Ведущая роль женских образов в драме гроза. Сочинение на тему «Женские образы Островского. Двуличие - единственная альтернатива

Коллекция сочинений: Женские образы в пьесах А. Н. Островского "Гроза» и "Бесприданница»

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме - положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Кате­рины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех дей­ствующих лиц драмы "Гроза». Честная, искренняя и прин­ципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изво­ротливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи - это борьба светло­го, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости "темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал герои­не "Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого оз­начает "вечно чистая». Катерина - натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно природы на­туральна и искренна. "Встану я, бывало, рано утром; ле­том, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», - рассказывает она о своем детстве. Ее душа по­стоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудеса­ми, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она ле­тает как птица. О желании летать она заговаривает не­сколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: "Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговари­вать, - ангелы ведь это». Какой любящей женой и мате­рью была бы она в других условиях!

Искренняя вера Катерины отличается от религиознос­ти Кабанихи. Для Кабанихи религия - это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера - это поэтический мир сказочных образов и высшей справедли­вости. "... До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бы­вало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», - вспоминает она.

Неволя - главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но "здесь все как будто из-под неволи», - говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюби­вой душой героини. "А горька неволя, ох, как горька», - говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли под­талкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился "решитель­ный, цельный русский », который "выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

Варвара - полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из "темного царства». На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Варвара презирает бесхарактер­ность брата и возмущается бессердечностью матери, но Ка­терины ей не понять. Ее интересует и волнует только вне­шняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.

Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейпшй. В ее характере нет той цельности, которая есть вКатерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает "Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные ха­рактеры, разный возраст, но объединяет их желание лю­бить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодоле­вая препятствия созданные устоями общества.

Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

У Ларисы положение более сложное. Она разочарова­лась в любимом человеке и перестала верить в существова­ние любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и об­ман, Лариса видит два выхода из сложившегося положе­ния: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но ав­тору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщи­ну, и она уходит из жизни.

Яркие женские образы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»

А.Н. Островский является не только замечательным драматургом, но и истинным новатором в области пьес. Никто до него не рассматривал так многогранно купеческую среду, ее характеры, типажи, судьбы.

Островский ввел в русскую литературу проблему «темного царства». Он показал, что за стенами благообразных купеческих домов творится беспредел, тирания, жестокость. Здесь губятся молодые жизни и судьбы, пресекаются любые попытки внести в жизнь что-то новое, свободное, индивидуальное.

Особенно тяжело в этой атмосфере приходится женщинам. Одним из самых ярких и известных женских образов А.Н. Островского является Катерина, главная героиня пьесы «Гроза». Это молодая женщина, попавшая в дом Кабановых, выйдя замуж за безвольного Тихона. В семье мужа Катерина встретилась с бездной непонимания, неприятия, атмосферой «темного царства». Все это ее гнетет, но Катерина терпит, потому что считает это своим долгом и божьим промыслом.

В доме Кабановых есть еще одна молодая женщина – сестра Тихона Варвара. Ее также угнетает атмосфера в семье, тирания матери, безвольность брата. Но при всем внешнем сходстве Варвара и Катерина разительно отличаются друг от друга.

Как известно, основу своей натуры человек выносит из детства. Поэтому важно помнить, что эти героини выросли в совершенно разных семьях. Катерина росла в патриархальной, но любящей семье: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю». В доме героини царила атмосфера добра, света, понимания, любви к Богу и людям. Девушка выросла вольнолюбивой. В ее голове прочно сложился идеал семьи. Героиня мечтала о любящем муже, который стал бы ей опорой и защитой. Кроме того, Катерина не мыслила своей жизни без большого количества детей. Главным в жизни для нее был мир и лад в семье.

Варвара же родилась и выросла в семье Кабанихи. Их семья - одна из самых уважаемых и влиятельных в Калинове. Поэтому героине всегда было нужно соответствовать. Это значило, что в глазах всего города она должна была жить по законам Домостроя. Но для молодой девушки такая жизнь была равносильна добровольному рабству. Обладающая достаточно жизнелюбивым характером, Варвара не смогла так существовать.

Таким образом, обе героини поставлены перед выбором: жить, подчиняясь законам «темного царства» и губя свою душу, или пытаться жить по-своему. Катерина и Варвара решают эту проблему каждая по-своему. Катерина старается подчиняться законам Домостроя, потому что они соответствуют ее внутренним законам. Она чувствует за собой обязанность любить мужа, угождать свекрови, работать по дому. Поэтому свою любовь к Борису Катерина расценивает как неискупимый грех.

Варвара же только внешне соблюдает законы «темного царства». Но на самом деле эти законы не соответствуют ее внутренним представлениям о жизни. Поэтому с детства героиня привыкла врать, изворачиваться, утаивать и, в итоге, подстраиваться. Сама она говорит об этом: «У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара никогда не будет протестовать открыто. Но она всегда сделает так, как хочется именно ей.

Так, героиня потакает своей прихоти гулять с Кудряшом. Ночью она тайком уходит из дома и возвращается только под утро.

У каждой из героинь есть возлюбленный. У Катерины это, к ее несчастью, не муж, а Борис, племянник Дикого. Героиня долго сопротивляется этому запретному чувству, отрицает в себе явную влюбленность в Бориса Григорьевича. Но когда Тихон уезжает из дома надолго, Катерина, поддавшись уговорам Варвары, идет на свидание к племяннику Дикого. В этом плане очень важен эпизод с ключом. В этой сцене вступают в противоборство не просто две героини, но их мировоззрения, их теории относительно правды, честности, праведности. Теория Варвары – делай все, что тебе угодно, лишь бы все было «шито-крыто» – одерживает верх над желанием Катерины сохранить верность себе и своим нравственным идеалам. Катерина идет на свидание с Борисом, становится его любовницей и предает себя. С этого момента во внутреннем мире героини происходит раскол. Теперь ей нигде нет покоя. Никто, кроме Варвары, не знает о ее измене, ее некому осудить, но Катерина осуждает и наказывает сама себя. Женщина не может жить с таким тяжелым грузом на сердце. По приезде мужа она сознается во всем Тихону и Кабанихе и кончает жизнь самоубийством.

Я думаю, что Варвара во многом виновата в смерти героини, ведь это она подтолкнула Катерину к измене. Но она исходила из своих жизненных представлений. Думаю, Варвара никогда никого не любила. Она не способна пожертвовать своей жизнью ради любви. У этой героини на первом месте стоит она сама, ее желания и прихоти. Варваре незнакома жизнь «по божьим законам», она даже любит для себя, не умея отдавать, жертвовать. Поэтому ее никогда не постигнет участь Катерины.

В пьесе «Гроза» читатель знакомится с двумя яркими женскими образами. Обе героини страдают в атмосфере «темного царства», но каждую ждет свой путь в жизни, потому что у каждой из них своя жизненная основа, свой «внутренний стержень». Катерина погибает, не выдержав внутреннего разлада, а Варвара… Я думаю, эта героиня рано или поздно уйдет из родительского дома и будет жить просто для себя, в свое удовольствие.

(354 слова) Женские образы в литературе играют довольно большую роль. Именно слабому полу порой суждено показать жизнь со всеми трудностями и невзгодами, донести определенную идею до читателей и повлиять на общество в целом. Произведения А.Н. Островского славятся разнообразием женских образов, каждый из которых обладает своей индивидуальностью, но при этом отражает те или иные черты, характерные для того времени. Особенно это заметно в его драме «Гроза», написанной в 1859 году.

Катерина Кабанова – главная героиня произведения, именно за ее душевными переживаниями мы наблюдаем всю пьесу. Чистая, искренняя, чувствительная девушка, « луч света в темном царстве». С детства она была окружена любовью и заботой своих родителей, поэтому выросла страстной и мечтательной натурой. Она была открыта миру, ей не надо было притворяться, чтобы выразить свои эмоции. Но затем, выйдя замуж за Тихона, она попала в совершенно другой мир, пропитанный злобой и деспотизмом со стороны ее свекрови. Ей была невыносима такая жизнь, вследствие чего она влюбилась в Бориса. Однако, к сожалению, все закончилось печально: Катерина не смогла совладать со своими муками совести, поэтому она погибла, целенаправленно избрав путь смерти.

Другим ярким образом в пьесе стала Марфа Игнатьевна Кабанова. Богатая купчиха и по совместительству мать Тихона, свекровь Катерины. Она же олицетворение тирании и жестокости – черт, присущих этому Калинову. Больше всего на свете она ценит порядки и обычаи, регламентированные Домостроем. Осуждает своего сына и невестку, потому что они поступают не так, как предписано законом. Даже, когда Катерина признается в своем грехе, Кабаниха счастлива, ведь у нее есть повод вечно унижать молодую женщину. Тем не менее, в конце произведения купчиха остается одна, потому что даже ее единственный сын отказался от нее.

Еще одной интересной героиней в произведении была дочь Кабанихи — Варвара. Умная и хитрая девушка, которая презирает законы Домостроя, и пытается действовать по-другому. Именно она уговорила Катерину встретиться с Борисом, так как в ее представлении нужно делать всё, что хочешь. Героиня никогда не выступит в открытую против жестоких порядков, но она готова бороться за свое счастье, используя ложь. В конце концов, Варвара убегает вместе с Кудряшом из родного дома, чтобы начать другую жизнь.

В пьесе Островского мы видим совершенно разных героинь, отличающихся своим мировоззрением. Каждая из них олицетворяет собой определенную группу людей, живших в то время.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Во все времена, в жизни и в произведениях литературы, дома и не балах, с мужчиной или с подругами, женщины оставались и остаются разными. У каждой из них свой характер, свои идеалы, увлечения и стремления. Одна половина женской части человечества совершенно противоположна второй, и это нормально, это течение жизни, но порой бывает так, что эти самые антиподы враждуют между собой и выигрывает, конечно же, тот, кто сильнее и властнее. Так, например, в произведении Островского Александра Николаевича «Гроза» под одной крышей уместились два совершенно противоположных образа.

Первый женский образ – Катерина . Это очень честная и добрая девушка, которая любит и уважает всех, она никогда никого не оскорбляет, не строит и не поучает. Девушка выросла в очень хорошей семье, где её любили, и она была свободной всю свою девичью жизнь до того момента, пока не встретила Тихона и не вышла за него замуж. С самого детства Катерина была открыта всему новому, миру и людям, а ещё она искренне верила в бога и помогала своим родителям. Попав в дом Тихона, она попала и в руки его матери, и была поражена, насколько здесь всё по-другому. Девушке ничего не оставалось, как слушать Кабанову и мучиться-мучиться, пока смерть не придёт за ней, или, как получилось на деле – она не пойдёт навстречу к своей смерти.

Кабанова – властная и деспотичная женщина, которая с одной стороны считала, что мужчина в семье главный и его нужно слушаться, а с другой – командовала своим сыном и его женой. В доме Кабановой царствовали порядки «Домостроя», она требовала слушаться её, уважать и выполнять любую работу, которую она даёт. Катерину она постоянно унижала, обращалась с ней не как с личностью, давила на неё, а когда та, совершив грех, раскаялась, женщина обрадовалась, ведь это новый повод для того, чтобы мучить бедную девушку. Всем понятно, что это не могло продолжаться вечно. К сожалению, из этого не вышло ничего хорошего, и Катерина совершила самоубийство, а Кабаниха, которая пыталась всем навязать своё мнение, заставить подчиняться ей и жить по традициям и выполнять обычаи, в конце концов осталась одна, от неё отвернулся даже сын, на которого она возлагала огромные надежды. Но, как известно, добро всегда сильнее зла, оно побеждает его, а справедливость в итоге торжествует. Так и в этом произведении, Кабаниха получила по заслугам, пусть и такой ценой, как смерть несчастной молодой девушки.

К несчастью, Кабанова всё же сумела довести невестку до такого состояния, но и Катерина, будучи набожной и очень честной, не смогла жить с мыслью о том, что она совершила огромный грех, и не то что Кабанова – она сама не простит его себе никогда.

Конечно, в жизни не бывает только чёрного и белого. Так и в «Грозе», здесь присутствует ещё один образ – Варвара . Это дочь деспотичной Кабанихи, которая несмотря на нравы своей матери, продолжала гулять со своим возлюбленным. Она не была такой, как её брат, она была свободнее. Именно поэтому Варвара и помогала главной героине. Она устроила свидание с Борисом и всегда поддерживала её словами. Варвара бесспорно была доброй, но эта доброта перестаёт быть таковой, когда мы вспоминаем о том, кто её мать. Варвара – сломлена Кабанихой, поэтому априори не может быть положительным персонажем.

Вот так под одной крышей и на страницах одной книги уместились такие разные женщины.

Вариант 2

Женский образ занимает значительную часть в русской литературе. Именно женщины становятся примером настоящей жизни с переживаниями и трудностями в произведениях великих русских классиков.

Известный не только в 19 веке, но и в современном мире драматург Александр Островский так же уделил особое внимание женскому образу. Все героини в его произведениях разнообразны, с неидеальным характером, ярким поведением и своей индивидуальностью. Хорошо проследить многообразие образов можно в драматическом рассказе «Гроза».

«Гроза» была написана в 1859 году. Действия происходят в вымышленном городе на берегу реки Волги. Главными героями является семья Кабановых. Молодая девушка Катерина по наставлению родителей вышла замуж за пьяницу Тихона, потому что тот выходец из знатной семьи. В новом доме всем правит мать Тихона - Кабаниха. Хозяйка дома всячески унижает и притесняет свою невестку, заставляя ее делать глупые вещи. И только в Варваре, дочери Кабанихи, Катерина находит понимание и сочувствие. В центре произведения находятся социальный конфликт и яркие женские образы, которые противопоставлены между собой.

Первым женским образом является образ главной героини Катерины. Героиня представлена искренней, мечтательной и романтичной девушкой. Выйдя замуж за Тихона, Катерина попадает в совершенно другой дом, наполненный злобой и ненавистью. Утешение девушка находит в Варваре и новом возлюбленном Борисе. Но Катерина не может совладать со своими чувствами и выбирает путь самоубийства.

Следующим образом выступает Марфа Кабанова или Кабаниха. Этот женский образ Островский противопоставил Катерине. Кабаниха властная и жестокая купчиха, которая находит радость в унижении окружающих. Все живущие в ее доме должны поступать только по наставлениям хозяйки. Марфа Кабанова является символом жестокости, тирании и деспотизма.

Не менее ярким образом является Варвара, дочь Кабанихи. Живая, идущая против системы и правил своей матери, Варвара помогает Катерине и оказывает поддержку. Но в открытую героиня не действует, она предпочитает хитрость и ложь. В конце Варвара сбегает со своим возлюбленным Кудряшом, пренебрегая законами матери.

Каждая из героинь по-своему интересна, ведь каждая представляет эпоху того времени.

Как часто слышим мы от окружающих, да и сами нередко употребляем в речи, множество поговорок и пословиц. Не зря их называют зернами мудрости народа. Ведь и правда: высказывания коротенькие – зерна тоже небольшие, а из зерна вырастает плод

  • Образ и характеристика Спицына в повести Дубровский Пушкина

    Антон Пафнутьич Спицын - персонаж второго плана известнейшего произведения Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский»

  • Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме – положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Катерины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.
    Катерина отличается по складу характера от всех действующих лиц драмы “Гроза”. Честная, искренняя и принципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изворотливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины

    Против Кабанихи – это борьба светлого, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства”. Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал героине “Грозы” имя Екатерина, что в переводе с греческого означает “вечно чистая”. Катерина – натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы натуральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; летом, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много”, – рассказывает она о своем детстве. Ее душа постоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудесами, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она летает как птица. О желании летать она заговаривает несколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать, – ангелы ведь это”. Какой любящей женой и матерью была бы она в других условиях!
    Искренняя вера Катерины отличается от религиозности Кабанихи. Для Кабанихи религия – это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера – это поэтический мир сказочных образов и высшей справедливости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится”, – вспоминает она.
    Неволя – главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи”, – говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька”, – говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли подталкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решительный, цельный русский характер”, который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе”.
    Варвара – полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства”. На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало”. Варвара презирает бесхарактерность брата и возмущается бессердечностью матери, но Катерины ей не понять. Ее интересует и волнует только внешняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.
    Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка”. Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе.
    У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст, но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодолевая препятствия созданные устоями общества.
    Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.
    У Ларисы положение более сложное. Она разочаровалась в любимом человеке и перестала верить в существование любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и обман, Лариса видит два выхода из сложившегося положения: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но автору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщину, и она уходит из жизни.

    Ви зараз читаєте: Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница”