Три царевны подземного царства являются аллегорией. Описание картины Виктора Васнецова «Три царевны подземного царства

В. Васнецов. Три царевны подземного царства


В некотором царстве, в некотором государстве был-жил царь Бел Белянин; у него была жена Настасья золотая коса и три сына: Петр-царевич, Василий-царевич и Иван-царевич. Пошла царица с своими мамушками и нянюшками прогуляться по саду. Вдруг поднялся сильный вихрь - что и боже мой! схватил царицу и унес неведомо куда. Царь запечалился-закручинился и не ведает, как ему быть. Подросли царевичи он и говорит им: «Дети мои любезные! Кто из вас поедет - мать свою отыщет?»

Собрались два старшие сына и поехали; а за ними и младший стал у отца проситься. «Нет, - говорит царь, - ты, сынок, не езди! Не покидай меня одного, старика». - «Позволь, батюшка! Страх как хочется по белу свету постранствовать да матушку отыскать». Царь отговаривал, отговаривал, не мог отговорить: «Ну, делать нечего, ступай; бог с тобой!»

Иван-царевич оседлал своего доброго коня и пустился в дорогу. Ехал-ехал, долго ли, коротко ли; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; приезжает к лесу. В том лесу богатейший дворец стоит. Иван-царевич въехал на широкий двор, увидал старика и говорит: «Много лет здравствовать, старичок!» - «Милости просим! Кто таков, добрый молодец?» - «Я - Иван-царевич, сын царя Бела Белянина и царицы Настасьи золотой косы». - «Ах, племянник родной! Куда тебя бог несет?» - «Да так и так, - говорит, - еду отыскивать свою матушку. Не можешь ли ты сказать, дядюшка, где найти ее?» - «Нет, племянник, не знаю. Чем могу, тем и послужу тебе; вот тебе шарик, брось его перед собою; он покатится и приведет тебя к крутым, высоким горам. В тех горах есть пещера, войди в нее, возьми железные когти, надень на руки и на ноги и полезай на горы; авось там найдешь свою мать Настасью золотую косу».

Вот хорошо. Иван-царевич попрощался с дядею и пустил перед собою шарик; шарик катится, катится, а он за ним едет. Долго ли, коротко ли - видит: братья его Петр-царевич и Василий-царевич стоят в чистом поле лагерем и множество войска с ними. Братья его встренули: «Ба! Куда ты, Иван-царевич?» - «Да что, - говорит, - соскучился дома и задумал ехать отыскивать матушку. Отпустите войско домой да поедемте вместе». Они так и сделали; отпустили войско и поехали втроем за шариком. Издали еще завидели горы - такие крутые, высокие, что и боже мой! верхушками в небо уперлись. Шарик прямо к пещере прикатился; Иван-царевич слез с коня и говорит братьям: «Вот вам, братцы, мой добрый конь; я пойду на горы матушку отыскивать, а вы здесь оставайтеся; дожидайтесь меня ровно три месяца, а не буду через три месяца - и ждать нечего!» Братья думают: «Как на эти горы влезать, да тут и голову поломать!» «Ну, - говорят, - ступай с богом, а мы здесь подождем».

Иван-царевич подошел к пещере, видит - дверь железная, толкнул со всего размаху - дверь отворилася; вошел туда - железные когти ему на руки и на ноги сами наделися. Начал на горы взбираться, лез, лез, целый месяц трудился, насилу наверх взобрался. «Ну, - говорит, - слава богу!» Отдохнул немного и пошел по горам; шел-шел, шел-шел, смотрит - медный дворец стоит, у ворот страшные змеи на медных цепях прикованы, так и кишат! А подле колодезь, у колодезя медный корец на медной цепочке висит. Иван-царевич взял почерпнул корцом воды, напоил змей; они присмирели, прилегли, он и прошел во дворец.

Выскакивает к нему медного царства царица: «Кто таков, добрый молодец?» - «Я Иван-царевич». - «Что, - спрашивает, - своей охотой али неволей зашел сюда, Иван-царевич?» - «Своей охотой; ищу мать свою Настасью золотую косу. Какой-то Вихрь ее из саду похитил. Не знаешь ли, где она?» - «Нет, не знаю; а вот недалеко отсюда живет моя середняя сестра, серебряного царства царица; может, она тебе скажет». Дала ему медный шарик и медное колечко. «Шарик, - говорит, - доведет тебя до середней сестры, а в этом колечке все медное царство состоит. Когда победишь Вихря, который и меня здесь держит и летает ко мне чрез каждые три месяца, то не забудь меня бедной - освободи отсюда и возьми с собою на вольный свет». - «Хорошо», - отвечал Иван-царевич, взял бросил медный шарик - шарик покатился, а царевич за ним пошел.

Приходит в серебряное царство и видит дворец лучше прежнего - весь серебряный; у ворот страшные змеи на серебряных цепях прикованы, а подле колодезь с серебряным корцом. Иван-царевич почерпнул воды, напоил змей - они улеглись и пропустили его во дворец. Выходит царица серебряного царства: «Уж скоро три года, - говорит, - как держит меня здесь могучий Вихрь; я русского духу слыхом не слыхала, видом не видала, а теперь русский дух воочью совершается. Кто таков, добрый молодец?» - «Я Иван-царевич». - «Как же ты сюда попал - своею охотою али неволею?» - «Своею охотою, ищу свою матушку; пошла она в зеленом саду погулять, как поднялся Вихрь и умчал ее неведомо куда. Не знаешь ли, где найти ее?» - «Нет, не знаю; а живет здесь недалечко старшая сестра моя, золотого царства царица, Елена Прекрасная; может, она тебе скажет. Вот тебе серебряный шарик, покати его перед собою и ступай за ним следом; он тебя доведет до золотого царства. Да смотри, как убьешь Вихря - не забудь меня бедной; вызволь отсюда и возьми с собою на вольный свет; держит меня Вихрь в заключении и летает ко мне через каждые два месяца». Тут подала ему серебряное колечко: «В этом колечке все серебряное царство состоит!» Иван-царевич покатил шарик: куда шарик покатился, туда и он направился.

Долго ли, коротко ли, увидал - золотой дворец стоит, как жар горит; у ворот кишат страшные змеи - на золотых цепях прикованы, а возле колодезь, у колодезя золотой корец на золотой цепочке висит. Иван-царевич почерпнул корцом воды и напоил змей; они улеглись, присмирели. Входит царевич во дворец; встречает его Елена Прекрасная: «Кто таков, добрый молодец?» - «Я Иван-царевич». - «Как же ты сюда зашел - своей ли охотою али неволею?» - «Зашел я охотою; ищу свою матушку Настасью золотую косу. Не ведаешь ли, где найти ее?» - «Как не ведать! Она живет недалеко отсюдова, и летает к ней Вихрь раз в неделю, а ко мне раз в месяц. Вот тебе золотой шарик, покати перед собою и ступай за ним следом - он доведет тебя куда надобно; да вот еще возьми золотое колечко - в этом колечке все золотое царство состоит! Смотри же, царевич: как победишь ты Вихря, не забудь меня бедной, возьми с собой на вольный свет». - «Хорошо, - говорит, - возьму!»

Иван-царевич покатил шарик и пошел за ним: шел-шел, и приходит к такому дворцу, что и господи боже мой! - так и горит в бриллиантах и самоцветных каменьях. У ворот шипят шестиглавые змеи; Иван-царевич напоил их, змеи присмирели и пропустили его во дворец. Проходит царевич большими покоями и в самом дальнем находит свою матушку: сидит она на высоком троне, в царские наряды убрана, драгоценной короной увенчана. Глянула на гостя и вскрикнула: «Ах, боже мой! Ты ли, сын мой возлюбленный? Как сюда попал?» - «Так и так, - говорит, - за тобой пришел». - «Ну, сынок, трудно тебе будет! Ведь здесь на горах царствует злой, могучий Вихрь, и все духи ему повинуются; он-то и меня унес. Тебе с ним бороться надо! Пойдем поскорей в погреб».

Вот сошли они в погреб. Там стоят две кади с водою: одна на правой руке, другая на левой. Говорит царица Настасья золотая коса: «Испей-ка водицы, что направо стоит». Иван-царевич испил. «Ну что, сколько в тебе силы?» - «Да так силен, что весь дворец одной рукой поверну». - «А ну, испей еще». Царевич еще испил. «Сколько теперь в тебе силы?» - «Теперь захочу - весь свет поворочу». - «Ох, уж это дюже1 много! Переставь-ка эти кади с места на место: ту, что стоит направо, отнеси на левую руку, а ту, что налево, отнеси на правую руку». Иван-царевич взял кади и переставил с места на место. «Вот видишь ли, любезный сын: в одной кади - сильная вода, в другой - бессильная; кто первой напьется - будет сильномогучим богатырем, а кто второй изопьет - совсем ослабеет. Вихрь пьет всегда сильную воду и становит ее по правую сторону; так надо его обмануть, а то с ним никак не сладить!»

Воротились во дворец. «Скоро Вихрь прилетит, - говорит царица Ивану-царевичу. - Садись ко мне под порфиру, чтоб он тебя не увидел. А как Вихрь прилетит да кинется меня обнимать-целовать, ты и схвати его за палицу. Он высоко-высоко поднимется будет носить тебя и над морями и над пропастями, ты смотри не выпущай из рук палицы. Вихрь уморится, захочет испить сильной воды, спустится в погреб и бросится к кади, что на правой руке поставлена, а ты пей из кади на левой руке. Тут он совсем обессилеет, ты выхвати у него меч и одним ударом отруби его голову. Как срубишь ему голову, тотчас сзади тебя кричать будут: «Руби еще, руби еще!» А ты, сынок, не руби, а в ответ скажи: «Богатырская рука два раза не бьет, а все с одного разу!»

Только Иван-царевич успел под порфиру укрыться, как вдруг на дворе потемнело, все кругом затряслось; налетел Вихрь, ударился о землю, сделался добрым молодцем и входит во дворец; в руках у него боевая палица. «Фу-фу-фу! Что у тебя русским духом пахнет? Аль кто в гостях был?» Отвечает царица: «Не знаю, отчего тебе так сдается». Вихрь бросился ее обнимать-целовать, а Иван-царевич тотчас за палицу. «Я тебя съем!» - закричал на него Вихрь. «Ну, бабка надвое сказала: либо съешь, либо нет!» Вихрь рванулся - в окно да в поднебесье; уж он носил, носил Ивана-царевича - и над горами: «Хошь, - говорит, - зашибу?» и над морями: «Хошь, - грозит, - утоплю?» Только нет, царевич не выпускает из рук палицы.

Весь свет Вихрь вылетал, уморился и начал спускаться; спустился прямо-таки в погреб, подбежал к той кади, что на правой руке стояла, и давай пить бессильную воду, а Иван-царевич кинулся налево, напился сильной воды и сделался первым могучим богатырем во всем свете. Видит он, что Вихрь совсем ослабел, выхватил у него острый меч да разом и отсек ему голову. Закричали позади голоса: «Руби еще, руби еще, а то оживет». - «Нет, - отвечает царевич, - богатырская рука два раза не бьет, а все с одного разу кончает!» Сейчас разложил огонь, сжег и тело и голову и пепел по ветру развеял. Мать Ивана-царевича радая такая! «Ну, - говорит, - сын мой возлюбленный, повеселимся, покушаем, да как бы нам домой поскорей; а то здесь скучно, никого из людей нету». - «Да кто же здесь прислуживает?» - «А вот увидишь». Только задумали они кушать, сейчас стол сам накрывается, разные яства и вина сами на стол являются; царица с царевичем обедают, а невидимая музыка им чудные песни наигрывает. Наелись-напились они, отдохнули; говорит Иван-царевич: «Пойдем, матушка, пора! Ведь нас под горами братья дожидаются. Да дорогою надобно трех цариц избавить, что здесь у Вихря жили».

Забрали все, что нужно, и отправились в путь-дорогу; сначала зашли за царицей золотого царства, потом за царицей серебряного, а там и за царицей медного царства; взяли их с собою, захватили полотна и всякой всячины и в скором времени пришли к тому месту, где надо с гор спускаться. Иван-царевич спустил на полотне сперва мать, потом Елену Прекрасную и двух сестер ее. Братья стоят внизу - дожидаются, а сами думают: «Оставим Ивана-царевича наверху, а мать да цариц повезем к отцу и скажем, что мы их отыскали». - «Елену Прекрасную я за себя возьму, - говорит Петр-царевич - царицу серебряного царства возьмешь ты, Василий-царевич; а царицу медного государства отдадим хоть за генерала».

Вот как надо было Ивану-царевичу с гор спускаться, старшие братья взялись за полотна, рванули и совсем оторвали. Иван-царевич на горах остался. Что делать? Заплакал горько и пошел назад; ходил, ходил и по медному царству, и по серебряному, и по золотому - нет ни души. Приходит в бриллиантовое царство - тоже нет никого. Ну, что один? Скука смертная! Глядь - на окне лежит дудочка. Взял ее в руки. «Дай, - говорит, - поиграю от скуки». Только свистнул - выскакивают хромой да кривой; «Что угодно, Иван-царевич?» - «Есть хочу». Тотчас откуда ни возьмись - стол накрыт, на столе и вина и кушанья самые первые. Иван-царевич покушал и думает: «Теперь отдохнуть бы не худо». Свистнул в дудочку, явились хромой да кривой: «Что угодно, Иван-царевич?» - «Да чтобы постель была готова». Не успел выговорить, а уж постель постлана - что ни есть лучшая.

Вот он лег, выспался славно и опять свистнул в дудочку. «Что угодно?» - спрашивают его хромой да кривой. «Так, стало быть, все можно?» - спрашивает царевич. «Все можно, Иван-царевич! Кто в эту дудочку свистнет, мы для того всё сделаем. Как прежде Вихрю служили, так теперь тебе служить рады; только надобно, чтоб эта дудочка завсегда при тебе была». - «Хорошо же, - говорит Иван-царевич, - чтоб я сейчас стал в моем государстве!» Только сказал, и в ту ж минуту очутился в своем государстве посеред базара. Вот ходит по базару; идет навстречу башмачник - такой весельчак! Царевич спрашивает: «Куда, мужичок, идешь?» - «Да несу черевики2 продавать; я башмачник». - «Возьми меня к себе в подмастерья». - «Разве ты умеешь черевики шить?» - «Да все, что угодно, умею; не то черевики, и платье сошью». - «Ну, пойдем!»

Пришли они домой; башмачник и говорит: «Ну-ка, смастери! Вот тебе товар самый первый; посмотрю, как ты умеешь». Иван-царевич пошел в свою комнатку, вынул дудочку, свистнул - явились хромой да кривой: «Что угодно, Иван-царевич?» - «Чтобы к завтрему башмаки были готовы». - «О, это службишка, не служба!» - «Вот и товар!» - «Что это за товар? Дрянь - и только! Надо за окно выкинуть». Назавтра царевич просыпается, на столе башмаки стоят прекрасные, самые первые. Встал и хозяин: «Что, молодец, пошил башмаки?» - «Готовы». - «А ну, покажь!» Взглянул на башмаки и ахнул: «Вот так мастера добыл себе! Не мастер, а чудо!» Взял эти башмаки и понес на базар продавать.

В эту самую пору готовились у царя три свадьбы: Петр-царевич сбирался жениться на Елене Прекрасной, Василий-царевич - на царице серебряного царства, а царицу медного царства отдавали за генерала. Стали закупать к тем свадьбам наряды; для Елены Прекрасной понадобились черевики. У нашего башмачника объявились черевики лучше всех; привели его во дворец. Елена Прекрасная как глянула: «Что это? - говорит. - Только на горах могут такие башмаки делать». Заплатила башмачнику дорого и приказывает: «Сделай мне без мерки другую пару черевик, чтоб были на диво сшиты, драгоценными каменьями убраны, бриллиантами усажены. Да чтоб к завтрему поспели, а не то - на виселицу!»

Взял башмачник деньги и драгоценные каменья; идет домой - такой пасмурный. «Беда! - говорит. - Что теперь делать? Где такие башмаки пошить к завтраму, да еще без мерки? Видно, повесят меня завтра! Дай хоть напоследки погуляю с горя с своими друзьями». Зашел в трактир; другов-то у него много было, вот они и спрашивают: «Что ты, брат, пасмурен?» - «Ах, други любезные, ведь завтра повесят меня!» - «За что так?» Башмачник рассказал свое горе: «Где уж тут о работе думать? Лучше погуляем напоследки». Вот пили-пили, гуляли-гуляли, башмачник уж качается. «Ну, - говорит, - возьму домой бочонок вина да лягу спать. А завтра, как только придут за мной вешать, сейчас полведра выдую; пускай уж без памяти меня вешают». Приходит домой. «Ну, окаянный, - говорит Ивану-царевичу, - вот что твои черевики наделали... так и так... поутру, как придут за мной, сейчас меня разбуди».

Ночью Иван-царевич вынул дудочку, свистнул - явились хромой да кривой: «Что угодно, Иван-царевич?» - «Чтоб такие-то башмаки были готовы». - «Слушаем!» Иван-царевич лег спать; поутру просыпается - башмаки на столе стоят, как жар горят. Идет он будить хозяина: «Хозяин! Вставать пора». - «Что, али за мной пришли? Давай скорее бочонок с вином, вот кружка - наливай; пусть уж пьяного вешают». - «Да башмаки-то готовы». - «Как готовы? Где они? - Побежал хозяин, глянул: - Ах, когда ж это мы с тобой делали?» - «Да ночью, неужто, хозяин, не помнишь, как мы кроили да шили?» - «Совсем заспал, брат; чуть-чуть помню!»

Взял он башмаки, обернул, бежит во дворец. Елена Прекрасная увидала башмаки и догадалась: «Верно, это Ивану-царевичу духи делают». - «Как это ты сделал?» - спрашивает она у башмачника «Да я, - говорит, - все умею делать!» - «Коли так, сделай мне платье подвенечное, чтоб было оно золотом вышито, бриллиантами да драгоценными камнями усеяно. Да чтоб заутра было готово, а не то - голову долой!» Идет башмачник опять пасмурный, а други давно его дожидают: «Ну что?» - «Да что, - говорит, - одно окаянство! Вот проявилась переводчица роду христианского, велела к завтрему платье сшить с золотом, с каменьями. А я какой портной! Уж верно завтра с меня голову снимут». - «Э, брат, утро вечера мудренее: пойдем погуляем».

Пошли в трактир, пьют-гуляют. Башмачник опять нализался, притащил домой целый бочонок вина и говорит Ивану-царевичу: «Ну, малый, завтра, как разбудишь, так целое ведро и выдую; пусть пьяному рубят голову! А этакого платья мне и в жизнь не сделать». Хозяин лег спать, захрапел, а Иван-царевич свистнул в дудочку - явились хромой да кривой: «Что угодно, царевич?» - «Да чтоб к завтрему платье было готово - точно такое, как Елена Прекрасная у Вихря носила». - «Слушаем! Будет готово». Чем свет проснулся Иван-царевич, а платье на столе лежит, как жар горит - так всю комнату и осветило. Вот он будит хозяина, тот продрал глаза: «Что, аль за мной пришли - голову рубить? Давай поскорей вино!» - «Да ведь платье готово...» - «Ой ли! Когда ж мы сшить успели?» - «Да ночью, разве не помнишь? Ты сам и кроил». - «Ах, брат, чуть-чуть припоминаю; как во сне вижу». Взял башмачник платье, бежит во дворец.

Вот Елена Прекрасная дала ему много денег и приказывает: «Смотри, чтоб завтра к рассвету на седьмой версте на море стояло царство золотое и чтоб оттуда до нашего дворца сделан был мост золотой, тот мост устлан дорогим бархатом, а около перил по обеим сторонам росли бы деревья чудные и певчие б птицы разными голосами воспевали. Не сделаешь к завтраму - велю четверить тебя!» Пошел башмачник от Елены Прекрасной и голову повесил. Встречают его други: «Что, брат?» - «Да что! Пропал я, завтра четверить меня. Такую службу задала, что никакой черт не сделает». - «Э, полно! Утро вечера мудренее; пойдем в трактир». - «И то пойдемте! Напоследях надо хоть повеселиться».

Вот они пили-пили; башмачник до того к вечеру напился, что домой под руки привели. «Прощай, малый!» - говорит он Ивану-царевичу. - Завтра казнят меня». - «Али новая служба задана?» - «Да, вот так и так!» Лег и захрапел; а Иван-царевич тотчас в свою комнату, свистнул в дудочку - явились хромой да кривой: «Что угодно, Иван-царевич?» - «Можете ль сослужить мне вот этакую службу...» - «Да, Иван-царевич, это служба! Ну, да делать нечего - к утру все готово будет». Назавтра чуть светать стало, Иван-царевич проснулся, смотрит в окно - батюшки светы! Все как есть сделано: золотой дворец словно жар горит. Будит он хозяина; тот вскочил: «Что? Аль за мной пришли? Давай вина поскорей! Пусть казнят пьяного». - «Да ведь дворец готов». - «Что ты!» Глянул башмачник в окно и ахнул от удивления: «Как это сделалось?» - «Да разве не помнишь, как мы с тобой мастерили?» - «Ах, видно, я заспался; чуть-чуть помню!»

Побежали они в золотой дворец - там богатство невиданное и неслыханное. Говорит Иван-царевич: «Вот тебе, хозяин, крылышко; поди, обметай на мосту перила, а коли придут да спросят: кто такой во дворце живет? - ты ничего не говори, только отдай эту записочку». Вот хорошо, пошел башмачник и стал обметать на мосту перила. Утром проснулась Елена Прекрасная, увидала золотой дворец и сейчас побежала к царю: «Поглядите, ваше величество, что у нас делается; на море золотой дворец выстроен, от того дворца мост на семь верст тянется, а вокруг моста чудные деревья растут, и певчие птицы разными голосами поют».

Царь сейчас посылает спрашивать: «Что бы это значило? Уж не богатырь ли какой под его государство подступил?» Приходят посланные к башмачнику, стали его расспрашивать; он говорит: «Я не знаю, а есть у меня записка к вашему царю». В этой записке Иван-царевич рассказал отцу все, как было: как он мать освободил, Елену Прекрасную добыл и как его старшие братья обманули. Вместе с запискою посылает Иван-царевич золотые кареты и просит приехать к нему царя с царицею, Елену Прекрасную с ее сестрами; а братья пусть назади в простых дровнях будут привезены.

Все тотчас собрались и поехали; Иван-царевич встретил их с радостью. Царь хотел было старших сынов расказнить за их неправду, да Иван-царевич отца упросил, и вышло им прощение. Тут начался пир горой; Иван-царевич женился на Елене Прекрасной, за Петра-царевича отдал царицу серебряного государства, за Василья-царевича отдал царицу медного государства, а башмачника в генералы произвел. На том пиру и я был, мед-вино пил, по усам текло, в рот не попало.

Данная работа была выполнена Виктором Михайловичем Васнецовым по заказу С. Мамонтова, на тот момент председателя правления возводимой Донецкой железной дороги. Задумка была основана на том, что через сказочную тематику на полотне должны быть отражены представления русского народа о хранящихся в глубоких земных недрах Донбасса несметных богатствах.

Первоначальный сюжет народного повествования был Васнецовым изменён. Две основные царевны остались на месте – золота и драгоценных камней. В угоду промышленникам на полотне появился еще один персонаж – царевна каменного угля.

На полотне изображены три девушки, две из них, олицетворяющие золото и драгоценные камни, одетые в богато украшенные древнерусские наряды соответствующих цветов. На третьей же накинуто простенькое платьице чёрного цвета, её руки бледны и открыты, волосы просто распущены и раскинуты по плечам.

Заметно, что в царевне каменного угля нет той надменности, что в остальных героинях, тем не менее, она так же привлекательна, как и остальные. В сделанной в 1884 редакции данной картины Васнецов изменил положение рук девушки в чёрном платье, расположив их вдоль тела, а другим девушкам оставил руки скромно сомкнутыми спереди, что придавало их позам большую величавость.

На заднем плане картины краснеет закатное небо, девушки окружены грудами тёмных скал. При написании первоначального варианта автор использовал наряду с чёрными оттенками жёлто-оранжевую палитру. Полотно 1884 года пестрит более насыщенными красками, палитра смещается к красным тонам. Также в нижнем правом уголке картины автор дорисовал двух мужичков в простонародных рубахах, кланяющихся царевнам.

Однако в итоге правление железной дороги отказалось покупать картину, поэтому её выкупил непосредственный заказчик – С. Мамонтов.

Помимо описания картины В. М. Васнецова «Три царевны подземного царства», на нашем сайте собрано множество и других описаний картин различных художников , которые можно использовать как при подготовке к написанию сочинения по картине, так и просто для более полного ознакомления с творчеством прославленных мастеров прошлого.

.

Плетение из бисера

Плетение из бисера – это не только способ занять свободное время ребенка продуктивной деятельностью, но и возможность изготовить своими руками интересные украшения и сувениры.

В 1880-1881 годах Савва Мамонтов заказал Виктору Васнецову три картины для кабинета правления Донецкой железной дороги.
Васнецов написал «Три царевны подземного царства», «Ковёр-самолет» и «Битва скифов со славянами». За основу картины взята сказка. Картина «Три царевны подземного царства» олицетворяет богатство недр Донбасса, для чего немного изменен сюжет сказки - на ней изображена царевна каменного угля.

Виктор Васнецов.
Три царевны подземного царства.
1879. Первый вариант. Холст, масло. 152,7 х 165,2.
Третьяковская Галерея, Москва, Россия.

Члены правления не приняли работы Васнецова на сказочную тему как неуместные для служебного помещения. В 1884 году Васнецов пишет еще одну версию картины, немного меняя при этом композицию и колорит. Картину приобретает киевский коллекционер и меценат И.Н. Терещенко.
В новой версии изменилось положение рук царевны каменного угля, теперь они лежали вдоль тела, что придало фигуре спокойствие и величавость.
В картине "Три царевны подземного царства" один из характеров - третьей, младшей царевны - получит дальнейшее развитие в женских образах. Затаенная душевная печаль этой смиренно-гордой девушки будет встречаться и в его портретах, и в вымышленных образах.

Подземные царства
Русская народная сказка

В то давнее время, когда мир наполнен был лешими, ведьмами да русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил-был царь по имени Горох с царицею Анастасьей Прекрасною; у них было три сына-царевича.

И вдруг сотряслась беда немалая - утащил царицу нечистый дух. Говорит царю старший сын: "Батюшка, благослови меня, поеду отыскивать матушку!" Поехал и пропал; три года про него ни вести, ни слуху не было. Стал второй сын проситься: "Батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось мне посчастливится найти и брата, и матушку!" Царь благословил; он поехал и тоже без вести пропал - словно в воду канул.

Приходит к царю младший сын, Иван-царевич: "Любезный батюшка, благослови меня в путь-дорогу, авось разыщу и братьев, и матушку!" - "Поезжай, сынок!"

Иван-царевич пустился в чужедальнюю сторону; ехал-ехал и приехал к синю морю, остановился на бережку и думает: "Куда теперь путь держать?" Вдруг прилетели на море тридцать три колпицы, ударились оземь и стали красными девицами - все хороши, а одна лучше всех; разделись и бросились в воду. Много ли, мало ли они купались - Иван-царевич подкрался, взял у той девицы, что всех краше, кушачок и спрятал за пазуху.

Искупались девицы, вышли на берег, начали одеваться - одного кушачка нет. "Ах, Иван-царевич, - говорит красавица, - отдай мне кушачок!" - "Скажи прежде, где моя матушка?" - "Твоя матушка у моего отца живет - у Ворона Вороновича. Ступай вверх по морю, попадется тебе серебряная птичка - золотой хохолок: куда она полетит, туда и ты иди!"

Иван-царевич отдал ей кушачок и пошел вверх по морю; тут Повстречал своих братьев, поздоровался с ними и взял с собой.

Идут они вместе берегом, увидели серебряную птичку - золотой хохолок и побежали за ней следом. Птичка летела, летела и бросилась под плиту железную, в яму подземельную. "Ну, братцы, - го-ворит Иван-царевич, - благословите меня вместо отца, вместо матери: опущусь я в эту яму и узнаю, какова земля иноверная, не там ли наша матушка!" Братья его благословили, он обвязался веревкой, и полез в ту яму глубокую, и спускался ни много, ни мало - ровно три года; спустился и пошел путем-дорогою.

Шел-шел, шел-шел, увидел медное царство: во дворе сидят тридцать три девицы-колпицы, вышивают полотенца хитрыми узорами - городами с пригородками. "Здравствуй, Иван-царевич! - говорит царевна медного царства. - Куда идешь, куда путь держишь?" - "Иду свою матушку искать!" - "Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; он хитёр и мудёр, по горам, по долам, по вертепам, по облакам летал! Он тебя, добра молодца, убьет! Вот тебе клубочек, ступай к моей средней сестре - что она тебе скажет. А назад пойдешь, меня не забудь!"

Иван-царевич покатил клубочек и пошел вслед за ним. Приходит в серебряное царство, и тут сидят тридцать три девицы-колпицы. Говорит царевна серебряного царства: "Доселева русского духа было видом не видать, слыхом не слыхать, а нынче русский дух воочию проявляется! Что, Иван-царевич, от дела лытаешь али дела пытаешь?" - "Ах, красная девица, иду искать матушку!" -"Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудёр, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился! , Эх, царевич, ведь он тебя убьет! Вот тебе клубочек, ступай-ка ты к младшей моей сестре - что она тебе скажет: вперед ли идти, назад ли вернуться?"

Приходит Иван-царевич к золотому царству, и тут сидят тридцать три девицы-колпицы, полотенца вышивают. Всех выше, всех лучше царевна золотого царства - такая краса, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит она: "Здравствуй, Иван-царевич! Куда идешь, куда путь держишь?" - "Иду матушку искать!" - "Твоя матушка у моего отца, у Ворона Вороновича; и хитер он, и мудер, по горам, по долам летал, по вертепам, по облакам носился. Эх, царевич, ведь он тебя убьет! На тебе клубочек, ступай в жемчужное царство: там твоя мать живет. Увидя тебя, она возрадуется и тотчас прикажет: "Няньки-мамки, подайте моему сыну зелена вина!" А ты не бери, проси, чтоб дала тебе трехгодовалого вина, что в шкапу стоит, да горелую корку на закусочку. Не забудь еще: у моего батюшки есть на дворе два чана воды - одна вода сильная, а другая малосильная; переставь их с места на место и напейся сильной воды; а когда будешь бороться с Вороном Вороновичем и побеждать его, проси у него только посошок-перышко".

Долго царевич с царевной разговаривали и так полюбили друг друга, что и расставаться им не хочется, но делать нечего - попрощался Иван-царевич и отправился в путь-дорогу.

Шел-шел, приходит к жемчужному царству. Увидела его мать, обрадовалась и крикнула: "Мамки-няньки! Подайте, моему сыну зелена вина!" - "Я не пью простого вина, подайте мне трехгодовалого, а на закуску горелую корку!" Выпил царевич трехгодовалого вина, закусил горелою коркою, вышел на широкий двор, переставил чаны с места на место и принялся сильную воду пить.

Вдруг прилетает Ворон Воронович; был он светел, как ясный день, а увидел Ивана-царевича - и сделался мрачней темной ночи; опустился к чану и стал тянуть бессильную воду.

Тем временем Иван-царевич пал к нему на крылья; Ворон Воронович взвился высоко-высоко, носил его и по долам, и по горам, и по вертепам, и по облакам и начал спрашивать: "Что тебе нужно, Иван-царевич? Хочешь - казной наделю?" - "Ничего мне не надобно, только дай мне посошок-перышко!" - "Нет, Иван-царевич! Больно в широки сани садишься!"

И опять понес его Ворон по горам и по долам, по вертепам и облакам. А Иван-царевич крепко держится; налег всей своей тяжестью и чуть-чуть не обломил ему крылья. Вскрикнул Ворон Воронович: "Не ломай ты мои крылышки, возьми посошок-перышко!" Отдал царевичу посошок-перышко, сам сделался простым вороном и полетел на крутые горы.

А Иван-царевич пришел в жемчужное царство, взял свою матушку и пошел в обратный путь; смотрит - жемчужное царство клубочком свернулось да вслед за ним покатилось.

Пришел в золотое царство, потом в серебряное, а потом и в медное, взял с собою трех прекрасных царевен, а те царства свернулись клубочками да за ними же покатились. Подходит к веревке и затрубил в золотую трубу: "Братцы родные! Если живы меня не выдайте!"

Братья услыхали трубу, ухватились за веревку и вытащили на белый свет душу - красную девицу, медного царства царевну; увидели ее и начали меж собой ссориться: один другому уступить ее не хочет. "Что вы бьетесь, добрые молодцы! Там есть еще лучше меня красная девица!" - говорит царевна медного царства.

Царевичи опустили веревку и вытащили царевну серебряного царства. Опять начали спорить и драться; один говорит: "Пусть мне достанется!" А другой: "Не хочу! Пусть моя будет!" - "Не ссорьтесь, добрые молодцы, там есть еще краше меня девица", - говорит царевна серебряного царства.

Царевичи перестали драться, опустили веревку и вытащили царевну золотого царства. Опять было принялись ссориться, да царевна-красавица тотчас остановила их: "Там ждет ваша матушка!"

Вытащили они свою матушку и опустили веревку за Иваном-царевичем; подняли его до половины и обсекли веревку. Полетел Иван-царевич в пропасть и крепко ушибся - полгода лежал без памяти; очнувшись, посмотрел кругом, припомнил все, что с ним сталося, вынул из кармана посошок-перышко и ударил им о землю. В ту же минуту явилось двенадцать молодцев: "Что, Иван-царевич, прикажете?" - "Вынести меня на вольный свет!" Молодцы подхватили его под руки и вынесли на вольный свет.

Стал Иван-царевич про своих братьев разведывать и узнал, что они давно поженились: царевна из медного царства вышла замуж за среднего брата, царевна из серебряного царства - за старшего брата, а его наречённая невеста ни за кого не идет. И вздумал на ней сам отец-старик жениться: собрал думу, обвинил свою жену в том, что совет держит со злыми духами, и велел отрубить ей голову; после казни спрашивает он царевну из золотого царства: "Идешь за меня замуж?" - "Тогда пойду за тебя, когда сошьешь мне башмаки без мерки!"

Царь приказал клич кликать, всех и каждого выспрашивать: не сошьет ли кто царевне башмаков без мерки? На ту пору приходит Иван-царевич в свое государство, нанимается у одного старичка в работники и посылает его к царю: "Ступай, дедушка, бери на себя это дело. Я тебе башмаки сошью, только ты на меня не сказывай!" Старик пошел к царю: "Я готов за эту работу взяться!"

Царь дал ему товару на пару башмаков и спрашивает: "Да потрафишь ли ты, старичок?" - "Не бойся, государь, у меня сын чеботарь!"

Воротясь домой, отдал старичок товар Ивану-царевичу, тот изрезал товар в куски, выбросил за окно, потом отворил золотое царство и вынул готовые башмаки: "Вот, дедушка, возьми, отнеси к царю!"

Царь обрадовался, пристает к невесте: "Скоро ли к венцу ехать?" Она отвечает: "Тогда за тебя пойду, когда сошьешь" мне платье без мерки!"

Царь опять хлопочет, сбирает к себе всех мастеровых, Дает им большие деньги, только чтоб платье без мерки сшили. Иван-царевич говорит старику: "Дедушка, иди к царю, возьми материю, я тебе платье сошью, только на меня не сказывай!"

Старик поплелся во дворец, взял атласа и бархата, воротился домой и отдал царевичу. Иван-царевич тотчас за ножницы, изрезал на клочки весь атлас и бархат и выкинул за окно; отворил золотое царство, взял оттуда что ни есть лучшее платье и отдал старику: "Неси во дворец!"

Царь радёхонек: "Что, невеста моя возлюбленная, не пора ли нам к венцу ехать?" Отвечает царевна: "Тогда за тебя пойду замуж, когда возьмешь старикова сына да велишь в молоке сварить!" Царь не задумался, отдал приказ - и в тот же день собрали со всех дворов по ведру молока, налили большой чан и вскипятили на сильном огне.

Привели Ивана-царевича; начал он со всеми прощаться, в землю кланяться; бросили его в чан: он раз нырнул, другой нырнул, выскочил вон и сделался таким красавцем, что ни в сказке сказать, ни пером написать. Говорит царевна: "Посмотри-ка, царь! За кого мне замуж идти: за тебя ли, старого, или за него, доброго молодца?" Царь подумал: "Если и я в молоке искупаюсь, таким же красавцем сделаюсь!" Бросился в чан и сварился в молоке.

А Иван-царевич поехал с царевной венчаться; обвенчались, выслал он своих братьев из царства и стал с царевной жить-поживать да добра наживать.


Васнецов В.М.Три царевны подземного царства.
1884. Второй вариант. Холст, масло. 173 x 295. Музей Русского Искусства, Киев, Украина.

Одним из важных этапов становления В. Васнецова , как первопроходца сказочного жанра в русской живописи, стал заказ промышленником и меценатом Саввой Мамонтовым в 1880 году трех картин для правления Донецкой железной дороги. Одна из этих картин - «Три царевны подземного царства». Как и «Ковёр-самолет» она несла аллегорический смысл и олицетворяла богатства, скрытые в недрах Донбасса. Хотя в итоге правление отказалось от покупки картин, их приобрели братья Мамонтовы. А в 1884 году Васнецов снова обратился к этому сюжету, немного дополнив исходный вариант. Эту картину приобрел коллекционер и меценат И. Терещенко.

Сюжет картины основан на русской народной сказке «Подземные царства». Согласно ей Иван Царевич со своими братьями искали свою матушку Анастасию Прекрасную, похищенную Вороном Вороновичем. Для этого ему пришлось спуститься под землю, где он познакомился с царевнами подземных царств: Медной, Серебряной и Золотой. Победив злодея, герой собрался обратно наверх, вместе с матушкой и тремя царевнами. Но его братья, увидев красавец, передумали вытаскивать Ивана и перерезали веревку. Именно этот момент и изобразил Васнецов. На первой версии картины показаны только сами царевны, а в варианте 1884-го года присутствуют и два брата, склонившиеся в низких поклонах перед красавицами.

В угоду своему замыслу, художник заменил Серебряную и Медную царевен на Угольную и Драгоценных камней. Эти три прекрасные девушки, сияющие красотой нарядов, и стали персонажами картины. В центре находится царевна Драгоценный камней. Ее величественная осанка и гордая, высоко поднятая голова, говорят о благородном происхождении. У неё прекрасное лицо: горящий румянец, соболиные брови, алые губы. Поражает и её наряд: дорогое платье, расшитое причудливым орнаментом с вкраплениями драгоценных камней: изумрудных, розоватых, бирюзовых, красных и желтых, дополненное массивными бусами на груди и венцом из самоцветов.

Слева от неё стоит величественная царевна Золота в сверкающем золотом одеянии. Замысловатый узор на её платье дополняется богатой россыпью самоцветов, которые украшают рукава и подол платья. На царственной голове сияет блеском драгоценных камней корона-кокошник. Но её прекрасное лицо печально, в опущенных глазах чувствуется тоска. Хотя, кому-то кажется, что у царевны Золота надменное выражение лица.

Чуть в стороне от своих величественных сестер стоит робкая Угольная царевна. Её наряд отличается скромностью, в нём нет вычурности и пышности одеяний её сестер. Простое, но изысканное парчовое черное платье, блестящие черные волосы, ниспадающие на плечи, печаль на белоснежном лице - художник сделал её самой человечной из своих героинь. В версии 1881 года Угольная царевна держит руки сомкнутыми, что придает ее образу еще большую трагичность, ведь по сюжету сказки ее прототип был возлюбленной Иван Царевича. Во втором варианте картины Васнецов изменил положение её рук, расположив их вдоль тела, придав фигуре младшей царевны спокойствие и величавость. Глыбы черных скал на втором плане, красное закатное небо придают картине монументальности. А контрастное сочетание земли и неба, на фоне которого показаны похищенные царевны, подчеркивает тревогу и волнение героинь.