Сочинение на тему разум и чувства по литературе. Русский язык и литература Заключение к разуму и чувствам

Итоговое сочинение

по тематическому направлению «Разум и чувство »

Разум и чувство…Что же это такое? Это две важнейшие силы, две

составляющие части внутреннего мира каждого человека. Обе эти силы

равно нуждаются друг в друге.

Душевная организация человека очень сложная. Ситуации, которые

происходят и случаются с нами, бывают самые разные.

Одна из них-это когда чувства наши преобладают над разумом. Для другой

ситуации характерно преобладание разума над чувствами. Бывает ещё и

третья, когда у человека наступает гармония, это означает, что разум и

чувства совершенно одинаково влияют на душевную организацию человека.

Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая

произведения мировой художественной литературы, в том числе и

русской, мы встречаем немало таких примеров, которые рассказывают нам о

проявлении разных ситуаций в жизни героев художественных

произведений, когда происходит внутренний конфликт: чувства выступают

против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед

выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Так, в повести Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» мы видим,

как в бедную крестьянскую девушку Лизу влюбляется дворянин Эраст. Лиза

Смущение, грусть, безумная радость, беспокойство, отчаяние, потрясение -

вот те чувства, которые переполнили сердце девушки. Эраст, слабый и

ветреный, охладел к Лизе, он ни о чём не думает, безрассудочный

человек. Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей

связи.

Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.

Лиза надеется вернуть утраченное счастье, но всё напрасно. Обманутая в

лучших надеждах и чувствах, она забывает душу свою и бросается в пруд

около Симонова монастыря. Девушка доверяет движениям своего сердца, ж ивёт

только «нежными страстями». Для Лизы потеря Эраста равнозначна утрате

жизни. Пылкость и горячность приводят её. к гибели.

Читая повесть Н. М. Карамзина, мы убеждаемся в том, что «разум и

чувства-это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге».

В романе Льва Николаевича Толстого можно найти несколько сцен и

эпизодов, касающихся данной темы.

Любимая героиня Л. Н. Толстого, Наташа Ростова встретила и полюбила

князя Андрея Болконского. После отъезда князя Андрея за границу Наташа

долго очень грустила, не выходя из своей комнаты. Ей очень одиноко без

любимого человека. В эти трудные дни в её жизни встречается Анатоль

Курагин. Он смотрел на Наташу «восхищённым, ласковым

взглядом». Девушка безоглядно увлеклась Анатолем. Любовь Наташи и

Андрея была подвержена испытанию. Не сдержав данного обещания

дождаться любимого, она предала его. Молода девушка слишком юна и

неопытна в делах сердечных. Но чистая душа подсказывает ей, что она

поступает нехорошо. Почему Ростова полюбила Курагина? Она увидела в нём

близкого ей человека. Эта любовная история закончилась очень печально:

Наташа пыталась отравиться, но остаётся жить.

Девушка горячо раскаивается за это перед Богом, просит, чтобы он дал

ей душевное спокойствие и счастье. Сам Л. Н. Толстой считал историю

отношений Наташи и Анатоля «самым важным местом романа». Наташа

должна быть счастлива, так как она обладает огромной силой жизни и любви.

Какой же итог можно сделать по данной теме? Вспоминая страницы

произведений Н. М. Карамзина и Л. Н. Толстого, я прихожу к выводу о том,

что в обоих произведениях мы видим внутренний человеческий конфликт:

чувства выступают против разума. Без глубокого нравственного чувства

«человек не может иметь ни любви, ни чести». Как же связаны между собой

разум и чувство? Хочется привести слова русского писателя М.М.

Пришвина: «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть

разум, охлаждающий движение чувств».

Итоговое сочинение - это формат экзамена, который позволяет оценить сразу несколько аспектов знаний ученика. Среди них: словарный запас, знание литературы, умение излагать свою точку зрения на письме. Словом, такой формат дает возможность оценить общее владение ученика как языком, так и предметными знаниями.

1. На итоговое сочинение отведено 3 часа 55 минут, рекомендуемый объем - 350 слов.
2. Дата итогового сочинения 2016-2017. В 2015-2016 учебном году оно проводилось 2 декабря 2015 года, 3 февраля 2016 года, 4 мая 2016 года. В 2016-2017 - 7 декабря, 1 февраля, 17 мая.
3. Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Целью сочинения является рассуждение, грамотно и четко выстроенная точка зрения ученика с использованием примеров из литературы в рамках заданной темы. Важно отметить, что в темах не указано конкретное произведение для анализа, оно носит надпредметный характер.


Темы итогового сочинения по литературе 2016-2017

Темы формируются из двух перечней: открытого и закрытого. Первый известен заранее, отражает примерные общие темы, они сформулированы как понятия, противоречащие друг другу.
Закрытый перечень тем оглашается за 15 минут до начала сочинения - это более конкретные темы.
Открытый перечень тем итогового сочинения 2016-2017:
1. «Разум и чувство»,
2. «Честь и бесчестие» ,
3. «Победа и поражение» ,
4. «Опыт и ошибки» ,
5. «Дружба и вражда» .
Темы изложены в проблемном ключе, названия тем - антонимы.

Примерный список литературы для всех тех, кто будет писать итоговое сочинение (2016-2017):
1. А.М. Горький «Старуха Изергиль»,
2. А.П. Чехов «Ионыч»,
3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»
4. Б.Л. Васильев «В списках не значился»,
5. В.А. Каверин «Два капитана»,
6. В.В. Быков «Сотников»,
7. В.П. Астафьев «Царь-рыба»
8. Генри Марш «Не навреди»,
9. Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,

10. Джек Лондон «Белый клык»,
11. Джек Лондон «Мартин Иден»,
12. И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
13. И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
14. Л.Н. Толстой «Война и мир»,
15. М.А. Шолохов «Тихий Дон»,
16. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,
17. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
18. Э. Хемингуэй «Старик и море»,
19. Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,
20. Э.М. Ремарк «Три товарища».

Аргумен ты к теме "Разум и чувство"

Точка зрения должна быть аргументирована, для того, чтобы грамотно ее оформить, следует привлекать литературный материал, соответствующий теме. Аргумент является главной составляющей сочинения, входит в число критериев оценки. К нему предъявляются следующие требования:
1. Соответствовать теме
2. Включать в себя литературный материал
3. Быть вписан в текст логично, в соответствии с общей композицией
4. Быть изложен с помощью качественной письменной речи
5. Быть грамотно оформлен.
К теме "Разум и чувство" можно взять аргументы из произведений И.С. Тургенев "Отцы и дети", А.С. Грибоедова "Горе от ума", Н.М. Карамзина «Бедная Лиза», Джейн Остин «Разум и чувства».


Примеры итоговых сочинений

Существует ряд шаблонов итоговых сочинений. Они оцениваются по пяти критериям, вот пример сочинения, набравшего высший балл:
Пример сочинения на тему: "Должен ли разум брать верх над чувствами?"
К чему прислушиваться, к разуму или чувствам - таким вопросом задается каждый человек. Особенно остро он стоит, когда разум диктует одно, а чувства ему противоречат. Что такое голос разума, когда следует больше прислушаться именно к его советам человек решает сам для себя, так же и с чувствами. Без сомнения, выбор в ту или иную пользу зависит от конкретной ситуации. Например, даже ребенок знает, что в стрессовой ситуации нельзя поддаваться панике, лучше слушать рассудок. Важно не только прислушиваться и к разуму, и к чувствам, но и по-настоящему научиться различать ситуации, когда необходимо прислушаться к первому или ко второму в большей степени.

Так как вопрос был актуален всегда, он нашел широкое распространение как в русской, так и в зарубежной литературе. Джейн Остин в романе «Разум и чувства» на примере двух сестер отразила это вечное противоречние. Элинор, старшая из сестер, отличается рассудительностью, но не лишена и чувств, просто умеет ими управлять. Мариана же ни в чем не уступает старшей сестре, но рассудительность ей не присуща ни в чем. Автор показала, как сказались их характеры в испытании любовью. В случае старшей сестры ее рассудительность чуть не сыграла с ней злую шутку, благодаря своей сдержанной натуре, она не сразу дала понять своему взлюбленному, что чувствует. Мариана же стала жертвой чувств, поэтому была обманула молодым человеком, который воспользовался ее доверчивостью и женился на состоятельной даме. В итоге старшая сестра была готова смириться с одиночеством, но мужчина ее сердца, Эдвард Феррас, делает выбор в ее пользу, отказавшись не только от наследства, но и от своего слова: помолвки с нелюбимой женщиной. Марианна же после тяжелой болезни и перенесенного обмана взрослеет и соглашается на помолвку с 37-ми летним капитаном, к которому не испытывает романтических чувств, но глубоко уважает.

Аналогичный выбор совершают герои в рассказе А.П. Чехова «О любви». Однако Алёхин и Анна Луганович, поддавшись зову рассудка, отказываются от своего счастья, что делает их поступок правильным в глазах общества, но в глубине своей души оба героя несчастны.

Так что же есть разум: логика, здравый смысл или попросту скучный рассудок? Могут ли чувства помешать человеку в жизни или, наоборот, оказать неоценимую услугу? Однозначного ответа в этом споре нет, кого слушать: разум или чувство. И то и другое равно важны для человека, поэтому необходимо лишь научиться их грамотно применять.

Остались вопросы? Задавайте их в нашей группе в вк:

На многие фундаментальные вопросы, возникающие вновь и вновь в каждом поколении у большинства думающих людей, нет и не может быть конкретного ответа, а все рассуждения и споры по этому поводу являются ничем иным, как пустой полемикой. В чем смысл жизни? Что важнее: любить или быть любимым? Что есть чувства, Бог и человек в масштабах вселенной? К рассуждениям этого рода относится и вопрос о том, в чьих же руках главенство над миром - в холодных пальцах разума или в крепких и страстных объятьях чувств?

Мне кажется, что в нашем мире априори все органично, и разум может иметь какое-то значение лишь в совокупности с чувствами - и наоборот. Мир, в котором все подчиняется только разуму, утопичен, а полное главенство чувств и страстей человеческих приводит к излишней эксцентричности, импульсивности и трагедиям, какие описываются в романтических произведениях. Однако, если подходить к поставленному вопросу прямо, опуская всевозможные «но»,то можно прийти к выводу, что, безусловно, в мире людей, существ ранимых, нуждающихся в поддержке и эмоциях, управленческую роль берут на себя именно чувства. Именно на любви, на дружбе, на духовной связи и строится истинное счастье человека, даже если сам он активно это отрицает.

В русской литературе представлено множество противоречивых личностей, безуспешно отрицающих необходимость чувств и эмоций в своей жизни и провозглашающих разум как единственно верную категорию существования. Таким, например, является герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Свой выбор в сторону циничного и холодного отношения к людям Печорин сделал еще в детстве, столкнувшись с непониманием и отторжением со стороны окружающих его людей. Именно после того, как его чувства были отвергнуты, герой решил, что «спасением» от подобных душевных переживаний будет полное отрицание любви, нежности, заботы и дружбы. Единственным верным выходом, защитной реакцией Григорий Александрович выбрал умственное развитие: он читал книги, общался с интересными людьми, анализировал общество и « играл» с чувствами людей, тем самым возмещая собственный недостаток эмоций, однако это все же не помогло заменить ему простое человеческое счастье.В погоне за умственной деятельностью герой совершенно разучился дружить, а тот момент, когда в его сердце все же загорались искры теплого и нежного чувства любви, он насильно подавлял их, запрещая себе быть счастливым, пытался подменить это путешествиями и красивыми пейзажами, но в итоге потерял всякое желание и стремление жить. Получается, что без чувств и эмоций любая деятельность Печорина отражалась на его судьбе в черно-белых тонах и не приносила ему никакого удовлетворения.

В подобной ситуации оказался и герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Отличие Базарова от Печорина в том, что свою позицию по отношению к чувствам, творчеству, вере он отстаивал в споре, формировал собственную философию, построенную на отрицании и уничтожении, и даже имел последователя. Евгений упорно и небезрезультатно занимался научной деятельностью и все свое свободное время посвящал саморазвитию, однако фанатичное стремление уничтожить все, что не подвластно разуму, в тоге обернулось против него самого. Вся нигилистическая теория героя разбилась о неожиданно пришедшие чувства к женщине, и эта любовь не только наложила тень сомнения и смятения на всю деятельность Евгения, но и очень сильно пошатнула его мировоззренческую позицию. Выходит, что любые, даже самые отчаянные попытки уничтожить в себе чувства и эмоции являются ничем по сравнению с, казалось бы, незначительным, но таким крепким чувством любви. Наверное, сопротивление разума и чувств всегда было и будет в нашей жизни - такова суть человека, существа, которое " изумительно суетное, поистине непонятное и вечно колеблющееся". Но мне кажется, в этой совокупности, в этом противостоянии, в этой неопределенности и состоит вся прелесть человеческой жизни, весь её азарт и интерес.

Автор: учитель русского языка и
литературы МОУ «СОШ №5
х.Восточный» Ж.А.Базыльская

Особенности формулировок тем итогового сочинения 2016/17 учебного года

…открытые тематические направления для
итогового сочинения 2016/17 учебного года:
«Разум и чувство»
«Честь и бесчестие»
«Победа и поражение»
«Опыт и ошибки»
«Дружба и вражда»

Александр Евгеньевич Гаврюшкин «Чувства и разум»

Нет чувств без разума, и разума без
чувств.
Как много здесь цветов, тонов, оттенков.
«Я Вас люблю» - срывается из уст,
А разум с чувствами идут стена на
стенку.
Они враги, друзья, антитела?
Что их роднит, и что их различает?
Для разума важней всего дела,
А чувства о любви лишь помышляют…
Когда они едины – это взрыв.
Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
А, если врозь - болезненный нарыв,
Который, воспаляясь, жить мешает.
Все знания без чувств, увы, мертвы.
На знаниях нам счастье не построить.
.
Что толку в том, что так разумны мы?
Наш разум без любви, так мало стоит!
Нам чувства шепчут: «Всё отдай
любви…»,
А разум говорит: «На самом деле
Ошибку совершаешь, не спеши!
Немного подожди, хотя б неделю…»
Так что главней? Всевышний, подскажи…
Возможно разум, чудеса творящий,
Иль наши чувства, ведь без них, увы,
Любви мы не познаем настоящей?
Нет чувств без разума и разума без чувств.
Цвет белый помогает видеть чёрный.
Мир без любви, так неуютно пуст,
В нём одинок наш разум непокорный

Краткий комментарий к открытым тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «Федеральный институт педагогических изме

Краткий комментарий к открытым тематическим
направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ
«Федеральный институт педагогических измерений»
«Разум и чувство».
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве
как двух важнейших составляющих внутреннего мира
человека, которые влияют на его устремления и поступки.
Разум и чувство могут быть рассмотрены как в
гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве,
составляющем внутренний конфликт личности. Тема разума
и чувства интересна для писателей разных культур и эпох:
герои литературных произведений нередко оказываются
перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Толкование понятий по словарю Ожегова

Разум
Высшая ступень познавательной деятельности человека,
способность логически и творчески мыслить, обобщать
результаты познания.
Чувство
1.Состояние, в котором человек способен сознавать,
воспринимать окружающее.
2.Эмоция, переживание.

Словарь Ушакова

Разум
- способность
логически мыслить, постигая
смысл (значения для себя,
кого-то или чего-то) и связь
явлений,
уяснять
законы
развития мира, общества и
сознательно
находить
целесообразные способы их
преобразования. || Сознание
чего-н., взгляды, как результат
определенного
миропонимания."
"Чувства
- способность
воспринимать
внешние
впечатления, ощущать, испытывать
что-н. зрения, слуха, обоняния,
осязания, вкуса. || Состояние, в кром человек способен сознавать
окружающее,
владеет
своими
душевными
и
умственными
способностями. || Внутреннее,
психическое состояние человека,
то, что входит в содержание его
душевной
жизни"
Можно
попроще:
"Чувства
это то
переживаемые в различной форме
отношения человека к предметам и
явлениям действительности.

Крылатые фразы о разуме

Разум всегда является жертвой обмана сердца. (Ф. Ларошфуко)
Разум – это всадник, которого легко высадить из седла. (Дж. Свифт)
Что разумно, то действительно, и что действительно, то разумно. (Г.
Гегель)
Никогда не действовать в пылу страсти – все сделаешь не так. Кто
не в себе, тот и не отвечает за себя, страсть изгоняет разум.
Ищи любви, идущей не столько от сердца, сколько от
разума, – она‑то достойна личности. (Бальтасар Грасиан-иМоралес).
Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова
должна воспитывать сердце. (И.Ф.Шиллер)
Человек не только может, но и должен связать удовольствие с
долгом: он должен радостно повиноваться своему разуму.
Цель мира в том, чтобы царствовал разум. (И.Ф.Шиллер)
Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум,
охлаждающий движение чувств." М. Пришвин

Крылатые выражения о чувстве

Иногда то, что мы знаем, бессильно перед тем, что мы чувствуем. (Стивен Кинг)
Можно быть хозяином своих действий, но в чувствах мы не вольны. (Гюстав
Флобер)
Великие мысли происходят от великого чувства. (Ф. де Ларошфуко)
Можно закрыть глаза на то, что видишь. Но нельзя закрыть сердце на то, что ты
чувствуешь. (Ф. Ницше)
Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут
чувствами, а для чувств безразлично, кто прав. (Ремарк)
Вселенная обретает смысл лишь в том случае, если нам есть с кем поделиться
нашими чувствами. (П. Коэльо)
Думай головой, живи сердцем. (Неизвестный автор)
Страсти пагубны, потому что они ослепляют человека. (Эзоп)
Владей своими страстями - или они овладеют тобою. (Эпиктет)
Чувства людей гораздо интереснее их мыслей. (Оскар Уайльд)
Мысль обычно - судья, а чувство - обвиняемый. (Неизв. автор)
Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные
свойства, которые расширили бы круг его жизни. (О. де Бальзак)

Примерные темы сочинения

"Человек, как парусник, летящий по велению ветра»
Только существо, обладающее разумом, может быть
неразумным. (Ойзерман)
Только пустые люди не испытывают прекрасного и возвышенного
чувства родины.(И.П.Павлов)
Разум представляет собой сумму лучших наших чувств. (П.Шелли)
Чувство - огонь, мысль - масло.(Белинский В. Г.)
"Борьба чувства и долга в литературном произведении"
Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие

Прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум лишь
мешает ощутить мировую гармонию. (Л.Н.Толстой)
Человеческая жизнь невыносима и скучна без переживаний.

10. Размышление по противоборствующим понятиям «разум и чувства»

С давних времен в человеке разум и чувства играют
совсем разные роли. Хотя они идут рука об руку, но разум
предупреждает человека, в отличие от чувства. Чувства ведут
человека несмотря ни на что, не важно, что за этой стеной...
А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что
чувства нас всегда обманывают, далеко не так. Так же, как
без разума, так и без чувств, человек просто превратился бы
в животное.
Противоречия между разумом и чувством как были так и
будут. Почему? Объясняется очень просто. Человеку, как бы
он ни хотел, не удастся управлять своими чувствами, если
они искренни. А разум, как обычно, если его не затмят
чувства, будет противоречить чувствам.

11. Примерное начало сочинения

С давних времен в человеке разум и чувства
играют совсем разные роли. Хотя они идут рука об
руку, но разум предупреждает человека, в отличие от
чувства. Чувства ведут человека несмотря ни на что, не
важно, что за этой стеной... А разум взвешивает все за
и против. Но это не значит, что чувства нас всегда
обманывают, далеко не так. Так же, как без разума, так
и без чувств, человек просто превратился бы в
животное. Чтобы разобраться в этом, обратимся к
литературным произведениям.

12. Примерное начало сочинения

Противоречия между разумом и чувством как
были, так и будут. Почему? Объясняется очень просто.
Человеку, как бы он ни хотел, не удастся управлять
своими чувствами, если они искренни. А разум, как
обычно, если его не затмят чувства, будет
противоречить чувствам. Именно в литературных
произведениях авторы ведут размышление по этому
поводу.
Обратимся к …

13. Примерное начало сочинения

Один неизвестный автор сказал: «Думай головой, живи
сердцем». Эта фраза о двух противоборствующих понятиях:
разуме и чувствах. Разум помогает человеку принять то или
иное решение. Чувства же ведут человека несмотря ни на
что, не важно, что за этой стеной... Как всё-таки правильнее
жить человеку? Что важнее: разум или чувства? Лично мне
помогает разобраться в этом книга.
Обратимся к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».

14. Литературные произведения

1. Л.Н.Толстой «Война и мир»
Сравнить разумную Соню и живущую чувствами Наташу.
Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки,
но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но
ее сердце всегда подсказ ывало ей дорогу.
2. Л.Н.Толстой «Война и мир»
Народ и его чувства, бесчувственные герои (Анатоль, Элен,
Наполеон)

15. Литературные произведения

1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
«Резкий, охлажденный ум» и неспособность к
сильным чувствам Онегина. Онегин - холодный,
рассудочный человек. Татьяна Ларина с тонкой
чувствительной душой. Эта душевная дисгармония
и стала причиной драмы несостоявшейся любви.
2. М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Разум и чувство любви
к Родине бедного Мцыри)

16. Литературные произведения

1. И.С.Тургенев «Отцы и дети»
Разум и чувства Евгения Базарова.
2. А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и
разум, и чувства);
3. Ф. Искандер «Сон о боге и дьяволе»
"Я хотел понять, - вздохнул Бог, - не может ли разум
сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума.
Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум,
не омытый совестью, становится злокачественным.
Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль
Искандер "Сон о боге и дьяволе")
4. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
(бесчувственный Григорий Печорин и человеколюбивый
Максим Максимыч)

17. Вывод

В заключение хочу добавить: тема разума и чувства
интересна для писателей разных культур и эпох: герои
литературных произведений нередко оказываются перед
выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Впрочем, так происходит и в жизни.
Таким образом, мировая литература дает богатейший
материал для рассуждения на тему чувств и разума. Можно
бесконечно говорить об этом. Хочу добавить: в человеке
должны быть и разум, и чувства. Ведь жизнь людей скучна
без переживаний.

18. Домашнее задание

1. Чувство - огонь, мысль - масло.(В.Г.Белинский)
2. Прекрасен человек, живущий чувством, потому что разум
лишь мешает ощутить мировую гармонию. (Л.Н.Толстой)
3. Человеческая жизнь невыносима и скучна без
переживаний.
4. Только пустые люди не испытывают прекрасного и
возвышенного чувства родины.(И.П.Павлов)
5. Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие
сущность человека.(Л.Н.Толстой)
6. Думай головой, живи сердцем.

Материал к направлению «РАЗУМ И ЧУВСТВА»

Чувства и разум

Нет чувств без разума, и разума без чувств.
Как много здесь цветов, тонов, оттенков.
«Я Вас люблю» - срывается из уст,
А разум с чувствами идут стена на стенку.

Они враги, друзья, антитела?
Что их роднит, и что их различает?
Для разума важней всего дела,
А чувства о любви лишь помышляют…

Когда они едины – это взрыв.
Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
А, если врозь - болезненный нарыв,
Который, воспаляясь, жить мешает.

Все знания без чувств, увы, мертвы.
На знаниях нам счастье не построить.

Что толку в том, что так разумны мы?
Наш разум без любви, так мало стоит!

Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…»,
А разум говорит: «На самом деле
Ошибку совершаешь, не спеши!
Немного подожди, хотя б неделю…»

Так что главней? Всевышний, подскажи…
Возможно разум, чудеса творящий,
Иль наши чувства, ведь без них, увы,
Любви мы не познаем настоящей?

Нет чувств без разума и разума без чувств.
Цвет белый помогает видеть чёрный.
Мир без любви, так неуютно пуст,
В нём одинок наш разум непокорный.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

Толкование понятий по словарю Ожегова

Разум

Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.

Чувство

1.Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее.
2.Эмоция, переживание.

Толкование понятий по словарю Ушакова

Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то ) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания."

Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это то переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Примерные тезисы сочинения

Разум и чувства.

Можно выделить два направления , по которым следует рассуждать по данной теме.

1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.

2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.

Размышления по теме: « Разум и чувства»

· Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.

· Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.

· Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот - это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.

· Природа наградила людей величайшим богатством - разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.

· Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум - правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.

· Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом - это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств - всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.

· Разум подчас противоречит велениям сердца. И задача человека - найти правильный путь, не встать на ошибочную стезю. Как часто человек совершает жестокие и подлые поступки, послушавшись велений разума. В то же время, если слушать веления сердца своего, никогда не совершишь неправильного поступка.

Произведения

Аргументы

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету исключительно ради того, чтобы проверить свою теорию. А теория его - это результат долгих мучительных размышлений. Работа разума в данном случае может рассм атриваться как причина совершенной ошибки. Раскольников причисляет себя к «сильным» личностям. По его мнению, именно такие личности имеют право переступать любые грани, отделяющие преступление от нормы. Однако совершив преступление, «переступив» через эту самую черту, Раскольников начинает осознавать, что не принадлежит к кругу «избранных». За преступлением следует наказание. Раскольников испытывает сильнейшие душевные муки. Становится ясно, что если бы он действовал не по велению своего разума, а прислушался к голосу сердца, то преступление не было бы совершено. Раскольников ставит себя выше других людей. Только человеческий разум, оторванный от чувства, может «подсказать» такое решение. Люди, считающие главным следовать велениям сердца, не способны ставить себя выше других.

Раскольников берет за основу только результат умственных размышлений. И он словно совсем забывает о том, что помимо разума, у человека есть душа, совесть. Ведь голос сердца это и есть голос совести. Раскольников только потом понял, насколько он ошибался. Голос его сердца оказался подавлен холодным, одержимым жестокой идеей рассудком. Раскольников идет против своей совести, тем самым проводит черту между собой и окружающими. Теперь ему уже нет места в мире нормальных, не совершивших преступление, людей. Такое наказание ясно доказывает, насколько важно прислушиваться именно к своей душе, к своей совести.

С точки зрения самого писателя нельзя жить разумом, нужно жить так, как велит душа. Ведь разума в человеке всего только двадцать процентов, а остальное - это душа. Поэтому разум должен подчиняться душе, а не наоборот. В этом случае человек сможет соблюдать христианские законы, соизмерять каждый свой поступок с ними.

В роман Достоевского «Преступление и наказание» мы видим духовное возрождение Раскольникова. Он понимает, насколько неправильной и человеконенавистнической была его теория. Значит, сердце торжествует над разумом. Раскольников полностью меняется, он обретает смысл жизни.

«Слово о полку Игореве»

Главный герой « Слова…»- князь Игорь Новгород- Северский. Это смелый, отважный воин, патриот своей страны.

Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!

Его двоюродный брат Святослав, правивший в Киеве, в 1184 году одержал победу над половцами - врагами Руси, кочевниками. Игорь не смог участвовать в походе. Он решил предпринять новый поход – в 1185 году. Необходимости в нём не было, половцы не нападали на Русь после победы Святослава. Однако желание славы, эгоизм привели к тому, что Игорь выступил против половцев. Природа словно предупреждала героя о неудачах, которые будут преследовать князя - произошло солнечное затмение. Но Игорь был непреклонен.

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом

Разум отступил на второй план. Чувства, причём эгоистического характера, овладели князем. После поражения и побега из плена Игорь понял ошибку, осознал её. Поэтому-то и поёт автор славу князю в конце произведения.

Это пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.

А.С.Пушкин « Евгений Онегин»

Героиня Татьяна Ларина испытывает сильные, глубокие чувства к Евгению Онегину. Она полюбила его сразу, как только увидела в своём имении.

Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Об Онегине:

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.

Однако Евгений понял, как прекрасна Татьяна, что она достойна любви и он полюбил её- намного позже. За годы произошло многое, а главное- Татьяна была уже замужнем.

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена.(Слова Татьяны Онегину)

Встреча после долгой разлуки на балу показала, как сильны чувства Татьяны. Однако это высоконравственная женщина. Она уважает мужа, понимает, что должна быть ему верна.

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна..

В борьбе чувств и разума победи разум. Героиня не запятнала свою честь, не нанесла душевной раны мужу, хотя и глубоко любила Онегина. Она отказалась от любви, понимая, что, связав узами брака свою жизнь с человеком, она просто обязана быть ему верна.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Как прекрасен образ Наташи Ростовой в романе! Как героиня непосредственна, открыта, как она жаждет настоящей любви.

(«Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете - остальное все вздор»- слова автора)

Она искренне полюбила Андрея Болконского, ждёт, когда же пройдёт год, через который должна состояться их свадьба.

Однако судьба приготовила серьёзное испытание для Наташи - встречу с красавцем Анатолем Курагиным. Он просто очаровал её, чувства нахлынули на героиню, и она забыла обо всём. Она готова бежать в неизвестность, лишь бы быть рядом с Анатолем. Как Наташа обвиняла Соню, которая рассказала домашним о предстоящем побеге! Чувства оказались сильнее Наташи. Разум просто замолчал. Да, героиня позже раскается, нам жаль её, мы понимаем её желание любить.(Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё…)

Однако как жестоко Наташа наказала сама себя: Андрей освободил её от всех обязательств. (И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её.)

Читая данные страницы романа, о многом задумываешься. Легко говорить, что хорошо, а что плохо. Порой чувства так сильны, что человек просто не замечает, как катится в пропасть, поддавшись им. Но всё же очень важно учиться чувства подчинять разуму, да не подчинять, а просто согласовывать, жить так, чтобы они были в гармонии. Тогда многих ошибок в жизни можно будет избежать.

И.С.Тургенев «Ася»

25-летний Н.Н. беспечно путешествует, правда, без цели и плана, знакомится с новыми людьми, а достопримечательности почти не посещает. Так начинается повесть И.Тургенева « Ася». Герою предстоит выдержать нелёгкое испытание - испытание любовью. Это чувство возникло у него к девушке Асе. В ней сочетались жизнерадостность и эксцентричность, открытость и замкнутость. Но главное - непохожесть на остальных Возможно, это связано с её прежней жизнью: она рано потеряла родителей, жила сначала почти в нищете, а затем, когда Гагин взял её на воспитание- в роскоши. Испытывая определённые чувств к Гагину, Ася поняла, что по-настоящему полюбила Н.Н., поэтому и вела себя необычно: то замыкаясь, пытаясь уединиться, то желая обратить на себя внимание. В ней словно борются разум и чувство, понимание того, что она многим обязана Гагину, но в то же время невозможность заглушить в себе любовь к Н.Н.

К сожалению, герой оказался не столь решительным, как Ася, которая в записке призналась ему в своей любви. Н.Н. тоже испытывал к Асе сильные чувства: « Я почувствовал какую-то сладость - именно сладость на сердце: точно мне мёду туда налили». Но слишком долго размышлял он о будущем с героиней, откладывая решение на завтра. А завтра у любви не бывает. Ася с Гагиным уехали, а герой так и не смог найти в жизни женщину, с которой связал бы свою судьбу. Слишком сильны были воспоминания об асе, и только записочка напоминала о ней. Так разум стал причиной расставания, а чувства оказались не способными привести героя к решительным поступкам.

« У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем. У него есть только настоящее. - И то не день. А мгновение. »

А.Н.Островский «Бесприданница»

Героиня пьесы - Лариса Огудалова. Она - бесприданница, то есть при замужестве её мать не в состоянии подготовить приданое, которое было принято иметь невесте. Семья Ларисы - среднего достатка, поэтому надеяться на хорошую партию ей не приходится. Вот и согласилась она выйти за Карандышева - единственного, кто ей предложил выйти замуж. Никакой любви к своему будущему мужу она не испытывает. Но ведь молодой девушке как хочется любить! А в её сердце уже зародилось это чувство - любовь к Паратову, который когда-то очаровал её, а потом просто уехал. Ларисе придётся испытать сильнейшую внутреннюю борьбу - между чувством и разумом, долгом перед человеком, за которого она выходит замуж. Паратов словно околдовал её, она восхищена им, поддаётся чувству любви, желанию быть вместе с любимым.Она наивна, верит словам, думает, что и Паратов её так же сильно любит. Но какое горькое разочарование ей пришлось испытать. Она в руках Паратова - просто «вещь».Разум всё же одерживает победу, прозрение приходит. Правда, позднее. « Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Наконец слово для меня найдено, вы нашли его… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
И жить уже не хочется, жить в мире лжи и обмана, жить, не будучи по-настоящему любимой (как стыдно, что её выбирают- орёл или решка). Смерть для героини - облегчение. Как трагично звучат её слова: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву.»

И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

Как порой бывают сложны взаимоотношения между людьми. Особенно, если это касается такого сильнейшего чувства, как любовь. Чему отдать предпочтение: силе чувств, охвативших человека, или прислушаться к голосу разума, который подсказывает, что избранница из другого круга, что она не пара, значит, и любви быть не может. Так и герой новеллы И.Бунина «Тёмные аллеи» Николай в юности испытал огромное чувство любви к Надежде, которая была совсем из другой среды, простой крестьянкой. Не смог связать свою жизнь герой с любимой: слишком довлели над ним законы общества, к которому он принадлежал. Да и сколько ещё в жизни будет, этих Надежд!(… всегда кажется, что где-то там будет что-то особенно счастливое, какая-нибудь встреча…)

В итоге - жизнь с нелюбимой женщиной. Серые будни. И лишь много лет спустя, снова увидев Надежду, Николай понял, что такая любовь была ему дана судьбой, а он прошёл мимо неё, мимо своего счастья. А Надежда смогла пронести через всю жизнь это огромное чувство - любовь.(Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.)

Так что порой от выбора между разумом и чувством зависит судьба, вся жизнь человека.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Любовь. Это удивительное чувство. Оно делает человека счастливым, жизнь приобретает новые оттенки. Ради любви, настоящей, всеохватывающей, человек жертвует всем. Так и героиня романа М.Булгакова Маргарита ради любви оставила свою внешне благополучную жизнь. Всё у неё было вроде бы хорошо: муж, занимающий престижную должность, большая квартира, в то время, когда множество людей ютилось в коммуналках. (Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! )

Но не было главного - любви.. было одно одиночество (И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!- слова Мастера).(С жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец её нашёл, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста.)

И когда любовь пришла, Маргарита ушла к любимому.(Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!- скажет мастер ) Что здесь сыграло главную роль? Чувства? Конечно, да. Разум? Наверное, и он, ведь Маргарита сознательно отказалась от благополучной внешне жизни. И ей уже не важно, что живёт она в маленькой квартирке. Главное, что рядом он - её Мастер. Она помогает ему дописать роман. Она даже готова стать королевой на балу у Воланда- всё это ради любви. Так что и разум, и чувства были в душе Маргариты в согласии. (За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!)

Осуждаем ли мы героиню? Здесь каждый ответит по-своему. Но всё же жизнь с нелюбимым человеком - это тоже неправильно. Так что героиня сделала выбор, избрав дорогу любви- сильнейшего чувства, которое может испытывать человек.

  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»,
  • И.А. Бунин «Чистый понедельник»,
  • А.М. Горький «Старуха Изергиль»,

Литературные произведения

1. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Сравнить разумную Соню и живущую чувствами Наташу. Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки, но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но ее сердце всегда подсказывало ей дорогу.

2. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Народ и его чувства, бесчувственные герои (Анатоль, Элен, Наполеон)

3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Резкий, охлажденный ум » и неспособность к сильным чувствам Онегина . Онегин - холодный, рассудочный человек. Татьяна Ларина с тонкой чувствительной душой. Эта душевная дисгармония и стала причиной драмы несостоявшейся любви.

4. М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Разум и чувство любви к Родине бедного Мцыри)

5. И.С.Тургенев «Отцы и дети» Разум и чувства Евгения Базарова.

6. А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства);

7. Ф. Искандер «Сон о боге и дьяволе» "Я хотел понять, - вздохнул Бог, - не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным . Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о боге и дьяволе")

8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (бесчувственный Григорий Печорин и человеколюбивый Максим Максимыч)