Виновен ли печорин в своей трагической судьбе. В чем состоит трагизм судьбы Печорина? сочинение - Сочинение любую на тему. Наука во спасение
Лермонтов в «Герое нашего времени» отразил судьбу целого поколения интереснейших, образованнейших и талантливейших людей, великих гениев, которыми были перенасыщены 30-е годы XIX века. Очень жаль, но свою жизнь они зачастую заканчивали глупо, так как бесцельно загоняли себя в полный нравственный и эмоциональный тупик. В чем трагедия Печорина? Пожалуй, начнем с того, что в портрет нашего героя автор вложил целый ряд различных человеческих пороков, которые он часто замечал у своих современников. Эти пороки, как пожиратели душ, действовали на личность разрушительно, вводили в полное отчаяние, приводили к постыдным и безрассудным поступкам, доводили до сумасшествия и даже до самоубийства.
Пишем сочинение на тему «В чем трагедия Печорина»
В этом потрясающем герое Лермонтов показал очень тонкую и ранимую душу, которую терзали постоянные тревожные мысли о чем-то глобальном и непонятном для обычного человека.
В чем трагедия Печорина? В свои молодые годы он пытался понять смысл жизни и для себя разобраться, для чего она дана, отчего так скучна и бессмысленна и почему ощущение счастья есть всего лишь миг. Почему одаренный незаурядными качествами человек не может найти себе места в суетной жизни, отличаясь от общей толпы людей, он обречен на непонимание и одиночество?
Портрет героя
Теперь внимательнее разберемся именно с тем, в чем трагедия Печорина. Для полного раскрытия всей сложности натуры этого далеко не самого положительного героя стоит обратить внимание на такие незначительные черты его внешности, как темные усы и брови при отличающихся светлых волосах, которые указывают на его неординарную, противоречивую натуру и природную аристократичность. А вот еще одна характерная деталь портрета: его глаза никогда не смеялись и блестели стальным холодным блеском. О, этим много сказано! Лермонтов показывает своего героя в самых разных и неожиданных обстоятельствах.
Рассмотрим причины того, в чем заключается трагедия Печорина, когда он по природе своей, казалось бы, баловень судьбы: умен, красив, не беден, его обожают дамы, но нет ему нигде покоя, поэтому и жизнь его бессмысленная обрывается на пике зрелости.
Григорий Александрович совсем не благородный воин или роковой человек, который, где бы ни появлялся, приносил одни неприятности, поэтому Михаил Юрьевич буквально специально помещает его в самые разные слои общества: к горцам, контрабандистам, «водяному обществу». При этом Печорин сам же страдал не меньше, чем окружавшие его люди. Но только он не мучился от угрызений совести, а больше всего переживал от неудовлетворенности его амбиций и полной нелепости всех затеваемых им предприятий ради забавы, которые задумывались для зрелищности, чтобы испытать остроту чувств.
Обольститель
Так от чего все-таки все связанное с ним так трагично заканчивалось? И все вроде бы происходило не специально, а как бы ненароком, даже совершенно случайно, иногда под маской благородности, так сказать, из чистых побуждений. Многие из его близкого окружения хотели видеть в нем надежного покровителя и друга, но общением с ним они просто отравлялись. Отчасти на этом и построена повесть «Герой нашего времени». Трагедия Печорина заключается и в том, что он это понимал, но не хотел ничего предпринимать, никого ему не было жалко, никого он никогда по-настоящему не любил и серьезно не привязывался.
Окунемся в его биографию, которая подробно свидетельствует о его дворянском происхождении и о том, что образование и воспитание он получил абсолютно типичное для своего круга. Как только он почувствовал свободу от опеки родных, сразу же пустился в погоню за удовольствиями светского общества, где не обошлось и без приключений. Став сразу на путь обольстителя женских сердец, он стал заводить романы направо и налево. Но когда он добивался своего, ему мгновенно все наскучивало, он быстро разочаровывался в том, что вчера его еще так влекло, не давало покоя и будоражило воображение, а сегодня ему уже ничего не было нужно, он резко становился холодным и равнодушным, расчетливым и жестоким эгоистом.
Наука во спасение
Занимаясь рассуждениями о том, в чем трагедия Печорина, кратко нужно сказать, что, устав от любовных утех и заигрываний, он решает посвятить себя науке и чтению, возможно, в этом, как ему тогда казалось, он найдет хоть какое-то удовлетворение, но нет, ему все также грустно и одиноко. Тогда он решается на отчаянный шаг и отправляется на Кавказ, ошибочно думая, что под чеченскими пулями скука не живет.
Сочинение на тему «В чем трагедия Печорина» дальше можно продолжить тем, что Печорин стал «топором в руках судьбы». В повести «Тамань» его увлекли очень опасные приключения, в которых он сам чуть не погиб и которые в итоге привели к тому, что нарушили налаженную жизнь и обрекли на нищенскую смерть «мирных контрабандистов». В повести «Бэла» одна смерть потянула за со собой еще несколько, в «Фаталисте» Печорин выступает как прорицатель, предсказывая смерть Вулича, что незамедлительно и случилось.
Эксперименты
Печорин с каждым новым происшествием становится все более бесчувственным и эгоистичным. В своем дневнике, единственном друге, которому он доверял свои сокровенным мысли, он вдруг напишет, что настоящей духовной пищей, поддерживающей его жизненные силы, стали людские страдания и радости. Может даже сложиться такое непримечательное мнение, что он как будто бы ставит эксперименты, но они очень уж неудачные. Печорин признается Максиму Максимычу в том, что не способен на серьезные чувства, будь то Бэла или другая светская дама, они одинаково ему наскучат, одна - по невежеству и простосердечию, другая - от привычного и постоянного кокетства.
Из всех жизненных бурь он выносит свои идеи и сам же признается, что давно живет не сердцем, а головою. Разбирая свои собственные поступки и побуждающие к ним страсти, он анализирует их, однако как-то совершенно безучастно, как будто бы это мало его касается, он всегда так вел себя в отношениях с другими людьми.
Никчемность и невостребованность
Что могло руководить этим человеком? А ничего, кроме абсолютного равнодушия и бесчеловечности. Оправдывал он свои поступки тем, что еще с детства взрослые, воспитывая в нем высоко благородную натуру, заостряли свое внимание на его якобы дурных свойствах, которых не было, но они через некоторое время проявлялись по его собственному желанию. Он становился злопамятным, завистливым, готовым обманывать и в итоге превратился в «нравственного калеку». Его якобы благие намерения и желания зачастую отворачивали от него людей.
Печорин со всеми его талантами и жаждой деятельности остался невостребованным. Личность его вызывает разные точки зрения, с одной стороны - неприязнь, с другой - симпатию, однако трагичность его образа отрицать нельзя, раздираемый противоречиями, он по образу близок к Онегину и Чацкому, ведь они тоже ставили себя отдельно от общества и не видели никакого смысла в своем существовании. А все потому, что не нашли для себя высокой цели. Да, именно высокой, так как такого плана людей абсолютно не интересуют низменные житейские цели. В этой жизни они приобрели только способность видеть людей насквозь, хотели изменить весь мир и все общество. Они видят путь к совершенству через «приобщение к страданиям». Вот и все, кто с ними встречаются, подвергаются их бескомпромиссному испытанию. В общем, на этом можно и закончить сочинение на тему «В чем трагедия Печорина».
Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
М. Ю. Лермонтов
Роман М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” создан в эпоху правительственной реакции, которая вызвала к жизни целую галерею “лишних” людей. Печорин - это “Онегин своего времени” (Белинский). Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он заключает в своей душе “силы необъятные”, но на совести его много зла. Печорин, по его же собственному признанию, неизменно играет “роль топора в руках судьбы”, “необходимого действующего лица всякого пятого акта”. Как же относится к своему герою Лермонтов? Писатель пытается понять суть и истоки трагизма печоринской судьбы. “Будет и того, что болезнь указана, а как ее излечить - это уж Бог знает!”
Печорин жадно ищет приложения своим незаурядным способностям, “необъятным душевным силам”, но обречен исторической действительностью и особенностями своего психического склада на трагическое одиночество. Вместе с тем он признается: “Я люблю сомневаться во всем: это расположение не мешает решительности характера; напротив... я всегда смело иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится - а смерти не минуешь!”
Печорин одинок. Неудачей кончается попытка героя обрести естественное, простое счастье в любви горянки Бэлы. Печорин откровенно признается Максиму Максимычу: “...любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой”. Герой обречен на непонимание окружающих (исключением являются лишь Вернер и Вера), его внутренний мир не в состоянии постигнуть ни прекрасная “дикарка” Бэла, ни добросердечный Максим Максимыч. Впрочем, вспомним, что при первой встрече с Григорием Александровичем штабс-капитан в силах заметить лишь второстепенные черты облика Печорина и то, что “тоненький” прапорщик недавно находился на Кавказе. Не понимает Максим Максимыч и глубины страданий Печорина, оказавшись невольным свидетелем гибели Бэлы: “...его лицо ничего не выражало особенного, и мне стало досадно: я бы на его месте умер с горя...” И только по вскользь оброненному замечанию, что “Печорин был долго нездоров, исхудал”, мы догадываемся о подлинной силе переживаний Григория Александровича.
Последняя встреча Печорина с Максимом Максимычем наглядно подтверждает мысль, что “зло порождает зло”. Безразличие Печорина к старому “приятелю” приводит к тому, что “добрый Максим Максимыч сделался упрямым, сварливым штабс-капитаном”. Офицер-повествователь догадывается, что поведение Григория Александровича не является проявлением духовной пустоты и эгоизма. Особое внимание привлекают глаза Печорина, которые “не смеялись, когда он смеялся... Это признак или злого нрава, или глубокой постоянной грусти”. В чем же причина такой грусти? Ответ на этот вопрос мы находим в “Журнале Печорина”.
Запискам Печорина предшествует сообщение о том, что на пути из Персии он умер. Так и не находит Печорин достойного применения своим незаурядным способностям. Повести “Тамань”, “Княжна Мери”, “Фаталист” подтверждают это. Конечно, герой на голову выше пустых адъютантиков и напыщенных франтов, которые “пьют - однако не воду, гуляют мало, волочатся только мимоходом... играют и жалуются на скуку”. Григорий Александрович отлично видит и ничтожество Грушницкого, мечтающего “сделаться героем романа”. В поступках Печорина чувствуются глубокий ум и трезвый логический расчет. Весь план обольщения Мери основан на знании “живых струн сердца человеческого”. Вызывая искусным рассказом о своем прошлом сострадание к себе, Печорин заставляет княжну Мери первой признаться в любви. Может быть, перед нами пустой повеса, обольститель женских сердец? Нет! В этом убеждает последнее свидание героя с княжной Мери. Поведение Печорина благородно. Он пытается облегчить страдания полюбившей его девушки.
Печорин, вопреки собственным утверждениям, способен к искреннему, большому чувству, но любовь героя сложна. Так, чувство к Вере с новой силой пробуждается тогда, когда возникает опасность навсегда потерять ту единственную женщину, которая поняла Григория Александровича совершенно. “При возможности потерять ее навеки Вера стала для меня дороже всего на свете - дороже жизни, чести, счастья!” - признается Печорин. Загнав коня на пути в Пятигорск, герой “упал на траву и, как ребенок, заплакал”. Вот она - сила чувств! Любовь Печорина высока, но трагична для него самого и гибельна для тех, кто его любит. Доказательство тому судьба Бэлы, княжны Мери и Веры.
История с Грушницким - иллюстрация того, что незаурядные способности Печорина тратятся впустую, на цели мелкие, ничтожные. Впрочем, в своем отношении к Грушницкому Печорин по-своему благороден и честен. Во время дуэли он прилагает все усилия, чтобы вызвать в противнике запоздалое раскаяние, пробудить совесть! Бесполезно! Грушницкий стреляет первым. “Пуля оцарапала мне колено”,- комментирует Печорин. Переливы добра и зла в душе героя - большое художественное открытие Лермонтова-реалиста. Перед дуэлью Григорий Александрович заключает своеобразную сделку с собственной совестью. Благородство сочетается с беспощадностью: “Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел испытать его; в его душе могла проснуться искра великодушия... Я хотел дать себе полное право не щадить его, если бы судьба меня помиловала”. И Печорин не щадит противника. Окровавленный труп Грушницкого скатывается в пропасть... Победа не доставляет Печорину радости, свет меркнет в его глазах: “Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели”.
Подведем итоги “практической деятельности” Печорина: из-за пустяка подвергает свою жизнь серьезной опасности Азамат; гибнут от руки Казбича красавица Бэла и ее отец, а сам Казбич лишается своего верного Карагеза; рушится хрупкий мирок “честных контрабандистов”; застрелен на дуэли Грушницкий; глубоко страдают Вера и княжна Мери; трагически кончается жизнь Вулича. Что же сделало Печорина “топором в руках судьбы”?
Лермонтов не знакомит нас с хронологической биографией своего героя. Сюжет и композиция романа подчинены одной цели - углубить социально-психологический и философский анализ образа Печорина. Герой предстает в разных повестях цикла одним и тем же, не меняется, не эволюционирует. В этом - признак ранней “омертвелости”, того, что перед нами действительно полутруп, у которого “царствует в душе какой-то холод тайный, когда огонь кипит в крови”. Многие современники Лермонтова пытались ограничить все богатство образа одним качеством - эгоизмом. Белинский решительно защищал Печорина от обвинений в отсутствии высоких идеалов: “Вы говорите, что он - эгоист? Но разве он не презирает и не ненавидит себя за это? Разве сердце его не жаждет любви чистой и бескорыстной? Нет, это не эгоизм...” Но что же это? Ответ на вопрос дает нам сам Печорин: “Моя бесцветная молодость прошла в борьбе с самим собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли...” Честолюбие, жажда власти, желание подчинить своей воле окружающих овладевают душой Печорина, который “из жизненной бури... вынес только несколько идей - и ни одного чувства”. Вопрос о смысле жизни остается в романе открытым: “...Зачем я жил? Для какой цели я родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначенье высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... Но я не угадал этого назначенья, я увлекся приманками страстей, пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни”.
Пожалуй, трагизм судьбы Печорина связан не только с социальными условиями жизни героя (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитическое мышление, “бремя познанья и сомненья” приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
Образ Печорина вечен именно потому, что не исчерпывается лишь социальным. Печорины есть и сейчас, они рядом с нами...
И душа на простор вырывается
Из-под власти кавказских громад -
Колокольчик звенит-заливается...
Кони юношу к северу мчат...
В стороне слышу карканье ворона -
Различаю впотьмах труп коня -
Погоняй, погоняй! Тень Печорина
По следам догоняет меня...
Это строки из замечательного стихотворения Я. П. Полонского “На пути из-за Кавказа”.
Я очень люблю лето. Обычно на летние каникулы мы всей семьей едем на дачу. В деревне я полностью свободна: могу гулять сколько хочу, ходить купаться на речку или играть с друзьями в лесу. Больше всего мне нравится отправляться на поиски приключений и изучать окрестности. Однажды в своих поисках я набрела на большое заросшее кувшинками озеро в лесу. Деревья низко склонились над водой, корни их зацепились за берег, а вода в озере темная-темная. Даже в самый жаркий день от озера веет холодком, поэтому в жаркие дни я люблю искупаться в ледяной воде. Озеро стало моей тайной. Я часто хожу туда одна
Древняя тщета течет по жилам. Древняя мечта: уехать с милым! М. Цветаева Великий поэт России, Марина Ивановна Цветаева вынуждена была в середине двадцатых годов уехать вслед за мужем в эмиграцию. Она не покидала родину по идейным соображениям, как делали в то время многие, а ехала к любимому, оказавшемуся вне России. Марина Ивановна знала, что ей будет тяжело, но выбора не было. Так через радугу всех планет Пропавших - считал-то кто их? - Гляжу и вижу одно: конец. Раскаиваться не стоит. За границей Цветаеву приняли восторженно, но вскоре эмигрантские круги ох
«Герой нашего времени», написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, показывает нам один из новейших образов в литературе, ранее открытый Александром Сергеевичем Пушкиным в «Евгении Онегине». Это образ «лишнего человека», показанный через главного героя, офицера Григория Печорина. Читатель уже в первой части «Бэла» видит трагедию этого персонажа.
Григорий Печорин – типичный «лишний человек». Он молод, привлекателен внешне, талантлив и умен, однако сама жизнь кажется ему скучной. Новое занятие вскоре начинает ему надоедать, и герой пускается в новые поиски ярких впечатлений. Примером тому может быть та же поездка на Кавказ, где Печорин знакомится с Максимом Максимычем, а после – с Азаматом и его сестрой Бэлой, красавицей-черкешенкой.
Григорию Печорину мало охоты в горах и общения с жителями Кавказа, и он, влюбленный в Бэлу, похищает ее при помощи брата героини, своенравного и гордого Азамата. Юная и неокрепшая умом девушка влюбляется в русского офицера. Казалось бы, взаимная любовь – что еще нужно герою? Но вскоре ему и это становится скучно. Страдает Печорин, страдает Бэла, обиженная невниманием и холодностью возлюбленного, страдает и Максим Максимыч, наблюдающий все это. Немало бед пропажа Бэлы принесла и семье девушки, а также Казбичу, который хотел на ней жениться.
Эти события заканчиваются трагически. Бэла погибает почти на руках Печорина, и тому остается только покинуть те места. От его вечной скуки и поисков пострадали люди, которые никак не касаются героя. А «лишний человек» отправляется дальше.
Достаточно одного этого примера, чтобы понять, как Печорин из-за своей скуки способен вмешаться в чужие судьбы. Он не может зацепиться за что-то одно и держаться за это всю жизнь, ему нужна смена мест, смена общества, смена занятий. И все равно ему будет надоедать действительность, и все равно он отправится дальше. Если люди ищут что-то и, обретя цель, успокаиваются на этом, то Печорин не может определиться и найти свой «финиш». Если он остановится, он все равно будет страдать – от однообразия и скуки. Даже в случае с Бэлой, где у него была взаимная любовь с юной черкешенкой, верный друг в лице Максима Максимыча (ведь старик готов был помогать Печорину) и служба, Печорин все равно вернулся к своему состоянию скуки и апатии.
Но найти свое место в обществе и жизни герой не может не только потому, что ему быстро становится скучно любое занятие. Он равнодушен ко всем людям, что можно наблюдать в части «Максим Максимыч». Не видевшиеся пять лет люди не смогли даже поговорить, ведь Печорин с абсолютным безразличием к собеседнику старается поскорее закончить встречу с Максимом Максимычем, который, кстати, успел соскучиться по Григорию.
Можно с уверенностью сказать, что Печорин, как истинный герой нашего времени, способен найтись в каждом из современных людей. Равнодушие к людям и бесконечные поиски себя останутся вечными чертами общества любой эпохи и страны.
Вариант 2
Г. Печорин – центральный персонаж произведения «Герой нашего времени». Лермонтова обвиняли в том, что он изобразил нравственного урода, эгоиста. Однако фигура Печорина крайне неоднозначна и требует глубокого анализа.
Лермонтов не случайно назвал Печорина героем нашего времени. Его проблема в том, что он с самого детства попал в развращающий мир высшего света. В искреннем порыве он рассказывает княжне Мэри, как пытался действовать и поступать согласно правде и совести. Его не понимали и смеялись над ним. Постепенно это производило серьезный перелом в душе Печорина. Он начинает поступать вопреки нравственным идеалам и добивается расположения и благосклонности в дворянском обществе. При этом он действует строго в соответствии с собственными интересами и пользой и становится эгоистом.
Печорина постоянно гнетет тоска, ему скучно в окружающей обстановке. Переезд на Кавказ лишь на время оживляет героя. Скоро он привыкает к опасности и опять начинает скучать.
Печорину жизненно необходима постоянная смена впечатлений. Три женщины появляются в его жизни (Бэла, княжна Мэри, Вера). Все они становятся жертвами беспокойной натуры героя. Он сам не чувствует к ним особой жалости. Он уверен, что поступал всегда правильно. Если любовь прошла или даже не возникла, то он не виноват в этом. Виноват его характер.
Печорин при всех его недостатках – исключительно правдивый образ. Его трагедия заключается в ограниченности дворянского общества лермонтовской эпохи. Если большинство пытается скрыть свои недостатки и неблаговидные поступки, то честность Печорина не позволяет ему этого сделать.
Индивидуализм главного героя мог бы в других условиях помочь ему стать выдающейся личностью. Но он не находит применения своим силам и в результате представляется окружающим бездушным и странным человеком.
Несколько интересных сочинений
- Тема одиночества в рассказе Тоска Чехова сочинение
Рассказ «Тоска» является вершиной, завоеванной мастерством Чехова. Чуткий лиризм и угнетающее чувство грусти представлены им в безупречности и именно из-за этого читать это произведение физически больно.
- Главные герои произведения Медный всадник
«Медный всадник» - поэма А.С.Пушкина. Главным героем произведения является небогатый чиновник Евгений. Евгений влюблен в Парашу, девушку, живущую на другой стороне Невы
- Семья Ростовых и семья Болконских (сравнительная характеристика) в романе Толстого Война и мир сочинение
Для Льва Толстова семья – важнейшая основа для становления человека в обществе, в жизни. В романе представлено множество семей, которые отличаются друг от друга степенью знатности, укладом жизни, традициями, мировоззрением.
- Cочинение Компьютер - плюсы и минусы - друг или враг
В последнее время сложно представить себе жизнь современного человека без помощи персонального компьютера. Неодушевленный предмет стал полноправным членом общества, крепко вписался в ежедневный быт.
- Образ и характеристика Алены Дмитриевны в поэме Песня про купца Калашникова Лермонтова
Впервые об Алене Дмитриевне мы узнаем из рассказа опричника Кирибеевича на пиру у Ивана Грозного. Царь, заметив унылого любимца, стал допытываться, отчего он кручинится.
Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (17.1-17.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).
Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.
Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.
Продумывайте композицию сочинения.
Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.
Пояснение.
Для выполнения задания части 3 выберите только ОДНУ из предложенных тем сочинений (17.1-17.4).
В бланке ответов М2 укажите номер выбранной Вами темы, а затем напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (если объём сочинения менее 150 слов, то оно оценивается 0 баллов).
Опирайтесь на авторскую позицию и формулируйте свою точку зрения. Аргументируйте свои тезисы, опираясь на литературные произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).
Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения.
Продумывайте композицию сочинения.
Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Комментарии к темам сочинений
С17.1. В чём трагичность судьбы Печорина? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)
Лермонтовский герой - человек трагической судьбы. Он трагически одинок. Печорин заключает в своей душе силы необъятные, но на его совести много зла. Герой, по его же собственному признанию, неизменно играет роль топора в руках судьбы, необходимого действующего лица всякого пятого акта. Трагизм судьбы Печорина связан не только с социальными условиями жизни героя (принадлежность к светскому обществу, политическая реакция в России после разгрома восстания декабристов), но и с тем, что изощренная способность к самоанализу и блестящее аналитиЧеское мышление, бремя познанья и сомненья приводят человека к утрате простоты, естественности. Даже врачующая сила природы не в состоянии исцелить мятущуюся душу героя.
С17.2. Почему Бородинское сражение показано Л. Н. Толстым как главное событие войны народной? (По роману Л. Н. Толстого «Война и мир».)
Писатель, изображая Бородинское сражение, был убеждён в том, что «причина нашего торжества была неслучайна, но лежала в сущности характера русского народа и войска». У Толстого чёткий и нравственный критерий: «Я люблю мысль народную вследствие войны 1812 года». В изображении Бородинского сражения Толстой использует свой излюбленный приём - сначала даёт вид сверху, а затем - изнутри сражения. Это достигается передачей наблюдений Пьера. Дважды Пьер охватывает взглядом всё поле Бородина: перед боем и в ходе боя. Но оба раза его глаз видит не позицию, а, выражаясь словами Толстого, «живую местность». Особенно остро Пьер почувствовал силу народного патриотизма. Народные и солдатские сцены даны тоже через восприятие Пьера, и это сообщает изображению большую силу. Непосредственность, простота, искренность Пьера в этом случае служат у Толстого как свидетели величайшей истины: народ – основная сила Бородинского сражения.
С17.3. Какой предстаёт судьба России в лирике А. А. Блока?
Тема Родины -центральная тема творчества. Для А. А. Блока тема России была основополагающей: «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь», - говорил поэт. В творчестве Блока набатом звучит мысль: «Каким бы испытаниям ни подвергался милый сердцу край, через какие несчастья, обманы, страдания ему ни пришлось бы пройти, России удастся избежать гибели:
Пускай заманит и обманет,
Не пропадешь, не сгинешь ты,
И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…
«Россия» (1908)
Именно верой в будущее, несмотря на предчувствие всех бурь и трагедий, проникнут цикл «На поле Куликовом» (1908), состоящий из 5 стихотворений. История Родины, осмысление символического значения такого события, как Куликовская битва, помогает лирическому герою обрести себя, возмужать и определить свою дорогу, где сливаются воедино духовная суть древнего русича и современника поэта.
С17.4. Какое место занимают стихотворения Юрия Живаго в романе Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»?
Стихотворный цикл в романе открывается одним из самых известных стихотворений - «Гамлет». Стихотворение носит глубокий философский смысл. В нем проявляется сознание некой неотвратимости:
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Что случится на моем веку.
Лирический герой чувствует всю сложность своего существования и считает, что многое в его жизни неизбежно, предопределено:
Но продуман распорядок действий,
И не отвратим конец пути.
«Гамлет» становится ключевым произведением цикла, которое раскрывает душевные порывы лирического героя и настраивает читателя на определенную волну настроения.
В композиционном плане все стихотворения цикла располагаются в определенном порядке, в зависимости от содержания. Вообще, цикл напоминает календарь, вернее даже, дневник, который передаёт события жизни героя. Читая их, становишься невольным свидетелем событий: слишком реальна и жива созданная Юрием Живаго картина собственной жизни, переживаний и мыслей.
В чем заключается трагизм существования Печорина? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
В романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов создал образ своего современника, человека эпохи 30-х годов, образ сложный, противоречивый, глубоко трагический.
И необычным является уже сам портрет героя. «С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех, хотя после я готов был дать ему тридцать»,- замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение Печорина и при этом тут же отмечает «нервическую слабость» его тела. Странный контраст представляют детская улыбка героя и его холодный, тяжелый взгляд. Глаза Печорина «не смеялись, когда он смеялся». «Это признак - или злого нрава, или глубокой постоянной грусти»,- замечает рассказчик.
Печорин - герой-романтик, человек исключительных способностей, натура незаурядная, сильный, волевой характер. Он превосходит окружающих своим интеллектом, разносторонним образованием, познаниями в области литературы и философии. Он наделен глубоким аналитическим умом, критически оценивает все социальные явления. Так, о своем поколении он замечает: «Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья». Не удовлетворяет его и та жизнь, которую предлагает современное общество. Мери Лиговская замечает, что лучше попасться «в лесу под нож убийцы», чем стать объектом злых шуток Печорина. Герой скучает в обществе пустых, мелких завистников, сплетников, интриганов, лишенных порядочности, благородства, чести. В душе его появляется отвращение к этим людям, он чувствует себя чужим в этом мире. Но при том точно так же Печорин далек и от мира «простых людей».
Раскрывая противоречивость внутреннего облика Печорина, писатель показывает, что он лишен непосредственности и целостности чувств, характерных для простых людей, для «детей природы». Вторгшись в мир горцев, он губит Бэлу, разоряет гнездо «честных контрабандистов». Он обижает Максима Максимыча. При этом Печорин не лишен добрых порывов. На вечере у Лиговских ему «стало жаль Веру». В последнее свидание с Мери сострадание охватило его с такой силой, что «еще минута» - и он бы «упал к ногам ее». Рискуя жизнью, он первый бросился в хату убийцы Вулич а. Герой симпатизирует сосланным на Кавказ декабристам.
Однако добрые порывы его так и остаются порывами. «Злодейства» же свои Григорий Александрович всегда доводит до логического завершения. Он нарушает семейный покой Веры, оскорбляет достоинство Мери. На дуэли он убивает Грушницкого, специально выбрав для дуэли такое место, чтобы один из них не вернулся. Печорин проявляет себя по преимуществу как злая, эгоцентрическая сила, приносящая людям лишь одни страдания и несчастья. «Рожденный для высокой цели», он растрачивает свои силы на поступки, недостойные настоящего человека. Вместо активной, осмысленной деятельности Печорин ведет борьбу с отдельными лицами, встречающимися на его пути. Эта борьба в основе своей мелочна, бесцельна. Когда герой оценивает свои поступки, то сам приходит к печальному выводу; «В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни». Страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, он спрашивает: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?… А, верно, она существовала и, верно, мне было назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал назначенья, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни».
Свои взгляды герой раскрывает в своем дневнике. Счастье для него - это «насыщенная гордость». Страдания и радости других он воспринимает «только в отношении к себе» как пищу, поддерживающую его душевные силы. Жить Печорину «скучно и гадко». Сомнения опустошили его до того, что у него осталось только два убеждения: рождение - несчастье, и смерть неизбежна. Чувство любви и потребность в дружбе в представлении Печорина давно уже потеряли свою ценность. «Из двух друзей один всегда раб другого», - считает он. Любовь для героя - удовлетворенное честолюбие, «сладкая пища.. гордости». «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха - не есть ли первый признак и торжество власти?» - пишет Печорин.
Положение и судьба героя трагические. Он ни во что не верит, не может обрести жизненной цели, единства с людьми. Эгоизм, своеволие, отсутствие творческого начала в жизни - в этом подлинная трагедия Печорина. Но моральный облик героя сформирован современным ему обществом. Как и Онегин, это «лишний человек», «эгоист поневоле». Именно об этом говорит роман Лермонтова. «Душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, - и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…», - писал В.Г. Белинский. Однако само «страдание» Печорина как раз и является невозможным для него. И в этом заключается не только парадоксальность данного образа, но и его трагизм.
Раскрывая внутренний облик героя, автор использует различные художественные средства. Мы видим подробный портрет героя, читаем его дневник. Печорин изображен на фоне других персонажей (горцев, контрабандистов, «водяного общества»). Речь Печорина пестрит афоризмами: «Зло порождает зло», «Из двух друзей один раб другого», «Женщины любят только тех, которых не знают». Поэтичность героя, его любовь к природе автор подчеркивает с помощью пейзажей (описание раннего утра в Пятигорске, описание утра перед дуэлью). Раскрывая своеобразие натуры Печорина, Лермонтов использует характерные эпитеты: «силы необъятные», «воображение беспокойное», сердце «ненасытное», назначение «высокое».
Создавая образ Печорина, Лермонтов писал «портрет, составленный из пороков целого поколения». Это был и упрек лучшим людям своей эпохи, и одновременно призыв к активной деятельности. Такова авторская позиция в романе.
Здесь искали:
- в чем трагичность судьбы печорина
- в чем заключается трагедия Печорина
- в чем трагизм печорина