Символизм в романе преступление и наказание дунаев. «Преступление и наказание». Символика названия романа


Введение. Наша жизнь наполнена знаками судьбы, которые подсказывают, верной ли дорогой мы идём. Иногда мы можем их не замечать, но они все же существуют и помогают нам в жизни. К примеру, многие люди верят в приметы и видят в проявлениях природы голос свыше, слушают и доверяют ему. Литературные классики уделяли немалое внимание знакам судьбы и ее символам. Особенность символа состоит именно в том, что ни в одной из ситуаций, в которых он используется, он не может быть истолкован однозначно. Даже у одного и того же автора в одном произведении символ может иметь неограниченное количество значений. Именно поэтому и интересно проследить то, как изменяются эти значения в соответствии с развитием сюжета и с изменением состояния героя. Примером произведения, от заглавия до эпилога построенного на символах, может служить Преступление и наказание Ф. М. Достоевского.


Введение. Уже первое слово преступление символ. Каждый герой переступает черту, черту, проведенную им самим или другими. Словосочетание преступить или провести черту пронизывает весь роман, переходя из уст в уста. Во всем есть черта, за которую перейти опасно; но, раз переступив, воротиться назад невозможно.


Фамилия главного героя. Фамилия главного героя Раскольникова так же имеет символический характер, может быть прочитана в буквальном смысле. Раскольников ведь не просто убивает, он убивает топором: фактически он раскалывает свою жертву как полено. Тут очень важен поворот топора с обуха на острие при убийстве Лизаветы. Похоже, что после первого «машинального», убийства старухи топор начинает осознавать себя, превращаясь в орудие раскалывания. Раскольников тот, кто раскалывает. Если вспомнить о том, что тема раскалывания является уже в самый миг зарождения мысли об убийстве («Странная мысль наклевывалась в его голове, как из яйца цыпленок»), что топор был взят из дворницкой, где лежал между двумя расколотыми поленьями, что Раскольников, спрятав топор на своем теле, под одеждой, в определенном смысле сливается с ним, что отмывает он топор от крови на старухиной кухне мылом, взятым с расколотого блюдечка. Раскольников со своей смертоносной идеей, нависшей над толпой похож на топор, а его каморка вытянутая и узкая не только «гроб», но и «футляр» для хранения тяжелого и опасного инструмента.


Топор. Пожалуй, ключевым символом стал топор Раскольникова, который на долгие времена стал ассоциироваться с именем Достоевского. Старуху-процентщицу Раскольников бил обухом по голове, а Лизавету - ее сестру, кроткую и тихую женщину, - острием. В течение всей сцены убийства лезвие топора было обращено к Раскольникову и угрожающе глядело ему в лицо, как бы приглашая стать на место жертвы. "Не топор во власти Раскольникова, а Раскольников стал орудием топора". Убийством Лизаветы топор жестоко отплатил Раскольникову. В топоре смысловая подмена.


Топор Топор. Новый топор Раскольникова уже не инструмент его воли, идеи, а подлог случая-беса. Топор взят из-под земли (дворницкая) и наделён самостоятельной злой силой. Настоящий (кухонный) топор мог оказаться неподъемным! Подставным же Раскольников действовал «почти без усилия, почти машинально», «силы его тут как бы не было». Сила шла от подложного топора с минуты его обретения Раскольниковым, который ободрился при этом «чрезвычайно». В словах Раскольникова о том, что не он, а черт убил старушку мотив навязанности действия и намек на неслучайность происшедшего: старуха-«ведьма» убита бесовским топором.


Белое белье. Способ, которым символика чистого белого заявляет о себе в романах Достоевского, выглядит очень необычно. Осуществить задуманное Раскольникову помешала прачка. Он уже занес ногу, чтобы переступить «порог», когда возникло некоторое замешательство. Войдя в кухню за топором, он увидел, что «Настасья не только на этот раз дома, у себя на кухне, но еще занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках!» После убийства Раскольников сталкивается с чистым бельём уже на квартире старухи: отмыв кровь, он затем «все оттер бельем, которое тут же сушилось на веревке, протянутой через кухню».


Белое белье. Свидригайлов перед самоубийством видит во сне мертвую девочку в «белом тюлевом платье», лежащую на столе, покрытом «белыми атласными пеленами». Появление «чистого белья» приходится на пороговые точки, через которые проходят герои. Это новые белые обои в старухиной квартире и свежевыкрашенная и побеленная комната, где сразу после убийства прятался Раскольников и т.д. «Удвоенное» чистое белье в судьбе Раскольникова и, особенно, его возвращение в старухину квартиру, после убийства, когда квартира уже оклеена новыми белыми обоями идет как намек на возможное возрождение или излечение…


Символика снов Раскольникова. Сны главного героя являются знаками судьбы, они подсказывают ему правильную дорогу. Но Раскольников или не замечает эти знаки, или игнорирует их. В первый раз Раскольникову снится, как мужик - Миколка засек насмерть свою лошадь, а "он"- семилетний мальчик - это увидел, и ему стало до слез жалко "бедную лошадку". Здесь проявляется добрая сторона натуры Раскольникова. Это снится ему до убийства, очевидно, подсознание противится тому, на что он идет. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь. Второй сон Раскольников увидел после убийства. Ему снится, что он пришел на квартиру к убитой старушонке, а она спряталась за салопом, в углу своей комнаты, и тихонько смеялась. Тогда он вытаскивает "из петли топор" и бьет ее "по темени", но со старухой ничего не происходит, тогда он начинает "бить старуху по голове", но от этого она только сильней смеется. Здесь мы осознаем, что образ старухи будет преследовать Раскольникова всю жизнь.




Желтый цвет. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей это болезненный цвет. Например: Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару; Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою... Здесь желтый сахар сочетается с надтреснутым сломанным чайником и слитым чаем, который также имеет желтый цвет. Во втором примере желтый стакан, т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: пожелтелая меховая кацавейка Алены Ивановны, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах шляпа Раскольникова и т.д.


Желтый цвет. Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями... Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках... Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: Это была крошечная клетушка, шагов в б длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными, всюду отставшими от стены обоями... Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом и с припухшими веками...; лицо Порфирия Петровича было цвета больного, темно-желтого.


Красный цвет. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови. Раскольников замечает, что в квартире стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки.


Цвет глаз героев. Особую символическую нагрузку несут цвета глаз героев. Это замечательные голубые глаза Сонечки и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с холодным, тяжелым взглядом; это прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом на первых страницах романа и эти же глаза с воспаленным, а затем и помертвевшим взглядом после совершенного убийства и т.д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к воспаленному, т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.


Христианские образы и мотивы. В романе широко использованы христианские мотивы и образы. В нем присутствует реминисценция из Библии о Лазаре, притча, которую Соня читает Раскольникову на четвертый день после преступления. При этом Лазарь из этой притчи воскрес именно на четвертый день. То есть Раскольников эти четыре дня духовно мертв и, по сути, лежит в гробу ("гроб" - каморка героя), а Соня пришла, чтобы спасти его. Из Ветхого Завета в романе присутствует притча о Каине, из Нового - притча о мытаре и фарисее, притча о блуднице ("если кто не греховен, пусть первым бросит в нее камень"), притча о Марфе - женщине, всю жизнь нацеленной на суету и пропускающей самое главное (Марфа Петровна, жена Свидригайлова, всю жизнь суетится, лишенная основного начала).


Христианские образы и мотивы. Свидригайлов предстает перед нами в виде "черной бани с пауками и мышами" - в христианском представлении это картина ада, для грешников, не знающих ни любви, ни покаяния. Также при упоминании о Свидригайлове постоянно возникает "черт". Свидригайлов обречен: даже добро, которое он вот-вот уже готов совершить, напрасно (сон о 5-летней девочке): его добро не принимается, слишком поздно. Страшная сатанинская сила, черт, преследует и Раскольникова, в конце романа он скажет: "Черт меня вел на преступление". Но если Свидригайлов кончает жизнь самоубийством (совершает самый страшный смертный грех), то Раскольников очищается. Также присутствуют такие образы и символы, как крест и Евангелие. Соня дает Раскольникову Евангелие, принадлежавшее Лизавете, и, читая его, он возрождается к жизни. Крест Лизаветы Раскольников сначала от Сони не принимает, так как пока не готов, но затем берет, и опять же это связано с духовным очищением, возрождением от смерти к жизни.




Число 3. Число три играет в романе значительную роль. Его связь с евангельскими мотивами несомненна. Так, например, Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за тридцать тысяч сребреников, как некогда предал, по евангельскому рассказу, Иуда Христа за тридцать сребреников. Соня вынесла Мармеладову на похмелье свои последние тридцать копеек, и он, как и раньше Катерина Ивановна, которой Соня «тридцать целковых молча выложила», не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой. Марья Марфовна оставила Дуне 3 тысячи рублей по завещанию. Марфа Петровна выкупила Свидригайлова за 33 тысяч сребреников. Свидригайлов хотел предложить Дуне «тысяч до тридцати». Раскольников 3 раза позвонил в колокольчик старухи, 3 раза ударил ее топором. «Три встречи» Расскольникова с Порфирием Петровичем,«3 раза приходила» Марфа Петровна к Свидригайлову. У Сони три дороги, как думает Раскольников, когда она стоит в трёх шагах от стола. У Сони «большая комната с тремя окнами» и т. д.


Число 4. Число 4 имеет основополагающее значение. В откровениях Иоанна Богослова – 4 животных (гл. 4); 4ангела, 4 угла земли, 4 ветра (гл. 7); 4 имени сатаны (гл.12); 4 сотворённых богом предмета (гл. 14); 4 имени народа (гл. 17) и т. д. «…Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! Уже смердит: ибо четыре дни, как он во гробе… Она энергично ударила на слово: четыре »».(Ч. 4, гл. 4, стр. 262). «Стань на перекрестке, поклонись, поцелуй сначала землю…поклонись всему свету на все четыре стороны…»(ч.5, гл.4, стр.336) В истории воскрешения Лазаря, которую Соня читает Родиону Раскольникову, Лазарь был мёртв 4 дня. История эта помещена в четвёртом Евангелии (от Иоанна).


Число 7. Можно предположить, что, «посылая» своего героя на убийство именно в семь часов, Достоевский тем самым уже заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать «союз» бога с человеком. Вот почему, чтобы снова восстановить этот «союз», чтобы снова стать человеком, Раскольников должен снова пройти через это «истинно святое число». Поэтому в эпилоге романа снова возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число: «Им оставалось еще семь лет; а до тех пор столько нестерпимой муки и столько бесконечного счастья! Семь лет, только семь лет!». Можно отметить также семь детей портного Капернаумова, семилетний голосок, певший «хуторок», сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком, семьсот тридцать шагов от дома Раскольникова до дома старухи, семьдесят тысяч долга Свидригайлова.


Число 7. «Он узнал, он вдруг, внезапно и совершенно неожиданно узнал, что завтра, ровно в семь часов вечера, Лизаветты, старухиной сестры и единственной ее сожительницы, дома не будет и что, стало быть, старуха, ровно в семь часов вечера, останется дома одна.»(ч.4, гл.5, стр.53) Сам роман семичленен (6 частей и эпилог) Первые две части состоят из семи глав каждая. «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик: -Семой час давно!»(ч.1, гл.4, стр.58) Свидригайлов тоже прожил с Марфой Петровной 7 лет, но для него они были не как 7 дней счастья, а как 7 лет каторги. Об этих семи годах Свидригайлов настойчиво упоминает в романе: «…во все наши 7 лет…», «семь лет из деревни не выезжал», «…все 7 лет, каждую неделю сам заводил…», «…7 лет безвыездно проживал…»)


Число 11. Число 11 здесь не случайно. Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о том, что «царство небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой». Выходил он нанимать работников в третьем часу, в шестом, в девятом и, наконец, вышел в одиннадцатом. А вечером, при расплате, управляющий по распоряжению хозяина заплатил всем поровну, начав с пришедших в одиннадцатом часу. И последние стали первыми во исполнение высшей справедливости. Эту же евангельскую притчу Достоевский мог слышать и в проповеди св. Иоанна Златоуста, читаемой в православных церквях во время пасхальной заутрени. Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что Раскольникову все еще не поздно сбросить с себя наваждение, еще не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться и стать последнего, пришедшего в одиннадцатом часу, первым. (Недаром для Сони был «весь приход» в том, что в момент прихода к ней Раскольникова у Капернаумовых пробило одиннадцать часов.)


Число 11. «Одиннадцать часов есть? - спросил он…(время прихода к Соне) - Есть, - пробормотала Соня. - …сейчас у хозяев часы пробили… и я сама слышала… Есть.» (Ч. 4, гл. 4) «Когда на другое утро, ровно в одиннадцать часов, Раскольников вошёл в дом – й части, в отделение пристава следственных дел, и попросил доложить о себе Порфирию Петровичу, то он даже удивился тому, как долго не принимали его…».(Ч. 4, гл. 5) «Был час одиннадцатый, когда он вышел на улицу.» (ч.3, гл.7) (время ухода Раскольникова от умершего Мармеладова)


Вывод. «Преступление и наказание» наполнено мельчайшими деталями, которые мы на первый взгляд не воспринимаем, но которые находят отражение в нашем подсознании. Часто люди не замечают знаки судьбы, как и главный герой Раскольников, а потом расплачиваются за допущенные ошибки всю жизнь.


Источники. Л. В.Карасёв. - О символах Достоевского Вопросы философии С Белов С.В. Неслучайные слова и детали в «Преступлении и наказании». – «Русская речь»,1975, 1, с. 40. Белов С.В. Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» / Под ред. Д.С.Лихачева. – 2-е изд., испр. и доп. –М.: Просвещение, – 240 с. Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание». Роман. В 6 ч. С эпилогом / Послесл. и коммент. А.Н. Муравьева. – М.: Просвещение, – 480 с



В произведениях Ф.М. Достоевского всевозможные образы-символы обретают особое значение, помогая в выражении позиции писателя. Не стал исключением в этом смысле и роман «Преступление и наказание».

Развивая психологическую драму Родиона Раскольникова, автор показывает цветовую гамму и цифровой ряд глазами героя. Совершив свое злодеяние, Раскольников постоянно выхватывает из окружающей его палитры жизни лишь доминирующие цвета: красный и желтый. Красный – кровь, желтый – золото, косвенная причина убийства.

«Другая же дама, очень полная и багрово-красная, с пятнами, видная женщина, и что-то уж очень пышно одетая, с брошкой на груди величиной в чайное блюдечко, стояла в сторонке и чего-то ждала».

«Когда он очнулся, то увидал, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек с желтым стаканом, наполненный желтой водою, и что Никодим Фомич стоит перед ним и пристально глядит на него; он встал со стула».

Эпизоды, где Раскольникову бросаются в глаза зловещие цвета, связаны с преступлением. Символика же цифр направлена на наказание, как бы подтверждая мысль Сонечки Мармеладовой о том, что единственный путь – вера и покаяние.

Чаще других в романе встречается цифра четыре, подразумевающая четыре стороны креста, святого раскаяния. «Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое» — здесь как будто звучит мысль о том, насколько отчаянным, страшным путем хозяйка комнаты несет свой крест в помощь близким.

Комната Раскольникова также имеет четырехугольную форму, но это трудно назвать уникальным явлением, акцента здесь нет. Но относительно скоро появляется в романе еще один эпизод, подтверждающий присутствие символики: звучит повествование из Евангелия, описывающее чудесное воскрешение некоего Лазаря из Вифании. Казалось бы, история просто по случаю, но (!) Лазарь был воскрешен Христом через четыре дня после погребения. И сам Родион Раскольников приходит к Соне через четыре дня после совершения преступления…

Роман «Преступление и наказание» — история души, а не жизни. А так как автор, по-моему, достаточно доходчиво излагает нам эту историю, то, поставив себя на место главного виновника событий, мы можем ощутить давление цветов, неразрывно связанное с запятнанной совестью и ужаснувшимся воображением.

Наш слух, как и слух Раскольникова, станет «вылавливать» лишь слова, имеющие непосредственное отношение к совершенному нами преступлению; характер станет мнительным и беспокойным, всюду будет мерещиться близкое разоблачение…

Но – что любопытно! – символика цветов мы ощущаем как бы через Раскольникова, а символику цифр – через автора. Ведь, если можно так выразиться, на преступление Родион Романович решился будто бы «без участия» Ф.М.Достоевского, а к перемене мировоззрения и к началу новой жизни был, по-моему, приведен именно им.

Итак, Ф.М. Достоевский нашел очень интересный психологический подход к читателю с помощью знаков и символов. Это вносит в сюжет некоторую загадку, которую после прочтения романа и осознания сути происходящего с некой ноткой здравого рассуждения можно разгадать.

Ф.М. Достоевский - это не просто классик
русской литературы. Это гений, сумевший
понять загадочный русский характер и раскрыть
многие проблемы русского общества, которые
актуальны и в наши дни. Его роман
«Преступление и наказание» открывает череду
эпохальных романов, сделавших писателя
поистине мировым классиком. В нем подробно
исследован человеческий индивидуализм,
граничащий с абсолютным эгоизмом, который
приводит к отрицанию всех ценностей жизни.
Помимо точного психологического анализа
отдельного человека, в произведении дается
подробное описание жизни беднейших слоев
общества, что делает этот роман практически
энциклопедией жизни в Санкт-Петербурге того
времени. Каждый роман Ф.М.Достоевского -
это неповторимый мир, который буквально
захватывает читателя. В этом мире важна
каждая мелочь и каждой детали придается
особое значение. «Преступление и наказание»
не является исключением и содержит множество
символов. Особенное значение в этом романе
писатель отдает числам.

Число три.

Число три.
Издавна числовыми значениями человек
пытался передать различную информацию
и описать отдельные нравственные понятия.
Числа «три» и «тридцать три» особенно
важны для христианской культуры. Символ
Бога - Святая Троица, тридцать три года -
возраст Иисуса Христа, воскресение через
три дня. Поэтому именно с этими числами
Ф.М.Достоевский олицетворяет
божественную сущность. Вот некоторые
примеры, в которых это число встречается в
тексте:
Раскольников совершает преступление на 3ий день повествования в романе;
Раскольников звонит в дверь старухи 3 раза
перед совершением преступления;
Раскольников ударяет старуху 3 раза;
Раскольников признается Соне в
преступлении на 3-ий день знакомства с
ней;
Раскольников встречается со следователем 3
раза до того, как явиться с повинной;
У Катерины Ивановны Мармеладовой есть
трое маленьких детей;
Около трех лет Раскольников не видится со
своей матерью и сестрой до их приезда в
Петербург;
Марфа Петровна Свидригайлова завещает
Дуне 3 тысячи рублей;
Свидригайлов дает Соне 3 тысячи рублей в
виде благотворительности;
Соня зарабатывает тридцать целковых в
первый день своей "непристойной работы«
(целковый - монета достоинством в один
рубль);
В семье Раскольниковых был третий ребенок
(брат Родиона и Дуни), который умер в
младенчестве;
В каморке Раскольникова стоит три стула;
У Сони в комнате три окна;
Колечко, которое закладывает Раскольников у
старухи, украшено «тремя какими-то
красными камушками»;
Кроме того, в романе часто встречается такое
выражение, как "в трех шагах", содержащее в
себе число "три":
"в трех шагах от стола"
"в трех шагах от него"
"в трех шагах и нельзя не убить"
"стоит перед ним в трех шагах"

Мы считаем, что введение в произведение данного числа, также как и
других, было неслучайным и имеет несколько значений: во-первых, это
символ несчастья(3 раза Раскольников ударил старуху по голове;После
убийства Раскольников спустился по 3 лестницам;Предположительно
трех человек убил Раскольников;3 раза Свидригайлов бил жену
кнутом;От смерти Мармеладова до смерти Катерины Ивановны прошло 3
дня;В 3 часа ночи Свидригайлов видит свой третий сон.), во-вторых, это
символ обновления и надежды(3 тысячи Марфа Петровна оставила
Дуне;3 копейки Раскольников дал Настасье за письмо матери;3 тысячи
Свидригайлов перед смертью даёт Соне; Признался в конторе на третьем
этаже в третьей комнате.)1, в-третьих, упоминания в тексте этого числа
связаны с предательством.

Число одиннадцать.

Еще одно евангельское число -
одиннадцать - так же
присутствует в романе
неоднократно. Именно в
одиннадцать часов Раскольников
ушел от умершего Мармеладова.
В это же время он встречается с
Соней и Порфирием Петровичем.
Чтобы понять смысл этого числа в
романе, необходимо обратиться к
евангельской притче. Хозяин
дома вышел нанимать работников
в третьем часу, затем в шестом, в
девятом и в одиннадцатом. В
конце хозяин расплатился со
всеми работниками поровну,
начав с последнего, который
пришел в одиннадцатом часу.
Число
одиннадцать.
В этом высшая божественная
справедливость. Поэтому, писатель
считает, что Раскольникову, как
пришедшему последним в
одиннадцатом часу, еще не поздно
покаяться и стать первым.

Число семь.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто
повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 частей
и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов
вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова.
Теологи называют число 7 истинно святым числом, так
как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего
божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 –
числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является
символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая”
Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера,
Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как
тот хочет разорвать этот союз.
Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова
стать человеком, герой должен снова пройти через это
истинно святое число. В эпилоге романа возникает число
7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число.
Раскольников приговорен к девяти годам заключения,
последняя встреча с героями состоится в эпилоге, до конца
каторжной жизни осталось семь лет, но они, пишет автор,
пройдут как семь дней.
Свидригайлов прожил в Марфой Петровной всего 7 лет. В
своём сне Раскольников представлет себя 7летним
мальчиком.
- «Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе
раздался чей-то крик:» Семой час давно!» ; старуха берет 7
процентов в месяц; Свидригайлов должен был 70 тысяч
перед женитьбой на Марфе Петровне; 7 детей было у
Капернаумовых; в 7 часов перед покаянием Раскольников
пришел проститься с матерью.

Вывод:

В заключение можно сказать, что все произведения
Ф.М.Достоевского настолько глубоки по смыслу, что
понять все тонкости каждого просто невозможно.
Каждый роман буквально нашпигован глобальными
проблемами, которые актуальны в любое время. И
конечно же, главной темой для писателя всегда
остается личность самого человека, его душа,
которая, по искреннему убеждению классика, всегда
была ближе к Богу, чем казалось на первый взгляд. Я
думаю, что роман «Преступление и наказание» -
гениальный путеводитель, позволяющий нам
приблизиться к загадке человеческой души, понять
самих себя и окружающих людей.

Презентацию подготовили:

Гришина Екатерина;
Аветисян Нелли.
Спасибо за внимание!

Символика древа и креста в романе «Преступление и наказание»

Впервые в тексте романа «Преступление и наказание» слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной.

«- Жалеть! Зачем меня жалеть! - вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперёд рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов.- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что!- Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть. Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! …» (часть 1, глава 2.)

В данном отрывке слово «крест» употреблено в составе фразеологизма распять на кресте и имеет значение наказать, причём, строго. «Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!- кричит один старик из толпы. Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет!- кричат из толпы уже многие голоса» (часть 1, глава 5) - сон Раскольникова. Страшный эпизод расправы над бедной лошадью. Почему в этом отрывке употреблён фразеологизм «на тебе креста нет»? Так говорят о человеке, у которого нет совести. Только человек, который возгордился, считает себя выше других, или, как Раскольников, решает проверить с помощью убийства «тварь ли он дрожащая или человек» как раз и не имеет креста, а значит, и совести. И именно эта фраза на протяжении всего романа по-разному переосмысливается, подводя нас к мысли, что только человек без совести способен на преступление. По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, духовного писателя XIX века, «совесть - чувство духа человеческого, тонкое светлое, различающее добро от зла. Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум».

Во время убийства старухи-процентщицы появляется, на первый взгляд, незначительная деталь, над которой вначале Родион даже не задумывается:«На снурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелёк с стальным ободком и колечком. Кошелёк был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь…» (часть 1, глава 7).

Эта деталь имеет продолжение: крест снова и снова появляется в жизни Родиона Раскольникова, а в период духовной борьбы становится важнейшим символом в его судьбе. Услышав от Раскольникова рассказ об убийстве Алёны Ивановны и Лизаветы, Соня призывает его к покаянию в преступлении перед всем народом - «на перекрёстке». Слово перекрёсток также образовано от слова «крест», в старину говорили: жить на крестах, т.е. на перекрестке (В.И.Даль Словарь живого великорусского языка). Снова появляется образ креста, это новый призыв, но юноша его отвергает, нет раскаяния ещё в душе Родиона, есть только смятение, страх, борьба. Поэтому идея с «перекрёстком» кажется ему нелепой. И снова появляется крест - теперь это крест убитой им Лизаветы. Крест как деталь и как символ:

« - Есть на тебе крест? - вдруг неожиданно спросила она, точно вспомнила.

Он сначала не понял вопроса.

Нет, ведь нет? На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой остался, медный Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми… ведь мой! Ведь мой! - упрашивала она. - Вместе ведь страдать пойдём, вместе и крест понесём!..»

Как видим, в данном отрывке слово «крест» употреблено 4 раза, но каждое имеет разные лексические значения. Первую фразу можно понять двояко: во-первых, в составе фразеологизма есть на тебе крест, т.е. есть ли у тебя совесть; во-вторых, носит ли человек на себе крест, т.е. в прямом значении этого слова. Достоевский неслучайно использует в данной фразе двусмысленность, этим он заставляет нас задуматься о душевных переживаниях и Сони, и Раскольникова.

Здесь употреблён ещё один фразеологизм нести крест, который и объясняется автором в тексте: вместе страдать пойдём. Этот эпизод является кульминационным в романе, именно поэтому, с моей точки зрения, так часто употреблено слово «крест» в разных лексических значениях в этом отрывке.

  • - Не теперь, Соня. Лучше потом, - прибавил он, чтоб её успокоить.
  • - Да, да, лучше, лучше, - подхватила она с увлечением, - как пойдёшь на страдание, тогда и наденёшь. Придёшь ко мне, я надену на тебя (имеется в виду крест), помолимся и пойдём» (часть 5, глава 4). В последней фразе отчётливо прозвучало добровольное принятие Соней на себя всей тяжести чужого креста: «помолимся и пойдём».

И вот наступила эта минута. Решившись идти в участок с признанием в преступлении, Раскольников приходит к Соне:

« - …Я за твоими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекрёсток посылала; что ж теперь, как дошло до дела, и струсила? Ну, что же, где кресты?

Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.

Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе! хе! И точно я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный - это Лизаветин, себе берёшь, - покажи-ка? так на ней он был… в ту минуту? Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь. Вот бы те кстати теперь, право, те бы мне и надеть…» (часть 6, глава 8).

Кипарис -- дерево, символизирующее печаль, скорбь и смерть. Соня надевает Раскольникову на грудь кипарисовый крестик - благословляет на будущее страдание, призывает прийти к истине через раскаяние в грехах.

Раскольников просит у Сони кресты, но надеть крест - означает принять крестонесение жизни, крест - это страдание.

Итак, слово «Крест» употреблено в тех частях романа, где главный герой мечется, старается найти выход из создавшейся ситуации. В эпилоге чаще употреблено слово совесть. «Ну чем же мой поступок кажется им так безобразен? - говорил он себе, - тем, что он - злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? совесть моя спокойна…» Таким образом, в последних главах романа герой ещё не осознал того, что убивать - это грех, это не божье дело.

Только после болезни Раскольников берёт в руки Евангелие, то есть через страдание приходит к вере. «Любовь воскресила их» говорит Достоевский, именно вера в бога не дала погибнуть Сониной душе, которая и спасла Раскольникова.

Необходимость веры в бога, в светлые идеалы является главной мыслью романа и причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения слово крест, т.е. герой романа несёт свой крест, страдает и приходит к раскаянию.

Достоевский, «этот поэт вечной эпопеи о войне Бога и дьявола в человеческих сердцах», гениально точно и выразительно показал причины выбранного Раскольниковым пути к добру: еще неосознанно, инстинктивно он пытается противиться все более укореняющимся в нем злобе, желчи, раздражительности. Он не хочет быть в таком состоянии, не может этого выносить. А ранее, создавая свою теорию о «тварях дрожащих и власть имеющих», он принимал жестокость в других за силу, печать избранных. Он не мог понять тогда «мудрости» Сони, не умевшей даже объяснить, что ей дает Господь. Она, лишенная всякой радости в жизни, принесенная в жертву, посланная на крест своими близкими, бережет единственное и самое ценное, спасительное сокровище свое - дар Божественного происхождения: способность любить и сострадать людям, смиряться и верить. Эта внутренняя жизнь находится в совершенно иной плоскости бытия, отвергнутой Раскольниковым, недоступной пониманию его. Он и теперь еще не знает, что такое «потеря благодати» и о чем молятся христиане, но он почувствовал и убедился, что состояние внутреннего «раздирания» (это и есть значение слова «диавол») после совершения убийства, но усилилось до невыносимости.

«Перекресток» также имел продолжение в жизни Раскольникова. Родион попытался выполнить то, о чем просила его Соня, правда, народ не понял его покаяния. Однако это нужно было не народу, а ему самому, Родиону, христианину и преступнику.

Именно «на перекрестке» состоялась настоящая молитва Раскольникова, не там, у Сони, когда он несколько раз перекрестился, а здесь, в эту минуту осознания полной своей беспомощности и смирения. «Сущность молитвы заключается в признании глубокого своего бессилия, глубокой ограниченности. Молитва - где «я не могу», где «я могу» - нет молитвы», - писал В.В. Розанов.

Итак, в числе символически отмеченных предметов оказываются и нательные кресты. Достоевский, занимаясь описанием крестиков, заставляет нас присмотреться к ним с напряженным вниманием. Кресты были у Сони, а также у убиенных Алены Ивановны и Лизаветы. Отдельно сказано об образке, висевшем на снурке у старухи, и этот образок как раз и вносит в дело некоторый беспорядок. «На снурке (в момент смерти старухи) были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок»(гл.7, ч.1). На последних страницах романа эта финифть (эмаль) странным образом «превращается» в серебро. Когда Соня достает из ящика два креста - кипарисный и медный, и дает кипарисный Раскольникову, тот замечает: «Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь». Помимо странного построения фразы (к чему относится слово «серебряный»), обращает на себя внимание само настойчивое упоминание именно о ДВУХ КРЕСТАХ: помимо того, что два креста несколько раз фигурируют при различных обстоятельствах, несколько раз о них говорит и Раскольников: «... Я за твоими крестиками, Соня…»или «Ну, что же, где кресты?»(гл.8, ч.6). Дело усложняется и произведенными обменами: Соня отдает Лизавете свой образок и берет ее медный крест. Свой же кипарисовый крест она отдает Раскольникову перед тем, как они отправляются для признания в контору (гл.8, ч.6). Путаница доходит до того, что возникает ощущение, будто не только Раскольников, но и Соня все время ХОДИЛА БЕЗ КРЕСТА: ведь в последней решающей встрече Соня достаёт ОБА из имевшихся у неё крестиков из ящика: один надевает на себя, а другой отдаёт Раскольникову. В данном случае очень интересна подоплёка всей этой путаницы. Похоже, Достоевский был настолько поглощён мыслью о крестах, что в какой-то момент просто потерял их из виду. И хотя очевидно, что на первом месте здесь была христианская тема Креста и угадывающийся за ней путь страдания, по которому должны были пойти Раскольников и Соня, вместе с этим в нательных крестиках героев романа присутствовала ещё одна смысловая линия, уже не символическая, а натуральная.

Интересный факт замечает Л.В. Карасев, когда говорит о том, что в романе («Преступление и наказание») настойчиво говорится о двух крестах. Два креста носит на шее старушонка, Раскольников обыкновенно имеет в виду не один крест, когда обращается к Соне. Здесь происходит актуализация одного из значений религиозного символа: крест - как судьба человека. Алена Ивановна, мучившая свою сестру, Раскольников, забирающий сразу несколько жизней, Рогожин, убивший свою возлюбленную, несут не только свой крест (судьбу), но и крест своих жертв.

Обмен крестами происходит между Раскольниковым и Соней, выступающей в качестве церковного «деятеля», обращающего неверующего на христианский путь.

Итак, ситуация обмена крестами в романе «Преступление и наказание» представлена два раза: имплицитно и эксплицитно, на глазах читателя. О том, что Лизавета и Соня Мармеладова поменялись крестами, мы узнаем со слов одной из них. Однако в данном случае важным становится то, что у данного креста есть своя история, которая в контексте всего романа обретает особую значимость. Соня оставляет себе крест Лизаветы - случайной жертвы Раскольникова, беззащитной, беззлобной, покорной женщины, жестоко им убитой. Соня же отдает свой крест, она, по существу, тоже жертва: она отдала себя за счастье близких людей.

Таким образом, первый обмен крестами происходит между двумя «жертвами», Лизаветой и Соней. Второй обмен, представленный на наших глазах, совершается между жертвой и убийцей, при этом убийца надевает на себя крест жертвы. Иными словами, в этой сцене происходит важное событие - примирение убийцы и жертвы. Это примирение могло совершиться и ранее, в тот момент, когда Раскольников впервые признается Соне в совершенном преступлении. Нечто похожее происходит и тогда, когда герой убил «старушонку», на шее убитой он замечает кресты. Перед нами сцены, внешне реконструирующие ситуацию обмена. Крест в данных случаях выступает в своем первоначальном значении как грех, который необходимо нести, и искупить его можно только ценой тяжких страданий.

По мнению Л.В. Карасева, который подробно проанализировал данную сцену, именно образок на шее старухи вносит путаницу в ситуации обмена крестами. Исследователи предлагают еще ряд уточняющих деталей. Например, многие исследователи сравнивают «находки» Раскольникова в доме Алены Ивановны, в том числе и кресты. Но специфика материала, из которого сделаны «кресты», не учитывается. На шее «старушонки» Раскольников замечает финифтяный образок. Изделие из финифти имеет гладкую блестящую поверхность и переливается на солнце, а это значит, образок должен быть очень заметен, бросаться в глаза («слепить» их). Далее в сцене с Соней происходит еще одна подмена - в тот момент, когда Соня достает из ящика кипарисный и медный кресты, Раскольников замечает, что видел подобных два креста на шее старухи, серебряный и образок.

Отметим и значение кипарисового креста. Кипарис -- дерево, символизирующее печаль, скорбь и смерть. Символика смерти была обусловлена темной окраской его листьев. Изображения кипариса зафиксированы в погребальных культурах как язычников, так и христиан. Бытовало представление, что кипарис предохраняет тело от разложения. В Древней Греции ветви кипариса вешали у дверей умерших, а на могилах сажали молодые побеги дерева. Кремационные костры греки сооружали именно из кипариса. Из листьев кипариса сплетен венок владыки подземного царства Плутона. Само дерево именовалось "призраком мертвого пламени". Пепел из кипариса использовался как целебное средство при переломах. Греческий миф связывает происхождение дерева с сыном царя острова Кеоса Кипарисом, который дружил с обитавшим в Карфейской долине посвященным нимфам прекрасным оленем. Но во время охоты, бросив на шорох в кустах копье, юноша убивает животное. Опечаленный, Кипарис стал просить Аполлона даровать ему вечную скорбь по утраченному другу. Тогда бог превратил царевича в дерево, которое с тех пор символизирует скорбь и чужое горе.

Соня надевает Раскольникову на грудь кипарисовый крестик - благословляет на будущее страдание, призывает придти к истине через раскаяние в грехах. Современное название кипариса происходит от греческого названия острова Кипр. А на Кипре, по утверждению историков, впервые было создано христианское государство.

Таким образом, своим поступком Соня дает Раскольникову понять, что только обращение к Богу спасет его.

В Крыму есть легенда о происхождении кипариса, будто бы в него превратилась прекрасная девушка, которая так долго ожидала погибшего в море возлюбленного, что, в конце концов, проросла в землю корнями и стала первым из Таврических кипарисов. Относительно романа, Сонечка готова разделить судьбу Родиона Раскольникова, его наказание, и нести его крест до конца.

В свою очередь, умозрительной смерти старухи предшествует реальная трагическая гибель старой слабосильной клячи, образ которой потряс Родиона Раскольникова в раннем детстве (во младенчестве, по Достоевскому). Сцена убийства лошади хранилась почти два десятилетия в подсознании героя. Во время «заболевания» идеей героя эта сцена через сонное видение всплыла в потрясенном сознании и на некоторое время отвратила от задуманного убийства. Шестилетний Родион не оставался равнодушным или бездействующим наблюдателем сцены убийства лошади. Он протестовал так, как мог протестовать ребенок: плакал, кричал, просил остановить пьяных мужиков своего отца и столпившихся на улице людей. Не получив поддержки от отца, имея лишь вербально выраженное осуждение происходящего от одного из свидетелей, ребёнок бросается к умирающей лошади и в сострадательном порыве обнимает, целует её окровавленную морду.

Он прикасается к морде лошади своим лицом и руками (как уже упоминалось, ладони в христианской иконографии являются частью лика, частью личного письма вместе с лицом праведника). Это глубоко сострадательное прикосновение плачущего ребенка к морде лошади является жестом милосердия к целому миру живой природы. Оно исполнено глубокого сакрального смысла. Поскольку лошадь в ряде мифологий символизировала собой сам космос и вместе с тем Мировое Древо, то мальчик Родион прикоснулся, припал своим лицом к кроне, условно говоря, этого Древа. Известно, что вариантом Мирового Древа является честное древо Распятия. Тем самым слезы невинного дитя оросили само производящее начало бытия и одновременно стали плачем сострадания распятому Спасителю человечества. Очевидно, еще в глубокой древности существовал этот естественный обычай прикосновения ласки и привета к лицу друга-человека и к морде друга-животного. Вероятно, этот жест сакрализовался в обряде прощания с умершим человеком. Во всяком случае, он сохранен до наших дней в качестве прощального поцелуя и в христианском обряде прощания с покойным.

Заканчивая третью главу курсовой работы, можно сделать следующий вывод.

Крест вообще и древо в том числе можно назвать главными символами романа «Преступление и наказание», и истолкование их многогранно: крест и древо как символы христианской веры, крест как испытание позором и страданием, крест как обозначение избранности, отмеченности, и, наконец, крест как значок, перечеркивающий то, что есть. Зеленый «фамильный» платок, который носит Соня, обмотавшись им крест-накрест, - это символ одновременно и страданий, выпавших на ее долю, и надежды.

В романе «Преступление и наказание» важнейшим символом и связующим элементом сюжета, композиции и отдельных сюжетных линий выступает крест.

Крест - в христианском нравственном богословии есть совокупность жизненных лишений, страданий, которые должны терпеливо переноситься во имя Христа.

Впервые в тексте слово «крест» слышится из уст пьяного Мармеладова в распивочной.

«- Жалеть! Зачем меня жалеть! - вдруг возопил Мармеладов, вставая с протянутою вперёд рукой, в решительном вдохновении, как будто только и ждал этих слов.- Зачем жалеть, говоришь ты? Да! меня жалеть не за что!- Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть. Но распни, судия, распни и, распяв, пожалей его! …» .

В данном отрывке слово «крест» употреблено в составе фразеологизма распять на кресте и имеет значение наказать, причём, строго.

Своим витиеватым языком, не теряя христианской логики и верности даже в состоянии сильного опьянения, он рассказывает о грядущем пришествии Христа и Его милостивом суде. Мармеладов надеется на спасение через страдание. Растерявшийся в жизни, по своей слабости к алкоголю убегающий от креста, когда-то добровольно на себя взятого, он тверд в Символе веры, думает о вечном и надеется не на силу воли, но на новые страдания и милость Спасителя.

А дома, когда жена в бешенстве схватила его за волосы и потащила в комнату, «Мармеладов сам облегчал ее усилия, смиренно ползя за нею на коленках. - И это мне в наслаждение! И это мне не в боль, а в наслаждение, милостивый государь, - выкрикивал он, потрясаемый за волосы и даже раз стукнувшись лбом об пол» .

Понять трагизм и реализм этой ужасной сцены можно только через раскрытие значения креста для русского человека, погибающего в социальном и физическом смысле, но все же осознающего себя христианином и не теряющего надежду на милость Судии.

Читая письмо матери, Родион Раскольников сразу узнает и выделяет крест, который готовится нести ради ближних своих его сестра Дуня. Мать не говорит о жертвенности сестры, не употребляет слова «крест», напротив старается описать ситуацию как наиболее выгодную для них всех, удобную, спасительную в житейском смысле этого слова, но Родион все мгновенно понял: «Нет, Дунечка, все вижу и знаю, о чем ты… всю ночь продумала, ходя по комнате, и о чем молилась перед Казанскою Божией Матерью, которая у мамаши в спальне стоит. На Голгофу-то тяжело всходить» .

Крест и поругание, даже без обозначения словами-символами, видятся и в рассказе Мармеладова о судьбах Сони и Катерины Ивановны, и в письме Пульхерии Раскольниковой о пережитых Дуней событиях в доме Свидригайловых. Причем кресты не существуют раздельно, они либо передаются людьми от одного другому и принимаются целиком (из сострадания или по необходимости), либо люди вынуждены помогать друг другу нести их, поэтому люди оказываются связанными друг с другом своими крестами. Часто один человек облегчает участь другого, взяв добровольно чужой крест на себя, как это было с Соней. Так произошло и в жизни Дуни. Незаслуженный позор, осуждение, презрение смиренно выносила эта беззащитная девушка до тех пор, пока Марфа Петровна, жена Свидригайлова, получив свидетельства невиновности Дуни, не решилась исполнить долг свой и восстановить репутацию Дуни в глазах жителей всего города. Поступок Марфы Петровны, а именно добровольно взятый ею на себя крест - объезжать всех своих знакомых, доказывая невиновность и благородство Дуни, - с точки зрения современного обывательского благоразумия, необъясним. Он понятен только в свете христианской морали.

«Да что на тебе креста, что ли, нет, леший!- кричит один старик из толпы. Ну и впрямь, знать, креста на тебе нет!- кричат из толпы уже многие голоса» - это сон Раскольникова. Описывается страшный эпизод расправы над бедной лошадью. В этом отрывке употреблён фразеологизм «на тебе креста нет». Так говорят о человеке, у которого нет совести. Только человек, который возгордился, считает себя выше других, или, как Раскольников, решает проверить с помощью убийства «тварь ли он дрожащая или человек» как раз и не имеет креста, а значит, и совести. И именно эта фраза на протяжении всего романа по-разному переосмысливается, подводя к мысли, что только человек без совести способен на преступление. По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, духовного писателя XIX века, «совесть - чувство духа человеческого, тонкое светлое, различающее добро от зла. Это чувство яснее различает добро от зла, нежели ум» .

Во время убийства старухи-процентщицы появляется, на первый взгляд, незначительная деталь, над которой вначале Родион даже не задумывается: «На шнурке были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок; и тут же вместе с ними висел небольшой замшевый засаленный кошелёк с стальным ободком и колечком. Кошелёк был очень туго набит; Раскольников сунул его в карман не осматривая, кресты сбросил старухе на грудь…» .

Эта деталь имеет продолжение: крест снова и снова появляется в жизни Родиона Раскольникова, а в период духовной борьбы становится важнейшим символом в его судьбе. Услышав от Раскольникова рассказ об убийстве Алёны Ивановны и Лизаветы, Соня призывает его к покаянию в преступлении перед всем народом - «на перекрёстке». Слово перекрёсток также образовано от слова «крест», в старину говорили: жить на крестах, т.е. на перекрестке. Снова появляется образ креста, это новый призыв, но юноша его отвергает, нет раскаяния ещё в душе Родиона, есть только смятение, страх, борьба, поэтому идея с «перекрёстком» кажется ему нелепой. И снова появляется крест - теперь это крест убитой им Лизаветы. Крест как деталь и как символ:

«- Есть на тебе крест? - вдруг неожиданно спросила она, точно вспомнила.

Он сначала не понял вопроса.

Нет, ведь нет? На, возьми вот этот, кипарисный. У меня другой остался, медный Лизаветин. Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе. Возьми… ведь мой! Ведь мой! - упрашивала она. - Вместе ведь страдать пойдём, вместе и крест понесём!..» .

Как видим, в данном отрывке слово «крест» употреблено 4 раза, но каждое имеет разное символическое значение. Первую фразу можно понять двояко: во-первых, в составе фразеологизма «есть на тебе крест», т.е. есть ли у тебя совесть; во-вторых, носит ли человек на себе крест, т.е. в прямом значении этого слова. Достоевский не случайно использует в данной фразе двусмысленность, этим он заставляет читателя задуматься о душевных переживаниях и Сони, и Раскольникова.

Здесь употреблён ещё один фразеологизм - нести крест, который и объясняется автором в тексте: вместе страдать пойдём. Этот эпизод является кульминационным в романе, именно поэтому так часто употреблено слово «крест» в разных символических значениях в этом отрывке.

«Дай! - сказал Раскольников. Ему не хотелось её огорчить. Но он тотчас же отдёрнул протянутую за крестом руку» . (Раскольников отдёргивает руку: он ещё психологически не готов взять на себя крест).

Не теперь, Соня. Лучше потом, - прибавил он, чтоб её успокоить.

Да, да, лучше, лучше, - подхватила она с увлечением, - как пойдёшь на страдание, тогда и наденёшь. Придёшь ко мне, я надену на тебя (имеется в виду крест), помолимся и пойдём» . В последней фразе отчётливо прозвучало добровольное принятие Соней на себя всей тяжести чужого креста: «помолимся и пойдём».

И вот наступила эта минута. Решившись идти в участок с признанием в преступлении, Раскольников приходит к Соне:

«…Я за твоими крестами, Соня. Сама же ты меня на перекрёсток посылала; что ж теперь, как дошло до дела, и струсила? Ну, что же, где кресты?

Соня молча вынула из ящика два креста, кипарисный и медный, перекрестилась сама, перекрестила его и надела ему на грудь кипарисный крестик.

Это, значит, символ того, что крест беру на себя, хе! хе! И точно я до сих пор мало страдал! Кипарисный, то есть простонародный; медный - это Лизаветин, себе берёшь, - покажи-ка? так на ней он был… в ту минуту? Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь. Вот бы те кстати теперь, право, те бы мне и надеть…» .

Кипарис -- дерево, символизирующее печаль, скорбь и смерть. Соня надевает Раскольникову на грудь кипарисовый крестик - благословляет на будущее страдание, призывает прийти к истине через раскаяние в грехах.

Таким образом, своим поступком Соня дает Раскольникову понять, что только обращение к Богу спасет его.

Раскольников просит у Сони кресты, но надеть крест - означает принять крестонесение жизни, крест - это страдание.

Итак, слово «крест» употреблено в тех частях романа, где главный герой мечется, старается найти выход из создавшейся ситуации. В эпилоге чаще употреблено слово совесть. «Ну чем же мой поступок кажется им так безобразен? - говорил он себе, - тем, что он - злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? совесть моя спокойна…» Таким образом, в последних главах романа герой ещё не осознал того, что убивать - это грех, это не божье дело.

Только после болезни Раскольников берёт в руки Евангелие, то есть через страдание приходит к вере. «Любовь воскресила их» говорит Достоевский, именно вера в Бога не дала погибнуть Сониной душе, которая и спасла Раскольникова .

Достоевский, «этот поэт вечной эпопеи о войне Бога и дьявола в человеческих сердцах» , гениально точно и выразительно показал причины выбранного Раскольниковым пути к добру: еще неосознанно, инстинктивно он пытается противиться все более укореняющимся в нем злобе, желчи, раздражительности. Он не хочет быть в таком состоянии, не может этого выносить. Ранее же, создавая свою теорию о «тварях дрожащих и власть имеющих», он принимал жестокость в других за силу, печать избранных. Он не мог понять тогда «мудрости» Сони, не умевшей даже объяснить, что ей дает Господь. Она, лишенная всякой радости в жизни, принесенная в жертву, посланная на крест своими близкими, бережет единственное и самое ценное, спасительное сокровище свое - дар Божественного происхождения: способность любить и сострадать людям, смиряться и верить. Эта внутренняя жизнь находится в совершенно иной плоскости бытия, отвергнутой Раскольниковым, недоступной пониманию его. Он и теперь еще не знает, что такое «потеря благодати» и о чем молятся христиане, но он почувствовал и убедился, что состояние внутреннего «раздирания» (это и есть значение слова «диавол») после совершения убийства, но усилилось до невыносимости.

«Перекресток» также имел продолжение в жизни Раскольникова. Родион попытался выполнить то, о чем просила его Соня, правда, народ не понял его покаяния. Однако это нужно было не народу, а ему самому, Родиону, христианину и преступнику.

Именно «на перекрестке» состоялась настоящая молитва Раскольникова, не там, у Сони, когда он несколько раз перекрестился, а здесь, в эту минуту осознания полной своей беспомощности и смирения. «Сущность молитвы заключается в признании глубокого своего бессилия, глубокой ограниченности. Молитва - где «я не могу», где «я могу» - нет молитвы», - писал В.В. Розанов .

Итак, в числе символически отмеченных предметов оказываются и нательные кресты. Достоевский, занимаясь описанием крестиков, заставляет присмотреться к ним с напряженным вниманием. Кресты были у Сони, а также у убиенных Алены Ивановны и Лизаветы. Отдельно сказано об образке, висевшем на шнурке у старухи, и этот образок как раз и вносит в дело некоторый беспорядок. «На шнурке (в момент смерти старухи) были два креста, кипарисный и медный, и, кроме того, финифтяный образок» . На последних страницах романа эта финифть (эмаль) странным образом «превращается» в серебро. Когда Соня достает из ящика два креста - кипарисный и медный, и дает кипарисный Раскольникову, тот замечает: «Я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок. Я их сбросил тогда старушонке на грудь» . Помимо странного построения фразы (к чему относится слово «серебряный»), обращает на себя внимание само настойчивое упоминание именно о ДВУХ КРЕСТАХ: помимо того, что два креста несколько раз фигурируют при различных обстоятельствах, несколько раз о них говорит и Раскольников: «... Я за твоими крестиками, Соня…» или «Ну, что же, где кресты?» . Дело усложняется и произведенными обменами: Соня отдает Лизавете свой образок и берет ее медный крест. Свой же кипарисовый крест она отдает Раскольникову перед тем, как они отправляются для признания в контору . Путаница доходит до того, что возникает ощущение, будто не только Раскольников, но и Соня все время ХОДИЛА БЕЗ КРЕСТА: ведь в последней решающей встрече Соня достаёт ОБА из имевшихся у неё крестиков из ящика: один надевает на себя, а другой отдаёт Раскольникову. В данном случае очень интересна подоплёка всей этой путаницы. Похоже, Достоевский был настолько поглощён мыслью о крестах, что в какой-то момент просто потерял их из виду. И хотя очевидно, что на первом месте здесь была христианская тема Креста и угадывающийся за ней путь страдания, по которому должны были пойти Раскольников и Соня, вместе с этим в нательных крестиках героев романа присутствовала ещё одна смысловая линия, уже не символическая, а натуральная.

Интересный факт замечает Л. В. Карасев, когда говорит о том, что в романе («Преступление и наказание») настойчиво говорится о двух крестах. Два креста носит на шее старушонка, Раскольников обыкновенно имеет в виду не один крест, когда обращается к Соне. Здесь происходит актуализация одного из значений религиозного символа: крест - как судьба человека. Алена Ивановна, мучившая свою сестру, Раскольников, забирающий сразу несколько жизней, Рогожин, убивший свою возлюбленную, несут не только свой крест (судьбу), но и крест своих жертв .

Обмен крестами происходит между Раскольниковым и Соней, выступающей в качестве церковного «деятеля», обращающего неверующего на христианский путь.

Итак, ситуация обмена крестами в романе «Преступление и наказание» представлена два раза: имплицитно и эксплицитно, на глазах читателя. О том, что Лизавета и Соня Мармеладова поменялись крестами, узнаем со слов одной из них. Однако в данном случае важным становится то, что у креста есть своя история, которая в контексте всего романа обретает особую значимость. Соня оставляет себе крест Лизаветы - случайной жертвы Раскольникова, беззащитной, беззлобной, покорной женщины, жестоко им убитой. Соня же отдает свой крест, она, по существу, тоже жертва: она отдала себя за счастье близких людей.

Таким образом, первый обмен крестами происходит между двумя «жертвами», Лизаветой и Соней. Второй обмен совершается между жертвой и убийцей, при этом убийца надевает на себя крест жертвы. Иными словами, в этой сцене происходит важное событие - примирение убийцы и жертвы. Это примирение могло совершиться и ранее, в тот момент, когда Раскольников впервые признается Соне в совершенном преступлении. Нечто похожее происходит и тогда, когда герой убил «старушонку», на шее убитой он замечает кресты. Перед нами сцены, внешне реконструирующие ситуацию обмена. Крест в данных случаях выступает в своем первоначальном значении как грех, который необходимо нести, и искупить его можно только ценой тяжких страданий.

По мнению Л.В. Карасева, который подробно проанализировал данную сцену, именно образок на шее старухи вносит путаницу в ситуации обмена крестами . Исследователи предлагают еще ряд уточняющих деталей. Например, сравнивают «находки» Раскольникова в доме Алены Ивановны, в том числе и кресты. Но специфика материала, из которого сделаны «кресты», не учитывается. На шее «старушонки» Раскольников замечает финифтяный образок. Изделие из финифти имеет гладкую блестящую поверхность и переливается на солнце, а это значит, образок должен быть очень заметен, бросаться в глаза («слепить» их). Далее в сцене с Соней происходит еще одна подмена - в тот момент, когда Соня достает из ящика кипарисный и медный кресты, Раскольников замечает, что видел подобных два креста на шее старухи, серебряный и образок .

Выводы

Таким образом, крест можно назвать одним из главных символом романа «Преступление и наказание», и истолкование его многогранно: крест как символ христианской веры, крест как испытание позором и страданием, крест как обозначение избранности, отмеченности, и, наконец, крест как значок, перечеркивающий то, что есть. Зеленый «фамильный» платок, который носит Соня, обмотавшись им крест-накрест, - это символ одновременно и страданий, выпавших на ее долю, и надежды.

Итак, в романе «Преступление и наказание» символ креста - это:

Символ веры в чудо;

Символ надежды на спасение;

Символ воскрешения.

Необходимость веры в Бога, в светлые идеалы является главной мыслью романа и причиной, по которой писатель вводит в ткань произведения символ древа в качестве ассоциации к слову Крест и само слово Крест, т.е. герой романа несёт свой крест, страдает и приходит к раскаянию.

древо крест библейский