В тени у высокой колонны. Маленькие люди. Проблема социальной несправедливости в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание» (Достоевский Ф. М.)

В рассказе А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала, чиновник настолько испу­гался, что после униженных просьб простить его умер от страха.

Герой рассказа А.П. Чехова «Толстый и тонкий », чиновник Порфирий, встретил на вокзале железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.

Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии А.С. Грибое­дова «Горе от ума», уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать является и его роман с Софьей, дочерью Фамусова. Максим Петрович, о кото­ром Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.

В рассказе А.П. Чехов «Хамелеон» полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на противопо­ложные в зависимости от того, какое лицо - значительное или нет -оказывается в ней задето: генеральская собака или нет.

Н.В. Гоголь-комедия «Ревизор». В этой комедии Н. В. Го­голь представляет нам мир городских чиновников. Писатель разоблачает взяточничество, казнокрадство, подхалимство, неукоснительное соблюдение чиновной субординации. Все чиновники разговаривают с Хлестаковым подобострастно, с трепетом. Они знают, что все берут взятки, поэтому сразу же начинают думать, как дать взятку ревизору. Характерно, что и купцы, находящиеся в пьесе под чиновным миром, являют­ся к Хлестакову с «кузовом вина и сахарными головами». Чи­новничество изображается в пьесе гротескно. Так, самодур­ство Городничего безгранично. Он присваивает деньги, ассиг­нованные на строительство церкви, подвергает розгам унтер- офицершу. Попечитель богоугодных заведений считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет», и вместо полагающегося овсяного супа дает больным одну капусту. Судья, уверенный, что в его бума­гах «сам Соломон не разрешит, что в ней правда и что неправ­да», превращает судебное учреждение в собственную вотчину. Доктор Гибнер не в состоянии общаться со своими больными по причине полного незнания русского языка. Финал этого беспорядка, по мысли писателя, закономерен - мнимый ре­визор уезжает, но приезжает ревизор настоящий, который су­меет наказать виновных.

М.Е. Салтыков-Щедрин - «История одного города».Эта

произведение - смелая и злая сатира на царивший в России административный произвол. Писатель создает гротескные образы градоначальников, сменяющих друг друга в городе Глупове. Каждый из них имеет свою характерную особенность, чем-то отличается от остальных. Так, Перехват-Залихват­ский въехал в город на белом коне, «сжег гимназии и упразд­нил науки». Другой градоначальник, Брудастый, вместо го­ловы имел сосуд с органчиком, выдающим всего две фразы: «Не потерплю!» и «Разорю!». У майора Прыща была фарши­рованная голова. Таким образом, город Глупов у Щедрина - это гротескное изображение всей России.

А.П. Чехов - рассказ «Толстый и тонкий». В этом рас­сказе автор поднимает проблему чиновничьей субординации, чинопочитания. Сюжет его прост. Встречаются два старых приятеля, сначала они очень рады друг другу, общаются за­просто, но затем «тонкий» узнает о том, что его старый знако­мый занимает важный государственный пост. И вся простота общения тут же подменяется соблюдением чиновничьей су­бординации. «Тонкий» начинает разговаривать с «толстым» подобострастно, заискивать перед ним. Второй же герой со­храняет невозмутимость и добродушие на протяжении всего повествования. Таким образом, писатель выступает здесь про­тив рабской психологии человека, приводящей к чинопочи­танию, лести и подобострастию.

В.В. Маяковский - стихотворение «Прозаседавшиеся».

В этом стихотворении поэт поднимает проблему бюрократиз­ма. Мы видим являющихся на службу в учреждения служа­щих и кипу бумаг, из которых выбирают «с полсотни» для очередного заседания. Причем эти заседания следуют одно за другим, тематика их нелепа: театральный отдел заседает с главным управлением по коннозаводству, цель другого засе­дания - решение вопроса о «покупке склянки чернил Губко-оперативом». Лирический герой, тщетно добивающийся ауди­енции чиновников, искренне возмущен. Он врывается на одно из заседаний и видит «людей половины». У героя от этой страшной картины «свихнулся разум». Секретарь же спокой­но объясняет, что чиновники «на двух заседаниях сразу». Так в сюжете стихотворения Маяковского развертывается фразе­ологизм: «не разорваться же мне надвое». Реалистическая, жизненная ситуация сливается у Маяковского с гиперболой, фантастикой, гротеском.

О справедливости и несправедливости

Вопрос о несправедливости волновал человечество с древ­них времён.

Проблема (в том числе и проблема данного текста) заклю­чена в следующем. Люди, часто обиженные, на собственном опыте убеждаются в том, что такое несправедливость. А вот во­прос о том, что такое справедливость, каждый решает прежде всего с точки зрения своих интересов.

Комментируя данную проблему, можно сказать, что в общем людей мало волнует тот факт, что несправедливо поступили с другими. Если же несправедливость проявлена по отношению к ним, люди возмущаются и чувствуют себя оскорблёнными, униженными, несчастными.

Какова же позиция автора? Он считает: человечество не мо­жет надеяться на то, что подходы к понятию «справедливость» могут быть для всех одинаковыми. Почему? Потому что люди изначально не равны. И справедливость - это «искусство не­равенства».

Я согласна с мнением автора и в доказательство его правоты привожу первый аргумент. В том, что человек решает вопрос о справедливости чаще всего в свою пользу, мы убеждаемся на множестве примеров. Сколько людей, столько и мнений, столько и жизненных позиций. И это всё потому, что люди не равны и не могут быть равны в силу множества причин. Люди различаются по этническому признаку; различаются полом, возрастом; они могут быть бедны или богаты. И взгляды, сфор­мированные в течение жизни, влияют на их отношение к теме справедливости и несправедливости.

Публицист Котлярский рассказал однажды о каком-то молодом человеке, который только что объяснился в любви и был на седь­мом небе от счастья. В сердце любимой девушки он нашёл ответ­ное чувство. Ему хотелось бежать, кричать, рассказать о себе всему миру! И что значили перевёрнутое ведро в коридоре и обиды уборщицы, смятые куличики в детской песочнице, рассыпанные из кошёлки овощи на остановке! Но влюблённому не было дела до обиженных им людей: они ведь эгоисты. Но вот такие же «счаст­ливцы», тоже влюблённые крепкие парни, раздавили ему часы и искупали его в пруду. Молодой человек был страшно обижен такой несправедливостью. А о чём он думал раньше?

Аргумент второй. В романе Ф.М. Достоевского «Преступле­ние и наказание» вопрос о справедливости для главного героя Родиона Раскольникова представляется очень непростым. Свою, в целом бесчеловечную, «наполеоновскую» теорию он считает очень справедливой и даже «математически выверен­ной», а убийство «никому не нужной и всем вредной стару­шонки» не только не преступление, но как «проба» его теории оно видится ему даже как благое дело. Однако Раскольников своим поступком «не старушонку», а «себя убил»; при этом он так и не сумел переступить черту, за которой господствуют «властелины мира», те, которые «право имеют». Человечность, чувство совести и понимание подлинной справедливости по­беждают в Раскольникове.

В заключение нужно сказать, что, действительно, для каж­дого человека представление о справедливости скорее личное, отражающее его интересы. Для создания объективной картины мира существуют юридические и нравственные законы.

В каких произведениях русской классики звучит тема социальной несправедливости и что сближает эти произведения с пьесой М.Горького?(Приведите два примера.)

Лука (задумчиво, Бубнову) . Вот.. . ты говоришь - правда.. . Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку.. . не всегда правдой душу вылечишь.. . Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил.. . Бубнов. Во что-о? Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля.. . в той, дескать, земле - особые люди населяют.. . хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке - завсяко-просто - помогают.. . и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти.. . праведную эту землю искать. Был он - бедный, жил - плохо.. . и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, - духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: "Ничего! потерплю! Еще несколько - пожду.. . а потом - брошу всю эту жизнь и - уйду в праведную землю... " Одна у него радость была - земля эта.. . Пепел. Ну? Пошел? Бубнов. Куда? Хо-хо! Лука. И вот в это место - в Сибири дело-то было - прислали ссыльного, ученого.. . с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками.. . Человек и говорит ученому: "Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога? " Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил.. . глядел-глядел - нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной - нет!. . Пепел (негромко) . Ну? Нету? Бубнов хохочет. Наташа. Погоди ты.. . ну, дедушка? Лука. Человек - не верит.. . Должна, говорит, быть.. . ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои - ни к чему, если праведной земли нет.. . Ученый - в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился - как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил - есть! а по планам выходит - нету! Грабеж!. . И говорит он ученому: "Ах ты.. . сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый... " Да в ухо ему - раз! Да еще!. . (Помолчав.) А после того пошел домой - и удавился!. . Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу. Пепел (негромко) . Ч-черт те возьми.. . история - невеселая.. . Наташа. Не стерпел обмана.. . Бубнов (угрюмо) . Всё - сказки.. .

Показать текст целиком

Тема социальной несправедливости затрагивается в поэме "Кому на Руси жить хорошо" Н.А.Некрасова. В ней показывается тяжесть крестьянской ноши.К примеру,Яким Нагой,появившийся в главе "Пьяная ночь",очень много работает,но также много пьет,чтобы облегчить свою жизнь.Также находят утешение в алкоголе и ночлежники.Однако потребность Якима обоснована,а пьяницы-картежники просто напиваются изо дня в день,при этом не трудясь вовсе.Тема социальной несправедливости поднимается и в комедии "Горе от ума"

Проблема наркомании

Радек Йон (род. в 1954) – чешский писатель, серьезно заявивший о себе в 80-е годы первым же романом о молодежи – "Джинсовый мир".

Роман построен на достоверном жизненном материале и рассказывает о трудном периоде взросления неплохого чешского парня Михала Отавы и его сверстников, затянутых в сети наркомании и не нашедших сил вырваться из них. Но "Memento" - не просто роман о губительной власти наркотиков, это роман-предостережение, книга, внушающая молодым людям необходимость воспитывать в себе волю, мужественно переносить невзгоды, твердо противостоять злу. В этом ее огромная нравственная сила.

Проблема роли литературы в жизни человека,

Проблема утраты значения литературы в современном обществе

М.Горький "Детство" Алёша Пешков старался читать каждую свободную минуту, несмотря на то, что его наказывали хозяева. И потом, когда он вырос, страсть к чтению помогла ему, он стал писателем.

Р. Брэдбери «Воспоминания» «Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки... Я получил образование в библиотеке, не в колледже».

М. Горький «Мои университеты» Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком..

Роль книги в жизни человека и будущее самой книги.

*По мнению известного писателя Ф. Искандера, «главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение».

*Известный писатель и публицист Ю. Олеша писал: «Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг... Они вне времени».

*М. Горький писал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам».

* В русской литературе немало примеров положительного влияния чтения на формирование личности человека. Так, из первой части трилогии М. Горького « Детство» мы узнаём о том, что книги помогли герою произведения преодолеть «свинцовые мерзости жизни» и стать человеком.



*Популярный публицист С.Курию рассуждал в очерке «Книга и компьютерный век» о том, умрёт ли книга при условии развития современных информационных технологий. Автор утверждал, что книга - это прежде всего текст, а вот в каком формате он подан, не имеет значения для сути произведения.

* В. Солоухин пишет об огромном преимуществе книги перед кино. Читатель, по его мнению, сам «режиссирует» свой фильм, кинорежиссёр не навязывает ему внешнего облика персонажей. Таким образом, чтение книг - процесс более творческий, нежели сидение перед «ящиком», когда человек более потребитель, чем творец.

Литература - это совесть общества,его душа (Д.С.Лихачев)

Чтение - вот лучшее учение (А.С.Пушкин)

Поэзия - это не просто изреченная мысль. Это песнь кровоточащей раны или же улыбающихся губ. Д. Джебран

- Рассказ В. Некрасова «Посвящается Хемингуэю». Лешка даже во время войны читал практически всегда и везде: «Наверху все гудело, стреляло, рвалось, а он сидел себе, поджав ноги, и читал». Книга была его лучшим другом, и за это его знали и уважали. Такие, как Лешка и называются начитанными, во все времена пользующиеся уважением. Ими восторгаются и по сей день.

Проблема Чиновничество, бюрократизм

Евгений Шварц «Дракон» В произведениях классиков, мы, как нельзя лучше, можем проследить историю русского чиновничества. Хотя эта история отличается от других своей однообразностью, так как все чиновники во все времена работали только на себя, делая при этом видимость заботы о народе. В «Драконе» Евгения Шварца народ предстает перед нами покорными, послушными слугами своего повелителя. Дракон – типичный чиновник, тиран и деспот. Он собирает дань со своих подданных, ему приносят жертвы, он делает видимость заботы о народе.

Люди, воспитанные на правилах и принципах подчинения своему повелителю и «защитнику», как роботы беспрекословно выполняют приказы, вплоть до того, что отказываются верить в то, что видели собственными глазами.

Ильф и Петров «Золотой теленок» Бюрократ, фигура для авторов «Золотого теленка» примечательная, вызывающая особую неприязнь. Бюрократ всегда упрямо лезет на первый план. Он претендует на то, чтобы говорить от имени всех «прочих», быть наставником, руководителем, хозяином. Полыхаев, начальник учреждения «Геркулес», восседая на своем кресле, как на престоле, может только повелевать. Даже деловых бумаг он не подписывает собственноручно. Для этого у него изготовлен универсальный набор штампов.

Гоголь "Повесть о капитане Копейкине» В повести рассказывается о произволе и беззаконии, которые творят высшие петербургские чиновники, то есть само правительство. Несмотря на увечья и боевые заслуги капитана, он не имеет права даже на полагающуюся ему пенсию. Отчаявшийся Копейкин пытается найти помощь в столице, но его попытка разбивается о холодное равнодушие чиновника. Все они, начиная с мелкого губернского секретаря и заканчивая представителем высшей административной власти, нечестные, корыстные, жестокие люди, безразличные к судьбам страны и народа.

Проблема Чинопочитание

Чехов А.П. «Толстый и тонкий» Рассказ Чехова «Толстый и тонкий», повествует нам о встрече двух старых приятелей, бывших соучеников, толстого и тонкого. Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют себя как люди: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается встречей двух неравных чинов.

Проблема несправедливости социального устройства общества

1. И. С. Тургенев. «Муму». Герои: немой крепостной Герасим, Татьяна – его любимая, барыня, самодурно решающая судьбы вверенных её судьбой людей.

2. И. С. Тургенев. «Записки охотника». Рассказ «Бирюк»: главный герой лесничий по прозвищу Бирюк. Убогий быт крестьян. Несправедливость социального устройства жизни.

3. В. Г. Короленко.» В дурном обществе». Вася, мальчик из богатой семьи, дружит с отверженными детьми, – Валеком и Марусей. Благотворное влияние доброты на юного героя.

4. Н. А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Спор генерала и автора о том, кто построил железную дорогу. Осуждение несправедливого устройства жизни.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»: крестьяне пришли из дальних деревень с прошением к вельможе, но их не приняли, прогнали. Осуждение властей.

5. Н С. Лесков. «Левша». Главный герой – Левша, блоху «аглицкую» подковал, но его талант не оценен по достоинству на родине: умирает в больнице для бедных.

6. А М Горький. Повесть «Детство»: изображение «свинцовых мерзостей жизни». Судьба семьи Кашириных.

7. Н. В. Гоголь. «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин – «маленький ЧЕЛОВЕК», он отстаивает своё право на мечту.

8. Л. Н. Толстой «После бала». Влюбленный герой после бала видит, как отец любимой руководит избиением шпицрутенами солдата. Разделённость двух Россий – России богатой и России бедной.

В каких про­из­ве­де­ни­ях русской клас­си­ки нашла своё отоб­ра­же­ние тема «отцов и детей» и в чём эти про­из­ве­де­ния перекликаются с шо­ло­хов­ским «Тихим Доном»?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Леса, пронзительно брунжа, зачертила воду, за ней косым зеленоватым полотном вставала вода. Пантелей Прокофьевич перебирал обрубковатыми пальцами держак черпала.

— Заверни его на воду! Держи, а то пилой рубанёт!

— Небось!

Большой изжелта-красный сазан поднялся на поверхность, вспенил воду и, угнув тупую лобастую голову, опять шарахнулся вглубь.

— Давит, аж рука занемела... Нет, погоди!

— Держи, Гришка!

— Держу-у-у!

— Гляди под баркас не пущай!.. Гляди!

Переводя дух, подвёл Григорий к баркасу лежавшего на боку сазана. Старик сунулся было с черпалом, но сазан, напрягая последние силы, вновь ушёл в глубину.

— Голову его подымай! Нехай глотнет ветру, он посмирнеет.

Выводив, Григорий снова подтянул к баркасу измученного сазана. Зевая широко раскрытым ртом, тот ткнулся носом в шершавый борт и стал, переливая шевелящееся оранжевое золото плавников.

— Отвоевался! — крякнул Пантелей Прокофьевич, поддевая его черпаком.

Посидели ещё с полчаса. Стихал сазаний бой.

Сматывай, Гришка. Должно, последнего запрягли, ишо не дождёмся.

Собрались. Григорий оттолкнулся от берега. Проехали половину пути. По лицу отца Григорий видел, что хочет тот что-то сказать, но старик молча поглядывал на размётанные под горой дворы хутора.

— Ты, Григорий, вот что... — нерешительно начал он, теребя завязки лежавшего под ногами мешка, — примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой...

Григорий густо покраснел, отвернулся. Воротник рубахи, врезаясь в мускулистую прижжённую солнце- гревом шею, выдавил белую полоску.

— Ты гляди, парень, — уже жёстко и зло продолжал старик, — я с тобой не так загутарю. Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать. Тут дело могет до греха взыграть, а я наперёд упреждаю: примечу — запорю!

Пантелей Прокофьевич ссучил пальцы в узловатый кулак, — жмуря выпуклые глаза, глядел, как с лица сына сливала кровь.

— Наговоры, — глухо, как из воды, буркнул Григорий и прямо в синеватую переносицу поглядел отцу.

— Ты помалкивай.

— Мало что люди гутарют...

— Цыц, сукин сын!

Григорий слёг над веслом. Баркас заходил скачками. Завитушками заплясала люлюкающая за кормой вода.

До пристани молчали оба. Уже подъезжая к берегу, отец напомнил:

— Гляди не забудь, а нет — с нонешнего дня прикрыть все игрища. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!

Промолчал Григорий. Примыкая баркас, спросил:

— Рыбу бабам отдать?

— Понеси купцам продай, — помягчел старик, — на табак разживёшься.

Покусывая губы, шёл Григорий позади отца. «Выкуси, батя, хоть стреноженный, уйду ноне на игрище», — думал, злобно обгрызая глазами крутой отцовский затылок.

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

Пояснение.

Дом Мелеховых держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич, Ильинична действительно являются оплотом семьи. Пантелей Прокофьич трудолюбивый хозяин, бывает вспыльчивым, но в душе добрый и чувствительный. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич старается соединить в одно целое куски старого быта - хотя бы ради внуков и детей. Для сохранения семьи он решительно запрещает Григорию видеться с Аксиньей: «Гляди не за­будь, а нет - с но­неш­не­го дня при­крыть все иг­ри­ща. Чтоб с базу ни шагу. Так-то!». Однако сын, хоть и не выражает открытого протеста отцу, не слушает его, решает поступать так, как хочет сам.

Тема отцов и детей поднималась И.С. Тургеневым в романе «Отцы и дети», А.Н. Островским в драме «Гроза». В обоих произведениях, подобно «Тихому Дону», показан конфликт старшего поколения с младшим. «Дети» не хотят подчиняться старшим, у них свои идеалы. Взгляды нового поколения более прогрессивные, направленные в будущее, поэтому конфликтуют со старыми отцовскими устоями, которые символизируют «век минувший».

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей зву­чит тема ду­хов­но­го оску­де­ния лич­но­сти и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пье­сой М. Горь­ко­го «На дне»?


Лука (выходя из кухни) . Ну, обыграли татарина? Водочку пить пойдёте? Барон. Идём с нами!

Сатин. Посмотреть бы, каков ты есть пьяный!

Лука. Не лучше трезвого-то...

Актёр. Идем, старик... я тебе продекламирую куплеты...

Лука. Чего это?

Актёр. Стихи, — понимаешь?

Лука. Стихи-и! А на что они мне, стихи-то?..

Актёр. Это — смешно... А иногда — грустно...

Сатин. Ну, куплетист, идёшь? (Уходит с Бароном.)

Актёр. Иду... я догоню! Вот, например, старик, из одного стихотворения... начало я забыл... забыл! (Потирает лоб.)

Бубнов. Готово! Пропала твоя дамка... ходи!

Медведев. Не туда я пошёл... пострели её!

Актёр. Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик-, была хорошая память... А-теперь вот... кончено, брат! Всё кончено для меня! Я всегда читал это стихотворение с большим успехом... гром аплодисментов! Ты... не знаешь, что такое аплодисменты... это, брат, как... водка!.. Бывало, выйду, встану вот так... (Становится в позу.) Встану... и... (Молчит.) Ничего не помню... ни слова... не помню! Любимое стихотворение... плохо это, старик?

Лука. Да уж чего хорошего, коли любимое забыл? В любимом — вся душа...

Актёр. Пропил я душу, старик... я, брат, погиб... А почему — погиб? Веры у меня не было... Кончен я...

Лука. Ну, чего? Ты... лечись! От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить... Признали, видишь, что пьяница — тоже человек... и даже — рады, когда он лечиться желает! Ну-ка вот, валяй! Иди...

Актёр (задумчиво) . Куда? Где это?

Лука. А это... в одном городе... как его? Название у него эдакое... Да я тебе город назову!.. Ты только вот чего: ты пока готовься! Воздержись... возьми себя в руки и — терпи... А потом — вылечишься... и начнёшь жить снова... хорошо, брат, снова-то! Ну, решай... в два приёма...

Актёр (улыбаясь) . Снова... сначала... Это — хорошо. Н-да... Снова? (Смеётся.) Ну... да! Я могу?! Ведь могу, а?

Лука. А чего? Человек — всё может... лишь бы захотел...

Актёр (вдруг, как бы проснувшись) . Ты — чудак! Прощай пока! (Свистит.) Старичок... прощай... (Уходит.)

М. Горький «На дне»

Пояснение.

Тема ду­хов­но­го оску­де­ния лич­но­сти под­ни­ма­ет­ся в про­из­ве­де­ни­ях Ф. Достоевского, А. П. Чехова, А. Н. Островского. Про­из­ве­де­ния рус­ской клас­си­ки про­ник­ну­ты ис­тин­ным гуманизмом: верой в то, что че­ло­век может под­нять­ся не толь­ко со «дна жизни», но и со «дна» соб­ствен­ной души. В пьесе Горь­ко­го в ночлежке, где, ка­за­лось бы, все по­те­ря­но для ее обитателе, зву­чит мо­но­лог о Человеке, ко­то­ро­му под силу все. В пье­сах Ост­ров­ско­го среди мрака «темного царства» за­рож­да­ют­ся силь­ные на­ту­ры («Гроза», «Бесприданница»). Про­тест про­тив ду­хов­но­го оскудения, ме­щан­ства зву­чит в рас­ска­зах и пье­сах Че­хо­ва («Крыжовник», «Человек в футляре»).

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей отоб­ра­же­ны рус­ские ха­рак­те­ры и что сбли­жа­ет их с ге­ро­ем «Судьбы человека»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7, С1—С2.

На четвёртый день прямо из совхоза, гружённый хлебом, подворачиваю к чайной. Парнишка мой там сидит на крыльце, ножонками болтает и, по всему видать, голодный. Высунулся я в окошко, кричу ему: «Эй, Ванюшка! Садись скорее на машину, прокачу на элеватор, а оттуда вернёмся сюда, пообедаем». Он от моего окрика вздрогнул, соскочил с крыльца, на подножку вскарабкался и тихо так говорит: «А вы откуда знаете, дядя, что меня Ваней зовут?» И глазёнки широко раскрыл, ждёт, что я ему отвечу. Ну, я ему говорю, что я, мол, человек бывалый и всё знаю.

Зашёл он с правой стороны, я дверцу открыл, посадил его рядом с собой, поехали. Шустрый такой парнишка, а вдруг чего-то притих, задумался и нет-нет да и взглянет на меня из-под длинных своих загнутых кверху ресниц, вздохнёт. Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». — «А мама?» — «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». — «А откуда вы ехали?» — «Не знаю, не помню...» — «И никого у тебя тут родных нету?» — «Никого». — «Где же ты ночуешь?» — «А где придётся».

Закипела тут во мне горючая слеза, и сразу я решил: «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать! Возьму его к себе в дети». И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло. Наклонился я к нему, тихонько спрашиваю: «Ванюшка, а ты знаешь, кто я такой?» Он и спросил, как выдохнул: «Кто?» Я ему и говорю так же тихо: «Я — твой отец».

Боже мой, что тут произошло! Кинулся он ко мне на шею, целует в щёки, в губы, в лоб, а сам, как свиристель, так звонко и тоненько кричит, что даже в кабинке глушно: «Папка родненький! Я знал! Я знал, что ты меня найдёшь! Все равно найдёшь! Я так долго ждал, когда ты меня найдёшь!» Прижался ко мне и весь дрожит, будто травинка под ветром. А у меня в глазах туман, и тоже всего дрожь бьёт, и руки трясутся... Как я тогда руля не упустил, диву можно даться! Но в кювет всё же нечаянно съехал, заглушил мотор. Пока туман в глазах не прошёл, — побоялся ехать, как бы на кого не наскочить. Постоял так минут пять, а сынок мой всё жмётся ко мне изо всех силёнок, молчит, вздрагивает. Обнял я его правой рукою, потихоньку прижал к себе, а левой развернул машину, поехал обратно, на свою квартиру. Какой уж там мне элеватор, тогда мне не до элеватора было.

Бросил машину возле ворот, нового своего сынишку взял на руки, несу в дом. А он как обвил мою шею ручонками, так и не оторвался до самого места. Прижался своей щекой к моей небритой щеке, как прилип. Так я его и внёс. Хозяин и хозяйка в аккурат дома были. Вошёл я, моргаю им обоими глазами, бодро так говорю: «Вот и нашёл я своего Ванюшку! Принимайте нас, добрые люди!» Они, оба мои бездетные, сразу сообразили, в чём дело, засуетились, забегали. А я никак сына от себя не оторву. Но кое-как уговорил. Помыл ему руки с мылом, посадил за стол. Хозяйка щей ему в тарелку налила, да как глянула, с какой он жадностью ест, так и залилась слезами. Стоит у печки, плачет себе в передник. Ванюшка мой увидал, что она плачет, подбежал к ней, дергает её за подол и говорит: «Тётя, зачем же вы плачете? Папа нашёл меня возле чайной, тут всем радоваться надо, а вы плачете». А той — подай бог, она ещё пуще разливается, прямо-таки размокла вся!

После обеда повёл я его в парикмахерскую, постриг, а дома сам искупал в корыте, завернул в чистую простыню. Обнял он меня и так на руках моих и уснул.

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Пояснение.

Андрей Соколов обладает удивительным мужеством и душевной крепостью, пережитые ужасы войны не делают его озлобленным. Этот человек, потерявший родных ему людей в годы Великой Отечественной войны, прошедший ад фашистского плена, находит смысл жизни в мальчике-сироте. Андрей Соколов совершает своего рода нравственный подвиг, когда берёт мальчишку себе. Ванюша помогает ему встать на ноги и почувствовать себя нужным. В образе Андрея Соколова показан настоящий русский характер, сильный, загадочный и достойный подражания.

Герой рассказа А. Толстого «Русский характер» лейтенант Дремов смелый, но скромный человек. Звезда героя и ордена говорят сами за себя, но лейтенант никогда не выпячивается вперед, не гордится перед товарищами своими подвигами.

Черты характера русского человека замечательно передал Н. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо». В образе Гриши Добросклонова мы видим собирательный образ борца за всех «обиженных» и «униженных». Ему не нужно богатства и чужды заботы о личном благополучии. Его не пугают предстоящие испытания, потому что он верит в торжество дела, которому посвятил всю жизнь. В этом Григорий видит подлинное счастье, потому что величайшее счастье, по мысли Некрасова, состоит в борьбе за свободу угнетенных.

И Некрасов, и Шолохов, и Толстой восхищаются русскими характерами, стойкими и верными, любящими и нежными. В разное, порой очень суровое время выпало жить этим людям, но они достойны своей судьбы.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей за­тро­ну­та тема твор­че­ства и что сбли­жа­ет их с про­из­ве­де­ни­ем М. А. Булгакова?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый, темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.

Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошёл в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нём было бельё, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.

Пришедший подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шёпотом осведомился: «Можно присесть?» — и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле.

— Как же вы сюда попали? — повинуясь сухому грозящему пальцу, шёпотом спросил Иван. — Ведь балконные-то решётки на замках?

— Решётки-то на замках, — подтвердил «гость, — но Прасковья Федоровна — милейший, но, увы, рассеянный человек. Я стащил у неё месяц тому назад связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа, и, таким образом, иногда навестить соседа.

— Раз вы можете выходить на балкон, то вы можете удрать. Или высоко? — заинтересовался Иван.

— Сидим, — ответил Иван, вглядываясь в карие и очень беспокойные глаза пришельца.

— Да... — тут гость встревожился, — но вы, надеюсь, не буйный?   А то я, знаете ли, не выношу шума, возни, насилий и всяких вещей в этом роде. В особенности ненавистен мне людской крик, будь то крик страдания, ярости или иной какой-нибудь крик. Успокойте меня, скажите, вы не буйный?

— Вчера в ресторане я одному типу по морде засветил, — мужественно признался преображённый поэт.

— Основание? — строго спросил гость.

— Да, признаться, без основания, — сконфузившись, ответил Иван.

Отчитав таким образом Ивана, гость осведомился:

— Профессия?

— Поэт, — почему-то неохотно признался Иван.

Пришедший огорчился.

— Ох, как мне не везёт! — воскликнул он, но тут же спохватился, извинился и спросил: — А как ваша фамилия?

— Бездомный.

— Эх, эх... — сказал гость, морщась.

— А вам, что же, мои стихи не нравятся? — с любопытством спросил Иван.

— Ужасно не нравятся.

— А вы какие читали?

— Никаких я ваших стихов не читал! — нервно воскликнул посетитель.

— А как же вы говорите?

— Ну, что ж тут такого, — ответил гость, — как будто я других не читал? Впрочем... разве что чудо? Хорошо, я готов принять на веру. Хороши ваши стихи, скажите сами?

— Чудовищны! — вдруг смело и откровенно произнёс Иван.

— Не пишите больше! — попросил пришедший умоляюще.

— Обещаю и клянусь! — торжественно произнёс Иван.

Клятву скрепили рукопожатием...

М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»

Пояснение.

Булгаков с самых первых страниц романа «Мастер и Маргарита» подводит нас к одному из главных конфликтов произведения: проблеме истинного и ложного творчества. Для раскрытия темы творчества автор показывает нам членов МАССОЛИТа, жалких графоманов, заботящихся только лишь о набивании своего желудка.

Но вот на страницах произведения появляется Мастер. Это истинный творец, настоящий художник. И, к сожалению, вполне естественно, что он не может выжить в подобном обществе. Мастер пытается сжечь свой уже ненавистный роман. Но «рукописи не горят»! И в этой фразе очень четко выражается позиция Булгакова по отношению к творчеству. Он говорит об огромной ответственности, ложащейся на плечи каждого, кто собирается привнести в мир что-то новое путем печатного слова, ведь ложь, глупость, жестокость, непорядочность, откровенная халтура рано или поздно наказываются.

Схожую с булгаковской позицию находим у Бориса Пастернака:

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех… -

Может меняться время, люди даже могут пытаться переписывать историю, но творец, мастер должен всегда быть правдив и служить людям, отдавая себя творчеству без остатка. Такое мироощущение лежит в основе всего творчества Пастернака, свою цель как поэта он видит в постоянном поиске истины.

И Анна Ахматова осознает свою задачу художника очень схоже с Булгаковым и Пастернаком («Мне голос был. Он звал утешно...», 1917). Отказываясь оставить «край глухой и грешный», она избирает нелегкий путь «боли, поражений и обид».

Таким образом, оказывается, что поэт, писатель - посланник Бога, живущий по небесным законам. Предназначение его заключается в том, чтобы искоренять пороки людей и наставлять их на правильный путь.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки зву­чит «мысль семейная» и в чем эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны шо­ло­хов­ско­му «Тихому Дону»?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Жена Прокофия умерла вечером этого же дня. Недоношенного ребенка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делала его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал на хозяйство.

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой. Женил его Прокофий на казачке — дочери соседа.

С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки.

Похоронив отца, въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный.

Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным. Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Старший, уже женатый сын его, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, зверова- тое.

Дуняшка — отцова слабость — длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитем — вот и вся мелеховская семья.

М. Л. Шолохов «Тихий Дон»

Пояснение.

Родная земля, семья, дом – вечные человеческие ценности. Дом Мелеховых держится на главенстве старших. Пантелей Прокофьич, Ильинична действительно являются оплотом семьи. Пантелей Прокофьич трудолюбивый хозяин, бывает вспыльчивым, но в душе добрый и чувствительный. Несмотря на внутрисемейный раскол, Пантелей Прокофьич ради внуков и детей стремится до последнего своего вдоха сохранить дом, ибо понимает, что в любое лихолетье дом должен быть крепостью и опорой. История жизни Григория подтвердила принципы отца.

«Мысль семейная» звучит в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Идеалом семейных отношений была для писателя семья Ростовых, в которой царят взаимопонимание, доверие, взаимопомощь. Здесь все просто, все любят друг друга и готовы в любую минуту подставить плечо поддержки. У Ростовых, подобно Мелеховым, дом – пристанище в любую непогоду.

Старается сохранить дом с его домостроевским укладом Кабаниха, героиня пьесы Островского «Гроза». Но для неё в доме ценны не дети, не семья как таковая, а её личный оплот, опора её безраздельной власти над детьми, которых она замучила своими наставлениями и упрёками. Из такого дома убежать хочется, а не сохранять его. В этом позиция Кабаниха отличается от принципов домоустройства Ростовых и Мелеховых.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской клас­си­ки изоб­ра­же­ны «книжные» ге­ро­и­ни и в чем их можно со­по­ста­вить с горь­ков­ской Настей?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

«Пустырь» — засоренное разным хламом и заросшее бурьяном дворовое место. В глубине его — высокий кирпичный брандмауер. Он закрывает небо. Около него — кусты бузины. Направо — темная, бревенчатая стена какой-то надворной постройки: сарая или конюшни. А налево — серая, покрытая остатками штукатурки стена того дома, в котором помещается ночлежка Костылевых. Она стоит наискось, так что ее задний угол выходит почти на средину пустыря. Между ею и красной стеной — узкий проход. В серой стене два окна: одно — в уровень с землей, другое — аршина на два выше и ближе к брандмауеру. У этой стены лежат розвальни кверху полозьями и обрубок бревна, длиною аршина в четыре. Направо у стены — куча старых досок, брусьев. Вечер, заходит солнце, освещая брандмауер красноватым светом. Ранняя весна, недавно стаял снег. Черные сучья бузины еще без почек. На бревне сидят рядом Наташа и Настя. На дровнях — Лука и Барон. Клещ лежит на куче дерева у правой стены. В окне у земли — рожа Бубнова.

Настя (закрыв глаза и качая головой в такт словам, певуче рассказывает) . Вот приходит он ночью в сад, в беседку, как мы уговорились... а уж я его давно жду и дрожу от страха и горя. Он тоже дрожит весь и — белый, как мел, а в руках у него леворверт...

Наташа (грызет семечки) . Ишь! Видно, правду говорят, что студенты — отчаянные...

Настя. И говорит он мне страшным голосом: «Драгоценная моя любовь...»

Бубнов. Хо-хо! Драгоценная?

Барон. Погоди! Не любо — не слушай, а врать не мешай... Дальше!

Настя. «Ненаглядная, говорит, моя любовь! Родители, говорит, согласия своего не дают, чтобы я венчался с тобой... и грозят меня навеки проклясть за любовь к тебе. Ну и должен, говорит, я от этого лишить себя жизни...» А леворверт у него — агромадный и заряжен десятью пулями... «Прощай, говорит, любезная подруга моего сердца! — решился я бесповоротно... жить без тебя — никак не могу». И отвечала я ему: «Незабвенный друг мой... Рауль...»

Бубнов (удивленный) . Чего-о? Как? Краул?

Барон (хохочет) . Настька! Да ведь... ведь прошлый раз — Гастон был!

Настя (вскакивая) . Молчите... несчастные! Ах... бродячие собаки! Разве... разве вы можете понимать... любовь? Настоящую любовь? А у меня — была она... настоящая! (Барону.) Ты! Ничтожный!.. Образованный ты человек... говоришь — лежа кофей пил...

Лука. А вы — погоди-ите! Вы — не мешайте! Уважьте человеку... не в слове — дело, а — почему слово говорится? — вот чем дело! Рассказывай, девушка, ничего!

Бубнов. Раскрашивай, ворона, перья... валяй!

Наташа. Не слушай их... что они? Они — из зависти это... про себя им сказать нечего...

Настя (снова садится) . Не хочу больше! Не буду говорить... Коли они не верят... коли смеются... (Вдруг, прерывая речь, молчит несколько секунд и, вновь закрыв глаза, продолжает горячо и громко, помахивая рукой в такт речи и точно вслушиваясь в отдаленную музыку.) И вот — отвечаю я ему: «Радость жизни моей! Месяц ты мой ясный! И мне без тебя тоже вовсе невозможно жить на свете... потому как люблю я тебя безумно и буду любить, пока сердце бьется во груди моей! Но, говорю, не лишай себя молодой твоей жизни... как нужна она дорогим твоим родителям, для которых ты — вся их радость... Брось меня! Пусть лучше я пропаду... от тоски по тебе, жизнь моя... я — одна... я — таковская! Пускай уж я... погибаю, — все равно! Я — никуда не гожусь... и нет мне ничего... нет ничего...» (Закрывает лицо руками и беззвучно плачет.)

Наташа (отвертываясь в сторону, негромко) . Не плачь... не надо!

Лука, улыбаясь, гладит голову Насти.

М. Горький «На дне»

Пояснение.

«Книжные героини» - тра­ди­ция сентиментализма. Де­вуш­ки с воз­вы­шен­ны­ми чувствами, с ра­ни­мой душой, вос­пи­тан­ные на лю­бов­ных ро­ма­нах и свято ве­ря­щие в необыкновенную, «неземную» лю­бовь - это Лиза Ка­рам­зи­на («Бедна Лиза»), это Настя Горь­ко­го («На дне»), это в какой-то мере и пуш­кин­ская Татьяна.

В чем свое­об­ра­зие горь­ков­ско­го героя и тра­ди­ции кого из пред­ше­ствен­ни­ков про­дол­жа­ет Горький, со­зда­вая своих героев?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Лука (задумчиво, Бубнову) . Вот... ты говоришь — правда... Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь... Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил...

Бубнов. Во что-о?

Лука. В праведную землю. Должна, говорил, быть на свете праведная земля... в той, дескать, земле — особые люди населяют... хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке — завсяко-просто — помогают... и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти... праведную эту землю искать. Был он — бедный, жил — плохо... и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, — духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько — пожду... а потом — брошу всю эту жизнь и — уйду в праведную землю...» Одна у него радость была — земля эта...

Пепел. Ну? Пошел?

Бубнов. Куда? Хо-хо!

Лука. И вот в это место — в Сибири дело-то было — прислали ссыльного, ученого... с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками... Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил... глядел-глядел — нет нигде праведной земли! Все верно, все земли показаны, а праведной — нет!..

Пепел (негромко) . Ну? Нету? Бубнов хохочет.

Наташа. Погоди ты... ну, дедушка?

Лука. Человек — не верит... Должна, говорит, быть... ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои — ни к чему, если праведной земли нет... Ученый — в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился — как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил — есть! а по планам выходит — нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты... сволочь эдакой! Подлец ты, а не ученый...» Да в ухо ему — раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой — и удавился!.. Все молчат. Лука, улыбаясь, смотрит на Пепла и Наташу.

М. Горький «На дне»

Пояснение.

Горьковские герои-ночлежники имеют одну характерную особенность - все они «бывшие люди», люди, опустившиеся на «дно жизни», обладавшие прошлым, но в силу различных обстоятельств всего этого лишившиеся.

Обитатели дна очень напоминают «маленьких людей» Гоголя, Пушкина, Достоевского.

Плеяду «маленьких людей» открыл пушкинский станционный смотритель Самсон Вырин, продолжили гоголевский Башмачкин и Мармеладов Достоевского. «Маленький» человек в литературе - это не только человек низкого чина, без высокого социального статуса, но и человек, потерявшийся в жизни, испытывающий страх перед нею, утративший интерес и смысл своего существования. Таков Самсон Вырин: потеряв дочь, он спился. Таков Башмачкин: всю жизнь копил на шинель, а когда её украли, умер. Таков Мармеладов, который старается забыть, что дочь его на панели очутилась, чтобы кормить семью, ведь он прокормить детей и жену не может.

У всех этих героев нет будущего, потому что они жалкие, не способные противостоять обстоятельствам, пробуждающие в читателях жалость, а не уважение. А ведь Человека «уважать надо», - говорит Сатин в известном монологе. Но Человек должен сам сделать так, чтобы его уважали, а не «унижали жалостью».

Почему спор о лжи и прав­де был ак­туа­лен для твор­че­ства Горь­ко­го и в каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры рас­кры­ва­ет­ся та же проблема?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7; С1-С2.

Актер (останавливается, не затворяя двери, на пороге и, придерживаясь руками за косяки, кричит) . Старик, эй! Ты где? Я — вспомнил... слушай. Шатаясь, делает два шага вперед и, принимая позу, читает.

Наташа является сзади Актера в двери.

Актер. Старик!..

Наташа (смеется) . Чучело! Нализался...

Актер (оборачиваясь к ней) . А-а, это ты? А — где старичок... милый старикашка? Здесь, по-видимому, — никого нет... Наташа, прощай! Прощай... да!

Наташа (входя) . Не здоровался, а прощаешься...

Актер (загораживает ей дорогу) . Я — уезжаю, ухожу... Настанет весна — и меня больше нет...

Наташа. Пусти-ка... куда это ты?

Актер. Искать город... лечиться... Ты — тоже уходи... Офелия... иди в монастырь... Понимаешь — есть лечебница для организмов... для пьяниц... Превосходная лечебница... Мрамор... мраморный пол! Свет... чистота, пища... все — даром! И мраморный пол, да! Я ее найду, вылечусь и... снова буду... Я на пути к возрожденью... как сказал... король... Лир! Наташа... по сцене мое имя Сверчков- Заволжский... никто этого не знает, никто! Нет у меня здесь имени... Понимаешь ли ты, как это обидно — потерять имя? Даже собаки имеют клички... Наташа осторожно обходит Актера, останавливается у кровати Анны, смотрит.

Актер. Без имени — нет человека...

Наташа. Гляди... голубчик... померла ведь...

Актер (качая головой) . Не может быть...

Наташа (отступая) . Ей-богу... смотри...

Бубнов (в двери) . Чего смотреть?

Наташа. Анна-то... померла!

Бубнов. Кашлять перестала, значит. (Идет к постели Анны, смотрит, идет на свое место.) Надо Клещу сказать... это — его дело... 

Актер. Я иду... скажу... потеряла имя!.. (Уходит.) Наташа (посреди комнаты) . Вот и я... когда-нибудь так же... в подвале... забитая...

Бубнов (расстилая на своих нарах какое-то тряпье) . Чего? Ты чего бормочешь?

Наташа. Так... про себя...

М. Горький «На дне»

Пояснение.

Драматический кон­фликт пьесы «На дне» в столк­но­ве­нии лжи и правды. Про­по­вед­ни­ком мира ил­лю­зий является стран­ник Лука. Он по­мо­га­ет ночлежникам по­гру­зить­ся в мир утопии. Но Горь­кий показывает не­со­сто­я­тель­ность взглядов Луки, жиз­нен­ная практика опро­вер­га­ет его теорию: Лука исчез, а убеж­ден­ный им Актер повесился, уми­ра­ет Анна, а остав­ших­ся ночлежников ожи­да­ет еще боль­шее уныние, чем прежде. Опро­вер­га­ет теорию Луки и Сатин, самый умный из героев, а мо­но­лог Сатина о Че­ло­ве­ке разбивает лжи­вый гуманизм Луки и с гу­ма­низ­мом подлинным про­по­ве­ду­ет веру в Человека, гор­дость за Че­ло­ве­ка и при­зыв к борь­бе против со­ци­аль­ной несправедливости.

Проблема столк­но­ве­ния лжи и прав­ды поднимается в драме Ост­ров­ско­го «Гроза». Ка­те­ри­на не может лгать, не умеет притворяться, про­те­сту­ет против су­ще­ству­ю­щих устоев «тёмного царства», в то время как Вар­ва­ра нашла свою нишу в жизни. Её девиз: ни­ко­му ничего не рас­ска­зы­вай и делай своё.

Л.Н. Тол­стой развенчивает лжи­вость кружка А.П. Шерер. Ни­ко­му в са­ло­не светской дамы нет дела до об­суж­да­е­мых вопросов, до судеб Рос­сии и мира, за ко­то­рые они так ратуют. Вот по­че­му непосредственный и прав­ди­вый Пьер вну­ша­ет этим людям страх и вы­зы­ва­ет негодование.

Проблема столк­но­ве­ния лжи и прав­ды - веч­ная тема рус­ской литературы.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры изображён мир «отверженных», стра­да­ю­щих людей и в чём эти про­из­ве­де­ния пе­ре­кли­ка­ют­ся с горь­ков­ской пьесой?


За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского.

Клещ садится за работу и скрипит подпилком.

Сатин. Люблю непонятные, редкие слова... Когда я был мальчишкой... служил на телеграфе... я много читал книг...

Бубнов. А ты был и телеграфистом?

Сатин. Был... (Усмехаясь.) Есть очень хорошие книги... и множество любопытных слов... Я был образованным человеком... знаешь?

Бубнов. Слыхал... сто раз! Ну и был... эка важность!.. Я вот - скорняк был... своё заведение имел... Руки у меня были такие жёлтые - от краски: меха подкрашивал я, - такие, брат, руки были жёлтые - по локоть! Я уж думал, что до самой смерти не отмою... так с жёлтыми руками и помру... А теперь вот они, руки... просто грязные... да!

Сатин. Ну и что же?

Бубнов. И больше ничего...

Сатин. Ты это к чему?

Бубнов. Так... для соображения... Выходит: снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся... всё сотрётся, да!

Сатин. А... кости у меня болят!

Актёр (сидит, обняв руками колени) . Образование - чепуха, главное - талант. Я знал артиста... он читал роли по складам, но мог играть героев так, что... театр трещал и шатался от восторга публики...

Сатин. Бубнов, дай пятачок!

Бубнов. У меня всего две копейки...

Актёр. Я говорю - талант, вот что нужно герою. А талант - это вера в себя, в свою силу...

Сатин. Дай мне пятак, и я поверю, что ты талант, герой, крокодил, частный пристав... Клещ, дай пятак!

Клещ. Пошёл к чёрту! Много вас тут...

Сатин. Чего ты ругаешься? Ведь у тебя нет ни гроша, я знаю...

Анна. Андрей Митрич... Душно мне... трудно...

Клещ. Что же я сделаю?

Бубнов. Дверь в сени отвори...

Клещ. Ладно! Ты сидишь на нарах, а я - на полу... пусти меня на своё место, да и отворяй... а я и без того простужен...

Бубнов (спокойно) . Мне отворять не надо... твоя жена просит...

Клещ (угрюмо) . Мало ли кто чего попросил бы...

Сатин. Гудит у меня голова... эх! И зачем люди бьют друг друга по башкам?

М. Горький «На дне»

Пояснение.

Тема «маленького человека» зву­чит в рус­ской ли­те­ра­ту­ре со вре­мен Пуш­ки­на и Гоголя. Пуш­кин­ский стан­ци­он­ный смот­ри­тель Сам­сон Вырин не может про­ти­во­сто­ять гу­са­ру Мин­ско­му в борь­бе за свою дочь. По−настоящему жалок го­го­лев­ский Ака­кий Ака­ки­е­вич Башмачкин, всю жизнь ко­пив­ший на шинель, не спо­соб­ный даже про­ше­ние свое ге­не­ра­лу высказать, на­столь­ко силь­но бо­ит­ся он «сильного мира сего». Мир «отверженных», стра­да­ю­щих людей по­ка­зан в про­из­ве­де­ни­ях Ф. М. Достоевского: «Бедные люди», «Преступление и наказание» и других. В пьсе Горь­ко­го «На дне» герои также не могут бо­роть­ся про­тив со­ци­аль­ной несправедливости. Ос­нов­ная идея про­из­ве­де­ний о стра­да­ю­щих людях - не толь­ко жа­лость к «маленькому человеку», но и вера в Человека, в бла­го­род­ные ка­че­ства его души, вера в его освобождение.

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ской ли­те­ра­ту­ры отоб­ра­же­ны вза­и­мо­от­но­ше­ния «хозяев жизни» с их жерт­ва­ми и в чём эти про­из­ве­де­ния можно со­по­ста­вить с пье­сой М. Горь­ко­го «На дне»?


Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения и выполните задания B1-B7; C1,C2.

Костылёв (осторожно подвигаясь к двери в комнату Пепла ). Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь! Кровать... сам сидишь... н-да! На пять целковых места, ей-богу! Надо будет накинуть на тебя полтинничек...

Клещ. Ты петлю на меня накинь да задави... Издохнешь скоро, а всё о полтинниках думаешь.

Костылёв. Зачем тебя давить? Кому от этого польза? Господь с тобой, живи, знай, в свое удовольствие... А я на тебя полтинку накину, - маслица в лампаду куплю... и будет перед святой иконой жертва моя гореть... И за меня жертва пойдет, в воздаяние грехов моих, и за тебя тоже. Ведь сам ты о грехах своих не думаешь... ну вот.. Эх, Андрюшка, злой ты человек! Жена твоя зачахла от твоего злодейства... никто тебя не любит, не уважает... работа твоя скрипучая, беспокойная для всех...

Клещ (кричит ). Ты что меня... травить пришел? Сатин громко рычит

Костылёв (вздрогнув ). Эк ты, батюшка.

Актёр (входит ). Усадил бабу в сенях, закутал...

Костылёв. Экой ты добрый, брат! Хорошо это... это зачтётся все тебе...

Актёр. Когда?

Костылёв. На том свете, братик... там всё, всякое деяние наше усчитывают...

Актёр. А ты бы вот здесь наградил меня за доброту...

Костылёв. Это как же я могу?

Актер. Скости половину долга...

Костылёв. Хе-хе! Ты всё шутишь, милачок, всё играешь... Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта - она превыше всех благ. А долг твой мне - это так и есть долг! Значит, должен ты его мне возместить... Доброта твоя мне, старцу, безвозмездно должна быть оказана...

Актёр. Шельма ты, старец... (Уходит в кухню. ) Клещ встает и уходит в сени.

Костылёв (Сатину ). Скрипун-то? Убежал, хе-хе! Не любит он меня...

Сатин. Кто тебя - кроме чёрта - любит...

Костылёв (посмеиваясь ). Экой ты ругатель! А я вас всех люблю... я понимаю, братия вы моя несчастная, никудышная, пропащая...

М. Горький «На дне»

Пояснение.

Многие про­из­ве­де­ния отоб­ра­жа­ют вза­и­мо­от­но­ше­ния между «хозяевами жизни» и их жертвами. Например, в пьесе А. Н. Островского «Гроза» Дикой и Ка­ба­ни­ха - пред­ста­ви­те­ли гос­под­ству­ю­ще­го класса, угне­та­ют своих окружающих, тер­ро­ри­зи­ру­ют их, тре­бу­ют бес­пре­ко­слов­но­го подчинения. Угне­та­е­мые в боль­шин­стве своем безропотны, и идут на что угодно, лишь бы не про­гне­вить самодуров. Од­на­ко глав­ный герой - Катерина, ко­то­рую Н. А. Доб­ро­лю­бов на­звал лучом света в тем­ном царстве, - про­яв­ля­ет про­тест про­тив ка­ба­ни­хин­ско­го домостроя.

Можно вспом­нить сказ­ку Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух ге­не­ра­лов прокормил». Попав на не­оби­та­е­мый остров, генералы, ко­то­рые в своей жизни ни­че­го пут­но­го не сделали, не могут даже себя про­кор­мить и обиходить. Им, естественно, на ум при­хо­дит мысль найти мужика, ко­то­рый за них все сделает. Они на­хо­дят его. Более того, мужик не толь­ко им без­ро­пот­но по­ви­ну­ет­ся генералам, кор­мит их, но и сам себе пле­тет веревку, ко­то­рой ге­не­ра­лы при­вя­зы­ва­ют его.

И в пьесе М. Горького, и в пьесе А. Н. Ост­ров­ско­го герои не могут найти выход. Они не в силах про­ти­во­сто­ять обстоятельствам, но не могут и смириться, за­кан­чи­вая жизнь самоубийством. Мужик из сказ­ки Салтыкова-Щедрина, напротив, ни­чуть не протестует. Он вы­ра­жа­ет собой по­кор­ность рус­ско­го народа, что и вы­сме­и­ва­ет автор.

В каких про­из­ве­де­ни­ях оте­че­ствен­ной ли­те­ра­ту­ры отображён кон­фликт «частного» че­ло­ве­ка и го­су­дар­ства и что сбли­жа­ет эти про­из­ве­де­ния с «Матрёниным двором»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть, - и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были - добыть эти справки; и чтоб написали всё же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить. И узнавать - дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет - в десяти километрах к западу, а поселковый - к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли её два месяца - то за точкой, то за запятой. Каждая проходка - день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в сёлах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвёртый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрёны одной пачкой сколоты.

Притесняют меня, Игнатич, - жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. - Иззаботилась я.

Но лоб её недолго оставался омрачённым. Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовъ. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетёным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, - говорила она о торфе. - Ну и местечко, любота одна!

Да Матрёна Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

Фу-у! твоего торфу! ещё столько, да ещё столько - тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуелъ в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

А. И. Солженицын «Матрёнин двор»

Пояснение.

Тема вза­и­мо­от­но­ше­ний че­ло­ве­ка с государством, за­тро­ну­тая Сол­же­ни­цы­ным в «»Матренином дворе», раз­ви­ва­ет­ся в луч­ших его произведениях: это и «Один день Ивана Денисовича», и, безусловно, «Архипелаг ГУЛАГ». В рас­ска­зе «Матренин двор» быв­ший ла­гер­ник Игнатич, пре­одо­ле­вая бю­ро­кра­ти­че­ские и по­ли­ти­че­ские преграды, ищет свое «место под солнцем», хло­по­ча о месте учи­те­ля в «самой нут­ря­ной России». Матрена, всю жизнь тру­див­ша­я­ся без устали, пе­ре­жив­шая тя­го­ты и лишения, долж­на доказывать, что она за­слу­жи­ла пенсию. Пра­виль­но ли устро­е­но такое го­су­дар­ство и какие ин­те­ре­сы оно преследует, если людям в нем не­ком­форт­но и даже страшно?

В ро­ма­не Ва­си­лия Гросс­ма­на “Жизнь и судьба” кон­фликт лич­но­сти и го­су­дар­ства по­ка­зан во всей его глубине. Не слу­чай­но для рас­кры­тия этой темы ав­то­ром вы­бран такой ис­то­ри­че­ский пе­ри­од в жизни нашей страны, как Ве­ли­кая Оте­че­ствен­ная война: война со всей остро­той вы­яви­ла про­бле­мы современности, об­на­жи­ла ос­нов­ные про­ти­во­ре­чия эпохи, пи­са­тель видит в войне не толь­ко столк­но­ве­ние армий, а столк­но­ве­ние раз­лич­ных взгля­дов на жизнь, на судь­бу че­ло­ве­ка и народа. Кон­фликт че­ло­ве­ка и го­су­дар­ства пе­ре­да­ет­ся в раз­мыш­ле­ни­ях ге­ро­ев о коллективизации, о судь­бе “спецпереселенцев”, он ощу­ща­ет­ся в кар­ти­не ко­лым­ско­го лагеря, в раз­ду­мьях ав­то­ра и ге­ро­ев о трид­цать седь­мом годе. Не­ко­то­рые герои романа, такие, как Мадьяров, счи­та­ют кон­фликт лич­но­сти и го­су­дар­ства веч­ным и неустранимым. Но автор не со­гла­сен с этим утверждением. По сло­вам Гроссмана, от ис­хо­да этого кон­флик­та за­ви­сит судь­ба человека, и в то же время мно­гое за­ви­сит от того, каков сам человек, личность.

Сатин (приподнимаясь на нарах) . Кто это бил меня вчера?

Бубнов . А тебе не всё равно?..

Сатин . Положим - так... А за что били?

Бубнов . В карты играл?

Сатин . Играл...

Бубнов . За это и били...

Сатин . М-мерзавцы...

Актёр (высовывая голову с печи) . Однажды тебя совсем убьют... до смерти... Сатин. А ты - болван.

Актёр . Почему?

Сатин . Потому что - дважды убить нельзя.

Актёр (помолчав) . Не понимаю... почему - нельзя?

Клещ . А ты слезай с печи-то да убирай квартиру... чего нежишься?

Актёр . Это дело не твоё...

Клещ . А вот Василиса придёт - она тебе покажет, чьё дело...

Актёр . К чёрту Василису! Сегодня Баронова очередь убираться... Барон! Барон (выходя из кухни) . Мне некогда убираться... я на базар иду с Квашнёй. Актёр. Это меня не касается... иди хоть на каторгу... а пол мести твоя очередь... я за других не стану работать...

Барон . Ну, чёрт с тобой! Настёнка подметёт... Эй ты, роковая любовь! Очнись! (Отнимает книгу у Насти.)

Настя (вставая) . Что тебе нужно? Дай сюда! Озорник! А ещё - барин... Барон (отдавая книгу) . Настя! Подмети пол за меня - ладно?

Настя (уходя в кухню) . Очень нужно... как же!

Квашня (в двери из кухни - Барону) . А ты - иди! Уберутся без тебя... Актёр! Тебя просят, - ты и сделай... не переломишься, чай!

Актёр . Ну... всегда я... не понимаю...

Барон (выносит из кухни на коромысле корзины. В них - корчаги, покрытые тряпками) . Сегодня что-то тяжело...

Сатин Стоило тебе родиться бароном...

Квашня (Актёру) . Ты смотри же - подмети! (Выходит в сени, пропустив вперёд себя Барона.)

Актёр (слезая с печи) . Мне вредно дышать пылью. (С гордостью) . Мой организм отравлен алкоголем... (Задумывается, сидя на нарах.)

Сатин . Организм... органон...

Анна . Андрей Митрич...

Клещ . Что ещё?

Анна . Там пельмени мне оставила Квашня... возьми, поешь.

Клещ (подходя к ней) . А ты - не будешь?

Анна . Не хочу... На что мне есть? Ты - работник... тебе - надо...

Клещ . Боишься? Не бойся... может, ещё...

Анна . Иди, кушай! Тяжело мне... видно, скоро уж...

Клещ (отходя) . Ничего... может - встанешь... бывает! (Уходит в кухню.) Актёр (громко, как бы вдруг проснувшись) . Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем... Сатин (улыбаясь) . Органон...

Актёр (настойчиво) . Не органон, а ор-га-ни-зм...

Сатин . Сикамбр...

Актёр (машет на него рукой) . Э, вздор! Я говорю - серьёзно... да. Если организм - отравлен... значит - мне вредно мести пол... дышать пылью... Сатин. Макробиотика... ха!

Бубнов . Ты чего бормочешь?

Сатин . Слова... А то ещё есть - транс-сцедентальный...

Бубнов . Это что?

Сатин . Не знаю... забыл...

Бубнов . А к чему говоришь?

Сатин . Так... Надоели мне, брат, все человеческие слова... все наши слова - надоели! Каждое из них слышал я... наверное, тысячу раз...

Актёр . В драме «Гамлет» говорится: «Слова, слова, слова!» Хорошая вещь... Я играл в ней могильщика...

Клещ (выходя из кухни) . Ты с метлой играть скоро будешь?

Актёр . Не твоё дело (Ударяет себя в грудь рукой.) «Офелия! О... помяни меня в твоих молитвах!..»

За сценой, где-то далеко, - глухой шум, крики, свисток полицейского. Клещ садится за работу и скрипит подпилком.

М. Горький «На дне»

Пояснение.

Прошлое героев, остав­ше­е­ся как бы за кад­ром ос­нов­но­го действия, по­мо­га­ет рас­крыть ха­рак­тер пер­со­на­жа в пол­ной мере, объ­яс­нить его поступки, его мироощущение. Сатин из-за сест­ры «убил под­ле­ца в за­паль­чи­во­сти и раздражении», попал в тюрьму, после тюрь­мы ока­зал­ся на «дне жизни». Это преступление, но оно объ­яс­ня­ет чи­та­те­лю по­яв­ле­ние Са­ти­на в ноч­леж­ке и вос­при­ни­ма­ет­ся нами как некое оправ­да­ние героя, спо­соб­ное вы­звать симпатию: он спо­со­бен на по­сту­пок во имя дру­го­го че­ло­ве­ка ради луч­ших побуждений.

О про­шлой жизни все время вспо­ми­на­ет ге­ро­и­ня пьесы Ост­ров­ско­го «Гроза» Катерина. Вос­по­ми­на­ния о про­шлом по­мо­га­ют нам по­нять условия, в ко­то­рых фор­ми­ро­вал­ся ее характер. Счаст­ли­вые вос­по­ми­на­ния - лучшее, что оста­лось у героини, ока­зав­шей­ся в доме Кабановой. Урод­ли­вые отношения, бес­про­свет­ная брань, ханжество, дес­по­тизм окру­жа­ют Ка­те­ри­ну в доме мужа. Это ли не дно жизни для героини? Тем­но­та та же, что на дне, что в «темном царстве». И безыс­ход­ность та же. Усу­губ­ля­ет­ся тя­жесть вос­при­я­тия на­сто­я­щей жизни ге­ро­ев как раз свет­лы­ми вос­по­ми­на­ни­я­ми о прошлом, когда еще они чув­ство­ва­ли себя людьми, спо­соб­ны­ми жить, а не вла­чить жал­кое существование.

К воспоминаниям о былой жизни обращается Раневская в пьесе Чехова "Вишнёвый сад". Только её воспоминание - это единственная ниточка, связывающая её с родовым имением, в котором столько пережито, прочувствовано, тогда она была ещё "живая", а теперь утратила способность жить полнокровной жизнью, воспоминания - едва ли не единственное, что в ней осталось "душевного".