Винсент ван гог ирисы история создания. Картина "Ирисы" Ван Гога: описание, где находится оригинал. Где находится оригинал

Ван Гог - Ирисы (Les Iris).

Год создания: 1889

Холст, масло.

Оригинальный размер: 71 × 93 см

Музей Гетти, Лос-Анджелес

«Ирисы» (фр. Les Iris) — картина нидерландского живописца Винсента ван Гога. «Ирисы» были написаны художником в 1889 году — в то время, когда он жил в лечебнице Святого Павла Мавзолийского близ Сен-Реми-де-Прованс, за год до своей смерти.

В картине отсутствует высокая напряжённость, которая проявляется в его последующих работах. Он назвал картину «громоотвод для моей болезни», потому что он чувствовал, что может сдерживать свой недуг, продолжая писать. В картине прослеживается влияние японских гравюр укиё-э, как и в других работах Ван Гога и части его современников. Это сходство проявляется в выделении контуров объектов, необычных ракурсах, наличии детально прорисованных областей и областей, залитых сплошным цветом, не соответствующим реальности.

Описание картины Винсента Ван Гога «Ирисы»

Картина Ван Гога «Ирисы» относится к позднему периоду его творчества. Она написана во время лечения в психиатрической больнице в Сен-Реми. Рассудок уже покидал гениального художника, но в нечастые моменты просветления он создавал новые пейзажи и натюрморты, которые вошли в сокровищницу мировой живописи.

Картина «Ирисы» отличается от большинства работ Ван Гога отсутствием тревоги, беспокойства. Напротив, полотно наполнено безмятежностью и покоем. Здесь нет насыщенных оттенков, создается впечатление полупрозрачности, акварельности изображения. Критики часто отмечают схожесть «Ирисов» по манере исполнения с гравюрами японских художников.

На картине изображена часть сада - клумба с ирисами и цветущий куст на заднем плане. Поражает необычность ракурса: цветы как будто видятся глазами ребенка или сидящего на земле человека. Ирисы покрывают почти все пространство, лишь желто-зеленая трава в верхнем углу намекает на продолжение лужайки. Оранжево-красные оттенки земли перекликаются с цветами в левом верхнем углу. Одинокий белый ирис слева и бледно-голубой справа уравновешивают восприятие, создавая симметрию.

Основная мысль, которую стремился передать художник, - свежесть, колоритность, выразительность цветов. Ирисы детально прописаны, контуры листьев выделены черным, мелкие детали скрупулёзно прорисованы - всё это придает сходства с японскими гравюрами.

Ван Гог на протяжении всей своей жизни старался, чтобы его картины не просто передавали то, что он видит вокруг себя, но и то, что он при этом чувствует, его восприятие изображаемого им мира. «Ирисы» наполнены стремлением разглядеть красоту природы не свысока, а наблюдая её, приблизившись вплотную, погрузившись внутрь, окружив себя её многоцветьем и запахами.

Картина «Ирисы» Винсента Ван Гога написана художником в 1890 году. На сегодняшний день натюрморт хранится в «Музее Винсента Ван Гога» в Амстердаме.

Для натюрморта Ван Гога «Ирисы» характерно контрастное изображение жёлтого и синего цветов, их особое колористическое совмещение. У ирисов мягкая округлая форма, перекликающаяся отчасти с плавными нерезкими очертаниями вазы. Изображение ирисов напоминает волнообразный красочный поток цвета, что воссоздаёт атмосферу динамики, перетекания, переливания колористической энергии полотна. Одновременно с этим рождается впечатление хрупкости, воздушности, «пористости» рисунка.

Фон, рисунок вазы и плоскости стола прорисованы с применением художником тёплых, мягких цветов. Фоновый план картины заполнен единым цветом без излишней детализированности и орнаментальности. При этом подлинная сила цвета, его наполненность светом согревает, проникая во многие предметы окружающего мира и придавая воздуху зримость и цвет. Использование оттенков жёлтого выстраивает особый красочный ритм, выстраивает реальность полную гармонии и правильных черт. Цветовая подборка отличается насыщенностью, открытостью, без дробления на множество оттенков. Автор отдаёт большее предпочтение силе чёрного контура в обрисовке ярко-синих лепестков, свежих листков ириса в вазе.

Особенно тщательно проработано изображение цветов ириса. Штрихи белого цвета вырисовывают глубину и выразительность теней, объём и нежность сложных соцветий. Преобладание синих оттенков в изображении цветов не носит тотального характера. Скорее, можно сказать, что синий цвет ирисов тонально смягчён различными сочетаниями охры, жёлтого и голубого.

Написание рисунка вазы слегка смещено вправо, при этом подобное художественное решение подкреплено излишней «живостью» и пышностью рисунка букета в левой части полотна. Дальний план имеет одноцветное локальное решение и расцвечен жёлтым цветом, что смотрится довольно просто, аскетично, колористически односложно. Движения кисти художника следуют в своём движении очертаниям предметов, вылепливая саму «ткань» изображаемой вещи и выполняя функцию формообразования. Теневой рисунок не выписан, сведены до минимума законы классического построения светотени. Однако, «Ирисы» поражают яркостью и динамичностью визуального ряда, выразительностью красок, внутри которых существует глубинная сила цвета и линейного рисунка. Полотна Винсента Ван Гога отличны от многих работ академической классической живописи, а кроме того, от большинства работ импрессионистического искусства. Несмотря на это, его творчество полно жизненной силы. Главной особенностью творческого метода Ван Гога выступает яркость, подчас агрессивность, цвета, трепет линий, ощущение «дребезжания» образа, созданного на картине. В работах Ван Гога жизнь неудержима, словно поток сознания или бурливый неспокойный рой мыслей, идей, чью красоту нужно ещё уметь почувствовать и оценить.

Год создания: 1889.
Тип: Холст, масло.
Габариты: 71*93 см.
Местонахождение: Музей Гетти, Калифорния, США.

Ирисы

Картина «Ирисы» написана известным нидерландским художником Винсентом Ван Гогом в 1889 году. Эта картина была создана за год до смерти великого художника. Когда он писал эту картину, он находился в психиатрической лечебнице, которая находилась рядом с Сен-Реми-де-Прованс, тогда у него уже не было шансов на выздоровление. За ним вели постоянный контроль врачи клиники, так как у него часто случались приступы агрессии.

Описание

Эта картина сильно отличается от тех произведений, которые он создавал до нее. Возможно, причиной такой смене стиля послужила душевная болезнь художника. Это не тот стиль, который все привыкли видеть на картинах Ван Гога . В этом произведении нет напряженности, уныния и мрачных оттенков, которые вгоняли людей в тоску и вызывали нехорошие мысли. Эта картина наоборот содержит в себе свет, легкость и чистота. По стилю эту картину можно отнести к серии японских мотивов, по которым Ван Гог написал несколько картин.

Цветущие ветки миндаля

На картине «Ирисы» изображена небольшая часть луга, на котором растут только цветы. Помимо ирисов здесь есть и другие цветы, но ирисы все же занимают главную позицию, из-за чего картина и получила свое название. Картина изображает растения в необычном ракурсе, цветы заполняют практически все пространство картины. Изображение не выглядит оживленным, оно застыло. Композиция картины заставляет взгляд невольно двигаться в левый верхний угол. В этой картине есть необычная симметрия, земля сочетается с цветами в верхней левой части картины, а светлые ирисы лежат на центральной линии картины.

Техника

В технике, использованной при рисовании ирисов, чувствуется след японской живописи. Тонкие легкие линии, заливка отдельных элементов картины одним цветом. Но не вся картина выполнена в этом стиле, некоторые детали все же можно отнести к импрессионизму. Но смешение этих двух стилей не оказывает негативного влияния на картину, а лишь наоборот делает картину еще прекраснее и необычнее.

Картина «Ирисы», Ван Гог. обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Валентина

Винсент Ван Гог. Ирисы. 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

«Ирисы» Ван Гог создал в сложный момент своей жизни. Находясь в лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми (юго-восток Франции).

За несколько месяцев до этого он отрезал себе бритвой мочку уха, испытав сильнейший нервный срыв. С тех пор где-то раз в месяц с ним случались припадки. Он впадал в забытье на несколько часов.

«Ирисы» созданы сумасшедшим?

Никто не знает, какая болезнь поразила художника. Возможно, он страдал эпилепсией (как его дядя и сестра). Но это значит, что между припадками он был абсолютно вменяем.

А может это были панические атаки. Но когда они проходят, то человек также вполне адекватен.

В любом случае, достаточно посмотреть на его «Ирисы», чтобы убедиться, что это написал человек в здравом уме.

Более того, человек, который всеми фибрами души хотел выздороветь и продолжить работать.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

Ведь у Ван Гога была мечта. Он хотел изменить живопись и доказать другим, что его метод работы имеет право на жизнь.

В конце концов, он хотел продавать свои работы, чтобы получить материальную независимость и расплатиться с братом Тео (тот выплачивал ему ежемесячное содержание).

Когда Ван Гог создавал «Ирисы», все эти надежды ещё теплились в нем. Он был уверен, что живопись поможет ему преодолеть недуг.

Поэтому картина такая светлая, позитивная. В ней отражается настрой художника на лучшее.

В чем особенность «Ирисов» Ван Гога?

На картине мы видим цветочный ковёр. Нет горизонта и неба. Ван Гог сделал так, чтобы внимание зрителя было приковано только к цветам. Это очень необычный ракурс, который до него почти не встречался в западной живописи.

Но не Ван Гог придумал так писать. Такой ракурс часто встречается у японских мастеров. Когда художник очень близко приближает зрителя к объекту. А фон при этом нейтральный. Так работал знаменитый Кацусика Хакусай.


Кацусика Хакусай. Ирисы и кузнечик. 1820-е гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

А вот после Ван Гога такая техника встречается чаще.

Клод Моне напишет не одну подобную картину. В том числе с ирисами.


Клод Моне. Ирисы и кувшинки. 1914-1917 гг. Частная коллекция

Эту же идею подхватят и представители модерна. Среди которых самым ярким был .


Густав Климт. Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих

Но «Ирисы» Ван Гога интересны не только ракурсом.

Если их сравнивать с работой Моне, то сразу бросается в глаза разница в изображении цветов.

У Моне цветы написаны нечетко, в импрессионистской манере. Лишь сочный, почти светящийся цвет выделяет их в пространстве.

У Ван Гога цветы более реалистичные и правдоподобные.


При этом земля написана совсем в другой технике. Раздельными, разноцветными мазками. В результате у нас создаётся впечатление рыхлости почвы.

Только каких оттенков здесь нет. Пудровый, розовый, красный, желтый, коричневый. И даже местами синий. Такая техника чем-то похожа на пуантилизм.


Ван Гог. Ирисы (деталь). 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Это когда художник рисует отдельными точками или мазками разных цветов. С расчетом, что на расстоянии несмешанные краски соединятся в единую цветовую массу.

Одним из самых знаменитых пуантилистов был Поль Синьяк. Который как раз и познакомил Ван Гога с техникой разделения цвета.

Поль Синьяк. Красный буек. 1895 г. , Париж

Это весьма интересно. До Ван Гога ещё никто не соединял на одном полотне две такие разные техники. Реализм и пуантилизм.

Но он их как бы смягчил. Поэтому ничего не отталкивает. Как будто только так и можно было написать эти ирисы и почву.

Это ещё раз говорит о том, насколько Ван Гог стремился учиться у других. Но при этом все перерабатывал на свой лад. Он сознательно искал новый путь.

Согласитесь, на такое сумасшедший человек вряд ли способен.

Есть ли в «Ирисах» зашифрованное послание?

Наверняка вы обратили внимание, что среди синих цветов растёт одинокий белый ирис. Что Ван Гог хотел этим сказать? Нас так и подмывает искать в этом скрытый смысл.

Может художник так обозначает собственное одиночество?

Ведь никто не верил в него. Кроме его брата Тео и его самого.

Вряд ли. Ван Гог не любил символику. Стремился рисовать только реальный мир.

Ему была важнее выразительность. То есть возможность через цвет и форму выразить суть вещей. То, как он ее видел и понимал.

Поэтому он так легко отступал от реалистичности ради этой сути. Яркие цвета (). Гипертрофированные черты лиц ().

А вот специально что-то добавлять, чтобы зашифровать некое послание, он не хотел. Поэтому почти всегда писал с натуры, а не по памяти.

Всеми цветами радуги одарила природа ирисы: розовые и бронзово-багряные, лазоревые и сапфировые, сиреневые и пурпурно-вишневые, лимонные и оранжево-желтые, снежно-белые и голубовато-черные. Древние греки называли радугу ирисом, а потом и цветок, схожий с радугой по окраске, стали ирисом именовать, считая цветы осколками упавшей на землю радуги. У ирисов красивы не только цветы, но и листья, которые остаются зелеными до глубокой осени.

Каких только ирисов не существует на земле! Ирис карликовый, например, возвышается над поверхностью земли всего на несколько сантиметров, и его фиолетовые цветы кажутся воткнутыми прямо в землю. Зато лавандово-голубые или белоснежные цветы ириса гигантского голубого с вечнозелеными листьями красуются почти на саженной высоте.

В культуре цветы известны свыше двух тысяч лет и почитаются не только за красоту цветов, но и за аромат корня, вытяжки из которого применяются при изготовлении высококачественных духов, ликеров, вин и кондитерских изделий.

На острове Крит, среди росписей Кносского дворца на фреске изображен жрец, окруженный цветущими ирисами. Этой фреске около 4000 лет. Цветки ириса запечатлены в камне восточных и римских галерей и балюстрад. В средние века они росли в садах замков и монастырей, откуда перенеслись в сады горожан. Арабы еще в глубокой древности высаживали на могилах дикий ирис с белыми цветами. А в Древнем Египте его разводили еще в XVI-XV веках до нашей эры, и он был там символом красноречия. В Аравии, наоборот, они были символом молчания и печали.

Свое название цветок "ирис" получил из рук знаменитого целителя Гиппократа, который дал имя растению в честь древнегреческой богини Ириды, провозглашающей людям волю олимпийских богов. Богиня Ирида сходила по радуге на землю, поэтому слово "Ирис" в переводе с греческого означает радуга. Карл Линней, который предложил единую систему научных названий растений, сохранил за ирисом его древнее имя.

Флоренция лишь потому названа так римлянами, что вокруг этого этрусского поселения в свое время в изобилии росли ирисы, а латинское "флоренция" означает "цветущая". С тех пор ирис флорентийский украшает городской герб Флоренции.

Этот вид ириса прославился также тем, что с давних пор из его корневища научились извлекать душистое эфирное масло с ароматом фиалок. Именно поэтому корневище этого ириса называют фиалковым корнем. Этот естественный ароматизатор применялся в королевских гардеробных уже в XV в. Из 1 кг корневищ в среднем получают 7 г эфирного масла, которое используют в парфюмерии. Извлекают душистые вещества и из цветков.

Как религиозный символ ирис впервые появляется в живописи ранних фламандских мастеров, и на изображениях Девы Марии он присутствует как вместе с лилией, так и вместо нее. Это символическое значение связано с тем, что название "ирис" означает "лилия с мечом", в чем усматривается намек на скорбь Марии о Христе.

У христиан ирис символизирует чистоту, защиту, но также стал символом скорби и боли, причиной чему стали его острые клинообразные листья, которые будто олицетворяли страдания и печаль сердца Богоматери от страданий Христа. Особенно часто в качестве такого символа на изображениях Девы встречается голубой ирис. Ирис может также символизировать непорочное зачатие.

А вы знаете, что ирисы были особой гордостью Моне? Он сажал их неустанно и повсюду.

На Руси среди названий ириса (петушки, сорочьи цветы, лузики, косички) наиболее распространенным остается нежное "касатик", то есть дорогой, любимый, желанный.

В японских семьях, в традиционный праздник мальчиков, из цветов ириса готовят магический талисман, который должен вселить в душу юноши отвагу. В японском языке слова "ирис" и "воинский дух" обозначаются одним иерглифом. Даже листья ириса похожи на меч.

Клод Моне - Сад ирисов в Живерни, 1899-1900


Клод Моне - Клумба с ирисами в саду художника, 1900


Клод Моне - Сад (Ирисы), 1900

Клод Моне - Сиреневые ирисы, 1916-1917


Винсент Ван Гог - Цветущие ирисы, 1889

Эта знаменитая картина нидерландского художника Винсента Ван Гога была создана им в 1889 году. «Ирисы» стали одной из последних работ великого мастера. Через год Ван Гог умер. На момент работы над картиной живописец уже был неизлечимо болен. Он постоянно находился под присмотром врачей в клинике для душевнобольных. Эта клиника располагалась недалеко от живописного местечка Сен-Реми-де-Прованс.

Возможно, недуг так повлиял на творческую манеру Ван Гога, но картина получилась совершенно не похожей на все то, что писал художник до сих пор. Это не тот Ван Гог, которого знали. В полотне нет напряженности, тревожности, густых красок и теплых оливково-горчичных оттенков. Наоборот, здесь присутствует какая-то легкость, воздушность и прозрачная невесомость. Картина по манере исполнения напоминает японские гравюры.

Художник выбрал для своей картины необычный ракурс. Цветы заполняют собой практически всю поверхность полотна. Кажется, что сидишь на корточках посреди поля, в самой гуще цветов. Но изображение не выглядит застывшим, статичным. Композиция выстроена так, что взгляд невольно устремляется по диагонали вверх и влево. Присутствует в «Ирисах» и своеобразная симметрия. Так пятно земли на переднем плане уравновешивается оранжево-желтыми бутонами в верхнем левом углу. Белый ирис и бледно-голубой держат на себе горизонталь картины.

Влияние японской живописи заметно, в первую очередь, в прорисовке ирисов. Та же четкость и тонкость изящных линий, та же сплошная заливка цветом отдельных деталей. Но картина не полностью выдержана в этом стиле. Здесь же можно увидеть и влияние импрессионизма. И самое удивительное, что такое смешение совершенно не нарушает гармонию изображения. Оно лишь добавляет творению Ван Гога неповторимости и притягательного очарования.

Винсент Ван Гог - Ирисы. Сен-Реми, май 1890

Картина «Ирисы» Винсента Ван Гога написана художником в 1890 году. На сегодняшний день натюрморт хранится в «Музее Винсента Ван Гога» в Амстердаме.

Для натюрморта Ван Гога «Ирисы» характерно контрастное изображение жёлтого и синего цветов, их особое колористическое совмещение. У ирисов мягкая округлая форма, перекликающаяся отчасти с плавными нерезкими очертаниями вазы. Изображение ирисов напоминает волнообразный красочный поток цвета, что воссоздаёт атмосферу динамики, перетекания, переливания колористической энергии полотна. Одновременно с этим рождается впечатление хрупкости, воздушности, «пористости» рисунка.

Фон, рисунок вазы и плоскости стола прорисованы с применением художником тёплых, мягких цветов. Фоновый план картины заполнен единым цветом без излишней детализированности и орнаментальности. При этом подлинная сила цвета, его наполненность светом согревает, проникая во многие предметы окружающего мира и придавая воздуху зримость и цвет. Использование оттенков жёлтого выстраивает особый красочный ритм, выстраивает реальность полную гармонии и правильных черт. Цветовая подборка отличается насыщенностью, открытостью, без дробления на множество оттенков. Автор отдаёт большее предпочтение силе чёрного контура в обрисовке ярко-синих лепестков, свежих листков ириса в вазе.

Особенно тщательно проработано изображение цветов ириса. Штрихи белого цвета вырисовывают глубину и выразительность теней, объём и нежность сложных соцветий. Преобладание синих оттенков в изображении цветов не носит тотального характера. Скорее, можно сказать, что синий цвет ирисов тонально смягчён различными сочетаниями охры, жёлтого и голубого.

Написание рисунка вазы слегка смещено вправо, при этом подобное художественное решение подкреплено излишней «живостью» и пышностью рисунка букета в левой части полотна. Дальний план имеет одноцветное локальное решение и расцвечен жёлтым цветом, что смотрится довольно просто, аскетично, колористически односложно. Движения кисти художника следуют в своём движении очертаниям предметов, вылепливая саму «ткань» изображаемой вещи и выполняя функцию формообразования. Теневой рисунок не выписан, сведены до минимума законы классического построения светотени. Однако, «Ирисы» поражают яркостью и динамичностью визуального ряда, выразительностью красок, внутри которых существует глубинная сила цвета и линейного рисунка. Полотна Винсента Ван Гога отличны от многих работ академической классической живописи, а кроме того, от большинства работ импрессионистического искусства. Несмотря на это, его творчество полно жизненной силы. Главной особенностью творческого метода Ван Гога выступает яркость, подчас агрессивность, цвета, трепет линий, ощущение «дребезжания» образа, созданного на картине. В работах Ван Гога жизнь неудержима, словно поток сознания или бурливый неспокойный рой мыслей, идей, чью красоту нужно ещё уметь почувствовать и оценить.