Тимуровское движение: история возникновения, идеология и различные факты. Возрождение тимуровского движения С чего все начиналось

Тимуровское движение зародилось в самом начале 40-х годов ХХ века, сразу после выхода в свет повести Аркадия Гайдара «Тимур и его команда». Вначале это были стихийно возникшие «команды» (отряды, дружины), помогавшие взрослым так, как это было описано в повести. Наибольшего расцвета это движение достигло в годы войны, когда дети получили после ухода отцов на фронт бoльшую самостоятельность и начали помогать воюющей стране. В послевоенные голодные, 40-50-е, помогали по хозяйству инвалидам и семьям погибших, выращивали домашнюю птицу и кроликов.

В 60-70-е годы тимуровские дружины были в каждой школе страны. В принципе функции их не изменились, но усилилась внешняя сторона, очень напоминавшая ту, против которой выступал Аркадий Гайдар в «Клятве Тимура»: в каждом городе были «главный Тимур», городской штаб, регулярно проводились торжественные линейки с победными отчетами. По сути дела, тимуровские штабы превратились в дополнительные школы лидеров, причем во многих случаях более эффективные, чем пионерские дружины и школьные комсомольские организации, так как лидерство в тимуровских дружинах было все же нацелено на практические дела.

К концу 80-х годов тимуровское движение, как и пионерское, и комсомольское, окончательно заформализовалось и фактически выродилось. Годы кризиса 90-х годов и начала XXI века прошли уже почти без тимуровского движения.

Сегодня ставится задача возрождения и развития тимуровского движения в России. Возможно ли это и нужно ли?

По многим причинам социально-экономического и политического характера мы надолго были лишены организации, призванной воспитывать детей и организовывать их разумный досуг. Это не могло не вызвать всплеск многих негативных явлений, которые начали серьезно беспокоить общество: усиление криминогенности среди подростков и, в частности, движение так называемых скинхедов, фанатов спортивных клубов, алкоголизм и наркомания, праздное времяпрепровождение с бутылкой пива в руке, крайний индивидуализм и агрессивность одних и уход от действительности в компьютерные игры других. Для избежания углубления и расширения этих негативных процессов необходимо возрождение и развитие тимуровского движения. Оно поможет организовать разумный и созидательный досуг детей и будет способствовать воспитанию детей в духе национальных морально-нравственных ценностей: патриотизма, чувства милосердия, сострадания и взаимопомощи, стремления трудиться на благо ближних. И начинать это воспитание нужно, как можно раньше. Возможно, что со старшего дошкольного возраста.

С другой стороны, тимуровское движение нужно обществу. Как это ни покажется странным, но без помощи детей мы уже не сможем обойтись. А возможно ли тимуровское движение, то есть добровольная и безвозмездная помощь детей взрослым в наш меркантильный век? Разумеется, в той форме, в которой оно описано в повести «Тимур и его команда», возрождение тимуровского движения практически невозможно. Дело в том, что в те годы, когда повесть Аркадия Гайдара изучалась в школе, почему-то обходили вниманием то обстоятельство, что дети организовали свою команду в каникулы, в дачном поселке, будучи там не вместе с родителями, а под присмотром, причем не очень жестким, бабушки (Нюрка), дедушки (Коля Колокольчиков), дяди (Тимур), старшей сестры (Женя). Досуг, не ограниченный повседневными учебными обязанностями, отсутствие мелочного надзора и позволили детям самостоятельно создать свою самоуправляющуюся маленькую организацию (команду). Такого неограниченного досуга у современных школьников нет.

Второе, что делает затруднительным возрождение тимуровского движения в той форме, как это было в повести «Тимур и его команда», - это как раз то, что и считал наиболее действенным сам писатель - атмосфера игры, тайны. В современной криминогенной обстановке подобная игра воспринималась бы с еще большей опаской, тем более что в настоящее время попасть под влияние отрицательного лидера, а то и вовсе криминального «авторитета», гораздо более вероятно, чем под влияние положительного. Для того чтобы играть в такие игры и избежать влияния криминала, надо сначала найти и подготовить тысячи деятельных подростков, способных возглавить тимуровские команды. Помочь в этой подготовке могут деловые игры, специализированные смены в лагерях «Я - лидер», опыт проведения которых имеется во многих городах, в том числе и в Арзамасе. Помочь в работе новым Тимурам могут, в том числе и так называемые уличные психологи, которые достаточно давно работают с подростками на Западе, а теперь эту должность пытаются ввести и в наших крупных городах.

Школа также не должна стоять в стороне от организации тимуровского движения. Но при этом есть опасность того, что классные руководители, в 80-е годы имевшие опыт работы в этом направлении, не смогут избежать искушения использовать «старые, проверенные» методы работы, которые в свое время и привели тимуровское движение к вырождению в обычную обязаловку, «отработку», не вызывающую у детей ничего, кроме скуки и ощущения потерянного времени. Перед школой стоит задача найти новые формы организации тимуровской работы, которые могут заинтересовать современных детей.

Замена командно-административных форм партнерскими отношениями взрослых и детей - вот одна из центральных задач при организации тимуровского движения на современном этапе.

И еще одна проблема, требующая решения, - работа с родителями. Родители нынешних 10-12-летних ребят, пережившие все экономические и политические потрясения и испытавшие массированное давление средств массовой информации, пропагандировавших западные ценности индивидуализма и личного преуспеяния любой ценой, вряд ли благосклонно отнесутся к тому, что их дети тратят время на «чужого дядю». Классным руководителям нужно предусмотреть соответствующую работу с родителями.

На Западе в последние десятилетия существует волонтерское движение молодежи (старшеклассников, студентов) по помощи тем, кто в ней нуждается. Начинает развиваться это движение и у нас в России. Есть оно и в родном городе Аркадия Гайдара Арзамасе. Например, молодежная организация «Казачий Спас» шефствует над детьми группы риска, причем совершенно добровольно, по велению сердца, безвозмездно. В то же время в организации волонтерского движения еще много проблем, возникающих из-за непонимания сущности этого движения, из-за «обязаловки», из-за попыток получить какие-то льготы.

Наталья БЕЛЯНКОВА, директор научно-методического центра Арзамасского государственного педагогического института имени А.П.Гайдара, кандидат педагогических наук

Еще до опубликования произведения Гайдар был заинтересован проблемами военного образования школьников. Во всяком случае, следы подобных интересов отразились в его дневнике и всех произведениях о Тимуре. О первой книге мы только что говорили. Но немногим позже писатель написал и второе произведение. Оно называлось «Комендант снежной крепости». Персонажи уже занимались некой военной игрой. Ну а в самом начале войны Гайдар успел написать и киносценарий «Клятва Тимура». Со страниц он поведал о необходимости детской организации в военных условиях. Члены этого сообщества будут дежурить во время затемнения и бомбежек. Они будут охранять территорию от диверсантов и шпионов, будут помогать семействам красноармейцев и крестьянам в их сельскохозяйственных работах. Собственно, так и случилось. Другой вопрос, хотел ли автор в действительности своими произведениями о Тимуре создать некую альтернативу пионерской организации… К сожалению, доподлинно это мы уже не узнаем.

Идея Гайдара

Говорят, что Гайдар в книгах о Тимуре он описывал опыт деятельности скаутских организаций в 10-х двадцатого столетия. Кроме того, в свое время он руководил дворовой командой. И тайком, как и его персонаж Тимур, делал добрые дела, не прося за них никакой награды. По большому счету, подростков, которые помогают нуждающимися, именуют сейчас волонтерами.

Кстати, о подобной детской организации писали в свое время такие именитые личности, как Антон Макаренко и Константин Паустовский. Но только одному Гайдару, вольно или невольно, удалось воплотить этот замысел в жизнь.

Старт

Какое событие послужило началом тимуровского движения? Ответ на этот вопрос кажется вполне очевидным. Именно после появления книги о Тимуре началось неформальное тимуровское движение. Появились и соответствующие отряды.

Сами тимуровцы стали, по сути, частью идеологической системы Советского Союза. При этом им удалось сохранить некий дух волонтерства.

Тимуровцы были образцовыми подростками. Они бескорыстно совершали хорошие поступки, оказывали помощь престарелым людям, помогали колхозам, детским садам и многое-многое другое. Одним словом, появилось настоящее массовое движение школьников.

Кто был основателем тимуровского движения? Самый первый отряд появился в 1940-м в Клине, что в Московской области. Кстати, именно здесь Гайдар написал свою «нетленку» о Тимуре и его команде. В этом отряде было всего лишь шесть подростков. Они учились в одной из клинских школ. Вслед за ними такие отряды возникли и по всей территории Советского Союза. Причем, порой в одной из небольших деревень существовали 2-3 таких команды. Из-за этого происходили и курьезы. Скажем, подростки неоднократно рубили дрова для пожилого человека и трижды подметали двор...

Эпоха великой войны

Во время войны тимуровское движение в СССР росло в арифметической прогрессии. В 1945-м в Советском Союзе уже было порядка 3 миллиона тимуровцев. Эти подростки на самом деле оказались незаменимыми.

Такие отряды функционировали в детских домах, в школах, при дворцах пионеров и внешкольных учреждениях. Подростки шефствовали над семьями офицеров и солдат, продолжали помогать собирать урожай.

Также отряды провели колоссальную работу в госпиталях. Так, тимуровцам Горьковской области удалось организовать для раненных почти 10 тысяч представлений художественной самодеятельности. Они постоянно дежурили в госпиталях, по поручению солдат писали письма, выполняли ряд разнообразных хозяйственных работ.

Другой пример тимуровского движения произошел летом 1943-го. Пароход «Пушкин» отправился по маршруту «Казань - Сталинград». На судне в качестве груза - подарки, которые были собраны тимуровцами республики.

А в осажденном гитлеровцами Ленинграде движение тимуровцев приобрело особое значение. В 753 тимуровских отрядах северной столицы действовали двенадцать тысяч подростков. Они оказывали помощь семействам фронтовиков, инвалидам и пенсионерам. Им приходилось заготавливать для них топливо, убирать квартиры и получать по карточкам продовольствие.

Кстати, в начале 1942-го по всей территории СССР были проведены первые слеты тимуровцев. На этих мероприятиях они рассказывали о результатах своей успешной деятельности.

Также к этому времени появляются первые песни о тимуровском движении, среди них «Четверка дружная ребят», «Как высоко над нами наше небо» и, конечно, «Песня тимуровцев» Блантера. Позднее были написаны такие популярные музыкальные композиции, как «Гайдар шагает впереди», «Песня красных следопытов», «Орлята учатся летать», «Тимуровцы» и пр.

Уральский отряд

Возвращаясь к периоду войны, одной из известных тимуровских команд был отряд из шахтерского городка Пласт, что в Челябинской области. В нем участвовало двести подростков. А возглавляла его 73-летняя Александра Рычкова.

Отряд был создан в августе 1941-го. На первом же сборе Рычкова заявила, что трудиться придется буквально на износ. При этом не будет никаких скидок на возраст. Она объявила, что, если кто-то передумает, может сразу уйти. Но никто не ушел. Подростков разбили на отряды и назначили главных.

Каждый день Рычкова раздавала план работ. Они помогали нуждающимся, рассказывали горожанам о ситуациях на фронтах, проводили концерты для раненных в госпитале. Кроме того, они собирали лекарственные растения, металлолом, заготавливали дрова, трудились на полях, шефствовали над семействами фронтовиков. Также им доверяли и серьезное дело: тимуровцы заползали в отвалы шахт и отбирали горные породы.

Заметим, несмотря на работу, подростки всё-таки продолжали ходить на школьные уроки.

В результате, за шесть месяцев команда из Пласта смогла завоевать поистине безукоризненную репутацию. Даже чиновники выделили ребятам комнату для своего штаба. О тимуровцах из этого шахтерского городка неоднократно писали в периодике. Между прочим, данный отряд упоминается в энциклопедии Великой Отечественной.

Процесс слияния пионеров и тимуровцев

В 1942-м педагоги были в некотором смятении. Дело в том, что тимуровские отряды, по сути, начали вытеснять пионерские дружины. Напомним, книга о Тимуре повествовала о «самодисциплинирующемся» коллективе. В нем все обязанности подростки брали на себя и сами решали все проблемы, без контроля взрослых.

В итоге, руководители ВЛКСМ приняли решение, связанное с объединением пионеров и тимуровцев. Через некоторое время комсомольцам удалось взять их под свой контроль.

По большому счету, в данной ситуации были и свои очевидные плюсы, и большие минусы. Деятельность тимуровцев стала считаться дополнительной формой работы пионерии.

Послевоенный период

Сразу после победы над фашистскими захватчиками тимуровцы продолжали помогать фронтовикам, инвалидам, престарелым. Также они старались ухаживать за могилами красноармейцев.

Но одновременно движение начало угасать. Быть может, причиной стало то, что тимуровцы не испытывали особого желания «вливаться» в ряды пионерской организации. Они теряли свободу выбора.

Возрождение движения началось только при хрущевской «оттепели»…

60-80-е

История тимуровского движения в России продолжалась. В этот период подростки продолжали заниматься общественно полезной деятельностью. Лучшим вручали награды. К примеру, одиннадцатилетней школьнице М. Наханговой из Таджикистана удалось перевыполнить норму для взрослого человека в семь раз по сбору хлопка. Ее наградили орденом Ленина.

Тимуровцы начали заниматься и поисковой работой. Так, они стали изучать жизнь А. Гайдара и, в результате, помогли открыть музеи писателя в ряде городов. Также организовали библиотеку-музей имени писателя в Каневе.

А в 70-х при редакции известного советского журнала «Пионер» был сформирован так называемый Всесоюзный штаб Тимура. С завидной регулярностью проходили и сборы тимуровцев. Активно слагались и читались стихи про тимуровское движение. В 1973-м в лагере «Артек» состоялся первый Всесоюзный слёт. На мероприятии присутствовали три с половиной тысячи делегатов. Им тогда удалось принять даже программу тимуровского движения, направленную на его активное развитие.

Заметим, такие команды был созданы в Болгарии, Польши, Венгрии, Чехословакии и ГДР.

Крах и возрождение движения

В самом начале 90-х роль ВЛКСМ и пионерии была объявлена исчерпанной. Эти организации официально прекратили существовать. Соответственно, такая участь ждала и тимуровское движение.

Но зато практически одновременно была создана «Федерация детских организаций», независимая от любой политической партии. Через несколько лет российский президент объявил о создании движения школьников России. Заметим, эту идею поддержали и педагоги.

Немногим ранее официально было сформировано и новое тимуровское (добровольческое) движение, которое призвано помочь социально незащищенным группам населения.

Новое время

Таким образом, в наше время традиции тимуровского движения сохранились. Такие отряды существуют в нескольких регионах. Скажем, в Шуе, что в Ивановской губернии, функционирует молодёжное движение тимуровцев. Как и раньше, они не только помогают нуждающимся, но и стараются быть полезным обществу.

Радует, что это движение снова распространяется повсеместно…

Тимуровское движение

массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Возникло в СССР в начале 40-х гг. под влиянием повести А. П. Гайдар а «Тимур и его команда» как движение по оказанию помощи семьям военнослужащих. Т. д. - действенная (с элементами игры) форма общественно полезной деятельности детей, способствующая их нравственному воспитанию, развитию инициативы и самодеятельности.

В годы Великой Отечественной войны 1941-45 тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и др. внешкольных учреждениях, по месту жительства; только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шефствовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны; в послевоенный период они оказывают помощь инвалидам и ветеранам войны и труда, престарелым; ухаживают за могилами погибших воинов. В 60-е гг. поисковая работа тимуровцев по изучению жизни Гайдара во многом способствовала открытию мемориальных музеев писателя в Арзамасе, Льгове. На средства, собранные тимуровцами, в Каневе (УССР) организована библиотека-музей им. Гайдара. В начале 70-х гг. для практического руководства тимуровскими объединениями Центральным Советом Всесоюзной пионерской организации (См. Всесоюзная пионерская организация) им. В. И. Ленина создан Всесоюзный штаб Тимура при редакции журнала «Пионер», на местах - республиканские, областные, районные и городские штабы. Регулярно проходят традиционные сборы тимуровцев. В 1973 в Артек е состоялся 1-й Всесоюзный слёт тимуровцев (около 3,5 тысяч делегатов), принявший программу развития Т. д.

Традиции Т. д. нашли своё выражение и развитие в добровольном участии детей и подростков в благоустройстве городов и сёл, охране природы, помощи трудовым коллективам взрослых и др.

Тимуровские команды и отряды созданы в пионерских организациях ГДР, НРБ, ПНР, СРВ, ЧССР.

Лит.: Ухъянкин С. П., Пионеры-тимуровцы, М., 1961; Камов Б. К., Обыкновенная биография (Аркадий Гайдар), М., 1971; Фурин С. А., Симонова Л. С., Юным тимуровцам, М., 1975.

С. А. Фурин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тимуровское движение" в других словарях:

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в нач. 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара Тимур и его команда. Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т. п … Большой Энциклопедический словарь

    Возникло в СССР среди пионеров и школьников в начале 1940 х гг. под влиянием повести А. П. Гайдара «Тимур и его команда». Оказывали помощь семьям военнослужащих и ветеранам, а также престарелым, детсадам, ухаживали за могилами погибших воинов и т … Энциклопедический словарь

    Тимуровское движение - ТИМУ́РОВСКОЕ ДВИЖÉНИЕ, массовое патриотич. движение пионеров и школьников, цель к рого – забота о нуждающихся в помощи людях. В конце 1930 х гг. в нек рых пионерских отрядах возникла инициатива шефства над семьями военнослужащих, выражавшая… … Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия

    движение - , ия, ср. 1. Перемещение в пространстве в каком л. направлении. == Поступательное движение к коммунизму. патет. Титаренко, 6. 2. Общественная деятельность, преследующая определенные цели. * Революционное движение. МАС, т. 1, 368. ◘ Я … Толковый словарь языка Совдепии

    Эмблема пионерской организации СССР Пионерское движение движение детских коммунистических организаций в СССР и в других странах. Созданное по образцу скаутского движения, пионерское движение отличалось от … Википедия

    Детское движение - детское общественное движение, совокупность деятельности различных детских общественных организаций и детских общественных объединений; одна из форм социально значимой деятельности детей и молодёжи. Употребляется также термин детское и… … Педагогический терминологический словарь

    Тимуровец понятие из советских времён, обозначающее образцового пионера, безвозмездно совершающего хорошие поступки на благо социалистического общества. Происходит от книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», герой которой, Тимур,… … Википедия

    Тимуровцы - участники обществ. движения в рамках Всес. пионерской орг ции им. В. И. Ленина, в первую очередь в 1940 е гг. В 1940 была опубл. пов. А. П. Гайдара Тимур и его команда, в к рой был подан пример самоорг ции дет. коллектива без контроля и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Тимуровская улица проходит от улицы Демьяна Бедного до улицы Ушинского. 2 октября 1970 года новая улица в Калининском районе была наименована Тимуровской. «В честь патриотического воспитания пионеров», – указывалось в решении. В … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    ВСЕСОЮЗНАЯ ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, массовая самодеятельная коммунистическая организация детей и подростков Советского Союза, образована 19 мая 1922, носила имя В. И. Ленина с 1924; как единая организация прекратила деятельность в начале 1990 х гг … Энциклопедический словарь

Книги

  • Тимур и его команда , Гайдар А.. Повесть «Тимур и его команда» была написана в 1940 году и сразу же стала любимой книгой миллионов юных читателей, а тимуровское движение - бескорыстно помогать тем, кто нуждается, - буквально…

Если для вас имя Тимур Гараев что-то значит, то в детстве вы тоже любили читать истории о приключениях ответственных ребят, которые старались сделать мир лучше. Повесть «Тимур и его команда», выпущенная в 1940 году Аркадием Гайдаром, стала культовой и передавалась из поколения в поколение. Есть ли такие тимуровцы сейчас?

Волонтерство в наши дни становится все более популярным среди молодежи не только страны, области, но и нашего Кардымовского района. Волонтеры, добровольцы — это те люди, которые по зову сердца делают добро. Их зовут, когда нужна помощь.

27 ноября Президент России Владимир Путин подписал Указ об учреждении Дня добровольца (волонтера) в России. Новый праздник будут отмечать ежегодно 5 декабря. Установление соответствующей даты приурочено к «Международному Дню добровольцев во имя экономического и социального развития», который был установлен в 1985 году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН.

В последние годы в нашей стране начало активно возрождаться волонтерское движение, появившееся в еще 80-х годах. Хотя, если заглянуть в историю, нужно отметить, что оно существовало всегда, например, в виде службы сестер милосердия, пионерского движения, всевозможных обществ охраны природы и памятников.

Как рассказала ведущий специалист по делам молодежи районного Отдела образования, куратор ДОО Дина Столярова, на территории муниципального образования «Кардымовский район» сегодня активно трудятся и оказывают посильную помощь населению несколько волонтерских движений – около 600 школьников со всего района.

Это детские общественные объединения: «Ровесник» под руководством В.И. Великопольской (д. Тюшино), «Гагаринцы» и РДШ под руководством Е.Ф. Нестеровой (п. Кардымово), «Друзья природы» под руководством А.Г. Ковалевой (д. Шокино), «Содружество» под руководством О.А. Якуненковой (д. Рыжково), «Родные просторы» под руководством Е.Ю. Фроленковой (д. Соловьево), «Рубеж» под руководством Н.М. Дербиловой (д. Тиря), «Радуга» под руководством С.И. Головиной (д. Каменка), «Дружба» под руководством А.Ш. Киронова (д. Шестаково). Они сплотили совершенно разных (по возрасту, социальному статусу и многим другим показателям) ребят, которых объединяет желание помогать нуждающимся, быть полезными людям. Кардымовские тимуровцы — это ребята от 9 до 18 лет. Их увлек опыт советских предшественников, помогавших пожилым людям, ветеранам и тем, кто по разным причинам нуждается в помощи.

На базе Кардымовской средней школы на сегодняшний день личные книжки волонтера получили 35 молодых людей, это учащиеся 8, 9, 10 и 11-х классов. Прежние участники выросли, закончили школу, покинули волонтерское движение, поступив в высшие учебные заведения. Нынешний состав сформировался год назад, придя на смену предыдущему. Совсем недавно, в ноябре 2017 года, ряды волонтеров пополнили 25 активных ребят Кардымовской средней школы.

«Стать волонтером может любой желающий, независимо от возраста, — говорит Дина Михайловна, – Наши волонтеры задействованы в уборке памятников, придомовых территорий участников ВОВ и ветеранов труда, в организации и проведении различных мероприятий. Главное, иметь желание, стремление помогать и четко понимать, что это не работа, приносящая доход, а внутреннее состояние. Увлеченные волонтерской деятельностью ребята объединяются вместе, чтобы сделать нашу жизнь добрее. В такие группы молодежи входят активные кардымовские старшеклассники, которые трудятся на благо общества, не прося ничего взамен. Впереди у них много полезных дел. Сейчас основной вопрос на повестке дня – организация новогодних мероприятий».

Накануне Дня добровольца, член волонтерского движения, секретарь общественного молодежного движения Арина Лавренова рассказала нам, каково это — всегда быть там, где нужна помощь.

— Как вы стали волонтерами?

— Нам предложили вступить в волонтерское общество, и мы согласились. Ведь стать волонтером – это собственный выбор человека. За это время мы стали более активными, организованными, ответственными, а главное — отзывчивыми!

— Кто направляет вас, откуда вы берете информацию о том, где нужна ваша помощь?

— В своей работе мы тесно сотрудничаем с администрацией Кардымовского района, в частности, со специалистом Отдела образования по делам молодежи Диной Михайловной Столяровой, директором ФОКа Сергеем Сергеевичем Ануфриевым и специалистами Центра культуры.

— Какую помощь вы оказываете?

— Помощь волонтеров требуется в самых разных случаях. Это помощь в проведении мероприятий районного и областного масштабов, уборка территорий, проведение акций, различных культурных, патриотических, развлекательных мероприятий, а также мы помогаем пожилым людям. Каждое мероприятие для нас важно и значимо. Но есть особенные и запоминающиеся, к примеру, трехдневный фестиваль «Соловьева переправа» — это наиболее яркое, масштабное событие. Из недавних ­ Спартакиада инвалидов, где в наши обязанности входило: встречать и провожать до места спортсменов, участвовать в открытии Спартакиады. А еще поздравление с Днем матери, вручение цветов ручной работы, возложение цветов на Братской могиле п. Кардымово ко Дню неизвестного солдата.

Сейчас у нас идет подготовка к встрече Нового года. Пока не решили, какие именно мероприятия будут проведены – главное сделать больше добрых дел и постараться быть полезными для тех, кто нуждается в помощи.

— Кому можно вступить в ваши ряды?

— Мы всегда рады новым ребятам. Чтобы вступить в отряд, нужно быть активным и действительно желать делать добрые дела. Сейчас на волонтеров обращают больше внимания – начали выдавать удостоверения, его наличие – это определенные привилегии при поступлении в учебные заведения. И многие вступают в наши ряды именно по этой причине, а когда нужна помощь, и мы обращаемся к ним – идут постоянные отказы с различными отговорками. Мы хотим, чтобы людей у нас было больше, но нам они нужны не просто для «галочки» или количества. «Мертвые души» нам ни к чему.

— А что вам дало волонтерство?

— Это в первую очередь полезность для общества, для нашего родного поселка. Мы не слоняемся без дела по улицам, каждый день у нас расписан. Участвуя в различных мероприятиях, мы узнаем всегда что-то новое, а потом делимся полученной информацией с другими. И это тоже одна из сфер нашей деятельности.

— Спасибо кардымовским волонтерам и удачи в их добрых делах!

Волонтеры трудятся на благо общества, не прося ничего взамен, что является еще одной причиной того, почему они удостоились собственного праздника. Бескорыстные поступки в современном мире – редкость, но они так необходимы. Так что 5 декабря следует поблагодарить всех тех людей, которые безвозмездно трудятся и помогают людям.

Последователи дела Тимура Гараева в нашей стране были, есть и будут! И если вы в детстве, читая повесть Аркадия Гайдара, научились сострадать, оказывать помощь нуждающимся, то у вас есть все возможности стать современными тимуровцами — волонтерами!

№ 48 от 8.12.17


Тимуровское движение сохранилось и до наших дней. Деятельность тимуровцев в новом столетии принципиально не изменилась. Их задача осталась прежней: помочь тому, кто в этом нуждается.

В наши дни тимуровская работа ведется во всех образовательных учреждениях Лопатинского района. Генеральщин-ские школьники с удовольствием участвуют в тимуровском движении, правда, теперь они называют себя волонтерами.

Тимуровская работа в первую очередь идет на пользу самим детям, - отмечает заведующая генеральщинским филиалом И.Ю. Кондрашова. - Они учатся умению сочувствовать, бескорыстно помогать, чувствовать ответственность за то, что делают. Сейчас привлечение детей к занятию общественно-полезным трудом возможно только с согласия родителей. В нашей школе этот вопрос никогда не поднимался. А наши дети всегда готовы творить добрые дела. Я никогда не слышала, чтобы кто-то сказал «не хочу» или «не буду».

Следуя лучшим традициям советских времен, генеральщинские волонтеры помогают местным пенсионерам справиться с домашними делами - убрать территорию, навести в доме порядок, расчистить зимой дорожки от снега, принести воды, вскопать грядки.

В нашем селе немного одиноких пожилых людей, которые нуждаются в помощи, - рассказывает Ирина Юрьевна. - Одним помогают дети, другие еще сами справляются. Но наша волонтерская работа не ограничивается только помощью пенсионерам. Ребята занимаются благоустройством пришкольного участка. Содержат в чистоте и порядке территорию у памятника Воину-освободителю. Ежегодно, после пасхальных праздников, со старшими ребятами мы наводим порядок на местном кладбище. Школьники ухаживают за родником. С учителем физкультуры С.В. Ромаховым они обустроили территорию вокруг него, смастерили и установили лавочку.

Добровольные помощники не боятся никакой работы. В этом воочию убедилась и я, когда веселая стайка ребят с 3 по 8 класс пришла помочь своей односельчанке Валентине Григорьевне Булатовой.

Буквально 15 минут слаженной, дружной работы - и территория вокруг ее дома заметно преобразилась.

Не устали еще? - поинтересовалась я у разрумянившихся девчушек.

Нет, не успели устать, мы же только пришли, - ответили они, не отрываясь от дела.

Меня удивило то, что ребят не нужно было направлять, давать им указания. Они самостоятельно рассредоточились по двору и, умело орудуя граблями, привели его в порядок - очистили от прошлогодней травы и мусора. Все-таки деревенские дети, приученные с ранних лет к труду, особенно отличаются самостоятельностью и организованностью.

Дети у нас молодцы, они готовы прийти на помощь по первому зову, - улыбается хозяйка дома, глядя на своих помощников. - С ними мы не пропадем! А видели бы вы, какие они артисты! И поют, и танцуют. Это правильно, что их с ранних лет учат делать добрые дела. Не важно, кем они станут в будущем - юристами, учителями, инженерами или врачами, главное, чтобы они выросли неравнодушными, хорошими людьми.