Судьба похожа самсона что значит. Интересные факты. Исторические личности с этим именем

Суд. 16:1-3 . Описанное здесь свидетельствует о такой неимоверной физической силе Самсона, которая сопоставима разве что с его моральным несовершенством. Об этом последнем свидетельствует и то обстоятельство, что, оказавшись однажды в Газе, прибрежном городе, находившемся почти в 50 км, от его родной Цоры, Самсон решил развлечься с блудницей. Филистимляне, узнав, что он в городе, задумали стеречь его всю ночь, чтобы утром, когда станет выходить из дома блудницы, убить его.

Но, обманув их "бдительность", Самсон поднялся в полночь и, уходя из Газы, снял с петель двери городских ворот, положив их вместе с запором… на плеча свои, и отнес их на вершину горы, которая на пути к Хеврону. Согласно местному преданию, это была гора Эль Монтар, расположенная восточнее Газы. Существует и другая версия: речь идет о горе, находящейся в получасе ходьбы от Газы, на север от нее; ее будто бы называют Самсоновой горой.

5) Попав в руки Далиды, Самсон теряет свою силу (16:4-22).

Суд. 16:4-14 . После того полюбил Самсон женщину из долины Сорек. Звали ее Далида. Вероятно, филистимлянка, она носила семитское имя, означавшее "посвященная"; это, возможно, свидетельствует, что она была храмовой проституткой.

Владельцами Филистимскими, которые явились к Далиде, чтобы вовлечь ее в заговор против Самсона, могли быть градоначальники пяти самых крупных городов филистимских. Каждый из них предложил женщине огромные деньги (по тысяче сто сиклей серебра) за согласие выведать, в чем великая сила Самсона, и как возможно одолеть его. Первые три попытки Далиды заставить Самсона открыть свой секрет не увенчались успехом. Он лишь поддразнивал ее, придумывая "средства", которыми, якобы, можно его обессилить и сделать таким, как прочие люди.

То он предлагал связать себя семью сырыми тетивами (изготовлявшимися из кишок животных), а то новыми веревками (непригодность которых в его случае уже была продемонстрирована; 15:13). Затем заявил, что станет бессильным, если вткать семь кос головы его в ткань и прибить ее к ткацкому станку. В присутствии спрятанного в ее спальне филистимского "представителя" Далида прибегла ко всем трем способам (очевидно, когда Самсон крепко спал; сравните 16:13), но ни один из них "не сработал". Коварная любовница как бы забавлялась с Самсоном и дразнила его, каждый раз пробуждая спящего криком: Филистимляне идут на тебя! На деле же это было знаком для спрятанного у нее филистимлянина - убедиться в действенности или бездейственности очередного способа.

Суд. 16:15-17 . В конце-концов, не выдержав ее упреков и приставаний, Самсон сказал Далиде правду об источнике своей силы, которая не от колдовства происходила, как, вероятно, думали филистимляне, а давалась ему свыше, от Духа Божия (13:25; 14:6,19; 15:14). Это сверхъестественное действие в нем высшей силы было, однако, поставлено в зависимость от отведенной Самсону особой роли в исполнении планов Божиих; "отделенность" его была облечена в форму назорейского статуса (ибо я назорей Божий от чрева матери моей, говорит Самсон Далиде), ненарушимым символом которого для Самсона должны были стать волосы на голове его - бритве нельзя было коснуться их на протяжении всей его жизни (13:5). (Хотя не в волосах, конечно, как таковых заключалась сила Самсона.) Нарушение этого условия свидетельствовало бы о последнем и непоправимом неповиновении Самсона Господу, и неповиновение это началось в тот момент, когда он открыл свою тайну любовнице, доверять которой у него не было никаких оснований.

Суд. 16:18-22 . Итак, в руки филистимлян Самсон попал по неразумию своему. Усыпила его Далида… и велела… остричь семь кос головы его… и отступила от него сила его. Проснувшись и на этот раз от крика Далиды: Филистимляне идут на тебя, Самсон! - он попытался, как в прежних случаях, воспользоваться своей силой. И не знал, что Господь отступил от него. Дух Господень оставил его, и стал Самсон пленником филистимлян и перестал быть судьею Израиля.

Филистимляне ослепили потерявшего силу Самсона и привели его в Газу (скорее всего в отместку за оскорбление, которое он нанес Газе, унеся на плечах своих, словно игрушку, ее городские ворота). Там они сковали его цепями и заставили молоть зерно в тюрьме, куда посадили, т. е. исполнять унизительную для мужчины женскую работу. (Вполне возможно, что молол Самсон на небольшой ручной мельнице, так как нет уверенности, что большие мельницы, на которых работа совершалась силой домашних животных, уже существовали в ту пору.)

После недолгого пребывания в тюрьме волосы на голове Самсона начали отрастать. Наступили дни филистимского праздника, и тогда-то Самсон обратился с мольбой к Господу (стих 28), чтобы дал ему силы для последнего отмщения филистимлянам (стихи 29-30).

6) Отмщение Самсона филистимлянам.

Суд. 16:23-30 . Знатные филистимляне собрались, чтобы принести великую жертву Дагону, богу своему. Дагон был западносемитским божеством хлебных урожаев (1-Цар. 5:2-7; 1-Пар. 10:10), воспринятым филистимлянами у аморреев. Думая, что это Дагон избавил их от Самсона, предав его в руки их, они славили бога своего и веселились, а для пущей радости вызвали из тюрьмы еще недавно всесильного врага своего, чтобы развлекал их (может быть, самым видом своим, т. е. демонстрацией своей беспомощности).

Филистимские храмы обычно представляли собой длинное помещение, крышу которого подпирали изнутри два мощных столба. Множество филистимлян собралось в храме Дагона (включая три тысячи человек на крыше его) и, вероятно, во дворе, и все они радовались и веселились, глядя на слепого Самсона. И тогда он попросил мальчика, водившего его, подвести его к столбам храма, дабы прислониться к ним и отдохнуть.

Тут-то и воззвал Самсон к Господу с мольбой вспомнить о нем и вернуть ему его былую силу только на кратчайшее время, чтобы в последний раз отомстить врагам своего народа, а затем умереть вместе с ними. И Бог услышал последнюю молитву Самсона. И вот сдвинул Самсон с места два средних столба, на которых утвержден был храм языческого бога, и обрушился он на весь народ, бывший в нем. Так что при смерти своей… умертвил Самсон больше филистимлян чем при жизни. До этого, последнего, "избиения" филистимлян Самсоном он убил их, по меньшей мере, 1030 человек: 30 в Аскалоне (14:19) и 1000 в Рамаф-Лехе (5:14-17).

7) Погребение Самсона.

Суд. 16:31 . И пришли братья Самсона (до сих пор о них не упоминалось) и все родственники его в Газу и, взяв тело его, пошли и похоронили его между Цорой (где он родился; 13:2)и Естаолом (13:25; 18:2,8,11) во гробе Маноя, отца его. Так завершилось двадцатилетнее правление Самсона, двенадцатого судьи Израиля (15:20).

Хотя Самсону дано было действовать по внушению Святого Духа, и от Него была его неимоверная физическая сила, последний судья Израиля неоднократно впадал в искушения, вследствие чего и страдал. Его жизнь звучит со страниц Библии предостережением всем тем, кто не знает удержу в удовлетворении своих плотских побуждений и страстей.

III. Эпилог: общая ситуация в дни судей (главы 17-21)

В богословском плане главы 17-21 образуют эпилог, иллюстрирующий состояние религиозного отступничества и социальной деградации, столь характерных для периода судей. В глазах автора (вероятно, писавшего в первые годы царского правления) эта атмосфера свидетельствовала о том, что в "Израиле, не имевшем царя" (17:6; 18:1; 19:1; 21:25) господствовала анархия.

В плане историческом события, описанные в главах 17-21, образуют своего рода приложение к книге Судей, поскольку все они имели место в предшествовавшие и даже довольно давние времена. На ранние даты их указывает то обстоятельство, что в дни, когда они происходили, был еще жив внук Аарона (20:28), а также ссылка на ковчег в Вефиле (20:27-28). Возможно, события, о которых тут рассказывается, совершались во дни Гофониила, первого судьи.

Эпилог состоит из двух главных разделов: 1) Главы 17-18, в которых рассказ об изготовлении Михой-ефремлянином и его матерью идолов для домашнего поклонения и о том, как Миха нанял священником некоего левита по имени Ионафан (18:30), переплетается с сообщением о миграции племени Данова и о его идолопоклонстве. 2) Главы 19-21, в которых рассказывается об отвратительной жестокости, учиненной в Гиве по отношению к наложнице другого левита и о последовавшей за этим гражданской войне против колена Вениаминова, жестокого и непокорного; война эта явилась прелюдией к исчезновению племени Вениамина.

Трагическая судьба «мученика четырнадцатого класса» Вырина после Достоевского не раз привлекала внимание критиков, отмечавших гуманизм и демократизм Пушкина и оценивавших «Станционного смотрителя», как одну из первых, начиная с 18 века, реалистических повестей о бедном чиновнике. Выбор Пушкиным героя – станционного смотрителя был не случайным. В 20-х годах 19 в. В русской литературе, как известно, появляется немало нравоописательных очерков, рассказов, героями которых оказываются люди «низшего класса.» Кроме того возрождается жанр путешествий.. В середине 20- х годов в журналах все чаще начинают появляться стихотворения, поэмы, очерки в которых уделяется внимание не только описаниями края, но и встречам, беседам со станционными смотрителями. В повести три приезда рассказчика, отделенные один от другого несколькими годами, организуют ход повествования, и во всех трех частях, как и во введении, повествование ведется рассказчиком. Но во второй, центральной, части повести мы слышим и самого Вырина.

Казалось наступила решительная минута в жизни человека, когда все накопленные прошлые обиды поднимут его на бунт во имя святой справедливости. Но «…слезы навернулись на глаза, и он дрожащим голосом произнес только: «Ваше высокоблагородие!…Сделайте такую божескую милость!» Вместо протеста вылилась мольба, жалкая просьба. Третья картина: (спустя два дня). Снова перед важным лакеем, который грудью вытеснил его из передней и хлопнул дверью ему под нос. Четвертая картина: Снова перед Минским: «Пошел вон! «- и, сильною рукой схватив старика за ворот, вытолкнул его на лестницу. И наконец, еще через два дня возвращение из Петербурга к себе на станцию, очевидно тоже пешком. И Самсон Вырин смирился. Второй приезд рассказчика – он видит, что «горе превратило доброго мужика в хилого старика.» И не ускользнувший от внимания рассказчика вид комнаты (ветхость и небрежность), и изменившийся облик Вырина (седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина), и удивленное восклицания: «Это был точно Самсон Вырин, но как он постарел! « – все это свидетельствует о том, что рассказчик симпатизирует старому смотрителю.

Во многих христианских странах обрело известность и пользуется популярностью необычное имя Самсон. Еще с библейских времен известны подвиги героя с таким именем, сражающего своих врагов силой волос. Многие современные родители нарекают мальчиков именно так, поэтому им не помешает изучить значение имени Самсон. Какой характер у его обладателя, какая судьба его ожидает, каких покровителей он будет иметь? Проследим за всем этим по порядку.

Имя Самсон: значение и происхождение

Если рассматривать слово "Самсон" в иврите, то оно обозначает "солнце". Это дает повод многим толкователям считать Самсона "солнечным героем", которого очеловечил бог солнца. Кстати, изначально это слово звучало "Шимшон".

Когда появилась библейская легенда о Самсоне и Далиле, слово обрело значение "сильный". Нареченный так древнееврейский богатырь имел необыкновенную физическую силу, хранившуюся в его длинных красивых волосах. Но однажды коварная филистимлянка Далила, влюбив богатыря в себя, погубила юношу. Она смогла отрезать его волосы, усыпив героя. Потом Самсон был ослеплен и прикован филистимлянскими воинами. Прошло время, с отросшими волосами к Самсону снова вернулась сила, и он разорвал цепи. С тех пор считается, что обладателю имени Самсон присущи храбрость, честность, горячность, упрямство.

Таинство имени

Значение имени Самсон для мальчика заслуживает тщательного изучения. Что характерно для этого "солнечного" создания? В детстве его называют ласково Моней, Самоней, Самохой. Сегодня это довольно редкое имя. Планетой-покровителем для него является Солнце. Самым походящим цветом выступает желтый. Из камней подходит янтарь. Благоприятными растениями считаются лотос и сосна. Защитник имени - белый конь. Счастливым днем называют субботу. Самое подходящее время года - зима. Нумерология установила для Самсона число 3, указывающее на общительность и энергичность этого человека.

Именинами Самсона являются 12 января и 10 июля. В январе в этот день родился святой мученик Самсон, пострадавший за Христа. А 10 июля появился на свет римский врач, преподобный Сранноприимец Самсон. Получив прекрасные знания, он бесплатно лечил людей.

Характеристика мальчиков с этим именем

Говоря о значении имени Самсон, следует отметить, что этот человек не любит публичности и шумихи, он интроверт - часто погружается в глубокие мысли и далек от окружающих событий. Юноша редко высказывает свои переживания. Чаще живет в своем собственном мире, но иногда способен чужие беды принимать за свои.

Родителям довольно трудно справляться с маленьким мальчиком. Он шустрый, подвижный и требует много внимания. В качестве развлечений Самсон выбирает различные экстремальные занятия. Именно этим он нравится своим сверстникам, ведь с ним не бывает скучно. Мальчика нельзя назвать усердным учеником, потому что он неусидчивый. Часто он проявляет остроумие и наблюдательность, реалистично пародирует и шутит, чем вызывает опасение у многих людей.

Повзрослевший Самсон более спокойный и уравновешенный, обдумывает каждый свой поступок и слово. Невозмутимость и спокойствие выручают его в самых экстремальных ситуациях. Все, о чем он мечтает, старается воплотить в жизнь. Самсон может поддержать друзей морально и финансово.

Внешность у мужчины располагающая, поэтому люди идут с ним на контакт. Он легко находит общий язык с женщинами. Самсон - галантный и остроумный кавалер, осыпающий дам комплиментами. Но часто отношения с ним заканчиваются только флиртом. Этого мужчину нельзя назвать хорошим семьянином, потому что воспитание детей он сваливает на жену. Самсон чаще всего выбирает занятия, приносящие непосредственную выгоду, а в друзья выбирает людей с высоким социальным статусом и материальным положением.

Здоровье и умения обладателя имени

В детстве Самсона нужно беречь от испугов, не стоит ему рассказывать страшные истории. Он принимает все очень серьезно. Родителям приходится прилагать усилия, чтобы научить его жить в социуме. Юноша обладает довольно хорошим здоровьем, это позволяет ему заниматься спортом и участвовать в соревнованиях.

Любимым предметом мальчика является математика. Много времени он уделяет игре в шахматы. Самсон является яркой разносторонней личностью с прекрасными способностями к точным наукам, но взрывоопасный характер заставляет его часто менять место работы.

Профессиональные успехи

У Самсона очень много талантов, выделяющих его из толпы. Из него получается хороший программист, прокурор, артист, художник, стоматолог. Часто он занимает руководящие должности, хотя не ставит перед собой такую цель. У него хорошо получается как роль подчиненного, так и роль руководителя. Везде появляются полезные связи.

Профессионализму Самсона можно поучиться, он заслуживает уважения у окружающих. Он никогда не идет на конфликт, с головой погружается в работу. Иногда становится реформатором устоявшихся традиций в коллективе, идет на риск. Хотя иногда проявляет излишнюю жестокость к людям. Такой взрывоопасный характер, как уже говорилось, ведет к частым сменам работы.

Личная жизнь Самсонов

Самсон умеет любить, и любим другими. Он заботится о своих домашних, уважает старших, наставляет детей. Его дети становятся участниками математических олимпиад, ходят на занятия технических кружков. Домочадцы принимают участие в его научной деятельности.

Самсон не очень общительный, имеет мало друзей, в гости почти не ходит, ценит порядок и устойчивый образ жизни. Иногда он уединяется от жены и организовывает свою территорию. Романтические отношения мужчина строит последовательно, заботливо и честно.

Самсон Вырин: значение имени и фамилии

Поговорим о литературных героях, носящих описываемое имя. Так, в произведение А. С. Пушкина "Станционный смотритель" введен очень необычный образ "маленького человека", который терпит нужду и унижения. Этот герой - Самсон Вырин. Значение имени и фамилии данного персонажа интересует многих читателей. Будучи станционным смотрителем, он кротко и бесправно несет свой крест. Значение имени Вырина - Самсон - уже описано выше. Стоит кратко становится на фамилии. Но сначала - немного о персонаже.

Самсон Вырин (по Пушкину) служил на одной почтовой станции. Часто ему приходилось слышать упреки и оскорбления от богатых проезжающих. Он был вдовцом и воспитывал дочь Дуню. Она выросла хорошей помощницей и радовала отца. Но однажды случилась беда: мимо станции проезжал один гусар и увез дочку в Петербург. Вырин отправился пешком в столицу на поиски Дуни. Он нашел похитителя дочери, но тот выгнал его, пытаясь сначала откупиться. Вырин вернулся домой, и гармония его бытия нарушилась. Он начал пить и умер. И главное, с чем не мог смириться герой, - как можно за добро отплатить злом?

Фамилия Вырин довольно редкая в России. Скорее всего, отображает прозвище, имя, профессию дальнего предка ее обладателя. Старинные хроники свидетельствуют о важных персонах Выриных в купеческой среде XVII-XIX веков. Они имели власть в Москве и были почтенными людьми. Первые упоминания о фамилии зафиксированы после переписи население в период правления Ивана Грозного.

Кто он - Самсон Силыч Большов?

Современному читателю известна пьеса Островского "Свои люди - сочтемся". Автор с иронией показывает купеческую среду, ее привычки и стремления. Денежные дела превыше всего для героя произведения, купца Самсона Силыча Большова. Значение имени вы уже смогли изучить. Каким же рисует Островский своего героя? У него проявляются корыстные и невежественные качества, а спутницей его является необразованная жена, имеющая высокое мнение о себе. Также читатель видит дурно воспитанную дочку Большова, Липочку, мечтающую выйти замуж за благородного.

Все персонажи ярко отображают все реалии купеческого быта. По отношению к своей дочери Большов выглядит абсолютным самодуром. Островский показал бездуховный мир людей со своими законами, где повзрослевшие дети поступают так же, как и их родители.

Исторические личности с этим именем

Многие люди, читающие Библию, знают, что Самсон выступает там самым романтичным персонажем. История его описана в начале статьи. Бог послал на землю ангела, чтобы он возвестил мать о рождении у нее сына, победителя фелистимлян. Этому юноше запрещалось пить виноградный сок и стричь волосы, ибо в них была его мощь.

Истории известна и такая личность как Макинцев Самсон Яковлевич. Он прославился тем, что был вахмистром русской службы. После одного боя дезертировал В Персию (1821г.) Занимая высокий пост в персидской армии, отказался воевать с Россией и даже усмирял одно из восстаний против нее.

Еще одним знаменитым обладателем этого имени был Суханов Самсон Ксенофонтович. Он работал каменщиком в Петербурге и создавал в начале XIX века величественные постройки столицы на Неве.

Урок литературы в 8 классе:

"Кто виноват в трагической судьбе Самсона Вырина"

Известно, что в произведениях художественной литературы можно найти ответы на многие вопросы. Но авторы не дают прямых ответов, а позволяют читателям самим поразмыслить над важными нравственными проблемами: добре и зле, о служении Родине, о чести и предательстве, о чувстве долга, о любви и уважении к родителям, о милосердии и сострадании к тем, кто тебя окружает.

Русская литература всегда отличалась особым вниманием к духовному миру человека.

После прочтения учениками повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель" ученики без особого труда определяют одну из главных проблем повести: взаимоотношение между родителями и детьми или одиночество родителей при живых детях. Они готовы во всех бедах главного героя обвинить Дуню и Минского, защищая Самсона Вырина.

Цель этого урока - показать, что Самсона Вырина сгубил не поступок Дуни, а её счастье и нежелание главного героя смириться с этим фактом.

Цель урока:

    совершенствовать навыки проблемного сопоставительного анализа текста путём проникновения в художественную "ткань" произведения;

    воспитывать способность признания своих ошибок;

    воспитывать способность понять и оценить поступки людей;

    продолжить работу с понятием "маленький человек" в русской литературе.

Ход урока:

Учитель: Трагедия разыгрывается на страницах повести А.С. Пушкина. Не выдержал удара судьбы главный герой Самсон Вырин. Он спивается и умирает.

Кто же всё-таки виноват в трагедии, которая произошла на страницах повести А.С.Пушкина "Станционный смотритель"?

Ученики: - Дуня и Минский.

Учитель: К такому выводу приходят многие исследователи творчества А.С.Пушкина и читатели. А вот есть другое мнение. Это мнение М.Гершензона (исследователь творчества А.С.Пушкина):

" Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а...................."

Вот на этот вопрос мы и ответим в конце урока, восстановим фразу, принадлежащую М.Гершензону, и согласимся или нет с мнением, что, помимо поступка Дуни и Минского, есть ещё одна причина трагедии Самсона Вырина.

Заглянем в "святую обитель" станционного смотрителя. Рассмотрим внимательно дом, в котором живут Самсон Вырин и Дуня. Обратим внимание на особую деталь в обстановке комнаты. О чём повествуют картинки, висящие на почётном месте? Зачем А.С.Пушкин использует эту деталь?

Этот блок вопросов разрабатывала 1-я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Ученики сопоставляют притчу и сюжет повести, приходят к выводу:

Притча

Станционный смотритель”

Блудный сын сам уходит из родного дома, чтобы жить самостоятельно.

Отец сам отправляет дочь из родного дома (случайно, невольно), не предполагая, что расстается с ней навсегда.

Никто не ищет его

Отец разыскивает в Петербурге дочь, чтобы вернуть её домой

Образ жизни блудного сына после отъезда из родительского дома представляет собой развратное поведение.

Дуня живет в Петербурге в роскоши и богатстве.

Радостная встреча сына с отцом

Прошли годы – смотритель умер в нищете и горе. Лишь после смерти отца Дуня, уже богатая барыня, посещает родные места.

Сын вернулся домой нищий и голодный. Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что “ недостоин называться сыном” своего отца, и решил вернуться.

Авдотья Семеновна не вернулась , а зашла, проезжая мимо.

Примирение с отцом

Невозможность встречи и примирения. Смотритель умер, так что покаяние и примирение невозможно.

Учитель: Как отражают эти картинки взгляд главного героя на жизнь?

Какую роль сыграли они в жизни Самсона Вырина?

Ученики:

Картинки отражают мировоззрение Самсона Вырина. Это его представление о жизни. Он убеждён, что всё в жизни будет хорошо, он всегда будет жить, как жил: с Дуней, в своём маленьком убежище.

Он никогда не задумывался, что Дуня, возможно тяготиться своим существованием, что она с радостью покинула бы эту "святую обитель", только некуда ей пойти, да и не с кем.

Вырину спокойно, тепло, уютно, он не думает ни о каких переменах.

Самсон Вырин создал свой мирок, отгородившись от внешнего мира, он не думает о том, что так вечно продолжаться не может, что будут какие-либо изменения.

Он даже боится каких-либо изменений.

Злую шутку сыграли картинки в жизни Самсона Вырина.

Учитель: Вырин бывший солдат. "Свежий, бодрый. на сюртуке три медали". Что же случилось с храбрым солдатом, почему он стал таким?

Ученики: (ответы подтверждают текстом).

После войны он чиновник четырнадцатого класса "сущий мученик четырнадцатого класса, освобождённый... токмо от побоев...".

Самсона вырина легко обидеть, так как он имеет небольшой чин.

У нашего героя нет силы характера (безвольный).

У него не было никакой цели в жизни.

Самсон Вырин не одарён никакими способностями.

Но он добрый и никому не делает зла.

Учитель: сделаем вывод: что могло, кроме поступка Дуни, погубить Самсона Вырина?

Ученики:

Нежелание менять что-либо в своей и Дуниной жизни.

Выйти за рамки созданного им же мирка.

Отсутствие желания бороться и жить дальше.

Отсутствие твёрдого характера.

Учитель: Так в русскую литературу вместе с повестью "Станционный смотритель" входит понятие "маленький человек" и его олицетворение - Самсон Вырин. Давайте дадим определение "маленькому человеку".

Ученики:

    невысокого социального положения;

    без выдающихся способностей;

    не отличающийся силой характера;

    без цели, но при этом никому не делающий зла, безобидный;

    самое главное, что делает человека "маленьким" - нежелание ничего менять в этой жизни, страх перед жизнью.

Учитель: Почему Дуня убегает из дома? Почему Самсон Вырин отправляется на её поиски? 1(в доме Самсона вырина) и 2 - я (в гостиничном номере)встречи с Минским. Как ведут себя герои? О чём они говорят? Какие аргументы приводит каждый, объясняя, почему Дуня должна принадлежать именно ему? Какую ошибку допускает Минский? Что, по-вашему, должен был сделать Минский, чтобы наладить отношения с отцом любимой женщины? Почему он этого не сделал?

Этот блок вопросов разрабатывала 2 -я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Учитель: 3- я встреча Вырина с Минским. Когда и где она происходит? О чём говорит фраза служанки:"К Авдотье Самсоновне нельзя, у неё гости"? Какой увидел отец свою дочь? О чём это говорит? Почем Автор называет Самсона Вырина в этот момент "бедный"? Почему Дуня, увидев отца, не вскрикнула от радости, не бросилась на встречу ему, а упала в обморок? Как ведёт себя Минский? Почему? Можно ли его оправдать?

Этот блок вопросов разрабатывала 3 -я группа. Ученики отвечают на вопросы, подтверждая свои ответы текстом.

Какие чувства вызывает у нас эти сцены? (мнения учеников разделились)

Ученики:

Очевидно, что Самсон Вырин видит свою дочь богатой, счастливой, любимой и любящей. Но он прекрасно понимает, что такое положение его любимой дочери может продлиться недолго, потому что Минский не женился на ней (об этом свидетельствует фраза служанки) и вряд ли женится, так как Дуня - дочь бедного чиновника, не выгодная для Минского партия. Вырин убеждён, что рано или поздно Дуня окажется выброшенной на улицу, и её ждёт судьба блудного сына из библейской притчи. Как отец он чувствует себя униженным, обесчещенным, а честь для Самсона Вырина превыше всего, превыше богатства и денег. Жалко Вырина: его всю жизнь обижали как человека, как чиновника, а Минский задел его отцовские чувства.

Мне тоже жалко Вырина. Не один раз судьба била этого человека, но ничто не могло заставить его так опуститься, так перестать любить жизнь, как поступок горячо любимой дочери. Материальная бедность для Самсона Вырина ничто по сравнению с тем, что стало с его душой.

Ему трудно соперничать с богатым и сильным Минским. Жалко его.

Такие вырины и в наше время есть, беззащитные, наивные, делающие своё небольшое, но нужное дело. И минских много.

Вырин пробирается в дом Минского и видит свою дочь нарядной и счастливой. Что же он понимает? Он понимает, что дочь прекрасно обходится и без него, что ей он в этот отрезок её жизни не нужен. Вырин возвращается домой и от того, что дочь счастлива (для него это несчастье), спивается и умирает. Мне не жалко Вырина.

А мне тоже не жалко Вырина. Он готов простить Минского за поруганную честь дочери. Он готов принять Дуню обратно, хотя она обесчестила их семью. У него даже нет чувства самолюбия. Когда он получает деньги за Дуню, он бросает их не в лицо Минскому, а на землю. Он не способен на поступок.

В разговоре с Минским он думает не о дочери, а о себе, тем самым демонстрирует свою привязанность к определённому образу жизни, боясь перемен и нежелание менять что-либо ради счастья дочери. "Маленький человек" до конца остаётся "маленьким человеком".

Долго он выстраивал искусственный мирок, огораживал его от внешнего мира, но эти стены рухнули от первого же ветра перемен. Вырин оказался неспособным ни защитить, что ему дорого, ни приспособиться к новой жизни.

Учитель: А один из критиков сказал о Самсоне Вырине:" Самсон Вырин сам виноват в том, что случилось".

Вернёмся к началу урока: что же погубило Самсона Вырина? "

Самсона Вырина погубило не какое-то действительное несчастье, а СЧАСТЬЕ ДУНИ ".

Домашнее задание: творческая работа " Какие вы видите светлые стороны в том, что случилось с Дуней? Есть ли они вообще?" "Виноваты ли герои друг перед другом. Если да, то в чём?"

Сочинение

Ни в одной стране не возникло за такой небольшой период времени такой могучей семьи величайших мастеров художественного слова, как в России XIX века. Но именно Пушкина мы считаем родоначальником классической русской литературы. Гоголь говорил: «При имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте... В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер...».

В 1830 году А. С. Пушкин создал пять прозаических произведений, объединенных общим названием «Повести Белкина». Они написаны точным, ясным и лаконичным языком. Из «Повестей Белкина» исключительное значение для дальнейшего развития русской литературы имел «Станционный смотритель». Очень правдивый, согретый авторским сочувствием образ смотрителя открывает созданную последующими русскими писателями галерею «бедных людей», униженных и оскорбленных тягчайшими для простого человека общественными отношениями тогдашней действительности.

Именно эта окружающая действительность и виновата, мне кажется, в трагической судьбе станционного смотрителя Самсона Вырина. У него была единственная любимая дочь - разумная и проворная Дуня, помогавшая отцу в работе на станции. Она была его единственной радостью, но именно она принесла своему отцу «седину, глубокие морщины давно не бритого лица» и «сгорбленную спину», буквально три или четыре года превратили «бодрого мужчину в хилого старика». В конце своей жизни станционный смотритель оказался брошенным своей дочерью, хотя он сам никого в этом не винит: «...от беды не отбожишься; что суждено, тому не миновать».

Его любимица с детских лет умела кокетничать, разговаривала «безо всякой робости, как девушка, видевшая свет», и этим привлекала проезжих молодых людей, а однажды она сбежала от отца с проезжим гусаром. Самсон Вырин сам разрешил Дуне прокатиться с гусаром до церкви: «нашло на него ослепление», а потом «сердце его начало ныть, ныть, и беспокойство овладело им до такой степени, что он не утерпел и пошел сам к обедне». Дуни нигде не было, а вернувшийся вечером ямщик сообщил: «Дуня с той станции отправилась далее с гусаром». Старик заболел от этого известия и оттого, что узнал, что гусар притворился больным и уже тогда задумал увезти Дуню.

Самсон Вырин поехал в Петербург в надежде отыскать и забрать свою дочь, но ротмистр Минский не отдал ему Дуню и выставил его за дверь, сунув за рукав деньги. Вырин предпринял еще одну попытку увидеть дочь, но Дуня, увидев его, упала в обморок, а Минский опять выгнал его. В трагической судьбе станционного смотрителя

виновато и сословное деление общества, позволяющее высшим чинам жестоко и грубо обращаться с людьми низших чинов. Минский считал естественным для себя просто увезти Дуню (и даже не попросить ее руки у отца), и выгнать старика, и накричать на него.

Трагедия Самсона Вырина состоит в том, что на склоне лет он остался совсем один, проливая слезы о потерянной дочери. Не для своих внуков, а для чужих он вырезал дудочки, с чужими детьми он возился и угощал их орешками. Трагизм его положения в том, что не при жизни, а после смерти приехала к нему его любимая дочь. Из рассказа видно, что Минский действительно любил Дуню и не бросил ее, у нее была счастливая жизнь в достатке. «Прекрасная барыня... ехала... в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами и с кормилицей». Узнав, «что старый смотритель умер... она заплакала» и пошла на кладбище. В трагической судьбе отца Дуня тоже виновата. Она бросила его, поступила не по-человечески. Я думаю, мысль об этом не давала ей покоя - ведь приехала она, хоть и поздно, к отцу, который умер в одиночестве, всеми, и родной дочерью тоже, забытый.

Очень простыми и понятными словами Пушкин показал нам трагическую судьбу обыкновенного человека - станционного смотрителя Самсона Вырина, и мне очень жаль этого старика.