Сандро боттичелли весна кто изображен. Описание картины Сандро Боттичелли «Весна. История созания картины

Сандро Боттичелли. Весна. 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин .

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны?

Попробуем разобраться.


Сандро Боттичелли. Весна (с расшифровкой). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Для того, чтобы прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц МАРТ.

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины.

Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения.

Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями, он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

2. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.


Франческо Мельци. Флора. 1510-1515 гг.

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа, ведь у Амура завязаны глаза.

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.


Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли изобразил трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

7. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К ней он имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр.


Сандро Боттичелли. Меркурий (фрагмент картины «Весна»). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными. Заложить весной плодородие – очень важно.


Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г.

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Оно и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине: оно на самом деле так может.

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

Искусство Италии 15 века. Возрождение.
Мировой шедевр, картина «Весна» была создана художником Сандро Боттичелли в конце 70-х годов 15-го столетия. Размер картины 203 x 314 см, дерево, темпера. Эта работа была написана Боттичелли для виллы Кастелло под Флоренцией, принадлежащей Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Годом ее исполнения обычно считают 1478-й год – работа была выполнена вскоре после того, как виллу приобрели для пятнадцатилетнего Лоренцо. Этот родственник Великолепного получал тогда тщательное образование, дружеское участие в его воспитании принимал и глава Платоновской академии Фичино. Картина, предназначенная для личных покоев будущего ренессансного знатока, призвана была услаждать зрение и одновременно воздействовать на душу ее созерцателя.

Боттичелли на картине изобразил Зефира, преследующего нимфу Хлорис, из их союза возникает Флора; затем видим Венеру, танец Граций и, наконец, Меркурия, который, устремив взгляд ввысь, снимает кадуцеем пелену облаков, препятствующую созерцанию. Каково же содержание картины? Исследователи предложили несколько толкований. Тема композиции – весна с сопутствующими ей античными божествами. Центром построения является Венера – не воплощение низменной страсти, а благородная богиня цветения и всяческого благоволения на земле; это неоплатонический образ.

Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы, ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.

Венера, центральная фигура композиции, стоит под сенью деревьев в этом зачарованном пространстве весеннего леса. Ее платье из тончайшей ткани с золотыми нитями украшений и роскошный плащ алого цвета, символизирующего любовь, свидетельствуют о том, что перед нами богиня любви и красоты. Но в ее хрупком облике проступают и иные черты. Склоненная голова покрыта газовым покрывалом, в какие Сандро Боттичелли любил одевать своих Мадонн. Лицо Венеры с вопрошающе поднятыми бровями выражает грусть и скромность, значение ее жеста неясно – приветствие ли это, робкая защита или благостное приятие? Персонаж напоминает Деву Марию в сюжете «Благовещение» (например, на картине Алессо Бальдовинетти). Языческое и христианское сплетаются в одухотворенный образ. В других фигурах композиции также улавливаются ассоциации с религиозными мотивами. Так, образы Зефира и нимфы Хлорис перекликаются со средневековым изображением дьявола, не пускающего душу в Рай.

Грации, спутницы и служанки Венеры, – достоинства, порождаемые Красотой, их имена – Целомудрие, Любовь, Наслаждение. Изображение Боттичелли прекрасной триады – само воплощение танца. Стройные фигуры с удлиненными, плавно изгибающимися формами сплелись в ритмической последовательности кругового движения. Художник на редкость изобретателен в трактовке причесок, передавая волосы одновременно как природную стихию и как декоративный материал. Волосы Граций собраны в пряди, то мелко вьющиеся, то ниспадающие волной, то рассыпающиеся по плечам, словно золотистые струи. Легкие изгибы и повороты фигур, диалог взглядов, изящное соединение рук и постановка ступней – все это передает поступательный ритм танца.

Отношения его участниц отражают классическую формулу и вместе с тем неоплатоническое понимание Эроса: Любовь ведет Целомудрие к Наслаждению и скрепляет их руки. В изображении Боттичелли оживает представление о мифологическом великолепии, но образы его окрашены подлинной чистотой. Не случайно танец Граций сравнивают с хороводом ангелов в Раю в композиции «Страшный суд» Фра Анджелико. Взор Меркурия мечтательно устремлен в небо. Он пытается разорвать плотность облаков, мешающих лицезрению. Боттичелли придает Меркурию характерный для вкуса Флоренции тех лет тип худощавой юношеской фигуры, как в «Давиде» Верроккьо, но очертания ее приобретают мелодичность, а лицо – одухотворенность.

«Партнер» №7 (190) 2013г.

Сандро Боттичелли: «Весна»

История одной картины

Иосиф Цвиткис (Мюльхайм-на-Руре)

А. Н. Бенуа в своей «Истории живописи» писал: «...среди всех художников Флоренции XV века самым впечатлительным, самым поэтичным является, безусловно, Сандро Боттичелли». Прекрасным подтверждением этих слов служит картина «Весна», по-итальянски («Примавера»), созданная в 1477 - 78 годах, но ставшая широко известной лишь в XX столетии.

Эта картина создавалась в период расцвета творчества художника, в период, когда Флоренция была городом рыцарских турниров, маскарадов, праздничных шествий, а художники и поэты воспевали красоту жизни, красоту людей.

На одном из турниров главным героем должен был стать младший брат правителя Флоренции Лоренцо Великолепного - Джулиано. «Прекрасной дамой» Джулиано была Симонетта Веспуччи, в которую он был безнадежно влюблен. Для этого турнира Боттичелли расписал для Джулиано Медичи штандарт, на котором изобразил Симонетту в виде Афины Паллады.

После этого турнира художник Алессандро ди Мариано Филипепи, вошедший в историю искусств как Сандро Боттичелли (Боттичелли - прозвище, означающее бочонок), стал приближенным Медичи, а его постоянным заказчиком становится Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, кузен Медичи Великолепного. По заказу ди Пьерфранческо Медичи для виллы Кастелло Боттичелли написал ряд картин, в том числе и «Весну» - шедевр мирового искусства. Правда не исключено, что заказчиком «Примаверы» был сам Лоренцо Великолепный.

В 1482 году могущественный правитель Флоренции задумал использовать своего родственника Лоренцо ди Пьерфранческо в своих политических играх и с этой целью решил его женить на юной девушке Семирамиде, происходящей из могущественной флорентийской семьи, которую Медичи хотели видеть своей союзницей. Молодых людей обвенчали, даже не спрашивая, как они относятся друг к другу.

В те времена заказывать картину к свадьбе было делом обычным. И, видимо, Боттичелли, получив заказ, знал, где будет висеть картина, и то, что она будет находиться на высоте двух метров от пола над большой софой, называемой летуччо , как бы составляя ее верхнюю часть, в то время как ниже располагалась спинка этой софы. Возможно, поэтому картина и имеет такую большую ширину - 314 см при высоте 203 см. Большие размеры картины впечатляют, тем более, что она выполнена не на холсте, а на деревянном щите, толщиной восемь сантиметров.

Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «...обе выполнены с грацией и выразительностью». Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках(!) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.

Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Боттичелли использовал также тексты античных произведений - фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей», и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» - это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры - Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй, и сам он был влюблен. Художник, живший по соседству с семьей Веспуччи, считал, что в Симоннетте воплотился идеал красоты. Поэтому в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты.

Закончив работу над «Весной», Сандро Боттичелли вынужден был уехать в Рим, куда был призван папой Сикстом IV для росписи стен новой папской капеллы, ныне известной как Сикстинская.

В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Прекрасной Симонетты уже давно не было в живых - она скоропостижно умерла в возрасте всего 23 лет. Джулиано, с которым художника связывала дружба, был злодейски убит ровно через два года после смерти Симонетты. Видимо, эти события не могли не отразиться на настроении самой картины, в которую художник внес ноту грусти. Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины.


Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3+1+3+1, если рассматривать «Примаверу» справа налево. В фантастическом, почти райском саду фигуры или их группы размещены независимо друг от друга. И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Как будто Боттичелли специально исключил из картины категорию пространства да и, пожалуй, времени тоже. С легкостью, едва касаясь земли, погруженные в себя фигуры предстают на картине в каком-то причудливо-волшебном сне. Здесь нет взаимодействия между всеми персонажами - это спектакль, где на лицах актеров следы неизъяснимой грусти. Но при этом ритм линий - поразительный, формы - изысканные, цвета - нежные. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.

«Примавера» - картина о весне и любви, но не только. Это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо флорентийским философом Марсилио Фичино, другом Лоренцо Велеколепного и главой так называемой Платоновской академии.

На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Сожалея о совершенном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Флора - это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Боттичелли изобразил Флору в виде девушки в длинном расшитом цветами платье, с венком на золотых волосах, гирляндой на шее и поясом из полевых цветов. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, которая начиналась с первым дуновением Зефира.

В центре картины Боттичелли помещает богиню садов и любви Венеру, изображение которой, согласно принятой тогда иконографии, скорее напоминает Мадонну. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Еще выше, над Венерой, изображен путто (или Амур) - ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца. При этом голова богини наклонена, лицо немного грустное, она, царствует в своем райском саду.

Три грации: Красота, Целомудрие и Любовь - легко движутся в танце, словно парят. Боттичелли изобразил этих прекрасных девушек в одеждах, кажущихся сотканными из света. Их переплетенные руки и их хоровод символизируют цепь благодеяний, которые проходят из рук в руки.

Венера и ее спутницы грации - это символы второго месяца весны - апреля. На левом краю картины мы видим Меркурия с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем - жезлом Гермеса, которым он разгоняет облака, чтобы дождь не мешал танцу граций, Меркурий их часто сопровождал, состоя в свите Венеры. И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Может быть, поэтому Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Это - гимн и природе, и человечеству.

Почему же Боттичелли назвал свое произведение «Примавера» - «Весна»?

В том грандиозном спектакле, который нам представил Сандро, главным персонажем всё-таки следует считать Флору. Она одна обращена лицом к зрителю, продвигаясь к авансцене, богиня испытующе глядит на нас.

Здесь следует процитировать И. Долгополова, не скрывавшего своего восторга от картины: «Всмотритесь пристально в лицо Весны. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини... В волшебной приветливости Весны - очарование природы, каждый год восстающей из мрака и хлада зимы навстречу горячему солнцу. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки... Всё происходящее на картине лишь ее окружение... Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия».

Существует мнение, что «Примавера - это отражение горечи утраты. Сандро был однолюбом, так никогда и не женился и завещал похоронить себя в церкви Оньиссанти, вблизи любимой женщины. Ведь в этой церкви, в семейной капелле Веспуччи, была похоронена Симонетта.

Волшебная грация, красота, богатство красок и блестящее исполнение, присущее «Весне», послужило тому, что ее растащили на «цитаты»: календари, женские косынки, футболки, кружки, сувениры. Таким образом, Боттичелли стал кумиром массовой культуры. «Примавере» посвящают стихи, издают огромным тиражом репродукции. Популярность «Весны» такова, что уже многие годы она является визитной карточкой музея Уффици.


Эпоха Возрождения подарила человечеству невероятные по красоте полотна. Причём многие из них содержат скрытые символы и смыслы. Один из таких шедевров - «Весна» Сандро Боттичелли . В этой прекрасной картине скрыто гораздо больше, чем кажется. О некоторых символах и аллегориях этого удивительного полотна и пойдет речь в этом обзоре.



Сандро Боттичелли писал «Весну» (Primavera ) по заказу Лоренцо Медичи. Картина должна была стать его свадебным подарком для еще одного из этого знатного рода – троюродного брата Лоренцо ди Пьерфранческо. Картина стала не просто изображением одного из любимых в то время мифологических сюжетов, а философским напутствием будущему браку. Практически все элементы «Весны» содержат те или иные символы или аллегории.



Венера изображена в самом центре картины в апельсиновой роще (именно это дерево было символом семьи Медичи). Но это не блистательная и роковая богиня, а скромная замужняя женщина (что можно понять по ее фате). Ее правая рука занесена в благословляющем жесте. Когда Боттичелли передавал свое творение Лоренцо, то он акцентировал внимание именно на фигуре Венеры. Если тому удастся сочетаться браком со столь благородной богиней, то жизнь его будет сладострастной и счастливой.



Три Грации олицетворяют женские добродетели: Целомудрие, Красоту и Наслаждение. Жемчужины на их головах символизируют чистоту. Грации вроде бы и в одном хороводе, но движения их разобщены. Целомудрие и Красота изображены спереди, а Наслаждение - спиной, и ее внимание приковано к Меркурию.



Меркурий в мифологии олицетворял разум и красноречие. В Древнем Риме ему был посвящен месяц май, названный в честь матери божества нимфы Майи. К тому же свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо была назначена именно на этот месяц.



Для того, чтобы изобразить Весну, Боттичелли представил целый три фигуры. Эта была отсылка к мифу о том, как весенний ветер Зефир влюбился в нимфу Хлорис и тем самым превратил ее в богиню цветения Весну. Изо рта Хлорис слетает барвинок (символ верности), который становится продолжением следующей фигуры. Так художник показал превращение нимфы в богиню. Кроме этого, эта композиция стала символом первого весеннего месяца.



Весна (Флора) предстала на картине в образе юной девы в наряде, украшенном цветами. Неспешно выступая, она разбрасывает розы (так это делали на свадьбах). Цветы на платье так же выбраны не случайно. Васильки – это символ приветливости, лютики – богатство, ромашка – верность, а земляника – нежность.



Над головой Венеры изображен ее сын Амур, который целится в одну из Граций. Глаза его завязаны - любовь слепа. По одной из версий, Сандро Боттичелли в образе Амура изобразил себя.

Для тех, кому нравится искать скрытый смысл, наверняка придутся по душе

“Весна”, Боттичелли

Это выдающееся произведение великого Боттичелли было написано для Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи , кузена Лоренцо Великолепного.

Историки искусств расходятся во мнении насчет точной датировки произведения. Предполагается, что картина была написана между 1477 и 1482 гг .

Также представляет некоторую сложность трактовка многочисленных аллегорических символов . Согласно наиболее распространенной интерпретации, на картине изображено царствование Венеры, воспетое античными поэтами и приближенным литератором двора Медичи Анджело Полициано.

Картина читается справа налево: крылатый бог ветров Зефир, влюбленный в нимфу Хлорис, настигает ее, чтобы насильно взять в жены. Раскаявшись в содеянном, он превращает ее во Флору, богиню природы и весны. В центре изображена Венера, символизирующая собой гуманность, которая царит над людьми. Группа слева – три танцующие грации. Сцену заключает Меркурий, рассеивающий тучи своим магическим жезлом.

Таким образом Венера, воплощение гуманности, отделяет плотскую любовь и материализм (группа справа) от любви духовной и моральных ценностей (группа слева). Под «гуманностью» понимался идеал человеческой личности – высоконравственной, уверенной в своих силах и возможностях и прислушивающейся к нуждам других.

В период Возрождения эта античная концепция тщательно изучалась философами-гуманистами неоплатонической школы при дворе Медичи. Неоплатонизм, философское и эстетическое течение, следовало теориям греческого философа Платона. Неоплатонические концепции идеальной красоты и возвышенной «платонической» любви оказали огромное влияние на культуру и мировоззрение деятелей эпохи Возрождения, в их числе Боттичелли.

Таким образом, произведение также отражает высокий интеллектуальный уровень представителей династии Медичи и их любовь к культуре и искусству.

Боттичелли с поражающей точностью изобразил различные сорта цветов и трав, которые можно было найти в окрестностях Флоренции в весенний период. Мастерское использование красок, изысканность фигур, соединенных внутренним движением, поэтичность композиции делают это произведение чарующим и уникальным.

Посвященных творчеству Боттичелли, Вы можете полюбоваться его шедеврами «Весной» и «Рождением Венеры» .