Сочинение на тему Образ защитника родины в поэме Твардовского «Василий Теркин. Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина. Правда о войне в поэме

Образ защитника родины в поэме Твардовского Василий Теркин

Образ защитника родины в поэме Твардовского Василий Теркин

А. Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).

Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».

Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка

Без чего? Без правды сущей,

Во время отступления, от разлуки с близкими; с другой стороны, радость от победы в бою, от письма из дома, от веселой шутки командира.

Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

– Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.

Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Василия Теркина.

Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).

Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов:

На войне живут бойцы.

Их товарищи – отцы.

В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов, переживаний, оценок:

И скажу тебе, не скрою. –

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

Пусть читатель вероятный

– Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.

Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей. «Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», – писал Твардовскому один из рядовых бойцов.

Таким образом, в поэме Твардовского отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение А. Т. Твардовского не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).

Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».

Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Подобный принцип художественного изображения позволил Твардовскому удивительно ярко и, одновременно, емко воссоздать всю гамму чувств, переживаний человека на войне: с одной стороны, боль от ран, от отчаяния во время отступления, от разлуки с близкими; с другой стороны, радость от победы в бою, от письма из дома, от веселой шутки командира.

Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».

Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

– Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.

Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Василия Теркина.

Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).

Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов:

Но уже идут ребята,

На войне живут бойцы.

Как когда-нибудь в двадцатом

Их товарищи – отцы.

В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов, переживаний, оценок:

И скажу тебе, не скрою. –

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

– Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.

Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей. «Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», – писал Твардовскому один из рядовых бойцов.

Таким образом, в поэме Твардовского отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение А.Т. Твардовского не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

А.Т. Твардовский всю Великую Отечественную войну работал во фронтовой печати, и на протяжении всего военного периода создавалась его наиболее выдающаяся и всенародно любимая поэма «Василий Теркин» (1941 – 1945).

Сначала отважный солдат Вася Теркин появился как герой стихотворных фельетонов Твардовского периода белофинской кампании (1939 – 1940). В годы войны с фашистами этот образ приобретает более глубокое содержание и масштабы художественного обобщения. По собственному признанию автора, Теркин был для него «лирикой, публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой. Разговором по душам и репликой к случаю».

Основной подход к обрисовке событий и участников войны, который прямо декларируется поэтом во вступлении к поэме, – предельная искренность и достоверность повествования:

А всего иного пуще

Не прожить наверняка

Без чего? Без правды сущей,

Правды, прямо в душу бьющей,

Да была б она погуще,

Как бы ни была горька.

Подобный принцип художественного изображения позволил Твардовскому удивительно ярко и, одновременно, емко воссоздать всю гамму чувств, переживаний человека на войне: с одной стороны, боль от ран, от отчаяния во время отступления, от разлуки с близкими; с другой стороны, радость от победы в бою, от письма из дома, от веселой шутки командира.

Первое знакомство читателя с героем происходит в главе «На привале». Уже здесь мы видим Теркина общительным человеком, интересным рассказчиком, опытным, «своим» в полку «воякой».

Во второй главе «Перед боем», описывающей период отступления русской армии, раскрываются такие качества героя Твардовского, как бодрость, сила духа, непоколебимая уверенность в победе:

Шли бойцы за нами следом,

Покидая пленный край.

Я одну политбеседу

Повторял:

– Не унывай.

Не зарвемся, так прорвемся,

Будем живы – не помрем,

Срок придет, назад вернемся,

Что отдали – все вернем.

Третья глава поэмы «Переправа» демонстрирует мужество и героизм Теркина, переплывающего реку, чтобы передать командиру важное донесение. Мы видим героя достойно преодолевающим трудности, не теряющим присутствия духа в минуту опасности, философски воспринимающим возможность гибели:

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый.

Снег шершавый, кромка льда…

Кому память, кому слава,

Кому темная вода.

Ни приметы, ни следа.

Так в простых по форме, но наполненных внутренним напряжением, глубоким драматизмом картинах военной жизни последовательно и полно раскрывается характер Василия Теркина.

Последующие главы добавляют к образу отдельные штрихи. Мы отмечаем стойкость, героя, любовь к жизни («Теркин ранен», «Смерть и воин»), видим сдержанность, скромность («О награде»), находчивость («Кто стрелял?»), умение веселиться и радоваться («Гармонь»).

Особая черта характера Теркина – сильно развитое чувство национального самосознания: ощущение своей сопричастности с народом, близости его мировоззрению, традициям. Это отчетливо проявляется в главе «Два солдата», в которой герой быстро находит общий язык со старым солдатом-участником Первой мировой войны, особо отмечая свое продолжение ратного дела отцов:

Но уже идут ребята,

На войне живут бойцы.

Как когда-нибудь в двадцатом

Их товарищи – отцы.

В развернутых лирических отступлениях Твардовский подчеркивает особую личную значимость образа Теркина, свою духовную близость герою поэмы, неразрывную общность взглядов, переживаний, оценок:

И скажу тебе, не скрою. –

В этой книге там ли, сям,

То, что молвить бы герою,

Говорю я лично сам.

Я за все кругом в ответе,

И заметь, коль не заметил,

Что и Теркин, мой герой,

За меня гласит порой.

Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

– Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке.

Полноту и достоверность образу Теркина придает также его колоритный и, одновременно, простой язык, изобилующий разговорными выражениями, народными присказками, прибаутками, веселыми шутками.

Итак, мы видим, что главный герой поэмы – простой русский человек, рядовой солдат, настоящий защитник своей Родины, чьи смелость, сила духа, живость ума и искрометное чувство юмора не могут не вызвать симпатии у читателя. Этим и объясняется огромная популярность в народе образа Василия Теркина. Многие даже узнавали в нем реальных конкретных людей – своих друзей, боевых товарищей. «Читая «Василия Теркина» с начала до конца, я видел прежде всего самого себя, своих близких боевых товарищей, всю нашу семью во всем своем поистине правдивом облике», – писал Твардовскому один из рядовых бойцов.

Таким образом, в поэме Твардовского отразились наиболее яркие черты русского национального характера в годы Великой Отечественной войны. Именно поэтому произведение А.Т. Твардовского не утрачивает с годами своей художественной силы и глубины воздействия на читателя.

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. о. Рошаль Московской области

Урок литературы в 8 классе по теме:

«Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина»

Учитель русского языка и литературы

Минаева Елена Владимировна

г. о. Рошаль

2015 год

Урок-исследование

Тема: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Теркина.

Цели урока:

Образовательные:

    Продолжить работу над главами из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» (чтение фрагментов и комментарий)

    Понимание идейно-художественного замысла поэмы

    Систематизация литературоведческих понятий

Развивающие:

    Развитие ассоциативного и логического мышления

    Развитие умения проводить мини-исследование поэтического текста

    Развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения

Воспитательные:

    Учиться понимать чувства и переживания человека

    Проникнуться гордостью за русский народ-победитель

    Воспитывать интерес к истории родной страны

Оборудование урока: слайдовые презентации учителя и обучающихся; схема анализа исследования лирического героя; план исследования; маршрутные листы.

ХОД УРОКА

    Самоопределение деятельности. Организационный момент.

    Постановка учебной цели.

2.1) Актуализация знаний

1 СЛАЙД – портрет А. Твардовского

Учитель: Кто изображен на портрете? (А.Т. Твардовскеий, автор поэмы «Василий Теркин»)

2 СЛАЙД – портрет В. Теркина

Учитель: Кто герой этой картины? (В. Теркин – главный герой одноименной поэмы, или «Книги про бойца»)

В класс входит обучающийся Гелос Х. в одежде солдата и читает строки из поэмы:

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час Земли родной

Не шутя, Василий Теркин,

Подружились мы с тобой.

Так писал о своем герое А. Твардовский. (Обучающийся занимает свое место)

Учитель: - Каким представлен герой в поэме? (Настоящим русским воином, солдатом, защитником родной страны.

Определите тему урока?

3 СЛАЙД – тема урока

2.2) Тема урока: Василий Теркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа В. Текрина.

2.3) Постановка учебной задачи (проблемы)

Учитель:

Что непонятно в теме урока?

Что значит новаторский?

(На доске запись: новаторский – новый, созданный вновь)

2.4) Активизация знаний учащихся

4 СЛАЙД – задачи урока

Учитель:

Исходя из темы, определите учебную задачу нашего урока?

1. Проанализировать образ В. Теркина и определить черты народного характера.

2. Выявить новаторский характер образа В. Теркина

ЦЕЛИ УРОКА.

2.5) 5 СЛАЙД

Учитель: определим цели урока.

    Продолжить работу над главами из поэмы А. Твардовского "Василий Теркин" (чтение фрагментов текста и комментарий).

    Понимание идейно-художественного богатства поэмы.

    Развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

    Учиться понимать чувства и переживания человека.

    Проникнуться гордостью за русский народ-победитель.

    Воспитывать в себе интерес к истории родной страны.

6 СЛАЙД – план урока

Учитель:

Давайте вместе составим план урока.

ПЛАН УРОКА.

    Определить черты защитника родной страны

    Определить новаторство образа Василия Теркина

    Открытие нового знания.

Получение заданий на исследование.

3.1) Учитель:

Чтобы выполнить все пункты плана нашего урока, вам нудно будет провести исследования в группах.

Исследуйте материал, который у вас на столах, привлекая к работе план исследования.

1 группа – глава «На привале».

2 группа – глава «Переправа».

3 группа – глава «О награде».

Вы также используете содержание всей поэмы для своих ответов. На данную практическую работу отводится 8-10 минут.

    Первичное закрепление.

Работа в группах.

Совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности – выступление представителей группы с сообщением и презентацией. (4-5 слайдов)

    Самостоятельная работа с проверкой по эталону

5.1) Включение нового материала в систему знаний.

5.2) Представление учащимися своих результатов деятельности. (Сопровождение ответов учащихся слайдами)

1 группа – Гривина О.

2 группа – Гелос Х.

3 группа – Осипова К.

5.3) Первичное обобщение.

Учитель:

Обратимся к пунктам плана.

На какие вопросы ответа не нашли?

В чем же новаторство это образа В. Теркина?

(В этом образе собраны все лучшие черты народного героя. Можно сказать, что этот образ собирательный. Теркин – это народный герой). На доске буквы Вася Теркин – расшифруем каждую букву.

Вывод учителя:

Образ В. Теркина – собирательный образ, многогранный, емкий, яркий, запоминающийся, а рифма «Василий – Россия», несколько раз повторяется в тексте, подчеркивает тем самым, что этот герой является воплощением богатырства русского народа. Он является народным защитником родной страны. В этом и заключается новаторство образа Василия Теркина.

Рефлексия деятельности.

Вопросы для рефлексии

    На уроке мне было…

    Я узнал, что…

    Я хотел бы…

    Минута памяти

Учитель:

70 лет прошло со дня Великой Победы. Но раны не заживают, а душа скорбит о погибших. О тех, кто не дожил до Великой Победы. Их имена здесь, в книге Памяти. Скорбным напутствием сквозь года звучат слова Р. Рождественского:

Помните – через века, через года – помните,

О тех, кто, уже не придет никогда –

Помните! Не плачьте в горле сдержите слезы, горькие слезы.

Памяти павших – будьте достойны, вечно достойны.

Почтим память павших минутой молчания.

8 СЛАЙД – Вечный огонь

(Обучающиеся встают. Учитель зажигает свечу).

    Урок окончен.

Домашнее задание: продолжить анализ глав поэмы.

Спасибо всем за работу.

Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается образом воды. Это своеобразный художественный прием, по­могающий автору сразу же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых годов. Не с героики, не с патетичный строк, а с описания скупых деталей военного бы­та начинает автор свое повествование. И читатель понимает, что героизмом уже является умение приспособиться к трудной походной жизни. И здесь, как считает Твардовский, помимо во­ды и еды (колоритных горячих щей, которые кажутся лириче­скому герою на фронте самой лучшей и здоровой пищей), необходимо кое-что еще, без чего не выжить в суровых испы­таниях войны. И этим лекарством от страха и уныния, от горечи утрат и поражений становится шутка, прибаутка, присказка - юмор, которым так богат русский фольклор.

Так возникает в поэме образ простого солдата Василия Тер­кина, человека душевного, легкого на подъем, весельчака и хо­рошего рассказчика, который умеет скрасить своим оптимисти­ческим отношением к жизни тяготы военных испытаний.

После небольшого вступления «От автора» в поэме следу­ет глава «На привале». Она также лишена батальных сцен, и эта особенность еще раз подчеркивает, что А.Т. Твардовского интересует прежде всего не ход военных действий, а описание жизни человека на войне, его проблем и переживаний, умения в пограничных, безвыходных, казалось бы, положениях оста­ваться человеком.

Война в поэме становится мерилом порядочности, благо­родства, ответственности за будущее других людей (родных, близких, соотечественников). В эпоху консолидации народных сил эти качества становятся необходимыми для каждого бойца.

Глава «На привале» открывается и перемежается разгово­рами солдат. Подобная диалогичность придает сюжету непри­нужденный характер, показывает доверительность в отношени­ях между бойцами. Однако из отдельных деталей в разговоре складывается обобщенный образ военного поколения. «Я вто­рую, брат, войну На веку воюю», - говорит один из солдат, обращаясь с просьбой о добавке каши. И читатель благодаря данной фразе буквально представляет себе этого бойца, челове­ка уже немолодого, прошедшего суровую жизненную школу. Одна война постучалась в его двери еще в юности, а теперь вот пришлось второй раз взяться за оружие.

Художественный стиль А.Т. Твардовского отличается афо­ристичностью, емкостью, лаконизмом. Образ «второй войны на веку» обладает философской глубиной: и без того короткая жизнь человека, которая по сравнению с вечностью, с нашей историей ничтожна мала, трагически необратима, оказывается омрачена чередой трагических событий и, по сути, и состоит практически из одних трудностей и лишений. И вот в такой тяжелой обстановке общей усталости и переживаний весель­чак и балагур Василий Теркин начинает рассказ о «сабантуе». Это своеобразный праздник души, когда солдат радуется то­му, что не погиб под бомбежкой, и душевный подъем, кото­рый помогает герою не бежать с поля боя, увидев фашистские танки. А.Т. Твардовский подчеркивает, что герой его поэмы - самый обыкновенный человек с непримечательной внеш­ностью. Он не ищет славы, но отличается завидным жизнелю­бием: «Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой».

В главе «Перед боем» А.Т. Твардовский рисует картину отступления на восток, когда наши войска выходили из окру­жения, «покидая пленный край». По дороге командир отряда, попавшего в окружение, решает заглянуть в родную деревню. Благодаря этому сюжетному ходу тема отступления конкрети­зируется, воспринимается не обобщенно, а через призму пе­реживаний отдельного человека. Командир вместе с отрядом вынужден на оккупированной врагом территории тайком про­бираться в родную хату. С горьким чувством садится он к столу, рубит ночью дровишки для семьи, а на рассвете покидает дом, понимая, что скоро в него могут войти фашисты.

Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме яв­ляется глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов - защитников родной зем­ли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Прохо­дил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».

Переправа - тяжелое испытание силы, выносливости. Му­жества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются вра­ждебными по отношению к человеку. А.Т. Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и не­удач, а изображает военные действия и потери во всей ужа­сающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…». Повтор усиливает глубину переживае­мой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого сле­да». Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мерт­вые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погиб­шим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невосполнимость утраты. Масштабы трагедии укрупняются при по­мощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Моск­вы - Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».

В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив.

Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ра­ди жизни на земле».

Тема ответственности за судьбу России развивается и в следующей главе «О войне». А.Т. Твардовский подчеркивает, что жертвы во время войны неизбежны, но приносятся они ради общей победы, поэтому солдат должен забыть на время о себе: главное - решать боевую задачу, выполнить свой долг перед родиной, перед детьми.

Антигуманистический характер войны подчеркивается пи­сателем в главе «Теркин ранен», которая открывается карти­ной «изувеченной земли», пахнущей не людским дымком жи­лья, а орудийным дымом. Но нещадная стужа военных зим воспринимается автором как подмога: русский мужик привык к снегу, холоду, ведь он воюет на родной земле, а вот для за­хватчиков мороз становится тяжелым испытанием. Если сю­жет этой главы, в которой герой получает ранение, динами­чен, насыщен художественными деталями и постоянно держит читателя в напряжении, то глава «О награде» открывается контрастным по настроению оптимистическим монологом: Василий Теркин мечтает об отпуске, хочет очутиться в родной деревне, но Смоленщина занята врагом. В финале главы по­втор «Смертный бой не ради славы, - ради жизни на земле» возвращает героя из мечты в суровую реальность.

В главе «Два солдата» переосмысливается известный ска­зочный сюжет о том, как солдат суп из топора сварил. Васи­лий Теркин ночует в крестьянской избе, точит старику-хозяину пилу, чинит часы, а потом уговаривает хозяйку сде­лать яичницу с салом.

Спокойные, насыщенные юмором главы чередуются в по­эме с воссозданием самых тяжелых, трагических страниц во­енной летописи.

В главе «Поединок» описывается рукопашный бой. Сперва читатель видит, что немец физически сильнее Теркина. Однако находчивый Василий не унывает. И вот уже «немец красной юшкой Разукрашен, как яйцо». Сравнение это в поэме передает дух русских народных пасхальных традиций. Автор тем самым показывает, что на стороне Теркина святая правда и поэтому он победит. А.Т. Твардовский вновь обращается к далеким, но не­забываемым страницам истории («Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, - Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит»). Контраст множественного и еди­ничного в этой главе показывает, что судьба победы в годину военных испытаний зависит от действий каждого бойца.