзя. В-третьих, время нынче такое: сегодня в почете не частная инициатива, как в 90-е годы, а госкорпорации. В-четвертых, Михаил Васильевич более не ходит в молодых. Хотел или нет - он этого дождался. В пантеоне старых и заслуженных он занял место умершей Вероники Дударовой, чей бывший оркестр, судя по всему, расформируют.

Став государственным, в творческом смысле РНО ничего не проиграет. Более того, оглядывая двадцать лет истории РНО, делаешь вывод, что большая часть кошмаров пошла оркестру на пользу. И музыкальной ситуации вообще. Потому что РНО был не только оркестром Плетнёва, но и пионером открытой политики в России.

Сейчас мы уже не плачем, что музыканты РНО ушли к Спивакову. Был один хороший оркестр, стало два. Оба ведут открытую политику - приглашают отличных дирижеров со всего мира. Этого ведь не скажешь об оркестре БСО, но там есть Владимир Федосеев.

Хуже обстоит дело с элитным Госоркестром, которым руководит совершенно бескрылый Марк Горенштейн: в последние годы оркестр создал лишь один информационный повод, когда с ним давал свой последний концерт Ростропович. И напротив, оркестр «Новая Россия» (откуда Горенштейн ушел) расцвел, активно светится и, того гляди, выйдет в дамки. Там тоже началась открытая политика. Начинается она и в Большом театре.

А самое главное, что сам РНО, пережив некоторый спад, опять заиграл хорошо. Уровень выступлений оркестра напрямую зависит от тщательности подготовки программы. Сегодня молодые музыканты влились в состав настолько, что теперь, говорит Плетнёв, ему не надо им многое говорить - бывает достаточно взгляда. Теперь Плетнёв будет глядеть на своих музыкантов под присмотром государства, только и всего.

Хотя, конечно, немного жаль, что приходится расстаться с очередной фрондой. Был «символ свободной России», как называл его президент Ельцин. А превратился в ГУК.

Российский национальный оркестр, несмотря на свою молодость и многие трудности, является самым популярным и часто посещаемым академическим музыкальным коллективом. Он включен в двадцатку лучших симфонических концертов мира!

Всех поражает, с какой виртуозностью и мастерством солисты исполняют свои партии, с каким чувством и наитием звучат духовые инструменты, каких масштабов и размахов стараются достигнуть руководители.

Кем основан данный коллектив? Чем он примечателен и притягателен для мировой аудитории? Кто входит в состав оркестра и какие задачи коллектив ставит перед собой? Давайте узнаем.

Как все начиналось

Хотя итория Российского национального оркестра очень проста и непродолжительна, в то же время она отличается особой яркостью и неповторимостью.

Коллектив был основан в 1990 году, как раз на переломе советской эпохи, в годы перестройки и кардинальных реформ. Это было нелегкое время как для страны в целом, так и для музыкального искусства в частности.

Экономический кризис, политическая нестабильность… Казалось бы, сейчас не то время, чтобы что-то создавать. Кто пойдет на симфонические концерты? Кто согласится играть за гроши? Что будет с коллективом через год или два? Эти вопросы не могли иметь стопроцентных положительных ответов.

Однако такое положение вещей не повлияло на решение создателя оркестра. Михаил Васильевич Плетнев совершил чудо - создал Российский национальный симфонический оркестр, оазис классической образцовой музыки.

Коллектив был основан на зарубежные пожертвования (в большинстве из США), поэтому он не финансировался из государственного бюджета. Заведование доходами, расходами и выручкой было поручено надежным энтузиастам-специалистам, входящим в Попечительский совет РНСО.

Особенность оркестра

Первым и основным произведением, исполняющимся начинающим оркестром, был “Славянский марш”, написанный неподражаемым, талантливым композитором П. И. Чайковским.

Произведение в оригинальном (полном и неискаженном) виде было исполнено Российским национальным симфоническим оркестром на первом же выступлении. С тех пор “Славянскому маршу” было присвоено негласное название. Это - визитная карточка оркестра М. Плетнева. В исполнении этого произведения музыканты РНО достигли небывалого мастерства и виртуозности.

Ранние турне

Первые гастроли оркестра в основном проходили за границей. Это были Израиль и Ватикан. Говорят, что папа римский аплодировал российским музыкантам стоя.

Всемирная известность коллектива была впечатляющей. Не прошло и шести лет после его образования, как Российский национальный оркестр был приглашен на открытие Экономического форума (Давос) и летних Олимпийских игр (Атланта), а также на фестиваль ВВС (Лондон).

Гастрольная деятельность симфонического коллектива не обошла стороной и родные просторы. В то время, когда другие столичные оркестры почти прекратили свою выездную концертную деятельность по провинции, РНО решил проводить так называемые “Волжские турне” по глубинкам Поволжья, радуя слух жителей Самары, Казани, Волгограда, Ярославля, Саратова…

Все это было возможно только благодаря деятельной инициативе руководителя коллектива - Михаила Васильевича Плетнева, человека, обладающего ярким самобытным талантом и мастерством, безумно влюбленного в музыку и свое детище.

Коротко о главном

На момент создания оркестра Михаилу Плетневу исполнилось тридцать три года. Он - молодой пианист, музыкант и композитор, наделенный небывалым артистизмом и профессионализмом, - представлял собой высокоинтеллектуальную энергичную личность.

Несмотря на довольно молодой возраст, Михаил Плетнев уже обладал огромной популярностью и признанием. За восемь лет до этого ему была присуждена Государственная премия, а всего за один год до описываемых событий он получил почетное звание Народного артиста РСФСР.

Музыкант родился в Архангельске. С детства проявлял влечение к музыкальному искусству, поэтому обучался в казанской музыкальной школе, а позднее окончил Московскую консерваторию.

Вначале Михаил Васильевич заявил всему миру о себе как о талантливом пианисте, виртуозно исполняя технически трудные, эмоционально насыщенные сочинения Бетховена, Мендельсона, Моцарта, Грига, Шопена и др. Его выступления (как сольные, так и вместе с оркестром) проходили в лучших театрах Лондона, Берлина, Израиля, Мюнхена и Чехии.

В возрасте двадцати трех лет Михаил Плетнев дебютировал как дирижер, слаженно и гармонично руководя исполнением многосложных произведений Бетховена, Рахманинова, Шостаковича, Чайковского.

Потрясающе глубокими и экспрессивно выразительными являются и собственные сочинения Плетнева, услаждающие слух ценителей классической музыки до сих пор. Это и Фортепианный квинтет, и Концерт для альта с оркестром, и Адажио для пяти контрабасов, и Каприччио для фортепиано с оркестром.

Как видно, Михаил Васильевич Плетнев - яркая и талантливая личность. Именно таким человеком и должен был являться учредитель и основатель нового замечательного оркестра.

Владимир Спиваков

Однако в 1999 году Михаил Васильевич, проживающий на тот момент в Швейцарии, решил посвятить себя индивидуальной концертной деятельности. Поэтому возник сложный вопрос: кого поставить на пост главного дирижера оркестра?

Новым руководителем стал Владимир Спиваков - одаренный дирижер, скрипач и музыкальный преподаватель. За плечами Владимира Теодоровича лежал огромный опыт оркестровой деятельности: он работал солистом Московской филармонии, преподавал в звании профессора в Музыкально-педагогическом институте, являлся художественным руководителем Музыкального фестиваля (Кольмар, Франция), регулярно участвовал на правах жюри в известных международных конкурсах.

Бесценный опыт и небывалое мастерство Спивакова положительно повлияли на репертуар и выступления Российского национального оркестра.

Смена руководства

Однако зимой 2003 года должность главного дирижера коллектива была упразднена. С тех пор оркестром руководит дирижерская коллегия, в состав которой в различные периоды времени входили такие талантливые и знаменитые дирижеры, как Кент Нагано (американский дирижер японского происхождения), Пааво Берглунд (финский дирижер), Александр Ведерников (советский и российский дирижер) и Владимир Юровский (российский дирижер).

К слову, в коллегию художественных руководителей оркестра вновь вошел Михаил Плетнев, всем сердцем ратующий за свое детище.

Современная деятельность

Несмотря на то что Российский национальный оркестр был создан как частное предприятие, в 2008 году он получил грант правительства Российской Федерации, а через год ему был присвоен государственный статус.

Концерты Российского национального оркестра собирают многотысячные залы благодарных слушателей, они завораживают и вдохновляют одновременно.

Музыкальный коллектив ведет очень активную общественную жизнь - дает благотворительные концерты, проводит всевозможные культурные выступления, осуществляет звуковые записи симфоний, получает отечественные и международные награды.

Давайте узнаем об этом подробнее.

Благотворительность

РНО уже в течение двадцати одного года осуществляет ежегодный проект по исполнению концертов для обездоленных детей. На выступлениях присутствуют маленькие слушатели из детских домов, больниц и интернатов, которым предоставляется возможность испытать на себе исцеляющую силу музыки.

Ребятам могут не только послушать чудесную классическую музыку, но и узнать интересные факты о музыкальных инструментах и исполнителях, а также посмотреть захватывающую и необычную интерпретацию сказки Прокофьева “Петя и волк”.

Общественная деятельность

Также Российский национальный оркестр активно участвует в общественной жизни страны. Например, в 2007 году коллектив провел мемориальный концерт в Беслане.

В 2010 году, весной, в рамках международного проекта с необычным названием “Три Рима”, инициаторами которого выступили православная и католическая церковь, музыкальный коллектив принимал участие в концерте русской музыки.

В 2014 году РНО исполнил два концерта в английской школе Стоуи (в рамках перекрестного года культуры Великобритании и России).

Обязательно необходимо упомянуть и то, что оркестр дает ежегодные концерты в память погибших на Чернобыльской АЭС.

Как видно, российский национальный оркестр популярен и востребован не только на отечественных мероприятиях, но и на зарубежных, что говорит о его невероятной популярности, мастерстве и изысканности.

Участники оркестра

Коллектив выступает под чутким руководством талантливого Михаила Плетнева, а также с другими, не менее виртуозными приглашенными дирижерами, такими как Семен Бычков, Пааво Ярви, Клаус Петер Флор, Инго Метцмахер и многими другими.

Все музыканты Российского национального оркестра - это одаренные опытные люди, способные своим мастерством заворожить и пленить даже самых далеких от симфонической музыки людей. Под руками музыкантов оживают великолепные, насыщенные силой и огнем, классические произведения знаменитых авторов, которые оказывают огромное влияние на душу и разум, врачуют и исцеляют, заставляют задуматься и измениться.

Среди ярких первоклассных исполнителей коллектива следует упомянуть о Бруни Алексее Михайловиче (скрипач, заслуженный артист России, почетный профессор), Готгельфе Александре Львовиче (виолончелист, России, доцент кафедры), Томиловой Ольге Владимировне (гобоистка, Заслуженная артистка РФ, музыкальный педагог), Пачкаеве Вячеславе Павловиче (бас-тромбонист, Заслуженный артист РФ, преподаватель), Лаврике Владиславе Михайловиче (трубач, дирижер и педагог), Раеве Александре Владимировиче (валторнист, Заслуженный артист РФ, педагог) и многих других, которые украшали своими выступлениями отечественные и зарубежные концерты.

На протяжении двадцати семи лет своего существования Российский национальный оркестр сотрудничал с такими талантливыми, всемирно признанными исполнителями, как Лучано Паваротти, Хосе Каррерас, Вадим Репин, Дмитрий Хворостовский, Белла Давидович и многими другими.

Большой фестиваль 2017 года

По традиции, Большой фестиваль в исполнении РНО откроет концертный сезон 2017-2018 года и пройдет в Концертном с 11 сентября по 2 октября 2017 г. Фестиваль будет включать в себя шесть концертов, участие в которых будут принимать известные исполнители и дирижеры, а также восходящие музыкальные звезды.

Первый концерт ознаменуется симфонической программой, составленной из сочинений французских и Равеля. Также вниманию публики будет представлена величественная и непревзойденная поэма Александра Скрябина “Прометей”.

На последнем концерте прозвучит оперное произведение Александра Даргомыжского “Русалка”.

На протяжении фестиваля публику порадуют исполнением симфонической музыки таких талантливых и незаурядных классиков, как Борис Лятошинский, Сергей Прокофьев и Людвиг ван Бетховен. За инструмент сядет сам Михаил Плетнев. Один из вечеров будет посвящен экспериментальному проекту, объединяющему музыку и художественное слово, - “Последняя ночь последнего царя”.

Так что не пропустите!