Самые известные классические композиторы. Самые известные композиторы мира: список имен, краткий обзор произведений. Известные композиторы России

Мелодии и песни русского народа вдохновляли творчество известных композиторов второй половины XIX века. Среди них были П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.И. Глинка и А.П. Бородин. Их традиции были продолжены целой плеядой выдающихся музыкальных деятелей. Русскиекомпозиторы 20 века по-прежнему популярны .

Александр Николаевич Скрябин

Творчество А.Н. Скрябина (1872 – 1915 гг.), русского композитора и талантливого пианиста, педагога, новатора никого не может оставить равнодушным. В его самобытной и импульсивной музыке порой слышны мистические моменты. Композитора притягивает и влечет образ огня. Даже в названиях своих произведений Скрябин часто повторяет такие слова, как огонь и свет. Он пытался найти возможность объединения в своих произведениях звука и света.

Отец композитора - Николай Александрович Скрябин, был известным русским дипломатом, действительным статским советником. Мать - Любовь Петровна Скрябина (в девичестве Щетинина), слыла очень талантливой пианисткой. Она с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Ее профессиональная деятельность началась успешно, но вскоре после рождения сына она умерла от чахотки. В 1878 г. Николай Александрович закончил учебу и получил назначение в русское посольство в Константинополе. Воспитание будущего композитора продолжили его близкие родственники - бабушка Елизавета Ивановна, ее сестра Мария Ивановна и сестра отца Любовь Александровна.

Несмотря на то, что в пять лет Скрябин освоил игру на пианино, а немного позже начал заниматься музыкальными композициями, согласно семейной традиции, получил военное образование. Он закончил 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно брал частные уроки по классу фортепиано и теории музыки. Позже он поступил в Московскую консерваторию и закончил ее с малой золотой медалью.

В начале своей творческой деятельности Скрябин сознательно следовал Шопену, выбирал те же жанры. Однако даже в то время уже проявился его собственный талант. В начале XX века он написал три симфонии, затем «Поэму экстаза» (1907 г.) и «Прометей» (1910 г.). Интересно, что партитуру «Прометея» композитор дополнил партией световой клавиатуры. Он первый начал использовать светомузыку, назначение которой характеризуется раскрытием музыки методом зрительного восприятия.

Случайная смерть композитора прервала его работу. Он так и не осуществил свой замысел по созданию «Мистерии» - симфонии звуков, красок, движений, запахов. В этом произведении Скрябин хотел поведать всему человечеству свои сокровенные мысли и вдохновить его на создание нового мира, ознаменовавшегося соединением Вселенского Духа и Материи. Его самые значительные произведения являлись лишь предисловием к этому грандиозному проекту.

Известный русский композитор, пианист, дирижер С.В. Рахманинов (1873 – 1943 гг.) родился в обеспеченной дворянской семье. Дед Рахманинова был профессиональным музыкантом. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать, а впоследствии пригласили учительницу музыки А.Д. Орнатскую. В 1885 г. родители определили его в частный пансион к профессору Московской консерватории Н.С. Звереву. Порядок и дисциплина в учебном заведении оказали значительное влияние на формирование будущего характера композитора. Позже он окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Еще будучи студентом, Рахманинов пользовался большой популярностью у московской публики. Он уже создал свой «Первый фортепианный концерт», а также некоторые другие романсы и пьесы. А его «Прелюдия до-диез минор» стала очень популярной композицией. Великий П.И. Чайковский обратил внимание на дипломное произведение Сергея Рахманинова - оперу «Олеко», которая была им написана под впечатлением от поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Петр Ильич добился ее постановки в Большом театре, пытался помочь с включением этого произведения в репертуар театра, но неожиданно умер.

С двадцати лет Рахманинов преподавал в нескольких институтах, давал частные уроки. По приглашению известного мецената, театрального и музыкального деятеля Саввы Мамонтова, в 24 года композитор становится вторым дирижером Московской русской частной оперы. Там же он подружился с Ф.И. Шаляпиным.

Карьера Рахманинова прервалась 15 марта 1897 г. в связи с непринятием петербургской публикой его новаторской Первой симфонии. Рецензии на это произведение были поистине разгромными. Но самое большое огорчение доставил композитору отрицательный отзыв, оставленный Н.А. Римским-Корсаковым, мнение которого Рахманинов очень ценил. После этого он впал в затяжную депрессию, выйти из которой ему удалось при помощи врача -гипнотизера Н.В. Даля.

В 1901 г. Рахманинов заканчивает работу над Вторым фортепианным концертом. И с этого момента начинается его активная творческая деятельность как композитора и пианиста. Уникальный стиль Рахманинова объединил русские церковные песнопения, романтизм и импрессионизм. Главным ведущим началом в музыке он считал мелодию. Наибольшее выражение это нашло в любимом произведении автора - поэме «Колокола», которую он написал для оркестра, хора и солистов.

В конце 1917 г. Рахманинов с семьею покидает Россию, работает в Европе, а затем уезжает в Америку. Композитор тяжело переживал разрыв с Родиной. Во время Великой Отечественной войны он давал благотворительные концерты, выручку от которых направлял в Фонд Красной Армии.

Музыка Стравинского отличается стилистическим разнообразием. В самом начале его творческой деятельности она имеет в своей основе русские музыкальные традиции. А затем в произведениях слышится влияние неоклассицизма, характерного для музыки Франции того периода и додекафонии.

Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), в 1882 г. Отец будущего композитора Федор Игнатьевич - известный оперный певец, один из солистов Мариинского театра. Его матерью была пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская. С девяти лет учителя преподавали ему уроки игры на фортепиано. После завершения гимназии он, по просьбе родителей, поступает на юридический факультет университета. Два года, с 1904 по 1906, брал уроки у Н.А. Римского-Корсакова, под руководством которого им были написаны первые произведения - скерцо, соната для фортепиано, сюита «Фавн и пастушка». Сергей Дягилев высоко оценил талант композитора и предложил ему сотрудничество. Результатом совместной работы стали три балета (в постановке С. Дягилева) - «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

Незадолго до Первой мировой войны композитор уезжает в Швейцарию, затем во Францию. В его творчестве наступает новый период. Он изучает музыкальные стили XVIII века, пишет оперу «Царь Эдип», музыку к балету «Аполлон Мусагет». Его авторский почерк со временем несколько раз менялся. Много лет композитор прожил в США. Последнее его знаменитое произведение «Реквием». Особенностью композитора Стравинского считается способность постоянно менять стили, жанры и музыкальные направления.

Композитор Прокофьев родился в 1891 г. в небольшом селе Екатеринославской губернии. Мир музыки для него открыла мать, хорошая пианистка, часто исполнявшая произведения Шопена и Бетховена. Она же стала для сына настоящим музыкальным наставником и, кроме этого, обучала его немецкому и французскому языкам.

В начале 1900 г. юному Прокофьеву удалось побывать на балете «Спящая красавица» и послушать оперы «Фауст» и «Князь Игорь». Впечатление, полученное от представлений Московских театров, выразилось в собственном творчестве. Он пишет оперу «Великан», а затем увертюру к «Пустынным берегам». Родители вскоре понимают, что не могут дальше обучать сына музыке. Вскоре начинающий композитор в возрасте одиннадцати лет был представлен известному русскому композитору и педагогу С.И. Танееву, который лично просил Р.М. Глиэра заняться с Сергеем музыкальной композицией. С. Прокофьев в 13 лет сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию. В начале своей карьеры композитор много гастролировал и выступал. Однако его творчество вызывало непонимание у публики. Это было связано с особенностями произведений, которые выражались в следующем:

  • модернистский стиль;
  • разрушение установившихся музыкальных канонов;
  • экстравагантность и изобретательность композиторских приемов

В 1918 г. С. Прокофьев уезжает из и возвращается лишь в 1936 г. Уже в СССР он пишет музыку к кинофильмам, оперы, балеты. Но после того как был обвинен вместе с рядом других композиторов в «формализме», практически переехал жить на дачу, но продолжал писать музыкальные произведения. Его опера «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка» стали достоянием мировой культуры.

Русскиекомпозиторы 20 века,которые жили на рубеже веков, не только сохранили традиции предыдущего поколения творческой интеллигенции, но и создали свое, уникальное искусство, для которого образцами оставались произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.

Людвиг Ван Бетховен

Людвиг ван Бетховен - Величайший композитор начала 19 века. Реквием и Лунная соната сразу узнаваема любым человеком. Бессмертные произведения композитора всегда были и будут популярны из-за неповторимого стиля Бетховена.

- Германский композитор 18-го века. Без сомнения основоположник современной музыки. Его произведения основывались на многогранности созвучий различных инструментов. Он создал ритм музыки, по этому его произведения легко поддаются современной инструментальной обработке.

- Самый популярный и понятный Австрийский композитор конца 18-го века. Все его произведения просты и гениальны. Они очень мелодичны и приятны. Маленькая серенада, гроза и многие другие композиции в рок обработке будут стоять на особенном месте в вашей коллекции.

- Австрийский композитор конца 18-го, начала 19-го века. Истинно классический композитор. Скрипка для Гайдна была на особенном месте. Практически во всех произведениях композитора она солирует. Очень красивая и завораживающая музыка.

- Итальянский композитор первой половины 18-го века №1. Национальный темперамент и новый подход к аранжировке буквально взорвал Европу в середине 18 века. Симфонии "Времена года" являются визитной карточкой композитора.

- Польский композитор 19-го века. По некоторым сведениям родоначальник совмещённого жанра концертной и народной музыки. Его полонезы и мазурки плавно сочетаются с оркестровой музыкой. Единственным минусом в творчестве композитора считали слишком мягкий стиль (отсутствие сильных и зажигательных мотивов).

- Немецкий композитор конца 19-го века. О нем отзывались как о великом романтике своего времени, а его "Немецкий реквием" затмил своей популярностью другие произведения современников. Стиль в музыке Брамса качественно отличается от стилей других классиков.

- Австрийский композитор начала 19-го века. Один из непризнанных при жизни величайших композиторов. Очень ранняя смерть в 31 год не дала полностью развить потенциал Шуберта. Написанные им песни были основным источником дохода, когда величайшие симфонии пылились на полках. Только после смерти композитора произведения были высоко оценены критиками.

- Австрийский композитор конца 19-го века. Родоначальник вальсов и маршей. Мы говорим Штраус - подразумеваем вальс, мы говорим вальс - подразумеваем Штраус. Иоганн младший вырос в семье отца - композитора. Штраус старший относился к произведениям сына с пренебрежением. Он считал, что сын занимается ерундой и по этому всячески его унижал в свете. Но Иоганн младший с упорством продолжал заниматься любимым делом, а революция и написанный Штраусом марш в её честь, доказали гениальность сына в глазах Европейского высшего общества.

- Один из величайших композиторов 19-го века. Мэтр оперного искусства. "Аида" и "Отелло" Верди чрезвычайно популярны и сегодня благодаря истинному таланту итальянского композитора. Трагическая потеря семьи в 27 лет подкосила композитора, но он не стал опускать руки и углубился в творчество, написав сразу несколько опер за короткий срок. Высшее общество высоко оценило талант Верди и его оперы ставились в самых престижных театрах Европы.

- Ещё в 18 летнем возрасте этот талантливый итальянский композитор написал несколько опер, которые стали очень популярными. Венцом его творения стала переработанная пьеса "Севильский цирюльник". После представления её публике Джоакино буквально носили на руках. Успех был опьяняющим. После этого Россини стал желанным гостем в высшем свете и приобрёл солидную репутацию.

- Немецкий композитор начала 18 века. Один из основоположников оперного искусства и инструментальной музыки. Помимо написания опер Гендель писал музыку и для "народа", которая была очень популярна в те времена. Сотни песен и танцевальных мелодий композитора гремели на улицах и площадях в те далёкие времена.

- Польский князь и композитор - самоучка. Не имея никакого музыкального образования стал знаменитым композитором. Его знаменитый полонез известен по всему миру. Во времена композитора в Польше происходила революция, и написанные им марши становились гимнами восставших.

- Еврейский композитор, родившийся в Германии. Его свадебный марш и "Сон в летнюю ночь" популярны не одну сотню лет. Написаные им симфонии и сочинения с успехом воспринимают по всему миру.

- Немецкий композитор 19 века. Его мистически - антисемитскую идею превосходства расы "Ариев" над другими расами взяли на вооружение фашисты. Музыка Вагнера сильно отличается от музыки его предшественников. Она направлена прежде всего на соединение человека и природы с примесью мистицизма. Его известнейшие оперы "Кольца нибелунгов" и "Тристан и Изольда" - подтверждают революционный дух композитора.

- Французский композитор середины 19 века. Создатель "Кармен". С рождения был гениальным ребёнком и в 10 лет уже поступил в консерваторию. За недолгую жизнь (умер не дожив до 37 лет) написал десятки опер и оперетт, различных оркестровых произведений и од-симфоний.

- Норвежский композитор - лирик. Его произведения просто насыщены мелодичностью. За свою жизнь он написал большое количество песен, романсов, сюит и этюдов. Его композиция "Пещера горного короля" очень часто используется в кино и современной эстраде.

- Американский композитор начала 20 века - автор "Рапсодии в блюзовых тонах", которая особенно популярна и по сегодняшний день. В 26 лет он уже был первым композитором Бродвея. Популярность Гершвина очень быстро разлетелась по всей Америке, благодаря многочисленным песням и популярным шоу.

- Русский композитор. Его опера "Борис Годунов" является визитной карточкой многих театров мира. Композитор в своих произведениях опирался на народный фольклор, считая народную музыку - музыкой души. "Ночь на Лысой горе" Модеста Петровича входит в десятку самых популярных симфонических зарисовок в мире.

Самым популярным и величайшим композитором России конечно является . "Лебединое озеро" и "Спящая красавица", "Славянский марш" и "Щелкунчик", "Евгений Онегин" и "Пиковая дама". Эти и ещё многие шедевры музыкального искусства были созданы нашим Русским композитором. Чайковский - гордость России. Во всём мире знают "Балалайка", "Матрёшка", "Чайковский"...

- Советский композитор. Любимец Сталина. Оперу "Повесть о настоящем человеке" настоятельно рекомендовал послушать Михаил Задорнов. Но в основном у Сергея Сергеича серьёзные и глубокие работы. "Война и Мир", "Золушка", "Ромео и Джульетта", очень много гениальных симфоний и произведений для оркестра.

- Русский композитор, который создал свой неподражаемый стиль в музыке. Он был глубоко верующим человеком и особенное место в его творчестве отдавалось написанию религиозной музыки. Рахманинов так-же написал много концертной музыки и несколько симфоний. Последняя его работа "Симфонические танцы" признана самым великим произведением композитора.

Понятие «композитор» впервые появилось еще в 16 веке в Италии, и с тех пор его используют для обозначения человека, занимающего сочинительством музыки.

Композиторы 19 века

В 19 веке венскую музыкальную школу представлял такой выдающийся композитор как Франц Петер Шуберт. Он продолжил традиции романтизма и оказал влияние на целое поколение композиторов. Шуберт создал более 600 немецких романсов, возведя этот жанр на новый уровень.


Франц Петер Шуберт

Другой австриец, Иоганн Штраус, стал знаменит благодаря своим опереттам и легким музыкальным формам танцевального характера. Именно он сделал вальс самым популярным танцем в Вене, где до сих пор устраиваются балы. Кроме того, в его наследии - польки, кадрили, балеты и оперетты.


Иоганн Штраус

Ярким представителем модернизма в музыке конца 19 века был немец Рихард Вагнер. Его оперы не утратили актуальности и популярности по сей день.


Джузеппе Верди

Противопоставить Вагнеру можно величественную фигуру итальянского композитора Джузеппе Верди, который оставался верен оперным традициям и придал итальянской опере новое дыхание.


Петр Ильич Чайковский

Среди русских композиторов 19 века выделяется имя Петра Ильича Чайковского. Ему характерен уникальный стиль, сочетающий европейские симфонические традиции с русским наследием Глинки.

Композиторы 20 века


Сергей Васильевич Рахманинов

Одним из самых ярких композиторов конца 19-го - начала 20-го веков по праву считается Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыкальный стиль основывался на традициях романтизма и существовал параллельно с авангардными течениями. Именно за индивидуальность и отсутствие аналогов его творчество было высоко оценено критиками во всем мире.


Игорь Федорович Стравинский

Второй известнейший композитор 20 века - Игорь Федорович Стравинский. Русский по происхождению, он эмигрировал во Францию, а потом США, где и проявил свой талант в полную силу. Стравинский - новатор, не боящийся экспериментировать с ритмами и стилями. В его творчестве прослеживается влияние русских традиций, элементы различных авангардных течений и неповторимый индивидуальный почерк, за что его называют «Пикассо в музыке».

Любого из композиторов, о которых пойдёт речь в этой статье можно с лёгкостью назвать самым великим композитором классической музыки когда-либо существовавшим.

Хотя, сравнивать музыку, созданную за несколько столетий невозможно, но все эти композиторы очень чётко выделяются на фоне своих современников. В своих произведениях они стремились расширить границы классической музыки, достичь в ней новых высот, не досягаемых ранее.

Все великие композиторы классической музыки, приведённые ниже в списке достойны первого места, так что список представлен не по значимости композитора, а в виде информации для ознакомления.

Для мировой классики Бетховен является очень значимой фигурой. Один из самых исполняемых композиторов в мире. Он сочинял свои произведения в абсолютно всех существовавших жанрах своего времени. Является предвестником периода романтизма в музыке. Инструментальные произведения признаны самыми значимыми из всего наследия оставленного Людвигом Ван Бетховеном.

Величайший композитор и органист в мировой истории музыки. является представителем эпохи барокко. За всю свою жизнь написал свыше тысячи произведений, однако, при жизни было издано всего лишь около десятка. Творил во всех жанрах своего времени за исключением оперы. Является родоначальником династии Бахов, самой знаменитой в музыке.

Композитор и дирижёр, виртуозный скрипач и органист из Австрии, обладал невероятной музыкальной памятью и поразительным слухом. Творить начал с ранних лет и преуспел во всех жанрах музыки, за что по праву признан одним из великих композиторов классической музыки в истории.

Самое загадочное и таинственное произведение Моцарта – «Реквием», так и не было дописано автором. Причиной тому стала скоропостижная смерть в тридцать пять лет. Завершил работу над «Реквиемом» его ученик Франц Зюсмайер.

Великий немецкий композитор, драматург, дирижёр и философ. Огромное влияние оказал на модернизм и в целом всю европейскую культуру на стыке девятнадцатого и двадцатого веков.

По приказу Людвига II Баварского в Байрейте был построен оперный театр по задумкам Вагнера. Он предназначался исключительно для произведений композитора. Музыкальные драмы Вагнера идут в нём и по сей день.

Русский композитор, дирижёр и музыкальный критик относится к одним из лучших мелодистов в мире. Его творчество внесло огромный вклад в развитие мировой классики. В среде любителей классической музыки является очень популярным композитором. В своих произведениях Пётр Ильич Чайковский успешно совместил стилистику западных симфоний с русскими традициями.

Великий композитор из Австрии, и дирижёр, и скрипач, и признанный всеми народами мира «король вальса». Творчество его было посвящено лёгкой танцевальной музыке и оперетте. В его наследии насчитывается свыше пятисот вальсов, кадрилей, полек, а также имеется несколько оперетт и балетов. В девятнадцатом веке благодаря Штраусу вальс обрёл неимоверную популярность в Вене.

Итальянский композитор, гитарист-виртуоз и скрипач. Очень яркая и необычная личность в музыкальной истории, является признанным гением в мировом искусстве музыки. Всё творчество этого великого человека было окутано некой таинственностью, благодаря самому Паганини. Он открывал в своих произведениях новые, ранее никому не известные виды скрипичной техники. Также является одним из основоположников романтизма в музыке.

Все эти великие композиторы классической музыки оказали очень большое влияние на её развитие и продвижение. Их музыка, проверенная временем и целыми поколениями, востребована и в наши дни, может быть даже в гораздо большей степени, чем при их жизни. Они творили бессмертные произведения, которые продолжают жить, и переходить к следующим поколениям, неся в себе эмоции и чувства заставляющие задуматься о вечном.

Итак, одним из величайших композиторов вот уже третий век признаётся Людвиг ван Бетховен. Его произведения оставляют глубокий след в душах и в умах самых искушённых слушателей. Настоящим фуррором в своё время стала прьемьера 9-й ре минорной симфонии композитора, в финале которой звучит знаменитая хоровая “Ода к Радости” на текст Шиллера. В одном из современных фильмов представлен хороший монтаж всей симфонии. Обязательно посмотрите!

Л. ван Бетховен Симфония №9, ре минор (видео-монтаж)


На рубеже XIX-XX столетий в европейской культуре сосуществовали разные художественные направления. Одни развивали традиции XIX века, другие возникли в результате творческих поисков современных мастеров. Самым значительным явлением музыкального искусства стал поздний романтизм. Его представителей отличал повышенный интерес к симфонической музыке и грандиозным масштабам сочинений. Для своих произведений композиторы создавали сложные философские программы. Многие композиторы стремились в своем творчестве к продолжению романтических традиций прошлого, например, С.В. Рахманинов (1873-1943), Рихард Штраус (1864-1949). Я бы хотела подробнее остановиться на этих двух представителях стиля позднего романтизма.

Сергей Васильевич Рахманинов

Сергей Васильевич Рахманинов – русский композитор, пианист и дирижер.

4 концерта, «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895-1936), фантазия «Утес» (1893), поэма «Остров мертвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), романсы.

В творчестве Сергея Васильевича Рахманинова – композитора и пианиста-виртуоза – гармонично соединились традиции русского и европейского искусства. Для большинства музыкантов и слушателей сочинения Рахманинова – художественный символ России. В творчестве Сергея Рахманинова с особой силой воплощена тема родины. Романтический пафос сочетается в его музыке с лирико-созерцательными настроениями, неистощимое мелодическое богатство, широта и свобода дыхания – с ритмической энергией. Музыка Рахманинова – важная часть позднего романтизма Европы. После 1917 года Рахманинов был вынужден жить за границей – в Швейцарии и США. Его композиторская и особенно исполнительская деятельность стали явлением, без которого невозможно представить себе культурную жизнь Запада 20-40 гг. XX века.

Наследие Рахманинова включает в себя оперы и симфонии, камерно-вокальную и хоровую музыку, но больше всего композитор писал для фортепиано. Он тяготел к мощной, монументальной виртуозности, стремился уподобить фортепиано по богатству красок симфоническому оркестру.

Творчество Рахманинова соединяет разные эпохи и культуры. Русским музыкантам оно позволяет почувствовать свою глубокую связь с европейскими традициями, а для музыкантов Запада Рахманинов открывает Россию – показывает её подлинные духовные богатства.

Рихард Штраус

Рихард Штраус – немецкий композитор эпохи позднего романтизма, особенно прославился благодаря своим симфоническим поэмам и операм. Был также выдающимся дирижёром.

На стиль Рихарда Штрауса оказали серьезное влияние произведения Шопена, Шумана, Мендельсона. Под влиянием музыки Рихарда Вагнера Штраус обратился к опере. Первое сочинение подобного рода – «Гунтрам» (1893 г.). Это романтическое произведение; его музыкальный язык несложен, мелодии красивы и напевны.

С 1900 года опера стала ведущим жанром в творчестве Рихарда Штрауса. Произведения композитора отличает простота и ясность музыкального языка, в них автор использовал бытовые танцевальные жанры.

Творческая деятельность Штрауса продолжалась более семидесяти лет. Начинал композитор как поздний романтик, затем пришел к экспрессионизму и, наконец, обратился к неоклассицизму.

Александр Николаевич Скрябин

Он с младенчества тянулся к звукам рояля. А в три года уже часами просиживал за инструментом, относясь к нему как к живому существу. Окончив Московскую консерваторию, Александр начал давать концерты и преподавать, но стремление к композиторской деятельности было сильнее. Он начинает сочинять и его произведения немедленно входят в репертуар других пианистов.

«Искусство должно быть праздничным, – говорил он, – должно поднимать, чаровать». А на деле музыка его оказалась столь дерзкой, новой и непривычной, что исполнение его «Второй симфонии» 21 марта 1903 года в Москве превратилось в натуральный скандал. Кто-то восхищался, кто-то топал и свистел… Но Скрябина это не смутило: он чувствовал себя мессией, провозвестником новой религии – искусства. Он верил в его преобразующую силу. Он мыслил модными тогда планетарными масштабами. Мистическая философия Скрябина нашла отражение в его музыкальном языке, особенно в новаторской гармонии, далеко выходящей за границы традиционной тональности.

Скрябин мечтал о новом синтетическом жанре, где сольются не только звуки и цвета, но также запахи и пластика танца. Но замысел так и остался незавершенным. Скрябин умер в Москве 14(27) апреля 1915 года. Жизнь его, жизнь гения, была коротка и ярка.

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев – русский и советский композитор, один из знаменитейших композиторов XX века.

Определение "композитор" было для Прокофьева гак же естественно, как "человек".

В музыке Прокофьева слышится типично прокофьевская остро диссонирующая гармония, пружинистая ритмика, нарочито суховатая, дерзкая моторность. Критика реагировала мгновенно: "Молодой автор, еще не закончивший своего художественного образования, принадлежа к крайнему направлению модернистов, заходит в своей смелости гораздо дальше современных французов".

Многие современники молодого Прокофьева и даже исследователи его творчества проглядели в его музыке "лирическую струю", пробивавшуюся сквозь остросатирические, гротесковые, саркастические образы, сквозь нарочито грубоватые, тяжеловесные ритмы. А их много, этих лирических, застенчивых интонаций в фортепианных циклах "Мимолетности" и "Сарказмы", в побочной теме первой части Второй сонаты, в романсах на стихи Бальмонта, Апухтина, Ахматовой.

О Прокофьеве можно сказать: великий музыкант нашел свое место и среди великих преобразователей жизни.

Милий Балакирев

Милий Балакирев – русский композитор, пианист, дирижер (1836/37-1910)

Образовалась «Могучая кучка» – сообщество единомышленников, поразительно многое давшее русской музыке.

Лидерству Балакирева в кружке способствовали его безупречный вкус, ясный аналитический ум и знание огромного количества музыкального материала. В кружке царили настроения, которые высказал один из критиков того времени: «Музыка может горы свернуть». Натура Балакирева была весьма энергична и обаятельна. В кружке он быстро взял на себя роль организатора.

Он относился к кружку как к своеобразному творчеству: творил, «влияя» на молодых композиторов. Из них он складывал будущую музыкальную палитру России.

Постепенно к Балакиреву пришла мысль о Бесплатной музыкальной школе.

В 1862 году Бесплатная музыкальная школа открылась и дала первый концерт. Балакирев выступил как дирижер симфонического оркестра.

Им и самим было написано немало, но он не испытывал творческого удовлетворения от созданного. Как писал Цезарь Кюи, «до самой смерти говорил он, что только то, что мы писали под его крылышком, было хорошо».

Глазунов Александр Константинович

Александр Глазунов – русский и советский композитор (1865-1936)

Глазунов – один из крупнейших русских композиторов конца 19 – начала 20 вв. Продолжатель традиций Могучей кучки и Чайковского, он соединил в творчестве лирико-эпическую и лирико-драматическую ветви русской музыки. В творческом наследии Глазунова одно из основных мест принадлежит симфонической музыке разных жанров. В ней нашли отражение героические образы русского эпоса, картины родной природы, русская действительность, песенность славянских и восточных народов. Произведения Глазунова отличаются рельефностью музыкальных тем, полным и ясным звучанием оркестра, широким использованием полифонической техники (применял одновременное звучание различных тем, сочетание имитационного и вариационного развития). К числу лучших произведений Глазунова принадлежит также концерт для скрипки с оркестром (1904).

Существен вклад Глазунова в камерно-инструментальную музыку, а также в балетный жанр («Раймонда». 1897. и др.). Следуя традициям Чайковского, Глазунов углубил роль музыки в балете, обогатив её содержание. Глазунову принадлежат обработки русских, чешских, греческих гимнов и песен. Завершил совместно с Римским-Корсаковым оперу «Князь Игорь», по памяти записал 1-ю часть 3-й симфонии Бородина. Участвовал в подготовке к печати произведений М. И. Глинки. Оркестровал «Марсельезу» (1917), ряд произведений русских и зарубежных композиторов.

Николай Яковлевич Мясковский

Николай Мясковский – русский и советский композитор (1881-1950).

Вместе с Прокофьевым и Стравинским, Николай Яковлевич Мясковский был в числе тех композиторов, которые отражали настроения творческой интеллигенции России дореволюционного периода. Они вошли в послеоктябрьскую Россию на правах старых специалистов, и, видя вокруг себя террор, направленный против им подобных, так и не смогли избавиться от чувства закомплексованности. Тем не менее, они честно (или почти честно) творили, отображая окружавшую их действительность.

Пресса того времени писала: «Двадцать седьмая симфония – это сочинение советского художника. Об этом не забываешь ни на минуту». Он считается главой советской симфонической школы. Музыкальные произведения Мясковского отражают свое время, всего он написал 27 симфоний, 13 квартетов, 9 фортепианных сонат и другие произведения, многие из которых стали в советской музыке этапными. Для композитора было характерно слияние интеллектуального и эмоционального начал. Музыка Мясковского своеобразна, отмечена концентрацией мысли и одновременно – накалом страстей. В наше время можно по-разному относиться к творчеству Н. Мясковского, но, бесспорно, двадцать семь его симфоний весьма полно отразили жизнь советской эпохи.

Николай Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков – русский композитор (1844-1908)

Творчество великого композитора Н. Римского-Корсакова, почти полностью, принадлежавшее XIX веку, словно острием иглы вонзается и в XX век: восемь лет он жил и творил в этом столетии. Композитор словно мост соединяет два века мировой музыки. Фигура Римского-Корсакова интересна еще и потому, что он по существу был самоучкой.

Георгий Васильевич Свиридов

Георгий Васильевич Свиридов – советский композитор, пианист (1915-1998).

Музыку Георгия Свиридова благодаря ее простоте легко отличить от произведений других композиторов. Но эта простота – скорее сродни лаконизму. Музыка Свиридова обладает неприхотливой выразительностью, но она выразительна по сути, а не по форме, расцвеченной разного рода изысками. Ей присущ богатый внутренний мир, ее неподдельные эмоции сдержанны... Музыка Свиридова легка для понимания, а значит, интернациональна, но в то же время глубоко патриотична, поскольку тема Родины проходит через нее красной нитью. Г. Свиридов, по словам его учителя Д. Шостаковича, «не уставал изобретать новый музыкальный язык», подыскивать «новые изобразительные средства». Потому он считается одним из самых интересных авторов XX века.

Зачастую Г. Свиридов слыл композитором, чьи вокальные произведения трудны для исполнения. В его творческих запасниках десятилетиями копилась музыка, ожидавшая своих исполнителей. Традиционная исполнительская манера для музыки Свиридова зачастую не подходила; сам композитор говорил, что новизна и сложность его вокальной музыки связаны с тем, что сама речь постоянно совершенствуется. В этой связи он вспоминал старых, некогда известных и модных в свое время актеров и поэтов. «Сегодня,– утверждал Свиридов,– такого сильного впечатления они на нас не произведут. Речь их покажется нам то манерной, то жеманной, то чересчур простой. Поэт Игорь Северянин был наисовременен и по образности, и по словарному запасу, а сейчас воспринимается как нечто музейное». Новые особенности речи зачастую мешали певцам, но именно в этом направлении, по мнению Свиридова, следовало работать.

Пожалуй, никто до Свиридова не делал столько для развития и обогащения вокальных жанров – оратории, кантаты, хора, романса... Это выдвигает Г. Свиридова в число ведущих композиторов не только в российском, но и мировом масштабах.

Стравинский Игорь Фёдорович

Стравинский Игорь Фёдорович – русский композитор, дирижер (1882-1971).

Большую часть жизни Стравинский провел вне России, но никогда не переставал быть русским композитором. Он черпал вдохновение в русской культуре и русском языке. И он приобрел подлинно мировую славу. Имя Стравинского было и остается на слуху даже у тех, кто мало интересуется музыкой. В мировую историю музыкальной культуры XX века он вошел как великий мастер соединения музыкальных традиций современности и седой древности.

Сочинения Стравинского взламывали устоявшиеся рамки, меняли отношение к фольклору. Они помогали понять, как народная песня, воспринятая сквозь призму современности, оживает в руках композитора. Благодаря таким композиторам, как Стравинский, в конце XX века поднялся престиж фольклора и получила развитие этно-музыка.

Всего для балетного театра композитор написал восемь оркестровых партитур: "Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная", "Аполлон Мусагет", "Поцелуй феи", "Игра в карты", "Орфей", "Агон". Также он создал три балетных произведения с пением: "Байка", "Пульчинелла", "Свадебка".

Танеев Сергей Иванович

романтизм музыкальный импрессионизм

Танеев Сергей Иванович – русский композитор, пианист, педагог (1856-1915).

Имя этого великого музыканта и педагога ныне редко упоминается, но при более пристальном рассмотрении вызывает к себе подлинное уважение. Он не стал знаменит как композитор, однако всю свою жизнь посвятил Московской консерватории, воспитал таких бесспорно выдающихся музыкантов, как С. Рахманинов, А. Скрябин, Н. Метнер, Р. Глиэр, К. Игумнов и других. Ученик П. Чайковского, С. Танеев создал целую школу, которая отличала российских и советских композиторов от композиторов всего мира. Все его ученики продолжали традиции танеевского симфонизма. Многие знаменитые люди рубежа XIX и XX веков, как, например, Лев Толстой, называли его своим другом и почитали за честь общаться с ним.

Танеева можно сравнить с Сократом, который, не написав серьезных философских сочинений, оставил после себя многочисленных учеников.

Танеев развил многие музыкальные теории, создал уникальный труд «Подвижной контрапункт строгого письма» (1889–1906) и его продолжение «Учение о каноне» (конец 90-х–1915). Каждый художник, отдав жизнь искусству, мечтает, чтобы его имя не было забыто потомками. В последние годы жизни Танеев сильно переживал, что мало написал произведений, которые рождены были бы вдохновением, хотя писал много и интенсивно. С 1905 по 1915 год он написал несколько хоровых и вокальных циклов, камерно-инструментальных произведений.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – советский композитор, пианист (1906-1975).

Шостакович, без сомнения, был и остается величайшим композитором XX века. Современники, знавшие его близко, утверждали, что он рассуждал примерно так: зачем лезть на рожон, если потомки все равно будут знать о тебе по музыкальным произведениям? Шостакович не обострял отношения с властью. Но в музыке он протестовал против насилия над личностью.

Он написал Симфонию №7 (посвящённую блокаде Ленинграда).

Шостакович своими глазами видел: как умирают люди, как летят самолёты, бомбы, постарался в своём произведении «Симфония №7» отразить все те события, которые пережили люди.

Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле. В мае самолет доставил в осажденный город партитуру симфонии. Для восполнения численности оркестра, недостающие музыканты были присланы с фронта.

На фашистское нашествие Шостакович откликнулся симфонией №7 (1941), посвященной городу Ленинграду и получившей всемирное признание как символ борьбы с фашизмом.

Импрессионизм

В последней трети XIX столетия появилось новое направление – импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – «впечатление»), первоначально оно появилось во французской живописи. Музыканты-импрессионисты стремились передать тонкие и сложные ощущения, добивались изысканности и утонченности звучания. Именно поэтому им был близок литературный символизм (70-е гг. XIX в. – 10 гг. XX в.), зародившийся также во Франции.

Символисты исследовали сферы неизведанные и таинственные, пытались познать «идеальный мир», скрытый под покровом действительности. Композиторы-импрессионисты нередко обращались к поэзии и драматургии символизма.

Основоположник музыкального импрессионизма – французский композитор, пианист и дирижер Клод Дебюсси (1862-1918). В его творчестве на первый план вышла гармония (а не мелодия), важная роль отводилась красочности звучания оркестра. Главными стали нюансы звучания, которые, как и в живописи, отражали оттенки настроений, чувств и впечатлений.

Композиторы стремились вернуться к ясности гармоний, простоте мелодий и форм, красоте и доступности музыкального языка. Они обращались к полифонии, возрождали клавесинную музыку.

Макс Регер

Черты позднего романтизма и неоклассицизма соединились в творчестве немецкого композитора и дирижера Макса Регера. Он писал для органа, оркестра, фортепиано, скрипки, альта, камерных ансамблей. Регер стремился осмыслить наследие XVIII века, особенно опыт Иоганна Себастьяна Баха, и в своих произведениях обращался к музыкальным образам ушедшей эпохи. Однако, будучи человеком рубежа XIX-XX столетий, Регер насыщал музыку оригинальными гармониями и необычными тембрами.

Неоклассицизм

Неоклассицизм стал одним из противопоставлений романтической традиции XIX века, а также течениям, связанным с ней (импрессионизму, экспрессионизму, веризму и т. д.). Кроме того, усилился интерес к фольклору, который привел к созданию целой дисциплины – этномузыкологии, занимающейся изучением развития музыкальной фольклористики и сравнением музыкально-культурных процессов у различных народов мира. Некоторые обращаются к истокам древних культур (Карл Орф) или всецело опираются на народное творчество (Леош Яначек, Бела Барток, Золтан Кодай). Вместе с тем композиторы активно продолжают экспериментировать в своих сочинениях и открывают новые грани и возможности гармонического языка, образов и структур.

Падение эстетических принципов XIX века, политический и экономический кризис начала нового столетия, как ни странно, способствовали образованию нового синтеза, обусловившего проникновение в музыку других видов искусств: живописи, графики, архитектуры, литературы и даже кинематографии. Однако общие законы, главенствовавшие в композиторской практике со времен И.С. Баха, были нарушены и преобразованы.

На рубеже XIX-XX столетий завершился длительный и сложный процесс освоения русскими музыкантами традиций, стилей и жанров европейской культуры. К концу XIX в. Петербургская и Московская консерватории стали солидными учебными заведениями. Из их стен вышли все выдающиеся композиторы той эпохи и немало прекрасных исполнителей. Сложились школы инструменталистов, певцов и танцовщиков. Русское оперное и балетное искусство покорило европейскую публику. В развитии музыкального театра важную роль сыграли Императорский Мариинский театр в Петербурге и Московская частная русская опера, созданная российским промышленником и меценатом Саввой Ивановичем Мамонтовым (1841 – 1918).

В русской музыке рубежа веков переплелись черты позднего романтизма и импрессионизма. Велико было влияние литературно художественных направлений, и прежде всего символизма. Однако крупные мастера вырабатывали собственные стили. Их творчество трудно отнести к какому-либо определённому течению, и это – доказательство зрелости русской музыкальной культуры.

Первое впечатление, которое складывается при знакомстве с музыкой 20 века, будто между музыкальным искусством нового времени и всех предшествующих столетий лежит пропасть – столь значительны различия в звуковом облике произведений.

Даже сочинения 10-30 гг. XX века представляются излишне напряжёнными и резкими по звучанию. На самом деле, музыка 20 столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей, ведь темп жизни человека ускорился, стал более жёстким и напряжённым.

Трагические события и противоречия – войны, революции, научно-технический прогресс, тоталитаризм и демократия, не только обострили душевные переживания, присущие людям, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому, тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке 20 века. Не менее важной оказалась для искусства и тема самопознания личности.

Двадцатый век ознаменовался множеством нововведений в искусстве и литературе, связанных с катастрофическими изменениями в общественном сознании в период революций и мировых войн. В конце XIX и в начале XX века, а особенно в предоктябрьском десятилетии, через всё русское искусство, и в частности музыку, проходит тема ожидания великих перемен, которые должны смести старое, несправедливое общественное устройство. Далеко не все композиторы осознавали неизбежность, необходимость революции и сочувствовали ей, но предгрозовую напряжённость ощущали все или почти все.

Новое содержание, как водится, требовало новых форм, и многие композиторы пришли к идее радикального обновления музыкального языка. Прежде всего, они отказались от традиционной европейской системы ладов и тональностей. Появилось понятие атональная музыка. Это музыка, в которой четкая система тональностей на слух не определяется, а аккордовые созвучия (гармонии) связываются друг с другом свободно, без соблюдения строгих правил. Другой важной особенностью музыкального языка XX века стали необычные звучания. Чтобы передать образы современной жизни, использовали необычные шумовые эффекты (лязг и скрежет металла, грохот станков и другие "промышленные" звуки), изобретали новые инструменты. Однако более интересные результаты дал другой путь. Композиторы экспериментировали с традиционными инструментами: смешивали тембры, играли в непривычных регистрах, изменяли технические приёмы. И оказалось, что классический симфонический оркестр или оперные формы могут прекрасно показать жизнь города с его сложной системой звуков и шумов, а главное – непредсказуемые повороты мысли и "изломы" психики человека конца II тысячелетия.

Однако новаторские поиски вовсе не привели к отказу от традиций. Именно XX век возродил музыкальное наследие ушедших эпох. После двухсот трёхсот лет забвения вновь начали звучать произведения Монтеверди, Корелли и Вивальди, немецких и французских мастеров XVII в.

Коренным образом изменилось отношение к фольклору. В XX столетии появляется новое течение – неофольклоризм (от греч. "neos" – "новый" и "фольклор"). Его сторонники призывали использовать народные напевы, записанные в глубинных сельских районах, не "приглаженные" на городской лад. Войдя в сложную ткань симфонии, сонаты или оперы, такая песня привнесла в музыку невиданную доселе страстность, богатство красок и интонаций.

На рубеже XIX-XX столетий в европейской культуре сложилось новое художественное направление – экспрессионизм (от лат. expressio – "выразительность"). Его представители отражали в своих произведениях трагическое мироощущение человека эпохи Первой мировой войны – отчаяние, боль, страх одиночества. "Искусство есть крик о помощи тех, кто переживает в себе судьбу человечества", – писал основоположник экспрессионизма в музыке Арнольд Шёнберг (1874-1951).

Арнольд Шёнберг

Музыкальный экспрессионизм сложился в Австрии, точнее, в её столице, Вене. Его создатели – Арнольд Шёнберг, Альбан Берг и Антон Веберн. Творческое содружество композиторов вошло в историю музыки под названием новая венская (нововенская) школа. Каждый из мастеров прошёл в искусстве собственный путь, но в их произведениях есть и немало общего. Прежде всего – трагический дух музыки, стремление к острым переживаниям и глубоким потрясениям. За тем – напряжённый духовный поиск, желание во что бы то ни стало обрести религиозные и нравственные идеалы, утраченные большинством современных людей. Наконец, все три композитора разрабатывали единый метод сочинения музыки – додекафонную систему, резко изменившую традиционные представления о ладовом и гармоническом устройстве произведения.

Творчество Шёнберга решает одну главную задачу – выражает средствами музыки человеческие страдания. Тяжёлые, томительные предчувствия, ощущение тоскливого ужаса великолепно переданы уже в раннем произведении – Пять пьес для оркестра (1909 г.). По настроению и форме это камерные прелюдии, но написаны они для большого симфонического оркестра, и тонкая, прозрачная звукопись чередуется в них с мощными "вскрикиваниями" духовых и ударами литавр.

Результатом размышлений Шёнберга над событиями Второй мировой войны стала кантана "Уцелевший из Варшавы" (1947 г.) для чтеца, хора и оркестра. В качестве текста использованы подлинные рассказы очевидцев расправы гитлеровцев над жителями еврейского гетто в Варшаве. Музыка этого масштабного сочинения, построенная на одной серии, выдержана в лучших традициях экспрессионизма – она сложна, трагична и обострённо эмоциональна. Композитор словно пытается представить своих героев перед лицом Бога и Вечности и тем самым показать, что их страдания были не напрасны. Кантата завершается пением молитвы, и её музыка, основанная на звуках той же серии, органично вырастает из трагического мрака предыдущих частей.

Авангардизм

Новые условия социальной действительности оказали воздействие на всю художественную культуру в целом, с одной стороны, дав новое дыхание классической традиции, а с другой – породив новое искусство – авангардизм (от фр. “avant-garde” –впереди идущий), или модернизм (от лат. “modernus” – новый, современный), наиболее полно отражавшее лицо времени. По существу, термином «модернизм» обозначаются художественные тенденции, течения, школы и деятельность отдельных мастеров ХХ века, провозгласивших свободу выражения основой своего творческого метода.

Движение музыкального авангарда охватывает 50-90-е гг. XX столетия. Оно возникло после Второй мировой войны далеко не случайно: потрясения военного времени, а за тем и резкое изменение уклада жизни вызвали разочарование в нравственных и культурных ценностях предшествующих эпох. Представителям поколения 50-60-х гг. хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык.

К музыкальному авангардизму относят обычно так называемую конкретную музыку, основанную на свободе тоновых созвучий, а не на гармоническом ряде: соноризм – один из видов современной композиторской техники, использующей главным образом красочные звучания (лат. “sonorus” – звучный, шумный) и практически игнорирующий точные звуковысотные связи, электронную музыку. Первые поиски в направлении авангардизма были предприняты еще в самом начале ХХ века русским композитором А.Н. Скрябиным. Одних слушателей его музыка покоряла вдохновенной силой, других – возмущала необычностью.

А.Н. Скрябин

Поиски новых методов творчества вызвали к жизни немало необычных стилей. Композиторы в качестве "классических" инструментов используют электронную звукозаписывающую и звуковоспроизводящую технику – магнитофон, синтезатор, а в последние годы – компьютер. Появление электронной музыки было вызвано желанием привлечь внимание к "классике" миллионов любителей эстрады и рока (где электронным инструментам принадлежит ведущее место). Однако композиторы, работающие в этой области, преследуют и другую цель. Они пытаются исследовать сложные отношения человека с миром техники, которая всё сильнее подчиняет сознание людей. "Живой" диалог музыканта с его электронным "двойником" в наиболее талантливых произведениях обретает глубокий символический смысл.

Хепенинг

С 50-х гг. в музыке, как и в других видах искусства (например, в театре), существует такое направление, как хепенинг (от англ., happening – "случающееся", "происходящее"). Его истоком можно считать произведение "4"33" (1954 г.) американского композитора Джона Кейджа (родился в 1912 г.). На сцену выходит пианист, который четыре минуты тридцать три секунды... молча сидит за роялем, потом встаёт и уходит. Премьера прошла со скандалом: просвещённая публика решила, что над ней просто издеваются, а обыватель получил возможность снисходительно заметить: "Так и я могу". Намерение шокировать публику, безусловно, входило в планы автора, но оно не было самоцелью. По мнению исследователей, Кейдж превратил в музыкальное произведение явления окружающей действительности: тишину в ожидании начала игры, звуки, производимые слушателями (покашливания, шёпот, скрип стульев и т. д.). Публика и музыкант таким образом выступали и в роли исполнителей, и в роли авторов стихийно возникшей пьесы. Музыка превращалась из слухового образа в образ зрительный. Это и стало в дальнейшем отличительной чертой хепенинга: исполнение произведения становится, фактически, беззвучной пантомимой. Джон Кейдж

Музыкальное искусство ХХ века наполнено новаторскими идеями. Оно знаменует собой коренной перелом во всех аспектах музыкального языка. В ХХ столетии музыка часто служила источником отображения страшных эпохальных исторических событий, свидетелями и современниками которых было большинство великих композиторов этой эпохи, ставших новаторами и реформаторами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, ХХ век был веком разнообразия в музыке. Музыка 20-го столетия, точно так же, как и в предшествующие века, отражала духовный и эмоциональный мир людей, ведь темп жизни человека ускорился, стал более жёстким и напряжённым.

Трагические события и противоречия – войны, революции, научно-технический прогресс, тоталитаризм и демократия, не только обострили душевные переживания, присущие людям, но и поставили человечество на грань уничтожения. Именно поэтому, тема противостояния жизни и смерти стала ключевой в музыке XX века.

Не менее важной оказалась для искусства и тема самопознания личности. Представителям всё новых поколений хотелось чувствовать себя свободными от традиций, создать собственный художественный язык.

Музыкальное искусство XX века необычайно объемно. Пожалуй, нет ни одного исторического музыкального стиля, который бы так или иначе не отразился в пестром музыкальном калейдоскопе XX столетия. В этом отношении столетие стало рубежным. Всё, что накапливали предыдущие века развития музыки, и всё своеобразие национальных музыкальных культур вдруг сделалось всеобщим достоянием.

Каждая временная эпоха подарила нам своих гениев. Будь то композиторы XIX или XX века, их произведения уже заняли свою веху в истории человечества и стали для всех поколений образцом не только в музыке, и, не смотря на давность создания, призваны служить на радость людям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белянва-Экземлярская С.Н. «Музыкальные переживания в дошкольном возрасте», вып. 1., - М.: Просвещение, 1961.

2. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. - М.: Просвещение, 1968.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5-1992 год. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре.

4. Комиссарова Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. - М.: Просвещение, 2000.

5. Мой родной дом. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников. Издательство «Мозаика» - Синтез, Москва, 2005 г.

6. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей.,1947.

7. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М.: Просвещение,1961, - с. 231.

8. Орф К.Система музыкального воспитания. - М. -Л. 1970. с.21.

9. Форраи К. Влияние музыкального воспитания на развитие личности ребёнка дошкольного возраста // Музыкальное воспитание в современном мире //, 1973.