Сын айседоры дункан. Рождённые Терпсихорой: Как сложились судьбы детей Айседоры Дункан. Несчастливая судьба Айседоры Дункан

Добропорядочные люди... Добропорядочные люди – это попросту те, кто не подвергался достаточно сильному искушению… Внутри нас таится нарушитель всех законов, готовый выскочить наружу при первой возможности…
Асейдора Дункан.
«Моя жизнь».

...И какую-то женщину,
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою .
Сергей Есенин,
«Чёрный человек».

«Трагическая смерть Айсе­доры Дункан после столь же трагической кончины Сергея Есенина, изощренную жесто­кость которой невозможно за­быть, снова напомнила мне, в какой драматической атмосфере постоянно жила эта чу­довищно парадоксальная чета», - так писал через ме­сяц после гибели Дункан в парижской газете бельгийский поэт и переводчик Элленс, ко­торый несколько лет в тес­ной близости наблюдал взаи­моотношения этой супружес­кой пары.

«Шок - это по-нашему!» - такие слова могли быть деви­зом короткой совместной жиз­ни Дункан и Есенина.

Ко времени знакомства ей было 44 года, а ему 26... Она никогда по принципиальным соображениям не вступала в «законный брак», а он к тому вре­мени был уже дважды женат. Она потеряла троих детей: в 1913 двое погибли в автокатастрофе, в 1914 она родила сына, который прожил всего несколько часов. У Есенина же трое детей (есть версия, что четверо). Она не знала русско­го языка, но стремилась об­щаться по-русски.

А он не знал ни одного ино­странного языка и не хотел учить.

Все его многочисленные друзья и приятели ненавидели её, называли «старухой». Её же окружение презрительно называло его «дикарём», «та­бунщиком», «альфонсом». Ник­то никогда не знал и не узна­ет, какими они были на са­мом деле. Потому что правды нет. Есть оценки, мнения дру­зей и врагов, есть мемуары.

Но, согласитесь, ведь это тоже интересно.

Подруга Айседоры, Мэри Дести, вспоминает: «День пе­ред отъездом в Россию выдал­ся для нас в высшей мере бес­покойным, но всё же мы на­шли время посетить гадалку...» Гадалка рассказала, что Айсе­дора едет в длительное путе­шествие, что у нее будет мно­го неприятностей и злоключе­ний. Айседора только смея­лась: «Само собой, я еду в страну, где идёт гражданская война, а я ничего не боюсь. Русские меня ждут, моё искус­ство им нужно». Но когда га­далка сказала: «Вы выйдите замуж, и года не пройдет», Ай­седора разозлилась: «Чушь! Мне 44 года, я не была заму­жем и не буду!»

Нужно сказать, что вызыва­ет удивление восторженность зрелой женщины в отношении предстоящей поездки в новую Россию. Перед отъездом она дала множество интервью европейским и американским газетам. Вот, что она заявила французским репортерам: «Я ищу духовного убежища. Я не могу больше работать в Пари­же. Советы - единственная власть, которая в наше время проявляет заботу об искусст­ве и о детях. Я горю желанием убедиться, что в мире есть ме­сто, где не ставят коммерцию выше, чем духовное и физичес­кое развитие детей».

Ей говорили, что в России после Гражданской войны ос­тались беспризорными десят­ки тысяч детей, что многие из них были свидетелями гибели и унижения своих отцов и матерей: «О какой школе античного танца вы мечтаете? Это уто­пия!» Её ответ был таким: «Вы русских не любите и не пони­маете. Может быть, им есть нечего, но они богаты духов­ной пищей».

Вот в таком на­строении летом 1921 г. все­мирно известная танцовщица приезжает в Россию. Да, на Западе у неё были проблемы, но никто и никогда не осуж­дал её за то, что она делает. Обвиняли её только в том, что она говорит.

Советское правительство, как ни странно, не очень было готово к открытию школы. Предсказание гадалки сбыва­лось. В конце концов, для ра­боты Дункан был выделен экспроприированный у знамени­той русской балерины особняк. Школа античного танца откры­лась. Правда, Дункан мечта­ла о тысяче девочек, а прави­тельство выделило деньги только на 25. Да и отапливать классы дров не было. Айседора постепенно переходила на систему само­обеспечения. Она нервничала, худела, но не сдавалась: была полна замыслов и энергии. Занятия начинались и закан­чивались пением Интернаци­онала. Она стала самой мод­ной женщиной Москвы 1921 г.

Фото: Американская танцовщица и хореограф Айседора Дункан с ученицами, одна из которых её дочь, во время урока танцев.

Дункан, выступая перед правительственной элитой, удивлялась: «И зачем только они затевали такую кровавую революцию? Отобрали у дво­рян дворцы и бриллианты. По­селились во дворцах сами, бриллианты носят их неэле­гантные женщины. Получи­лось всё то же, что было. Толь­ко хуже».

Айседоре было гораздо ин­тереснее с людьми искусства. Она с удовольствием окуну­лась в богемную жизнь, каж­дый вечер где-нибудь танце­вала в тунике с шарфом и бо­сиком. Такой и увидел её Сер­гей Есенин в первый раз. Вспо­минает Анатолий Мариенгоф: «Красный, мягкими складками льющийся хитон, красные с от­блеском меди волосы, боль­шое тело, ступающее легко и мягко. Она обвела комнату глаза­ми, похожими на блюдца из синего фаянса, и остановила их на Есенине.

Маленький нежный рот её улыбнулся. Изадора легла на диван, а Есенин у её ног. Она окунула руку в его кудри и ска­зала:
- Solotaja golova! - Потом поцеловала его в губы». Под утро они уехали вмес­те.

Есенин поселился в студии Айседоры. Через несколько месяцев она стала его законной женой. Брак был зарегис­трирован в Москве, супруги Дункан-Есенины сразу отбыли в Германию.

Айседора хотела, вероятно, показать своему юному мужу настоящую жизнь. Думала, что Есенин будет изумлен и счас­тлив, попав из дикой России в прекрасную Европу. Она меч­тала показать ему музеи и те­атры, а он сбегал с друзьями и пускался в загул по злачным местам или скрывался в ма­леньких пансионатах. Она ра­зыскивала его.

Он друзьям говорил: «При­стала. Надоела, - и тут же, - она очень добрая баба, моя Изадора, только чудная. Не пойму я её».

Скандалы начались ещё в России. В её окружении почти все считали Есенина сумас­шедшим, но хитрым сумас­шедшим: он пользуется любо­вью, добротой и деньгами наи­вной богатой женщины.

Фото: commons.wikimedia.org/public domain

Больно читать воспоминания Горького о встрече с четой Дункан-Есениных в Берлине в 1922 г.: «Эта знаменитая жен­щина, прославленная тысяча­ми эстетов Европы, тонких це­нителей пластики, рядом с ма­леньким, как подросток, изу­мительным рязанским поэтом являлась совершеннейшим олицетворением всего, что ему было не нужно… Когда она плясала, он, сидя за столом, пил вино и, краем глаза по­сматривая на неё, морщился. Может быть, именно в эту ми­нуту у него сложились в стро­ку стиха слова сострадания: „Излюбили тебя, измызгали…“

И можно было подумать, что он смотрит на свою под­ругу, как на кошмар, который уже привычен, не пугает, но всё-таки давит…

Потом Дункан, утомлённая, припала на колени, глядя в лицо поэта с вялой, нетрезвой улыбкой. Есенин положил руку на плечо ей, но резко отвер­нулся».

Почему-то никто из совре­менников не верил, что Есенин питает какие-то искренние чув­ства к Айседоре, но вот, что она его любит - видели все. Правда, оценивали её лю­бовь к Есенину по-разному: одни с презрением и насмеш­кой (Горький, Мариенгоф), а другие...

«Я имел также возможность с некоторым смущением на­блюдать этот союз молодого русского поэта и уже клонив­шейся к закату танцовщицы, показавшийся мне сначала, как я уже говорил, почти чудовищным. Я думаю, что ни одна женщина на свете не понимала свою роль вдохнови­тельницы более по-материн­ски, чем Айседора.

Она увез­ла Есенина в Европу, она, дав ему возможность покинуть Россию, предложила ему жениться на ней. Это был по­истине самоотверженный по­ступок, ибо он был чреват для нее жертвой и болью.

У неё не было никаких иллюзий, она знала, что время тревожного счастья будет недолгим, что ей предстоит пережить драмати­ческие потрясения, что рано или поздно маленький дикарь, которого она хотела воспи­тать, снова станет самим со­бой и сбросит с себя, быть может, жестоко и грубо тот род любовной опеки, которой ей так хотелось его окружить.

Айседора страстно любила юношу-поэта, и я понял, что эта любовь с самого начала была отчаянием», - представ­ляет нам Айседору уже после её гибели вышеупомянутый бельгийский поэт Ф. Элленс.

Несомненно, Айседоре не давал покоя её неутолённый материнский инстинкт. Поте­ряв своих детей, она стреми­лась нести добро, красоту и гармонию в мир детства. Не надо быть знатоком трудов Зигмунда Фрейда, чтобы до­гадаться, что solotaja golova Есенина напоминала ей куд­ри её погибшего сына Патри­ка. Поэтому она любила по­гружать свои пальцы в волны светлых волос Сергея. По­этому многое могла простить ему, когда Есенин вёл себя как хулиган-подросток.

Пожалуй, самые трогатель­ные воспоминания о встрече с этой «парадоксальной че­той» оставила русская по­этесса, экс-супруга Алексея Толстого, мать его детей, На­талья Крандиевская-Толстая: «Она еле скользнула по мне сиреневыми глазами и оста­новила их на Никите, которо­го я вела за руку. Долго, пристально, как бы с ужасом, смотрела она на моего пятилетнего сына, и по­степенно расширенные атро­пином глаза её ширились всё больше, наливаясь слезами.

Сидора! - тормошил ее Есенин. - Сидора, что ты?
Oh, - простонала она, на­конец, не отрывая глаз от Ни­киты. - Oh, oh!.. - И опусти­лась на колени перед ним, прямо на тротуар.

Перепуганный Никита вол­чонком глядел на неё. Я же поняла всё. Я старалась под­нять её. Есенин помогал мне. Любопытные столпились вок­руг. Айседора встала и, от­странив меня от Есенина, зак­рыв голову шарфом, пошла по улицам, не оборачиваясь, не видя перед собой никого, - фигура из трагедий Софокла. Есенин бежал за нею в своем глупом цилиндре, растерян­ный.

Сидора, - кричал он, - по­дожди! Сидора, что слу­чилось?

Никита горько плакал, утк­нувшись в мои колени. Я зна­ла трагедию Айседоры Дун­кан. Её дети, мальчик и девоч­ка, погибли в Париже, в авто­мобильной катастрофе, мно­го лет тому назад. В дождливый день они еха­ли с гувернанткой в машине через Сену. Шофёр затормо­зил на мосту, машину занес­ло на скользких торцах и пе­ребросило через перила в реку. Никто не спасся.

Мальчик был любимцем Ай­седоры... Его портрет на зна­менитой рекламе английско­го мыла известен всему миру. Белокурый голый младенец улыбается, весь в мыльной пене. Говорили, что он похож на Никиту, но в какой мере он был похож на Никиту, знать могла одна Айседора. И она это узнала, бедная...»

Бесконечные скандалы, в которых Айседора престала уступать Есенину в экстравагантности и темпераменте, измотали обоих.

Их не хотели принимать в дорогих отелях, так как уже знали: эти симпатичные гос­пода за два-три вечера пере­бьют столько посуды и зер­кал, сломают столько мебе­ли, что гостиницу придётся закрыть на капитальный ре­монт. Пусть даже мадам всё оплатит, всё равно не хочет­ся. И не все жильцы любят слушать оглушительный рус­ский мат даже в английском исполнении. Особенно по но­чам.

Супруги устали друг от друга, и каждый для себя ре­шил, что покинет «свою поло­вину», как только они вернутся в Москву. В 1923 г. Дункан-Есе­нины вернулись в Россию и расстались.

Айседора узнала о смерти Сергея Есенина в декабре 1925 года. Это известие ввер­гло её в состояние шока. Она писала подруге: «Бедный Се­рёженька, я столько плакала о нем, что в глазах больше нет слёз». Она отправила в Рос­сию матери Есенина телеграм­му со словами скорби и со­чувствия.

Айседора Дункан трагичес­ки погибла 14 сентября 1927 г. в Ницце. Её шарф попал в нижнее колесо гоночного ав­томобиля и после нескольких оборотов затянулся на шеё не­счастной женщины в смер­тельную петлю.
Странно, но причина её смерти и причина смерти Есе­нина определяется одним сло­вом - «асфиксия» (удушение).

Лариса Михайлова

Во всяком случае, жизнь и смерть знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан вполне подтверждает эту версию.

«Гениальная босоножка»

Эта выдающаяся женщина родилась в мае 1878 года в Америке. Ее отец, обанкротившись, сбежал из дома, оставив жену с четырьмя детьми без средств к существованию. Так что, можно сказать, отношения с мужчинами не заладились у Айседоры Дункан с самого юного возраста.

Фото: www.globallookpress.com

В 13 лет Айседора бросила школу, занявшись серьезно только музыкой и танцем. А еще через пять лет она уехала в большой город Чикаго, чтобы добиться успеха и славы на ниве искусства. Тут ее поджидала первая любовь — рыжий поляк Иван Мироский , старше ее почти на четверть века и к тому же женатый. Однако неудача в личной жизни была восполнена первыми успехами в танце — отрицавшая классическую школу балета, выражавшая в движении свои сиюминутные чувства, юная Дункан, танцевавшая босиком в прозрачных одеждах, покорила изысканную публику светских салонов. У начинающей танцовщицы появились деньги, она тут же направилась в Европу, надеясь, что там ей откроется какой-то неведомый мир.

В Греции танцовщица увлеклась античным искусством, с той поры туника стала постоянным атрибутом ее выступлений. Но до Греции был Будапешт, где заокеанскую звезду заметил и оценил сам наследник австрийского престола — эрцгерцог Фердинанд . Здесь же, на Дунае, встретилась Дункан и новая любовь, тоже оказавшаяся краткой. Избранником Айседоры на этот раз был молодой венгерский актер Оскар Бережи . Общение с ним привело Дункан к печальному выводу, что обычная семейная жизнь с любимым мужчиной для нее невозможна.

Она побывала в Германии, где увлеклась величественной музыкой Вагнера и попыталась выразить ее в своих пластических импровизациях. В Германии у нее случился короткий и вполне платонический роман с местным искусствоведом Генрихом Тоде . Чуть позже, попав впервые на гастроли в Россию, знаменитая уже танцовщица сумела покорить еще одного деятеля искусств — уже прославленного к тому времени режиссера Константина Станиславского . Правда, и с ним отношения дальше нежных поцелуев не пошли.

Впервые долгие и серьезные отношения с мужчиной возникли у Дункан в Берлине, где она познакомилась с великим английским театральным режиссером Гордоном Крэгом , тоже попавшим под очарование и личности Дункан, и ее искусства. Первые недели совместной жизни были счастливыми, однако вскоре Крэг стал намекать, что хотел бы видеть Айседору не знаменитой артисткой, а просто домашней хозяйкой. На такое танцовщица согласиться не могла. И хотя у них родилась дочь, которой Крэг дал поэтичное ирландское имя Дидрэ, союз двух художественных натур распался.

Между тем слава Айседоры Дункан уже гремела по всему миру. Ее называли «божественной босоножкой», а ее манера танцевать стала модной и ведущей во многих культурных столицах Европы, включая Петербург.

Пляска смерти

Окрыленная материнством, Айседора Дункан решила заняться и другими детьми — она открыла в Париже школу танца. Содержание этой детской школы стоило дорого, и тут Дункан познакомилась с одним из самых богатых людей Европы. Это был сын изобретателя и производителя знаменитых швейных машинок — Парис Юджин Зингер . Он охотно дал деньги на школу. Знакомство переросло в дружбу, а затем и в любовь.

Танцовщица из бедной американской глубинки стала завсегдатаем светских приемов и обладательницей неслыханной роскоши. Родился сын Патрик . Казалось, наступило счастье, сбылись все мечты. Но вот на одной из вечеринок Зингер страшно приревновал Айседору, поссорился с ней и уехал в Египет. Дети остались в Париже, а сама Дункан отправилась на гастроли в Россию. Здесь у нее начались вдруг кошмарные видения: среди белых сугробов ей чудятся два гроба, а по ночам ей слышится «Траурный марш» Шопена .

Фото: www.globallookpress.com

С мрачными предчувствиями Айседора вернулась в Париж и, забрав детей, отвезла их на отдых в живописное местечко Версаль неподалеку от французской столицы. Вскоре туда явился и Зингер, произошло примирение. Снова возникло ощущение идиллии. И опять судьба разрушила все самым ужасным образом.

После прогулки по Парижу с Зингером и детьми Айседора решила остаться в городе, чтобы заняться танцем у себя в ателье. Были дела в Париже и у Зингера, поэтому детей вместе с шофером отправили на автомобиле в Версаль. По дороге машина заглохла, шофер вышел осмотреть мотор, а тем временем автомобиль скатился в Сену, и дети погибли. Смерть шестилетней Дидрэ и трехлетнего Патрика столь сильно потрясла Дункан, что она даже не могла плакать, а впала в глубокую депрессию. При этом она ходатайствовала за шофера, зная, что у него тоже есть дети.

Она хотела покончить жизнь самоубийством, и только маленькие воспитанницы из школы танца остановили Дункан. Чтобы как-то отвлечься, Айседора уехала на Средиземное море. Но и здесь ее преследовали образы погибших детей. Однажды они почудились ей в морских волнах, и Айседора упала в обморок. А когда пришла в себя, то увидела перед собой симпатичного молодого человека. «Я могу вам чем-нибудь помочь?» — спросил он. «Да, дайте мне ребенка».

Их связь оказалась недолгой, итальянец был помолвлен и отменять свадьбу не стал. А их сын умер через несколько часов после рождения.

Фото: www.globallookpress.com

Последний узел

В Европе произошли огромные события — началась и закончилась Первая мировая война, пали империи, в России свершилась революция. В советскую Россию и отправилась по приглашению наркома Луначарского в 1921 году Айседора Дункан. Она заявила: «Я хочу, чтобы рабочий класс за все свои страдания и лишения получил бы награду, видя своих детей прекрасными». В Москве она открыла очередную школу танцев для детей.

Когда Айседоре было всего два года от роду, в их доме случился пожар, и девочку из окна выбросили на руки полицейскому. С той поры языки алого пламени стали для Дункан неким символом жизни и смерти. Она часто выступала на сцене с огромным алым шарфом, создавая им образ сполохов огня. Теперь в советской России этот шарф стал еще и символом революции. Она танцевала на сцене Большого театра под «Интернационал», а из бывшей царской ложи ей рукоплескал Ленин . Пройдет несколько лет, и алый шарф завяжет на жизни Дункан свой последний узел.

В Москве немолодая уже танцовщица познакомилась с юным и очень популярным русским поэтом Сергеем Есениным . И хотя они не знали языка друг друга и общались через переводчика, но вспыхнула страстная любовь, которая закончилась официальным браком — первым в жизни Дункан. Но и эта любовь просуществовала недолго. Поэт, как известно, сильно пил, они часто ссорились, в конце концов, он прислал ей телеграмму: «Я люблю другую, женат, счастлив». Когда через два года Есенин погиб (по официальной версии он покончил жизнь самоубийством) и Дункан узнала об этом уж в Европе, то сказала: «Я рыдала и страдала из-за него так много, что он исчерпал все мои возможности для страдания». При том Айседора Дункан поступила очень благородно — все права на гонорары Есенина она отдала матери и сестрам поэта, хотя, как вдове, они полагались ей.

В те годы сама Дункан очень нуждалась, ей было почти 50 лет, с былой грацией и былым успехом она танцевать уже не могла. К тому же она повсюду, где только можно, открывала школы танца для детей, которые затем обычно быстро закрывались из-за отсутствия средств. Только московская школа танца на Пречистенке просуществовала два десятилетия, благодаря поддержке правительства. Руководила школой ученица и приемная дочь Айседоры — Ирма Дункан .

Школа танцев Айседоры Дункан. Фото: www.globallookpress.com

О последних днях великой танцовщицы известно немного. Среди ее последних мужчин называют русского пианиста-эмигранта Виктора Серова , который был ее вдвое младше. Она страшно ревновала его и даже хотела однажды покончить жизнь самоубийством. Но через несколько дней после этого судьба распорядилась иначе. Отправляясь на прогулку в открытом автомобиле, Айседора Дункан повязала свой любимый алый шарф с длинными концами. Машина тронулась с места, шарф попал в ось колеса, затянулся и задушил Дункан. Произошло это ясным осенним днем 14 сентября 1927 года.

Похоронена великая танцовщица и женщина необычной трагической судьбы на знаменитом парижском кладбище Пер-Лашез.

Айседора Дункан, Исидора Дункан (Isadora Duncan), урождённая Дора Энджела Дункан (Dora Angela Duncan). Родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско (США) - умерла 14 сентября 1927 года в Ницце (Франция). Американская танцовщица-новатор и основоположница свободного танца.

Разработала танцевальную систему и пластику, которую сама связывала с древнегреческим танцем. Жена в 1922-1924 годах.

Родилась 27 мая 1877 года в Сан-Франциско в семье Джозефа Данкана, который, вскоре обанкротившись, оставил жену с четырьмя детьми.

Айседору, скрыв её возраст, в 5 лет отдали в школу. В 13 лет Дункан бросила школу, которую считала бесполезной, и серьёзно занялась музыкой и танцами, продолжив самообразование.

В 18 лет Дункан переехала в Чикаго, где стала выступать с танцевальными номерами в ночных клубах, где танцовщицу преподносили как экзотическую диковинку: она танцевала босиком в греческом хитоне, чем изрядно шокировала публику.

В 1903 году Дункан вместе с семьей совершает артистическое паломничество в Грецию. Здесь Дункан инициировала строительство храма на холме Копанос для проведения танцевальных занятий (сейчас - Центр изучения танца имени Айседоры и Раймонда Дункан). Выступления Дункан в храме сопровождал хор из десяти отобранных ею мальчиков-певцов, с которым с 1904 года она давала концерты в Вене, Мюнхене, Берлине.

В 1904 году Дункан познакомилась с театральным режиссёром-модернистом Эдвардом Гордоном Крэгом, стала его любовницей и родила от него дочь. В конце 1904 - начале 1905 годов дала несколько концертов в Санкт-Петербурге и Москве, где, в частности, познакомилась со . В январе 1913 года Дункан вновь выехала на гастроли в Россию. Здесь у неё нашлось немало поклонников и последователей, основавших собственные студии свободного, или пластического, танца.

В 1921 году нарком просвещения РСФСР Луначарский официально предложил Дункан открыть танцевальную школу в Москве, пообещав финансовую поддержку. Она говорила: "Пока пароход уходил на север, я оглядывалась с презрением и жалостью на все старые установления и обычаи буржуазной Европы, которые я покидала. Отныне я буду лишь товарищем среди товарищей, я выработаю обширный план работы для этого поколения человечества. Прощай неравенство, несправедливость и животная грубость старого мира, сделавшего мою школу несбыточной!"

Но она поверила в обещания большевиков, а выступив на московский перрон, она поняла, что советская действительность мало похожа на Эльдорадо. И, разумеется, обещания не выполнили: большую часть денег для школы Дункан пришлось добывать самостоятельно. Но опять же, как многие интеллигенты, она сочтёт это временными трудностями, платой за вход в рай.

В октябре 1921 года Дункан знакомится с Сергеем Есениным. В 1922 году они официально оформляют брак, расторгнутый в 1924 году. Обычно, описывая этот союз, авторы отмечают его любовно-скандальную сторону, однако этих двух художников, несомненно, сближали и отношения творчества.

Дункан воспитывала и своих, и удочерённых ею детей. Дочь Дердри (1906-1913) от режиссёра Г. Крэга и сын Патрик (1910-1913) от бизнесмена Париса Зингера погибли в автомобильной катастрофе. В 1914 году родила мальчика, но он скончался спустя несколько часов после рождения. Айседора удочерила шесть своих учениц, среди которых была Ирма Эрих-Гримм. Девочки-«изадорабли» стали продолжательницами традиций свободного танца и пропагандистами творчества Дункан.

Айседора Дункан трагически погибла в Ницце, удушившись собственным шарфом, попавшим в ось колеса автомобиля, на котором она совершала прогулку. Утверждалось, что её последними словами, сказанными перед тем, как сесть в автомобиль, было: «Прощайте, друзья! Я иду к славе» (фр. Adieu, mes amis. Je vais à la gloire!); по другим источникам, однако, Дункан сказала «Я иду к любви» (Je vais à l’amour), подразумевая красавца-водителя, а версию со славой выдумала из стыдливости приятельница Дункан Мэри Дести, к которой были обращены эти слова. Её прах покоится в колумбарии на кладбище Пер-Лашез.


Айседора Дункан – явление в истории культуры исключительное. После её остались лишь легенды и армия подражателей. Потомкам остаётся просто верить в то, что она была гениальна. Её танец был отражением её натуры, в которой удивительным образом сочеталась жажда любви и стремление к свободе, верность себе и необходимость обновления. Её личная жизнь была ярчайшим фейерверком страстей, а в сердце постоянно жила горечь и боль от невосполнимой утраты.

Детство, отрочество, юность

«Этот ребенок не может быть обычным. Еще в моей утробе она прыгала и скакала»- именно эти слова произнесла Мэри Дункан 27 мая 1878 г., как только Айседора появилась на свет. И действительно, девочка оказалась очень подвижной. В 13 лет она решила оставить школу, заявив, что это никчемное занятие, и сделала выбор в пользу музыки и танцев. В 18 юная американка отправилась покорять Чикаго. Стиль ее танца был легким, грациозным, свободным. Она танцевала босиком, в легкой и укороченной тунике, напоминавшей древнегреческую. Однажды Станиславский спросил у Дункан «Кто научил вас так танцевать?», улыбнувшись, Айседора гордо ответила «Терпсихора».

Дочь Дейдре

Изящная танцовщица не могла не привлекать мужчин, у нее было немало поклонников. Судьбоносной оказалась встреча с Гордоном Крегом театральным режиссером из Германии. Забеременев, Айседора продолжала танцевать, чтобы иметь средства к существованию. В 1906 г. у Дункан рождается дочка Дейдре. Как можно скорее Айседора, возвращается на сцену.


Во время очередного спектакля она теряет сознание, что лишает Гордона финансирования его очередного проекта. Вскоре они разводятся.

Сын Патрик

После одного выступления в Париже в дверь танцовщицы постучался Парис Зингер, наследник изобретателя швейной машинки. Мужчина делал ей ценные подарки, окружал заботой и вниманием, но был очень ревнив. В 1910 г. у Айседоры рождается сын Патрик.


Выйти замуж за Зингера Дункан категорически отказалась, поскольку очень дорожила своей независимостью. «Меня нельзя купить»- заявила она и продолжила флиртовать с другими мужчинами.

Трагедия



Однако за талант и популярность приходится платить. Диву мучили ужасные предчувствия и видения смерти. Ей мерещился похоронный марш, перед глазами стояли два детских гробика в снегу. Те же ощущения не покидали ее и во сне.


Айседора переехала с детьми в тихое местечко Версаль, неподалеку от Парижа. Однажды, находясь вместе с детьми в столице, у нее возникли неотложные дела. Дункан пришлось отправить детей и гувернантку в Версаль с шофером. По дороге автомобиль сломался - заглох двигатель. Водитель покинул машину, чтобы осмотреть его и разобраться в причине поломки. Машина резко сдвинулась с места, двери заклинило. Автомобиль упал в Сену. Дети пали жертвой автомобильной катастрофы вместе с няней.

Жизнь после потери

Несмотря на душераздирающую трагедию, Айседора Дункан нашла в себе силы выступить на суде на стороне шофера, ведь дети были и у него. Однако оправиться от потери она не смогла: ее постоянно преследовали галлюцинации. Однажды ей показалось, что она видит своих детей в реке. Танцовщица бросилась на землю и зарыдала, склонившийся над ней юноша предложил помощь. «Спасите меня, подарите мне ребенка!»- умоляла она. Молодой человек был помолвлен, их отношения продлились недолго. Родившийся ребенок прожил лишь несколько дней.


Ирма Дункан



Одна из 6 удочеренных девочек, Ирма Дункан, продолжила деятельность своей попечительницы, судьбы остальных неизвестны. Ирма была из бедной и многодетной семьи. Мать привела ее к Айседоре в возрасте 8 лет, во время набора учениц в первую школу танца под Берлином. Девочка всегда сопровождала Дункан во время ее гастролей, вместе с ней приехала в Москву.


После отъезда Айседоры в Европу в 1924 г. Ирма продолжила руководить школой танца в России. Стала женой журналиста И.И. Шнейдера. После смерти Айседоры Ирма развелась с мужем. В 1929 г. открыла танцевальную школу в Нью-Йорке, которой руководила многие годы. Московская танцевальная школа прекратила свое существование в 1949г. Ирма стала заниматься живописью и литературой, стала женой юриста Шермана Роджерса. Она написала книги, посвященные технике танцев Айседоры, методике их преподавания. В 1977г. Ирма Дункан скончалась в Калифорнии в возрасте 80 лет.

Биографы танцовщицы и сегодня спорят - а

Айседора Дункан - выдающая американская танцовщица, создавшая новую концепцию танца, предложившая уникальный стиль танца. Это не только великий теоретик, но и непревзойденный практик танцевального искусства. Родилась Айседора 26 мая 1878 года.

Биография Айседоры Дункан - яркая история талантливой и сильной женщины . Она никогда не опускала рук, никогда не сдавалась и несмотря ни на что верила в любовь. Даже ее последними словами, прежде чем она села в тот злосчастный автомобиль, намотавший на колесо ее шарф, были: «Я иду к любви!»

Айседора родилась в Америке и, как любила шутить, начала танцевать еще в утробе матери. В тринадцать лет она бросила школу и всерьез занялась танцами, чувствуя в этом свое предназначение. В восемнадцать она уже выступала в клубах Чикаго. Зрители встречали Айседору с восторгом, таким диковинным, экзотичным казался ее танец . Они, впрочем, не догадывались, что вскоре эта девушка прославится на весь мир, а танец Айседоры Дункан будет завораживать миллионы поклонников ее таланта.

Танец Айседоры Дункан

Ее считали гениальной танцовщицей . Критики видели в Дункан предвестницу будущего, родоначальницу новых стилей, говорили, что она перевернула все существующие в то время представления о танце. Танец Айседоры Дункан дарил радость, необычайное эстетическое удовольствие, он был полон свободы - той, которая всегда была в Айседоре и от которой она не желала отказываться.

Взяв за основу древнегреческие традиции, она создала новую систему свободного танца . Вместо балетного костюма Дункан надевала хитон и предпочитала танцевать босиком, а не в сковывающих движения пуантах или туфлях. Ей не было еще тридцати, когда она создаласобственную школу в Афинах, а спустя несколько лет - и в России , где у нее было множество почитателей.

Айседора и Сергей Есенин

Именно в России Дункан встретила его - своего единственного официального супруга, поэта Сергея Есенина . Их отношения были яркими, страстными, порой скандальными, но тем не менее оба благотворно влияли на творчество друг друга. Брак продлился недолго - спустя два года Есенин вернулся в Москву, а спустя еще два года - покончил с собой.

Но неудавшийся брак или несчастливые романы не были единственными трагедиями в жизни Дункан. Еще до встречи Есенина и Дункан танцовщица потеряла двоих детей - водитель машины, в которой находились дети и их няня, вышел из нее, чтобы запустить двигатель, иавтомобиль скатился по набережной в Сену . Спустя год у Дункан родился сын, но скончался уже через несколько часов. После гибели детей Дункан удочерила двух девочек, Ирму и Анну, которые также, как и их приемная мать, занимались танцами.

Причина смерти

Смерть Айседоры Дункан была мгновенной и трагической. Причиной смерти Дункан стало удушение собственным шарфом, намотавшимся на колесо автомобиля . Похороны Айседоры Дункан прошли в Париже, могила Айседоры Дункан (она была кремирована) находится в колумбарии кладбища Пер-Лашез.