Сообщение работа над сменой меха на баяне. «Работа над техникой ведения меха на баяне и аккордеоне». Способы смены движения меха

Звук — основное средство выразительности. У профессиональных музыкантов даже простые, технически несложные произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука.
Работа над звуком разнообразна и специфична для каждого инструмента . Так, например, на аккордеоне легко филировать звук, так как инструмент обладает большим запасом воздуха в мехе, однако на этом инструменте нет возможности выделять разные по силе звуки аккорда.
Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики, штрихов. Тесно связана с меховедением, филировкой звука. Выразительный звук - основа художественного исполнения музыкального произведения.

Работа над качеством звука и динамикой занимает важное место в занятиях на музыкальном инструменте. Звук на аккордеоне извлекаться при нажиме на клавиши с одновременным, предыдущем, или последующим движением меха. На характер звука влияют: тембр, сила и способ звукоизвлечения.

Сила звука зависит от интенсивности ведения меха. Для выработки различной силы звука полезно исполнять выполнить упражнения на одном звуке или созвучие поочередно в следующих вариантах: ppp, pp, p, mp, mf, f, ff, fff, ff, f, mf, mp, p, pp, ppp и затем так: p, f, mp, mf, pp, и т. п. Или например, играть крещендо и диминуэндо.

Ученик должен не только владеть основными динамическими нюансами — пиано, меццо - форте, форте, но и уметь сопоставлять звучания различной силы, постепенно ослаблять и усиливать звучание от определенной начальной и конечной силы звука, уметь воспроизвести длительное и быстрое звуковое нарастание и т. д.

На первых занятиях целесообразно работать над упражнениями, написанными в медленном темпе, постепенно переходя к освоению всей палитры нюансов от пианиссимо до фортиссимо.

Особое внимание следует обратить на отработку внезапных переходов от одного нюанса к другому. Этот исполнительский навык, ученики усваивают с большим трудом, поэтому в начале нужно помочь ученику определить начальную и конечную силу звучания и время для нарастания и ослабления.

Красивое звучание тесно связанно с умением правильно интонировать на инструменте. Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения: в музыкальной школе, в музыкальном училище, консерватории. Следовательно, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей внимание. В решении этой серьёзной проблемы требуется особый подход к методике работы с начинающими аккордеонистами, используется опыт других исполнительских школ, и их приемы переносятся на аккордеон.

Прежде всего, нужно определить, что же такое интонация. Долгое время в истории исполнительства вниманием не пользовалось развитие музыкального слуха. И только в конце XIX века исполнительская педагогика пришла к мысли, что активность, высокая культура слуха - основа творческой работы исполнителя. Были определены следующие аспекты воспитания слуховой культуры: развитие внимания, памяти, формирование навыков слухового различения звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно-пространственном отношениях. Велико значение внутреннего слуха, слуховых представлений, воображения.

Отечественные музыканты много работали над изучением слуховой культуры. Приведу некоторые их высказывания:

Б.В.Асафьев говорил: "Музыку слушают многие, а слышат немногие”, "Музыка всегда интонационная и иначе не мыслима”.

Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности. Истинно слышать музыку - постигать ее интонационный смысл.

Б.М.Теплов писал: "Музыкальное переживание - это эмоциональное переживание, и иначе, как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки”.

Таким образом,в восприятии интонационного содержания музыки главную роль играют интеллектуальная и эмоциональная стороны. Важной стороной является слухо - интонационная работа, постижение выразительных отношений между тонами. Внутренний слух важная составляющая слухо - интонационной культуры музыканта. Очень важно для исполнителя услышать нотный текст внутри себя, мысленно его озвучить.

Музыкальная педагогика все чаще выражает озабоченность тем, что в практике обучения игре на аккордеоне широко распространен метод, при котором основное внимание направлено не на активизацию слуха и музыкального мышления, а только на развитие игровых движений и навыков.

На работу над интонированием на начальном этапе обучения игре на аккордеоне должны быть направлены постановка исполнительского аппарата, навыки звукоизвлечения, меховедения, развитие музыкального слуха, координация движений и, конечно же, репертуар.

На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста, физических данных ребенка), также трудности возникают при освоении навыков меховедения и звукоизвлечения. Именно на решение этих задач направлено внимание педагога с первых уроков, а на активизацию музыкального слуха - нет. А ведь музыкальная интонация - носитель музыкальной мысли. Значит, выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться, как и меховедение и звукоизвлечение, с начала обучения игре на аккордеоне.

Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику его невозможно, да и не нужно. Достаточно того, чтобы педагог понимал этот процесс. Как было сказано выше, музыкальное интонирование связано с интонированием речевым. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передаются с той или иной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и т.д.). С определенной интонацией произносятся слова, фразы, предложения, интонацию имеет отдельный звук (А! А? А…). Поэтому на начальном этапе обучения игре на аккордеоне нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты. Многие песни в сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (аккордеона) располагает к пению, аккомпанементу. Пение, несомненно, влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение.

Такая важная задача как пение с первых уроков способствует развитию интонации и внутреннего слуха ученика. Основным в работе над интонированием в классе аккордеона является умение ученика определить во фразе главное по смыслу слово, выделить его, найти ударный слог в слове, которое будет являться кульминацией, связать все это с музыкальным звучанием.

Например:

Дождик, дождик, припусти!
Дай цветочкам подрасти.

Чтобы ощутить ритм, нужно прохлопать или простучать ритм песенки с текстом:

"Дож - дик, дож - дик, при - пу - сти !

Дай цве - точ - кам под - ра - сти .”

Слова "припусти”, "подрасти” включают в себя две сильные доли. Ударение в этих словах помогает определить главные акцентируемые ноты. После этого исполнить песенку на инструменте, сначала с произношением текста вслух, а затем "про себя”.

В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать все, что он играет на аккордеоне. Для этого объяснить, что звук нужно услышать до того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит не только за счет ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать в ученике предслышание: постепенное усиление (приближение) звука, затем кульминацию, после чего постепенное ослабление звука. На этом этапе ученику можно объяснить понятие "динамика”, познакомив его с градациями силы звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление звука).

В процессе проведенной работы ученик может сам построить простую музыкальную фразу, сопровождающуюся текстом.

На следующем этапе обучения слово уже не сопровождает мелодию. С помощью педагога ученик должен понять структуру музыкальной фразы, определяя кульминации, динамические оттенки, подобрать штрихи и приемы игры, соответствующие характеру произведения, наиболее полно раскрывающие его смысл. Главное в данной работе - логика интонирования. Обязательно нужно добиться с учеником характера исполняемой пьесы, поощряя эмоциональную сторону этого процесса.

В процессе работы над интонированием на аккордеоне на начальном этапе обучения следует закладывать у ученика основы умения интонировать. Нужно научить ребенка понимать и чувствовать исполняемую музыку. Добиваться этого помогают тщательно подобранные упражнения и репертуар, который учитывает все сложности обучения интонированию.

Для правильного, красивого звучания произведения важно и понятие «дыхание». Аккордеон - один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные «легкие» - мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством меха, с одновременным нажатием клавиши. Каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно начинать формирование первых навыков звукоизвлечения с упражнений, которые помогут научить правильно вести мех. Предложите ученику упражнения на "дыхание” инструмента. Это различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений ("Спокойный ветерок”, "Маленькая буря”, "Спокойное дыхание”, "После бега отдохнем”).

Исходными пунктами в технологии формирования навыков меховедения являются: посадка, регулировка ремней, установка инструмента. Особо обратить внимание на регулировку рабочего ремня. Слишком тесный ремень будет сковывать движения левой руки, свободный - не позволит ученику выполнить качественно ни один из приемов, способов управления мехом.

Правый наплечный ремень регулируется таким образом, чтобы гриф упирался во внутреннюю часть бедра правой ноги. Левый наплечный ремень натягивается после того, как отрегулирован правый, и положение аккордеона зафиксировано. От регулировки правого ремня зависит управление мехом на разжим, левого - на устойчивость инструмента при игре на сжим. Следует подобрать стул, который соответствовал бы росту ученика (ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом). Практическое освоение элементарных навыков меховедения начинается уже на первых уроках. Извлечение первого звука на баяне - событие для ученика. Очень важно создать соответствующую значимости момента обстановку в классе.

Пользуясь тем или иным приемом игры, важно верно совмещать ведение меха и нажим пальцев на клавиши. В зависимости от смысла пьесы одни и те же приемы могут быть по-разному сыграны.

Часто учащиеся играют кричащим, форсированным звуком. Здесь следует обратить внимание на технологию изменения силы звука движением меха.

В зависимости от характера произведения исполнитель должен уметь произвести необходимый силы удар кистью и пальцами. Нередко для извлечения звука аккордеонисты слишком резко ударяют по клавишам. Из-за этого возникают стуки, сухие звуки, рывки.

Качество извлекаемого звука во многом зависит, от того насколько аккордеонист владеет движением меха. Выработка правильного движения меха на начальном этапе обучения должна занимать не меньшее место, чем вопросы кистевого звукоизвлечения. Здесь прежде всего надо научить равномерно с одинаковой силой менять движение меха в сжим и разжим на каких -либо чередующихся звуках во время следить чтобы перед сменой меха и после сила звучания не колебалась. Полезно научит менять мех на одном выдержанном звуке; смену меха делать внезапно. Но без изменения силы сжима.

Чтобы добиться плавной смены меха на звуке, надо, чтобы учащийся до момента и в момент смены движения меха имел одно, неизменное положение руки под левым ремнем.

Самое удобное положение руки - опора ее на три точки: 1) ладонные мышцы и мышцы большого пальца располагаются около переднего края левой крышки аккордеона; 2) тыльная сторона запястья в предплечевой части опирается на ремень; 3)предплечье внутренней своей стороной опирается на задний край левой крышки.

Постоянно держать так руку не следует - это ее утомляет.

При разжиме меха основной точкой опоры левой руки является запястье

(точка 2); при сжиме - Запястье и предплечье (точки 1,3).

Если в произведении очень большие фразы или выдержанные звуки, которые не удается сыграть на движении меха в одну сторону, надо менять мех на сильной доли такта или вступлениях других голосов, чтобы не нарушить логику музыкальной мысли.

Умело пользоваться движением меха (особенно в сжим), экономить запас воздуха при начале движения, а не в конце, так же очень важный момент в процессе обучения игры на аккордеоне. Это связанно с силой звука, темпом, длительностями и количеством взятых одновременно нот.

Существует два основных приема ведения меха: 1) мех постоянно напряженный (непрерывный) при исполнении какого - то небольшого музыкального построения; 2) мех пульсирующий, когда отдельные созвучия исполняются с некоторыми остановками в движении меха.

Нельзя играть одним приемом меха разнообразные произведения. При широкой напевности (легато, полифоническая пьеса) мех постоянно напряженный. При игре танцевальной музыки, отдельных ударных аккордов - мех пульсирующий.

Полезной тренировкой для умелого ведения меха является игра внизу левой клавиатуры (здесь труднее играть и неудобнее - происходит потому, что при движении меха веерообразно мал рычаг нажима с низу).

Особое движение меха позволяет выполнять различные приемы и штрихи. Можно, например, поучить хорошее начало музыкальной фразы на пианиссимо, для этого следует нажать на клавиши, а только потом вести плавно мех.

Как известно, различные инструменты имеют различные способы звукоизвлечения. Например, чтобы на аккордеоне передать специфику звучания фортепиано, необходимо производить впечатление удара (играть звуки толчком меха). Исполнение пьесы же на органе такие толчки исключает, т. к. характер подачи звука в органной музыки глубокий и мягкий.

Играя любое произведение каждое движение меха должно быть, рассчитано в соответствии с содержанием произведение. На начальном этапе ученика надо научить трём основным типам движения меха:

1) ровное движение. Оно обусловлено неизменной скоростью ведения меха и постоянным одинаковым усилием левой руки. Частая ошибка, не сохраняется ровное звучание при смене меха.

2)ускорение или замедление движения меха. Характерной ошибкой является резкое крещендо или диминуэндо.

3)меховой рывок. (sf). Учащийся легко с этим справляется, если потом идет после сфорцандо диминуэндо.

Труднее отработать ударение с последующим сохранением силы звучности. Этому будет способствовать ровное, напряженное движение меха после рывка. Характер звучания произведения зависит не только от ведения меха, но и различных способов прикосновения пальцев к клавишам. Или туше (1.нажим полный или не полный, 2.удар легкий пальцевой или кистевой, или одновременно пальцевое - кистевой. 3.толчок, применяется для получения более тяжелого стаккато).

Большую роль играет и филировка звука, когда какой - то отдельный выдержанный звук или созвучие усиливается и ослабляется из-за различной скорости ведения меха (изменения динамики протяжении одного звука).

Уметь филировать звук, так как скрипачу, певцу, баянисту совершенно необходимо. Этот прием игры является трудным в исполнительстве, особенно момент окончания мотивов, фраз, предложений.

Основная трудность заключатся в умении избежать неровности затухания звука, сохраняя при этом красоту и особую выразительность звучания. Достигается это умелым и соразмерным сдерживанием меха до окончательной остановки его, пока полностью не прекратится звучание. Чаще всего филировка применяется в конце произведения или его части. В этом случае филированию предшествует общее диминуэндо и ритенуто. Иногда филирование звучности сочетается с ферматой. Филирование звучности может применяться и в нутрии произведения для большей законченности фразы, предложения. Часто филирование применять не следует, так кА это будет назойливо, снизит качество исполнения, вносит однообразие в исполнительскую палитру музыканта. Наличие хорошего музыкального вкуса у ученика поможет ему так соразмерить замедление движения меха, что законченность музыкальной мысли наиболее точно будет соответствовать характеру исполняемого произведения.

Литература:

  1. Школа игры на баяне А. Онегин М.1990
  2. Прогрессивная школа игры на баяне Ю. Акимов Ч.2 М.1971
  3. Школа игры на аккордеоне В. Лушников М. 1991

«Техника освоения современных приемов меха баянистами»

Кудашева М.И.
Преподаватель по классу баяна, средняя общеобразовательная школа эстетического воспитания №8, г.Петропавловск, СКО, Казахстан

Современный уровень искусства игры на баяне требует широкого использования различных приемов меха. Арсенал композиторских средств пополняется множеством новых, специфических приемов, наиболее яркие из которых связаны с переменой направления движения меха. Но без специальной подготовительной работы может произойти мышечное зажатие исполнителя, что в конечном итоге приведет к потере художественной выразительности произведения. Не каждый баянист может ясно представить себе сущность технической задачи, осознать те или иные трудности приема, самостоятельно составить необходимые упражнения. Но все-таки главная причина неудач кроется в непоследовательности, когда сложные приемы осваиваются раньше простых (основных). Основными приемами игры мехом являются разжим и сжим. Все остальные построены на различных сочетаниях разжима и сжима.
Одним из важнейших качественных показателей исполнительской культуры является умелая смена направления движения меха (т.е. смена меха). При этом необходимо помнить, что музыкальная мысль во время смены меха не должна прерываться. На практике далеко не всегда удается сменить мех в наиболее удобные моменты. В полифонических пьесах иногда приходится менять мех даже на тянущемся тоне. В таких случаях необходимо:
 дослушивать длительность ноты перед сменой меха до конца;
 мех менять быстро, не допуская появления цезуры;
 следить за тем, чтобы динамика после смены меха не оказалась меньше или чаще всего, больше, чем необходимо по логике развития музыки.

В академическом музицировании меховедение должно быть строгим, при разжиме мех разводится влево и слегка вниз. Некоторые баянисты «разводят меха», описывая левым полукорпусом как бы волнистую линию и ведя его влево - вверх. Кроме того что это эстетически выглядит малопривлекательно, нет еще и никакого смысла поднимать тяжелый полукорпус. Менять мех лучше перед сильной долей, тогда смена будет не столь заметной.
В произведениях (в обработках народных песен) вариации изложены шестнадцатыми длительностями – смену меха приходиться слышать не перед сильной долей, а после нее. Вероятно, баянист увлечен довести пассаж до логической вершины, забывая, что сильную долю можно извлечь рывком меха в противоположную сторону, избежав при этом последующего неестественного разрыва между шестнадцатыми.
Усилия, которые требуются при работе мехом, иногда, к сожалению, вызывают зажатие рук, шейных мышц или всего корпуса. Баянисту необходимо научиться отдыхать во время игры; при работе одних мышц, например, на разжим, надо расслаблять мышцы, которые работают на сжим, и наоборот. Следует избегать статистических напряжений игрового аппарата в процессе исполнения.
Успешное освоение меховых приемов в большей степени зависит от правильной постановки и работы левой руки баяниста. Постановка и работа левой руки баяниста неразрывно связаны между собой. Во время работы мехом баянист должен ощущать три основные точки опоры левой руки:
 левого рабочего ремня с запястьем предплечья;
 основания ладонных мышц с передним краем левого полукорпуса баяна;
 предплечья с задним краем крышки левого полукорпуса.

Левая рука баяниста бифункциональна: выполняя одну из главнейших задач в звукоизвлечении (ведение меха), исполнитель управляет и работой пальцев на левой клавиатуре.
Виртуозной игрой мехом издавна славились на Руси гармонисты. Некоторые разновидности гармоник при нажатии клавиши издавали на разжим и сжим различные звуки. Игра на таких инструментах требовала от исполнителей большого мастерства. Существовало такое выражение «трясти мехами». Тряся мехами, гармонисты добивались своеобразного звукового эффекта, который предвосхитил появление современного тремоло мехом (Bellows shake). Как ни странно, долгое время в оригинальной баянной литературе специфические приемы игры мехом – эту богатейшую выразительную краску композиторы почти не использовали. Первые попытки использования тремоло мехом в концерте №2 Ф.Рубцова, Концертной пьесе С.Коняева, в Саратовских переборах В.Кузнецова. В произведениях Золотарева, а также в творчестве других современных композиторов – разнообразные приемы игры мехом.
Тремоло. Этот прием встречается наиболее часто. Исполняется быстрым равномерным чередованием разжима и сжима.
Во время работы над тремоло необходимо постоянно контролировать ощущение свободы, раскованности левой руки и сбрасывать статистическое напряжение – только тогда будет возможно долгое тремолирование. Инструмент должен прочно стоять мехом на левом бедре и грифом упираться в правое бедро. Для этого плечевые ремни надо соответственно подогнать. Лучше всего тремолировать почти на полном сжиме с небольшим запасом меха, т.к. при более разведенном мехе тремоло играть трудно. Наилучший эффект достигается движениями левой руки не влево - вправо (разжим-сжим) как кажется на первый взгляд, а влево - вниз (разжим) и вправо - вверх (сжим), т.е по диагонали.
Следует поработать в медленном темпе:
1) взять первый аккорд, сделать разжим V. В момент разжима ощущать только минимальное усилие руки, достаточное для нужной динамики. Если имеется какая-либо статическая напряженность в руке или корпусе исполнителя, то необходимо от нее избавиться. После разжима снять все усилия, ощутив полную раскованность;
2) сделать сжим Г. проконтролировать усилие и расслабление руки, как при разжиме (упражнение 1,2 повторить несколько раз);
3) сыграть основную ячейку тремоло – разжим/сжим (VГ). Исполнить несколько раз формулу VГ, отдыхая между ячейками 2-3 секунды (т.е. ощущая полную раскованность). Но раскованность должна сконцентрировать в себе готовность к исполнению следующей ячейки – VГ;
4) сыграть VГVГ, слегка выделяя первую долю. Повторить много раз с паузами после 4-й доли, затем перейти на восемь шестнадцатых VГVГ, VГVГ;
5) играть тремоло в среднем темпе, слегка выделяя 1-ю долю (при этом 2,3,и 4-я доли будут играться как бы инерционными движениями)

Затрачивать только необходимые усилия, в целом ощущая раскованность. Как только появится момент статического напряжения или усталости – прекратить тремоло и вернуться к нему после отдыха.

Триоли мехом. Этот прием исполняется чередованием разжима и сжима (разжим снятием руки делится на две доли).

Если в пьесе требуется исполнение триолей на протяжении длительного отрезка, то мех постепенно начинает расходиться, поскольку на разжим получается 2 доли, а на сжим – одна. Чтобы как можно дольше сохранить мех в собранном виде, нельзя с одинаковой силой играть все три доли в этом меховом приеме. Наиболее сильно звучит первая доля (разжим). 2-я доля в сжим звучит почти с такой же силой, уравнивая расход воздуха и возвращая мех в исходное положение. 3-я доля должна исполняться наименее сильно (разжим). Для более полного овладения виртуозной игрой мехом полезно научиться исполнять эти триоли обратным способом: сжим – разжим – сжим.

Рикошет. Этот прием впервые был использован в финале Второй сонаты Вл.Золотарева. Характернейшим моментом при исполнении рикошета является равномерное чередование ударов верхней частью меха и нижней. Исходная позиция для освоения рикошета: слегка развести мех и, не нажимая клавиш, попеременно смыкать верхнюю и нижнюю его части. Мех собран.
1 элемент – разжим верхней частью меха. Нижняя часть сомкнута.
2 элемент – общее направление движения меха в сжим; верхняя часть сжимается, а нижняя в это время расходится. Вторая доля длиться до смыкания верхней части меха. В момент смыкания начинается 3-я доля.
3 элемент – сжим нижней частью меха (верхняя сомкнута).
4 элемент – разжим верхней частью меха после смыкания нижней (момент смыкания фиксирует начало 4-й доли).
Во время исполнения всего этого цикла пальцы с клавиш не снимаются.
Если рикошет требуется исполнить несколько раз подряд, то после 4-й доли рука снимается, аккорд берется заново и начинается новый цикл. Получается, что 4-я доля предыдущего цикла и 1-я последующая исполняются разжимом верхней частью меха, который делиться снятием руки. Играя рикошет в быстром темпе, левая рука делает движения в большей степени вверх – вниз, чем влево/вправо (диагональ, что и в тремоло).
Существует две разновидности 3-х дольного рикошета: со снятием руки с клавиш (2,3,4 элементы) и без снятия (1,2,3 элементы).
Можно применять рикошет в 5 и более долей (применяются не только верхняя и нижняя части меха, но и все 4 стороны). Различные приемы игры мехом могут чередоваться (например, тремоло и триоли мехом и т.д.).
Приемы игры мехом обретают все большую популярность в исполнительской практике баянистов. Они значительно обогащают арсенал художественно-выразительных средств инструмента. Вместе с тем любые средства никогда не должны превращаться в самоцель. Все эффективные приемы игры мехом следует направлять на достижение конкретного образного результата. Следует помнить, что при исполнении приемов игры мехом, основанных на формуле разжим – сжим, обязательным должно быть:
1) ощущение легкости и раскованности в левой руке;
2) левая рука должна выполнять движения по диагонали: разжим – ВЛЕВО-ВНИЗ
сжим – ВПРАВО-ВВЕРХ.

Список используемой литературы:

1. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.6. А.Крупин «О некоторых принципах освоения современных приемов меха баянистами».
2. Вопросы методики и теории исполнительства на народных инструментах. В.А.Романько «Техника освоения баянистами приемов игры мехом».
3. Искусство игры на баяне. Ф.Липс. Средства артикуляции.

МБУ ДО «ДШИ» МО «Сенгилеевский район»

Методический доклад

«Техника ведения меха на баяне»

Подготовила

преподаватель по классу баяна Т.Н.Слепцова

п. Красный Гуляй

2016год

С движением меха связаны важнейшие особенности звукообразования на баяне – певучесть, широта «дыхания», динамическая гибкость и т.п. Эти потенциальные возможности инструмента и определяют основное направление работы исполнителя (учащегося) в области звукоизвлечения – достижения певучего, выразительного звучания. Решению этой важной проблемы должна быть посвящена глубокая работа на всех стадиях обучения.

Плавное безостановочное ведение меха, мягкая и точная смена его направления

Воспроизведение метрической пульсации;

Выразительное произнесение метрической пульсации;

выразительное произнесение динамических контрастов, сохранение достаточной напряжённости в пиано, певучести в форте;

Убедительное исполнение крещендо и диминуэндо- последовательное увеличение и столь постепенное уменьшение звучности, причём восходящая и нисходящая волны должны осуществляться как при помощи изменения динамики внутри каждой длительности, так и другим способом- террасообразно (ступенчато), при внутренней динамической ровности каждой отдельной ступени динамической лестницы;

Филирование звука, исполнение цезур и динамических эффектов (акценты, сфорцандо);

Разноплановое произнесение главных и второстепенных элементов музыкального текста.

Формирование навыков ведения меха, их органичное использование в художественном материале – один из наиболее наболевших вопросов, прежде всего в обучении начинающих баянистов. Нередко техника ведения меха находится на низком уровне, что сводится лишь к примитивной, прямолинейной подаче воздуха на голоса баяна. Даже самое непритязательное исполнение на баяне обуславливает двигательные задачи, требующие определенных навыков работы пальцев. Мех же не привлекает к себе внимание – главное нажать клавишу в нужном ритме. Зачастую ученик уже неплохо ориентируется на клавиатурах, у него заметна пальцевая активность, а владение мехом отстает.

Особенно актуальна проблема выразительности исполнения на тихих звучностях, в нюансах пиано, где требуется наиболее сложное в техническом отношении, активное управление мехом. Мельчайшие градации силы натяжения меха на коротких отрезках музыкальной ткани, умение мгновенно остановить его и начать новое движение – все это в органичном сочетании с движением пальцев создает основу мастерского владения звуком.

Именно в игре на пиано наиболее заметны технические издержки в технике ведения меха, так как звучание тотчас становится невыразительным - музыка, баян, исполнитель кажутся серыми, безликими, неживыми. Из других, наиболее распространенных недостатков в технике ведения меха наиболее заметны в начальный период обучения такие, как широкая амплитуда его ведения, неумение гасить звук на коротких длительностях, отсутствие постепенности в крещендо, диминуэндо. Низкий технический уровень при смене направления движения меха выражается чаще всего в больших цезурах, смене на звучащих нотах, перепадах динамических уровней. Рассмотрим вопросы техники ведения меха при филировке звука, а также техники смены направления движения меха – разжим, сжим. Без этого нельзя сыграть качественно даже самое простое упражнение или пьесу.

Филирование звука, как важнейшее средство выразительного исполнения. Каждый педагог, профессионально работающий над звуком, прекрасно знает, как непросто ученику овладеть даже самыми элементарными навыками техники звукоизвлечения на баяне.

Успех усилий будет зависеть от степени развитости слуховых представлений ученика, активной работы слуха в процессе игры, от желания воплотить воображаемое звучание в реальное максимально точно. Именно такой характер работы слуха будет способствовать развитию двигательной стороны навыка, установлению взаимосвязи слуха и моторики.

Все, что касается меховедения, не следует думать, что управления мехом происходит на интуитивном уровне, подчиняясь слуховым представлениям. Важно определить степень и характер контроля над двигательными ощущениями. Но чрезмерный контроль может быть не менее вредным, чем игра, пущенная на «самотек». Только последствия будут разными. В первом случае скованность, неестественность движений (особенно у самых старательных учеников, стремящихся точно выполнить волю педагога), во втором – необученность ученика, невладение элементарными навыками меховедения. Необходимо обратить внимание ученика на ощущение степени натяжения меха, плавности его ведения при филировании звука, на контакт левой руки с крышкой левого полукорпуса, правильную траекторию ведения меха и рациональную посадку.

Исходными пунктами в технологии формирования навыков меховедения являются: посадка, регулировка ремней, установка инструмента. Особо обратить внимание на регулировку рабочего ремня. Слишком тесный ремень будет сковывать движения левой руки, свободный – не позволит ученику выполнить качественно ни один из приемов, способов управления мехом.

Правый наплечный ремень регулируется таким образом, чтобы гриф упирался во внутреннюю часть бедра правой ноги. Левый наплечный ремень натягивается после того, как отрегулирован правый, и положение баяна зафиксировано. От регулировки правого ремня зависит управление мехом на разжим, левого – на устойчивость инструмента при игре на сжим. Следует подобрать стул, который соответствовал бы росту ученика (ноги должны быть согнуты в коленях под прямым углом). Практическое освоение элементарных навыков меховедения начинается уже на первых уроках. Перед тем, как ученик впервые берет в руки баян, педагог предлагает ему представить, что в левой руке у него карандаш, которым он должен провести медленно и плавно горизонтальную прямую. В случае необходимости можно проделать несколько раз, пока движение не будет правильным. Извлечение первого звука на баяне – событие для ученика. Очень важно создать соответствующую значимости момента обстановку в классе. Хорошо в нескольких словах рассказать об устройстве баяна в его части, которая связана с образованием звука. Должна быть тишина (вспомним замечательные слова Метнера – «вытягивать звуки слухом из глубочайшей тишины»). Таким образом, с самого начала начинает формироваться качество, необходимое для приобретения различных навыков техники звукоизвлечения.

При освоении приемов ведения меха лучше не отвлекать внимание ученика одновременно поставленными задачами для пальцев. Существенным моментом является осознание учеником того факта, что изменение динамического уровня при игре на баяне зависит от характера ведения меха, степени его натяжения, а не от плотности туше.

В игре начинающих баянистов приходится наблюдать заметное различие в качестве выполнения различных технических приемов при игре на разжим и сжим. Выравнивание уровней в техническом развитии ученика при игре на разжим и сжим будет зависеть в значительной степени от того, насколько педагогу удастся развить слух ученика. Слух - является фундаментом для формирования всех навыков техники звукоизвлечения. Вся работа может управляться, прежде всего, при помощи слуха. Для того, чтобы слух был «требовательным», можно применить следующий метод: ученик осваивает какой-либо прием при игре на разжим, добившись нужного звукового результата, он начинает осваивать этот же прием, играя на сжим. Задача – добиться такого же звучания, как при игре на разжим. Любой баянист без особого труда может на собственном опыте убедиться, насколько проще играть на разжим маркатированные, акцентированные звуки, sf т.е. выполнять такие способы, как рывок.

При игре на разжим меньше расход воздуха – клапаны притягиваются воздухом к деке, на сжим – отталкиваются (особенно заметным бывает различие при игре на f ). Проставляя смену меха в пьесах нужно это учитывать.

Устойчивость в посадке, естественность и непринужденность заметнее при игре на разжим. Нередко приходится наблюдать смещение баяна вправо. Обратим внимание на такую особенность баяна, как различия в упругости хода клавиши. При игре на разжим ход клавиши более упругий, чем при игре на сжим. На разжим – клапаны притягиваются воздушным потоком к деке, на сжим – отталкиваются от нее. Эта особенность имеет значение в формировании тонких ощущений туше и некоторых эпизодов, в которых необходима быстрая и легкая пальцевая техника, играть на сжим. Можно считать эту особенность игры на сжим - достоинством, потому что соблюдается один из технических принципов – экономичность движений.

Игра на сжим существенно снимает нагрузку в давлении правого ремня на плечо, что способствует освобождению правой руки. Известно, что натянутый правый ремень стесняет и ограничивает свободу правой руки. Это происходит потому, что фактурная нагрузка на правую руку заметно больше, чем на левую.

Требуя от ученика точного выполнения смены меха, педагог решает не только проблему формирования данного навыка. Насколько увереннее чувствует себя ученик в пьесе, с проставленной и выученной сменой меха. Уверенность, а вместе с ней точность, стабильность, качественность игры объясняется тем, что при грамотно проставленной смене меха учитываются как средства выразительности (фразировка, артикуляция, динамика), так и специфические различия игры на разжим и сжим, а также индивидуальные особенности и уровень технического развития конкретного ученика, качество инструмента, на котором он играет. Не вызывает сомнений тот факт, что ученик, играющий, к примеру, какой-либо пассаж, каждый раз в одном и том же направлении меха, быстрее и прочнее автоматизирует его исполнение, чем тот, который не задумывается над проблемами, не проставляя мех.

Рассмотрим применение навыков филирования звука и смены направлений движения меха – разжим, сжим.

Книппер, «Полюшко-поле». Следует обратить внимание ученика на то, чтобы отрывистые аккорды аккомпанемента не приводили к вздрагиванию корпуса баяна, рывкам меха, что неизбежно нарушит плавное течение мелодического голоса. Желательно сыграть весь завершающий пьесу мотив на одном движении меха - сжиме. Если такой возможности нет, то мех сменить перед последним «соль», что позволит сохранить естественность в артикуляции мотива. Важно добиться постепенности филировки, полного растворения звука в тишине. Завершение звучания выполняется при помощи остановки меха, после чего следует плавное снятие пальцев (меховая артикуляция).

В «Менуэте» Баха строение хорическое, что делает целесообразной смену меха между мотивами. При такой смене меха подчеркиваются как фразировочные моменты, так и опорные доли. Важно добиться ровной динамики при натянутом мехе. Филирование мехом здесь минимальное на завершающих мотивы звуках си b и ре.

Использованная методическая литература:

    В.И. Петрушин. «Музыкальная психология».

    В.И. Рензин, заслуженный работник культуры России, доцент УГФ.

М.А. Уманский, старший преподаватель УГК

«Актуальные проблемы истории, теории и методики музыкально-исполнительского искусства».

    И. Пуриц. «Методические статьи по обучению игре на баяне».

    Говорушко Методика обучения игре на народных инструментах

В наше время, когда полифония заняла прочное место в учебном и концертном репертуаре баянистов, возникла актуальная необходимость разработки теории ее исполнения на более высоком уровне.
К числу наиболее важных и специфических проблем, требующих своего последовательного решения, относятся вопросы, связанные со сменой меха.

Ведение меха — важнейшее средство извлечения звука при игре на баяне. Основной предпосылкой достижения связности исполнения звуков в их последовательности является безостановочное ведение меха. Однако непрерывное ведение меха возможно лишь при его однонаправленном движении.
В процессе игры наступают моменты, когда ведение меха в каком-либо одном направлении достигает критического или намеченного предела и, чтобы продолжить звучание, необходимо продолжить движение меха в другом направлении. Изменение направления движения меха на противоположное расчленяет звучание.

Причиной расчленения, как считает И. Алексеев, является то, что «в момент смены направления движения меха происходит перерыв в звучании»
Достижение совершенства в технике смены меха нередко связывается с умением без заметного перерыва изменять движение меха.
Однако, несмотря на высокое совершенство техники смены меха, ее нельзя осуществить совершенно незаметно в ряде пьес кантиленного характера.
Необходимо заметить и такой фактор расчленения, как акцентированное звучание в начале противоположного ведения меха, возникающее вольно или невольно, когда преодоление инерции покоя язычков извлекаемого звука осуществляется более энергичным движением меха.
Приемы плавной смены меха способны уменьшить или свести на нет проявление акцента и значительно ослабить впечатление расчлененности.

Связность и расчлененность звуков на баяне не находятся в прямой зависимости от объединяющего движения меха. Можно на одном движении меха выполнять не только legato, но и различные степени поп legato и staccato. Изменение направления движения меха в этом случае является необходимым, главным образом, для продолжения звучания.
Такая смена меха в одних случаях может оказаться причиной неуместного расчленения музыкальной ткани, в других, наоборот, — помочь подчеркнуть расчлененность.
Наиболее приемлема та смена меха, которая совпадает с расчлененностью тонов и построений. В этом случае она может служить одновременно и для продолжения звучания, и для расчленяющего действия.
Главная функция смены меха — продолжение звучания, и ее расчленяющее действие может нести различные переменные функции не только с точки зрения уместности, но и в случаях их совпадения с какой-либо предусмотренной расчлененностью. Функции эти меняются всякий раз в зависимости от того, что собственно расчленяется (или акцентируется) в каждый данный момент сменой меха. Так, если смена меха совпадает со смысловым разграничением построений, содействует ему, то можно говорить о ее фразировочной функции, а если она имеет причастность к выражению метрической опоры, получению динамического акцента — о ее ритмической или какой-либо иной содержательной функции. Подчеркивая сменой меха кульминационные вершины мелодии, мы совмещаем ее действие с выразительной функцией. Когда расчлененность и напряженность мелодического скачка совпадает и подчеркивается сменой меха, можно утверждать, что она несет интонационную функцию.
Перечисление совмещаемых сменой меха переменных функций можно продолжить, конкретизируя их в зависимости от художественных задач.

Множество значений этих функций объясняется тем, что в их основе лежит расчлененность, которая находит широкое применение на самых разных уровнях организации музыкального материала — от элементарного штрихового расчленения отдельных звуков до расчлененности разделов и частей композиции. В этом смысле примечательно указание И. Браудо на необходимость понимания функции артикуляции во множественном числе.
Часто смена меха одновременно несет несколько переменных функций: например, артикуляционную, выразительную, фразиро-вочную и т. д. Количество совмещений возрастает по мере увеличения числа голосов в полифонии или фактурных слоев в многоголосии. Но при этом возрастают и трудности совмещения.
При художественно полноценном совмещении функций смена меха оказывается менее заметной, потому что ее расчленяющее действие не нарушает содержательно-смысловую структуру музыкального построения.
Выбор и формирование момента смены меха представляет исключительно важную и сложную проблему в работе над полифонией, о чем и пойдет речь в статье.
Широко осуществляется смена меха в местах расчленений мелодической линии на фразы (мотивы, предложения), особенно в музыке гомофонного склада, где расчленяемая мелодия является главным, ведущим голосом.
Однако в полифонической музыке, состоящей из нескольких мелодически развитых голосов, моменты синтаксического их расчленения не совпадают во времени.
Поэтому осуществление смены меха с учетом смыслового разграничения лишь одного какого-либо голоса может вызвать нежелательные расчленения в других голосах. К числу их можно отнести расчленение тянущегося звука.

Следовательно, при определении момента смены меха необходимо учитывать логику развертывания мелодической линии каждого голоса полифонической ткани, избегая нежелательных расчленений в них. Для этого необходимо найти и наметить место, где проведение расчленения во всех голосах одновременно не внесет заметных искажений ни в один из совместно звучащих голосов.
Результатом расчленения обычно является цезура.
Необходимая для смены меха единовременная цезура во всех голосах складывается лишь при условии совпадения во времени нескольких цезур, каждая из которых может быть получена или в местах разграничения смысловых единиц, или между расчлененными тонами внутри них, или же путем различных укорочений длительностей звуков.
Слитность или расчлененность последовательности тонов, от чего зависит наличие и количество различных цезур, обычно указывается в нотном тексте.
Известно, что клавирные и органные произведения Баха, широко исполняемые в настоящее время и на баяне, дошли до нас в основном без авторских артикуляционных и иных исполнительских указаний. Существование множества редакционных изданий этих произведений, каждое из которых предусматривает свою, отличающуюся от других артикуляцию, позволяет заметить не только разночтения и противоречия в них, но и наводит на мысль о возможности обоснования других правомерных вариантов артикуляции, в данном случае в связи с необходимостью смены меха при исполнении их на баяне.

Работа над интонированием, как основы выразительного и эмоционального исполнения музыкального произведения


Методическая разработка


Цель: раскрыть значение работы над интонированием на баяне, и развитие в совокупности игровых навыков и слуховой культуры - как основы творческой работы исполнителя.

Содержание
1. Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности, многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли. Интонирование- основа выразительного исполнительства.
2. Интонирование- умение голосом или игрой на инструменте музыкально и эмоционально выразить звуковое воплощение музыкальной мысли.
3. Зерно интонации – мотив.
4.Воспитание слуховой культуры - это развитие внимания, памяти, формирование навыков слухового различения звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно - пространственном отношении.
5. Пение - на уроках по специальности способствует развитию интонации и внутреннего слуха.
6. Звук- основное средство выразительности
а) освоение тембра, динамика, штрихов - часть технических средств музыкального исполнения.
б) беглость, аккордовая техника, скачки и т.д.- элементы техники.
7. Техника- это не манерность и внешняя виртуозность, это прежде всего скромность и простота - «от уха к движению, а не наоборот» К.Н.Игумнов.
8. «Исполнительская яркость»- это умение воспринимать и передавать с неменьшей внутренней наполненностью бесконечное разнообразие состояний. Понятие «яркость исполнения » включает самый широкий диапазон характеров, настроений определяется интенсивностью, глубиной восприятия выразительности, красоты любого исполняемого произведения.

Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения. Поэтому, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей особое внимание. Прежде всего, нужно определиться в понятии «интонация». Интонация (ср. век. лат. Intonatio , от intono - произношу нараспев, запеваю, пою первые слова) –
1. многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, которая трактуется как проявление социально и исторически детерминированного человеческого сознания. Впервые сформулированное Б.В.Асафьевым, это понятие получило дальнейшую разработку в многочисленных трудах отечественных, а так же некоторых зарубежных музыковедов. По Б.Асафьеву, интонация - носительница музыкального содержания (в этом специфическое отличие музыки, например, от речи, где смысловая нагрузка лежит на слове, а интонация играет вспомогательную роль; вместе с тем несомненна общность происхождения музыкальной и речевой интонации). В сочинении, практике музицирования, строительстве музыкальных инструментов, даже мышлении о музыке и т.д. понятие интонации охватывает как чисто музыкальные (например, мельчайший мелодический оборот, выразительный интервал, исполнительский «тон» музыки), так и непосредственно жизненные явления (например, эмоциональный тон обыденной речи, тембр и характер звучания голоса как обнаружение определенного психологического состояния, авторскую индивидуальную эмоциональную окраску «тона стиха»).
2. Музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков (созвучий), а также степень акустической выравненности строя и тембра, например, органных труб. Тон - натяжение, напряжение –
а) в музыкальной акустике - наименьший элемент сложного звука, частичный тон, аликвотный тон, обертон. Отличается от звука музыкального, шума; образуется простыми (синусоидальными) колебаниями. Тон имеет высоту, громкость, а также тембр, зависящий от регистра и громкости.
б) интервал, мера высотных соотношений наряду с полутоном.
в) ступень звукоряда, лада, гаммы, звук аккорда, элемент мелодии. Интонация - специфическая форма мышления человека о действительности. Истинно слышать музыку - постигать ее интонационный смысл. Б.М.Теплов писал: «Музыкальное переживание - это эмоциональное переживание, и иначе, как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки». Таким образом, в восприятии интонационного содержания музыки главную роль играют интеллектуальная и эмоциональная стороны. Важной стороной является интонационная работа слуха, постижение выразительных отношений между тонами. Внутренний слух важная составляющая интонационной культуры слуха музыканта. Очень важно для исполнителя услышать нотный текст внутри себя, мысленно его озвучить. Наиболее полная разработка теории интонации принадлежит Б.В. Асафьеву. В своей книге «Музыкальная форма как процесс» он предложил определение музыки как «Искусство интонируемого смысла, а интонация- это «состояние тонового напряжения». «Тонность» Б. Асафьев связывает с голосом, дыханием». В процессе напевания раскрывается музыка как искусство. Интонация связывает музыку со словесными искусствами (поэзией, литературой), уточняя, раскрывая смысл, заложенный в словах. В решении этой серьезной проблемы требуется особый подход к методике работы с начинающими баянистами, используя опыт других исполнительских школ, и их приемы переносятся на баян. Долгое время в истории исполнительства особым вниманием не пользовалось развитие музыкального слуха, и только в конце 19 века исполнительская педагогика пришла к мысли, что активность, высокая культура слуха - основа творческой работы исполнителя. Были определены следующие аспекты воспитания слуховой культуры: развитие внимания, памяти, формирования слухового различия звучания в высотном, ритмическом, тембровом, динамическом, фактурно- пространственном отношениях. Велико значение внутреннего слуха, слуховых представлений, выражения. Отечественные музыканты много работали над изучением слуховой культуры. Б.В.Асафьев говорил: «Музыку слушают многие, а слышат не многие», «Музыка всегда интонационна, а иначе не мыслима». Зерно интонации музыкального произведения. Каждое музыкальное произведение вырастает из небольших мотивов, которые состоят всего из 2-х, 3-х нот. В этих «зернышках» уже закладывается характер музыки. Послушав «зернышко», мы уже можем понять, какая из него вырастет музыка, какое получится произведение. Возьмем к примеру, белорусскую народную песню «Перепелочка», интонационное зерно состоит из 3-х звуков: один звук долгий (четверть), а другие два - короткие (это восьмые длительности). Один звук записан выше, он звучит выше и тоньше, а другие записаны ниже и звучат ниже. Сыграть ученику на баяне. Как звучит интонационное зерно, и определить характер. Печальный, жалобный, ласковый, нежный, спокойный. Совпадает ли характер интонационного «зерна» с общим характером песни? Общий характер песни такой же, из интонационного зерна выросла такая же жалобная, печальная музыка. В русской пословице говорится: «Что посеешь, то и пожнешь». Если мы посеем пшеницу, у нас не вырастет картофель или рожь, вырастет обязательно пшеница. Так и в музыке. Если зерно интонации звучит весело, радостно, то и музыка будет веселой, радостной, задорной. Если интонационное зерно по характеру печальное, то и музыка будет грустной, печальной, жалобной. Прежде чем написать музыкальное произведение, композитор сначала ищет интонационное зерно, а из зерна уже пишет целое произведение. В крупных музыкальных произведениях бывает несколько разных по характеру интонационных зерен. Иногда интонационное зерно может встречаться в начале или в конце музыкального произведения. Часто оно пронизывает все произведение, от начала до конца. Каждый музыкант для успешной исполнительской и педагогической деятельности обязан знать специфические особенности своего инструмента. Современный баян обладает множеством природных достоинств, которые характеризуют художественный облик инструмента. Говоря о положительных качествах баяна, мы, конечно же, в первую очередь будем говорить о его звуковых достоинствах - о красивом, певучем тоне, благодаря которому исполнителю- баянисту подвластна передача самых разнообразных оттенков музыкально- художественной выразительности. Здесь и грусть, печаль, и радость, безудержное веселье, и волшебство и скорбь. Задушевная лирическая мелодия звучит так же убедительно, как и лихая народная пляска. Динамические градации баянного звука простираются от тончайшего pianissimo до fortissimo, причем очень ценно то, что баянист может активно управлять гибкостью динамики с помощью пластичных движений меха. Отмечая природные достоинства инструмента, мы обязаны отдавать себе отчет и о его недостатках. К ним можно отнести отсутствие возможности динамической дифференциации многоголосной фактуры; необходимость применения довольно большой физической силы для управления мехом, что в итоге не может не сказаться на свободе игрового аппарата, а также, с некоторыми оговорками, фиксированную высоту звукоряда. Отдельные баянисты в качестве одного из недостатков баяна расценивают отсутствие педали «как у фортепиано». Но ведь, нельзя же требовать, чтобы баян обладал достоинством всех инструментов. В нашем арсенале вполне достаточно выразительных средств, надо только умело пользоваться ими. Процесс интонирования, чтобы стать музыкой, сливается с речевой интонацией и превращается в единство, в ритмо - интонацию слова- тона (Б.Асафьев). Музыкальная педагогика все чаще выражает озабоченность тем, что в практике обучения на баяне широко распространен метод, при котором особое внимание направлено не на активизацию слуха и музыкального мышления, а только на развитие игровых движений и навыков. На работу над интонированием на начальном этапе обучения игре на баяне должны быть направлены постановка исполнительского аппарата, навыки извлечения звука, ведения меха, развитие музыкального слуха, координация движений и конечно же репертуар. Школа игры на баяне (А.Онегина, Ю.Акимова и др.), используемые в педагогической практике, не уделяют должного внимания проблеме интонирования. Однако, репертуар, предлагаемый в этих сборниках, можно использовать для достижения поставленной цели. Музыкальный слух включает в себя несколько видов – звуковысотный, мелодический, полифонический, гармонический тембро - динамический, внутренний(музыкально- слуховые представления). Мелодический, гармонический, тембро- динамический, слух надо воспитывать и развивать. Существует еще и вокальный слух, то есть способность правильно интонировать, но его несовершенство может компенсироваться внутренним слухом. 1) Интонация- это осмысление звучания, или звуковое мышление есть осознание интонации. Мелодический слух находится в прямой зависимости от художественного качества. Интонация- ядро музыкального образа, как средство музыкальной речи, от которой зависит содержательность исполнения (К.Н.Игумнов). 2) Интервал - наименьший интонационный комплекс (Б.Асафьев). Мелодический интервал- это та или иная степень напряжения. 3) Мелодический рисунок воспринимается через ощущение его упругости, сопротивляемости, психологической весомости. Это является главным условием содержательности высказывания. «Мелодический рисунок» должен быть пережит: а) близкий или далекий, б) консонанс или диссонанс, в) в пределах лада или вне лада.
тСлышание продольных интонационно-интервальных строений, т.е. «музыкальных слов» (мотивов)- один из важнейших аспектов развития мелодического слуха. 4) Восприятие мелодического целого. Б.Асафьев требовал от слуха ежеминутного осознания логики развертывания звучащего потока, через интонацию, смысл, живую речь. Развитие навыков игры на баяне с развитием слуха и есть обучение. От слухового воображения зависит все. Творческая работа труднее механической по трем причинам: 1. Тренировать ухо труднее, чем пальцы (Игумнов) 2. Неоправданно долго играть одни произведения 3. Недостаток в разработках развивающих методик и теории слухового воспитания. «Ученик окажет себе очень хорошую услугу, если не устремится к клавиатуре до тех пор, пока не осознает каждой ноты, секвенции, ритма, гармонии и всех указаний, имеющихся в нотах» (И.Гофман). На начальном этапе обучения достаточно долгий период времени занимает приспособление, адаптация к инструменту (это зависит от возраста, физических данных ребенка), также трудности возникают при освоении навыков ведения меха и извлечения звука. Именно на решение этих задач направлено внимание педагогов с первых уроков, а на активизацию музыкального слуха - нет. А ведь музыкальная интонация- носитель музыкальной мысли. Значит, выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться с начала обучения игре на баяне. Для исполнителя важно понятие «дыхания». Баян - один из немногих инструментов, который имеет возможность подражать вокалу благодаря тому, что у него есть своеобразные «легкие»- мех. Длительность, динамика, характер звучания регулируются посредством меха, с одновременным нажатием клавиш. Каждое движение меха должно способствовать раскрытию содержания исполняемой пьесы. Поэтому важно начинать формирование первых навыков извлечения звука с упражнений, которые помогут научить правильно вести мех. В «Современной школе игре на баяне» В.Семенова даются упражнения на «дыхание» инструмента. Предлагаются различные способы ведения меха с нажатым воздушным клапаном для достижения характера упражнений («Спокойный ветерок», «Маленькая буря», «Спокойное дыхание», «После бега отдохнем»)

Процесс интонирования очень сложный, и понять ученику его не возможно, да и не нужно. Достаточно чтобы педагог понимал этот процесс. Как было сказано выше, музыкальное интонирование связано с речевым. Как и в человеческой речи, смысл и эмоциональная окраска передаются с той или иной интонацией (вопросительная, восклицательная, повествовательная и так далее). С определенной интонацией произносятся слова, фраза, предложения, интонацию имеет отдельно звук (А! А? А…). Поэтому на начальном этапе обучения игре на баяне нужно связывать нотный материал со словом, используя доступные ребенку тексты. На сегодняшний день в свет выходят сборники, предназначенные для детей, начинающих освоение баяна. В них подобран музыкальный материал, состоящий из легких пьес, детских песенок, народных попевок и так далее, которые понятны ученику и не очень сложны в исполнении: Д.Самойлов «15 уроков игры на баяне», Р.Бажилин «Школа игры на баяне»; «Хрестоматия игры на баяне». Выпуск 2. Составитель А. Крылоусов, «Хрестоматия для баяна». Младшие классы ДШИ. Составитель Р.Гречухина. Многие песни в сборниках даны со словами, так как сама природа инструмента (баяна) располагает к пению, аккомпанементу. Пение несомненно влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Такая важная задача как пение с первых уроков способствует развитию интонации и внутреннего слуха. В работе также можно использовать учебники, применяемее на уроках сольфеджио. Основным в работе над интонированием в классе баяна является умение ученика определить во фразе главное по смыслу слово, которое будет являться кульминацией, связывать все это с музыкальным звучанием. Например:
«Дождик дождик, припусти!»
«Дай цветочкам подрасти».

Чтобы ощутить ритм нужно прохлопать или простучать ритм песенки с текстом: Дождик, дождик, при -пус - ти! Дай цве-точ- кам под- рас- ти». Слова «припусти» и «подрасти» включают в себя две сильные доли. Ударение в этих словах помогает определить акцентируемые ноты. После этого исполнить песенку на инструменте, сначала с произношением текста вслух, а затем «про себя». Или другой пример, песенка «У кота», с которой я начинаю освоение правой клавиатуры на баяне «У кота воркота колыбелька хороша». Ударные слова «воркота» и «хороша» последние слоги включают в себя две акцентируемые (ударные) доли. В процессе работы нужно воспитывать в ученике способность слышать все, что он играет на баяне. Для этого объяснить, что звук нужно услышать до того, как он будет взят. Поэтому перед началом звучания необходимо брать дыхание. Развитие звука происходит не только за счет ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать у ученика предслышание: постепенное усиление (приближение звука), затем кульминацию, после чего постепенное ослабление звука. Для этого можно поиграть приближение и удаление поезда. На этом этапе ученику объяснить понятие «динамика», которое относится к звуку (динамика- это звук) и познакомить с градациями силы звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление звука). Надо научить ученика пользоваться всей динамической амплитудой баяна, а учащиеся часто пользуются динамикой только в пределах mp-mf, обедняя тем самым свою звуковую палитру. По данному поводу Г.Нейгауз говорил: « Нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Федоровной (mf), Петю(p) с Петром Павловичем (pp), Федю (f) с Федором Федоровичем (ff)» (см.: Г.Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» – М., 1982). В ведении меха заключается не только сам навык ведения, но и умение найти наиболее целесообразный момент смены направления в его движении. Что же определяет этот целесообразный момент? Не только строение фразы, но и характер мелодического движения. Использование некоторых особенностей мелодического движения позволяют получить дополнительные возможности смены направления внутри построений. Мех, без преувеличения, является главным средством выразительности.
Другим выразительным средством являются динамические оттенки. Шкала градаций, по существу бесконечна. Надо научить ученика пользоваться всей динамической амплитудой баяна. Каждому виду искусства присущи свои выразительные средства. Так, например, в живописи, одним из основных средств выражения является цвет. В музыкальном искусстве из всего арсенала выразительных средств мы, несомненно, в качестве важнейшего видим звук. Именно звуковым воплощением отличается произведение музыкального искусства от любого другого, «звук есть сама материя музыки» (Г. Нейгауз), ее первооснова. Без звука нет музыки, поэтому основные усилия музыканта- исполнителя должны быть направлены на формирование звуковой выразительности. Это положение подтверждается практической деятельностью всех крупнейших музыкантов, не зависимо от их специальности. Анализируя текст, сопоставляя между собой звуки, мотивы, фразы, исполнитель устанавливает между ними смысловую связь, оживляет их, делает свой замысел доступным для восприятия. Тогда между исполнителем и слушателем возникает контакт, позволяющий слушателю понимать исполняемую музыку. Творческий поиск выразительных средств, следует направлять на решение главной задачи - осмысленное интонирование каждого мелодического оборота и всей мелодии в целом. Для решения применяют различные выразительные средства исполнения – динамику, штрихи, агогику, артикуляцию, тембровое сопоставление, ведение меха. Звук- основное средство выразительности. Как сказал Н.Метнер - «Все должно выходить, рождаться из тишины. Слушать, слушать и слушать. Вытягивая звуки слухом из глубочайшей тишины». Работа над звуком должна тесно увязываться с развитием слуховых способностей ученика. Его исполнительские намерения должны подчиняться его слуховым представлениям, слуховое внимание должно быть чрезвычайно активным, слуховой контроль чрезвычайно строгим, а общее внимание организованным. Развитие этих качеств поможет ученику замечать не точности в своем исполнении, правильно реагировать на плохое звучание и настойчиво добиваться хороших результатов. Этим развивается внимательное отношения ученика к приемам извлечения звука на баяне, обеспечивающим получение полноценного звука. Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики и штрихов. Они составляют часть технических средств музыкального исполнения, не менее важную, нежели такие элементы техники как беглость, аккордовая техника, скачки и так далее. При исполнении кантиленных произведений необходимо стремиться максимально, приблизить звучание баяна к пению, к человеческому голосу. Например: Аглинцова «Русская песня» слуховой контроль играет здесь важную роль для достижения игры legato (легато - связно). Пальцы при этом располагаются очень близко к клавишам. Кисть легкая, но не разболтанная, в ней должно быть ощущение целенаправленной свободы. Делать замах, нет никакой необходимости. Палец легко нажимает нужную клавишу, заставляя ее плавно погружаться до упора. Каждая последующая клавиша нажимается также плавно, причем одновременно с нажатием очередной клавиши, предыдущая легко возвращается в исходную позицию. При исполнении нажима пальцы как бы ласкают клавиши. Старейший баянист- исполнитель П.Гвоздев в своей статье «Принципы образования звука на баяне и его извлечения писал: «Сочный, певучий звук, сила, красочность сочетаются в этом инструменте с динамической гибкостью и возможностью тончайшей филировки». Ни один музыкант не может достичь высокого уровня мастерства без овладения фразировкой. Членение музыки на фразы обусловлено самой сущностью музыкального произведения. В статье «О музыкальном исполнительстве» А.Гольденвейзер так выразил свою мысль: «Когда возникло музыкальное искусство, человек, прежде всего исходил из того, что он делал своим голосом, из пения и речи. Всякая музыка была расчленена дыханием». Определить членение моментом дыхания, естественное стремление к вершине внутри каждой фразы, то есть правильно определить в ней кульминационные точки, а также естественное интонационное и динамическое начало и спада фразы необходимо музыканту в работе над произведением. Например, русская народная песня «Тонкая рябина» или украинская народная песня «Ноченька лунная» исполняются певуче. Фразировка является, прежде всего, средством выражения художественного образа музыкального произведения. Она включает в себя средства извлечения звука, другие выразительные средства, синтезирует динамику, агогику, штрихи и так далее, и всегда индивидуальна. В статье «Фразировка баяниста» Ю.Акимов пишет: «Мы имеем дело с довольно сложной связью, ибо фразировка является средством по отношению к содержанию произведения и в тоже время художественной целью по отношению к обще музыкальным, инструментальным и индивидуальным средствам исполнителя. Можно сказать, что освоение фразировки составляет существо всего процесса работы над произведением». Особое место следует уделять штрихам. «Штрихи - это характерные формы звуков, получаемые соответствующими артикуляционными приемами в зависимости от интонационно- смыслового содержания музыкального произведения». (Б.Егоров «Баян и баянисты». – М., 1984. – Выпуск 6).
Наряду с аппликатурой, фразировкой, штрихами для художественного выражения сочинения чрезвычайно, велика роль движения меха. В работе над интонированием важны правильно подобранная аппликатура, штрихи, фразировка, динамика, движение и смена меха. Главное в данной работе - логика интонирования. Обязательно нужно добиваться с учеником характера исполняемой пьесы, поощряя эмоциональную сторону этого процесса. В процессе работы над интонированием на любом этапе обучения следует закладывать у ученика основы умения интонировать. Нужно научить ученика понимать и чувствовать исполняемую музыку. Добиваться этого помогает тщательно подобранные упражнения и репертуар, который учитывает все сложности обучения интонированию. Вся работа музыканта над интонированием в произведении направлена на то, чтобы оно звучало в концертном исполнении. Удачное, яркое, эмоционально наполненное и в то же время глубоко продуманное исполнение, завершающее работу над произведением, всегда будет иметь важное значение для учащегося, а иногда может оказаться и крупным достижением, своего рода творческой вехой на определенной ступени обучения.


Литература

1. В.В.Крюкова «Музыкальная педагогика».
2. Ф.Липс «Искусство игры на баяне». - М., 2004.
3. Б.Егоров М., «Баян и баянисты». М., 1984. Выпуск 6.
4. Г.В.Келдыш «Советская энциклопедия». М., 1990г.