Великий князь Владимирский

При нём Москва из маленького захудалого городка превратилась в центр самостоятельного, быстро разрастающегося княжества. И, хотя до статуса общерусской столицы было ещё далеко, основы будущего могущества закладывались именно в ту эпоху.

Даниил Александрович появился на свет во Владимире в 1261 году в семье великого князя Александра Ярославича Невского. Четвёртый, младший, сын знаменитого полководца, он изначально не мог претендовать на великое княжение Владимирское. Даниилу исполнилось всего два года, когда умер его отец и опеку над мальчиком взял его дядя - князь Ярослав Ярославич Тверской, получивший от хана Золотой Орды ярлык на великое княжение Владимирское. Достигнув 11-летнего возраста, Даниил Александрович в 1272 году вступил в права наследования и получил причитавшуюся ему долю владений - Москву с окрестностями. На тот момент это было более чем скромное наследство, особенно по сравнению с Новгородом и другими землями, доставшимися его братьям.

Однако Даниил Александрович не пал духом и принялся укреплять доставшийся ему городок и прилегающие земли. В честь Даниила Столпника, своего святого покровителя, он построил монастырь на берегу Москвы-реки. Сегодня он известен как Свято-Данилов. Второй монастырь, Богоявленский, он основал ближе к городу. Ныне его собор располагается в Богоявленском переулке, между Никольской улицей и Ильинкой. А на Боровицком холме он построил небольшую церковь во имя Спаса Преображения Господня. Позже на этом месте появится собор Спаса на Бору.

На московском престоле князь Даниил стяжал славу миротворца. В 1282 году между ним и его старшим братом князем Дмитрием Александровичем разгорелась ссора, грозившая перерасти в войну. Противоборствующие стороны встретились под Дмитровом, в любой момент могла вспыхнуть битва. Но благодаря Даниилу Московскому начались переговоры, с помощью которых конфликт удалось решить миром. Три года схожим образом была пресечена назревающая усобица со средним братом Андреем Александровичем.

Хотя иногда приходилось брать в руки и меч. В 1300 году рязанский князь Константин Романович, заручившись поддержкой татар, тайно готовился к нападению на земли Московского княжества. Князь Даниил со своим войском разбил неприятеля близ Рязани и пленил её князя, победив также и татар. Но ни добычи, ни новых земель для Московского княжества он не взял - это была оборонительная война, а не захватническая. Своего принципа - не участвовать в усобицах и не заниматься насильственным захватом соседних земель - князь Даниил Александрович твёрдо придерживался.

Вскоре, однако, территория Московского княжества расширилась, и прибегать к насилию для этого вовсе не пришлось. В 1302 году скончался бездетный племянник Даниила - князь Переславль-Залесский Иоанн Димитриевич. По завещанию княжество перешло к Москве. При этом Даниил не стал переносить свою резиденцию в более мощный и густонаселённый Переславль-Залесский, а остался княжить в Москве. Тогда же к владениям Даниила оказались присоединены Коломенское и Можайское княжества. Это были первые шаги на пути объединения Руси в единое государство вокруг Москвы.

В 1303 году князь Даниил Александрович заболел. В основанном им же монастыре он принял великую схиму, где и скончался 5 марта. Предположительно, согласно воле князя, его похоронили не в церкви, а на братском кладбище монастыря.

Начатое князем Даниилом продолжили его сыновья: князь Юрий Данилович, унаследовавший Московское княжество, в 1318 году получил ярлык на великое княжение Владимирское. А его брат Иван Данилович вошёл в историю как Иван I Калита: он не только смог снова получить ярлык, но и пригласил в Москву главу Русской церкви, который перенёс сюда свою резиденцию. Теперь Москву уже никто не посмел бы назвать «мелким городком».

История Данилова монастыря складывалась более сложно: в 1330 году Иван Калита перевёл его монахов в Кремль, где прямо по соседству с великокняжеским дворцом был создан Спасский монастырь (позже Иван III снова перенёс обитель за пределы Москвы. Теперь это Новоспасский монастырь). На старом же месте остался приходской храм. Его почитание возобновилось при Иване III, когда здесь стали служить соборные панихиды по князю Даниилу и другим Рюриковичам. А при Иване IV Грозном были зафиксированы исцеления приходивших ко гробу князя Даниила, после чего царь приказал возобновить древнюю обитель. Каждый год в день преставления князя из Кремля в Данилов монастырь шёл крестный ход во главе с митрополитом и другими архиереями для служения панихиды. В 1652 году были обретены нетленные мощи князя Даниила, которые по указу царя Алексея Михайловича перенесли в церковь во имя Святых Отцов Семи Вселенских Соборов Данилова монастыря.

В 1997 году в честь 850-летия Москвы на площади Серпуховской Заставы, неподалёку от Свято-Данилова монастыря, установили памятник благоверному князю Даниилу Московскому. Авторы монумента Александр Коровин и Владимир Мокроусов изобразили его во весь рост, в княжеских одеждах. В левой руке князь держит храм - напоминание о монастыре и других строительных работах в княжестве. Правая рука сжимает меч, который вложен в ножны и опущен вниз, - символ миролюбия князя, стремления решать политические вопросы без кровопролития и не использовать военную силу в междоусобицах. Правда, есть в памятнике и досадная ошибка: князь Даниил Александрович никогда не носил шапку Мономаха. Этой чести позже удостоился его сын Иван Калита.

Князь Даниил рос кротким и незлобивым мальчиком, помогал нищим и страждущим. Как и отец, Александр Невский, любил Божий храм, молитву и церковное пение. В детстве, как и положено будущему правителю, обучался светским наукам, воинскому искусству и управлению государством.

Только в 1272 году братья выделили ему для княжения самое бедное и незначительное (по тем временам) Московское княжество. Выделенным княжеством князь остался доволен и претензий не высказал.

Город очень понравился юному князю. В нем было все и для охоты, и для торговли, и для сельскохозяйственной деятельности. Не было только хозяина. Все последние годы князья в Москве не жили, а управлялся город наместниками. Всюду вскрывались недоимки, приписки, казнокрадство и воровство.

Начал князь со строительства в городе монастыря. Князь сам объезжал окрестные села, принимал отчеты старост. В городе началось расширение кремля. Возведением стен и укреплений Даниил руководил лично.

Благодаря князю мы имеем Красную площадь, которая при нем стала главными торговыми рядами.

Новый московский князь Даниил своей политикой много сделал для того, чтобы из маленького и незавидного удела появилась первопрестольная столица Москва, и сам он стал первым великим князем Московским.

Времена Даниила Московского были особенно тяжелыми для Руси. Мало того что Русь не могла оправиться от монголо-татарского нашествия, так и свои князья раздирали страну в междоусобной вражде. И здесь большое влияние оказала политика князя Даниила Московского, который неустанно стремился к единению и миру на русской земле. Именно ему удавалось предотвращать надвигающиеся кровопролития.

Особенно кровавым уроком стало предательство старшего брата, Андрея: тот привел на Русь татарскую орду во главе с Туданом (Дюденем), который опустошил и разграбил множество русских городов, в том числе Муром, Суздаль, Тверь, Можайск, Коломну. Стараясь предотвратить кровопролитие, Даниил пустил татар в Москву, так как сил для отпора не было. После ухода захватчиков, оставивших после себя пепелище, князь раздал все свое имущество пострадавшим горожанам.

Важным моментом в биографии Даниила Московского и в целом переломным для судьбы страны стал съезд всех русских князей в городе Дмитрове в 1301 году. Именно здесь Даниил Московский убедил всех помириться и прекратить внутреннюю вражду.

В 1302 году умер племянник Даниила Московского Иван Дмитриевич, князь Переяславля-Залесского. Иван Дмитриевич был бездетным и очень любил и уважал своего дядю, которому и завещал все свое княжество в собственность.

Это присоединение, по сути, выдвинуло Московское княжество в число самых крупных. Еще одним результатом этого присоединения стало начало объединения русских земель в единую мощную державу.

Тем не менее в 1301 году рязанский князь Константин Романович при содействии татар напал на Московское княжество. Даниил Александрович разбил неприятеля, взял рязанского князя в плен и уничтожил большое количество татар. Это была первая победа над татарами, пусть небольшая, но очень значимая.

Великий князь не воспользовался победой, чтобы захватить чужие земли, и побежденному рязанскому князю в Москве оказал соответствующие почести. Победа над рязанским князем продемонстрировала русским людям милосердие и бескорыстие Даниила Московского.

В 1303 году великий князь тяжело заболел. Накануне смерти он принял монашество. Даниила Александровича похоронили в Даниловом монастыре. Его мощи были обретены в 1652 году и перенесены повелением царя Алексея Михайловича в храм Семи Вселенских Соборов в основанной им обители.

После смерти Даниила Александровича титул великокняжеской власти наследует его сын Иоанн Данилович, и после него данное достоинство переходит от одного к другому, от отца к сыну, по прямой линии, до смерти Федора Иоанновича в 1598 году.

Место было выбрано живописное и удобное – на небольшом холме, у слияния тихой речки Худинец с широкой и полноводной рекой Москвой. В 1282 году князь поставил здесь деревянную церковь и велел освятить ее в честь своего небесного покровителя святого Даниила.

С одной стороны, храм находился на оживленной ордынской дороге, а с другой – на определенном удалении от города. Так что скоро вокруг него собралась первая на Москве монашеская община, которой князь помогал встать на ноги своими личными сбережениями. Теперь, испросив благословения, можно было приступать к укреплению хозяйства.

Князь принялся сам объезжать окрестные села, осматривать угодья, принимать отчеты старост. Во всем разбирался сам, отстранял списки, приказывал открывать житницы и амбары. В городе он сразу же взялся за расширение Кремля, придумав для удобства строителей рабочие столовые и полевые кухни. Работа закипела втрое быстрее. Возведением стен и оборонительных укреплений Даниил руководил сам.

По московским торговым рядам, которые на переяславский манер князь назвал Красной площадью, он всегда ходил тоже сам, оставляя коня с провожатыми далеко позади. Внимательно осматривал прилавки, трогал ткани, приценивался, беседовал с купцами. Обилие товаров не могло не радовать: если есть, что продать, значит, будет, на что жить.

Как-то раз по обыкновению князь прохаживался по торгу. Отовсюду неслось радостное «К нам, к нам, княже! Даниил Александрович, батюшка родимый, к нам!» Увидев солонку хитрой работы, князь остановился:

– Почем отдашь, хозяйка?

– Да хоть так прими, в подарок.

Да ведь и князь не беден. Развернул платок и подал заморскую диковину. От счастья женщина рухнула в ноги, запричитала, стала отказываться от подарка. Рассказала, что сын ее погиб на службе, но невестка досталась хорошая, и они вместе воспитывают внука, так что грех жаловаться.

Князь поднял ее, достал серебряную гривну и серьезно сказал:

– Нет, ты уж прими, хозяйка. Ведь это я твоего сына не сберег.

Об удивительной ответственности московского князя за своих людей и абсолютно несовременном 13-му веку миролюбии еще при жизни Даниила ходили легенды.

В 1282 году в ответ на несправедливые притязания старшего брата, великого князя Дмитрия, он собирает рать и выступает против него. Встретившись с обидчиками, москвичи уже готовы были броситься в атаку, как вдруг князь неожиданно приказывает трубить отбой. Этот конфликт он решил путем переговоров.

3 года спустя снова угроза, теперь уже от среднего брата Андрея Александровича. И опять мирная политика Даниила останавливает междоусобицу и не дает начаться кровопролитию.

В 1293 году на Москву обрушилось особо тяжкое испытание. Князь Андрей привел на Русь татар во главе с печально известным Дюденем. Дюденева рать уже сожгла Муром, Суздаль, Коломну, опустошила Дмитров и Можайск. Теперь эта банда безжалостных грабителей стояла у стен Москвы. Силы были слишком неравны, и сопротивляться было бесполезно.

По нравственному закону того времени князь имел полное право пережить нападение в одной из своих деревень. Но какой отец оставит своих детей? Для того чтобы избежать кровопролития, Даниил выносит врагу ключи от города и вместе со своим народом переживает ужасы варварского нападения.

Не успели насытившиеся грабители покинуть обворованный и изуродованный город, оставив москвичей на пепелище, а князь уже собирает к себе людей, ободряет и раздает свое имение пострадавшим. В это трудно поверить, но Москва встала на ноги и отстроилась после удара всего через один год.

А еще через год, в 1295, князь выступил в поход во главе большого объединенного войска против своего вероломного брата. На стороне москвичей была и сила, и правда. Победа могла наказать князя Андрея и принести Даниилу власть. Но заплатить за нее пришлось бы братской кровью и кровью своей дружины. И снова переговоры, и снова мир, скрепленный подписями всех князей земли Русской на их общем съезде в Дмитрове.

Впрочем, когда было нужно, сын Александра Невского умел держать меч. В 1300 году татары снова пришли на Русь. На этот раз их привел Рязанский князь Константин, собиравшийся захватить Москву. Даниил Александрович предупредил вторжение рязанцев и первым выступил в поход. Быстрым маневром захватив Коломну, москвичи атаковали саму Рязань. Татарские отряды были разбиты, Константин взят в плен.

Но и здесь московский хозяин остается верен себе. Он принимает плененного князя как гостя – со всеми положенными почестями. Такой прием трогает сердце пленника, и два русских княжества заключает между собой долгожданный мир.

Подвиги христианского миролюбия не могли не принести свои плоды. Именно о таких, как князь Даниил, сказано в Евангелии: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

В 1296 году великий князь Андрей Александрович совершает поступок, вряд ли имеющий аналоги в мировой истории. Побежденный смирением и кротостью Даниила, он отдает своему младшему брату власть и титул великого князя.

Отсутствие властолюбия, мудрость и нестяжательство князя Даниила привлекают к нему любовь и уважение и на великокняжеском престоле. Именно во время его правления происходит событие, очень важное для истории Москвы. Его племянник, Иван Дмитриевич, не имеющий наследников, завещает своему любимому дяде свое княжество, одно из самых богатых и сильных на Руси – Переславль-Залесский. Именно с этого момента начинает существование Московское государство.

В личной жизни основатель Москвы был крайне скромен, так что мы мало знаем о ней. Известно лишь, что жену князя звали Евдокией, что родила она ему четверых сыновей и что в свободное от воспитания детей время она помогала бедным и расшивала золотом богослужебные ткани для Данилова монастыря.

Подобно тому, как в свое время святая Васса привила сыну любовь к благочестию, жена Даниила научила младшего Ванечку творить милостыню. Она сшила ему особенный кошелек для бедных, который, даже повзрослев, Иван Данилович никогда и нигде не забывал носить с собой, за что и получил свое прозвище Калита.

У первого сына Даниила Александровича, Юрия, характер был не такой мягкий, как у Ивана. Князь это знал и поэтому, оставляя сыновьям Москву в нераздельное владение, завещал им слушаться старшего и не допускать ненавистной розни, несмотря ни на что.

Господь даровал святому князю скорую и безболезненную кончину. Буквально за день до смерти он почувствовал ее приближение, поспешил в любимый монастырь, где принял от рук настоятеля архимандрита Иоанна великую схиму. 17 марта 1303 года князь мирно отошел ко Господу.

Вся Москва оплакивала своего кормильца и защитника, ибо по свидетельству летописи не было в городе ни одного человека, который бы не переживал эту потерю как потерю родного отца. По смиренному завещанию его похоронили как простого монаха, без почестей, на братском кладбище основанной им обители.

Не прошло и 30 лет со времени преставления благоверного князя, как Данилов монастырь был переведен в Кремль, церковь превращена в приходскую, кладбище стало мирским, а могилу самого Даниила забыли.

Примерно через 200 лет некий благочестивый юноша из окружения Ивана Третьего, проезжая мимо этого опустевшего уголка, увидел необычного старца, невесть откуда взявшегося у него на пути. «Не бойся меня, – сказал странник. – Я христианин и хозяин сего места. Имя мое Даниил, князь Московский, по воле Божьей я положен здесь». С тех пор все московские князья стали почитать своего замечательного предка и обращаться за его молитвенной помощью во всех делах городского правления.

Во времена при гробе преподобного Даниила исцелился умирающий сын коломенского купца. Царь, пораженный чудом, возобновил и украсил древний Данилов монастырь. Ежегодно митрополит со Священным Собором стали совершать крестный ход к месту погребения благоверного князя, служить там панихиды и почитать великого князя Даниила Александровича, покровителя Москвы.

Программа подготовлена: Студия «Неофит» Московского Данилова монастыря по заказу телеканала «Культура», 2002 год.

Первого самостоятельного князя Москвы, младшего сына Александра Невского звали Даниил Александрович. А после него на княжеском престоле не было больше ни одного его тезки, хотя еще в течение века князья Московского дома называли так сыновей, даже первенцев.

Святой князь

Даниил Александрович Московский был был князем "правильным". С супругой жил в согласии и любви, сыновей воспитывал, подданным был справедливым повелителем, рачительным хозяином.

С соседями, за исключением Рязанского князя, старался жить мирно, а в раздоры и усобицы старших братьев, не встревать. Даниил частенько выполнял роль посредника, призывая к миру двух непримиримых Александровичей: Дмитрия Переяславского и Андрея Городецкого.

Жизнь его окончилась тихо, на княжении Владимирском он так и не побывал, потому что брат Андрей пережил его. Детям завещал не ссориться.

После кончины князя заговорили и о чудесах, которые случались на его могиле. Да и долгие десятилетия помнил люд московский своего любимого князя. И младенцев щедро именем Даниила нарекал.

Даниил Иванович

Первым в честь батюшки своего второго сына назвал Данилой Иван Калита, впрочем тогда еще он Калитой не был, на Москве княжил его братец Юрий Данилович Рыжий.

Княжил, снедаемый жаждой власти. На рубеже 1319-1320 годов и родился у князя Ивана и княгини Елены, его первой жены малыш, нареченный именем благоверного батюшки. И прожил лишь несколько недель.

Примерно в то же время у Московского тысяцкого Протасия (Вельямина) погибает взрослый сын именем Данила, любимец отца и молодец в расцвете сил, ему отец надеялся передать звание и свою должность тысяцкого. А называл-то его Протасий в честь любимого своего князя, которому служил всю жизнь.

Уже тогда заговорили, мол, святой князь Данила соименников своих, по нем названных, к себе призывает.

Даниил Семенович

Сын Ивана Калиты, Симеон Иванович Гордый вообще в отношении детей был невезучим. Три жены было у князя, а княжеский престол в конце концов перешел к его брату - Ивану Ивановичу Красному.

У Симеона от третьей жены, тверитянки Марии Александровны родилось 4 сына. Старший не прожил и года, носил он имя Даниила, впрочем, сыновья, названные иначе, тоже не прожили долго.

Даниил Дмитриевич

Следующим князем, который в 1370-м году назвал сына-первенца в честь легендарного и почитаемого предка, был Дмитрий Иванович Донской.

Поначалу сын рос и радовал родителей, брак Дмитрия Донского и княгини Евдокии был и согласным, и плодовитым.

Но в 1379 году 9-летний Данила умирает. И основным наследником становится Василий Дмитриевич, родившийся годом позже брата.

Даниил Васильевич

Василий Дмитриевич в браке с Софьей Витовтовной тоже настрадался из-за детей. Его старший сын Юрий умер пятилетним. Второго сына, Ивана, Бог призвал во время чумы в 1417 году.

Третий сын был назван Даниилом. Он прожил 5 месяцев и в 1402 году от какого-то морового поветрия, вероятно детского, скончался.

Софья забеременела вновь, родила сына Семена, но на свете не зажился и он. Наследник, будущий Василий Темный, появился на свет лишь в 1415 году. За 10 лет до кончины батюшки.

Легенда

Больше в семьях князей Московского дома Рюриковичей ни один правитель не назвал Даниилом. Верили даже не в проклятие, слишком почитаем на Москве был когда-то Даниил Александрович.

Верили в расплату за грех. Какой грех? Чей? Сам Даниил Александрович когда-то пленил Рязанского князя Константина Романовича. Тогда Москва воевала с Рязанью из-за Коломны.

Князя посадили в затвор, Даниил Александрович надеялся взять с Константина "крестное целование", а затем отпустить с миром на Рязань.

Но дело затянулось и Даниил выпустить пленника не успел, зато дело решил его преемник Юрий Данилович: тайно в затворе Рязанского князя умертвили. Нарушив, тем самым божью волю и волю Даниила Александровича.

За этот грех и взыскивал князь, забирая всех мальчиков Московского княжеского дома, названных его именем.

Иллюстрации из публичного доступа сети Интернет