Смежные дисциплины. Лекция: Смежные дисциплины. Собственное профессиональное наименование

СМЕЖНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ И ПРЕДМЕТ ГЕОИНФОРМАТИКИ
Кравченко Ю.А.
Непосредственным поводом для данной публикации послужила статья , в которой предложено начать дискуссию по геоинформационной лексике. Действительно, возникновение и развитие геоинформатики вызвали необходимость решения ряда проблем, в том числе проблем определения предмета и содержания геоинформатики и терминологии. К последним можно относиться снисходительно, но употребление неустановившихся или плохо определенных терминов может привести к формированию неадекватной теоретической системы. В естественных науках при этом создается неадекватная онтологическая картина мира. В технических дисциплинах, к которым относится геоинформатика и основная задача которых, в отличие от естественнонаучных, не познание реального мира, а создание принципиально новых систем и объектов с заранее обусловленными свойствами, ошибочность теоретических положений приводит к созданию нежизнеспособных конструкций.

По мнению автора, именно такие процессы происходят в так называемом “геоинформационном картографировании”: картографическое производство, следуя в русле весьма спорных теоретических положений, приступило к массовому производству цифровых карт - продукции, не отвечающей требованиям конечных пользователей.

Проблемы терминологии в геоинформатике имеют гносеологическое происхождение. Геоинформатика, как всякое знание, характеризуется синтетичностью, а как техническое - конструктивностью. В процессе формирования синтетической теории используется уже имеющийся формализованный (в большей или меньшей степени) аппарат отдельных научных дисциплин, развивавшихся до этого независимо друг от друга и отличающихся своим языком. Понятия научных дисциплин, включаемых в общую теорию, могут существенно отличаться по своему содержанию. Поэтому перед синтетической теорией возникает задача редуцирования разнородных понятий различных исходных теорий и разработки собственного понятийного аппарата .

Человек, создавая и развивая теоретическую систему, воспринимает новое явление в соответствии с определенным категориальным аппаратом (понимает то, что видит) и вводит обнаруженное явление в существующую систему понятий. Вместе с тем он ограничен рамками понятийной системы и “видит новое явление так, как понимает” . Такие странные мутанты как “геоинформационное картографирование” и “цифровые карты” возникли вследствие определения и объяснения новых явлений в привычной терминологии.

Термин “геоинформационное картографирование” успел получить в литературе широкое рапространение. Существуют даже одноименные брошюра и ГОСТ . И все же использование термина “геоинформационное картографирование” представляется дискуссионным; видимо, правильнее говорить об автоматизированном картографировании и геоинформационном моделировании. Для пояснения этой точки зрения рассмотрим содержание географии, картографии, информатики, геоинформатики и связи между ними.

Анализируя взаимоотношения различных теоретических дисциплин, будем учитывать, что все они появляются и развиваются как средства для удовлетворения определенных потребностей. Прагматический, утилитарный подход одних научных дисциплин и областей техники к достижениям в других сферах человеческой деятельности - обычное явление. С одной стороны, любая конкретная проблемная область стремится использовать эти достижения как средство для решения своих внутренних проблем, с другой - любая область технического знания развивается как инструмент для решения внешних проблем, имеющихся в других сферах деятельности. Таким образом, существуют потребности и средства для их удовлетворения. Именно в таком аспекте будем рассматривать отношения “география - картография”, “картография - информатика”, “география - информатика” и т. д.

География

География не нуждается в особом представлении, но на ее роли в современном мире следует остановиться. В разные времена тот или иной вид деятельности вызывал различное отношение со стороны общества. Можно предполагать, что в эпоху великих географических открытий и колониальных завоеваний общественный статус географов (а также картографов, мореплавателей) был достаточно высок. В более поздние времена ведущая роль в жизни общества стала последовательно переходить к специалистам в различных областях техники: механики, электрики, энергетики, ядерной физики (этот перечень далеко не полный). В одной из статей утверждалось, что в настоящее время наибольшее влияние на жизнь человеческого общества оказывают программисты.

Предыдущие поколения географов выполнили свою историческую миссию: “белых пятен” на Земле не осталось. По завершении этой работы произошло определенное снижение общественного статуса географии. Как защитную реакцию со стороны географов можно рассматривать некоторые радикальные высказывания. Вот первый оказавшийся под рукой пример не самой крайней точки зрения: “Развитие ГИС и геоинформационного картографирования дает географии и родственным ей наукам о Земле и обществе уникальный и может быть единственный за всю их историю шанс действительно стать основой передовой научной технологии, базой для развития геоинформационной (географической информационной) индустрии. В результате география могла бы оказаться одним из стержневых направлений, базой информатизации общества на всех уровнях...” .

Эта романтическая точка зрения на роль географии в современном мире ошибочна. Ее автора можно уважать за нежное отношение к своей профессии, но согласиться с ним нельзя. География в принципе не может быть ни “основой передовой научной технологии”, ни “базой информатизации общества”, поскольку это место занято другими дисциплинами (см. ниже).

Тем не менее, геопространство, среда обитания продолжает играть в жизни современного человека важную роль, что не всегда осознается обществом. Эта роль подтверждается спецификой автоматизированных информационных систем. В на самом верхнем уровне выделяются следующие основные категории, вокруг которых осуществляется организация банков данных:


  1. люди, что естественно в силу присущего человеку антропоцентризма;

  2. предметы, связанные с людьми (движимое и недвижимое имущество и т. п.);

  3. предметы, связанные с землей (в более широком плане – с земной поверхностью, средой обитания человека);

  4. различные виды ресурсов (финансовые, материальные, природные, информационные);

  5. научные (мы бы сказали – научно-технические и технологические).
Появление в этом перечне пункта 3 не вызывает удивления, поскольку зависимость отдельного индивидуума (как системы) и человеческого общества в целом от среды обитания продолжает оставаться очень высокой. Хотя человек, в отличие от остального живого мира, приспосабливающегося к внешней среде, пытается ее преобразовать, нельзя сказать, что эти усилия дали значительные результаты.

Однако общество не совсем забыло о существовании географов и вновь дает им реальный, а не мнимый шанс восстановить престиж географии. Если раньше география занималась преимущественно изучением и описанием естественной среды обитания человека, то теперь в центре географических исследований оказалась проблема ее техногенного разрушения. Глобальное значение экологических проблем подчеркивается хотя бы проведением Международной картографической ассоциацией нескольких международных конференций под общим девизом “ГИС для устойчивого развития окружающей среды”.
^

Электроника Электронизация

Функцию “базы информатизации общества” выполняют электронная техника и информатика, вызвавшие кардинальные изменения в технологиях и жизни общества в целом. В настоящее время наблюдается интенсивный процесс электронизации - внедрения средств электронной техники в различные сферы человеческой деятельности. Так называемые “высокие технологии” основаны преимущественно на последних достижениях электронной техники, которая находит все большее применение в самых разных областях - медицине, криминалистике, геологии, военном деле (возможно, самое массовое применение) и т. д.

Можно привести два факта влияния электроники на технологии из близкой к картографии области - геодезии. Первый связан с появлением около 40 лет назад электронных методов измерения расстояний и возникновением радиогеодезии. Применение радиодальномеров, а затем и светодальномеров позволило в десятки раз увеличить производительность труда при высокоточных измерениях расстояний, но мало повлияло на схему создания государственной геодезической сети.

Второй факт более впечатляющий и связан с возникновением космической геодезии на базе космической техники, небесной механики, электроники, радиогеодезии и вычислительной техники, что привело к кардинальным изменениям в схеме построения государственной геодезической сети и практически к исчезновению астрономо-геодезических измерений.

Использование методов космической геодезии привело также к тому, что сегодня определить координаты любой точки земной поверхности с точностью до нескольких метров может выполнить любой человек: достаточно нажать несколько кнопок GPS-приемника. Для высокоточных измерений координат (порядка 1 см) требуется более дорогая аппаратура и специальная подготовка, однако можно ожидать, что через некоторое время они станут столь же доступными, как и телевизоры.

Кстати, в средневековье деление изучали в университетах, причем лучшие специалисты по делению были в итальянских университетах. Действительно, выполнить деление в римской (непозиционной) системе счисления не самая легкая задача, попробуйте разделить хотя бы CLXIX на XIII. Сегодня деление изучают в начальных классах школы. Приведенные примеры достаточно наглядно демонстрируют суть научного и технического прогресса.

Все технические средства связи (телефон, радио, телевидение и т. д.) предназначены для передачи информации. Вычислительные машины представляют качественно более высокий уровень функциональных возможностей электронной техники, поскольку обеспечивают переход от пассивной функции передачи информации к активной - автоматической обработке техническими средствами. Происходящая в настоящее время интеграция средств передачи и обработки информации - естественный шаг, продиктованный внутренней логикой развития информатизации.

Таким образом, претензии географии или картографии на роль “основы передовой научной технологии” некорректны, но тем не менее и география, и картография имеют отношение к этой технологии. Их задача намного прозаичнее - научиться использовать новые информационные технологии для развития своих возможностей, повышения эффективности и т. п.

Информатика

В толковом словаре информатика определяется как “научное направление, занимающееся изучением законов, методов и способов накапливания, обработки и передачи информации с помощью ЭВМ и других технических средств” . С ним совпадает определение, данное в Математическом энциклопедическом словаре: “Информатика - ...наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ”.

Кроме того, по соображениям полноты, приведем еще одно определение: «Информатика (в переносном смысле) – область человеческой деятельности, связанной с применением ЭВМ» [Там же, с. 821]. Мы данное определение считаем нестрогим и пользоваться им не будем как.

Предмет информатики составляют информационные модели, описывающие с помощью параметров, представленных в знаковой форме, как предметную область, так и процессы обработки информации. Другими словами, информатика занимается изучением и созданием моделей внешнего по отношению к моделирующей системе мира и моделей моделирующих систем.

Другое определение предмета информатики “…изучение закономерностей взаимодействия человека с ЭВМ во всех видах его деятельности” [Там же, с. 244] - может оказаться спорным, так как, во-первых, не поясняется, какие аспекты такого взаимодействия изучаются, во-вторых, взаимодействие человека с техническими средствами, включая ЭВМ, является предметом изучения инженерной психологии.

В связи с обсуждаемым вопросом уместно напомнить определения модели и моделирования. “Моделирование - исследование явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; один из основных способов научного познания и технического проектирования” [Там же, с. 828].

“Модель - общенаучное понятие, означающее как идеальный, так и физический объект, анализ которого или наблюдение за которым позволяет познавать существенные черты другого исследуемого явления, процесса или объекта” [Там же, с. 829].

“Информационная модель - модель, в которой изучаемое явление или процесс представлены в виде процессов передачи и обработки информации» [Там же, с. 821].

Обработкой информации называют обусловленное преобразование представления и содержания информации, выполняемое некоторой системой.

Информатика имеет самые тесные связи с математикой. Можно сказать, что отношения между информатикой и математикой примерно такие же, как между техническим знанием и естественными науками. “Чистая” математика ограничивается нахождением способа решения задачи и практически не уделяет внимания вычислительным затратам на получение результата. В информатике как техническом знании проблема эффективности применяемых математических моделей и методов решения задач занимает одно из центральных мест. На стыке информатики и математики возникла новая область знания - прикладная математика.

В информатике выделяют прикладную информатику, занимающуюся созданием специализированных информационных технологий - совокупности средств и методов автоматизации конкретных видов деятельности на базе средств вычислительной техники, средств связи и программного обеспечения.

В Математическом энциклопедическом словаре приведено также второе толкование информатики как родового понятия, охватывающего “все виды человеческой деятельности, связанные с применением ЭВМ” . В этом, по существу, обиходном определении не делается различия между сферами производства средств и их применения, чему есть известные основания.

Как правило, указанные сферы деятельности существенно различаются своим предметом, и профессионалам одной проблемной области не требуется обладать знаниями из другой. Так, специалистам по производству микроскопов не нужно обладать теоретическими знаниями из области, где они могут применяться, допустим, биологии или кристаллографии. Верно и обратное - биологам или кристаллографам, если последние не изучают оптические свойства веществ, вполне достаточно представлений о потребительских свойствах микроскопов и нет необходимости в знании законов оптики.

В прикладной информатике мы наблюдаем совершенно противоположную картину. Во-первых, в сфере производства программных средств и в сфере их применения используются одни и те же технические средства - ЭВМ.

Во-вторых, конечной целью применения ЭВМ является решение тех или иных прикладных задач, для чего требуется разработка специального программного обеспечения. Но разработка прикладного программного обеспечения невозможна без использования специальных знаний из автоматизируемой проблемной области. Поэтому в качестве разработчиков специального программного обеспечения выступают как специалисты, освоившие технологии разработки программного обеспечения, так и специалисты по информатике, изучившие конкретную проблемную область. Следовательно, второй отличительной чертой прикладной информатики можно считать уникальную необходимость интеграции знаний из области производства средств и области их применения.

В-третьих, применение специального программного обеспечения, представляющего, по сути, “консервированные знания”, в определенной мере снижает требования к квалификации пользователей, чего не происходит при использовании любых других средств, кроме программных.

Характерными чертами происходящей информатизации являются высокие темпы внутреннего развития информатики и стремительное расширение сферы ее применения, экспансия едва ли не во все области человеческой деятельности. Технологии благодаря информатизации измененяются с такой скоростью, что мы, похоже, не успеваем их осмысливать.

Картография

Научная дисциплина о картах, способах их создания и использования - картография - возникла из потребностей географии и других наук о Земле в описании положения объектов на земной поверхности.

Из трех возможных способов описания - вербального, табличного и графического - наиболее адекватен человеческому восприятию пространственного положения объектов графический, представляющий собой частный случай аналогового моделирования. Занесите в таблицу хотя бы пять пар произвольных чисел в диапазоне от 0 до 1000 (координат точек на плоскости) и попросите кого-нибудь оценить их взаимное расположение. Вполне вероятно, что любому человеку для этого потребуется не менее 10 с. Но если эти точки нанесены на бумагу в некоторой системе координат, то для оценки их взаимного положения будет достаточно одного взгляда. На реальном листе карты могут присутствовать тысячи и даже десятки тысяч объектов.

Преимущества картографического и любого графического способа представления информации о пространственном положении объектов - в его наглядности. Но недостатки, как известно, продолжение достоинств: графический способ характеризуется существенными ограничениями - для отображения многообразных свойств объектов у картографа крайне мало изобразительных средств.

Для описания свойств объектов более эффективен табличный способ представления данных. Таблицы можно сделать сколь угодно большими. Во всех областях деятельности, где не требуется знать пространственное положение объектов, так и поступают - заполняют различные “формы”. В картографии действуют иначе и создают наборы карт - атласы, при этом значительная часть информации многократно дублируется.

В свое время мощными стимулами для развития картографии послужили такие изобретения, как бумага и книгопечатание. Современное картографическое производство в значительной мере основано на достижениях полиграфии. Условные знаки топографических и любых других карт и сами карты отображают, помимо прочего, возможности и ограничения современного полиграфического оборудования.

Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить условные знаки для карт средних или мелких масштабов с условными знаками для планов крупных масштабов. Оформление первых более красочное. Причина в том, что для их тиражирования используется многоцветное типографское оборудование. Крупномасштабные планы до недавнего времени размножались светокопировальным или электрографическим способом. С развитием вычислительной техники и средств графического вывода появилась реальная возможность тиражирования многоцветных изображений; сдерживающим фактором служит пока что недостаточное распространение средств графического вывода. Поэтому в ближайшем будущем можно ожидать появления условных знаков для крупномасштабных топографических планов с более разнообразной палитрой.

В сущности, возникновение самой полиграфии было связано с необходимостью выполнения очень простой операции - нанесения изображения на поверхность бумаги. Но в результате эта предельно простая потребность практически привела к формированию новой области технического знания - полиграфии и созданию мощной инфраструктуры - современного полиграфического производства. Глубинная причина их появления объясняется, конечно, не внешней, примитивной потребностью печати, а исключительной, имеющей жизненно важное значение потребностью человеческого общества в информации.

Чтобы понять современные тенденции в картографии и картографическом производстве, необходимо рассмотреть типы производства и природу картографического производства.

Известно, что в каждом производственном процессе присутствуют физическая (масса и энергия) и логическая (информация) составляющие. Также известно, что существует три типа производства: обработка и переработка вещества, энергетическое и информационное. В чистом виде ни один тип производства не встречается; в любом процессе параллельно выполняются все три вида преобразований: вещественные, энергетические и информационные. Выделение перечисленных выше типов производства осуществляется по целевому типу преобразований.

Различия в типах производства настолько глубоки и важны, что в истории человечества выделяют три фазы в соответствии с доминирующим типом производства: общество, занимающееся переработкой вещества, энергетическое общество и информационное общество. Некоторые авторы утверждают, что наиболее развитые страны уже вступили в фазу информационного общества, другие считают эти утверждения преждевременными. Как бы там ни было, сегодня мир движется в сторону информационного общества: производство непрерывно усложняется, роль информации постоянно возрастает, и для ее обработки привлекается все больше ресурсов.

Картографическое производство по своей природе информационное. В процессе картографирования материальные ценности не создаются. Цель картографирования - обеспечение потребителей сведениями о земной поверхности, а не создание карт. Не полагаем же мы, что целью водителя является управление автомобилем, своего рода искусство для искусства, а не доставка грузов. Но чтобы доставить груз в нужное место, водитель вынужден управлять автомобилем. Аналогично, чтобы предоставить потребителю информацию о местности, раньше необходимо было создавать только карты, сегодня ситуация меняется.

Если картографическое производство информационное, а компьютер - современное эффективное средство обработки информации, то вывод очевиден: задачей картографического производства должно стать освоение новейших информационных технологий, а задачей картографической теории - разработка методологии автоматизированного картографирования.

Карты - всего лишь форма представления информации, обусловленная особенностями человеческого восприятия и историей развития картографии и картографического производства. Ценность карты определяется не картографическим изображением, а ее содержанием, передаваемой информацией. В настоящее время вследствие компьютеризации и информатизации измененяются потребности в сфере использования картографической продукции, потребителям все чаще необходимо представление тех же данных о земной поверхности, но в другой форме - в цифровом виде. Таким образом, современные тенденции в картографическом производстве обусловлены противоречием между формой и содержанием.

Применение компьютеров оказывает революционизирующее влияние на картографическое производство. Перечисленные выше новации (бумага, книгопечатание и полиграфия) означали совершенствование физической компоненты картографических процессов. Но сутью картографии и картографирования является не физическая, а логическая составляющая, т. е. обработка информации. Развитие логической компоненты, означавшее переход от ремесла к науке и становление картографии как теории, началось с метода координат, разработанного Декартом, и аналитической геометрии и продолжилось разработкой картографических проекций и формированием математической картографии.

Однако, до сих пор картографическая теория развивалась несколько односторонне - разрабатывалась в основном математическая картография. Состояние другой части картографии - теории картографического отображения (формальной картографии) - можно охарактеризовать как застой. Здесь следует напомнить о дискуссии на страницах журнала “Геодезия и картография” в 1985 - 86 гг., начало которой было положено статьей К. А. Салищева . Под сложившуюся ситуацию даже подводилась теоретическая база: картографирование является творческим видом деятельности (картографы создают не продукцию, а картографические произведения), поэтому выполнение этих действий машиной невозможно.

Критика подобных воззрений может быть сведена к следующим замечаниям. Безусловно, картографирование – это интеллектуальная деятельность. Но из творческого характера деятельности совсем не следует невозможность ее автоматизации. Шахматы не менее творческое занятие, чем картографирование. Какое-то время назад велись дискуссии о том, может ли машина выиграть у квалифицированного шахматиста. Недавно она выиграла у чемпиона мира, и теперь уже спорят: является ли творчеством то, что делает ЭВМ.

Если творчество понимать как способность результативно действовать по интуиции, то следует признать абсолютную неспособность машины к какому-либо творчеству. Но цель автоматизированного решения интеллектуальных задач не в обязательном копировании мыслительных процессов в голове человека, а в получении результатов решения задач. Способ решения задачи имеет второстепенное значение по сравнению с фактом получения результата. Тем более, что сегодня уже существуют прецеденты изобретений и открытий, сделанных машиной, не говоря о доказательстве теорем.

Еще один пример значения творчества можно привести из истории самой картографии. На протяжении веков карты рисовались. Только с появлением способов определения координат точек земной поверхности и с разработкой картографических проекций стало возможным точно наносить положение объектов на бумагу, и карты стали вычерчиваться. Возможности “творчества” при этом существенно сократились, картограф уже не может размещать объекты на карте по своему вкусу. Таким образом, разработка точных методов ограничивает не творчество, а субъективизм, но едва ли эти ограничения могут вызывать протест.

Для того чтобы задачу могла решить машина, необходимо детально и однозначно изложить описание процесса преобразования данных, то есть решение должно быть формализовано. В настоящее время наиболее актуальная задача картографии – это разработка формальной теории картографического отображения.

Формализация процессов картографического отображения не только не убивает возможность творчества в картографическом производстве, но, наоборот, приводит к возрастанию его доли. Творческими процессами в картографии являются определение содержания карты, выбор изобразительных средств и т. п., а самые трудоемкие операции по изготовлению карты рутинны и вполне могут быть автоматизируемы.

Геоинформатика

Употребление термина “геоинформатика” не однозначно, хотя и стало обыденным. Разные специалисты вкладывают в это понятие различный смысл. Вот несколько примеров определения геоинформатики.

1. “Развитие информационных технологий на базе вычислительной техники... привело к появлению нового направления в информатике - геоинформатики, в основе которой лежат геоинформационные системы (ГИС) и геоинформационные технологии” .

2. “Геоинформатика и вычислительная геометрия являются в последнее время одними из наиболее развивающихся областей информатики” .

3. “Под геоинформатикой принято понимать научно-технический комплекс, объединяющий одноименную отрасль научного знания, технологию и прикладную (производственную) деятельность, которые связаны с разработкой и реализацией ГИС” .

4. “Геоинформатика - достаточно новая область деятельности в географии, геологии и других науках о Земле, в рамках которой решаются задачи сбора, хранения и обработки информации о природных и социально-экономических системах”

5. “Предмет геоинформатики, как науки - это природные, общественные и природно-общественные земные пространственно-временные системы. Методы геоинформатики - компьютерное моделирование и тесно связанное с ним геоинформационное картографирование. Иначе говоря, предмет геоинформатики совпадает с предметами наук о Земле, социально-экономических наук, картографии, дистанционного зондирования” . И далее: “Фундаментом геоинформационного образования (включая и геоинформационное картографирование) должно стать знание и понимание сущности, генезиса, динамики, функционирования геосистем”[Там же, с. 43].

В данных определениях просматриваются, по крайней мере, четыре трактовки предмета геоинформатики:

Область создания средств информационного моделирования земной поверхности (определения 1 и 2);

Область использования указанных средств (определение 4);

Любая деятельность, имеющая отношение к созданию или использованию средств геоинформационного моделирования (определение 3);

Некоторая метанаука о Земле (определение 5).

В приведенных определениях правильно указывается на тот или иной аспект геоинформатики, но ни с одним из них полностью согласиться нельзя и менее всего с определением, данным в работе . По сути дела, в этой работе предлагается заменить понятие географии и других наук о Земле геоинформатикой. До сих пор геосистемы были предметом географии и других наук о Земле, таковыми они и остаются. Применение новых инструментов изменяет методы, но не предмет и содержание научной дисциплины. Использование телескопа (а позднее и радиотелескопа) в астрономии или микроскопа в биологии не изменило их сущности, но позволило значительно расширить границы и глубину научного познания. Это прекрасно понимали более 100 лет назад. Дж. В. Мармери писал: “Тот факт, что изобретение какого-либо аппарата может изменить всю внешность науки и дает ей новый подъем, сделался общим местом. Устраним из нашего научного развития телескоп, и астрономия сразу превратится в знание самых обычных и простых явлений” [цит. по 12, с. 57] - и далее приводил перечень приборов, повлиявших на возникновение и развитие различных областей знания: микроскоп, призма, компас, маятник, барометр, линза, весы, электрические батареи.

Таким же образом использование в географии и других науках о Земле нового мощного инструмента - компьютера - не изменяет их собственного предмета и содержания исследований. Однако, применение компьютеров в географии и других науках о Земле может быть предметом самостоятельных исследований и содержанием соответствующей теории, подобно выделению картографии в отдельную область научно-технического знания.

Краткое название “геоинформатика” несколько затуманивает смысл понятия “географическая информатика”. В этом словосочетании основной смысл несет слово “информатика”, а слово “географическая” является уточняющим.

Здесь можно провести аналогию с названиями многих научных дисциплин, например, экономической географии, сфероидической геодезии, космической геодезии, математической картографии и т. д. Все перечисленные сложные названия, как и многие другие, подчиняются нормам русского языка, определяющим порядок образования словосочетаний. Человек, знающий смысл каждого отдельного слова, но не встречавшийся ранее со словосочетаниями, даже не задумываясь над нормами языка, интуитивно догадывается об их смысле.

Понятие “географическая информатика” в соответствии с нормами русского языка должно быть истолковано как некоторый раздел информатики. Именно такова логика авторов определений геоинформатики в : информатика рассматривается как родовое понятие по отношению к географической информатике.

Если же применить использованный в работе “принцип геоинформатики” к именованию других научных направлений, то вместо политической и экономической географии мы бы имели геополитику и геоэкономику и т. д. Но предмет экономической географии отличен от предмета “геоэкономики”; первая является разделом географии, тогда как вторая была бы разделом экономики.

Как область знания геоинформатика - раздел прикладной информатики, методология информационного моделирования земной поверхности и геосистем; предметом геоинформатики как теории являются геоинформационные модели, геоинформационные системы и технологии. Трактовка геоинформатики как раздела географии или даже ее альтернативы представляется спорной. География относится к естественным наукам, тогда как информатика и картография - технические дисциплины (по крайней мере, с точки зрения Высшей аттестационной комиссии). Принципиальное отличие технических наук от естественных отмечалось выше. Геоинформатика не сводится к автоматизированной картографии, но многое из нее заимствует и также должна быть отнесена к техническим дисциплинам.

Рассматривая геоинформатику как сферу производственной деятельности, в нее включают как область производства специализированного программного обеспечения (прежде всего - геоинформационных систем), так и область применения - получение, накопление, обработку, представление, распространение и использование цифровых данных о земной поверхности. Вопрос в том, насколько необходимо объединение под одним названием области производства средств и области их применения.

В реальной жизни эти области, как правило, различаются и именуются по-разному, например, автомобилестроение и автотранспортная отрасль и т. д. Возможно, единственным исключением из этого правила стало машиностроение, создающее, помимо прочего, средства для своего

воспроизводства, при котором областью применения создаваемых средств является область их производства - машины для производства машин.

Геоинформационные системы не предназначаются для самовоспроизводства, и поэтому нет никаких особых причин для объединения под одним названием “геоинформатика” области производства средств и области их применения. Как человек, использующий астрономические методы определения координат или направлений, не может считаться астрономом (астроном – тот, кто строит здание астрономии), так и конечный пользователь, применяющий ГИС для решения своих задач, не обязательно является специалистом в области геоинформатики . Представляется довольно спорным называть географов, картографов и других, не имеющих достаточно глубоких знаний в области информатики, специалистами по геоинформатике.

Тогда возникает вопрос об именовании системы знаний о потребительских свойствах геоинформационных систем и производственной деятельности, направленной на получение, накопление, обработку, представление, распространение и использование информации о земной поверхности и геосистемах. В данном случае мы можем действовать по аналогии и использовать ту же логику, что и при образовании термина «практическая астрономия» , называя систематизированную совокупность знаний о применении средств геоинформационного моделирования практической геоинформатикой.

По мнению автора, геоинформатика является не столько новой областью деятельности в географии или картографии, сколько новым способом удовлетворения старой как мир потребности человека в знаниях о среде обитания. Вопреки мнению некоторых авторов, иной становится не столько картография, сколько картографическое производство, трансформирующееся на наших глазах в геоинформационное.

Автоматизация в картографии не изменяет сути картографии. Точно так же автоматизация картографического производства не меняет цели последнего. Однако изменения в технологиях обеспечения общественной потребности в знаниях о территории страны настолько принципиальны, что в настоящее время можно ставить вопрос о целесообразности соответствующего переименования существующей инфраструктуры - Роскартографии.

^

Список литературы


1. Алексеев А.С., Калантаев П.А., Пяткин В.П. Новые информационные технологии в дистанционных исследованиях Земли из космоса. Международ. науч.-техн. конф., посвященная 65-летию СГГА - НИИГАиК. 23-27 ноября 1998 г. Тезисы докладов, Новосибирск, 1998, стр. 18-20

2. Берлянт А.М. Геоинформационное картографирование. -М.: 1997, -64 с.

3. Берлянт А.М. Проблемы геоинформационной терминологии. Цифровые и электронные геоизображения. Информационный бюллетень, 1999, № 3 (20), стр. 6-8

4. ГОСТ Р 50828-95 Геоинформационное картографирование. Пространственные данные, цифровые и электронные карты. Общие требования. -М.: Госстандарт России, 1995, -19 с.

5. Кошкарев А.В., Тикунов В.С. Геоинформатика / Под ред. Д.В. Лисицкого.-М.: “Картгеоцентр”-”Геодезиздат”, 1993. - 213 с.

6. Математический энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1988, -847 с.

7. Перминов В.И., Савенков В.М. Толковый словарь по информатике. М.: Финансы и статистика, 1991, -543 с.

8. Салищев К.А. Рецидив формалистических концепций коммуникативной картографии под флагом автоматизации. - Геодезия и картография, 1985. № 11, c. 59 - 61.

9. Сербенюк С.Н. Картография и геоинформатика - их взаимодействие. М.., 1990, 159 с.

10. Скворцов А. В. Эффективные алгоритмы вычислительной геометрии и их реализация в геоинформационной системе. Автореферат дисс. на соиск. уч. степ. канд. техн. наук. Томск, ТГУ, 1998, -20 с.

11. Советский энциклопедический словарь. М., Советская энциклопедия, 1990, - 1632 c.

12. Фигуровская В.М. Техническое знание. Особенности возникновения и функционирования. Новосибирск: Изд-во Наука, 1979, -192 с.

13. Шомье Ж. Банки данных: Использование электронной вычислительной техники. –М.: Энергоиздат, 1981. – 72 с.

Как и любая наука, социология является сектором всеобщего знания о бытии, следовательно, связана с другими науками. Дифференциация наук зашла настолько далеко, что порой забывается их единство. В то же время каждая наука различным образом связана с другими областями научного знания. Усвоение особенностей этих связей способствует более глубокому пониманию сущности данной науки.

Близость или отдалённость социологии от других наук определяется двумя обстоятельствами: 1)общностью объекта исследования и 2)близостью предметов исследования.

Поскольку объектом социологии является общество в целом или отдельные общественные явления, то по данному критерию социологии “родственны” философия, психология, политология, правоведение, история, экономическая теория, культурология и другие дисциплины. Но отдалены от социологии математика, естественные, технические, медицинские и сельскохозяйственные науки. И хотя некоторые достижения указанных наук, например, математики, используются в социологии, этот факт не сближает социологию с данными науками.

По предмету социология родственна тем наукам, которые изучают социальные отношения в отдельных областях человеческой деятельности. Социальные отношения диспозиционные, то есть, они содержатся “внутри” политических, экономических, нравственных, религиозных, правовых и иных видах общественных отношений. Изучающие эти отношения науки изучают вместе с тем и социальность людей, но в конкретных, развитых формах. Поэтому социология так органично сочетается с ними. В то же время не все науки, объектом которых является человеческая деятельность смежны социологии. Таковы, например, демография, статистика, экономическая география и др. В этих науках фиксируется лишь внешние про явления человеческой деятельности, но не её внутреннее содержание с целями, ценностями, интересами, эмоциями и т.д.

Философия - социология. Наиболее близка социологии философии. Ее влияние на социологию заключается в том, что социологические проблемы длительное время анализировались в рамках философии. Вследствие этого в социологию вошли понятия, используемые в философии: потребность, ценность, интерес, развитие, прогресс и др.

Социология - философия. Будучи “дочерней” наукой, социология объясняет философии её собственную историю. Возникает своего рода “социология философии”, которая показывает социальные условия генезиса и развития философии. Так, например, было показано и доказано, что философия возникает не при любых, а лишь при благоприятных условиях: достаточно высоком уровне развития наук, расцвете городов и личной свободе членов общества.

Психология - социология. Психология, как индивидуальная, так и социальная, даёт много ценного материала для социологии. Первая показывает и обосновывает психологические типы личности, динамику душевных переживаний, формирование и смену ценностных ориентаций и др. Вторая объясняет факты коллективного поведения людей (ожидания, настроения, психозы, оптимизм, пессимизм и др.) и позволяет предсказывать некоторые тенденции поведения населения.

Социология - психология. Социология показывает социальный контекст индивидуальных и коллективных психических явлений. Так, например, ссылки на прошлое при принятии решения необходимы для того, чтобы действующие индивиды могли поставить свои действия в один ряд с делами давно минувших дней и тем самым показать “естественность” своего поведения. Европейская буржуазия, взяв в руки государственную власть, поначалу подражала героям древнего Рима. Пропагандисты коммунизма сочиняли сказки, в которых уподобляли Ленина и Сталина героям сказок и былин. Примеры такого рода показывают, как близка социология к формулированию законов социально - психологических явлений.

Кроме того, социология показывает роль различных психологических типов личности в социальных отношениях. Не случайно, видимо, что в явлениях лидерства, преступной деятельности преобладают холерики, сангвиники, а не флегматики и меланхолики.

Политология-социология. Даёт эмпирический материал для анализа общественных явлений, корректирует некоторые суждения и предсказания социологов.

Социология - политология. Формулирование законов общения людей способствовало бы уяснению смысла политических явлений и институтов, а также предвидению изменения политического сознания масс. Сослагательное наклонение показывает, что пока обе науки способны лишь описывать и объяснять, предлагая читателю принять их суждения на веру. Возможно, переход, но теоретический уровень исследования совершит одна из теорий среднего уровня - социология политики.

Правоведение - социология. Позитивное право даёт богатый материал для социологических обобщений. Социальные отношения в области права напряжены больше, чем в какой-либо иной области общественной жизни. Свидетельством тому является неослабевающий интерес членов общества ко всем отраслям права, в особенности, к уголовному праву. Практика правоприменения оценивается с позиций естественного права.

Социология - правоведение. Социология настолько жизненно необходима праву, что мыслящие юристы в силу этой необходимости сами начинают изучать общество. Умозрительное, кабинетное конструирование норм права неизбежно заводит общество в тупик. Жонглирование терминами, доказывание одной условности другой условностью - юридическая схоластика. Мыслящие юристы понимают, что не только общество (может быть и не столько!) следует подгонять под нормы права, но и право должно считаться с интересами большинства населения, либо с интересами больших социальных групп. А для этого общество следует знать таким, каково оно на самом деле. В связи с необходимостью такого знания сложился социологический подход к пониманию права и социология права. На стыке социологии, психологии и уголовного права возникает криминология - социология преступности.

История - социология. История показывает динамику социальных отношений в социальном времени и пространстве, даёт богатый материал для социологических обобщений.

Социология - история. Благодаря обобщениям множества эмпирических фактов история ещё до возникновения социологии стала превращаться из жанра художественной литературы, каковой она была в средние века, в науку. Девиз древних “История - наставница жизни” воплощается в действительность лишь при условии теснейшего союза истории с социологией. История, действительно, наставница жизни, но учит она лишь тех, кто способен у неё учиться, кто способен сквозь массу неповторимых деталей видеть повторяемость явлений. Без социологии история - груда необработанного сырья. Осознавая этот факт, некоторые историки (Б.Ф. Поршнев, Е.М. Жуков, М.А. Барг) призывали к созданию социологии истории.

Экономическая теория - социология. Показывает влияние на индивидов, малые и большие социальные группы материальных условий жизни. Экономическая теория также показывает влияние экономических законов на изменение социальных отношений.

Социология - экономическая теория. Социальные отношения складываются под воздействием далеко не одних лишь экономических законов, их истоки многообразны. Однако эти отношения существенно влияют не конъюнктуру рынка и поэтому экономистам небезразличен социологический материал! Выражением жизненной необходимости социологии для экономической теории стали экономическая социология, социология труда, социология торговли.

Культурология - социология. Культуру не следует сводить к одной из её сторон - художественной культуре. В содержательном плане культура представляет собой традиции, обычаи, праздники, язык, верования и др. Культура есть способ существования общества, это умение жить сообща. Ментальность людей культурных такова, что они способны образовать общество. Наука, изучающая культуру в указанном смысле, - культурология. Она даёт социологии материал для обобщений, показывает, в частности, не случайность вычленения социологии из философии в культурном поле Европы.

Социология - культурология. Исследует тенденции развития культуры, показывает логику её относительно самостоятельного функционирования. Сложилась одна из социологических теорий среднего уровня - социология культуры. Данная теория устраняет упрощённое представление, согласно которому культура зависит от уровня экономического развития. История описывает расцвет культуры в экономически и политически неразвитых странах.

Указаны не все науки, которые смежны социологии. Однако приведенные примеры показывают меж предметные связи, которые слабеют по мере дифференциации наук. Напротив, использование данных различных наук позволяют представить интересующие явление объёмно и полно.

Тема 1.

Структура и состав современного культурологического знания

1. Место культурологии в системе наук, объект, предмет, цели культурологии. Смежные дисциплины. Разделы культурологии.

2. Понятие "культура", классификация культуры

3. Функции культуры

До XX в. исследование культуры находилось в рамках философской и исторической наук. Выделение культурологии как отдельного научного блока в конце XX в. связано с накоплением большого объема знаний о культуре и необходимостью систематизировать его.

Термин "культурология" образован от лат. cultura (который в свою очередь произошел от colo, cultum, colere – «возделывать, обрабатывать») и от греч. logos (слово, понятие, учение, теория, разум, мысль, знание). Если брать за основу перевод как "знание о культуре", то это означает, что культурология изучает и теорию культуры, и историю культуры, если же брать как "теория культуры", то только теорию. Впервые слово «культурология» в качестве научного термина предложил использовать американский исследователь Лесли Уайт.

Существует несколько взглядов на вопрос о статусе культурологического знания:

1. Культурология – учебная дисциплина , которая рассматривает человека, общество и культуру, используя знания различных наук: философии , эстетики, этики, истории, искусствознания, религиоведения, этнографии, археологии, психологии, лингвистики и т.д. Эта гуманитарная дисциплина была введена в России в специфических условиях (1980-е гг.), когда происходил кризис марксисткой системы обществознания, и предназначалась она в основном для студентов негуманитарных вузов. После обретения экономикой, политологией, социологией, философией собственного места и значения в системе гуманитарного знания, культурология стала исполнять роль подготовительного курса дисциплин социально-гуманитарного цикла.

2. Культурология – самостоятельная отрасль научного знания, имеющая собственный объект и предмет познания, методы и подходы исследования., т.е. культурология – это наука о культуре (только в России).

Объект исследования:

o социокультурная среда (включающая культуру)

o наиболее общие закономерности культуры;

o принципы функционирования культуры в обществе;

o взаимосвязь и диалог различных культур;

o единые тенденции культурного развития человечества.

Предмет исследования:

· результат деятельности людей;

· модели культуры;

· установки, регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностях;

· коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные языки межличностного общения;

Цели культурологии:

1. Прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития, анализ социокультурных последствий общественных процессов;

2. Поиск новых методов социализации (общественного становления) и инкультурации (т.е. освоения содержания культуры) личности;

3. Предоставление знания о национальной культуре;

4. Сравнительный анализ культур (компаративный метод культурологического исследования).

Смежные с культурологией дисциплины

Антропология культуры (культурная антропология) показывает, что теория культуры имеет дело с этническими общностями, имеющими свою самобытную культуру. Сосредотачивает внимание на социальной структуре, политической организации, эконом.системе, система родства, особенностях пищи, жилища, одежды инструментов, религии, мифологии той или иной культуры. Культурная антропология опирается на большой этнографический материал.

Философия культуры (культурфилософия) – выступая в качестве самостоятельного направления, остается разделом в философии, направленным на осознание сущности и значения культуры. Философия культуры – это максимально возможный уровень обобщения культурных процессов. Изучает культуру в контексте фундаментальных философских проблем – бытия (онтология культуры), сознания, общества, личности.

Социология культуры – специфическая отрасль знания, которая находится на стыке областей социологии и культуры и, соответственно, изучает социальные закономерности в человеческой деятельности. В социологии понятие «культура» обозначает созданную людьми искусственную среду существования: вещи, символические системы, обычаи, верования, ценности, нормы, находящие выражение в предметной среде, моделях поведения, которые усваиваются людьми, передаются ими из поколения в поколение, являются важным источником коммуникации, регулирования социального взаимодействия и поведения.

Выделяют 2 раздела в культурологии

Фундаментальная культурология изучает процессы и формы интеграции и взаимодействия людей на основе их общих ценностей, создает категориальный аппарат.

1. Прикладная культурология изучает, планирует и разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной, социальной и культурной политики. Цель: прогнозирование и регулировка актуальных культурных процессов, разработка социальных технологий передачи культурного опыта, управление и охрана культуры, культурно-просветительская и досуговая деятельность.

Сегодня существует около 600 определений термина "культура", слово "культура" является одним из наиболее употребляемых в современном языке. Но это говорит скорее о его многозначности, чем изученности. Почему так много?

– Многообразие феномена культура

– Определение давали ученые из разных областей знаний

– Определения формулировались на основе разных методологических оснований

Термин "культура" – латинского происхождения, что значит "возделывание", "обработка", "уход". Цицерон (1 в. до н.э.) сказал: "Культура – это возделывание человеческого ума в процессе целенаправленного воздействия". То есть основным объектом «возделывания» становится сам человек, его внутренний мир. А следовательно до его размера начинается сужаться и само понятие «культура»: под ней начинают понимать только духовную культуру – область высших достижений человека в духовной сфере.

Более широкий и доминирующий подход в понимании культуры - когда акцент переносится на окружающий мир человека и таким образом культура расширяется, охватывая наряду с духовной и материальную сферу. Таким образом, культуру можно определить как совокупность достижений (и утрат) человечества в материальной и духовной сфере.


Похожая информация.


Этнография – это наука, изучающая состав, происхождение, расселение, культурно-исторические взаимоотношения народов мира, а также их материальную и духовную культуру, особенности быта. (Совокупность всех особенностей быта, нравов, культуры какого-л. народа, народности, местности.) У этнографии более размытая область изучения, нежели у фольклористики. Фокус этнографии – это все же материальная культура, тогда как для фольклористики это духовная, однако при изучении тех же заговоров, ритуалов придется иметь дело с материальной культурой народа. Соответственно, если этнография начинает изучать духовную культуру в связи с материальной, то она пересекается с фольклористикой, и, используя свои методы, проводит схожие исследования. Корень различия можно так же видеть в понятии «этнос» =? Народ для фольклористики и этнографии. И там и там это понятие вызывает споры, но как мы установили выше для фольклора это «общее знание», которым объединены люди, тогда как для этнографии это скорее «общие корни», социальные группы возникшие вследствие исторического процесса. Т.О. определение фольклористики шире. Антропология и этнология – термины, используемые в западных странах для обозначения того что наша наука всегда понимала под термином этнография. (снова в лекции Адоньевой, она описывала антропологию и этнологию как исследование человеком культуры к которой он не принадлежит, либо ту с которой происходит конфликт.) Наука о народах, преимущ. первобытных (имеющая весьма расплывчатое содержание, совпадающее то с антропологией, то с этнографией и историей культуры). - это из словаря 4т русского языка. Этнолингвистика – наука занимающаяся определением «сложных» слов, из области чувств и ощущений. Что стоит предметно за словами честь, любовь, верность, и тп. По отношению к ней фольклористика делает то же самое просто с более обширными формулами человеческого сознания.

ВОПРОС 2. Понятие фольклорного жанра. Жанровый состав русского фольклора.

Понятие фольклорного жанра. Совокупность принципов, позволяющая в данной ситуации построить высказывание определенного типа, называется фольклорным жанром (похожее см. у Б.Н Путилова). Единицами образования фольклорного жанра, если жанр – совокупность фольклорных произведений, являются законченные высказывания, как единицы речевого общения. В отличие от единиц речи(слова и предложения) высказывание имеет адресата, экспрессию и автора. От этих признаков зависят композиция и стиль высказывания.



Фольклорные тексты анализируются в аспектах:

-социальная ситуация, спровоцировавшая высказывание

-намерение говорящего

-базовые социальные характеристики говорящего

-идеалогические\ментальные установки

-цель которую преследует говорящий

-характеристика отношений между фактом сообщения и самим фактом

-ответная ракция

-языковые средства для создания высказывания (Адоньева С.Б. «Прагматика..»)

Жанр – совокупность произведений, объедиененных общностью поэтической системы, бытового назначения форм исполнения и музыкального строя. Пропп ограничиваемся- поэзией повествовательной и лирической. Драматическая поэзия, а также частушки, пословицы, поговорки, загадки и заговоры, возможно, составят предмет другой работы.

Повествоват поэзию пропп делит на

Прозаическую и

Стихотворную

Народная проза – одна из областей народного творчества

Выделяет след роды и виды

1. сказка – ни исполнитель ни слушатель не верят в рассказываемое (Белинский) это очень важно так как в остальных случаях попытки передать реальность, а здесь нарочитый вымысел

Сказки волшебные

По определению Проппа они выделяются по совершенно четкой композиции, по своим структурным признакам, по своему, так сказать, синтаксису, кото­рый устанавливается научно совершенно точно о чем подробнее в Морфологии сказки и в билете о сказках.

Кумулятивные построены на многовкратном повторении всетрч, создания нагромождения, отсылорк. Обладают особой композицией стилем богатым красочным языком тяготеют к ритму и рифме

Для других видов сказок, кроме волшебных и кумуля­тивных, композиция не изучена, и определять и делить их по этому признаку пока нельзя. Вероятно, единством компози­ции они и не обладают. Если это так, то в основу дальней­шей систематизации приходится избрать какой-либо другой принцип. Таким принципом, имеющим научно-познаватель­ное значение, может быть определение по характеру дей­ствующих лиц.

Вспоминаем сразу прения в начале Морфологии сказки, где рассказ про афанасьева и его классификацию по которой никто не классифифирует но она есть. Из этого получаем 1 разряд

1. сказки о животных

Сказки о неживой природе(всякие силы ветер волда)

Сказки о предметах(пузырь лапоть соломинка)

По типам животных(домашние дикие)

Сказки о растениях(война грибов)

2) сказки о людях(они же бытовые) действ мужики бабы и проч

Сюда по сути своей относим репку, которая является кумулятивной

Пропп делит их по типам пресонажей с точки зрениях их действий

О ловких и умных отгадчиках

Омудрых советчиках

Неверных\верных женах

Разбойниках

Злых и добрых … и тд

Такое же разделение по типам с.жетов, атк как тут сюжет определяется характером персонажа, что поеределяет его действия…

В фольклоре нет особого различия между бытовыми скзками о людях и анектодати(пропп)

3)небылицы – рассказы о нереальных в жизни событиях (напр Мюнгхаузен постороен именно на этом жанре)

4) докучные сказки – короткие прибаутки\потешки для детей, когда они требуют сказок

С точки зрения проппа сказка это еще не жанр, вот виды сказок которые мы выделили это жанры их можно делить на рубкрики. Жанр – лишь одно из звеньев классификации.

Лирическая эпическая и драматическая поэзия это роды эпика: эпич проза\эпич поэзия

С казка это вид эпической прозы она распадается на вышеуказанные жанры они на типы а те на версии и варианты. Следовательно имеет след схему

Следующая область

2)рассказы в которые верят

Здесь мы имеем

А) этнологические о происхождении земли и всего что на ней есть(мифы о сотворении)

Б) про зверей они же почемучки: почему у слона длинный нос

В) былины - в большинсвте случаев это страшыне рассказы о леших, русалках и проч нечисити (о же бывали и проч проч)

Г) легенды – связанные с православием рассказы, с персонажами В,Н заветов так как легенда этимологически то что читали монахи за трапезой, то с историческими лицам это не сбюда. Кроме тогог спорен вопрос об отношении легенд к фольклору Соколов считал их легендарными сказками Аарне, Андреев и Афанасьев считали их отдельными и издавали в отдельн сборниках

Д) предания – вот сюда относятся историч лица и события

Е) сказЫ – устные мемуары отдельных людей которые передают события имевшие место и сохран факты

Стихотворная эпическая поэзия

Отличается неразрывной связью музыкальной составляющей с текстом, то есть не важен жанр – всегда будут петь. РИТМ. Сюжет,стих,напев – одно художеств целое. (вспомин описания у Лорда о том как сказитель учится петь былину) напевность выражает лирическое отношегие к изхображаемому. Хотя каждая былина в отдельности не обладает своим напевом (одним напевом могут исполняться разные былины и наоборот), стиль былинного музыкального испол­нения в известных границах целостен и неприменим к дру­гим видам эпического творчества.

Былина – один из видов песенной эпической поэззи. Сама былина не жанр как и сказка но в ее состав входят те самые жанры. Былины отличаются диким разнообразием сюжетов поэтому их труднее классифицировать чем сказки.

Былины по сюжетн группам,Ю по стилю и характеру повествоания делятся на

1. былины героические

-«классические»(сюжет – подвиги нац русских героев, в качестве пролога то как герой получил силу) например когда после ильи и святогора начнается сражения ильи с идолищем. Или когда после исцеления ильи он едет в киев побеждая по дороге соловья разбойника

Воинские(в каом либо идее повествуют о сражении с группой врагов, полчищ татар например. ДОПОЛНИТЬ СЮЖЕТОМ!!! Можно отследить историю и эволюцию ‘b[ былин считает пропп)

Единоборство (муромец и турецкйи хан, алеша в бою с тарариным)

Когда 2 героя встреачются в поле не узнабт друг друга и бьются (ПРИМЕР!!)

Былины о сражении с чудовищем(можно ли отнести сюда ИДОЛИЩЕ?? Или соловья?) они более древние и из них выраслиите что о сражениях

Былины о бунте героя(один из признаков – действия в интересах государства)

Это былины о бунте Ильи против Владимира, об Илье и голях кабацких, о Буяне-богатыре, о Василии Буслаевиче и новгородцах и о смерти Василия Буслаевича.Один из признаков героических былин состоит в том, что герой в них действует в интересах государства. С этой точки зрения к героическим былинам несомненно относится были­на о Дунае и его поездке за женой для Владимира.

Что правильнее: считать, что каждая из этих групп состав­ляет особый жанр, или же полагать, что, несмотря на разли­чие сюжетов, героические былины составляют один из жан­ров былинного творчества? Последнее положение более пра­вильно, ибо жанр определяется не столько сюжетами, сколь­ко единством поэтики - стиля и идейной направленности, а это единство здесь налицо.

2. Былины сказочного характера

Антагонистом героя в этих случаях является женщина. В отличие от сказок, в которых женщина чаще всего-беспомощное существо, которое он спасает, напри­мер, от змея и на которой он женится, или мудрая жена или помощница героя, женщины былин чаще всего существа коварные и демонические; они воплощают некое зло, и ге­рой их уничтожает. К таким былинам относятся «Потык», «Лука Данилович», «Иван Годинович», «Добрыня и Марин­ка», «Глеб Володьевич», «Соломон и Василий Окулович» и некоторые другие. Это именно былины, а не сказки. Сказоч­ный характер им придает наличие колдовских чар, оборот-ничество, различные чудеса; эти сюжеты специфичны для былин и не соответствуют поэтике сюжетов сказки. Наряду с этим в былинном эпосе обращаются и сказки, распеваемые былинным стихом. Такие произведения не относятся к бы­линному творчеству. Их сюжеты фигурируют в указателях сказок («Нерассказанный сон», «Ставр Годинович», «Ванька

Удовкин сын», «Подсолнечное царство» и Др.). Такие сказки должны изучаться как при исследовании сказочного, так и при исследовании былинного творчества, но относить их к жанру былин только на основании использования былинного стиха нельзя. Такие былины обычно не имеют вариантов. Особый случай представляет собой былина о Садко, в кото­рой нет антагониста героя типа коварных женщин других былин. Тем не менее принадлежность ее к сказочным были­нам совершенно очевидна.

Можно ли считать, что былины сказочного характера со­ставляют один жанр с былинами героическими? Нам кажет­ся, что нельзя. Хотя вопрос еще должен изучаться специаль­но, все же довольно очевидно, что, например, былина о Добрыне и Маринке есть явление совершенно иного харак­тера, чем былина о набеге литовцев, и что они принадлежат к разным жанрам, несмотря на общность былинного стиха.

3. Новеллистические былины некоторое количество реалистически окрашенных повествований, сюжеты которых отличаются от рассмотренных выше, отли больш разнообразием

–сватовство с препятствиями

С одной стороны, стиль новеллы и стиль монументальной, героической или сказочной былины несовместимы. С другой же стороны, в составе былин есть некоторое количество реа­листически окрашенных повествований, сюжеты которых имеют существенно иной характер, чем рассмотренные вы­ше. УСЛОВНО такие былины можно назвать новеллистически­ми. Число их невелико, но они отличаются большим разно­образием. В некоторых из них рассказывается о сватовстве, которое, после преодоления некоторых препятствий, оканчи­вается благополучно («Соловей Будимирович», «Хотен Слу-дович», «Алеша и сестра Петровичей»). Промежуточное по­ложение между былинами сказочными и новеллистическими занимает былина об отъезде Добрыни и неудачной женитьбе Алеши. Былина об Алеше и сестре Петровичей занимает промежуточное положение между жанром былины и жан­ром баллады. То же можно сказать о «Козарине». Балладный характер носит также былина о Даниле Ловчанине, о чем мы скажем ниже, при изучении баллад. Другие сюжеты, которые обычно относятся к былинам, мы бы отнесли к бал­ладам («Чурило и неверная жена Бермяты»).

Сюжеты новеллистических былин можно распределить по группам, но здесь мы этого делать не будем. Женщина в этих былинах играет большую роль, но есть новеллистиче­ские былины и иного характера, как, например, былина о состязании Дюка с Чурилой или о посещении Владимиром отца Чурилы.

1. песни о святых и их деяниях(об алексее человеке божием.)

выражаю.т некотопеы религиозные представления народа, однако мировоззрение в них выраженное часто не совпадает с догматом церкви, имеет юитсорически еподробности и обладают особыми красотами.

В противоположность им существуют скоморошины

1. песни о веселых происшествиях(или о не веселых но трактуремых юмористически) есть множество типов

2. –пародии

3. –небылицы

4. –с острой социальной сатирой

Не всегда носят повествоват характер иногда в предмете смешная сутиауция не получантся особого развития. Общность жанров=прежде всего общность стиля.

Значительно отличаются от западноевропейский, сфера – мир человеческих страстей, трактуемый трагически

1. любовные(семейное содержание)

Страдалица-женщина в голавной роли. Средневековая русская действительность. Действ лица в основном принадлежат к средним или высшим сословия, изображаются глазами крестьян. Тяготеют к изображению страшных событий, убийство невинной женщины частая развязка и убийца часто член сеьми. Князь роман, федор и марфа, оклеветанная жена.

Длительная отлучка одного из членов семьи при неожиданной случайной встрчи они не узнают друг жруга и трагические события (брат разбойник и ссетсра) песня записанная пушкиным?

2) баллады исторические

В них могут дейтсовать реальные исторические герои например татары, но они нападают не войском а похщают женщину. Концентрация вниманя вокруг личной истории, характреный признак наличие некоторой интриги любовного или семейого содержания

Былины менее сфокусированы на личности нежели баллады однако есть много преходных случаев(ПРИМЕРЫ!!)

Между балладой и другими жанрами не всегда можно провести точную гра­ницу. В данном случае можно говорить о былине балладного характера или о балладе былинного склада. Таких переход­ных или смежных случаев между балладой и былиной, бал­ладой и исторической песней или балладой и песней лири­ческой можно найти некоторое, хотя и не очень большое ко­личество. Проводить же искусственные грани нецелесообраз­но. Былина и баллада могут быть различаемы и со стороны музыкальной. Былина обладает определенным размером и напевами полуречитативного характера. Стихотворные раз­меры баллады очень разнообразны, так же как и наивны. С музыкальной точки зрения баллады как фольклорно-музыкального жанра не существует.

Все изложенное показывает, что баллады обладают на­столько специфическим характером, что можно говорить о них как о жанре. Тех резких отличий, какие имеются в ре­пертуаре былин или сказок, здесь нет. Разница между балла­дами семейными, о неузнанных встречах и так называемыми историческими балладами есть разница типов, а не жанров.

Исторические песни

Весьма сложен вопрос о жанровом характере историче­ских песен. Самое название «исторические песни» указы­вает, что песни эти определяются со стороны содержания и что предметом исторических песен являются исторические лица или события, имевшие место в русской истории или по крайней мере обладающие историческим характером. Между тем как только мы приступим к рассмотрению того, что на­зывают исторической песней, так сразу же обнаруживаем чрезвычайное разнообразие и пестроту поэтических форм.

Разнообразие это настолько велико, что исторические песни никак не составляют жанра, если жанр определять по приз­наку некоторого единства поэтики. Здесь получается то же, что и со сказкой и былиной, которую мы также не могли признать жанром. Правда, исследователь имеет право огово­рить свою терминологию и условно называть исторические песни жанром. Но познавательного значения такая термино­логия не имела бы, и потому прав был Б. Н. Путилов, когда свою книгу, посвященную историческим песням, он назвал «Русский историко-песенный фольклор XIII-XVI веков» (М.-Л., 1960). Тем не менее историческая песня существу­ет если не как жанр, то как сумма нескольких различных жанров разных эпох и разных форм, объединяемых историч­ностью своего содержания. Полное и точное определение всех жанров исторической песни не может входить и нашу задачу. Но даже при поверхностном взгляде, без специально­го и углубленного изучения, можно установить хотя бы неко­торые виды исторических песен. Характер исторических песен зависит от двух факторов: от эпохи, в которую они создаются, и от среды, которая их создает. Это дает возмож­ность хотя бы наметить основные категории исторических песен.

1. Песни скоморошного склада

Открывают список ситорических песн потому что перва я историческая песня была выявлена именно в этом жанре. О щелкане дудентьевиче, относится к 14 веку самая ранняя, составленнеы позднее песни были другого характера

2. составленные в 16 веке песни о Грозного – страшные

Песни созданные в московской городской среде-пушкарей(артиллеристов вольных) псени создавались средствами былины и снарод называл их старинами (гнев грозного на сына, взятие казани) в дальнейшем развитии утратили связь с былиной

3) песни о внутренних событиях к 16-началу 18 века

Так же созданы в москве простым людом, Это песни определенной среды и определенной эпохи., пр разнообразии поэтики имеют единсвто эпики(о земском соборе об осаде осоловецкого монастыря)

3. петерубргские песни

С перенесением столицы в Петербург этот тип городских песен о внутренних событиях русской истории перестает быть продуктивным. В Петербурге создаются отдельные пес­ни о восстании декабристов, об Аракчееве и некоторые дру­гие, но жанр этот в XIX веке находился на ущербе. Песни этой группы созданы городской средой, откуда они позднее проникают в крестьянство.

4. Песни казачества 16-17 в

Хоровое исполнение протяжность лирические песни о вольнице., о крестьянских войнах. Здесь песни о пугачеве более реальны чем песни о разине так как петербургские псени были под влиянием солдатских

5. Воинские солдасткие песни 18-20

С появлением регушлярной армии созданы солдатами доминирующий вид есни от полтавского боя до 2 мировой

Лирические песни

1. Формы бытования и использования

Хороводные игровые плясовые

Исполняемеы без движений

2)бытовое применение

Трудовые посиделочные святочные свадебные и тд

В них поется о любви, семье разлуке – человеческой жизни

2. Псени выражают извсетное отношение к миру

Сатирические укоряющие

Величальные сетующие

3) по исполнению

Протяжные ачстые промежуточные полупротяжные

4)Песни по социальным группам

Рабочих, крестьян, бурлаков, солдат

Жеснк мужск молод стары и проч половозр

Для разделения на жанры отталкиваемся от след позиций

1. Единство формы и содержания. Предполагается что первое все таки содержание так как оно создает форму

2. Так как создаетли- представители различных социальн групп, то и песни у них разные

Социальная группа батраков создаст песню определенного содержания и соотвественно этому песня примет определенную форму

1. Песни крестьян оторвавшихся от земли

2. Песни рабочих

Деление песен по социальной принадлежности

3. Песни крестьян ведущих земледельческий труд

Делятся на

  • Обрядовые

Ф) земледельческие

Делятся по праздникам на которых они исполнялись

Например святки=колятки, новогод = подблюдные для тгаждания

Песни для каждого праздинка = отдельный жанр

И) семейные

Пропп рассматривает причитания, они бывают

+) похоронные

Для каждого момента обряда разные для разного исполнителя

+_) свадебные

Иные причтания, исполняемые невестой либо плакальщицей, так же приговоры дружки и величальнеы родителям это оснвеы жанры свадебн песен

  • Необрядовые

Здесь пропп снова сосредоточился на причитаних, они названы

А) Рекрутские, а так же связанные с какими то бедсвиями в жизни, сюда же остальные песни не рассмотренные проппом

По форме исполнения песни можно разделить на те которые исполяются с телодвижениями и те кторые исполняются без

А) Хороводные, игровые, плясовые

Хороводные, игровые и плясовые песни обладают особым стилем. Обычно они имеют куплетное строение (чего нет в песнях голосовых). Такие песни обладают особыми законами композиции. Так, например, последние строки каждого куп­лета могут повторяться с изменением одного-двух слов.

  • Хороводные песни распределяются по тем фигурам которые составляет хоровод(Балакирев отличает хороводные песни «круговые», когда хоровод движется по кругу, и «ходовые», когда Поющие стоят или ходят друг за другом.)
  • Игровые песни обычно связаны с игрой но могут исполняться и в одиночку как напоминаение о прошлых играх, отличаются по месту исполнения позволябют орепрелить в чем состояла игра.

Игры и игровые песни отличаются также по тому, исполняются ли они на открытом воздухе или в избе. Игры зимой в избе и летом в поле или на улице бывают разные. Игровые песни тесно свя­заны с играми, и очень часто из текста песни можно устано­вить, в чем игра состояла. Игровую песню можно узнать не­зависимо от того, обозначена ли она собирателем как тако­вая или нет. Границы между хороводными и игровыми пес­нями не всегда можно установить точно, так как самое веде­ние хоровода есть род игры

  • В плясовых песнях содержание песни менее тесно связано собственно с пляской, чем содер­жание игровых с игрой. Любая частая песня может быть использована как плясовая, под любую частую песню можно плясать. Однако не под всякую частую песню непременно пляшут. Если игровую песню можно узнать независимо от того, обозначена ли она как таковая или нет, то плясовую по тексту узнать нельзя. Из этого следует, что плясовые песни собственно не представляют жанра. Тем не менее использо­вание песни для пляски - важный признак целого ряда частых песен.

Исполнются и хором и одиночно, просто сидя или при работе

1. Ярко выраженные протяжные

Элегические, лирическеи, выражающие глубокие чувства поющих обычно грустыне

2. Частые песни

Имеют веселый шуточный характер чаще выражают коллективные чувства

Для 1,2 темп песни=характеру песни, для 3 он не имеет значения

3. Полупротяжные

Для поеределиня жанра песни важно

Указание на шуточный характер, так как это черта частых

Внимание к теме содержданию песни

В сост необрядовых песен входят разные жанры, однако сами они жанра не составляют

Песни крестьян оторванных от земли

Песни дворовых составляют не­сомненный, притом очень специфический жанр. С одной стороны, в них отражен весь ужас, все унижение крестьяни­на, всецело зависящего от произвола барина и подвер­гающегося жестокой порке за малейшие провинности. С другой стороны, в них есть элементы какого-то фривольного или развязного тона, который совершенно чужд песням кре­стьянским и который свидетельствует о развращении кре­стьянской психики под влиянием «цивилизованной» барской среды.

Лакейские городские песни мы сталкиваемся с песнями с социальной направленностью

Трудовые песни созданные для аккомпанирования труду например бурлатские когда песня заменяет команду и подобн

Удалые песни – посвящены разбойникам вырвавшимся на волю и ставшими рубин гудами(но песни о траг судьбе к протяжным)

Солдатские песни – о тяготах службы и отваге для отечества и тп.

Очень важно смотреть кто исполняет песню если девушка то это скорее какая то протяжная или любовная, а аесли парень значит удаляя и тд

Тюремные песни – 2х видов: страдающие и просящиеся на волю, и матерые зеки бравирующие прошлым

Фольклор городской мещанской среды – жанр жестокого романса о трагическом завершении несчастной любви

Песни рабочих – традиции идут от литературы хотя образы и обращения присутсвуют крестьянские и плачи тоже, но тема – горькая жизнь и состав слов и образов – иной. Ранняя рабочая поэзия – 4ст хорей = частушка. Переделывают в песни подходящие по смыслу литературные произведения стихи поэтов. Рабочие песни объядиняют фольклор и литературу, среди них выделяются 3 разряда

1. Песни созданные самими рабочими

2. Сатирические псени связанные с классовым сознанием

3. Песни-гимны, похоронные марши их исполняли коллективно

Таким образом, в составе рабочей поэзии можно наметить несколько групп, имеющих характер жанров: это протяжные песни фольклорного типа, лиро-эпические стихотворные пес­ни с нарастающим революционным содержанием, сатириче­ские произведения, также с нарастающим революционным сознанием, и гимническая поэзия, уже выходящая за грани фольклора.

Детский песенный фольклор

1. Взрослые поют для детей

Колыбельные(ровный напев, слова отовсюду)

Игровые напевы, небылицы

Потешки для маленьких

2. Дети поют сами

Игровые песни, не понятные без игр + условно считалки

Песни дразнилки, насмешки

Песни детей об окружающей жизни(особая нестройнойсть, иногда набор слов)

От этих признаков зависят композиция и стиль высказывания.

ВОПРОС 3. Специфика фольклора: коллективное и индивидуальное начала, устойчивость и вариативность, понятие традиционности, способ бытования.

По Якобсону и Богатыреву фольклор больше тяготеет к языку, чем к речи из теории Соссюра. Речь использует язык, и каждый говорящий делает индивидуально. Так и в фольклоре некий набор традиций, корпус устоев, верований, творчества используется исполнителями произведений и создателями. В качестве канвы выступает традиция, на ее базе создается произведение, оно проходит коллективную цензуру и через какое то время превращается в традицию для последующих произведений. существование фольклорного произведения предполагает усваивающую и санкционирующую его группу. В фольклоре интерпретация – источник произведения.

Коллективное и индивидуальное начала. В фольклоре мы сталкиваемся с феноменом коллективного творчества. коллективное творчество не дано нам ни в каком наглядном опыте, и поэтому нужно предполагать существование некоего индивидуального творца, инициатора. Типичный младограмматик как в языкознании, так и в фольклористике, Всеволод Миллер считал коллективное творчество масс фикцией, потому что, полагал он, человеческий опыт никогда не наблюдал такого творчества. Здесь, несомненно, получает свое выражение влияние нашего ежедневного окружения. Не устное творчество, а письменная литература является для нас привычной и наиболее известной формой творчества, и, таким образом, привычные представления эгоцентрически проецируются в сферу фольклора. Так, моментом рождения литературного произведения считается момент его закрепления на бумаге автором, и по аналогии момент, когда устное произведение впервые объективируется, то есть исполняется автором, интерпретируется как момент его рождения, тогда как в действительности произведение становится фольклорным фактом только с момента его принятия коллективом.

Сторонники тезиса об индивидуальном характере фольклорного творчества склонны подставлять аноним взамен коллектива. Так, например, в одном известном руководстве по русскому устному творчеству говорится следующее: «Таким образом, ясно, что и в обрядовой песне, если мы не знаем, кто был создателем обряда, кто был создателем первой песни, то это не противоречит индивидуальному творчеству, а только говорит за то, что обряд так древен, что мы не можем указать ни автора, ни условий возникновения старейшей, теснейшим образом связанной с обрядом песни, и что создался он в среде, где личность автора не представляла интереса, почему память о ней и не сохранилась. Таким образом, идея «коллективного» творчества здесь ни при чем» (102, стр. 163). Тут не принято во внимание, что обряда без санкции коллектива быть не может, что это contradictio in adjecto и что, даже если в истоке того или другого обряда лежало индивидуальное проявление, путь от него к обряду так же далек, как путь от индивидуального уклона в речи до изменения в языке.

В фольклоре соотношение между художественным произведением, с одной стороны, и его объективацией, то есть! так называемыми.вариантами этого произведения при исполнении его разными людьми, с другой стороны, совершенно аналогично соотношению между langue и parole. Подобно langue, фольклорное произведение внелично и существует только потенциально, это только комплекс известных норм и импульсов, канва актуальной традиции, которую исполнители расцвечивают узорами индивидуального творчества, подобно тому как поступают производители parole по отношению к langue 2. Насколько эти индивидуальные новообразования в языке (соответственно в фольклоре) отвечают требованиям коллектива и предвосхищают закономерную эволюцию langue (соответственно фольклора), настолько они социализируются и становятся фактами langue (соответственно элементами фольклорного произведения).

Роль исполнителя фольклорного произведения никоим образом не должна отождествляться ни с ролью читателя или чтеца литературного произведения, ни с ролью автора. С точки зрения исполнителя фольклорного произведения эти произведения являются фактом langue, то есть внеличным, существующим независимо от исполнителя, хотя и допускающим деформацию и введение нового творческого и злободневного материала фактом.

Индивидуальное начало возможно в фольклоре только в теории, то есть если Ч заговаривает грыжу лучше чем Ш, только после принятия коллективом знающих метода Ч ее вариант заговора станет фольклорным произведением, а не просто местной особенностью известного заговора (?)

Устойчивость и вариативность

Фольклорный текст как текст устный разделяет некоторые особенности обыденной устной речи, хотя в гораздо большей степени урегулирован. Как и в обыденной речи, в фольклоре имеет место деление на небольшие структурные звенья (в песнях эти звенья могут совпадать со строкой), подлежащие сцеплению определенными синтаксическими средствами, гораздо менее строгими, чем в письменной речи. Но при этом фольклорные тексты являются традиционными и заново воспроизводимыми в акте исполнения. Этот акт в той или ной мере ритуализован, включает тесную взаимосвязь певца с аудиторией (своим определенным и постоянным социумом, причастным к знанию традиции и ритуальных ограничений) и, что особенно важно, является большей частью не рецитацией наизусть, а более или менее творческим воспроизведением сюжетных, жанровых и стилистических моделей. Подчеркнем еще раз: всякого рода повторы и словесные формулы в качестве важнейших кирпичиков помогают хранению текста в памяти певца между актами его воспроизведения перед аудиторией. Певцы и сказители способны запоминать тысячи и тысячи строк наизусть, однако механизм творческой трансмиссии далеко не сводится просто к произнесению заученного.

Как уже говорилось, наибольшая степень заученности, строгости в воспроизведении имеет место в отношении обрядовых песен, прежде всего - заговоров (в силу сакральности магического слова), а также пословиц и хоровых песен (само хоровое начало восходит к обряду, на чем особенно настаивал А.Н.Веселовский), хотя и в этих пределах имеется некоторый минимум варьирования. Разумеется, вариативность минимальна в сакральной поэзии (устной, но профессиональной) типа ведийской в Индии или древнеирландской поэзии филидов (а ранее друидов) и т.п. В песнях и сказках, уже идейно не связанных с обрядом, масштаб варьирования гораздо больший, даже при повторении исполнения тем же певцом или сказителем.

В принципе, варьирование - исконная черта фольклора, и поиск единого прототипа первоначального текста, как правило, является научной утопией.

В целом же архаический фольклор, почти полностью остающийся в обрядовых рамках, варьируется в гораздо меньшей степени, чем "классический" фольклор, существующий рядом с литературой.

В зависимости от аудитории и других обстоятельств певец-сказитель может сократить свой текст или расширить его за счет параллелизмов, дополнительных эпизодов и т.д. Всякого рода повторяемость, составляющая стихию фольклора и стихию архаической словес ости с ее гегемонией ритуального начала, является главным и мощнейшим средством структурирования архаических и фольклорных произведений и важнейшей чертой архаического и фольклорного стиля. Возникнув на почве ритуальности и устности, повторения форм, фразеологических оборотов, фонических и синтаксических элементов воспринимаются в то же время как украшающий прием. Постоянные эпитеты, сравнения, контрастные сопоставления, метафоры, игра синонимами, анафорические и эпифорические повторы, внутренние рифмы, аллитерации и ассонансы все более начинают ощущаться как украшения.

Как уже отмечено, фольклор продолжает функционировать и после появления книжной словесности, но этот традиционный, или "классический" фольклор в некоторых отношениях отличен от фольклора строго архаического, как бы первобытного. Если такой "первобытный" фольклор имеет своей основой древнейшую мифологию и религиозную систему шаманского типа, если он как бы погружен в атмосферу первобытного синкретизма с его гегемонией обрядовых форм, то фольклор традиционный развивается в условиях распада родовых отношений и смены племенных союзов раннегосударственными объединениями, в условиях перехода от рода к семье, зарождения государственного самосознания (что было решающим для создания классических форм эпоса), развития более сложны религиозно-мифологических систем, вплоть до "мировых религий" и зачатков исторических или, по крайней мере, квази-исторических представлений, что приводит к частичной деритуализации и десакрализации древнейшего сюжетного фонда. Весьма фундаментальным фактором различия между более ранними и более поздними формами фольклора является сам факт существования книжной словесности и ее влияния на устную традицию.

Развитый фольклор испытывает многоплановое влияние литературы там, где авторитетность и вес письменного слова неизмеримо выше и в религиозно-магическом, и в эстетическом плане. Иногда устное слово рядится под книжное, воспроизводя нормы письменного языка, особенно часто в торжественной ритмизованной речи. С другой стороны, происходит фольклоризация книжных источников, что часто ведет к их архаизации. Наряду с собственно книжным влиянием необходимо учитывать и влияние более развитого фольклора (часто уже испытавшего влияние книжности) на творчество соседних народов, стоящих на более архаической ступени культурного развития (например, влияние русского фольклора на устные литературы некоторых других народов СССР).

(Мелтинский, Новик и прочие.. статус слова и понятие жанра)

Из того что каждое исполнение источник произвденеи ядля след исполнителя(якобсон) вырастает вариативность фолкьлорного произведения как такового. Однако все они в совокупности опираются на устойчивую традицию = launge. Вариативность наблюдается внутри жанров, ….