Толстой после бала тема и идея. Л.Толстой "После бала". История создания. Тема. Идея. Герои. Сочинение по творчеству Л. Н. Толстого

Отличительной особенностью творчества Льва Николаевича Толстого является постоянный поиск ответов на нравственные вопросы, которые неизбежно возникают в жизни каждого человека. Предлагаем к рассмотрению анализ произведения Л. Н. Толстого «После бала», который будет полезен ученикам 8 класса при подготовке к уроку по литературе. В рассказе «После бала» анализ включает в себя полное раскрытие темы, а также особенности композиции, жанра и направления.

Краткий анализ

Год написания – 1903 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, случившаяся с братом писателя. Тот, будучи влюбленным в дочь военного начальника, собирался сделать девушке предложение. Однако передумал, когда стал свидетелем чрезвычайной жестокости ее отца по отношению к солдату.

Тема – Главная тема произведения - нравственность, которая в полной мере раскрывает проблематику устройства общества в царской России.

Композиция – Композиция построена на антитезе - противопоставлении бала и сцены наказания беглого солдата.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Рассказ «После бала» Лев Николаевич написал в 1903 году, однако опубликован он был уже после смерти писателя, в 1911 году. За основу сюжета Толстой взял историю родного брата, Сергея Николаевича, которой тот поделился с ним в молодости.

Сергей Толстой был страстно влюблен в Вареньку - очаровательную девушку, чей отец занимал пост военного градоначальника. Намерения молодого человека были достаточно серьезны, и он собирался связать себя узами брака со своей возлюбленной. Однако этим планам не суждено было сбыться. Сергей Толстой случайно стал свидетелем зверского обращения своего будущего тестя с беглым солдатом. Зрелище жестокой расправы над несчастным настолько сильно потрясла юношу, что тот в одночасье передумал жениться.

Лев Николаевич был потрясен услышанной историей, однако изложить ее на бумаге он смог лишь годы спустя. Не сразу он смог определиться и с названием своего произведения, подвергая критике каждый из вариантов. Среди них были «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите…».

Смысл названия «После бала» заключается в неоднозначности и противоречивости жизни. После ярких огней бала люди оказываются лицом к лицу с реалиями действительности. За внешним великолепием и лоском скрывается неоправданная жестокость и заскорузлость человеческих сердец, и смириться с этим фактом дано не всем.

Тема

Произведение, несмотря на небольшой объем, в полной мере раскрывает проблематику нравственного и философского характера, которая всегда была близка Льву Николаевичу.

Центральная тема «После бала» – нравственность. Автор ставит перед читателем вопросы: что представляют собой честь, достоинство, порядочность, справедливость? На протяжении многих поколений они волновали и продолжают волновать русское общество.

В основе конфликта произведения лежит двойственная природа полковника. Это статный, красивый, зрелый мужчина, привлекающий к себе внимание моложавостью и военной выправкой. Аристократичная сущность его подчеркивается безукоризненными манерами, красивой речью и приятным голосом. Полковник с легкостью мог расположить к себе кого угодно - настолько милым и любезным он показал себя во время бала.

Но уже ранним утром все это благодушие было сорвано, словно маска, во время процедуры наказания беглого солдата. Варенькин отец предстает грозным, жестоким начальником, способным на самый ужасный поступок.

Влюбленный в Вареньку главный герой, став свидетелем этого перевоплощения, уже не в состоянии по-прежнему испытывать светлые чувства к девушке. Зрелище бесчеловечной казни солдата навсегда меняет его мировоззрение. Он приходит к выводу, что не в состоянии быть сопричастным этому злу, и отказывается от своего личного счастья.

Основная мысль произведения - разоблачение фальши и напускного благодушия общества, за которым скрывается жестокость по отношению к людям, находящихся в зависимом положении. Если нет возможности изменить этот мир к лучшему и победить зло, то каждый человек способен сделать осознанный выбор - принимать участие или нет в этом зле. Быть честным по отношению к себе – вот чему учит произведение Толстого..

Композиция

Сюжет рассказа укладывается в рамки одной ночи, круто перевернувшей всю жизнь главного героя. Композиция произведения представляет собой «рассказ в рассказе», и состоит из нескольких частей: экспозиции (диалог, подводящий к описываемым событиям), завязки (сцена бала), кульминации (сцена наказания солдата) и развязки (заключительная реплика рассказчика).

Главной особенностью композиции является противопоставление двух основных частей: бала и наказания солдата. Поначалу читатель открывает для себя всю прелесть сверкающего бала - настоящего праздника любви, красоты и молодости. Легкий и искристый, словно брызги шампанского, он кружит голову и увлекает.

Но уже на следующее утро взору читателя открывается совсем иная картина. На фоне сгущающихся темных красок и под аккомпанемент надрывной, бьющей по нервам музыки происходит жестокое наказание солдата. Столь резкий контраст в качестве художественного средства как нельзя лучше помогает раскрыть основную идею произведения.

Главные герои

Жанр

Прозаическое произведение «После бала» написано в жанре рассказа. Об этом свидетельствует небольшой объем и раскрытие одной сюжетной линии (один случай из жизни одного героя). Поскольку произведение имеет форму «рассказ в рассказе», в нем описаны две эпохи - 40-е годы 19 века, и закат 19 столетия. Данный прием, используемый автором, призван показать читателю, что за это время проблемы в обществе никоим образом не изменились.

Рассказ реалистический, поскольку в его основу положен реально происшедший жизненный случай, который сквозь призму переживаний главного героя отражает слабые стороны социума.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 881.

Анализ рассказа
Льва Толстого «После бала» (8 класс)

Иллюстрация В. Кожевниковой

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» - это яркий протест против неестественности внутреннего мира человека, не разделяющего добро и зло. Это сожаление о невозможности обрести счастье в том мире, который эту неестественность порождает.

История создания

Рассказ «После бала» написан в 1903 году, опубликован уже после смерти писателя в 1911 году. В основе рассказа лежит действительное событие, о котором Толстой узнал, когда студентом жил вместе с братьями в Казани. Его брат Сергей Николаевич полюбил дочь местного воинского начальника Л.П. Корейша и собирался на ней жениться. Но после того как Сергей Николаевич увидел жестокое наказание, которым командовал отец любимой девушки, он пережил сильное потрясение. Он перестал бывать в доме Корейша и отказался от мысли о женитьбе. Эта история так проч но жила в памяти Толстого, что много лет спустя он описал ее в рассказе «После бала». Писатель раздумывал над названием рассказа. Было несколько вариантов: «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец» и др. В результате рассказ получил название «После бала».

Писателя волновала проблема: человек и среда, влияние обстоятельств на поведение человека. Может ли человек сам управлять собой или все дело в среде и обстоятельствах.

Род, жанр, творческий метод

«После бала» — прозаическое произведение; написано в жанре рассказа, так как в центре повествования находится одно важное событие из жизни героя (потрясение от увиденного после бала), и текст небольшой по объёму. Надо сказать, что на склоне лет Толстой проявлял особый интерес к жанру рассказа.

В рассказе изображены две эпохи: 40-е годы XIX века, время правления Николая и время создания рассказа. Писатель восстанавливает прошлое, чтобы показать, что и в настоящем ничего не изменилось. Он выступает против насилия и гнета, против бесчеловечного отношения к людям. Рассказ «После бала», как и все творчество JI.H. Толстого, связано с реализмом в русской литературе.

Тематика

Толстой раскрывает в рассказе одну из безотрадных сторон жизни николаевской России — положение царского солдата: двадцатипятилетний срок службы, бессмысленная муштра, полное бесправие солдат, проведение сквозь строй в качестве наказания. Однако основная проблема в рассказе связана с вопросами нравственными: что формирует человека — общественные условия или случай. Единичное происшествие стремительно меняет отдельную жизнь («Вся жизнь переменилась от одной ночи, или скорее утра», — рассказывает герой). В центре изображения в рассказе мысль о человеке, который способен разом отбросить сословные предрассудки.

Композиция рассказа

Композиционное разрешение направлено на возможность полного самораскрытия героя: произведение построено как рассказ в рассказе. В рамочном обрамлении повествование ведется от умудренного годами и жизненным опытом Ивана Васильевича. Это мудрый человек, в силу того, как сложилась его судьба, много передумавший о цели человеческого существования.

А в центральной части произведения вновь его голос, но пока еще молодого, богатого, жаждущего новых впечатлений, эмоций. Все его существо пронизано восторгом первого чувства, любви к Вареньке. Потому обычный губернский бал, с которого начинается повествование, видится герою как что-то прекрасное и удивительное: «Я был счастлив и блажен… Я обнимал в то время весь мир своей любовью»

И насколько прекрасно кружащее, как хорошее шампанское, голову чувство, настолько и прелестна Варенька, грациозная и воздушная. Ее царственная стать обворожительно чудесна, а сопровождающие ее образ розовый и белый цвета создают ощущение полета.

Также обворожителен и отец Вареньки, «полковник с серебряными эполетами» . Они с дочерью очень похожи, и Толстой, намеренно используя одинаковые детали портрета, максимально сближает эти образы, делая их неразделимыми в глазах читателей.

Несмотря на внешнюю легкость событий, некоторые детали уже подготавливают читателя к тому, как будут развиваться дальнейшие события. Например, в полковнике подспудно раздражает рассказчика его желание походить на Николая Первого и натянутая на руку во время танца замшевая перчатка, потому что того требуют правила. Пылкий и восторженный влюбленный не отдает себе отчета в том, что есть раздражающие его вещи, но их четко понимает человек, много раз переосмысливший тот самый вечер.

Резкой антитезой звучит вторая часть рассказа Ивана Васильевича. Первое столкновение с реальной, неприукрашенной жизнью жестоко преподает урок юноше, мечтавшему о счастье. Кульминация рассказа - описание жестокой казни, этот момент становится переломным в судьбе героя. Среди черных мундиров ярко выделяется исполосованная спина наказываемого солдата, это зрелище показывает всю мерзость жизни, неостановимую и невозможную. Чувство горького стыда, испытанного за невольное соучастие в этой безумной жестокости Иваном Васильевичем, противопоставлено чувствам полковника, для которого эта казнь - дело вполне заурядное.

Страшное зрелище и понимание того, что гармония недостижима в том мире, где один человек по закону имеет право истязать другого, полностью меняют героя. Вся его жизнь - мучительный поиск смысла существования и горькое разочарование, потому как он не в силах ничего изменить.

Иван Васильевич выбирает путь непротивления насилию , его нравственный выбор заключается в оберегании своей души от зла.

Характер конфликта

Основа конфликта этого рассказа заложена, с одной стороны, в изображении двуликости полковника, с другой — в разочаровании Ивана Васильевича.

Полковник был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Ласковая, неторопливая речь подчеркивала его аристократическую сущность и вызывала еще больше восхищения. Варенькин отец был настолько мил и любезен, что располагал к себе всех, в том числе и главного героя рассказа. После бала в сцене наказания солдата на лице полковника не осталось ни одной милой, добродушной черты. Не осталось ничего от человека, который был на балу, а появился новый, грозный и жестокий. Один только гневный голос Петра Владиславовича внушал страх. Иван Васильевич так описывает наказание солдата: «И я видел, как он своей сильною рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Иван Васильевич не может любить просто одного человека, ему нужно непременно любить весь мир, понимать и принимать его целиком. Поэтому вместе с любовью к Вареньке герой любит и ее отца, восхищается им. Когда же он сталкивается в этом мире с жестокостью и несправедливостью, рушится все его ощущение гармоничности, целостности мира, и он предпочитает не любить никак, чем любить частично. Я не волен изменить мир, победить зло, но я и только я волен согласиться или не согласиться участвовать в этом зле — вот логика рассуждений героя. И Иван Васильевич сознательно отказывается от своей любви.

Основные герои

Основные герои рассказа — юноша Иван Васильевич, влюбленный в Вареньку, и отец девушки полковник Петр Владиславович.

Полковник, красивый и крепкий человек лет пятидесяти, внимательный и заботливый отец, который носит домодельные сапоги, чтобы одевать и вывозить любимую дочь, Полковник искренен и на балу, когда танцует с любимой дочерью, и после бала, когда, не рассуждая, как ревностный николаевский служака, прогоняет сквозь строй беглого солдата. Он, несомненно, верит в необходимость расправы с тем, кто переступил закон. Именно эта искренность полковника в разных жизненных ситуациях больше всего ставит в тупик Ивана Васильевича. Как понять того, кто искренне добр в одной ситуации и искренне зол в другой? «Очевидно, он знает что-то такое, чего я не знаю... Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что видел, и это не мучило бы меня». Иван Васильевич почувствовал, что в этом противоречии повинно общество: «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал».

Идея

Идея рассказа раскрывается с помощью определенной системы образов и композиции. Основные герои — Иван Васильевич и полковник, отец девушки, в которую был влюблен рассказчик, — через образы которых решается главная проблема. Автор показывает, что социум и его структура, а не случай влияют на личность.

В образе полковника Толстой разоблачает объективные социальные условия, искажающие натуру человека, прививающие ему ложные понятия о долге.

Идейное содержание раскрывается через изображение эволюции внутреннего чувства рассказчика, его ощущения мира. Писатель заставляет задуматься над проблемой ответственности человека за окружающее. Именно сознанием этой ответственности за жизнь общества отличается Иван Васильевич. Юноша из богатой семьи, впечатлительный и восторженный, столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказавшись от всякой карьеры: «Мне было до такой степени стыдно, что, не зная, куда смотреть, как будто я был уличен в самом постыдном поступке, я опустил глаза и поторопился уйти домой» . Свою жизнь он посвятил тому, чтобы помогать другим людям: «Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было».

В рассказе Л.H. Толстого все контрастно, все показано по принципу антитезы: описание блестящего бала и страшного наказания на поле; обстановка в первой и второй частях; грациозная прелестная Варенька и фигура татарина с его страшной, неестественной спиной; отец Вареньки на балу, вызывавший у Ивана Васильевича восторженное умиление, и он же — злобный, грозный старик, требующий от солдат исполнения приказания. Изучение общего построения рассказа становится средством раскрытия его идейного содержания.

По материалам сайта Goldlit


Листов: 1 Скачано за неделю: 9

20 августа 1903 г. Лев Николаевич Толстой написал замечательный рассказ «После бала».Это рассказ о лицемерных и двуличных людях. «… Отец Вареньки был очень красивый, статный, высокий и свежий старик. Лицо у него было очень румяное, с белыми, a la Nicolas...


Листов: 1 Скачано за неделю: 9

Сюжет для написания рассказа «После бала» был известен Толстому еще в его молодые годы как случай, пришедший с его братом. На Толстого произвела также огромное впечатление казнь солдата, ударившего офицера, постоянно издевавшегося над ним. Лев Николаевич...


Листов: 1 Скачано за неделю: 9

Под композицией произведения понимают расположение и взаимосвязь его частей, порядок изложения событий. Именно композиция помогает читателю лучше понять замысел и идею автора, мысли и чувства, его вдохновлявшие. Рассказ Л. Н. Толстого «После бала»...


Листов: 1 Скачано за неделю: 9


Листов: 2 Скачано за неделю: 9

Иван Васильевич - главный герой, рассказчик. Его повествование переносит слушателей в обстановку российского провинциального города 1840-х гг. В то время И. В. учился в университете, ни в каких кружках не участвовал, а просто жил, «как свойственно молодости». Однажды...


Листов: 2 Скачано за неделю: 8

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» состоит из двух резко противопоставленных частей: бал у предводителя и расправа с солдатом. Вторая сцена имеет особое значение для понимания смысла произведения, именно она дала название рассказу - «После...


Листов: 2 Скачано за неделю: 8

Возможно, кто-то решил, что описываемое Л.Н.Толстым в рассказе «После бала» вымышлено, но это не так. Это реальные события 1853 года, которые писатель запечатлел на страницах своего произведения. На первый взгляд может показаться, что рассказ написан...


Листов: 1 Скачано за неделю: 7

Рассказ “После бала” -одно из последних произведений Льва Николаевича Толстого. Он повествует о драматическом событии - наказании солдата шпицрутенами. Используя известный прием “рассказ в рассказе”, писатель добивается предельной достоверности повествования....


Листов: 4 Скачано за неделю: 7

1. Прием контраста. 2. Злая шутка. 3. Смена мировоззрения. Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем. С. Е. Лец В теме сочинения представлен весьма интересный вопрос - роль случая в жизни человека. А ведь действительно в жизни господин...


Листов: 3 Скачано за неделю: 7

1. Контрастность цветовой палитры. 2. Контрастные чувства и вещи. 3. Связующее звено контрастных отрывков. В рассказе Л. Н. Толстого «После бала» контраст играет структурообразующую роль в создании произведения. Две стороны одной медали становятся...


Листов: 1 Скачано за неделю: 6

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой, как никто другой, интересовался проблемой социального зла. Многие из его произведений отличаются высоким пафосом. Нередко в основе его творений были реальные факты. Так было и с рассказом "После...


Листов: 4 Скачано за неделю: 6

1. Случай и мировоззрение человека. 2. Образ рассказчика. 3. Нравственные искания Ивана Васильевича. В творчестве Л. Н. Толстого очень важное значение имеет рассказ «После бала». В этом произведении писатель показывает, как одна-единственная ситуация...


Листов: 1 Скачано за неделю: 6

Говорят, что от перемены мест слагаемых сумма не изменяется. Но это правило верно лишь в математике. К художественной литературе оно неприменимо: здесь перемена мест слагаемых, то есть другая композиция произведения, может очень сильно повлиять на восприятие...


Нет смысла читать произведение, заранее зная, что оно «изобличает» или «бичует» пороки общества. Помните ли вы, за что наказывают солдата? Что общего между наказанным солдатом и Иваном Васильевичем?
Знакомьтесь с опытом внимательного прочтения рассказа Льва Толстого «После бала».

Важно понимать, что писатель не может написать что угодно. Он подчиняется своему таланту, а значит, в произведении обязательно будут какие-либо детали, которые писатель, может, и хотел бы упустить (деталь в художественном произведении - мельчайшая подробность, с помощью которой создается художественный образ), но не стал этого делать, например из-за своих гражданских убеждений, которые овладевали им в момент написания произведения.

Именно поэтому Гоголь сжигал часть своих «Мертвых душ», а Толстой впоследствии говорил, что никогда не написал бы такую дребедень, как «Война и мир»:

«Как я счастлив, что писать дребедени многословное вроде “Войны” я больше никогда не стану».

Из письма А. Фету

«Люди любят меня за те пустяки - “Война и мир” и т. п., которые им кажутся очень важными»

Летом 1909 г. один из посетителей Ясной Поляны выражал свой восторг и благодарность за создание «Войны и мира» и «Анны Карениной». Толстой ответил: «Это все равно, что к Эдисону кто-нибудь пришел и сказал бы: “Я очень уважаю вас за то, что вы хорошо танцуете мазурку”».

То есть позиция Толстого со временем менялась, но на момент написания произведений он подчинялся определённому настроению, внутренней гармонии.

Для начала ознакомьтесь с цитатой Набокова (см. рис. 2) о читателях:

Читатель должен замечать подробности и любоваться ими. Хорош стылый свет обобщения, но лишь после того, как при солнечном свете заботливо собраны все мелочи. Начинать с готового обобщения - значит приступить к делу не с того конца, удалиться от книги, даже не начав ее понимать. Что может быть скучнее и несправедливее по отношению к автору, чем, скажем, браться за «Госпожу Бовари», наперед зная, что в этой книге обличается буржуазия.

В.В. Набоков. «Лекции по зарубежной литературе»

Если спроецировать эту мысль на рассказ «После бала», то можно выразиться так: «Что может быть скучнее и несправедливее, если заранее знать, что Толстой изобличает жестокость и несправедливость крепостного права и эту же жестокость, но уже в армии».

Главным местом в рассказе является наказание солдата, отношение к этому наказанию, то, как оно перевернуло жизнь Ивана Васильевича. Для начала нужно разобраться, за что его наказывают. Многие читают про наказание, забыв узнать, какое преступление он совершил. Тут стоить вспомнить, как менялись меры наказаний в разные эпохи и что телесные наказания были отменены только в конце XIX века. Читатель должен замечать такие подробности:

- Что они делают? - спросил я кузнеца, остановившегося рядом со мною.

- Татарина гоняют за побег, - сердито сказал кузнец, взглядывая в дальний конец рядов.

Л.Н. Толстой. «После бала»

В этой цитате важным является слово «побег» , потому что именно за этот поступок наказывают солдата. В рассказе так спрятано само преступление, что все говорят лишь о наказании.

Побег из казармы в армии является очень серьезным преступлением, за него всегда наказывали строго. Потому что если человек убежал из казармы, то он может убежать и с поля боя. А побег может спровоцировать панику. Толстой, как артиллерист и военный, прошедший крымскую кампанию, наверняка понимал, что такое побег.

Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».

Л.Н. Толстой. «После бала»

Человек просит о помиловании, но он просит об этом тех, кого завтра, возможно, предал бы. Поэтому оценивать жестокость нужно в каких-то относительных мерках.

Описанные события происходили 170 лет назад, поэтому для современного человека дико об этом читать. Но если отсчитать от момента написания рассказа еще 170 лет, то выяснится, что тогда наказанием вообще было нанесение серьёзных увечий. Всё меняется, степень и мера наказаний с течением времени тоже меняются. Постепенно отменялись пытки, отменялось членовредительство, и вот пришли к тому, чтобы отменить наказание шпицрутеном (даже по названию понятно, что данный вид наказания изобрели не в России).

Наказание шпицрутеном пришло к нам из шведской армии в XVIII веке. Шпицрутен представлял собой длинный, гибкий, толстый прут из лозняка или металлический шомпол. Способ наказания шпицрутенами шведы позаимствовали у англичан. В Британии был вид наказания gantler - когда человека проводили между двумя рядами солдат, которые били его палками (см. рис. 3).

За ошибки и нерадивость в учениях полагалось от 100 ударов шпицрутенами, за пьянство - 30-500 ударов, за воровство - 500 ударов, а за побег можно было получить 1000 и более.

Рис. 3. Т.Г. Шевченко. «Кара шпицрутенами», 1856 г. ()

Иван Васильевич рассказывает, что был влюблён в девушку:

«Как бывает, что вслед за одной вылившейся из бутылки каплей содержимое ее выливается большими струями, так и в моей душе любовь к Вареньке освободила всю скрытую в моей душе способность любить. Я обнимал в то время весь мир своей любовью».

Л.Н. Толстой. «После бала»

Но двигаться дальше ему помешало то, что он идеалист. Иван Васильевич относится к категории людей, которые и жить-то не хотят, им дай только повод спрятаться от чего-либо. Он отказался идти на службу, он был влюблён, но отказался от каких-либо отношений:

«А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видите, не годился».

«- Любовь? Любовь с этого дня пошла на убыль. Когда она, как часто бывало с ней, с улыбкой на лице задумывалась, я сейчас же вспоминал полковника на площади, и мне становилось как-то неловко и неприятно, и я стал реже видаться с ней. И любовь так и сошла на нет».

Л.Н. Толстой. «После бала»

Можно сказать, что это и не было любовью, он создал для себя некий образ, миф. Напоминает легенду о Пигмалионе - скульпторе в греческой мифологии, создавшем из слоновой кости прекрасную статую, девушку Галатею, и влюбившемся в своё творение (см. рис. 4). Он так влюбился, что Афродита сжалилась и оживила эту статую.

Рис. 4. Жан-Леон Жером. «Пигмалион и Галатея», 1890 г. ()

Герою рассказа повезло: у него случилась любовь. Но на любовь нужны душевные силы, а у Ивана Васильевича их нет. Всё, на что он способен, - немного повосторгаться возлюбленной и совершать романтические прогулки. А как только возник повод, он от всего отказывается. Можно сказать, что девушке повезло, ведь они могли пожениться. А за такого человека замуж выходить не стоит. Иван Васильевич не может отделить желаемое от должного, он инфантилен и слаб.

Рассмотрим сцену, где полковник зачем-то бьёт солдата, который мажет:

Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. - Я тебе помажу, - услыхал я его гневный голос. - Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина.

Л.Н. Толстой. «После бала»

Тут важно понять, в чем смысл такой экзекуции. Когда наказывали человека, присутствовал весь полк, били абсолютно все. Было важно, чтобы каждый ударил сильно и тем самым отделил себя от этого человека, чтобы наказуемый стал чужим (см. рис. 5). Это сильный психологический момент, когда человек думает, что таким не будет. Механизм «свой - чужой» сидит в нас очень глубоко, ещё со времён первобытных людей. Все бьющие обозначают, что наказуемый человек для них чужой, а значит, они такими не будут. Естественно, каждый должен ударить сильно, полковник за этим следит. Но в обществе нарастали протесты против телесных наказаний, и Толстой отразил их в своём рассказе.

Рис. 5. И.И. Пчелко. «Сквозь строй» ()

Полковник делал в мирное время то, что делает офицер в бою. А в бою офицер может просто расстрелять бегущего.

Иван Васильевич рассматривает жизнь как идеальную конструкцию, он не знает, что государство - это механизм, а в механизме обязательно что-то (или кто-то) действует жёстко и чётко. И наказания - часть этой жёсткости. Они и сейчас есть, но другого вида.

В армии сегодняшняя слабость может обернуться завтрашней многочисленной потерей. Полковник - один из винтиков большого механизма под названием «государство».

Летом 1942 года был выпущен приказ № 227 под названием «Ни шагу назад» и были введены заградотряды. Представьте, что люди сидят в окопе и знают, что если они побегут от врага, то по ним будут стрелять свои (см. рис. 6). В окопе может сидеть и человек сильной воли, и колеблющийся. Заградотряд работает на обоих, потому что тот, кто имеет волю к сопротивлению и не собирается бежать, знает, что не сбежит и его сосед. Но и тому, кто подумывает сбежать, это полезно, ведь он не станет предателем и трусом (и, возможно, тем самым сохранит жизнь себе, своим родным и близким). Вот такие жёсткие, но действенные методы были в армии. Хотя с точки зрения мирного времени мысль о том, что можно стрелять по своим, ужасна.

Рис. 6. И.Е. Репин. «Дезертир», 1917 г. ()

Перед читателем на поверхности лежит сюжетная линия рассказа: татарин сбежал из казармы. Но и Иван Васильевич совершил побег. Он сбежал от жизни. Он говорит, что так нигде и не служил, так и не женился, был в каких-то советчиках, возможно, преподавателем. Вспомните, как он идеализирует всё, как он возмущается, когда кто-то намекнул, что танец - это когда люди касаются друг друга (см. рис. 7):

- И я вальсировал ещё и ещё и не чувствовал своего тела.

- Ну, как же не чувствовали, я думаю, очень чувствовали, когда обнимали её за талию, не только своё, но и её тело, - сказал один из гостей.

Иван Васильевич вдруг покраснел и сердито закричал:

- Да, вот это вы, нынешняя молодёжь. Вы, кроме тела, ничего не видите. В наше время было не так. Чем сильнее я был влюблён, тем бестелеснее становилась она для меня. Вы теперь видите ноги, щиколотки и ещё что-то, вы раздеваете женщин, в которых влюблены, для меня же, как говорил Alphonse Karr , хороший был писатель, на предмете моей любви были всегда бронзовые одежды. Мы не то что раздевали, а старались прикрыть наготу, как добрый сын Ноя. Ну, да вы не поймёте…

Л.Н. Толстой. «После бала»

Рис. 7. М. Зичи. «Бал в концертном зале Зимнего дворца во время официального визита шаха Наср-эд-Дина в мае 1873 года» ()

Опойковые сапоги - сапоги, сделанные из кожи молодого телёнка.

Эта деталь находится в начале произведения. Встретив её, читатель понимает, что дальше будет что-то тяжёлое, непростое (ведь молодого телёнка убили, чтобы сделать сапоги, в которых теперь ходит полковник).

В рассказе больше десяти раз встречаются слова умиление, умилился . Такой излишней «сладостью» автор, видимо, хотел подчеркнуть, что Иван Васильевич витает в какой-то сладкой патоке, в своих мечтах.

Великие люди призывают читать много раз. Рассматривая картину, обращаешь внимание на сочетание цветов. Написать их разом невозможно, художник наносит их постепенно. Писатель делает это при помощи разных приёмов, в частности - деталей, которые нужны, чтобы подчеркнуть определённую мысль или идею автора. Но значение и форма детали может измениться со временем. И та деталь, которая не должна приковывать внимание, начнет выпирать из главного фона. Важно обращать внимание на детали, читая любого автора. Ведь именно они открывают полную картину того, что хотел передать автор.

языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

Цель: 1) Помочь раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

2) Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки.

3) Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом. Урок с элементами модульной технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе по теме: Рассказ Л. Н. Толстого «После бала». Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Урок разработан и проведен в рамках районного конкурса «Инновационные

образовательные технологии в современном уроке» учителем русского

языка и литературы МОУ «СОШ с. Сальское» Терёхиной В. Н.

Цель: 1) Помочь раскрыть особенности рассказа и писательский замысел.

2) Развивать навыки работы с опорными материалами, развивать навыки самоанализа и самооценки.

3) Воспитывать в учащихся понимание мысли Толстого Л. Н. о моральной ответственности человека за всё происходящее вокруг.

Тип и вид урока: Урок углубленной работы с художественным текстом.

Урок с элементами модульной технологии.

Оборудование: 1. Портрет Л.Н.Толстого

2 . Эпиграф к уроку: «… для личного самосовершенствования необходимо

прежде изменить условия, среди которых живут люди.

Л. Н. Толстой «После бала »

3. Рабочие листы.

4 . Учебник литературы, словарь литературоведческих терминов.

5 . На доске листы с нравственными категориями – милосердие, совесть .

6. На доске – понятие композиция .

План урока:

1. Орг. момент.

2. Выяснение уровня первоначального восприятия текста. Реализация Д/З. Выборочное чтение сочинений-миниатюр «Какое впечатление произвел на меня рассказ Л. Н. Толстого «После бала»?»

3. Анализ рассказа «После бала». Заполнение рабочих листов.

1. Письменные ответы на задание №1.

2. Наблюдение над языковыми средствами (работа в парах - №2).

А) Выписать эпитеты в описании сцены бала.

Б) Выписать эпитеты в описании сцены наказания солдата.

Одновременно – один учащийся выполняет №3.

3. Обсуждение результатов заполнения заданий:

А) Чтение и запись понятия КОНТРАСТ.

Б) Обмен информацией в таблицах и запись недостающих материалов.

В) Дополнения учителя о контрастах цвета и звуков, повторов, чувств героя.

(танцевальные мелодии бала – неприятная, визгливая мелодия утром, белое платье с розовым поясом у Вареньки – черные люди, пестрая, красная спина татарина; сотый раз прошли вдоль залы в танце – падали и падали удары шпицрутенами; повторение прямой речи: «Братцы, помилосердствуйте» - «Будешь мазать? Будешь?»; чувства рассказчика: восторженное умиление – физическая, доходившая до тошноты, тоска)

4. Самостоятельное выполнение задания №4, вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу.

(На балу полковник добрый, радостный, а утром, после бала - жестокий и беспощадный.)

5 . Сопоставление образов полковника и наказываемого. Заполнение таблицы (работа в паре и обмен информацией). Вопрос к классу: На чем основано описание? (на контрасте)

Полковник

Наказываемый

Фигура

Высокий военный в шинели и фуражке

Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат. Спина его – что-то пестрое, мокрое, красное, неестественное.

Походка

Шел твердой подрагивающей походкой

Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу … подвигался ко мне, то опрокидываясь назад – и тогда унтер-офицеры, ведшие его за ружья, толкали его вперед, то падал наперед – и тогда унтер-офицеры тянули его назад.

Лицо

Румяное лицо и белые усы с бакенбардами.

Сморщенное от страдания лицо

Общее описание

Твердым шагом двигалась высокая статная фигура.

Спотыкающийся, корчащийся человек .

6. Чтение исторической справки и рассуждение по вопросам (устно):

(это свойственно человеку)

(надо всё по закону – не лицемер, а николаевский служака, привыкший не рассуждая выполнять приказы)

(живет по законам, придуманным крепостническим обществом)

Историческая справка

Наказание шпицрутенами

7 . Сообщение о композиции рассказа и краткие записи:

А) Особенность композиции – рассказ в рассказе.

Б) Основа композиции – контраст, противопоставление.

8 . Рассуждение (Устно):

Сопоставление чернового и окончательного вариантов концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:

(в окончательной редакции сильнее выражено чувство рассказчика о несправедливости, царящей в мире)

(образ Вареньки соотносил с ее отцом)

(не принимает ее законов и не хочет стать похожим на полковника)

Черновой вариант

Окончательный вариант

10. Обобщение. Запись основного вывода вывода: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?) Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

Л. Н. Толстой в рассказе не только показывает злые и добрые начала в человеке, не только осуждает жестокость, но и разоблачает социальную несправедливость, искажающую натуру человека, имеющую ложные понятия о долге, чести, достоинстве, а также раскрывает истинную суть николаевской России. Беззаботная, сытая, праздничная жизнь одних, бесправие, угнетение, попрание человеческого достоинства других – вот истинное «лицо» русской действительности. Писатель заставляет нас, читателей, задуматься над проблемой ответственности человека за всё, что происходит. (См. эпиграф)

11. Завершающий контроль. Выполнение теста.

В) контраст, противопоставление .

А) рассказ в рассказе

А) отчуждение Б) возмущение В) восторг

А) замшевая перчатка

В) «домодельные» сапоги.

В) осуждение деспотизма

12. Самооценка учащихся.

13. Подведение итогов. Оценка работы учащихся.

Рабочий лист к уроку литературы в 8 классе по теме

Рассказ Л. Н. Толстого «После бала».

Контраст как прием, позволяющий раскрыть идею рассказа.

Ф. И.

1. Ответьте письменно:

А) На какие две части делится сюжет рассказа?

1) ________________________ 2) ______________________________

Б) Чем объяснить, что в сцене бала всё окружающее герой рассказа воспринимает с восторженным умилением? _______

2. Выписать эпитеты в описании сцен рассказа:

Эпитеты в описании бала

Эпитеты в описании наказания солдата

Знаменитые музыканты, …__________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

Жесткая, нехорошая музыка, …________

____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________

3. Выписать из литературоведческого словаря понятие КОНТРАСТ

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4. Сделать вывод о поведении полковника на балу и утром на плацу, записать вывод в виде предложения с противительным союзом « а» и однородными членами предложения.

_________________________________________________________________________________

5 . Сопоставить образы полковника и наказываемого. Заполнить таблицу:

Полковник

Наказываемый

Фигура

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Походка

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Лицо

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Общее описание

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

6. Устно ответить на вопросы:

1) Может ли быть один и тот же человек в одной ситуации милым и добрым, а в другой – жестоким и беспощадным?

2) Был ли полковник двуличным человеком, лицемером?

3) В чем вы видите причину таких противоречий в характере полковника?

Историческая справка

Наказание шпицрутенами

– специальное военное наказание, отличавшееся от остальных тем, что оно приводилось в исполнение группой исполнителей, как правило, товарищами или сослуживцами осужденного.

Само наказание заключалось в том, что исполнители наказания выстраивались в две шеренги, образуя «улицу», по которой проводили осужденного такое количество раз, сколько это было предписано приговором. У каждого из исполнителя в руках был шпицрутен (батог), которым он наносил удар, когда осужденный проходил мимо.

При экзекуции должны были находиться фельдшер доктор, для оказания медицинской помощи, так как это наказание нередко приводило к смерти наказуемого. Наказание 3 000 шпицрутенов считалось равным смертной казни. Шпицрутены появились в России в царствование Петра Великого; есть сведения об употреблении Ш. в армии, относящиеся к 1701-1705 гг. Введены они были в систему наказания воинским уставом 1716 г.

7 . Композиция рассказа. Прослушать сообщение и кратко записать:

А) Особенность композиции - …………………………………………………………………….

Б) Основа композиции - …………………………………………………………………………...

8 . Устно ответьте на вопрос: Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее?

Сопоставьте черновой и окончательный варианты концовки рассказа и устно ответьте на вопросы:

А) Почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

Б) Почему любовь рассказчика пошла на убыль?

В) Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу?

Черновой вариант

Окончательный вариант

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил, как хотел, в военную службу, и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал».

«Что ж, вы думаете, что я тогда решил, что то, что я увидел, было – дурное дело? Ничуть. «Если это делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым, то, стало быть, они знали что-то такое, чего я не знал», - подумал я и старался узнать это. Но сколько ни старался и потом не мог узнать этого. А не узнав, не мог поступить в военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил и никуда, как видишь, не годился».

9 . Работая над рассказом, Л. Н. Толстой долго думал над его заглавием. Появлялись варианты: «рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «Отец и дочь», «А вы говорите…» и, наконец, «После бала». Попробуйте проникнуть в логику писателя: чем он обосновывает изменения названия рассказа? Почему, по-вашему, остановился на последнем?

10. Записать вывод: Какова идея рассказа? (Зачем Л. Н. Толстой написал этот рассказ?)

Какие проблемы поднимает писатель в этом рассказе?

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Завершающий контроль

Выполнить тест, подчеркнув нужные ответы.

1. Какой художественный прием положен в основу композиции рассказа «После бала»?

А) последовательность излагаемых событий

Б) цикличность излагаемых событий

В) контраст, противопоставление.

2. Каков тип композиции рассказа?

А) рассказ в рассказе

Б) повествование от первого лица

3. С каким чувством описывает рассказчик сцену бала?

А) отчуждение Б) возмущение В) восторг

4. С помощью какой художественной детали автор доказывает искренность чувства полковника к дочери?

А) замшевая перчатка

Б) блестящие глаза и радостная улыбка

В) «домодельные» сапоги.

5. Почему полковник, внимательный и чуткий во время бала, оказался жестоким и бессердечным по отношению к солдату?

Б) на балу надел «маску» добропорядочности

В) добросовестно, не рассуждая, выполняет свои служебные обязанности.

6. Определите основную идею рассказа.

А) судьба человека зависит от случая

Б) идея личной ответственности человека

В) осуждение деспотизма

Самооценка (подчеркнуть нужный ответ)

1. Узнал ли ты что-то новое на уроке? ДА НЕТ

2. Помогали ли тебе одноклассники на уроке? ДА НЕТ

3. Помогал ли ты одноклассникам на уроке? ДА НЕТ

4. Понравился ли тебе урок? ДА НЕТ