В чем заключается честь болконского. Cочинение «Князь Андрей человек чести. Учащийся, читающий текст, подходит к

Григорьева Надежда Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа"
Населённый пункт: Г.Луга Лужского района Ленинградской области
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Дорога чести Андрея Болконского
Дата публикации: 13.06.2016
Раздел: полное образование

План – конспект урока «Дорога чести Андрея Болконского»

Тип
– урок обобщения и систематизации знаний.
Дидактическая цель
– создать условия для исследовательского чтения и личностной интерпретации кульминационных эпизодов в мировоззрении Андрей Болконского.
Задачи:
1. Образовательные – формировать умения оценки и анализа художественного произведения; формировать умения свободно высказывать свое суждение о прочитанном тексте, аргументировать свой ответ; способствовать овладению выразительными средствами русского литературного языка; совершенствовать речь учащихся; 2. Развивающая – способствовать формированию у обучающихся навыков филологического чтения и анализа художественного текста, 3. Воспитательная – способствовать воспитанию читательской культуры, высоких нравственных чувств обучающихся.
Форма организации
познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы и приемы обучения
: аналитическая беседа, художественный пересказ эпизодов, комментированное, выразительное чтение, чтение по ролям, сравнительный анализ, работа в группах, интервью.
Оборудование:
ноутбук, проектор, музыкальный центр, CD – диск Л.В.Бетховен (классическая музыка), фотографии Л.Н. Толстого, иллюстрации к роману, свеча, таблицы, раздаточный материал, макет дерева.
Домашнее задание к уроку об Андрее Болконском:
1. Текст. 1) Прощание с отцом – Часть 1, глава 25 2) Шенграбенское сражение – Часть 2, глава 21 3) Аустерлицкое сражение – часть 3 глава 16 – ранение Андрея, 19 – встреча с Наполеоном. 4) Возвращение в Лысые Горы - том 2 часть 1 глава 8 , 9 – смерть Лизы. 5) Встреча с Пьером на пароме - т 2 часть 2 глава 11 6) Отрадное – т 2 часть 3 глава 1, 2 , 3 7) Работа в комиссии Сперанского – т 2 часть 3, глава 4. 8) Бал, помолвка с Наташей – т 2, часть 3, глава 16 9) Измена Наташи, поиск Анатоля – т. 2, часть 5, глава 8, 16, 19; т 3, часть 1, глава 8 10) Бородинское сражение - т3, часть 2, главы 15-16, 36-37 11) Смерть Андрея – т.3 , часть 3, глава 32, т.4, часть 1, глава 16 12)Эпилог – материал о сыне, часть 1, глава14 2. Группа чтецов: подготовить выразительное чтение эпизодов (3 человека), комментированное чтение эпизодов (2 человека), сжатый пересказ эпизодов (2 человека). 3. Группа литераторов: подобрать цитаты к каждому этапу жизни Андрея Болконского (2 человека). 4. Группа критиков (2 человека): продумать вопросы к интервью с Андреем Болконским. 5. Индивидуально: подготовить сообщение о методе Л.Н.Толстого «диалектика души» (1 человек), сообщение по эпилогу (1 человек).
Ход урока.

I Организационный момент.

Целеполагание.
Сообщение темы -
слайд №1

Лев Николаевич Толстой. Роман

«Война и мир».
Цели урока -
слайд №2
, место урока в зачетном материале. 1

Мотивация.
Пусть этот урок заставит вас задуматься: как мы живем? как правильно выбрать свой путь? как научиться преодолевать трудности?
II Вступительное слово учителя
. Для писателей 19 века характерен интерес к внутреннему миру человека. Вспомним героев И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского. Вершиной русской литературы XIX века стало творчество Л. Н. Толстого. Он ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике «великие вопросы». Писателя всегда волновали судьба народа и Родины (историческая эпопея « Война и мир»). Для положительных героев Толстого всегда характерен сложный жизненный путь, полный неверных поступков, ошибок, болезненных поисков своего предназначения в жизни. Писатель применил для этого свой новый художественный метод, которого до него не знала литература, и не только историческая, но вся литература – метод “диалектики души”.
III Сообщение учащегося
. «Диалектика души» – понятие, которым обозначается детальное воспроизведение в художественном произведении процесса зарождения и последующего формирования мыслей, чувств, настроений, ощущений человека, их взаимодействия, развития одного из другого; показ самого психического процесса, его закономерностей и форм: пути перерастания любви в ненависть, возникновение любви из симпатии, резкие переходы от одного состояния к другому, внутренние противоречия. Термин принадлежит Н.Г. Чернышевскому, впервые появился в рецензии на повести Л.Н.Толстого «Детство» и «Отрочество», «Военные рассказы». Л.Н.Толстой обращает серьезное внимание на внутреннюю жизнь человека (и в первую очередь “изучает тайны человеческого духа в самом себе”), потому что главной задачей людей он считает нравственное самосовершенствование, вечную, неустанную духовную работу, направленную на очищение своего “я”. Самоанализ отличает его любимых героев, потому что главное в духовной жизни каждого человека – “сильное искание личности”,
движение к

нравственной

высоте,

самоусовершенствование.
Диалектика души героев Толстого, их внутренние монологи важны не сами по себе, а лишь в той мере, в какой они свидетельствуют о борьбе добра и зла в душе человека, о формировании его личности. «Одно из самых обычных распространенных суеверий то, что каждый человек имеет одни свои определенные свойства, что бывает человек добрый, злой, умный, глупый, энергичный, апатичный и т.д., - пишет Л. Толстой в романе « Воскресенье». – Люди н е бывают такими. А мы всегда так делим людей. И это неверно. Люди как реки: вода во всех одинаковая и везде одна и та же, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая, то чистая, то холодная, то мутная, то теплая. Так и люди». Отсюда понятен пристальный интерес Толстого к «диалектике души» и «диалектике характера» человека. Ведущим мотивом его творчества станет испытание героя на изменчивость. Способность человека обновляться, подвижность и гибкость его духовного мира, его психики являются д л я Толстого показателем нравственной чуткости, одаренности и жизнеспособности.
IV Переход к презентации
.
Проблемный вопрос
:
В статье учебника «Вслед за

любимыми героями» образ Андрея Болконского определен как трагический. Согласны ли

вы с этим определением?
Ответ должен прозвучать в конце урока.
Слай №3.

Дорога чести Андрея Болконского
Сегодня мы обратимся к жизненным исканиям князя Андрея Болконского. Назовите основные периоды жизненных исканий главного героя.
Слайд №4. Эпиграф.
На таблице обозначьте стрелочками взлеты (вверх) и падения (вниз) Андрея Болконского.
Каких

больше? Можете ли сразу ответить на этот вопрос?
1.Жизнь в светском обществе. 2.Решение уйти на войну. 3.Шенграбенское сражение. 4.Аустерлицкое сражение. 5.Возвращение в Лысые Горы. 6.Встреча с Пьером на пароме. 7.Отрадное. 8.Работа в комиссии Сперанского. 9.Отношения с Наташей. 10.Бородинское сражение. 11.Смерть Андрея. 2

Слайд №5 Первая встреча с Андреем Болконским. Выводы по наблюдению
(проверка дом зад).
Примерный ответ
. Впервые мы встречаем Андрея Болконского в салоне Шерер. Многое в его поведении и облике выражает глубокое разочарование в светском обществе, скуку от посещения гостиных, утомленность от пустых и лживых разговоров. Об этом говорит его усталый, скучающий взгляд, гримасничанье, портившее его красивое лицо, манера щуриться при разглядывании людей. С о б и р а ю щ и х с я в с а л о н е о н п р е з р и т е л ь н о н а з ы в а е т " г л у п ы м о б щ е с т в о м " . Андрею грустно сознавать, что без этого праздного круга людей не может обходиться его жена Лиза. В то же время сам он находится здесь на положении чужака и стоит "на одной доске с придворным лакеем и идиотом". Мне запомнились слова Андрея: "Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество - вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти". Вопрос князю Андрея:
Если мы правильно поняли Вас, Вы объясняете свое решение

уйти на войну желанием вырваться из сферы надоевшей светской и семейной жизни. Нет

ли других, тайных причин, о которых вы никому не говорите
? (Желание славы, мечта о подвиге)
Слайд №6

:
Лишь со своим другом Пьером он прост, естествен, исполнен дружеского участия и сердечной привязанности. Только Пьеру он может со всей откровенностью и серьезностью признаться: "Эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь не по мне". Он испытывает непреодолимую жажду настоящей жизни. К ней влечет его острый, аналитический ум, широкие запросы толкают к большим свершениям. Их возможность, по убеждению Андрея, открывает для него армия и участие в военных походах. Хотя он легко может остаться в Петербурге, служить здесь флигель-адъютантом, он отправляется туда, где идут военные действия.
Главный вывод
-
ЦИТАТА
: “… эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь – не по мне!”
Слайд №7

На войну!
Беседа по материалу слайда)
Отношения с близкими (отец, сестра Мария). Вопросы князю Андрею.
Князь Андрей, мы знаем, что Ваш отец очень жесткий и

принципиальный человек. Какие чувства Вы испытываете к нему?

Что Вы больше всего цените в княжне Марии?
Вопрос классу.
Как вы думаете, достойного человека воспитал Николай Андреевич?

Аргументируйте свой ответ

Слайд №8. Шенграбенское сражение.

Комментированное чтение эпизодов. Выводы.
1. Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова……………………………….. 2. Болконский обостренно чувствует свою ответственность за судьбу России. Первое поражение австрийцев и появление разбитого генерала Мака рождает в его душе тревожные мысли о том, какие преграды стоят на пути русской армии. Князь Андрей резко переменился в армейских условиях. У него не стало притворства, усталости, с лица исчезла гримаса скуки, в походке и в движениях ощущается энергия. По словам Толстого, Андрей "имел вид человека, не имеющего времени думать о впечатлении, какое он производит на других и занятого делом, приятным и интересным. Лицо его выражало большое довольство собой и окружающим". Примечательно, что князь Андрей настаивает, чтобы его направили туда, где особенно трудно - в отряд Багратиона, из которого может вернуться после сражения лишь одна десятая часть. Примечательно и другое. Поступки Болконского высоко оценивает полководец Кутузов, выделявший его как одного из лучших своих офицеров………………………………………... 3. Князь Андрей необыкновенно честолюбив. Герой Толстого мечтает о таком личном подвиге, который бы прославил его и обязал людей оказывать ему восторженное почтение. Можно простить Андрею его честолюбие, понимая, что им движет "жажда такого подвига, который необходим для военного человека". Шенграбенское сражение уже до некоторой степени позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Здесь, в Шенграбенском сражении, Болконскому посчастливилось стать свидетелем героизма и мужества, которое проявили артиллеристы капитана Тушина. К тому же и сам он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом один из всех офицеров встал на защиту маленького капитана. 3

Главный вывод
– цитата: “
Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это было так

странно, так не похоже на то, чего он надеялся”
(гл.ХХI) Вопрос князю Андрею.
Князь Андрей, Вы вели себя достойно, но после боя замечаем у вас

ощущение, что "все это не то". С чем это связано?
(Разочарование, взгляд на людей штаба и простых солдат изнутри)
Слайд №9 Аустерлицкое сражение. Три важных момента сражения
.
Озаглавьте их.

Слово учителя.
В финале ХII главы противоречие, которое мы замечаем в герое после Шенграбенского сражения, выливается во внутренний диалог Болконского с самим собой. Перечитаем этот внутренний диалог по ролям.
Чтение по ролям внутреннего диалога
: (за автора, первый голос, другой голос). « И ему представилось сражение, потеря его, сосредоточение боя на одном пункте и замешательство всех начальствующих лиц. И вот та счастливая минута, тот Тулон, которого так долго ждал он, наконец представляется ему. Он твёрдо и ясно говорит своё мнение и Кутузову, и Вейротеру, и императорам. Все поражены верностью его соображения, но никто не берётся исполнить его, и вот он берёт полк, дивизию, выговаривает условие, чтоб уже никто не вмешивался в его распоряжения, и ведёт свою дивизию к решительному пункту и один одерживает победу.
А смерть и страдания?
– говорит другой голос. Но князь Андрей не отвечает этому голосу и продолжает свои успехи. Диспозиция следующего сражения делается им одним. Он носит звание дежурного по армии при Кутузове, но делает всё он один. Следующее сражение выиграно им одним. Кутузов сменяется, назначается он…
Ну, а потом?
– говорит опять другой голос, -
а потом, ежели ты десять раз прежде этого не будешь ранен, убит или обманут;

ну, а потом что ж?
“Ну, а потом… - отвечает сам себе князь Андрей, - я не знаю, что будет потом, не хочу и не могу знать; но ежели хочу этого, хочу славы, хочу быть известным людям, хочу быть любимым ими, то ведь я не виноват, что я хочу этого, что одного этого я хочу, для одного этого я живу. Да, для одного этого! Я никогда никому не скажу этого, но, боже мой! что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди – отец, сестра, жена, - самые дорогие мне люди, - но, как ни страшно и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми, за любовь к себе людей, которых я не знаю и не буд у знать, за любовь вот этих людей”, подумал он, прислушиваясь к говору на дворе Кутузова. Вопрос князю Андрею. Как вы думаете, зачем Толстой прерывает Ваш внутренний диалог бессмысленной шуткой денщиков? (Чтобы спустить на землю, отрезвить мысли о славе). Вопрос классу. Мы осуждали тщеславие членов светского общества. Андрей тоже тщеславен. Осуждаете ли вы его? (Андрей хочет выдвинуться, чтобы проявить свои силы. Но он нам симпатичен тем, что хочет добиться славы честно, в мечтах о славе проявляется его отвращение к бессмысленной и бессодержательной жизни. Он ищет СМЫСЛ жизни!)
Слайд №10. Выразительное чтение эпизода кульминации сражения.
Аустерлицкая битва, как считал князь Андрей, - это шанс найти свою мечту. Это непременно будет сражение, которое завершится славной победой, осуществленной по его плану и под его руководством. Он и в самом деле совершит в Аустерлицком сражении подвиг. Стоило подпрапорщику, несшему знамя полка, пасть на поле боя, как князь Андрей поднял это знамя и с криком "Ребята, вперед!"" повел за собой в атаку батальон. Получив ранение в голову, князь Андрей падает.
Слайд №11. На Праценской горе.

Выразительное чтение.
Над ним не было ничего уже, кроме неба, - высокого НЕБА, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, - подумал князь Андрей, - не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, - совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава богу!..» 4

Вывод.
Достичь Тулона не удалось. Больше того, пришлось пережить трагедию Аустерлица, где русская армия понесла тяжелое поражение. Одновременно и развеялась, исчезла иллюзия Болконского, связанная со славой великого героя. Писатель обратился здесь к пейзажу и нарисовал огромное, бездонное небо, при созерцании которого лежащий на спине Болконский переживает решительный душевный перелом. Внутренний монолог Болконского позволяет нам проникнуть в его переживания. Жестокая борьба между людьми пришла теперь в резкий конфликт с щедрой, спокойной, миролюбивой и вечной природой.
Слайд №12 Встреча с Наполеоном. Развенчание кумира.

Художественный пересказ эпизода с элементами чтения.
С этого момента резко изменяется отношение князя Андрея к Наполеону Бонапарту, которого он так почитал. Возникает разочарование в нем, которое особенно обострилось в тот момент, когда мимо него, Андрея, со своей свитой проехал французский император и театрально воскликнул: "Вот прекрасная смерть!" В эту минуту князю Андрею такими ничтожными показались "все интересы, занимавшие Наполеона», так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы", в сравнении с высоким, справедливым и добрым небом. И во время последующей болезни к нему стал являться "маленький Наполеон со своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастий других взглядом".
Вывод
: князь Андрей сурово осуждает свои честолюбивые стремления наполеоновского склада, и это становится важным этапом в духовных поисках героя. Поворотные события в жизни Андрея переживаются им
как кризисы
и связаны с «разоблачением ложности» предыдущего идеала. Желание славы, «наполеоновская идея», безбожие сменяются любовью к миру, всепрощением, любовью к Богу, слиянием с миром.
Слайд №13 Возвращение в Лысые Горы. Чтением эпизодов с элементами пересказа.

Вывод
. Князь Андрей приезжает в Лысые Горы, где ему суждено пережить новые потрясения: рождение сына, мучения и смерть жены. Ему показалось при этом, что именно он виноват в случившемся, что в душе его оторвалось что-то. Тот перелом во взглядах, который возник у него под Аустерлицем, соединился теперь с душевным кризисом. Герой Толстого решает никогда больше не служить в армии, а несколько позже принимает решение совсем отказаться от общественной деятельности. Он отгораживается от жизни, занимается в Богучарове только хозяйством и сыном, внушая себе, что только это и осталось ему. Он намерен теперь жить только для себя, "никому не мешая, дожить до смерти".
Слайд №14. Разговор с Пьером на пароме. Чтение по ролям.

Вывод
. Пьер слышит из уст князя Андрея слова, полные глубокого разочарования во всем, неверия в высокое назначение человека, в возможность получить от жизни радость. Безухов придерживается иной точки зрения: "Надо жить, надо любить, надо верить". Эта беседа оставила глубокий след в душе князя Андрея. Под ее влиянием вновь, хотя и медленно, начинается его духовное возрождение. Впервые после Аустерлица он увидел высокое и вечное небо, и "что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе". Вопрос князю Андрею.
Князь, Вы очень много сделали для крестьян в Богучарове. Вы вели

очень активный образ жизни. Почему же все-таки решили вернуться «в свет»?
(Не может деятельная, кипучая натура долго оставаться вне общественных интересов) Цитата. «Да как же жить для одного себя?...»
Слайд № 15, 16,17 Поездка в Отрадное. Художественное чтение описания дуба, пересказ

сцены встречи с Наташей, чтение по ролям сцены на окне.

Вывод.
Духовное оздоровление Андрея Болконского проявилось и в том, что он по-новому стал воспринимать природу. Он глубоко проникся той силой жизни, духовным богатством, непосредственностью и искренностью, которые от нее исходили. Встреча с Наташей по-настоящему преобразила его, пробудила в нем интерес к жизни и родила в его душе жажду активной деятельности. Цитата. "Жизнь не кончается в тридцать один год... Надо... чтобы не для одного меня шла моя жизнь…, чтобы на всех она отражалась и чтобы все они жили со мною вместе".
Слайд №18 Работа в комиссии Сперанского. Слово учителя.
Князь Андрей возвращается к общественной деятельности. Он отправляется в Петербург, где начинает трудиться в комиссии Сперанского, составляя государственные законы. Он восхищается самим 5
Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Наступает новый кризис. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность вовсе не нужна рязанским мужикам.
Слайд №19. Отношения с Наташей Ростовой. Краткое сообщение о развитии

отношений Андрея и Наташи (возможно в виде плана).
Уже появились мечты о семейном счастье, однако князю Андрею суждено снова пережить разочарование. Сначала в его семье невзлюбили Наташу. Старый князь оскорбил девушку, а затем она сама, увлекшись Анатолем Курагиным, отказала Андрею. Самолюбие Болконского было оскорблено. Измена Наташи разметала мечты о семейном счастье, и "небо стало вновь давить тяжелым сводом". Вопрос князю Андрею.
Почему Вы не можете простить Наташу, ведь Вы говорили Пьеру,

что «нужно быть милосердным и прощать людей»?

(
«Я говорил, что надо прощать людей, но я не говорил, что я могу простить». Андрей и хотел бы простить Наташу, но не может, потому что ему мешает гордость). Вопрос классу.
Почему трагически обречена любовь Наташи к князю Андрею?
(Для Наташи князь – загадочный, таинственный человек. Она влюблена, но не по– ростовски, в ее отношениях с Андреем нет желаемой полноты, нет взаимного понимания, для Андрея Наташа тоже загадка, полное непонимание ее он обнаружил, когда отложил свадьбу на год. Простота, доверчивость, демократизм – все эти качества не под силу его характеру.)
Слайд № 20. Бородинское сражение. Краткое сообщение-пересказ.
Наступила война 1812 года. Князь Андрей вновь уходит в армию, хотя когда-то давал себе слово туда не возвращаться. Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды". По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Это важнейший этап становления Андрея Болконского как личности. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!" ……………………………………………………………………
Вывод.
Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. По воле писателя Андрей Болконский становится выразителем его собственных взглядов, почитая важнейшей силой в истории народ и придавая особое значение духу войска. Цитата. «Жить, помогая и сочувствуя людям, понимать их, слить свою жизнь с их жизнью».
Слайд №21. Смерть князя Андрея. Сцена ранения: выразительное чтение.
В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Вместе с другими ранеными его эвакуируют из Москвы. Вновь он переживает глубокий душевный кризис. Он приходит к мысли, что отношения между людьми должны строиться на милосердии и любви, которые должны быть обращены даже к врагам. Необходимо, считает Андрей, всеобщее прощение и твердая вера в мудрость Творца.
Цитата
:
«Я не могу, не хочу умирать, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю,

воздух».
И еще одно переживание испытывает герой Толстого. В Мытищах к нему неожиданно является Наташа и на коленях просит у него прощения. Снова вспыхивает любовь к ней. Это чувство согревает последние дни князя Андрея. Он сумел подняться над собственной обидой, понять страдания Наташи, почувствовать силу ее любви. Его посещает духовное просветление, новое понимание счастья и смысла жизни. Вопрос князю Андрею.
Князь, что изменилось в вашем мировоззрении?
(Бородинское сражения явилось переломным моментом: открылись духовные ценности, проснулась любовь, идеальная любовь ко всем людям, он прощает всех, и сердце становится счастливым).
Монологическое чтение отрывка из романа.

Учащийся, читающий текст, подходит к

столику,

зажигает свечу, в конце чтения гасит ее.
6

Задание учащимся
: во время чтения отрывков выписать ключевые слова, подтверждающие изменение мировоззрения Андрея Болконского. У каждого ученика на парте – раздаточный материал. Князь Андрей не только знал, что о н умрет, но о н чувствовал, что он умирает, что о н уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его. Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденной о т удерживавшего е г о гнета жизни распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей о т этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней. Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни.. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого н е любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше о н проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая б е з любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше. Любовь? Что такое любовь? – думал он.- Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику. Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение!
Потушенная

свеча – символ

смерти.
Вопрос классу.
Почему, по-вашему, Л.Н.Толстой так распорядился судьбой героя?

Варианты ответа.
Андрей Болконский не умеет быть снисходительным, милосердным к человеческим слабостям. Именно поэтому он презирает бегущих солдат, он невнимателен к собственной жене, он не может простить Наташу и пытается устыдить людей, пригнувшихся от смертельной опасности. Можно сказать, что князь Андрей видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Князю Андрею не хватало той простоты, добра и правды, которые и создают истинное, по Толстому, величие человека. В Болконском нет того, что есть в Пьере: соединения исключительного с обыкновенным. Андрею не хватает демократизма. Известно, что в первоначальном замысле романа Толстой собирался у б и т ь на Аустерлицком поле блестящего молодого человека. Толстой ведет героя к смерти в расцвете сил и лет с самого начала романа, т. к. Болконский болен «наполеоновской идеей» и безбожен, а Пьер Безухов – это «взрослый ребенок», он перетекает из одного внешнего состояния и сердечного настроя в другой, это, по замыслу Толстого, и есть естественный путь жизни
Слайд №22. Сын Николушка. Сообщение.
Главное из того, что Толстой раскрыл в своем герое, после его смерти продолжилось в его сыне - Николеньке. Об этом рассказывается в эпилоге романа. Мальчик увлечен декабристскими идеями дяди Пьера и, обращаясь мысленно к своему отцу, он произносит: "Да, я сделаю то, чем бы даже ОН был доволен". Возможно, Толстой намеревался связать образ Николеньки с зарождающимся декабризмом.
Таков итог непростого жизненного пути замечательного героя толстовского романа -

Андрея Болконского.

V Слайд №23
.
Заключительное слово. Подведение итогов. Рефлексия.

Ответ на проблемный вопрос
:
В статье учебнике «Вслед за любимыми героями»

образ Андрея Болконского определен как трагический. Согласны ли вы с этим

определением?
(Жизнь князя Андрея в романе постоянно связана с крушением сложившихся у него представлений о славе, о героизме, об общественной деятельности, о любви. Поэтому образ героя является трагическим)
Оценка работы группы критиков, литераторов, чтецов,

Оценка заполнения таблиц – на следующем занятии.

Создание дерева жизни Андрея Болконского
. 7
На стенде - макет дерева, на столе - листочки, на которых написаны серым цветом качества характера, которые мешали А.Б. стать идеальным героем, зеленым – положительные, которые вызывают уважение к нему. Обучающиеся берут листочки и булавками прикалывают их на дерево: с одной стороны - серого цвета, с другой – зеленого. (Желание славы, «наполеоновская идея», безбожие, любовь к миру, слиянием с миром, аристократическая гордыня, внутренняя честность, мужество, интеллектуальная высота, пренебрежительное отношение к простым людям и простым потребностям жизни, неумение прощать, тщеславие, требовательность к самому себе и к окружающим, забота о солдатах, патриотизм, умение дружить, способность правильно оценивать свои поступки)
Чтение стихотворения.
Холодный дом, и осень за окном. Мне кажется, я для любви потерян. И вот беру я с книжной полки том - «Война и мир» великого Толстого. Наташа, Пьер, Андрей и старый князь - Все это в детстве моем школьном было. Вдруг от страниц повеяло теплом, И понял я - любовь всему мерило. Любовь, семья и отчий дом - Вот то, что мне всего дороже. Великий смысл, наполненный добром, Несет бессмертный гений мудрого Толстого.
Слайд №24. Домашнее задание.
8

Раздаточный материал к уроку.
Дорога чести Андрея Болконского.
Этапы

Характеристика данного этапа в жизни князя

Андрея.
1. Жизнь в светском Петербурге. Чувство неудовлетворенности своей жизнью, презрения к светскому обществу. Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Прежде о н боялся конца. О н два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его. Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденной о т удерживавшего е г о гнета жизни распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней. Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни.. Все, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше о н отрекался от жизни и т е м совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая бе з любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше. Любовь? Что такое любовь? – думал он.- Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть Бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику. Да, это была смерть. Я умер - я проснулся. Да, смерть - пробуждение! Для дерева: Желание славы, «наполеоновская идея», безбожие, любовь к миру, слиянием с миром, аристократическая гордыня, внутренняя честность, мужество, интеллектуальная высота, пренебрежительное отношение к простым людям и простым потребностям жизни, неумение прощать, тщеславие, требовательность к самому себе и к окружающим, забота о солдатах, патриотизм, умение дружить, способность правильно оценивать свои поступки. 9

Благородным и ҹестным ҹеловеком был князь Андрей Болконский, герой романа Л. Н. Толстого Война и мир. Для него понятия жизни и ҹести были неразделимы. Князь Андрей был ҹестен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.
Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, взрослым ребенком, который так же ҹужд свету, как сам князь Андрей.
Решение пойти на войну Болконский принял, отҹасти подогреваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить подвиг, защищая отеҹество, но была и другая приҹина: желание порвать с привыҹным кругом, найти иную жизнь, отлиҹную от той, которую он вел прежде.
В своих тщеславных меҹтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбен-ского сражения, после паники и неразберихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж геройским, как ему меҹталось.
Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив ҹестолюбивых порывов. Смерть, раны, лиҹная жизнь все откатывается на второй план. На переднем плане лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, меҹты, меҹты!) никогда не забудут его подвига...
Послушная судьба (а тоҹнее олицетворяющая ее рука великого писателя) предоставила ҹестолюбивому князю такую возможность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных событий, и высокое небо с невзраҹными серыми облаками заставило его ощутить свою ниҹтожность перед веҹностью. Ощутил он также и еще большее ниҹтожество смерти. И даже Наполеон, на фоне этого веҹного неба, показался ему ниҹтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.

    Роман “Война и мир” Льва Толстого познакомил нас со многими героями, каждый из которых является яркой личностью, обладает индивидуальными чертами. Одним из наиболее привлекательных героев романа является Пьер Безухов. Его образ стоит в центре “Войны...

    Роман Толстого был воспринят как шедевр мировой литературы. Г.Флобер высказал свое восхищение в одном из писем к Тургеневу (январь 1880 г.): «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог! Два первых тома изумительны… Мне случалось вскрикивать...

    В «Анне Карениной» увлекательное начинается сразу, с первых строк: «Все счастливые семьи похожи друг на друга. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Все смешалось в доме Облонских». Мы погружаемся в чужую сложную жизнь, едва успев открыть...

    В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой повествует не только о жизни вымышленных героев из высшего общества, не только описывает реальные события начала XIX века, но и высказывает свой взгляд на историю. У писателя существует своеобразная концепция исторического...

    Положительным героем в литературном произведении является передовой человек той эпохи, о которой идет речь в данном произведении. Л.Н. Толстой создавал свой роман в то время, когда ведущей фигурой русской действительности был революционный демократ,...

"Война и мир" - самое крупное произведение Л. Н.Толстого, одно из самых значительных произведений русской и мировой литературы.

Писатель поднимает в своем романе философские, исторические и нравственные проблемы. Среди огромного количества персонажей выделяются Андрей Болконский и Пьер Безухов. Это люди, ищущие смысл жизни, непрерывно размышляющие о своем земном предназначении. Писатель рисует трудный, трагический путь Андрея и Пьера к самопознанию, к ответу на вопросы:: "Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего существовать, и что такое я? Что такое жизнь, и что такое смерть? Какая сила управляет всем?"

Андрей и Пьер не похожи на гостей салона Шерер, на довольных собой Курагиных, которым все в жизни понятно и идеалы которых предельно ясны: богатство и удовольствия.

Князь Андрей- образованнейший человек своего времени. Хорошо воспитанный, умный, порядочный, честный, но не находит приложения своим силам. Он чужд светскому обществу, и его начинает серьезно привлекать военная карьера. Болконский хочет славы, подвига, готов на самопожертвование во имя того, чтобы все любили и прославляли его. Он верит в свою высокую миссию. Но решительный поворот происходит в сознании князя Андрея во время Аустерлицкого сражения, когда после ранения Болконский смотрит в "высокое небо с ещё выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась сияющая бесконечность", он понимает мелочность своих честолюбивых планов, своего стремления к славе.

После смерти жены, пережив глубокую драму, Андрей считает свою жизнь конченой. Он сравнивает себя со старым дубом, стоящим одиноко сухим отшельником среди буйного цветения весенней природы. Разговор с Пьером, а далее поездка к Ростовым в Отрадное, а позже новая встреча со знакомым дубом, который все-таки ожил, покрывшись молодой зеленью,- все это пробуждает в Болконском заинтересованность к жизни, стремление деятельности, любви. Он едет в Петербург, поступает на службу - хочет приносить пользу Отечеству. Способность на глубокое чувство дополняет его внутреннее богатство, его душевную красоту. И ещё разлад - Наташа не выдерживает испытания разлукой. Князь Андрей убит поступком невесты. Он снова едет в армию. Но уже не за славой, а оберегать родную землю. Князь смертельно ранен во время Бородинского сражения - решающего для Родины события. Болконский видел, как ядро, несущее ему смерть, готово взорваться, но высокое звание офицера не позволило ему бежать или броситься на землю. Честь победила страх! В князе Андрее мы видим лучшие проявления человеческого духа: смелость, патриотизм, порядочность, доброту, ум. Эти качества ставят его в ряд лучших героев русской литературы. В последние часы жизни Болконский приходит к религиозному смирению. Он прощает Наташу, Курагина, которого длительно считал своим злейшим врагом, и спокойно принимает смерть. Можно соглашаться или не соглашаться с мыслями князя Андрея. Для нас важнее сам дух исканий толстовских героев. Каждый из нас задумывается над смыслом своего существования. Герои Толстого учат нас размышлять над своими поступками, они помогают нам постичь самих себя: учат задумываться о своем пути в жизни. Поэтому роману "Война и мир" суждена долгая-долгая жизнь!

Честь- это честное имя, достойные уважения и гордости моральные качества человека, его соответствующие принципы. В знаменитом романе великого русского писателя Л.Н.Толстого представлено множество героев, каждый из которых обладает своим характером, нравственными принципами и нормами. Многие из них обладают и такими качествами, как честь и достоинство.

Ярким примером чести в романе может служить семья Болконских. Действительно, на первом месте у членов этой семьи стоит долг, честь и разум, они являются патриотами Родины, а их фамилия вызывает в обществе уважение и почёт. Глава семьи, Николай Андреевич - благородный человек с сильным характером. Он одобряет то, что его сын стремится попасть на войну. Его благородство проявляется и во время приближения французов к Смоленску, он не оставляет родовое имение, а решает защищать его до последнего.

Даже, находясь при смерти, разбитый параличом старый князь думает о государстве, о судьбе русской армии и о войне.

Честь и благородство передаются от отца и его сыну - князю Андрею. Андрей Болконский - справедливый человек, не терпящий лжи и лицемерия. Начиная службу, он как многие мечтает стать известным, но, совершив подвиг под небом Аустерлица, понимает, что вёл за собой дивизию, не ради славы, его прежние мечты рушатся, а Наполеон, который был для Болконского кумиром, кажется ему "маленьким, ничтожным" человеком. Благородство князя Андрея проявляется и по отношению к Наташе Ростовой. Он тайно обручается с девушкой и обещает, что если она встретит и полюбит другого человека, то помолвка будет расторгнута и о ней никто не узнает, и сдерживает своё слово. В войне 1812 года Болконский сближается с простым народом, сражается не ради наград, а для защиты своей Родины. Встретившись в госпитале раненого Анатоля Курагина, человека, из-за которого князь Андрей расстался с возлюбленной, он не испытывает к нему ненависти и прощает его. Поднявшись над обидой, он прощает и Наташу, по-прежнему испытывает горячую любовь к девушке.

Человеком, обладающим честью, является и Пьер Безухов. Ведь не зря князь Андрей, презирающий всё светское общество, только Пьера считает искренним, "живым" человеком и своим единственным другом. В отличие от остальных родственников Пьер не гонится за деньгами своего отца и не ждёт его смерти, ради наследства. Он так же, как и его друг, князь Болконский, является патриотом своей страны. Не будучи военным, он стремится помочь русской армии: собирает полк на свои деньги, отравляется на место сражения - Бородинское поле, в горящей Москве старается помочь людям и даже спасает из огня ребёнка.

Таким образом, честь - одно из самых ценных качеств личности. Человеку очень важно обладать честью, ведь это стержень, который помогает человеку не сломаться в трудную минуту, она является настоящей красотой людской натуры. Как говорил Ф.М.Достоевский "Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего".

КНЯЗЬ АНДРЕЙ - ЧЕЛОВЕК ЧЕСТИ. Благородным и честным человеком был князь Андрей Болкон­ский, герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Для него поня­тия жизни и чести были неразделимы. Князь Андрей был честен не только по отношению к окружающим людям, но и перед самим собой.

Болконский может быть холоден, например, со своей женой, которая не может существовать вне светского общества, но ласков и нежен с Пьером, «взрослым ребенком», который так же чужд свету, как сам князь Андрей.

Решение пойти на войну Болконский принял, отчасти подогре­ваемый общим стремлением дворянской молодежи совершить под­виг, защищая отечество, но была и другая причина: желание по­рвать с привычным кругом, найти иную жизнь, отличную от той, которую он вел прежде.

В своих тщеславных мечтах он рисовал себя спасителем русской армии. Но после Шенграбенского сражения, после паники и нераз­берихи отступления союзных войск все оказалось не таким уж ге­ройским, как ему мечталось.

Накануне наступления русских у Аустерлица князь Андрей вновь ощущает прилив честолюбивых порывов. Смерть, раны, лич­ная жизнь - все откатывается на второй план. На переднем плане - лишь герой, князь Андрей, и любящие его люди, которых он не знает и никогда не будет знать, но которые (ах, мечты, мечты!) никогда не забудут его подвига…

Послушная судьба (а точнее - олицетворяющая ее рука вели­кого писателя) предоставили честолюбивому князю такую возмож­ность. Решительная минута наступила! Болконский подхватил знамя из рук убитого солдата и повел батальон в атаку. Но ранение отмежевало его от реальных событий, и высокое небо с невзрачны­ми серыми облаками заставило его ощутить свою ничтожность перед вечностью. Ощутил он также и еще большее - ничтожество смерти. И даже Наполеон, на фоне этого вечного неба, показался ему ничтожным. Старательно возводимые идеалы рухнули за одно мгновение.

Болконский, вернувшись домой, решил больше никогда не слу­жить в войсках. Стал уповать на спокойную семейную жизнь. Но это совсем не значит, что в нем пошатнулись понятия чести и бла­городства. Имено эти качества позволили ему устремить свои мысли к вечности и любви. Об этом они много беседовали с Пьером Безуховым. Однажды весной по своим делам Болконскому нужно было увидеться с графом Ростовым, и по дороге к нему князь Анд­рей проезжал мимо огромного старого дуба. Дуб привлек внимание князя тем, что на нем не было ни единого зеленого листика. Дуб как бы олицетворял собой финал жизни. Возле этого дуба князь Андрей пришел к философскому выводу, что он, человек, равно как и дерево, должен доживать свой век также несуетливо и терпе­ливо. Главное - не приносить никому зла и не требовать к себе участия.

Но вскоре его жизнь круто изменилась: он встретил и полюбил Наташу Ростову. Возвращаясь от Ростовых, князь заметил, что ста­рый дуб зазеленел, и это он воспринял как символ, призывающий его к действию, к жизни, к счастью. Болконский занялся законода­тельной работой, но вскоре к ней охладел. Из всех чувств, посетив­ших его душу в день встречи с Ростовыми и вековым деревом, теп­лилось только чувство любви к Наташе. Но князь Андрей был чело­веком чести и не мог простить Наташе обман. Он вновь возвращает­ся в действующую армию и во время Бородинского сражения полу­чает тяжелое ранение. На перевязочном пункте он встретил Кура­гина, тоже тяжело раненного, вспомнил Наташу, но почувствовал не раздражение, а любовь и сострадание к этим людям. Болконский в минуты собственного страдания понял, за что и как Бог любит людей, и слезы умиления обожгли его воспаленные щеки. В этот миг князь Андрей любил всех людей на земле, не разделяя их на близких и врагов. Тогда же он пришел к мысли, что «смерть - пробуждение от жизни*.

Я уверен, что великодушие и всеобъемлющая любовь, которые ощутил князь Андрей в критический момент своей жизни, - это чувства, доступные далеко не всем людям, находящимся в одинако­вых условиях с Болконским. Эти чувства могут возникнуть только в честной, благородной душе. Человек, для которого понятия чести ничего не значат, никогда не прозреет душой, никогда не заплачет о родном и невозвратном.

Сложен и противоречив путь Андрея Болконского. Он был не идеалом добродетели. Жил для себя. Гордыня мешала ему про­явить великодушие даже к самым близким людям. Но в нем было изначально заложено зерно, которому суждено было прорасти в благоприятных условиях. Это зерно - честь. Освобожденная от гордыни честь помогла князю Андрею преодолеть свой эгоизм, сблизила его на войне с простым народом, который тепло назвал его «наш князь».

Князь Андрей покинул этот свет в полной гармонии с людьми и с самим собой. Автор романа, проведя своего героя таким сложным путем к вершинам духа, видимо, сам считал, что именно такой путь - самый верный из всех людских путей, ведущих к совершен­ству души. Это - путь чести, освобождающейся от гордыни, эгоиз­ма и других недобрых спутников нашей жизни.

На первый взгляд может показаться, что роман «Война и мир» назван именно так потому, что в нем отражаются две эпохи жизни русского общества начала XIX века: период войн против Наполеона 1805-1814 годов и мирный период до и после военного времени. Однако данные литературоведческого и лингвистического анализа позволяют сделать некоторые существенные уточнения.

Дело в том, что в отличие от современного русского языка, в ко­тором слово «мир» представляет собой омонимичную пару и обозна­чает, во-первых, состояние общества, противоположное войне, и, во-вторых - человеческое общество вообще, в русском языке XIX века существовало два написания слова «мир»: «мир» - состояние отсутствия войны и «мір» - человеческое общество, община. В на­звание романа в старом написании входила именно форма «мір». Из этого можно было бы сделать вывод, что роман посвящен преж­де всего проблеме, которая формулируется следующим образом: «Война и русское общество». Однако, как было установлено иссле­дователями творчества Толстого, в печать название романа попало не с написанного самим Толстым текста. Впрочем, тот факт, что Толстой не исправил не согласованное с ним написание, говорит о том, что оба варианта названия писателя устраивали.

В самом деле, если сводить объяснение названия к тому, что в романе имеет место чередование частей, посвященных войне, с час­тями, посвященными изображению мирной жизни, то возникает много дополнительных вопросов. Например, можно ли считать изо­бражение жизни в тылу врага непосредственным изображением со­стояния мира? Или не будет ли правильным называть войной бес­конечные раздоры, сопутствующие ходу жизни дворянского обще­ства?

Однако пренебрегать подобным объяснением все же нельзя. Толстой действительно связывает название романа со словом «мир» в значении «отсутствие войны, раздоров и вражды между людьми». Свидетельством тому являются эпизоды, в которых звучит тема осуждения войны, выражается мечта о мирной жизни людей, такие, например, как сцена убийства Пети Ростова.

С другой стороны, слово «мир» в произведении явно имеет зна­чение «общество». На примере нескольких семей в романе показана жизнь всей России в тот трудный для нее период. Кроме того, Тол­стой подробно описывает жизнь самых различных слоев русского общества: крестьян, солдат, патриархального дворянства (семью Ростовых), родовитых русских аристократов (семья Болконских) и многих других.

Круг проблем романа очень широк. В нем раскрыты причины неудач русской армии в походах 1805-1807 годов; на примере Ку­тузова и Наполеона показана роль отдельных личностей в военных событиях и в историческом процессе вообще; раскрыта великая роль русского народа, решившего исход Отечественной войны 1812 года, и т. д. Это тоже, безусловно, позволяет говорить об «общест­венном» значении названия романа.

Не стоит забывать и о том, что слово «мир» в XIX веке исполь­зовалось и для обозначения патриархально-крестьянского общест­ва. Вероятно, Толстой учитывал и это значение.

И наконец, мир для Толстого - синоним слова «вселенная», и не случайно роман содержит большое количество рассуждений об­щего философского плана.

Таким образом, понятия «мир» и «мір» в романе сливаются во­едино. Вот почему слово «мир» в романе приобретает почти симво­лическое значение.