Усиление самодержавной власти. История. Государственное и региональное

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «История государственного управления»
Тема: «Укрепление самодержавия в России в XVII веке»
Выполнил: Ляпугин Иван Александрович, студент
Преподаватель: Кузнецов Александр Николаевич,
Мурманск 2015
План
Введение
2. Изменение роли органов государственной власти
Заключение
Введение
XVII век -- одно из наиболее бурных столетий не только в истории России, но и многих западных и восточных государств. В России это время носило переходный характер, когда прежняя система управления сословной монархии и ее институты переживают расцвет, но со второй половины века отмирают и начинается процесс формирования абсолютной монархии.

На рубеже XVI -- XVII веков Московское царство поразил системный кризис, который был вызван и развивался в результате сложного взаимодействия разновекторных противоречий во всех сферах жизни российского общества. Смута начала XVII века привела к полному развалу российской государственности, подрыву авторитета боярской и дворцовой знати (как заметил современник, «оскудеша премудрые старцы и изнемогоша чудные советники»), тяжелые психологические последствия имел массовый террор со стороны всех соперничавших группировок. Экономика была разрушена, а страна обезлюдела. Предельно сложной оставалась геополитическая обстановка.

В сложившейся ситуации единственно верным выходом оставалось усиление самодержавной власти, которое укрепило бы государственные основы и остановило происходящие деструктивные процессы.

1. Восстановление государственности на православных духовно-нравственных основах и попадание церкви в зависимость от государства

самодержавие россия бюрократия власть

XVII в. -- время усиления мобилизационного характера развития России. Восстановление народного хозяйства, постоянные войны, восстания и бунты как ответ на закрепощение, финансовые трудности и злоупотребления администрации, стремительное расширение территории (присоединение Украины, Восточной Сибири и Дальнего Востока, продвижение на Кавказ и др.), следствием чего стало превращение России в крупнейшую континентальную империю мира, требовали концентрации национальных сил, привели к завершению установления крепостного права. Наряду с этим развиваются мелкотоварное производство, мануфактуры, начинает формироваться всероссийский национальный рынок, в Россию активно проникают европейские культурные и цивилизационные достижения.

Династия Романовых не обладала реальными собственными материальными, силовыми средствами и механизмами для утверждения власти, обретения легитимности и прочности. Смута представляла не просто угрозу независимости, утраты территориальной целостности, но и потери православной самоидентификации русского народа. Поэтому возрождение самодержавия и восстановление государственности проходило и только и могло проходить на основах, приближенных к каноническим представлениям о государстве как «симфонии властей», двуединстве светской и духовной власти, автономно существующих, но в равной степени своими средствами обеспечивающих защиту и торжество православия.

Первая половина XVII в. стала наиболее полной реализацией этих идей. В идеале «симфония властей» противостояла как концепциям теократии (папацезаризм), так и абсолютной тирании, деспотии.

Восстановление государственности на православных духовно-нравственных основах облегчалось тем, что патриарх Филарет (1619--1633 гг.) -- в миру Федор Никитич Романов -- был отцом царя. Ф.Н. Романов, выдающийся и влиятельный боярин во времена царя Федора Ивановича, даже соперничал с Борисом Годуновым за власть, что завершилось для него поражением и пострижением в монахи. С его возвращением из польского плена после Деулинского перемирия и избрания патриархом, собственно, и начинается процесс возрождения России.

Колеблющаяся, неустойчивая политика боярской Думы сменяется твердой властью. Царь и патриарх в равной степени пользовались титулом «великий государь». Фактически власть сосредоточилась в руках патриарха Филарета, который энергично использовал ее для укрепления как государственной, так и духовной власти.

В XVII в. окончательно складывается национальная форма

монархии -- самодержавие. Хотя все самодержцы XVII в. династии Романовых избирались Земскими соборами (1613 -- Михаил, 1645 -- Алексей, 1682 -- Петр и Иван V , исключением было воцарение Федора Алексеевича в 1676 г., для которого оказалось достаточно решения боярской Думы), источником их власти было не сословное волеизъявление, а Бог. Национальный образ власти носил сакральный характер. Царь, самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших православных ценностей -- Истины, Добра, Красоты, Справедливости, как защитник «Святой Руси».

Но в царствование царя Алексея Михайловича возникают противоречия между укрепившимся самодержавием и церковью. Стремление светской власти поставить под контроль хозяйственную деятельность церкви (создание Монастырского приказа), ограничить монастырское землевладение, судебный, фискальный иммунитет монастырей и белого духовенства встретили сопротивление церковных иерархов, патриарха Никона, отстаивавшего «симфонию властей». Конфликт совпал с расколом церкви в результате реформы патриарха Никона по приведению богослужебных книг и обрядов в соответствие с греческими оригиналами. Против бескомпромиссно проводимой реформы непримиримо выступили сторонники «древнего благочестия», одним из руководителей старообрядцев был протопоп Аввакум. Духовный раскол ослабил позиции церкви. Попытка Никона оказать давление на царя отказом от патриаршества завершилась лишением его сана и ссылкой Вселенским собором 1666 г. Церковь начинает попадать, несмотря на ликвидацию Монастырского приказа, в прямую зависимость от государства, что является одним из индикаторов эволюции самодержавия в сторону абсолютной монархии.

2. Изменение роли высших органов государственной власти

В период восстановления российской государственности царь Михаил Федорович и патриарх Филарет опирались при укреплении самодержавия на церковь и всю систему сословных органов России. Со второй половины XVII в., в царствование Алексея Михайловича, усиливаются централизация и бюрократизация государственного управления, зарождается процесс рационализации власти в элитарном общественном сознании, и самодержавие начинает эволюционировать в сторону абсолютной, т.е. политически неограниченной монархии. Соотношение понятия самодержавие и абсолютизм, доминирующие предпосылки перехода к абсолютной монархии остаются дискуссионными в историко-правовой литературе.

На протяжении всего XVII в. сохраняется значение боярской Думы как высшего совета при царе. Статус боярской Думы сохранялся неизменным, но ее фактическая роль в управлении государством меняется. Оставаясь аристократическим органом, Дума постоянно увеличивала свой состав за счет низших чинов -- думных дворян и думных дьяков, корпус которых формировался на основе не принципа родовитости, а по личным служебным заслугам. Из состава боярской Думы стала выделяться «ближняя дума» из особо доверенных лиц царя (в том числе не имеющих думского чина), с которыми он предварительно обсуждал и принимал решения по вопросам государственного управления. Постепенно нарастает процесс бюрократизации работы Думы, из ее состава в 1681--1694 гг. выделяется специальная Расправная палата с переменным составом подьячих.

К системе высших органов государственной власти относились Земские соборы, роль которых в первой половине XVII в. значительно возросла, но после решения о воссоединении с Украиной начинается «затухание соборов» (Л.В. Черепнин). Это было связано с рядом обстоятельств. К середине XVII в. самодержавие окрепло, были восстановлены механизмы государственного управления. Важнейшим индикатором стало принятие Земским собором 1649 г. Соборного уложения. Не имеющий аналогов в то время по своему объему (почти 1000 статей) -- это последний общерусский кодекс, базирующийся на религиозно-православном понимании политических и правовых процессов. Он свидетельствует о высоком профессионализме русских дьяков XVII в. В кодексе провозглашался принцип равного суда для всех чинов, защищалась любая личность, но с учетом ее сословного статуса. Уложение юридически оформило крепостное право, объявив бессрочный сыск беглых и прикрепило посадское население к городам, ликвидировав беломестные слободы, которые были освобождены от посадских повинностей.

Особо опасными определялись преступления против религии, затем шли государственные преступления против порядка управления. Уложение определяло положение основных сословий. Оно было ответом на многочисленные законодательные запросы с мест и стабилизировало правовое пространство государства. Это освобождало руки царской администрации для проведения самостоятельной политики, в том числе акций, которые могли не найти поддержки у представителей сословий. Кроме того, с 1654 г. России пришлось вести тяжелейшие войны с Польшей, Крымским ханством, а внутри страны правительство столкнулось с крестьянско-казачьим восстанием под руководством Степана Разина, противостоянием старообрядцев и другими выступлениями. В этот период проводились совещания с представителями отдельных сословий. В 1681 -- 1682 гг. царем Федором Алексеевичем был созван Земский собор, который отменил местничество. Но восстановить деятельность высшего сословного представительского органа не удалось.

3. Формирование государственной службы и служилой бюрократии

Одной из сторон трансформации сословной монархии в абсолютную были изменения в составе, положении приказных людей по мере изживания земских учреждений и развития приказного начала в системе государственного управления.

Развитие воеводско-приказного управления в 20--30-х гг. наталкивалось на недовольство сословий. В челобитных и на заседаниях земских соборов в 30--40-х гг. представители столичного и местного дворянства, горожан одновременно с требованием законодательного оформления прав и привилегий выступали в защиту сословно-представительного принципа формирования аппарата управления против приказного и особенно с критикой верхушки приказной группы. В челобитной стряпчего И.А. Бутурлина выдвигалась даже идея превратить Земские соборы из временного в постоянно действующее сословное, а не бюрократическое учреждение. Отрицательная реакция сословий на усиление роли приказных людей потребовала законодательного оформления этой службы. В 40-е гг. XVII в. выходит ряд законодательных актов общего характера (они касались количества и источников комплектования подьячих), в результате чего происходит смена господства норм обычного права общими законодательными нормами, определяющими приказную службу.

Соборное уложение 1649 г. закрепило и дало толчок дальнейшему развитию приказного начала в государственном управлении. В 40-е гг. происходит смена поколений дьяков, изменение облика дьяческого чина в связи с приходом лиц, чья карьера развивалась при новой династии. Среди судей приказов происходит сокращение знати, но не падение ее роли, так как в руках особо приближенных к царю бояр концентрируется руководство несколькими приказами.

На протяжении всего XVII в. продолжается не санкционированный сверху рост подьяческих штатов. Он диктовался усложнением государственного управления и внутренними потребностями приказных учреждений, происходил по инициативе приказных судей и дьяков.

К середине XVII в. происходит выделение гражданской службы из службы вообще, которая была преимущественно военной. Это нашло отражение в изменениях, которые претерпели присяги приказных людей, даваемые при смене царя всем населением и отдельными лицами при вступлении в должность или повышении чина. С 1598 г. общие присяги (крестоприводные записи) для всей массы служилого населения дополнялись приписями думным чинам, стольникам, дьякам, подьячим и т.д.

Вместе с тем для приказных людей сохранялось двойственное понимание их службы. С одной стороны, по общей присяге они были обязаны нести службу царю, в основном военную, как все служилые люди. С другой стороны, специальными приписями их служба определялась как работа в государственных учреждениях, т.е. была гражданской службой. Таким образом, обязанности приказных людей разделились к середине XVII в. на «государеву службу» (рассматривалась как почетная -- в полках, посольствах) и «приказную работу» (текущая работа в приказах и приказных избах -- непочетная, с оттенком подневольности). Термин «приказная работа» никогда не применялся к думным дьякам. С 60-х гг. в документах четко разделяется выполнение дьяками и подьячими службы и приказной работы («работаю тебе, великому государю беспрестанно, и на твоих, государевых, службах я, холоп твой, был 3 года»), при этом последняя становится основной и определяющей.

Вокруг приказной работы складывается гражданская служба как отрасль государственной службы. Проявлением этого процесса было становление государственных должностей. Сначала они совпадали со служилой иерархией чинов: дьяки (думные, приказные) и подьячие чины определяли иерархическое положение внутри сословной группы и сферу деятельности: думные дьяки -- верховное управление, приказные дьяки -- среднее звено руководства центральными и местными учреждениями, подьячие -- подчиненное положение в одном из учреждений. По мере роста численности приказных чинов в учреждениях начинают существенно различаться их положение и функции. Чтобы избегать трений между лицами с одинаковыми чинами в одном учреждении, дублирования в работе, потребовалось определение положения («мест») дьяков одного учреждения относительно друг друга. «Места» дьяков в приказе определялись временем получения чина («сидеть ему, кто из них преж в чину»), что устанавливало их служебную соподчиненность и разделение на «больших» и «других». Подобная градация увязывалась с размером жалованья, источником его обеспечения и свидетельствовала о процессе бюрократизации аппарата

При царе Федоре Алексеевиче был разработан проект Табели о рангах высших постов в органах управления и армии. Проект предусматривал разделение военной и гражданской службы. Он носил аристократический характер, выстраивая иерархию членов боярской Думы как правящей элиты: первый ранг принадлежал верховному судье, второй -- воеводе при царском дворе, третий -- наместнику Владимира, председательствующему в боярской Думе и т.д. (всего 5 чинов). Часть должностей носила византийские названия. Проект был согласован с патриархом, но после смерти Федора Алексеевича к нему больше не возвращались.

Заключение

В XVII веке в России шел процесс централизации государственной власти и отчетливо стали проявляться тенденции формирования абсолютизма. Если русский царизм в начале XVII веке носил черты сословно-представительной монархии, то со второй половины века политический строй страны эволюционировал. Это проявлялось в усилении единоличной власти царя, ограничении деятельности сословно-представительных учреждений, привлечении к государственному управлению "непородных" людей, повышении роли Приказов и в окончательной победе светской власти над властью церковной.

Процесс бюрократизации государственного управления нашел отражение и в попытке изменить характер Боярской думы. Менялся ее состав и прерогативы. Состав Думы увеличился за счет приказных людей, государственной бюрократии. Она осталась высшей служебной инстанцией государства. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников приказов. Таким образом, появились элементы деятельности, характерные для правительства. Однако в конце XVII века значение Боярской думы сильно упало.

Взаимоотношения власти и общества были определены в Соборном уложении 1649 года - основном кодексе законов самодержавной монархии. Соборное уложение законодательно закрепило самодержавный, деспотический характер государственной власти. Две главы этого документа были посвящены соблюдению престижа царской власти, где определялись меры наказания за все помыслы и действия, наносившие урон как "государевой чести", так и царскому двору.

Важным свидетельством усиления самодержавия было падение значения Земских соборов как органов сословного представительства. Земские соборы в России были однотипны с возникшими в XIII-XVI веках сословно-представительными учреждениями в Западной Европе (английский парламент, французские генеральные штаты и т.д.), но из-за усиления самодержавия сыграли в целом менее значимую роль, чем на Западе.

Земские соборы особенно активно действовали после Смуты, когда царская власть нуждалась в поддержке широких кругов дворянства и верхушки купечества. На обсуждение Земских соборов выносились жизненно важные вопросы внешней и внутренней политики государства. Почти непрерывно действовали Земские соборы в 1613-1622 годах. Затем в созыве Земских соборов наступает десятилетний перерыв, после чего они созывались периодически. Земский собор 1653 г., созванный для обсуждения вопроса о воссоединении Украины с Россией, считается последним собором полного состава.

Таким образом, к концу XVII века политический строй страны эволюционизировал к абсолютизму, что выражалось в падении роли институтов, характерных для сословно-представительной монархии, каковой являлась Россия с ее Боярской думой и боярской аристократией.

Переход России к абсолютизму проявлялся в разных сферах политической жизни страны в следующих моментах:

в изменении царского титула;

в отмирании такого атрибута сословно-представительной монархии, как Земский собор;

в эволюции приказной системы, а также состава Боярской думы;

в повышении значения различных слоев населения в государственном аппарате;

в победном исходе для царской власти ее соперничества с властью церковной.

Список используемой литературы

1. Демидова Н.Ф. Служилая бюрократия в России XVII в. и ее роль в формировании абсолютизма. М., 1987.

2. Тихомиров М.Н. Российское государство XV--XVII вв. М., 1979.

3. Карташов А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.2. М., 1991.

4. Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992.

5. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI --XVII вв. М., 1995.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Субцивилизации в истории российской государственности. Особенности образования Древнерусского государства. Политические режимы и модели власти; становление самодержавия и сословного управления, формирование российской империт; просвещенный абсолютизм.

    курс лекций , добавлен 21.12.2011

    Процесс формирования и система приказов в России. Система органов государственной власти в период формирования приказов. Приказная бюрократия, причины её появления. Государственная служба приказной системы. Приказное делопроизводство XV-XVII вв.

    курсовая работа , добавлен 11.03.2012

    Изучение истории создания кооперативного движения в России, его роли в экономическом развитии страны. Особенности состояния кредитных кооперативов в XXI веке, анализ концепции, способствующей их благоприятному развитию. Влияние государства на кооперацию.

    курсовая работа , добавлен 19.02.2010

    Правовые основы пенитенциарной системы в царской России. Особенности исполнения наказаний. Формирование Российской пенитенциарной политики и ее источников в 19 веке. Особенности развития мест лишения свободы в России. Условия содержания арестантов.

    реферат , добавлен 16.02.2015

    Система органов государственной власти в современной России. Роль Президента РФ в системе государственного управления. Федеральное Собрание как высший законодательный орган государства. Правительство РФ и система федеральных органов исполнительной власти.

    курсовая работа , добавлен 19.06.2014

    Возникновение и развитие государства в античном мире. Причины падения полисной системы. Государственное устройство Древней Греции и Древнего Рима. Основные причины гибели древнегреческой государственности. Укрепление власти поздних римских императоров.

    доклад , добавлен 26.10.2009

    Развитие государственного управления в Киевской и Московской Руси (IX-XVII вв.). Система государственного управления в Российской империи (XVIII–нач. XX вв.). Институты государственной власти СССР и причины крушения Советской государственности.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2010

    Характеристика системы государственной власти Российской Федерации. Понятие органов государственной власти, их основные признаки и виды. Органы законодательной и исполнительной власти. Деятельность в России самостоятельной и независимой судебной власти.

    курсовая работа , добавлен 21.01.2013

    Принятие христианства на Руси, сближение православной церкви и государственных институтов. Гарантии свободы совести и религии в современном демократическом государстве. Политическая система России, роль политических партий в формировании органов власти.

    дипломная работа , добавлен 18.12.2011

    Особенности современной федеративной системы Российской Федерации. Формирование механизмов взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти. Согласование интересов федеральных и региональных органов государственной власти России.

Серегино.
Добавлено, чтобы было хоть что-то. Доработать!

XVII в. происходит трансформация российской политической системы от сословно-представительной монархии к самодержавию. При ограниченной монархии государь осуществляет власть вместе с высшими сословно-представительными органами: царь, принимая решение, должен получить их согласие. При самодержавии царь должен был лишь обсудить с ними вопрос, а окончательное решение оставалось за ним. После 1613 г. власть царя на первых порах серьезно ограничивало боярство. Земские соборы, выражавшие интересы многих слоев общества, выступали реальным противовесом Боярской думе и играли очень важную роль в политической жизни. Однако существованию в России ограниченной монархии препятствовало отсутствие у сословий, кроме боярства, понятия о своих правах и их законодательном оформлении. В сознании низших и средних слоев общества сословные права путались с правами тягловой общины. При таких условиях защиту своих прав сословия видели лишь в усилении власти царя, а не в создании системы защиты этих прав через представительные органы.В 1649 г. на Земском соборе было принято новое Уложение (свод законов). В нем укреплялось централизованное государственное управление и закреплялась самодержавная власть царя. С принятием этого Уложения роль сословного представительства падает. После 1649 г. состоялись всего четыре Земских собора. Они решали важнейшие государственные вопросы: утверждали основные законодательные акты, давали согласие на ведение или прекращение военных действий, обсуждали международные соглашения и т.д. До 1682 г. в их компетенцию входило утверждение русских государей на царство. В 1653 г. потребовалось согласие Земского собора на просьбу гетмана Б. Хмельницкого о присоединение Левобережной Украины к России, ибо это означало неизбежную войну с Польшей.Уменьшилось и значение Боярской думы в политической жизни: она полностью переходит под власть царя во второй половине XVII века. Зато возрастает влияние «ближней государевой думы», куда входили доверенные лица самодержца. В середине 50-х гг. XVII в. возник Приказ тайных дел – личная канцелярия царя, поставленная над всеми официальными учреждениями и лицами. Число приказов увеличилось до 80. Все большую роль в них играют не бояре, а служащие-дьяки, происходившие из мелкого дворянства. Так рождалась бюрократия – необходимый элемент системы абсолютизма. Попытки ограничить своеволие бюрократии предпринимались неоднократно, но без особого успеха. В 1682 г. было отменено местничество – система получения государственных постов по степени знатности и родовитости. Управление страной становилось все более централизованным, хотя и мало упорядоченным.На местах централизация выражалась в создании на базе нескольких уездов особых округов – разрядов. Реальным путем усиления власти государства было развитие местной администрации. В 1646 году правительство Алексея Михайловича увеличивает косвенные налоги, подняв цену на соль в четыре раза. Но вместо пополнения казны вновь происходит сокращение доходов, ибо народ оказался не в состоянии покупать соль по новой цене. В 1647 году правительство налог отменяет, но решено было взыскать недоимки за три года любыми способами.Это решение вылилось в июне 1648 года в открытое восстание в Москве, получившее название «Соляного бунта». Несколько дней Москва была в мятеже: жгли, убивали, грабили всех, кого считали виновником народных бед. К горожанам присоединились стрельцы и пушкари, часть дворян. Восстание удалось подавить лишь с помощью подкупленных стрельцов, которым увеличили жалование.Восстание, испугавшее власти, во многом способствовало созыву в 1649 году Земского собора и принятию Соборного уложения - нового кодекса законов.»Соляной бунт» в Москве не был единственным. В 1630 - 1650-х годах восстания произошли более чем в 30 русских городах.Эти восстания не облегчили положение народа. В середине XVII века налоговый гнет возрос еще более. Денег требовали войны, которые вела Россия со Швецией и Польшей, нужны были средства и на содержание государственного аппарата.В поисках выхода из тяжелого финансового положения русское правительство взамен серебряной монеты с 1654 года по той же цене стало чеканить медную. Медных денег было выпущено так много, что они обесценились. Дороговизна продуктов привела к голоду. Доведенные до отчаяния посадские московские люди летом 1662 года подняли восстание. (Медный бунт.) Оно было жестоко подавлено, но правительство для успокоения народа вынуждено было прекратить чеканку медных денег, которые вновь заменялись серебряными.


Во второй половине 17 века в развитии русской государственности стали преобладать абсолютистские тенденции. Данные тенденции получили своё выражение в политических учениях о "просвещённой" абсолютной монархии, способной наилучшим образом обеспечить наивысшее благо всех её подданных. Подобные доктрины тесно связывали в один узел экономические и политические преобразования, предлагая пути их осуществления.

С обоснованием правомерности абсолютной монархии выступил Симеон Петровский-Ситнианович (1629-1680). Главной проблемой его творчества было разрешения вопросов, связанных с верховной властью, формой её организации и деятельности. Он один из первых в истории отечественной политико-правовой мысли дал политическое обоснование необходимости установления просвещённой монархии. Симеон активно возвышал авторитет царской персоны, сравнивая царя с солнцем. Царь и бог у него почти равные величины. В понимании Симеона Полоцкого царь и государство отождествляются.

Соборное уложение 1649 года, закрепившее социально-экономические сдвиги Русского государства, отразило и возросшую власть самодержавного монарха. 2 и 3 главы Уложения устанавливали жёсткую кару за преступления, направленные против личности царя, его чести, здоровья, за преступления, совершаемые на территории царского дворца. Все эти преступления отождествлялись с вводимым впервые в право Русского государства понятием государственного преступления. Смертная казнь устанавливалась за прямой умысел («злое умышление») против жизни и здоровья царя, а также за обнаружения умысла, направленного против царя и государства (восстание, измена, заговор).

Процесс бюрократизации государственного аппарата превращал Боярскую думу из органа боярской аристократии в орган приказной бюрократии (судей приказов, воевод, дьяков); всё это не могло не ослаблять самостоятельность Боярской думы.

В практике законодательной деятельности Русского государства появилось понятие «именной указ», т.е. законодательный акт, данный только царем, без участия боярской думы. Все именные указы носили характер второстепенных актов верховного управления и суда. Боярские же приговоры были наиболее важными законодательными актами, связанными с феодальным землевладением, крепостным правом, основами финансовой политики и прочими важнейшими сторонами деятельности государства. Особенно возрастало число боярских приговоров после различных социальных потрясений. В царствование слабовольного Фёдора Алексеевича (1676 - 1682) значение Боярской думы временно возросло: из 284 указов его правления 114 были даны с боярским приговором.

Свидетельством возраставшей власти царя к середине XVII века явилось создание Приказа тайных дел. Ещё в первые годы правления царь Алексей Михайлович имел при себе несколько подьячих из приказа Большого дворца для личной переписки. Этот штат в конце 1654 или в начале 1655 года получил определённую организацию Приказа тайных дел - личной канцелярии царя, органа, позволяющего царю в разрешении важнейших государственных вопросов обходиться без Боярской думы.

Цари «всея Руси» разделяли свою власть с боярской аристократией в высшем органе централизованного государства - Боярской думе. Этот орган управления разрешал важнейшие государственные дела. Будучи законодательным органом, вместе с царём она утверждала различные «уставы», «уроки», новые налоги и т.д. Заседания Боярской думы проводились в Кремле: в Гранатовитой палате, иногда в личной половине дворца.

Несмотря на возросшее к середине XVII века значение поместного дворянства, боярство сохранило своё экономическое и политическое могущество. Состав думы за век удвоился. Особенно заметно возросло число окольничьих думных дворян и дьяков. В 1681 году в Боярской думе было 15 одних только думных дьяков. Таким образом, Боярская дума представляла собой собрание представителей старинных боярских фамилий и выслужившихся приказных дельцов. По свидетельству современника, царь Михаил Фёдорович, «хотя самодержцем писался, однако без боярского совету не мог делати ничего». Алексей Михайлович, несмотря на наличие более узкой по составу «ближней думы» и личной канцелярии (Тайного приказа), по всем основным вопросам советовался с Думой; более мелкие вопросы Боярская дума обсуждала без царя.

Характерной особенностью XVII века явилась более тесная связь личного состава Боярской думы с приказной системой. Многие члены Думы выполняли обязанности начальников (судей) приказов, воевод, находились на дипломатической службе по совместительству.

С появлением новых слоёв в среде господствующего класса, и, прежде всего, поместного дворянства (дворян и детей боярских), тесно связано возникновение земских соборов - эпизодически созываемых совещаний для обсуждения и разрешения важнейших вопросов внутренней и внешней политики. Кроме Боярской думы и верхушки духовенства («освящённый собор»), земские соборы включали представителей поместного дворянства и посадских верхов.

Появление земских соборов означало установление в России сословно- представительной монархии, характерной для большинства западноевропейских государств. Спецификой сословно-представительных органов в России было то, что роль «третьего сословия» (городских буржуазных элементов) в них была гораздо слабее и в отличие от некоторых аналогичных западноевропейских органов. Земские соборы не ограничивали, а укрепляли власть монарха. Представляя более широкие, чем Боярская дума, слои господствующих верхов, земские соборы в своих решениях поддерживали царей. Существование земских соборов, как и Боярской думы, означало известную слабость не только носителя верховной власти - царя, но и государственного аппарата централизованного государства, в силу чего верховная власть вынуждена была прибегать к прямой и непосредственной помощи феодального класса и верхов посада.

В первые годы правления царя Михаила Романова в условиях разрухи и тяжёлого финансового положения после интервенции и социальных потрясений правительство особо нуждалось в опоре на основные группировки господствующего класса. Земские соборы заседали почти непрерывно: с 1613 года по конец 1615 года, в 1616-1619 годах, в 1620-1622 годах. На этих соборах основными вопросами были: изыскание финансовых средств для пополнения государственной казны и внешнеполитические дела.

С 20-х годов 17 века государственная власть несколько окрепла, и земские соборы стали собираться реже. Соборы 30-х годов также связаны с вопросами внешней политики: в 1632-1634 годах в связи с войной в Польше, в 1636-1637 годах в связи с войной с Турцией. На этих соборах были приняты решения о дополнительных налогах на ведение войны.

Одним из важнейших земских соборов был собор, собравшийся в условиях городских восстаний летом 1648 года. На соборе были поданы челобитные от дворян с требованием усиления феодальной зависимости крестьян (сыска их без урочных лет); посадские в своих челобитных выражали желание уничтожить белые (т.е. не обложенные налогами и сборами) слободы, жаловались на непорядки в управлении и в суде.

Специальная комиссия Боярской думы во главе с боярином князем Н.И. Одоевским подготовила проект «Соборного Уложения» - кодекса законов самодержавной монархии XVII века, в котором были учтены пожелания помещиков и посадской верхушки. Проект «Соборного Уложения» обсуждался членами Земского собора, созванного в сентябре 1648 года, и был окончательно утверждён 29 января 1649 года.

Земские соборы 1651 и 1653 годов были связаны с разрешением вопроса о войне с Польшей. На соборе 1653 года был положительно решён вопрос о воссоединении Украины с Россией.

Все последующие земские соборы были неполными и являлись фактически совещаниями царя с представителями определённых сословий. Земские соборы способствовали укреплению самодержавной власти царя и государственного аппарата. Созывая Земский собор, правительство рассчитывало на получение от его членов информации о положении дел на местах, а также на моральную поддержку с их стороны различных внешнеполитических, финансовых и прочих мероприятий правительства.

Падение роли земских соборов тесно связано с глубокими социально- экономическими сдвигами, произошедшими в Русском государстве к концу XVII века. Восстановление экономики страны и дальнейшее развитие феодального хозяйства позволили укрепить государственный строй России с самодержавной монархией, бюрократическим аппаратом приказов и воевод. Правительство уже не нуждалось в моральной поддержке «всей земли» своих внутриполитических и внешнеполитических начинаний. Удовлетворённое в своих требованиях окончательного закрепощения крестьян, поместное дворянство охладело к земским соборам. С 60-х годов XVII века земские соборы переродились в более узкие по составу сословные совещания.

Конспект по истории России

После бурных событий "Смутного времени", когда авторитет верхов заметно пошатнулся, государственная власть в России была восстановлена в форме сословно представительной монархии , опиравшейся на Боярскую Думу и земские соборы. Избранный в 1613 г. царем молодой и слабохарактерный Михаил Романов долгое время не играл самостоятельной роли. Государственными делами заправляли его родственники Салтыковы и Черкасские. Затем вернувшийся из плена отец царя патриарх Филарет более десяти лет лично руководил правительством. Вошедший на престол юным, второй Романов - Алексей Михайлович (1645-1676), в начале правления был вынужден делить власть - сначала с боярином Морозовым, а затем некоторое время с патриархом Никоном. Ограничение царской власти в условиях сословно-представительной монархии объяснялось привилегированным положением боярской аристократии, верхушка которой входила в Боярскую думу - высший правительственный орган.

Но к середине XVII в. значение Боярской думы постепенно падало. Члены Думы давали присягу ничего не делать без ведома царя. Царь же мог решать вопросы и без согласия Думы.

Своеобразие русской монархии того периода выражалось в стабильности сословного представительства, особенно сословия горожан - торгово- ремесленной верхушки. Поэтому в эволюции самодержавия России роль земских соборов в XVII в. постепенно падает: крепнущее самодержавие все реже собирает их для решения тех или иных важных вопросов.

Самодержавное государство опиралось на развитый бюрократический аппарат . Центральное управление осуществлялось через приказы (особые органы исполнительной власти). Число их было различно, иногда доходило до 50. Часть приказов подчинялась не государю, а патриарху. В XVII в. значение бюрократических элементов - дьяков, подьячих в приказной системе усиливается.

Наблюдается падение выборного начала в местном самоуправлении. Здесь также проявилась тенденция к централизации. На местах всю полноту власти - военную, судебную, финансовую и т.д. - осуществляли воеводы, назначаемые правительством из дворян. Воеводское управление местами поглотило, а местами подчинило все виды прежней администрации и прежде всего земское управление.

Таким образом, новым моментом в политической области во второй половине XVII в. была эволюция сословно-представительской монархии в сторону абсолютизма.

Новые тенденции заметны в развитии российского войска . Кроме стрелецких полков и дворянского конного ополчения, с 30-х гг. XVII в. начинают создаваться т.н. полки "нового" (или "иноземного") строя, укомплектованные по принципу принудительного набора, обученные и вооруженные по западному. Полки "нового строя" к концу столетия стали играть большую роль в системе организации вооруженных сил русского государства, значение же поместного ополчения резко упало. Одновременно утрачивали прежнее предназначение боевой силы стрельцы. В 1681 г. в России насчитывалось свыше 60 тысяч солдат, около 30 тысяч рейтар, свыше 50 тысяч стрельцов и лишь около 16 тысяч дворян. Кроме того, имелось еще около 30 тысяч конных "служилых инородцев" - татар, мордвы и других.

Вместе с тем, в организации вооруженных сил России к исходу ХVII в. имелись и серьезные недостатки. Прежде всего, они представляли чрезвычайно пеструю картину. Комплектование, вооружение, обучение и снабжение всех этих разрядов войска были разнородными. Отсутствовало единое центральное управление вооруженными силами. Из-за экономической отсталости России армия испытывала большой недостаток в ружьях, мушкетах, пистолетах и боеприпасах. Артиллерия имела много орудий старых образцов, сделанных еще в XV-ХVI веках. Таким образом, существовавшая в конце ХУII века военная система не могла в должной мере обеспечить успешное решение назревших внутренних и внешнеполитических проблем русского государства. Необходима была ее коренная реорганизация.

"Уложением" 1649 г. запрещается новое приобретение земель церковью. Одновременно сокращаются ее многочисленные привилегии. Тем самым ограничивается экономическое могущество церкви. Для управления вотчинами монастырей и духовенства учреждается Монастырский приказ.

Параллельно с отмиранием сословного представительства растет политическое и идеологическое значение царской власти. Вводится новая государственная печать, в царский титул вводится слово "самодержец". Идеология самодержавия зиждилась на двух положениях: божественном происхождении царской власти и преемственности царей новой династии от династии Рюриковичей.

9) Усиление самодержавной власти при Алексее Михайловиче (1645 – 1676)

Усиление самовластья.

При Алексее Михайловиче продолжалось укрепление самодержавной, ничем не ограниченной власти царя, во второй половине 17 века земские соборы не созывались, зато достигла расцвета приказная система управления, интенсивно шел процесс его бюрократизации. Особую роль играл учрежденный в 1654 году Тайный приказ, подчиненный непосредственно Алексею Михайловичу и позволявший ему руководить другими центральными и местными учреждениями. Важные изменения происходили в социальной сфере: шел процесс сближения поместья и вотчины, началось разложение системы "служилого города". Правительство Алексея Михайловича поддерживало интересы российского купечества, Таможенный (1653) и Новоторговый (1667) Уставы защищали купцов от иностранных конкурентов. Отражением новых тенденций в русской жизни стало приглашение на службу в Россию иностранных специалистов, создание полков "иноземного строя".

Эволюция политической системы при Алексее Михайловиче 1645-1653 годы. В наследство от отца Алексей Михайлович получил немало неразрешённых проблем (земельный вопрос, налоги, торговля, последствия поражения в Смоленской войне 1632-1634 годов.). 10 июня 1648 года дворяне с купечеством потребовали собрать Земский собор. Он был созван 16 июня 1648 года и на нём было принято решение о подготовке нового собора, на котором рассмотреть свод законов (Уложение).

Земский собор открылся в начале сентября 1648 года и продолжал работу до конца января 1649 года. Работа протекала в двух палатах. Боярская дума, Освящённый собор, патриарх и царь заседали в одной, верхней. В нижней заседали «земские люди» - депутаты от гордов и рядовые дворяне. Дворяне добились включения в Уложение долгожданных законодательных норм об отмене сроков сыска беглых крестьян, что обозначало установление крепостной зависимости. Посады получили удовлетворение своих требований об изъятии беломестных слобод и дворов в городах и передаче их в тягло. Детально было разработано законодательство о поместном и вотчинном землевладении, а также о судопроизводстве. Особое место отводилось охране жизни и достоинства царствующих лиц. Уложение в первый раз узаконило права государевой власти, обратив в постановление то, что прежде существовало только по обычаю и по произволу. Таким образом, во второй и третьей главе "О государской чести и о государевом дворе" указаны разные случаи измены, заговоров против государя, а также и бесчинств, которые могли быть совершены на государевом дворе. Суд в это время перешел почти исключительно в руки приказов.

Реформы Алексея Михайловича.

Во второй половине 17 века начинается трансформация всей системы русской традиционной культуры, возникает светская литература, в т. ч. поэзия, зарождается светская живопись, при дворе устраиваются первые "комедийные действа". Кризис традиционализма охватывает и сферу идеологии. Алексей Михайлович - один из инициаторов церковной реформы, проводимой с 1652 года патриархом Никоном. В 1666-1667 годах церковный собор проклял "староверие" и обязал "градские власти" сжигать всякого, кто "возложит хулу на Господа Бога". Проявлениями кризиса в социальной сфере стали жестоко подавленный Алексеем Михайловичем бунт в Москве 1662 года и казачье восстание под предводительством С. Т. Разина, с трудом подавленное правительством. Алексей Михайлович сам участвовал во внешнеполитических переговорах и военных походах (1654-1656). В 1654 году произошло объединение Украины с Россией, а начавшаяся после этого война с Речью Посполитой (1654-1667) завершилась подписанием Андрусовского перемирия и закреплением России на Левобережной Украине. Но попытки выйти к берегам Балтийского моря (русско-шведская война 1656-1658 годов) не привели к успеху.

Эволюция политической системы при Алексее Михайловиче 1654-1676 годы. После Земского собора в октябре 1653 г. этот общегосу­дарственный орган фактически прекратил свое существование. Царь управ­лялся с делами без него. Даже Боярская дума уже не имела прежнего значе­ния. В 1654 г. по указу Алексея Михайловича создается "Приказ его великого государя тайных дел". Это необычное учреждение должно было служить це­ликом и полностью исполнению царской воли, но, в отличие от других орга­нов центрального аппарата, новый приказ, действительно, был тайным: даже бояре и другие приближенные к царю люди не должны были знать о намере­ниях и действиях государя. Приказ Тайных дел осуществлял надзор за всеми гражданскими и военными делами в стране и доставлял монарху необ­ходимые сведения.

Приказ принял на себя дела по управлению обширным хозяйством царя Алексея Михайловича. Приказ довольно аккуратно вел приходно-расходные книги денежной, казны, из которых можно почерпнуть весьма интересные данные о жизни не только царского двора, но также по более широкому кругу вопросов. Наконец, новое административное детище царя Алексея занималось обеспечением охотничьих пристрастий государя, прежде всего потехи с лов­чими птицами (соколами, ястребами). Серьезным шагом по пути усиления царской власти стало и создание так называемого Счетного приказа. Тем самым была предпринята попытка со­гласовать финансовую деятельность сложной системы приказов - централь­ных ведомств. Предполагалось контролирование денежных поступлений в казну и расходования средств. Серьезных последствий создание такого орга­на, однако, не имело. Еще одним новым государственным учреждением, появившимся также по инициативе Алексея Михайловича, стал Записной приказ. Ему вменялось в обязанность составить историко-родословный труд о династии Романовых и ее деятельности. Все это служило идее возвеличения царской власти. Начало 60-х годов XVII века – время экономического и финансового кризиса в России, роста в военных условиях налогов, застоя торговли, дороговизны и голода. В то же время усиливалась мощь высших слоёв посадского населения – предпосылки к буржуазии. 17.10.1660 царь указал боярам «говорить» с торговыми людьми разных слоёв для выяснения причин подорожания и принятия советов. Среди причин были указаны торговцами: спекуляция закупщиков, неурожаи, потребность в хлебе на винокурнях и пивоварнях, уменьшение численности пашенных людей (моровое поветрие, государева служба, которую реформировал царь), увеличение спроса на хлеб среди переведённых на денежное жалование стрельцов и прочее. 25.07.1662 года в Москве произошло восстание. Почти накануне его правительство созвало несколько совещаний торговых людей. Хотя до этого в «сказках» торговцы просили собрать земский собор. На совещании люди «третьего сословия» предложили не только модель земского собора, но и модель общества в целом, упоминая чины и сословные группы, но опустив крестьян. Почему не был созван земский собор? Первое – это позволило феодальному государству проявить тенденцию к абсолютизму. Второе – возможность проявления оппозиционных настроений среди дворян и посадских людей.

10) Реформы Петра I и становление абсолютизма.

Предпосылки реформ Петра I

Петровские реформы были важнейшим этапом в истории России, благодаря которому всю ее можно разделить на допетровскую и послепетровскую эпохи. Многие преобразования Петра I уходят корнями в XVII век. Во второй половине этого столетия изменяется, становится более централизованной, система государственного управления. Предпринимаются также попытки более четко разграничить сферы деятельности различных приказов (центральных органов управления). Тогда появляются первые зачатки армии - так называемые полки иноземного строя.

Происходят важные изменения в культуре: появляется театр, первое высшее учебное заведение. Русские люди начинают теснее соприкасаться с представителями других культур, особенно после присоединения в середине XVII в. к России Украинцы - временно - Белоруссии, находившихся в составе Великого княжества Литовского и глубоко воспринявших идеи и традиции западноевропейского Возрождения. Именно в XVII в. расцветает в Москве знаменитая Немецкая слобода (место поселения европейцев), впоследствии оказавшая столь сильное воздействие на юного Петра.

Деятельность Петра I создала условия для более широкого знакомства России с культурой, техникой, образом жизни западноевропейского общества, что послужило началом коренной ломки норм и представлений Московской Руси.

Петровские преобразования затронули все слои общества, они властно вторглись в жизнь каждого человека - от боярина до самого бедного крестьянина. В этом их главная особенность.

Реформа государственного управления

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и 1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, ведавшими войсками, расположенными на территории губернии, а также обладавшими всей полнотой административной и судебной власти. На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы были лишены административной власти и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г., 1719 г., 1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллеги, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности "выбивания" показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью "Табели о рангах" воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1701 г. было реформировано управление церковно-монастырскими землями. Петр 1 восстановил Монастырский приказ, контролировавший церковные доходы и суд над монастырскими крестьянами. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты. Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых - большая часть этих доходов разворовывалась.

Установление абсолютизма в России

Перемены в государственном строе в первой четверти XVIII в. были подготовлены всем предшествующим развитием страны: ростом производительных сил в области сельского хозяйства и ремесла, становлением единого всероссийского рынка, зарождением мануфактурного производства и т. п.

Тем не менее, в силу неблагоприятных внешнеполитических условий (постоянная борьба с внешними врагами, отсутствие выхода к открытым морям) в XVII в. стала особенно сказываться отсталость Русского государства в сравнении с наиболее развитыми государствами Западной Европы, вступившими на путь капиталистического развития (Англия, Голландия, частично Франция).

Монархия с Боярской думой, рыхлым аппаратом приказов и воевод не могла разрешить сложные внутри- и внешнеполитические задачи. Необходимо было укреплять государственный строй путем преобразования высшего, центрального, местного аппарата и армии, превращения главы государства - самодержавного царя - в носителя абсолютной (неограниченной) власти.

Расширение и бюрократизация государственного аппарата требовали новых кадров командного состава регулярной армии и чиновничества гражданского аппарата. Законодательство Петра I ввело обязательную военную или гражданскую службу для дворян. На службу государства были привлечены церковь и многочисленное духовенство.

Для российского абсолютизма были характерны следующие особенности:

Абсолютизм в России совпал с развитием крепостничества;

Российский абсолютизм опирался в основном на крепостническое дворянство и служилое сословие.

Акты стали издаваться от имени одного царя. Разрастается приказный бюрократический аппарат, появляются первые солдатские и драгунские полки из «охочих людей» - ростки будущей регулярной армии как важнейшего атрибута абсолютизма.

Несмотря на то, что сельское хозяйство с трехпольной системой земледелия и относительно отсталыми орудиями производства (соха, бороны, серп, коса) оставалась основной отраслью экономики России, начинается достаточно интенсивное освоение новых посевных территорий на юге страны.

Наблюдается развитие промыслового хозяйства и ремесленного производства. Углубляется разделение труда. Развитие мелкотоварного ремесла и рост товарной специализации готовил почву для возникновения мануфактур.

Начинает интенсивно развиваться торговля, несмотря на наличие существенных препятствий: у России на западе и юге отсутствовал выход к морям.

Развитие товарно-денежных отношений, завершение формирования единого общероссийского рынка, большие потребности государственной казны в денежных средствах, необходимых для ведения войн, привели к значительному увеличению повинностей крестьянства и посадских людей, налогов и других платежей. А это, в свою очередь вело к серьезному углублению социальных противоречий и напряженности в обществе.

В общем, абсолютная монархия в России представляла собой в социальном плане диктатуру дворян-крепостников. И одной из главных задач являлась охрана феодально-крепостнического строя и обеспечение его функционирования. Не случайно становление абсолютизма совпадает с окончательным юридическим закреплением крепостного права.

Во-первых, ему приходилось учитывать и интересы купечества, заводчиков, фабрикантов.

Во-вторых, по-прежнему остра была проблема защиты крайне протяженных границ страны, не защищенных никакими естественными препятствиями (морями, горами и т.д.).

В третьих, по-прежнему стояла задача воссоединения родственных, вышедших из одного корня славянских народов великороссов, украинцев и белорусов. Перечисленные выше задачи имели безусловно общенациональный характер, и абсолютизм в России на определенном этапе его развития (в XVII - XVIII вв.) отражал общенациональные интересы и даже пользовался определенной поддержкой всего населения, в том числе и основной массы крестьянства, которое объединяла общая православная религия и общая вера в доброго царя, окруженного «злыми боярами».

11) Дворцовые перевороты и борьба за наследие Петра I.

Предпосылки дворцовых переворотов

Основная причина, легшая в основу дворцовых переворотов, состояла в противоречиях между различными дворянскими группировками по отношению к петровскому наследию. Было бы упрощением считать, что раскол произошел по линии принятия и непринятия реформ. И так называемое “новое дворянство”, выдвинувшееся в годы Петра благодаря своему служебному рвению, и аристократическая партия пытались смягчить курс реформ, надеялись в той или иной форме дать передышку обществу, а в первую очередь, - себе. Но каждая из этих групп отстаивала свои узкосословные интересы и привилегии, что и создавало питательную почву для внутриполитической борьбы.

Дворцовые перевороты были порождены острой борьбой различных группировок за власть. Как правило, она сводилась чаще всего к выдвижению и поддержке того или иного кандидата на престол.

Активную роль в политической жизни страны в это время стала играть гвардия, которую Петр воспитал как привилегированную “опору” самодержавия.

Со дня смерти Петра I и до воцарения Екатерины II на троне сменилось 6 государей и государынь. Никто из них не отличался высоким интеллектом, большинство оказалось на троне по воле случая.

Петр I скончался 28 января 1725 г., не назначив преемника. Выдвинувшаяся при Петре I знать возвела на престол Екатерину. Эта женщина была недалекая, неграмотная, но пользовавшаяся популярностью. Практически власть оказалась в руках умного князя Меншикова. При императрице был создан Верховный тайный совет. Ему были подчинены три первые коллегии (Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел), а также Сенат.

После смерти Екатерины I в 1727 г. императором стал внук Петра I – Петр II. В этом году Меншиков был арестован и умер в ссылке. Изменился состав Верховного тайного совета, и его положение. При дворе большое влияние приобрел Алексей Долгорукий. Вскоре император умер.

Выбор пал на Анну Иоанновну, дочь брата Петра I. Существовали кондиции, т.е. условия вступления на престол: императрица должна управлять гос-м вместе с Верховным тайным советом. Позже Анна надорвала лист бумаги с подписанными ею кондициями, это означало, что она провозгласила себя самодержавной императрицей. Ленивая Анна Иоанновна не проявляла интереса к гос.делам. Вместе Верховного тайного совета при ней было организован Кабинет министров. В царствование Анны небывалых размеров достигло влияние иностранцев. Своей преемницей Анна назначила Анну Леопольдовну, которую вместе с семьей арестовали в пользу дочери Петра I – Елизаветы. Вступление Елизаветы Петровны сопровождалось двумя особенностями:претендентка на трон сама отправилась добывать корону, сама провозгласила отряд гвардейцев. Швеция объявила России войну. Подлинная цель – пересмотр условий Ништадского мира. Новая императрица упразднила Кабинет министров. Сенату возвратилась былая власть.Была создана Конференция при высочайшем дворе.Умерла Елизавета в 1761 г. Ее сменил Петр III, внук Петра Великого. Петр 3-й вызвал неуверенность у придворных и вельмож, которые вскоре в 1762 г. лишили его власти. Началось 34-летнее царствование Екатерины Великой.

12) Внутренняя и внешняя политика Екатерины II

Денежная реформа – появились государственные банки, вошли в обиход бумажные деньги.

Реформа образования 1782 г. – стали появляться образовательные учреждения, в которых могли теперь учиться все желающие.

Полицейская реформа 1782 г. – был введен устав благочестия. Туда входили приставы, городничий, полицмейстер. Проводились суды за моральные и общественные нарушения.

Городская реформа 1785 г. – были созданы новые выборные участки, количество избирателей многократно увеличилось. Жители городов были поделены на 6 разряд по различным признакам. Каждый при этом имел свои права и обязанности.

Реформа сената 1763 г. – Учреждён сенат, который стал высшей судебной инстанций.

Секуляризационная реформа 1764 г. – все земли при монастырях и крестьяни живущие на этих землях были переданы коллегии экономии. С этого времени государство регулировало число монахов и монастырей.

Судебная реформа – для каждого сословия был учрежден свой суд.

Реформы Екатерины 2 вызывали как одобрение, так и не довольные мнения. Кто - то был против нововведений, но во многом это был сильный шаг вперед.

Внутренняя политика.

Екатерина готовилась к вступлению на престол и заранее подготовила политическую программу. Эта программа была основана на истории развитии России и идеях Просвещения. Внутренняя политика Екатерины 2 заключала в себя главным образом реформы. После того как закончилась Русско – Турецкая война, настал новый этап Екатерининских реформ. Императрица самостоятельно разрабатывала законодательные акты. В 1775 году был выпущен манифест, разрешающий свободное заведение разных промышленных предприятий. В это же время была введена Губернская реформа. В 1785 году Екатерина издает законодательные акты – грамоты дворянству и городам. Готовилась грамота и крестьянам, но по некоторым обстоятельствам в действие не вступила. Грамоты имели юридическое закрепление прав и привилегий. Внутренняя политика Екатерины 2, включая реформы, была продолжением преобразования Петра 1 . Екатерина была тонкой натурой, умела разбираться в людях, легко подбирала нужных ей помощников. Приветствовала ярких и талантливых личностей. Именно поэтому при её правлении появились выдающиеся государственные деятели, писатели, музыканты. С подданными Екатерина вела себя грамотно, тактична, она была тонким психологом, великолепным собеседником, умела слушать людей. При её правлении не было шумных гонений, арестов, и поэтому то время называли «золотым веком».

Внешняя политика.

Как и Петр 1, Екатерина считала, что Россия любым путем должна завоевать лидирующую позицию в мировой политике. После вступления на престол Екатерина прекратила союзный договор с Пруссией. Русско – Турецкая война была успешна для России. В дальнейшем Россия укрепила свои позиции в Крыму и на Кавказе. В начале 1782 года Крым включен в состав Российской империи. Внешняя политика Екатерины 2, была продумана и складывалась на благо России, и её процветания. В 1779 году Россия укрепила международный авторитет, являясь посредником между Австрией и Пруссии. В 1787 году Екатерина посетила Крым, после чего началась война с Турцией. В это же время начинается война со Швецией. Но Россия успешна, справилась с противниками. Внешняя политика Екатерины 2 очень хорошо отразилась для страны. Екатерина очень любила власть и ради неё была готова на многое. Многие смогли оценить, на что готова умная эрудированная императрица ради своей страны. Екатерина 2 смогла показать свой талант в правлении таким могущественным государством как Россия.

13) Внутренняя и внешняя политика Павла I

После смерти Екатерины II Великой, российский престол возглавил ее сын Павел I. Личность Императора Павла I была двойственной и непонятной: то ли гений Просвещения, то ли сумасшедший.

Почему Павел I не продолжил политику Екатерины?

В детстве он недополучил материнской любви, так как Императрица Елизавета строго ограничивала его общение с Екатериной. В старшем возрасте, теплые отношения с матерью так и не были достигнуты.

Павел не мог простить Екатерине I заговор против своего отца, вследствие убийства которого она получила верховную власть. А ходившие в то время слухи о том, что Павел является на самом деле сыном Салтыкова и не принадлежит к династии Романовых, только добавляли масла в огонь ненависти к Императрице.

Поэтому, сразу же после ее смерти и внутренняя и внешняя политика Павла I принципиально отличалась от политики его матери.

Внутренняя политика Павла I

Первым указом нового Императора был указ о престолонаследие, согласно которому, после смерти монарха, власть переходит к старшему представителю его мужского потомства, а при отсутствии таковых – к брату или его сыновьям.

Этот указ остановил период дворцовых переворотов, вследствие которых престол занимали в большинстве случаев женщины.

Император Павел I смог значительно улучшить состояние армии. Благодаря строгой армейской дисциплине, он контролировал не только рядовых солдат, но и генералов.

В период правления Екатерины, довольно распространенным было то, что военные имеющие высокие чины и звания сидели дома и посещали светские рауты, и на полях сражения ни разу в жизни не были замечены. Таких офицеров Павел отсылал в Сибирь, лично срывая с них эполеты.

Так как Императрица Екатерина была знатной ценительницей лоска, красоты и дорогих вещей, Император Павел I фактически полностью изъял это с жизни общества. Он ввел запрет на ввоз с Европы книг, нот. Молодым людям запрещено было уезжать учиться за границу.

Император регулировал все сферы жизни общества, некоторые его указания доходили до абсурда: четко регламентировалось какие платья нужно носить женщинам, во сколько вся империя должна ложиться спать и какие книги читать.