Сочинение на тему: драма софьи и ее причины (по комедии а. с. грибоедова “горе от ума”). Личная драма Софьи и ее причины (по комедии А. Грибоедова “Горе от ума”)

Личная драма Софьи и ее причины. А. С. Грибоедов создал бессмертную комедию, образы которой настолько типичны, что вышли далеко за рамки одного произведения. Одним из центральных образов комедии является образ Софьи, поскольку он не только объединяет многие сюжетные линии,

но и влияет на цельность композиции всего произведения.
Мы не очень много знаем о Софье, но этого вполне достаточно, чтобы понять, почему она отвергла достойного человека, а избранником ее стал “жалчайшее созданье” Молчалин.
Софья в доме отца достаточно одинока. Ее мать давно умерла, с отцом у девушки нет теплых отношений и взаимопонимания. Всю жизнь Софью окружают чужие люди, а самые доверительные отношения у нее сложились только со служанкой Лизой.
Софья достаточно умна и самостоятельна, но перед ее глазами - множество примеров неблаговидного поведения типичных представителей фамусовского общества, которые не могут не влиять на становление ее характера. Поэтому, хотя Софья и любит читать, но читает она французские сентиментальные романы. Образы этих романов входят в ее жизнь и во многом определяют ее восприятие окружающих людей, в том числе и Молчалина. Она наделяет его выдуманными качествами, не замечая лицемерия, малодушия и трусости. Даже бедность Молчалина превращается в Софьиных глазах в преимущество, которое дает ей возможность пожертвовать собой. Таким образом, качества, подчеркивающие ограниченность и ничтожность Молчалина, Софья возводит в ранг совершенства и идеала (“уступчив, скромен, тих”, “враг дерзости”).
Тот факт, что “дружбу всех он в доме приобрел”, стал уважаемым человеком, которому многие доверяют и любят (именно за подхалимство, лесть, низкопоклонство), приобретает в глазах Софьи особый вес и значение.
Возможно, вначале в сердце девушки не было любви к этому неискреннему и хитрому человеку, но теперь она проснулась и властной рукой определяет поведение Софьи. Именно в любви раскрываются многие качества девушки, привлекающие наше внимание к ней, интерес и уважение, демонстрирующие, что, несмотря на зависимость от фамусовского общества, Софья достаточно незаурядна и самостоятельна, способна и готова бороться и отстаивать свои чувства.
Любимый человек стоит у Софьи превыше всяких интересов, затмевает весь мир:
Молчалин!.. Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога!
Ради него девушка готова на самопожертвование, поскольку, если связь будет открыта, общество и отец их осудят:
Да что мне до кого? до них? до всей вселенны?
Смешно? - пусть шутят их; досадно? - пусть
бранят.
Люди, даже близкие, которые каким-то образом неодобрительно отзываются о Молчалине, вызывают у Софьи неприятие, обиду, беспокойство. За “злословие” Чацкого, когда-то бывшего ее близким другом, девушка даже готова отомстить, пуская слух о его безумии.
Но вот коварство и лицемерие Молчалина раскрыты, когда он, не подозревая о присутствии Софьи, признается:
Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного…
Оказывается, что не из высоких чувств и побуждений Молчалин был рядом с Софьей, а из корыстных интересов, возможности продвижения по служебной лестнице:
…любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека…
Эти признания застают врасплох влюбленную девушку, но, разобравшись, что к чему, она не теряет самообладания и готова защищать свои чувства и собственное достоинство от предательства Молчалина:
Упреков, жалоб, слез моих
Не смейте ожидать, не стоите вы их…
Софье во всей полноте раскрывается ничтожная душа ее избранника и ее собственные ошибки, но она старается не уронить чести и стойко принимает удары судьбы:
Не продолжайте, я виню себя кругом…
Я думаю, что эта ошибка для Софьи не прошла бесследно, ведь то, что произошло, навлекло на голову девушки безудержный гнев отца: “Не быть тебе в Москве, и не жить тебе с людьми”. Ей обеспечено осуждение общества, возможно, и слухи о грехе и позоре. Но, самое главное, она за своими иллюзорными представлениями не рассмотрела честного, порядочного и достойного человека, готового пожертвовать жизнью ради нее. Я сочувствую Софье, но не жалею ее, ведь произошедшее с ней - хоть горький, но опыт, которым она может правильно воспользоваться в дальнейшей жизни.

Софья Павловна - дочь Павла Афанасьевича Фамусова, на момент нашего с ней знакомства - девица семнадцати лет. Она рано лишилась ма­тери и воспитывалась старушкой мадам Розье, которая, по словам Фамусова, “умна была, нрав тихий, редких правил”. Ученье Софьи было до­верено приходящим учителям, с одинаковым ус­пехом обучавшим “и танцам, и пенью, и нежнос­тям, и вздохам”.

Как и другие девушки ее круга, Софья воспи­тала свой вкус и черпала большинство представ­лений об окружающем из сентиментальных ро­манов.

Софья росла вместе с Чацким, и это породило их детскую дружбу, которая (прежде всего со сто­роны Чацкого) незаметно переросла в любовь. Чацкий считает Софью своей единомышленни­цей и привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Его чувство по-настоящему искреннее и горячее. Возвратившись в Москву, он спешит встретиться с любимой девушкой и при первом же свидании объясняется ей в любви. Но…

Но Софья сильно изменилась. Она холодна с Чацким. Ее смущают его “вопросы быстрые и любопытный взгляд”, воспоминания юности она считает ребячеством. То, что

раньше притягива­ло и забавляло, теперь уже не находит отклика в ее душе. В Чацком Софья видит человека, кото­рый любого “унизить рад, кольнуть”, “завистлив, горд и зол”, который “свет ругает наповал” с од­ной лишь целью, “чтоб свет об нем хоть что-нибудь сказал…”. “Веселость ваша не скромна, … вы желчь на всех излить готовы…” - обвиняет она Чацкого. Не удивительно, что, обладая такими качествами, он становится для Софьи причиной “ужасного расстройства”.

Характер Софьи сложный и противоречивый, но в чем-то главном под стать характеру самого Чацкого. В свои семнадцать лет она не только “расцвела прелестно”, но и проявляет завидную независимость, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец. Она не привык­ла скрывать свои чувства. “Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно - пусть шу­тят их; досадно? - пусть бранят”, - говорит она. Молчалин упрекает Софью в излишней откровен­ности, но она горда, не выносит притворства, она считает невозможным “любезничать сквозь сле­зы”.

Софья получила хорошее образование, к тому же от природы наделена сильным характером и живым умом, способностью глубоко переживать и искренне любить, но все перечисленные поло­жительные черты ее характера не могли долж­ным образом развиться в фамусовском обществе. Представления о людях Софья черпала из сенти­ментальной французской литературы, которая и воспитала в ней мечтательность и чувствитель­ность. И на Молчалина она обратила внимание только потому, что он некоторыми своими чер­тами напоминал ей любимых героев.

Наилучшим образом понять противоречивый характер Софьи помогает ее сон: он как бы содер­жит формулу души девушки и своеобразную про­грамму действий. Он же дает нам представление и об идеале молодого человека, подходящего на роль избранника ее сердца, который должен быть “…и вкрадчив и умен, но робок…”, поскольку “в бедности рожден”. Молчалин именно таков. Он беден и безроден, “за других себя забыть готов, враг дерзости”, всегда застенчив и несмел, из “глубины души” вздыхает, “ни слова вольно­го…”.

“Зачем Же вы его так коротко узнали?” - спрашивает Чацкий. И Софья искренне отвеча­ет:

Я не старалась, Бог нас свел.

Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел…

К тому же он “уступчив, скромен, тих”, “в лице ни тени беспокойства”, “и на душе проступ­ков никаких”, - перечисляет она “чудеснейшие свойства” своего избранника. - “Вот я за что его люблю”.

Конечно, Софья способна оценить избранни­ка здраво и критически, прекрасно видит, что “нет в нем этого ума, что гений для иных, а для иных чума…”. Но “этакий ли ум семейство осча­стливит?” - рассуждает она дальше. Да, Чацкий умен, образован, способен на пылкое искреннее чувство, имеет свое собственное мнение по любо­му поводу и не стесняется его высказывать. Но что это может стоить в мире Фамусовых и Молчалиных? Какую пользу может принести Софье такой возлюбленный?

Софья, при всех своих хороших душевных за­датках, все же целиком принадлежит к фамусовскому миру, и она не может полюбить Чацкого, который всем складом души ему противостоит. А вот Молчалин, любящий Софью “по должнос­ти”, играет роль любовника “в угодность дочери такого человека”, “который кормит и поит, а иногда и чином подарит”, в этом мире принят как свой.

Софья же испытывает настоящее чувство, ко­торое она не желает скрывать и которое считает самым высоким и значительным в жизни. Чув­ства Софьи - это чувства влюбленности, прекло­нения, даже подчинения, а не только лишь стрем­ление покровительствовать любимому человеку, “бедному, скромному, не смеющему на нее глаз поднять”. Она готова возражать на любые, самые страстные и благоразумные доводы Лизы, но ни секунды не сопротивляется сдержанным словам Молчалина, проявляя готовность следовать его указаниям:

Хотите вы?.. Пойду любезничать сквозь слезы;

Боюсь, что выдержать притворства не сумею…

Софья еще так молода, так неопытна, но “за­датки недюжинной натуры” загублены “в духо­те, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха”. Воспитание и среда уже наложили отпечаток на ее взгляды и поступки. Очень хорошо сказал о ней в статье “Мильон тер­заний” писатель И. А. Гончаров: “Это смесь хо­роших инстинктов с ложью, живого ума с отсут­ствием всякого намека на идеи и убеждения, - путаница понятий, умственная слепота… все это не имеет в ней характера личных пороков, а яв­ляется как общие черты ее круга”. В этот круг замечательным образом вписывается Молчалин, и потому, как ни горько это сознавать, именно Молчалина, это “жалчайшее созданье”, Софья предпочла Чацкому.

А. С. Грибоедов писал одному из своих друзей, П. А. Катенину, о Софье: “…девушка сама неглу­пая, предпочитает дурака умному человеку”. Почему? Спор об этом не прекращается вот уже много десятилетий и до сих пор не решен оконча­тельно. Возможно, такая недоговоренность, не­ясность и противоречивость образа Софьи при­ближает ее к нам, к нашему времени, заставляя еще раз задуматься над тайнами человеческой души, поразмышлять над тем, что человек не все­гда свободен в своих поступках и чувствах?

“Горе от ума” - эти слова в бессмертной ко­медии А. С. Грибоедова принято относить к глав­ному герою, Чацкому, но они и о Софье. Она, вос­питанная в фамусовской среде, в критический момент оказывается, к сожалению, такой же, как и остальные: ее не хватает на то, чтобы не опус­титься до распространения гнусной клеветы, бо­лее того - пусть невольно, она оказывается ее автором. Это недостойно ее, потому что Софья умнее, честнее, ярче всех тех, кто окружает ее. Она начитанна, интересно мыслит, искренне лю­бит, и вообще умом и характером под стать Чац­кому, но никак не Молчалину. Любовь к друго­му помешала Софье понять Чацкого, независимо от ее отношения порадоваться встрече с другом детства и остановиться перед возможностью оск­вернить дружбу. Но, когда девушка узнает истин­ное лицо Молчалина, она ведет себя достойно и вызывает уважение. Она оказывается выше, луч­ше всех тех, кто находится рядом, лучше их свой­ствами души, тонкостью ума, благородством на­туры, а это опасно в ее среде, и ее дальнейшая жизнь, по-видимому, окажется нелегкой. Все это видел и чувствовал И. А. Гончаров, который в статье “Мильон терзаний” написал о Софье: “…в ней есть сильные задатки недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха. Неда­ром любил ее Чацкий. После него она одна из всей толпы напрашивается на какое-то грустное чув­ство, и в душе читателя против нее нет того безу­частного смеха, с каким он расстается с прочи­танными лицами”.

Глоссарий:

– сочинение на тему горе от ума комедия или драма

– горе от ума комедия или драма сочинение

– горе от ума комедия или драма

– сочинение горе от ума комедия или драма

– какую драму переживает Софья


(Пока оценок нет)

В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» представлены нравы московских дворян начала 19 века. Автор показывает столкновение консервативных взглядов помещиков-крепостников с прогрессивными взглядами молодого поколения дворян, которые начали появляться в обществе. Это столкновение представлено в виде борьбы двух лагерей: «века минувшего», защищающего свои меркантильные интересы и личный комфорт, и «века нынешнего», стремящегося улучшить устройство общества за счет проявления истинной гражданственности. Однако в пьесе есть персонажи, которые нельзя однозначно отнести ни к одной из противоборствующих сторон. Таков образ Софьи в комедии «Горе от ума».

Противостояние Софьи фамусовскому обществу

Софья Фамусова – один из самых сложных персонажей в произведении А.С. Грибоедова. Характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» противоречива, потому что с одной стороны, она единственный человек, близкий по духу Чацкому, главному герою комедии. С другой стороны, именно Софья оказывается причиной страданий Чацкого и его изгнания из фамусовского общества.

Главный герой комедии недаром влюблен в эту девушку. Пусть теперь их юношескую любовь Софья называет ребячеством, тем не менее, она привлекла когда-то Чацкого своим природным умом, сильным характером, независимостью от чужого мнения. И он был мил ей по тем же причинам.

С первых страниц комедии мы узнаем, что Софья получила хорошее образование, любит проводить время за чтением книг, чем вызывает гнев своего отца. Ведь он полагает, что «в чтеньи прок-от не велик», а «ученье – вот чума». И в этом проявляется первое расхождение в комедии «Горе от ума» образа Софьи с образами дворян «века минувшего».
Увлечение Софьи Молчалиным также закономерно. Она, как поклонница французских романов, разглядела в скромности и немногословности этого человека черты романтического героя. Софья не подозревает, что стала жертвой обмана двуличного человека, находящегося рядом с ней только из личной выгоды.

В своих отношениях с Молчалиным Софья Фамусова проявляет такие черты характера, которые ни один из представителей «века минувшего», включая и ее отца, никогда бы не осмелился проявить. Если Молчалин смертельно боится обнародовать эту связь перед обществом, так как «злые языки страшнее пистолета», то Софья не страшится мнения света. Она следует велению своего сердца: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Такая позиция роднит ее с Чацким.

Черты, сближающие Софью с фамусовским обществом

Однако Софья – дочь своего отца. Она воспитана в обществе, где дорожат лишь чинами и деньгами. Та атмосфера, в которой она росла, безусловно, оказала на нее влияние.
Софья в комедии «Горе от ума» сделала выбор в пользу Молчалина не только из-за того, что она увидела в нем положительные качества. Дело в том, что в фамусовском обществе женщины властвуют не только в свете, но и в семье. Стоит вспомнить пару Горичей на балу в доме Фамусова. Платон Михайлович, которого Чацкий знал активным, деятельным военным, под влиянием своей жены превратился в безвольное существо. Наталья Дмитриевна за него все решает, за него дает ответы, распоряжаясь им, как вещью.

Очевидно, что и Софья, желая доминировать над своим супругом, выбрала на роль будущего супруга Молчалина. Этот герой соответствует идеалу мужа в обществе московских дворян: «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей – высокий идеал московских всех мужей».

Трагедия Софьи Фамусовой

В комедии «Горе от ума» Софья является самым трагичным персонажем. На ее долю выпадает больше страданий, чем даже на долю Чацкого.

Во-первых, Софья, обладая от природы решительностью, смелостью, умом, вынуждена быть заложницей того общества, в котором родилась. Героиня не может позволить себе отдаться чувствам, не взирая на мнение окружающих. Она воспитана в среде консервативного дворянства и будет жить по законам, диктуемым им.

Во-вторых, появление Чацкого угрожает ее личному счастью с Молчалиным. После приезда Чацкого героиня находится в постоянном напряжении и вынуждена защищать возлюбленного от язвительных нападок главного героя. Именно желание сберечь свою любовь, уберечь Молчалина от осмеяния толкает Софью на распространение сплетни о сумасшествии Чацкого: «А, Чацкий! Любите вы всех в шуты рядить, угодно ль на себе примерить?» Однако способной на такой поступок Софья оказалась только из-за сильного влияния того общества, в котором она живет и с которым постепенно сливается.

Во-третьих, в комедии происходит жестокое разрушение образа Молчалина, сложившегося в голове Софьи, когда она слышит его разговор со служанкой Лизой. Главная ее трагедия заключается в том, что она полюбила подлеца, который играл роль ее любовника только потому, что это могло стать выгодным ему для получения очередного чина или награды. К тому же разоблачение Молчалина происходит в присутствии Чацкого, что еще больше ранит Софью как женщину.

Выводы

Таким образом, характеристика Софьи в комедии «Горе от ума» показывает, что эта девушка по многим качествам противопоставлена своему отцу и всему дворянскому обществу. Она не боится выступить против света, защищая свою любовь.

Однако эта же любовь заставляет Софью защищаться и от Чацкого, с которым она так близка по духу. Именно словами Софьи очернен Чацкий в обществе и изгнан из него.

Если все остальные герои пьесы, за исключением Чацкого, участвуют только в социальном конфликте, защищают свой комфорт и привычный для себя уклад жизни, то Софья вынуждена бороться за свои чувства. «Ей, конечно, тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается свой «мильон терзаний»», – так писал И.А. Гончаров о Софье. К сожалению, в финале получается, что борьба героини за право любить была напрасной, ведь Молчалин оказывается недостойным человеком.

Но и с таким, как Чацкий, Софья не обрела бы счастья. Скорее всего, она будет выбирать в мужья человека, соответствующего идеалам московского дворянства. Сильному характеру Софьи требуется реализация, которая станет возможной при муже, позволяющем командовать и руководить собой.

Софья Фамусова – самый сложный и противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Характеристика Софьи, раскрытие её образа и описание роли в комедии пригодятся 9 классам при подготовке материалов для сочинения на тему образа Софьи в комедии «Горе от ума»

Тест по произведению

А. С. Грибоедов создал бессмертную комедию, образы которой настолько типичны, что вышли далеко за рамки одного произведения. Одним из центральных образов ко­медии является образ Софьи, поскольку он не только объе­диняет многие сюжетные линии, но и влияет на цельность композиции всего произведения. Мы не очень много знаем о Софье, но этого вполне достаточно, чтобы понять, почему она отвергла достойного человека, а избранником ее стал «жалчайшее созданье» Молчалин. Софья в доме отца достаточно одинока. Ее мать давно умерла, с отцом у девушки нет теплых отношений и взаи­мопонимания. Всю жизнь Софью окружают чужие люди, а самые доверительные отношения у нее сложились только со служанкой Лизой. Софья достаточно умна и самостоятельна, но перед ее глазами - множество примеров неблаговидного поведе­ния типичных представителей фамусовского общества, ко­торые не могут не влиять на становление ее характера. Поэтому, хотя Софья и любит читать, но читает она фран­цузские сентиментальные романы. Образы этих романов входят в ее жизнь и во многом определяют ее восприятие окружающих людей, в том числе и Молчалина. Она наде­ляет его выдуманными качествами, не замечая лицемерия, малодушия и трусости. Даже бедность Молчалина превра­щается в Софьиных глазах в преимущество, которое дает ей возможность пожертвовать собой. Таким образом, ка­чества, подчеркивающие ограниченность и ничтожность Молчалина, Софья возводит в ранг совершенства и идеала («уступчив, скромен, тих», «враг дерзости»). Тот факт, что «дружбу всех он в доме приобрел», стал уважаемым человеком, которому многие доверяют и лю­бят (именно за подхалимство, лесть, низкопоклонство), при­обретает в глазах Софьи особый вес и значение. Возможно, вначале в сердце девушки не было любви к этому неискреннему и хитрому человеку, но теперь она проснулась и властной рукой определяет поведение Со­фьи. Именно в любви раскрываются многие качества де­вушки, привлекающие наше внимание к ней, интерес и ува­жение, демонстрирующие, что, несмотря на зависимость от фамусовского общества, Софья достаточно незаурядна и самостоятельна, способна и готова бороться и отстаивать свои чувства. Любимый человек стоит у Софьи превыше всяких ин­тересов, затмевает весь мир: Молчалин!.. Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога! Ради него девушка готова на самопожертвование, по­скольку, если связь будет открыта, общество и отец их осудят: Да что мне до кого? до них? до всей вселенны? Смешно? - пусть шутят их; досадно? - пусть бранят. Люди, даже близкие, которые каким-то образом неодоб­рительно отзываются о Молчалине, вызывают у Софьи не­приятие, обиду, беспокойство. За «злословие» Чацкого, ког­да-то бывшего ее близким другом, девушка даже готова отомстить, пуская слух о его безумии. Но вот коварство и лицемерие Молчалина раскрыты, когда он, не подозревая о присутствии Софьи, признается: Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного... Оказывается, что не из высоких чувств и побуждений Молчалин был рядом с Софьей, а из корыстных интересов, возможности продвижения по служебной лестнице: ...любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека... Эти признания застают врасплох влюбленную девушку, но, разобравшись, что к чему, она не теряет самообладания и готова защищать свои чувства и собственное достоин­ство от предательства Молчалина: Упреков, жалоб, слез моих Не смейте ожидать, не стоите вы их... Софье во всей полноте раскрывается ничтожная душа ее избранника и ее собственные ошибки, но она старается не уронить чести и стойко принимает удары судьбы: Не продолжайте, я виню себя кругом... Я думаю, что эта ошибка для Софьи не прошла бесслед­но, ведь то, что произошло, навлекло на голову девушки безудержный гнев отца: «Не быть тебе в Москве, и не жить тебе с людьми». Ей обеспечено осуждение общества, воз­можно, и слухи о грехе и позоре. Но, самое главное, она за своими иллюзорными представлениями не рассмотрела че­стного, порядочного и достойного человека, готового пожертвовать жизнью ради нее. Я сочувствую Софье, но не жалею ее, ведь произошедшее с ней - хоть горький, но опыт, которым она может правильно воспользоваться в дальнейшей жизни.