Шукшин материнское сердце анализ. В. "Материнское сердце" (Шукшин В. М.): сюжет и герои рассказа. Людмила Зыкина. Посвящение Шукшину

Открытый урок по теме «Сердце матери» (по рассказу В.М. Шукшина «Материнское сердце»)
Цели урока:
обучающая: рассмотреть духовный мир героев рассказа В.М. Шукшина «материнское сердце» (работа по восприятию и осмыслению нравственных проблем произведения, дальнейшее обучение навыкам работы с прозаическим текстом)
развивающая: расширять круг читательских интересов учащихся, умение выделить главное в художественном тексте.
воспитывающая: формирование нравственных черт характера – ответственность за свои поступки перед близкими, обществом, осознание себя как личности.
Тип урока – урок закрепления и совершенствования знаний, умений, навыков.
Вид урока- урок – размышление.
Метод – частично – поисковый, аналитическая беседа
Формы – работа с ключевыми понятиями, решение проблемных заданий
Оборудование- портрет писателя, репродукции картин, словарь С.И.Ожегова, музыкальная фонограмма, раздаточный материал.
«Есть прекраснейшее существо, у которого
мы в долгу – это мать» Н. Островский
Ход урока.
Организационный момент.
Слайд №1. Посмотрите на слайд. Я надеюсь, вы узнали этого человека. Это писатель, киносценарист и актер В.М.Шукшин. В письме к своей сестре он писал: «Посмотри на нашу мама Это человек с большой буквы». Сегодня на уроке для анализа рассказ «Материнское сердце».
Слайд 2. Тема урока «Сердце матери» (запись в тетради темы, эпиграфа)
Слайд №3. Мы проанализируем текст рассказа, на примере жизни героя раскроем проблему преступности и ее причины, попробуем прикоснуться к самому сокровенному – душе, заглянуть в нее, растревожить порой уснувшую совесть.
Слово учителя
Образ матери К нему обращались во все времена поэты и писатели, композиторы и художники, потому что это самый близкий нам человек – это мать.
Слайд №3 Матери Матери Им всегда более дорог свой ребёнок – пусть он не Моцарт, не прославленный учёный, не полководец – победитель, пусть он не очень удачливый, даже убогий.
Их бескорыстие, их верность и преданность своему долгу поистине безграничны. Способность к такой самоотверженности раздвигает стены старого дома, границы одной семьи – женщина, отдающая себя без остатка своим детям, создаёт вокруг климат сердечности, доброты. Таково свойство подлинной человечности. Быть сыном или дочерью тоже высокое предназначение.
«Берегите матерей!» - провозгласил Р. Гамзатов.
Слово это пусть всегда пребудетИ, пробившись сквозь любой затор,Даже в сердце каменном пробудитЗаглушенной совести укор.
Можно добавить: берегите так, как они берегут нас! Этот призыв был бы красивым, но нереальным: то, что может мать, может только она. И всё же Дарить покой и радость – в наших руках.
Слайд 5. В.М.Шукшин очень трепетно относился относился к своей матери – М.С.Шукшиной (любил, писал теплые письма, присылал деньги и расстраивался; что она их не тратит).
“Учись, буду помогать. Как-нибудь выдюжу”. “Пусть едет, там он больше пользы принесет”, – говорила его мама.
В.М.Шукшин всегда помнил и понимал, что сделала для него мать в главном – в стремлении, чтобы сын стал настоящим человеком. И сын отвечал ей тем же. Послушайте строки из его писем: “Сплю и вижу, мама, как мы с тобой вместе живем”. “Милая, душа томит об Вас, Мамочка, как твое здоровье, родная?”.
« Мамочка, милая!
Я чувствую, что ты соскучилась, родненькая моя.
Вот подождём до осени. Приеду я обязательно. В сентябре. Просто отложу все дела и хоть недели на полторы, но приеду».
В письме к сестре Шукшин писал: “Посмотри на нашу маму Это народ с большой буквы”.
3. Анализ рассказа
Беседа по вопросам текста.
– Как вы думаете, только ли к матери Шукшина можно отнести эти слова?
Ученик: Эти слова можно отнести к матери, которая любит своего ребенка, заботится о нем, переживает за него.
– Именно о такой матери идет речь в рассказе В.М.Шукшина “Материнское сердце”.
- Из скольких частей состоит рассказ? Какая часть больше?
Ученик: Рассказ состоит из двух частей. В первой речь идет о Витьке и описывается его преступление. Вторая, большая часть рассказа, посвящена матери Витьки Борзёнкова.
- Почему рассказ называется «Материнское сердце», ведь речь идёт о поведении молодого человека? (очень много переживаний выпало на долю матери).
- Подтвердите текстом переживания матери и её мытарства по освобождению сына. (Мать испугалась, взмолилась, заметалась по селу, пришла в милицию, воскликнула, мать поняла и замолчала, перекрестила сына и т.д.)
«Каждое слово - в сердце отдаёт»
Поразмышляем о значении слова «сердце» Слайд №6
Определение к слову сердце:
Центральный орган кровообращения в виде мускульного мешка (у человека с левой стороны грудной клетки, груди). Сердце бьётся. Порок сердца (одна из болезней).
Переносное значение. Этот орган как символ переживаний, чувств, настроений человека. Золотое сердце у кого – нибудь (об очень добром человеке).
Переносное значение. Важнейшее место чего – нибудь, средоточие. Москва – сердце нашей Родины. (Словарь Ожёгова)
- В каком значении употреблено слово «сердце» в названии рассказа?
Запись в тетрадях лексического 2 значения слова сердце.
Беседа и попутное составление схемы-таблицы:
- То, что произошло с Витькой, случайность ли это?
Ученик: Случайным поступок героя назвать нельзя. Пил, хоть пить не умел, от выпитого становился дурной; ремень носил флотский с залитым в него свинцом: жениться собирался без любви (так легко пошел с незнакомой девушкой); мать не жалел; на работе не все в порядке, если хорошую характеристику обещают написать, то только из одолжения, из сочувствия к матери. (Работа со словом “залитый”, “залитый”.)
- Что нам известно о матери Витьки?
Ученик: Мать прожила тяжелую жизнь, нелегко ей и сейчас. Читаем по тексту рассказа: “Мать Витьки родила пятерых детей, рано осталась вдовой (Витька грудной был, когда пришла похоронка об отце в сорок втором году). Старший сын ее тоже погиб на войне в сорок пятом году, девочка умерла от истощения в сорок шестом, следующие два сына выжили, мальчиками еще, спасаясь от великого голода, ушли по вербовке в ФЗУ (Школа фабрично-заводского ученичества) и теперь жили в разных городах. Витьку мать выходила из последних сил, все распродала, осталась нищей, но сына выходила – крепкий вырос, ладный собой, добрый Все бы хорошо, но пьяный – дурак-дураком становится”.
4. Сознает ли Витька, что он матери обязан не только своим рождением, но и тем, что выжил в годы войны? Выполняет ли он свой сыновний долг? Стал ли он кормильцем, опорой для нее?
5. Какое чувство вызывает мать, кинувшаяся спасать сына? Найдите в тексте, что пишет об этом автор?
Ученик: “Тяжело было смотреть на мать. Сколько тоски и горя, сколько отчаяния было в ее голосе, что становилось не по себе. И хоть милиционеры – народ до жалости неохочий, даже и они – кто отвернулся, кто стал закуривать”.
6. Почему мать многое как будто не слышит, когда ей говорят о преступлении? Найдите ответ в тексте.
Ученик: “Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”.
Ученик: “У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете – милиция, прокурор, суд, тюрьма Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный И кто же может сейчас отнять его у нее, когда она – только она, никто больше – нужна ему?”.
7. Как чувствует себя мать, когда идет на свидание с сыном? Найдите в тексте.
Ученик: “В глазах матери все туманилось и плыло Она молча плакала, вытирала слезы концом платка, но шла привычно скоро, иногда только спотыкалась о торчащие доски тротуара Но шла и шла, торопилась. Ей теперь, она понимала, надо поспешать, надо успеть, пока они его не засудили, А то потом вызволять будет трудно. Она верила этому. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем, и все вот так – на ходу, скоро, вытирая слезы концом платка. Неистребимо жила в ней вера в добрых людей, которые помогут. Эти – ладно – эти за своего обиделись, а те – подальше которые – те помогут. Неужели же не помогут? Она все им расскажет – помогут. Странно, мать ни разу не подумала о сыне, что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда. И кто же будет вызволять его из беды, если не мать? Кто? Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации, она будет день и ночь идти и идти Найдет она этих добрых людей, найдет”.
8. Что беспокоит мать при встрече с сыном?
Ученик: “Мать Мудрым сердцем своим поняла, какое отчаяние гнетет душу ее ребенка.
Ученик: “Господа помоги батюшка, – твердила она в уме беспрерывно. – Не допусти сына до худых мыслей, образумь его. Он маленько заполошный – как бы ни сделал чего над собой”.
9. Как ведет себя мать, почему?
Ученик: Старается успокоить Витьку, идет на то, что говорит неправду о потерпевшем и о том, что ей обещали обязательно помочь. Она вселяет в сына уверенность, что все будет хорошо. Пытается поддержать его морально.
10. Итак, виноват ли Витька? Что вы скажете теперь?
11. Перед кем он виноват?
Ученик: Перед потерпевшими, перед обществом, перед матерью. Главная вина Витьки, конечно, перед ней.
12. Жалко вам героев? А кого больше и почему?
13. Почему Шукшин дал такое название своему произведению?
Ученик: Рассказ имеет такое название не случайно. Для Шукшина было важно описать, какие тяготы легли на сердце матери, сколько ей пришлось пережить, потому он так подробно и описывает действия матери после того, что случилось с сыном.
14. Можно ли Витькину мать назвать богатой? Не в материальном, а духовном смысле? В чем это богатство заключается?
Учащиеся делают вывод, что главное ее богатство заключается в любви.
Учитель: Так же считает и бельгийский писатель рубежа 19–20 веков Морис Метерлинк: “Все матери богаты, если они любят своих детей”.
Учитель. А Витька Борзёнков раскаивается? Как вы думаете, почему Витька не рассказывает матери всю правду о случившемся?
-Есть ли ещё в рассказе кто – нибудь из близких родственников, кто помог Витьке в его беде? (Мать одна. И это беда, которая на неё свалилась. Ей трудно. Она прошла все инстанции, нигде не нашла помощи.)
- К кому ещё обращается мать за помощью? (К Богу)
- Почему мать, обращаясь к Богу, говорит: «Забегу, свечку Николаю Угоднику поставлю, попрошу его»? (Николай Угодник помогает именно таким, как Витька)
Слово учителя: На Руси Николая Угодника называют Николай Заступник, Николай Чудотворец, он помогает осуждённым, а именно оступившимся.
(Витька переживает, ему стыдно, но почему же случилось то, что случилось? (безответственность, легкомыслие).
-Каким было воспитание Витьки?
-Судя по тому, что в каком возрасте, уже собрался жениться, обзавестись семьёй, можно предположить, каким сыном был Витька? (Не совсем послушным, не всегда внимательным, не всегда обязательным).
- Почему Витька, а не Виктор?
(Видимо, нет уважения со стороны автора к нему. Само обращение подтверждает, что перед ними не всегда серьёзный, не особо пользующийся авторитетом человек в деревне).
- А есть ли в рассказе имя у матери? О чем это говорит?)Автором создан обобщенный образ настоящей, любящей, всепрощающей матери)
- Какова позиция автора? (Он осуждает Витьку)
- В чём выражается авторская позиция? (Один необдуманный поступок сына рикошетом отзывается в сердце матери, и на протяжении всего рассказа мы наблюдаем, как страдает мать)
-Да, необдуманный поступок, итог – бесконечные страдания матери. Каждый человек стремится к душевному равновесию, гармонии (согласованность, стройность). Если поставить на весы всё происходящее, какая несоразмерная картина получается.
Слайд №6 Задание: разместить из данного списка отрицательные и положительные качества, которые составляют поведение человека(искушение, ответственность, любовь к матери, легкомыслие, излишняя доверчивость, алкоголизм, искренность, целеустремлённость)
С одной стороны – легко, запросто совершённый поступок сына, а с другой стороны – такие страдания и мытарства матери. Ведь мать постоянно в действии.
- Какова главная идея рассказа? (Ответственность человека за свои поступки. Запись в тетради)
- Какой теперь можно сделать вывод? (Таким образом, Шукшин призывает своих героев и читателей к нравственным ориентирам, которыми должен овладеть человек, умеющий ценить и высоко нести честь семьи. Запись в тетради)
4. Творческая работа по группам (см.приложение)
5. Заключительное слово учителя.
Вы, стоящие на пороге семейной жизни, должны помнить: все проступки детей оставляют на материнском сердце раны, отметины.
Я очень рада, ребята, что рассказ затронул ваши души, заставил вас задуматься о себе, о жизни, о матери. В.М.Шукшин помог нам с вами понять самих себя. 29 ноября, последнее воскресенье месяца, в России с 1998 года отмечается День матери. Хотелось бы пожелать вам быть внимательными к своим дорогим мамочкам не только в любой день, любите их берегите, будьте достойными сыновьями и дочерьми своих матерей.
И в заключение урока притча Дм. Кедрина для размышления
Дмитрий Кедрин
Сердце матери
Дивчину пытает казак у плетня:
-Когда ж ты, Оксана, полюбишь меня?
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей!-
Дивчина в ответ, заплетая косу:
-Про то мне ворожка гадала в лесу.
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой твоей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь - и тебя полюблю!-
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь
Он сердце её на цветном рушнике
Коханой приносит в косматой руке.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак.
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Приложение
Тезис: «Сила материнской любви – в её сердце»

Вариант аргумента. О матерях можно говорить бесконечно. Добрые, гордые, мужественные матери! Сколько жизней спасено их руками, сколько бед прогнали добрые слова их, сколько подвигов совершено отважными их сердцами. О них слагают песни, стихи, прекрасные легенды и серьезные книги.

Тезис: «Хорошая книга – это ручеек, по которому в душу человека проникает добро» (Ф.Абрамов)

Аргумент:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант аргумента (в пересказе) ...Цель книги – помогать человеку понимать самого себя, поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты... (М. Горький)

Тезис: «К величию есть только один, и этот путь проходит через страдания» (Альберт Энштейн)

Или: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» (Сенека).

Аргумент:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пример:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вывод:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вариант аргумента. Каждый человек является личностью, поскольку он имеет свою историю. В ходе этой индивидуальной истории бывают и свои "события" - узловые моменты и поворотные этапы жизненного пути, когда от принятия того или иного решения на более или менее длительный период определяется жизненный путь человека.

Витька Борзенков
Мать

  • проанализировать текст рассказа “Материнское сердце”. На примере жизни героя раскрыть причинно-следственные связи между преступлением и наказанием. Пробудить чувство ответственности за содеянное, размышляя о понятии “сыновний долг”;
  • формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями;
  • учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать;
  • развивать творческие способности учащихся;
  • способствовать формированию навыков правильности ответов на поставленный вопрос;
  • активизировать эмоциональные реакции учеников, добиться сопереживания;
  • способствовать формированию коммуникативных навыков.

Тип урока: комбинированный.

  • словесный (беседа, рассказ);
  • наглядный;
  • элементы проблемного метода (сочинение-миниатюра, приемы устного словесного рисования, самостоятельное мышление);
  • дедуктивный (умение анализировать, делать умозаключения);
  • вопросно-ответное общение.

Оборудование к уроку: портрет В.М.Шукшина, портрет матери Шукшина – М.С.Шукшиной, тексты с рассказом В.М.Шукшина “Материнское сердце”, видеокассета с записью художественного фильма “Калина красная”, аудиокассета с музыкой, видеокассета с записью клипа О.Газманова “Мама”, видеомагнитофон, телевизор, аудиомагнитофон, плакат с записью слов “раскаяние”, “совесть”, выставка рисунков учащихся по рассказам В.М.Шукшина, сигнальные карточки, вопросы для беседы, памятки “Как работать в группе”.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная,
  • групповая,
  • индивидуальная.

Структура урока:

I. Организационный этап.

II. Начало урока:

  • определение целей;
  • поэтическая страничка.

III. Объяснение нового материала:

  1. Отношение В.М.Шукшина к своей матери.
  2. Просмотр фрагмента художественного фильма “Калина красная”.
  3. Работа над значением слов “совесть”, “раскаяние”,

IV. Закрепление ЗУНов (сочинение-миниатюра).

V. Контроль над результатом УД (“Юный скульптор”).

VI. Подведение итогов урока.

Эпиграфы:

Посмотри на нашу маму... Это народ с большой буквы”.
(В.М.Шукшин)

“Все матери богаты, если любят своих детей”.
(М.Метерлинк)

Ход урока

I. Организационный момент (внешняя и внутренняя психологическая готовность, перекличка класса).

II. Начало урока.

Звучит песня “Мама” в исполнении О.Газманова (видеозапись).

Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?

Ученики: О маме.

Учитель: Правильно, о маме, о любви к ней, о ее сердце.

Тема нашего урока так и называется “Сердце матери” по рассказу нашего земляка В.М.Шукшина “Материнское сердце”. Вы знаете, что 2009 год объявлен годом Шукшина на Алтае.

Мы проанализируем текст рассказа, на примере жизни героя раскроем проблему преступности и ее причины, попробуем прикоснуться к самому сокровенному – душе, заглянуть в нее, растревожить порой уснувшую совесть.

А помним ли мы о своих матерях? Не изболелось ли сердце у наших родных о нас, не забыли ли мы ласковое слово, не обидели ли мы ненароком самого дорогого нам человека?

Несколько учеников к сегодняшнему уроку написали стихотворения о маме. Послушаем их (см. Приложение1 ).

III. Объяснение нового материала.

Учитель: Давайте вспомним, как В.М.Шукшин относился к своей матери – М.С.Шукшиной (любил, писал теплые письма, присылал деньги и расстраивался; что она их не тратит).

Да, верная опора для В.М.Шукшина – мать.

“Учись, буду помогать. Как-нибудь выдюжу”. “Пусть едет, там он больше пользы принесет”, – говорила его мама.

В.М.Шукшин всегда помнил и понимал, что сделала для него мать в главном – в стремлении, чтобы сын стал настоящим человеком. И сын отвечал ей тем же. Послушайте строки из его писем: “Сплю и вижу, мама, как мы с тобой вместе живем”. “Милая, душа томит об Вас, Мамочка, как твое здоровье, родная?”.

В письме к сестре Шукшин писал: “Посмотри на нашу маму... Это народ с большой буквы”. Эти слова мы и возьмем эпиграфом к нашему уроку.

Запишите число, тему, эпиграф. План урока на доске.

– Как вы думаете, только ли к матери Шукшина можно отнести эти слова?

Ученик: Эти слова можно отнести к матери, которая любит своего ребенка, заботится о нем, переживает за него.

– Именно о такой матери идет речь в рассказе В.М.Шукшина “Материнское сердце”.

Беседа по рассказу “Материнское сердце”.

1. Из скольких частей состоит рассказ?

Ученик: Рассказ состоит из двух частей. В первой речь идет о Витьке и описывается его преступление. Вторая, большая часть рассказа, посвящена матери Витьки Борзёнкова.

2. То, что произошло с Витькой, случайность ли это?

Ученик: Случайным поступок героя назвать нельзя. Пил, хоть пить не умел, от выпитого становился дурной; ремень носил флотский с залитым в него свинцом: жениться собирался без любви (так легко пошел с незнакомой девушкой); мать не жалел; на работе не все в порядке, если хорошую характеристику обещают написать, то только из одолжения, из сочувствия к матери. (Работа со словом “за литый”, “зали тый”.)

3. Что нам известно о матери Витьки?

Ученик: Мать прожила тяжелую жизнь, нелегко ей и сейчас. Читаем по тексту рассказа: “Мать Витьки родила пятерых детей, рано осталась вдовой (Витька грудной был, когда пришла похоронка об отце в сорок втором году). Старший сын ее тоже погиб на войне в сорок пятом году, девочка умерла от истощения в сорок шестом, следующие два сына выжили, мальчиками еще, спасаясь от великого голода, ушли по вербовке в ФЗУ и теперь жили в разных городах. Витьку мать выходила из последних сил, все распродала, осталась нищей, но сына выходила – крепкий вырос, ладный собой, добрый... Все бы хорошо, но пьяный – дурак-дураком становится”.

4. Сознает ли Витька, что он матери обязан не только своим рождением, но и тем, что выжил в годы войны? Выполняет ли он свой сыновний долг? Стал ли он кормильцем, опорой для нее?

5. Какое чувство вызывает мать, кинувшаяся спасать сына? Найдите в тексте, что пишет об этом автор?

Ученик: “Тяжело было смотреть на мать. Сколько тоски и горя, сколько отчаяния было в ее голосе, что становилось не по себе. И хоть милиционеры – народ до жалости неохочий, даже и они – кто отвернулся, кто стал закуривать...”.

6. Почему мать многое как будто не слышит, когда ей говорят о преступлении? Найдите ответ в тексте.

Ученик: “Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чем”.

Ученик: “У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете – милиция, прокурор, суд, тюрьма... Рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный... И кто же может сейчас отнять его у нее, когда она – только она, никто больше – нужна ему?”.

7. Как чувствует себя мать, когда идет на свидание с сыном? Найдите в тексте.

Ученик: “В глазах матери все туманилось и плыло... Она молча плакала, вытирала слезы концом платка, но шла привычно скоро, иногда только спотыкалась о торчащие доски тротуара... Но шла и шла, торопилась. Ей теперь, она понимала, надо поспешать, надо успеть, пока они его не засудили, А то потом вызволять будет трудно. Она верила этому. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем, и все вот так – на ходу, скоро, вытирая слезы концом платка. Неистребимо жила в ней вера в добрых людей, которые помогут. Эти – ладно – эти за своего обиделись, а те – подальше которые – те помогут. Неужели же не помогут? Она все им расскажет – помогут. Странно, мать ни разу не подумала о сыне, что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда. И кто же будет вызволять его из беды, если не мать? Кто? Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации, она будет день и ночь идти и идти... Найдет она этих добрых людей, найдет”.

8. Что беспокоит мать при встрече с сыном?

Ученик: “Мать Мудрым сердцем своим поняла, какое отчаяние гнетет душу ее ребенка.

Ученик: “Господа помоги батюшка, – твердила она в уме беспрерывно. – Не допусти сына до худых мыслей, образумь его. Он маленько заполошный – как бы ни сделал чего над собой”.

9. Как ведет себя мать, почему?

Ученик: Старается успокоить Витьку, идет на то, что говорит неправду о потерпевшем и о том, что ей обещали обязательно помочь. Она вселяет в сына уверенность, что все будет хорошо. Пытается поддержать его морально.

10. Итак, виноват ли Витька? Что вы скажете теперь?

11. Перед кем он виноват?

Ученик: Перед потерпевшими, перед обществом, перед матерью. Главная вина Витьки, конечно, перед ней.

12. Жалко вам героев? А кого больше и почему?

13. Почему Шукшин дал такое название своему произведению?

Ученик: Рассказ имеет такое название не случайно. Для Шукшина было важно описать, какие тяготы легли на сердце матери, сколько ей пришлось пережить, потому он так подробно и описывает действия матери после того, что случилось с сыном.

14. Можно ли Витькину мать назвать богатой? Не в материальном, а духовном смысле? В чем это богатство заключается?

Учащиеся делают вывод, что главное ее богатство заключается в любви.

Учитель: Так же считает и бельгийский писатель рубежа 19–20 веков Морис Метерлинк: “Все матери богаты, если они любят своих детей”.

Учитель: Тема матери звучит во многих произведениях В.М.Шукшина. Например, в кинофильме “Калина красная”, в котором главный герой Егор Прокудин, семнадцать лет не видел мать. Посмотрите фрагмент этого фильма.

Просмотр видеокассеты.

Учитель: А в этом фильме как главный герой относится к своей матери? Чувствует ли он вину перед ней? Раскаивается ли он? Пробуждается ли в нем совесть?

Посмотрите, как пишет об этом В.М.Шукшин в киноповести “Калина красная”: “Он (Егор Прокудин) увидел, услышал, узнал, что никогда не замолить ежу величайшего из человеческих грехов – греха перед матерью, что никогда уже его больная совесть не заживет”.

Учитель. А Витька Борзёнков раскаивается? Как вы думаете, почему Витька не рассказывает матери всю правду о случившемся?

Учитель, Как вы понимаете значение слов “совесть” и “раскаяние”? Посмотрите, как поясняются эти слова в Словаре русского языка.

(Вывешивается плакат со словами “совесть” и “раскаяние”.)

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Раскаяние – это сознание своей вины, сожаление о совершенном проступке.

Учитель: Запишите значение этих слов в тетрадь.

IV. Закрепление ЗУНов.

Учитель: Возможно, кто-то из вас после сегодняшнего урока пересмотрит свое отношение к маме, напишет ей доброе теплое письмо и покается в чем-то перед ней.

Предлагаю написать вам небольшое сочинение-рассуждение “Признание маме”, в котором вы ответите на такой вопрос: О чем заставил меня задуматься рассказ В.М.Шукшина “Материнское сердце”?

Чтение нескольких сочинений (см. Приложение2 ).

V. Контроль УД.

Работа по группам.

Учитель: Как вы думаете, такие матери, как мать Витьки Борзёнкова, потерявшая в войну мужа и старшего сына, похоронившая единственную дочь, умершую от голода, но все-таки сумевшая воспитать троих сыновей и не растерявшая душевной щедрости, теплоты и любви к своим детям, достойна памятника?

Представьте себя скульпторами. Вам доверено создать проект памятника Матери с большой буквы. Каким бы вы его сделали? Посоветуйтесь и дайте устный ответ. Можете нарисовать. Бумага и карандаши на партах.

Контролерами в группах будут... Ваша задача – регулировать взаимоотношения в группах.

Редакторами будут... В ваши функции входит слежение за правильностью выполнения задания.

Какая группа первой закончит работу, поднимите сигнальную карточку.

Памятка “Как работать в группе” лежит у вас на столах (см. Приложение3 ).

Звучит спокойная музыка.

Проверка задания.

VI. Подведение итогов урока.

Учитель: Ребята, кого рассказ “Материнское сердце” не оставил равнодушным? Почему? Что больше всего понравилось сегодня на уроке?

Учитель: Я очень рада, ребята, что рассказ затронул ваши души, заставил вас задуматься о себе, о жизни, о матери. В.М.Шукшин помог нам с вами понять самих себя.

С ранних рассказов начала 60-х гг. образ матери раскрывается в интерьере бытовой лирической зарисовки , пронизанной автобиографическими ассоциациями. В «Далеких зимних вечерах» (1961) это изображение деревенской жизни детей Ваньки и Наташки с матерью в условиях военных лишений, причем, по воспоминаниям Н.М.Зиновьевой (Шукшиной), некоторые из выведенных здесь бытовых подробностей, как, например, «стряпание» домашних пельменей, имеют реальную подоснову . В художественном плане центральной в рассказе становится образно-символическая антитеза тепла и холода, уюта и хаоса, что связано с постижением гармонизирующего воздействия матери и на детские души, и на картину бытия в целом: «Родной, веселый голос ее сразу наполнил всю избу; пустоты и холода в избе как не бывало… началась светлая жизнь» . Образ матери раскрывается в щедрой детализации как предметно-бытового («стрекот швейной машинки»), так и речевого характера. Ее сочувственные, «задумчивые» слова о воюющем на фронте отце детей воссоздают трагедийный исторический фон действия, сводят единичное и эпохальное, вселенское в целостном духовно-нравственном пространстве: «Отцу нашему тоже трудно там… Небось в снегу сидят, сердешные… Хоть бы уж зимой-то не воевали» .

Углубление психологического анализа при создании образов матерей соотнесено у Шукшина с художественным познанием неизбывного драматизма их отношений с сыновьями, что становится магистральным сюжетом рассказов «Племянник главбуха», «Сураз», «Крепкий мужик» и др. В «Племяннике главбуха» (1961) личность матери предстает в воспоминаниях юного героя, покинувшего дом и тоскующего в городе. При том, что Витька с матерью зачастую «не понимали друг друга», поскольку мать воплощала охранительное, домашнее начало, а Витьке «нравилась жизнь вольная» , - его восприятие матери оказывается значительно шире бытовых, повседневных отношений. В подробностях ее поведения, речи он интуитивно распознает высокую культуру родственного обращения с домашним, природным универсумом: «Он вспомнил, как мать разговаривает с предметами… с дождиком… матушкой дороженькой… с печкой…» . Как будет показано в рассказе «В профиль и анфас» (1967), подобное материнское одухотворение близкого и дальнего пространства обладало немалым педагогическим потенциалом, преподносило герою урок сыновства. Она заставляла сына перед отъездом проститься с печью, «всякий раз… напоминала, как надо говорить»: «Матушка печь, как ты меня поила и кормила, так благослови в дорогу дальнюю» .

В «Племяннике главбуха» щемящие воспоминания о матери помогают герою ощутить присутствие материнской ипостаси в природе, в бескрайней степи: «Матушка степь, помоги мне, пожалуйста… Стало легче оттого, что он попросил матушку степь» . Посредством утонченной психологической детализации в произведении передается хрупкость, трепетность материнско-сыновних отношений – в частности, растерянность, неловкость матери при разговоре с подрастающим сыном о возможном втором замужестве. Использованное в финале драматургическое положение «одной на сцене» позволяет изнутри высветить антиномичный душевный мир героини, передать мудрое прозрение ею остро драматичных ритмов бытия: «Плакала и сама не понимала отчего: от радости ли, что сын помаленьку становится мужчиной, от горя ли, что жизнь, кажется, так и пройдет…» .

Драматизм отношений матери с непутевым, не укоренившимся в жизни сыном еще более рельефно прорисовывается в рассказе «В профиль и анфас»: и в подвижной пластике диалогов, и в горьком укоре материнского обобщения («Пошто же, сынок, только про себя думаешь?.. Про матерей-то пошто не думаете?» ), и в несобственно прямой речи сына, напоминающей психологическую ремарку к напряженному «драматургическому» действию: «Они настойчивые, матери. И беспомощные» . Эта антиномия силы, величия матери – и ее уязвимости, беспомощности запечатлена в «жестовой» детализации финального эпизода расставания с сыном: «Бездумно, не то задумчиво глядела в ту сторону, куда поедет сын… голова ее затряслась у него на груди… перекрестила его» . Лейтмотив этого эпизода («А мать все стояла… Смотрела вслед ему») замедляет ритм повествования, представляя сиюминутные коллизии на фоне немеркнущих ценностных ориентиров.

Творческая попытка изобразить личность матери в эволюции , в призме ее переживаний высветить сложный, исполненный болезненных противоречий душевный склад центрального героя осуществлена в рассказе «Сураз» (1969). Внешние поступки еще молодой матери, «немилосердно выпоровшей» сына за школьные проказы, а затем «ночь рвавшей на себе волосы и вывшей над сыном», получают глубокую психологическую мотивировку: «Прижила Спирьку от «проезжего молодца» и болезненно любила и ненавидела в нем того молодца» . Отголоски этой женской, материнской драмы раскроются в сюжетной динамике рассказа в деструктивном мироощущении самого Спирьки Расторгуева. В зрелые же годы мать героя становится воплощением устойчивого, домашнего начала («жалела, стыдилась, что он никак не заведет семью» ). Ее суд над ним – любящий и милостивый – пробуждает тайные струны в душе героя, проступающие как во внешнем поведении, так и в сокровенной сердечной работе: «Нашел впотьмах голову матери, погладил по жидким теплым волосам. Он, бывало, выпимши ласкал мать» . Невольное возвращение Спиридона к внутренней молитве, мыслям о матери, о ее страданиях за него становится лейтмотивом всего рассказа и являет незримую силу противодействия общей трагедийной логике судьбы: «вот кого больно оставлять в этой жизни – мать», «все хотелось отвязаться от мысли о матери», «вспомнилась мать, и он побежал, чтоб убежать от этой мысли – о матери» . Этими внутренними метаниями исподволь обусловлена в рассказе и история сложных отношений героя с манящей его стихией женственности – от болезненного вожделения к замужней учительнице до подлинной героики самоотверженного спасения погибавшей от голода матери двух малолетних детей.

В системе нравственно-философских координат шукшинского рассказа личность матери становится воплощением охранительного начала, судьба же центрального героя подчас раскрывается в призме ее восприятия и оценок, что составляет важнейший ракурс изображения картины мира .

В одном из ключевых эпизодов рассказа «Крепкий мужик» (1969) мать разрушившего сельскую церковь бригадира Шурыгина занимает позицию сурового, вовсе не снисходительного, в отличие от сюжетной ситуации рассказа «Сураз», нравственного суда над впавшим в духовное беспамятство сыном. В ее ярком речевом самовыражении проступают не попираемые никакими извне приходящими обстоятельствами глубины народного религиозного сознания . Просветляющее, укорененное в многовековой традиции видение церкви как родного дома («она сил прибавляла») сочетается в речах матери с апокалипсическими нотами грозного пророчества сыну о Высшем возмездии за совершенный грех: «То ли дома окочурисся в одночасье, то ли где лесиной прижмет невзначай» .

Пророческий потенциал материнского слова обнаруживается и в рассказе «Беспалый» (1972), где контуры назревающей семейной драмы героя обозначаются через сочувственный взгляд матери. В проходном, казалось, эпизоде ее внешне сугубо бытового столкновения с невесткой звучит мудрое материнское слово об устроении супружеских отношений, заключающее в себе невольное предвидение («Не век ты собралась с мужем жить» ). А в рассказе «Ванька Тепляшин» (1972) в остроконфликтной драматургии «больничного» эпизода, «нелепого» происшествия художественно постигается антиномия житейской незащищенности матери – и ее потаенной мудрости. На уровне композиционной организации повествования данная антиномия раскрывается в контрастном наложении двух точек зрения на мир – сына и матери. В живом, любяще-сыновнем восприятии Ваньки Тепляшина, емко отраженном авторской «ремаркой» («так она вольно вскрикнула, радость человеческая» ), набрасываются психологические штрихи к первоначальному портрету матери: «Пробирается через улицу, оглядывается – боится…» . В узловом конфликтном эпизоде с больничным охранником индивидуализированные черты этого портрета обретают расширительный, архетипический смысл, в них просматривается тягостная инерция вековой социальной униженности простой русской женщины : в образе просящей, «взмолившейся» матери, в передаче ее «заученно-жалкого, привычно-жалкого» голоса, в «жестовой» детализации ее поведения: «Мать сидела на скамеечке… и вытирала полушалком слезы» . В финальном же диалоге материнское слово, проникнутое «горькой думой» о сыне, открывает высоту зоркого обобщения о жизненной драме героя, тупиках его максималистского мировосприятия и неустроенности («Нигде ты, сынок, как-то не можешь закрепиться» ). Комментирующая этот разговор лаконичная ремарка («Мать никогда не переговорить») знаменует пересечение взглядов героя и повествователя, в ситуативном выдает присутствие вечного и дорастает до уровня афористично выраженной житейской мудрости.

Для поздних рассказов Шукшина оказывается весьма характерным насыщение порой эскизных, связанных с матерями эпизодов потенциалом бытийных, социальных обобщений . Так, в рассказе «Боря» (1973) напряженное ожидание прихода матери пребывающим в больничной палате героем высветляет сокровенные пласты его душевной жизни, а наблюдения повествователя за ним откристаллизовываются в философское размышление об иерархии нравственных ценностей, о величии обычной жалости к человеку, квинтэссенцией которой является сострадательная по своей природе материнская любовь: «Мать – самое уважаемое, что ни есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, всю жизнь – жалеет» . Этически направленная авторская мысль обращена к природной тайне самой личности матери, непостижимым образом способствующей гармонизации мира: «Оставь ей все, а отними жалость, и жизнь в три недели превратится во всесветный бардак» . Симптоматичное проявление подобной гармонизации выхвачено из потока повседневности в рассказе «Други игрищ и забав» (1974). Здесь возникает уникальный в шукшинской характерологии образ еще совсем юной матери Алевтины, переживающей под воздействием свершившегося события глубинное, пока не осознанное для нее самой изменение, преображение внутреннего существа. Материнская ипостась как знак душевного превосходства, свыше ниспосланный дар вступает в стремительной событийной динамике рассказа в резкий контраст с поведением суетящихся, выясняющих отношения родственников: «Она, как стала матерью, сразу как-то поумнела, осмелела, часто баловалась со своим Антоном и смеялась» .

С годами в прозе писателя возникают особые рассказы – портреты матерей , где пути художественного воплощения центрального образа оказываются весьма разнообразными и могут быть основаны на использовании фольклорных архетипов , на сказовом самораскрытии героини , на объективном авторском повествовании .

Из многовековой фольклорной традиции прорастает образ страждущей за сына матери в рассказе «В воскресенье мать-старушка…» (1967). Его лейтмотивом становится прочувствованное исполнение слепым народным певцом Ганей песни про «мать-старушку», принесшую в тюрьму «передачку… родному сыну» . Эта популярная в военные годы песня становится значимым коммуникативным событием, ибо в воображении самого «сказителя», слушателей дорисовывались подробности картины, когда «виделось, как мать-старушка подошла к воротам тюрьмы» . Прямое речевое самовыражение матери, заключающее в себе обобщение народного опыта («А то люди говорят…»), таит ее глубинное, постигаемое уже на надсловесном уровне переживание, которое и образует смысловую кульминацию Ганиной песни:

Повернулась мать-старушка,

От ворот тюрьмы пошла…

И никто про то не знает –

На душе что понесла .

Примечательна сопряженность образного ряда данного рассказа с непосредственным общением Шукшина с матерью, которая выслала сыну слова этой помнившейся ему лишь по мотиву песни . Подобным автобиографизмом пронизан и рассказ «Сны матери» (1973; первоначальное название «Сны моей матери»), где в сказовой форме материнского повествования («рассказывала она их не один раз» ), в живой диалогической ткани, с характерными особенностями народного говора рисуются грани ее личности, выявляются потаенные душевные искания.

Эти пять снов в самом деле объединены темой «потустороннего мира» , однако было бы неточным трактовать их исключительно в свете переживания «суеверного страха» перед загадками бытия. За попытками заглянуть в таинственные, подчас пугающие письмена судьбы, растворенные в бытовых реалиях, – как, например, в экспозиционном сне или в пророчестве о гибели мужа – проступают незамутненные источники народной веры, прозрение надматериального измерения Божьего мира . Именно христианским сознанием продиктованы здесь и восприятие явившихся во сне «двух мальчиков в сутаночках», передающих для сестры героини призыв не плакать без меры об умерших дочерях; и стремление выполнить наказ умерших «Авдотьиных девочек» о помощи бедным. Смиренное осознание собственного несовершенства приходит к героине в сновидческой встрече с рано ушедшей из жизни подругой, где в духовном озарении перед земным взором приоткрываются различные уровни загробного бытия.

Актуализация надрационального сновидческого измерения при постижении глубин материнской души происходит и в экспозиционной части рассказа «Письмо» (1970), где старуха Кандаурова остро ощущает духовную недостаточность человеческого существования вне Богообщения («Да где же у меня Бог-то?» ). Как и в «Снах матери», здесь наблюдается прямое сказовое самораскрытие матери в ее письме к дочери, зятю и внукам. Сила материнского догляда, позволяющего интуитивно воссоздать конкретные эпизоды не вполне благополучной семейной жизни дочери, обнаруживает в монологичной, казалось, форме письма «драматургический» потенциал живого действия. Знаменитая «всеохватывающая диалогичность шукшинского рассказа» выразилась здесь в разнонаправленном, эмоционально гибком, мудром материнском слове . Это и исповедальные проекции на собственный детский опыт («Мы тоже када-то росли у отца с матерей, тоже, бывало, не слушались ихного совета, а потом жалели, но было поздно» ), и воспоминания о своем несчастливом замужестве, и вразумляющий юмор в обращении к зятю: «Еслив ты опять приедешь такой задумчивый, огрею шумовкой по голове, у тебя мысли-то перестроютца» . В миросозерцании героини совершается антиномичное переплетение радостно-торжественного видения жизни («Господи, думала старуха, хорошо, хорошо на земле, хорошо» ) – и заключенного в финальном психологическом штрихе самоиронического модуса, противоположного наивной восторженности: «Старая! – сказала она себе. – Гляди-ко, ишо раз жить собралась!.. Видали ее!» .

По портретному принципу строится и рассказ «На кладбище» (1972). Психологически подробно воссозданный разговор рассказчика со старушкой на могиле ее сына являет соприкосновение преходящего и надвременного, которое изначально проистекает от мистического восприятия матерью места погребения сына как сокровенного, заповедного пространства, не терпящего присутствия чужого. Раздумья героини о Высшем предначертании, свершившемся в безвременной потере («не нам это решать дадено, вот беда» ), взыскательные нравственные оценки нынешней жизни служат композиционным обрамлением звучащего из ее уст «рассказа в рассказе», который образует смысловое ядро произведения. Посредством речевой, жестовой пластики здесь передано то, как на место привычной угнетенности «постоянным» горем у старушки в момент рассказывания выдвигается совсем иное, одухотворенное, проясненное восприятие мира («глядя на меня ясными умытыми глазами» ). В ее легендарном повествовании о чудесной встрече солдата с плачущей на кладбище женщиной рисуется священное, свободное от житейских напластований воплощение жертвенного материнства, впервые явленного самой Богородицей: «Я есть земная божья мать и плачу об вашей непутевой жизни» . Это взаимопроникновение чудесного и обыденного (у солдата «на гимнастерке-то образ божьей матери») чутко ощущается и самим рассказчиком, в связи с чем примечательным становится его импульс «снять пиджак и посмотреть – нет ли и там чего» . Данный «вставной» рассказ высветляет в произведении черты житийного жанра, которые сфокусированы на «праведном образе матери, актуализирующем богородичные черты, связанном с функцией защиты и заступничества, наполненном жалостью и милосердием к свои детям» .

Художественное постижение глубин материнского сознания в призме объективного авторского повествования осуществляется в рассказе «Материнское сердце» (1969). Остросюжетная история с Витькой Борзенковым воспроизведена здесь отрывистым пунктиром, лишь как композиционно необходимая увертюра к центральной теме – материнского сердца . С момента введения этой темы в рассказе заметно замедляются повествовательный ритм, течение художественного времени, а авторское слово насквозь «пропитывается» материнским мировидением: «Мать Витькина узнала о несчастье на другой день…» .

Многомерными предстают в рассказе речевые средства раскрытия внутреннего мира матери . Краткая, в немалой степени типичная для своего времени предыстория («родила пятерых детей», муж погиб на фронте) сменяется яркими речевыми самовыражениями матери, так ни разу и не названной по имени, а предстающей в своем изначальном, высшем природном качестве. В ее прямых, насыщенных колоритом народного слова обращениях («батюшки-святы», «андел ты мой господний», «сыночки вы мои милые», «сжальтесь вы над ним», «анделы вы мои, люди добрые») предпринимается отчаянная попытка утвердить приоритет общегуманистических, христианских принципов над иными формами регуляции человеческой жизни: «Да способитесь вы как-нибудь с вашей обидушкой – простите вы его, окаянного» . Художественным «нервом» шукшинского повествования становится то, как в сфере несобственно прямой речи героини, где рациональному знанию предпочтены вера и сердечное понимание поняла , что этот длинный враждебно настроен к ее сыну», «поняла , что и этот невзлюбил ее сына» ), материнское слово сочувственно подхватывается и вместе с тем объективируется, исподволь корректируется словом повествователя . Исходный для повествователя нравственный посыл («Материнское сердце, оно – мудрое» ) не препятствует ему вновь и вновь подвергать аналитическому осмыслению душевные устремления героини, искусно – при помощи повторов, инверсий – сохранять при этом напряженно-взволнованное звучание ее голоса: «Она вызволит сына, она верила в это, верила . Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем… Странно, мать ни разу не подумала о сыне – что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда» . Подобное многозначительное пересечение веры матери с раздумьями повествователя происходит и в финальной реплике, сообщая речевой ткани рассказа художественное единство: « «Ничего, добрые люди помогут». Она верила , помогут» .

Композиционно рассказ «смонтирован» из «драматургически» напряженных сцен, где за внешним речевым поведением персонажей скрывается мощный психологический подтекст. Среди них выделяются эпизод в милиции, разговор матери с прокурором и особенно ее встреча с заключенным сыном, обрисованная в своем исконном, повторяющемся в веках значении, которое состояло в том, что «рядом сидел ее ребенок, виноватый, беспомощный» . Поразительна творческая энергия отношения матери к речи, воспринимаемой как орудие протеста против отчаяния – особенно в связи с оптимистичным «перетолковыванием» ею заведомо неутешительных слов прокурора. Теплящийся у матери опыт народной веры, выразившийся в искреннем призыве сына к молитве, несколько подтачивается, однако, проявлениями сиюминутного прагматизма («Со всех сторон будем заходить» ), изображение чего способствует объективности авторского художественного познания характеров и обстоятельств.

Итак, образы матерей, и шире – тема материнства составляют один из существенных проблемно-тематических уровней художественного мира Шукшина. Творя на протяжении более десятка лет галерею этих образов, писатель отталкивался от автобиографических воспоминаний и, сверяясь с ними, двигался к масштабным обобщениям социального опыта, к воплощению нравственных, онтологических интуиций . Образы матерей запечатлены в шукшинских рассказах и в портретно-монографическом плане, и в «драматургии» напряженных, конфликтных отношений с прочими персонажами, социальными обстоятельствами, бытийными закономерностями. Опора на восходящие к древнейшей культуре архетипические представления о материнстве органично соединилась у Шукшина с разработкой оригинальных повествовательных стратегий, изобразительно-выразительных средств создания образов матерей – в единстве исторически определенного и вечного.есь вы как-нибудь с вашей обидушкой - простите общегуманистических, христианских принципов над иными формами регуляции мент рассказывания выдвигается совсем иное, одухотворенное, проясненное восприятие мира (" место привычнойатери"альное название " " которая по просьбе сына выслала ему слова этой помнившейся лишь по мотиву песни. Подобным авни, наваются весьма разнообразными и могут быть основаны на использовании фольклоркает уникальный в шукшинской характерологии образ еще совсем юной матери Алевтины, переживающей под воздейст

Литература

1.Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 3-х т. Т.2. Рассказы 1960 – 1971 годов / Сост. Л.Федосеева-Шукшина; Коммент. Л.Аннинского, Л.Федосеевой-Шукшиной. М., Мол. гвардия, 1985.

2.Шукшин В.М. Собрание сочинений: В 3-х т. Т.3. Рассказы 1972 – 1974 годов. Повести. Публицистика / Сост. Л.Федосеева-Шукшина; Коммент. Л.Аннинского, Л.Федосеевой-Шукшиной. М., Мол. гвардия, 1985.

3.Шукшин В.М. Надеюсь и верую: Рассказы. Киноповесть «Калина красная». Письма. Воспоминания. М., Воскресенье, 1999.

4.Бобровская И.В. Агиографическая традиция в творчестве В.М.Шукшина. Автореф. дис… канд. филол. наук. Барнаул, 2004.

5.Глушаков П.С. О некоторых «суеверных мотивах» в творчестве Василия Шукшина // Шукшинские чтения. Феномен Шукшина в литературе и искусстве второй половины ХХ века. Сб. матер. музейной науч.-практич. конф. 1 – 4 октября 2003 г. Барнаул, 2004. С.61 – 66.

6.Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Василий Шукшин // Лейдерман Н.Л., Липовецкий М.Н. Современная русская литература: В 3-х кн. Кн.2: Семидесятые годы (1968 – 1986): Уч. пособие. М., Эдиториал УРСС, 2001. С.57 – 66.


© Все права защищены

В национальном образовании сегодня провозглашён приоритет общечеловеческих ценностей и свободного развития личности. Творчество Шукшина актуально и сегодня. Данный урок способствует воспитанию интереса к творчеству писателя. Поэтому для анализа на уроке был взят текст рассказа “Материнское сердце». Поддержать эмоциональный климат на уроке при изучении этой темы позволило соблюдение принципов наглядности материала, доступности, учёта уровня подготовленности, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей обучающихся, а также рациональное сочетание коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы, обеспечивающих развитие коммуникативной, личностной, ценностно-смысловой компетенции учащихся. Работа с текстом позволяет развивать коммуникативные умения школьников, отрабатывать навыки как устной, так и письменной речи. Во время работы с текстом учащиеся используют знания и опыт жизни. Работа на таких уроках предусматривает создание мотиваций поиска. В ходе урока учащиеся исследуют текст. Взаимосвязь исследования и творчества развивает и пробуждает интеллектуальные способности ребят.


Открытый урок по теме «Сердца материнского свеча…» (по рассказу В.М. Шукшина "Материнское сердце")

Цели :

    проанализировать текст рассказа “Материнское сердце”;

    показать на примере одного произведения Шукшина правдивое изображение жизни, глубокое раскрытие характеров героев;

    пробудить живой отклик на проблемы современности;

    формировать чуткое и уважительное отношение к матери, вызвать желание быть достойными сыновьями;

    учить анализировать, рассуждать, делать выводы, сравнивать;

    развивать творческие способности учащихся;

    способствовать формированию навыков правильности ответов на поставленный вопрос;

    активизировать эмоциональные реакции учеников, добиться сопереживания;

    способствовать формированию коммуникативных навыков;

    способствовать формированию навыков написания сочинения-эссе (уровня ЕГЭ)

Тип урока: комбинированный.

Методы:

    словесный (беседа, рассказ);

    наглядный;

    элементы проблемного метода (сочинение-эссе, приемы устного словесного рисования, самостоятельное мышление);

    дедуктивный (умение анализировать, делать умозаключения);

    вопросно-ответное общение.

Оборудование к уроку: портрет В.М.Шукшина, портрет матери Шукшина – М.С.Шукшиной, тексты с рассказом В.М.Шукшина “Материнское сердце»,театральный реквизит, фотовыставка «Шукшин и мать», выставка книг В.М. Шукшина.

Формы организации учебной деятельности:

    фронтальная,

    групповая,

    индивидуальная.

Эпиграф:

Мы не сироты, … пока у нас есть МАТЕРИ» ”.
(В.М.Шукшин)

Ход урока

I. Организационный момент (внешняя и внутренняя психологическая готовность, перекличка класса).

II. Начало урока.

1. На фоне музыки звучит стихотворение Раисы Кашкировой.

(читает заранее подготовленный ученик)

Сердцу материнскому отрада –

Слышать бесконечный зов любви.

Ты моя надежда и награда,

Я приду – ты только позови.

Только лишь окликни, мой сыночек,

И щемящий сердце, чистый свет

Путь к тебе укажет даже ночью,

Если ты на нём оставил след.

Сквозь преграды, позабыв усталость,

Я к тебе на помощь полечу,

Чтоб зажечь оставшуюся малость –

Сердца материнского свечу!

2. Учитель: Мать… Для каждого человека – большого или маленького, молодого или пожилого – мать самый родной человек на земле. Всё лучшее в человеке - от матери, давшей жизнь… Материнская забота, любовь тепло, терпение, беспокойство за нас окружают нас с рождения и до последних минут жизни Матери.

Учитель: Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить?

Учитель: Правильно, о матери, об отношении к ней, о неутомимом, необъятном материнском сердце.

Сообщение темы и целей урока.

Темой нашего урока я взяла строчку из прозвучавшего стихотворения Раисы Кашкировой. “Сердца материнского свеча…” (по рассказу В.М.Шукшина “Материнское сердце”).

Мы проанализируем текст рассказа, попробуем определить проблемы, поднятые автором в этом произведении, каждый из вас попытается высказать свою позицию.

3. Запись темы и эпиграфа к уроку в тетради.

Учитель: Все, кто знал Шукшина лично, в один голос говорят о его особом отношении к матери, Марии Сергеевне. Вот выдержки из писем писателя: « Когда буду помирать, если буду в сознании, в последний момент успею подумать о матери, о детях, о родине, которая живёт во мне. Дороже у меня ничего нет».

«У меня …серьёзно, опасно заболела мать… И теперь всё болит и болит душа. Мы не сироты, …пока у нас есть МАТЕРИ… На меня вдруг дохнуло ужасом и холодным смрадом: если я потеряю мать, я останусь КРУГЛЫМ сиротой. Тогда у меня что-то сдвигается со смыслом жизни».

Слова из письма В.М. Шукшина В. Белову мы и возьмём эпиграфом к нашему уроку.

(запись темы и эпиграфа в тетради)

III . Объяснение нового материала.

1. Учитель: В.М.Шукшин всегда помнил и понимал, что сделала для него мать в главном – в стремлении, чтобы сын стал настоящим человеком. И сын отвечал ей своей любовью.

Предлагаю вам посмотреть небольшую презентацию о необыкновенно нежных отношениях матери и сына, которую подготовили ребята нашего класса.

После урока вы можете познакомиться с выставкой фотографий и книг, посвящённых В.М.Шукшину. Это тоже результат групповой работы ребят нашего класса.

2. Реализация опережающего группового домашнего задания.

(просмотр презентации)

«Сердца материнского свеча…»

В биографии Марии Сергеевны особенно трогает то, как женщина претерпевала испытания судьбы.

Сама история семьи Шукшиных повторяет судьбы многих жителей Алтая. Мария Сергеевна родилась 14 октября 1909 года в Сростках. Отрочество её совпало с периодом революции и Гражданской войны, учиться ей не пришлось, о чём она жалела всю жизнь. Вышла замуж, родила двоих детей. Но счастье новой жизни было разрушено молотом репрессий, мужа расстреляли. Работала в колхозе, одна растила детей. Вновь вышла замуж и вновь удар - муж погиб на фронте. Опять одна, теперь уже на всю жизнь, которую всецело посвятила детям.

Она хотела, чтобы дети её учились. Отправила в институт Наталью, позже и сына благословила на учёбу в Москве, верила, что у него иная судьба... Себе во всём отказывала, а детям-студентам помогала. Работала Мария Сергеевна тогда в сельской парикмахерской и заработок имела скромный. И вот, казалось, дети встали на ноги, можно вздохнуть, но... Рано ушёл из жизни муж Натальи, оставив её с двумя пятилетними детьми. Мария Сергеевна стала в тот момент опорой и для дочери, и для внуков.

А потом самое страшное - смерть сына...

Как можно было пережить всё это и не стать душевно надломленным человеком? Говорят, была Мария Сергеевна женщиной строгой, но справедливой. Это на людях, а к детям своим она относилась по-другому, особенно к сыну. Для своих детей Мария Сергеевна была и отцом, и матерью, маленького Василия уважала, наказаниями не унижала - ведь он был единственным мужчиной в доме.

Во всём эпистолярном наследии наиболее трогательны его письма к матери. Где он при всей своей суровости мог находить такие слова для матери, какие далеко не каждый сын - и даже дочь!- находит...

Послушайте, что пишет Василий Макарович своей матери. Написано это письмо из Ленинграда. Возможно, в конце 40-х годов во время призыва на службу.

""Здравствуй!

С горячим сыновьим приветом - Василий. Получил твоё письмо. Первое письмо из дома. Можешь ли представить себе, дорогая моя, как обрадовали и взволновали меня эти два листочка, написанные тобой. Я забыл, когда из моих глаз выкатилась в последний раз слеза, (бывало и горько и обидно), а тут не мог сдержаться. Не могу выразить словами это чувство. От них повеяло на меня родиной, полями, домом, к ним касалась твоя рука... Ты

упрекаешь меня мама в том, что я так долго не говорил своего адреса. Даже говоришь так: "Неужели тебе неинтересно знать, родная мать жива или нет". Мама, ты в самом деле так думаешь? Да разве мог я забыть о моей матери. Нет, моя дорогая, моя бесценная, мысль о тебе всегда была моим верным спутником. Она поддерживала меня в трудные минуты, она всегда направляла меня на верный путь. Я мог забыть о чём угодно, но не о моей матери. И если я не сообщал адреса, то для этого были причины сильнее моей сыновней любви…’’

После смерти сына Мария Сергеевна продолжала писать ему. И через друзей посылала письма на его могилу на Новодевичьем кладбище.

Вот письмо, написанное Марией Сергеевной уже после смерти В.М.Шукшина. "Сыночка, дитё моё милое, не могу я до тебя докликаться. Сердечушку моему в груди места мало, горло моё сжимает, хочу в слух крикнуть - голоса нет. Сокол ты мой ясный, знал бы ты как тяжело твоей любимой мамочке и тёмная ноченька меня не может успокоить. Говорят со мной - я их не слышу, идут люди - я их не вижу. Одна у меня думушка - нет моего дитя милого на свете. Голубь ты мой сизокрылый, солнце ты моё Красное, приснись ты, дитё милое, мне во сне, обогрей ты моё истерзанное сердечушко. Милый, милый ты мой дитёнок, расскажи ты мне про свою несчастную смертушку, что же с тобой, дитё моё, случилось? Не думала я о таком великом горюшке. Сыночка, приснись, расскажи, дитёныш мой ненаглядный. Навалил ты на меня тоску со всего света белого. Жду я тебя, дитёнок, жду, откуда жду - сама не знаю. Милый ты мой, милый, на кого же ты всех нас покинул?"

Василий Макарович очень боялся пережить мать, потому что ощущал в ней опору. Он просто не мыслил свою жизнь без неё. Ну, а мать тем более не мыслила себя без "милого дитенка" Но так случилось...

У ТАКОЙ матери

мог быть только ТАКОЙ сын

Учитель : Да, верная опора для В.М.Шукшина – мать.

“Учись, буду помогать. Как-нибудь выдюжу”. “Пусть едет, там он больше пользы принесет”,- говорила его мама.

Обратимся ещё раз к эпиграфу.

– Как вы понимаете эти слова Шукшина? Почему он так сказал? Какая она, настоящая мать, по Шукшину?

Да, это мать, которая любит своего ребенка, заботится о нем, переживает за него. Готова всегда прийти ему на помощь.

Образ такой матери нарисован в рассказе В.М.Шукшина “Материнское сердце”.

Беседа по рассказу “Материнское сердце”:

1. Каково ваше первое впечатление о рассказе?

2. О чём этот рассказ? Сформулируйте тему.

(В рассказе раскрывается тема беззаветной материнской любви)

    Проблема безрассудной, слепой любви матери к своему ребёнку;

    Проблема отношения детей к своим родителям.

4. Как вы думаете, виноват ли Витька в том, что с ним произошло? Почему автор называет его Витькой?

Случайным поступок героя назвать нельзя. Пил, хоть пить не умел, от выпитого становился дурной; ремень носил флотский с залитым в него свинцом: жениться собирался без любви (так легко пошел с незнакомой девушкой); мать не жалел; на работе не все в порядке, если хорошую характеристику обещают написать, то только из одолжения, из сочувствия к матери.

5. Была ли жизнь матери Витьки лёгкой? Какие испытания выпали на долю матери? Стал ли Витька кормильцем, опорой для матери?

Мать прожила тяжелую жизнь, нелегко ей и сейчас. Читаем по тексту рассказа: “Мать Витьки родила пятерых детей, рано осталась вдовой (Витька грудной был, когда пришла похоронка об отце в сорок втором году). Старший сын ее тоже погиб на войне в сорок пятом году, девочка умерла от истощения в сорок шестом, следующие два сына выжили, мальчиками еще, спасаясь от великого голода, ушли по вербовке в ФЗУ и теперь жили в разных городах. Витьку мать выходила из последних сил, все распродала, осталась нищей, но сына выходила – крепкий вырос, ладный собой, добрый... Все бы хорошо, но пьяный – дурак-дураком становится”.

6. Почему же мать, по-вашему, уже немолодая женщина, хлопочет за своего непутёвого

сына? О чём она думает, когда спешит ему на выручку?

“В глазах матери все туманилось и плыло... Она молча плакала, вытирала слезы концом платка, но шла привычно скоро, иногда только спотыкалась о торчащие доски тротуара... Но шла и шла, торопилась. Ей теперь, она понимала, надо поспешать, надо успеть, пока они его не засудили, А то потом вызволять будет трудно. Она верила этому. Она всю жизнь свою только и делала, что справлялась с горем, и все вот так – на ходу, скоро, вытирая слезы концом платка. Неистребимо жила в ней вера в добрых людей, которые помогут. Эти – ладно – эти за своего обиделись, а те – подальше которые – те помогут. Неужели же не помогут? Она все им расскажет – помогут. Странно, мать ни разу не подумала о сыне, что он совершил преступление, она знала одно: с сыном случилась большая беда. И кто же будет вызволять его из беды, если не мать? Кто? Господи, да она пешком пойдет в эти краевые организации, она будет день и ночь идти и идти... Найдет она этих добрых людей, найдет”.

7. Посмотрите сцену разговора матери Витьки с милиционером.

Реализация группового задания (исполняют два ученика)

И тут вошла мать Витьки... И, переступив порог, упала на колени и завыла, и запричитала:

Да анделы вы мои милые, да разумные ваши головуш­ки!.. Да способитесь вы как-нибудь с вашей обидушкой - простите вы его, окаянного! Пьяный он был... Он трезвый последнюю рубашку отдаст, сроду тверезый никого не оби­дел...

Заговорил старший, что сидел за столом и держал в ру­ках Витькин ремень. Заговорил обстоятельно, спокойно, попроще - чтобы мать все поняла.

Ты подожди, мать. Ты встань, встань - здесь не церква. Иди, глянь...

Мать поднялась, чуть успокоенная доброжелательным тоном начальственного голоса.

Вот гляди: ремень твоего сына... Он во флоте, что ли, служил?

Во флоте, во флоте - на кораблях-то на этих...

Теперь смотри: видишь? - начальник перевернул бля­ху, взвесил на руке: - Этим же убить человека - дважды два. Попади он вчера кому-нибудь этой штукой ребром - конец. Убийство. Да и плашмя троих уходил так, что теперь врачи борются за их жизни. А ты говоришь - простить. Ведь он же трех человек, можно сказать, инвалидами сделал, действительно. А одного - при исполнении служебных обязан­ностей. Ты подумай сама: как же можно прощать за такие дела, действительно?

Да сыночки вы мои милые! - воскликнула мать и за­плакала. - Да нешто не бывает по пьяному делу?! Да всякое бывает - подрались... Сжальтесь вы над ним!..

Один он у меня -- при мне-то: и поилец мой, и корми­лец. А еще жениться надумал - как же тогда с девкой-то, ес­ли его посадют? Неужто ждать его станет? Не станет. А дев­ка-то добрая, из хорошей семьи, жалко...

Он зачем в город-то приезжал? - спросил начальник.

Сала продать. На базар - сальца продать. Деньжон­ки-то нужны, раз уж свадьбу-то наметили - где их больше возьмешь?

При нем никаких денег не было.

Батюшки святы! - испугалась мать. - А иде ж они?

Это у него надо спросить.

Да украли небось! Украли!.. Да милый ты сын, он отто­го, видно, и в драку-то полез - украли иху него! Жулики ук­рали...

Жулики украли, а при чем здесь наш сотрудник - за что он его-то?

Да попал, видно, под горячую руку...

Ну, если каждый раз так попадать под горячую руку, у нас скоро и милиции не останется. Слишком уж они горя­чие, ваши сыновья! - начальник набрался твердости. - Не будет за это прощения, получит свое - по закону.

Да анделы вы мои, люди добрые, - опять взмолилась мать, - пожалейте вы хоть меня, старуху, я только теперь маленько и свет-то увидела... Он работящий парень-то, а женился бы, он бы совсем справный мужик был. Я бы хоть внучаток понянчила...

Дело даже не в нас, мать, ты пойми. Есть же прокурор! Ну, выпустили мы его, а с нас спросят: на каком основании? Мы не имеем нрава. Права даже такого не имеем. Я же не буду вместо него садиться.

А может, как-нибудь задобрить того милиционера? У меня холст есть, я нынче холста наткала - пропасть! Все им готовила...

Да не будет он у тебя ничего брать, не будет! - уже кричал начальник. - Не ставь ты людей в смешное положе­ние, действительно. Это же - не кум с кумом поцапались, это - покушение на органы!

Куда же мне теперь идти-то, сыночки? Повыше-то вас есть кто или уж нету?

Пусть к прокурору сходит, - посоветовал один из присутствующих.

7. Почему мать многое как будто не слышит, когда ей говорят о преступлении?

Мать понимает, что сын попал в беду, но что он совершил, она не понимает, вернее, не хочет понять. Главное, его спасти, уберечь от тюрьмы. Она даже ищет для него оправдание, говоря, что Витька сделал это под пьяную руку. Мать даже готова подкупить милиционера.

«Материнское сердце, оно мудрое, но там, где замаячила беда родному дитю, мать не способна воспринимать посторонний разум, и логика тут ни при чём».

«У матери в эту минуту было на душе другое: она вдруг совсем перестала понимать, что есть на свете – милиция, прокурор, суд,тюрьма… Рядом сидел её ребёнок, виноватый, беспомощный…И кто же может сейчас отнять его у неё, когда она – только она, никто больше – нужна ему?»

8. Как вы думаете, права ли мать, когда она защищает своего сына и просит милиционеров отпустить его?

9. А как милиционеры и прокурор реагируют на мать? Почему?

“Тяжело было смотреть на мать. Сколько тоски и горя, сколько отчаяния было в ее голосе, что становилось не по себе. И хоть милиционеры – народ до жалости неохочий, даже и они – кто отвернулся, кто стал закуривать...”.

10. Итак, к какому выводу вы пришли: виноват Витька? Если он виноват, то в чём его вина? Почему он «ждал страшился» встречи с матерью? Перед кем он виноват в первую очередь?

Ему стыдно за своё поведение. «Мучительно стыдно. Жалко мать. Он знал, что она придёт к нему, пробьётся через все законы, ждал этого и страшился».

Витька виноват в том, что решил пить с незнакомыми людьми. Имея невесту, вступает в отношения с женщиной сомнительного вида. Витька – безответственный и легкомысленный человек.

В погоне за «скорой радостью, за «кипучей, желанной жизнью» забывает о том, что он один опора и надежда матери на спокойную старость. В этом его главная вина.

11. Как ведёт себя мать, получив отказ?

Получив отказ простить Витьку в милиции, у прокурора, мать не опустила рук. Ведь Витька – единственный из 5 детей, который здесь, жил с ней, хорошо работал и был на хорошем счету. Она получила разрешение на свидание с ним, успокоила его, вселила и в него надежду, а сама, вздохнув, готовилась к новым встречам с высокопоставленными людьми, чтобы защитить своего Витьку.

«Но мать - действовала. Мыслями она бы­ла уже в деревне, прикидывала, кого ей надо успеть охватить до отъезда, какие бумаги взять. И та неистребимая вера, что добрые люди помогут ей, вела ее и вела, мать нигде не меш­кала, не останавливалась, чтоб наплакаться вволю, тоже прийти в отчаяние - это гибель, она знала. Она - действо­вала.

Часу в третьем пополудни мать выехала опять из дерев­ни - в краевые организации».

12. Почему Шукшин дал такое название своему произведению?

Для Шукшина главное показать не то, что произошло с Витькой, а то, как упорно мать защищает своё дитя, какие тяготы легли на сердце матери, сколько ей пришлось пережить.

Сам Шукшин так говорил о матери: “Мать – самое уважаемое что ни на есть в жизни, самое родное – вся состоит из жалости. Она любит свое дитя, уважает, ревнует, хочет ему добра – много всякого, но неизменно, – всю жизнь – жалеет”.

Вот оно, материнское сердце! Разве не хватает за живое все: и причитания, молитвы, увещевания? Только Шукшин мог так проникновенно написать о матери.

13. Какую главную мысль хотел донести до нас Шукшин? Сформулируйте его авторскую позицию.

Учитель: Материнское сердце слепо в своей любви. Мать – главная опора в жизни каждого человека, только она способна понять и простить своё дитя.

14 . В каких ещё произведениях литературы поднималась тема взаимоотношений «отцов и детей»?

(И.С. Тургенев «Отцы и дети» (любовь матери к Базарову), Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (любовь матери к Родиону Раскольникову), К.Г. Паустовский «Телеграмма»)

15. Рассказ «Материнское сердце» написан в 1969 году. Актуальны ли проблемы, затронутые Шукшиным, сегодня?

16. К сожалению, не всегда дети готовы платить за материнское тепло и заботу тем же.

Предлагаю вашему вниманию видеосюжет об отношениях современных детей и матерей.

Просмотр видеоролика «Лишние…» и беседа с классом.

(Просмотр и беседа)

17. Наверное, никто из вас не остался равнодушен к проблемам, поднятым на сегодняшнем уроке. Выскажите свою позицию по одной из проблем.

IV. Подготовка к написанию сочинения по тексту рассказа (задание уровня ЕГЭ).

Учитель: Рассказ прочитан. Дома вам предстоит написать сочинение по рассказу «Материнское сердце» (уровня ЕГЭ). В процессе работы на уроке мы делали записи, которые вам помогут в написании сочинения, а также большую помощь в домашней работе вам окажет материал, который лежит у вас на столах.

Определим основные моменты вашего сочинения:

    тема рассказа;

    аргументы, подтверждающие вашу позицию;

V. Подведение итогов урока.

V I . Домашнее задание.

(написать сочинение уровня ЕГЭ по рассказу В.М. Шукшина «Материнское сердце»)

    В рассказе раскрывается тема беззаветной материнской любви.

    Проблема безрассудной, слепой любви матери к своему ребёнку;

    Проблема отношения детей к своим родителям.

    Вывод автора очевиден: Витька – безответственный и легкомысленный человек. В погоне за «скорой радостью, за «кипучей, желанной жизнью» забывает о том, что он один опора и надежда матери на спокойную старость.

Аргументы из читательского опыта:

    И.С. Тургенев «Отцы и дети» (любовь матери к Базарову);

    Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (любовь матери к Родиону Раскольникову);

    К.Г. Паустовский «Телеграмма» (Настя и Катерина Ивановна);

    В. Распутин «Последний срок» (старуха и её дети).

Урок внеклассного чтения в 7 классе

Образ матери в рассказах В.М.Шукшина

Гамира Зяляева, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории Камскополянской средней школы «1

Цели:

Вызвать интерес к творчеству В.М.Шукшина;

Развивать речевые и творческие способности учащихся;

Развивать умения и навыки анализа художественного анализа текста.

Оборудование: портрет В.М. Шукшина, презентация.

Опережающее задание:

1-ая группа готовит материал о матери В.М.Шукшина;

2-ая группа читает и анализирует рассказ «Сны матери»

Вопросы для анализа текста:

    Какова основная тема рассказа?

    Почему рассказ называется «Сны матери»?

    Какие художественные детали раскрывают нравственные качества Марии Сергеевны: доброту, справедливость?

3-я группа читает и анализирует рассказ «Змеиный яд»

Вопросы для анализа текста:

    Как раскрывается характер героя, когда он узнаёт о болезни матери?

    Какую вину он почувствовал перед матерью?

    Какие художественные детали рассказа раскрывают нравственную атмосферу общества: хамство, неуважение к человеку, благодарность?

4-ая группа читает и анализирует рассказ «Далёкие зимние вечера»

Вопросы для анализа текста:

    Какова основная идея рассказа?

    Какие художественные детали показывают, что произведение о войне?

Теория литературы: тема, идея, художественная деталь.

Вступительное слово учителя.

В середине 70-х годов село Сростки на Алтае стало широко известно в нашей стране и за её пределами. Здесь родился и жил В,М,Шукшин. Живописны окрестности села: холмистая равнина с берёзовыми колками, красавица Катунь с многочисленными островами и протоками, известная для тысяч россиян гора Пикет. У подножия Пикет, на пригорке стоит на виду у всего села Дом-музей матери В.М.Шукшина. Этот дом Василий Макарович купил матери в 1965 году на крупный гонорар, полученный за роман «Любавины».

Любил В.М.Шукшин этот дом. А когда приезжал к матери, не мог нарадоваться и надышаться той полнотой воли и душевного покоя, которую человек может испытать только на родной земле, в материнском доме.

Тема нашего урока «Образ матери в рассказах В.М.Шукшина».

Теории литературы. Тема. Идея. Художественная деталь.

1-ая группа.

Мать Шукшина Мария Сергеевна значила для сына многое. Он любил её благодарной, сыновней любовью, гордился ею. Молодой женщиной, оставшись одна с малолетними детьми, она подняла Василия и Наташу на ноги, воспитала, научила крестьянскому труду, дала образование.

2-ая группа анализирует рассказ «Сны матери».

1-ая группа.

Наталья Макаровна Зиновьева, сестра В.Шукшина, рассказывала: «Однажды заболела мама – хватанул радикулит. Она совсем обезножила, спину ни согнуть, ни разогнуть. Она написала письмо Васе о своей болезни. Действительно, Вася долго и напористо искал змеиный яд, который ей порекомендовал врач. Это лекарство тогда было в дефиците. В отчаянии, боясь, что он не найдёт этого яда, Василий послал телеграмму: « Письмо получил, ищу лекарство». Мама тогда переживала, что написала письмо. Теперь, говорит, пол- Москвы обегает. Но вскоре она получила бандероль со змеиным ядом. Эта история и стала сюжетом для написания рассказа «Змеиный яд».

3-я группа анализирует рассказ «Змеиный ряд».

В тяжёлые военные времена Марии Сергеевне с двумя детьми жилось очень трудно. Мать вышивала, шила, ткала людям и себе, словом, что-то зарабатывала на картошку, муку, крупу. Зимы тогда были холодные, снежные. От холода ничто не спасало: ни одеяла на окнах, ни тряпьё на пороге у двери. Единственной спасительницей была русская печь, которую надо было чем-то топить. Мария Сергеевна с Васей ходили за березняком в Талицкий остров (это по замёрзшей Катуни поздно вечером километра три).

Рассказ «Далёкие зимние вечера» повествует об этих детских годах Василия Макаровича.

4-ая группа анализирует рассказ «Далёкие зимние вечера»

1-ая группа. Мария Сергеевна тяжело переживала смерть любимого сына, её горе было велико и неотступно. Мать по-прежнему посылала письма сыну, теперь на его могилу.

«…Дитёнок мой, дитёнок, прости меня: я тебя потопила своей слезою горькою. Не могу я ни на одну минуточку забыться. Были бы у меня крылышки, я бы каждый день летала на твою могилочку. Мне бы легче было…Сын ты мой любимый, светлая тебе память, ласка ты моя несчастная».

Умерла Мария Сергеевна 17 января 1979 года, пережив своего сына на четыре года. Похоронена она в Сростках, на сельском кладбище.

Итоги урока.

Каково общее впечатление от рассказов?

Какой из них показался более интересным?

Почему?

Оценка знаний учащихся.

Домашнее задание: написать отзыв по группам