Система уроков по евгению онегину с презентацией. Вводный урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «Собранье пестрых глав. Отворотился и зевнул

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Александр Сергеевич Пушкин

История создания «Евгения Онегина» «Онегин» – есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии» В. Г.Белинский * Роман создавался с 1823 по 1831гг. (Пушкин работал над романом 7 лет 4 месяца 17 дней) * В 1833 вышел в свет. * Охватывает события с 1819-1825г. (времена правления Александра I)

Зеркальная композиция I часть: Татьяна пишет Онегину письмо с признанием в любви и получает отповедь II часть: Онегин пишет письмо Татьяне с признанием в любви и получает отповедь

Особенности сюжета: 2 особенности

В центре романа – любовная интрига, вечная проблема чувства и долга Жанр « Онегинская » строфа Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Жанр – роман в стихах Она состоит из 14 строк четырёхстопного ямба. Общая схема предстаёт ясной и простой: состоит из 3 четверостиший и двустишия: 1 (абаб), 2 (ввгг), 3 (деед), 4 (жж), т.е. перекрёстная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие.

Система образов в романе «Евгений Онегин» Образ Татьяны – вершина психологического реализма пушкинской поэзии. А сам роман начинает собой историю русского реалистического романа.

Роман «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» Со страниц романа мы узнаем: О воспитании детей в дворянской семье; О моде в высшем свете; Об образовании; О культуре, репертуаре театров; О высшем свете Петербурга; О патриархальной Москве; О жизни провинциальных помещиков; О деталях быта.

Главный герой романа. Евгений Онегин «Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа Без предисловий сей же час Позвольте познакомить вас…» Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспитанию; Внешностью подобен «ветреной Венере»; Эгоист и скептик с острым и злым языком; по мнению света «умен и очень мил»; Быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, самом себе; Знаток «науки страсти нежной», но сумел разглядеть в Татьяне её глубину, непохожесть на других; В нем сложное переплетение «старого» и «нового»: боится «мнения света», которое сам же так презерал.

Онегин и Ленский – «волна и камень», «лёд и пламень» «Он слушал Ленского с улыбкой, Поэта пылкий разговор, И ум, ещё в сужденьях зыбкой, И вечно вдохновенный взор,- Онегину всё было ново; Он охладительное слово В устах старался удержать И думал: глупо мне мешать Его минутному блаженству…»

Дуэль Онегина и Ленского Нелепость дуэли (всем, кроме Ленского, было ясно, что дело заключается в недоразумении); Было нарушение правил дуэли (Зарецкий был единственным секундантом и вел себя как лицо заинтересованное, Онегин опоздал более, чем на час); Онегин не отказался от выстрела из-за боязни быть смешным или сделаться предметом сплетен

Татьяны «милый идеал»

В основе ее мира – народная культура. Интуиция, проницательность, природный ум. Перед нами неброская, печальная, но глубокая натура с богатым внутренним миром. Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей … Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна.

Татьяна Ларина в любви «Я к вам пишу – чего же боле? Что я ещё могу сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать, Но вы к моей несчастной доле Хоть каплю жалости храня, Вы не оставите меня…»

Онегин и Татьяна «Мне ваша искренность мила, Она в волненье привела Давно умолкнувшие чувства. Учитесь властвовать собою; Не всякий вас, как я, поймёт: К беде неопытность ведёт…»

Лирические отступления в романе Автобиографические (воссозданы реальные факты из биографии поэта); Энциклопедические (узнаем о жизни светской молодежи, поместных дворян и многие другие подробности); Пейзажные зарисовки среднерусской полосы России (перед читателями проходят все времена года; помогает раскрытию характеров героев романа); Философские размышления (о жизни, ее быстротечности, о дружбе, о любви, о театре, о литературном творчестве, о неотвратимости смерти, о повторяемости событий и судеб и др.); Исторические (автор совершает экскурсы в русскую историю (о Москве, об Отечественной войне 1812 года); Авторские оценки (автор присутствует во всех сценах романа, комментирует их, дает свои пояснения, суждения, оценку)

Особенности и значение романа «Евгений Онегин» Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в русской, ни в мировой литературе; Первый реалистический роман в русской литературе; Явление исключительное по широте охвата русской действительности первых десятилетий 19 века; Глубоко национальный роман по исторической верности и полноте характеров; Глубоко лирическое произведение. Это роман-дневник, из которого мы узнаем о Пушкине не меньше, чем о его героях; Лирическое и эпическое здесь равноправны (эпическим является сюжет, а лирическим – авторское отношение к сюжету, персонажам, читателю) Его образами и отдельными деталями может воспользоваться для характеристики эпохи и историк и исследователь русского быта.

Спасибо за внимание!


Cлайд 1

Вводный урок по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» Солнце – одно, но по-разному отражается оно в разных каплях росы и дождя. По-разному титанический образ Пушкина воспринимается каждой душой, каждой личностью. И как из миллиардов преломленных каплями солнечных лучей на небе слагается радуга, так, можно думать, общечеловеческое представление о величайшем из наших гениев образует в веках многоцветный и прекрасный образ его. Л. Успенский «Собранье пестрых глав»

Cлайд 2

Одесса. 1823 год. Южная ссылка. Из писем А.С.Пушкина Вяземскому «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница. Пишу его с упоением, что уже давно со мной не было… Не знаю, пустят ли этого бедного Онегина в небесное царство печати. Хотелось бы…»

Cлайд 3

«Разноголосье» мнений о романе А.Бестужев упрекал роман в “легковесности” Н.Раевский нашел в романе “сатиру и цинизм” В.Жуковский и К.Рылеев не поняли замысла “веселого романа” Пле

Cлайд 4

Плетнёв восхищён 1гл. : «Онегин твой будет карманным зеркалом петербургской молодёжи» В. Г. Белинский: «…энциклопедия русской жизни» А. Дельвиг: «Горю нетерпением читать продолжение его… . Целую крылья твоего ГЕНИЯ… .»

Cлайд 5

Герой романа в оценке критики Онегин – «страдающий эгоист», которого душат «бездеятельность и пошлость жизни». В.Г. Белинский Онегин – «умная ненужность», герой времени, которого постоянно находишь возле себя или в самом себе. А.И. Герцен Онегин – «Митрофанушка Простаков новой формации». Н.А. Добролюбов

Cлайд 6

Работа над романом длилась 7 лет 4 месяца 17 дней начало – Кишинёв, Одесса, 1823г. окончание – Болдино, 1830г.

Cлайд 7

Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. Что ж непонятная грусть тайно тревожит меня? Или, свой подвиг свершив, я стою, как подёнщик ненужный, Плату приявший свою, чуждый работе другой? Или жаль мне труда, молчаливого спутника ночи, Друга Авроры златой, друга пенатов святых? 1830 ТРУД А. С. Пушкин.

Cлайд 8

Система художественных образов ОНЕГИН ТАТЬЯНА ЛЕНСКИЙ П Р Е Д С Т А В Л Я Ю Т О П Р Е Д Е Л Ё Н Н У Ю К А Т Е Г О Р И Ю О Б Щ Е С Т В А «ВЫСШИЙ СВЕТ» ПАТРИАРХАЛЬНОЕ ДВОРЯНСТВО ДВОРЯНСТВО ЯВЛЯЮТСЯ ОБРАЗЦАМИ ОПРЕДЕЛЁННОГО НРАВСТВЕННОГО, ДУХОВНОГО, ЛИТЕРАТУРНОГО ТИПА «ЛИШНИЙ ИДЕАЛ «РОМАНТИЧЕСКОЕ ЧЕЛОВЕК» «РУССКОЙ ДУШИ» СОЗНАНИЕ» ОБЪЕДИНЯЮТСЯ АВТОРОМ = ДЕЙСТВУЮЩИМ ЛИЦОМ

Cлайд 9

Сюжетно-композиционные особенности первого русского романа I особенность Сюжет Онегин-Татьяна Служит для развития основного конфликта романа Не развивается, помогает Татьяне понять Онегина Ленский - Ольга

Cлайд 10

II особенность Главное действующее лицо – повествователь = = лирические отступления – составная часть сюжета Спутник Онегина Антипод Ленского – поэта Защитник «Татьяны милой»

Cлайд 11

III особенность Патриархальное дворянство «Энциклопедия русской жизни» Высший свет Патриархальное дворянство Дворянство Крепостное крестьянство

Cлайд 12

«Онегинская строфа» 14 строк Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь. Так воспитаньем, слава богу, У нас немудрено блеснуть. Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих) Учёный малый, но педант. Имел он счастливый талант Без принужденья в разговоре Коснуться до всего слегка, С учёным видом знатока Хранить молчанье в важном споре И возбуждать улыбку дам Огнём нежданных эпиграмм Рифмы Перекрестные а б а б Парные а а б б Опоясывающие а б б а Парные а а

Цель: провести сопоставительный анализ писем Татьяны и Евгения.

Задачи:

  • через мотивацию поступков героев рассмотреть причины драмы несостоявшейся любви;
  • развить навыки анализа лирического произведения, научить делать обобщающие выводы;
  • выяснить, как письма помогают раскрыть характер героев романа.

Урок проводится в кабинете, оснащенном ПК, проектором.

Ход урока

1. Учитель приветствует учащихся.

2. Объявляется тема урока, цель, задачи.

3. Составляется кластерный модуль исследования :

4. Беседа по вопросам:

Легко ли сказать люблю?

Почему герои выбирают эпистолярный жанр для объяснения в любви? (Это жанр литературного произведения, выраженный в форме личных писем).

Почему в начале 19 века популярны письма? (Дань моде, пришедшей из Франции).

5. Обратимся к письмам самого Пушкина, влюблённого в Наталью Гончарову:

"Сколько мук ожидало меня по возвращению. Ваше молчание, Ваша холодность, та рассеянность и то безразличие, с каким приняла меня м-ль Натали. У меня не хватало мужества объясниться – я уехал в Петербург в полном отчаянии..."

Таким предстаёт сам Пушкин в письме, а как же происходит это с героями романа?

6. Работа с таблицей, составленной на предыдущих уроках (ключевые слова добавляются комментариями):

Учитель показывает видеофрагмент из оперы П.И.Чайковского “Евгений Онегин”.

(Видео в Интернете https://musvid.net/ или Электронное приложение “Уроки литературы Кирилла и Мефодия. 9 класс”)

Письмо Татьяны.

Ключевые слова Комментарии к ним
"Вы не оставите меня". Татьяна верит в благородство Евгения.
"Вы нелюдим". Героиня не до конца понимает Онегина.
"По сердцу я нашла бы друга...Другой! Нет, никому на свете Не отдала бы сердца я!" Противоречивость Татьяны.
"Меня презреньем наказать". Татьяна понимает, что поступок её выходит за рамки приличия.
"Незримый, ты мне был уж мил", "Ты чуть вошёл, я вмиг узнала". Влюбилась в идеал, который нашла во французских любовных романах.
"Быть может, это всё пустое, Обман неопытной души". Татьяна осознаёт, что всё это может быть придуманным ею.
"Никто меня не понимает". Ищет у Онегина понимания.
"Но мне порукой ваша честь, И смело ей себя вверяю". Отдаётся во власть Онегина.

Звучит аудиозапись письма Онегина к Татьяне. Приложение 1

Письмо Онегина.

Ключевые слова Комментарии к ним
"Какое горькое презренье
Ваш гордый взгляд изобразит!"
Онегин не верит, что Татьяна поймет его.
"Свою постылую свободу Я потерять не захотел". Только в этом Онегин видит причину своего отказа Татьяне 6 лет назад.
""Несчастной жертвой Ленский пал". Евгений не понимает своей ответственности за смерть Ленского.
"Ото всего, что сердцу мило, Тогда я сердце оторвал". Онегин лукавит, так как никогда деревня не была ему мила.
" Понимать душой всё ваше совершенство". Евгений признает, что Татьяна высоконравственна.
"Когда б вы знали, как ужасно Томиться жаждою любви". Онегин даже не задумывается, что Татьяне это известно было уже 6 лет назад.
"Всё решено: я в вашей воле И предаюсь моей судьбе". Отдаёт себя во власть Татьяны, во власть Бога.

Учащиеся вместе с учителем определяют:

А) Композиционные приёмы: письма представлены в форме внутреннего монолога, отсутствует "онегинская строфа", симметрия построения писем (концовка- отдельные 4 строки, вольное изложение своих чувств).

Б) Художественные средства: галлицизмы (заимствования из французского языка), риторические вопросы, многоточия, сам эпистолярный жанр – помогают раскрыть внутренние переживания героев.

В) Состояние героев – любовь, неуверенность в понимании, в правильности поступка.

Г) Этический план: Татьяна первая пишет письмо мужчине, а Онегин пишет любовное признание замужней женщине – нарушение норм морали.

Вывод: Онегин в любви видит прежде всего себя, Татьяна наивна и верит в идеальную любовь. Но в письмах многие чувства и переживания героев очень близки.

7. Защита героев : мальчикам предлагается встать на защиту Татьяны, а девочкам – Онегина.

8. Интонационный план : письмо Татьяны начинается с умеренной интонации, затем идёт нарастание эмоциональности, в заключении интонация спадает; письмо Онегина начинается с восклицания, с бури чувств, внезапно всё это сменяется задумчивым повествованием, затем опять нарастание интонации и в конце нисходящая интонация,

Схематически это выглядит так:

Письмо Татьяны.

Письмо Онегина.

9. Итог : Два письма помогают раскрыть внутренний мир героев, мотивацию их поступков, показывают родство душ героев, а также являются способом противопоставления героев.

10. Домашнее задание :

а) Выучить наизусть мальчикам письмо Онегина к Татьяне, девочкам - письмо Татьяны к Онегину;

б) Письменно ответить на вопрос: Какую роль играют два письма в развитии сюжета романа?

Слайд 1

А.С.Пушкин Роман «Евгений Онегин»

Слайд 2

Проблематика романа
Анализируя роман, В. Г. Белинский указал, что в начале XIX в. образованное дворянство было тем сословием, «в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества», и что Пушкин в «Онегине» «решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия, а вместе с тем и общество в том виде, в каком оно находилось в избранную эпоху».

Слайд 3

Роман был написан в течение 7 лет (1823-1830 гг.) В 1832 году А.С.Пушкин пишет 8 главу По замыслу автора, в романе должно было быть 10 глав. В 1830 году в Болдине Пушкин пишет 10 главу (хронику преддекабристской эпохи). Но автор сжег рукопись этой главы. В 1833 году в первое полное издание романа Пушкин включает, кроме 8 главы, «Отрывки из путешествия Онегина».
История создания романа

Слайд 4

Жанр произведения – роман в стихах
Пушкин создавал произведение, когда стихи постепенно утрачивали своё господство, а проза шла к своему торжеству. Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Пушкин писал Петру Вяземскому: «Я теперь пишу не роман, а роман в стихах – дьявольская разница».

Слайд 5

Сюжет и композиция
Особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о композиции романа. Судьба и Пушкин приготовили встречу двух героев: Евгения Онегина и Татьяны Лариной Нельзя не заметить, что некоторые эпизоды в романе повторяются дважды, но словно в «зеркальном» отражении. С одной стороны следует сюжетная линия, связанная с героем – Онегиным, а с другой стороны – с героиней – Татьяной.

Слайд 6

Главные герои романа – обыкновенные люди. Меняются не только события в жизни героев – меняются их характеры, образ мыслей. Герои не вписываются в схему, они подвластны времени и обстоятельствам. Перед нами типичные герои в типичных обстоятельствах.

Слайд 7

Молодой дворянин, аристократ по происхождению и воспитанию – «забав и роскоши дитя». Перед нами типичный представитель своего времени. Автор часто сравнивает себя с Онегиным, «добрым приятелем» своим, выражает симпатию, иронизирует над ним, но «всегда…рад заметить разность» между Онегиным и собой.
Евгений Онегин

Слайд 8

«Молодой повеса», эгоист и скептик с острым и злым языком. По принятым в свете нормам Онегин «умен и очень мил». Будучи человеком умным и критически настроенным, быстро разочаровался в суете светской жизни, в людях, в самом себе. В начале романа это молодой человек с душой старика, появляющийся в гостиных «угрюмым, томным».

Слайд 9

Знаток «науки страсти нежной», он сразу разглядел в Татьяне ее непохожесть на других. Получив её признание в любви, Онегин не воспользовался наивностью девушки, а «явил души прямое благородство» - повел себя как воспитанный и порядочный человек.

Слайд 10

В Онегине сложное переплетение «старого» и «нового»: он принимает вызов Ленского на дуэль, понимая нелепость поединка. Боязнь быть смешным, сделаться предметом сплетен влияют на поведение Онегина во время дуэли. Он испугался «мненья света», которое презирал, и стал виновником гибели Ленского.

Слайд 11

Переживания, размышления, путешествия обогатили внутренний мир героя – теперь он способен не только холодно анализировать, но и любить. Любовь для Пушкина – пробуждение души. В конце романа перед нами уже не «демон» с преждевременно состарившейся душой, а герой, жаждущий счастья и любви.

Слайд 12

Татьяна Ларина
Внешность и характер героини дороги автору. «Ни красотой сестры своей, / Ни свежестью ее румяной / не привлекла б она очей. / Дика, печальна, молчалива». «Она в семье своей родной казалась девочкой чужой»: играм предпочитала уединение, ей « с детства нравились романы» и рассказы няни о старине.

Слайд 13

В любви Татьяна отличается от светских девушек: нет кокетства, жеманства. Зато есть наивность, поэтичность, мечтательность. Под влиянием романов она создает в своем воображении романтический образ возлюбленного. Таким предстал перед нею Евгений Онегин. Татьяна проявляет решительность и смелость: своим письмом фактически бросает вызов светским условностям.

Слайд 14

В основе ее мира – народная культура. Татьяна тонко чувствует природу: душевная чуткость делает ее ближе к простому народу, чем к светскому обществу. Даже имя её привычнее в народной среде. Им впервые названа героиня романа. Перед нами неброская, печальная, но глубокая и чистая натура с богатым внутренним миром.

Слайд 15

Светская жизнь только подчеркивает цельность натуры героини. Став женой генерала, уважаемой дамой, Татьяна остается прежней. Она не изменяет своим духовным ценностям в угоду светскому обществу, сохранив в душе чистоту и искренность. Светскую жизнь считает «блеском, мишурой, ветошью маскарада». Она воплощение идеального образа русской женщины, «милый идеал» Пушкина.

Слайд 16

Евгений Онегин и Владимир Ленский
Это антиподы – «волна и камень», «лед и пламень», «от делать нечего друзья»…
Онегин получил традиционное дворянское воспитание и образование
Ленский учился в Германии. Результатом такого образования становится романтическое мировосприятие

Слайд 17

Онегин чувствует себя уставшим от жизни, разочаровавшимся в ней, для него нет никаких ценностей – он не ценит любовь, дружбу. «Нет: рано чувства в нем остыли /Ему наскучил света шум». И далее автор «ставит «диагноз» состоянию своего героя – «короче: русская хандра им овладела понемногу…»
Вернувшись на родину, Ленский ждет от жизни счастья и чуда – поэтому его душа и сердце открыты для любви, дружбы и творчества: «Цель жизни нашей для него/Была заманчивой загадкой,/ Над ней он голову ломал И чудеса подозревал» «Он сердцем милый был невежда»
Ссора на балу, дуэль – переломные события в жизни героев. Смерть Ленского стала причиной серьёзных изменений в Онегине.

Слайд 18

Ольга Ларина
«Всегда скромна, всегда послушна, Всегда как утро весела, Как жизнь поэта простодушна…» Но это натура обыкновенная. Ольга любит Ленского потому, что просто хочет любить, чувствует его любовь. В силу своей заурядности она не понимает, какой огонь зажгла в душе поэта. И не удивительно, что, оплакав его гибель, она вскоре выходит замуж за улана.

Слайд 21

Особенности и значение романа
*Уникальное произведение, не имеющее жанровых аналогов ни в русской, ни в мировой литературе. *Это первый реалистический роман в русской литературе. *Явление исключительное по широте охвата русской действительности первых десятилетий XIX в. *Глубоко национальный роман по исторической верности и полноте характеров. И

Слайд 22

Использованные Интернет-ресурсы: http://nonegin.narod.ru/dopolnenie.html http://onegin-rulit.narod.ru/p_onegin.html http://il.rsl.ru/j00566.html http://pgoryru.livejournal.com/5437.html/ http://rusmilestones.ru/theme/show/?id=24035 http://s56.radikal.ru/i154/0908/db/36e359e543ff.jpg http://www.liveinternet.ru/users/leykoteya/post108916330/ http://planeta.rambler.ru/users/coudle/56631585.html?parent_id=56676471 http://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/9412/poster/34120 http://blogs.mail.ru/mail/leykoteya/6e51c709f30da33d.html http://slovari.yandex.ru/dict/bse/article/00064/05600.htm