Шах мамай. Иван айвазовский в крыму. Где его искать

В 1837 году на академической выставке Иван Айвазовский показал шесть картин, получивших высокую оценку общественности и Совета Санкт-Петербургской Императорской Академии художеств, который постановил: «Как I-ой степени академист, Иван Гайвазовский, фамилию он изменил в 1841 году на Айвазовский, удостоен к получению за превосходные успехи в живописи морских видов золотой медали первой степени, с которою сопряжено право путешествия в чужие края для усовершенствования» . Весной 1838 года из Санкт-Петербурга Иван Айвазовский за молодостью лет был послан в Крым на два года для самостоятельных работ.

За время двухлетнего пребывания в Крыму Айвазовский написал ряд картин, среди которых были прекрасно исполненные вещи: «Лунная ночь в Гурзуфе» (1839 ), «Морской берег» (1840) и другие.

Приехав в Крым, Айвазовский окинул пристальным взглядом художника холмы в живописных окрестностях Феодосии и Керчи. Айвазовскому показалось, что холмы Керчи и Феодосии явно искусственного происхождения, и он организовал археологические раскопки на собственные средства, и выстроил здание Археологического музея. В ходе раскопок в одном из имений Ивана Айвазовского, деревне Шейх-Мамай, найдены останки, которые можно было счесть местом захоронения Мамая, но это так и не было доказано, но сенсации о находках появляются и поныне.

В деревне Шейх-Мамай на месте возможной могилы ордынского темника Мамая Иван Айвазовский соорудил беседку, чтобы в ней «размышлять о бренности человеческой жизни», но в 1917 году имение художника вместе с беседкой сгорело. Современные археологические исследования показали, что поселение носящее название Шейх-Мамай, с 60-х годов III века до нашей эры входило в состав античной хоры Феодосии. Сейчас это село называется Айвазовское.

В 1839 году молодой художник принял участие в военно-морском походе к берегам Кавказа, в походе он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью. На борту военного корабля он познакомился с прославленными русскими флотоводцами: М. П. Лазаревым и героями будущей обороны Севастополя молодыми офицерами В. А. Корниловым, П. С. Нахимовым, В. Н. Истоминым. Айвазовский наблюдал с берега за военными действиями на побережье Черкессии, за высадкой русского десанта в долине реки Шахе, и сделал наброски к картине «Десант отряда в долине Субаши».

В конце лета 1839 года Айвазовский вернулся в Санкт-Петербург, и 23 сентября получил аттестат об окончании Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга, свой первый чин и личное дворянство .

На веку Айвазовского сменилось пять императоров. Иногда говорят, что он «со всеми был в добрых отношениях» , что не совсем справедливо. Айвазовский не был представлен императору Александру I, а с остальными царскими особами он, действительно, был в хороших отношениях. Неизвестно, как бы складывались отношения Айвазовского с российскими императорами, не покинь Айвазовский Петербург. Возможно, ему было значительно проще выстраивать отношения с властями, находясь в Феодосии, а не в Петербурге.

Иван Айвазовский в Феодосии устроил фактически «страну Айвазовского » , в которой он жил и творил свои удивительные шедевры во благо империи. На средства, собранные Айвазовским, в Феодосии был установлен монумент российскому императору Александру III, в благодарность за покровительство императора в создании в Феодосии торгового порта, что позволило городу успешно развиваться экономически.

Иван Айвазовский был очень хлебосольным и щедрым хозяином. Он любил принимать гостей в своём доме, гости его самые разные по происхождению, социальному положению, роду занятий, он радушно встречал и принимал всех. Как-то в доме Айвазовского одновременно гостили известный скрипач Венявский и нечистый на руку коммерсант, с которым Венявский отказался знакомиться. Впрочем, гости всех рангов и сословий не могли задерживаться долго в доме Айвазовского, и через несколько дней приветливый хозяин сообщал за обедом, что велел заложить лошадей… И вовсе не потому, что ему надоели гости, просто ему жизненно необходимо было уединение для работать, тишина для вдохновения и сосредоточенности на картине. Говорят, что в такие моменты некоторые гости чувствовали себя обиженными, но пора и «честь знать».

Айвазовский умел удивить гостей десертом. Нередко художник вместе с поваром продумывал меню для приёмов и банкетов. В его доме часто подавали шампанское, которое очень любил маэстро. На место фабричной этикетки Айвазовский наклеивал собственноручно изготовленную этикетку с бурлящим, как шампанское, морем.

На 50-летие художника был организован пышный банкет. Ближе к его завершению Айвазовский обратился к своим гостям с речью: «Господа, я приношу вам свои извинения. Мой повар забыл про десерт! Поэтому вам придётся отведать блюдо моего приготовления». Гостям подали маленькие подносы, на каждом из которых лежал небольшой пейзаж от Айвазовского.

За 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет из себя помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. В себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника, и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. В своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал».

Таким описал Чехов свой визит к Айвазовскому. Сегодня Айвазовский — «великий маринист»:

с этих слов начнет свой отзыв о художнике любой школьник, профессор или бездельник. С этим определением почти никто не спорит — величие принято принимать на веру. Точно так же, как принято фотографироваться на фоне его полотен спиной: стою, смотрю на море. В окружении его трагически-романтичных картин задаваться вопросом: «Как, а главное, зачем жил и творил художник?», — лишнее, почти моветон. Море — оно и есть море. Красиво.

Кто он есть

Портрет Ивана Айвазовского работы Алексея Тыранова на выставке в Третьяковской галерее, 2016 год

Сергей Пятаков/РИА «Новости»

Настоящее имя Ивана Айвазовского — Ованнес Айвазян. Предки художника еще до его рождения переселились из Армении в Русское воеводство — Галицию, входившую в состав Малой Польши. Фамилию стали писать на польский манер «Гайвазовские». Уже в середине XIX века Иван и его брат Габриэл решили отбросить букву «г», в русском языке некстати отяжелявшую их звучную фамилию. Так родилось имя, которое пережило уже два столетия.

Биография Айвазовского — тишь да гладь, ни кораблекрушений, ни девятого вала.

Рано начал, хорошо писал, был по душе власть имущим. Прожил долгую жизнь, в современном представлении не типичную для выдающегося художника: ни нервических склонностей к алкоголю и порочным женщинам, ни бедности, ни мучений непризнанного гения — в 1839 году он пишет картину «Десант Н.Н. Раевского в Субаши», которую приобретает император Николай I. Император решил завести при дворе личного художника-баталиста и использовать талант Айвазовского для изображения подвигов русского флота. Посадил рядом и сказал: «Я — царь земли, а ты — моря». С легкой руки государя художнику был дарован первый чин и личное дворянство.

Потом он становится живописцем Главного морского штаба России — и да, много пишет не по велению музы, а на госзаказ. Но кто назовет «Синопский бой» (1853) или «Петр I при Красной горке» (1846) масскультом, джинсой изобразительного искусства? Живопись Айвазовского прекрасна и без ореола непризнанности и неприкаянности.

Как его понимать


Иван Айвазовский. Буря на море. 1898. Фрагмент

РИА «Новости»

Самые любимые полотна Айвазовского — всегда про бурю: «Кораблекрушение», «Девятый вал», «Буря на море ночью», «Хаос. Сотворение мира». Однако эти на первый взгляд волнующие, беспокойные, тревожные картины напрочь лишены истерики. Их писало не разгоряченное сердце, наблюдающее за стихией с причала и сравнивающее ее со стихией у себя внутри. Взгляд Айвазовского — это взгляд Творца, созерцающего шторм из вечности, — безучастный и величавый. Не о спокойствии, но о покое.

Если Айвазовского не критикуют за работу на царя, его критикуют за однообразие.

Актер одного амплуа, певец, исполняющий одну и ту же песню на разный мотив. Одно и то же — волна неотличима от волны, Италия — от Крыма. А то, что из другой оперы, — портреты, пейзажи — посредственны и неинтересны. Чем дальше его эпоха уходила от романтизма, тем больше скепсиса слышалось в голосах критиков.

С точки зрения мирового искусства Айвазовский — великий консерватор. Его ранняя живопись на взгляд любителя неотличима от поздней, оттенки моря на картинах неизменно воспроизводят самые сложные краски природы. Он не выдумщик, а констататор. Не новатор, а старый бородатый романтик.

Но Айвазовский и вправду был таким: прикованным к морю, зачарованным им, как ребенок с синими губами, которого не вытащить из воды.

В 1842 году журнал «Отечественные записки» писал: «Айвазовский чувствует море страстно, всем существом своим». Работая по 10-12 часов в день, он штамповал море в разных агрегатных состояниях не из занудства и неумения писать что-то другое — ему просто нравилось. Те, кто видел, как художник без устали пишет картины одна прекраснее другой и иной радости знать не хочет, активно пользовались этим: незадолго до начала Русско-турецкой войны 1877-1878 годов турецкий султан Абдул-Азиз поручил Айвазовскому дипломатический заказ размером в 30 картин.

Через 30 лет после «Девятого вала» он будет за шаг до абстракции — но этого никто не заметит. Картина «Черное море» (1881) висит в Третьяковке, мимо нее ходят парочки и экскурсии, туристы и командировочные. На ней такое же море, как везде, но совсем из другого века — двадцатого. Так написал бы море Малевич: черное и белое. Но это минималистичное море ближе к природе, чем многие — да почти все — картины Айвазовского. Оно не величественное, как «Девятый вал», оно сильное и страшное — как настоящее. Бледные пятна света, рябые барашки волн — на этой картине художник из романтиков почти шагнул к импрессионистам.

Где его искать


Иван Айвазовский. Старая Феодосия. 1839. Фрагмент

Владимир Вдовин/РИА «Новости»

День, когда Айвазовскому исполняется 200 лет, скуп на события в обеих российских столицах. Третьяковская галерея в Москве, где в постоянной экспозиции находится несколько картин художника, отметила день его рождения заранее — ровно год назад. Зато с размахом.

Выставка из 120 хрестоматийных полотен Айвазовского, собранных по музеям страны, вошла в десятку самых посещаемых в мире в 2016 году.

Выставка работала 101 день и побила рекорд выставки Серова: в очередь на мариниста выстроились почти 600 тысяч человек, на «Девочку с персиками» — только 486 тысяч. Русский музей в Санкт-Петербурге, в собрании которого находится 54 полотна художника, тоже отметил его юбилей досрочно: выставка к 200-летию проходила в начале года и закрылась к концу марта. В более скромных количествах Айвазовский хранится в Петергофе, музее Царского села, Центральном военно-морском музее, Морском кадетском корпусе и различных музеях Крыма, где художник родился и провел последние годы жизни.

В отличие от Москвы и Петербурга родная Айвазовскому Феодосия отмечает его день рождения вовремя.

Крым будет гулять три дня — с пятницы по воскресенье. Список мероприятий колоритен и непредсказуем: флешмобы, автопробег и аэрография на машинах, квест «По следам Айвазовского», выступление безызвестных альтернативных групп и нескольких эстрадных артистов, присланных в подарок из Москвы. Самое интересное, пожалуй, день открытого трапа на фрегате «Херсонес» — там научат вязать настоящие морские узлы. Хотя самая главная выставка к юбилею Айвазовского в Крыму открыта круглогодично и бесплатно: море — главный натурщик художника — за 200 лет почти не постарело.

29 июля 1817 года родился всемирно известный маринист Иван Константинович Айвазовский.

В самом центре городской набережной стоит памятник скульптора И. Я Гинцбурга. Великий художник изображен в момент творческого вдохновения, сидящим с палитрой и кистью в руках и смотрящим вдаль на море. Надпись на памятнике лаконичная – «Феодосия Айвазовскому». Так, благодарные жители города 85 лет назад увековечили память своему самому выдающемуся жителю. Конечно же, история не любит сослагательного наклонения. Тем не менее, вряд ли маленький уездный городишка пусть и с древней историей стал бы одним из красивейших и развитых городов северного Причерноморья, если бы не Он. На протяжении нескольких десятков лет Иван Айвазовский был самым настоящим Отцом города. Без его разрешения и указания, ничего не предпринималось. Что скажет Иван Константинович, так тому и быть. В его гостиной слагалось общественное мнение, а в его кабинете подвергались предварительному обсуждению все более или менее важные городские дела.

О его умении открыть любую дверь в столице по уездной Феодосии ходили легенды. Для амбициозных муниципальных проектов (автором большинства которых был сам Айвазовский) нужны были большие связи и субсидии. И остается только догадываться, как старик их находил….
Но стоило ему вернуться в родной город и пройтись по набережной своею медленной, но бодрой походкой, как всякий обыватель считал за честь снять перед мэтром шляпу и низко поклонится.

Он был первым, кто решил многовековую проблему Феодосии.
В 1887 году Иван Константинович обратился в Городскую думу Феодосии с письмом: «Не будучи в силах далее оставаться свидетелем страшного бедствия, которое из года в год испытывает от безводья население родного города, я дарю ему в вечную собственность 50 000 ведер в сутки чистой воды из принадлежащего мне Субашского источника» .
Этот источник является началом реки Субаш, впадающей в Азовское море, и находился он на территории имения семьи Айвазовских Шах-Мамай (ныне село Айвазовское).

Через год состоялось торжественное открытие Субашского водопровода. Вода из имения художника пришла в Феодосию, пройдя 26-километровый путь по трубопроводу, построенному городом. Тогда же заработал и фонтан. Он был построен на средства Айвазовского и по его собственному проекту. Воду из фонтана можно было пить бесплатно, из специальной серебряной кружки, расположенной возле фонтанного крана. На кружке было написано: «За здравие его семьи» (то есть семьи Айвазовского). Водой из Субашского источника Феодосия обеспечивалась вплоть до пуска Северо-Крымского канала в 1970 году.

Да будет …порт!
В 1885 г. было принято решение о переводе главного коммерческого порта Крыма из Южной бухты Севастополя. Порт предполагалось перевести в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Для решения вопроса даже была создана специальная комиссия. Император Александр III предоставил комитету министров. В апреле-мае 1890 г. вопрос о коммерческом порте трижды обсуждался на заседаниях комитета министров. Сторонники Феодосии (среди которых, кстати был и царевич Николай - будущий император России) оказались в меньшинстве.

Однако их сторону принял Александр III , тем самым решив вопрос в пользу Феодосии. По слухам, севастопольский порт стал жертвой интриг армянского старика, который умело использовал все свое влияние и благосклонность Романовых. Разгневанные севастопольские газеты впоследствии еще не один год печатали карикатуры на известного феодосийца. Ну а сам Айвазовский в долгу перед императором не остался. Вскоре по его инициативе и на собранные художником пожертвования, в центре города был установлен памятник Александру III.

Железная дорога
Для дальнейшего развития порта была необходима железная дорога. И опять на помощь пришел Айвазовский. Он стал одним из главных акционеров Акционерного общества феодосийской железной дороги. Постройка этой дороги не только создала удобства для жителей Феодосии, но и в разы повысила оборот местного порта. Линию железной дороги тянули от станции Джанкой Лозово-Севастопольской железной дороги. Кое-где использовали железнодорожные сооружения 1857–1860 гг. Принимались во внимание местные условия: рельеф, освоенность земель. Был выбран наиболее оптимальный маршрут трассы. Железную дорогу вели к феодосийскому порту, кратчайший путь к которому с севера проходил по берегу моря.

В результате трассу проложили по искусственной насыпи у среза воды. В связи с возведением насыпей был полностью уничтожен участок песчаного пляжа. (Не одно поколение феодосийцев безосновательно обвиняет в его гибели И. К. Айвазовского. Ведь художник так мечтал, что ж\д ветка проходила прямо под его окнами. В августе 1892 г. после долгих лет ожидания и неудачных попыток была наконец открыта Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги. Так в одночасье, Феодосия превратилась из провинциального, богом забытого захолустья в современный город.

Музей древностей
Что общего у двух приморских соседок Керчи и Феодосии? Конечно же богатейшая история. Ведь именно эти два города считались самыми древними в России. В 1835 г. по проекту одесского архитектора Георгия Торичелли в Керчи на горе Митридат было построено здание местного музея, в виде афинского храма Гефестиона. Роскошное белое здание сразу же стало новой визитной карточкой города. Но надо было знать характер Айвазовского. Как же так? Ведь Феодосийский музей древностей старше Керченского да и экспонатами побогаче. К тому же здесь есть свой холм Митридат. Айвазовский давно мечтал переместить в большое красивое здание местный музей. Однако денег в городской казне на столь грандиозный культурный проект не было.

Тогда художник решил построить здание сам. На вырученные деньги от его столичных выставок. В 1871 году феодосийские музейщики переехали в новое здание, построенное на холме Митридата. В нем также хранились и те экспонаты, которые были найдены Айвазовским лично. Да, именно. Велики й художник в перерывах между работой занимался археологией. А началом этого хобби послужили найденные им в 1853 году золотые серьги. Вместе с археологом Сибирским Айвазовский вел раскопки курганов на мысе Ильи. Они открыли женское погребение IV века до н. э, как писал сам художник, «золотая женская головка, самой изящной работы, и несколько золотых украшений, а также куски прекрасной этрусской вазы. Эта находка дает надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!» Айвазовский отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.
К сожалению, здание музея не сохранилось. Также как и его брат-близнец – здание Керченского музея древностей, оно было уничтожено в годы войны.

Всю свою прибыль Иван Константинович тратил на благотворительность. Он также построил, классическую гимназию, городскую библиотеку, храмы и даже помогал с приданым бедным горожанкам. Городу он оставил и свое главное сокровище – картинную галерею с бесценными полотнами. Поэтому проститься с великим Мастером вышел весь город. Это были самые массовые похороны за всю историю Таврической губернии. Многотысячная траурная процессия прошла через весь город. Дорога к древнему армянскому храму Святого Сергия, в котором Айвазовский был крещен и венчался и во дворе которого его похоронили, была усыпана цветами.На его могильной плите на армянском языке высекли надпись: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

|
Айвазо́вское (до 1945 года Шейх-Мама́й ; укр. Айвазовське, крымскотат. Şeyh Mamay, Шейх Мамай) - село в Кировском районе Республики Крым, входит в состав Приветненского сельского поселения (согласно административно-территориальному делению Украины - Приветнинского сельского совета Автономной Республики Крым).

  • 1 Население
  • 2 География
  • 3 История
  • 4 Динамика численности населения
  • 5 Имение Айвазовского
  • 6 Персоны, связанные с селом
  • 7 Примечания
  • 8 Литература
  • 9 Ссылки

Население

Всеукраинская перепись 2001 года показала следующее распределение по носителям языка

Язык Процент
русский 80.86
крымскотатарский 15.79
украинский 3.35

География

Айвазовское - село в центре района, в северных отрогах восточной части Внутренней гряды Крымских гор, в неглубокой долине речки Токсан-Су, высота центра села над уровнем моря - 134 м. Ближайшие сёла - Абрикосовка в 0,5 км на восток и Приветное в 0,5 км на запад. Райцентр Кировское - примерно в 19 км, там же ближайшая железнодорожная станция - Кировская (на линии Джанкой - Феодосия).

История

Народное предание связывает историю села с могилой ордынского темника Мамая, якобы расположенной на окраине и найденной и раскопанной художником Айвазовским. По более достоверной версии Мамай был похоронен у стен Солхата. Научные раскопки курганов проводились археологом А. В. Гавриловым в 2000-х годах, по его сведениям (находки монет) район села входил в состав античной хоры Феодосии с 60-х годов III века до н. э..

Первое документальное упоминание села встречается в Камеральном Описании Крыма… 1784 года, судя по которому, в последний период Крымского ханства Шик Мамай входил в Ширинский кадылык Кефинского каймаканства. После присоединения Крыма к России (8) 19 апреля 1783 года, (8) 19 февраля 1784 года, именным указом Екатерины II сенату, на территории бывшего Крымского Ханства была образована Таврическая область и деревня была приписана к Левкопольскому, а после ликвидации в 1787 году Левкопольского - к Феодосийскому уезду Таврической области. После Павловских реформ, с 1796 по 1802 год, входила в Акмечетский уезд Новороссийской губернии. По новому административному делению, после создания 8 (20) октября 1802 года Таврической губернии, Шик-Мамай был включён в состав Байрачской волости Феодосийского уезда.

По Ведомости о числе селении, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года, в деревне Шик-Мамай числилось 28 дворов и 169 жителей крымских татар. На военно-топографической карте генерал-майора Мухина 1817 года деревня Шик мамай обозначена с 22 дворами. После реформы волостного деления 1829 года Шик Манак, согласно «Ведомости о казённых волостях Таврической губернии 1829 года», отнесли к Учкуйской волости (переименованной из Байрачской). На карте 1842 года Шик Мамай обозначен условным знаком «малая деревня», то есть, менее 5 дворов.

В 1860-х годах, после земской реформы Александра II, деревню приписали к Салынской волости. Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года», составленному по результатам VIII ревизии 1864 года, Шик-Мамай - владельческая русская и греческая деревня с 16 дворами и 30 жителями при фонтане. На трёхверстовой карте 1865-1876 года в деревне Шик-Мамай обозначено 14 дворов. 1871 году земли в округе приобрёл художник Айвазовский и в «Памятной книге Таврической губернии 1889 года» деревня уже не значится а, на верстовой карте 1890 года на месте деревни обозначен господский двор Шейх-Мамай.

После земской реформы 1890-х годов селение приписали к Цюрихтальской волости. «…Памятной книжке Таврической губернии на 1892 год» в списке экономий и разорённых деревень, жители коих живут в разных местах записан и Шеих-Мамай. По «…Памятной книжке Таврической губернии на 1902 год» в экономии Шеих Мамай числился 41 житель в 6 домохозяйствах.В Статистическом справочнике Таврической губернии 1915 года в Цюрихтальской волости Феодосийского уезда значится имение Шеих-Мамай (Лампси Н. М.).

После установления в Крыму Советской власти, по постановлению Крымревкома от 8 января 1921 года была упразднена волостная система и село вошло в состав вновь созданного Владиславовского района Феодосийского уезда, а в 1922 году уезды получили название округов. 11 октября 1923 года, согласно постановлению ВЦИК, в административное деление Крымской АССР были внесены изменения, в результате которых округа ликвидировались и Владиславовский район стал самостоятельной административной единицей. Декретом ВЦИК от 04 сентября 1924 года «Об упразднении некоторых районов Автономной Крымской С. С. Р.» Старо-Крымский район был упразднён в октябре 1924 года район был преобразован в Феодосийский и село включили в его состав. Согласно Списку населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, село Шейх-Мамай было центром Шейх-Мамайского сельсовета Феодосийского района. Постановлением ВЦИК «О реорганизации сети районов Крымской АССР» от 30 октября 1930 года из Феодосийского района был выделен (воссоздан) Старо-Крымский район (по другим сведениям 15 сентября 1931 года) и село включили в его состав.

В 1944 году, после освобождения Крыма от фашистов, согласно Постановлению ГКО № 5984сс от 2 июня 1944 года, 27 июня крымские армяне и греки были депортированы в Пермскую область и Среднюю Азию. 12 августа 1944 года было принято постановление № ГОКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма» и в сентябре того же года в село приехали первые переселенцы, 1268 семей, из Курской, Тамбовской и Ростовской областей, а в начале 1950-х годов последовала вторая волна переселенцев. С 1954 года местами наиболее массового набора населения стали различные области Украины. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года Шеих-Мамай был переименован в Айвазовское и Шеих-Мамайский сельсовет - в Айвазовский. С 25 июня 1946 года Айвазовское в составе Крымской области РСФСР, а 26 апреля 1954 года Крымская область была передана из состава РСФСР в состав УССР.

В период с 1954 по 1968 годы к селу присоединили Романовку. 24 сентября 1959 года был упразднён Старокрымский район и Айвазовское включили в состав Кировского. Указом Президиума Верховного Совета УССР «Об укрупнении сельских районов Крымской области», от 30 декабря 1962 года Кировский район был упразднён и село присоединили к Белогорскому. 1 января 1965 года, указом Президиума ВС УССР «О внесении изменений в административное районирование УССР - по Крымской области», вновь включили в состав Кировского. Время ликвидации сельсовета пока не установлено, видимо, это произошло в процессе кампании укрупнения 1962 года. С 21 марта 2014 года - в составе Республики Крым России.

Динамика численности населения

  • 1805 год - 166 чел. (все крымские татары)
  • 1864 год - 30 чел. (русские, греки)
  • 1887 год - 69 чел.
  • 1902 год - 41 чел.
  • 1926 год - 273 чел. (165 армян, 71 русский, 22 украинца, 13 греков)
  • 1939 год - 487 чел.
  • 1989 год - 181 чел.
  • 2001 год - 210 чел.

Имение Айвазовского

Персоны, связанные с селом

  • И. К. Айвазовский
  • Мамай
  • 21 июля 1888 года имение Шах-Мамай посетил А. П. Чехов
Вчера я ездил в Шах-мамай, именье Айвазовского, за 25 верст от Феодосии. Именье роскошное, несколько сказочное; такие имения, вероятно, можно видеть в Персии. Сам Айвазовский, бодрый старик лет 75, представляет собой помесь добродушного армяшки с заевшимся архиереем; полон собственного достоинства, руки имеет мягкие и подает их по-генеральски. Недалек, но натура сложная и достойная внимания. себе одном он совмещает и генерала, и архиерея, и художника и армянина, и наивного деда, и Отелло. Женат на молодой и очень красивой женщине, которую держит в ежах. Знаком с султанами, шахами и эмирами. Писал вместе с Глинкой «Руслана и Людмилу». Был приятелем Пушкина, но Пушкина не читал. своей жизни он не прочел ни одной книги. Когда ему предлагают читать, он говорит: «Зачем мне читать, если у меня есть свои мнения?» Я у него пробыл целый день и обедал. Обед длинный, тягучий, с бесконечными тостами.

Примечания

  1. Данный населённый пункт расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией и Украиной. Согласно административно-территориальному делению Российской Федерации, фактически контролирующей Крым, на его территории располагаются субъекты федерации Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административно-территориальному делению Украины, на территории Крыма расположены входящие в состав Украины Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Согласно административно-территориальному делению России
  3. Согласно административно-территориальному делению Украины
  4. рамках административного деления Республики Крым
  5. рамках административного деления Автономной Республики Крым
  6. 1 2 Перепись населения 2014 года. Численность населения Крымского федерального округа, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений. Проверено 6 сентября 2015. Архивировано из первоисточника 6 сентября 2015.
  7. Приказ Россвязи от 31.03.2014 № 61 «О присвоении почтовых индексов объектам почтовой связи»
  8. Украина. Перепись населения 2001 года. Проверено 7 сентября 2014. Архивировано из первоисточника 7 сентября 2014.
  9. Розподіл населення за рідною мовою, Автономна Республіка Крим (укр.). Державна служба статистики України. Проверено 2015-06-245.
  10. 1 2 Карта Бетева и Оберга. Военно-топографическое депо, 1842 г.. Археологическая карта Крыма. Проверено 10 ноября 2015.
  11. Прогноз погоды в с. Айвазовское (Крым). Weather.in.ua. Проверено 6 ноября 2015.
  12. Темник Мамай. 763 – 781 Г.Х. / 1362 – 1380 гг.. Музей денег. Проверено 20 ноября 2015.
  13. Коллектив авторов. Сугдейский сборник. - Киев-Судак.: Академпериодика, 2008. - Т. III. - 679 с. - ISBN 978-5-94067-330-9.
  14. Лашков Ф. Ф. Каймаканствы и в оных каймаканами кто состоит. // Камеральное описание Крыма, 1784 года. - Известия
  15. Гржибовская, 1999, Манифест о принятии полуострова Крымского, острова Тамани и всей Кубанской стороны под российскую державу. 1783 год с. 96
  16. Киреенко Г. К. Об ордерах князя Потемкина…, стр.13. - Известия Таврической ученой архивной комиссии, 1888. - Т. 6.
  17. Гржибовская, 1999, Указ Екатерины II об образовании Таврической области. 8 февраля 1784 года, стр. 117
  18. О новом разделении Государства на Губернии. (Именный, данный Сенату.)
  19. Гржибовская, 1999, Из Указа Александра I Сенату о создании Таврической губернии, с. 124
  20. Лашков Ф. Ф. Ведомость о числе селений, названиях оных, в них дворов… состоящих в Феодосийском уезде от 14 октября 1805 года. Стр. 126 // Известия таврической учёной комиссии, т. 26.. - Симферополь: Таврическая Губернская Типография, 1897.
  21. Карта Мухина 1817 года.. Археологическая карта Крыма. Проверено 9 ноября 2015.
  22. Гржибовская, 1999, Ведомость о казённых волостях Таврической губернии 1829 г. с. 133
  23. М. Раевский. Таврическая губерния. Список населённых мест по сведениям 1864 г. Стр. 85. Санкт-Петербург. Центральный Статистический комитет МВД. Типография Карла Вульфа. Проверено 12 ноября 2015.
  24. Трехверстовая карта Крыма ВТД 1865-1876. Лист XXXIII-14-d. Археологическая карта Крыма. Проверено 12 ноября 2015.
  25. Романюк А. О всемилостивейшем пожаловании земли И. К. Айвазовскому. Стр. 73 // Известия таврической учёной комиссии, т. 38.. - Симферополь: Таврическая Губернская Типография, 1905.
  26. Верстовка Крыма от Военно-топографического Депо.. ЭтоМесто.ru (1890). Проверено 19 ноября 2015.
  27. Борис Веселовский. История земства за сорок лет. Т. 4; История земства. - Санкт-Петербург: Издательство О. Н. Поповой, 1911.
  28. Таврический Губернский Статистический комитет. Календарь и Памятная книжка Таврической губернии на 1892 год. - 1892. - С. 93.
  29. Таврический Губернский Статистический комитет. Календарь и Памятная книжка Таврической губернии на 1902 год. - 1902. - С. 148-149.
  30. Статистический справочник Таврической губернии. Ч.II-я. Статистический очерк, выпуск седьмой Феодосийский уезд, 1915 г.
  31. Гржибовская, 1999, Статистический справочник Таврической губернии. Ч.I-я. Статистический очерк, выпуск седьмой Феодосийский уезд, 1915 год, стр. 284
  32. История городов и сел Украинской ССР. / П. Т. Тронько. - 1974. - Т. 12. - С. 521. - 15 000 экз.
  33. 1 2 А.В. Бельский. Культура народов Причерноморья. - 2011. - Т. 207. - С. 48-52.
  34. Население и промышленность. И.М.Саркизов-Серазини, 1925. Проверено 8 июня 2013. Архивировано из первоисточника 8 июня 2013.
  35. 1 2 3 Административно-территориальное деление Крыма. Проверено 27 апреля 2013. Архивировано из первоисточника 30 апреля 2013.
  36. Об упразднении некоторых районов Автономной Крымской С. С. Р.
  37. История городов и сел Украинской ССР. / П. Т. Тронько. - 1974. - Т. 12. - С. 473. - 15 000 экз.
  38. Гржибовская, 1999, Список населённых пунктов Крымской АССР по Всесоюзной переписи 17 декабря 1926 года, стр. 36
  39. Постановление ВЦИК РСФСР от 30.10.1930 о реорганизации сети районов Крымской АССР.
  40. Постановление ГКО от 2 июня 1944 года № ГКО-5984сс «О выселении с территории Крымской АССР болгар, греков и армян»
  41. Постановление ГКО от 12 августа 1944 года № ГКО-6372с «О переселении колхозников в районы Крыма»
  42. Как заселяли Крым (1944–1954).. Эльвина Сеитова, аспирант исторического факультета ТНУ. Проверено 26 июня 2013. Архивировано из первоисточника 30 июня 2013.
  43. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 августа 1945 года № 619/3 «О переименовании сельских Советов и населенных пунктов Крымской области»
  44. Закон РСФСР от 25.06.1946 Об упразднении Чечено-Ингушской АССР и о преобразовании Крымской АССР в Крымскую область
  45. Закон СССР от 26.04.1954 О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР
  46. Панасенко М.М. (сост.). Крымская область. Административно-территориальное деление на 1 января 1968 года. Стр. 118. «Крым», Симферополь. 1968 год. Проверено 20 ноября 2015.
  47. Гржибовская, 1999, Из Указа Президиума Верховного Совета Украинской ССР О внесении изменений в административное районирование Украинской ССР по Крымской области, с. 442
  48. Гржибовская, 1999, Указ Президиума ВС УССР «О внесении изменений в административное районирование УССР - по Крымской области», от 1 января 1965 года, с. 443
  49. Ефимов С.А., Шевчук А.Г., Селезнёва О.А. Административно-территориальное деление Крыма второй половины XX века: опыт реконструкции. - Таврический национальный университет имени В. И. Вернадского, 2007. - Т. 20.
  50. Федеральный закон Российской Федерации от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя»

Литература

  • Административно-территориальные преобразования в Крыму. 1783-1998 гг. Справочник / под ред. Г. Н. Гржибовской. - Симферополь: Таврия-Плюс, 1999.
  • Приветненский сельсовет // Города и села Украины. Автономная Республика Крым. Город Севастополь. Историко-краеведческие очерки. - Слава Севастополя, 2009.

Ссылки

  • с Айвазовське Автономна Республіка Крим, Кіровський район (укр.). Верховна Рада України. Проверено 4 ноября 2015.
  • Карта Кировского района Крыма.
  • Айвазовское на картах

Айвазовское (Крым) Информацию О

200 лет назад, 17(29) июля 1817 года, в этот мир пришёл человек, на могильной плите которого 83 года спустя высекли: «Родился смертным, оставил по себе бессмертную память».

В мае этого года в галерее им. Айвазовского в Феодосии побывал премьер-министр РФ Дмитрий
Медведев, он обещал подумать над помощью в реставрации одного из залов галереи. Фото: РИА «Новости».

63 года он стоял у мольберта - и за эти шесть десятилетий написал около 6000 картин. Он подарил родной и любимой Феодосии свой дом, сделав из него известную на весь мир картинную галерею. Он дал феодосийцам драгоценную воду, помог провести в город железную дорогу, построил один из старейших в Европе краеведческих музеев. Его знали и уважали все - от простых работяг до самых высокопоставленных особ. Мы предлагаем вам семь малоизвестных фактов из жизни этого великого художника.

Факт № 1. Три мелодии для Глинки

С детских лет Айвазовский любил музыку, сам играл на скрипке народные мелодии. Вспоминая об этом, он нарисовал себя со скрипкой, причём сам художник-мальчик сидит на полу, а скрипку держит на коленях - так обычно держат смычковые инструменты на Востоке.

Айвазовский не раз играл на вечерах у Глинки. Три мелодии, услышанные им от Айвазовского, Глинка включил в оперу «Руслан и Людмила». В «Записках» Глинки читаем: «Айвазовский сообщил мне три татарских напева, впоследствии два из них я употребил для лезгинки, а третий для Andante сцены Ратмира в 3-м акте оперы «Руслан и Людмила».

Имение Айвазовского в Судаке находилось рядом с дачей композитора Спендиарова. И два этих великих человека часто засиживались до глубокой ночи: Айвазовский играл на скрипке, Спендиаров аккомпанировал на рояле.

Факт № 2. Удивил, женившись на гувернантке

Айвазовский был женат дважды. Обстоятельства его первой женитьбы, в 1848 году, были весьма необычны. В один из своих приездов в Петербург он был представлен знатной вдове, имевшей двух дочерей на выданье. Девушки пожелали учиться живописи у знаменитого художника. И через некоторое время вдова стала замечать, что художник слишком часто засиживается в её доме, не только даёт девушкам уроки живописи, но и устраивает музыкальные вечера, играя на скрипке под аккомпанемент гувернантки её дочерей. Вдова уже гадала, какой из дочерей художник отдаст предпочтение (тайно надеясь, что руку и сердце предложат ей самой). Однако финал оказался таким, какого никто и не предполагал: Айвазовский вскоре женился на гувернантке - Юлии Гревс. Увы, нежелание Айвазовского жить в столице стало причиной того, что Юлия Яковлевна ушла от него спустя 12 лет, успев, однако, за это время родить ему четырёх дочерей.

Со своей второй женой, красавицей Анной Саркисовой-Бурназян, Айвазовский познакомился на похоронах её мужа, известного феодосийского купца, в 1882 году. Спустя год они поженились. Анна Никитична была на 40 лет моложе мужа и пережила его на 44 года - она умерла в Симферополе во время немецкой оккупации Крыма.

Факт № 3. Подарок разбойника

Айвазовского любили и богатые и бедные, и подчас эта любовь проявлялась довольно неожиданным образом. Однажды, когда Айвазовский работал в мастерской в своём имении Шах-Мамай, визит ему нанёс... легендарный крымский разбойник Алим. Этот неуловимый местный Робин Гуд (всё награбленное у толстосумов он раздавал нуждающимся) якобы сказал Айвазовскому следующее: «Все тебя знают и хвалят. Давно хотел видеть тебя. Говорят, картины пишешь. Можно ли посмотреть?» Айвазовский показал Алиму свои картины да ещё и пригласил необычного гостя выпить кофе. Алим сердечно поблагодарил Айвазовского, пообещав непременно побывать на его свадьбе (художник обмолвился, что вскоре собирается жениться). И выполнил своё обещание: когда новобрачные подъезжали к Шах-Мамаю, им наперерез выехал всадник - это был Алим. Он поздравил жениха и невесту, подарив последней дорогой шёлковый турецкий платок, пожелал счастья - и умчался прочь.

Факт № 4. 80 курганов

Айвазовский всерьёз интересовался археологией. В 1853 году он официально обратился с письмом-заявкой в министерство уделов за разрешением начать в Феодосии археологические раскопки. Получив разрешение, Айвазовский вместе с археологом Сибирским приступил к работе. Раскопки первых четырёх курганов не дали результатов, а вот пятый курган, на мысе Ильи, поразил исследователей своими находками. Ими было открыто женское погребение IV века до н. э. Как писал сам художник, «эта находка даёт надежду, что древняя Феодосия была на этом же месте. Я в восхищении от Феодосии!». Айвазовский отправил драгоценные находки в Петербург, и ныне они находятся в коллекции Государственного Эрмитажа.

Всего же в течение лета 1853 года Айвазовский раскопал 80 курганов.

В 1871 году на средства, полученные от выставки своих картин в Петербурге, Айвазовский построил на холме Митридат, неподалёку от дома, в котором он родился, здание для Музея древностей (до этого коллекция музея размещалась в небольшой турецкой мечети). Здание было разрушено во время Великой Отечественной войны - предположительно от попадания корабельного снаряда.

Факт № 5. Третья в стране

Феодосийская картинная галерея стала третьей в стране. До её открытия в России были доступны для посещения только два художественных музея: Эрмитаж в Петербурге и Румянцевский музей в Москве. И Третьяковская галерея, и Русский музей были открыты для народа на десяток лет позднее.

Торжественное открытие картинной галереи было приурочено ко дню рождения Айвазовского и состоялось 17 июля 1880 года. В выставочном зале были размещены 23 картины, а также копии античных скульптур и бюсты Пушкина и Глинки - любимого поэта и любимого композитора Айвазовского.

Сейчас картинная галерея Айвазовского находится в самом центре Феодосии. А в 1845 году, когда Иван Константинович только приступал к её строительству (собственно, художник строил дом для себя, а галереей он стал потом), то выбрал для этого пустынное место на окраине города, на берегу моря.

Факт № 6. Географический деятель

Природу России изображали выдающиеся русские поэты, писатели и художники. Крым же многие годы оставался малоизвестной окраиной страны - и творчество Айвазовского познакомило русское общество с этим полуденным краем. Не случайно на заседании Академии художеств, посвящённом 50-летию творческой деятельности Айвазовского, исследователь и путешественник, вице-председатель Русского географического общества Семёнов-Тян-Шанский, обращаясь к художнику, сказал: «Русское географическое общество давно признало вас выдающимся географическим деятелем, первым русским самобытным художником того моря, которое в русских летописях носит название «Русского моря» (так в X-XII веках называли Чёрное море. - Ред.)»

Факт № 7. Любимый внук

Айвазовский подарил родному городу и миру не только, скажем так, ценности материального характера. Константин Арцеулов, легендарный крымский лётчик, первым в России победивший «штопор» (в 1916-м он научился выводить самолёт из этого гибельного положения) был младшим, любимым внуком Айвазовского, сыном одной из дочерей художника, Жанны Ивановны. Костя рано начал писать маслом и в десять лет уже рисовал морские пейзажи с парусниками и людьми. Дед охотно правил его работы, а иногда и подписывал. Покупатели подчас не замечали подмены, что доставляло Айвазовскому большое удовольствие.