Сравнение онегина и чацкого. Сочинение на тему: Онегин и Чацкий, сравнительная характеристика (по произведениям А. Грибоедова и А.С. Пушкина). Чацкий и Онегин

Сходство и различие Чацкого и Онегина
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» написана в 1824 году, а свой роман в стихах А. С. Пушкин создавал в течение восьми лет, с 1823 по 1831 год. Грибоедов был старше Пушкина, авторы были знакомы, высоко ценили творчество друг друга. В произведениях отражена одна и та же эпоха - накануне восстания декабристов. Оба искренне сочувствовали движению декабристов, со многими из членов тайных обществ поддерживали дружеские отношения. Герои произведений - передовые представители русского дворянства, критически воспринимающие действительность.
Но большая часть «Евгения Онегина» была написана после трагического разгрома на Сенатской площади, что не могло не повлиять на эмоциональный фон произведения. Изображенные и в том и в другом произведении события относятся к периоду крушения демократических иллюзий русского народа после невиданного подъема в годы Отечественной войны. Одержавший героическую победу над наполеоновской армией народ жаждал освобождения от крепостного гнета, передовые представители дворянства ожидали от царского режима социально-экономических реформ. Однако реформ не последовало, и в среде передового дворянства началось расслоение: наиболее активная, деятельная часть создавала тайные общества с целью насильственного свержения режима; другая, социально пассивная, выражала свой протест демонстративным отказом от сотрудничества с режимом на всех уровнях.
Чацкий и Онегин - сверстники и выходцы из одного социального круга. Правда, Онегин воспитывался в столичной аристократической семье, а Чацкий - в доме московского барина Фамусова. Онегин восемь лет провел в высшем петербургском обществе. Прогулки по Невскому проспекту, изысканные туалеты, балы, театры, «наука страсти нежной» - все эти атрибуты праздности, свойственные «золотой молодежи», присущи и Евгению. Его ценили в обществе, которое, впрочем, установило довольно низкую планку: помимо дворянского происхождения требовалось лишь безупречно говорить по-французски, прилично танцевать и «кланяться непринужденно». Евгений в совершенстве овладел этим нехитрым набором достоинств, и «свет решил, что он умен и очень мил». Онегин беззаботно наслаждался жизнью, не обременяя себя мыслями:
Но, шумом бала утомленный.
И утро в полночь обратя,
Спокойно спит в тени блаженной
Забав и роскоши дитя.
Проснется за полдень, и снова
До утра жизнь его готова,
Однообразна и пестра.
И только заскучав, Онегин даже не осознал, а скорее почувствовал неполноту своего существования - и «русская хандра им овладела понемногу». Человек образованный, критически мыслящий, он сумел преодолеть отупляющее воздействие своей среды, посмотреть отвлеченно на трясину бесплодной суеты. Испытывая душевный дискомфорт, сознавая пагубное психологическое воздействие однообразного существования, стремясь найти применение своим силам, Онегин пытался изложить свои мысли на бумаге, «но труд упорный ему был тошен». Надеясь найти смысл жизни в чужой мудрости, Онегин начал читать, но неспособность к систематическому обучению («француз убогой, чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя») не позволила ему собрать зерна книжных откровений, а «резкий, охлажденный ум» находил в них лишь изъяны. Разочарованный, озлобленный, Онегин болезненно воспринимает несовершенство социального устройства, но не понимает способов его изменения. Эгоцентризм, замкнутость способны только критиковать, но этот путь, как правило, бесперспективен. Онегин может общаться только с подобными себе, поскольку только они могут спокойно относиться «к его язвительному спору, и к шутке с желчью пополам, и злости мрачных эпиграмм». Ни поездка в имение, ни заграничные вояжи не в состоянии рассеять пессимизм, душевное одиночество Евгения, подвигнуть его к плодотворному труду. Вершина его социальной активности - молчаливый протест и демонстративная отстраненность от институтов власти.
Чацкий - человек совершенно иного эмоционального склада. Он любознателен, активен, жизнедеятелен. Его острый ум волнует всеобщее благо, а значимость человеческой личности он определяет не достигнутыми чинами и почестями, не успехами в светских салонах, а социальной активностью и прогрессивным образом мыслей. В отличие от Онегина, Чацкий не поддается соблазнам беспечной светской жизни, не ограничивается искренним и, по-видимому, вначале взаимным

Произведения А.С. Грибоедова и А.С. Пушкина часто сравнивают друг с другом. Они созданы примерно в одно и то же время, но, кажется, что между их главными героями нет ничего общего. Но это не совсем так. Оба писателя создали литературный образ «лишнего человека». Онегин и Чацкий отличаются умом, получили хорошее образование, но им нет места в их социальном окружении. Любовь и личное счастье недоступны этим персонажам.

Характерные черты Александра Чацкого

Александр Чацкий, герой комедии «Горе от ума», не желает прислуживаться высшим чинам, но с радостью служил бы обществу. Он отличается честностью и открытостью, герой не носит масок, горд и не хочет унижаться. В нем нет стремления к власти или богатству, как, например, Скалозуб. Чацкий пытается найти действительно достойные примеры для подражания. Он необыкновенно смел и может противостоять обществу.

Он устремлен к постижению мира, к поиску по-настоящему благородной цели. Его любовь к Софье велика и чиста, он готов к самопожертвованию ради нее. Он не боится быть честным, не скрывает свои мысли и идеи, пытаясь открыть глаза другим на правду, которую постиг. Ему чужда лесть и подлость, рабская философия. Он внутренне свободен и не боится выглядеть сумасшедшим среди представителей «фамусовского» общества.

Ему свойственен юношеский максимализм, преданность высшим идеалам и ценностям, желание приносить пользу окружающим.

Александр Андреевич Чацкий патриот в самом высоком и подлинном смысле этого слова. Но его любовь к Родине действенна, он стремится преобразовать ее, исправить свойственные ей пороки. Крепостническая система и социальная несправедливость в целом вызывает в нем мощный внутренний протест. Ему ближе идеи просветителей, он ценит разум и справедливость. Это и приводит к тому, что молодой человек постоянно произносит речи, наполненные праведным гневом. И все же остается одиноким и непонятым.

Именно одиночество, отсутствие единомышленников роднит героев двух произведений. Их жизни кажутся бессмысленными, так как все порывы обречены на провал и непонимание.

Личностные особенности Евгения Онегина

Заглавный герой романа в стихах тоже одинок в высшем обществе. Когда он развлекался на светских раутах, разбивал сердца женщин. Но бессмысленное времяпрепровождение стало тяготить его. Череда похожих друг на друга балов и обедов не смогли сделать его счастливым.

Героем овладела тоска, он утратил интерес к жизни. Если протест Александра Чацкого выражен громко и открыто, то у Онегина он скрыт и холоден. Отстраненность и апатия - важнейшие особенности личности пушкинского персонажа. Даже любовь Татьяны и красоты природы не смогли вернуть его к активной жизни. Более того, он убивает Ленского во время дуэли, по сути, не желая этого. Почему же он так сильны его страдания?

Причина заключается в нем самом, особенностях воспитания. Он не принимал во внимание чувства других людей, руководствуясь только собственными потребностями и желаниями. Личность Наполеона стала роковой в жизни Онегина. В то время полагалось, что масштабным людям дозволено все. Великий человек равен Богу.

Евгений Онегин привык к тому, что постоянно носит маску и лицемерит. Его естественные душевные порывы давно подавлены. Он не доверяет своим чувствам, руководствуется только разумом и не способен доверять другим. К окружающим относится довольно высокомерно, в итоге не приносит им ничего кроме страданий. Одновременно Евгений Онегин страдает и сам. Все его мытарства, поиски себя и своего места в мире не приводят к результату. Все попытки обрести остаются бесплодными.

Любовь к изменившейся Татьяне становится неожиданностью, даря надежду на внутреннее возрождение. Это чувство помогло ему раскрыться, перестать утаивать себя и свое истинное «Я». Девушка раскрыла перед ним мир вечных моральных ценностей, предоставив ему шанс измениться. Но поскольку финал романа в стихах открыт, мы не знаем последующую судьбу Евгения Онегина. Смог ли он использовать этот шанс?

Итак, Александра Чацкого и Евгения Онегина роднит противостояние с обществом, внутреннее одиночество. Герои обоих произведений не смогли найти выход и оказались первыми персонажами в русской литературе, воплотившими образ «лишнего человека».

Примерный текст сочинения

Вкритическом этюде «Мильон терзаний» И. А. Гончаров написал:«Ставить рядом с Онегиным Чацкого нельзя: строгая объективностьдраматической формы не допускает той широты и полноты кисти, как эпическая.Наверное, он имел в виду то, что в комедии „Горе от ума“ Чацкогохарактеризует только собственная речь и слова других персонажей. А образОнегина в романе Пушкина получает более полное и подробное освещение. Сам авторв лирических отступлениях высказывает свое отношение к герою. Кроме того, онрассказывает о его детстве, воспитании, образовании, переносит действие изПетербурга в провинцию, знакомит нас с кругом его умственных интересов. АЧацкий проживает в комедии всего один день.

Мнетоже нелегко сравнить Чацкого и Онегина, но я попробую это сделать, ведь этоготребует тема сочинения. Начать, как ни странно, я хотела бы с того, что у этихгероев есть немало общего. Во-первых, они жили в одно время, когда наиболеепрогрессивная часть дворянства, осознав страшный разрыв между нравственноймощью русского народа и его бесправным положением, стала высказывать протестпротив крепостного права и абсолютной монархии и начала объединяться в тайныеполитические общества. Оба они принадлежат к дворянскому сословию, для обоиххарактерна „охота к перемене мест“. Им не везет в любви, у них нескладываются отношения с обществом. Но на этом, пожалуй, сходство и заканчивается.

Чацкий- натура кипучая, борец. Он выступает в пьесе как обличитель всего того, чтоотжило и мешает развиваться новому, прогрессивному. Герой жаждет дела,полезного для России; для этого у него есть ум, эрудиция, талант, энергия ичестность. Но он разрывает связи с министрами, так как ему „прислуживатьсятошно“, и считает, что служить надо „делу, а не лицам“.

Онегинже - эгоист и скептик, мысли которого заняты совсем другим, хотя он читал АдамаСмита, Гердера, Руссо и других известных западноевропейских ученых и философов.Онегин постоянно пребывает в состоянии скуки, хандры, он не приучен к труду,поэтому все попытки заняться чем-то полезным ему быстро надоедают.

Чацкийне боится высказывать свои мысли во враждебном окружении. За это его лютоненавидят, даже на балу у Фамусова объявляют сумасшедшим. Об Онегине же»свет решил, что он умен и очень мил". Чацкий пренебрегает мнениемфамусовского общества, так как осознает свою правоту и пытается отстаивать ее.Я не думаю, что он «три часа по крайней мере, пред зеркаламипроводил», как это делал Онегин, «боясь ревнивых осуждений».

Чацкийне только видел пороки общества и тяготился ими, но и боролся против«чужевластья мод», подхалимства и низкопоклонства, жестокогоотношения господ к своим крепостным.

Онегинже - человек пассивный. Он не ищет поводов к конфликтам с окружающими, выражаясвое недовольство пустой, бессмысленной жизнью света лишь своим угрюмым инадменным видом. А в остальном, скучая и раздражаясь, Евгений послушно живет позаведенному порядку, курсируя между театрами, ресторанами и балами. Он, какдолжное, принимает заграничную моду, французский язык, европейскую литературу.Чацкого не оставляет равнодушным слепое поклоненье иностранцам. Ему горько, чтона русской земле «господствует еще смешенье языков: французского снижегородским».

По-разномуотносятся герои и к любви. Чацкий, выросший вместе с Софьей, полюбил ее. Эточувство было с ним всегда. Три года путешествия не уничтожили, а еще большеукрепили его. Чацкий приезжает в Москву, полный любви и надежд. Ведь он невходит, а вбегает на сцену, стремясь скорее увидеть Софью. Его речь, обращеннаяк ней, эмоциональна и взволнованна. Онегин не в состоянии испытывать подобныхчувств.

Какрано мог он лицемерить,

Таитьнадежду, ревновать,

Разуверять,заставить верить,

Казатьсямрачным, изнывать…

Новсе-таки, получив трогательное послание Татьяны, Онегин поступил благородно. Онотверг ее любовь, подавил пробуждающиеся чувства, сделав и ее, и себянесчастными на всю жизнь. Чацкий страдает от того, что ему предпочлиподленького, ничтожного человека. Онегин же сам разрушил свою судьбу. По мнениюБелинского, Онегин мог прийти в дальнейшем к декабризму. Он пережил и ужас, ираскаяние, и любовь. А Чацкий предстает перед нами как сложившаяся личность,как выразитель новых, прогрессивных идей.

Мнебольше нравится Чацкий. Именно его я воспринимаю как героя своего времени, аОнегина лишь как типичного представителя. С Чацким мы знакомы всего один день,а с Онегиным несколько лет. Зато Онегину, чтобы стать похожим на Чацкого,потребуются годы, если это вообще возможно. Я думаю: нет ничего хорошего в том,что человек еще в молодости теряет интерес к жизни. Лучше, если он будет полонэнергии, стремлений. Чацкий готов, как и Пушкин, «отчизне посвятить душипрекрасные порывы», Поэтому мои симпатии на его стороне.

Список литературы

Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.kostyor.ru/

В 10-20-е годы прошлого столетия в России усиливались антикрепостнические настроения среди передовой части дворянства. Создавались первые тайные общества, по стране разносились идеи буржуазных революций. По одну сторону баррикад находились реакционеры, по другую – передовые дворяне, будущие декабристы. Были и такие представители дворянского сословия, которые не относились к реакционерам, но в тайные общества не вступали и не обладали свободолюбивыми помыслами. Именно в такое время А. С. Пушкин начал работу над первыми главами романа «Евгений Онегин», и в те же годы А. С. Грибоедов создал свою бессмертную комедию «Горе от ума».

Чацкий и Онегин – главные герои этих произведений – ровесники. Это молодые и полные энергии дворяне. Но различие двух образов сразу бросается в глаза. Чацкий, как и Онегин, воспитывался в атмосфере реакции, но он выучился, стал образованным человеком. Грибоедовский герой «славно пишет, переводит». Труд для Чацкого не является тяжелым бременем, в просвещении он видит движение вперед. Онегин же воспитывался на французский манер, и сам Пушкин шутливо замечает, что домашний учитель.

Чтоб не измучилось дитя,

Учил его всему шутя,

Не докучал моралью строгой…

Мы все учились понемногу

Чему-нибудь и как-нибудь…

Восемь лет Онегин провел в праздном Петербурге, где ездил на приемы, балы, ложился спать за полночь, а вставал после полудня. Он понял пустоту и никчемность такой жизни, но не начал с ней бороться. Онегин удалился на покой в свое имение, пробовал заняться какой-либо деятельностью, но «труд упорный ему был тошен». У Чацкого тоже было имение, но он им «управлял оплошно», то есть хорошо относился к крестьянам. Его натура возмущена подневольным положением крепостных. Чацкий приводит примеры того, как крепостники относились к людям, не раз спасавшим дом, честь, жизнь хозяев.

Пытается и Онегин заняться устройством своих крепостных:

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Но автор сообщает, что это делалось, «чтоб только время проводить». Вся деятельность Онегина-реформатора этим и ограничилась. Евгения не волнует судьба крестьян, «охлажденный ум» внушает герою, что заботиться надо только о себе. Он индивидуалист.

Оба героя презрительно относятся к высшему обществу. Они умны и рассудительны, поэтому видят всю пустоту и никчемность светского Петербурга и Москвы. «Что нового покажет мне Москва?» – спрашивает Чацкий в день приезда к Фамусовым. Он не находит никаких перемен к лучшему. Грибоедовский герой порывает с этим обществом окончательно, хотя и любит девушку из ненавистной ему среды. Онегин же остался человеком своего круга, несущим все его пороки. Он убил на дуэли Ленского, не сумев возвыситься над тем миром, который внутренне презирал. Сословные предрассудки взяли верх, Евгений испугался сплетен «поместных владетелей». Критическое отношение к действительности, незаурядный ум обрекли его, при отсутствии общественной деятельности, на полное одиночество. Чацкий же не одинок. Грибоедов говорит про брата полковника Скалозуба, передового офицера, оставившего службу, про племянника княгини Тугоуховской, который увлеченно занимается химией и ботаникой.

У Чацкого более чуткая душа, чем у Онегина. Онегин представляется рассудительным эгоистом. Он не понимает глубины запросов Татьяны. В основе его чувства лежит себялюбие. Чацкий же искренне любит Софью. Он весь преображается, когда видит ее. Но Софья – человек фамусовского общества, и Чацкий находит в себе силы уехать из Москвы.

В образах Чацкого и Онегина мы ясно видим разных людей одной эпохи. Чем-то похожие, они представляют собой различные пути, которыми шло общество в начале XIX века: путь протеста и путь холодного созерцания.

Нет похожих записей.

Сравнения героев "Горе от ума" и "Евгения Онегина" и получил лучший ответ

Ответ от Марина[гуру]
«Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Евгений Онегин» Главные герои этих произведений Чацкий и Онегин - представители передовой дворянской интеллигенции. Авторы рассматривают их характеры, судьбы в неразрывной связи со временем, с общественным движением.Судьбы Чацкого и Онегина во многом схожи. Онегин - сын «промотавшегося» дворянина. Чацкий воспитывался в доме богатого дяди. Легко представить, какое образование они получили. Чацкий с усмешкой вспоминает указательный перст учителя, внушавшего своим ученикам, что для русских без немцев нет счастья.Злая ирония слышится в его вопросе:Что нынче, так же, как издревле,Хлопочут набирать учителей полки,Числом поболее, ценою подешевле?Пушкин, говоря о воспитании Онегина, справедливо замечает:Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь.Чацкого и Онегина еще более сближает их отношение к обществу, к «свету» . Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в деревню. Но и здесь его ждет «вечный разговор про дождь, про лен, про скотный двор» . Его привычки, поведение, «души тоскующая лень» вызывают у соседей недоумение и недовольство.Чацкий, горячо любя Софью, не смог остаться в доме ее отца. Ему все казалось там безжизненно. В Москве «вчера был бал, а завтра будет два» . Молодому, пытливому уму нужна пища, нужны новые впечатления. Чацкий надолго уезжает из столицы. «Хотел объехать целый свет» , - говорит он о себе. Онегин, живя в деревне, тоже почувствовал свою никчемность, свою бесполезность, неспособность быть другом (отношения с Ленским) , любить (отношения с Татьяной) . «Им овладело беспокойство, охота к перемене мест» .«Перемена мест» , наблюдения, раздумья, вызванные этим, не проходят для героев бесследно. Пушкин называет своего Онегина, возвращающегося из путешествия, «очень охлажденным и тем, что видел, насыщенным» . Таким образом окончательно складываются мировоззрения Чацкого и Онегина. Это уже не юнцы, а взрослые люди, с богатым жизненным опытом за плечами. И вот теперь начинают сказываться коренные различия этих литературных типов. Онегин видит пустоту окружающей жизни, праздное барство, ложь и фальшь, царящие вокруг, но он и не думает активно с ними бороться. Он слишком воспитан, слишком хладнокровен, чтобы произносить в гостиных Петербурга обвинительные речи перед толпой хо­хочущих глупцов. Его протест выражается в другом. Он всем своим обликом являет молчаливый укор. Пушкин так описывает Онегина:Но кто это в толпе избраннойСтоит безмолвный и туманный?. .Мелькают лица перед ним,Как ряд докучных привидений.Совсем иначе ведет себя Чацкий. Он легко раздражается, личная драма делает его особенно уязвимым. Появившись на балу у Фамусова, он устраивает, по выражению И. А. Гончарова, такую «кутерьму» , что его принимают за сумасшедшего. В его действиях нет холодного расчета, эгоизма, которые свойственны Онегину.Оружие Чацкого - карающее слово. Он требует «службы делу» . Он тяготится среди пустой праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков» . Чацкий требует места и свободы своему веку. Он возвещает, что на смену «веку минувшему» идет новый, несущий идеал «свободной жизни» .Гончаров в статье «Мильон терзаний» говорит о типичности Чацкого и Онегина. Эти типы неизменно будут возникать в переломную эпоху. Онегины - «лишние» в своей среде люди, их появление всегда свидетельствует о неблагополучии, о назревающем крахе общественного устройства. Эти люди на голову выше своих современников, их отмечает прозорливость и «резкий, охлажденный ум» .Чацкие продолжают, развивают начатое «лишними» людьми, они не только молчаливо осужда­ют, презирают. Чацкие открыто ненавидят, обличают, высмеивают.«Чацкий - искренний и горячий деятель» , - говорит И. А. Гончаров.