В чем заключается суть теории раскольникова. В чем состоит теория Раскольникова? Теория раскольникова в реальной жизни

Теоретическая основа идеи Раскольникова

Фёдор Михайлович Достоевский неслучайно уделяет описанию теории Раскольникова в романе «Преступление и наказание» такое большое внимание. Она не плод фантазии великого писателя. Среди современников Достоевского было много молодых образованных людей, увлекающихся идеями Ницше. Именно его учение порождало подобные убеждения, популярные среди молодёжи, пытающейся найти выход из унизительного нищенского положения. Произведение талантливого писателя поднимало актуальные проблемы современного общества. Преступность, пьянство, проституция – пороки, порождённые социальным неравенством, захлестнули Россию. Пытаясь уйти от страшной реальности, люди увлекались идей индивидуализма, забывали о вечных нравственных ценностях и заповедях христианской религии.

Зарождение идеи

Главный герой романа Ф. М. Достоевского, обладая незаурядными способностями, мечтая о великом будущем, вынужден терпеть нужду и унижение. Это пагубно повлияло на психологическое состояние героя. Он оставляет учёбу в университете, запирается в своей душной каморке и обдумывает план страшного преступления. Случайно подслушанный разговор кажется Раскольникову странным предзнаменованием. Отдельные мысли и фразы повторяли тезисы статьи «О преступлении», написанной им для газеты. Увлечённый идеей молодой человек решается воплотить теорию в жизнь.

Право сильной личности на преступление

Что же представляла собой знаменитая теория Раскольникова? Люди, по мнению студента, от рождения подразделяются на две категории. Одни относятся к высшему классу избранных «имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Им предначертана необычная судьба. Они делают великие открытия, вершат историю, двигают прогресс. Человек, подобный Наполеону, может ради высшей цели совершать преступления, подвергать других смертельной опасности, переступать через кровь. Их не пугают законы. Для них не существует нравственных принципов. Такие особи рода человеческого могут не думать о последствиях своего поведения и стремятся к достижению своей цели несмотря ни на что. Они «право имеющие». Остальная масса людей – материал, «служащий единственно для зарождения себе подобных».

Проверка теории жизнью

Обладая непомерной гордостью, Раскольников причислял себя к избранным. Убийство жадной старухи, совершённое молодым человеком – проверка теории на себе. «Избранный» легко переступает через кровь, чтобы потом облагодетельствовать всё человечество. Чувства сожаления, угрызения совести неведомы такому человеку. Так считает главный герой романа. Жизнь расставляет всё по своим местам. Родион Раскольников, совершив страшное преступление, оказывается в мучительной изоляции. Он, переступивший нравственную черту, несчастен, отлучён от общения с родными людьми, обречён на одиночество. «Я не старуху убил, я себя убил», – восклицает Раскольников. Убийство ставит доброго и благородного по натуре юношу в один ряд с такими порочными личностями, как Свидригайлов и Лужин. Ведь они тоже игнорировали нравственные законы, жили, думая только о собственном благополучии. «Мы одного поля ягоды», – говорит герою Свидригайлов. Переживания главного героя являются самым страшным наказанием и доказательством его заблуждений. Лишь раскаявшись в содеянном и обратившись к богу, Раскольников собирает свою «расколотую» душу, обретает покой и счастье. Преданность и любовь Сони Мармеладовой заставляют забыть о своих заблуждениях и возродиться для новой жизни.

Уроки гениального романа

Страшные последствия

Бесчеловечная теория Раскольникова, основанная на идее эгоизма и индивидуализма, антигуманна. Никому не дано распоряжаться жизнями других людей. Совершая подобные поступки, человек нарушает законы нравственности, заповеди христианства. «Не убий», – говорится в библии. Неслучайно умный Порфирий Петрович, пытаясь разобраться в умозаключениях Родиона Раскольникова, интересуется, каким образом можно отличить необычного человека. Ведь если каждый возомнит себя особенным и начнёт нарушать закон, начнётся хаос! У автора теории нет вразумительного ответа на этот вопрос.

Кто виноват

Кто же виноват в том, что умные, добрые, благородные люди увлекались подобными идеями, калечили свою жизнь, губили душу. Достоевский своим романом пытается дать ответ на этот вопрос. Социальное неравенство, нищенское положение большей части трудового народа, «униженных и оскорблённых» толкало людей на этот преступный и безнравственный путь.

Добро – основа жизни

В романе «Преступление и наказание» теория Раскольникова терпит крах. Это помогает понять, что человек не «тварь дрожащая», а личность, имеющая право на жизнь. «На чужом несчастье счастья не построишь», – гласит народная мудрость. Отношения между людьми должны основываться на доброте, милосердии и вере в бога убеждает нас роман великого писателя.

Описание теории главного героя романа и доказательство её несостоятельности пригодится 10 классам при написании сочинения «Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание»».

Тест по произведению

Каковы мотивы преступления Раскольникова?

Раскольников видит нищету и обездоленность бедных людей, которые толкают их на пьянство, воровство, проституцию. Это вызывает в нем протест, стремление помочь людям. Но преступ­ление он совершает не только и не столько из-за чувства соци­альной несправедливости. Раскольников хочет проверить, спо­собен ли он быть сильной личностью, преступить нравственный закон. В бунте Раскольникова соединяются социальный протест с крайним индивидуализмом, теорией сильной личности.

Какое значение имеют сны Раскольникова в раскрытии темы романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Сны Раскольникова не только служат средством характеристики персонажа, но имеют важное композиционное значение. Они воз­никают в момент наивысшего напряжения героя и как бы заверша­ют один из этапов его идейных поисков. Сны Раскольникова пока­зывают, что борьба идет не только в сознании, но и в подсознании героя. Маленькому Раскольникову, каким он видит себя во сне, жалко измученную, иссеченную кнутом и затем убитую топором лошадь. Он во сне обнимает мертвую лошадиную голову и ужасает­ся крови. Проснувшись, он представляет, как топор войдет в че­реп, и это тоже ужасает его. Но он стремится доказать, что спосо­бен превозмочь себя. Этот сон Раскольникова показывает несовмес­тимость задуманного им преступления с такими чертами его характера, как сострадательность и нежность.

Что объединяет всех обитателей петербургского «дна»?

Ф.М. Достоевский изображает страшные картины жизни бед­ноты большого города. Жалкие жилища, болезни, нищета - это то, что объединяет всех жителей «дна» Петербурга. Каждая семья бедна по-своему, но жизнь всех бедных людей трагична. Доста­точно привести в пример судьбу семьи Мармеладовых.

В чем заключается своеобразие решения темы социальной несправедливости в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Главная тема русской литературы - протест против социаль­ной несправедливости, нищеты поднимается в романе Ф.М. Дос­тоевского «Преступление и наказание» на философско-этический уровень. Раскольников предпринимает «бунт» не из-за личной обиды, а во имя униженных и оскорбленных. Здесь решается про­блема благородной цели и неправедных средств - оправдывается ли убийство даже самой высокой и гуманной целью.

В чем состоит теория Раскольникова?

Теория Раскольникова - это теория сильной личности. Герой разделяет людей на две категории. Одни - муравьи из муравей­ника, которые всю жизнь подчиняются и страдают, другие - их единицы - имеют власть, могут преступать общечеловеческие законы. Это теория крайнего индивидуализма. Раскольников одер­жим идеей проверить на деле, «тварь он дрожащая или право име­ет». Из этой теории полностью уходит христианская идея.

Сегодня мы поговорим о теории, с которой нас знакомит Ф. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Какие идеи хотел донести автор и в чём ошибочность теории Раскольникова?

О книге

Федор Михайлович Достоевский создал замечательную книгу о человеческом безумии под названием «Преступление и наказание». Она была написана в далеком 1866 году, но актуальной остается по сегодняшний день. Писатель приподнимает завесу над жизнью обычных людей в России XIX века. В это время активизируется борьба между различными революционными течениями, а социальные противоречия становятся всё острее. В своей книге Достоевский не преследовал цели создать негативного героя: он выносит на первый план проблемы общества, которое создаёт причины, заставляющие человека идти на преступление. Чтобы показать это, он подробно описывает мысли, сомнения, терзания и причины Родиона.

Главный герой

Главным героем является Родион Раскольников - скромный человек, бывший студент, который подрабатывает где придётся и живет в поразительной нищете. Какого-либо просвета в жизни ему не видать, он это прекрасно понимает. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» раскрывается перед читателями постепенно для того, чтобы передать всю глубину и обреченность. Стоит понимать, что Родион не последний негодяй и бестолочь, он довольно умён, что ясно видно в процессе прочтения книги. Парень не лишен даже таких качеств, как отзывчивость и доброта. Разве в этом нет парадокса преступности? Ведь единицы со всего мира, которых можно посчитать по пальцам, обладают действительно животной необъяснимой жесткостью, которая не продиктована ничем, кроме жажды крови. Таких людей невероятно мало, а преступления совершаются повсеместно. Как же так? Каждый преступник тоже имеет в себе что-то хорошее, как бы порой трудно ни было это признавать. Рассуждать об этом легко, на практике дело обстоит не так просто, но всё же суть от этого не меняется. Мы понимаем, что Родион обладает рядом положительных качеств, но окружающая его бедность сильно задевает чувства. Кроме того, он видит полное бесправие и обреченность таких же, как он сам. Всё это доводит героя до полного духовного изнеможения, в условиях которого и зарождается его бесчеловечная теория.

Суть теории Раскольникова

Какими же мыслями пытался успокоить себя Родион? Удалось ли ему это? Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» заключается в том, что делит людей на два типа: полностью бесправных людей и тех, кто может преступать закон в своих личных целях. Это основная мысль, которую развивает по ходу книги главный герой. С течением времени она немного видоизменяется, появляются какие-то новые черты двух категорий людей. Самое забавное, что поначалу самому Раскольникову его теория казалась шуткой, он не воспринимал её всерьез, а считал просто развлечением для того, чтобы не думать о делах насущных. Чем больше Родион «развлекается» таким способом, тем более правдивой, рациональной и верной кажется ему собственная теория. Он начинает всех и вся под неё подводить и размышлять о людях только исходя из этой позиции.

Поиск себя

В чём заключается теория Раскольникова, мы уже знаем, но какое место в ней отведено ему самому? На протяжении книги он и сам пытается ответить себе на этот вопрос. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» утверждает, что для счастья и благополучия большинства необходимо уничтожение меньшинства. Посредством трудных размышлений и анализа своего ума Родион решает, что он относится к категории людей, которая имеет право совершать любые поступки ради достижения цели. Для того чтобы проверить удачу и убедиться в своей принадлежности к «элите», Родион решается на убийство старой процентщицы. Суть теории Раскольникова обманчива, ведь он, пытаясь сделать мир лучше, совершает ужасное преступление - убийство.

Последствия

Желая улучшить мир вокруг себя, Раскольников через время понимает, что совершенное преступление не приносит пользы никому. Он осознаёт бессмысленность своего поступка. На этом моменте Фёдор Михайлович Достоевский начинает опровергать уже известную теорию. В книге это происходит на фоне сильных мучений Родиона, которые он испытывает после убийства. Теория Раскольникова в романе «Преступление и наказание» терпит крах, а сам главный герой ощущает себя загнанным зверем, ведь, с одной стороны, его терзает совесть, а с другой - он боится совершить ошибку и выдать себя.

Осмысление

Главной герой проводит очень неудачный эксперимент над собой, который приводит к апатии и депрессии, ведь проблемы остались нерешенными, а кроме того, каждую ночь мучает совесть. В чем заключается теория Раскольника после преступления? Для него она оставалась такой же, но ему пришлось принять тот факт, что и он, судя по всему, бесправная дрожащая тварь. До последнего он старается держаться своих взглядов. Смерть старухи отрезает его от окружающего мира, он полностью погружается во внутреннюю жизнь. Теория Раскольникова, цитаты которой поражают жестокостью даже взрослых людей, должна была помочь молодому человеку обрести покой, но завела его в ужасные дебри собственной совести.

Он пытается найти какое-то спасение, ибо чувствует, что гнет мыслей скоро погубит его. Раскольников хочет найти человека, которому сможет поведать свою страшную тайну. Он решает довериться Соне Мармеладовой - девушке, которая нарушила законы морали. Раскольников облегчает душу. Молодой человек продолжает общаться с девушкой и под её влиянием раскаивается в преступлении перед законом. Теория Раскольникова (кратко в статье она описана) терпит фиаско.

Крах

Отказ от взглядов даётся Родиону очень тяжело. Большое влияние на него оказывает вера в людей в бога и безмерная доброта Сони Мармеладовой. Теория Раскольникова (кратко изложена выше) терпит полнейший крах только после того, как он видит сон, где все убивают друг друга, и в результате земля становится опустошенной. Полный абсурд. Наконец-то Родион понимает ошибочность своей теории, ведь суть её состоит в том, что не останется людей. После сна главный герой постепенно начинает возвращать себе веру в людей и в добро. Дается это непросто, он упорно отказывается от прошлых взглядов. Родион начинается понимать, что каждому должно быть доступно счастье. Он также придет к глубокому пониманию христианских ценностей. Счастье и благополучие невозможно построить на преступлении. Недопустимо убийство даже одного человека, ведь люди по своей природе абсолютно равны. Ниже приведем некоторые цитаты из книги:

. «Власть даётся лишь тому, кто посмеет наклониться и поднять её. Тут одно только, одно: надо только посметь!»

. «Чем хитрей человек, тем он меньше подозревает, что его собьют на простом. Хитрейшего человека именно на простейшем надо брать».

. «...И дойдешь до черты, что не перешагнешь ее — несчастна будешь, а перешагнешь, — может, еще несчастнее станешь...»

Итак, сегодня мы узнали, в чём заключается теория Раскольникова.

Достоевский «Преступление и наказание». Несостоятельность теории Раскольникова. Сочинение

«Я убил себя, а не старуху»
«Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского принадлежит к наиболее сложным произведениям русской литературы. Достоевский описывает страшную картину жизни людей в России середины ХIХ в.
В то время многие чувствовали себя разочарованными, загнанными и сжатыми собственным бессилием и бесправием. Автор создает книгу о городских дворянах, «жителях темных уголков». До него никто не писал таких книг, и для Достоевского содержание романа было продиктовано самой действительностью.
События, описанные в романе, происходят в Петербурге. Петербург Достоевского — город, в котором невозможно жить: он нечеловеческий. Это город «уличных девочек», «трактирных постоянных посетителей», которые ищут в вине минутное забвение от скуки. Атмосфера Петербурга — атмосфера тупика. В романе много уличных сцен. Вот женщина с желтым лицом и впавшими глазами бросается в воду канала. И крики второй женщины: «До беса допилася, батюшки, до черта … удавиться тоже хотела, с веревки сняли». Вот один из сумрачных эпизодов. Получив от Елены Ивановны деньги, Раскольников направляется к распивочной, находящаяся в каком-то подвале. Противная еда, духота «и все это к тому же пропитано винным запахом, что кажется, от одного воздуха можно за пять минут сделаться пьяным». Здесь же звучат слова Мармеладова, убитого горькой беднотою и пьянством: «А если не к кому, если пойти более некуда?»
Простому человеку в Петербурге места нет, поэтому он погружается в «смрад пивных». Оставляя шумные улицы, автор ведет нас в дома, где живут его герои.
На мгновение открываются двери в чужую жизнь, полную отчаяния. Ведь страшно жить не только в «гробу», который снимает Раскольников, но и в «безобразном сарае» Сони, и в «прохладном углу», где обитает Мармеладов, и в отдельном номере, «душном и тесном», в котором проводит свою последнюю ночь перед самоубийством Свидригайлов. Судьба «маленьких» людей, которые живут в таких квартирах — с вечной нищетой — страшная.
Писатель заставляет нас заглянуть в один из «закутков» столицы — семью Мармеладовых и ему открывается бездна. «Мармеладов … смешной, жалкий и уродливый, это оборванец с его чиновничьей осанкой, шут, со своим» ораторством «кабацких завсегдатаев». Но этот «забавник» — человек трагической судьбы. Открывшись перед Раскольниковым, Мармеладов говорит: «Некуда идти человеку, а это надо». Сущность жизненной драмы Мармеладова состоит в ясном сознании, некуда идти, не к кому идти. Ему остается одно — погибнуть, и он погибает, и гибель его неизбежна. Но в этом и в страданиях своих близких виноват и сам Мармеладов. Он остро осознает свою вину: «А разве сердце у меня не болит от того, что я ползаю в кабак?» Можно жалеть человека, укравшего последнюю копейку у своих голодных детей? Но Достоевский заставляет нас жалеть недостойных сожаления, сочувствовать недостойным этого сочувствия! Мармеладову невозможно не сочувствовать, потому что он страдает, ибо «он все это может чувствовать». Он умеет любить и жертвовать, он остался человеком. Но не только Мармеладов, но и много «маленьких» людей в романе, придушенных беднотою. Они беспощадно жертвуют собой ради благополучия близких. Соня Мармеладова ради семьи «продала» себя, но чем же лучше судьба сестры Раскольникова Дуни, ради брата и матери выходит замуж за господина Лужина? Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывающие повседневную трагичность жизни народа.
Такой мир, в котором живут герои Достоевского, мир «униженных и оскорбленных», «тех, кто погиб и тех, кто погибнет». Трагедия положения героев Достоевского заключается не только в безвыходности, но и в осознании этого тупика: они видят, что их гибель близка и неизбежна, и находятся в состоянии обреченных на смерть.
Всем содержанием роман Достоевского показывает полную невозможность найти какой-либо выход, если оставаться в этом обществе, ведь принимать его законы, жить в таком обществе человеку невозможно!
Впервые роман «Преступление и наказание» увидел свет в 1886 году. Это роман о современной Россию, которая пережила эпоху глубочайших социальных сдвигов и нравственных стрессов, эпоху «расстройства», роман о современном герое, который впитал в себя все страдания, боли и раны времени.

«Вечером жаркого июльского дня, незадолго до захода солнца, выходит на улицу бывший студент Родион Раскольников». Так начинался роман Достоевского. С этого момента без отдыха, в палкой ненависти снуёт он по улицам Петербурга, останавливается на мостах, над темными холодными водами канала, заходит в грязные кабаки герой Достоевского.
С первых страниц романа мы узнаем о том, что Раскольников соблазнился на какое-то дело, которое является новым шагом, месяц назад у него родилась мечта, к осуществлению которой он близок сейчас.
А месяц назад, почти умирая от голода, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы кольцо — подарок сестры. Большую ненависть сразу чувствует он к капризной и никчемной старухе, которая высасывает кровь из бедных, получает богатство за счет чужого горя. «Странная мысль просыпалась в его голове, как вылупливается из яйца цыпленок». Вдруг услышан в трактире разговор студента с офицером о ней же, «глупой, никчемной, злой, больной старухи, никому не нужной и, напротив, всем вредной». Она живет «сама не зная для чего», а молодые свежие силы исчезают «без всякой поддержки», «и это тысячами, и это повсюду».
Полгода назад Раскольников написал статью «О преступлении», где изложил свою теорию психологического состояния преступников на протяжении всего преступления. Он доказывал, что это состояние более похоже на болезнь — помрачение ума, расстройство воли, случайность и нелогичность поступков.
Мы почти ничего не знаем о том длительном процессе, о той большой работе мысли, в результате которой развилась в сознании Раскольникова его идея, только после убийства раскрывается идея Раскольникова — во всем величии и во всей жалости.
В ужасном грязном трактире, где пьяный шум, крик и хохот заполняют воздух, слушает Раскольников шутливый и трагический рассказ Мармеладова о семнадцатилетней дочери Соне, ее подвиге, ее жертве, о спасении семьи. Но человек ко всему привыкает. Так и Мармеладов.
Негоден тот человек, который ко всему привыкает, все воспринимает, всему повинуется. Нет, не негодяй лишь тот, кто бунтует, разрушает, переступает. Никаких препятствий нет для необычного, «непослушного» человека.
«Еще один удар, ещё один шаг к бунту — письмо матери о Дунечке, сестре, которая» выходит на Голгофу «, выходя замуж за нелюбимого человека, Дунечка, которая моральную свободу не отдаст за комфорт, ради собственной выгоды.
Где выход? Разве возможно обойтись без жертв, нужны ли они? Теперь одними мыслями не поможешь, надо что-то сделать сейчас и быстро. Надо на что-то решится, хоть на что-нибудь … «Или отказаться от жизни совсем, — крикнул он вдруг в пылу, — послушно принять судьбу такой, какая она есть, раз и навсегда, и задушить в себе все, отказавшись от всевозможных права действовать, жить и любить! » Но Раскольников хочет «действовать, жить и любить».
Встреча Раскольникова с пьяной презренной девочкой на Конногвардейском бульваре тоже оказалась судьбоносной. Она тоже жертва стихийных законов, жестокой и непреодолимой необходимости, спокойно оправданной теми, кто смирился: «Говорят, что так и нужно. Такой процент, говорят, должен умирать ежегодно … куда-то … к черту, так должно быть, чтобы других освобождать и им не мешать «. И Сонечка, и Дунечка уже попали в этот «процент».
Убийство старухи нужно Раскольникову для проверки своей способности на преступление, а не для проверки идеи, которая как он рассуждал, неоспорима. Решив уже выдать себя, он говорит сестре: «Никогда, никогда я не был сильнее уверен, чем теперь!» Он подвергает свою «идею» беспощадному моральному анализу, он не в силе от нее отказаться: идея неоспоримая, совесть его спокойная. Сознательные, логические возражений своей идеи Раскольников не увидел до конца. Он объединяет объективные особенности современного мира, уверен в невозможности что-то изменить: «бесконечность человеческого страдания и разделение мира на униженных и на тех, кто подавляет, обладателей и подчиненных, или, по Раскольникову на» пророков «и» тварей дрожащих «.
Признание своей вины — это для Раскольникова признание собственной беспомощности и мизерности.

Теория Раскольникова сформировалась случайно: он нечаянно услышал разговор в пивной, и в его голове возникло своеобразное обоснование этой идеи, созданной в нем исключительно тяжелыми обстоятельствами его жизни.

Мысль Раскольникова уже и раньше останавливалась над вопросом об относительности в жизни понятий добра и зла. В среде человечества Раскольников отделял небольшую группу людей, стоявших как бы над вопросами о добре и зле, над этическими оценками поступков и деяний, людей, которым в силу их гениальности, их высокой полезности для человечества, ничто не может служить препятствием, которым все позволено. Остальные же, не выходящие из круга посредственности, масса, толпа, должны подчиняться существующим общим нормам и законам и служить средством высоких целей избранных людей. Правила морали для последних не существуют, они их могут преступать, ибо их цели оправдывают их средства.

Так обосновывает Раскольников право исключительной личности на преступления во имя не животных и эгоистических, а общих и высоких целей. Раскольников понимает, что такому образу действий должна соответствовать и особая психическая структура личности человека, готового «преступить» мораль. Он должен быть для этого обладателем сильной воли, железной выдержки и в нем над чувствами страха, отчаяния, робости, должно властвовать одно лишь сознание поставленных интеллектуальных целей. Впавшему в отчаяние и тоску, Раскольникову необходимо себе самому доказать, что он не «тварь дрожащая», что он смеет, может, что ему суждено пройти все свои предначертания. «Власть дается только тому, кто посмеет наклониться и взять ее. Тут только одно: стоит только посметь!»

Таким образом, задуманное убийство влечет Раскольникова не возможностью обогащения, а как победа над самим собой, как подтверждение его сил, как доказательство того, что он не «материал» для постройки, а сам строитель. Задумывая преступление, Раскольников весь уходит в теоретику, в философские размышления, и его гораздо больше интересуют выводы логические, чем результаты поступка. Он остается теоретиком, мыслителем даже тогда, когда выполняет все задуманное. И, несмотря на то, что, как казалось, он все заранее предвидел и предусмотрел, но самого главного он не мог предвидеть именно потому, что он человек мысли, а не действия.

Нужда и связанные с нею унижения и обиды для самолюбивого юноши послужили одним из первых толчков к принятию решения. Закладывая свои вещи у ростовщицы, Раскольников испытывал отвращение и злобу, вызываемые в нем видом и всей обстановкой зловещей старухи. И когда однажды ему удалось нечаянно подслушать в пивной беседу двух студентов об убийстве, то доводы одного из них были как бы отголоском бессознательного убеждения самого Раскольникова.

Хотя защищавший так горячо эту точку зрения студент и сознался, что сам бы не мог подтвердить ее действием и на убийство бы не пошел, но в голову Раскольникова запала эта мысль, и он много о ней думал. Он останавливался и на практических последствиях преступления: деньги старухи дали бы ему возможность окончить университет, помочь матери и сестре, начать полезную для общества деятельность. Но потом его всеце¬ло захватывает собственная теория о гении и толпе, о людях силы и воли, о строителях-сильных одиночках - и толпе как материале для построек.

Раскольникову становится необходимым во что бы то ни стало доказать себе, что у него хватит сил и решимости оправдать на деле свою смелую теорию. Совершенно разбитый лихорадочной и упорной работой мысли, истощенный голодом, он делается жертвой своей навязчивой идеи и, как загипнотизированный, уже не имеет сил оторваться от намеченного пути.

Вначале он боролся сам с собой, в нем что-то протестовало против его решения, мысль об убийстве наполняла тоской и отвращением. Но потом он как-то механически подчинился своей идее, уже не владея собой, а словно исполняя чужую волю. «Как будто, - говорит автор, - его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественною силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

Случайные внешние обстоятельства побуждают его привести в исполнение задуманный план. Предусмотрев некоторые мелочи, Раскольников думал, что обнаружил полную подготовку к новой жизни по своей «новой морали». Но развернувшиеся вслед за свершением убийства обстоятельства показали теоретику, что в непосредственной жизни и ее событиях есть своя особая логика, разбивающая в прах все доводы и рассуждения отвлеченной теории. На собственном страшном опыте Раскольников убедился в сделанных им ошибках.