Утро изменившее жизнь краткое содержание. Утро, изменившее жизнь по рассказу после бала. Несколько интересных сочинений

Урок литературы в 8 -м классе на тему: "Утро, изменившее жизнь» (по рассказу Л.Н.Толстого «После бала»)

Цели урока:

Цели и задачи:

Подвести учащихся к пониманию мысли автора о моральной ответственности за всё, происходящее вокруг;

Путём сопоставления эпизодов рассказа помочь осмыслить идейный смысл произведения;

Развивать творческие способности учащихся, используя технологию критического мышления;

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок - исследовательская лаборатория

Оборудование: портрет писателя, доска, карты исследования для индивидуальной работы.

КАРТА исследования ( заполняется в течение урока учащимися, курсивом приведены примерные записи учащихся)

Ф.И.

Тема

случай, изменивший жизнь

Цель

Гипотеза (предположение)

Жизнь человека меняется от…

Предмет исследования

Рассказ «После бала»

Части

До бала

После бала

Объекты исследования (герои)

Вывод

Ход урока

    Оргмомент.

    Мотивация.

Слово учителя: Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок. Мы станем сотрудниками исследовательской лаборатории.

А чем занимаются в лаборатории? (Что-то исследуют, открывают важное для других и для себя.)

Вы тоже будете делать открытия и фиксировать их в «КАРТАХ исследования», которые находятся у вас на столах. Ознакомьтесь с ними.

Ребята, работа исследователя легкая? (Нет)

Почему?

Какими качествами должен обладать исследователь? (Внимание, усидчивость, наблюдатальность, усердие, у него «душа трудится»)

Ваш труд тоже будет оценен.

Как вы думаете, а что мы можем исследовать на уроке литературы? (ответы уч-ся)

Что же будет предметом нашего исследования? – рассказ Л.Н.Тодстого «После бала»

2. Проверка домашнего задания.

1) Время написания и жанр рассказа «После бала».

Когда был написан рассказ и какое время изобразил писатель? (40-годы XIX в., годы николаевской реакции)

Заранее подготовленный ученик делает сообщение об истории создания рассказа, его первоначальном названии.

Итак, сначала рассказ назывался «Рассказ о бале и сквозь строй», «Дочь и отец», «А вы говорите…». Почему изменено название рассказа?
(«Вся жизнь переменилась от одной ночи или, скорее утра»,- - говорит Иван Васильевич, значит, главное в рассказе то, что произошло утром, после бала»).

Как бы вы сформулировали тему нашего исследования? (случай, изменивший жизнь)

Запишите тему в карту.

3. Целеполагание.

- Ребята, а вы задумывались над тем, от чего переменяется и направляется жизнь человека.

Докончите предложение

Жизнь человека меняется от

Запишите свою гипотезу (предположение) в карту исследования.

Хорошо, это наша позиция.

А что предстоит выяснить нам в результате исследования? (Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно? )

Обратимся к рассказу, и проверим знание текста произведения.

4. «ИДЕАЛЬНЫЙ ОПРОС»

(учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю) Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...

5. Проверка знания текста произведения.
Опрос методом
«Верные и неверные вопросы» Рассказ ведется от лица Ивана Васильевича (да).
Он был сильно влюблён в Вареньку Б. (да).

Бал состоялся у губернского предводителя на Рождество (нет, в последний день Масленицы)).

Бал Ивану Васильевичу не понравился (нет, «Бал был чудесный»).
Весь вечер И. В. танцевал с Варенькой Б. (нет)
Мазурку Варенька танцевала с отцом (да).
В 3-ем часу ночи танцевали кадриль (да).
После бала рассказчик не мог уснуть (да).
Прогуливаясь ранним утром, И. В. увидел в поле сцену наказания солдат (да)
Татарин кричал: «Помогите!» (да)
Рядом шёл полковник Б. и ругал одного солдата (да)
И. В. женился на Вареньке Б. и пошёл на военную службу (нет).

5. Исследовательская работа.

6. Заполнение таблицы (работа с текстом).

Сопоставительный анализ эпизодов

Как вы считаете, какую сцену можно назвать главной? Почему? Зачитаем эпизод (сцена наказания солдата)

Когда произошли события, описанные в сцене экзекуции? А что было до этого? (после бала)

Зачем Толстой описывает бал, если всё дело в том, что было после бала? Прочитаем эпизод.

Итак, пред нами два эпизода. Давайте напишем их. Как называется этот прием

Кто же является главным объектом нашего исследования? (заполнение таблицы)

Иван Васильевич, полковник

Теперь самостоятельно заполните вашу таблицу, меняется ли настроение наших героев?

Результаты исследования:

Ф.И.

Тема

случай, изменивший жизнь

Цель

Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич?

Гипотеза (предположение)

Жизнь человека меняется от …

Предмет исследования

Рассказ «После бала»

Части

На балу

После бала

Объекты исследования (герои)

Иван Васильевич

Полковник

Иван Васильевич

Полковник

Умилён чувством любви;
Был не только весел, очень доволен;
Был пьян без вина

Отец Вареньки был красивый, статный;
На балу он любящий, внимательный, добродушный отец;
Танцует с дочерью,

Было стыдно;
На сердце была физическая, доходившая до тошноты тоска;
Одолевало чувство вины, неловко было от увиденного

Оттопыренная губа;
Увидел Ивана Васильевича, грозно и злобно нахмурился;
Твёрдым шагом двигался, у него гневный голос

Вывод

Итак, полковник это тот же человек, что и на балу? Он лицемерит или нет?( Он не лицемерит. Это его работа, развито чувство долга)

Докажите, что полковник любил свою дочь? (Он даже не одевался модно. Все средства уходили на дочь, чтобы вывозить её в свет. Смотрел на неё влюблёнными глазами)
Почему Иван Васильевич не поступил на военную службу ? (А вдруг среда «засосёт», и он невольно станет таким же)

Как изменилась жизнь рассказчика после увиденного им?

На доске вы видите черновой вариант концовки рассказа. Зачитаем окончательный вариант и попробуем ответить на вопрос: почему Толстой изменил историю жизни Ивана Васильевича?

«Я реже стал видеться с ней. И любовь моя так и кончилась ничем, а я поступил так, как хотел в военную службу и старался выработать в себе такое сознание своего долга, - я так называл это, - как у полковника, и отчасти достигал этого. И только к старости теперь понял весь ужас того, что я видел и что сам делал я»

Действительно, в окончательном варианте сильнее выражено чувство ответственности героя за несправедливость, царящую в мире. Жить так, как живёт полковник, как живёт множество людей, повинуясь бесчеловечным законам, Иван Васильевич не в состоянии.

Теперь, пожалуй, мы можем ответить на вопрос, поставленный пред нами автором рассказа: Вывод (делают учащиеся): Как распорядился своей жизнью Иван Васильевич? Был ли в этой жизни какой-то важный смысл, или она прошла напрасно? )

Толстой рисует своего героя обыкновенным человеком, который сумел, однако, избежать обыкновенной жизненной дороги. Иван Васильевич не струсил, он всего лишь отстранился от мерзости, которая даже и не считалась в его кругу мерзостью, была узаконенной, поощрялась свыше, позволяла делать карьеру. Но, видимо, нашлись и другие обыкновенные люди, поступившие как Иван Васильевич, - может быть, не без его влияния. Появление таких людей утверждало простые нравственные ценности – доброту, порядочность, сострадание. Иван Васильевич – человек, «всеми уважаемый», его восхищённо слушает молодёжь, и это бесспорное свидетельство не напрасно прожитой жизни.

    Подведение итогов урока:

Сегодня мы хорошо поработали над анализом рассказа Толстого «После бала» и проблем, поднятых автором произведения. Вы прекрасно потрудились.

7.Взаимооценка результатов деятельности.

Вручение «сердечек».

8. Рефлексия

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗУ»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

    Мне было интересно…

    Мы сегодня разобрались….

    Я сегодня понял, что…

    Мне было трудно…

    Завтра я хочу на уроке…

8.Домашнее задание.

Сочинение – миниатюра по темам:

Все ли способны взять на себя ответственность за происходящее вокруг?

Написать текст телеграммы, который Иван Васильевич получит после бала.

МОУ Глотовская средняя общеобразовательная школа

(по рассказу Л. Н. Толстого «После бала»)

Учитель литературы –

Борисенко Наталия Олеговна

2009 год

Цели урока:

  1. Понять идейное содержание рассказа.
  2. Увидеть взаимосвязь формы и содержания произведения.
  3. Проанализировать контраст как основной художественный прием рассказа.
  4. Познакомиться с терминами: цветопись, звуковой ряд, зеркальное отражение, категория времени и пространства.

ТСО:

Мультимедийная презентация, словарь Ожегова, запись музыки Бетховена, инструментальной музыки (для фона эмоциональной паузы), ватман, краски, кисточки, баночки с водой.

Ход урока

1. Организационное начало.

2. Объявление темы и цели урока.

- (Слайд №1) Мы с вами продолжаем разговор о рассказе Л.Толстого “После бала”. На прошлом уроке мы поговорили о жизненных источниках произведения, об истории создания рассказа, о том, что Л.Н.Толстой меняет название “Дочь и Отец” на “После бала”, и пришли к выводу, что это не случайно. Главным для автора было показать внутренний мир своего героя, смену его чувств, его мыслей, его мировоззрений в одно утро.

И сегодня нам предстоит разобраться в следующем: (Слайд №2)

Что понял Иван Васильевич тем туманным утром?

Как изменились его взгляды и чувства?

Почему это утро стало решающим в его судьбе?

С помощью каких средств и приемов, каких слов Л.Н. Толстой пытается донести до читателя ответы на эти вопросы.

3. Повторно-обучающая работа.

Итак, одним из таких средств является композиция этого рассказа, на которую мы уже обратили внимание. Обратим внимание на своеобразную роль вступления - оно как бы настраивает читателя на восприятие последующих событий и знакомит с рассказчиком. Повествование начинается сразу, даже внезапно, без развёрнутой экспозиции. И завершается оно тоже без всяких выводов. Перед нами как бы отрывок жизни: вот случай, происшедший давно, но отвечающий на вопросы современной действительности, говорит нам писатель.

В чём особенность построения рассказа? Выделите основные части рассказа: (Слайд №3)

В рассказе выделяются следующие основные части: вступление, бал, после бала, заключение. Рассказ, таким образом, заключён в "раму". Этот композиционный приём называется "рассказ в рассказе", потому что произведение написано рассказчиком так, что о всех событиях мы узнаём от рассказчика. (Рамочная композиция, “рассказ в рассказе”. Рассказчик вспоминает события 40-летней давности, автор соединяет прошлое и настоящее героя.)

Но интересно и настроение самой истории, поведанной Иваном Васильевичем, в чем её особенность? (Она делится на две части, контрастные между собой).

Над этим приемом контраста вы думали дома, работали с цитатами, с таблицей, сейчас попробуем разобраться, как создает Л.Толстой контрастные картины и главное: зачем этот контраст нужен в рассказе.

На прошлом уроке мы анализировали сцену “На балу”; Дома – эпизод “После бала”.

Как же Иван Васильевич чувствует себя на балу?

(Чтение художественного текста.)

Какие эпитеты выбраны для характеристики бала?

(Бал чудесный

Зала прекрасная

Музыканты знаменитые

Буфет великолепный

Хозяин добродушный)

Почему герою всё на балу видится в таких радужных красках?

(Он счастлив, влюблен.)

Какую цветовую гамму использует Л. Толстой для изображения этой сцены? (Уч-ся читают по таблице, составленной на предыдущем уроке в классе.)

Какой цвет доминирует? Почему? Какие ассоциации вызывает у вас белый цвет? Что он может символизировать? (Добро, свет, чистота, мечта, идеал.) (Слайд №4)

4. Эмоциональная пауза.

Вы, конечно же, знаете, что цветопись играет огромную роль в художественных произведениях и в нашей жизни. (Слайды 5-10)

Красный – проникающий тепловой цвет. Увеличивает ритм дыхания, активизирует мозг.

Оранжевый – улучшает пищеварение, пульсацию крови.

Жёлтый – стимулирует нервные процессы, зрение, активизирует умственную работу.

Зелёный – уменьшает давление, мигрень, повышает двигательную работоспособность.

Голубой – успокаивающий.

Синий – угнетающий.

Фиолетовый – угнетающий, но и влияющий на сердечные ритмы.

Коричневый – депрессия и печаль, но в то же время, успокоение.

Я предлагаю вам создать общую картину настроения класса. Перед вами – чистый лист ватмана. Подойдите и нарисуйте что-то и тем цветом, что сейчас соответствует вашему настроению. (Дети рисуют под музыку)

5. Анализ текста.

5.1. Беседа по составленной таблице.(Слайд 11)

А теперь давайте сразу же посмотрим, какие цвета задействованы во втором эпизоде.

(Уч-ся читают по домашней таблице.)

- Что-то большое черное – Герой еще не видит всей картины, но что чувствует читатель, когда слышит эти слова? (тревога, предупреждение).

Черные люди - что это за люди? Почему выбрана такая форма не люди в черном ? Мы увидим, чем заняты военные? (Они наказывают человека.)

Что они ему несут? (Боль, страдания, муку.)

Какие еще цвета присутствуют в эпизоде? (красный, белый)

Снова появляется белый цвет, но теперь он олицетворяет совсем иные чувства (оскал белых зубов). Что спрятано за этими словами ? (мука, боль)

На фоне черных людей этот белый оскал выглядит особенно ужасным. Давайте обратимся к тексту. У нас прозвучал отрывок, описывающий бал, а теперь послушаем сцену из второй части.

5.2. Чтение эпизода после бала в музыкальном сопровождении. Л. В. Бетховен «Лунная соната».

Я не случайно предложила вам чтение художественного текста в музыкальном сопровождении. Это Л.В. Бетховен, композитор, много перестрадавший в своей жизни.

5.3. Беседа по содержанию текста. (Слайд 12)

(Дети по домашней таблице читают характеристики звукового фона повествования.)

Шлепая ногами по снегу, сильно шлепнул по спине.

Я вас возвращаю к нашему вопросу: как , за счет чего, на чем построен контраст эпизодов? (цвет, звук)

Что помогают нам понять, почувствовать цвет и звук? (эмоциональную атмосферу, настроение)

Зачем нужен контраст? Кто наблюдает оба эпизода? Что происходит с героем? Как меняется состояние героя?

Контраст помог писателю создать эмоциональную атмосферу эпизода и показать перелом в душе героя.

Обращаемся к тексту. Найдите подтверждение нашим словам. Какие чувства пришли на смену восторгу, умилению, счастью? (цитата) стыд и ужас.

А теперь посмотрите, в какой момент Толстой говорит об изменившихся чувствах? После чего в душе героя нарастает стыд и ужас? (Сцена с полковником.)

За что полковник Б. бил солдата по лицу ? (За то, что тот слабо ударил татарина.)

Эту деталь одежды мы уже видели? При каких обстоятельствах? (Надевал перчатку для танца с Варенькой.)

Вспомните, что полковник при этом говорил? (“Надо всё по закону”.)

Толстой использует прием зеркального отражения : полковник Б. отразился как в кривом зеркале: то же румяное лицо, те же белые усы, та же замшевая перчатка, теперь снова “надо все по закону”.

По какому “закону” живет полковник? По какому “закону” он отхлестал солдата по лицу? (По закону военной жизни.)

Какую сторону военной жизни увидел Иван Васильевич? Какая черта проявилась в поведении полковника? (Жестокость.)

Почему же, увидев это, герой передумал быть военным? (Он должен был бы принять эти законы, эту жестокость, а участвовать в этом ужасе он не мог, так как от одного зрелища испытывал стыд .)

Итак, мы с вами разобрались, как изменились взгляды Ивана Васильевича и почему они изменились.

Но что-то еще открылось герою в это утро. Он, видимо, нашел свое место в жизни. Один из его собеседников говорит: “Сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было”. Иван Васильевич отказался жить по “военным законам” с их жестокостью, он начинает понимать фальшь законов высшего света, к которому полковник Б. принадлежит. Толстой приоткрывает и герою, и читателю истину: есть иной закон , по которому испокон веков пытались жить люди. Какой это закон? (Божеский.)

В какой день разворачиваются все события? (Прощеное воскресенье – Чистый понедельник.)

Что за праздник Прощеное воскресенье? (надо всех простить, надо покаяться)

Почему понедельник называют Чистым? (человек очистился и начался пост – воздержание, молитвы, покаяние)

Какая фраза на протяжение всего Чистого понедельника в памяти героя будет звучать? (“Братцы, помилосердуйте”)

Но братцы не милосердовали. Что такое милосердие? О чем просит татарин? (1 ученик индивидуально ищет значение слова по словарю Ожегова).

(Милосердие – готовность помочь или простить кого-нибудь из сострадания и человеколюбия .)

И только два человека услышали эти мольбы. Кто они? (Иван Васильевич и слабый солдат, который за свое сострадание тут же был наказан.)

Как вы думаете, к чему призывает, подталкивает нас и героя автор? Какая простая, но важная истина открывается герою в этот святой день ? Как надо учиться жить? (По Божьим законам, сострадая, прощая, любя людей.)

Важно, когда герой это понимает, но важно и где он это понимает.

Где разворачивается первый эпизод?

Где разворачивается второй эпизод?

Почему на открытом поле?

(В толпе шумной, среди масок и моря шампанского истина открыться не могла. Человек должен увидеть этот мир, не прикрытый мишурой.)

5.4. Обобщение.

Почему Иван Васильевич не вмешался в происходящее? Подтвердите это текстом. (Он был настолько ошеломлен увиденным, что не мог отдать себе отчета в том, что произошло)

Прав ли Иван Васильевич, посчитавший Варю причастной к злу, совершенному её отцом?

Как изменилась жизнь Ивана Васильевича после этого случая?

(Он отказался от карьеры военного. Герой выбирает путь «неучастия во лжи». Это путь внутреннего противостояния общественному злу.)

5.5. Тест. (см. приложение, тест в программе Exel).

6. Задание на дом.

Письменно объяснить название рассказа.

7. Итог урока.

- А сейчас, заканчивая урок, давайте подведем итог: какую проблему мы попробовали на уроке решить?

(Это утро Чистого понедельника изменило всю жизнь героя. Он разочаровался в военной службе, так как увидел всю ее жестокость, увидел фальшь светской жизни и понял, что жить надо по Христианским законам. Этот смысл Толстой передает с помощью различных художественных средств.)

Значение рассказа огромно. Толстой, как мы видим, ставит широкие гуманистические проблемы: почему одни живут беззаботной жизнью, а другие волочат нищенское существование? Что такое справедливость, честь, достоинство?

Эти проблемы волновали и волнуют не одно поколение русского общества. Вот почему Толстой вспомнил случай, происшедший в годы юности, и положил его в основу своего рассказа. И как жить – выбирает каждый человек.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку –

Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы –

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты.

Меру окончательной расплаты

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею –

Каждый выбирает для себя.


Бывают в нашей жизни моменты, казалось бы, незначительные и напрямую тебя не касающиеся, которые способны перевернуть все в твоей жизни, направить тебя по совершенно другой дороге. Ты и сам не осознаешь влияние таких моментов, но жить по-прежнему уже просто не можешь. Как будто внутри стоит какой-то указатель и упрямо не дает свернуть на прежнюю дорогу.

Герою-рассказчику из произведения Л.Н. Толстого «После бала» пришлось пережить в своей жизни одно страшное утро, полностью изменившее всю его дальнейшую жизнь, его планы на будущее. Сам он так говорит про это: «А я думаю, что все дело в случае. Я вот про себя скажу».

Во времена молодости Ивана Васильевича, когда он был богат, красив, полон сил, он жил, ни о чем не задумываясь. Рассказчик просто наслаждался каждым прожитым днем. В то время, к которому относится его «случай», герой был очень сильно влюблен в Вареньку Б., одну из самых красивых девушек в городе.

В последний день масленицы Иван Васильевич был приглашен на бал в дом губернского предводителя. Весь вечер и почти всю ночь он не отходил от своей обожаемой Вареньки. Счастью героя не было предела. Он любил Вареньку, любил всех гостей в зале, любил весь мир. Но особое, «какое-то восторженно-нежное чувство», герой испытывал к отцу своей возлюбленной.
Все в полковнике Б. вызывало у героя умиление и восторг. И то, что Петр Владиславич, несмотря на свои года, строен и подтянут, и то, что он все еще очень красив. Кроме того, с первого взгляда было видно, что полковник обожает свою дочь, просто души в ней не чает.

В самых восторженных чувствах Иван Васильевич отправляется после бала домой. Но душевное возбуждение не дает ему заснуть. Ранним утром, в первый день Великого поста, герой выходит побродить по городу. Идя по сонным и туманным улицам, он думает о Вареньке, в голове его еще звучит мелодия мазурки, которую он танцевал со своей возлюбленной. Но около дома Вареньки, на поле, герой видит нечто, полностью изменившее не только его настроение, но и всю жизнь. Иван Васильевич стал свидетелем наказания беглого татарина.

Множество черных людей выстроились в два ряда. Между ними два солдата вели обнаженного по пояс татарина, привязанного к их ружьям. На спину беглеца с двух сторон падали сильные удары. Татарина шатало из стороны в сторону, но упасть ему не позволяли ружья ведущих его солдат. Руководил наказанием полковник Б., отец Вареньки.

Муки татарина были страшны. Его спина превратилась в один окровавленный кусок мяса. Беглец умолял о пощаде: «При каждом ударе наказываемый, как бы удивляясь, поворачивал сморщенное от страдания лицо в ту сторону, с которой падал удар, и, оскаливая белые зубы, повторял какие-то одни и те же слова. Только когда он был совсем близко, я расслышал эти слова. Он не говорил, а всхлипывал: «Братцы, помилосердуйте. Братцы, помилосердуйте».
Но даже во время Великого поста, самого важного для христиан, когда все люди должны помнить о любви к ближнему, «братцы» не милосердствовали. Им не позволял этого сделать их командир, полковник Б. Он шел рядом с татарином и следил, чтобы солдаты с должным усердием исполняли приказ: «Вдруг полковник остановился и быстро приблизился к одному из солдат. - Я тебе помажу, - услыхал я его гневный голос. - Будешь мазать? Будешь? И я видел, как он своей сильной рукой в замшевой перчатке бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата за то, что он недостаточно сильно опустил свою палку на красную спину татарина». Наткнувшись глазами на рассказчика, полковник сурово отвернулся от него, сделав вид, будто не знает Ивана Васильевича.

Первое чувство, которое испытал герой, помимо ужаса, был стыд. Стыд за всех: за себя, за полковника, за солдат. Стыд вообще за человека, который может творить такое со своими собратьями. Иван Васильевич поспешил уйти домой. Всю дорогу перед его глазами стояла ужасная картина наказания татарина, в ушах звучала страшная музыка, которой сопровождалась вся экзекуция.
Какой-то насмешкой, страшным фарсом выглядит эта сцена после чудесного вечера, проведенного героем на балу. Его эмоции и ощущения кардинально поменялись от восторженно-прекрасных до ужасных: «А между тем на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты, тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища».

Но героя мучила не только картина, свидетелем которой он стал. Ему не давал покоя вопрос, почему полковник так поступил. Ведь он легко мог смягчить наказание, не столь усердствовать в выполнении приказа. Да и вообще, наверное, он мог помиловать татарина в честь Великого поста. Что же такое знает полковник, что позволяет ему поступать так жестоко? Как ни искал ответа герой, ничто не приходило ему в голову. Только вино в этот день помогло Ивану Васильевичу заснуть.

Интересно, что герой никого не обвинял в увиденном. Задавленный авторитетами, мыслью, что полковник Б. – отец Вареньки, мнениями общества, рассказчик пытался выяснить, что же такое знают люди, что дает им разрешение издеваться над своими собратьями. Так и не узнав, Иван Васильевич не смог поступить на службу, так как не мог допустить, чтобы и его заставляли совершать преступления, преступления против своей души.
А что же любовь к Вареньке? Она сама собою сошла на нет. При виде этой красавицы в голове героя возникали страшные картины наказания татарина. Иван Васильевич постепенно стал отдаляться от Вареньки, пока их чувство не исчезло.

Вот так, от одного утра, от одного момента, изменилась вся жизнь героя, не смогшего пожертвовать своими нравственными взглядами ради положения в обществе.

Рассказ Льва Николаевича Толстого «После бала» написан по мотивам истории, имевшей место на самом деле с его братом писателя. Перед нами разворачиваются события в изложении Ивана Васильевича, молодого дворянина, проведшего вечер накануне в обществе юной красавицы Вареньки на балу в доме губернского предводителя дворянства. Веселая ночь пролетела незаметно, и утро следующего дня юноша встречал, витая в облаках. Весь мир ему казался одухотворенным и прекрасным, ведь в душе его цвела настоящая весна.

А ведь и в самом деле на дворе царил март. Только два часа смог усидеть Иван дома, а с первыми лучами солнца на крыльях любви поспешил к дому любимой, надеясь увидеть ее снова. Но до желанной калитки он так и не дошел. В поле, рядом с которым стоял дом Вареньки, он увидел людей в форме, и сразу понял, что там происходит что-то важное. Били барабаны, лица людей были ожесточенными, а сама происходившая экзекуция заставила юношу застыть от ужаса и детально рассмотреть все в подробностях.

(Полковник Петр Анисимович, отец Вареньки, на службе подвергает жестокому наказанию беглого солдата-татарина )

Наказанию в это весеннее утро был подвергнут молоденький солдатик, татарин по национальности. Его по тогдашнему порядку за попытку дезертирства надлежало провести сквозь строй сослуживцев, а каждый из них обязан был нанести удар со всей силы палкой по спине проштрафившегося. Это зрелище само по себе было страшным, да только взгляд Ивана привлекло иное. А именно, отец Вареньки - полковник Б.

Офицер в парадном мундире руководил наказанием, но не просто присутствовал, а участвовал! Буквально несколько часов тому назад на балу все восхищались его аристократическими манерами и учтивым обхождением, и теперь контраст с увиденным был столь разительным, что молодой человек, ставший свидетелем безобразной сцены, даже не сразу поверил своим глазам. Холеный полковник, не снимая белоснежных перчаток, избивал солдата, который провинился тем, что не ударил наказываемого татарина настолько сильно, насколько следовало.

Было ли происходящее законным? Да, было. Все в рамках действовавших на тот момент законов. Но именно это и вызывает в сердце Ивана гнев и протест. Он считает подобные наказания бесчеловечными и порождающими только зло, но никак не смирение. Отвращение его перед увиденным столь велико, что он в буквальном смысле борется с тошнотой и не может поверить, что знакомый ему человек, быть может, даже будущий родственник, оказался настолько низок в духовном плане. Все говорит о том, что полковник настоящий садист, ведь он лично следит за тем, чтобы шпицрутены были свежими, а солдата бьет с удовольствием.

Это утро действительно изменило жизнь Ивана Васильевича. Он отказался от мыслей о военной службе, а еще недавно столь любимая девушка перестала казаться такой прекрасной. Одна мысль о будущих встречах с полковником внушала ему ужас и отвращение. Вот так и стал молодой человек не военным, а литератором. Кто знает, как сложилась бы его судьба, если бы он не пошел гулять тем мартовским утром, а просто лег спать…


Встречались ли вам ситуации, когда один неверный шаг человека мог полностью изменить ваше отношение к нему?

Так произошло в рассказе Льва Толстого "После бала". Главный герой Иван Васильевич в начале описывает великолепный бал, на котором ему довелось побывать. Он был влюблён в Варю - дочь полковника, и на протяжении вечера восхищался её движениями. В красках описывает свои чувства к ней. Однако, его любовь помогла понять некоторые важные истины.

Роскошный зал, и не менее роскошные наряды у гостей. Танец полковника и его дочери. Рассказчик умиляется происходящему, в нём вспыхивают горячие чувства. Затем картина ночи сменяется утром. И тут мы видим полную противоположность ушедшего дня.

Иван Васильевич увидел "что-то большое и чёрное", услышал "жёсткую, нехорошую музыку флейты и барабана". Среди белого дня происходит невероятная бесчеловечность.

Герой рассказа с ужасом узнаёт в руководителе наказания, того самого полковника, отца своей возлюбленной и координально меняет своё отношение ко всему.

В завершении рассказчик повествует о своём отстранении от службы, которая подразумевает жестокость, нормальную для светского круга. Он понимал, что карьера строится на этом и не желал принимать участия в подобных делах.

Обновлено: 2017-06-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.