Сцена пьяный телеге преступление и наказание. Песенный фольклор в романе Достоевского «Преступление и наказание». Сочинение по литературе. «Русская литература XIX века. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

Читая роман «Преступление и наказание», читатель сталкивается с одной особенностью текста: в нем постоянно встречаются зашифрованные или сокращенные названия улиц, мостов, переулков Петербурга. Зачем автор делает это? Скорее всего, это связано с тем, что цель Достоевского - представить в произведении не конкретные улицы и мосты, а типические, достичь определенного уровня обобщения. Каждая улица несет в себе черты соседних. Так или иначе, из них складывается образ Петербурга в романе, столь отличный от того, который нарисовал Пушкин во вступлении к «Медному всаднику».
Символично то, что многие улицы имеют тупики; часто попадаются глухие углы и стены. Они олицетворяют жизненные ситуации героев, когда «некуда больше идти». Важен и выбор района города - Сенная площадь, окраина, центр торговли сеном, дровами и скотом. Здесь присутствует стойкий гнилой запах, многочисленные люди создают непрекращающийся шум. Слышен тут и звук шарманки. Многочисленные нищие и пьяные дополняют колорит площади. Не раз упоминается и Столярный переулок, на котором большинство домов - питейные заведения. Здесь постоянно слышны вопли, крики и ругань. Блуждания Раскольникова происходят прежде всего в этом районе, в нем же находится дом старухи-процентщицы, а также жилище самого Раскольникова.
Бродя по улицам, герой постоянно сталкивается с картинами тогдашней петербургской жизни. Вот пьяный в телеге, запряженной лошадями, пьяный солдат с папиросой, группка бедно одетых женщин… Раскольников наблюдает и сцену самоубийства: женщина с желтым лицом бросается в канаву и грязная вода поглощает ее. На другом мосту Раскольников получает удар хлыстом от смеющихся людей. Герой слышит ссору «писаришек» в городском саду, в другой раз он видит толпу шумящих женщин с сиплыми голосами и подбитыми глазами у питейного заведения. Ошеломляет его и сцена, когда «жирный франт» преследует пьяную девочку. А вот образ шарманщика, музыка которого сопровождает пение девочки в «старом и истасканном» одеянии. Все это создает целостный образ города, в котором людям нечем дышать, некуда идти. Их мучит духота, зловоние лестниц и петербургских трущоб, давит теснота дворов-колодцев.
Еще одна черта Петербурга - атмосфера раздражения и злобы, охватывающая многих, а иногда и убивающий человека смех. Несмотря на тесноту, люди здесь ограничены друг от друга, отчуждены. Цвет, преобладающий в описании города - желтый (символизирует у Достоевского болезненность). Петербург - это город-спрут, которое захватывает своими щупальцами жертв, чудовище, в пасти которого живут раздавленные и оскорбленные люди. В итоге образ Петербурга становится не только равноправным с другими образами романа, но и центральным (так как именно он объясняет поступки Раскольникова, Свидригайлова, Лужина, Сони, процентщицы и других персонажей). Работу выполнили:
Меньщикова Алена, Мельников Захар,
Хренова Александра, Печенкин Валерий,
Швецова Дарья, Валов Александр, Мецлер
Вадим, Елпанов Александр и Томин Артем.

Часть 1 гл. 1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми)

Раскольников идёт по улице и впадает "в
глубокую задумчивость", но от
размышлений его отвлекает пьяный,
которого провозили в это время по улице в
телеге, и который крикнул ему: "Эй ты,
немецкий шляпник". Раскольников не
застыдился, а испугался, т.к. он совершенно
не хотел бы привлекать ничьего внимания.

В этой сцене Достоевский знакомит нас со своим героем:
описывает его портрет, одежду-лохмотья, показывает его
характер и делает намёки на замысел Раскольникова.
Он чувствует отвращение ко всему окружающему и
окружающим, ему некомфортно: "и пошёл, уже не замечая
окружающего и не желая его замечать". Ему плевать, что о
нём подумают. Также, автор это подчёркивает оценочными
эпитетами: "глубочайшее омерзение", "злобное презрение"

Часть 2 гл. 2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние)

На Николаевском мосту Раскольников вглядывается в Исаакиевский
собор. Памятник Петру I, сидящего на вздыбленном коне тревожит и
пугает Раскольникова. Перед этой величественностью, прежде
возомнивший себя сверхчеловеком, он ощущает себя "маленьким
человеком", от которого отворачивается Петербург. Словно иронизируя
над Раскольниковым и его "сверхчеловеческой" теорией, Петербург
сначала ударом кнута по спине кнутом(аллегорическое отвержение
Раскольникова Петербургом) вразумляет замешкавшегося на мосту
героя, а потом рукой купеческой дочери кидает Раскольникову
подаяние. Тот, не желая принимать от враждебного города подачки,
швыряет двугривенный в воду.

Переходя к художественному построению текста и художественным
средствам, нужно заметить, что эпизод построен на контрасте
образов, почти у каждой сцены есть ей противопоставленная: удар
противопоставлен подаянию милостыни старой купчихи и ее
дочери, реакция Раскольникова("злобно заскрежетал и защелкал
зубами") противопоставлена реакции окружающих ("кругом
раздавался смех"), причем словесная деталь "разумеется"
указывает на привычное отношение петербургской публики к
"униженным и оскорбленным" - над слабыми царят насилие и
издевательство. То жалкое состояние, в котором оказался герой как
нельзя лучше подчеркивается фразой "настоящий собиратель
грошей на улице".
Художественные средства направлены на усиление чувства
одиночества Раскольникова и на отображение двойственности
Петербурга.

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочно-увеселительного» заведения)

Часть 2 гл.6 (пьяный шарманщик и толпа женщин у «распивочноувеселительного» заведения)
Раскольников мечется по кварталам Петербурга и видит сцены,
одну безобразнее другой. В последнее время Раскольникова "
тянуло шляться" по злачным местам, «когда ему тошно
становилось, "чтоб еще тошней было"». Приближаясь к одному из
распивочно-увеселительных заведений взгляд Раскольникова падает
на нищих людей, бродивших вокруг, на пьяных "оборванцев",
ругающихся друг с другом, на "мертво-пьяного" (оценивающий эпитет,
гипербола) нищего, лежащего поперек улицы. Всю мерзкую картину
дополняет толпа потрепанных, избитых женщин в одних лишь платьях и
простоволосых. Действительность, которая окружает его в этом
месте, все люди здесь могут оставить только отвратительные
впечатления («..аккомпанировал … девушке, лет пятнадцати, одетой
как барышня, в кринолине, в мантильке, в перчатках и в
соломенной шляпке с огненного цвета пером; все это было старое
и истасканное»).

В эпизоде автор не раз подмечает многолюдность
(«большая группа женщин толпилась у входа, иные
сидели на ступеньках, другие на тротуарах..»),
собравшись вместе, в толпу, люди забывают о горе,
своем бедственном положении и рады поглазеть на
происходящее.
На улицах многолюдно, но тем острее воспринимается
одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Часть 2 гл.6 (сцена на … мосту)

В этой сцене мы наблюдаем, как мещанка сбрасывается с моста, на котором
стоит Раскольников. Сразу же собирается толпа зевак, заинтересованных
происходящим, но вскоре городовой спасает утопленницу, и люди расходятся.
Достоевский использует метафору "зрители" по отношению к людям,
собравшимся на мосту.
Мещане - бедные люди, жизнь которых очень тяжела. Пьяная женщина,
пытавшаяся покончить жизнь самоубийством - это в каком-то смысле
собирательный образ мещан и аллегорическое изображение всех горестей и
страданий, которые они переживают во времена, описанные Достоевским.
"Раскольников смотрел на все с странным ощущением равнодушия и
безучастия." "Нет, гадко... вода... не стоит, - бормотал он про себя", как бы
примеряя себя на роль самоубийцы. Затем Раскольников все-таки собирается
совершить намеренное: пойти в контору и сознаться. "Ни следа давешней
энергии… Полная апатия заступила ее место" - метафорично отмечает автор, как
бы указывая читателю на перемену внутри героя, произошедшую после
увиденного.

Часть 5 гл.5 (смерть Катерины Ивановны)

Петербург и его улицы, которые Раскольников знает уже наизусть,
предстают перед нами пустыми и одинокими: «Но двор был пуст и не
было видно стучавших». В сцене уличной жизни, когда Катерина
Ивановна на канаве собрала небольшую кучку народу, в которой
преимущественно были мальчишки и девчонки, видна скудность
интересов этой массы, их привлекает не что иное, как странное
зрелище. Толпа, сама по себе не является чем-то положительным, она
ужасна и непредсказуема.
Здесь же затрагивается тема ценности всякой человеческой жизни и
личности, одна из важнейших тем романа. Кроме того, эпизод смерти
Катерины Ивановны как бы пророчествует, какая смерть могла бы ждать
Сонечку, если бы девушка не решила для себя твердо хранить в душе
Любовь и Бога.
Эпизод очень важен для Раскольникова, герой все больше утверждается
их в правильности принятого решения: искупить вину страданиями.

Вывод:

Ф.М.Достоевский обращает внимание на другую сторону Петербурга - с
самоубийцами, убийцами, пьяными. Все грязное и вонючее попадает вместе с
воздухом во внутрь человека и порождает не самые хорошие чувства и эмоции.
Петербург душит, угнетает и ломает личность.
Писатель придаёт первостепенное значение изображению углов и задворок
блистательной столицы империи, и вместе с городским пейзажем в романе
возникают картины нищеты, пьянства, разных бедствий низших слоев общества.
От такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с
недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме
безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки. От встреч с этими
людьми у Раскольникова остается ощущение чего – то грязного, жалкого,
безобразного и в то же время увиденное вызывает у него чувство сострадания к
«униженным и оскорбленным». На улицах многолюдно, но тем острее
воспринимается одиночество героя. Мир петербургской жизни – мир
непонимания, равнодушия людей друг к другу.

Роман Достоевского «Преступление и наказание» – сложное, многогранное произведение. За уличным многоголосьем слышатся народные песни, малые фольклорные жанры, элементы балаганного театра. Не будет преувеличением назвать значительную часть фольклора в романе «уличным» и «кабацким». В первую очередь это сказалось на народных песнях, представленных в романе. Это песни, исполняемые или заказываемые пьяными на улицах или в трактирах. «Безобразное», «сиплое», «разгульное» пение под балалайки и бубен сопровождает бессмысленно жестокое пьяное молодечество в сне Раскольникова:

– По морде её, по глазам хлещи, по глазам! – кричит Миколка.
– Песню, братцы! – кричит кто-то с телеги, и все в телеге подхватывают. Раздается разгульная песня, брякает бубен, в припевах свист. Бабенка щелкает орешки и посмеивается.

Подобные песни и наяву сопровождают Раскольникова в его метаниях по улицам и трактирам. Он слышит различные кабацкие куплеты, исполняемые с прищелкиванием пальцами, подпрыгиваниями и отбиванием такта каблуками. Перед встречей с Мармеладовым он видит задремавшего пьяницу, вспоминающего спросонья какие-то куплеты. Уже после убийства Раскольникова так и тянет к этому шуму, грохоту, пьяному веселью, к толпе:

Его почему-то занимало пенье и весь этот стук и гам, там внизу... Оттуда слышно было, как среди хохота и взвизгов, под тоненькую фистулу разудалого напева и под гитару кто-то отчаянно отплясывал, выбивая такт каблуками. Он пристально, мрачно и задумчиво слушал, нагнувшись у входа, и любопытно заглядывал с тротуара в сени.
Ты мой бутошник прикрасной,
Ты не бей меня напрасно! – разливался тоненький голос певца. Раскольникову ужасно захотелось расслушать, что поют, точно в этом и было все дело.

Еще одной составляющей городской уличной и трактирной лирики является чувствительный романс (по определению Достоевского, лакейская песня), исполняемый под гитару или шарманку. Подобные песни звучат на улицах, певцов приглашают в трактиры. Например, в рассказе о похождениях Свидригайлова:

Весь этот вечер до десяти часов он провел по разным трактирам и клоакам, переходя из одного в другой. Отыскалась где-то и Катя, которая опять пела другую лакейскую песню о том, как кто-то «подлец и тиран»
Начал Катю целовать
Свидригайлов поил и Катю, и шарманщика, и песенников, и лакеев, и двух каких-то писаришек.

По всей видимости, эти песни близки к жанру мещанского (жестокого) романса, получившего большое распространение среди городских низов во второй половине девятнадцатого века.

Рассматривая подобные примеры в романе, можно заметить, что автора интересуют в первую очередь не сами песни, а связанная с ними реально бытовая обстановка, внешний вид исполнителей, манеры, аккомпанемент, реакция слушателей и т. д. Достоевский даже воспроизводит фонетические особенности некоторых песен в уличном исполнении («целлый», «бутошник», «прикрасной»).

Авторские комментарии содержат и эмоционально оценочные характеристики. Манера исполнения чувствительного романса характеризуется так: «Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпевала романс в ожидании двухкопеечника из лавочки». О Кате, развлекающей Свидригайлова, сказано: «Пела она свою рифмованную лакейщину тоже с каким-то серьезным и почтительным оттенком в лице».

В такой передаче мир нищего Петербурга становится видимым и слышимым. Но это не единственная роль, которую играют народные песни и романсы в романе. Можно также соотнести содержательную сторону песенных отрывков с идейно художественным смыслом отдельных моментов романа (слова «не бей напрасно» со сценами избиения хозяйки квартальным надзирателем, померещившегося Раскольникову, ударами, которые он наносит своим жертвам во время убийства и во сне, когда старуха смеется над его напрасными усилиями; слова из Катиной песни - «подлец и тиран» – с саморазоблачающей исповедью Свидригайлова – циника и растлителя).

Знаменательно, что из всех героев романа слушателями такого пения Достоевский делает лишь Раскольникова и Свидригайлова. Возможность окунуться в атмосферу улиц, кабаков, толпы дает возможность как бы забыться на время человеку с нечистой совестью: «Здесь было уж как будто легче и даже уединённее. В одной харчевне, перед вечером, пели песни: он просидел целый час, слушая, и помнил, что ему даже было очень приятно».

Рассмотренные нами песни, вошедшие в роман, – примета улицы бедных районов города, характерная особенность быта городских низов, способ их социально-бытовой характеристики. Участвуя в создании мрачного образа города, целый пласт фольклорных материалов лишний раз подчеркивает уродливость, неблагообразие действительности.

– Раскольников, студент, был у вас назад тому месяц.

– Помню, батюшка, очень хорошо помню, что вы были, – неприветливо произнесла в ответ старуха и, подумав, впустила его.

Раскольников оглядывал небольшую комнату с жёлтыми обоями и старой мебелью, косился на ситцевую занавеску во вторую комнату.

– Что угодно? – строго выговорила старушонка.

– Заклад принес, вот-с! – он вынул из кармана старые серебряные часы.

– Да ведь и прежнему вашему закладу, колечку, срок. И теперь моя добрая воля, батюшка, терпеть или вещь эту продать. Часы же пустяшные.

– Хоть рубля четыре за них дадите?

– Полтора рубля-с и процент вперед, коли хотите-с.

Раскольников даже вскрикнул от возмущения такой низкой ценой. Но идти больше было некуда, и он согласился. Глядя на старуху, заметил про себя, что, идя за деньгами, она вынула ключи из правого кармана.

Она вернулась из-за занавески:

– Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц процентов с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с. Да за два прежних рубля с вас еще причитается вперед двадцать копеек. Всего, стало быть, тридцать пять. Приходится же вам теперь всего получить за часы ваши рубль пятнадцать копеек. Вот получите-с.

– Как! уж теперь не полтора рубля, а рубль пятнадцать?!

– Точно так-с.

Раскольников взял деньги. Замявшись, проговорил:

– Я вам, Алена Ивановна, может быть, на днях, еще папиросочницу серебряную принесу, хорошую…

– Ну тогда и будем говорить, батюшка. [См. полный текст отрывка «Диалог Раскольникова и старухи» .]

…Выйдя на улицу, Раскольников вдруг стал на месте, как вкопанный, от мысли: «О боже! как это всё отвратительно! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? Грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц…»

Он шёл по тротуару, как пьяный, пока не остановился у распивочной. Раскольников зашёл туда и сел в грязном, липком углу. От стакана пива и сухаря голова его несколько прояснела. Вокруг виднелось несколько хмельных. Один из них был похож на отставного чиновника.

Методическая разработка

Интегрированный урок литературы, истории, изобразительного искусства в 10 классе по роману

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Урок-экскурсия

Подготовила и провела:

Свищева Ирина Рафаильевна, учитель русского языка и литературы 1квалификационной категории «Шеморданского лицея Сабинского муниципального района Республики Татарстан».

Тема: «Петербург Ф.М.Достоевского» (по роману «Преступление и наказание»)

Эпиграф: «Петербург Достоевского - «город, в котором невозможно быть».

Цели урока:

1)помочь учащимся не просто увидеть Петербург Достоевского, хаотическую пестроту, скученность, удушающую тесноту человеческого существования, но и проникнуться к страдающим людям сочувствием; дать представление неразрешимости тех противоречий и тупиков, в которые попадают герои романа, привести к пониманию того, что эта «неразрешимость» зависит не от воли людей, а от состояния общества, которое так устроено, что жизнь каждого из героев возможна лишь на унизительных условиях, на постоянных сделках с совестью;

2) развитие навыков анализа художественного произведения, развитие устной речи; умения логически мыслить;

3) воспитание эстетического вкуса средствами литературы и других видов искусства.

Оборудование: портрет Ф.М.Достоевского, пластинки, иллюстрации И.С.Глазунова к произведениям писателя, открытки с видами Петербурга, мультимедийный проектор.

Предварительная работа:

Пейзажи: ч.1 г.1. («отвратительный и грустный колорит» городского дня); ч.2.г. 1 (повторение предыдущей картины); ч.2.г.2. («великолепная панорама Петербурга»); ч.2.г.6. (вечерний Петербург); ч.4.г.5. (вид из окна комнаты Раскольникова); ч.4.г.6. (грозовой вечер и утро накануне самоубийства Свидригайлова).

Сцены уличной жизни : ч.1.г.1. (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.2.г.2. (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2.г.6. (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту); ч.5.г.5.(смерть Катерины Ивановны).

Интерьеры: ч1.г.З. (каморка Раскольникова); ч.1.г.2. (кабак, где Раскольников слушает исповедь Мармеладова); ч.1.г.2.и ч..2 г.7 (комната - «проходной угол» Мармеладовых); ч.4.г.З (трактир, в котором исповедуется Свидригайлов); ч.4.г.4 (комната - «сарай» Сони).

2) подготовить рассказ об истории основания города Петербурга, о художнике И.С.Глазунове;

3) найти иллюстрации с видами Петербурга.

Схема по теме урока (оформляется на доске и в тетрадях):

Петербург Достоевского

Пейзажи

Сцены уличной жизни

Интерьеры

Ход урока

I. Вступительное слово учителя:

Фоном, на котором разворачивается действие романа «Преступление и наказание», является Петербург середины 60-х годов. Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова (чтение описания комнаты главного героя, анализ).

Пейзаж в романе несет большую художественную нагрузку. Пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки, он не только создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром. Пейзаж прочно связан с образом Раскольникова, пропущен сквозь призму его восприятия. Человек задыхается в Петербурге Достоевского, все несет на себе печаль общей неустроенности, скудности человеческого существования. Страшная жизнь людей пробуждает у читателей сочувствие, возмущение, мысль о том, что так жить человек не должен. Герои романа бессильны разрешить противоречия и тупики, в которые ставит их жизнь. За судьбами людей стоит образ преступного мира. - У Достоевского пейзажные описания очень кратки. В этой особенности секрет сильного воздействия, которое оказывает он на чувства читателя.

II. Сообщение ученика об истории Петербурга с проецированием на экран видов Петербурга:

Город, основанный Петром в 1703 г., был заложен в устье Невы на месте, удобном в военном и торговом отношении. Петербург создавался по единому плану. Уже в первые годы его композиционный центр - Петропавловская крепость и Адмиралтейство.

Их золотые шпили сияют над городом, во многом определяя своеобразие его художественного облика. Красота Петербурга поистине легендарна. Его великолепные памятники, его царственные площади и набережные, его белые ночи, его туманы навсегда заворожили русское искусство. Сумрачными чарами Петербурга окутаны произведения Ф.М.Достоевского, Петербургу посвящали стихи Блок, Брюсов, Ахматова, его без конца рисовали художники. А.С.Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине»:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено - бледный,

Сказка, холод и гранит...

Белинский в письмах признавался, как ненавистен ему Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта бедная и убогая жизнь.

И сейчас он по-прежнему влечет к себе живописцев и графиков. Архитектура Петербурга поистине уникальна. Русский классицизм и русское барокко. Можно без колебаний утверждать, что более прекрасных плодов, чем в России, классицизм не приносил нигде, даже на его родине - во Франции.

Я вижу град Петра, чудесный, величавый,

По манию Петра воздвигшийся из блат,

Наследный памятник его могучей славы,

Потомками его украшенный стократ!

Повсюду зрю следы великия державы,

И русской славою след каждый озарен!

(П.Вяземский)

Учитель:

Многие здания Петербурга построены в стиле барокко, в классическом стиле. Строили много, но часто в погоне за прибылью заказчики требовали от архитекторов только лишь дешевизны в работе. Так возникли унылые корпуса заводов, фабрик, тесно стоящие доходные дома с дворами - колодцами, с темными комнатами для прислуги, с мрачными, черными лестницами. В подобных домах, которые сплошь состояли из мелких квартир, жили герои Ф.М.Достоевского.

Так мы знакомимся с другим Петербургом - Петербургом Достоевского. Чтение учеником стихотворения Н.М.Коншина «Жалобы на Петербург»:

В дымном городе душно,

Тесно слуху и взору,

В нем убили мы скучно

Жизни лучшую пору.

В небе - пыль, либо тучи,

Либо жар, либо громы;

Тесно сжатые в кучи,

Кверху кинулись домы;

Есть там смех, да не радость,

Все блестит, но бездушно...

Слушай, бледная младость,

В дымно городе душно!

Учитель:

Петербург постепенно становится городом контрастов. Пышность и серость, богатство и бедность, бездушие и бездуховность, отчаяние и безысходность все глубже поникают в жизнь человека.

А сейчас обратите внимание на иллюстрации к роману «Преступление и наказание» художника, для которого Достоевский был одним из любимых писателей (работа с иллюстрациями).

Доклад ученика «Любимый писатель художника И.С.Глазунова - Ф.М.Достоевский».

III. Образ города в романе «Преступление и наказание».

Перенесемся на страницы романа, пойдем по улицам Петербурга, заглянем в лестничные пролеты и квартиры, послушаем звуки города, где живут герои Достоевского.

Работа учащихся с текстом. Анализ эпизодов:

1.Улицы Петербурга.

2. Комнаты Раскольникова и Сони Мармеладовой.

3. Лестницы, пролеты, дома.

4. Звуки города.

5. Судьба человека (самоубийца).

(Из крохотной клетушки по Садовой, Гороховой и другим улицам идет Раскольников к старухе - процентщице, встречает Мармеладова, Катерину Ивановну, Соню... Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга «враждебно и с недоверчивостью». Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры «петербургских углов» не похожи на человеческое жилье: «каморка» Раскольникова, «проходной угол» Мармеладовых, «сарай» Сони, отдельный номер в гостинице, где проводит последнюю ночь Свидригайлов, - все это темные, сырые «гробы».

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры «углов» - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.)

IV. Вывод (высказывания учащихся). Учитель:

Таким образом, эти эпизоды романа и иллюстрации к ним раскрывают капиталистический уклад жизни; мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев, потрясающие своей грозной правдой картины нищеты и страданий городских низов в 60-х годов 1Хв. Эпизоды романа проникнуты болью о человеке, обреченном на невыносимые лишения и страдания, вынужденном жить «на аршине пространства», в каморках, похожих «на гроб». Петербург подвалов и чердаков - это город «униженных и оскорбленных». В этом городе нечем «дышать».

Нам открылся конфликт между человеком и обществом. Мы побывали в Петербурге Достоевского.Преступление и наказание » Какие произведения принадлежат перу Ф.М. Достоевского ? а) «Идиот» б) «Братья Карамазовы» в) «Игрок» г) «Обрыв» д) «Преступление и наказание ... жанра романа «Преступление и наказание »? а) социально-бытовой...

  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (1)

    Документ

    В нём? Произведение Смысл сна Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание » Сон о забитой кляче Раскольников во... Раскольникова изначально тонкая, добрая душа. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание » Сон Раскольникова в эпилоге Отражением постоянных...

  • Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (2)

    Документ

    Интерьер; «Дворянское гнездо»; «Записки охотника» 3.Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание » Подробно знать следующие сцены: три... комнат;Какой цвет преобладает в описаниях Достоевского ? В чем состоит теория Лужина о «целом...

  • «Русская литература XIX века. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»

    Литература

    По теме «Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание ». ЭОР №11. Сравнительная характеристика героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание ». Раскольников и Мармеладов...